Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Циклизация как прием создания художественного единства в книге рассказов В. Шаламова «Левый берег»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Л. Ляпина в своей монографии «Циклизация в русской литературе XIX века» пишет, что циклизация как целостный феномен является важной составляющей в развитии литературы нового времени и предлагает следующее определение цикла как художественного единства: «Цикл — тип эстетического целого, представляющий собой ряд самостоятельных произведений, принадлежащих одному виду искусства, созданных одним… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Формы организации книги «Левый берег» В. Шаламова как художественного целого
    • 1. 1. Малая проза В. Шаламова в контексте литературы 1950— 1970-х годов
    • 1. 2. Система циклообразующих мотивов в книге рассказов
  • В. Шаламова «Левый берег»
    • 1. 3. Символические детали-скрепы в структуре книги рассказов
  • Левый берег"
  • Глава вторая. Сюжетно-композиционные средства организации художественного единства в книге рассказов В. Шаламова «Левый берег»
    • 2. 1. Особенности заголовочно-финального комплекса
    • 2. 2. Целостнообразующая роль хронотопа

Циклизация как прием создания художественного единства в книге рассказов В. Шаламова «Левый берег» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество В. Т. Шаламова современный читатель в силу определенных обстоятельств начал открывать для себя сравнительно недавно, в 80-е годы XX века. Но стойкий интерес к наследию писателя демонстрирует многообразие и разнонаправленность исследований как российских, так и зарубежных литературоведов.

В 1990;е годы начинает складываться круг исследователей всего корпуса работ В. Шаламова. Трудами А. Синявского1, Е. Волково2, Л. Тимофеева3, М. Геллера4, В. Есипова5, Н. Лейдермана6, Ю. Лексина7, О. Михайлова8, Г. Померанца9, Е. Шкловского10, В. Френкеля11, Ю. трейдера12 была положена основа шаламоведения.

Следующий этап в изучении творческого наследия писателя 1 представлен работами таких авторов, как М. Золотоносов, Е. Громов14, Л. Жаравина15, А. Латынина16, Э. Мекш17, И. Сухих18, С. Фомичева 19 и др.

Стойкий интерес В. Т. Шаламов вызывает на Западе, где его узнали, прежде всего, как прозаика. Здесь особо следует назвать.

20 21 работы Ф. Апановича (Польша), Е. Михайлик (Австралия), лл ол «) Л.

Л. Токер (Израиль), Л. Юргенсон", М. Берютти (Франция), М. Тагати25 (Япония) и др.

Международные Шаламовские чтения, регулярно проводимые в Вологде и Москве, вносят свою лепту в исследование творчества автора.

Нельзя не отметить вклад И. П. Сиротинской — душеприказчицы В. Т. Шаламова, адресата его произведений, собирателя и хранителя архива писателя, комментатора его произведений, мемуариста и исследователя творчества писателя.

Современное шаламоведение развивается в различных направлениях: изучение мифопоэтики, исследования в контексте «лагерной прозы», вопросы поэтики рассматриваются в аспектах пространственно-временной организации, предметного мира, мотивной структуры, жанровой специфики.

Однако особый интерес представляет изучение прозы В. Т. Шаламова с позиции выявления циклических структур. В последние годы проблемы, связанные с художественной циклизацией в литературе, получают широкое освещение в отечественной и зарубежной науке. Особое внимание проявляют к природе художественной циклизации, к циклическим контекстам, к соотношению прозаического цикла и других литературных родовлирики и драмы. Если на начальном этапе литературоведческого освоения проблемы циклизации предметом анализа становились лирические произведения, то в последнее время исследователи обращаются к прозе. Циклизация будет нами рассматриваться как идейная и художественная основа Шаламовского стиля.

Однако необходимо отметить, что исследователи относятся к «Колымским рассказам» писателя, прежде всего, как к документальному свидетельству, лишь в последнее время внимание стало уделяться специфике прозы писателя, стилистике и поэтике, писательскому мастерству. В связи с эти необходимо отметить те работы, которые в определенной степени связаны с проблемой настоящего исследования.

— О (л.

И.П. Сиротинская неоднократно отмечала, что анализировать рассказы Шаламова трудно и многое остаётся за пределами, поэтому лучше брать творчество писателя в целом: с воспоминаниями, дневниками, письмами, записками.

Польский исследователь Францишек Апанович" в работе «Новая проза В. Шаламова» задается вопросом относительно содержания понятия «новая проза», а также, в какой художественной модели оно реализуется. В своем исследовании автор сосредотачивается на «поэтике высказывания».

Литературовед анализирует также жанровую природу «Колымских рассказов», отмечая, что писатель отходит от существующих литературных норм, называя свои рассказы «новой прозой», отказываясь от жанра романа. В доказательство он приводит мнение В. Шаламова относительно того, что «короткий и убедительный документ» будет более весом для читателя.

Образная система рассматривается Ф. Апановичем в статье уо.

Сошествие в Ад (образ Троицы в Колымских рассказах)"". По мнению автора, образ Троицы является одним из ключевых в системе «Колымских рассказов». Он предстает как своеобразный культурный знак, использованный художником — наряду с образами древней греческой и римской мифологии и истории — для расширения художественной семантики его произведений. «Культурные и всякие другие ассоциации вызываются в колымской прозе посредством явных и скрытых, прямых и косвенных цитат, различных травестаций, парафразов и реминисценций, тонких намеков и подчас резкой пародии — и все это активизирует восприятие, включая читателя в особую творческую игру, которая позволяет не только воссоздать закодированный в произведениях смысл, раскрыть разные его грани и сцепления, но создать из этих крупиц новые тексты"29.

Л.В. Жаравина в монографии «Со дна библейского колодца:

3 О о прозе Варлама Шаламова" отмечает, что творчество В. Шаламова «дает возможность для разговора на разных уровнях: от документально-исторических реконструкций и бытового комментария до выхода в план искусства, религии, размышлений о смысле и цели человеческого существования, судьбах гуманизма и.

31 культуры". Исследовательница проводит параллели с Пушкиным, Гоголем, Чернышевским, включает прозу В. Шаламова в философско-литературный контекст XX века.

Постановка проблемы художественного единства осуществляется в исследованиях Е. Волковой. В частности, в статье «Повторы в прозаических текстах В. Шаламова как порождение новых смыслов"32, намечаются теоретико-эстетические ориентиры, которые послужили бы основой для анализа текстовых повторов в прозаических циклах «Колымских рассказов». В качестве таких повторов литературовед предлагает рассматривать «переносы из одного отграниченного текста, имеющего рамку начала и конца, в другой текст, обладающий своими смысловыми и структурными границами, эквивалентных, то есть, обладающих не мертвой, буквальной тождественностью, фрагментов текста, характеризуемых похожей непохожестью, когда сходство выявляет различия, а несходство — общность эмоционально-смысловой тональности» .

В другой статье «Цельность и вариативность книг-циклов» Е. Волкова отмечает, что композиционная выстроенность является неизменным качеством всех книг, входящих в «Колымские рассказы», которые отличаются жанровым многообразием: сюда входят новеллы, художественные очерки, фрагменты автобиографических повестей и стихотворения в прозе. «Приверженность к цикличности у Шаламова-прозаика в известной мере подсказана опытом Шаламова-поэта, Шаламова-читателя и почитателя поэзии и поэтов XX века"34. В своих суждениях автор опирается на высказывания и самого писателя, который считал, что его рассказы надо читать как целую книгу, а не отдельными рассказами, что будет способствовать усилению впечатления. Автор намечает генезис новеллистики В. Шаламова: это и новелла итальянского Возрождения, и европейская новелла XIX века.

В центре внимания еще одной статьи Е. Волковой («Варлам л с.

Шаламов: поединок слова с абсурдом") символика и ритм прозаического повествования как важнейшие составляющие художественной эстетики, которая порождает абсурдность. Объектом исследования становится как поэзия, так и проза В. Шаламова.

Аналогичный подход к исследованию прозы В. Шаламова обнаруживаем в статье австралийского литературоведа Елены о г.

Михайлик «В контексте литературы и истории». Автор сосредотачивается на сцепляющих элементах в прозе писателя. В частности, предметный лагерный мир образует либо заменяет сюжет. Кроме того, художественные особенности прозы В. Шаламова анализируются в системе координат «текст-материал-культура», что подсказывается самим автором.

Ю. Данеиберг в статье «» Каждый мой рассказ — это.

3 7 пощечина сталинизму": заметки о прозе Варлама Шаламова" в качестве основного свойства «Колымских рассказов» отмечает композиционную целостность при кажущейся несвязности сюжетов. Определенный, но не хронологический порядок расположения рассказов позволяет увидеть сталинские лагеря как живой организм, со своей историей и развитием. И в этом смысле исследовательница видит книгу «Колымские рассказы» как роман в новеллах, несмотря на многочисленные заявления самого автора о смерти в XX веке романа как литературного жанра.

В ряде диссертационных исследований предприняты попытки анализа прозы В. Шаламова как художественного единства. Так, A.A. Анисимов в работе «Новеллистическая природа «Колымских.

