Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Толерантность в межличностном общении старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При анализе толерантности старшеклассников, можно выделить четыре подгруппы. Наиболее распространена подгруппа респондентов, у которых эмоциональная оценка (интересно общение — не интереснонравится — не нравится партнер) неизменно сопутствует выбору терпимых/нетерпимых поведенческих намерений. Вторая подгруппа старшеклассников толерантные юноши и девушки. Это старшеклассники, которые склонны… Читать ещё >

Содержание

  • I. Характеристики толерантности/интолерантности в межличностном общении старшеклассников
    • 1. 1. Основные подходы к изучению толерантности в гуманитарных дисциплинах
      • 1. 1. 1. Толерантность как психофизиологическая характеристика
      • 1. 1. 2. Толерантность в социальных отношениях
      • 1. 1. 3. Толерантность как признание различий
      • 1. 1. 4. Толерантность как личностная характеристика
      • 1. 1. 5. Обобщение теоретических подходов к толерантности
    • 1. 2. Феноменология интолерантности
    • 1. 3. Межличностное общение и толерантность
    • 1. 4. Выводы теоретического анализа и основные положения собственного подхода к толерантности
  • II. Эмпирическое исследование толерантности в общении старшеклассников Проблема исследования
  • II.
    • 1. 1. Программа первого этапа пилотажного исследования
  • II.
    • 1. 2. Терпимость/нетерпимость в представлениях старшеклассников
  • Н.2.1 Программа второго этапа пилотажного исследования
  • Н.2.2 Толерантность/интолерантность и их отличие от терпимости/нетерпимости в межличностном общении старшеклассников
  • Н.2.3 Толерантность и индивидуальные особенности старшеклассников
  • II. 2.4 Социальные ситуации и толерантность
  • Н.2.5 Выводы пилотажных исследований
    • 11. 3. 1. Программа основного исследования
    • 11. 3. 2. Анализ толерантной установки как феномена в межличностном общении старшеклассников
  • И.З.З Толерантность и личностные особенности. Типология старшеклассников
    • 11. 3. 4. Особенности социальных ситуаций и толерантность
    • 11. 3. 5. Личностные, ситуационные переменные и толерантность
    • 11. 3. 6. Социально — демографические параметры (пол, возраст) и толерантность

Толерантность в межличностном общении старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Интерес к толерантности привлекает внимание исследователей различных дисциплин — философии, социологии, культурологии, психологии личности, клинической, возрастной, социальной психологии и др. К настоящему времени сложились различные подходы к определению толерантности в зависимости от специфики дисциплины и теоретических постулатов, в рамках которых рассматривается это понятие. Актуальность исследований проблемы толерантности обусловлена ростом межэтнической напряженности, увеличением нетерпимости в обществе. Большинство исследователей подчеркивают, что толерантность — это не просто терпимость к различиям, к другим людям, к отличающимся мнениям, взглядам. Толерантность предполагает умение быть терпимым, сохраняя собственные ценности, индивидуальность.

Термин «толерантность» — относительно молодой в науке. В то же время проблема детерминант социального поведения индивида не нова в психологии. Сложность и неоднозначность ответов на вопрос о том, что провоцирует человека на совершение тех или иных поступков, мы встречаем и при определении толерантности. В диссертационной работе представлен анализ наиболее близких социальной психологии подходов к определению феномена «толерантность», и отражена специфика этой проблемы применительно к межличностному общению учащихся старших классов.

Наиболее интересным представляется изучение группы старшеклассников как одной из самых гибких, открытых для развития толерантных установок. Об исследуемом нами возрастном периоде известно, что ранний юношеский возраст — это этап поиска самостоятельных жизненных ориентиров, выбора социальных норм и ценностей, которые далее уже взрослый человек реализует в жизни (Райе, 2000; Агскк, 2000). Одна из основных задач раннего юношеского возраста — «построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной „интернализованной“ структуры ценностей как руководства к действиям» (Ремшмидт, 1994, с.148).

Как пишет И. С. Кон, потребности в самопознании, самоутверждении и формировании представлений об окружающей действительности объединяются и воплощаются в потребности в общении. Потребность в общении, постоянный поиск его — отличительная черта ранней юности (Кон, 1980). В общении старшеклассников можно выделить две основные тенденции: (а) расширение сферы коммуникаций и (б) индивидуализация отношений, высокая избирательность в дружеских привязанностях, требовательность к общению в диаде (Дубровина, 1991).

С одной стороны, проведенная нами работа направлена на изучение специфики феномена «толерантность» в межличностном общении. С другойисследование нацелено на выделение особенностей толерантности именно старшеклассников. Для того, чтобы правильно определить направления и средства повышения толерантности учащихся старших классов, необходимо разобраться, как они сами интерпретируют и воспринимают окружающих их собеседников и социальные ситуации. Изучение толерантных установок в межличностном общении старшеклассников, позволяет грамотнее строить оказание психологической помощи, адекватной проблемам, с которыми сталкиваются молодые люди в период взросления.

