Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Актуализация доминирующих физических качеств как средство повышения уровня двигательной подготовленности студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подводя итоги оценки двигательных показателей обеих групп, можно отметить, что различия наблюдались во всех контрольных упражнениях. Наиболее значимые изменения в сравниваемых группах обнаруживаются в беге на 3000 м. Мы считаем, что здесь сказалось положительное влияние тех методических изменений, которые дополнили содержательную часть занятий: комплексов упражнений, направленных на воспитание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Физическое воспитание студентов — проблемы теории и практики
    • 1. 1. Социальный статус современного студенчества
    • 1. 2. Профессионально-прикладная физическая подготовка
    • 1. 3. Теоретические обоснования использования методики с акцентирующим воздействием на доминирующие физические качества в учебном процессе
    • 1. 4. Морфо-фушщиональные изменения организма и закономерности развития физических качеств в студенческом возрасте
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Организация и методика исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методика исследования
    • 2. 3. Этапы педагогического эксперимента
  • Глава 3. Реализация методики с акцентирующим воздействием на воспитание доминирующих физических качеств студентов
    • 3. 1. Исследование двигательной подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп
      • 3. 1. 1. Констатирующий этап
      • 3. 1. 2. Второй этап — методика с направленностью на устранение явных недостатков в двигательной подготовленности студентов
    • 3. 2. Влияние доминирующих физических качеств на рост двигательной подготовленности студентов
      • 3. 2. 1. Исследование мотивации студентов к занятиям по физическому воспитанию
      • 3. 2. 2. Влияние комплексов разнонаправленных упражнений на воспитание физических качеств в подгруппах
      • 3. 2. 3. Влияние двигательной деятельности на изменение ряда вегетативных функций студентов
      • 3. 2. 4. Особенности корреляционных взаимосвязей показателей вследствие различной направленности используемых комплексов упражнений в подгруппах

Актуализация доминирующих физических качеств как средство повышения уровня двигательной подготовленности студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне определяется несоответствием между низким уровнем двигательной подготовленности молодых людей, который на сегодняшний день является закономерным следствием недостаточной физической активности на фоне увеличившихся интеллектуальных нагрузок, и предъявляемыми высокими требованиями к состоянию физической работоспособности на современном рынке труда. Высшее образование утрачивает свое первоначальное предназначение — формирование личности, благополучной в физическом, духовном, социальном аспектах, так как разрушение здоровья, которым стало сопровождаться получение образования, является одним из главных факторов деформации, разрушения личности (3. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша) [Г51]. В связи с этим в вузах возникает необходимость создания благоприятных условий, которые бы повысили двигательную подготовленность студентов. Под двигательной (физической) подготовленностью мы понимаем результат физической подготовки, который обеспечивает развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, повышение уровня работоспособности и направлен на физическое совершенство человека.

На научно-теоретическом уровне при анализе актуальности обнаруживается несоответствие между теоретическими требованиями к совершенствованию качества учебного процесса и степенью обоснованности применяемых педагогических воздействий, влияющих на уровень двигательной подготовленности студентов.

Эффективность обучения в процессе физического воспитания зависит от соответствия избираемых воздействий возможностям занимающегося (В.М. ЗациорскийЛ. П. Матвеев, А. Д. Новиков) [61- 104]. Наличие индивидуальных различий у человека связано с тем, что у него преимущественно развиваются те физические качества, задатками которых он обладает, т. е. доминирующие. Под доминирующими физическими качествами мы понимаем врожденные, наиболее ярко проявляющиеся морфофункциональные качества человека, преимущественно выражающиеся в его двигательной деятельности.

На научно-методическом уровне актуальность определяется несоответствием между современными требованиями, предъявляемыми к воспитанию физических качеств, которое должно учитывать разноуровневую двигательную подготовку студентов, развитие доминирующих физических качеств, и использованием вышеперечисленных данных в учебном процессе. С одной стороны, предлагаемая преподавателем нагрузка и методика ее выполнения не должны нанести ущерб здоровью, а с другой — оптимальный подбор физических упражнений и соответствующая их дозировка могли бы повысить уровень двигательной подготовленности и укрепить здоровье студентов.

Таким образом, возникает необходимость актуализации доминирующих физических качеств (М. Я. Виленский, Б. А. Вяткин, В. В. Попенченко) [34- 42- 131]. Под актуализацией мы понимаем акцентированное воздействие на доминирующие физические качества студентов, развитие которых способствует более значительному повышению уровня двигательной подготовленности студентов. (Л. М. Куликов, И. Ю. Радчич) [84- 133].

На основании анализа актуальности и выявленных несоответствий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, выявлении и обосновании наиболее эффективных средств физической культуры, направленных на актуализацию доминирующих физических качеств, способствующих повышению двигательной подготовленности студентов.

Выявленные противоречия и сформулированная проблема определили выбор темы нашего исследования: «Актуализагщя доминирующих физических качеств как средство повышения уровня двигательной подготовленности студентов».

Объект исследования — двигательная подготовленность студентов.

