Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие творческого компонента деятельности студентов педагогического профиля в процессе обучения скульптуре (лепка, пластическая анатомия, композиция)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической базой исследования являются, теория развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.) — теория личности как субъекта деятельности (Б.Г, Ананьев, В. А. Беликов, А. Ы. Леонтьев, С Л. Рубинштейн) — теория творчества (В.И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, Л. В. Баженов, Г. С. Батищев, В. А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития творческого компонента деятельности будущих скульпторов-педагогов в процессе профессиональной подготовки
    • 1. 1. Сущность, специфика, функции, структура творческой деятельности
    • 1. 2. Творческий компонент деятельности в обучении скульптуре, пластической анатомии и композиции — составная часть эстетического воспитания студентов
    • 1. 3. Педагогические условия развития творческого компонента деятельности будущих скульпторов-педагогов
      • 1. 4. Развитие творческого компонента деятельности студентов педагогического профиля в процессе обучения скульптуре
        • 1. 4. 1. Рисование, лепка, пластическая анатомия, композиция — основа единого процесса изучения скульптурной формы
        • 1. 4. 2. Создание художественных образов, поиск композиционных решений в скульптуре — основа творческой деятельности
        • 1. 4. 3. Изучение пластической анатомии как средство развития творческого компонента деятельности будущих скульпторов-педагогов
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Экспериментальное исследование процесса развития творческого компонента деятельности будущих скульпторов-педагогов в процессе профессиональной подготовки
    • 2. 1. Цель, задачи и этапы экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация комплекса педагогических условий развития творческого компонента деятельности будущих скульпторов-педагогов
    • 2. 3. Анализ и результаты экспериментального исследования
  • Выводы по второй главе 1
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Развитие творческого компонента деятельности студентов педагогического профиля в процессе обучения скульптуре (лепка, пластическая анатомия, композиция) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из ведущих задач в подготовке будущего скульптора-педагога является развитие его творческой деятельности.

Актуальность исследования. Одной из ведущих задач в профессиональной подготовке специалиста педагогического профиля является развитие творческой деятельности студентов в процессе обучения скульптуре, которое играет большую воспитательную и созидательную роль, развивает профессиональные способности, служит источником вдохновения многих людей, служит средством их идейно-нравственного воспитания.

Преобразования в социально-политической жизни общества привели к изменениям в сфере образования — к усложнению и усилению творческого начала в профессиональной подготовке педагога. Актуальными стали новые требования к специалисту, скульптору-педагогу: профессионализм, высокий общекультурный уровень развития, индивидуальность личности, способность к творческой деятельности.

Современное постидустриальное общество продуцирует социальный заказ на скульптора-педагога, способного передавать знания не только специфики ваяния в различных материалах (что предполагает комплексный характер специальной подготовки), но и — владения навыками широко профильной творческой деятельности, опирающейся на знания как области скульптуры так и — педагогической и выставочной деятельности. Скульптор-педагог должен успешно творить и передавать накопленный опыт творческой деятельности учащимся в различных системах образования.

В настоящее время наблюдается переломный момент когда решается вопрос сохранится ли скульптура как редкий вид искусства в руках немногочисленных профессионалов, или начнется повсеместное развитие этой области искусства, с опорой на широкопрфильную деятельность скульпторов-педагогов не только в художественных вузах, средних специальных учебных учреждениях, но и в школах, в системе дополнительного образования, где в полной мере возможно сохранение традиций искусства, преемственности в передаче культурного наследия нашего общества.

Необходимо расширить круг обучающихся скульптуре на всех уровнях образования. Даже те учащиеся, студенты, студенты, которые не соприкасались с этим видом пластического искусства должны иметь возможность на своем личном опыте познать процесс творчества в скульптуре как один из способов самопознания и саморазвития творческой личности. А в подростковом возрасте творческая деятельность в области скульптуры — это еще один путь развития художественно-творческих способностей, один из способов самовыражении, приобщения к мировой художественной культуре, что способствует повышению общего культурного уровня развития молодежи. Важно отметить то, что культурно-образовательный потенциал скульптуры в подготовке специалистов педагогического профиля (как части высшего образования), в большей мере становится личностно и профессионально значимым для субъектов образовательного процесса, что приобретает существенное значение для студентов, не имеющих предварительной специальной художественной подготовки.

В практическом плане решение проблемы развития творческого компонента деятельности будущих скульпторов-педагогов предполагает разработку и научно-теоретическое обоснование современной методической системы в вузах педагогического профиля средствами изучения таких дисциплин как лепка, рисунок,' пластическая анатомия, композиция, отвечающих всем требованиям модернизации высшего профессионального образования.

Для подготовки скульптора-педагога очень важно освоение теоретических и практических вопросов применительно к творческой деятельности в скульптуре, наряду с приобретением ими высокого профессионального мастерства. В свете всего сказанного подготовка учителей по скульптуре в вузах педагогического профиля имеет свои особенные трудности, преодоление которых необходимо для подготовки полноценных специалистов способных к творческой деятельности.

Исследование проблемы творческой деятельности и художественного творчества в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, PLC. Гройсмана, А. Я. Зися, А. Н. Лука, М. Г. Ярошевского и других показывает, что уровень развития творческой деятельности в значительной мере влияет на формирование личностных и профессионально-педагогических качеств студентов вуза.