В нашем исследовании толерантность/интолерантность рассмотрены как трехкомпонентные социальные установкипроанализировано, какие личностные, ситуационные особенности способствуют и препятствуют толерантности, как старшеклассники интерпретируют собственное поведение в ситуациях межличностного общения.

Предмет.

Толерантность в межличностном общении старшеклассников.

Объект.

Учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ г. Москвы. В общей сложности 130 учеников 10−11-х классов. Из них 67 девушек, 63 юноши. Также в исследовании приняли участие 9 экспертов (практических психологов, работающих со старшеклассниками).

Цель исследования состоит в теоретическом анализе и эмпирическом изучении толерантности как сочетания поведенческого, эмоционального, когнитивного компонентов установки в межличностном общении старшеклассников. В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи.

Задачи.

1. Теоретический анализ существующих подходов к определению толерантности/интолерантностианализ представлений об особенностях толерантности/интолерантности в раннем юношеском возрастеобоснование правомерности рассмотрения толерантности как социальной установки* в аспекте ее трехкомпонентной структуры.

2. Эмпирический анализ толерантной установки в межличностном общении и построение типологии старшеклассников на данной основе.

3. Выявление связи между толерантностью и индивидуальными характеристиками старшеклассников, а также особенностями социальных ситуаций.

4. Разработка адекватного целям исследования методического инструментария. В тексте диссертации понятия «установка», «аттитюд», «диспозиция» используются как синонимы.

Положения, выносимые на защиту.

1. В контексте межличностного общения феномен толерантности может быть представлен как социальная установка. Он включает на эмоциональном уровне — негативное отношение к партнеруна поведенческом — терпимостьна когнитивном — наличие когнитивной составляющей «руководство социальными нормами общения и уважения партнера».

2. Толерантность в наибольшей мере проявляется при взаимодействии с человеком, который вызывает отрицательное эмоциональное отношение. Если собеседник значим (интересен, приятен), с ним не возникают проблемы толерантности/интолерантности, а если они появляются, то легко устранимы.

3. В контексте межличностного общения феномен интолерантности также может быть представлен как социальная установка. Он включает на эмоциональном уровне — негативное отношение к собеседникуна поведенческом — нетерпимостьна когнитивном — наличие когнитивной составляющей «руководство социальными нормами общения и уважения партнера». Толерантные/интолерантные установки различаются по поведенческой составляющей, схожи по эмоциональной и когнитивной.

4. При анализе толерантности старшеклассников, можно выделить четыре подгруппы. Наиболее распространена подгруппа респондентов, у которых эмоциональная оценка (интересно общение — не интереснонравится — не нравится партнер) неизменно сопутствует выбору терпимых/нетерпимых поведенческих намерений. Вторая подгруппа старшеклассников толерантные юноши и девушки. Это старшеклассники, которые склонны руководствоваться социальными нормами уважения партнераобладают высоким самоконтролем. Разделяют разногласия по бытовым трудностям, которые не заслуживают внимания, и по глобальным ценностям, которые надо отстаивать. Третья подгруппа — это старшеклассники, предпочитающие нетерпимый способ реагирования независимо от собеседника, ситуации. Им свойственны стремление к соперничеству, неготовность идти на уступкинеумение сглаживать неприятные чувства. Четвертая подгруппастаршеклассники, склонные к чрезмерной терпимости. Они прощают многие ошибки окружающим, сдерживают эмоции, стремятся понравиться собеседнику.

5. В межличностном общении старшеклассников к проблемам толерантности/интолерантности приводят ситуации столкновения интересов, невозможности учитывать собственные потребности и потребности собеседника, когда необходимо защищаться и отстаивать свои права.

Научная новизна работы определяется недостаточной разработанностью в социальной психологии проблемы толерантности. В частности, в нашем исследовании впервые:

• Толерантность рассматривается как социальная установка в аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального, когнитивного).

• Проанализировано соотношение эмоциональной, поведенческой и когнитивной составляющих толерантной установки к другому человеку в рамках отдельных значимых ситуаций межличностного общения.

• Проведено соотнесение толерантной установки с индивидуальными особенностями старшеклассников.

• Осуществлено сопоставление толерантных и интолерантных установок в межличностном общении старшеклассников.

• В рамках данного исследования разработан методический инструмент, позволяющий диагностировать три компонента толерантной установки.

Теоретическое значение.

Проведенное исследование способствует более полному представлению о структуре и предпосылках возникновения толерантности. Используемые нами принципы исследования и полученные результаты дают возможность наметить новые аспекты изучения аттитюдов в межличностном общении, учитывая социальные ситуации. Проведен анализ эмоционального, поведенческого, когнитивного компонентов установки в проявлениях толерантности/интолерантности.

В работе выделены личностные и ситуационные переменные, оказывающие влияние на толерантность в раннем юношеском возрасте. Работа вносит вклад в разработку социально — психологической традиции изучения ситуационных переменных как значимых детерминант поведения.

Практическая значимость.

Идея формирования установок толерантного сознания является одной из первостепенных в современной системе образования (Асмолов и др., 2003). Понимание структуры, предпосылок толерантности в общении старшеклассников необходимо для теоретического и прикладного осмысления, каким образом возможно формирование толерантности школьников.

