Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление и государственное регулирование малым бизнесом: На материалах Московской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Значение малого бизнеса для национальной экономики
    • 1. 1. Состояние современной отечественной экономики
    • 1. 2. Роль малого бизнеса в переходной экономике
    • 1. 3. Анализ состояния российского малого бизнеса
  • 2. Государственное регулирование деятельности малых предприятий
    • 2. 1. Государственная поддержка малого предпринимательства в России
    • 2. 2. Малый бизнес в системе государственного заказа
  • 3. Современное управление малым предприятием
    • 3. 1. Инновационное управление в малом бизнесе
    • 3. 2. Опенка эффективности работы малого предприятия

Управление и государственное регулирование малым бизнесом: На материалах Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Малые и средние предприятия играют все большую роль в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы, в балтийских государствах и в Содружестве Независимых Государств (СНГ). С начала 90-х годов прошлого века достигнуты значительные результаты в процессе перехода к рыночной экономике. В странах с переходной экономикой осуществлено немало реформ, разработано множество законов и постановлений и созданы новые инфраструктуры для поддержки и развития предпринимательства.

Экономические показатели и темпы роста 27 стран с переходной экономикой существенно различаются. Однако характерной чертой процесса перехода от централизованного планирования к рыночной экономике являются высокие темпы инфляции и экономическая неопределенность. Общепризнано, что малые предприятия выступают движущей силой экономического роста и одним из источников устойчивого развития, и имеют важнейшее значение для реструктуризации промышленноститорговли и сферы службы и создания новых рабочих мест, генерируя доход для населения.

Проблема безработицы в этих странах еще более обостряется, но состоянию на конец 2001 года число безработных достигло 15.8 млн. человек, включая 8.2 млн. официально зарегистрированных безработных в Российской Федерации.

При этом все шире осознается значение предпринимательства как движущей силы развития экономики.

В этой сфере чрезвычайно важны микро предприятия, поскольку они рассматриваются как зародыш предпринимательства, особенно в условиях глубокой нищеты и высокой безработицы.

Предпринимательство представляет собой динамичный процесс, требующий наличия определенных качеств и навыков. Предпринимательские способности не являются врожденными и должны приобретаться путем обучения. Переход от работы по найму к самозанятости отнюдь не легок, и перед странами с переходной экономикой стоит важная задача — изменить мышление людей и создать культуру предпринимательства, предполагающую готовность пойти на риск.

Страны с переходной экономикой в 1989 году ступили на дорогу трансформации своих политических социальных и экономических систем к рыночной экономике. Нет такого масштаба экономических реформ в историичеловечества: После десятилетия переходного процессадо сих пор не была создана экономическая теория по трансформации центрально-планируемой экономики к рыночной экономике. Международные финансовые учреждения предпочитают заниматься экономическими кризисами вместо того, чтобы избежать таких кризисов. Подобный экономический кризис в России хорошо демонстрирует это положение.

Основной задачей политической и экономической трансформации стран с переходной экономикой является создание частного сектора, развитие малого предпринимательства. Больше внимания должно уделяться созданию благоприятного окружения, в котором трансформация общества к рыночной экономике может осуществляться успешно и с минимальными людскими потерями.

Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной! власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере малого предпринимательства.

Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта.

Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность.

Неоправданно низкие темпы развития малого предпринимательства препятствуют достижению и главных социальных целей, традиционно обеспечиваемых системой эффективно функционирующих малых и средних предприятий: формирование среднего класса — основного гаранта социальной и политической стабильности общества, создание новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев? общества, обеспечение снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.

Все вышеуказанное обуславливает актуальность представленного диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в развитии теоретических основ стратегического управлениям малым предприятием применительно к современным отечественным экономическим условиям иих практическом внедрении.

