Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конкурентоспособность предприятий в переходной экономике: На материалах целлюлозно-бумажной промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, основную роль играют внутренние резервы финансового оздоровления, основанные на формировании обоснованной стратегии рыночного поведения. К ним относятся инвентаризация имущества и уточнение цены предприятийпередача объектов социальной инфраструктуры на муниципальный балансориентация на услуги специализированных предприятий (транспорт, строительство и т. д.) — осуществление рыночной оценки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1. 1. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория
    • 1. 2. Методы оценки и показатели конкурентоспособности предприятия
  • Глава 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 2. 1. Методические основы оценки конкурентоспособности предприятий целлюлозно-бумажной промышленности
    • 2. 2. Конкурентоспособность продукции целлюлозно-бумажной промышленности
    • 2. 3. Конкурентоспособность технико-технологической базы предприятий целлюлозно-бумажной промышленности
  • Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-' БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 3. 1. Организационные аспекты повышения конкурентоспособности предприятий целлюлозно-бумажной промышленности
    • 3. 2. Финансовое оздоровление и повышение инвестиционной привлекательности предприятий целлюлозно-бумажной промышленности

Конкурентоспособность предприятий в переходной экономике: На материалах целлюлозно-бумажной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Конкурентоспособность (КСП) предприятий определяет перспективы развития национальной экономики. Это подтвердил острый финансовый кризис, разразившийся в России в 1998 г. Более половины предприятий оказалось нерентабельными, уже несколько лет растет просроченная задолженность бюджету, поставщикам и работникам по оплате труда.

В этой связи необходимо отметить, что теоретические и методические основы оценки КСП предприятий в нестабильной экономике разработаны недостаточно, постоянный мониторинг КСП в России в отличие от большинства развитых стран также не ведется. Лишь в последние годы стали выходить работы по антикризисному управлению.

Эта проблема особенно актуальна для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности в связи с удорожанием факторов производства и соответственным ростом издержек, сокращением платежеспособного спроса, открытием российского рынка для импорта. Усиление экспортной ориентации производства повысило его чувствительность к изменениям конъюнктуры мирового целлюлозно-бумажного рынка, где в конце 90-х гг. наблюдается снижение цен на ряд экспортных товаров.

Различные аспекты теории КСП предприятий исследованы в работах И. Ансоффа, Ф. Бермана, Б. Карлофа, К. Кларка, Т. Коно, М. Мескона, М. Портера, Р. Хейса, Дж. Эванса, С. Уилрайт и др. В то же время число отечественных работ по проблемам КСП невелико. КСП предприятий в основном на материалах зарубежной экономики рассматривали Ю. П. Анискин, А. С. Булатов, И. Н. Герчикова, А. П. Градов, М. О. Ермолов, П. С. Завьялов, Н. К. Моисеева, И. Д. Смирнов, В. Л. Лунёв, И. П. Фаминский и др. Однако в ряде работ оценка КСП сводится лишь к некоторым техническим характеристикам продукции. Все это делает весьма актуальным разработку концептуального подхода к анализу структуры, формированию системы показателей и методов оценки, а также к исследованию путей обеспечения КСП предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП).

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является развитие теоретических и методических основ оценки КСП предприятий ЦБП и выявление организационных и финансовых резервов ее роста.

Реализация поставленной цели включает в себя решение следующих задач:

— обоснование концепции КСП предприятия как характеристики его рыночных позиций применительно к условиям переходной экономики;

— отбор системообразующих показателей КСП и ранжирование на этой основе анализируемых предприятий ЦБП;

— развитие методических принципов оценки КСП предприятий ЦБП;

— разработка предложений по совершенствованию организационно-финансового механизма повышения КСП предприятий ЦБП.

Цели и задачи исследования определили структуру работы. В первой главе «КСП как характеристика рыночных позиций предприятия» рассматриваются различные подходы к определению понятия «КСП предприятия», исследуются слагаемые КСП. Во второй главе «Оценка КСП предприятий ЦБП» разрабатываются методические принципы оценки КСП, анализируются конкурентные преимущества предприятий ЦБП, включая оценку КСП продукции и технико-технологической базы. В третьей главе «Организационно-финансовый механизм повышения КСП предприятий ЦБП» исследуются пути финансового оздоровления и организационные аспекты повышения КСП.

Исходной теоретической и методологической базой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов по стратегическому менеджменту.

Эмпирическая база исследования — основана на сборе и анализе обширной статистической, бухгалтерской отчетности и первичной документации предприятий отрасли, а также данных Госкомстата РФ, АО «Гипробум», АО «ВНИИБ» и других институтов ЦБП, а также публикаций по теме исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается наряду с указанными выше исходными данными проведенным автором обследованием целлюлозно-бумажных предприятий Северного и Северо-Западного регионов.

России с использованием методов группировки, определения средних и относительных величин, корреляционно-регрессионного анализа с помощью ЭВМ «486 DX4/80».

Объект исследования — крупные целлюлозно-бумажные предприятия преимущественно Северного и Северо-Западного регионов, репрезентативные для ЦБП России.

Предмет исследования — теоретические и методические вопросы оценки и управления КСП предприятий ЦБП.

Научная новизна выносимых на защиту положений включает:

— обоснование КСП как комплексной категории, отражающей способность предприятия проектировать, изготовлять и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках при эффективном использовании ресурсов и достаточной рентабельности;

— разработка модели КСП предприятия, включающей три основные составляющие: КСП продукции, КСП технико-технологической базы, КСП организации производства, труда и управления;

— уточнение перечня показателей и развитие методических основ оценки КСП в ЦБП (перечень и последовательность этапов, источники информации, способы ее обработки и т. д.);

— обоснование организационно-финансовых направлений повышения КСП предприятий ЦБП, включая реструктуризацию управления и финансовых потоков.

Практическая значимость выводов и рекомендаций диссертанта заключается в систематизации материала для комплексной программы восстановления и повышения КСП ЦБП, базирующейся на освоении конкурентоспособных технологий, реконструкции производства, финансовом оздоровлении предприятий, рациональном выборе партнеров для выхода на новые рынки сбыта и привлечения инвестиций, а также в разработке предложений по совершенствованию стратегического планирования и мониторинга инвестиционной привлекательности предприятий ЦБП.

Практическая значимость работы подтверждается справками ОАО «Кондопога», ЗАО «Сясьский ЦБК», ОАО «Светогорск», ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз» (собственник ОАО «Котласский ЦБК»), ОАО «Красного род екая экспериментальная бумажная фабрика», бумажной фабрики Гоезнака Беларуси.

