Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности управления вузом в системе открытого образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процессы глобализации, характеризующие современную мировую экономику, распространяются и на сферу образовательной деятельности. Всеобщая информатизация общества создает для этого значимую предпосылку. В странах с развитой рыночной экономикой стремительно развивается экспорт образовательных услуг, чему способствуют новые информационные технологии, стирающие границы и формирующие… Читать ещё >

Содержание

  • '-Л
  • Глава 1. Вуз как объект управления в системе открытого образования
    • 1. 1. Процессы глобализации и их влияние на развитие экономических отношений в сфере высшего профессионального образования
    • 1. 2. Информационно-коммуникационные технологии, как основа управления вузом в системе открытого образования
    • 1. 3. Конкурентные силы, как факторы воздействия на вуз в системе открытого образования
    • 1. 4. Особенности экономики вуза и формирование его финансовых потоков в системе открытого образования
  • Глава 2. Стратегическое управление вузом в системе открытого образования
    • 2. 1. Особенности стратегического управления вузом в системе открытого образования
    • 2. 2. Роль стратегических альянсов для развития вуза в системе открытого образования
    • 2. 3. Концептуальная модель управления вузом в системе открытого образования

Особенности управления вузом в системе открытого образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Развитие современной теории управления экономическими системами в последнее десятилетие привело к вопросу, имеющему чрезвычайную актуальность, а именно, к вопросу управления открытыми системами, и в частности, в образовании.

Процесс становления рыночных отношений в России происходит неравномерно на различных рынках товаров и услуг, каждый из которых проявляет признаки открытости по-своему.

Большую актуальность на фоне осуществляемой реформы системы российского образования имеет трансформация, происходящая под воздействием процессов, в мировом образовательном пространстве получившие определение системы открытого образования, на которое большое влияние оказывает глобализация.

Процессы глобализации, характеризующие современную мировую экономику, распространяются и на сферу образовательной деятельности. Всеобщая информатизация общества создает для этого значимую предпосылку. В странах с развитой рыночной экономикой стремительно развивается экспорт образовательных услуг, чему способствуют новые информационные технологии, стирающие границы и формирующие гиперобразовательное пространство. Развитие международных отношений в сфере образования, помимо формирования единого образовательного пространства, направлено на повышение качества и доступности высшего образования, на сотрудничество учебных заведений и удовлетворение образовательных потребностей населения по принципу «обучение через всю жизнь». Современные вузы поставлены перед необходимостью выработки собственной стратегической линии развития в условиях информационного общества, рыночной экономики и интенсификации процессов глобализации в образовании. Это предопределяет необходимость исследования целого ряда новых для российской системы высшего профессионального образования вопросов: сохранения и развития национальной системы образования, обеспечения ее конкурентоспособности и интеграции в мировое образовательное пространство, что возможно лишь в условиях развития рынка образовательных услуг и «здоровых» конкурентных отношений между ь.

W # их производителями.

Анализ вуза как объекта управления, изменение структуры его управления в системе открытого образования, экономические отношения вузов в условиях становления и развития российского рынка образовательных услуг, исследование их особенностей, отражающих процессы глобализации и информатизации общества, анализ новых форм конкурентных отношений в условиях рынка, исследование особенностей й стратегического управления вузом и формирование его информационных и финансовых потоков определяют актуальность темы диссертации.

Степень разработанности проблемы.

На текущий момент в развитых странах мира национальные системы образования превратились в крупные комплексы, производящие существенную часть национального богатства. Этим обусловлено внимание к проблемам экономических отношений в сфере открытого образования не только ученых, исследующих проблемы экономики образования, но и I специалистов, занимающихся научными разработками в области.

4 глобализации, экономической теории, социальной сферы, информационного общества, стратегического управления и налогообложения. Важный вклад в исследование экономических проблем образования внесли А. А. Воронин, А. П. Ефремов, В. А. Жамин, Е. Н. Жильцов, В. М. Зуев, В. И. Капелюшников, C.JI. Костанян, К. К. Колин, М. А. Лукашенко, В. И. Марцинкевич, А. П. Панкрухин, Ю. Б. Рубин, С. Г. Струмилин, М. И. Скаржинский, А. И. Субетто, is.

В.П. Тихомиров, А. Н. Тихонов, В. В. Чекмарев, С. В. Шишкин, Е. Б. Шувалова,.

Л.И. Якобсон, Н. Ансофф, Г. Беккер, Д. Белл, М. Баумен, Ж. Виссема, Е.

Дэнисон, А. Крюгер, Р. Мэррис, И. Масуда, Э. Тоффлер, Д. Уилер, Н. Хикс, Т. Шульц и др.

