Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование и разработка универсального программного комплекса формирования тарифов на тепловую энергию региональной АСУ деятельностью естественных монополий в сфере теплоэнергетики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные результаты проведенных в диссертации исследований были представлены и обсуждены на: Международной технической конференции «Информационные технологии в инновационных проектах», Ижевск, 2000, 3rd International Workshop on Computer Science and Information Technologies CSIT 2001, Ufa, Russia, 2001; научно-практической конференции «Современные информационные технологии… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ И ПОСТАВНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Региональные производственно-распределительные системы теплоснабжения как объекты социально-экономического регулирования
    • 1. 2. Основные принципы и механизмы реализации систем учета и планирования в существующих системах теплоснабжения
    • 1. 3. Основные проблемы регулирования деятельности естественных монополий в сфере теплоэнергетики

Исследование и разработка универсального программного комплекса формирования тарифов на тепловую энергию региональной АСУ деятельностью естественных монополий в сфере теплоэнергетики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Теплоснабжение является важнейшей частью энергообеспечения экономики. Тепловая энергия широко используется в производстве, жилищно-коммунальном хозяйстве.

Теплоснабжение России обеспечивают 485 ТЭЦ, около 6,5 тыс. котельных мощностью более 20 Гкал/час, более 180 тыс. мелких котельных и порядка 600 тысяч автономных индивидуальных теплогенераторов. В организациях, связанных с теплоснабжением и теплопотреблением работает около 3 млн. человек. Суммарная реализация тепла в стране составляет 2060 млн. Гкал/год, в т. ч. жилищный сектор и бюджетная сфера потребляют 1086 млн. Гкал/год, промышленность и прочие потребители — 975 млн. Гкал/год. На теплоснабжение расходуется более 400 млн. т. у.т./год. [1, 2].

Современный этап развития и функционирования регионального теплоснабжающего комплекса характеризуется ростом предъявляемых к нему требований: управляемости, доступности, надежности. В то же время, согласно отечественному и зарубежному опыту теплоэнергетический комплекс должен быть отрегулирован таким образом, чтобы он служил на благо всему обществу [3,4]. Регулирование сферы теплоснабжения, как жизненно важного источника энергии, является одной из составляющих управления экономикой региона. Поэтому, осмысление и обобщение существующих разработок в области регулирования, а также новых концепций методик по расчету тарифов, тарифного регулирования, как эффективного способа управления монополистами, чрезвычайно важны [5].

Региональные компании по производству тепла и организации теплоснабжения, являются сегодня компаниями общего пользования — естественными монополистами. Исследование проблем, связанных с процессами, протекающими в них и вокруг них, являются актуальными для реформируемой и регулируемой экономики региона.

Основной целью управления топливно-энергетическим комплексом является создание экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих надежное и безопасное-функционирование системы энергообеспечения экономики.

Для ограничения претензий естественных монополий на получение сверхприбылей за счет остальной части общества необходимо регулирование их деятельности в части установления тарифов на тепловую энергию с тем, чтобы с одной стороны учесть интересы потребителей в поставках недорогой тепловой энергии (поставках энергии по приемлемым ценам), и интересы производителей тепловой энергии и услуг по ее передаче для того, чтобы компенсировать им понесенные затраты, а также предоставить возможность получать нормированную прибыль от своей деятельности не ущемляя при этом интересы других групп [6].

Основная задача регулирования естественных монополий в теплоэнергетике — обеспечить баланс интересов различных групп, при соблюдении интересов государства.

Для того чтобы не мешать деятельности и развитию теплоэнергетического комплекса (ТЭК) регулирование как процесс должно быть эффективным, т. е. решать в полной мере возлагаемые на него задачи с минимальными издержками в максимально короткие сроки.

Оперативность и точность принятия решений при регулировании деятельности компаний общего пользования в энергетических естественных монополиях, к которым относятся и компании теплоэнергетики, во многом зависят от состояния общего информационного поля ФЭКРЖсубъекты регулирования. Одной из важнейших задач регулирования при этом является определение экономической обоснованности затрат, включаемых в состав себестоимости производимой продукции или услуг [7].