3 8 рассказов" В.Т. Шаламова" рассматривает принципы циклизации «колымской» прозы и формулирует критерии ее эстетической и тематической целостности. На основе дифференцирующих признаков циклизации, который исследователь выделяет вслед за М. Н. Дарвиным и В. И. Тюпой (структурно-содержательные, содержательно-тематические, психологические), анализируются три книги В. Т. Шаламова, входящие в «Колымские рассказы».

Артист лопаты", по мнению автора, «свидетельство художественного и философского осмысления В. Шаламовым автобиографического опыта: писатель разбил биографическую логику повествовательности и представил собственный „лагерный“ путь в о п виде „мозаичной“ монтажности». «Левый берег» рассматривается во взаимосвязи с другими книгами писателя. В центре внимания автора мифопоэтические мотивы природы, мотив распятия. В качестве смысловой скрепы подробно анализируется финальная новелла — «Сентенция». Книга рассказов рассматривается, прежде всего, как эстетическое выражение философии жизненного пути.

Попытка целостного осмысления поэтики прозы В. Шаламова была предпринята в диссертации И. В. Некрасовой «Варлам Шаламов — прозаик (проблематика и поэтика)"40. В центре внимания исследовательницы образ автора, проявление контраста в прозе В. Шаламова, выделяются формы хронотопа, посредством которого, как считает автор работы, он проясняет свою позицию и подчеркивают свою оценку.

Осмысление единства поэтической и прозаической составляющих шаламовского творчества с учетом специфики их жанрово-родовой природы происходит в диссертационном исследовании И. А. Макевниной «Поэзия Варлама Шаламова:

41 эстетика и поэтика" .

В диссертации анализируется лирика Шаламова как целостное явление, находящееся в коррелятивных отношениях с его прозойвыявляется основной образно-мотивный комплекс, ориентированный.

42 на поэтику и эстетику живописи .

При постановке вопроса о природе цикла в прозе В. Шаламова возникает необходимость теоретического осмысления данного понятия.

Понятие «цикл», «циклизация» прочно входят в литературно-критическое сознание в конце XIX — начале XX века, что связано с появлением литературно-критических работ, посвященных творчеству А. Блока, А. Белого, И. Анненского и других авторов. Однако проблема циклизации начала привлекать пристальное внимание исследователей, начиная с 60-х годов XX века, с тем чтобы «выявить те качества, которые определяли его сущность, нащупать те процессы, которые определяли его развитие"43. Объектом рассмотрения явились, в первую очередь, лирические циклы поэтов рубежа XIX — XX веков, доминирующим свойством творчества которых была циклизация. Под лирическим циклом стала подразумеваться такая совокупность взаимосвязанных между собой стихотворений, которая была способна воплотить целостный взгляд на мир („поэму души“, этическую идеологию», «роман» или «трактат» в стихах), выразить художественную волю автора. Здесь следует упомянуть работы В.А. Сапогова44, И.В. Фоменко45,.

М.Н. Дарвина46, в которых были сформулированы основные постулаты теории лирического цикла. Активное изучение, прежде всего стихотворного цикла, X. Мастэрд объясняет так: «Это гораздо более умопостигаемый объект для анализа, нежели цикл романов или драм"47.

Обычно под литературным циклом подразумевается группа произведений, составленная и объединенная самим автором и представляющая собой художественное целое. В. А. Сапогов в своем определении цикла подчеркивает, что в циклы объединяются группы произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, идейно-тематическому принципу или общности персонажей, а чаще всего по нескольким принципам. «Цикл как жанровое образование возникает тогда, когда цикличность воспринимается как особая художественная возможность: каждое произведение, входящее в цикл может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлеченной из него, теряет часть своей эстетической значимостихудожественный смысл цикла не сводится только к совокупности смыслов отдельных произведений, его составляющих. Наиболее организованным является жанр лирического цикла, получивший наибольшее распространение в поэтике символизмалирический цикл, подчиняясь единому субъективно-эмоциональному началу, строится на сложных сюжетно-тематических и ассоциативных связях. Монтируясь из отдельных произведений, структура цикла несет широкие возможности развития художественного смысла и допускает многообразие принципов построения"48.

М.Н.Дарвин полагает, что в составе поэзии можно допустить бытование самых разнообразных циклических форм и, устанавливая различия и границы между ними, помнить об их преемственной исторической взаимосвязи. Циклизация — это процесс, но не статически понимаемая форма объединения произведений. М. Н. Дарвин считает возможным рассматривать цикл как «новый жанр», как «авторский контекст», в котором «единство обусловлено уже авторским замыслом», «отношения между отдельными частями и циклом можно в этом случае рассматривать как отношения между элементом и системой"49. К числу обязательных признаков цикла относят также заглавие, данное автором, и устойчивость текста в нескольких изданиях.

Сложнейшей проблемой литературоведения является проблема целостности художественного цикла. Целостность художественной циклической формы не тождественна целостности отдельного литературного произведения. Отсюда возникает своеобразная «двухмерность» цикла: относительное равновесие частей (отдельных произведений) и целого (всего цикла)50.

Следует отметить, что трудность в определении жанровой природы циклической формы заключается в том, что она не имеет постоянных, устойчивых признаков. Художественное единствоциклической формы в читательском восприятии обычно возникает на границах отдельных составляющих эту форму произведений, поэтому жанрообразующие факторы цикла всегда «крупнее» жанрообразующих факторов отдельных произведений. Очевидно, циклическая форма, являясь по существу объединением художественных произведений, тяготеет к большим жанровым формам и в принципе допускает возникновение различных жанровых начал, скажем, «поэмного» или «романного», не достигая, в конечном счете, «чистоты» какого-то одного из этих жанров. «Художественный цикл следует считать не столько жанром, сколько сверхжанровым единством или такой художественной системой, в которой составляющие ее элементы (отдельные произведения), сохраняя целостность, могут давать различный и непредсказуемый, с точки зрения одного жанра, художественный эффект"51.

Итак, циклическая форма — это «открытое множество» при наличии общей идеи. Иными словами, циклическая форма — это форма, пересеченная смыслами, возникающими на границах отдельных произведений, пронизанных идеей целого и воссоздающих динамический образ художественного целого32.

Такое понимание литературной циклизации позволяет видеть и художественную систему в целом, и частные проявления этой системы как в синхронии, так и в диахронии. Циклизация оказывается закономерностью творчества, тенденцией художественного функционирования самостоятельных произведений, образующих систему литературы.

Вся обширная область художественных форм литературной циклизации может быть подразделена на авторские и неавторские циклы. К авторским или первичным циклам относятся такие циклы, в которых автор-создатель отдельно взятых произведений и автор-создатель всего цикла полностью совпадают. В неавторских или вторичных циклах автор-создатель отдельных произведений и автор-создатель всей циклической композиции могут не совпадать друг с другом. Неавторские циклические формы могут быть названы также 1 Т читательскими или редакторскими. Своеобразие таких циклических образований в их «двойном» авторстве.

Особую группу неавторских циклических образований составляют также циклы, получивших название несобранных. Они выделяются в творчестве того или иного автора на основании некоего объединяющего принципа читательского восприятия, связанного часто с биографией литератора.

Как указывает М. Н. Дарвин, «типологии циклических форм помогает теоретический ориентир на соотношение части и целого в сопоставлении с соотношением части и целого в самодостаточном литературном произведении. Если в последнем важна чаще всего подчиненность части целому, то в циклической форме на передний план выходит сама связь частей. При этом связь частей (отдельных произведений) в цикле качественно отличается от взаимодействия частей в самодостаточном литературном произведении прежде всего тем, что она не носит «готового» вида, но существует как возможность, активизирующая читательское восприятие"53.

Таким образом, суть художественной циклизации литературных произведений состоит не в плавном перетекании смысла из одного произведения в другое, не в простом умножении и распространении его, а в том, что сцепление возникает именно на границах связи одного произведения с другим. Следовательно, связь отдельных произведений в цикле, а также последовательность этой связи приобретает решающее значение.

Л. Ляпина в своей монографии «Циклизация в русской литературе XIX века» пишет, что циклизация как целостный феномен является важной составляющей в развитии литературы нового времени и предлагает следующее определение цикла как художественного единства: «Цикл — тип эстетического целого, представляющий собой ряд самостоятельных произведений, принадлежащих одному виду искусства, созданных одним автором и скомпонованных им в определенную последовательность. Обладая всеми свойствами художественного произведения, цикл обнаруживает свою специфику как герменевтическая структура текстово-контекстной природы, включающая систему связей и отношений между составляющими его произведениями. Специфичность цикла определяется степенью участия этой системы в организации циклового единства, а эстетическая содержательность его структуры создается диалектическим совмещением двух планов целостности в ее пределах"54. При этом исследовательница предлагает разграничивать понятия «цикл» и «циклизация», исходя из того факта, что циклизация — это тенденция, в то время как цикл — это явление, обусловленное конкретными историческими причинами.