Проблема развития творческой деятельности в составе эстетического воспитания отражена в работах И. А. Джидарьяна, И. Ф. Лукьянов Б.Г., Исаева, В.А. Кан-Калика, М. С. Кагана, Б. Т. Лихачева, A.A. Мелик-Пашаева, Б. П. Юсова и других, а также зарубежных исследователей О. Гунтера, Д. Дьюи, Я. Кодаи, В. Лоуэнфельда, К. Орфа, П. Хиндемита и других ученых. Развитие творческих способностей, педагогического мастерства, творческого потенциала средствами творческой деятельности рассматривались Т. И. Артемьевой, Э. А. Голубевой, А. Г. Ковалевым, Н.С.

Лейтесом, В. Н. Мясищевым, К. К. Платоновым, Н. В. Рождественской, Б. М. Тепловым и другими.

Вопросы теории и методики художественно-графического образования в преподавании спецдисциплин изобразительного искусства нашло широкое отражение в исследованиях H.H. Ростовцева, B.C. Кузина, Е. В. Шорохова, В. К. Лебедко, С. Е. Игнатьева, Г. В. Беды, С. П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н. К. Шабанова, A.C. Хворостова и др. Графическая подготовка рассматривалась в работах A.A. Алферова, А. Д. Ботвинникова, Ю. Ф. Катхановой, Е. П. Михеевой, В. А. Гервера, Д. Г. Крылова, С. А. Смирнова и др.- художественно-творческая деятельность — в работах A.C. Хворостова и др.

Большое значение для обучения студентов скульптуре и развития их творческого потенциала имеют идеи художников, скульпторов и их современников, сохранившиеся в трактах, воспоминаниях, учебных пособиях Л. Б. Альберти, Дж. Вазари, А. Дюрера, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ченнино Ченнини и др.

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью разрешения возникших в теории и практике вузовского образования противоречий: между необходимостью развития творческого компонента деятельности будущих скульпторов-педагогов, несущих художественную культуру, не только как продукт узкоспециальной профессиональной подготовки, но и как составную часть эстетического воспитания личности и нарастающей тенденцией вытеснения художественно-творческих потребностей на последнее место в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания;

— между признанием эффективности использования профессиональной творческой деятельности на самореализацию личности будущего учителя по скульптуре и графики и отсутствием педагогических условий организации данной деятельности в вуземежду необходимостью развития творческого компонента деятельности студентов в процессе обучения скульптуре педагогического профиля и отсутствием теоретико-методических основ, конкретизирующих способы системной организации данного процесса в структуре профессиональной подготовки студентов.

Сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования: разработка научно-методических подходов, обеспечивающих эффективное развитие профессиональной творческой деятельности будущих скульпторов-педагогов.

Новым подходом к рассмотрению проблемы развития творческого компонента деятельности студентов скульпторов-педагогов, отраженным в нашем исследовании, является то, что решается она в процессе профессиональной подготовки на художественно-технологическом факультете Московского государственного университета сервиса (МГУС) и Гуманитарно-прикладном институте Московского энергетического института (МЭИ) по специализации «Образовательный сервис».

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Развитие творческой деятельности студентов педагогического профиля в процессе обучения скульптуре (лепка, пластическая анатомия и композиция)».

Объект исследования: развитие творческого компонента деятельности студентов вузов педагогического профиля в процессе обучения скульптуре.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческого компонента деятельности студентов студентов вузов педагогического профиля в процессе обучения скульптуре (лепка, пластическая анатомия и композиция).

Гипотеза исследования опирается на предположение о том, что процесс развития творческого компонента деятельности в процессе обучения студентов скульптуре будет эффективным при реализации следующего комплекса педагогических условий:

— актуализация потребностей студентов в творческой деятельности, по скульптуре, пластической анатомии и композиции, ориентация студентов на самореализацию;

— диагностический подход к определению способностей студентовреализация индивидуальных способностей студентов в творческом компоненте деятельности по скульптуре, пластической анатомии и композиции, развитие профессионально значимых качеств будущих скульпторов-педагоговреализация технологических знаний и умений в продуктах творческой деятельности.

— формирование опыта профессиональной творческой деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой мы определяем следующие задачи:

1. Выполнить анализ состояния проблемы развития творческого компонента деятельности студентов вузов педагогического профиля в теоретических источниках и существующей практике высшей школы.

2. Выявить и обосновать комплекс принципов и комплекс педагогических условий, реализация которых обеспечит эффективность развития творческого компонента деятельности будущих скульпторов-педагогов.

3. Разработать методику развития творческого компонента деятельности студентов по скульптуре в вузах педагогического профиля.

4. Экспериментально проверить эффективность комплекса педагогических условий развития творческого компонента деятельности будущих скульпторов-педагогов.

Методологической базой исследования являются, теория развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.) — теория личности как субъекта деятельности (Б.Г, Ананьев, В. А. Беликов, А. Ы. Леонтьев, С Л. Рубинштейн) — теория творчества (В.И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, Л. В. Баженов, Г. С. Батищев, В. А. Крутецкий, Я. А. Пономарев, В. А. Тихонович, Г. Уоллес, и др.), теория педагогического творчества (В.И. Загвязинский, И. Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.) — теория художественного творчества (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Б. П. Юсов и др.) — теории и методики художественно-графического образования (H.H. Ростовцева, B.C. Кузина, Е. В. Шорохова, В. К. Лебедко, Л. В. Алексеевой, Н. С. Боголюбова, Л. М. Писаревского, Л. В. Алексеевой, И. М. Черкасова, P.P. Иодко, С. Е. Игнатьева, Г. В. Беды, С. П. Ломова, Н. К. Шабанова, A.C. Хворостова и др.) — концепция развития творческого потенциала личности (П.Ф. Кравук, Т. А. Ратт, Т. И. Шамова, Т. Я. Шпикалова, Г. Д. Хорошавина и др.);

При решении поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретический анализ, прямое и косвенное наблюдение, анкетирование студентов и преподавателей, анализ учебно-воспитательного процесса, изучение продуктов творческой деятельности студентов по скульптуре, педагогический эксперимент.