Производители теплоэнергии и услуг по ее передаче заинтересованы в завышении уровня показываемых затрат на производство продукции, так как им в определенных условиях законодательно гарантирована норма рентабельности [5]. Можно сказать, что в создавшихся условиях отсутствия соответствующего контроля и действующей тарифной политики они не заинтересованы в снижении себестоимости производимой энергии, т.к. это не дает им существенных экономических преимуществ по сравнению с другими компаниями отрасли: снижение себестоимости продукции и услуг может повлиять на снижение уровня устанавливаемых для этих организаций тарифов, при той же норме рентабельности. А это означает в некоторых случаях снижение получаемой прибыли. Возможно, этот тариф не будет ниже установленного среднего тарифа по региону. Однако это довольно слабый довод, т.к. такой подход к формированию тарифов никак не стимулирует дальнейшее снижение себестоимости продукции, проведение дорогостоящих энергосберегающих мероприятий.

Можно говорить об отсутствии в настоящее время четких и ясных экономических механизмов, стимулирующих подъем эффективности ведения хозяйства в области теплоэнергетики. Вместо этого налицо постоянное повышение тарифов на тепло. Какие эффективные экономические механизмы могут быть в теплоэнергетике в условиях ее регулирования государством? Приведет ли создание рыночных условий в теплоэнергетике к балансу интересов производителей и потребителей? Возможно, экономический механизм — это нечто другое, чем гарантирование права монополиста-производителя на фиксированную норму рентабельности. Возможно это получение льготного налогообложения эффективных компаний или какая-то иная система стимулирования, позволяющая таким организациям эффективно развиваться. В качестве поощрения может выступать система дифференцированного нормирования рентабельности и льготного кредитования для эффективных организаций на развитие производства и совершенствование технологической базы.

Экономический механизм обеспечения баланса интересов различных групп в энергетике не может быть чисто рыночным в силу специфики отрасли (довольно сложно, а иногда и невозможно, организовать рынок, конкуренцию между поставщиками продукции и услуг, а также доступ потребителей к этим услугам). Такой механизм не может быть и чисто административным, т.к. это снизит инвестиционную привлекательность отрасли и заинтересованность компаний в снижении затрат на производство продукции [8].

Известно, что снижение материалоемкости энергетики является стратегической задачей государства, т.к. это является движением к более эффективному использованию природных ресурсов страны. Другой целью является снижение энергоемкости ВВП, что является совершенно отдельной темой.

Затратная идеология формирования тарифа на тепловую энергию предполагает сравнение текущих затрат на производство и передачу тепловой энергии с затратами предыдущего периода. На основе такого сравнения принимается решение об утверждении тарифа для энергоснабжающих организаций.

Важным вопросом, требующим проведения исследований, представляется механизм признания понесенных затрат экономически обоснованными для производства тепловой энергии или услуг по ее передаче. В соответствии с затратной идеологией в состав себестоимости включаются только признанные экономически обоснованными затраты. В условиях различного состава производящего оборудования и тепловых сетей, а также различного их состояния, понесенные затраты для одного предприятия могут быть признаны обоснованными и следовательно включены в состав себестоимости, для другого — нет. Экономическое обоснование затрат требует со стороны органа регулирования детального анализа теплоэнергетического объекта, проведения сложных технико-экономических расчетов, подтверждающих необходимость расхода материалов, топлива, человеческих ресурсов для производства и (или) передачи тепловой энергии.

В этих условиях представляется весьма важным обобщение уже наработанного опыта и исследования вопросов экономического обоснования затрат на производство и передачу тепловой энергии, формирования себестоимости, дифференцированного тарифного регулирования [9].