3. Обосновать эффективность использования в процессе физического воспитания студентов комплексов упражнений, направленных на воспитание доминирующих физических качеств.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция о формировании физической культуры человека (П. Ф. Лесгафт, В. К. Бальсевич, Л. П. Матвеев, И. И. Сулейманов, В. И. Столяров) — концепция гуманизации образования (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, М. Я. Вилен-ский, Л. И. Лубышева) — теория физического воспитания и спортивной тренировки (Н. Г. Озолин, В. И. Ильинич, Ж. К. Холодов) — положения о закономерностях развития физических качеств и формирования двигательного навыка (В. М. Зациорский, Б. А. Ашмарин, Н. А. Фомин, М. М. Боген) — исследования роли физической культуры в формировании личности студента (В. И. Ильинич, Р. Т. Раевский, С. А. Полиевский).

Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования: теоретические— анализ и синтез научно-методической литературы по педагогике и теоретическим основам физического воспитанияобобщение, систематизация и сравнение научных положенийанализ учебно-методических материалов по физической подготовке студентованализ состояния проблемы индивидуализации учебного процесса физического воспитания в вузахэмпирические— наблюдениеанкетированиефункциональное состояние (УФС) возможностей организма по Р. М. Баевскомутестирование физической подготовленностиуровень сформированное&tradeдвигательного навыка по С. В. На-чинской (метод корреляционных плеяд) — педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и сравнительный) — методы математической статистики.

База исследования. Исследование проводилось в естественных условиях учебного процесса на базе Уральского государственного университета путей.

Предмет исследования — актуализация доминирующих физических качеств в процессе совершенствования двигательной подготовленности студентов.

Цель исследования — выявить, определить и обосновать эффективность актуализации доминирующих физических качеств, способствующих повышению уровня двигательной подготовленности студентов. Гипотеза исследования:

— стимулирование развития доминирующих физических качеств, возможно, обеспечит дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков и повышение уровня работоспособности студентов;

— актуализация доминирующих физических качеств, по-видимому, будет зависеть от того, какие физические качества будут доминировать у студентов на начальном этапе обучения;

— введение в структуру занятий по физическому воспитанию студентов комплексов упражнений, целенаправленность и актуальность которых, надо полагать, будет направлена на поддержание, дальнейшее совершенствование доминирующих физических качеств студентов;

— возможно, использование комплексов упражнений, направленных на актуализацию доминирующих физических качеств, позволит в процессе учебной деятельности индивидуализировать объем и интенсивность физической нагрузки;

— выявление мотивации студентов, по-видимому, даст возможность наиболее эффективно строить учебный процесс по физическому воспитанию.

Для достижения указанной цели исследования на основании гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность, структуру и содержание понятия «доминирующие физические качества».

2. Выявить уровень развития доминирующих физических качеств студентов в процессе их физической подготовки. сообщения. В исследовании приняли участие 495 студентов 1—3 курсов отделения общей физической подготовки.

Основные этапы исследования:

Первый этап: теоретико-поисковый (1999—2002 гг.) — изучалось состояние проблемы: проводился анализ диссертационных исследований, философской, психолого-педагогической и методической литературы. Вырабатывалась концепция исследования: определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза. Уточнялись методы и формы организации педагогического эксперимента.

Второй этап: экспериментальный (2002—2005 гг.) — продолжался теоретический анализ проблемы, определялись уровни двигательной и функциональной подготовленности студентов, оценивались индивидуальные особенности студентов, проводились констатирующий, формирующий и сравнительный эксперименты. Использовались теоретические и эмпирические методы исследования.

Третий этап: обобщающий (2005—2006 гг.) — осуществлялась сравнительная оценка и статистическая обработка полученных данныханализировались, систематизировались, обобщались результаты исследования, формулировались общие выводы и заключение, редактировалась и оформлялась диссертационная работа. Использовались теоретические и эмпирические методы исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Разработаны и систематизированы комплексы упражнений, которые должны обеспечивать не только повышение уровня двигательной подготовленности в кратчайшие сроки, но и создавать предпосылки для дальнейшего удержания и роста результатов в течение продолжительного времени.

2. Выявлено положительное влияние комплексов упражнений, направленных на актуализацию доминирующих физических качеств, которые изменяют внутреннее содержание урочной формы организации занятий по физическому воспитанию и создают благоприятные условия для повышения уровня двигательной подготовленности студентов.

3. Изучена специфика взаимосвязей доминирующих физических качеств, которая выражается в распаде краткосрочных слабых связей и в образовании новых, более прочных взаимосвязей и их влияние на уровень двигательной подготовленности в процессе занятий (методом корреляционных плеяд).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1) раскрыта сущность понятия «доминирующие физические качества», под которыми мы понимаем врожденные, наиболее ярко проявляющиеся морфофункцио-нальные качества человека, преимущественно выражающиеся в его двигательной деятельности и обеспечивающие дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков студентов;

2) доказана необходимость актуализации доминирующих физических качеств студентов, воспитание которых способствует более значительному повышению уровня двигательной подготовленности студентов в целом;

3) установлена взаимосвязь роста уровня двигательной подготовленности с повышением доминирующих физических качеств (сила, быстрота, выносливость) у студентов отделения общей физической подготовки.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— предложены комплексы упражнений, направленные на актуализацию доминирующих физических качеств, которые способствовали в процессе учебной деятельности индивидуализации объема и интенсивности физической нагрузки;