В исследованиях отечественных и зарубежных специалистов по теоретическим основам и прикладным аспектам экономических отношений в системе открытого образования основное внимание уделяется оптимизации финансовых потоков вузов, инвестиционному характеру вложений потребителей в собственный человеческий капитал, экономической эффективности образования. В отдельных научных направлениях разрабатывается концепция стратегического управления вузом в современных рыночных условиях, конкурентные стратегии на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг. Большое внимание ученые уделяют процессам глобализации и информатизации образовательной сферы и ее влиянию на качество, эффективность образования и конкурентное преимущество вузов.

Проблеме управления вузом в системе открытого образования. уделяется достаточное внимание в отечественной научной литературе. В частности, в книгах М. А. Лукашенко «Становление рыночных отношений в системе образования в России» (1998 г.) и «Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения» (2002 г.), а также в исследовании коллектива авторов под редакцией А. П. Егоршина «Менеджмент, маркетинг и экономика образования» (2001 г.) рассмотрены многие аспекты деятельности вузов в условиях рыночных отношений, освещены особенности экономических отношений открытых образовательных организаций, подняты вопросы информатизации образовательных процессов.

Констатируя, что совершенствование системы образования России по темпам отстает от развития информационного общества, можно сделать вывод, что система открытого образования, реализуемая в рыночных условиях и формирующая новое образовательное пространство, не только ликвидирует это отставание, но и в значительной степени изменит экономические отношения, как в самой образовательной организации, так и на рынке образовательных услуг в целом. Сущность данных изменений и их влияние на развитие рыночных отношений в образовании, а также необходимость участия российских вузов в процессах глобализации, управление вузом в системе открытого образования, на наш взгляд, является актуальной научной задачей.

Научная гипотеза, выдвинутая в исследовании, заключается в том, что для вуза в системе открытого образования, в условиях воздействия процессов глобализации и применения новых информационных технологий, формирования безграничного образовательного пространства и развития экспорта и импорта образовательных услуг, необходим переход от стратегического планирования к стратегическому управлению, оптимизации финансовых потоков за счет дифференциации и диверсификации учебных программ, форм и методов обучения, развития региональных связей, а также поддержания конкурентного преимущества за счет заключения стратегических альянсов.

Целями диссертационного исследования являются:

1. Анализ влияния процессов глобализации на систему образования в России и экономические отношения вуза в рыночных условиях.

2. Выявление характерных особенностей конкурентных отношений, складывающихся у вуза в системе открытого образования.

3. Разработка концепции стратегического управления вузом и определение роли стратегических альянсов в системе открытого образования.

4. Разработка концептуальной модели управления вузом в системе открытого образования.

Цели исследования предопределили решение следующих основных задач:

— определить факторы, влияющие на становление вуза в системе открытого образования и его интеграцию в международную образовательную среду в условиях глобализации образовательных процессов;

— проанализировать особенности отношений вуза с региональными бизнес-партнерами, складывающимися в системе открытого образования;

— охарактеризовать конкурентные силы, оказывающие влияние на вуз в системе открытого образования и политику вуза, направленную на обеспечение конкурентного преимущества;

— на основе исследования экономических процессов, происходящих в вузах, работающих в системе открытого образования, показать основные тенденции в формировании финансовых потоков, а также обосновать предложения по модификации государственной налоговой политики для развития образовательной сферы;

— выявить особенности стратегического управления вузом в системе открытого образования и раскрыть его сущность при формировании стратегических альянсов;

— обосновать специфику экономических отношений высшего учебного заведения, функционирующего в системе открытого образования в условиях рынка;

— аргументировать новые управленческие функции вуза в условиях рынка.

Объектом исследования выступают высшие учебные заведения и другие субъекты экономических отношений образовательной сферы в системе открытого образования, а предметом исследования — особенности экономики и управления вузом в условиях информационного общества и рыночной экономики, и влияние процессов глобализации на стратегию вуза в конкурентной среде.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили фундаментальные исследования российских и зарубежных ученых: В. Е. Демидова, Е. Н. Жильцова, П. С. Завьялова, C.JI. Костаняна, К. К. Колина, М. А. Лукашенко, А. П. Панкрухина, Н. Я. Петракова, Ю. Б. Рубина, С. Г. Струмилина, В. П. Тихомирова, Л. Г. Титарева, С. В. Шишкина, И.

Ансоффа, Д. Белла, П. Х. Верхана, П. Друкера, Р. Коуза, Г. Макбурни, В. И. Марцинкевича, А. Маршалла, К. Менгера, Й. Шумпетера, Т. Шульца, Л. И. Якобсона и др.

Исследованию поставленных в диссертации вопросов способствовал анализ монографий, книг, статей в научных сборниках, периодической печати, сайтов Интернета, касающихся различных проблем образования.