Знание об индивидуальных психологических особенностях выявленных подгрупп респондентов, понимание, каким образом старшеклассники интерпретируют ситуации общения с неприятным собеседником, может использоваться в психологическом консультировании в целях оказания психологической помощи при разрешении конфликтных ситуаций. Составленные психологические портреты подгрупп могут быть полезны для дифференцированного подхода к старшеклассникам, при развитии толерантных установок с учетом их индивидуальных особенностей.

Теоретико-методологической основой исследования послужили существующие направления в изучении толерантности в отношениях между людьми (В.В.Бойко), в восприятии других групп (В.С.Собкин, Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко и др.) — представления о толерантности как принятии и уважении различий (В.А.Лекторский, М. Уолцер, Б. Риардон и др.), как личностной характеристики (Г.У.Солдатова, Шайгерова Л. А., Г. Оллпорт и др.). В анализе интолерантности мы исходили из теоретических положений и исследований агрессии, ее предпосылок у старшеклассников (А.Бандура, Р. Уолтерс, Н. В. Вострокнутов, Г. Паренс, А. Гуггенбюль и др.). При построении исследования мы также опирались на идеи о взаимосвязи установок, личности, ситуаций в межличностном общении.

Методы.

Исследование построено на качественных и количественных методах. При построении замысла исследования был использован метод экспертных интервью. Среди качественных методов изучения толерантности старшеклассников были задействованы неоконченные предложения, глубинное интервью. Использованы также вопросники Томаса, Кеттелла, Бойков рамках целей исследования предпринята авторская модификация методики «Завершение ситуаций». Обработка данных проводилась с помощью контент — анализа и статистических пакетов Excel, SPSS 11.5.

Достоверность научных положений и выводов, сформулированных в диссертационной работе, обеспечивалась за счет исходных методологических принципов конструирования замысла исследования, выбора адекватных методических средств, соблюдения правил и принципов проведения опросов, развернутой интерпретации качественных результатов и применения аппарата статистической обработки, репрезентативности выборки и соотнесением полученных в работе результатов с данными других авторов.

Апробация.

Диссертационная работа прошла обсуждение на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (2004). Теоретические положения и основные результаты исследования были изложены в докладах на аспирантских семинарах в 2003 и 2004 г. г., и международной конференции «Ломоносов — 2004», представлены в публикациях автора.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, состоящей из 182 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, приложений. Основной текст диссертации изложен на 141 странице, сопровождается 6 таблицами, 2 схемами, 4 рисунками.

Выводы.

1. В межличностном общении старшеклассников толерантность может быть представлена как социальная установка, включающая по своей структуре на поведенческом уровне — терпимость, на эмоциональномнегативное отношение к собеседнику, на когнитивном — руководство социальными нормами уважения партнера.

2. Понятия «толерантность» и «терпимость» тесно связаны. В межличностном общении терпимость — поведенческая составляющая толерантной установки. Наиболее распространенные объяснения терпимого поведения самими старшеклассниками следующие: партнер приятен и значим, интересно поддерживать с ним отношенияотсутствие собственного мнения, намерений, потребностей в той или иной ситуациитерпимость, основанная на социальных нормах взаимоуважения, ссылках на конструкты «надо», «должен» (что и было расценено нами как толерантность).

3. Феномен интолерантности в общении старшеклассников также может быть рассмотрен как социальная установка. Интолерантность предполагает на поведенческом уровне — нетерпимость к собеседнику, на эмоциональном — негативное отношение и включает наличие осознанной когнитивной составляющей «руководство социальными нормами общения». Эмоциональная и когнитивная составляющая схожи с толерантностью. Различия толерантности/интолерантности прежде всего в поведенческой составляющей.

4. Наиболее распространенные обоснования нетерпимой поведенческой составляющей старшеклассников систематизированы следующим образом: обвинения в адрес собеседника, приписывание вины партнерустремление отстоять собственные желания и интересыруководство социальными нормами «так нельзя — так можно» (данная когнитивная составляющая лежит в основе интолерантности).

Давая определение интолерантности, мы делаем акцент на том, что это осознанное, осмысленное проявление нетерпимости к мнению, поведению другого человека в противовес доминированию эмоций.

5. Старшеклассникам сложнее всего проявлять толерантность в общении с тем человеком, который вызывает отрицательное эмоциональное отношение — не нравится, раздражает, не интересен, не приятен. Эмоционально отрицательное отношение к партнеру — это то, что в максимальной мере приводит к проблеме толерантности в межличностном общении.

6. Был построен континуум респондентов, включающий 4 подгруппы. a) Подгруппа респондентов — Управляемые эмоциями — самая многочисленная (50% опрошенных). Эмоциональное состояние в ситуации (интересно общение — не интересно, нравится — не нравится партнер) оказывает доминирующее влияние на выбор поведения. Конфликтные ситуации возникают с теми, кто не приятен. Восприятие «своей» группы также сопряжено с эмоциональной оценкой. Респонденты стараются признавать ошибки и имеют представление, какими им хочется стать. b) Толерантные юноши и девушки — 25%.