— полученные материалы и выводы позволят вести учебный процесс по физическому воспитанию со студентами всех курсов отделения общей физической подготовки в соответствии с их индивидуальными физическими возможностями, что в значительной степени повысит уровень их двигательной подготовленности и готовность к профессиональной деятельности.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими позициямиприменением методов, адекватных предмету и задачам исследованиясочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследованиякомплексным характером педагогического эксперимента и статистической значимостью полученных данных.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования: результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях — VIII Межуниверситетской научно-методической конференции «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» (Москва, 2004) — Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование: проблемы и перспективы» (Донецк, 2004) — III Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей, учащейся молодежи и других категорий населения» (Сургут, 2004) — VI Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященную 30-летию г. Нерюнгри (Нерюнгри, 2005) — VIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» (Томск, 2005) — Региональной научно-практической конференции «Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура в системе жизнедеятельности человека» (Оренбург, 2005) — Региональной научно-практической конференции «Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 2005) Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и детско-юношеский спорт как средство развития дополнительного образования: опыт, перспективы, сотрудничество» (Екатеринбург, 2006).

На защиту выносятся следующие положения: 1. В отличие от традиционного, принятого в вузах, процесса обучения двигательной деятельности (направленного на формирование двигательных навыков), мы полагаем, что обучение с применением методики с акцентированным воздействием на доминирующие физические качества способствует более значительному повышению уровня двигательной подготовленности студентов.

2. Используя в процессе физического воспитания разделение студентов на подгруппы по типу доминирующих физических качеств (быстрота, сила, выносливость), мы утверждаем, что оказываем более эффективное воздействие на уровень развития физических качеств и на формирование необходимых двигательных навыков студентов, чем при разделении студентов на подгруппы по уровню их двигательной подготовленности — высокий, средний, низкий.

3. Применяя на занятиях по физическому воспитанию студентов комплексы упражнений, направленные на актуализацию доминирующих физических качеств, мы утверждаем, что в большей степени способствуем рациональному индивидуальному сочетанию содержания, объема и интенсивности физических нагрузок, чем при «подтягивании» отстающих физических качеств.

Выводы.

1. При исследовании двигательной подготовленности студентов Уральского государственного университета путей сообщения, было обнаружено, что развитие их физических качеств находится на низком уровне практически по всем показателям и не соответствует требованиям Госстандарта и программы по физической культуре. Это также проявляется в снижении функциональных возможностей и их адаптивных резервов.

2. Констатирующий эксперимент показал, что при поступлении в вуз у студентов наблюдается большая индивидуальная вариативность по основным проявлениям физических качеств, у 32%— доминирует быстрота, у 28% — выносливость, у 40% — сила. В связи с этим, возникает необходимость в поиске новых путей организации занятий по физическому воспитанию и в создании условий не только для реализации актуальных потребностей занимающихся, но и для акцентированного воздействия на доминирующие физические качества, развитие которых способствует более значительному повышению уровня двигательной подготовленности студентов.

Наличие индивидуальных различий в двигательной подготовленности студентов позволило нам объединить их в типические (групповые) вариации по доминирующему физическому качеству: сила, быстрота, выносливость.

3. Для повышения уровня двигательной подготовленности, функциональных возможностей и адаптивных резервов организма студентов нами разработаны комплексы упражнений, направленные на актуализацию доминирующих физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Они были внедрены в основное содержание урочной формы занятий. В процессе применения комплексов упражнений зафиксирована эффективность их воздействия на воспитание доминирующего физического качества и куммулятивный эффект системы занятий на развитие кондиционных физических качеств.

4. Выявлена специфика корреляции физических качеств (по методу корреляционных плеяд) студентов, занимающихся индивидуально направленными физическими упражнениями. Так, в подгруппах с акцентированным воздействием на воспитание силы и быстроты через два года занятий, наблюдался ярко выраженный переход на более высокий уровень формирования двигательных навыков, который проявляется в распаде слабых краткосрочных связей и в образовании новых, более прочных. Этот этап обозначают как стадию концентрации, которая проявляется в улучшении техники выполнения движений и тесно связана со сформированностью двигательных навыков и экономизацией движений. Помимо этого, в исследуемых подгруппах произошло улучшение физического качества выносливости и адаптивных резервов.

5. В подгруппе с доминированием выносливости, отмечено улучшение результатов практически по всем исследуемым тестам (бег на 30 мпрыжок в длину с местаподнимание туловища из положения лежа на спине, согнув ногиподтягивание на высокой перекладинебег на 100 мбег на 3000 м), но при этом наблюдалось образование большого количества взаимосвязей, что определяет данный период как первую стадию формирования двигательного навыка, или как стадию иррадиации процессов возбуждения. У исследуемых студентов уровень адаптивных возможностей улучшился на 15%, что соответствует высоким функциональным возможностям организма в ответ на физические нагрузки. Улучшение физических качеств произошло за счет повышения функциональных возможностей организма.

6. Разработанные и внедренные в учебный процесс по физическому воспитанию комплексы упражнений изменяют внутреннее содержание урочной формы организации занятий и создают благоприятные педагогические условия для актуализации доминирующих физических качеств, что в значительной степени повышает уровень двигательной подготовленности студентов и адаптивных резервов организма.

Заключение

.