На причины признания в современной литературе цикла как формы творчества обращает внимание Н. Л. Лейдерман, который следующим образом объясняет процессы, направляющие развитие цикла в XX веке. Исследователь выдвигает ряд факторов, которые потребовали существенной перестройки конфигурации литературного процесса — изменения жанрового корпуса, рождения новых стилевых тенденций, формирования новых литературных течений, а то и направлений: к таковым относится зарождение новой эстетической концепции личности (наиболее явственное ее проявлениевыдвижение на авансцену нового типа героя) или такие изменения в господствующей концепции личности. Перечисленные изменения происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. К ним относятся радикальные изменения, происходящие в общественном бытии вследствие изменений социальных формаций, политического строя или катаклизмов общенационального масштаба. Как правило, значительные изменения общественного бытия вызывают сдвиги в общественном сознании (ментальные взрывы, смену господствующих философских доктрин, рождение новых идеологических устремлений). Однако и изменения в общественном сознании играют роль экстра-факторов, которые воздействуют на художественное сознание косвенно, опосредованно. Самое же непосредственное воздействие на художественное сознание оказывают изменения в духовной сфере — в настроениях, чувствованиях, эмоциональном тонусе, которые начинают усиливаться и затем доминировать в обществе. Это то, что называют весьма неопределенными метафорами «дух времени», «воздух эпохи», «спросы жизни», но что существует абсолютно реально в общественной пневматосфере, окружает каждого современника и так или иначе воздействует на его мироотношение и мироповедение. Духовная атмосфера, как правило, меняется под влиянием экстрафакторов, но нередко она выступает суверенно, движимая собственными внутренними процессами. H.H. Лейдерман отмечает, что художник при этом становится тем демиургом, который впитывает в себя «дух времени», а нередко и раньше других чувствует назревающие перемены в «воздухе времени», переводит их в эстетический план — выверяет «законами красоты», а порой и вносит под их влиянием поправки в систему традиционных координат и ценностей. Но осуществляет он эту работу, уже руководствуясь законами собственно художественного творчества. Это подтверждает определенная последовательность в развитии самых разных художественных систем, начиная от систем стихосложения и кончая жанровыми и стилевыми системами, и даже такими крупными историко-литературными системами, как направления и течения55.

Как уже отмечалось выше, лирический цикл получил многостороннее изучение в литературоведении, прозаический же цикл исследован мало. A.C. Янушкевич так определяет существенное свойство любого прозаического цикла: «Первое, что формировало концепцию, своеобразную философию прозаического цикла было стремление к единству мирообраза, интеграция единой мысли, превращающей частные и отдельные истории, рассказы и повести в систему и целостность. Мирозиждительная особенность цикла как своеобразного жизнестроительства, как аналога книги бытия не могла не волновать его создателей. Именно в цикле писатель особенно ощущал функцию искусства жизнестроительства и текстоположения. Из частей он формировал, создавая единое целое"56. Как указывает.

Л.Е. Ляпина в специальной работе, посвященной циклизации в русской литературе XIX в., сама логика циклообразования должна.

СТ быть различной в условиях лирики, эпоса, драмы. Так, если в лирике, по словам Л. Е. Ляпиной, циклообразование стало жанро-созидательным процессом и привело к оформлению лирического цикла как жанра, то в эпике циклизация, прежде всего, совершила работу по трансформации и развитию самого повествования, способствовала выработке новых качеств и особенностей повествовательных структур. Иная историко-литературная роль циклизации в эпосе по сравнению с лирикой в свою очередь объясняется исследовательницей связью конфликта, обуславливающего развитие циклизации в прозе «не с особенностями семантической структуры этого повествовательного произведения, но с О со спецификой его внешней формы». Отсюда история эпико-повествовательной циклизации в русской литературе предстает как непрерывная смена, чередование и взаимодействие жанровых циклообразующих традиций, что и объясняет, на наш взгляд, невозможность выработки четкого единого определения эпического цикла. Тем не менее, это не мешает нам абстрагироваться от родовых характеристик циклов и выделить набор инвариантных признаков, которые будут присутствовать в любом цикле, в том числе эпическом.

Один из важных отличительных признаков, который является общим как для лирического, так для эпического и драматического циклов, и помогает определить их место в ряду других жанров, — степень свободы каждого отдельного произведения в цикле. Этот жанрообразующий признак выделяют все исследователи циклизации, отмечая при этом нетождественность целостности художественной циклической формы и целостности отдельного произведения. «Литературное произведение, — пишет М. М. Гиршман, — это именно органическое целое, так как, во-первых, ему присуще особое саморазвитие, а во-вторых, каждый составляющий его значимый элемент не просто теряет ряд свойств вне целого (как деталь конструкции), а вообще не может существовать в таком же качестве за его пределами"59. Отдельное произведение цикла нельзя сравнить с «частью», «отрывком» в самостоятельном художественном произведении. Как отмечает М. Н. Дарвин, часть литературного произведения, «если и может существовать вне целого произведения, то непременно в качестве части, отрывка или фрагмента», тогда как «отдельные произведения цикла (будь он эпическим, лирическим или драматическим) сохраняют свою самостоятельность, художественный статус и вне цикла"60.

Целостность цикла, таким образом, создается не посредством потери целостности составляющих ее элементов, а при условии их сохранения, что позволяет назвать цикл «вторичным жанровым образованием по отношению к первичности жанрово-видовых признаков отдельных произведений"61 или «сверхжанровым единством, художественной системой, в которой составляющие ее элементы (отдельные произведения), сохраняя свою целостность, могут давать различный и непредсказуемый, с точки зрения одного жанра, художественный эффект"62.

Иными словами, цикл выступает как синоним совокупности любого законченного ряда каких-либо произведений. Как пишет Ю. Лотман, «подобное построение не столь уж редко в литературе: мы с ним сталкиваемся в циклах повествований о популярных героях. Так организованы циклы новелл о Шерлоке Холмсе, циклы анекдотических историй типа рассказов о Ходже Насреддине или.

Михаиле Клолеком. Общим для всех этих произведений будет самостоятельность каждой главы (новеллы, анекдота), принцип свободного наращивания новых глав и циклизация их вокруг одного и того же героя, который, вступая в новые сюжетные столкновения, остается в сущности неизменным"63.

Наиболее часто встречающееся определение цикла можно сформулировать следующим образом: сверхжанровое единство, обладающее относительно устойчивым типом структуры, тяготеющее иногда к большим жанровым формам «поэмной», «романной». Цикличность воспринимается учеными как особая художественная возможность: каждое произведение, входящее в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлеченной из него, теряет часть своей эстетической значимостихудожественный смысл цикла не сводится только к совокупности смыслов отдельных произведений, его составляющих. Цикл обладает следующими признаками: наличие нескольких произведений, связанных друг с другом внутренними смысловыми связями- «вторичная целостность структуры" — монтажная композиция, при которой существует ассоциативная связь между текстамиконцептуальность, зависящая от порядка расположения произведений в цикле, характеризующаяся выраженным отношением автора к окружающему мирунекий сюжет (развитие центрального мотива) — общность ряда системных элементов цикла (жанровых, стилистических, ритмических, образно-метафорических, лексико-фразеологических, интонационных и звуковых).

Итак, опираясь на теоретические исследования художественного цикла (Б. Эйхенбаум64, Н. Старыгина65, М. Дарвин66, В. Тюпа67, Л. Ляпинаб8и др.)> представляется возможным определить и дифференцировать основные признаки (и принципы) циклизации: 1) структурно-содержательные- 2) содержательно-тематические- 3) психологические: единство эмоционального поля цикла: «организация читательского восприятия (понимания) циклической концепции» М.Н., Дарвин69, В. И Тюпа70) — 4) аналитические, когда характеры изображаются во времени, конкретно-исторически, и циклизация является одной из форм воплощения характерологии, движения реальности, а также концепция действительности (В.А. Апухтина71).

Обобщая изложенное, тенденцию к циклизации текстов следует воспринимать как объективную реальность литературной ' эпохи, как попытку найти новый тип художественного единства, соответствующего запросам временр! и заключающего в себе поиски целостности при неизбежной фрагментарности и хаосности художественного мира. Писатели, принадлежащие к разным национальным культурам, с завидным постоянством обращаются к форме цикла той или иной степени связанности, независимо от того, строят ли они свои произведения по классическим канонам литературного творчества, либо основывают свои тексты на каких-то новых художественных приемах. «Многие авторы обращаются к циклу как некоему переходному способу объединения сюжетов, героев, идей в единое целое в момент, когда возвращаться к старой модели романа не представлялось плодотворным, а новые принципы еще только устанавливались"72.

Художественная циклизация — это широкая возможность объединения произведений в различные формы не только цикла. Сам же цикл, думается, точнее определить не как одно произведение, но.

— 73 как множество произведении, как произведение произведении" .

Целостность цикла находится в прямой зависимости от ' степени структурной автономности составляющих его элементов, а его единство следует рассматривать как единство противоположностей, характеризующееся действием как центростремительных, так и центробежных сил. Поэтому известная «извлекаемость» отдельного произведения из контекста цикла не менее важный признак его, чем целостность или «неделимость"74.

