Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конфликты и характеры в русскоязычной прозе Мордовии 1980-90-х гг.: Жанровый аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от художественной структуры, особенностей течения конфликта, а также построения характеров повести русскоязычных авторов Мордовии 1980;90-х годов можно разделить на несколько видов: лирическая, социально-бытовая, психологическая, описательная, фантастическая. Приведенные выше виды повестей не исчерпывают всего многообразия разновидностей данного жанра, но отражают его состояние… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Традиции и новаторство в разрешении конфликтных ситуаций в современном русскоязычном романе Мордовии
  • Глава 2. Своеобразие коллизий и интриг в повестях русскоязычных писателей Мордовии в 80−90-х XX века
  • Глава 3. Художественное отображение диалектики души современника в русскоязычном рассказе Мордовии

Конфликты и характеры в русскоязычной прозе Мордовии 1980-90-х гг.: Жанровый аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социокультурные преобразования последних десятилетий XX века привели к переосмыслению ценностной ориентации как отдельно взятого индивида, так и общества в целом, что нашло отражение и в литературном процессе. Писатель, остро чувствующий перемены в окружающей действительности, стремится воплотить в творчестве наиболее значимые явления своей эпохи в соответствии с изменившимся общественным сознанием, что проявляется в поиске эстетически новых средств художественного выражения актуальных проблем. Общее направление поисков определяется потребностями общества в более глубоком психологическом воплощении особенностей переходного периода, к которому относятся 1980;90-е годы. Обращение к проблеме художественного конфликта как категории, связанной с различными уровнями произведения: сферой идей, построением характеров, композицией — позволит проследить основные тенденции литературного движения в указанный период.

Исторически сложилось так, что мордовская литература начиналась на русском языке. Из-за отсутствия до 1920;х гг. норм правописания на эрзя и мокша — мордовских языках, литераторы Мордовии первоначально создавали свои произведения на русском языке. Писатели-билингвы нередко обращались к русскому языку и в последующем, когда им уже была дана возможность писать (по их усмотрению) и на мордовских, и на русском языках. Тем самым на протяжении всей истории мордовской литературы развивалась и ее русскоязычная ветвь. В отдельных статьях мордовские критики, литературоведы обсуждали правомерность отнесения русскоязычных авторов к национальной литературе региона, но так и не пришли к единому мнению.

Так, Д. Т. Надькин, Д. В. Цыганкин считают, что «нет и не может быть мордовской литературы на немордовском языке» (88. С.63). А. В. Алешкин и многие другие говорят о билингвизме отдельных писателей (И.Д. Пиняев, М. И. Брыжинский и др.). М. И. Малькина относит таких писателей к «» особому отряду" мордовской литературы" (76. С.58). Мы же в своем исследовании.

разделяем точку зрения М. И. Малькиной, С. П. Гудковой и определяем творчество русскоязычных прозаиков как «особую ветвь» мордовской литературы, в которой отчетливо проявляются черты национальной культуры мордовского народа. Исходя из вышесказанного, под термином «русскоязычный» писатель мы понимаем национального автора, в чьем творчестве активно присутствует русский язык (М.И. Брыжинский, И. Д. Пиняев, Т. Ф. Якушкин и др.). В русский язык писатели-билингвы вплетают богатство мордовских языков, создавая интересный сплав, позволяющий по достоинству оценить самобытность этнокультуры мордвы.

Принадлежность писателя к той или иной национальной литературе определяет не только владение родным языком, но и «предмет творческих интересов и объект художественного отражения — жизнь конкретного народа, коллизии данной национальной действительности, предполагающие знание глубинных процессов своей национальной жизни, быта, истории, нравов, традиций, исторической эволюции и т. д.» (41. С.383). Русскоязычные писатели Мордовии как бы изнутри отображают национально-спецефичное и своеобразное, передают через конфликты и характеры всю сложную систему нравственно-чувственных традиций, характеризующих духовный склад мордовского народа.

К проблеме конфликта как категории, связанной с различными уровнями произведения: сферой идей, построением характеров, художественными особенностями и др., обращались и обращаются многие отечественные литературоведы. С идейно-тематической направленностью произведения связывают художественный конфликт Г. Гегель, В. Г. Белинский: «Драматизм. заключается в столкновении и сшибке противоположно направленных друг против друга идей» (10. С.505). Среди современных исследователей подобной точки зрения придерживается Е. Горбунова: «Конфликт — раскрытие идеи в действии» (36. С. 51).

В 40−50-е годы XX века развернулась дискуссия о «теории бесконфликтности», в которой приняли участие и мордовские критики.

Основанием для возникновения данной теории послужило мнение о том, что в социалистическом обществе, свободном от антагонистических противоречий, не может быть острых конфликтов. «Теория бесконфликтности» подверглась критике многих ученых. Так, мордовские литературоведы Л. Г. Васильев, И. З. Антонов выступили против бесконфликтных произведений, которые не отражали противоречия общественного развития, что приводило к упрощенному изображению окружающей действительности. Не получившая развития «теория бесконфликтности» подтолкнула ученых к дальнейшему исследованию природы конфликта. Например, Ю. Б. Борев полагает, что конфликт «как бы непосредственно „откликается“ на процессы, происходящие в жизни» (12. С.28−39). А. Г. Погрибный считает такой подход неоднозначным: «Сила его — в подчеркивании решающего значения жизненных источников, в нацеливании на постоянную необходимость соотнесения конфликтов в литературе и действительности. С другой стороны, „остановка“ критика лишь на моделирующих свойствах конфликта таит в себе реальную угрозу его упрощенного понимания. поскольку социологический и эстетические смыслы данной категории остаются в данном случае неразграниченными» (114. С. 16).