В соответствии с названной целью исследование направлено на решение следующих задач:

— раскрыть особенности функционирования экономики и определить в ней роль малого бизнеса;

— уточнить понятийный аппарат механизма функционирования малого бизнеса и сопутствующей социально-экономической инфраструктуры;

— определить основные положения государственной политики в области поддержки малого предпринимательства как основы экономической активности населения;

— раскрыть потенциал государственного заказа, как инструмента стимулирования малого бизнеса в условиях регулируемой рыночной экономики;

— разработать и предложить процедуру определения эффективности капиталовложений в малом предпринимательстве.

Объектом исследования являются малые предприятия Москвы и Московской области.

Предметом исследования являются теоретические и методологические вопросы управления малым предприятием в современных конкурентных условиях.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам общей теории стратегического менеджмента, а также законы, постановления Правительства и иные нормативные акты Российской Федерации iio вопросам экономической и промышленной политики. Среди зарубежных авторов использовались работы И. Ансоффа, Б. Карлофа, У. Кинга и Д. Клиланда, Т. Конно и другихсреди российских ученых — С. И. Абрамова, Г. Л. Багиева, М. М. Богуславского, Н. В. Войтоловского, A.C. Генкина, Ф. Р. Газизуллина, И. В. Журакова, А. Б. Крутика, Э. И. Крылова, AJB. Панскова, В. А. Ланцова, И. В. Липсица, А. И. Муравьева, Д. С. Львова, A.C. Плещинского, Г. Б. Поляка, В. Е. Черкасова и других.

Эмпирической базой исследования являются данные Госкомстата России, г. Москвы и Московской области, статистические данные деятельности малых предприятий.

В процессе исследования использовались общенаучные методы, в частности, метод комплексного исследования, а также методы логического, функционального и системного анализа, статистические методы обработки данных.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теории стратегического планирования на предприятиях российского малого бизнеса, разработке и обосновании' основных компонентов государственной политики поддержкималого предпринимательства и инновационному управлению малыми и средними предприятиями.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором в ходе диссертационного исследования, заключаются в следующем:

• изучено влияние малого бизнеса на социально-экономическое развитие стран с переходной экономикой и проанализированы основные проблемы современного малого предпринимательства, сопряженные с выходом на рынок на стратегическом и институциональном уровне управления;

• осуществлена систематизация зарубежного иотечественного опыта государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в налоговой, административной и информационной сферах, предложены рекомендации по формированию системы информационного обеспечения отечественного малого бизнеса;

• на основе анализа системы государственного федерального и муниципального заказа, роли малых предприятий в его реализации предложена концепция стимулирования участия малых предприятий ввыполнении госзаказа как непосредственно, так и, в частности, через систему субконтрактов по инновационным проектным разработкам;

• предложена концепция инновационного управления малым предприятием, включающая упрощенный вариант бюджетного подхода на основе предварительного целеполагания и постановки задач малого предприятия в конкурентных условиях современного рынка;

• на основе анализа статистической информации в ходе исследования сделан вывод о недостаточности в России современной научной инфраструктуры и парка, научного оборудования для дальнейшего развития инновационной деятельности в малом бизнесе;

• выявлена и подтверждена практическим материалом определяющая роль франчайзинга, лизинга и иных форм аренды для успешного начала функционирования малого предприятия в условиях недостатка собственных инвестиционных средств и практической недоступности кредитных ресурсов;

• предложена упрощенная процедура определения эффективности операционной деятельности и инвестиций в малые предприятия, основанная на показателях срока окупаемости, средней нормы доходности и чистой величины дохода.

Апробация результатов работы;

Основные положения, научные выводы и результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, прошли апробацию на малых предприятиях Московской области (г.Мытшци).

Результаты работы докладывались и обсуждались на: научных конференциях в Институте Управления и Экономики.

Основные положения диссертации отражены в научных публикациях общим объемом печатных листов.

Заключение

.

Проблемы организации предпринимательства РФ можно подытожить следующим образом:

1. Российская Федерация и ее международные советники слишком сильно сконцентрировали свою деятельность на достижении макроэкономической стабилизации и пренебрегли сферой микро хозяйствования, где на самом деле должно осуществляться ежедневное строительство экономики, начиная с производства пищевых продуктов и кончая предоставлением широкого круга услуг для населения.