Многообразие средств физического воспитания позволило разработать методику проведения занятий, основываясь на сочетании в уроке основных упражнений учебной программы с комплексами упражнений, направленных на воспитание доминирующих физических качеств, что способствовало более значительному повышению уровня физической подготовленности студентов. Первый год обучения не выявил больших различий в уровне физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп, но в конце третьего года обучения мы наблюдали значительные различия в приросте результатов контрольных тестов у студентов экспериментальной группы. Дальнейшее исследование прироста результатов тестов физической подготовленности в этой группе показало значительное улучшение результатов общей выносливости, скоростных, скоростно-силовых, силовых качеств по сравнению с контрольной группой.

Подводя итоги оценки двигательных показателей обеих групп, можно отметить, что различия наблюдались во всех контрольных упражнениях. Наиболее значимые изменения в сравниваемых группах обнаруживаются в беге на 3000 м. Мы считаем, что здесь сказалось положительное влияние тех методических изменений, которые дополнили содержательную часть занятий: комплексов упражнений, направленных на воспитание «сильных» сторон занимающихся (сила, быстрота, выносливость). Таким образом, изменения исследованных характеристик происходили неоднозначно, но в целом результаты свидетельствуют о том, что студенты экспериментальной группы смогли значительно повысить свой уровень физической подготовленности, а для контрольной группы характерна стабилизация большинства показателей.

Одним из путей всестороннего развития физических качеств в условиях вуза является применение специальных комплексов упражнений (89). В нашем исследовании основная задача использования таких комплексов заключалась в том, чтобы показать возможность избирательного воспитания «доминирующего» физического качества путем выполнения упражнений в рамках занятия по физическому воспитанию без отклонения от основного учебного материала. В ходе исследования были выявлены достоверные различия показателей двигательной подготовленности в подгруппах с направленностью на воспитание доминирующих физических качеств по сравнению с контрольной группой. Наибольшие изменения отмечены по ведущим физическим качествам. Однако наряду со специфическим влиянием каждый вид определенной деятельности оказывает и общее воздействие на уровень развития физических качеств. На первом этапе исследования было выявлено, что средние значения основных признаков двигательной подготовленности студентов групп педагогического эксперимента и контроля, поступивших на первый курс, не имеют существенных различий, по изученным показателям различия не достигли статистически значимого уровня (Р > 0,05).