Эффективное регулирование предполагает утверждение тарифа на тепловую энергию 3−4 раза в год [10], что означает необходимость повторного анализа состояния теплоэнергетического объекта и повторного проведения сложных технико-экономических расчетов. Такое регулирование возможно только при наличии автоматизированных информационных систем обработки технико-экономической информации в сфере теплоэнергетики.

Актуальность и недостаточная изученность вопросов создания информационных систем в сфере регулирования теплоэнергетического сектора экономики требует проведения дополнительных исследований.

Проведенный анализ тенденций и особенностей развития системы государственного регулирования теплоэнергетики за последние 3 года ясно показывает, что несмотря на принятый Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» [11] и другие нормативные акты принятые Правительством в области энергетики, все еще актуальным остается вопрос реализации следующих задач:

1. Создание и постоянное совершенствование системы эффективного мониторинга деятельности субъектов регулирования, обеспечивающей получение достоверной информации о техническом и финансово-экономическом состоянии субъектов регулирования путем формирования необходимого информационного ресурса на базе ведомственной отчетности и аущ&аОсуществление комплексного анализа экономической обоснованности затрат, включаемых в состав тарифов и расчет последних согласно методик, учитывающих результаты анализа тенденций динамики финансово-экономических показателей деятельности объектов регулирования.

3. Организация обучения и повышения квалификации специалистов по вопросам государственного регулирования на базе современных информационных технологий.

Именно эти принципы были положены в основу при разработке автоматизированной системы управления (АСУ) деятельностью естественных монополий ENERGY-SR, осуществляемой в РЭК РСО-Алания [12].

Целью диссертационной работы является системное исследование и разработка методов и машинно-ориентированных алгоритмов и создание на их основе универсального регионального программно-управляющего комплекса автоматизированного регулирования деятельности естественных монополий в сфере теплоэнергетики.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

1. Системный анализ основных проблем, принципов и механизмов реализации учета и планирования в существующих системах теплоснабжения, проблем регулирования деятельности естественных монополий в сфере теплоэнергетики и постановка задачи исследования.

2. Исследование и разработка методологического обеспечения системы регулирования деятельности естественных монополий в сфере теплоэнергетики.

3. Разработка концепции и принципов построения региональных интегрированных информационно-управляющих систем для регулирования деятельности естественных монополий в теплоэнергетике.

4. Разработка машинно-ориентированного алгоритмического обеспечения основных подсистем учета, анализа, планирования и управления регионального информационно-управляющего комплекса.

5. Разработка структуры средств, информационного и специального программного обеспечения автоматизированного формирования и анализа тарифов на тепловую энергию автоматизированной системы управления деятельностью субъектов естественных монополий в области теплоэнергетики.

6. Анализ эффективности функционирования предлагаемой системы.

Предмет и объект исследования. Объектом исследования являются процесс регулирования деятельности естественных монополий в сфере теплоэнергетики. Предметом исследования являются методы, формы и механизмы решения проблем в сфере регулирования теплоэнергетического сектора экономики в части экономического обоснования затрат, формирования себестоимости и тарифов на выработку и транспортировку тепловой энергии, с использованием современных информационных технологий и систем.

Методы исследования. Проводимые исследования базировались на положениях технической кибернетики, методах и приемах исследования экономических объектов: системный анализ, математическое моделирование с использованием принципов построения экономико-математических моделей, статистический анализ, математический анализ и исследование операций, совокупность методов и приемов экономического анализа и обработки информации: монографический, сравнительный, динамический, группировок, расчетно-конструктивный, индексный.

Научная новизна работы:

1. На основе результатов проведенных системных исследований и анализа тенденций и особенностей развития системы государственного регулирования в области теплоэнергетики, обобщения и систематизации основных принципов и подходов построения и характера функционирования многоуровневых автоматизированных систем управления (АСУ) предложен новый подход и разработано специальное методологическое обеспечение тарифного регулирования деятельности естественных монополий в сфере теплоэнергетики.

2. Разработаны концепция и принципы построения региональных интегрированных информационно-управляющих систем для регулирования деятельности естественных монополий в теплоэнергетике, положенные в основу при создании системы управления деятельностью теплоэнергетических объектов Южного региона РФ.