2. Вся экономика, наследованная от центрально-планированной системы была основана на крупномасштабной экономической деятельности и частный сектор на базе малого предпринимательства не существовал на протяжении всех предыдущих 70-х лет.

Нестабильное законодательство тормозит развитие российского предпринимательства.

Довольно высокие затраты и длительная процедура регистрации предприятий и лицензирования предпринимательской деятельности.

Доступ к стартовому капиталу слишком затруднен.

Трудно получить помещения для предпринимательской деятельности.

Слабо развит рынок недвижимого имущества.

Большая доля теневой экономики вследствие: а) жесткого налогового прессинга, б) высокого уровня альтернативных расчетов.

Проблемы, связанные с финансовым положением связаны со следующими причинами:

Малые предприятия в наибольшей степени страдают от кризиса неплатежей, недисциплинированности контрагентов и банкротства деловых партнеров;

Многие малые предприятия в силу неустойчивого финансового положения! и недостаточных денежных средств не имеют внутренних стимулов для развития и освоения новых рынков, осуществления долгосрочных инвестиций, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг.

Усиление роли малого предпринимательства в Российской Федерации может привести к усилению общих основ рыночной экономики и предпринимательской среды, преодолению экономического кризиса, и в: основном к производству частного капитала.

Необходимо оказывать содействие в интеграции малого и крупного бизнеса. Основными задачами в данном направлении должны стать:

• совершенствование и оптимизация взаимоотношений между крупными предприятиями и субъектами малого предпринимательства;

• использование потенциала малых предприятий в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформирования предприятий;

• упрощение механизма и процедуры заключения договоров коммерческой концессии.

Одним-из главных направлений государственной политики в отношении малого предпринимательства должно стать уменьшение любых форм государственного вмешательства в сферу малого бизнеса. Государство должно устанавливать лишь общие правила деятельности малого предпринимательства через федеральное и региональное законодательство, регулирующее общеправовые, общеэкономические, имущественные, земельные и иные вопросы, касающиеся малого предпринимательства.

Помимо государственной поддержки, необходимо изменение подходов к стратегическому планированию на самих малых предприятиях. Сегодня нередко на малом предприятии отсутствует планирование вообще, не говоря уже о таких разделах управления, как маркетинговое планирование или управление запасами.

Любое малое предприятие проходит определенные стадии развития, каждая из которых характеризуется своими задачами и проблемами. Если руководство компании решает для себя составление бюджета необходимым занятием, не стоит подходить к процессу бюджетирования стандартно, без учета задач самого предприятия.

Если фирма начинающая, то к задачам, стоящим перед ней относятся: расширение клиентской базы, переход на следующую стадию роста, желание занять «свою нишу». Долгосрочным планированием таким фирмам следует заниматься только в самом широком смысле. А вот к разработке краткосрочных планов нужно подходить достаточно серьезно. Небольшой опыт работы не обеспечивает достаточной информации для финансового прогнозирования, соответственно, необходимы тщательные исследования по возможно большему числу источников. При формировании бюджета необходимо делать значительный допуск на непредвиденные обстоятельства.

Фирма, которой удалось пройти стадию становления и которая закрепила свои позиции на рынке, имеет иную задачу — стабилизировать свое положение. Ей необходимо добиться преимущества над конкурентами, создать общественное мнение. Уже имея определенный опыт, руководитель такой фирмы сможет более точно спрогнозировать расходную часть бюджета, в то время, как формирование доходной части вызовет больше сложностей. Нужно иметь резервный фонд и жестко контролировать расходы.

Накопив достаточный опыт ведения бизнеса и упрочив положение на рынке, фирма переходит в разряд стабильных предприятий. Руководители хорошо понимают механику бизнеса, установлены необходимые контакты, бизнес приносит надежную прибыль. Для большинства стабильных фирм главная задача — расширить бизнес. На данной стадии бюджет помогает трояко:

• Бюджет способствует выгодному перераспределению средств. Бюджет позволяет переместить средства из менее доходной области в более доходную.