К активным циклообразующим факторам в прозаическом цикле относятся единство проблематики, общность сюжетных конфликтов и коллизий, образно-стилистическое решение, единый образ автора. Жанровыми признаками цикла являются общая атмосфера произведения, сквозной образ читателя, сквозные мотивы и образы, вариативное развитие тем, особая пространственно-временная организация, обрамляющие новеллы и очерки, лейтмотивность повествования и другие. «Для прозаического цикла характерно не только аналитическое начало, но и объемное восприятие действительности во всей ее пестроте и сложности причинно-следственных связей, проникновение в глубинные процессы общественной и духовной жизни человека, постижение не только лежащих на поверхности классовых конфликтов, но и различных более частных явлений. Задача цикла — изобразить жизнь человека и народа в их взаимосвязях. Такова жанровая концепция личности и действительности в цикле», — отмечает H.H. Старыгина75.

М.М. Гин указывает, что важным признаком цикла является обзорность композиции. Обзорным принципом композиции автор называет «такое построение литературного произведения, при котором организующим центром является не единый фабульный стержень, а единство идейно-тематического задания, проблематика, угол зрения, под которым и в соответствии с которым отбирается материал"76.

При бесфабульном типе связи материала возрастает композиционная роль образа автора. H.H. Старыгина пишет, что «развитие авторской мысли составляет внутренний сюжет цикла, связывающий все его компоненты в ассоциативной последовательности"77.

Таким образом, «циклизация в прозе XX века была процессом, сфера действия которого расширялась, а художественные возможности все более четко осмыслялись. Прозаический цикл в той или иной форме обязательно присутствовал в творчестве подавляющего большинства писателей, структурируя как «большую», так и «малую» прозу, что позволяет говорить о тенденции к циклизации текстов как возможности выразить «нераздельно-неслиянный» художественный мир новой литературной эпохи,.

78 развивающейся нестабильно, как бы «фрагментарно» .

Рассуждая о феномене циклизации как коммуникативной стратегии в современной культуре, JI. Яницкий пишет, что «во-первых, циклизация наиболее характерна для лирики, а во-вторых, для эпохи неклассической художественности, нетрадиционной литературы, в целом для художественного творчества XX века. В периоды кризисов, когда ставятся под сомнение устоявшиеся представления о произведении искусства, когда разрушаются традиционные формы целостности, цикл как бы удерживает художественные произведения от распада и энтропии, выполняет объединяющую функцию, связывая воедино различные произведения. Так развивается цикличность художественного мышления, когда автор задумывает и создает свое произведение в рамках более широкого контекста из нескольких произведений"79.

Другой причиной распространенности циклизации в литературе XX века заключается в том, что цикл представляет собой коммуникативное или, можно сказать, гиперкоммуникативное событие, в котором сообщаются в полилоге, с одной стороны, части между собой, а, с другой стороны, — части и целое. «Цикл становится осуществлением процессов диалога и коммуникации на уровне композиции и архитектоники художественного произведения. Цикл выступает динамическим эстетическим феноменом, поскольку читательское сознание актуализирует в нем все новые циклообразующие связи и скрепы, но восприятие цикла как художественной суперструктуры происходит в читательском сознании только при наличии читательской цикловоспринимающей готовности, а такая готовность активизируется в современную эпоху, когда цикл становится доминирующей формой художественного выражения. Иными словами, готовность к циклообразованию постоянно заложена в природе художественности литературного произведения, а цикл становится своего рода реализацией этой готовности и потенции"80.

В свете вышеизложенного, представляется важным для целей проводимого исследования вывод сделанный Л. Яницким о том, что широкое распространение циклизации связано с тем, что «цикл становится наиболее адекватной формой бытия литературного произведения, композиционной формой, в наибольшей степени соответствующей глубинным процессам, протекающим в природе искусства в двадцатом веке, и моделью реализации этих процессов"81.

Таким образом, цикл как таковой модифицировался и стал конкурентом и аналогом романа на основе мозаичной, монтажной композиции, базисом которого является новелла, а целостность текста — циклического происхождения. Хотя «главы» сюжетно обособленны, но произведение являет собой не сложение новелл, а особого рода их циклическое переплетение, что позволяет говорить о целесообразности подхода к подобного рода текстам как к «романам из рассказов», романам, произошедшим из цикла и сохранившим признаки циклической композиции. Таким образом, дальнейшее развитие и модифицирование циклизационных процессов в новейшей литературе указывает на богатейший эстетический потенциал и широту распространения явления цикла.

Другими словами, циклизация — объективный процесс, который порождает различные типы художественных единств, главным из которых является собственно цикл. В свою очередь циклы делятся исследователями на задуманные авторами заранее и получившиеся в результате последующего объединения написанных в разное время и по разному поводу произведений. В терминологии М. Дарвина — это первичный и вторичный циклы. Первичный — это такой цикл, который создается автором с самого начала как художественное целое. Вторичный — такой цикл, который возникает на основе объединения различных произведений, написанных чаще всего в разное время и по разному поводу. «Суть художественной циклизации литературных произведений состоит не в плавном перетекании смысла из одного произведения в другое, не в простом умножении и распространении его, но возникает именно на границах связи одного произведения с другим «без плана, вспышками, идущее сцепление"82.

Анализ большинства работ по творчеству В. Шаламова показал, что они имеют узконаправленный характер, кроме того, обнаруживается недостаточное количество исследований, последовательно рассматривающих циклическую природу его прозы. Научная проблема своеобразия структуры книги рассказов В. Шаламова «Левый берег» является скорее обозначенной, нежели решенной, и это позволяет предположить, что выбранный аспект исследования поможет продвинуться на пути к созданию целостной картины поэтики прозы В. Шаламова, определить доминанты творчества писателя, что обуславливает актуальность настоящей работы.

Объектом исследования в настоящей работе является книга рассказов «Левый берег» В. Т. Шаламова.

В ходе анализа мы также опираемся на переписку, воспоминания и записные книжки В. Шаламова. В качестве литературного контекста нами привлекаются произведения А. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ»), С. Довлатова («Зона. Записки надзирателя»), Ю. Бондарева («Мгновения»), В. Астафьева («Царь-рыба»). Такой подход позволяет создать более объективную картину, в которой пишется книга «Левый берег», глубже осмыслить роль циклизации, имевшей место в творчестве писателя.

Предметом исследования выступают циклообразующиел элементы в книге рассказов «Левый берег» В. Т. Шаламова.

Цель работы состоит в изучении книги рассказов «Левый берег» В. Т. Шаламова как сверхжанрового единства, имеющего собственную природу и созданного по собственным законам.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

— определить мотивы, служащие организующим началомпоказать роль художественной детали в формировании циклической структуры;

— выявить особенности сюжетно-композиционных и рамочных элементов в создании инвариантной художественной модели «Левого берега" — раскрыть роль хронотопа в художественном конструировании книги «Левый берег».

Научная новизна настоящей работы заключается в системном анализе разнообразных средств создания художественного единства в книге рассказов В. Шаламова «Левый берег». Результаты исследования позволяют уточнить, в чем состоит своеобразие прозы В. Шаламова и расширить представления о циклообразующих элементах в прозе писателя.

Теоретико-методологической основой диссертации являются работы по проблемам циклизации в художественной литературе В. Жирмунского, Б. Эйхенбаума, Б. Томашевского, Ю. Тынянова, Р. Якобсона, Ю. Лотмана, И. Ильина, В. Сапогова, Л. Спроге, И. Фоменко, Е. Хаева, М. Дарвина, В. Тюпы, С. Титаренко, Л. Ляпиной, О. Егоровой.

В диссертационном исследовании мы также опираемся на работы И. Сиротинской, Е. Волковой, Ф. Апановича, Е. Михайлик, Л. Токер, Л. Жаравиной, в которых обозначены ключевые проблемы изучения творческого наследия В. Шаламова.

Методика исследования базируется на принципах целостного анализа произведения с точки зрения проблем цикла и циклизации. В работе также используются сравнительно-сопоставительный, историко-генетический, структурно-семантический методы.

Теоретическая значимость исследования определяется его проблематикой и заключается в многоаспектном анализе поэтики литературного произведения во взаимосвязи частей и целого, в выявлении целостной художественной формы, созданной путем циклизации.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в качестве материалов для курса «История русской литературы XX века» в школе и вузе, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по творчеству В. Шаламова и русской литературы второй половины XX века в целом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными мотивами-скрепами в книге «Левый берег» являются мотивы ментальные и физиологические. Ментальные мотивы в большинстве своем связаны с религиозной тематикойдоминирующими физиологическими мотивами-скрепами являются мотивы обонятельной агрессии мира, монохромного цветового восприятия, физически болезненного состояния. Мотивы-скрепы имеют различные уровни выражения: символический, образный, композиционный.

2. Деталь в книге рассказов «Левый берег» приобретает символический характер, выполняя психологическую и характерологическую функции, включается в текст в системе пейзажа, интерьера, динамического портрета, обладая при этом циклообразующей потенцией.