Диссертационный материал используется при чтении курсов «Анализ финансового состояния предприятия», «Финансовый менеджмент», «Техникоэкономический анализ производственнохозяйственной деятельности предприятий ЦБП», в дипломном проектировании, а также при изучении дисциплины «Оценка конкурентоспособности продукции» (справка деканата Факультета экономики и управления производством СПб ГТУ РП от 9.09.98 г.). Апробация основных положений работы проводилась на Международном научном конгрессе «Народы СНГ накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы» (С.-Петербург, 1996 г.), Российской научно-практической конференции «Организация природоохранной деятельности на предприятиях и пути сбережения» (С.-Петербург, 1996 г.), Международном научно-практическом семинаре «Автоматизированные системы внутризаводского и коммерческого учета» (С.-Петербург, 1996 г.), научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава СПбЛТА (С.-Петербург, 1996 г.), Всероссийской научной конференции «Инвестиционная политика России в современных условиях» (С.-Петербург, 1997 г.), Российской научно-практической конференции «Эколого-экономические проблемы лесного комплекса (на примере Северо-Западного региона России)» (С.-Петербург, 1997 г.), Российской межотраслевой научно-практической конференции «Организация комплексных мероприятий природоохранной деятельности на предприятиях» (С.-Петербург, 1997 г.).

По содержанию диссертации опубликованы 6 печатных работ, перечень их приведен в списке литературы.

1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ.

ПОЗИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В диссертационной работе представлено обоснование концепции КСП предприятия как характеристики его рыночных позиций, отражающей как реальную, так и потенциальную способность на основе эффективного использования ресурсов проектировать, производить и реализовывать на внутреннем и внешнем рынках пользующуюся приоритетным спросом у потребителей продукцию. В отличие от рассмотренных отечественных и зарубежных подходов к данной проблеме, считаем, что фундаментальной категорией по отношению к КСП предприятия должен выступать конкурентный потенциал как определенный «запас прочности» в конкурентной борьбе, гарантирующий ему сохранность и (или) улучшение конкурентных позиций. Кроме того, применительно к условиям переходной экономики, предусматривающим повышенную чувствительность национального рынка к мировым требованиям, речь должна идти именно о международной КСП предприятия, необходимой не только при выходе на внешние рынки. По мере «открытия» национальной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство будут постепенно выравниваться уровни КСП на национальных рынках для отечественных и зарубежных товаропроизводителей при общем повышении требований к ним. В связи с этим российские предприятия, даже работая на внутренний рынок, должны ориентироваться и на международный уровень КСП.

2. В ходе исследования предложена модель КСП предприятия, включающая три составляющие: КСП технико-технологической базы, КСП продукции, КСП организации производства, труда и управления.

В работе показано, что КСП предприятия — понятие относительное: она может быть выявлена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо выпускающих товары (услуги)-заменители. Специальному исследованию были подвергнуты основные этапы жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия, формирующиеся под воздействием постоянных изменений рыночной конъюнктуры, морального и физического старения элементов стратегического потенциала и изменений в детерминантах «национального ромба».

3. Оценка конкурентных позиций является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности предприятия, проведение которой преследует цель: определение положения на рынке и путей его улучшения. Достижение данной цели возможно линь при наличии оперативной и объективной методики. В связи с вышесказанным в диссертации представлен критический анализ существующих в отечественной и зарубежной литературе методов оценки КСП предприятия, базирующихся на теориях качества товара, эффективной конкуренции, а также матричных методов.

Впервые проведена классификация комплексных подходов, сформированных на основании рассмотренных методов, по двум направлениям: 1) основанные на частных показателях КСП предприятия- 2) нацеленные на выработку сводного показателя КСП предприятия. В рамках каждого из них выделены концепции, основанные на несистематизированном и систематизированном наборе изучаемых показателей. Показано, что наиболее перспективны методики оценки сводного уровня КСП на основе систематизированного набора показателей, позволяющие проводить анализ работы предприятия, делать обоснованные выводы о его конкурентных преимуществах и вырабатывать правильные управленческие решения. При этом, комплексная оценка КСП предприятия должна опираться не только на экспертную, но и на матема-тико-статистическую взаимосвязь между частными показателями его деятельности.

4, В диссертации разработан алгоритм сравнительной рейтинговой оценки КСП предприятий ЦБП на основе факторного анализа, включающий а) сбор и аналитическую обработку исходной информацииб) обоснование системы показателей и группировку их в обобщающие критерии (группы) — в) определение общего рейтинга по каждой группе показателей с помощью статистических операцийг) расчет сводного рейтинга КСП предприятий с учетом степени значимости частных критериев.

Экспериментальная проверка показала, что оценка КСП в динамике за ряд лет, позволяет разработать целевую программу укрепления рыночных позиций предприятия. При этом методика комплексной оценки КСП в ЦБП по сравнению с другими подходами, описанными в литературе, имеет следующие преимущества:

— уточняется перечень частных показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятий (доля в общем объеме продаж профили* рующего ассортиментакачество продукцииэффективность производствафинансовое состояниеорганизация сбытамасштабы экспорта продукции);

— особое значение придается показателям финансового состояния предприятия, определяющего его конкурентные позиции и инвестиционную привлекательность;

— для ранжирования предприятий по уровню КСП определяются коэффициенты значимости отдельных групп частных показателей на основе применения типовых вычислительных процедур;

— система показателей КСП опирается на данные публичной отчетности предприятий, что позволяет собственникам, менеджерам, инвесторам и кредиторам контролировать изменения в конкурентных преимуществах и оценить результативность и объективность самой методики;

— методика учитывает международные стандарты учета и нормативы, принятые в мировой и отечественной практике.

Выполненный по предлагаемой методике сравнительный анализ за три года уровня КСП 11 крупных отечественных предприятий ЦБП Северного и Северо-Западного регионов России, различающихся уровнем специализации, доказывает возможность ее использования для определения конкурентного статуса предприятий, выбора приоритетов и направления инвестирования, методов антикризисного управления.

5. Общая методика конкретизирована применительно к исследованию КСП основных видов продукции (товарная целлюлоза, газетная бумага, бумага для печати, мешочная бумага) анализируемых ЦБК в сравнении с основными отечественными и зарубежными конкурентами, Оценку КСП данной продукции рекомендуется осуществлять в табличной форме, применяя балльный метод для определения соотношения «цена — качество», а также обобщающие показатели качества продукции (доля сертифицированной в общем объеме продукции, доля экспорта в общем объеме продаж), показатели привлекательности продукции (удельный полезный эффект, коэффициент уровня спроса, прибыль в расчете на единицу реализации в натуральном выражении) с учетом загрузки производственных мощностей.