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась с 1998 по 2006 г.г. на художественно-технологическом факультете Московского государственного университета сервиса (МГУС) и Гуманитарно-прикладном институте Московского энергетического института (МЭИ) по специализации «Образовательный сервис» и на факультете архитектуры Государственного университета по землеустройству (ГУЗ), в лицее № 1549 г. Москвы. Всего экспериментом на констатирующем и формирующем этапах охвачено 289 студентов 2−5 курсов, 48 учащихся лицея.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом, поисково-теоретическом, этапе (1998;1999 гг.) проводился анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике творческой деятельности студентов вуза по скульптуреизучалась психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме. Это позволило сформулировать тему, цель, гипотезу исследования, конкретизировать задачи и наметить пути их решенияразработать и теоретически обосновать педагогические условия развития творческого компонента деятельности студентов педагогического профиля.

На втором, поисково-эмпирическом этапе (1999;2001 гг.) проводилась экспериментальная работа (констатирующий и обучающий этапы педагогического эксперимента) на основе теоретически обоснованного и разрабо-тайного содержания творческого компонента деятельности студентов по скульптуре. В процессе этой работы анализировались полученные результаты, учитывались критерии эффективности разработанной методики развития творческого компонента деятельности студентов педагогического профиля.

На третьем, заключительном этапе (2001;2006гг.) продолжался обучающий этап эксперимента. Была осуществлена систематизация результатов экспериментальной работы, их обобщение и осмысление, описание и оформление работы. Полученные в ходе экспериментальной работы данные подвергались качественному и количественному анализу с привлечением методов математической статистики.

Научная новизна исследования:

1. Выявлена сущность, определена структура и логика процесса творческой деятельности будущих скульпторов-педагогов.

2. Обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, значительно повышающих эффективность развития творческого компонента деятельности будущих скульпторов-педагогов. К ним мы относим: актуализацию потребности студентов в творческой деятельности по скульптуре, пластической анатомии и композицииориентацию студентов на личностную самореализациюдиагностический подход к определению способностей студентовреализацию способностей студентов в творческом компоненте деятельности по скульптуре и развитие профессиональных и личностно значимых качеств личности будущего скульптора-педагогаформирование и накопление опыта творческой деятельности и реализации технологических и творческих знаний и умений в продуктах творческой деятельности.

3. Разработана методика формирования творческого компонента деятельности в процессе решения учебно-творческих заданий и задач по лепке, пластической анатомии, композиции как средство освоения приемов преобразовательной деятельности, формирования и накопления опыта творческой деятельности, развития творческого потенциала студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении ведущих теоретических подходов к эффективному развитию творческой деятельности студентов, уточнении понятия «целостная творческая деятельность по скульптуре», в разработке методики формирования творческого компонента деятельности студентов на основе постановки и решения комплекса учебно-творческих заданий и задач по лепке, пластической анатомии, композициив рассмотрении процесса развития творческого компонента деятельности по скульптуре с учетом необходимости оптимального сочетания овладения приемами творчества и способами практической деятельности (технологиями) в процессе создания скульптуры.

Практическое значение исследования,.

Разработанный комплекс педагогических условий и его реализация позволяют повысить эффективность развития творческого компонента деятельности студентов вузов, имеющих педагогический профиль. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов для повышения эффективности процесса развития я творческого компонента деятельности и самоорганизации данной деятельности будущих скульпторов-педагогов, реализующих себя в педагогической и творческой деятельности по программам дополнительного начального профессионального образования.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования были обеспечены: анализом психолого-педагогической и специальной литературы по обозначенной проблемепредставленной базой источников, использованием комплексной методики, соответствующей целям и задачам исследованиявоспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом, подтверждением гипотезы исследования.

На защиту выносятся:

1. Процесс развития творческого компонента деятельности будущих скульпторов-педагогов и накопления опыта этой деятельности в профессиональной подготовке, опирающийся на комплекс педагогических условий.

2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность развития творческого компонента деятельности студентов в области скульптуры:

— актуализация потребностей студентов в творческом компоненте деятельности по лепке, пластической анатомии и композиции, ориентация студентов на самореализацию;

— диагностический подход к определению способностей студентовреализация индивидуальных способностей студентов в конкретных видах творческого компонента деятельности по' скульптуре, пластической анатомии и композиции, развитие профессионально значимых качеств будущих скульпторов-педагогов;

— формирование опыта профессионального творческого компонента деятельности, реализация технологических знаний и умений в продуктах творческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в образовательном процессе на архитектурном факультете Московского государственного университета землеустройства (МГУЗ), на художественно-технологическом факультете Московского государственного университета сервиса (МГУС) и Гуманитарно-прикладном институте Московского энергетического института (МЭИ), в лицее № 1549 г. Москвы. Основные положения и выводы по результатам исследования были доложены и обсуждены на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы, заседаниях кафедр и научно-методических семинарах названных вузов (2001 — 2006 г.г.).