3.Разработаны и реализованы универсальные машинно-ориентированные алгоритмы обработки технико-экономической информации для расчета и анализа себестоимости выработки и передачи тепловой энергии теплоснабжающими организациями, формирования и анализа тарифов на тепло и его транспортировку в рамках сетей теплоснабжения.

4. Разработаны структура средств, информационное и специальное программное обеспечения подсистемы автоматизированного формирования и анализа тарифов на тепловую энергию универсального информационно-управляющего комплекса системы управления деятельностью субъектов естественных монополий в области теплоэнергетики.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается соответствием результатов теоретических и экспериментальных исследований, результатами внедрения разработанных программных продуктов на ряде ведущих объектов теплоэнергетики.

Практическая значимость работы:

1. Разработана машинно-ориентированная методология расчета и анализа себестоимости выработки и передачи тепловой энергии теплоснабжающими организациями, формирования и анализа тарифов на тепло и его транспортировку в рамках сетей теплоснабжения. Предложены концепция и принципы построения региональных интегрированных информационно-управляющих систем для регулирования деятельности естественных монополий в теплоэнергетике.

2. В соответствии с предложенной методологией выявлена структура средств, разработаны информационное и специальное программное обеспечения автоматизированного формирования и анализа тарифов на тепловую энергию в рамках универсального информационно-управляющего комплекса системы управления деятельностью субъектов естественных монополий в области теплоэнергетики.

3. Предложен и реализован подход и алгоритмы анализа и оценки эффективности разработанных программных комплексов и систем.

4. Разработанные методология и комплекс программ использованы при разработке универсального программного комплекса Q-1.MO «Расчет тарифов на тепловую энергию для энергоснабжающих организаций Московской области» и Q-1.KA для РЭК РСО-Алания, внедренных и успешно используемых в процессе регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области теплоэнергетики [13].

5. Результаты проведенных исследований в форме прикладных программ расчета и формирования различных показателей деятельности теплоснабжающих организаций используются в учебном процессе в СКГМИ (ГТУ) на кафедре «ИС в экономике» при подготовке специалистов в области прикладной информатики.

Основные научные положения, выносимые на защиту:

1. Результаты системных исследований, анализа и разработки нового подхода и специального методологическое обеспечение тарифного регулирования деятельности естественных монополий в сфере теплоэнергетики.

2. Концепция и принципы построения региональных интегрированных информационно-управляющих систем для регулирования деятельности естественных монополий в теплоэнергетике, положенные в основу при создании системы управления деятельностью теплоэнергетических объектов Южного региона РФ.

3. Универсальные машинно-ориентированные алгоритмы обработки технико-экономической информации для расчета и анализа себестоимости выработки и передачи тепловой энергии теплоснабжающими организациями, формирования и анализа тарифов на тепло и его транспортировку в рамках сетей теплоснабжения.

4. Структура средств, информационное и специальное программное обеспечения автоматизированного формирования и анализа тарифов на тепловую энергию универсального информационно-управляющего комплекса системы управления деятельностью субъектов естественных монополий в области теплоэнергетики.

Апробация работы. Основные результаты проведенных в диссертации исследований были представлены и обсуждены на: Международной технической конференции «Информационные технологии в инновационных проектах», Ижевск, 2000, 3rd International Workshop on Computer Science and Information Technologies CSIT 2001, Ufa, Russia, 2001; научно-практической конференции «Современные информационные технологии в образовании», Владикавказ, 2001; Международной конференции «Новые информационные технологии и их применение», Владикавказ, 2001; Международной конференции «Информационные технологии и системы: наука и практика», Владикавказ, 2002; на ряде научно-технических конференций профессорско-преподавательского состава, научных работников и аспирантов СКГМИ (ГТУ) в 2001;2003 году.

Личный вклад автора. Основные научные положения, теоретические выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационной работе, получены автором самостоятельно.