• Бюджет позволяет контролировать расходы. Когда фирма только начинает деятельность, отсутствие свободных средств само по себе выступает сдерживающим фактором. Однако стабильная фирма обладает большей гибкостью, и потребности резко возрастают. Составление бюджета помогает определить наиболее важные сферы применения средствам.

• Бюджет способствует пополнению резервного фонда. Стадия расширения бизнеса требует значительных затрат, поэтому сейчас самое время подкопить необходимые средства.

Планирование расширяющейся фирмы должно быть возможно более детальным, сочетающим жесткий контроль с гибкостью, необходимой для освоения нового рынка. Требуется отделить необходимые капиталовложения, оборачивания которых замедлено, от излишних накладных расходов. По мере роста объема сбыта нужно наладить движение доходов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» (Проект), «Инновации», № 2−3(13), июнь 1998.
  2. Д. Стратегическое рыночное управление.- СПб.: Питер, 2002.
  3. Л.И. Время определить стратегию. // ЭКО.- 2003.- № 4, с.З.
  4. Г. Л. Конкуренция: Анализ, стратегии и практика. Библиотека хозяйственного руководителя. Кн. 3., М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  5. А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах.// Российский экономический журнал, — 1998. № 3, с. 84.
  6. Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ.- М: Прогресс, 1985.
  7. М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997.• 8. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия.- СПб.: Питер, 1999.
  8. И. Стратегическое управление / Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.
  9. Ю.Архипов В. М Стратегический анализ инвестиций в реальные активы предприятий. // Проблемы теории и практики управления. — 2001. № 5, с. 103.
  10. Архипов В. М, Георгиев C.B. Разработка стратегии технического организационного развития предприятия.
  11. Архипов В.М.. Стратегическое управление. — СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 2000.
  12. В.М. Внутрифирменное целеполагание в стратегическом менеджменте: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000.
  13. В.М. Стратегический менеджмент: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998.
  14. В.М. Стратегическое управление. — СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000.
  15. В.М. Технология стратегического планирования: проблемы и «• пуга их решения // Изв. СПб УЭФ,-1998.-№ 2, с. 87.
  16. В.М., Верховская O.P. Стратегическое планирование в малом бизнесе: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПБ УЭФ, 1995.
  17. Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Межд. журнал: Проблемы теории и практики управления.- 1998,-№ 5, с. 85.
  18. JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М: ИНФРА-М, 1999.
  19. Т. Определение тенденций экономического развития предприятия.// Экономика и управление.- 2003.- № 4, с. 70.
  20. А.Р. Контуры антикризисного сценария. // Экономические стратегии.- 2000.- май-июнь.- с. 47.
  21. A.B. Роль малого бизнеса в .развитии экономики. И ЭКО.-2000.-№ 8. с. 25.
  22. К. Основы стратегического менеджмента. М.: «Банки и биржи». Издат. Объединение «Юнити», 1997.24- Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА-М, 1999.
  23. . Стратегия развития системы малых предприятий в России. // Экономика и управление.- 2003.- № 3, с. 82.
  24. В лабиринтах современного управления: (Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда) сб. статей / ред.-сост. Грегори Р. Райтер. Вып. 1. — М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 1999.
  25. К.К. Необходима мобилизационная экономическая стратегия. // ЭКО: — 2000. № И.-с.З.28: Вигдорчик Е. А., Нещадин A.A., Липсиц И. В1 и др. Российские предприятия: трудный поиск конкурентных стратегий. // ЭКО. — 1998. № 10, № 11.-с.51, с. 24.
  26. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002.
  27. В.И. Стратегическое управление организацией: Учебное пособие. Смоленск: СИБП, 1999.
  28. Дж. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1979.
  29. Деловое планирование: методы, организация, современная практика / Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997.