Материалы исследования внедрены в практику лекционных и лабораторных занятий вузов: Московского государственного университета землеустройства (МГУЗ), Московского государственного университета сервиса (МГУС) и Гуманитарно-прикладном институте Московского энергетического института (МЭИ) в виде учебных программ, учебно-методических пособий.

5.Результаты исследования в форме опроса студентов и преподавателей показали, вузы, имеющие педагогический профиль, располагают необходимыми возможностями, обеспечивающими формирование целостной творческой деятельности студентов, будущих скульпторов-педагогов в профессионально ориентированном видах в единстве мотивационного, операционного и личностного компонентов данной деятельности.

Анализируя полученные данные констатирующего этапа обучающего эксперимента, мы определили низкий уровень развития творческой деятельности студентов. Это вызвало необходимость разработки и внедрения модели формирования творческого компонента деятельности студентов по лепке, пластической анатомии, композиции на художественно-технологическом факультете Московского государственного университета сервиса (МГУС) и Гуманитарно-прикладном институте Московского энергетического института (МЭИ) по специализации «Образовательный сервис» и на факультете архитектуры Государственного университета по землеустройству (ГУЗ), в лицее № 1549 г. Москвы на основе реализации выделенного нами комплекса педагогических условий, адекватного поставленным целям.

6. Формирующий эксперимент подтвердил, что процесс развития творческого компонента деятельности студентов по скульптуре протекает более успешно в рамках уровневой системы. Рассматриваемая творческая деятельность студентов включает в себя мотивационный (мотивация), операциональный (практические действия, действия контроля) и личностный компоненты (целеполагание и действия оценки), и формируется на продуктивном (высоком), интерпретирующем (среднем) и репродуктивном (низком) уровнях.

7. В качестве основных показателей, характеризующих уровень развития творческого компонента деятельности студентов по скульптуре, нами выделены следующие: мотивация творческой деятельности, целеполагание, практические действия: а) применение рациональных технологических знаний и умений ручной вышивки в процессе выполнения заданий по проектирования и изготовлению изделийб) реализация приемов преобразовательной деятельности в процессе решения художест венных задач на разных уровнях в зависимости от накопленного опыта по лепке, пластической анатомии, композиции.

8.Критериями эффективности модели формирования творческого компонента деятельности студентов по лепке, пластической анатомии, композиции на художественно-технологическом факультете Московского государственного университета сервиса (МГУС) и Гуманитарно-прикладном институте Московского энергетического института (МЭИ) по специализации «Образовательный сервис» и на факультете архитектуры Государственного университета по землеустройству (ГУЗ), в лицее № 1549 г. Москвы являются отличительные признаки, по которым можно судить о ее достаточно высоком уровне функционирования и качественном развитии. Целью и результатом процесса формирования творческой деятельности студентов является личностное и профессиональное совершенствование студен та в системе образовательного процесса вуза, имеющего педагогический профиль. Основным критерием эффективности развития творческой деятельности студентов по скульптуре является продвижение от репродуктивного (низкого) уровня к интерпретирующему (среднему) и к продуктивному (высокому) уровням в процессе профессиональной подготовки скульптора-педагога и создания продуктов творчества.

9. Методика развития творческой деятельности по скульптуре, обучение решению художественных задач по созданию скульптуры в процессе подготовки будущих скульпторов-педагогов предполагает понимание студентами высокой значимости мировой художественной культуры, овладение специальными знаниями и умениями выполнения различных творческих работ, умениями организации осуществления процесса воплощения в материале художественного замысла. Изучение процесса создания скульптурных произведений происходит наиболее эффективно при полноценном развитии всех компонентов творческой деятельности студентов (мотивационном, операционном, личностном), что способствует формированию приемов преобразовательной практической деятельности, успешному развитию творческих способностей и эстетической культуры студентов. Усвоение практических действий предполагает: применение специальных технологических знаний и умений в процессе выполнения учебно-творческих заданий и задач по созданию скульптурыреализацию приемов преобразовательной деятельности в процессе решения художественных задач на разных уровнях в зависимости от накопленного опыта выполнения художественных работ.

10. Экспериментальное исследование позволило убедиться в действенности комплекса педагогических условий, адекватных поставленным целям, их оптимальности и достаточности для обеспечения эффективного формирования творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов, а также — развития профессионально важных качеств личности будущих скульпторов-педагогов в соответствии с требованиями современной школы.

11. В исследовании нами определен комплекс педагогических условий, способствующих эффективному развитию творческого компонента деятельности в процессе обучения студентов скульптуре, в него включены:

— актуализация потребностей студентов в творческой деятельности, по скульптуре, пластической анатомии и композиции, ориентация студентов на самореализацию;

— диагностический подход к определению способностей студентовреализация индивидуальных способностей студентов в конкретных видах творческой деятельности по скульптуре, пластической анатомии и композиции, развитие профессионально значимых качеств будущих скульпторов-педагогов;

— реализация технологических знаний и умений в продуктах творческой деятельности.

— развитие и накопление опыта творческого компонента деятельности, средствами решения учебно-творческих задач, реализация технологических и творческих знаний и умений в продуктах творческой деятельности.

Заключение

.

Подводя итоги нашего исследования можно отметить, что цель, поставленная в начале работы, достигнута. Результаты исследования позволили сформулировать следующие общие выводы.