3. Взаимодействие сюжетно-композиционных и рамочных элементов помогает сформировать художественное единство в книге рассказов «Левый берег». Этому способствует однотипность заголовочного комплекса, что выражается в построении и функциональной заданности заглавий. Мотивировка, присутствующая в заглавии, не объясняется в финале произведения, он имеет характер «двойной развязки».

4. Хронотопические характеристики на протяжении всей книги рассказов формируют принцип «художественной непрерывности» текста, основанный на цельности хронотопов разных типов: топографического, транзитивного, физического, символического.

Апробация диссертации: основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в докладах на итоговых научных конференциях АГУ (Астрахань, 2007,2008), на Всероссийской конференции (с международным участием).

Основные проблемы современного языкознания" (Астрахань, 2007), на Международной интернет-конференции «Картина мира в художественном произведении» (Астрахань, 2008), в журналах «Южнороссийский вестник геологии, географии и глобальной энергии» (2006), «Вопросы лингвистики и языкознания» (2008), «Гуманитарные исследования» (2008).

Структура диссертации обусловлена поставленными целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Явление цикла и циклизации всегда интересовали практиков и теоретиков литературы, что свидетельствует о важности данного приема и стойком интересе к нему. Связано это с тем, что указанное явление позволяет преодолеть сложившиеся традиционные жанровые формы и открыть новые образования. Циклизация, свойственная, чаще всего, лирическому роду, в прозе, в частности, в прозе В. Шаламова получает свое преломление.

Книга рассказов «Левый берег» В. Шаламова построена по ' принципу монтажа с важной ролью внутренней, эмоционально-смысловой соотнесенности персонажей, событий, эпизодов. Внутренняя логика композиции книги такова, что рассказы разделяются на группы по разным параметрам (могивная структурасквозные персонажипространственно-временная организациятип ¦ повествования).

В структуре рассказов в книге «Левый берег» очень редки причинно-следственные связи, логические объяснения событий, они представлены как некая данность, факт, который трудно ' понять, но необходимо принять и невозможно изменитьавтору г чужды и эмоциональные отклики. В связи с этим представляется 4 возможным говорить о едином лирическом сюжете «Левого берега». как об одном из наиболее важных элементов, соединяющих рассказы книги в одно целое. •.

В ходе диссертационного исследования также установлено, что мотивно-смысловая домината в рассказах Варлама Шаламова в книге «Левый берег» устанавливается в начале произведения, распространяясь на различные уровни текста. Мотив, единожды возникнув в одном из рассказов, имеет характер тотального эффекта, пронизывая все повествование.

Через систему разноуровневых повторов выражается. эпическое понимание бытия как «закона», последовательно реализующего свою власть.

В системе мотивов-скреп в сборнике «Левый берег» В. Шаламова четко выделяются две устойчивые группы: ментального и физиологического состояния. Мотивы, передающие физическое состояние человека, акцентируют внимание на неизлечимых подчас болезнях, искаженном восприятии окружающего мира, что выражается на способности распознавать цвет, запах и вкус. Ментальные особенности персонажей. передаются с помощью мотивов религиозного сознания. ,.

Физиологические мотивы, отчетливо проявляясь в первом рассказе книги, обнаруживаются в различных вариациях на протяжений всего произведения, достигая апогея в финальных рассказах. Восприятие бытия проявляется на физиологическом уровне в болезйенных формах, уродующих тело человека. При этом физическое состояние — это отражение состояния внутреннего.

В ряду активных устойчивых циклообразующих элементов нами были рассмотрены повторяющиеся детали. Выясняется, что данным типам деталей-символов наиболее присущи характерологическая и психологическая функции. Доминирующей формой проявления символических деталей в книге «Левый берег» становится ее актуализация в структуре восходящей градации, сравнения и метонимии. Авторское использование символических деталей в системе художественного портрета, пейзажа, интерьера оказывает влияние на художественные описания, которые отличаются лаконичностью и компактностью.

Особенности рамочных элементов позволяют сделать вывод, что с помощью заглавия автор обманывает читательское ожидание, это позволяет развернуть повествование в ассоциативном ракурсе, а также организовать двойной план повествования, тем самым усиливая идейно-тематическое звучание произведения. Заглавия в книге В. Шаламова «Левый берег» отличаются однотипностью структуры, что придает композиции цельность и спаянность.

Соотнесение заглавия с развертыванием художественной структуры позволило выявить наличие устойчивого композиционного приема «двойной развязки», которая создает многоплановое звучание.

Системы пространственно-временных отношений, работающие как внутри каждого из рассказов, так и на уровне книги в целом, формируют основу «Левого берега» как художественного единства. На протяжении всего произведения выстраиваются стройные ряды хронотопических характеристик, организующие текст и сообщающие смысл тому, о чем говорится в рассказах. Связующим звеном Шаламовского хронотопа становится не само пространство или временная протяженность, а эмоциональная и идейная составляющие, которые в нем заключены. Когда! персонажи Шаламова говорят о событии, то автор делает акцент не на его положении во времени, не на его протекании, а на том, что оно имело место, переводя его в прошлое, в разряд фактов.