В диссертации анализируются основные причины, снижающие КСП продукции российской ЦБП на внутреннем и внешнем рынках: ухудшение факторных параметроввозрастающие издержкиневысокая требовательность отечественного потребителя, сформированная под воздействием низкого уровня среднедушевого потребления бумаги и картонаслабое развитие малого и среднего бизнесаужесточение зарубежных экологических стандартовнизкий уровень инвестиций в НИОКР, маркетинг и основной капитал;

6. Обоснована значимость слагаемых, формирующих КСП технико-технологической базы предприятий отрасли и в итоге уровень производительности труда: техническое состояние парка основного технологического оборудования, удельное энергои водопотреблениеэкологическая безопасность производственных процессовструктура потребления волок нистых материалов.

Анализ практики работы целлюлозно-бумажных предприятий России и зарубежных стран позволяет сформулировать основные направления для повышения КСП технико-технологической базы:

— техническое обновление оборудования, предполагающее внедрение варочных котлов периодического действия, изготовленных из кислотоупорной стали, оснащенных автоматизированными устройствами для загрузки и выгрузки щепыварочных установок непрерывного действия, оснащенных пропарочными камерами, встроенными промывными диффузорами и узлами горячего размола массы, установок для отбелки целлюлозы без молекулярного хлорапараметрического ряда установок для получения новых видов древесной массысовременных конструкций формующих и прессовых частей БДМ и КДМсредств автоматики;

— широкое использование ресурсосберегающих экологически чистых технологий варки, промывки, отбелки и сортирования целлюлозы, обеспечивающих снижение образования сточных вод и пылегазовых выбросов в основном производстве;

— рациональное использование всех отходов производства, осадков от очистки сточных вод и пылегазовых выбросов;

— экономия энергоресурсов на основе обновления технологического оборудования, внедрения менее энергоемких технологических процессов, сокращения водопотребления и выработки собственной дешевой энергии (посредством модернизации основного и вспомогательного оборудования котельных, расширения использования вторичных энергоресурсов);

— совершенствование технологии производства различных видов бумаги и картона (прежде всего газетной, писче-печатных видов, санитарно-гигиенической, упаковочной, обойной бумаг, упаковочного картона) с целью повышения доли новых видов древесной массы и макулатуры в их композиции взамен дорогостоящей целлюлозы.

7. В диссертации показано, что в современных условиях экономического спада и ограниченности источников финансирования реализация инвестиционных проектов в ЦБП требует перестройки всего организационно-финансового механизма.

В организационном плане обосновывается целесообразность децентрализации оперативного управления (когда каждое подразделение становится центром финансового учета и вносит свой вклад в антикризисное управление), а также анализируется возможность включения предприятий в состав ФПГ. ФПГ позволяют снизить риск инвестирования капитала, укрепить технологические и кооперационные связи в производстве и сбыте продукции, активно работать на внутреннем и внешнем рынках.

В работе рассматривается низкая и высокая степень децентрализации управления. В первом варианте структурное подразделение или группа подразделений могут получить в рамках предприятия статус центра прибыли или центра затрат, а во втором — статус филиала, имеющего расчетный счет в банке, или дочерней фирмы, строго соблюдающей стратегические направления, заданные материнской компанией (вариант холдинга). Реструктуризация на основе создания холдинговой компании исследуется на примере ОАО «Кондровобумпром».

Финансовое оздоровление предприятий ЦБП включает мобилизацию внешних источников финансирования (дополнительная эмиссия акций, выпуск корпоративных облигаций, привлечение банковских кредитов на основе новых форм обеспечения возвратности ссуд, долевое финансирование с участием бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов и коммерческих структур).

Однако, основную роль играют внутренние резервы финансового оздоровления, основанные на формировании обоснованной стратегии рыночного поведения. К ним относятся инвентаризация имущества и уточнение цены предприятийпередача объектов социальной инфраструктуры на муниципальный балансориентация на услуги специализированных предприятий (транспорт, строительство и т. д.) — осуществление рыночной оценки активов для реалистичного управления предприятием, включая увеличение данной оценки с помощью выкупа земельного участка, учета ноу-хау и других нематериальных активовразработка грамотной амортизационной и дивидендной политикисовершенствование управления оборотными фондами и дебиторской задолженностьюинвентаризация кредиторской задолженности предприятий и поиск путей ее погашенияорганизацию управления себестоимостью и ценами на основе управленческого учета по системе «директ-костинг" — введение налогового планированиясокращение неэффективных финансовых вложений и обеспечение рентабельного использования свободного остатка денежных активов предприятийвведение действенной системы анализа финансово-экономического состояния предприятия и финансового планирования.