Л.И. Тимофеев, JI.C. Левитан, Л. М. Цилевич уравнивают конфликт с сюжетом, в результате чего последний лишается специфических признаков. Однако «художественный конфликт произведения невозможно исчерпать сюжетом. Установление связей между ними может носить хотя и весьма широкий, но не всеохватывающий характер» (114. С. 19).

Многие современные ученые рассматривают конфликт в его тесной связи со всей образной структурой произведения. О возможности анализа конфликта на уровне выраженных в произведении точек зрения писал Б. А. Успенский. «Структура художественного текста всегда строится на конфликте частных подструктур, из которых она складывается», — такого мнения придерживается Ю. М. Лотман (83. С.235).

Е. Савостьянов включает в рассмотрение конфликта не только его художественное, структурно-образное наполнение, но и те противоречия, которые возникают у художника в результате преобразования жизненного материала в процессе создания произведения. По мнению исследователя, конфликт между материалами жизни и искусства и преодоление его путем использования «совокупности специфических средств» не только поддерживают напряженность интереса к произведению, но и «составляют тайну творчества», вызывают особый вид эстетической реакции — восхищение мастерством художника (119. С.297−298).

В литературоведении Мордовии к проблеме художественного конфликта и характера обращались многие исследователи. Достаточно подробно этот вопрос представлен в работе В. Е. Соколовой «Конфликты и характеры. Проблема конфликта и героя в мордовской повести о деревне». В. Е. Соколова дает следующее определение: «Конфликт в произведении искусства — это четко и выраженное в сюжете столкновение героев, их интересов, мировоззрений» (131. С.46). На наш взгляд в подобном истолковании конфликта присутствует некоторая категоричность, исключающая скрытый, но не менее важный план художественного конфликта. На современном этапе развития литературного процесса представленная проблема получает уже иное звучание. Русскоязычные писатели Мордовии преодолевают «дуалистское (классовое) видение мира», а в художественном плане — отходят от «традиционной формулы противостояния сугубо положительных и отрицательных героев» (127. С. З).

Необходимо заметить, что выяснение природы конфликта оказывается затруднительным в силу неустойчивости имеющейся терминологии. Многие исследователи при характеристике данной категории не учитывают такие важные составляющие художественного конфликта, как коллизия и ситуация. А. Г. Погрибный, переосмыслив выводы и наблюдения отдельных ученых, предложил определение, наиболее полно раскрывающее природу конфликта: «Художественный конфликт — это реализующийся в коллизиях многослойный компонент идейно-образной структуры, который является художественным выражением противоречивого движения идей, характеров, событий, взглядов, чувств и воплощается в стилевом развитии произведения» (114. С.45). Обращение к художественному конфликту позволяет выявить особенности литературных эпох и периодов, а также текущего литературного процесса. Выявление своеобразия конфликтов определенного исторического момента, в частности 80−90-х годов XX века, способствует раскрытию тенденций литературного движения указанного периода.

Русскоязычная проза писателей Мордовии последних десятилетий XX века выделила конфликты, возникающие в процессе становления и формирования нового типа характера. Характер как тип поведения раскрывается в различных ситуациях, которые являются важной составляющей художественного конфликта. Рассматривая развитие конфликта в произведении, необходимо обратить внимание и на построение характеров, которые не только являются одним из самых важных способов раскрытия, но и самого его существования. Конфликт и характер как бы взаимоконтролируют друг друга, следят за внутренней логикой развития каждого, дают сигналы в творческих просчетах автора. Если в произведении отсутствует конфликт, вхолостую действуют и характеры. И наоборот — если «останавливаются» характеры, конфликт должен искать другие формы своего раскрытия.

В современном литературоведении существует несколько определений термина «характер». Свое понимание данной категории предлагают В. П. Скобелев, Л. И. Тимофеев, В. Е. Хализев и другие ученые. Мы придерживаемся мнения В. В. Фащенко, который дает одно из наиболее полных определений: «Характер в художественном произведении — это изображенные в свете авторского идеала относительно постоянные свойства и изменчивые отношения, образующие закономерно своеобразное социально-психологическое единство, которое формируется и выявляется во внешней и внутренней деятельности человека в самых разнообразных ситуациях» (141. С.21).

Конфликт не только тесно связан с характером, но он обладает и жанрообразующими свойствами, что вызвано разнообразием его типологических характеристик. «Именно поиски в сфере организации и решения конфликтов и являются одним из важнейших факторов в эволюции многих жанровых форм» (114. С. 135). В. Б. Шкловский, отмечая взаимосвязь жанров и конфликтов, писал следующее: «Вопрос о разрешении конфликтов чрезвычайно сложен, он не исчерпывается жанровыми применениями, жанры только осмысливают метод разрешения» (140. С. 9 8). Эти свойства художественного конфликта дают возможность положить в основу диссертационного исследования жанровый принцип, который «позволяет избрать отчетливый угол зрения, конкретизировать предмет исследования, выявить закономерности изменений в структуре художественных произведений.» (143. С.5), связанных с изображением характеров и развертыванием конфликтов.

Работы В. М. Макушкина «Обретение зрелости» (1984), А. И. Брыжинского «Процессы жанрового развития мордовской прозы (50−90-е годы)» (1995) выявляют типологические закономерности развития эпических жанров в литературе Мордовии. И В. М. Макушкин, и А. И. Брыжинский, наряду с произведениями мордовских авторов, рассматривают и произведения русскоязычных писателей Т. Ф. Якушкина, И. Д. Пиняева и многих других.

