Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обеспечение финансовой конкурентоспособности предпринимательского региона в условиях сетевого взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации рассмотрен вопрос влияния иногородних филиалов банков на денежный потенциал конкретной территории. Хотя указанные филиалы зарегистрированы в данном регионе, однако денежные средства на их субкорреспондентских счетах являются собственностью головного банка, который может при необходимости распоряжаться ими по своему усмотрению, давая соответствующие распоряжения своим подразделениям… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ АСПЕКТОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
    • 1. 1. Сетевое взаимодействие как условие генезиса предпринимательского региона
    • 1. 2. Конкуренция, конкурентоспособность и проблемы формирования предпринимательских регионов
    • 1. 3. Характеристика финансовых факторов конкурентоспособности регионов
  • 2. ДЕНЕЖНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ЭЛЕМЕНТ 4 ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РЕГИОНА
    • 2. 1. Финансовый потенциал и доходная концепция роста капитализации региона
    • 2. 2. Сущность и структурные элементы денежного потенциала региона
    • 2. 3. Использование денежного потенциала в процессе сопоставления кредитоспособности регионов
  • 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МАСШТАБОВ И МОБИЛЬНОСТИ ДЕНЕЖНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
    • 3. 1. Капитализация банковской системы и рост денежного потенциала региона
    • 3. 2. Пути формирования бюджетного потенциала территории
    • 3. 3. Финансовый потенциал корпораций и населения региона

Обеспечение финансовой конкурентоспособности предпринимательского региона в условиях сетевого взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы и актуальность исследования.

В современных условиях развития России особую важность приобретает решение проблем повышения эффективности регионального управления, связанных в том числе с усилением конкурентных позиций территорий на национальном и мировом рынках. Конкурентоспособность региона в рамках общей идеи развития конкурентоспособности страны становится объектом пристального внимания учёных, предпринимателей, политических деятелей. В подготовленном Комитетом Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности совместно с Национальным институтом развития Отделения общественных наук РАН проекте федерального закона «О национальной политике развития конкурентоспособной экономики Российской Федерации» отмечается, что в настоящее время именно от конкурентоспособности зависят уровень занятости, степень раскрытия интеллектуальных способностей разных слоёв и территориальных групп населения, а также территориальные различия в уровне и качестве их жизни. Подобные проблемы повышения конкурентоспособности и уменьшения региональной дифференциация существуют во многих странах. В последнее время их решение связывается с формированием новой модели развития территорий —¦ предпринимательского региона как территории, основанной на сетях обучения предпринимательству и распространения инноваций.

Проблемы конкурентоспособности регионов получили, особенно в последние годы, достаточно широкое отражение в экономических исследованиях, представлены множеством статей, монографий и учебных пособий. Однако, с одной стороны, среди колоссального числа методологических, теоретических и методических проблем, рассматриваемых в научной литературе по региональной экономике, анализ инновационных источников повышения конкурентоспособности не получил должного развития. Остаются вне поля научных интересов исследователей вопросы смены моделей регионального развития для достижения инновационных целей. Мало изученными оказались финансовые аспекты обеспечения конкурентоспособности территорий. С другой стороны, несмотря на обилие работ, посвященных вопросам развития региональной финансовой системы, проблемы конкурентоспособности регионов в них не рассматриваются. Между тем только денежные ресурсы играют в экономике регионов особую роль, обладая способностью оперативно и эффекг тивно трансформироваться в развитые формы активов. Поэтому игнорирование влияния на экономический рост финансовых, кредитных, денежных рычагов снижает качество практических рекомендаций по эффективному региональному управлению в целях инновационного развития для хозяйственных субъектов всех уровней национальной и мировой экономики эпохи глобализации и выросшей на нё основе глокализации. В связи с этим перед экономической наукой встают задачи теоретического осмысления указанных проблем и разработки прикладных аспектов обеспечения финансовой конкурентоспособности регионов, стимулирующих сетевое взаимодействие для формирования новой модели развития.

Степень разработанности, теоретическая и практическая база исследования.

В исследовании проблем финансовой составляющей конкурентоспособности формирующихся предпринимательских регионов следует выделять три взаимосвязанных направления анализа.

Во-первых, — это изучение общих вопросов конкурентоспособности, которое является традиционным для многих зарубежных учёных, включая М. Портера, И. Ансоффа, Р. Уотермена, Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, П. Друкера и других. В последние годы отмечен активный интерес к данной проблеме отечественных исследователей таких, как Э. А. Уткин, Р. А. Фат-хутдинов, А. Ю. Юданов и т. д. Особое значение получают работы, посвящён-ные конкурентоспособности отдельных регионов, среди авторов которых И. В. Пгшгтенко, И. П. Данилов, А. И. Татаркина, Р. И. Шнипер и др. Особенностью данного направления является попытка учёных сконцентрироваться на теоретико-концептуальных вопросах, связанных с пониманием сущностных характеристик конкуренции, её источников, факторов, условий развития и механизмов управления.

Во-вторых, — это анализ финансовых ресурсов, финансового потенциала региона. Исследования Бабича А. М., Гришановой О. А., Павловой Л. Н., Васильевой М. В., Исаева Э. А., Зиберта X., Колесниковой Н. А., Коломийца А. Л., Новикова А. И., Мамсурова Т. Д., Кеселъбренера Л. Я., Тшиутиной О. И., Фадейкиной Н. В. и др. содержат комплексный анализ особенностей формирования финансового потенциала региона и его составляющих, а также охватывают аспекты совершенствования механизма его оценки. Но, вместе с тем, ряд концептуальных и методических походов к определению финансовых возможностей субъектов федерации остаётся дискуссионным. До настоящего времени нет общепризнанной трактовки категорий «финансовый потенциал», «финансовые ресурсы», «денежный потенциал». По-разному интерпретируются принципы и методы, реализующие на практике сущностные основы этих понятий, в том числе в соответствии с принципами бюджетного, налогового и конкурентного федерализма. Этими авторами не применяется понятие «финансовая конкурентоспособность региона».

В-третьих, — немногочисленные публикации, которые следует рассматривать как попытки авторов раскрыть содержание проблем оценки и обеспечения финансовых аспектов конкурентоспособности регионов, ориентированных на переход к новым моделям развития. Среди них Г. Г. Господарчук, Н. Я. Калюжнова, Т. А. Малова, Ю. В. Рожков, И. П. Чёрная, исследующие различные стороны указанной проблемы с учётом активно развивающихся на мировом рынке интеграционных процессов. Однако, анализируя в той или иной степени сетевое взаимодействие регионов, эти авторы не ставят перед собой задач комплексного исследования финансовых аспектов конкурентоспособности, выделения денежной составляющей финансового потенциала, а ограничиваются фрагментарным обращением к данной сфере в контексте своих тем исследований. Подобным образом оценивается состояние данных проблем в западной экономической науке, где проблема «предпринимательский регион» в работах Т. Лайонса, С. Лоу, Дж. Хендерсона, Ст. Вейлера и других авторов, хотя и получила самостоятельное значение, но рассматривается лишь с точки зрения концептуальных подходов «обучающегося региона», т. е. концентрации на вопросах увеличения социального и человеческого капитала территории, использующей инновационные факторы экономического роста, для повышения своей конкурентоспособности.

Таким образом, масштабных работ, посвященных изучению финансовой составляющей аспектов конкурентоспособности формирующейся модели «предпринимательского региона» сетевой по своей природе, практически нет. Эта тема остаётся малоизученной в отечественной и зарубежной литературе, что также свидетельствует о её значимости для теории и практики.

В качестве объекта исследования определена финансовые аспекты процесса формирования и развития предпринимательского региона, эффективное управление которыми является необходимым условием повышения конкурентоспособности территории на национальном и мировом рынках в условиях глокализации.

Предметом исследования является совокупность финансово-кредитных ресурсов региона, образующих денежный потенциал — наиболее мобильную и ликвидную часть финансового потенциала, стимулирующего сетевое взаимодействие территорий и обеспечивающего конкурентоспособность формирующегося предпринимательского региона.

Цели и задачи диссертационного исследования Основной целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ формирования денежного потенциала территории для обеспечения её финансовой конкурентоспособности в условиях перехода к новой модели развития — предпринимательскому региону. Для достижения цели определены и решались следующие задачи: — осуществить анализ предпринимательского региона, выявить и раскрыть его специфические черты как субъекта сетевого взаимодействия территорий в условиях глокализацииисследовать и раскрыть экономическую сущность понятий «конкуренция регионов» и «конкурентоспособность региона» с учётом возможностей генезиса предпринимательского регионана основе анализа региональной финансовой системы выделить и охарактеризовать внешние и внутренние финансовые факторы развития регионов, влияющие на их конкурентоспособность в условиях сетевого взаимодействия и формирования новой модели развития — предпринимательского регионапроанализировать методические подходы к оценке финансового потенциала региона, выявить новые подходы к анализу и использованию данной категории в хозяйственной практике с учётом возможностей развития его наиболее мобильной и ликвидной части — денежного потенциала для активизации предпринимательских сетей как основы предпринимательского регионапоказать пути усилению роли коммерческих банков, доходной части бюджета, роли корпораций и населения в обеспечении финансовой конкурентоспособности территории для создания условий формирования предпринимательского региона.

Область исследования соответствует п.п. 10.10. Методология, теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структурп.п. 10.15. Организаг (ия системы взаимодействия предпринимательских структур крупного и малого предпринимательства, формирование и развитие предпринимательских сетей Паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство)».

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись общенаучные приёмы анализа и синтеза, экономико-статистические, графические, сравнения, классификации и другие методы.

Информационной базой исследования послужили теоретические и практические рекомендации, представленные в работах отечественных экономистов, нормативная и законодательная база по вопросам регулирования региональной финансовой системы, материалы Банка России, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, данные Госкомстата РФ, статистические материалы, опубликованные в научной литературе, информация периодической печати, результаты исследований, проведённых диссертантом.

Научная новизна результатов диссертационного исследования, выносимых автором на защиту, заключается в том, что: раскрыта сущность предпринимательского региона как субъекта сетевого взаимодействия, представляющего одновременно территориально-административное образование и экономическое пространство с пульсирующими границами, развивающегося на основе предпринимательских сетей, а также обладающего определённым уровнем экономической самостоятельности и экономической и финансовой открытости, что позволило выявить новые возможности социально-экономического развития территорий в условиях глокализациис учётом возможностей генезиса предпринимательского региона предложен теоретико-методологический подход к исследованию субъект-объектной природы региональной конкуренции, на основе использования которого выявлены её три формы: экономическая (включая финансовую составляющую), территориальная, сетевая, что существенно дополняет формирующуюся теорию конкурентоспособности регионовуточнено содержание «конкурентоспособности региона», которое предложено рассматривать с учётом особенностей сетевой конкуренции территорий РФ, как способность регионов управлять потоками товаров, ресурсов и использовать возможность капитала генерировать высокий уровень жизни населенияпредложен авторский подход к оценке финансового потенциала формирующегося предпринимательского региона на основе доходной концепции, позволяющей при дальнейшем её развитии определить основные инструменты повышения капитализации территорий как формы предпринимательского доходадано авторское определение понятия «денежный потенциал региона» и выявлены особенности его оценки, необходимой для выработки адекватных мер социально-экономической политики, для формирования предпринимательского региона.