1. Изучение современного состояния проблемы показало, что имеются возможности высшей школы эффективно решать вопросы творческого развития будущих скульпторов-педагогов на занятиях по скульптуре, организуя работу по следующим направлениям: обогащение знаний студентов в процессе обучения скульптуре, пластической анатомии (в частности блочному изображению мышц) и композиции;

— повышение интереса студентов к лепке, пластической анатомии и композиции;

— приобщение студентов к участию в выставочной, экскурсионной и исследовательской деятельности.

2. Способствовать профессиональному и личностному совершенствованию студентов педагогического профиля может только такая творческая деятельность по скульптуре, пластической анатомии и композиции, которая носит целостный характер, направленный на формирование их эстетической культуры. Целостность творческого компонента деятельности в процессе обучения скульптуре составляет рассмотрение ее основных структурных компонентов в их единстве и взаимосвязи: мотивы — цели — практические действия — действия контроля и оценки. Если студент осознанно и самостоятельно проходит все этапы овладения творческой деятельностью в их последовательности, значит, выполняемая творческая деятельность целостна.

3. В процессе педагогической диагностики были выявлены три уровня развития творческого компонента деятельности студентов скульптуре, пластической анатомии и композиции: — репродуктивный, интерпретирующий, продуктивный. Результаты диагностики исходного состояния развития творческого компонента деятельности студентов подтвердили низкий уровень ее освоения, который проявляется в отсутствии осознанных мотивов, близких по содержанию творческой деятельности, не сформированностыо целеполагания, отсутствием четкой отработанностью специфических приемов практических действий, произвольностью и стихийностью действий контроля и оценки полученных результатов творческого компонента деятельности. Одна из причин такого положения состоит в отсутствии специально организованной и целенаправленной последовательной работы по развитию творческой деятельности студентов скульптуре, пластической анатомии (в частности, блочному изображению мышц) и композиции в рамках учебного плана.

4. Построение методики развития творческого компонента деятельности по скульптуре, пластической анатомии и композиции студентами должно опираться на:

— сохранение художественно-культурных ценностей мировой культуры в целом;

— ориентацию: на запросы личности студентаего художественное и культурное развитиена самореализацию в творчестве;