В начале 90-х годов XX века появилось ряд статей, посвященных творчеству Т. Ф. Якушкина, М. И. Брыжинского и др. Эти исследования вошли в сборник «Современная мордовская литература. 60−80-е годы» (1993). В статьях А. В. Алешкина, Р. П. Васильевой, М. И. Малькиной проводится анализ творчества того или иного русскоязычного писателя либо в нравственном аспекте, либо в рамках отдельного жанра. Следует также упомянуть работу Е. А. Жиндеевой, в которой проблема характера рассматривается в рамках исторической прозы Мордовии.

В литературно-критических трудах мордовских ученых, несмотря на значительный пласт русскоязычных писателей республики прозы, почти не существует работ, в которых прозаические жанры рассматривались бы в аспекте проблемы конфликта и характера с учетом национальной самобытности. Недостаточная разработанность данной проблемы обусловила обращение к ней в данном диссертационном исследовании.

Мы попытаемся предложить свое понимание и толкование тех тенденций и явлений современного литературного процесса, которые стали причиной появления в русскоязычной прозе Мордовии новых конфликтов и характера нового типа. В диссертационной работе через призму жанрового аспекта проводится анализ конфликтов в прозаических произведениях писателей Мордовии, созданных в 1980;90-е годы, что позволяет проследить влияние внутрижанровых разновидностей эпических произведений на способы построения характеров и разрешения конфликтов.

Актуальность исследования определяется тем, что в современном мордовском литературоведении проблема конфликта и характера до настоящего времени не получила достаточно многостороннего рассмотрения. В связи с этим в рамках исследуемого периода рассматривается проза таких писателей, как М. И. Брыжинский, В. Д. Еремкин, В. А. Кижняев, Н. М. Мирская, Г. Н. Петелин, В. А. Петрухин, Т. Ф. Якушкин и др.

Цель и задачи исследования

Цель работы состоит в том, чтобы через призму жанрового разнообразия выявить изменения, произошедшие в изображении характеров и построении конфликтов на современном этапе развития русскоязычной прозы Мордовии. Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:

— проследить движение конфликтных ситуаций в развитии современного русскоязычного романа с точки зрения традиций и новаторства;

— определить своеобразие коллизий и роль интриги в развертывании конфликтов и построении характеров в русскоязычной повести;

— рассмотреть средства создания характера в современном русскоязычном рассказе;

— выявить наиболее характерные принципы художественного подхода к изображению конфликтов в русскоязычной прозе Мордовии последних десятилетилетий XX века;

— дать развернутый идейно-художественный анализ ряда произведений русскоязычных писателей Мордовии, акцентируя основное внимание на проблеме конфликта и характеров.

В соответствии с поставленными задачами в диссертационном исследовании на основе сравнительно-типологического, лексико-семантического, культурно-функционального подходов были рассмотрены художественные произведения русскоязычных писателей Мордовии интересуемого нас исторического периода.

Теоретическую и методологическую основу работы составили достижения отечественного литературоведения, отраженные в трудах М. М. Бахтина, В. Г. Белинского, А. Г. Бочарова, Ч. Г. Гусейнова, Ю. М. Лотмана, А. Г. Погрибного, Л. И. Тимофеева, В. В. Фащенко, М. Б. Храпченко и других.

Широко использованы работы мордовских литературоведов и критиков, имеющие общетеоретическое значение: А. В. Алешкина, А. И. Брыжинского, Л. Г. Васильева, Р. П. Васильевой, Н. Л. Васильева, В. И. Демина, Г. С. Девяткина, В. М. Макушкина, М. И. Малькиной.

Предметом исследования является русскоязычная проза Мордовии 80−90-х годов XX века: образное воплощение идей и мыслей авторов, определение традиций и новаторства в построении характеров и развертывании конфликтов, выявление этнических черт, реализующихся в творчестве русскоязычных прозаиков.

Источники исследования: художественные произведения М. И. Брыжинского, В. Д. Еремкина, В. А. Кижняева, И. Д. Пиняева, Т. Ф. Якушкина, Т. Н. Петелина, М. С. Моисеева и других писателей республики Мордовия, в которых наиболее исчерпывающе отражен уровень современной русскоязычной прозы.

Научная новизна исследования состоит в том, что работа является первым опытом изучения изменений, произошедших в построении конфликтов и характеров в современной русскоязычной прозе Мордовии, через призму жанрового аспектаопределяется новаторство в построении конфликтных ситуаций. В исследовании представлен многоуровневый анализ произведений разных жанров, изданных в 1980;90-е годы.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов, теоретических положений, конкретного материала при изучении мордовской прозы, в частности ее русскоязычной ветви, в национальных общеобразовательных школах, вузах, при разработке учебных и методических пособий и рекомендаций, при составлении программ, хрестоматий, при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждены на кафедре искусства и культуры Мордовии ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», на кафедре литературы МГПИ имени М. Е. Евсевьева. Основные положения и выводы диссертации изложены в статьях, опубликованных в научных изданиях, а также в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях (ежегодные «Огаревские чтения», конференции молодых ученых ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем диссертационной работы составляет 185 страниц компьютерного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Отражая сложные и противоречивые процессы, русскоязычная проза Мордовии объективно и всесторонне раскрывает характерные черты переломной эпохи, активно осваивает то новое, что приносит с собой жизнь, исследует изменения в общественном и личном сознании. Следуя общей тенденции прозаических жанров многонациональной литературы России, мордовские прозаики сохраняют национальную специфику в создании ярких народных характеров, использовании фольклора, этнографической атрибутики и т. д. Русскоязычные писатели Мордовии активно работают над созданием индивидуальных художественных систем, что проявляется в поиске оригинального стиля, самобытности образного строя произведений, воссоздание мировосприятия мордовского народа через специфику конфликтных ситуаций и особенностей обрисовки характеров.

