Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие «стратегии» в риторических и лингвистических исследованиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересно отметить, что коммуникативная стратегия может иметь двойственный характер. С одной стороны, стратегия существует как концептуально-тематический план, включающий множество вариантов реализации речевого действия. Множественность вариантов обусловлена возможностью выбора различных путей достижения одной и той же цели, возможностью использования различных коммуникативных тактик… Читать ещё >

Понятие «стратегии» в риторических и лингвистических исследованиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение понятия «стратегия» и стратегического плана, является актуальным направлением в современной риторике и лингвистике, поскольку релевантный план действий или целевые установки оратора являются основополагающим фактором создания эффективной речевой коммуникации. Понятие стратегии не только широко используется сейчас в данных областях, но и включено в их инструментарий.

В научной литературе мы находим большое количество определения «стратегии». Общепринятое и часто цитируемое определение стратегии принадлежит Дж. Касперу и С. Фаерху, для которых стратегия — осознанный план решения проблемы, достижение определенной коммуникативной цели общения, а также способность выбирать определенную линию поведения для повышения эффективности коммуникации [Faerch, C., Kasper, G.: 179−193].

Еще одно определение, на которое часто ссылаются ученые, принадлежит Ван Дейку. По его мнению, стратегию «следует охарактеризовать прежде всего как свойство когнитивных планов. Такие планы представляют собой общую организацию некоторой последовательности действий и включают цель или цели взаимодействия» [Ван Дейк, 1989: 272].

В еще одной работе Т. А. Вана Дейка и В. Кинча мы встречаемся с диалоговыми стратегиями, которые представляют собой специфические способы речевого поведения, осуществляемые под контролем «глобального намерения» [Ван Дейк, Кинч, 1988: 46].

В работах других зарубежных ученых (среди которых Тароне, Поулисс, Ферч, Каспер, Браун) стратегия определяется, как сознательное использование вербальных и невербальных механизмов в коммуникации при недостатке лингвистических средств [Пилосова, 2013: 108].

Специалисты в области фонетики также обращаются к понятию стратегии, определяя его как метод достижения желаемого результата в общении. Другими словами, стратегия необходима для реализации целей коммуникации [Фрейдина, Сейранян, 2016: 5]. Данное определение можно выразить следующей формулой:

задание = цель публичного выступления + тезисы.

В данной формуле цель публичного выступления будет результатом, к которому стремится оратор [Каменская О.Г., Кан Р. А. и др, 2005: 76].

В рамках прагмалингвистического подхода стратегия или план поведения, детерминируемый намерением и целью, является определяющим фактором в осуществлении выбора тех способов и средств, которые позволяют достичь цели, насколько это возможно, в соответствии со знаниями (опытом), желаниями и установкой субъекта, стоящими за планом действий [Касенкова Т.Н.: 19].

Таким образом, с позиции прагмалингвистики стратегия представляет собой схему определенных действий в рамках коммуникативного процесса, определяющую выбор языковых средств и способов выражения некоторого содержания, непосредственно связанного с достижением цели — оказанием влияния на реципиента [Пилосова С. С., 2013].

Основываясь на вышеприведенных определениях стратегии в лингвистических и риторических работах, мы можем прийти к выводу, что стратегия — это план оратора, с помощью которого он собирается достигнуть определенных целей и решить задачи для создания своей успешной академической публичной речи.

Важно отметить, что в современных работах по лингвистике и риторике рассматривается не только термин «стратегия», но и дополнительные понятия — «коммуникативная стратегия» и «речевая стратегия».

В работах О. С. Иссерс под коммуникативной стратегией понимается «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативных целей», который «включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана» [Иссерс О.С., с. 54].

Стратегии речевого поведения непосредственно связаны с основными этапами речевой деятельности — планированием и контролем, в силу чего стратегия представляет собой «когнитивный план общения, посредством которого контролируется оптимальное решение коммуникативных задач говорящего в условиях недостатка информации о действиях партнера» [Иссерс О.С., с. 100].

Похожее определение мы встречаем в работе И. Н. Борисовой, которая понимает под стратегией «способ организации речевого поведения в соответствии с замыслом, интенцией коммуниканта» [Борисова И.Н., с. 168]. В широком смысле коммуникативная стратегия понимается как сверхзадача речи, диктуемая практическими целями говорящего.

Как отмечает Вохрышева, коммуникативные стратегии рассматриваются как потенциально осознаваемые планы решения того, что для индивида составляет проблемы для достижения коммуникации. На когнитивном уровне стратегии представляют собой «систему когнитивных ходов, операций, связанных с выявлением значения высказывания, прояснением их иллокутивной силы, прагматического эффекта» [Вохрышева Е.В.: 8].

Таким образом, говорящий при формулировании коммуникативной стратегии старается соотнести цель и возможные средства ее достижения, процесс и результат реализации речевого действия.

Другой аспект функционирования коммуникативных стратегий освещается в теории и практике дискурсного анализа. Дискурсный анализ имеет дело с явлениями, возникающими тогда, когда в креативную лингвистическую деятельность вовлечены двое или более участников, и эта деятельность является целенаправленной. Непременным условием осуществления стратегии коммуниканта является эффект убеждения, т. е. изменения какого-либо исходного состояния партнера в желаемое, оказание воздействия на его оценки, желания, мнения, представления, предрасположенности, установки [Вохрышева Е.В.: 12].

Большинство исследователей подходят к определению коммуникативных стратегий с позиции целей общения (Клюев, Макаров, Шкодин, Янко), «общего мотива действия», «высшей интенции», «сверхзадачи» (Верещагин, Ратмайр, Ройтер), замысла (Бахтин), обусловливающих выбор тех или иных речевых действий [Пилосова С.С., 2013: 122].

В самом общем смысле коммуникативная стратегия включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана, то есть она представляет собой совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в процессе общения речевых ходов, направленных на достижение коммуникативных целей [Клюев Е.В., с. 18; Паршина О. Н., с. 7].

Анализируя вышеприведенные определения, можем констатировать, что коммуникативная стратегия с позиций различных подходов предстает собой:

  • • способ достижения коммуникативной цели;
  • • план речевого и неречевого поведения;
  • • система действий по выбору адекватного информационного посыла;
  • • линия поведения личности в определенной коммуникативной ситуации и предполагающая убеждение собеседника.

Основываясь на вышеприведенные определениях, мы можем сформулировать определение коммуникативной стратегии. Таким образом, под коммуникативной стратегией мы понимаем совокупность целенаправленных речевых действий, определяющих выбор языковых средств и способов выражения содержания и направленных на оказание воздействия, непосредственно связанного с достижением персуазивной цели.

Интересно отметить, что коммуникативная стратегия может иметь двойственный характер. С одной стороны, стратегия существует как концептуально-тематический план, включающий множество вариантов реализации речевого действия. Множественность вариантов обусловлена возможностью выбора различных путей достижения одной и той же цели, возможностью использования различных коммуникативных тактик и комбинирования коммуникативных приемов [Пилосова С.С., 2013: 103].

С другой стороны, стратегия представляет собой динамический выбор, связанный с выбором и реализацией отдельного прагматического, семантического и формально-стилистического варианта речевого действия. В данном случае стратегия характеризуется конкретностью своего речевого воплощения в условиях данной коммуникативной ситуации [Пилосова, 2013: 116].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой