Полоролевая идентификация подростков группы риска
![Диссертация: Полоролевая идентификация подростков группы риска](https://gugn.ru/work/3437796/cover.png)
Материалы диссертации представлены докладами на: юбилейной научно-практической конференции МГОУ (Москва, 2006) — третьей Всероссийской научно-практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2006) — на межвузовской практической конференции «Левитовские чтения» (Москва, 2006) — межрегиональной конференции «Подготовка… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССА ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- 1. 1. Основные подходы исследования полоролевой идентификации в зарубежной психологии
- 1. 2. Исследования полоролевой идентификации в отечественной психологии
- 1. 3. Полоролевая идентификация как фактор развития личности
- 1. 4. Психологические особенности развития детей подросткового возраста и детей «группы риска»
- 1. 5. Задачи исследования и постановка проблемы
- ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ
- 2. 1. Цель, задачи, методы и организация исследования
- 2. 2. Результаты исследований особенностей процесса полоролевой идентификации подростков (группы риска и из семей)
- 2. 3. Анализ результатов эмпирического исследования
- Выводы
Полоролевая идентификация подростков группы риска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования определена тем, что формирование полоролевого самосознания в подростковом возрасте обусловлено сложностью представлений о психологических закономерностях и механизмах полоролевой идентичности воспитанников социально-педагогических учреждений. Полоролевая идентификация определена важностью осознания своей половой роли в процессе становления самосознания личности подростков. Изучение особенностей процесса полоролевой идентификации у подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях, детских домах, интернатах, позволит обоснованно подходить к его формированию, приведёт к необходимости изменения в работе учреждений социально — педагогической поддержки.
Проблема идентичности личности рассматривалась в трудах зарубежных и отечественных исследователей (3. Фрейд, Э. Эриксон, А. Адлер, К. Г. Юнг, Л. Б. Шнейдер, Т. М. Буякас, М.В. Заковоротная). Интерес к проблеме полоролевого самосознания можно наблюдать со второй половины XX века. Изучались полоролевые стереотипы и эталоны мужественности-женственности (Т.И. Юферева (1985) — B.C. Агеев (1990) — В. Е. Каган (1991), была выявлена взаимосвязь системы воспитания и половой дифференциации (Г.М. Бреслав и Б. И. Хасан (1990) — Ю. Е. Алешина и A.C. Волович (1991). Ролевая дифференциация пола у дошкольников представлена в работах: Я. Л. Коломинского и М. Х. Мелтсас (1985) — В. Е. Каган (2000), Е. О. Бурачевской (2002), А. Н. Вагиной (2007). Разрабатывались методы диагностики половозрастной идентификации (Н.Л. Белопольская (1995) — Т. А. Араканцева (1999) — Д. С. Саламова, С. Н. Ениколопов, Н. В. Дворянчиков (2000) — О. Г. Лопухова (2001). Изучением симптомокомплекса маскулинности и фемининности в норме и патологии занимались A.A. Кочарян (1996), Н. В. Дворянчиков (1998), В. Л. Кокоренко (2006). Исследование особенностей подросткового периода и полоролевого сознания проводили Т. И. Юферева (1987) — И. К. Кузнецова (1987) — Д. В. Колесов (2000) — И. В. Романов (1996), Т. А. Араканцева (1999), Н. В. Ланина (2000), Л. Н. Ивлева (2003), Т. П. Машихина.
2003). Рядом учёных проводилось изучение половых различий детей и подростков (В.Р. Орестова (2001) — В. П. Симонов (2005) — А. Ф. Филатова.
2006) — Т. В. Бендас (2006).
В работах Т. И. Юферевой (1982) — A.M. Прихожан, H.H. Толстых (2005) рассматривались особенности формирования психологического пола подростков, воспитывающихся в социально-педагогических учреждениях.
H.H. Крыгина (1993) изучала специфику половой идентификации у старших подростков детского домапсихологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации рассматривала Т. А. Араканцева (1999), исследованию полоролевой социализации подростков посвящены работы Касьяновой H.H. (2002). Тендерные различия в образовательном процессе изучал В. П. Симонов (2005), половые различия в характере подростков освещены в работе А. Ф. Филатовой (2006). Сыроквашина К.В.
2007) исследовала полоролевую идентичность подростков с делинквентным поведением.
Изучение и раскрытие особенностей процесса полоролевой идентификации подростков «группы риска» позволит обоснованно подходить к формированию адекватной полоролевой идентичности у детей подросткового возраста данной группы, поможет в оказании им квалифицированной психологической помощи и поддержки специалистов. Цель исследования: изучить процесс полоролевой идентификации подростков.
Объект исследования: процесс полоролевой идентификации подростков. Предмет исследования: психологические особенности процесса полоролевой идентификации подростков, воспитывающихся в социально-педагогических учреждениях и в семьях. В исследовании выдвинуты следующие гипотезы:
I. Динамика процесса полоролевой идентификации подростков, воспитывающихся в условиях социально-педагогических учреждений, имеет свои особенности, которые могут влиять на поведенческий репертуар, несоответствующий традиционным моделям полоролевого поведения (маскулинным, фемининным, андрогинным).
2. У мальчиков и девочек, воспитывающихся в социально-педагогических учреждениях и в семьях, процесс полоролевой идентификации имеет сходство в становлении и ряд отличий. В исследовании предполагается решить следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ исследований процесса полоролевой идентификации с целью определения и сравнения имеющихся взглядов на данную проблему, выявления целей, задач, подбора методов и методик.
2. Разработать модель становления процесса полоролевой идентификации у подростков 11−16 лет группы риска и подростков из семьи.
3. Выявить составляющие процесса полоролевой идентификации, описать их динамику у подростков группы риска и из семьи.
4. Провести сравнительный анализ процесса полоролевой идентификации у подростков группы риска и воспитывающихся в семье, выявить особенности его становления.
5. Разработать программу формирования полоролевой идентичности у детей группы риска подросткового возраста и рекомендации для психологов, учителей, воспитателей социально-педагогических учреждений. Методологическую основу работы составляют: 1 — подходы к рассмотрению половой идентичности и полоролевой идентификации, важнейших компонентов структуры самосознания, разработанные в трудах зарубежных и отечественных учёных (3. Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни, П. Муссен, Дж. Каган, Д. Н. Исаев, И. С. Кон, B.C. Мухина, Н. В. Плисенко, Д. В. Колесов, А. Г. Хрипкова и др.).
2 — концепция пятизвенной структуры самосознания B.C. Мухиной, включающей половую идентификацию;
3 — концепция полоролевых типов С. Бем, в рамках «новой психологии пола», выделявшей основную роль в формировании психологического пола личности социальным ожиданиям общества, связанным с социально-культурной матрицей и отражающимся в процессе воспитания (С. Бем, Дж. Стоккард, М. Джонсон, Е. Маккоби и др.).