  30. Деловое планирование: методы, организация, современная практика / Под. ред. В. М. Попова,-М.: Финансы и статистика, 1997.
  31. П. Менеджмент. Стратегия и тактика.- СПб.: Питер, 1999.
  32. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Book chamber international, 1992.
  33. М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России. // Российский экономический журнал.- 2003.-№ 2, с. 60.
  34. М.Я., Ершов С. Ю. Так ли хорош малый бизнес? // ЭКО.- 2003-№ 5, с. 3.
  35. B.C. Стратегия бизнеса: — М.: Изд-во «Финпресс», 1998.
  36. В.К., Воронцова Л. С. Малое предпринимательство на Дальнем Востоке.// ЭКО. 2003.- № 7, с. 41.
  37. Зуб А.Т., Локтионов М. В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика.- М.: Генезис, 2001.
  38. А.И. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. В 2 ч. Ч. 1. Стратегическое планирование.-Мн.: ООО «Новое знание», 2000.
  39. .Д. Экономическая теория.- М.: Гуманит.изд. Центр-ВЛАДОС, 1998.
  40. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / Пер. с англ.- М.: Экономика, 1991.
  41. Дж. Кук. — Малый бизнес. Стратегическое планирование. (Пер. с англ.) -М.: Издательский дом «Довгань», 1998.
  42. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / Пер. с англ. Предисловие Кочеткова Г. Б. — М.: Прогресс, 1993.
  43. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика: Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1982.
  44. Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегического планирования на предприятиях.//Вопросы экономики.- 1998.-№ 9.- с. 46.
  45. Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий : 10 лет спустя. // Вопросы экономики. 2000. — № 5. — с.62.
  46. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятие в нестабильной экономические среде: риски, стратегии, безопасность.- М.: Экономика, 1999.
  47. Т. Стратегия и структура японских корпораций. Пер. с англ.- М.: Экономика, 1991.
  48. Конституция Российской Федерации» (с изменениями от 09.06.2001) // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  49. В. Новые предпринимательские структуры и восстановление экономики России.// Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 3, с. 96.
  50. Ф. Маркетинг, менджмент. СПб: Питер Ком, 1999.
  51. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1990.
  52. А.Б., Горенбургов М. Д. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации: Учеб. Пособие.- СПб.: «Изд. дом «Бизнес-пресса», 1998.
  53. А.Б., Маркман Ф. Н., Никольская Е. Г. Стратегия развития и экономический рост предприятия.- СПб.:Изд-во СПбУЭФ, 2001.
  54. .Ж. Стратегический маркетинг: Пер. с франц.- СПб.: Наука, 1998.
  55. Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес коммуникации: Стратегии и навыки / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001.
  56. Т.П., Мясоедова Л. В., Олейникова Ю. А. Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие. — М.: «Издательство ПРИОР», 2001.
  57. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга.- СПб.: Питер, 2000.
  58. С. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 2000, № 4.
  59. Малое предпринимательство и проблемы его финансового и всероссийской конференции представителей! малых предприятий. имущесгвенного обеспечения. Аналитический обзор. Материалы третьей
  60. Малые и средние предприятия. Управление и организация. / Под ред. Пихлера Й. Х., Пляйтнера Х. Й., Шмидта К.-Х. Пер. с нем. И. С. Алексеевой и Г. И. Токаревой. — М.: Между пар. Отношения, 2002.
  61. В. Д., Кузнецова А. Г. Разработка стратегии развития предприятия требование времени. // ЭКО. — 1998. — № П.- с. 13.
  62. С.А., Леонтьев С. И. Изменение организационной структуры предприятия: целесообразность и возможности. // ЭКО. — 1998. № 2. — с.77.
  63. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З. П. Румянцевой, А. В. Саламатина.-М.: ИНФРА-М, 1995.
  64. М., Моко Д., Танахари И. Теория иерархических многоуровневых систем .-М.: Советское радио, 1973.
  65. М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: Дело, 1992.
  66. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия. Минэкономики РФ. Приказ от 1 октября 1997 г. № 118.
  67. .З., Яковенко Л. И., Рапопорт P.C., Системный подход к организации управления.-М., 1993.
  68. Г. Стратегический процесс.- СПб.: Питер, 2001.