Различные экономические и социальные преобразования последних десятилетий XX века существенно повлияли на принципы создания характеров и художественного решения конфликтов в эпических произведениях писателей Мордовии. Русскоязычные прозаики, обращаясь к актуальным проблемам современности, затрагивают социальные вопросы, вопросы морали и нравственности, показывают становление и развитие характера через такие конфликтные ситуации, в которых воплотились основные черты переломной эпохи. Стремление мордовских писателей к индивидуализации центральных и второстепенных персонажей, к углублению внутреннего конфликта можно рассматривать как основные закономерности развития русскоязычной прозы изучаемого исторического периода.

Создание характеров и конфликтных ситуаций зависит не только от особенностей творческого метода писателя, исторической эпохи, но и от выбранного им жанра. Жанровый принцип, положенный в основу диссертационного исследования, позволяет выявить закономерности тех изменений, которые связаны со способами построения характеров и конфликтов в романе, повести, рассказе. Анализ в аспекте жанра позволяет выделить не только традиционные принципы построения конфликтов и характеров, но и выявить то новое, что является достижением самого писателя и его эпохи.

Жанровая специфика романа предполагает наличие в ткани повествования как бы двух центров, двух сторон, которые изображают человека и окружающую его среду. В зависимости от того, какие цели и задачи ставит перед собой писатель, центральный конфликт романа возникает либо как результат социальных противоречий, либо как следствие психологического состояния героя. Социальная направленность литературных произведений, в частности социально-психологических романов, позволяет развернуть характер героя в разных плоскостях бытия, показать, как явления окружающей действительности влияют на душевное состояние героя.

Русскоязычные писатели Мордовии, разрабатывая жанр социально-психологического романа, обращают внимание не только на противоречивые явления окружающей действительности, но и на психологическую обрисовку уже сложившихся традиционно-типических характеров крестьян, таких как Павел Кузьмичев, Антонина Трубицина в дилогии В. А. Кижняева «Теплое лето», «Поздняя весна», Юрий Щербатов в романе М. И. Брыжинского «Поклонись борозде» т.д. Это вызвано стремлением писателей Мордовии проследить процесс становления традиционных духовно-нравственных основ в характере современного земледельца. В. А. Кижняев, М. И. Брыжинский в своих произведениях очерчивают социальные типы крестьян, сформированные своеобразными условиями деревенской жизни, с учетом национального колорита внутреннего мира земледельца (близость к земле, забота о родном крае, самоотверженность). Национальные черты в характерах Павла Кузьмичева, Юрия Щербатова и других персонажей произведений вышеназванных авторов проявляются в их отношении к земле, их связи с течением исторического времени.

Проведенные исследования показывают, что русскоязычные романисты Мордовии стремятся более пристально всмотреться в истоки конфликтов, достаточно часто встречающихся в мордовской литературе. К таким конфликтам относятся либо открытое противостояние героя существующим условиям и нормам жизни, либо скрытое неприятие новых социальных явлений, которое становится причиной возникновения душевного кризиса. Следует отметить, в последние десятилетия XX века русскоязычные писатели наряду с явными противоречиями открывают и как бы второй фронт конфликта, его скрытый, но не менее важный, план. Подобная тенденция открывает новые возможности для построения конфликта, который развивается более спокойно, разрешение противоречий происходит не через вмешательство извне (руководства, собрания коллектива и т. д.), а по мере того, как противоборствующие стороны приходят к общему мнению и преодолевают разногласия.

В литературе предыдущих десятилетий персонажи, выступающие против устаревших взглядов, расшатывающие ее социально-нравственные и экономические устои, воспринимались критикой и зачастую самими писателями в однозначно положительном свете — как активное начало, объективно противостоящее застойным и косным сторонам. В характерах подобных персонажей доминировали положительные качества: повышенное чувство долга, доброта, честность и т. д., что приводило к некоторой схематизации их облика. Как показал проведенный анализ указанных произведений, в 1980;90-е годы русскоязычные писатели Мордовии стремятся уйти от этой тенденции. Они пытаются найти такие психологические мотивировки, которые наиболее верно объясняют поступки героя. Более дифференцировано подходят к анализу моральных и нравственных факторов, определяющих поведение персонажей в сложных жизненных обстоятельствах. Обращаясь к внутреннему миру героя при анализе социальных процессов, писатели стремятся индивидуализировать персонажей независимо от их места в образной системе произведения. Внимание к духовному состоянию героя в конфликтной ситуации, развивающейся в результате каких-либо общественных противоречий, способствует углублению конфликтов в социально-психологическом романе Мордовии.

Обостренное внимание писателей к внутреннему миру героя возникает прежде всего в переломные моменты развития общества, когда происходит смена ценностей и вырабатываются новые нравственные устои и моральные предписания. К такому переломному историческому моменту можно отнести и 80−90-е годы XX века. Обращаясь к нравственно-психологическому роману, писатели пытаются отобразить душевное состояние героя, раскрыть его характер и обнаружить в нем приметы эпохи.

Русскоязычные писатели Мордовии И. Д. Пиняев, Т. Ф. Якушкин, Д. Гурьянов, Г. Котов раскрывают характер героя через ситуацию нравственного выбора, которая в результате изменений окружающей действительности приобретает новое звучание. Так, не получает безоговорочного осуждения недостойное поведение человека на войне в романе И. Д. Пиняева «Я люблю тебя», в конфликте «отцов и детей» авторы все чаще поддерживают представителей молодого поколения (Инна Волкова и ее мать в романе Т. Ф. Якушкина «Испытание»). Использование в произведениях приемов, присущих психологической прозе (внутреннего монолога, дневниковых записей и др.) позволяет русскоязычным писателям точнее показать душевный кризис героя, отразить внутреннее содержание его поступков.