Практическая значимость разработанных в диссертации антикризисных рекомендаций, подтверждается справками 6 целлюлозно-бумажных комбинатов и фабрик.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Мир деловой книги, 1996.-2 ч.
  2. Федеральный Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)»: Принят 10 декабря 1997- № 6 ФЗ// Рос.газ. — 1998. — 20 января. — С.3−6- 21 января. -С.3−6.
  3. Федеральный Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»: Принят 12 мая 1995.- № 88 ФЗ // Собр. законодат. РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 15.
  4. О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства: Постановление Правительства РФ от 22 мая 1998 г.- № 467 // Экон.газ. «Экономика и жизнь». 1998. -№ 22. — Прил. «Ваш партнер». — С.12.
  5. О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну: Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г.- № 35 // Собр. постановлений РФ. -1992. № 1−2. — Ст.7.
  6. Сертификация продукции и услуг РФ: Нормативные документы и методические материалы. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 1997. -160 с.
  7. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  8. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с франц. А. Дайан, Ф. Букерель,
  9. A.Оливье, Р. Урсе и др.- Научн.ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993. -571 с.
  10. М.А., Кряжев A.M., Шлаков Ф. В. Проблемы и возможности переработки макулатуры в России Н Целлюлоза. Бумага. Картон. 1997. — № 9−10- с.16−19.
  11. Г. Л. Принципы выбора бесхлорной схемы отбелки целлюлозы // Целлюлоза. Бумага. Картон. 1997. — № 3−4. — с. 12−14.
  12. Э.Л. Инвестиции в ЦБП экологические, научные и кадровые аспекты // Целлюлоза. Бумага. Картон. — 1997. — № 7−8. -С.3−5.
  13. Э.Л. Современные тенденции развития мировой ЦБП в России // Целлюлоза. Бумага. Картон. 1997. — № 3−4 — С.2−5.
  14. Э.Л. ЦЬП России. Наше место в мире // Целлюлоза. Бумага. Картон.- 1997.- № 1−2. с.4−7.
  15. Э.Л. Экологические аспекты интеграции российской ЦБП в мировую экономическую систему // Эколого-экономические проблемы лесного комплекса: Тез.докл.Всеросс.науч.-практ.конф. 15−17 апреля 1997 г. СПб., 1997.-С. 17−21.
  16. Н.В. Хозяйственный механизм управления экономикой. Саратов: Изд-во Саратов.политех.институт, 1994. — 44 с.
  17. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л. А. Богдановская, Г. Г. Виноградов, О. Ф. Мигун и др.- Под общ.ред.
  18. B.И.Стражева. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Выш.шк., 1996. — 363 с.
  19. И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. -519 с.
  20. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финста-тинформ, 1995. — 112 с.
  21. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. -4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1997. — 416 с.
  22. А.Г. Использование вторичных энергоресурсов на предприятиях ЦБП // Целлюлоза. Бумага. Картон: Экспресс-информация. 1990. — вып. 19.- С.2−29.
  23. Беккем К.-Й. Год больших вложений и больших убытков // Светогорский рабочий. 1997. — 5 июня. — С.4−8.
  24. А.П. Пути экономии топливно-энергетических ресурсов в ЦБП // Целлюлоза. Бумага. Картон: -1994. № 7−8. — С.26−28.
  25. Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996. — 623 с.
  26. Д. Россия: новый этап в развитии ЦБП // Целлюлоза. Бумага. Картон: -1995. № 9−10. — С.6.
  27. Д. Рост цен приостановился // ЦБК-экспресс. 1996. — № 18. -С.З.
  28. Д. Структура производства целлюлозно-бумажной продукции в России и прогноз ее изменения на 1996 г.II ЦБК-экспресс. 1996 — № 14. -С.14−15- № 15. — С.10−12.
  29. Д. Уровень производства 1988 г. остается заветной мечтой российских бумажников // Фин.известия. 1996. — 31 мая. — С.4.
  30. Д. У российских бумажников появились основания для оптимизма // Там же. 1996. — 15 октября. — С.2.
  31. Д. Это серьезно экспорт падает // ЦБК-экспресс. 1996. — № 2. -С.9.
  32. Бизнес-карта-96. Отрасль. ЦБП. Полиграфия. Справочное пособие: в 22 т. М.: АДИ «Бизнес-карта», 1996. — Т.20. — 483 с.
  33. Бизнес-карта-97. Промышленность России. ЦБП. Полиграфия: Справочное пособие: В 22 т. М.: АДИ «Бизнес-карта», 1997. — Т.20−1. — 358 с.
  34. Бизнес: Оксфордский терминологический словарь: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1995. -319 с.
  35. Л.С. Предпринимательство в России (экономика и организация). СПб.: Изд-во СПбГУ. — 1995. — 226 с.
  36. В.Ф. Маркетинг: путь к успеху на рынке. Ставрополь: Ред,-изд.центр «Развитие», 1994 362 с.
  37. П. Новый закон о банкротстве: шансов для спасения больше // Экон.газ. «Экономика и жизнь». 1998. — № 4. — С.1−2.
  38. Ю.Г., Поляков Ю. А., Смирнов Р. Е. Производство целлюлозы сульфитными способами варки. СПб.: Изд-во СПбГТУРП, 1995. — 85 с.
  39. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. М.: АО «Интер-эксперт», Экономика, 1995.-182 с.
  40. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996. — 625 с.
  41. И.Г., Кильдишев Г. С. Основы теории вероятностей и математической статистики. М.: Статистика, 1968. — 360 с.
  42. К., Новокшенов Д. «Сегежабумпром» пошел в бой // Коммерсант-Daily. 1997. — 12 марта, С. 4.43. «Волга» впадает в европейское море // ЦБК-экспресс. -1997. № 21.- С.2−3.
  43. В. Российская экономика: итоги 1997 // Экономист. 1998. — № 3. -С.28−33.
  44. Вопросы изучения экономических аспектов конкурентоспособности товара (на примере машинотехнической продукции) // БИКИ. 1984. — Приложение № 12.-86 с.
  45. Ю., Проклов А., Милютин С. ЦБП: время для инвестиций уже проходит II Рынок ценных бумаг. 1997. -№ 11.- С.21−25.
  46. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Пер. с датск.: Учебник. М.: Высшая школа, 1994. — 272 с.
  47. В ЦБП Восточной Европы II ЦБК-эспресс. 1997. — № 3. — С.4−5.
  48. В ЦБП Западной Европы II ЦБК-экспресс. 1996. — № 18. — С.2- № 19. -С. 10- 1997. — № 1. — С.6- № 2. — С. 10.
  49. Х.А., Винтер В. Б. Конкурентоспособность глобальных предприятий: Пер. с нем. // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 3. -С.96−102.
  50. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: Внешгоргиздат, 1990. — 263 с.
  51. И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  52. Год 1996. Курс на 1993 г. // ЦБК-экспресс. 1996. — № 1. — С.9−11.