Основные научные результаты, выносимые на защиту и отражающие конкретный личный вклад диссертанта в разработку проблемы, состоят в следующем: на основе обобщения взглядов отечественных и зарубежных учёных определены основные признаки предпринимательского региона как новой модели развития региона, основанной на предпринимательских сетях и ориентированной на инновационное развитиесформулированы теоретические положения, характеризующие конкуренции регионовдано теоретико-экономическое обоснование эволюции представлений о сущности и формах конкуренции регионов, её субъект-объектной природы, а также роли её субъектов в обеспечении конкурентоспособности территорийвыявлены факторы сетевой конкурентоспособности регионов, среди которых особую роль играют финансово-кредитные ресурсы территориисистематизированы существующие в экономической литературе методики оценки конкурентоспособности на основе финансового потенциалаапробирована авторская методика оценки денежного потенциала применительно к РФ, которую можно использовать для расчётов денежных потенциалов субъектов Российской Федерации при обосновании их перехода на новую модель развития — предпринимательский регион — даны рекомендации по усилению роли коммерческих банков, доходной части бюджета, роли корпораций и населения для обеспечения финансовой конкурентоспособности формирующихся предпринимательских регионов.

Теоретическая значимость работы заключается в развитии научных подходов к обеспечению конкурентоспособности формирующихся предпринимательских регионов на основе организации управления факторами и ресурсами региональной финансовой системы как условия эффективного развития предпринимательских сетей.

Практическая значимость диссертационного исследования связана с тем, что использование его результатов позволит принимать обоснованные решения по использованию финансовых и денежно-кредитных ресурсов при разработке мер региональной политики, направленной на повышение всех форм конкурентоспособности территории в условиях её перехода к новой модели развития — предпринимательскому региону.

Апробация работы осуществлялась в ходе обсуждения её результатов на международных, российских и региональных научных и научно-практических конференциях (Барнаул — 2007, Биробиджан — 2007, Владивосток — 2007, Екатеринбург — 2007, Пермь — 2007, Ростов — 2007, Хабаровск — 2007, Санкт-Петербург — 2007,2008).

Публикации. По результатам исследования опубликовано 24 работы общим объёмом 5,48 п.л., из них лично автором — 5,04 п.л. В журналах по Перечню ВАК России опубликовано пять работ общим объёмом 1,4 п.л., из них лично автором три объёмом — 0,95 п.л.

Объём и структура диссертационной работы. Диссертационное исследование изложено на 219 страницах текста (включая приложения), состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников из 170 наименований, в том числе на английском языке — 26, восьми приложений. Работа иллюстрирована пятнадцатью таблицами, семью рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Многие стратегии социально-экономического развития регионов за рубежом предусматривают создание предпринимательских регионов как территорий инноваций. Такие цели ставятся не только для регионов, известных научными разработками, типа Силиконовой долины, но и для проблемных территорий, например, аграрных областей США. Несмотря на прикладную значимость, проблема «предпринимательского региона» ещё не получила достаточного теоретического осмысления, ведь в практике формирования региональных стратегий это понятие используется в контексте постановочных идеологических задач, а не сущностных явлений, раскрывающихся посредством формулирования целей на основе принципов SMART (от англ. — specific (конкретный), measurable (измеримый), achievable (достижимый), relevant (насущный), timed/timed-bound (определённый во времени).

Концепция «предпринимательского региона» базируется на теории «обучающихся регионов», которые характеризуются особой ролью сотрудничества и коллективного обучения в региональных кластерах и сетях, обеспечивающих инновационность и конкурентоспособность фирм и регионов в экономике знаний.

Анализ теории и практики, проведённый соискателем, показывает необходимость более широкого понимания предпринимательского региона. Оно должно выходить за рамки обучающего региона, действующего только на основе предпринимательской развивающейся системы, которая в контексте стратегического планирования культивирует «предпринимательский дух» и/или предпринимательскую культуру. Содержание этого понятия следует расширить с учётом изменений, которые наблюдаются в условиях и источниках развития территорий, в самой природе региона, и во многом обусловливаются эффективностью сетей.

Автором предлагается определение предпринимательского региона, действующего в условиях глокализации как субъект сетевого взаимодействия. Предпринимательский регион — это сетевой регион узлового типа, обеспечивающий координацию всех локализованных и рассредоточенных элементов социально-экономической системы на основе развития сетей обучения предпринимательству и развития инноваций, а также обладающий определённым уровнем экономической самостоятельности, экономической и финансовой открытости.

В диссертации показано, что эффективность регионального управления тесным образом связана с усилением конкурентных позиций территорий на национальном и мировом рынках. Проблемы конкурентоспособности регионов получили широкое отражение в экономических исследованиях, но анализ финансовых факторов и ресурсов конкурентоспособности территорий не получил должного развития. Между тем, денежные ресурсы играют в экономике регионов особую роль, обладая способностью оперативно и эффективно трансформироваться в наиболее эффективные формы активов.