Информационной базой исследования послужили данные, собранные диссертантом в отделе статистики и других отделах Министерства образования Российской Федерации, Госкомстате России, Московском комитете образования, методических центрах окружных управлений образования г. Москвы, Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, данные, имеющиеся в экономической литературе, периодической печати и на сайтах Интернета, а также рабочие материалы информационно-аналитической службы и учебно-методического центра по подготовке аудиторов Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП).

К наиболее существенным результатам, полученным лично соискателем, относятся следующие:

1. Впервые обоснован такой фактор рыночной трансформации российской системы образования, как влияние конкурентных сил, действующих на рынке образовательных услуг.

2. Выявлены особенности в процессах взаимодействия учебных организаций как между собой, так и с другими заинтересованными субъектами бизнеса в образовании, заключающиеся в обмене и поддержании приоритетных образовательных программ между различными вузами, заключении договоров между вузами и научно-исследовательскими институтами на разработку научно-исследовательских работ с целью актуализации передаваемых потребителям знаний, развитию фундаментальных научных разработок. Сформулированы предпосылки для создания стратегических альянсов, к которым относятся: разделение издержек, распределение рисков, создание международных рынков и т. д.

3. Аргументирован новый подход к формированию финансовых потоков вузов в системе открытого образования, базирующийся на стабильности и гарантированности востребованности образовательной услуги. Разработана схема финансовых потоков, обеспечивающие оптимизацию доходов как головного вуза, так и региональных бизнес-партнеров.

4. Впервые обосновано применение схемы пяти конкурентных сил, действующих на вуз в системе открытого образования: со стороны вузов аналогичного профилявузов, выпускающих образовательную услугу-заменительвузов, выходящих на рынок образовательных услуг с новыми предложениямисо стороны поставщиков потребителей образовательных услуг, и со стороны непосредственно потребителей и показаны стратегические альянсы, гарантирующие вузу стабильное положение на рынке образовательных услуг, обеспечивающие конкурентное преимущество и высокую рейтинговую оценку.

5. Обосновано, что наиболее эффективным в условиях глобализации рынка образовательных услуг является стратегическое управление вузом, предоставляющее возможность выхода в международное образовательное пространство и удовлетворение образовательных потребностей потребителя по принципу «обучение через всю жизнь».

6. Разработаны дифференцированные методы (корпоративное и индивидуальное обучение, краткосрочные курсы, актуализированные программы) расширения рынка головного вуза через диверсификацию образовательных услуг и развитие отношений с региональными бизнес-партнерами по обучению целевых потоков под заказ корпораций (в том числе региональных) посредством создания специализированных образовательных программ, на основе применения новых образовательных технологий.

Научная новизна заключается в комплексном подходе к управлению вузом в системе открытого образования в условиях глобализации образовательной среды и интеграции образования России в международный рынок образовательных услуг, определяемым стратегией вуза, формированием и поддержанием его конкурентных преимуществ, развитием экономических отношений в сфере образования:

1. Доказано, что интеграция российской образовательной системы в международную образовательную среду возможно лишь в условиях функционирования управленческих принципов мобильности, унификации стандартов, демократизации, регионализации и непрерывности. Показано, что названные управленческие принципы формируют основу превращения российской системы образования в открытую систему и ее позиционирование на международном рынке образовательных услуг.

2. Доказано, что наличие в вузе основных элементов, характеризующих систему открытого образования, таких как информационно-коммуникационные технологии, обеспеченность всех образовательных программ учебно-методическими материалами на различных носителях, дифференциация и диверсификация предлагаемых учебных курсов обеспечивает головному вузу по месту его расположения и в регионах конкурентную стабильность. Это достигается за счет предоставления образовательных услуг, обеспечивающих социальную потребность регионов, использование активных средств маркетинга и PR совместно с принципами управления вузом и его региональной политикой, заключающимися в открытости головного вуза и его партнеров, что дает возможность делегировать последним полномочия и ответственность в части распространения образовательной услуги и качества обучения.

Разработана схема финансовых потоков между головным вузом и его региональными партнерами с учетом многовариантности его связей с различными субъектами образовательного пространства.

3. Разработана модель поведения вуза в конкурентной среде с целью поддержания его стабильного и высокорейтингового положения на рынке образовательных услуг. Построена классификация конкурентных сил, оказывающих воздействие на вуз в системе открытого образования. Рассмотрены конкурентные силы (со стороны вузов аналогичного профилявузов, выпускающих образовательную услугу-заменительвузов, выходящих на рынок образовательных услуг с новыми предложениямисо стороны поставщиков потребителей образовательных услуг, и со стороны непосредственно потребителей), влияющие на разработку стратегии вуза по стабилизации конкурентного преимущества, что сформулировано в конкретных шагах по пресечению наступательных действий конкурентов. Приведена классификация стратегий вуза в зависимости от конкретной конкурентной ситуации (роста, ограниченного роста, сокращения, сочетания).