Полученные данные свидетельствуют о том, что в разнонаправленных подгруппах произошли положительные изменения в аппарате внешнего дыхания. Наибольшие изменения наблюдаются в подгруппе с преимущественной направленностью на развитие общей выносливости, студенты которой обладают наибольшей кардиореспираторной производительностью. Разработанная нами методика обучения студентов включала в себя занятия в подгруппах с определенной двигательной направленностью, где использовались упражнения для воспитания силы, быстроты и выносливости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Физическая культура: учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Рос. ун-т дружбы народов, 1999. 165 с.
  2. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин.- М.: Медицина, 1975. 448 с.
  3. , Г. Л. Физическое развитие детей и подростков / Г. Л. Апанасенко.- М.:Киев, 1985.-С. 18−24.
  4. А.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка / А. В. Артемов, А. А. Белкин, Б. П. Супов // метод, указания для преподавателей и студентов: МИИТ, 1990.-27 с.
  5. , И. А. Очерки по возрастной физиологии / И. А. Анохин М.: Медицина, 1967. — 300 с.
  6. , И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Анохин. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  7. , Ю.И. Методологические аспекты типологии и мышечной ткани и прогнозирование индивидуальных возможностей спортсменов / Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов // Теория и практика физической культуры. -1991. № 1. — С. 41 -43.
  8. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: ФиС, 1978. — 223 с.
  9. , Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник. М.: ФиС, 1990.- 121 с.
  10. , Б.В. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой и спортом / Б. В. Ашастин, А. В. Евсеев // метод, пособие для преподавателей и студентов вузов. М.: Екатеринбург, 2004. — 68 с.
  11. , P.M. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях / P.M. Баевский, А. П. Берсенева, Н. Р. Палеев. М.: ВНИИМИ, 1987. -19 с.
  12. , В.К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В.А. За-порожанов М.: Киев: Здоров’я, 1987. — 214 с.
  13. , В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич.-М.: ФиС, 1988.-208 с.
  14. , В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Лубышева Л. И. // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 27.
  15. , А.С. Основы возрастной педагогики: в 2 ч. // А. С. Белкин. М.: Екатеринбург, 1992. / Уральский гос. пед. ин-т, 1992. — 4.2. — 85 с.
  16. , И.Д. Физическая культура в формировании социально активной и гармонично развитой личности студентов / И. Д. Беляев, А. С. Игнатьев, А.В. Лото-ненко. -М.: Воронеж, 1991.-40 с.
  17. , Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 350 с.
  18. , П. К теории тестирования двигательных способностей / П.К. Бла-гуш. М.: Физкультура и спорт, 1982. -165 с.
  19. , М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. М.: ФиС, 1985.- 192 с.
  20. , П.В. Современные технологии психофизического состояния и психосоциального здоровья населения (аналитический обзор) / П. В. Бундзен, О. М. Евдокимова, Л. Э. Унесталь // Теория и практика физической культуры. -1996. -№ 8.-С. 48−52.
  21. , Ч.А. Зависимость развития двигательных качеств школьников от антропометрических, соматометрических показателей / Ч. А. Вейшвила // материалы IV науч. конф. по физ. восп. детей и подростков. АПИ СССР. -М.: Москва, 1968.
  22. , Ю.В. Некоторые особенности рабочих движений человека / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. 1970. — № 12. — С.6−9.
  23. , Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 330 с.
  24. , Н.Н. Физическая культура личности: (Проблемы человеческой телесности: методологические, социально-филосовские, педагогические аспекты) / отв. ред. В.И. Столяров- Кишин. гос. пед. ин-т им. И. Крянгэ, 1989. -107 с.
  25. , М.Я. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха / М. Я. Виленекий, Б. Н. Минаев // Теория и практика физической культуры. -1973. № 3. — С. 60−64.
  26. , М.Я. Закономерности изменений профессиональной работоспособности студентов в условиях оптимизации режима труда, отдыха и двигательной активности / М. Я. Виленский, Б. Н. Минаев // Теория. и практика физической культуры,-1976. № 7.-С. 29−33.
  27. , М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. / М. Я. Виленский. М.: Наука, 1982. -156 с.
  28. , М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М. Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. № 1. — С. 27−32.
  29. , М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья / М. Я. Виленский. М.: Наука, 1998. — 134 с.
  30. , Ю.Р. Социальный облик студенчества 90-х годов / Ю. Р. Вишневский, Л .Я. Рубина // СОЦИС. -1997. № 10.
  31. Возрастная физиология. Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1975. — 692 с.
  32. , Л.В. Физические способности детей и подростков / Л.В. Волков-М.: Киев, Здоров’я, 1981. -117 с.
  33. Вопросы дифференцированного физического воспитания детей и подростков: сб. науч. тр. / Киевский гос. ин-т физ. куль. Киев, 1981. — 69 с.
  34. , А.Т. Физическое развитие и двигательная подготовленность юношей Екатеринбурга и Свердловской области (оценочные таблицы) /
  35. A.Т. Воробьев, А. В. Чудиновских, К. Г. Гуляева // Урал. гос. пед. ун-т,-Екатеринбург, 1995. 28 с.
  36. , В.М. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие /
  37. B.М. Зыков, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко. //Вор. гос. ун-т. Воронеж, 1991. -128 с.
  38. , Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека (опыт системного исследования) / Б. А. Вяткин // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 2. — С. 1−5.
  39. , В.И. Роль типологических особенностей нервной системы в запоминании и сохранении образа физических упражнений / В. И. Гончаров. // Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности. Л.: Наука, 1984. — С.71−81.