Таким образом, исследование циклизации в книге рассказов «Левый берег» В. Т. Шаламова отчетливо показало писательский интерес к данной форме. Циклизация выступает как генерализующее средство, организуя пространство книги «Левый берег» на различных уровнях, что позволяет из отстоящих по времени произведений создать единое целое с установкой на монтажность и дискретность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.П. Царь-рыба :: повествование в рассказах / Виктор Астафьев Москва: Эксмо, 2008 509, 2. с.-21 см. — (Русская классика). — ISBN 978−5-699−28 897−7
  2. , С.Д. Зона : записки надзирателя / Сергей Довлатов Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008 221, 2. е.- 18 см. — (Азбука-классика). — ISBN 978−5-91 181−582−0
  3. Солженицын. А. И Архипелаг ГУЛАГ, 1918−1956: Опыт художеств, исслед. / Александр Солженицын 1−2 587, 2. с.портр. — ISBN 2−85 065−111
  4. Солженицын. А. И Архипелаг ГУЛАГ, 1918−1956: Опыт художеств, исслед. / Александр Солженицын 3−4 636, 3. с.портр. — ISBN 2−85 065−112−5
  5. . А.И. Архипелаг ГУЛАГ, 1918−1956 : Опыт художеств, исслед. / Александр Солженицын 5−6-7 570, 5. с.портр. — ISBN 2−85 065−113−3
  6. В. Очерки преступного мира: Рецензия. // Волга. 1990. № 3. С.181−182.
  7. В.Т. Воспоминания. М., 2004.
  8. В. О прозе. / Шаламов В. Левый берег. М., 1989
  9. В.Т. Собрание сочинений: В 4-х т. / Сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской. М.: Худож. лит.: ВАГРИУС, 1998.
  10. Библейский словарь. Энциклопедия слов. / сост. Э. Нюстрем — пер. со швед. И. С. Свенсона. СПб.: Христиан. Об-во «Библия для всех», 1997. — 517 с.
  11. Н. 3. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. М.: 2006.
  12. , Г. Энциклопедия символов — пер с нем. Ганс Бидерманн. М.: Республика, 1996. — 333 с.
  13. История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М., 1997. 672 с.
  14. А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский. М.: Советская энциклопедия, 1969. — 376 с.
  15. , X. Словарь символов / Хуан Эдуардо Керлот. М.: REFL-book, 1994. — 608 с.
  16. , Дж. Энциклопедия символов / Дж. Купер. М.: Ассоциация духовного единения «Золотой век», 1995. — 401 с.
  17. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Липовецкий, М. И разбитое зеркало. Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба / Сост. А. Ю. Арьев. — СПб.: «Звезда», 1999.
  18. A. Н. Николюкина — Ин-т научной информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001. — 1600 стб.
  19. B. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987.-752 с.
  20. Христианство: словарь / под ред. Л. Н. Митрохина. М.: Республика, 1994. — 559 с.
  21. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / авт.-сост. В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер — общ. ред., маргиналии А. Егазаров. -М.: Локид- Миф, 2000. 576 с. 1.I
  22. JI.Г. Поэтика лирического цикла (на материале армянской и русской поэзии конца 19-начала 20 вв.): Автореф дис.канд. филол. наук. Ереван, 1992.
  23. , A.A. Новеллистическая природа «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова:: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.01 Магадан, 2006 251 с. — Библиогр.: с.235−251.
  24. , Ф. Новая проза в. Шаламова // Шаламовский сборник / Сост. В. В. Есипов. Вологда, 1997. Вып.2.- 215 с.
  25. , Ф. Сошествие в Ад (Образ Троицы в Колымских рассказах) // Шаламовский сборник / Ред. и сост. В. В. Есипов. Вологда, 2002. Вып.З. С. 128−144.
  26. , Ф. Филиппика против силы. // Шаламовский сборник / Сост. В. В. Есипов. Вологда, 1997. Вып.2.- СЛ57−171.
  27. Апостолос-Каппадона, Д. Словарь христианского искусства / Д. Апостолос-Каппадона (Пер. с англ. А. Ивановой) Пермь: Урал LTD, 2000. — 212с.
  28. В.А. Современная советская проза (60-е -начало 70-х годов). 178 с.
  29. Ю. В. «О колымских тетрадях» Варлама Шаламова // Вопросы региональной лексикологии и ономастики: Межвуз. сб. ст. Вологда, 1995. С. 177 184.
  30. Л.Л. Проблема стихотворного цикла и циклизации в творчестве С.Есенина // Проблема реализма. Вологда, 1979.
  31. Л.Л. Структура лирического цикла (С.Есенин. «Любовь хулигана») // Проблемы сюжета и жанра художественного произведения. Алма-Ата, 1977.
  32. , М. Крест его судьбы. // Шаламовский сборник: Вып. 1 / Сост. В. В. Есипов. Вологда, 1994. С. 230−235.
  33. , М. Утверждение истины. // Шаламовский сборник / Ред. и сост. В. В. Есипов. Вологда, 2002. Вып.З. С. 144 154.
  34. М.С. Циклы стихотворений В.В.Маяковского «Путешествия 1924−1926″: Автореф.дис. канд. филол. наук. М., 1976.
  35. Ю.В. Батальоны просят огня. Т.1. М., 1993.
  36. А.Г. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. — М., 1982.
  37. Варлам Шаламов: Крат, биогр. справка. // Русские цветы зла: [Антология / Сост. В. Ерофеевым]. 2-е изд. М.: Подкова, 1997. С.486−487.
  38. Варлам Шаламов: Трагический Колумб Колымы / Магадан. ОУНБ им. А. С. Пушкина. Магадан, 1996. 14 с.
  39. В.Э. Циклы // Лермонтовская энциклопедия. -М., 1981.
  40. Е.В. „Лиловый мед“ Варлама Шаламова : Поэтический дневник „Колымских тетрадей“ // Человек. 1997. № 1. С. 130−149.
  41. Е.В. Парадоксы катарсиса Варлама Шаламова // Вопросы философии. 1996. № 1. С. 43−56.
  42. Е.В. Повторы в произведениях Шаламова как порождение новых смыслов. // Шаламовский сборник / Ред. и сост.
  43. B. В. Есипов. Вологда, 2002. Вып.З. С. 115−128.
  44. , Е.В. Трагический парадокс Варлама Шаламова / / Е. В. Волкова М.: Республика, 1998 175 с.-20 см — ISBN 5250−2 666−4:500 экз.
  45. , Е.В. Цельность и вариативность книг-циклов. // Шаламовский сборник / Сост. В. В. Есипов. Вологда, 1997. Вып.2.1. C.130−156.
  46. Волкова Е. Тексты „Колымских рассказов“ Варлама Шаламова в ракурсе неориторических и антириторических смыслопорождений Ю. М. Лотмана. Электронный ресурс. //shalamov.ru
  47. Е. Эстетический феномен Варлама Шаламова. Электронный ресурс. //shalamov.ru
  48. Волкова Абрис творчества Варлама Шаламова как эстетического феноменаЭлектронный ресурс. // shalamov.ru
  49. А. Композиция цикла А.Вознесенского „Выпусти птицу“ // Композиция и сюжетосложение. Куйбышев, 1980.
  50. В.И. Лики народной жизни. М., 1972.
  51. Н.В. Творчество Варлама Шаламова как художественная система: Автореф. дисс. канд.фил.наук. — Тюмень, 2003.
  52. , Н.В. Творчество Варлама Шаламова как художественная система. Сургут: РИО СурГПУ, 2005(Сургут: РИО СурГПУ 138 с.
  53. Л. Н. Вопросы теории цикла (лирического и прозаического) // „Стихотворения в прозе“ И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. — с. 19−27.
  54. Л.Н. Вопросы теории цикла (лирического и прозаического) // „Стихотворения в прозе“ И. С. Тургенева: Вопросы поэтики.- Ижевск: УдГУ, 2004. С. 19−27- 81−82.
  55. М.Я. Александр Солженицын = Aleksandr Solzhenitsyn : Aleksandr Solzhenitsyn: (К 70-летию со дня рождения) / Михаил Геллер London: Overseas publ. interchange, 1989 117 е.- 18см- Пар ал. тит. л. англ. Библиогр. в примеч. — ISBN 1−870 128−265.
  56. , A.A. Довлатов и окрестности :: Филол. роман. / Александр Генис М.: Вагриус, 2004 285,[2] с.-21 — В кн. также: Каботажное плавание. — Авт. по кн. — ISBN 5−475−50−6:5000.
  57. Э.Г. Об одном лирическом цикле Лермонтова // Лермонтовский сборник. Л., 1985.
  58. Гин М.М. О своеобразии русского реализма Некрасова. Петрозаводск, 1966.
  59. М., Чуйкук И. Жажда исповедания. (Прозаический цикл В. Белова „Воспитание по доктору Споку“) // Лит. учеба. -1982. -N3.
  60. Ю. „Каждый мой рассказ это пощечина сталинизму“: заметки о прозе Варлама Шаламова http://www.wsws.org/ru/2000/apr2000/shal-al5.shtml
  61. М.Н. Поэтика лирического цикла („Сумерки“ Е.А.Баратынского). Учебное пособие. Кемерово, 1987.
  62. М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. -Кемерово, 1983.
  63. М.Н. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории. Красноярск, 1988.
  64. М.Н. Художественная циклизация лирических произведений. Кемерово, 1997.
  65. Л. К определению лирического цикла // Русская филология. Тарту, 1975. — С. 88−99.
  66. Г., Карпов М. По статье 70-й: По документам и воспоминаниям о суде над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем. // Огонек. 1989. № 19. С.20−24.
  67. О.Г. Единство в многообразии (о книге И. Бунина „Темные аллеи“): Монография. Астрахань, 2002.
  68. О.Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века: Дисс. д-ра фил. наук. Волгоград, 2004.
  69. И. И. В. Шаламов // Легенды Потаповского переулка: Б. Пастернак, А. Эфрон, В. Шаламов: Воспоминания и письма. М., 1997. С.308−338.
  70. В. Кадьякский сюжет Варлама Шаламова // Русская Америка. 1993. № 1. С.22−23.