4. Доказана необходимость перехода вуза в системе открытого образования от стратегического планирования к стратегическому управлению, заключающемуся в том, что человеческий потенциал вуза рассматривается как основа организации, в которой профильная деятельность ориентируется на запросы потребителей и изменение рынка. Разработана система стратегических альянсов, базирующаяся на шести причинах создания длительных и фундаментальных форм сотрудничества: разделение издержекраспределение рисковдополнительное технологическое ноу-хаусочетание рыночного и технологического ноу-хаусоздание международных рынковразвитие стандартов, позволяющих вузу укрепить свои конкурентные позиции на рынке образовательных услуг в системе открытого образования. Разработана концепция трехъярусной «пирамиды», ступени которой отражают основные положения стратегического управления, характерные для вуза.

5. Разработана модель управления вузом в системе открытого образования с учетом использования новых информационных технологий, дифференциации и диверсификацией предлагаемых программ и продвижения их в регионы. Представленная модель управления, решая двоякую задачу, заключающуюся в бесперебойном, качественном обеспечении образовательного процесса с учетом региональной политики головного вуза и гарантированном индивидуальном подходе в доведении образовательной услуги до конечного потребителя, позволяет вузу быть мобильным при изменении конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг, проводить единую политику поддержания качества передачи знаний.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

В исследовании представлены новые подходы к управлению вузом в рыночных условиях: через призму процессов глобализации, формирования экономических отношений с бизнес-партнерами вузов в системе открытого образования. Основные положения и выводы работы способствуют развитию теории управления открытыми экономическими системами в сфере образования в условиях развития региональных и интернациональных образовательных рынков.

Авторские модели конкурентного взаимодействия вуза на рынке образовательных услуг и формирования стратегических альянсов положены в основу функционирования программы второго высшего образования и учебно-методического центра по подготовке аудиторов в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Московском международном институте эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП).

Так же в ММИЭИФП действуют проекты корпоративного обучения, организованные на основе обучения под заказ партнеров вуза.

Заключение

.

В диссертации исследованы факторы, влияющие на становление вуза в системе открытого образования и его интеграцию в международную образовательную среду в условиях глобализации образовательных процессов, охарактеризованы конкурентные силы, оказывающие влияние на вуз, выявлены особенности стратегического управления вузом и рассмотрены особенности отношений вуза с региональными бизнес-партнерами.

Большое значение для развития теории управления экономическими системами имеет становление общемировой системы открытого образования и включение в нее российских образовательных учреждений, что предопределяет решение следующих задач: создание открытого национального рынка образовательных услуг и преобразование российских образовательных учреждений в экономические субъекты открытого образования, а также включение российских вузов и национальной образовательной российской системы в целом в общемировую систему открытого образования.

Развитию рыночных отношений в сфере образования в России способствуют процессы глобализации, создающие предпосылки для активизации конкурентных отношений между всеми субъектами образовательного бизнеса, а также изменение российского менталитета в отношении роли образования и необходимости инвестирования в него, понимания значимости модели образования «через всю жизнь», возможность приобщения к образованию в мировом образовательном пространстве.

Вузы в системе открытого образования стремятся к широкому охвату регионов, работая с региональными бизнес-партнерами, как имеющими возможность заниматься образовательной деятельностью, так и осуществляющими формирование контингента для обучения в головном вузе, для которого качество образования, конкурентное преимущество основные составляющие в его стратегиипри этом качество конечного образовательного продукта высшего учебного заведения — образованной личности — во многом определяется значимостью ее социального статуса в рамках потребностей регионов и ростом карьерной лестницы, ее приоритетной востребованностью и конкурентоспособностью на рынке труда. Это вызвано, в первую очередь, процессом глобализации, затрагивающим образовательную сферу, и объективной необходимостью (в целях выживаемости национальной образовательной школы, сохранению и поддержанию конкурентного преимущества внутри и вне страны), интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство. Основной предпосылкой интеграции российских вузов в международную образовательную среду, является научно-техническая программа «Создание системы открытого образования» (Приказ Минобразования России от 12 октября 2000 года № 2925) и, непосредственно, работа ведущих российских вузов, таких как МЭСИ, Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ), Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана (МГТУ), ММИЭИФП, Международного университета бизнеса и новых технологий (МУБиНТ), Уральского государственного университета (УГУ) и других в системе открытого образования в России и за рубежом. Одновременно, работа вузов в системе открытого образования предопределяет систему управления вузом, основанную на стратегическом управлении, что вызвано необходимостью долгосрочной политики вуза в регионах, поддержанием его конкурентного преимущества за счет нивелирования воздействующих на вуз конкурентных сил в системе открытого образования и заключения стратегических альянсов для уменьшения влияния конкуренции.

Заключение

стратегических альянсов необходимо не только с целью оказания совместных образовательных услуг, но и с целью выполнения совместных научно-исследовательских работ, издательской деятельности, методических и технологических разработок, что одновременно повысит научный потенциал вуза, продлит его жизненный цикл и востребованность предоставляемых им образовательных услуг.

Система открытого образования, а также общие мировые тенденции развития образовательных процессов обеспечивают постепенную трансформацию высшего образования из элитарного в эгалитарное благо, предоставляя возможность «обучения через всю жизнь», в связи с чем повышается роль домохозяйств в оплате обучения, увеличивается приток целевых инвестиций в образование с целью выполнения задач корпоративных работодателей-заказчиков. Это также предоставляет возможность совмещения обучения с работой на предприятии: приобретение образовательного блага по актуализированным вузам дисциплинам, необходимым в данный момент для корпоративного заказчика, что возможно благодаря применению новых информационных технологий, обеспечивающих возможность построения единого информационного пространства, что позволяет осуществить информационную интеграцию вузов России между собой и в мировую образовательную среду, экспорт образовательных услуг. Использование информационно-коммуникационных технологий расширяют потребительский рынок учебного заведения, способствует увеличению объема продаж образовательных услуг в дистанционной форме, позволяет учебному заведению работать в режиме постоянного предложения и обеспечивает оптимизацию и стабильность финансовых поступлений, а, следовательно, и развитие российской системы образования в целом.

В условиях перехода на многоканальное финансирование необходима активизация мер по поддержке потребителя и производителя образовательных услуг. В связи с чем целесообразно разработать систему налоговых льгот для организаций, которые будут инвестировать образование: это могут быть не только кредитные организации, но и промышленные предприятия, заинтересованные в выполнении вузами целевых программ подготовки и в получении качественных специалистов по интересующему их профилю. При этом инвестиции могут быть как целевые непосредственно вузам, так и персонифицированные в виде беспроцентных ссуд, а со стороны вузов — с целью привлечение контингента высокого начального уровня подготовки, как процент от прибыли на гранты и стипендии обучающихся.