В результате исследования показано, что многообразие научных изысканий, посвященных исследованию сущности регионов и их дифференциации, имеет общую характеристику. Большая часть изысканий разрабатывалась в условиях индустриального общества, потребностям которого были призваны удовлетворять создаваемые в них концепции и теории регионального развития. Сегодня формируется новая научная парадигма, связанная с переходом от индустриальной к постиндустриальной стадии развития общества, от иерархических управляемых централизованных систем к децентрализованным, сетевым.

Сетевая модель организации, представляющая собой совокупность связей между группой экономических агентов, находящихся в каких-либо взаимодействиях друг с другом, позволяет снижать издержки, осуществлять дифференциацию трудовых ресурсов и обеспечивает новое качество капитала, увеличивая его мобильность. Поэтому можно изучать регион как особую социально-экономическую систему, которая характеризуется территориальной локализацией одних элементов в административно очерченных границах при пространственном рассредоточении других элементов в зависимости от целей и объекта сетевых сделок. Выделение двух особых характеристик региона как субъекта сетевого взаимодействия имеет принципиальное значение и основывается на различии понятий «территория» и «пространство» в условиях глокализации.

Глокализационные процессы усиливают различие между территориально локализованными и пространственно рассредоточенными элементами социально-экономической системы региона, ибо глокализация, ведёт размыванию национальных границ. Исследование этих процессов показывает, что глобализация действует на локальный уровень экономики в трёх основных взаимозависимых областях. Во-первых, — это область торговли, то есть, обмен товаров, услуг и труда. Во-вторых, — область инвестиций в производство и другие сектора экономики, и, в-третьих, — это финансы, включая банковское дело.

Финансовая область взаимодействия является наименее исследованным аспектом проблемы развития глокализации. А ведь именно в финансовой сфере происходит многократное приумножение основных капиталов, в то время как производство и сфера услуг выступают, скорее всего, в качестве первичной основы получения необходимых ресурсов, которые затем вкладываются в финансовые рынки. Именно финансовые аспекты глокализации должны быть в центре исследования пространственно-сетевой природы регионов.

Процессы глобализации и глокализации позволяют говорить о финансовой открытости региона. Эту открытость следует рассматривать с двух позиций. Первая — институциональная открытость — характеризует состояние инфраструктуры, обеспечивающей условия для эффективного использования капитала и включающей защиту прав собственности, отлаженное хозяйственное право, законодательство о банкротстве, развитые финансовые рынки. Слабость рыночных институтов определяет чрезвычайно низкую открытость субъектов РФ. Вторая сторона финансовой открытости — функциональная. Она предполагает оценку степени вовлечения экономики региона в систему международного разделения труда на основе мобильности капитала. В измерении такой открытости существуют определённые проблемы, связанные с существующей статистической базой. На уровне страны данные о движении капиталов, отражаемые в платёжном балансе, дают хотя и неполную, но весьма существенную информацию о степени вовлечённости национальных финансовых рынков в мировую финансовую систему. Составить же отдельный платёжный баланс для региона не представляется возможным. Это связано не только с трудностями методологического характера, несовершенством российской статистической базы, но и существованием значительного теневого сектора.

В условиях глокализации, когда регион становится самостоятельно действующим агентом национальной экономики и мировых конкурентных процессов, необходима разработка новых требований к формированию и реализации региональной политики, важнейшей целью которой становится повышение конкурентоспособности российских регионов.

Общепризнанной теории конкуренции и конкурентоспособности регионов, подобной теориям конкуренции фирм и международной конкуренции пока не разработано, хотя проблемы конкурентоспособности регионов уже перешли в прикладную область, приобрели очевидный прагматизм. При этом проблемы сетевого взаимодействия в российской литературе практически не рассматриваются.

Развитие сетей происходит по нескольким каналам — через филиалы производственных и коммерческих структурчерез размещение ценных бумаг на биржах и внебиржевом рынке, и через валюту (продажа не только товаров, но и финансовых инструментов за границу и т. д.). Взаимодействие структур регионов создаёт особые зоны взаимопроникновения экономик как совокупности товарных, ресурсных, финансовых и других потоков.

Полноценное развитие регионов в современных условиях не может основываться только на средствах бюджета, даже с учётом возможного федерального финансирования отдельных программ развития, а требует создания условий и организационных рамок для массового притока негосударственных инвестиций. Развитие предпринимательских структур в сетевой экономике обретает особую форму — кластер, включающий в себя взаимосвязанные элементы единой сети промышленно-торговой инфраструктуры, основных производителей и потребителей, а также сопутствующих и обслуживающих её компаний в рамках одного или нескольких регионов, включая и иностранные территории.

Развитие сетевого взаимодействия регионов, обусловливающее их переход от интегрированной (централизованной) модели к сетевой, требует особого внимания субъектов конкуренции к созданию эффективной региональной финансовой системы. Именно эта система, формирующая и аккумулирующая региональные финансы, обеспечивающая оптимизацию расчётов, внутрирегиональный перелив капитала с целью дальнейшего реинвестирования в реальный сектор экономики, а также привлечение сторонних инвестиций, является одним из основных факторов повышения конкурентоспособности территории.