  71. В. Статьи о Варламе Шаламове // Провинциальные споры в конце XX века. Вологда: Грифон, 1999. С. 172−211.
  72. , JI. В. „Со дна библейского колодца“: о прозе Варлама Шаламова:: монография / Л. В. Жаравина — Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО „Волгоградский гос. пед. ун-т“ Волгоград: Перемена, 2007 235 с
  73. , Л.А. Пути развития русской советской поэзии тридцатых годов. Челябинск, 1982. — С. 9−34.
  74. , А.Э. Концепция искусства и проблемы лирической циклизации в творчестве В.Я.Брюсова // Брюсовские чтения 1983 года. Ереван, 1985. — С. 41−53.
  75. , А.Э. Лирические циклы и проблема циклизации в творчестве В.Я.Брюсова: Автореф. дис. канд. филол. наук. Тарту, 1986. — 18 с.
  76. , О.Г. Проблема несобранного» стихотворного цикла 40−60-х гг. 19 века: Автореф. дис. канд. филол. наук. -Томск, 1982. 18 с.
  77. М. Последствия Шаламова // Шаламовский сборник: Вып.1 / Есипов В. В. Вологда, 1994. С.
  78. .П. О текстовой относительности заглавия. // Режим доступа электронный., http://vestnik.ssu.samara.ru/gum
  79. , Н.В. Лирические циклы в поэзии Пушкина 1830-х годов // Пушкин. Исследования и материалы. М., Л., 1958. -Т.2. — С. 95−119.
  80. Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе: Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово, 1992.- 177 с.
  81. К столетию со дня рождения Варлама Шаламова: материалы Международной научной конференции, Москва, 18−19 июня 2007 года. / [сост. Сиротинская И. П.] К столетию со дня рождения Варлама Шаламова: Москва, 2007.
  82. Клайн, Л. Овладение техникой (о ранней прозе В. Шаламова) // Шаламовский сборник / Ред. и сост. В. В. Есипов. Вологда, 2002. Вып.З. С.155−159.
  83. А.Г. «Проблема циклизации в русской советской прозе 60−70-х гг.» Авторф. дисс.. филол. наук. — М., 1986. -23 с.
  84. , Г. С. Поэтика лирических циклов Н.П.Огарева: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1982. — 19 с.
  85. , Г. С., Конкин, С.С. Экспрессивно-стилистические связи в лирических циклах Н. П. Огарева. Саранск, 1980.-С. 67−81.
  86. , И.В. О «солнечном» цикле Вячеслава Иванова // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз, 1978. Т. 37. — N1. — с. 35−49.
  87. Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1981. С. 39−54.
  88. , E.H. Повтор в структуре поэтического цикла: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1989. 18 с.
  89. В. Случаи власти («Архипелаг ГУЛАГ» А.И.Солженицына) // Россия-Russia. Новая серия. Вып. 1 9. М.- Венеция, 1998.С. 167−168
  90. А. Н. Поднявшийся из ада: (Некоторые мысли по поводу «невымышленной прозы») // Латынина А. Н. За открытым шлагбаумом: Лит. ситуация конца 80-х. М., 1991. С.229−239.
  91. , Л. Судьба, не ремесло // Новый мир. 1964. № 8. — С.261−263.
  92. , Н.Л. ".B метельный, леденящий век": О «Колымских рассказах» В. Шаламова. // Урал. 1992. № 3. С. 171−182.
  93. , Ю. «Вне всего человеческого»: К изучению прозы В. Т. Шаламова. // Знание-сила. 1991. № 6. С.74−82.
  94. .Н. Мой Шаламов //Октябрь.- 1999. № 4. -С.111 129.
  95. , М. Учитесь, твари, как жить // Знамя. 1997. № 5. С. 202.
  96. , М. И разбитое зеркало. Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба / Сост. А. Ю. Арьев. — СПб.: «Звезда», 1999.
  97. H.H., Капустин Н. С., Кирсанова О. Т., Тахтамышев В. Т. Библейские имена: люди, мифы, история: Словарь / И. Н. Лосева, Н. С. Капустин, О. Т. Кирсанова, В. Т. Тахтамышев. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 608 с.
  98. Ю.М. В школе поэтического слова : Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя / Ю. М. Лотман М.: Просвещение, 1988 348,3. с.-22 см — Библиогр.: с. 349 (28 назв.). -ISBN 5−09−544−3 (В пер.):1 р. 30 к.
  99. Лотман, Ю.М. H.A. Некрасов. «Последние элегии» // Анализ поэтического текста. Л., 1972. — С. 204−214.
  100. , Т. В. Творчество Т. Боровского в аспекте художественных принципов «новой прозы» В. Шаламова // Проблемы культуры, языка, воспитания. 2000: Сб. науч. тр. преподавателей и аспирантов. Архангельск, 2000. Вып.4. С. 53−59.
  101. , Л.Е. Лирический цикл в русской поэзии 18 401 860-х годов: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1977. — 18 с.
  102. , В.Н. Типология стихотворных сборников. Критерии классификации: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1971.- 19 с.
  103. И.В. Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика:: автореферат дис.. кандидата филологических наук: 10.01.01 / Волгогр. гос. пед. ун-т Волгоград, 2006 28 с.
  104. , О. Платон, поднявшийся из ада: Проза и стихи В. Шаламова в «Новом мире» // Московские новости. 1988. 24 июля (№ 30). С. 11.
  105. , Э.Б. Письма к родным С.Есенина как лирический цикл // Вопросы сюжетосложения. Рига, 1978. — С. 45−60.
  106. О. В круге последнем // Вехи (субботнее приложение к газете «Российские вести»). 1993.- Вып.25, октябрь. С. 2.
  107. О. Человек человеку. // Взгляд: Критика. Полемика. Публикации. М., 1989. Вып.2. С.148−167.
  108. И. Варлам Шаламов. Дорога и судьба. (М., 1967): Рецензия. // Звезда. 1968. № 3. С. 220.
  109. Млечин, JL Не пыль на ветру: «Колымские рассказы» В. Шаламова и «Черные камни» А. Жигулина // Новое время. 1988. № 31. С. 48.
  110. И.В. Варлам Шаламов — прозаик: Автореф. дисс. канд. фил. наук. Самара, 1995.
  111. , И.В. Судьба и творчество Варлама Шаламова. Самара: Изд-во СГПУ, 2003 197 с.
  112. . Солженицын Solzhenitsyn / Жорж Нива — Пер. с фр. Симон Маркиш в сотрудничестве с авт. London: Overseas publ. interchange ltd., 1984 243 с.ил., портр., факс.-20 см — Библиогр. в конце кн. — ISBN 0−903 868−76−8
  113. Нива Жорж Поэтика Солженицына между «большими «и «малыми «формами / Нива Жорж // Звезда. 2003 — № 12. — С. 143 -148.
  114. Никольсон, Майкл. Шаламов на Западе // Шаламовский сборник: Вып.1 / Есипов В. В., Сост. В. В. Есипов. Вологда: ПФ «Полиграфист», 1994.-С 15−24.
  115. , M.JI. «Недоступная черта» (Об одном цикле любовной лирики Пушкина). // Болдинские чтения. Горький, 1976. -С. 102−118.
  116. , Л. О «стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева как о поэтическом цикле // Эстетические взгляды писателя и художественное творчество. Краснодар, 1979. — С.
  117. , С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е издание — РАН ин-т РЯ / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1997. — 344с.
  118. , Ю.Б. Особенности композиции полиметрических лирических циклов, включающих свободный стих (на материале современной русской советской поэзии) // Сюжетно-композиционная структура художественного произведения. Куйбышев, 1979. С. 67−80.
  119. , Л. Так долго не приходили: По материалам воспоминаний Ф. Ф. Сучкова, в том числе о В. Шаламове. // В мире книг. 1988. № 8. С.15−18.
  120. Л.Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама Л. Г. Панова М.: Языки славян, культуры, 2003 (Белгород: Обл. тип. 802 с.табл., 22 см. — Указ. — Библиогр.: с. 769 785. — ISBN 1726−135Х ISBN 5−94 457−086−5
  121. П.Г. Москва или Третий Рим? Восемнадцать очерков о русской истории и словесности. М., 1991.
  122. Переписка Варлама Шаламова и Надежды Мандельштам 1965−1968 гг. / Публ. и примеч. И. Сиротинской // Знамя. 1992. № 2. С.158−177.
  123. , Г. Т. Поэтика лирического цикла в творчестве Марины Цветаевой: Автореф. дис. канд. филол. наук. Москва, 1994. -16 с.
  124. В. Шаламов и мировая культура. // Шаламовский сборник / Ред. и сост. В. В. Есипов. Вологда, 2002. Вып.З. С. 92−100.
  125. , Н. Лирическое начало в рассказе В. Т. Шаламова «Стланик» // Вовлекая в творчество: Пед. альманах. Вологда, 1998. Вып.1. С.78−84.
  126. , Е. С. Человек и Бог в «Колымских рассказах» Варлама Шаламова // Журнал Московской патриархии. 1994. № 2. С.107−120.
  127. Е.В.- Феномен заголовочно-финального комплекса в русской новеллистике 1920-х годов. Режим доступа электронный. http://vestnik.ssu.samara.ru/gum rhus
  128. , И. История формирования цикла «Страшный мир» // В мире Блока. М., 1981. — 123−135.
  129. , В. Характер мужественный и цельный // Знамя. 1962. № 4. С.219−221.
  130. A.M. «Поэтика Сергея Довлатова: рассказ «Шоферские перчатки».// h ttp: // www. р о rt, а 1 -slovo.ru/philology/39 411 .php.
  131. A.M. «Архипелаг ГУЛАГ» как художественный текст //Изв. PAH. Сер. лит. и яз. 1999. Т. 58. 1 5/6. С. 26—33.
  132. Русские писатели. XIX век: биобиблиографический словарь: Т. 1 / под ред. П. А. Николаева. М.: Просвещение, 1996. -448 с.
  133. Русские писатели. XIX век: биобиблиографический словарь: Т. 2 / под ред. П. А. Николаева. М.: Просвещение, 1996. -448 с.
  134. Т.Т. О композиции цикла 1836 года А.С.Пушкина // Болдинские чтения. Горький, 1979. — С. 81−95.