Респонденты чаще выбирают терпимые поведенческие намерения, стремятся к общению с разными людьми. Это старшеклассники, которые склонны руководствоваться социальными нормамипоказывают высокие значения «Силы Сверх Эго" — говорят, что ощущают ответственность за свои шаги. Разделяют разногласия по бытовым трудностям, которые не заслуживают внимания, и по глобальным ценностям, которые надо отстаивать. c) Респонденты, предпочитающие нетерпимый способ реагирования независимо от собеседника, ситуации — Нетерпимые (12,5%).

Для данной подгруппы свойственны стремление к соперничеству, неготовность идти на уступкиобвинения других людей при возникновении разногласийуверенность в собственной уникальности, неповторимостинеумение сглаживать свои неприятные чувства. (1) Старшеклассники, склонные к чрезмерной терпимости — Терпимые (12,5%).

Респондентам свойственно приспособление в решении столкновений, руководствуются «безразличием, отсутствием собственного мнения». Прощают многие ошибки окружающимтерпимы к физическому, психическому дискомфортусдерживают эмоции и стремятся понравиться собеседнику.

7. Сами по себе социальные ситуации оказывают влияние на проявления толерантности/интолерантности в межличностном общении старшеклассников. Восприятие ситуаций как дружелюбных или враждебных, провоцирующих к конфликту оказывает влияние на проявления соответствующих установок.

8. Наличие толерантности у старшеклассников связано с такими индивидуальными особенностями, как сила «Эго" — сила «Сверх — Эго" — позитивное восприятие собеседниковуверенность в собственном мненииумение сдерживать эмоцииотсутствие преобладающих стратегий «соперничество», «приспособление» в конфликте.

9. По показателям толерантности статистически значимых различий между юношами и девушками не выявлено.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило получить результаты относительно природы феномена «толерантность» на контингенте старшеклассников. На основе теоретического осмысления подходов к толерантности в психологии и смежных областях предложена трактовка феномена в контексте межличностного общения как социальной установки. Мы полагаем, что толерантность может быть рассмотрена как соотношение поведенческих, эмоциональных, когнитивных компонентов установки.

Интерес к изучению толерантности привлекает внимание исследователей разных дисциплин при анализе общественных отношений, в связи с проблемами экстремизма, взаимоотношений между представителями этнических, конфессиональных и других групп. Актуальность изучения толерантности в межличностном общении во многом обусловлена вопросом, как преломляются в непосредственных отношениях проблемы неприятия собеседника, несогласия с чужим мнением, непонимания между людьми. В работе проведено теоретическое осмысление некоторых основных подходов к толерантности как психофизиологической характеристики, как личностной характеристики, также проведен анализ толерантности в социальных отношениях и толерантности как ценности, включающей в себя принятие различий. В теоретическом введении интолерантность рассмотрена в широком смысле как любое проявление нетерпимости по отношению к другому человекув эмпирическом исследовании интолерантность рассмотрена в узком смысле как социальная установка с учетом ее трехкомпонентной структуры. Осмыслены работы, направленные на анализ толерантности/интолерантности именно в старшем подростковом возрасте. В контексте межличностного общения старшеклассников негативное отношение к партнеру провоцирует проблемы толерантности/ интолерантности.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней рассмотрен феномен «толерантность» с позиций социальной психологии в межличностном общении старшеклассников. Обозначается специфика социальнопсихологического изучения толерантности в межличностном общении по отношению к социологии, психологии личности, этнопсихологии и других. В нашей работе толерантность рассмотрена как социальная установка в единстве эмоциональных, когнитивных, поведенческих компонентов в ситуациях межличностного общения, в отличие от тех подходов, в которых толерантность представлена как личностная характеристика, как отношение к другой группе, как психофизиологическая терпимость.

Эмпирическое исследование состояло из трех этапов, были проанализированы две ключевые проблемы: что представляет собой толерантность в общении старшеклассников и каковы индивидуальные, ситуационные переменные, оказывающие влияние на толерантность. Представлен анализ, как воспринимают и интерпретируют старшеклассники ситуации задевающего их общения. В системе общественных отношений складываются социальные нормы, что «можно — нельзя», «хорошо — плохо», которые затем усваиваются старшеклассниками и служат ориентирами в выборе собственной линии поведения в общении, взаимодействии с окружающими людьми.

Исследование в целом подтвердило основные положения о том, что ведущую роль в выборе терпимого поведенческого намерения (согласия с мнением, действиями партнера даже тогда, когда они противоречат собственным интересам) играют эмоционально позитивное отношение к собеседнику и приоритет таких когнитивных составляющих, как «стремление поддержать отношения, заинтересованность в другом человеке». Было показано, что при наличии эмоционально негативного отношения и терпимых поведенческих намерений старшеклассники руководствуются социальными нормами общения, уважения чужого мнения «надо», «должен». Сочетание трех составляющих — поведенческой терпимости, эмоционально негативного отношения и руководство социальными нормами уважения партнера — было интерпретировано нами как толерантность.