Следует отметить, что в 1980;е годы И. Д. Пиняев, Т. Ф. Якушкин успешно реализуют в своих романах эпическую традицию, опирающуюся на прочность нравственных убеждений. Герои произведений «Я люблю тебя», «Испытание» в решении конфликтных ситуаций опираются на свои нравственные убеждения и верны своим принципам в любых жизненных ситуациях. Но уже в 90-е годы XX века наблюдается отход от эпической традиции предыдущих десятилетий: остается в одиночестве героиня романа Д. Гурьянова «Любовь языком иносказаний», теряет внутренний стержень Альберт Сиротин («Как написать бестселлер»). Это возможно объяснить воздействием на общественное и личное самосознание социально-нравственных реалий переломного момента развития общества, к которому и относится изучаемый период.

Проведенный анализ внутрижанровых разновидностей русскоязычного романа 1980;90-х годов позволяет сделать следующие выводы: общие закономерности, свойственные русскоязычному роману Мордовии, проявляются в стремлении к индивидуализации персонажей, углублению внутреннего конфликта, во включении в ткань повествования религиозных мотивов. В произведениях молодых прозаиков республики 90-х годов XX века как и многих российских писателей, наблюдается отход от эпической традиции предыдущих десятилетий, основывающейся на утверждении прочности нравственных убеждений героев, которая успешно воплощалась в 1980;е годы в творчестве И. Д. Пиняева, Т. Ф. Якушкина, М. И. Брыжинского и других республиканских авторов.

В зависимости от художественной структуры, особенностей течения конфликта, а также построения характеров повести русскоязычных авторов Мордовии 1980;90-х годов можно разделить на несколько видов: лирическая, социально-бытовая, психологическая, описательная, фантастическая. Приведенные выше виды повестей не исчерпывают всего многообразия разновидностей данного жанра, но отражают его состояние в представленный период времени. Жанровые особенности повести заключаются в том, что художник сосредоточен больше на изображении либо среды, окружающей человека, либо истории взаимоотношений героя со средой, либо характера человека в его замкнутости, или, напротив, в реальном проявлении. В соответствии со спецификой жанра центральный конфликт в повести развивается как бы в одном направлении и позволяет выявить своеобразие коллизий, которые являются важной составляющей конфликта. Своеобразие коллизиям в русскоязычной повести придает образная система произведений, раскрывающая мировосприятие мордовского народа. Использование интриги в русскоязычных повестях Мордовии позволяет разнообразить средства построения конфликтов, а также отразить национальные особенности характера героя.

Следует отметить, что во многих жанровых разновидностях повести для раскрытия основного конфликта произведения русскоязычные писатели В. Е. Медянкин, Г. Н. Петелин, Н. М. Мирская, М. Фролова нередко используют любовную интригу. Однако, включая ее в произведение, писатели ставят перед собой различные задачи. Так, Н. М. Мирская («Ветка рябины», «Одуванчики») и М. Фролова («Отчим») через взаимоотношения влюбленных раскрывают не только их характер, но и мировоззрение окружающих людей. Г. Н. Петелин («Ему же холодно», «Целительница Люба»), В. Е. Медянкин («Пора ягод»), А. А. Утешев («Бабье лето») и некоторые другие прозаики с помощью любовной интриги пытаются показать социальные противоречия современности.

В описательной повести А. Ф. Косенкова («Молодость дается только раз») на первый план выступает производственный конфликт, для смягчения которого и придания внешней занимательности произведению писатель использует любовную интригу. Итак, любовная интрига не только придает особую занимательность вышеназванным произведениям, но и позволяет выделить ряд изменений, произошедших в 1980;90-е годы в общественном и личном сознании людей.

Проведенные исследования русскоязычной повести показывают, что в 1990;е годы мордовские писатели, наряду с любовной, активно используют и детективную интригу, в которую включены элементы мистики. Подобное сочетание детектива и мистики является общей тенденцией литературного процесса последних десятилетий XX века. Это вызвано тем, что современный человек, ощущая себя частью вселенной, с помощью мистики пытается познать тайны окружающего мира. В повести Е. С. Конкиной «Юбилей» подобная тенденция воплотилась наиболее отчетливо: одним из действующих лиц произведения является Душа умершего Учителя, которая наблюдает, оценивает поступки близких ей людей. Особенность коллизий данной повести заключается в том, что они развиваются не только в реальном мире, но и в том, неизвестном мире, где находится Душа Учителя. В произведениях Ю. Самарина («Отсечь зло», «Билет в посмертие»), Ю. Тарасова («Дендроиды») коллизии развиваются из какой-либо фантастической ситуации, но затрагивают они вполне реальные противоречия.

Жанровое многообразие русскоязычных повестей 1980;90-х годов позволяет русскоязычным писателям Мордовии обратиться ко многим проблемам переходного периода, выявить изменения в социокультурном укладе жизни общества.