Анализ позволил выделить три основных подхода к определению понятия «региональная финансовая система». В основном финансовую систему рассматривают с двух позиций: как совокупность определённых сфер и звеньев финансовых отношений и/или как совокупность финансовых учреждений региона. Третий подход предполагает изучение региональной финансовой системы как формы организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта региона. Данные подходы не противоречат, а дополняют друг друга и должны рассматриваться в комплексе.

Эффективность развития региональной финансовой системы в условиях глокализации должна определяться интенсивностью финансовых потоков, связывающих локально сконцентрированные и пространственно рассредоточенные элементы социально-экономической системы территории. Содержание понятия «финансовые потоки региона» в условиях глокализации не может ограничиваться традиционным для отечественной науки толкованием как отражение движения финансовых ресурсов территории, включая бюджетные или денежные потоки предприятий, или доходы и расходы населения без учёта их взаимосвязей.

Автором определены финансовые потоки регионов — участников сетевого взаимодействия — в условиях глокализации как специфический кругооборот финансовых ресурсов территории в определённый период времени, связанный с формированием и использованием капитала всех субъектов региональной экономики, сопутствующий и обслуживающий соответствующие потоки товарно-материальных или нематериальных ценностей, возникающие на национальном и мировом рынках. Его развитие предполагает усиление финансовой открытости региона при одновременном контроле угроз национальной безопасности для эффективной интеграции страны в мировое хозяйство. При этом расширение финансовых связей в глокальном пространстве можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, обслуживание внешнеэкономических связей участников рынка. Во-вторых, отношения непосредственно между различными финансовыми институтами в сфере реализации совместных проектов, обмена информацией и опытом. Поэтому регулирование финансовых потоков на территории остаётся важнейшей задачей региональной администрации не только с точки зрения оценки межотраслевых соотношений, мониторинга уровня цен и тарифов на товары и услуги естественных монополистов, формирования политики доходов, корректировки налоговых отношений, но и для развития реальной конкуренции между её участниками на национальном и мировом рынках.

Использование модели пяти сил М. Портера для анализа внешних финансовых факторов конкурентоспособности региона позволяет сделать следующие выводы:

1) Появление новых конкурентов — участников межрегиональных связей на национальном и мировом рынке.

2) Появление товаров-заменителей (услуг-заменителей) как результата развития финансового сектора.

3) Рыночная власть поставщиков — влияние целевых рынков на развитие региона.

4) Рыночная власть покупателей.

5) Соперничество между действующими конкурентами.

Использование автором модели пяти сил к анализу конкурентной среды региональных финансовых рынков позволяет выделить дополнительно к указанным пяти внешним факторам конкурентоспособности по методологии МЭТ, шестой — институциональный фактор, позволяющий анализировать состав субъектов региональной конкуренции, предоставляемые ими услуги и характер возникающих между ними взаимоотношений, соответствующий определённой форме конкуренции (экономической, пространственной или сетевой). Это имеет принципиальное значение для разработки эффективной стратегии социально-экономического развития любой территории, которая в условиях ограниченных ресурсов может использовать сетевое взаимодействие для решения двух задач: привлечения дополнительных ресурсов других регионов, например, в процессе выпуска региональных облигаций для инвестирования совместных проектов, или же экспансии продаж собственной продукции на новых рынках.

Автором показано, что поскольку все коммерческие предприятия и другие организации обязаны хранить средства на счетах в кредитных организациях, то средства на корсчетах банков, а также в их кассах являются компонентой денежного потенциала региона. Масса указанных денег, сравниваемая по регионам, может косвенно показывать рейтинг конкурентоспособности конг кретного региона по наиболее мобильной части денежного потенциала. Денежный потенциал территории, его масштабы и скорость оборота, по мнению автора, являются важным фактором становления предпринимательского региона.

В диссертации рассмотрен вопрос влияния иногородних филиалов банков на денежный потенциал конкретной территории. Хотя указанные филиалы зарегистрированы в данном регионе, однако денежные средства на их субкорреспондентских счетах являются собственностью головного банка, который может при необходимости распоряжаться ими по своему усмотрению, давая соответствующие распоряжения своим подразделениям (филиалы, дополнительные офисы и пр.). Аналогичная картина наблюдается и по филиалам предприятий и организаций, хотя их текущие счета открыты в других регионах, но собственником средств являются головные фирмы. Кроме того, активы этих подразделений, независимо от места их размещения, в статистическом учёте отражаются по месту нахождения головной организации, что вполне вписывается в наши представления о характере сетевой конкуренции. Поэтому денежные средства филиалов на их счетах следует включать в денежный потенциал региона по месту нахождения головной организации. Средства филиалов, находящихся на данной территории, следует исключать из состава денежного потенциала этого региона. Денежные средства на счетах подразделений, функционирующих в других регионах, головные организации которых зарегистрированы в данном регионе, следует включать в денежный потенциал по месту нахождения указанных организаций.

Указанный подход позволяет чётко выделить очень важный компонент региональной конкуренции — соперничество за денежный потенциал филиалов, то есть стремление превратить этот потенциал в финансовые ресурсы. Для этого региональные администрации должны принимать меры для формирования устойчивого и высокодоходного портфеля территориальных инвестиционных проектов. Диссертант связывает этот процесс, прежде всего, с формированием регионального портфеля облигаций, развитием потребительского, ипотечного кредитования, а также долгосрочным кредитованием инвестиционных проектов, что полностью соответствует теоретическим постулатам процесса организации сетевой конкуренции территорий, развитию не только межрегиональных, но и глобальных обменов на открытом рынке.