Эмоционально негативное отношение к партнеру и такие когнитивные составляющие как «обвинения в адрес партнера», «стремление отстоять собственные мнение, интересы» приводят к нетерпимым поведенческим намерениям. Интолерантностью были расценены установки, включающие поведенческую нетерпимость, эмоционально негативное отношение и наличие социальных норм уважения партнера.

В результате эмпирического исследования выделены основные типы опрошенных и составлены психологические портреты подгрупп респондентов, от чрезмерной терпимости — до нетерпимости в отношениях с окружающими людьми. Наиболее многочисленна подгруппа — Управляемые эмоциями, то есть старшеклассники, у которых эмоциональное отношение к партнеру оказывает доминирующее влияние на выбор стратегии поведения. Они отличаются от толерантных респондентов тем, что не склонны ссылаться на когнитивные обоснования собственного поведения. Выделены две крайние подгруппы, которые противоположны по приоритету либо терпимых, либо нетерпимых поведенческих намерений в общении с окружающими людьми. В наибольшей мере от Толерантных отличаются Нетерпимые старшеклассники, часто вступающие в конфликты. Терпимые респонденты в отличие от толерантных предпочитают соглашаться с партнером в любых ситуациях при решении разногласий, редко имеют самостоятельное мнение. Толерантными мы расценили тех респондентов, которые проявляют способность руководствоваться социальными нормами уважения партнера как внутренними ориентирами при обосновании терпимых/нетерпимых поведенческих намерений.

Исследование позволило конкретизировать, какие особенности социальных ситуаций, жизненного опыта респондентов и личностные характеристики оказывают влияние на проявления толерантности. В частности, среди личностных особенностей с толерантностью связаны «Сила.

Сверх Эго", высокий эмоциональный контроль, склонность к социально одобряемому поведению и др. Ситуации, которые провоцируют опрошенных респондентов к нетерпимости, — это ситуации столкновения интересов, невозможности учитывать собственные потребности и собеседника (в отношениях с родителями и сверстниками). Получено, что ситуационные и личностные переменные находят отклик в проявлениях толерантности/интолерантности. Приоритет терпимых/нетерпимых поведенческих намерений в межличностном общении может быть обусловлен как личностными особенностями, так и ситуациями. В то время как когнитивная составляющая толерантности (ссылка на социальные нормы уважения партнера) в большей мере связана с личностными характеристиками респондента, чем с социальными ситуациями.

Знание, каким образом старшеклассники интерпретируют ситуации задевающего их общения с неприятным собеседником, может использоваться в психологическом консультировании в целях оказания психологической помощи при разрешении конфликтных ситуаций.

Разработана методика выявления трех компонентов установки, которая открывает возможность ее использования как в рамках изучения толерантности, так и в других исследованиях аттитюда. В работе приводится обсуждение полученных результатов, их сопоставление с опубликованными источниками, также обозначено содержательное своеобразие понятия «толерантность» по отношению к смежным явлениям социальной психологии, таким как альтруизм, ассертивность (уверенность). Понимание структуры, механизмов толерантности в общении старшеклассников открывает возможности формирования толерантности школьников и конструирования толерантных установок через воспитание социальных норм общения.

Полученные нами результаты позволяют обозначить направления дальнейших исследований. Поскольку данное исследование находится на стыке социальной и возрастной психологий, таких направлений может быть несколько. Нами была рассмотрена толерантность в межличностном общении, с акцентом на его эмоциональной основе, представляется интересным анализ толерантности как явления в деловом общении, в совместной деятельности старшеклассников друг с другом.

В качестве другого направления дальнейших исследований можно назвать выделение межгрупповых различий, расширение выборки с целью изучения, каким образом происходит формирование толерантности на разных возрастных срезах — дошкольники, младшие школьники, подростки, студенты, взрослые. Возможно, в более зрелых возрастах эмоции оказывают меньшее влияние на проявления толерантности/интолерантности, а психологические портреты подгрупп иные.

Третьим направлением могло бы быть сопоставление толерантности как аттитюда в межличностных отношениях с другими «ипостасями» феномена «толерантность», например, с толерантностью к представителям других групп, толерантностью к неопределенности и стрессу, толерантностью как «ценностью принятия различий», что могло бы эмпирически зафиксировать сходства и противоречия внутри самого термина. Думается, что могло бы быть интересным сравнение толерантности как аттитюда (с акцентом на его трехкомпонентную структуру) в межличностном общении и в общении индивидов, отличающихся по принадлежности к разнообразным социальным группам (например, представители разных наций, разных религий).