Система открытого образования предоставляет вузам большие возможности в части дифференциации и диверсификации образовательных программ, их продвижения и позиционирования в регионах. Стабильность и устойчивость положения вуза в рыночных условиях обеспечивается конкурентным преимуществом. Гарантом стабильности вуза в рыночных условиях выступает концептуальная модель его управления, базирующаяся на положениях стратегического управления и формировании стратегических альянсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Книги, брошюры.
  2. И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  3. Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию.: Учеб.пособие.- М.-Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.
  4. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение./ Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
  5. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. МП «Сувенир», 1993.
  6. В.Ф. Компьютерно-ориентированные обучающие технологии в инженерной подготовке. -М.: НИИВО, 1998.
  7. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель.: Пер. с англ. СПб., 1992.
  8. П. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. М., 1992.
  9. А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. НИНБ, 2001.
  10. В.А., Костанян С. Л. Экономика и образование.-М.:3нание, 1970.
  11. .Н., Рубин Ю. Б., Титарев Л. Г., Тихомиров В. П., Хорошилов А. В., У сков В. Л. Открытое образование объективная парадигма XXIвека / Под общей редакцией Тихомирова В. П. // Издательство МЭСИ, М: 2000.
  12. В.Д. и др. Учебник по основам эк. теории (экономика) М., «ВЛАДОС», 1994.
  13. М.Б., ФРГ: Образование и экономика. М., 1973.
  14. С.Л. Предмет и метод экономики образования. М.-МГПИ им. В. И. Ленина, 1976.
  15. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. В. Боброва. Общ. ред. Е. М. Пеньковой М., Прогресс. 1990.
  16. А.А. Технологические нововведения в экономике США.-М.: Наука, 1990.
  17. М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения. Монография. М. 2002.
  18. М.Л., Пирожкова Н. А. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет, отчетность.-М.: «Дело и сервис», 2000.-816с.
  19. В.Ф. Микроэкономика/МЭСИ. М., 2001.
  20. В.Ф., Горяинова Л. В. и др. Макроэкономика / под общей ред. Максимовой В. Ф. М.: МЭСИ., 2001.
  21. К. Капитал. / Маркс К., Энгельс Ф. Полн.собр.соч., 2-е изд.
  22. В.И. США: Человеческий фактор и эффективность экономики, М. 1991.
  23. К. Основания политической экономии. М., Экономика. 1992.
  24. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело- 1992.
  25. Наукоемкие технологии образования: Межвузовский сборник научно-методических трудов. Т.2/ Под общей ред. К. И. Курбакова.- М.: Рос.экон.акад., 1999.
  26. Наукоемкие технологии образования: Межвузовский сборник научно-методических трудов. Т. З/ Под общей ред. К. И. Курбакова.- М.:1. МИРЭА, 2000.
  27. Образование в Москве. История и современность. М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000.
  28. Образование в РФ, статистический сборник, Госкомстат, Москва, 1995.
  29. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира /Сб. под ред. Татура Ю. Г. М., 1994.
  30. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса— М.: Финансы и статистика, 1997.
  31. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании, — М., Интерпракс, 1995.
  32. Т., Уотремен Р. В поисках эффективного управления. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
  33. Г. Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998.
  34. Российский статистический ежегодник, Москва, 2001.
  35. Российский статистический ежегодник, Москва, 2002.
  36. Рыночная экономика. В 15 книгах / Харалд Войс, Уве Якобсен. (Маркетинг. Книга 1). -М., Внешторгиздат. 1991.
  37. Рыночная экономика: Учебник в 3 т. Т. 2, 4.2. Основы бизнеса.- М.: «Соминтэк».- 1992.
  38. Справочно-статистический материал по системе московского образования. Материалы к докладу «Модернизация московского образования».-М. «МИПКРО», 2001.
  39. А.И., Чекмарев В. В. Мониторинг источников формирования содержания высшего образования. Кострома, 1996.
  40. В.Б. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути к интеллектуальным предприятиям// Новости искусственного интеллекта.-1996.-№ 4.
  41. Ф.Ц. Менеджмент/ Пер. с англ. А. И. Зак.- М.: Контролинг, 1992.
  42. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальные аспекты /под ред. В. И. Марцинкевича. М., ИМЭМО РАН, 1994.
  43. Д., Раджасингам JI. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе.- М.: Информатика и образование, 1999.
  44. В.П. Организация сопровождения программных средств АСУ.-М.: Статистика, 1980.
  45. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под редакцией А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998.
  46. И. Интернет как инструмент маркетинга. -СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999.
  47. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха.- Вып. 1−3. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
  48. К.Н., Тарасюк J1.H. и др. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. М. 1994.
  49. М.С., Липский И. А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика.: Моногр.
  50. М.- Тамбов: Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000.
  51. Ю.А. Высшее образование в рыночной экономике, М. -1991.
  52. С.С. Экономическая реформа: причины, направления, проблемы.-М.: Экономика. 1989.