  53. Год противоречий // Целлюлоза. Бумага. Картон: -1996. № 3−4. — С.2−4.
  54. Д. Промышленный кризис: плюсы и минусы внешней торговли // Коммерсантъ. Фин.прилож. «Коммерсантъ-рейтинг». 1997. — 6 мая. -С.10−11.
  55. Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 1995. -188 с.
  56. В., Клепацкая И. Горизонты ЦБП: выгодные и невыгодные регионы закупок и сбыта продукции // Риск. -1997. № 1.- С.59−53.
  57. Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1994. — 178 с.
  58. Д., Шмаров А. «Экспресс-200″: ежегодный рейтинг крупнейших компаний России (совместный проект журнала „Эксперт“ и „ОНЭКСИМбанка“ И Эксперт. 1995. — № 11. — С.14−31- 1996. — № 33. — С.2−47- 1997. — № 38. — С.34−79.
  59. О. Экологические технологии неизбежно придут в Россию // Финансовые известия. 1996. — 20 ноября. — С.З.
  60. О. Финны остаются основными покупателями российского сырья для целлюлозы // Финансовые известия. 1997. — 25 ноября. — С.З.
  61. М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1991. — 128 с.
  62. В.П. Современные методы обеспечения конкурентоспособности. М.: Экономика, 1994. — 85 с.
  63. Л.В., Никифорова Н. А. Анализ бухгалтерской отчетности. М.: АО ДИС, 1998.-205 с.
  64. А. Мировые производители целлюлозы и бумаги надеются на лучшие времена // Финансовые известия. 1996. — 30 мая. — С.6
  65. А. Производители целлюлозы и бумаги ожидают повышение цены // Финансовые известия. 1996. — 15 октября. — С.5.
  66. А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. М.: СП „Вся Москва“, 1994. — 256 с.
  67. В.Н., Мизиковский Е. А. Учет и анализ финансовых активов. -М.: Финансы и статистика, 1995. 267 с.
  68. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1995. — 386 с.
  69. М.О. Почему необходимо оценивать конкурентоспособность фирмы // Как продать ваш товар на внешнем рынке / Под ред. Ю. А. Савинова. М.: Мысль, 1990. — с.228−237.
  70. В.П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях. М.: Домодедово, 1993. — 23 с.
  71. О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 1996.- 206 с.
  72. В.Н. Лесные богатства на службу России // Целлюлоза. Бумага. Картон. -1992. № 5. — С.2−4- № 6−7. — С.2−4- № 8−9. — С.2−4.
  73. Н. Архангельский ЦБК. Рейтинг акций продавать // Рынок ценных бумаг. — 1996. — № 10. — С.6−10.
  74. П.С. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран // Маркетинг. 1996. — № 2. — С.20−32.
  75. П.С. Конкурентоспособность и маркетинг И Российский экономический журнал. 1995. — № 12. — С. 13−18.
  76. П.С. Конкуренция неотъемлемое средство развитого рынка // Маркетинг. — 1997. — № 5. — С.3−14.
  77. П.С. Роль маркетинга в решении проблем конкурентоспособности российских товаропроизводителей // Маркетинг. 1997. — № 1. — С.20−31.
  78. Затяжная весна: показатели производства растут. А потребление продукции // ЦБК-экспресс. 1996. — № 2. — С.9−10- № 3. — С. 10−11.
  79. М. Швеция делает ставку на сбор макулатуры // Финансовые известия. 1997. — 3 февраля. — С.2.
  80. А.П. Учитесь читать бухгалтерскую отчетность партнера и конкурента. М.: Рос. университет дружбы народов, 1993. — 45 с.
  81. И.А. Проблемы и перспективы ЦБП России // Целлюлоза. Бумага. Картон. 1994. — № 1−2. — 14−17.
  82. И.А., Якименко А. С., Жиганов В. Н. На грани веков // Целлюлоза. Бумага. Картон. -1995. № 5−6. — С.6−15.
  83. А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие: В 2 частях. СПб.: Изд-во СПбГТУРП, 1996.-2 ч.
  84. А.П. Предпринимательство и бизнес-план // Целлюлоза. Бумага. Картон: -1997. № 5−6. — С.22−23.
  85. Импорт бумаги и картона в Россию: лидируют Москва и С.-Петербург. // ЦБК-экспресс. 1996. — № 6. — С.9−10.
  86. Кажется, появляются надежды. // Целлюлоза. Бумага. Картон: 1995. -№ 5−6. — С.2−5.
  87. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991. — 238 с.
  88. К вопросу об импорте-экспорте целлюлозно-бумажной продукции // ЦБК-экспресс. 1996. — № 13. — С.9−11.
  89. А.К. Производство ХММ // Целлюлоза. Бумага. Картон: 1995. -№ 1−2.-С. 18−20.
  90. Г. Я. Рыночная экономика. М.: Республика, 1993. — 524 с.
  91. В.А. Сульфитное производство в России должно жить и развиваться // Целлюлоза. Бумага. Картон. -1993. № 10−12. — С.5−6.
  92. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1997.-512 с.
  93. A.M. Обеспечение качества продукции в системе управления конкурентоспособностью предприятия: Автореф. дис.. д-ра экон.наук. -СПб.: СПбУЭиФ, 1994. 28 с.
  94. Конкурентоспособность предприятия (на материалах предприятий ЛПК и других отраслей Западного Урала и России), Пермь, май 1992 г.: Тез.докл.X науч.-практ.конф. Пермь: Б.и., 1992. — 175 с.
  95. Конкурентоспособность российской промышленности: Доклад. / Эксперт, ин-т, торгов.-пром. Палата РФ- [Подгот. Липсиц И. В. и др.]. М.: Агентство „Информарт“, 1996. — 105 с.
  96. Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 284 с.
  97. В.М., Уварова Н. А. Обесцвеченная макулатура для выпуска газетной бумаги // Целлюлоза. Бумага. Картон: -1992. № 10. — С.20.
  98. Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. 1997. — № 1. — С.39−48.
  99. A.M. Западные инвестиции в ЦБП России один из способов ее развития // Эхо. — 1997. — 20 июня. — С.4.
  100. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. — 736 с.
  101. .В. Конкурентоспособность угледобывающих предприятий Кузбасса на внутреннем рынке. Кемерово: Б.и., 1995. — 75 с.
  102. М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности АО в промышленности, строительстве и в торговле. М.: ДИС, МВ-центр, 1994. — 256 с.
  103. А.Б., Маркушевич О. Г. Планирование и организация предприятий в условиях рынка и конверсии. СПб.: Изд-во СпбУЭиФ, 1993. — 347 с.
  104. Т.Б., Что такое финансовый менеджмент // Фин.газ. 1994. -№ 49. — 2- № 50. — С.2- 1995. — № 1. — С.6- № 4. — С.7.
  105. Кто есть кто в производстве офсетной бумаги? II ЦБК-экспресс. 1996. -№ 7. -С.11.
  106. Кто будет выполнять Федеральную программу? // ЦБК. -1994. № 5−6. — С.2−4.
  107. Д.В. Как добиться успеха на мировых рынках // Мировая экономика и международные отношения. 1995. — № 6. — С. 152−154.
  108. Д.В. Конкурентоспособность национальной экономики (вопросы теории и мировой практики) II Общество и экономика. 1992. — № 3−4. -С.121−134.