Публикации. Основные результаты диссертационной работы опубликованы в 8 работах.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 173 страницы машинописного текста, 39 рисунков, 12 таблиц и список литературы из 81 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основным итогом совокупности работ теоретического и прикладного характера, представленных в диссертации, является исследование и создание методологического, алгоритмического и программного обеспечения универсального информационно-управляющего комплекса регулирования деятельностью естественных монополий в сфере теплоэнергетики. Разработанные методы, алгоритмы и комплексы программ автоматизированного расчета и анализа тарифов на тепло характеризуются большими функциональными возможностями, простотой и удобством их использования при решении широкого круга задач регулирования деятельности естественных монополий в сфере теплоэнергетики как в условиях автоматизированного, так и в условиях традиционных расчетов. Результаты работы прошли достаточно полную апробацию в рамках деятельности региональных энергетических комиссий РСО-Алания и Московской области.

Научные и практические результаты проведенного диссертационного исследования можно сформулировать в следующем виде:

1. На основе результатов проведенного анализа тенденций и особенностей развития системы государственного регулирования теплоэнергетики за последние годы выявлен ряд вопросов, решение которых стало крайне актуальным. Среди них: 1) вопросы создания и постоянного совершенствования эффективного мониторинга субъектов регулирования путем формирования необходимого информационного ресурса на базе ведомственной отчетности и аудита- 2) осуществление комплексного анализа экономической обоснованности затрат, включаемых в состав тарифов и расчет последних согласно методик, учитывающих результаты анализа тенденций динамики финансово-экономических показателей деятельности объектов регулирования.

2. На основе результатов проведенных системных исследований, анализа, обобщения и систематизации основных принципов и подходов построения и характера функционирования многоуровневых автоматизированных систем управления (АСУ) предложена концепция и принципы построения региональных интегрированных информационно-управляющих систем для регулирования деятельности естественных монополий в теплоэнергетике, положенные в основу при создании системы управления деятельностью теплоэнергетических объектов Южного региона РФ.

3. На основании результатов системного анализа основных проблем, принципов и механизмов реализации учета и планирования в существующих системах теплоснабжения предложен новый подход и разработано специальное методологическое обеспечение тарифного регулирования деятельности естественных монополий в сфере теплоэнергетики.

4. Выявлен состав основных подсистем учета, анализа, планирования и управления регионального информационно-управляющего комплекса регулирования деятельностью субъектов естественных монополий в сфере теплоэнергетики.

5. Разработаны легко реализуемые в рамках автоматизированных систем универсальные машинно-ориентированные алгоритмы обработки технико-экономической информации для расчета и анализа себестоимости выработки и передачи тепловой энергии теплоснабжающими организациями, формирования и анализа тарифов на тепло и его транспортировку в рамках сетей теплоснабжения.

6. В соответствии с предложенной методологией выявлена структура средств, разработано и реализовано информационное и специальное программное обеспечение универсального информационно-управляющего комплекса автоматизированного формирования и анализа тарифов на тепловую энергию для предприятий и организаций сферы теплоэнергетики.

7. Предложен и реализован подход и алгоритмы анализа и оценки эффективности разработанных программных комплексов и систем. Проведен анализ эффективности функционирования предлагаемой системы.

8. Разработанные методология и комплекс программ использованы при разработке универсального программного комплекса Q-1.MO «Расчет тарифов на тепловую энергию для энергоснабжающих организаций Московской области» и Q-1.KA для РЭК РСО-Алания, внедренных и успешно используемых в процессе регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области теплоэнергетики. Расчетный экономический эффект от внедрения разработанных комплексов составляет более 6 млн руб. в год.