  53. С.В. Экономика социальной сферы. ВШЭ, М. 2003.
  54. Е.Б. Основы формирования системы обложения НДС. Монография, М. 2002.
  55. Экономика народного образования/Под ред. Костаняна C.JI. -М., Просвещение 1986.
  56. Экономика и управление: актуальные проблемы теории и практики: Межвузовский сборник научных трудов/ Под ред.: д.э.н., проф. Ильенковой С.Д.-М: ИНИОН, 2001.
  57. Л.И. Механизм хозяйствования в отраслях социально — культурного обслуживания М. МГУ. 1988.
  58. R.H. (ed.) Foundations of Lifelong Education: Some Methodological Aspects, Paris, Pergamon Press. 1976.
  59. Economic Report of President, 1992.
  60. Merk R.: Kommunikatives Management. Erwachsenen-bildung, personalentwicklung. Eine vermittlungswiss-enschaftliche Perspektive. Luchterad Verlag Nenwied, Krifitel, Berlin. 1993.
  61. Morton I. Organizing for Innovation.- N.Y.
  62. Peter F. Druker. The Practice of Management. N.Y.-Harper and Row, 1954.
  63. Schultz T.W., Investment in human capital: the role of education and of research, N.Y. 1971.
  64. Scott M. Cutlip, Alien H. Center, Glen M. Broom, Ph. D. Effective public relations 7th Edition Prentice Hall, Inc. A Paramount Communications Company Englewood Cliffs, NJ 7 632. 1994.
  65. Statistical Abstracts of the United States 1990r., p. 128
  66. The Fifth European advertising and media Conference. Ret. № 5405−05, 1920 apr.1990.MCE.HQ. Brussels. Belgium
  67. Higher education in the learning society. Report of the national committee: Main rep. -L., 1997.
  68. Higher education in the learning society: Rep. 12: Options for financing higher education: modelling and policy analysis. L., 1997. — VII.
  69. Marston John E. The Nature of Public Consent. N-Y: Hewthorn Books, 1968.
  70. Business Week, 10.12.1990.
  71. Статьи, доклады, диссертации.
  72. Р.Н. Организационно-экономические основы интеграции учебных заведений в региональной системе образования. Автореферат дис.д.э.н.-С-П6Д999.
  73. В.А. Садовничий. Высшая школа России. Ориентиры на будущее. Доклад на VI съезде Российского союза ректоров высших учебных заведений // Официальные документы в образовании № 4(139) февраль 2001 г.
  74. В.М., Иванов B.C. Некоторые аспекты управления образовательным учреждением в информационную эпоху.// Материалы международной конференции «Образование в информационную эпоху» 13 июня 2001 г., М., МЭСИ, 2001 г.
  75. В.В., Власова Ю. Ю. Мониторинг спроса на образовательные услуги в системе открытого образования // Материалы международной конференции «Образование винформационную эпоху» 13 июня 2001 г. М., МЭСИ, 2001 г.
  76. А.Э., Тихомиров В. П., Зайцева Ж. Н. Открытое образование глобальная информатизация образовательной сферы.// Материалы международной конференции «Образование в информационную эпоху». 13 июня 2001 г. М. МЭСИ, 2001 г.
  77. Говорят цифры по материалам пресс — бюллетеней Госкомстата СССР // Экономические науки. 1989. № 2.
  78. Д. Высшее образование на продажу // Alma mater. Вестник высшей школы № 4. — стр. 28−33.
  79. И.Г. Высшее образование во Франции: проблемы управления и финансирования // Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы М. — ИНИОН — 1999.
  80. C.JI. Проблемы финансирования высшего образования в Великобритании в 90-е годы // Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы. М. — ИНИОН. — 1999.
  81. В.А. Современная реформа высшей школы в ФРГ // Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы. М. — ИНИОН. — 1999.
  82. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI-го века// Под ред.В. П. Тихомирова. -М.: Изд-во МЭСИ, 2000.
  83. Л.Д. Новые тенденции в структуре и организации высшего образования в странах Западной Европы // Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы. — ИНИОН РАН, -1999.
  84. А.И., Пивень А. А., Рубин Ю. Б. Проблематика гражданско -правового регулирования открытого образования // Материалы международной конференции «Образование в информационную эпоху» 13 июня 2001 г., М., МЭСИ, 2001 г.
  85. К.К. Вызовы XXI века и проблемы образования. Лекция-доклад// Серия материалов Третьей Всероссийской школы-семинара
  86. Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства". / Под общей ред. Н. А. Селезневой и И. И. Дзегеленка. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
  87. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России// Проблемы информатизации высш. шк., 1995, Вып.З.
  88. Г. Непрерывное образование: основные принципы //Alma mater. 1991. № 6.
  89. .В. Образование как фактор человеческого капитала в современной рыночной экономике. Дис. к.э.н., Краснодар, 1999.
  90. С.Л., Титарев Л. Г. От информационной среды Интернет, через информатизацию ВУЗа к виртуальной образовательной среде // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1997, № 3−4(9−10).
  91. М.А. Особенности рыночных отношений в сфере образования в России. Дис. к.э.н.: 08.00.01 Москва, 1996 г.
  92. Г. Глобализация, как политическая парадигма высшего образования // Высшее образование сегодня, № 1, 2001 г., стр. 47−55
  93. В.Б. Региональный компонент единой образовательной информационной среды. // Международная конференция «Образование в информационную эпоху (материалы конференции) -Россия, Москва, 13 июня 2001 г. Москва: МЭСИ. — 2001.
  94. О. Попов, М. Салдов Стратегия расходования средств взгляд на финансовый институт европейского университета: реферат // Alma Mater Вестник высшей школы, № 3, 2001 г., стр.29