4 — концепции особенностей психического развития детей и подростков и представления о значимости родителей в процессе становления полоролевой идентичности (3. Фрейд, Э. Эриксон, Д. И. Фельдштейн, JI.M. Фридман, Д. Н. Исаев, Т. И. Юферева, A.M. Прихожан, Т. А. Араканцева, Г. В. Семья, И.В. Дубровина).
Методы и методики исследования. Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научных трудов по проблеме исследованиянаблюдение, сравнительный анализ, эмпирические методы и методы статистической обработки данных, способствующие выявлению состояния исследуемой проблемы на практике (средние значения, стандартные ошибки, стандартное отклонение, tкритерий Стьюдента, корреляционный анализ, критерий Пирсона), а также ряд методик: 1) Методика «МиФ» (Маскулинность и Фемининность) Н.В. Дворянчикова- 2) Методика «Тип полоролевой ориентации в сфере общения» Т.А. Араканцевой- 3) Методика «Психологический пол» О.В. Лопуховой- 4) Методика «Список личностных качеств» Т.А. Араканцевой- 5) Тест «Я в 20-ти высказываниях» М. Куна и Т. Мак-Портленда- 6) «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан, 7) Авторский опросник «Определение стадии психосексуального развития (психосексуальное либидо) — платонического, эротического, сексуального». Эмпирическая база исследования.
Исследование проводилось на базе детского дома № 59 CAO г. Москвы, реабилитационного центра № 1 ЮВАО г. Москвы, школы-интерната № 55 ЮВАО г. Москвы, средней общеобразовательной школы № 457 г. Москвы, Акуловской средней общеобразовательной школы Одинцовского района Московской области. Общая численность выборки составила 302 человека, из них 150 человек «группа риска» и 152 учащихся средних общеобразовательных школ. Выборка относительно уравнена по полу и возрасту. Группы испытуемых были разделены на три возрастные подгруппы: 11−12, 13−14, 15−16 лет. Общее количество показателей на каждого испытуемого 11−12 лет — 43 и 13−16 лет — 44. Этапы проведения эксперимента.
На первом этапе (2003;2004гг.) — определены цели и задачи эмпирического исследованияподобран и обоснован комплекс психодиагностических методик для выявления факторов полоролевой идентификации подростковпроведен теоретический анализ литературы по проблеме, выбрана база и возрастные группы испытуемых, установлены контакты с администрациями учреждений.
На втором этапе (2004;2005гг.) — организовано эмпирическое психодиагностическое исследование подростков группы риска и из семьи, согласно подобранным диагностическим материалам.
На третьем этапе (2006;2007гг.) — продолжено психодиагностическое исследование и проведен анализ полученных результатов: выявлены и описаны составляющие полоролевой идентификации подростков, применены методы математической статистики, проведён сравнительный анализ результатов подростков группы риска и из семей, сформулированы выводы.
На четвертом этапе (2007;2008гг.) — проведён формирующий эксперимент в группе подростков 13−14 лет из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработана психокоррекционная программа, направленная на формирование полоролевой идентичности у подростков группы риска. Составлены рекомендации по формированию полоролевой идентичности у подростков группы риска для психологов, учителей, воспитателей. Научная новизна исследования.
1. Показано, что динамика процесса полоролевой идентификации у подростков подчиняется закону интеграции и дифференциации, и существенно различается у подростков, воспитывающихся в социально-педагогических учреждениях и в семьях.
2. Разработана модель становления процесса полоролевой идентификации, включающая ряд составляющих: полоролевую идентичность, полоролевые предпочтения, полоролевые стереотипы, полоролевое поведение, психологический пол личности, полоролевую ориентацию в сфере общения, социокультурные представления о себе, представления об отце, о матери, об идеальном мужчине, идеальной женщине.
3. Охарактеризовано соотношение между полоролевой идентификацией и направленностью личности подростков. Показано, что полоролевая идентификация, значимая в подростковом возрасте, является существенным фактором формирования направленности личности, а сформированная направленность во многом обуславливает особенности процесса полоролевой идентификации.
4. Выделены критерии процесса полоролевой идентификации у подростков: осознание себя представителем полаоценка соответствующего полу поведениявыбор полоролевых стереотипов, полоролевого поведения, полоролевых представленийсоциокультурные представления о мужественности и женственности.
5. Выявлена динамика процесса становления полоролевой идентичности: от смутных, нечётких представлений подростков о себе, как представителе определённого пола к чётким, обобщенным полоролевым представлениям.
6. Разработана и апробирована психокоррекционная программа становления полоролевой идентичности подростков группы риска 13−14 лет, которая направлена на развитие полоролевого сознания и себя, как представителя определённого пола, предложены рекомендации для психологов, учителей, воспитателей социально-педагогических учреждений.
Теоретическая значимость заключается в получении новых данных об общих (подчиненность закону интеграции и дифференциации) и более частных факторах (наличие составляющих процесса полоролевой идентификации), детерминирующих полоролевую идентификацию подростков группы риска и подростков из семей. Эти данные уточняют представления о процессе полоролевой идентификации в сознании подростков группы риска и воспитывающихся в семье. Выделены и описаны составляющие процесса полоролевой идентификации подростков. Знание их особенностей вносит вклад в педагогическую и возрастную психологию, расширяя и обогащая представления о данном возрастном периоде. Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности практических психологов для психологического консультирования, психопрофилактики, психодиагностики и психокоррекции процесса полоролевой идентификации у подростков в разных видах образовательных учреждений, рекомендованы при чтении лекций по педагогической, социальной, возрастной психологии, психологии развития и психологии личности. Разработанная психокоррекционная программа для подростков группы риска 13−14 лет и рекомендации для психологов, учителей, воспитателей социально-педагогических учреждений могут быть рекомендованы к практическому использованию. Положения, выносимые на защиту:
1. Процесс становления полоролевой идентичности подростков подчиняется закону интеграции и дифференциации и существенно обуславливает своеобразие проявления направленности личности у подростков, воспитывающихся в социально-педагогических учреждениях и в семьях.
2. Существуют тендерные различия в паттернах полоролевого поведения у мальчиков и девочек 11−16 лет группы риска и воспитывающихся в семье.
3. Модель процесса полоролевой идентификации подростков включает следующие составляющие: полоролевая идентичность, полоролевые предпочтения, полоролевые стереотипы, полоролевое поведение, психологический пол личности, полоролевая ориентация в сфере общения, социокультурные представления о себе, представления об отце, о матери, об идеальном мужчине, идеальной женщине, которые имеют собственные пути становления у подростков группы риска и из семьи, более феминизированные у мальчиков (нежный, мягкий, уступчивый, переменчивый, покорный, ранимый) и маскулинные у девочек (сильная, смелая, решительная, напористая, волевая).
4. Динамика интеграции и дифференциации процесса становления полоролевой идентичности на протяжении подросткового возраста у мальчиков и девочек группы риска и воспитывающихся в семье, имеет различия в своеобразии полоролевых представлений (о себе, мужчинах, женщинах, родителях).
5. Психокоррекционная программа для подростков группы риска 13−14 лет направленная на формирование полоролевой идентичности, которая влияет на становление полоролевого самосознания.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы диссертации представлены докладами на: юбилейной научно-практической конференции МГОУ (Москва, 2006) — третьей Всероссийской научно-практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2006) — на межвузовской практической конференции «Левитовские чтения» (Москва, 2006) — межрегиональной конференции «Подготовка воспитанников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и межведомственное взаимодействие по поддержке выпускников» (Москва, 2006) — межвузовской научно-практической конференции: «Социальная психология сегодня: наука и практика», (Санкт-Петербург, 2007) — VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения: «Молодые ученые — московскому образованию» (Москва, 2007) — международной научно-практической конференции: «Психология XXI века Актуальные проблемы и тенденции развития» (Пенза, 2007) — международной конференции «Опыт создания и развития эффективных видов поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в период жизнеустройства» (Москва, 2008). Материалы и результаты исследования ежегодно обсуждались на кафедре социальной психологии МГОУ (2003;2008), по теме диссертации опубликовано 10 статей.
Надежность и достоверность. Исследование основывалось на фундаментальных теоретических и методологических позициях, основанных на идеях отечественных психологов, репрезентативностью выборки, применением методов, адекватных целям исследования, проведением содержательного анализа результатов, их количественной обработкой методами математической статистики.
Структура и объем диссертации
.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 288 наименований, в том числе 38 на иностранном языке, и приложений. Общий объем диссертации составляет 208 страниц. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками и графиками.
1. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. — СПб.: Питер, 2006. 160 с.
2. Абраменкова, B.B. Половая дифференциация и сексуализация детства/ В. В. Абраменкова // Мир психологии. — 2000. — № 1. — С. 111−118.
3. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 3-е изд., испр. / Г. С. Абрамова. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-673 с.
4. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы /B.C. Агеев. М.: МГУ. -1990. — 239 с.
5. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. -СПб: Питер. 2003 — 256 с.
6. Алексеева, A.B. Психологический пол как фактор формирования идентичности в юношеском возрасте /A.B. Алексеева // Ж. практического психолога.- 2003. № 9. — С. 167−173.
7. Алешина, Ю. Е. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины /Ю.Б.Алешина, A.C. Волович // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 74−82.
8. Алешина, Ю. Е. Ролевой конфликт работающей женщины/ Ю. Е. Алешина, Е. В. Лекторская // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 80−88.
9. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебн. для вузов 5-е изд., доп. / Г. М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс. — 2005. — 363 с.
10. Аракелова, Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка / Г. Г. Аракелова. М.: Высшая школа, 1990. — 340 с.
11. Асмолов, А. Г. Психология личности: Учебник /А.Г. Асмолов // М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
12. Бандура, А. Теория социального научения: Пер. с англ. / А. Бандура. -СПб.: Евразия, 2000.-318 с.
13. Бардышевская, М. К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «Симе», 1995. 78 с.
14. Басина, Е.З., Насиновская Е. Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности /Е.З. Басина, Е. Е. Насиновская // М.: Вест. Моск. ун-та. Cep. XIV Психологии, 1977. № 4. — С. 65−70.
15. Басин, MA. Формирование волевой регуляции у подростков с делинквентным поведением: Дис.канд. психол. наук: Спец. 19.00.07 / М.А. БасинТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула, 2006. — 198 с.
16. Белопольская, Н. Л. Половозрастная идентификации /Н.Л. Белопольская. М.: «Когито», 2003. — 95 с.
17. Бельтюков, В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе / В. И. Бельтюков // Вопросы психологии. 1984. № 1. — с. 141−146.
18. Бендас, Т. В. Тендерная психология: Учебное пособие / Т. В. Бендас. -СПб.: Питер, 2006 431 с.
19. Берн, Ш. Тендерная психология: Пер. с англ. 2-е междунар. изд. / Ш. Берн. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК: НеваМ: ОЛМА — ПРЕСС, 2001.318 с.
20. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне // (Пер. с англ. Общ.ред. и вступ. ст. с.5−24] В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
21. Бессонова, Т.Д., Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического ВУЗа: Автореф. канд. психол. наук / T.JI. Бессонова // МПГУ им. В. И. Ленина. М., 1994. — 16 с.
22. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1 / Под.ред. A.B. Петровского. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
23. Бобылёва, И. А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения: Автореф. дис. канд. пед. наук / И. А. Бобылёва // ВОИУУ. Владимир, 2000. -25 с.
24. Богатырёва, М. Б. Психологические особенности «образа Я» подростков, проживающих вне семьи: Дис.канд. психол. наук: Спец. 19.00.07. / М.Б. БогатырёваМГОУ. Москва, 2006. — 160 с. •.
25. Бодалёв, A.A. О роли социальной микросреды в достижении человеком вершины в своем развитии: Акмеол. подход. / A.A. Бодалёв // Актуальные вопросы развития личности. — Шадринск, 1995. С. 81−91.
26. Большой психологический словарь: Гл. кн. по психологии. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: ЕврознакМ.: Олма — Пресс, 2003. — 666 с.
27. Бочкарева, Г. Г. Некоторые психологические механизмы приступного поведения подростков из «благополучных» семей / Г. Г. Бочкарёва // В кн.: Семья и личность. Тезисы док. Всес. Конф. М.: Отд-ние психологии и возрастной физиологии АПН СССР, 1981. С. 91−92.
28. Брекина, О. В. Особенности процесса социализации выпускников детских домов и школ-интернатов: Дис.канд.пс.н.: Спец. 19.00.13 / О.В. БрекинаПИ РАО. М., 2003. — 149 с.
29. Бреслав, Г. М., Хасан, Б. И. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан // Вопросы психологии. 1990. -№ 3. С. 64−69.
30. Бурачевская, Е. О. Особенности представлений детей о себе при переходе из начальной школы в среднюю (9−11 лет): Дис. канд. психол. наук: Спец. 19.00.13 / Е. О. БурачевскаяПИ РАО. Москва, 2002. — 156 с.
31. Буткевич, A.C. Совместное воспитание полов. Совместное воспитание и образование. Доклад в Моск. кружке совместного воспитания и образования детей. / A.C. Буткевич. М.: Типо-литогрфия т-ва И. Н. Кутнеров и К, 1913. — С. 5−23.
32. Буякас, Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов психологов / Т. М. Буякас // Вестник Московского университета. Сер. 14. — 2000. № 1. — С. 56−63.
33. Валлон, А. Психическое развитие ребёнка / А. Валлон // Пер. с фран. Л. И. Анциферевой. СПб. Питер, 2001. — 208 с.
34. Васильченко Г. С. Сексуальные нарушения при акцентуациях характера и психопатиях. Сексопатология (Справочник) / Г. С. Васильченко, Ю. А. Решетняк. М., — 1990. — 450 с.
35. Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. Пер. с нем. / О. Вейнингер. М.: Форум XIX-XX-XXI, 1991. -192 с.
36. Ветров, A.A. Расчленённость формы как основное свойство понятия / A.A. Ветров // Вопросы философии. 1958. — № 1. — с. 39−46.
37. В мире подростка / Под ред. A.A. Бодалева. М., Медицина, 1981 — 293 с.
38. Выготский, JI. С. Педология подростка / JI.C. Выготский // Собр. соч.: в т. 4. М.: Педагогика, 1984. — С. 5—242.
39. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский // Под.ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
40. Выготский, JI.C. Психология развития ребёнка / Л. С. Выгодский. М.: Эксмо, 2003. — 512 с.
41. Гезелл, А. Педология раннего возраста / А. Гезелл. Москва-Ленинград, УЧГИЗ, 1932. — С. 3−14.
42. Гендерный подход в системе психологического образования // Тендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Материалы 2-й Международной Летней Школы по Тендерным Исследованиям (Фарос-1998)/ХЦГИ. Харьков, 1998. С. 193−215.
43. Геодакян, В. А. Об обратной связи, регулирующей соотношение полов. Проблемы кибернетики / В. А. Геодакян. М.: Наука, 1965. — № 13. — С. 187−194.
44. Геодакян, В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. Человек в системе наук / В. А. Геодакян. М.: Наука, 1989. — С. 171−189.
45. Геодакян, В. А. Эволюционная теория пола / В. А. Геодакян // Природа. 1991. № 8.-С. 60−69.
46. Глейтман, Г. и др. Основы психологии / Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг // Пер. с англ./Под ред. Большакова В. Ю., Дружинина В. Н. -СПб.: Речь, 2001.-1247с.
47. Горьковая, И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков: Дис. .канд. психол. наук: Спец. 19.00.04 / И.А. ГорьковаяПИ им. В. М. Бехтерева СПб., 1992. — 172 с.
48. Горьковая, И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И. А. Горьковая // Психологический журнал. 1994 — № 2. С. 57−65.
49. Гуревич, П. С. Теория и практика психоанализа: Программа и учебное пособие / П. С. Гуревич. М.: Воронеж: МПСИМОДЭК, 2000. — 199 с.
50. Данилюк, С. Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания личности дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома / С. Б. Данилюк // Развитие личности ребёнка в условиях депривации. М., 1994. — С. 29−38.
51. Дворянчиков, Н. В. Полоролевая идентичность у лиц с девиантным сексуальным поведением: Дис.канд. психол. наук.: Спец. 19.00.04 / Н.В. ДворянчиковМГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1998. — 178 с.
52. Дементьева, И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот: Современные проблемы и перспективы в условиях рынка / И. Ф. Дементьева // Социальные проблемы сиротства: Сб. ст. / Отв. ред. И. Ф. Дементьева. -М.:ИС, 1992.-С. 5−19.
53. Дети социального риска и их воспитание. / Под ред. Л. М. Шипицыной.- СПб.: Речь, 2003. С.77−83.
54. Денисов, A.A. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков Дис.канд. пс. н.: Спец.19.00.01. / A.A. ДенисовГНИИ семьи и воспитания РАО. М., 2001. — 204 с.
55. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под.ред. С. А. Беличевой. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. — 183 с.
56. Догадина, М.А., Пережогин, JI.O. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших / М. А. Догадина, JI.O. Пережогин. М.: Сам себе адвокат, 1999. — 72 с.
57. Донцов, А. И. Язык, как фактор этнической идентичности / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиев // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 75−85.
58. Драгунова, Т. В. Особенности самосознания у подростков / Т.В. Драгунова// Проблемы возрастной психологии. М., i960. С. 41−53.
59. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики / И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 1991. — 230 с.
60. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия для вузов/ И. В. Дубровина // Сост. И. В. Дубровина и др. -М.: Академия, 2003. 368 с.
61. Зелинский, С. М. Половая идентичность у подростков / С. М. Зелинский // Психологическая помощь детям и подросткам в норме и патологии. -Л., 1986.-С. 38−47.
62. Иванова, И. В. Идентичность личности и её развитие у детей 6−9 лет / И. В. Иванова // Психолог в детском саду. М.- Обнинск: Исслед. группа «Соц. науки», 2006. — № 2. — С. 3−27.
63. Ивлева Л. Н. Особенности становления полоролевого самосознания подростков в полной и неполной семье: Дис.канд.психол. наук: Спец.19.00.01 / Л.Н. ИвлеваБГПУ. Барнаул, 2003. — 252 с.
64. Идентичность: Хрестоматия: Учеб.- метод, пособие / Рос. акад. образования: Моск. психол. — соц. ин-т / Сост. Л. Б. Шнейдер. — М.: Изд-во Моск. психол. — соц. ин-таВоронеж: МОДЭК, 2003. — 272 с.
65. Ижванова, Е. М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах: Дис. канд. психол. наук: Спец. 19.00.13. / Е.М. ИжвановаМГУ им. М. В. Ломоносова. Москва, 2004. — 211 с.
66. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. 2-е изд. доп. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с.
67. Исаев, Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. Л.: Медицина, 1980. — 184 с.
68. Исаев, Д. Н. Психогигиена пола у детей. Руководство для врачей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. Л.: Медицина, 1986. — 336 с.
69. Кабанов, M. M. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М. М. Кабанов, А. Е. Личко, В. М. Смирнов. Ленинград: Медицина, 1983. — 308 с.
70. Каган, В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 1989, № 3. — С. 53−62.
71. Каган, В. Е. Воспитателю о сексологии / В. Е. Каган. М.: Педагогика, 1991.-256 с.
72. Каган, В. Е. Половая идентичность и развитие личности / В. Е. Каган //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. -1991.-№ 4.-С. 25−33.
73. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 2000. -№ 2, — С. 65−69.
74. Казакова, Е. И. Концепции эффективного воспитания: Опыт гимназии № 56 Санкт-Петербурга. / Е. И. Казакова, C.B. Данилов // Клас. рук. — 1998, № 2.-С. 12−25.
75. Кайгородов, Б. В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: Монография / Б. В. Кайгородов. Астрахань: Изд-во Астрах, гос. пед. ун-та, 1999. — 160 с.
76. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. М., Эксмо, 2007. — 1118 с.
77. Карнаух И. С. Психологические особенности подростков воспитанников детского дома: Дис.канд. психол. наук: Спец. 10.00.07 / И.С. КарнаухМГОУ. М., 2006 — 208 с.
78. Каропа, Г. Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании школьников / Г. Н. Каропа // Вопросы психологии. 1999. -№ 2. С. 28−34.
79. Касьянова H.H. Полоролевая социализация подростков в учреждениях интернатного типа: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / H.H. КасьяноваОГУ. Орёл, 2002.-210 с.
80. Кле, M. Психология подростка. Психосексуальное развитие / М. Кле. -М.: Педагогика, 1991. 176 с.