Среди прозаических жанров рассказ занимает особое место. Рассказ реагирует на социальные и духовные изменения, происходящие в жизни, не только обращением к новым темам, новой проблематике, не только введением образов новых героев, но и изменением своей структуры. В русскоязычном рассказе Мордовии отразилась гибкая и прочная связь движения «малого жанра» с процессами общественной жизни. Особенно точно изменения в общественном и личном сознании переданы русскоязычными прозаиками Мордовии в социально-бытовом рассказе. В произведениях М. Петайкина, Н. А. Снегирева разрабатываются конфликты актуальные для 80-х годов XX века: влияние вещей на взаимоотношения близких людей, проблема руководства в сельском хозяйстве и многих других. Необходимо обратить внимание на то, что в социально-бытовых рассказах 1980;х годов на первый план выступают общественные противоречия, а внутренний конфликт героев писателями все-таки разрабатывается недостаточно. В 1990;е годы, напротив, для прозаиков становится более важным внутренний конфликт, возникающий в результате столкновения героя с реалиями постоянно меняющейся действительностью. Подобная закономерность проявляется в творчестве Е. Батмазовой, Г. Н. Петелина, Е. Н. Муличевой и других русскоязычных писателей. Внутреннее состояние героев писатели передают с помощью внутреннего монолога, ассоциативного ряда (Е. Батмазова), несобственно-прямой речи (Г.Н. Петелин). Отображение социального явления через душевное состояние героя позволяет авторам не только раскрыть проблемы социума, но и проследить за изменениями в сознании героя переходного периода.

В творчестве русскоязычных прозаиков Мордовии можно выделить большую группу психологических рассказов. Используя все многообразие художественных приемов, присущих психологической прозе, писатели Мордовии создают яркие, запоминающиеся образы своих современников. Так, В. А. Петрухин раскрывает характеры героев через их отношение к мотоциклу. В рассказе «Пусть птицы улетают.» писатель обращается к более традиционным приемам психологической прозы: внутреннему монологу, несобственно-прямой речи. Н. М. Мирская сдержанна в применении прямого психологического анализа, но, используя опосредованные приемы передачи душевной жизни героев, она точно передает их эмоции, чувства, ощущения. Через описание наиболее яркой черты характера раскрывает внутренний мир героев Е. Н. Муличева («Анночкин огород», «Лизин сад»). Все композиционные приемы и изобразительные средства рассказа О. Слепынина «Графо» подчинены раскрытию психологического состояния человека, одержимого страстью к поэзии, вытеснившей из его жизни семью, друзей, работу. Писателю удалось раскрыть характер одержимого человека, живущего несбыточной мечтой.

В последние десятилетия XX века возрос интерес русскоязычных прозаиков к фантастическому рассказу. В произведениях А. Зевайкина, Ю. Самарина, А. Дубровского, Н. Рузанкиной характеры героев раскрываются в конфликтной ситуации, возникшей в результате необычных, ирреальных обстоятельств. Следует отметить, что в фантастических рассказах 1990;х годов прослеживается несколько общих тенденций: включение в произведение религиозных мотивов и использование элементов фантастики для раскрытия внутреннего мира персонажа.

К жанру лирического рассказа обращаются немало рускоязычных писателей Мордовии. А. А. Громыхин, Н. Ермолаев, В. Д. Еремкин и другие русскоязычные авторы средствами лирической прозы раскрывают богатство духовного мира персонажей своих произведений.

В 1980;90-е годы XX века прозаики Мордовии активно разрабатывали жанр сатирического рассказа. М. С. Моисеев, Н. Федаев, Ю. Соловьев, А. А. Соболевский раскрывают отрицательные качества персонажа через его отношению к труду, общественным проблемам, окружающим. В сатирических рассказах русскоязычных писателей Мордовии нашли отражение как индивидуальные черты создателя, так и национальные традиции сатиры и юмора.

Проведенные исследования русскоязычной прозы Мордовии позволяют сделать следующие выводы: происходит индивидуализация действующих лиц произведения независимо от их места и роли в системе персонажейв 1980;90-е годы в произведениях русскоязычных авторов начинает преобладать внутренний конфликт, через призму которого рассматриваются многие проблемы современностивведение в ткань повествования религиозных мотивов позволяет писателям показать духовный мир человека через его понимание христианских заповедей. В творчестве русскоязычных прозаиков Мордовии последних десятилетий XX века национальный колорит передается не только через внешние атрибуты (описание обрядов, одежды), но и через образный мир произведения, в котором так или иначе отражается мировосприятие мордовского народа. В произведениях В. А. Кижняева, М. И. Брыжинского, Г. Н. Петелина, В. Д. Еремкина, М. С. Моисеева и многих других русскоязычных писателей мировоззрение мордовского народа отражено через отношение к земле. По справедливому замечанию Е. Н. Ломшиной, «мордовский этнос мыслил себя в теснейшей связи с землей своего рода. Отношение к земле — это безусловно отношение ценностной взаимосвязи, как в ирреальном, так и идеальном аспекте нравственного сознания» (82. С. 10).