  40. , А.А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. -1979. -№ 9. -с.28−31.
  41. , И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И. А. Гуревич. 3-е изд., перераб. и доп. -Мн.: Минск, 1985. — 256 с.
  42. , И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практ. пособие. 2-е изд., стереотип. -Мн.: Выш. шк., 1994. — 319 с.
  43. , К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы/ К. М. Гуревич.-М.: Наука, 1970. -172 с.
  44. , С.З. Двигательная активность и здоровье студента / С. З. Гуревич и др. // КХТИ. -Казань. -1987.
  45. , Ю.К. Физическая активность человека и производительность труда / Ю. К. Демьяненко. JI.: Знание, 1989. -18 с.
  46. , В.И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. М.: Медицина, 2002.-321 с.
  47. , Ф.Л. Дифференцированная оценка физической подготовленности студентов с целью индивидуализации физического воспитания / Ф. Л. Доленко,
  48. Л.В. Лаврова. // В кн.: Проблемы совершенствования физического воспитания и повышения спортивного мастерства студентов. -М.: Наука, 1980.
  49. , Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б. В. Евстафьев. Л.: Ленинград, 1985. — 132 с.
  50. , Б.В. Физические способности как вид способностей человека / Б. В. Евстафьев. Л.: Ленинград, 1987. — 40 с.
  51. , Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/Ю.Д. Железняк, П.К. Петров-М.: «Академия», 2001. -264 с.
  52. , В.Г. По методу круговой тренировки. // Физкультура в школе. -1972,-№ 2,-С. 19−24.
  53. , Г. К. Педагогика здоровья / Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова Сб/п. -1994.
  54. , Е.Н. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Е. Н. Захаров и др./ М.: АО «Лептос», 1994. — 359 с.
  55. , Э.Ф. Профессиональное образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер. // Рос. гос. проф. пед. ун-т- Нижнетаг. гос. колледж им. Н. А,.Демидова. -Екатеринбург, 2002. -126 с.
  56. , В.М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. М: ФиС, 1970.-С. 5−7.
  57. , В.М. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека / В. М. Зациорский, Сергиенко Л. П // Теория и практика физической культуры. -1975. № 6. — С.22.
  58. , Н.В. Физиологические характеристики силы, быстроты, выносливости /Н.В. Зимкин. -М.: ФиС, 1956. 123с.
  59. , Г. Д. Активизация учебно-воспитательного процесса студентов средствами физического воспитания / Г. Д. Иванов М.: Алма-Ата, 1989. — 92 с.
  60. , Л.Я. Дозирование нагрузок в базовой физической культуре: два подхода в решении проблемы / Л. Я. Иващенко // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 6. — С. 11−114.
  61. , Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений, свойства нервной системы / Е. П. Ильин. Л.: Ленинград, 1976. — С.62−68.
  62. , Е.П. Одаренность, способности, качества синонимы или разные понятия? / Е. П. Ильин // Теория и практика физической культуры. -1981. — № 9. — С. 21 -27.
  63. , Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2001.-464 с.
  64. , М.Н. Возрастные изменения выносливости и ее компонентов / М. Н. Ильина. // Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. -Л.: 1974.-С. 122−132.
  65. , М.Н. Связь способности к проявлению выносливости и волевого усилия с некоторыми психофизиологическими и психовозрастными характеристиками человека: автореф. дис. насоиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.04). Л, 1976. -15 с.
  66. , В.И. Студенческий спорт и жизнь / В. И. Ильинич. М.: АО «Аспект Пресс», 1995. -144 с.
  67. Интенсивная силовая подготовка студентов: метод, пособие для преподавателей и студентов. / с ост. Л.С. Дворкин- Урал. политехи, ин-т. Свердловск, 1990. — 54 с.
  68. , В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних профессионально-технических училищах / В. А. Кабачков, С. А. По-лиевский. М.: Транспорт, 1993. -110 с.
  69. , К.К. Пути повышения физической активности студентов / К. К. Кардялис // Теория и практика физической культуры. -1984, № 10, — С. 46−47.
  70. , В.Л. Динамика кровообращения у спортсменов / В. Л. Карпман, Б. Г. Любина. -М.: Физкультура и спорт, 1982. -135 с.
  71. , В.JI. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман и др. -М. :ФиС, 1998. 187 с.
  72. , В.И. Занятия по физическому воспитанию и индивидуальная двигательная активность студентов /В.И. Киселев, П. Х. Шарапова, В. П. Куликов // Теория и практика физической культуры. -1991. № 6. — с. 21−23.
  73. , Ю.И. Формирование выносливости бегунов на средние и длинные дистанции / Ю. И. Козловский. Киев: Виша школа, 1985. -156 с.
  74. , А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений /
  75. A.Н. Крестовников. М.: ФиС, 1951. — 531 с.
  76. , В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов /
  77. B.Н. Кряж. Минск: Вышейн. Школа, 1982. — 120 с.
  78. , З.И. Необходимое условие. О контроле за двигательной подготовленностью школьников / З. И. Кузнецова, В. К. Шарухине II Физическая культура в школе. 1970. — № 8. — С. 17−19.
  79. , Л.М. Управление спортивной тренировкой: Системность, адаптация, здоровье / Л. М. Куликов. М.: Физкультура, образование, наука, 1995.-395с.
  80. , С.П. Материалы к обоснованию теории выносливости / С. П. Летунов, Р. Е. Мотылянская // Теория и практика физической культуры. -1972. -№ 12.-С.28.
  81. , В. Бег, прыжки, метания / В. Ломан. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 150 с.
  82. , А.В. Физическая культура, спорт и работоспособность студентов / А.В. Лотоненко- Воронеж, ун-т, — Воронеж, 1986. 136 с.
  83. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992.
  84. , Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 11−15.
  85. , Л.И. Введение в социологию физической культуры и спорта /Л.И. Лубышева. -М.: РГАФК, 1998. 123 с.
  86. , Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. — 240 с.