Автором выведена формула расчёта денежного потенциала регионав статике в самом общем виде она будет выглядеть следующим образом:

Мдпр = Дту — Диф + Ддф + МОн + МОо (1) где Мдпр — денежный потенциал региона;

ДТу — все безналичные денежные средства на корсчёте территориального управления Банка России конкретного региона (края, области);

Диф — деньги на субкорсчетах филиалов иногородных банков, текущих счетах подразделений головных предприятий и организаций, зарегистрированных в другом регионе;

Ддф — деньги на субкорсчетах филиалов банков, текущих счетах подразделений головных предприятий и организаций, зарегистрированных в данном регионе, но находящихся в другом регионе;

М0Н — неорганизованная часть налично-денежного обращения региона;

М0о — организованная часть налично-денежного обращения региона.

В данную формулу диссертантом не включены деньги, обращающиеся в виртуальных платёжных системах других регионов, деньги, тезаврированные в слитковое золото, а также некоторые иные компоненты, не оказывающие пока существенного влияние на денежный потенциал территории (памятные монеты из драгоценных металлов и т. д.).

Расчёт денежного потенциала региона важен не только как определение абсолютной величины денежных ресурсов. Он значим для оценки эффективности деятельности хозяйственных субъектов, в том числе самого региона как участника сетевого взаимодействия, предполагающей разработку мер совершенствования экономических, организационных, институциональных, финансовых механизмов, нацеленных на повышение капитализации региона, усиление его конкурентоспособности. Доказано, что основой такой оценки может стать, в частности, сопоставление кредитоспособности территорий.

Показатели кредитоспособности, характеризующие условия качества управления бюджетами, показывают потенциальные возможности погашения долгов, которые в перспективе может накопить данный субъект денежных заимствований. Такой подход, конечно, имеет смысл. Однако он не является полным, ибо фактически не учитывает сетевого характера функционирования региона и его развития. Именно автором предлагается использовать понятие «денежный потенциал региона», которое, во-первых, можно подсчитать количественно, во-вторых, оно может органично дополнить финансовые показатели, используемые при определении кредитоспособности региона. Это позволит рассматривать регион в качестве полноправного заёмщика, аналогично иным субъектам рынка. В-третьих, степень развитости денежного потенциала региона, является элементом, характеризующим конкурентоспособность региона, ибо данный потенциал является синтетическим показателем, вбирающим в себя не только показатели бюджета, но и банков, страховых организаций, предприятий данного региона с учётом потенциальных возможностей использования ресурсов их сетевых подразделений (филиалов и т. п.), а также показатель состояния налично-денежного оборота.

Показатель «денежный потенциал региона» следует рассматривать в динамике. Только так можно показать уровень деловой активности предприятий и организаций конкретной территории. Низкий оборот средств (то есть процесс превращения денежного потенциала в другие активы), включаемых в данный потенциал, является свидетельством деградации коммерческих структур (снижение доли рентабельных предприятий, роста дебиторской задолженности и пр.) и деструкцией бюджета.

Автором сделан расчёт специально предложенного денежного агрегата Мл, оценивающего высоколиквидный денежный потенциал в целом по России. На начало 2007 года величина Мл составила 6 993,4 млрд рублей. На начало 2008 года — 10 357,7 млрд рублей. Как видим, индикатор Мл вырос за год в целом по России на 3 364,3 млрд рублей.

Полученный денежный агрегат можно применить для расчёта коэффициента монетизации применительно к денежному потенциалу (Кмл), а также обратный ему показатель — число оборотов средств денежного потенциала страны (Сол).

В 2006 г. Кмл был равен 0,212 (2,12 процента), а число оборотов (Сол) —.

4,72.

Эту методологию расчёта автор предлагает применить к региональному уровню (вместо ВВП следует применять ВРП, а денежный потенциал рассчитывается с учётом сетевой составляющей). Коэффициент (Кмл) и скорость оборота (Сол) следует применять, в числе иных показателей, при определении рейтинга регионов на предмет их кредитоспособности.

Диссертантом выявлены функции, присущие денежному потенциалу коммерческих банков, как ведущему финансовому ресурсу российской экономики. Существенная доля денежных средств на корсчетах коммерческих банков это — привлечённые средства, часть из которых предназначена для обслуживания расчётов, а другая к прочим операциям. Поэтому эти финансовые потоки предложено назвать «операционные», а функцию — «операционная».

Вторая функция — «защитная». Её защитные механизмы связаны с обеспечением ликвидности и самого банка, и его клиентов. Практически любые проблемы кредитных организаций начинаются с нарушения защитной функции денежного потенциала.

Третья функция — инвестиционная. Она связана с обеспечением клиентов банка (и самого банка) денежными средствами, необходимыми для перечисления непосредственно на инвестиционные цели. Здесь мы особо подчёркиваем, что сами деньги не являются инвестициями, они лишь их источник.

Четвёртая функция, вытекающая из сущности денежного потенциала, названа «аккумуляционная». В условиях развитости рыночных отношений (рынок краткосрочных ценных бумаг, межбанковский кредитный рынок и т. д.) эту функция, хотя и является обязательной, выполняется мимолётно, быстро. Деньги, длительное время задерживающиеся на счетах клиентов, как и деньги самого банка на его корсчёте, добавляют ликвидность, но не приносят дохода.