Обладая национально-самобытными чертами, русскоязычная проза, достойно представляя особую ветвь литературы Мордовии, уверенно шагает в ногу со временем, художественно отображает все то, что привносит в нашу жизнь современная действительность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Современность исторической прозы // Сов.Мордовия. 1982. — 16 февр. — С.З.
  2. И.З. Писатель и жизнь // Сов. Мордовия. 1954. — 3 августа. — С.З.
  3. С.П. Я читаю рассказ. М.: Молодая гвардия, 1973. — 130с.
  4. А.И. На встречу с читателями: Размышления о современной прозе и поэзии. М.: Современник, 1987. — 189с.
  5. Е. Щенки // Странник. 1999. — № 4. — С. 35−40.
  6. Е. Шесть корочек хлеба // Странник. 1999. — № 4. -С.28−34.
  7. В.Г. Борис Годунов // Полное собрание сочинений в 13 т. Т. 7. М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 505−535.
  8. Н.Ф. Традиционные институты социологизации детей у мордвы. Саранск: Морд. гос. пед. ин-т, 2002. — 102с.
  9. Ю. Поиск истины. М.: Современник, 1976. — 239с.
  10. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1975. — 399с.
  11. А.Г. Требовательная любовь. М.: Худож. лит., 1977. -368с.
  12. С.Г. О художественных мирах. М.: Сов. Россия, 1985. -296с.
  13. А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50−90-е годы). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. — 190с.
  14. М.И. Поклонись борозде. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1988.-400с.
  15. В.И. 1000 ликов мечты. Свердловск: Средне-уральское книж. изд., 1988.-288с.
  16. Г. «Исторический роман» о Великой Отечественной войне // Современный советский роман. Философские аспекты / Отв. ред. В. А. Ковалев. Л.: Наука, 1979. — С.104−122.
  17. Л.Г. И.Д. Пиняев: Очерк жизни и творчества. Саранск: Морд. книж. изд-во, 1996. — 96с.
  18. Р.П. О хозрасчете, молодом бригадире и о любви // Сов. Мордовия. 1989. — 16 апр. — С. 10.
  19. С.В. Действие в драме. Д.: Искусство, 1972. — С.46.
  20. В.М. Драматургия. М.: Сов. писатель, 1969. -335с.
  21. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 1. М.: Искусство. — 312с.
  22. Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худож. лит., 1976. -448с.
  23. Е. О единстве драматического действия и характера. -М.: Сов. писатель, 1963. 508с.
  24. А.А. Капли росы на траве // Горизонт: Лит-худож. сб./ Сост. Ю. Ф. Юшкин, Е. Я. Терешкина. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987.-С. 174−177.
  25. Г. И. Карта страны фантазий. М.: Искусство, 1967. — 175с.
  26. Д. Любовь языком иносказаний // Странник. 1997. — № 5−6. — С.25−87.
  27. Г. С. Мордовский рассказ. Саранск- Морд. кн. изд-во, 1987.-216с.
  28. А. Десять тысяч за глоток воздуха // Вдохновение: Лит-худож. сб. / Сост. Н. М. Мирская, Ю. Ф. Юшкин Саранск: Морд, кн. изд-во, 1991. — С. 122−125.
  29. В.Д. Не тревожьте мужчин, соловьи // Не остуди сердце свое. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. — С. 224−230.
  30. В.Д. Тополиная аллея // Не остуди сердце свое. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. — С. 188−190.
  31. Н. У ручья // Горение: Лит.-худож. сб. / Сост. Ю. Ф. Юшкин, Н. М. Мирская Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. — С. 122−125.
  32. Е.А. Проблема характера в мордовской исторической прозе 1970−90-х годов: Автореф. дис.. канд. филологич. наук: Саранск, 1997. 16с.
  33. А.В. Золотой век Атлантиды // Легенда. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1994. — С. 11−23.
  34. А.В. Возвращение Атлантиды // Легенда. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1994. — С. 37−41.
  35. А.В. Зеркало // Легенда. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1994. — С.47−50.
  36. А.В. Не может быть! // Легенда. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1994.-С. 61−63.
  37. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. -328с.
  38. Ю. Что такое фантастика? М.: Худ. лит., 1974. -352с.
  39. Н.В. Художественно-эстетическое своеобразие повести в русскоязычной прозе Мордовии 80−90-х годов XX века: Автореф. дис.. канд. филологич. наук: Саранск, 2001. 16с.
  40. В.А. Поздняя весна. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. -336с.
  41. В.А. Теплое лето. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992. -352с.
  42. И.М. Конфликты и характеры. М.: Сов. писатель, 1957. -343с.
  43. К. Положительный герой как вербальная икона // Соцреалистический канон / Сб. статей под общей ред. Х. Гюнтера и Е.Добренко. Спб.: Академический проект, 2000. — С. 569−585.
  44. В. Мысль и сердце (об одном типе художественного конфликта) // Знамя. 1978. — № 8. — С.222−233.
  45. В.В. Происхождение романа. М.: Сов. писатель, 1963. -440с.
  46. С.С. Не ремесло, а творчество.// Сов. Мордовия. 1986. -28 декабря. — С.З.
  47. Е.С. Улицы старого города // Бабьи причуды. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997. — С. 4−87.
  48. Е.С. Юбилей // Бабьи причуды. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997.-С. 87−44.
  49. X. Лирико-психологический литовский роман // Современный советский роман. Философские аспекты / Отв. ред. В. А. Ковалев. Л.: Наука, 1979. — С. 163−168.
  50. А.Ф. Молодость дается только раз // Молодость дается только раз. Саранск: Морд. книж. изд-во, 1994. — С.5−105.
  51. Г. Как написать бестселлер // Странник. 1999. — № 1. — С. 3−94.
  52. Г. Как написать бестселлер // Странник. 1999. — № 2. — С. 86−128.
  53. И.Н. В зеркале рассказа. М.: Сов. писатель, 1979. — 296с.
  54. Г. Д. Олексан Кабышев. Ижевск: Удмуртия, 1974. -364.
  55. Ф.Ф. Самая кровная связь. М.: Просвещение, 1987. -239с.
  56. A.M. Автор-образ-читатель. Л.: Изд-во ленингр. ун-та, 1983.-353с.