Также представляется возможной трансформация методического инструментария проведенного исследования для диагностики социальных установок. Названными нами направлениями спектр возможных дальнейших исследований, естественно, не исчерпывается.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Личность в процессе общения. // Психология личности. Том2. Самара, 1999
  2. А. Трудный подросток. М. 2001
  3. Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. М., 1988
  4. Ю.Е., Петровская Л. А. Психологическая компетентность пропагандиста. М., 1989
  5. Г. М. Социальная психология. М., 1996
  6. Г. М. Психология социального познания. М., 1997
  7. Г. М. Наследие А.Н. Леонтьева и современная психология социального познания. // Мир психологии, № 2, 2003
  8. A.C. Терпимость преддверие мира. Задачи воспитания в духе ненасилия // Молодежь и будущее. Материалы международного круглого стола. Владивосток, 1998
  9. Р.Г. Толерантность и ценность гражданского общества. // Ценности гражданского общества и личность. М., 2001
  10. А.Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. М., 2000
  11. А.Г. Искусство жить рядом с непохожим. // Новая газета, № 67, 2001 (а)
  12. А.Г. О смыслах понятия «толерантность». // Российский конкурс семейного плаката «Школа толерантности». Материалы для участников. М., 2001(6)
  13. А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта — к парадигме толерантности. // Вопросы психологии, № 4, 2003 (а)
  14. А.Г. Формирование установок толерантного сознания: что могут СМИ? // Век толерантности. Выпуск № 5. М., 2003 (б)
  15. А.Г. Толерантность как культура XXI века. // Век толерантности. Выпуск № 7. М., 2004.
  16. Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. // Психология подростка. Хрестоматия. Под ред. Фролова Ю. И. М., 1997
  17. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2001
  18. С., Гуляева А. Толерантность и норма как основа этнического мировидения народов Кавказа. // Век толерантности. Выпуск № 6. М., 2003
  19. С.А. Глубокое интервью. М., 2001
  20. Е.П. Система ценностей личности в перспективе толерантности. // Век толерантности. Выпуск № 5. М., 2003
  21. Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. М., 2001
  22. JI. Агрессия. Причины, последствия и контроль. С-Пт., 2001
  23. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М., 1976
  24. С.И. Общение со сверстниками как фактор социализации учащейся молодежи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата псих. наук. С-Петербург, 1989.
  25. A.A. Психология межличностного общения. М, 1994
  26. Л.И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж, 1995
  27. В.В. Энергия эмоций в общении. М., 1996
  28. Большая Советская Энциклопедия. 26 т. М., 1977
  29. С.К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003
  30. Н.С., Леонтиу Ф., Соколова Е. Т. Связь феномена диффузной тендерной идентичности с когнитивным стилем личности. // Вопросы психологии, 2002, № 3
  31. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. С-Пт., 2003
  32. К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991
  33. А.Б. Глобализация, толерантность и права человека. // Публичная сфера и культура толерантности. Под ред. Ю. А. Красина. М., 2002
  34. Возрастные особенности формирования толерантности. Под редакцией B.C. Собкина. М., 2003
  35. Воспитание миротворчества. М., 2001
  36. Н.В. Агрессивное поведение детей и подростков и социально психологическая личностная деформация (диссоциальное личностное расстройство). // Дети России: насилие и защита. М., 1997
  37. Л.С. Педология подростка. // Собрание сочинений в 6 тт. том 4. М. 1984
  38. A.A., Лебедева Н. М. Кросс-культурное исследование психологических показателей этнокультурной адаптированности и этнической толерантности в Башкортостане. // Идентичность и толерантность. М., 2002
  39. Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности интолерантности. // Идентичность и толерантность. М., 2002
  40. Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1999
  41. Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987
  42. Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. М.- Новосибирск, 1997
  43. А. Зловещее очарование насилия. С-Пт., 2000
  44. O.A., Безменова И. К. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. М., 1999
  45. М.А. Установки коммуникативного поведения. М., 2000
  46. Ф. На стороне подростка. М.- С-Пт., 1997
  47. Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996
  48. . Путешествие во времени. С серией кросскультурных тренингов общения «культура и толерантность». М., 2001
  49. Ю., Собкин В. Особенности проявлений конфессиональной толерантности в подростковой субкультуре. // Век толерантности, № 6, М., 2003
  50. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990
  51. А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник С, — Пт. Университета, 1996, серия 6, вып. З
  52. В., Новак Т., Сам себе авторитет. С-Пт, 1995
  53. И. Культурное и этническое самоопределение в Молдове. // Век толерантности. Выпуск № 5. М., 2003
  54. С. Исследовательское интервью. М., 2003
  55. Ким В. Е. Диагностика альтруистических установок личности. Дисс.канд.психол.наук., М., 1984
  56. Кле М. Психология подростка. М., 1991
  57. Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М., 1997
  58. М. Проблемы и механизмы развития психосоциальной идентичности в юношеском возрасте (на примере молодежных групп обских угров). // Идентичность и толерантность. М., 2002
  59. П.М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном обществе. М., 2002
  60. Кон И. С. Открытие 'Я'. М., 1978
  61. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980
  62. Кон И. С. Проблема «Я» в психологии. // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. Самара, 2000
  63. В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988
  64. JI.B. Влияние обратной связи на самоконтроль личности в общении. Дисс.канд.психол.наук. М., 1986