Говоря о необходимости увеличения доходной базы бюджета, в диссертации предложено внести в «Паспорт доходного потенциала муниципальных образований» показатели движения денежного потенциала территории.

Исследуя процессы увеличения денежного потенциала территории, автором рассмотрены меры по уменьшению налично-денежного оборота. Идеальный вариант, — когда на руках у населения находится минимально возможный объём денежных средств. Поэтому остро стоит задача увеличить число пластиковых программ для домохозяйств. Самое главное сделать так, чтобы пластиковые карты служили не для получения наличных в банкоматах, а предназначались для безналичных расчётов в торговых сетях. Кроме того, счета граждан по пластиковым программам идеально подходят для расчётов через систему.

Internet.

Предложено для крупных супермаркетов внедрение в практику лимитов использования расчётов граждан с помощью пластиковых карт, рассчитываемых от месячного товарооборота с постепенным увеличением данного лимита по годам. Такие лимиты будут побуждать предприятия торговли активнее работать с коммерческими банками, а также выпускать собственные пластиковые карты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Ф. Международные экономические отношения. М., 1999.
  2. Э. Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.
  3. Г. Местное самоуправление: публично-властный и территориально-корпоративный аспекты // Российский экономический журнал. 2000. № 1.
  4. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  5. В. В. Сравнительная капитализация России и стран мира (стенограмма выступления) Электронный ресурс. — http://www.csr-nw.ru.
  6. Э. Ф. Ресурсная база российских банков // ЭКО. 2007. № 2.
  7. М., Гришин П. Повышение кредитного качества субфедеральных облигаций и вопросы финансовой несостоятельности регионов // Рынок ценных бумаг. 2003. № 24.
  8. А. М., Павлова JI. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
  9. А. В., Есиповский И. Э., Зубов Д. Л. Проблемы инвестирования предприятий финансово-промышленных групп. М.: Изд-во ВИА, 1996.
  10. Т. И. Разграничение налоговых полномочий между субъектами налоговой политики // ЭКО. 2007. № 1.
  11. М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития / пер. с англ. М.: ТЕИС. 2002.
  12. В. С. Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград: Янтар. сказ, 1998.
  13. П. Г., Рожков Ю. В. Денежная эмиссия и конкурентоспособность региона // Сибирская финансовая школа. 2007. № 3.
  14. П. Г., Рожков Ю. В. Денежный потенциал региона как фактор кредитоспособности территории // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2008. № 2.
  15. Е. Б. Негативные тенденции, проявившиеся в торговых отношениях между ДФО и провинциями Северо-востока Китая Электронный ресурс. — http://gazeta.azia-press.ru.
  16. С. П., Заусаев В. К. Институциональные факторы развития внешнеэкономического комплекса на Дальнем Востоке // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2006. № 1.
  17. М. А., Куницина С. Ю., Нечаев В. В. Оценка кредитного рейтинга региона/Восточно-Сибирская правда. 2000. 25 ноября.
  18. М. В. Конкурентоспособность и потенциал кластеризации отраслей экономики Иркутской области // ЭКО. 2006. № 12.
  19. С. Н., Рожков Ю. В., Щуплова Е. А. Розничный коммерческий банк: социальное стратифицирование: монография / под научной редакцией проф. Ю. В. Рожкова. Хабаровск: РИЦХГАЭП, 2006.
  20. Н. К., Рожков Ю. В. Валютное регулирование приграничнойторговли. Хабаровск: РЩ ХГАЭП, 2005.
  21. Ворота в глобальную экономику / пер. с англ. под ред. В. М. Сергеева. М.: ФАЗИС, 2001.
  22. А. Д. Политическая компаративистика как часть дискурса мирового комплексного регионоведения: общие закономерности и специфика их трансформации на Востоке // Восток. Афро-азиатские общества: История и современность. 2005. № 4.
  23. Вступительное слово на совместном заседании Совета Безопасности и президиума Государственного совета 24 февраля 2004 г. Электронный ресурс. — http://www.kremlin.ru/appears/2004/02/24/.
  24. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины / гл. ред. А. Трёшников. М.: Советская энциклопедия, 1988.
  25. А. Г. Основы региональной экономики. М.: Высшая школа экономики, 2000.26 .Господарчук Г. Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. М.: Финансы и статистика, 2006.
  26. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М.-СПб.-Н.-Й.: ИЦ «ЕЛИМА», ИД «Питер», 2006.
  27. И. П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология). М.: «Канон+», ОИ «Реабилитация», 2007.
  28. П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. М.: Прогресс, 1988.
  29. А. М., Казанцев С. В. Консолидация финансовых ресурсов в регионах // ЭКО. 2007. № 12.
  30. Л., Евстигнеев Р. Глобализация и российские регионы // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 1.
  31. Л., Евстигнеев Р. Макроэкономические аспекты региональной политики // Экономическая политика. 2006. № 4.
  32. А. В., Егоров Д. Г. Денежное обращение в регионах России //ЭКО. 2007. № 3.
  33. Д. А., Бочарова И. В. Анализ и оценка кредитоспособности заёмщика. М.: КноРус, 2004.
  34. Е. В., Ферова И. С., Инюхина Е. В., Старцева Ю. И. Интегральная оценка детерминант конкурентоспособности регионов // ЭКО. 2007. № 11.