  57. Л.С., Цилевич Л. М. Сюжет и идея. Рига: Зданиче, 1973. -С. 45−46.
  58. В.М. Плата за талант. М.: Сов. писатель, 1988. — 212с.
  59. Е.Н. Нравственная культура мордовского этноса: Автореф. дис.. канд. философск. наук: Саранск, 1994. -20с.
  60. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384с.
  61. В.М. Обретение зрелости. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984.-224с.
  62. В.Е. Пора ягод // Горький запах полыни. Саранск: Изд. предприятия «Кворум», 1992. — С.121−157.
  63. Н.М. «Тройка» по-русскому, или вопрос вопросов // Проходной балл. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. — С 210−222.
  64. Н.М. Ветка рябины // Проходной балл. Саранск: Морд, кн. изд., 1990.-С. 138−181.
  65. Н.М. Дарю! // Проходной балл. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. — С.246−248.
  66. Н.М. Одуванчики // Проходной балл. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. — С.6−86.
  67. И.Н. Реминисценция образа дерева в мифологии и фольклоре мордвы // Вестник Мордовского университета. № 3−4. — С. 72−77.
  68. М.С. На вечер смеха // Горение / Сост. Юшкин Ю. Ф., Мирская Н. М. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. — С. 290−293.
  69. М.С. Непришитая пуговица // Горение / Сост. Юшкин Ю. Ф., Мирская Н. М. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. — С.288−290.
  70. Е.Н. Анночкин огород // Бабьи причуды. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997 — С. 216−217.
  71. Е.Н. Бабьим летом // Восхождение: Лит.-худож. сб. / Сост. Мирская Н. М., Юшкин Ю. Ф. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. — С.58−73.
  72. Е.Н. Лечение по Алану// Бабьи причуды. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997. — С. 215.
  73. Е.Н. Лизин сад // Бабьи причуды. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997.-С.217.
  74. Д.Т., Цыганкин Д. В. За фасадом мнимого благополучия // Встречи / Сост. Чебакова А. К. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1988. -С. 63.
  75. А.А. На том стою!. М.: Сов. писатель, 1991. — 352с.
  76. В. С ношей гору не обходят. М.: Современник, 1985. -272с.
  77. В. Статьи, дневники, письма. М.: Сов. писатель, 1972. -383с.
  78. А.В. Русский советский рассказ 50−70-х годов— М.: Просвещение, 1978. 208с.
  79. В.Д. Богатство романа. М.: Сов. писатель, 1976. — 368с.
  80. М. Импортный ковер // Край родной: Лит.-худ. сб. / Сост. Ионова B.C., Соболевский А. А. Саранск, 1981. — С.126−139.
  81. Г. Н. Белый снег // На отшибе. Саранск: Морд кн. изд-во. -1996 — С.354−365.
  82. Г. Н. Ему же холодно // На отшибе. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1996.-С. 192−224.
  83. Г. Н. Иван Четвертый взбунтовался // На отшибе. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1996. С.365−378.
  84. Г. Н. Целительница Люба // На отшибе. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1996. — С. 124−192.
  85. В.А. Хозяева одного мотоцикла // Край родной: Лит.-худ. сб. / Сост. Ионова B.C., Соболевский А. А. Саранск, 1981. — С. 153−156.
  86. В.А. Пусть птицы улетают.// Восхождение: Лит.-худож. сб. / Сост. Мирская Н. М., Юшкин Ю. Ф. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. — С.48−58.0
  87. И.Д. Я люблю тебя. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1982. -334с.114.115.116.117.118.119.120.121,122,123 124 125 126 127
  88. Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. — 270с.
  89. Е. Единство познания и творчества в искусстве. М.: Изобр. иск-во, 1977. — 311с.
  90. Ю. Отсечь зло // Странник. 1996. — № 5−6. — С. 3−30. Самарин Ю. Билет в посмертие // Странник. — 1998. — № 3. — С. 83−156.
  91. Ю. Последний человек // Странник. 1998. — № 2. — С. 142−154.
  92. Ю. Хэппи без дэй ту ю // Странник. 1997. — № 4. — С.59−76.
  93. А.А. Дефицитные сапоги // HJIO: Сатир, и юморист, рассказы, басни, сказки, притчи. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992.- С. 47−49.
  94. А.А. Кто последний? // НЛО: Сатир, и юморист, рассказы, басни, сказки, притчи. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992. -С. 7−11.
  95. А.А. Любитель-рекордсмен // НЛО: Сатир, и юморист, рассказы, басни, сказки, притчи. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992.- С. 74−76.
  96. В.Е. Конфликты и характеры. Проблема конфликта и героя в мордовской повести о деревне. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1972, — 148с.
  97. Ю. Диверсант // Откровение: Лит.-худож. сб./ Сост. B.C. Ионова, Н. М. Мирская Саранск: Морд. кн. изд-во, 1988. — С. 266−270.
  98. С., Сандин Ю. Хлеб и розы (о романе Кижняева В. «Поздняя весна») // Сов. Мордовия. 1986. -16 декабря. — С.4.
  99. М. Конфликт в драматургии: Автореф. диссерт. канд. философск. наук: М., 1965. С. 13.
  100. Ю. Дендроиды // Странник. 1996. -№ 3. — С.141−171.
  101. Л.И. По воле истории. М.: Современник, 1979. — 334с.
  102. .А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970.- 225с.
  103. Н.П. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, 1982. 185с.
  104. Н.П. Некоторые закономерности развития жанра // Русская советская повесть 20−30-х годов / Под ред. В. А. Ковалева. Л: Наука, 1976.-С. 3−73.140 141 142 143 144 148 992,147,148,149,150,151.152.153.154.155,
  105. А.А. Бабье лето // Бабье лето. Саранск: Морд кн. изд., 1986.-С. 6−160.
  106. В.В. Характеры и ситуации. М.: Сов. писатель, 1982. -263с.
  107. Э.А. О национальном своеобразии русского рассказа // Русский советский рассказ. Очерки истории жанра / Под ред. В. А. Ковалева. Л.: Наука, 1970. — С. 5−44.
  108. Т.Ф. Испытание. Саранск: Морд. кн. из д-во, 1985. -264с.
Заполнить форму текущей работой