81. Клецина, И. С. Психология тендерных отношений: теория и практика / И. С. Клецина. СПб., Алтея, 2004. — 408 с.
82. Кокоренко В. Л. Полоролевая, возрастная идентификация и система самооценок у подростков с отдельными вариантами нарушений психического развития: Дис. канд. псих, наук: Спец. 19.00.04 / В.Л. КокоренкоСПб МАЛО. СПб, 2006. — 247 с.
83. Колесов, Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д. В. Колесов, Н. Б. Сельверова. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
84. Колесов, Д.В. В семье сын и дочь /Д.В. Колесов, А. Г. Хрипкова. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1985. — 240 с.
85. Колесов, Д. В. Биология и психология пола. Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. соц. ин-т. / Д. В. Колесов. — М.: МПСИФлинта, 2000. -172 с.
86. Колесов, Д. В. Современный подросток. Взросление и пол: Уч.пос. / Д. В. Колесов. -М., МПСИ: Флинта, 2003. 200 с.
87. Коломинский, Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников /Я.Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас // Вопросы психологии. 1985. № 3. — С. 165−171.
88. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / И. С. Кон // Отв. ред. В. М. Банщиков, Б. Ф. Ломов. Материалы к симпозиуму. М., 1975. -С. 763−776.
89. Кон, И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. -1981. № 2. — С.59−68.
90. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982. — 190 с.
91. Кон, И.С.
Введение
в сексологию / И. С. Кон. М., Медицина, 1988. -320 с.
92. Кон, И. С. Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) / И. С. Кон. М., Наука. — 1988. — 270 с.
93. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. 255 с.
94. Кон, И. С. Подросток: взросление и здоровый образ жизни. Книга для родителей / И. С. Кон. М.: Грааль, 2001.-100 с.
95. Кочарян, A.C. Личность и половая роль (симптомокомплекс маскулинности и фемининности в норме и патологии) / A.C. Кочарян. -Харьков: Основа, 1996. 127 с.
96. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. Под ред. A.B. Петровского, М. П. Ярошевского. М., Политиздат, 1985.-431 с.
97. Крутецкий, В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий, И. С. Лукин // М.: Просвещение, 1965. 316 с.
98. Кузьмин, A.B. Метафизика Я: самоидентичность, самопознание, духовность: Автореф. дис.. канд. филос. наук: Спец. 09.00.11 / A.B. КузьминБурят.гос.ун-т-Улан-Удэ, 1998. -21 с.
99. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека Учебное пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. -М: Изд. Сфера, 2006. 464 с.
100. Кун, Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека / Д. Кун. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002. — 864 с.
101. Кун, М. Эмпирическое исследование установок личности на себя / М. Кун, Т. Мак-Портленд // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. -М.: МГУ, 1984. С. 180−187.
102. Ланина Н. В. Психологические особенности полоролевого развития подростков в семье: Дис. канд. психол. наук: Спец. 19.00.07 / Н.В. ЛанинаВГПИ. Воронеж, 2000. — 206 с.
103. Левитов, Н. Д. Психологические особенности подростков / Н. Д. Левитов. М., Изд-во АПН РСФСР, Инст. психологии, 1954. — 52 с.
104. Левитов, Н. Д. Психология подростка и воспитание его в семье / Н. Д. Левитов // М.: Знание, 1958. — 32 с.
105. Лейтес, Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности / Н. С. Лейтес // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1977. — С. 164−179.
106. Леонтьев, А. Н. Об историческом подходе к изучению психики человекаДеятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев // В Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983, т. 1,2.
107. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2001.-511 с.
108. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР, 1986. — 143 с.
109. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М. И. Лисина // Под ред. А.Г. РузскойАкад. пед. и соц. наук Моск. психол. соц. ин-тВоронеж: МОДЭК, 1997.-383 с.
110. Лихтарников, А. Л. Диагностика и психотерапия детей групп риска /А.Л. Лихтарников // В кн. Дети группы риска. СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — С. 71−96.
111. Личко, А. Е. Психология индивидуальных различий /А.Е. Личко // Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.-С. 288−318.
112. Лопухова, О. Г. Психологический пол личности: адаптация диагностической методики / О. Г. Лопухова // Прикладная психология: 2001.-№ 3.-С. 57−67.
113. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. с англ./ Д. Майерс. 4-и междунар. изд. — СПб.-М.: Прайм-ЕврознакОлма-Пресс, 2004.-510 с.
114. Мани, Дж. Теория и история феминизма /Дж. Мани. М., Наука, 1996. — 147 с.
115. Мастерс В. О любви и сексе / В. Мастере, В. Джонсон. Санкт-Петребург, СП «Ретур», 1991. 260 с.
116. Машихина Т. П. Формирование полоролевого поведения подростков: Дис.канд. пед. наук: Спец. 13.00.01 / Т.П. МашихинаВолгГПУ. -Волгоград, 2003. 241 с.
117. Мид, М. Культура и лидерство. Избранные произведения / М. Мид. Перевод Ю. А. Алексеева. М., Наука, 1988. — 429 с.
118. Минкова, Э. А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи / Э. А. Минкова // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «Симе», 1995. 98 с.
119. Монахова, И. А. Психологические особенности самопонимания в старшем школьном возрасте: Дис. .канд. психол. наук: Спец. 19.00.07 /И.А. Монахова: АГПИ. Астрахань, 2002. — 170 с.
120. Мудрик, A.B. Роль социального окружения в формировании личности подростка Актуальные проблемы воспитания подростков / A.B. Мудрик М.: Знание, 1979. -39 с.
121. Муссен, П. Развитие личности ребёнка / П. Муссен.- М., 1987. 321 с.
122. Мухина, B.C. К проблеме социального развития ребёнка / B.C. Мухина//Психологический журнал. 1980. № 5. — С. 43−53.
123. Мухина, B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина. М., 1997. С. 56−97.
124. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов 5-е изд., стереотип. / B.C. Мухина. М.: Изд. центр «Академия" — 2000. — 456 с.
125. Мухина, B.C. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: тендерные различия / B.C. Мухина, A.A. Денисов // Развитие личности. 2002. № 1. С. 119−137.
126. Надолинская, Л. Н. Влияние тендерных стереотипов на воспитание и образование / Л. Н. Надолинская // Педагогика. 2004. № 5. С. 30−35.
127. Небылицын, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. М., 1976. — 336 с.
128. Немов, P.C. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-кн 3-е изд. / P.C. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
129. Обозов, H.H. Возрастная психология: юность и зрелость / H.H. Обозов. Санкт-Петербург, «СаиВеда», 2000. — 136 с.
130. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы: 3-е изд. стер. /Л.Ф. Обухова. М.: Тривола, 1998. — 352 с.
131. Олесик, A.M. Психологические характеристики самосознания современного подростка: Дис.канд. психол. наук: Спец. 19.00.01. / A.M. ОлесикРГГУ ИП им. Л. С. Выготского. М., 2002. — 220 с.
132. Орестова, В. Р. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте: Дис.канд. психол. наук: Спец. 19.00.13. / В.Р. ОрестоваМГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001. — 207 с.
133. Орлов, Д. Закат идентичности и игры в другого / Д. Орлов // Проблема общения в пространстве тотальной коммуникации: Международные чтения по теории, истории и философии культуры. -Вып. 6. СПб.: Эйдос, 1998. — С. 182−197.
134. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Федеральная программа «Дети-сироты». МО РФ. Вып. 4. / Под ред. М.Н. ЛазутовойИ.В. Дубровиной, Э. А. Минкова, М. К. Бардышевской. М.: ТОО «СИМС», 1995. — 64 с.
135. Павленко, В. Н. Деятельностный подход к проблеме нормального психического развития / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 2000. -№ 3. — С. 94−101.
136. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. М. — 19 511 952.
137. Петровская, Л.А., Спиваковская, A.C. Воспитание как общение-диалог /Л.А. Петровская, A.C. Спиваковская // Вопросы психологии. -1983.-№ 2.-С. 85−90.
138. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М., Просвещение, 1969. — 659 с.
139. Плисенко, И. В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте: Дис. канд. психол. наук: Спец. 19.00.01 / И. В. Плисенко М., 1985.-173 с.
140. Поголына, В. М. Межличностное общение / В. М. Погольша // Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
141. Попова, Л. В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методические рекомендации / Л. В. Попова, Г. В. Дьяконов. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. 31 с.
142. Прихожан, A.M. Изучение «образа Я» у подростков и юношей в аспекте их подготовки к семейной жизни / A.M. Прихожан // Психологические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодёжи к семейной жизни. М., 1980. — С. 79−92.
143. Прихожан A.M., Толстых H.H., Юферева Т. И. Подростковый возраст /A.M. Прихожан, H.H. Толстых, Т. И. Юферева // Психическое развитие воспитанников детского дома. -М., Педагогика, 1990. 98 с.
144. Прихожан A.M. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. М., Педагогика, 1990. -С.154 -156.
145. Прихожан A.M., Толстых H.H. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей // Рабочая книга школьного психолога. М., 1995. 78 с.
146. Прихожан, A.M. Дети без семьи /A.M. Прихожан. М.: Педагогика, 1990.-158 с.
147. Прихожан A.M. Подростковый возраст // Психическое развитие воспитанников детского дома. A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых, Т. И. Юферева. М., Педагогика, 1990. 98 с.
148. Прихожан A.M. Психология сиротства /A.M. Прихожан, H.H. Толстых. М.: СПб: «Питер», 2005. — С.245−249.
149. Психодиагностика / ред. Бодалева A.A., Сталина В. М. М., Речь. — 1989.390 с.
150. Психоанализ детской сексуальности. П/р Лукова В. А. СПб.: Союз, 1998. — 223 с.
151. Психологическая диагностика детей и подростков: Учеб. пособие для студентов / М. К. Акимова, Г. А. Берулава, Е. М. Борисовой и др.- Под ред. K.M. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М.: Междунар. пед. акад., 1995. 359 с.
152. Психология и психоанализ сексуальности: Хрестоматия. Самара: Бахрах-М- 2002. — 688 с.
153. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Междунар. пед. акад. 1994. — 680 с.
154. Платон. Пир. Собр.соч.: В 4 т. Т.2. / Платон. М., 1993. — С. 81−134.
155. Психология. Словарь. / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
156. Психология. Учебник. / Под редакцией A.A. Крылова. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2000. — 584 с.
157. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под.ред.д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной., 3-е изд. СПб.: Изд. «Дидактика Плюс», 2001. — 351 с.
158. Пьянкова, С. Д. Дифференциация и интеграция когнитивной сферы: Дис. канд. психол. наук: Спец. 19.00.01 / С.Д. ПьянковаПИ РАО. М., 2003.-152 с.
159. Развитие личности ребёнка /Под ред. Р. Х. Нассе, Дж. Конжера и др. М.: Прогресс, 1987. 269 с.
160. Ратанова, Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы исследования личности. Уч. пос. / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: МПСИ, «Флинта», 2003.-46 с.
161. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 320 с.
162. Репина, Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т. А. Репина // Вопросы психологии. -1987. № 2. -С. 156−162.
163. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ./ К. Роджерс. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Универс», 1994. — 479 с.
164. Романов, И. В. Половая идентичность в подростковом возрасте: Автореферат канд. психол. наук: Спец. 19.00.01 / И.В. РомановВГУ. -Воронеж, 1996. 18 с.
165. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн // в 2 т. T. I. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
166. Руководство по сексологии / Под ред С. С. Либих. СПб: Питер, 2001. -480 с.
167. Руткевич, М. Н. Наука и общество / М. Н. Руткевич // Журнал № 7. -1991.-15 с.
168. Саламова Д. С., Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Проективная методика исследования полоролевой идентичности «Фигура позаодежда (ФПО)"/ Д. С. Саламова, С. Н. Ениколопов, Н. В. Дворянчиков // Журнал практического психолога, № 10−11, 2000. — С. 87−101.
169. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. М.: Аспект пресс, 2001 — 460 с.
170. Семья, Г. В. Основы психологической защищенности детей-сирот при международном и национальном усыновлении / Г. В. Семья. М.: УРАО, 2004.-С. 24−51.
171. Сексопатология: Справочник / Васильченко Г. С., Агарков Т. Е., Агарков С. Т. и др.- Под.ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. -576 с.
172. Симонов, В. П. Учёт тендерных различий в образовательном процессе / В .П. Симонов // Педагогика, № 4. 2005. — С.40−44.
173. Ситников, B. J1. Психология образа ребёнка: В сознании субъектов педагогического процесса: Дис. .д-ра психол. наук: Спец: 19.00.07 / В.Л. СитниковЛГОУ. М., 2001. — 455 с.
174. Словарь практического психолога/ Сост. С. Ю. Головин. Минск. ХарвестМ.: ACT, 2001. — 798 с.
175. Слуцкий В. М. Социальные изменения и жизненные планы детей: Москва. / В. М. Слуцкий // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М.: 1995. Т.З. — №.4. — С. 133−146.
176. Слуцкий В. М. Социальная изоляция и психическое развития дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития / В. М. Слуцкий // Психол. журн. 1996. — № 1. — С. 86−96.
177. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -368 с.
178. Снегирева, Т. В. Старший школьный возраст / Т. В. Снегирёва // Раб. кн. шк. психолога/ Под. ред. И. В. Дубровиной М., 1991. — С. 145−159.
179. Столин, B.B. Самосознание личности / B.B. Столин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 286 с.
180. Столярчук, Л. И. Педагогические аспекты полоролевого воспитания: Вопросы обучения и воспитания / Столярчук Л. И. // Педагогика, 2003. N 5. С. 38−43.