  69. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. Лекции.- М.: Новосибирск: ИНФРА-М, Сибирское отделение, 1999.
  70. Т. Малое предпринимательство в Смоленском регионе : состояние, проблемы, перспективы. // Деловая Смоленщина.- 2002. № 4. — с.З.
  71. А.И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Малый бизнес : экономика, организация, финансы./ А. И. Муравьев, А. М. Игнатьев, А. Б. Крутик: Учеб. пособие для вузов — 2-е изд. перераб. и доп. — СПб: «Издательский дом «Бизнес-пресса». 1999.
  72. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая)
  73. А. Ог квазирынка к рынку (концептуальные вопросы стратегии экономического развития России в начале XXI века) // Российский экономический журнал, 2001, № 2.
  74. В., Шереги Ф. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?// Российский экономический журнал. 1999. — № 9−10
  75. Р.В., Цыгичко Л. Н. Как побеждать на рынке.-М.: Финансы и статистика, 1991.
  76. О состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке. М.: МАП России, 2001.
  77. Осадник В: Выбор стратегии с помощью аналитико-иерархнческого процесса. // Межд. журнал Проблемы теории и практики управления.-1999.-№ 6, с. 92:
  78. А. Как осуществить стратегию: Хрестоматия. Управление изменением. М.: МЦДО «ЛИНК», 1996.
  79. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия.-СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1992.
  80. М. Конкуренция: Учебное пособие.-СПб- М- Киев: Изд-во «Вильяме», 2000.
  81. Порунов, А Н. Малый бизнес в малом городе: взгляд изнутри.// ЭКО.-2003 -№ 8, с. 107.
  82. Развитие малого предпринимательства в России- главные направления. Аналитический сборник.- М., 2000
  83. Д., Качалин В. Сравнительный анализ эффективности предприятий как инструмент стратегического планирования // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 2000, № 3.
  84. С. Россия в системе глобальной экономики на пороге XXI века// Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 2000, № 1.
  85. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник, Госкомстат России. — М., 2000.
  86. Россия в цифрах / Крат стат.сб. М., 2001.
  87. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000.
  88. F.B. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.
  89. Н. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей / Пер. с англ. АНХ. — М: Дело, 1997.
  90. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. Опыт развития и новые явления. — М.: Наука, 1990.
  91. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. М.: Тандем, 1998.
  92. Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина. — М.: Тандем, 1998.
  93. Съезд надежд (по материалам второго всероссийского съезда представителей малых предприятий)// Российский экономический журнал.-2000.-№ 1, с.З.
  94. Теория и практика антикризисного управления. М.: Об-ние «ЮНИТИ», «Закон и право», 1996.
  95. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент./ Пер. с англ.: Учебник.-М.: ЮНИТИ, 1998.
  96. В .В., Пятибратов И.Н.. Стратегический менеджмент и глобализация мировой экономики. — М.: МУБУ, 2001.
  97. Э.А. Управление фирмой. М.: АКАЛИС, 1996.
  98. , Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. Управление — это наука и искусство. — М.: Республика, 1992.
  99. Фатхутдинов: Р А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие.-М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997.
  100. Финансовый менеджмент. Под ред. В. С Золотарева / 2-е изд., перераб. и доп. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
  101. Финансовый менеджмент: Учебно-практическое руководство / Под. ред. Е. С. Стояновой.-М.: Перспектива, 1993.
  102. И. Как лечить российскую экономику? // ЭКО.- 2003.- № 5, с. 76.
  103. Д. Стратегия и планирование.- СПб.: Питер, 2001.
  104. П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991.
  105. В. Как делать бизнес в Европе. — М.- Прогресс, 1990.
  106. Р.Н. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ.-М., Дело, 1993.
  107. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. — М.: Междунар. отношения, 1993.
  108. А. Малое предпринимательство в России// Мир России.- 2001. -№ 4, с. 55.
  109. А.Ю. Малое предпринимательство в России. М., 2000.