  65. В.Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение. Санкт-Петербург, 2001
  66. Ю.А. Публичная сфера и толерантность: сюжеты к размышлению. // Публичная сфера и культура толерантности. Под ред. Ю. А. Красина. М., 2002 78. Краткий психологический словарь. М., 1985
  67. Краткий психологический словарь. Ростов н/Д., 1998
  68. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., 1999
  69. В.А. Основы толерантного педагогического общения. Программа специального курса лекций. Ростов-на-Дону, 2002
  70. В.А. Социально психологические причины интолерантного общения. // Век толерантности. Выпуск № 3−4. М., 2001
  71. В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М., 2001
  72. Н.М., Малхозова Ф. М. Социально психологическое исследование этнической толерантности в Карачаево — Черкессии // Идентичность и толерантность. М., 2002
  73. Н.М., Татарко А. Н. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. // Психологический журнал. 2003, № 5
  74. К. Теория поля в социальных науках. СПб, 2000
  75. В.П. Моральная регуляция поведения и активность личности. // Социальная психология личности. М., 1979
  76. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме. // Вопросы философии, 1997, № 11
  77. О., Лысенко О., Кабацков А., Шушкова Н. Незваные гости? Проблемы этнической толерантности в большом городе. // Век толерантности. М., 2003, № 5
  78. A.A. Психология общения. М., 1997
  79. A.A. Очерки психического развития ребенка. М., 1965
  80. Д. Социальная психология. С-Пт., 1997
  81. Ф.Г. Гуманистическое общение: в поисках гармонии. М., 1995
  82. Ф.М. Социально психологические особенности этнической толерантности в политкультурном регионе. Дисс.к.псих.н. М., 1999
  83. Н.М. Социально-психологическая компетентность старшеклассников в общении. Дисс.канд.психол.наук. М., 1992
  84. В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001
  85. A.B. Время поисков и решений или старшеклассники о них самих. М., 1990
  86. A.A. Гримасы толерантности: когда терпимость нетерпима. // Мир образования образование в мире. 2003, № 3 (11)
  87. Мы сограждане (СМИ и общество). Под общей редакцией Л. И. Семиной. М., 2002
  88. Мэй Р. Сила и невинность. М., 2001
  89. Насилие в семье. Научно-методическое пособие. М., 2000
  90. Наш проблемный подросток. Редактор Регуш Л. А., С.-Пт., 1999
  91. М. Как преодолеть непонимание и улучшить взаимоотношения. М., 2003
  92. Р., Росс Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 1999
  93. Общая психодиагностика. Под редакцией Бодалева A.A., Столина B.B. М., 1987
  94. Л.Ф. Детская психология. М., 1995
  95. С.И. Словарь русского языка. М., 1960
  96. А.Н. Каузальная атрибуция в построении образа сверстника у старшеклассников. Дисс.канд.психол.наук. М., 1999
  97. Г. Природа предубеждения. // Век толерантности. Выпуск № 5. М., 2003 (а)
  98. Г. Толерантная личность. // Век толерантности. Выпуск № 6. М., 2003 (б)
  99. Г. Агрессия наших детей. М., 1997
  100. Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М., 1998
  101. Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации старших подростков. Дисс.канд.психол.наук. М., 1989
  102. JI.A. Компетентность в общении. М., 1989
  103. JI.A. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. // Введение в практическую социальную психологию. М., 1997
  104. JI.A. Гуманистический контекст психологической помощи.
  105. Социальная психология в современном мире. Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. М., 2002
  106. Подросток на перекрестке эпох. Под редакцией Кривцовой C.B. М., 1997
  107. O.A. Этническая идентичность и толерантность якутских подростков с разным уровнем языковой компетентности // Идентичность и толерантность. М., 2002
  108. A.M. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. М., 1999
  109. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. М., 2003
  110. Проблемы регионального и муниципального управления. Материалы международной научной конференции. М., 2003
  111. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Под ред. В. С. Собкина. М., 2003
  112. Психологи о мигрантах и миграции в России. Информационно -аналитический бюллетень № 2. М., 2002
  113. Психология. Словарь. Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990
  114. Публичная сфера и культура толерантности. Под редакцией Ю. А. Красина. М., 2002
  115. Рабочая книга школьного психолога под редакцией И. В. Дубровиной. М., 1991
  116. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. С-Пт., 2000.
  117. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
  118. X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
  119. .Э. Толерантность дорога к миру. М., 2001
  120. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994
  121. К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002
  122. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под редакцией И. В. Дубровиной. М., 1998
  123. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под редакцией В. А. Ядова., Ленинград, 1979
  124. Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-Пт., 2004
  125. Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М., 1995
  126. А. Официальный расизм // Консерватор, № 3, 13 сентября, 2002
  127. Т. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Век толерантности. Выпуск № 3−4. М., 2001
  128. Е.О., Худеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. Вопросы психологии, № 1, 2002
  129. Современная западная социология. Словарь. М., 1990
  130. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000
  131. Г. У. Толерантность и интолерантность — две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности. Выпуск № 1, М., 2001
  132. Г. У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души. // Век толерантности, № 6, М., 2003
  133. О.В. Общение: традиционные исследования и новая проблематика. // Социальная психология в современном мире. Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. М., 2002