9. Результаты проведенных исследований в форме прикладных программ расчета и формирования различных показателей деятельности теплоснабжающих организаций используются в учебном процессе в СКГМИ (ГТУ) на кафедре «ИС в экономике» при подготовке специалистов в области прикладной информатики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Б.Ф. Реутов и др. Теплоснабжение страны на грани. // Энергия, 2002, № 1, 2002.
  2. Энергоаудит и нормирование расходов энергоресурсов: Сборник методических материалов // НГТУ, НИЦЭ. Н. Новгород, 1998. — 260 с.
  3. Энергетика за рубежом, приложение к журналу // Энергетик 2001 -вып. 1−3.
  4. В.Б. Опыт регулирования естественных монополий в США. // Вестник ФЭК -1997 -№ 11.
  5. Е.А.Чичеров. Энергосбережение и тарифная политика. // Вестник ФЭК. 2002 — № 8
  6. И.К. О функционировании субъектов естественных монополий России в энергетическом секторе экономики // Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности 2000 — № 1.
  7. Г. Г., Хузмиев И. К., Калинкин А. Ю. Автоматизация процессов регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере теплоэнергетики: проблемы и пути их решения. Вестник ВНЦ, том. 3, № 4. Владикавказ: Издательство ВНЦ, 2002 — с. 25−36.
  8. А.О. Некоторые проблемы развития энергетики: инвестиции и тарифы в регионах //Вестник ФЭК 1998 — № 7, 8.
  9. В. А. О методике измерения и тарифах на тепловую энергию. // Вестник ФЭК. 2002. — № 5.
  10. Ю.Хузмиев И. К. К вопросу о регулировании рынка энергоносителей // Вестник ФЭК. 1999. — № 6.
  11. Закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
  12. Г. Г., Хузмиев И. К. Автоматизация процессов регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере энергетики. // Экономика и финансы электроэнергетики. 2000. — № 11.
  13. Г. Г., Хузмиев И. К., Калинкин А. Ю. Программный комплекс расчета тарифов на выработку и передачу тепловой энергии (Q-1.MO). Информ. листок № 68−041−03, ГРНТИ 50.43.13, ЦНТИ РСО-А, 2003.
  14. А.Ю., Арунянц Г. Г. Автоматизация процессов регулирования деятельности естественных монополий в теплоэнергетике. // В книге: «Труды молодых ученых», № 1. — Владикавказ: Издательство ВНЦ, 2003. с. 10−19.
  15. Закон «О естественных монополиях» от 17.05.95. № 147. ФЗ.
  16. И.К. Основы регулирования естественных монополий в сфере энергетики и энергоменеджмента. Том. 1. Владикавказ: Ремарко, 2001.
  17. А.Ф. Энергетика России и мира в XXI веке. // Энергетик. 2000.-№ 11.
  18. А.Ю. Правовой статус региональных энергетических комиссий // Вестник ФЭК. 1998. — № 4.
  19. Энергоаудит и нормирование расходов энергоресурсов: Сборник методических материалов//НГТУ, НИЦЭ. Н. Новгород, 1998. -260 с.
  20. А.Ф. Принципы формирования тарифов при комбинированной выработке электрической и тепловой энергии. // Энергетик. 2001. — № 4.
  21. JI.B. Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию на примере ОАО «Свердловэнерго» //Вестник ФЭК 2001. — № 12.
  22. .П., Колесников А. И., Федорова М. Н. Энергоаудит промышленных и коммунальных предприятий // Ассоциация энергоменеджеров-М., 1999.
  23. Повышение эффективности использования энергии в промышленности, под редакцией A.M. Мастепанова и Ю. М. Когана М.: Минэнерго. 1999.
  24. С.А., Вакулко А. Г., Бобряков А. В. Информационно-аналитические системы, как стратегический резерв повышения энергоэффективности России. // Энергосбережение. 2001. — № 2.
  25. А.Ф. Роль тарифной политики в реализации программы энергосбережения России. // Энергетик 2001. — № 2.