  110. A.B. Стратегический менеджмент // Курс-конспект лекций для вузов, — Рига: Балтийский русский институт, 1994.
  111. ., Лавров К. Стратегическое управление научно-технологическим развитием: опыт США // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 2000, N° 2.
  112. Ф.И. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект. М.: Экономика, 1997.
  113. О. Современные тенденции- развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики. — 2001. № 4, с. 78.
  114. О., Шеховцев А. Основные тенденции развития малого предпринимательства в России в 1996—2000 гг..// Вестник рабочего центра экономических реформ. — 2001. № 110−111 (март-апрель).
  115. Г. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 2000, № 5.
  116. И. Общественная и политическая значимость социальной рыночной экономики // Политэконом, 1996, № 1.
  117. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России(спецкурс) // Российский экономический журнал. — 1997.- №№ 5−6-7.
  118. A.A. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 1997.
  119. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  120. Экономика / Под ред. А. Е. Булатова. М.: Бек, 1994.124: Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Швандара. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  121. Экономическая теория./ Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.- СПб.: Издательство Питер.129: Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. М.: «Проспект», 2000.
  122. К.Дж. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. -М.: НАЧАЛА-ПРЕСС, т. 1, вып. 2, 1993.
  123. Дж., Уилсон Й. Стратегический маркетинг- ситуации, примеры.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  124. А. Типы конкурентной стратегии: «биологический» подход кклассификации компаний // Мировая экономика и международные отношения.1990.-№ 10,с. 12.
  125. А.Ю. Конкуренция: теория и практика.- М.: Тандем, 1998.
  126. Ю.В. Тенденции структурных сдвигов в экономике //Экономист, 1996, № 12.
  127. Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы. М., 1996.
  128. В.М. Конструктивное предпринимательство. М., 1994.
  129. Entrepreneurship / John G. Burch. — New York: Wiley, cl986. xvii, 493 pp.: ill. — (Wiley series in management).
  130. Directory of state small business programs / prepared by Office of the’Chief Counsel for Advocacy, U.S. Small Business Administration. — Washington, D.C.: The Office.
  131. Free help from Uncle Sam to start your own business (or expand the one you have) / William Aland, Gustav Berle. — Rev. ed. Santa Maria, Calif.: Puma Pub. Co., cl989.~ 204 pp.: ill.
  132. Handbook of small business valuation formulas / by Glenn Desmond and John Marcello. — Los Angeles: Valuation Press, cl987. 139 pp.
  133. How to start, finance, and operate your own business / by James L. Silvester. — 1st ed. — Secaucus, N.J.: L. Stuart, с1984. 448 pp.: forms.
  134. How to organize and operate a small business / Clifford M. Baumback. — 8th ed. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, с 1988. — xiii, 578 pp.: ill.
  135. How to run a small business / J.K. Lasser Institute. —7th ed. —New York: McGraw-Hill, с1994. ~ xiii, 328 pp.
  136. A Handbook of small business finance / by Jack Zwick. — Washington, D.C.: U.S. Small Business Administration, Office of Business Development: For sale by the Supt. of Docs., U.S. G.P.O., 1987. iv, 57 pp. — (Small business management series)
  137. Buying your own small business / Brian R. Smith, Thomas L. West. — Lexington, Mass.: S. Greene Press — New York, N.Y.: distributed by Viking Penguin, 1985. — x, 118,28 pp., 2. folded leaves of plates.: ill.
  138. Handbook of successful franchising / Mark P. Friedlander, Jr., Gene Gumey. — 3rd ed. Blue Ridge Summit, PA: Liberty Hall Press, с1990. — viii, 520 pp.
  139. The Franchising handbook / Andrew J. Sherman, editor. — New York AMACOM, cl993. xvii, 510 pp.: ill.
  140. Directory of franchising organizations. — New York: Pilot Books. Annual, 2002.
  141. Franchise opportunities: a business of your own. — New York: Drake, 2003.
  142. Guide to European venture capital sources / Venture Economics. —1st ed.— Wellesley Hills, Mass.: Venture Economics, Inc., 2003
Заполнить форму текущей работой