181. Сыроквашина К. В. Полоролевая идентичность у подростков с делинквентным повдением: Дис. канд. психол. наук: Спец: 19.00.13 / К.В. СыроквашинаМГППИ. Москва, 2007. — 152 с.
182. Тельнюк, И. В. Тендерные подходы в полоролевой социализации старших дошкольников: психопед. аспект. / И.В. Тельнюк// Этнопедагогика: проблемы обучения и воспитания. СПб.: Изд-во С.-Петерб. акад. постдиплом, образования, 2004. — С. 56−60.
183. Технологии социально-психологических тренингов. Под. ред. С. А. Беличевой. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2001 — 208 с.
184. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. Т.1 / Б. М. Теплов. М., 2005.309 с.
185. Трухманова, E.H. Личностные особенности подростков сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор их дезадаптации: Дис.канд. психол. наук: Спец. 19.00.07 / E.H. ТрухмановаМГПУ. — М, 2004. — 228 с.
186. Тубельский, А. Н. Не ждите благодарности от детей / А. Н. Тубельский // Общая газета. 1994. 21−27 января. № 3/28.
187. Тупицына, И. А. Особенности тендерной идентичности старшеклассников в зависимости от опыта взаимоотношений со сверстниками и сверстницами: Дис. канд. психол. наук: Спец. 19.00.05 / И.А. ТупицынаРГПУ. СПб., 2004.-215 с.
188. Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка// Вопросы психологии. 1983. — № 1.-е. 33−42.
189. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка /Д.И. Фельдштейн, Т. Н. Бостанжиева, И. М. Вереникина // НИИ общей и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. — 236 с.
190. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
191. Фельдштейн, Д. И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии и психология в мир 1994, № 0, — с. 38−46.
192. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. 2-е изд./ Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИФлинта, 2004. — 670 с.
193. Филатова, А. Ф. Половые различия в характере подростка / А. Ф. Филатова. Омск: Издательский дом «Наука», 2006. — 228 с.
194. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности / 3. Фрейд. М.: МЦ «Система» при МК ВЖСМ. 1989. — 84 с.
195. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М., Просвещение, 1990. — 448 с.
196. Фрейд, 3. Психоаналитические этюды / Сост. Д. И. Донского, В.Ф. КруглянскогоПослесл. В.Т. КондрашенкоХуд.обл. М. В. Драко / 3. Фрейд. Мн.: ООО «Попурри», 1997. — 606 с.
197. Фрейд, 3. Три очерка по теории сексуальности. Психоанализ детской сексуальности / 3. Фрейд. СПб: Союз, 1998. — С. 4−111.
198. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ: Сб. произведений /3. Фрейд. М.: Апрель — Пресс: Эксмо — Пресс, 2001. — 526 с.
199. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов /Л.М. Фридман, Т. А. Пушкина, И .Я. Каплунович // М.: Просвещение, 1988. 206 с.
200. Фридман, Л. М. Изучение процесса личностного развития ученика / Л. М. Фридман // Метод, реком. для учителей и практических психологовМеждунар. образоват. и психологический колледж М.: Моск. обр. и психол. колледж, 1995. — 45 с.
201. Фромм Э. Характер и социальный прогресс / Э. Фромм // Психология личности. М., 1982. — С. 48−54.
202. Хащенко, В. А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования / В. А. Хащенко // Психологический журнал. 2004. — Т. 25. № 5. — С. 32−49.
203. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения: Пер. с англ./ X. Хекхаузен. СПб.: Речь, 2001. — 238 с.к.
204. Холл Ст. Очерки по изучению ребёнка. Куклы собственность у детей: Пер. с англ. / Ст. Холл. М., Пучина, 1925. 144 с.
205. Хорни, К. Женская психология. Библиотека психоаналитической литературы / К. Хорни // Восточно-Европейский интситут Психоанализа. -СПб.-1993.-224 с.
206. Хорни, К. Психология женщины / К. Хорни // Собрание сочинений. В 3-х т. Т.1. М.: Изд-во «Смысл», 1996. — 271 с.
207. Хухлаева, О. В. Как сохранить психологическое здоровье подростков. Пособие для школы. / О. В. Хухлаева. М.: Сентябрь, 2003. — 176 с.
208. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды / В. Э. Чудновский. М.: Издательство Московского психолого-социального институтаВоронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 768 с.
209. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие: Принцип дифференциации /Н.И. Чуприкова. СПб.: Питер, 2007. — 448 с.
210. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений 2-е изд. / Н. И. Шевандрин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 512 с.
211. Шопенгауер, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауер. -Минск.: 1998.-1405 с.
212. Шпрангер, Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Педология юности /Э. Шпрангер. M.-JL, 1931. — С. 31−39.
213. Шульга, Т. И. Методика работы с детьми группы риска /Т.И. Шульга, В. Слот, X. Спаниярд. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 104 с.
214. Шульга, Т. И. Психологическая служба в учреждениях социальнопсихологической поддержки: Учебное пособие / Т. И. Шульга, A.B. Быков.- М-Изд-во УРАО, 2001. 100 с.
215. Шульга, Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие. /Т.И. Шульга, Л. Я. Олиференко, A.B. Быков // М.: Изд-во УРАО, 2003. 400 с.
216. Штерн, В. «Серьезная игра» в юношеском возрасте / В. Штерн // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов.- М., 1996. С. 24−25.
217. Эльконин, Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4.-С. 7−13.
218. Эльконин, Б.Д. О феноменах переходных форм действия / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 47−54.
219. Эльконин, Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова. М.: Просвещение, 1967. -360 с.
220. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте: Избр. психол. труды / Д. Б. Эльконин. М., 1989. — С. 60−77.
221. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин // ред. Фельдштейна Д. И. М.: Институт практической психологии- - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 146 с.
222. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Э. Эриксон // Общ.ред. и предисл. A.B. Толстых. М.: Изд. группа «Прогресс" — 1996. -340 с.
223. Эриксон, Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон // Пер. и науч. ред.: A.A. Алексеев. 2-й изд. перераб. и доп. — СПб.: ИТД «Летний сад», 2000 -415 с.
224. Юдин, В. Дети-сироты. Что с ними делать? /В. Юдин // Социальная педагогика. Изд-во НИИ Школьных технологий. М., 2006. — № 4, — С. 125 127.
225. Юнг, К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К. Г. Юнг. СПб., Восточно-Евр. Институт Психологии, 1994. — 416 с.
226. Юнг, К. Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг. СПб., Кентавр, 1994.-136 с.
227. Юнг, К. Г. Значение отца в судьбе отдельного человека / К. Г. Юнг // Психоанализ детской сексуальности. СПБ.: Союз, 1998. — С. 185−206.
228. Юферева, Т. И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате / Т. И. Юферева // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982, — С. 122 131.
229. Юферева, Т. И. Образцы мужчины и женщины в сознании подростков /Т.И. Юферева//Вопросы психологии, 1985, № 3. С. 84−90.