  109. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  110. B.C. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции // Стандарты и качество. 1993. — № 1. — С.23−24.
  111. В.Л. Управления зарубежной промышленной фирмой. Новгород: Нов.гос.академия экономики и управления. 1995. — 108 с.
  112. B.C. Управление качеством целлюлозно-бумажной продукции: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛТИЦБП, 1989. — 96 с.
  113. B.C., Баранова Л. Е., Соминский B.C. Уровень и эффективность концентрации и комбинирования целлюлозно-бумажного производства (показатели оценки) Н Целлюлоза. Бумага. Картон.- 1992.- № 6−7.- С.37−41.
  114. В.А., Воробьев П. В. Финансовый менеджмент (управление финансами фирмы). СПб.: Юность, Петрополь, 1994. — 108 с.
  115. К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблема и политика: Пер. с англ.: В 2 т. М.: Республика, 1992. — 2 т.
  116. А.С., Мизиковский Е. А. Оценка структуры баланса и несостоятельности предприятия И Бухгалтерский учет. 1996. — № 3. — С.19−22.
  117. И.Н. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции // Маркетинг. 1996. — № 3. — С.33−39.
  118. Э.Д. Россия Финляндия. Объемы растут // ЦБК-экспресс. -1997. -№ 16.-С.10.
  119. Э.А., Герасименко Г. П. Финансовый анализ. М.: Приор, 1997. -160 с.
  120. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
  121. Материалы Первой Международной Конференции „Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность в Российской Федерации, Беларуси и на Украине“, 3−4 декабря 1996. Амстердам: Отель Ренессанс, 1996. — 95 с.
  122. Мелкооптовые цены на полиграфические материалы производства СНГ// ЦБК-экспресс. 1996. — № 1−21.- С.6−7- 1997. — № 1−15. — С.6−7.
  123. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. -М.: Дело, 1993.-702 с.
  124. Методика оценки уровня конкурентоспособности машинотехнической продукции. М.: Изд-во стандартов, 1991. — 35 с.
  125. Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1983. — 24 с.
  126. С., Вороненков Ю. С „лесными“ инвестициями стоит поторопиться Н Экономика и жизнь. = 1996. № 40. — С.7
  127. Мировая ЦБП в 1995 г. И ЦБК-экспресс. 1996. — № 5. — С.5−7.
  128. Мировое производство и международная торговля целлюлозой в 19 961 998 г. // ЦБК-экспресс. 1998. — № 10. — С.11.
  129. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: В 2 т. М.: Внешторгиздат, 1993. -1.2. -222 с.
  130. Л., Дельбро У., Вэнс Г. и др. Тенденции технологии отбелки II Целлюлоза. Бумага. Картон. 1997. — № 3−4. — С.24−29.
  131. На рынке целлюлозно-бумажных товаров // ЦБК-экспресс. -1996. № 19. — С.2−3.
  132. На рынке целлюлозы (по материалам финансовой печати) // ЦБК-экспресс. 1997. — № 20. — С.5
  133. В.Ф., Коровин Л. К. Экологическая оценка состояния и перспектив развития ЦБП России // Целлюлоза. Бумага. Картон. 1995. — № 7−8. -С.29−32- № 9−10. — С.26−28.
  134. Н.В., Тимонов А. А. Рейтинг коммерческой привлекательности товарных рынков II Риск. 1997. — № 3−4. — С.40−46.
  135. С.Е., Савченко А. Л. Вопросы оценки качества продукции ЛПК // Проблемы повышения конкурентоспособности продукции в России: Тез.докл. Рос.науч.-практ.конф. 12−14 мая 1998 г.- Оренбург, 1998. С.7−9.
  136. Д.К. Конъюнктура мирового и российского рынка ЛПК и ЦБП // Эксперт. 1995. — № 38. — С.40−43.
  137. Новости с Архбума // ЦБКэкспресс. -1997. № 8. — С.З.
  138. Новые экологические требования к производителям бумаги (по материалам западной печати) // ЦБК-экспресс. 1997. — № 7. — С.З.
  139. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991. — 304 с.
  140. Обеспечение доходности предприятия / В. С. Добровенский, Шевелев В. А. и др. М.: Интераудит, 1995. — 180с.
  141. Общесоюзный классификатор. Продукция ЦБП. М.: Лесная промышленность, 1977. — 330 с.
  142. Общие методические рекомендации по оценке технического уровня промышленной продукции // Стандарты и качество. 1990. — № 9−10.
  143. Оживление на рынке целлюлозы для химической переработки // ЦБК-экспресс. 1996. — № 15. — С. 12−18.
  144. В.В. Всеобщее управление качеством: Учебник. В 3 т. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1996. — Т. 1 — 454 с.
  145. И.О. Конкурентоспособное предприятие. Обнинск: Б.и., 1995. — 25 с.
  146. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Международные отношения, 1994. -480 с.
  147. М.А. Бумага для печати настоящее и будущее // Целлюлоза. Бумага. Картон. -1993. — № 10−12. — С.16−17.
  148. Отпускные цены производителей стран СНГ для внутреннего рынка // ЦБК-экспресс. 1996. — № 1−21. — С.7−8- 1997. — № 1−20. — С.7−8.
  149. Отчет по научно-исследовательской работе"Создание автоматизированной базы данных по качеству продукции ЦБП» / АО ВНИИБ. Л., 1994. -240 с.
  150. М. Тактика выживания на европейском рынке санитарно-гигиенической бумаги // Целлюлоза. Бумага. Картон. 1996. — № 11−12. -С.10−11.
  151. В.А. Разработка и внедрение экологически безопасного производства целлюлозы // Целлюлоза. Бумага. Картон. -1996. № 1−2. — С. 14−18.
  152. А.Н., Фомин А. Н. Конкурентоспособность продукции и производителя // Стандарты и качество. Ежемес.прилож. «Надежность и качество». 1995. — № 10. — С.3−9.
  153. К. Новые технологии предварительной подготовки и первичной обработки макулатуры // Целлюлоза. Бумага. Картон. -1996. № 9−10. -С.4−5
  154. Пилд ич Дж. Путь к покупателю: Пер. с англ. М.: Прогресс. -1991. -120 с.
  155. Э.А. Анализ и повышение уровня конкурентоспособности угольных предприятий России на региональных рынках: Автореф.дис.. канд.экон.наук. М., 1994. — 22 с.
  156. М.Е. Международная конкуренция: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  157. Потребление бумаги для печати в России: отдаем по 5,5% внутреннего рынка в год // ЦБК-экспресс. 1996. — № 8. — С.10−11.
  158. Правила рынка: иностранные инвестиции, внешняя торговля, трудовая миграция, конкурентоспособность, дипломатия, помощь / Под ред.
  159. B.Д.Щетинина. М.: Международные отношения, 1994. — 352 с.
  160. Л.Н. Лизинг. Правовые основы лизинговой деятельности в Российской Федерации. М.: Изд-во «Ось-89″, 1996. — 68 с.
  161. С.Ф. Производство бумаги. М.: Экология, 1990. — 224 с.