  134. Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993
  135. Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности. // Идентичность и толерантность. М., 2002
  136. Терпимость: идея и традиции. Материалы международной научной конференции «Через толерантность к взаимопониманию и миру. Якутск, 1995
  137. Тест Розенцвейга (детский и взрослый варианты). Приложение к книге «Практикум по возрастной психологии». С.-Пт., 2002
  138. O.A. Социальные изменения и изменение социальных установок. // Социальная психология в современном мире. Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. М., 2002
  139. Толерантность и культурная традиция. Под редакцией М. Ю. Мартыновой. М., 2002
  140. Толерантность и полисубъектная социальность. Екатеринбург, 2001
  141. М. О терпимости. М., 2000
  142. К. Образование и толерантность. // Высшее образование в Европе. Том 21, № 2, 1997
  143. А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. С-Пт., 2001
  144. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под редакцией И. В. Дубровиной М., 1987
  145. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994
  146. Э. Бегство от свободы. М., 1990
  147. Э. Авторитарная личность. // Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996
  148. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977
  149. Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. М., 2002
  150. В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Ростов-на-Дону, 2000
  151. И. Когнитивная сложность как основа толерантного мышления. // Век толерантности. Выпуск № 5. М., 2003
  152. Е. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования. // Век толерантности. Выпуск № 3−4. М., 2001
  153. Е.И., Ениколопов С. Н. Методы исследования этнической толерантности личности. // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993
  154. Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск. 1992
  155. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. Под редакцией Лебедевой Н. М., Татарко А. Н. М., 2002
  156. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966
  157. Adolescent stress. Causes and consequences. Editors Colte M.E., S.Core. N.Y. 1991
  158. Adler A. Understanding children with emotional problems. // Journal of humanistic psychology, 1998, vol. 38, 1
  159. Assessing and managing behavior disabilities. Washington press, 1987
  160. Ardelt M. Still stable after all these years? Personality stability theory revisited. 11 Social psychology quarterly, 2000, vol. 63,4
  161. Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable // Journal of personality, 1982, vol. 30
  162. Cox G.L., Smith S.L., Insko C.A. Categorical race versus individuating belief as determinants of discrimination: a study of southern adolescents in 1966, 1979, 1993. //Journal of experimental social psychology. 1996, vol. 32, 1
  163. Crosnoe R. Friendship in childhood and adolescence. // Social psychology quarterly. Vol.63,4, 2000
  164. Elkind D. Egocentrizm in adolescence // Child development. Vol. 38, 4, 67.
  165. Forgas J. On being happy and mistaken: mood effects on fundamental attribution error // Journal of personality and social psychology, 1998, vol. 75, 2
  166. Hornstein H. Cruelty and kindness. Englewood Cliffs, 1976
  167. Kadushin A., Martin J. Child abuse. An interactional event. N.Y. 1981
  168. Keinan G. Effects of stress and tolerance of ambiquity on magical thinking. // Journal of Personality and Social Psychology, 1994, vol.67, 1
  169. Killen M., Crystal D., Watanabe H. Japanese and American children’s evaluations of peer exclusion, tolerance of differences, and prescriptions for conformity. // Child Development, 2002, vol.73, 6
  170. Lecci L., Okun M.A., Karoly P. Life regrets and current goals as predictors of psychological adjustment. // Journal of Personality and Social Psychology, 1994, vol.66,4
  171. Mantzicopoulos P.Y. The relations of psychosocial maturity to parenting quality and intellectual ability for American and Korean adolescents. // Contemporary educational psychology, 1998, vol.23, 2
  172. Morris W.N. Mood the frame of mind. N.Y. 1989
  173. Reardon B.A. Tolerance the threshold of peace. Paris., 1997
  174. Sabini G. Social psychology. New York, 1994
  175. Tomas K.W. Conflict and conflict management. // Handbook of industrial and organizational psychology. Dunette M.D. (Ed.). Chicago, 1976
  176. Urdan T.C. Examining the relations among early adolescent students' goals and friends' orientation toward effort and achievement in school. // Contemporary educational psychology, 1997, vol.22, 2
  177. Wainrub C., Shaw L.A., Maiani C. Tolerance and intolerance: children’s and adolescents' judgments of dissenting beliefs, speech, persons and conduct. // Child development, vol.69, 6, 1998
  178. Weldon S. Images of nationhood and tolerance of ethnic minorities: a comparative analysis of western Europe. University of California, 2003
  179. World conference against racism, racial discrimination, xenobia and related intolerance. Declaration and program of actions. N. Y., 2002
  180. Zimbardo Ph. The human choice: individuation, reason order versus deindividuation, impulse and chaos. Nebraska, 19 691 541. Структура приложений1. Интервью с экспертами.155
  181. Вопросы интервью с экспертами .155
  182. Результаты интервью с экспертами.156
  183. Сценарий глубинного интервью поискового исследования. 163
  184. Методики основного исследования
  185. Завершение ситуаций (для девушек).164
  186. Завершение ситуаций (для юношей).17 033 Вопросник Бойко.17 634 Вопросник Кеттелла.17 835 Вопросник Томаса.180
  187. Результаты основного исследования
  188. Значимые корреляция выборов поведения и эмоциональных оценок собеседника (по методике «Завершение ситуаций»).182
  189. Распределение когниций по шести ситуациям.184
Заполнить форму текущей работой