  135. В.А. К проблеме стихотворной стилистики лирического цикла // Русская советская поэзия и стиховедение. М., 1969.-С. 75−91.
  136. В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А.Блока // Язык и стиль художественного произведения. М., 1966. — С. 70−84.
  137. , В.А. Поэтика лирического цикла А.А.Блока: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1967. — 18 с.
  138. , З.Я. К вопросу о соотношении книги стихов и лирического цикла (С.Клычков. Песни) // Сюжет и художественная система. Даугавпилс, 1980. — С. 81−89.
  139. , М.В. Поэтические циклы Марины Цветаевой (Художественный смысл и поэтика): Автореф. дис. канд. филол. наук. Иваново, 1994.
  140. Е. О Варламе Шаламове и его прозе // Огонек. 1989. № 22. С. 13−15.
  141. . А. Срез материала: О «Колымских рассказах». // Шаламовский сборник: Вып. 1 / [Сост. В. В. Есипов]. Вологда, 1994. С.236−240.
  142. , И. П. Варлам Шаламов: Снимок-воспоминание // Труд. 1988. 24 ноя б.
  143. , И. П. Победить в себе растоптанного человека: Беседа с отв. секр. комис. по лит. наследию писателя И. П. Сиротинской. / Запись В. Огрызко // Книжное обозрение. 1988. 26 авг. (№ 35). С.З.
  144. , И. П. Четвертое время искусство: Беседа с зам. дир. ЦГАЛИ И. П. Сиротинской. / Вела М. Рубанцева // Российская газета. 1991. 23 июля: ил.
  145. , И. П. Шаламов Варлам Тихонович // Москва: Энциклопедия. М., 1997. С. 906.
  146. , JI.B. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А.Блока и проблемы циклообразования у русских символистов: Автореф. дис. канд. филол. наук. Тарту, 1988. — 18 с.
  147. H.H. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова: Автореф. дисс. канд. фил. наук. Л., 1985.
  148. В.А. Леонид Соболев. М.: Знание, 1959.
  149. , И. Эта тема пришла. // Звезда. 1989. № 3. С. 193 200.
  150. , Ф. О В. Шаламове. // Смена. 1988. № 22. С.10−11.
  151. , Ф. Показания Шаламова: Рассказывает скульптор Федот Сучков // Неделя. 1989. № 5. С.22: фот. (Мемуары)
  152. , Е.М. «Маленькие трагедии» Пушкина как цикл // Пушкинский сборник. Л., 1977. — С. 111−124.
  153. , М. Жизнь всегда намного трагичнее. // Книжное обозрение. 1990. 18 мая (№ 20). С. 5.
  154. JI. Поэтика лагерной прозы: Первое чтение «Колымских рассказов» В. Шаламова // Октябрь. 1991. № 3. С.182−195.
  155. , Дж. Словарь символов : Пер. с англ. / Джек Тресиддер М.: Изд.-торговый дом «Гранд»: ФАИР-пресс, 1999 -443,1. с.ил.-21 см Указ.: с. 435−444. — ISBN 5−8183−0049−8 (В пер.):Б. ц.
  156. И.В. Поэтика лирического цикла. Автореф. дисс. канд. фил. наук. М., 1990.
  157. И.В. Цикл стихотворений А.Блока «Пляски смерти»: заметки к интерпретации // Вопросы романтического миропонимания, метода, жанра и стиля. Калинин, 1986. — С. 70−79.
  158. , И.В. «Последняя любовь» Н. Заболоцкого как лирический цикл // Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков. Калинин, 1983. — С. 39−49.
  159. , И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992. — 179 с.
  160. , И.В. О жанровом своеобразии лирического цикла // Проблемы эстетики и творчества романтиков. Калинин, 1982.-С. 89−97.
  161. , И.В. О поэтике лирического цикла // Филологические науки. 1982. — N4. — С. 57−71.
  162. , И.В. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984.- 115 с.
  163. , И.В. О принципах композиции лирических циклов // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1986. Т. 45. — N2. — С. 25−39.
  164. , И.В. О принципах циклической организации в лирике // Миропонимание и творчество романтиков. Калинин, 1986. — С. 57−69.
  165. , И.В. Поэтика лирического цикла: Автореф. дис. докт. филол. наук. Москва, 1990. — 47 с.
  166. , С.А. По пушкинскому следу. // Шаламовский сборник / Ред. и сост. В. В. Есипов. Вологда, 2002. Вып.З. 230 с.
  167. , В. В круге последнем: В. Шаламов и А. Солженицын //Даугава. 1990. № 4. С.79−82.
  168. , Л.Г. Поэт и его книги // Е. А. Баратынский. Стихотворения, поэмы. М., 1982. — С. 5−26.
  169. Л.К. Процесс исключения. Париж, 1979.
  170. В. «Искусство лишено права на проповедь» / Публ. Ю. трейдера// Московские новости. 1988. № 49. С. 16.
  171. Шаламов Варлам Тихонович (1907−1982) // Мир русской культуры: Энциклопедия. М., 1997. С.109−110.
  172. Т. В ночлежном доме имени Т. Е. Колесникова: (Пастырское посещение) // Вологодские епархиальные ведомости. 1905. № 12. С.310−319 (2-я паг.)
  173. Т. Грозная опасность // Вологодские епархиальные ведомости. 1911. № 20. С.480−492 (2-я паг.)
  174. , В. Колымские рассказы. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  175. Шаламовский сборник / Ред. и сост. В. В. Есипов. Вологда, 2002. Вып.З. 230 с.
  176. Шаламовский сборник / Сост. В. В. Есипов. Вологда, 1997. Вып.2.- 215 с.
  177. Шаламовский сборник: Вып. 1 / Сост. В. В. Есипов. Вологда, 1994. 248 с.
  178. , Э. Я. Энциклопедия символов / Э. Я. Шейнина. -М.: Изд-во ACT, 2001.-592 с.
  179. . В.Б. Шкловский, В.Б. О теории прозы микроформа. / Виктор Шкловский М.: РГБ, 2007 1 рулон-35 мм -Оригинал:.- Москва: Советский писатель, 1983.- 382, 1. с. -20 см Шифр: Б 83−43/293
  180. , Е. Правда Варлама Шаламова // Дружба народов. 1991. № 9. С.254−263.
  181. М. Александр Солженицын: Очерки творчества. Frankfurt, а М., 1984.
  182. , Ю. Искушение Адом: О прозе В. Т. Шаламова. //Шаламовский сборник: Вып. 1 / [Сост. В. В. Есипов]. Вологда, 1994. С. 203−207.
  183. М. Польская критика о Варламе Шаламове и «лагерной прозе» -М., 2001.
  184. , А. Н. Шаламов Варлам Тихонович // Знаменитые Россияне. М., 1996. С. 280.
  185. , М.И. Из истории творчества Огарева в 1840-х годах (цикл «Монологи») // Творчество А. Н. Герцена. Л., 1979. (Ученые зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Т. 196).
  186. Л. Циклизация как коммуникативная стратегия в современной культуре // Критика и семиотика. Вып. 1−2. — Кемерово: КГУ. 2000. С. 170−174.
  187. A.C. Русский прозаический цикл: нарратив, автор, читатель // Автор. Аудитория. Текст. Саратов, 2002. — С. 4.
  188. A.C. Русский прозаический цикл: нарратив, автор, читатель // Автор. Аудитория. Текст. Саратов, 2002.-С. 4.
  189. Freydorf Johanna von. Die Sonette an Orpheus von Rainer Maria Rilke als zyklische Dichtung. Wurzburg, 1937.
  190. Gerhard G. Das Erbe der «Grosen Form». Untersuchungen zur Zyklus-Bildung in der expressionistischen Lyric. Frankfurt am Main-Bern-New York, 1990.
  191. Hartinger W. Der Zyklus in der Lyrik. Versuch zur Geschichte und Theorie des Zyklus in der Lyric der Deutschen Demokratischen Republik (1945−1965). Leipzig, 1969.
  192. Ibler R. Textsemiotische Aspekte der Zyklisierung in der Lyric. Dasgestellt am Beispiel ausgewahlter Gedichtzyklen Karel Tomans. -Regensburg, 1988.
  193. Ihekweazu E. Goethes West-ostlisher Divan. Untersuschungen zur Struktur des lyrischen Zyklus. Hamburg, 1971.
  194. V. «Sedeli zaby v kaluzi.». O kompozici Nerudovych Pisni kosmickych a vyklad jedne basne // Listy filologicke. 66. 1939. — S. 412−427.
  195. Lang L. Der Zyklus bei George und Rilke. Erlangen, 1948.
  196. Linke J. Gelegenheitsgedicht und zyklische Dichtung // Deutsches Volkstum. Monatsschrift fur das deutsche Geistesleben. Heft 1. — 1934. — S. 283−286.
  197. E. «Bogengebete». Sprachreflexion und zyclische Komposition in der Lyric der «Moderne». Intrpretations-anzatze zu George, Rilke und Gelan. Frankfurt/M. — Bern — New York, 1983.
  198. Muller J. Das zyklische Prinzip in der Lyric // GermanischRomanische Monatsschrift. 20. — 1932. — S. 1−20.
  199. Mustard H.M. The Lyric Cycle in German Literature. New York, 1946.
  200. Selver E. Der zyklische Bau der Dichtungen Stefan Georges.1. Frankfurt, 1923.
  201. Simons G. Die zyclische Kunst im Jugendwerk Stefan Georges, ihre Voraussetzungen in der Zeit und ihre allgemeinen asthetischen Bedingungen. Koln, 1965.
  202. Sloane D.A. Aleksandr Bloc and the Dynamics of the Lyric Cycle. Columbus, Ohio, 1988.
  203. Spitteler C. Uber den Wert zyklischer Sammlungen // Spitteler C. Kritische Schriften. Zurich, 1965. — S. 119−123.
  204. Toker, Leona. «Stories from Kolyma: the sense of history», Herbew University Studies in Literature and Art, v 17, 1989-
  205. Toker, Leona Documentary Prose and the Role of the Reader: Some Stories of Varlam Shalamov // Commitment in Reflection: Essays in Literature and Moral Philosophy / Ed. L. Toker. N. Y.: Garland, 1994. P. 185—190.
  206. Trzynadlowski J. Kompozycja cyklu literackiego // Prace Literackie. 9. — 1967. (Acta Universitatis Wratislaviensis. 67). — S. 193 199.
  207. Uzarevic J. Kompozicija lirske pjesme (O.Mandeljstam i B. Pasternak) Zagreb, 1991. — C. 92−99.(1*7^
Заполнить форму текущей работой