— стимулирование и поддержку студентов в изучении скульптуры с курсами рисования, композиции и пластической анатомии с опорой на исторические достижения изобразительного искусства и современные методики изучения, изображения фигуры человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М: Педагогика, 1991. — 141с.
  2. Г. В. Интегративно-компонентный подход к процессу подготовки будущих учителей к творчеству. Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991. — 96с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности// Психологический журнал. 1995. — Т.6. — N5. — С.3−19.
  4. O.A. Натура и рисование по представлению.- М.: Изобразительное искусство, 1985, 149с.
  5. Г. С. Творчество как наука. М.: Советское радио, 1979. -114с.
  6. .Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки. Л.: ЛГУ, 1962. — Вып.4. — 218с.
  7. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Йзд-во Казанского ун-та, 1988. — 236с.
  8. И.П. Основы педагогического мастерства. — М.: 1999. 1.65 с.
  9. Л.Н. Теория и практика профессиональной1 подготовки учителя технологии в педагогических вузах,— М.: Mili У, 2000.-180 с.
  10. Ю.Анохин П. К. О творческом процессе с точки зрения физиологии.// Художественное творчество. Л.: Наука- 1983. С. 259 -262.
  11. П.Антонов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения.— М.: Искусство, 1976.—288 с.
  12. М.В. Композиция и живопись.-М.: Искусство. 1940.- 132с.
  13. З.Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системе// Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -С.З- 5.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж, 1996. 123 с.
  15. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс- 1974.-392с.
  16. Артемьева Т. И, Методологический аспект проблемы способностей. М- 1977. — 183с.
  17. СИ. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Просвещение- 1980. — 198с.
  18. СИ. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа- 1980. — 368с.
  19. П.Р. Вопросы совершенствования логики дидактических исследований. //Советская педагогика, № 8, 1978, С.44−52.
  20. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание- 1978.-48с.
  21. Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание- 1985.-64с.
  22. JI.A. Полное руководство по рисованию фигуры человека. — МН.: ООО «ПОПУРИ», 2002 160с.
  23. А. С. Как создается скульптура: Несколько слов о ремесле скульптора.— М.: Искусство, 1965.—48 с.
  24. В.И. Рисование и лепка как средство художественного воспитания. Спб., 1910. — 93с.
  25. H.A. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). М.: Искусство- 1994, Т. 1. — 356с.
  26. Е. Скульптура (Беседа из цикла «Как надо понимать искусство»). М.: Творчество, 1960, № 6 — 35с.
  27. Д.Д., Егоров Б. Ф. и др., Психология процессов художественного творчества. JL: Наука- 1980. — 285с.
  28. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. -399с.30.Искусство- 1981.-331с.
  29. . Вершавский А. Века скульптуры. Памятники. М.: Советский художник, 1962. 93с.
  30. JT. М. Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры.- J1.-M., 1949. 46с.
  31. A.B. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -191с.
  32. В.В. Русская средневековая эстетика XI XVII века. — М.: Мысль- 1992.- 637с.
  33. С.С. Скульптор В.Е.Цигаль.- JL: Художник РСФСР, 1963. -67с.
  34. СП. Теория отражения в художественном творчестве. М.: Прогресс- 1970.-496с.
  35. В.А. Лепка из глины. «Юный художник» Ежегодник.- Л.: «Искусство», 1961, с.60−61.
  36. ЗБ.Вергасов В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища школа- 1985. -175с.
  37. И.И. Краткое историческое обозрение скульптуры и живописи с полным влиянием анатомии в сих свободных художествах.- Спб., 1803.
  38. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1991. -279с.
  39. Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов. Вопросы методики преподавания композиции.— Л.: Академия художеств СССР. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1972, вып. 3.—130 с.
  40. А. А. Из моей рабочей практики.— М.: Академия художеств СССР, 1961.—176 с. 1
  41. А. А. Учитесь рисовать.— М.: Академия художеств СССР. 1961.—223 с.
  42. Джованни Чиварди «Художественный образ в анатомическом рисовании». ЭкСМО ПРЕСС 2002 г. М.- 1951. -128с.
  43. П.Я. Психология мышления и изучения о поэтапномформировании умственных действий// Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1960. — С.475 С.236−277.
  44. Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. — Т.З. — 621с.
  45. М.М. Основы восстановления лица по черепу.— М.: Советская наука, 1949.—188 с.
  46. Г. Наука и творчество. М.:Прогресс- 1979. — 365с.
  47. Г. Пластическая анатомия т. 1,11. Строение тела, формы тела в покое и движении. Бухарест: Меридиане, 1963, — 120с.
  48. A.C. Несколько слов о ремесле скульптора. М.: Советский художник, 1960.51 .Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. -432с.
  49. А.Г. Образная сфера личности// Психологический журнал. -1987.-T.8.-N3.-C.33−42.
  50. Е.Г. Природа художественного таланта// Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Прогресс, 1980. -405с.
  51. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544с.
  52. В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя. Диссер. кандидата педагогических наук. М.- 1993. — 230с.
  53. H.A. Формирование обобщенных умений по решению некоторых классов творческих задач. Автореферат дисс. К.п.н. М. 1979.- 18 с.
  54. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272с.
  55. В.Н. Психология общих способностей. СПб. Итер Ком, 1999.-386с.
  56. А.Г. Проблемы эстетики. -М.- 1974. 463с.
  57. Е.Е. Основы понимания скульптуры. М.: Искусство, 1964.
  58. М. Ф. Анатомия человека.— М.: Физкультура и спорт. 1965, т. 1.—520 с.
  59. И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва- Белгород, 1993.-219с.
  60. Искусствознание и психология художественного творчества /Отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1988. — 352с.
  61. Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Я.А. Пона-марева.-М.: Наука, 1983.-335с.
  62. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416с.
  63. М.С. Эстетика как философская наука. СПб., Петрополис, 1997.-467с.
  64. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1980.-142с.
  65. С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению.— М.: Изобразительное искусство, 1981.—216 с.
  66. В. С. Академия художеств СССР.— JL: Аврора, 1982,—438 с.
  67. Г. Технология скульптуры. -М.- Просвещение, 1936, 87с.
  68. Н.И. Эстетическая творческая способность: сущность и структура// Марксистско-ленинская эстетика и художественноетворчество. -М., 1980.-405с.