  95. Проблемы создания и развития открытого образования в России //Дистанционное образование, 1999 № 5.
  96. Ю.Б. Обыкновенный маркетинг (трактовка Ф. Котлера и что из нее следует)// Экономические науки 1991.
  97. Ю.Б., Самойлов В. А., Шевченко К. К. Организация работы распределенной кафедры. // Материалы конференции «Информационные технологии в управлении и учебном процессе», 1113 декабря, 2000 г. г. Владивосток.
  98. И. Обучение через Интернет это реально.// PC WEEK/RE № 43, 21 ноября 2000 г.
  99. М.И. К формированию рынка образовательных услуг // Вестник Костромского государственного педагогического университета. 1995 г. № 1.
  100. Современное университетское образование: Проблемы и перспективы: Сборник научных статей/ Под ред. A.M. Богомолова.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1994.
  101. Е.Н. Экономические отношения на рынке образовательных услуг. Дис. к.э.н. Кострома. — 1996.
  102. А.Н., Богатырь Б. Н. Моделирование и концептуальное проектирование процессов информатизации сферы образования// Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы» 1997, № 1−2(7−8).
  103. В.П. Анализ общих тенденций и возможностей интеграции российских университетов в мировое образовательное пространство. Материалы Шестой международной конференции по дистанционному образованию. Россия, Москва, 25−27 ноября 1998 г.
  104. В.П. Дистанционное образование: история, экономика, тенденции.// Дистанционное обучение, 1997, № 2.
  105. В.П. Технологии дистанционного образования в России.// Дистанционное обучение, 1996 ,№ 1.
  106. В.П., Титарев Л. Г., Шевченко К. К. Разработка технологических систем в образовании.// Материалы международной конференции «Образование в информационную эпоху» 13 июня 2001 г., М., МЭСИ, 2001 г.
  107. В.Н. Политика как основа стратегии образования // Негосударственное образование в Российской Федерации. 1997. № 1.
  108. Федеральная целевая программа «Создание системы открытого образования в России"// Дистанционное образование, 2000, № 1.
  109. В.В. Система экономических отношений в сфере образования. Дис.д.э.н.: 08.00.01 Кострома 1997 г.
  110. Т.В. Неприбыльный сектор в рыночном хозяйстве. // Российский экономический журнал. 1994.-№ 1.
  111. Т.А. Региональная система высшего образования:необходимость или дань моде? // Социально экономические проблемы формирования рыночных отношений — Комсомольск — на Амуре: Государственный технический университет, 1996.
  112. Gertz M.W., Stewart D.B., Khosla Р.К. A Human-Machine Interface of Distributed Virtual Laboratories// IEEE Robotics and Automation Magazine. -1994. Vol.1, № 4.
  113. Chevaillier Th. Moving away from central planning: using contracts to steer higher education in France // Europ. j. of education. Oxford, 1998. -Vol.33, № 1.
  114. Day C. The role of higher education in fostering lifelong learning partnerships with teachers // European j. of education. Oxford, 1998. -vol. 33, № 4.
  115. Godet M. La maladie du diplome. Proposition pour une nouvelle politigue //Futuribles. P., 1993. — № 173.
  116. Kahn J. At Cambridge. A new age // Fortune. Chicago, 1999. — vol. 139, № 3. — p. 60−68.
  117. Pechar H. Funding higher education in Austria: present mechanisms and future trends // European J. of Education. Oxford. 1998. — vol.33, № 1.
  118. Ravens J. The franchise model: refinancing higher education for lifelong learning // European j. of education. Oxford, 1998. — vol. 33, № 1.
  119. Sorrell M. Mega-Agency. The Case ofWPP// The Fifth Advertising and media Conference.-1990.- Brussels.
  120. Trow M. The Dearing Report: A transatlantic view // Ibid. 1998. — vol. 52, № 1.3. Законы, постановления.124. «О национальной доктрине образования РФ» Постановление правительства № 751 от 4 октября 2000 г.
  121. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Постановление правительства РФ от1208.94г., № 940 126. Гражданский кодекс РФ.
  122. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. Первая и вторая новая редакция. -М.: Юрайт, 2001.
  123. О ведении многоуровневой структуры высшего образования в РФ, Постановление Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 13.03.92 г. № 13
  124. Приказ Министерства образования РФ от 12.10.2000 г. № 2925 «О формировании межвузовской научно технической программы «Создание системы открытого образования».
  125. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 26.06.93 г. № 597.
  126. Федеральный закон «Об образовании»
  127. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (проект), постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ от 23.05.95 г. № 476−1 СФ.4. Словари, энциклопедии.
  128. Бизнес: Оксфордский толковый словарь.- М.: «Прогресс Академия». РГГУ.- 1995.
  129. БСЭ т. 42 Гос. институт «Сов. энциклопедия».- М.: ОГИЗ РСФСР, 1939.
  130. Краткий энциклопедический словарь.- М.: Внешсигма, 2001.
  131. Словарь иностранных слов. -М.: «Русский язык», 1980.
  132. Советский энциклопедический словарь. Изд. 3.- М.: Сов. энциклопедия, 1984.
  133. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2-х томах./ Бернар И., Колли Ж.-К М.: «Международные отношения».-1994.
  134. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1983.
  135. Финансово-экономический словарь. В 3-х томах.- М.: «Финансы и статистика».-1994.
  136. Экономикс: англо-русский словарь справочник./ Э.Дж. Долан, Б. И. Домненко.- М.: Лазурь.- 1994.
  137. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т. 3. М: Сов. энциклопедия, 1975.
Заполнить форму текущей работой