  162. Проблемы конкурентоспособности экономики России / Сост. К. Швандар // Маркетинг. 1997. — № 1. — С.98−100.
  163. Производство целлюлозно-бумажной продукции в России в 1996—1997 гг. (стат.обзор) // ЦБК-экспресс. -1998. № 2. — с.2.
  164. Промышленность России. 1996: Статисг.сб. / Госкомстат России. М., 1997. -425 с.
  165. Промышленный потенциал внешней торговли России // Экономика и жизнь. 1998. — 12 марта, -с.1.
  166. С. Качество как движущая сила развития российских бумажных предприятий // Целлюлоза. Бумага. Картон. -1994. № 3−4. — С.23−25.
  167. С.С., Виролайнен Э. В., Салакари X. Применение механической массы в композиции газетной бумага // Целлюлоза. Бумага. Картон: 1997. — № 9−10.1. C.20−23.
  168. С.С. Применение механической массы в композиции бумаги и картона // Целлюлоза. Бумага. Картон: -1997. № 11−12. — С. 16−19.
  169. Региональная экономика / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.: Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 304 с.
  170. В.М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1994. — 98 с.
  171. Российская ЦБП сегодня // ЦБК-экспресс. -1996. № 9. — С.9−11- № 15. — С.9−15.
  172. Россия в цифрах. 1995: Крат.сгат.сб. М.: Финансы и статистика, 1996. — 400с.
  173. Ф., Нелюбов В. Конкурентоспособность условие экономического подъема // Экон.газ. „Экономика и жизнь“. — 1996. — № 36. — Прил. „СПб.рег.выпуск“: — с. 10.
  174. А. Лучший картон будет производиться под С.-Петербургом // ЦБК-экспресс. 1998. — № 7. — С.9.
  175. Рынок акций предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности // Фин.известия. 1995. — 4 мая. — С.4- 1996. — 6 марта. — С. З- 31 мая. — С. З- 1997. — 4 яанваря. — С.4.
  176. Рынок акций предприятий ЦБП II Целлюлоза. Бумага. Картон: 1995. -№ 5−6. — С.22−23.
  177. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. М.: Финансы и статистика, 1996. — 352 с.
  178. Рыночная экономика: Учебник. В Зт. / А. Д. Смирнов, В. Ф. Максимова, И. В. Малькова и др.- Под. ред. А. Д. Смирнова. М.: Соминтэк, 1992. — Т.2 Часть 1 / Основы бизнеса. — 160 с.
  179. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: ИК „Экоперспектива“, 1997. — 498 с.
  180. А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России (методические вопросы анализа и интегральной оценки) // Экономист. 1996. — № 2. -С. 12−13.
  181. Семь нот менеджмента / Под ред. В. Красновой, А.Привалова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксперт, 1997. — 176 с.
  182. Е.Г., Семенова Г. М. Экономика природопользования. -СПб.: Изд-во СПбТИЦБП, 1992. 68 с.
  183. В.Ю. Использование конъюнктуры рынка для производства газетной бумаги. 1996. — № 7−8. — С.9−10.
  184. Р. Потребление энергии и сырья // Целлюлоза. Бумага. Картон. -1994.-№ 3−4.-С.26−27.
  185. B.C., Либин Ф. И. Товарная целлюлоза: мировое производство и перспективы его развития // ЦБК-экспресс. 1997. — № 21. — С.11.
  186. Социально-экономическое развитие экономики России в 1996 г. // Финансы и кредит. 1997. — № 4. — С. 1−52.
  187. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М.: ИНФРА-М., 1998. — 170 с.
  188. Статистика рынка товаров и услуг // И. К. Беляевский, Г Д. Кулагин, АВ. Корсгтков и др. Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995. -432 с.
  189. Статистический сборник (обзор) ЦБП Финляндии 1996 г. Хельсинки: Ассоциация Лесной промышленности Финляндии, 1996. — 25 с.
  190. А. На Западе много перемен // Целлюлоза. Бумага. Картон:1996. № 5−6. — С.2−4.
  191. Е.С. Финансы маркетинга. М.: Перспектива, 1994 г. — 91 с.
  192. Л.Е. Внешний рынок и предприятие. М.: Финансы и статистика, 1993 г.-408 с.
  193. Структура экспорта бумаги и картона в 1996 г. // ЦБК-экспресс. № 17.1997.-С.9−10.
  194. Таможенная статистика внешней торговли: Бюллетень: В 4 частях. М.: Гос.тамож.комитет РФ, 1996. — В 4 частях.
  195. В.А. Маркетинг и конкуренция путь интеграции в мировую экономику. — Н.-Новгород: Волго-Вят.книж.изд-во, 1997. — 178 с.
  196. М.А., Литвиненко А. Н. Методологические вопросы оценки экономических аспектов конкурентоспособности товара машинно-технической продукции // БИКИ. 1981. — Приложение № 1. — С.36−39.
  197. М. Рынок ценных бумаг ЛПК // Рынок ценных бумаг. -1996. С.20−22.
  198. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Под ред. С. Г. Беляева, В. И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996 г. — 469 с.
  199. А .Я. Рекомендуется выжить // Целлюлоза. Бумага. Картон. -1994.- № 7−8. -С.2−5.
  200. P.M. Конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1995. — 176 с.
  201. А.А. Технологически эффективное предприятие // Директор-дайджест. 1995. — № 9. — С.39−44.
  202. Удельный вес убыточных предприятий промышленности: статистика // Экономика и жизнь. 1998. — № 4. — С.1.
  203. В.Л. Методология экономического развития предприятий в условиях рыночной экономики (принципы и методы): Автореф. дис.. д-ра экон.наук. М.: Изд-во ГАУ им. С.Орджоникидзе. — 33 с.
  204. Э.А. Управление фирмой. М.: АО „Акалис“, 1996. — 516 с.
  205. Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. М.: АО „Бизнес-школа“ Интел-Синтез», 1995. — 55 с.
  206. Федеральная программа долгосрочного развития лесопромышленного комплекса РФ на 1995−2005 гг.: Разраб. во исполнение Пост. Президиума Верх. Совета РФ № 5399−1 от 12.07.93 г. и Пост. Правительства РФ № 635 от 7.07.93 г. М.: Рослеспром, 1994. — 85 с.
  207. Федеральный реестр монополистов // Эксперт. 1997. — № 25. — С.13−15.
  208. Л. Несостоятельные предприятия? Нет, несостоятельные критерии II Экон.газ. «Экономика и жизнь». 1995. — № 10. — Прил. «СПб. рег. выпуск». -С.4.
  209. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 1997. — 574 с.
  210. Финансы в России: Стат сборник / Госкомстат России. М., 1996. -161 с.
  211. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993.-864 с.
  212. Д.М. Направления развития производства бумаги для письма и печати: Обзорная информация «Целлюлоза, бумага, картон». / ВНИПИЭИлеспром. М., 1990. — Вып. 19. -42 с.
  213. Д.М. Направления развития производства газетной бумаги: Обзорная информация «Целлюлоза, бумага, картон». / ВНИПИЭИлеспром.1. М., 1990. -Вып.4,-40 с.