  69. А.Г. Психология личности. М.:Просвещение- 1970. — 391с.
  70. Я. А. Дидактические принципы.— М.: Учпедгиз, 1940.—90 с.
  71. В. Юматов В. Язык изобразительного искусства. М., Знание. 1978.
  72. Э.Г. Развитие диалектики в искусстве и философии прекрасного// Вопросы философии. 1985. — N10. — С. 104−112.
  73. И.В. Скульптура. М.: Профиздат, 1960, 114с.
  74. В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968. 386с.
  75. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975 -304 с.
  76. B.C. Психология. /Под ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа- 1982. — 256с.
  77. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1980.
  78. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. 1984. — N1. — С.20−26.
  79. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. -76с.
  80. Кузьмин Н.А. Ю. Варианты решения рекламного плаката для студентов 4 курса специальности «Дизайн костюма».// Сборник научных трудов научно-практической конференции преподавателей творческих ВУЗов России. М.: МВХПУ им. гр. Строганова, 2001. С. 42 — 61.
  81. Кузьмин Н.А. Ю. Рабочая программа по рисунку для студентов 1-П курса специальности «Графический дизайн» МГСУ, 2002. 20с.
  82. Кузьмин Н.А. Ю. Рабочая программа по пластической анатомии для студентов 2 курса спец. «Графический дизайн». М.: РГСУ, 2003. — 16 с.
  83. Кузьмин Н.А. Ю. Рабочая программа по пластической анатомии для студентов 2 курса спец. «Графический дизайн». М.:РГСУ, 2003. — 16 с.
  84. Кузьмин Н.А. Ю. Методические указания для самостоятельной работы студентов 3−5 курсов по графике спец. «Графический дизайн» — М. гРГСУ, 2003 г.-20с.
  85. Кузьмин Н.А. Ю. Рабочая программа для проведения учебной практике по «спецрисунку» для студентов 3−4 курсов спец. «Дизайн костюма». — М.:Гуманитарно-экологический институт, 2004. 10с.
  86. Кузьмин Н.А. Ю. Рабочая программа по рисунку и графике для студентов 1−5 курса спец. «Дизайн костюма». — М.: Гуманитарно-экологический институт, 2004. — 16с.
  87. Кузьмин Н.А. Ю. Методика работы над планшетным рядом в дипломном проектировании студентов спец. «Дизайн костюма». //Международный форум Дизайна. Сборник научных трудов-Харьков: Харьковская Государственная Академия Дизайна, 2005. С. 8692.
  88. Кузьмин Н.А. Ю. Графические переработки фигуры с применением различных техник цветной графики. // Научно-практическая конференция преподавателей Гуманитарно-экологического института. Сборник научных трудов. М: ГЭИ, 2005. С. 37 — 51.
  89. Кузьмин Н.А. Ю. Методические рекомендации по рисунку для самостоятельной работы абитуриентов спец. «Архитектура». —М.:ГУЗ, 2006.-33с.
  90. Кузьмин Н.А. Ю. Методические пособия по пластической анатомии для самостоятельной работы студентов спец. «Дизайн» на 2−5 курсе.- М.: МЭИ Гуманитарно-прикладной институт, 2006.- 32с.
  91. Ю.Н. Эвристический поиск его операционные и эмоциональные компоненты. //Вопросы психологии., 1973, № 1, С. 48−57
  92. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334с.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.
  94. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Политиздат, 1959. -75с.
  95. Э. Лепка. Москва 1963г
  96. И.Я. Постановка задачи в обучении как средство развития творческих способностей. М.: Наука, 1969. — 203с.
  97. И.Я. Проблемное обучение. «Знание». Новое в жизни, науке, технике. Сетия «Педагогика и психология» № 7, 1974. 64 с.
  98. Леонардо да Винчи. Избранное.— М.: Гослитиздат, 1952.— 260 с.
  99. Г. К. Дорогой поиска.— Л.— М.: Искусство, 1965.— 170 с.
  100. А. Природа художественного творчества. М.: Искусство- 1981.-479с.
  101. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.:1. Прометей, 1985.-117с.
  102. А.Н. Б.Г. Ананьев о психологии искусства// Психологический журнал. 1981. -Т2. — N4. -С. 137−141.
  103. .Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика- 1991. -259с.
  104. Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов пединститутов. Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. -М., 1970.-16с.
  105. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство- 1976. — 336с.
  106. Лук А. Н. Мышление и творчество. -М. Политиздат- 1976. 144с
  107. Лук А. Н. Психология Творчества. -М.: Наука- 1978. 127с.
  108. О. А. П. П. Чистяков.— М.: Государственная Третьяковская галерея, 1950.—80 с.
  109. А. Мотивация и личность. Нью-Йорк: Гарпрант Раут, 1970. -296с.
  110. А.М. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С.29−34.
  111. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в 7-ми т.— М.: Искусство, 1965—1970
  112. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  113. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание- 1981. — 96с
  114. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству.// Вопросы психологии. 1998. — N1. — С.76−82.
  115. Н.С. Основы пластической анатомии. — М.: Искусство, 1958, 132с.
  116. Н.С. Пропорции человеческого тела по Микелнджело. «Архив анатомии, гистологии и эмбрионологии» т.50, вып.1. — М.:1. Искусство, 1966, 154с.
  117. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание УССР- 1978.-47с.
  118. В.Н. Проблемы потребностей в системе психологии. / Уч. Изаписки ЛГУ- Вып. 2. 1957. С. 73−94
  119. Ньюэлл А, Шоу Дж. С, Саймон Г. А. Процессы творческого мышления. М.: Прогресс, 1965, — 118с.
  120. Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. М.: Советский художник, 1965, с. 36−42
  121. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1969. — Т.4.-С.215−219.
  122. К.К. Иерархия подструктур как уровней личности: Проблема !' ' способностей. М., 1972. — 78с.1. V ' с >
  123. К.К. Система психологии и теория отражения. М: Наука, 1982.- 309с.
  124. Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика- 1976. -280с.
  125. Психология, Словарь. /Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2е изд. испр. и доп. М.: Политиздат. 1990. -494с.
  126. Психологические исследования творческой деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука- 1975. — 252с.
  127. Психология процессов художественного творчества./Под. Ред. Б.С.
  128. , H.A. Хренова.-М.: Наука- 284с.
  129. Психология. Словарь. / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского 2 изд. испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494с. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. -М.: Политиздат, 1967.-272с.
  130. Г. M., Павлова H. «Пластическая анатомия». Ленинград 1967.-241с.
  131. М. Ц. Изображение человека на основах пластической анатомии. Искусство 1965. — 215с.
  132. М. Ц. Изображение человека на основах пластической анатомии.— М.: Искусство, 1965.—82 с.
  133. Я. Э. Рисование с натуры.—Л.: Художник РСФСР, 1978.—130 с.
  134. В. И. Искусство видеть.— М.: Знание, 1973.—128 с.