  87. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. М.: ООО, «АСТ», 1998. — 272 с.
  88. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и развития / В. И. Лях. М.: Тера-спорт, 2000. — 184 с.
  89. , Т.М. Физическая культура в вузе и ее основные содержательные аспекты: учеб. пособие. Самара, 1999. — 97 с.
  90. , О.Ю. Здоровьесбережение интеллектуально одаренных старших школьников средствами физической культуры: монография / О. Ю. Малоземов, В. И. Прокопенко, И. И. Малоземова // УрО РАО- Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2003. 255 с.
  91. , А.А. Основы морфологии, физиологии организма детей и подростков / А. А. Маркосян М.: ФиС, 1969.-356 с.
  92. , Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Мартиросов. -М.: Физическая культура и спорт, 1982. -199 с.
  93. , НА. Математико-статистические методы в спорте / Н. А. Масальгин. М.: «Физкультура и спорт», 1974. -151 с.
  94. Массовая физическая культура в вузе: / под ред. В. А. Маслякова, B.C. Матяжова-М.: Высш. Шк., 1991. 240 с.
  95. , Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник М.: ФиС, 1991.-543 с.
  96. , Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи) / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. -1999, — № 1. С. 2−11.
  97. , Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации / Ф. З. Меерсон // Физиология адаптационных процессов. -М.: Наука. -1986. С. 10−76.
  98. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. -М.: Педагогика, 1986.-217 с.
  99. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой, — Л.: Наука, 1978. -110 с.
  100. , Р.Е. Физкультура и возраст / Р. Е Мотылянская, Л.И. Стого-ва, Ф. А. Иорданская М.: ФиС, 1967. — 98 с.
  101. , Р.Е. Двигательная активность важное условие здорового образа жизни / Р. Е. Мотылянская и др. // Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 1. — С. 14−22.
  102. Я. Современная биохимия в схемах / Я. Мусил, О. Новакова, К. Кунц. М.: Мосхсва, 1981. — 215 с.
  103. , С.В. Спортивная метрология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: «Академия», 2005. 240 с.
  104. , Б.М. Латентное время сокращения и расслабления мышц, характер развития и поддержания усилий детьми 3−18 лет / Б. М Нидерштрат // Труды 6 научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М.: 1965. -С.237−241.
  105. , З.И. Гуманистические традиции педагогики: учеб. пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. Казань: (ТаРИХ), 2003.-271 с.
  106. , Б.А. Адаптация скелета спортсменов / Б. А. Никитюк, Б. И. Коган. Киев: Здоров’я, 1989. — 125 с.
  107. , Б.А. Интерактивные подходы в возрастной и спортивной антропологии / РАН. Ин-т психологии- Рос. гос. академ. Физической культуры. -Москва, 1999.-220 с.
  108. , Н.А. Влияние физических упражнений разной направленности на формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста, автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1980.
  109. , П.П. Адаптация сосудистой системы к спортивным нагрузкам / П. П. Озолинь. 2-е изд., перераб. и доп. — Рига: Зинатне, 1984. — 134 с.
  110. , Н.Г. Развитие выносливости спортсмена / Н. Г. Озолин. -М. :ФиС, 1959. 112 с.
  111. , Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. -М.: ФиС, 1970.-87 с.
  112. , Н.Г. Путь к успеху / Н. Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1980.-95 с.
  113. , Э.С. Спринтерский бег: учеб.- метод, пособие. М: ФиС, 1986.- 156 с.
  114. , А.П. Основы тренировки в беге: учеб. пособие по спец. курсу / А.П. Окунев- Рязан. гос. пед. ин-т им. С. А. Есенина. Рязань, 1989. — 83 с.
  115. Педагогика: / учебник под. ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, 2004.-432 с.
  116. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. М.: Акдемия, 1999. — 544 с.
  117. , Е.А. Дифференциация обучения в педагогической теории и практике общеобразовательных учреждений: автореф. дис. кан. пед. наук. -М, 1994.
  118. , Т.В. Обоснование принципов построения тренирующих режимов в школьных формах занятий / Т. В. Петровская // Режимы тренировочных нагрузок: сб. науч. трудов. Киев, 28 апр. 1982 г. / Киев. гос. ин-т физ. культ,-Киев, 1982.-С. 34−35.
  119. , К.К. Проблема способностей / К. К. Платонов М. ФиС, 1972.- 312 с.
  120. Подготовка юных легкоатлетов: учеб. пос. ML: Терра-спорт, 2000. — 56 с.
  121. , С.А. Физкультура и профессия / С. А. Полиевский, ИД. Старцева. М.: Физкультура и спорт, 1988. -159 с.
  122. , В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе: науч. метод, материалы для преподавателей вузов.- М.: Высш. Школа, 1979. -125 с.
  123. Проблемы повышения физической подготовки студенческой молодежи / под ред. В. В. Васильевой, В. И. Жолдак. Воронеж, 1988. — 116 с.
  124. , И.Ю. Подходы к углубленной индивидуализации и технологии мониторинга подготовки игроков в связи с проблемой олимпийского отбора / И. Ю. Радчич //Теория и практика физической культуры. 2003. — № 11. — С. 17−19.
  125. , Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов / Р. Т. Раевский. М.: Высшая школа, 1985. -136 с.
  126. , В.М. Физическая культура в жизни студента / В. М. Рейзин,
  127. A.С.Ищенко, науч. ред. А. А. Логинов. Мн.: Высшая школа, 1986.175 с.
  128. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. -М., 1999.-С.127−128
  129. Румынский терминологический словарь // Терминология физического воспитания и спорта.- Румыния, 1974. 256 с.
  130. , В.А. Спортивная деятельность и способности / В. А. Сальников // Теория и практика физической культуры. 2001, — № 10. — С.24−26.
  131. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
  132. , М.И. Типология психомоторного развития / М. И. Семенов // Теория и практика физической культуры. 1979. — № 5. — С.12−16.
  133. , Е.Б. Спортивная генетика: учеб. пособие / Е. Б. Сологуб,
  134. B.А. Таймазов. М.: Тера — спорт, 2000. — С. 24−32.