  214. Д.М. Технология бумаги. М.: Лесная пром-сть, 1988. — 439 с. 21,7. Хата К. Рынок и существующее состояние мировой ЦБП // ПАП-ФОР96: Тез.докл. 4-ой междунар. научн-практ.конф. 21−23 октября 1996 г. СПб.: АО «ВНИИБ», 1996. — С.23−29.
  215. Р. Развитие бизнеса в ЦБП // Целлюлоза. Бумага. Картон.1995.-№ 1−2.-С.15−17.
  216. Р., Уилрайт С., Кларк К. Динамичное производство // Как добиться успеха Сборник / Сост. В. Е. Хруцкий.: Республика, 1992. 370−420.
  217. Д. Сульфитная варка технология следующего тысячелетия // Целлюлоза. Бумага. Картон. — 1995. — № 3−4. — С.18−21.
  218. Н.В. Основные направления производства газетной бумаги // Целлюлоза. Бумага. Картон. 1993. — № 10−12. — С.4.
  219. Целлюлозно-бумажные предприятия России // ЦБК-экспресс. 1996. -№ 2. — С.3−4- № 3. — С.2−3- № 7. — С.3−4- № 10. — С.3−4.
  220. ЦБП: Производственная статистика // ЦБП в России. 1998. — Вып.34. -40 с.
  221. Чад.Н. Хочешь обогнать конкурента расходуй больше! // Целлюлоза. Бумага. Картон. — 1996. — № 3−4. — С. 14−15.
  222. В.Н. Состояние и тенденции развития санитарно-гигиенических видов бумаги в мире: Обзорная информация «Целлюлоза, бумага, картон». / ВНИПИЭИлеспром. М., 1990. — Вып. З — 69 с.
  223. В.А. Времени на раскачку у нас нет // Целлюлоза. Бумага. Картон.1996.-№ 1−2.-С.2−4.
  224. В.А. Состояние и пути развития ЦБП России на современном этапе // ПАП-ФОР 96: Тез.докл. 4-ой Междунар. науч.-техн.конф. 21−23 октября 1996 г. СПб.: АО «ВНИИБ», 1996. — С.6−12.
  225. Шаг вперед. Шаг назад или о чем говорили в Амстердаме // Целлюлоза. Бумага. Картон. — 1997. — № 1−2. — С.2−7.
  226. Шварц А. Е, Беспояско Д. В., Рылов А. В. Российский рынок целлюлозно-бумажной продукции: вчера, сегодня, завтра // ПАП-ФОР 96: Тез.докл. 4-ой Междунар. науч.-техн.конф. 21−23 октября 1996 г. СПб.: АО «ВНИИБ», 1996.-С. 13−19.
  227. Г. «Мягкие» составляющие конкурентоспособности // Проб л. теории и практики управл. 1995. — № 4. — С.96−1 СЮ.
  228. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент: Пер. с англ. -Изд. 2-е, стереотип. М.: Информ. — изд. дом «Филинъ», 1997. — 400 с.
  229. Шеремет АД, Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.: Инфра-М, 1997.-343 с.
  230. Шкирятов В. В, Ляпин А. Г., Данилин В. В., Смородин А. И. Новое отечественное оборудование для внедрения экологически чистых ресурсосберегающих технологий производства целлюлозы // Целлюлоза. Бумага. Картон. -1996 -№ 1−2.-С.25−28.
  231. Т.В. Инвестиционные аспекты конкурентоспособности предприятий ЦБП России // Инвестиционная политика России в современных условиях: Тез.докл. Всерос.науч.конф. 15−17 мая 1997 г. СПб., 1997. -С.2−3.
  232. Т.В. Конкурентоспособность крупных предприятий и ее роль в развитии предпринимательства // Народы СНГ накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы: Тез.докп. Междунар.науч.когресса 15−17 мая 1996 г. СПБ., 1996. — С.40−41.
  233. Т.В., Иванов А.П, Макуха Н. Е., Технико-технологический фактор конкурентоспособности предприятий ЦБП // Машины и аппараты целлюлозно-бумажного производства: Межвуз.сб.научн. трудов / Под ред. О. А. Терентьева. СПб.: СПбГТУРП, 1996. — С.3−6
  234. Т.В. Экологический фактор конкурентоспособности АО ЦБП // Эколого-экономические проблемы лесного комплекса (на примере СевероЗападного региона России): Тез.докл. Рос.научн.-практ.конф. 15−17 апреля 1997 г. СПБ., 1997.-С.146−147.
  235. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. М.: Экономика, 1993. -335с.
  236. Экономика: Учебник / Под. ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1996. — 632 с.
  237. Экономика целлюлозно-бумажной промышленности / В. С. Соминский, А. Л. Кнопов, А. Н. Алексеева, Л. Е. Баранова и др. / Под ред. В. С. Соминского. М.: Лесн. пром-ть, 1988. — 240 с.
  238. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю. Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1998.-480 с.
  239. Экономическая стратегия повышения конкурентоспособности развитых капиталистических стран: Сборник обзоров: В 2 т. М.: ИНИОН АН СССР, 1988.-2 т.
  240. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А. П. Градова. СПб.: Спец-лит. 1995.-411 с.
  241. Экспорт из России: статистика // ЦБК-экспресс. -1997. № 17. — С.1.
  242. Эскпорт и импорт российских товаров в 1995 г. // ЦБК-экспресс. 1996. -№ 17. — С.7.
  243. Язык рынка: Терминол. словарь / Сост. Ю. В. Буряк, В. Г. Смольков. -2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1996. — 674 с.
  244. Anti-dumping tariffs set on pulp imports // Pulp and Paper International. -1995.-N1.-p.10.250. Birkner. 1995. — N1- N2.
  245. Brigham E.F., Gapenski L.C. Intermediate Financial Management, 4-th. ed. -The Druden Press, 1993. 950 p.
  246. Gries Т., Hentschel C. Internationale Wettbe-werbsfahigkeit was ist das? // Wiertschaftdienst. — 1996. — N8. — S.416−421.
  247. Commercial and financial results of 150 world greatest enterprises // Pulp and Paper International. 1996. — N9.
  248. Kastens M. Long-Range Plannung for Your Business. N.Y. — 1976. — p.52−53.
  249. Makie D., Styan G. Mechanical pulp rebounds as option for tageted and user // Pulp and Paper International. 1995. — N6. — p. 123−126.
  250. Paley N. The Managers Guide to Competitive Marketing Strategies. N.Y. -1989. — p.81−82.
  251. Porter M.E. Competitive Advantage: Creating a Sustaining Suprior Performance. N.Y.: Free Press, 1985. — 557 p.
  252. Porter M. E From Competitive Advantage to Corporate Strategy // Harvard Business Review. May-June 1987. — p.43−59.
  253. Ricardo D. The" Principles of Political Economy and Taxation. London: J.M.Dent, 1955.-292 p.
  254. Water Discharges from the Production of Chemical Pulp // Helcom. Seminar, Sweden, Kalmar, 1996,10−14 Oktober.1. Стр.
  255. Концентрация производства и структура затрат в ЦБП России.192
  256. Рейтинг предприятий ЦБП по уровню КСП в середине 90-х гг.197
  257. Конкурентоспособность продукции ЦБП на мировом рынке.247
  258. Конкурентоспособность технико-технологической базы предприятий ЦБП.252
  259. Рекомендации по повышению КСП предприятий ЦБПна примере ОАО «Светогорск».255
  260. Принятые в работе основные обозначения.257
  261. Материалы, подтверждающие практическую значимость проведенного исследования.258
Заполнить форму текущей работой