  26. A.M. Формирование долгосрочной энергетической политики Российской Федерации. //Вестник ФЭК. 1999. — № 7, 8.
  27. И.К. и др., Энергетические ресурсы. /Ред. Хузмиев И. К., Природные ресурсы Республика Северная Алания, т.8, Проект-пресс, 2001.
  28. Г. Г. Хузмиев И.К. Автоматизация регулирования субъектов естественных монополий в сфере экономики. //Вестник ФЭК. 2000. -№ 7, 8.
  29. Ахо А.В., Хопкрофт Д., Ульман Д. Д. Структуры данных и алгоритмы.: Пер. с англ.: М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 384 с.
  30. Н. Алгоритмы и структура данных: Пер. с англ. М.: Мир, 1989−360 с.
  31. Промышленная теплоэнергетика и теплотехника: П 81 Справочник / Под общ. Ред. В. А. Григорьева, В. М. Зорина 2-е изд., пераб. — М: Энерго-атомиздат, 1991. — 588 с.
  32. Наладка и эксплуатация водяных тепловых сетей: Справочник/ В. И. Манюк, Я. И. Каплинский, Э.Б. ХИЖ и др. М.: Стройиздат, 1988. — 432 е.
  33. Мяцяшек, Лешек. Анализ требований и проектирование систем. Разработка информационных систем с использованием UML.: Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 432 с.
  34. Jim McCarthy. Dynamic of Software Development (Microsoft Press, 1995).
  35. Калянов Г. Н. CASE. Структурный системный анализ (автоматизация и применение). М.: Лори, 1996.
  36. Интероперабельные информационные системы: архитектуры и технологии / Д. О. Брюхов, В. И. Задорожный, Л. А. Калиниченко, М. Ю. Курошев, С. С. Шумилов // СУБД. 1995 — № 4 — с. 96−113.
  37. Маклаков С.В. BPwin и ERwin. CASE-средства разработки информационных систем. 2-е изд., испр. и дополн. — М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001 -304 с.
  38. Информационные системы / Петров В. Н. СПб.: Питер, 2002.688 с.
  39. И.О. Профессиональное программирование. Системный подход. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. — 512 с.
  40. Гейтс Б- Бизнес со скоростью мысли. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 480.
  41. А., Буч Г., Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. СПб.: Питер, 2002. — 496 с.
  42. Г. Г., Хузмиев И. К., Калинкин А. Ю. Особенности построения программного комплекса расчета и анализа потерь в электрических сетях. // Вестник ФЭК РФ № 4 — 2001 — с. 47−54.
  43. ANSI/X3/SPARC Study Group on Data Base Management Systems Interim Report. FDT Bulletin, 7 (2), 1975, pp. 1−140.
  44. Г. Г., Хузмиев И. К., Калинкин А. Ю. Программный комплекс автоматизированного расчета и анализа потерь в электрических сетях (ELOSS-1.KA). Информ. листок № 68−095−02, ГРНТИ 50.43.13, ЦНТИ РСО1. A, 2002.
  45. А., Елманова Н. ADO в Delphi: Пер. с англ. СПб: БХВ-Петербург, 2002 — 816 с.
  46. С. Доступ к базам данных и техника работы в сети. Практические приемы современного программирования. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2000−416 с.
  47. А.Р. Стратегические технологии баз данных: менеджмент на 2000 год. Пер. с англ. /под ред. и с предисл. М. Р. Когаловского М.: Финансы и статистика, 1999.
  48. И. Анализ и обработка данных: специальный справочник СПб: Питер, 2001. — 752 с.
  49. Э. Корпоративные хранилища данных. Планирование, разработка, реализация. Том. 1.:Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001.-400 с.
  50. Elmastri, R. and Navathe, S.B. Fundamentals of Database Systems, 3rd edn, Addison-Wesley, 2000,956 pp.
  51. Е.З. СУБД и действительно большие системы // СУБД. -1997-№ 4-с. 61−64.
  52. К.Н., Симаков О. В. Общая оценка оценки и выбора систем управления базами данных // Прикладная информатика / Под ред.