  135. , В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В. И. Столяров, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. — С. 11−15.
  136. Студент на пороге XXI века: монография / отв.ред. НИ. Рейнвальд. М.: УВД 1990.-152 с.
  137. , И.И. Основы воспитания координационных способностей: лекция / И. И. Сулейманов. Омск, 1986. — 21 с.
  138. , И.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение / И. И. Сулейманов // Теория и практика физической культуры. -2001.-№ 3.-С.12−16.
  139. , Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Традиции развития / Л. Г. Татарникова. СПб: «Петроградский и К0», 1995. — 352 с.
  140. Теория и методика физического воспитания: / под общей ред. Л. П. Матвеева,
  141. A.Д.Новикова, 2-е изд., испр. и доп. (в 2-х т.). М.: Физкультура и спорт, 1976. Т1. — 304 с.
  142. Теория и методика физического воспитания: под ред. Б. М. Шияна. М.: Просвещение, 1988.-224 с.
  143. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: ФиС, 1961.-536 с.
  144. , З.И., Валеология и образование / З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. -СПб.: МАНЭБ, 2002.-380 с.
  145. , В.А. Анализ изменения физической подготовленности, физического развития и здоровья студентов за последнее десятилетие (1989−1999 гг.) /
  146. B.А. Уваров, Н. К. Ковалев, Т. А. Булавина // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: материалы VI междунар. межунивер. науч.-метод, конф. -4.1, Москва, 2002. С. 169−173.
  147. Упражнения на выносливость программа здоровья / под общей ред. X. Келера. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 48 с.
  148. , А.А. Собрание сочинений: в 5 т. -/ А. А. Ухтомский. Л.: Книга, 1950.-Т.1.-569 с.
  149. , B.C. Физиология спорта/B.C. Фарфель. -М.: ФиС, 1960.-259 с.
  150. , B.C. Пути оценки возрастных изменений двигательной функции человека / в кн.: Адаптация спортсменов к работе при разном кислородном режиме / B.C. Фарфель. -М.: ФиС, 1969. 284 с.
  151. Физическая культура студента / под ред. В. И. Ильинича. М.: Гарда-рики, 2001, — 448 с.
  152. Физическая культура студента: учеб. для вузов / под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. — 447 с.
  153. Физическая культура: всероссийская учебная базисная программа для высших учебных заведений. М.: Москва, 1991. — 48 с.
  154. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи: учеб. пособие / В. М. Бармай, А. И. Бабкин, Э. А. Комякина и др.- науч. ред. В. И. Кожин / Рост. Н / Д. гос.пед. ин-т. Ростов н/Д, 1987. — 68 с.
  155. , В.П. Изучение уровня развития физических качеств спортсмена: в кн.: Методика исследования в физической культуре / В. П. Филин М.: ФиС, 1964.-С. 44.
  156. , В.П. Теория и методика юношеского спорта: учеб. пос. для ин-тов и техникумов физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1987. -127 с.
  157. , Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  158. , Н.А. Физиология человека / Н. А. Фомин. 3-е изд. — М.: Просвещение- Владос, 1995.-416 с.
  159. , О.П. Влияние спортивной тренировки на способность оператора к переработке информации в зрительно-моторных задачах / О. П. Фролов // Теория и практика физической культуры. -1966. № 4. — С 7.
  160. , Р.А. Физическая культура в вузе. / Р. А Хайруллин. М.: Казань, 1996.- 182 с.
  161. , JI.A. и др. Тест для определения физической подготовленности / J1.A. Хасин и др. / Мое. гос. акад. физ. культ-М.: Малаховка, 1999. -83 с.
  162. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов М.: «Академия», 2002. — 480 с.
  163. , А.Г. Возрастная физиология / А. Г. Хрипкова. М.: «Просвещение», 1978. — 287 с.
  164. , В.В. Состояние физического воспитания студентов в контексте гуманитарной парадигмы образования / В. В. Черняев // Физкультурное и валеологи-ческое образование на рубеже XXI века. Тула, 2000. — С. 33−35.
  165. , А.В. Двигательная активность и состояние здоровья студента /
  166. A.В. Чоговадзе, Г. Е. Иванова. Сб. статей. -М., 1991, — 218 с.
  167. , В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте / В. И. Шапошникова. М.: Физкультура и спорт. — 1984. — 158 с.
  168. , В.Б. Генетика и спортивная деятельность детей и подростков /
  169. B.Б. Шварц // Медицина, подросток и спорт. Смоленск, 1975. — С. 54−59.
  170. , В.Б., Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора /В.Б. Шварц, С. В. Хрущев. -М.: Физкультура и спорт. 1984. — 151 с.
  171. , В.Б. Медико-биологические критерии спортивной ориентации и отбора детей по данным близнецовых и логитудинальных исследований. автореферат дисс. докт. мед. наук. — Л., 1-й Лен. мед. институт имени ИЛ. Павлова, 1991 -54с.
  172. , Б.С. Стратегия и клеточные механизмы адаптивности мышц при развитии выносливости / Б. С. Шенкман и др. // Теория и практика физической культуры. -1994. № 1−2. — С. 13−19.
  173. , Р.Х. Качества двигательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 10. — С. 14.
  174. , С.Я. Оптимизация двигательной деятельности на основе закономерностей индивидуального возрастного развития организма спортсменов: учеб. пособие / С. Я. Ярушин / Челяб. гос. ун-т М.: Челябинск, 1999. — 147 с.
  175. Antai, A. Lag exereices phjsigues et lenr influence sur l’activite neiiropsjchigue des ecelefers / A. Antai. Rev. Neurepsjchiat. Infant, 1966.
  176. Gollmck, P.D. The musckle fibre composition of skeletal muscle as apredihorof athlt-tik success / P.D.Gollnick, H. Matova // Am. I. Sports Med, 1984. vol. 12. — № 3. — P. 212−217.
  177. Cagaia, A. Training effect on muscular endurance with respect to blood flow in males of females of different ages / A. Cagaia, H. Ikai. Reecarch journal oi Phjsical Education, 1970.-P. 14,3,129−136.
  178. Martens, R. Competitive anxielj in sport / R. Martens, R.S. Vealej, D. Barton. -Champaign: Human Kinetics, 1990. P. 29−31.
  179. VilknerH.J. //Korpererziehung. -1986. -P. 181−190.
Заполнить форму текущей работой