  135. Ф. Введение в перспективу.—М.— Л.: Изогиз, 1933.— 48 с.
  136. А. И. Память.— М.: Знание, 1970.—64 с.
  137. Российская педагогическая энциклопедия. /Под ред. В. В, Давыдова. В 2 т., т.2. М- 1999. — 672с.
  138. H. Н. История методов обучения рисованию. — М.: Просвещение, 1981.— 192с.
  139. А.А. Художественная культура как фактор формирования индивидуальности: Автореф. дисс.. канд. культурологии. СПб., 2000. -23с.
  140. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз- 1946. С. 441−685.
  141. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-276с.
  142. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  143. П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства// Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — N11. — С.3−24.
  144. . М.Н. Проблемы современной дидактики. М.- 1980.-96с.
  145. В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Академия, 1995. -496с.
  146. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность." М.: Изд-во Магистр, 1997. 223с.
  147. Советский энциклопедический словарь./Под ред. A.M. Прохорова. 4е изд. — М.: Советская энциклопедия- 1986. — 1599с.
  148. Е.Т. Перспективные методы исследования личности. -М.: Изд-во МГУ- 1980. 173с.
  149. А.К. В творческой силе человеческого разума. Посвяще ние в кн. Г. Гержинова. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. — 337с
  150. JI.H. Жизнь. Творчество. Человек. М: Политиздат- 1989. — 93с.
  151. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.-192с.
  152. Н.В. Воспитание творческого отношения к усвоению профессиональных знаний у студентов педвуза: Дисс.. кан. пед. наук. -Курган, 1996.-15 8с.
  153. Н.Ф. Психологические основы управления усвоением знаний. М.: МГУ, 1975. — 232 с.
  154. А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства.— М.: Просвещение, 1981.— 176 с.
  155. А. Е. Изображение человека в движении.— Художник, 1975, № 6, с.
  156. .М. Способности и одаренность. М., 1985. — Т.1. — 329с.
  157. О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 280с.
  158. Творческая направленность деятельности педагога/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. Г. Сухобской. Л.: ЛГУ, 1988. — 121с.
  159. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451с.
  160. П.И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа- 1992. — 159с.
  161. . Н. Анатомический атлас. Москва 1963. — 98с.
  162. Уолтрид «Фигура. Методика рисования и построения». Минск 2000.- 90с.
  163. . «Рисование динамичных рук для художников». ACT Москва 2001.-132с.
  164. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т./ Сост. С. Ф. Егоров. М.-.Педагогика, 1990. — Т.6. — 528с.
  165. Философский словарь// Под ред. И. Г. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986.-590с.
  166. П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.'Прогресс- 1993.- 164ср.
  167. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М.: Наука- 1982. — 142с.
  168. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука- 1986. — 126с.
  169. A.C. Единство трудового и эстетического воспитания в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. Дисс на соискание уч. степени кандидата педагогических наук.-Орел, 1982.-572с.
  170. A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе.-М.: Просвещение, 1988. 176с.
  171. С. А. Заметки художника.— М.: Молодая гвардия, 1976.—192 с.
  172. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во корпорации «Логос», 1994.-320с.
  173. Т.И. Проблемность стимул познавательной активности. //Народное образование, № 3, 1966, с 32−34.
  174. Д.Б. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -234с.
  175. П.К. Теория творчества. -М.: Образование, 1910. -205с.
  176. Энтони Радер Полное руководство по рисованию. — Минск: Попурри, 2002, — 160с.
  177. Эстетическое воспитание студентов. / Под ред. Овсянникова. М.: Высшая школа- 1980. -248с.
  178. В. А. О художнике, о творчестве, о книге.— М.: Молодая гвардия, 1966.—128 с.
  179. В. А. О рисунке, о композиции.—Фрунзе. Кыргызстан, 1966.—80 с.
  180. Юон К. Ф. Об искусстве. В 2-х т.— М.: Советский художник, 1959, т. 1.—384 е., т. 2.-285 с.
  181. В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1996. -248с.
  182. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М: Педагогика, 1980. — 240 с.
  183. Якиманская И, С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  184. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников// Вопросы психологии. -1994. № 2. — С.64−77.
  185. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание-187. Щукина
  186. Проблемы познавательного интереса1. Г. И.в педагогике. М.:1971.-46с.
  187. Яковлев Е. Г, Проблема художественного творчества. — М.: Высшая школа- 1972, — 121с.
  188. В.А. Динамика творческого процесса в науке. М.: МГУ, 1989.-128с.
  189. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224с.
  190. Walt Reed The figure. An approach to drawing and constructing. Fletcher Art Services, 1984.- 143s.
  191. Clifton R.A. and Covert J. The effects of an experimental programme on the motivation the motivation and self-concept of student teachers// Canadian Journal of Education. 1977. — № 2. — P. 23−31.
  192. Hope Hanley. Needlpoint- Revised and Enlarged. New York.- 1975. 175s.
  193. Lawton D. Curriculum Studies and Education Planning. London, 1983.
  194. Aimstreet W.C., Baty W., Lehman С. M. Business communication. California, US, 1992.
  195. Barber D., Ott M. Using Harvard graphics for business presentations. Boston, 1990.
  196. Bates E. Language and context: the acquisition of pragmatics. N.Y., 1976.
  197. Becker G.S. Human Capital: Theoretical and Empirical Fnalisus with Special Reference to Tducation N.V.
  198. Collarbone P. Farrar M. Induction revisited a life-time the profession? // British journal of in-service education. 1993. — Vol.19. — P.23−28
  199. Dadds M. Continumg professional development: nurturing the expert within // British journal of in-service education. 1997. — Vol.23, Ж. — P.31−38
  200. Educational technology. Applying systems engineering techniques to education and training. -June, 1969
  201. Ellig A., Cogan J. Howey K, introduction to the Foundations of Education. -New Jersey, 1991.-P.91−117
  202. Hansand J., Kinder K. Teacher’s continuing professional development:1. HGctywwY Q jj, framing a model of outcomes //British journal of in-service education, -1997. Vol.23, № 1. -P.71−84.
  203. Nutall D. What Can We Learn from Personatity on Teaching and Appraisal? In: Appraising Appraisal. Birmingham, 1986.
  204. Schelten A. Entering in die Berufspadagogik. Stuttgart, sterner, 1991. -page 141h
Заполнить форму текущей работой