  53. B.М.Савинкова. Вып. 2(11). — М.: Финансы и статистика, 1986. — с. 143−173.
  54. A.M., Епанешников В.А. DELPHI. Проектирование СУБД. М. ДИАЛОГ-МИФИ, 2001 — 528 с.
  55. С.Ф. Профессиональное программирование в Microsoft Access 2002.: Пер. с англ. М.: «Издательский дом «Вильяме», 2002. — 992 с.
  56. К. Введение в системы баз данных: Пер. с англ. 6-е изд. -СПб.: Вильяме, 1999.
  57. E.F.Codd, «А Relation Model of Data for Large Shared Data Banks», Communications of the ACM (June 1970). Русский перевод: Э. Ф. Кодд. Реляционная модель данных для больших совместно используемых банков данных. СУБД, 1/1995, с. 145−160.
  58. Д. Проектирование объектно-ориентированных баз данных. Пер. с англ. э М.: ДМК Пресс, 2001. — 272 с.
  59. М.И., Диковский А. Я. Динамические дедуктивные базы данных. //Техническая кибернетика. 1994, № 5, с. 55−67.
  60. Kirkwood, J. High Performance Relation Database Design, Ellis Hor-wood, 1992, 266 pp.
  61. Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы. Пер. с англ. — СПб.: Символ-Плюс, 1999. — 304 с.
  62. A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2000. -352 с.
  63. Г. Г., Хузмиев И. К., Калинкин А. Ю. Принципы динамического формирования внутрисистемных и пользовательских интерфейсов при создании сложных программных систем. // Вестник ФЭК РФ № 4 — 2001 — с. 38−44.
  64. Mary Kirtland. Designing Component-Based Application. (Microsoft Press, 1998).
  65. Collins, D. Designing Object-Oriented User Interfaces, Benjamin / Cummings Publ., 1995, 590 pp.
  66. Кэнту M. Delphi 5 для профессионалов. СПб: Питер, 2001. — 944 с.
  67. Н., Трепалин С., Тендер A. Delphi 6 и технология СОМ. -СПб.: Питер, 2002. 640 с.
  68. Базы данных с неполной информацией / В. А. Брудно, Д. П. Скворцов, В. К. Финн, М. Ш. Цаленко // Семиотика и информатика. 1985. Вып. 25. с. 5−45.
  69. Д.Э. Искусство программирования, том. 1. Основные алгоритмы, 3-е изд.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 720 с.
  70. J. Widom and S. Ceri, Active Database Systems: Triggers and Rules for Advanced Database Processing (San Francisco: Morgan Kaufmann Publishers, 1995)
  71. С.Д. Методы оптимизации выполнения запросов в реляционных СУБД // Сб. Итоги науки и техники. Вычислительные науки. Т. 1. -М.: ВИНИТИ, 1989. — с.76−145.
  72. Вопросы повышения эффективности работы проектных организаций химической промышленности. М.: ЦНИИТЭХим, 1977 — с. 87.
  73. З.Я., Пиневский Н. М. Стратегия проектирования систем управления. Автоматизация проектирования. JL: Судостроение, 1978 -144с.
  74. Н.К. — В кн.: Автоматизация поискового конструирования. Межвуз. Сб. трудов. Горький. Горьковский гос. Университет, 1979 с. 14−25.
  75. В.А. Том И.Э. там же, с. 40−47.
  76. С.Н. Механизация и автоматизация управления. -М.: Наука, 1979, № 1 — с. 31−34.
  77. Г. С., Черновисов Г. Н. Развитие систем автоматизации Проектных работ. Сер. Проектирование и освоение производств нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. М.: ЦНИИТЭНефтехим, 1977-с. 43.
  78. Л.А., Рысин Г. А., Фалькевич Г. С., Черновисов Г. Н. Экономическая эффективность автоматизации проектных работ. Сер. Проектирование и освоение производств в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. М.: ЦНИИТЭНефтехим, 1979.
  79. Методика определения экономической эффективности автоматизированных систем управления предприятиями и производственными объединениями. М.: Статистика, 1979 — с. 62.
Заполнить форму текущей работой