230. Юферева, Т. И. Формирование психологического пола / Т. И. Юферева // Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. Под. ред. Дубровиной И. В. М., 1987. — С. 137−146.
231. Якиманская, И. С. Особенности познавательных интересов старшеклассников в условиях дифференцированного обучения / И. С. Якиманская, Н. И. Юдашина // Вопросы психологии. -1989. № 3. — С. 32 -39.
232. Bandura, A. Social learning through imitation / A. Bandura // In: M.R. Jones (ed). Nebraska symposium on motivation, vol.10., Lincoln, 1962. P. 5769.
233. Bandura, A. The role of vicorous learning in personality development / A. Bandura // XVIII Международный психологический конгресс симпозиум 35. Формирование личности в коллективе. -М. — 1966. — с. 84−92.
234. Bandura, A. Social learning theory of identificatory processes / A. Bandura // Handbook of socialization theory and research. Chicago, 1969. — P. 213−263.
235. Bern, S.L. The Measurement of Psychologycal Androgyny / S.L. Bern // Jornal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. — № 31. — P. 634−643.
236. Bern, S.L. Androgyny vs. The Tight little lives of fluffi and chesti men / S. Bern // Psychology Today, 1975, September. P. 59−62.
237. Bern, S.L. Sex rol adaptability: One conseguence of psychological androgyny / S. Bern // Journal of Personality and Social Psychology. 1977. V.31.-P. 634−643.
238. Bowlby, J. Separation and loss / J. Bowlby. NewYork: Basic Books, 1973.-P. 20−33.
239. Greenblat, C.S. Work, the family and children s sexual llearning / C.S. Greenblat // Childhood sexual learning. Cambridge, Mass., 1980. P. 78−89.
240. Douvan, E. Sex role learning /Е. Douvan // The school years J.C.Coleman (ed.) L., 1979.-P. 132−168.
241. Chadrow, N. The reproduction of mothering California Univ / N. ChadrowN. Y.-Press, 1978. 263 p.
242. Christensen, H.T., Yohnson K.P. Marriage and famile / H.T. ChristensenN.Y., 1971.-P. 121−146.
243. Condry, J., Condry, S. Sex differencez: A study of eye of the beholder / J. Condry, S. Condry // Child Development, 1976. V.47. P.812−819.
244. Constantinople, A. Masculinity-femininity: An exception to a famous dictum/ A. Constantinople // Psichological Bulletin, 80, 1973. P. 389−407.
245. Ehrhardt, A.A. Gender differences: A biological perspective /A.A. Ehrhardt // In Dienstbier, R. A, and Sonderegger, T.B. (Eds.), Nebraska Symposium on Motivation, Lincoln: University of Nebraska. 1984. — P.37−58.
246. Erikson, E. Children and society/ E. Erikson //N.Y., Norton, 1963. 420 p.
247. Janis I.L., Mahl C.F., Kagan J., Holt R.R. Personality / I.L. Janis, C.F. Mahl, J. Kagan, R.R. Holt//N.Y., 1969. P. 57−61.
248. Kagan, J. The concept of identification / J, Kagan // Psychol. Rev. 1958. V. 65. P. 296−305.
249. Kagan, J., Mussen, P. Child Development and Personality / J. Kagan, P. Mussen//N.Y., 1963.-614 p.
250. Kinsey, A.C., Pomeray, W.B., Martin, C.E., Gebhard, P.H. Sexual behavior in the human female /A.C. Kinsey, W.B. Pomeray, C.E. Martin, P.H. Gebhard // Philadelphia, 1953. 842 p.
251. Koestner, R., Aube, J.A. Multifactorial approach to study of gender characteristics / R. Koestner, J.A. Aube //Journal of Personality. N.Y. 1995. -P. 681−710.
252. Kolberg, L. A cognitive developmental analysis of children s sex rol concepts and att-itudes / L. Kolberg // The development of sex differences. Ed. by E. Maccoby, Stanford University Press, 1966. P. 56−93.
253. Langlois, J.H., Downs, A.C. Mothers, fathers, and peers as socialization agents of sex typed play behaviors in young children / J.H. Langlois, A.C. Downs.-N.Y. 1980.-73 p.J.
254. Levy-Strauss, CI. Identite /CI. Levy-Strauss. N.Y. 1977. — 71 p.
255. Maccoby, E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences / E.E. Maccoby, C.N. Jacklin // Stanford, California, 1974. 634 p.
256. Marsia, J.E. Identity in adolescence / J.E. Marsia // J. ADELSON (Ed.). Handbook of Adolescent Psychology.- N.Y., 1980. -160 p.
257. Maslow, A.H. A theory of metamotivation: The biological rooting of the value-lief. Journal of Humanistic Psychology / A.H. Maslow. 1967, 7. — P. 93 127.
258. Mischel, W.A. Social-learning view of sex differences in behavior / W.A. Mischel // In: The development of sex differences. Stanford, 1966. P. 57−81.
259. Money, J., Enrhard, A.A. Man and woman. Boy and girl / J. Money, A.A. Enrhard // Boston. — 1972. — 311 p.
260. Mourer, O.H. Identification: a link beetwin learning theory and psychotherapy /O.H. Mourer // In: O.H. Mourer Learning theory and personality dynamics. N.Y., 1950. — 125 p.
261. Orlofsky, J.L. Intimacy Status: Relationshipto Interpersonal Perception / J.L. Orlofsky // Jornal of Youth and Adolescence. 1976, Vol 5, n. l: — P. 73−89.
262. Parsons, T., Bales, R.F. Family, socialization, and interaciton process / T. Parsons, R.F. Bales // Glencoe, 111.: Free Press. 1955. — P. 14−15.
263. Payne, D.E., Mussen, P.H. Parent-child relations anel father identification among adolescent boys / D.E. Payne, P.H. Mussen // J. ofabn. and soc. psychol., 1956.-347 p.
264. Pleck, J. Psychology of sex-roles. Women and men / J. Pleck. N.Y.L.: Praeger, 1977.V.XVI. — 279 p.
265. Spence, J.T. Gender related traits and gender ideolodgy: evidence for a multifactorial theory / J.T. Spence // J. Pers. Soc. Psychol., 1993. Apn. 64 (4). -P. 624−635.
266. Stockard, J., Johnson, M. Sex roles / J. Stockard, 'M. Johnson. N.Y., 1980.-334 p.
267. Street, S., Kimmel, E., Kromrey, J.D. Revisiting university student gender perceptions / S. Street, E. Kimmel, J.D. Kromrey // Sex Roles, 1995. 33. — № 3−4.-P. 183−201.
268. Thompson, S.K. Gender labels and early sex-rol development / S.K. Thompson // Child Devel., 1975. V. 46. P. 339−347.
269. Weitzman, L. Sex role socialization: A focus on women. / L. Weitzman. -Palo Alto, Cal., 1979, V.12.105. 169 p.