  35. В. К. Стратегическое развитие муниципальных образований: методология и практика планирования / В. К. Заусаев, Л. С. Воронцова, С. П. Быстрицкий, А. С. Анисимов. Москва, 2007.
  36. Г. С., Рожков Ю. В., Терский М. В. Муниципальный бюджет, ориентированный на результат: подходы к управлению. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2004.
  37. ИзардУ. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.
  38. В. И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развитияи регулирование. Владивосток: Дальнаука, 1998.
  39. Н. Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС, 2003.
  40. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  41. А. А. Показатели платёжеспособности и ликвидности в оценке кредитоспособности заёмщика // Деньги и кредит. 1996. № 12.
  42. И. К вопросу о соотношении реального и финансового секторов // Вопросы экономики. 2006. № 9.
  43. А. Б. Экономика Хабаровского края: проблемы и перспективы развития. Владивосток: Дальнаука, 2004.
  44. В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2000.
  45. С. Н. Местные бюджеты // Дальний Восток России: экономический потенциал. Владивосток: Дальнаука, 1999.
  46. С.Н. Кредитоспособность региона. Хабаровск: РИОТИП, 2003.
  47. С. Н., Иванченко О. Г., Рензин О. М. Формирование финансовой базы региона. Владивосток: Дальнаука, 2001.
  48. С. Н., Корсунский Б. Л., Барабаш Е. С. Региональная экономика и управление: экономика Дальнего Востока. Владивосток: Дальнаука, 2007.
  49. А. Б. Регионы в современном мире// Социологические ис- • следования. 2006. № 5.
  50. Т. Г., Останин В. А., Рожков Ю. В. Теневые инвестиции: сущность, оценка масштабов. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2006.
  51. М. Новый регионализм в Западной Европе // Логос. 2003.6.
  52. И. М. Кредитоспособность регионов: анализ и оценка: дисс.. канд. экон. наук. М., 2005.
  53. О. В. Регион как типологическое понятие // Сибирская финансовая школа. 2006. № 3.
  54. А. Л., Новикова А. И. О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе // Налоговый вестник. 2000. № 3.
  55. О. В., Рохчин В. Е. Стратегическое планирование развития регионов России. СПб.: Наука, 2003.
  56. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. Ю. К. Перского, Н. Я. Калюжновой. М.: ТЕИС, 2003.
  57. Г. Д. Идея пространственности в географии // Известия РАН. Сер. геогр. 1992. № 6.
  58. А. А. Сравнительный анализ финансовых систем с помощью финансовых балансов // ЭКО. 2007. № 10.
  59. В. Капитализация регионов: проблемы, задачи, механизмы (стенограмма выступления) Электронный ресурс. — http://www.csr-nw.ru.
  60. В., Щедровицкий П. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. М.: Европа, 2005.
  61. А. К. Роль государства в повышении международной конкурентоспособности регионов. Дисс.. канд. экон. наук. М., 2004.
  62. Н. И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования // Социологические исследования. 2006. № 8.
  63. В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2000.
  64. В. И., Кравченко Н. А. Банковская система как фактор регионального развития // ЭКО. 2006. № 12.
  65. И. Некоторые вопросы анализа и оценки кредитоспособности регионов. Электронный ресурс. — http://www.bankclub.ru/files/seminars/ slide 1 710 059. doc.
  66. Н. А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000.
  67. Конкурентоспособность России в глобальной экономике / под ред. А. А. Дынкина, Ю. В. Куренкова. М.: Международные отношения, 2003.
  68. Э. К. Управление воспроизводством финансового потенциала региона (на примере Удмуртской Республики). Автореферат дисс.. канд. экон. наук. Ижевск, 2005.
  69. Г. Д. Идея пространственности в географии // Известия РАН. Сер. геогр. 1992. № 6.
  70. П. А. Обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов экономических субъектов в условиях инновационной экономики: теория и методология исследования. Автореф. дисс.. д-ра экон. наук. Орёл, 2007.
  71. А. М. Бизнес-среда и бизнес-стратегии в условиях конкуренции юрисдикций // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 2.
  72. А. М. Между «клановым капитализмом» и «управляемой демократией» // Свободная мысль — XXI. 2004. № 6.
  73. Л. Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии / науч. ред. О. П. Литовка. СПб.: Наука, 2004.
  74. А.А. Настоящее и будущее виртуальных карточек // Мир карточек. 2003. № 7.
  75. Е. В. Формирование финансово-инвестиционного механизма интенсивно развивающейся территории (на примере Тюменской области). Дисс.. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2007.
  76. Т. А. Капитализация в условиях национальной экономики. Дисс.. д-ра экон. наук. М., 2007.
  77. , Т. Д., Кесельбренер Л. Я. Бюджетный федерализм: экономика и политика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
  78. И. Е. К вопросу об экономической безопасности иконкурентоспособности: региональный аспект. Электронный ресурс. — www.ostn.ru/conf7soc2002/papers/medushevska.
  79. Механизмы повышения конкурентоспособности экономики регионов / Смирнов С. Н., Симачёв Ю. В., Засимова JI. С., Чулок А. А. Препринт WP1/2005/06. М.: ГУ ВШЭ, 2005.
  80. Р., Ван-Хуз Д. Современные деньги и банковское дело. М.: ИНФА-М, 2000. С. 7.
  81. Е. А. Бюджетная задолженность и конкурентные позиции регионов в системе факторов глобальной конкурентоспособности // Экономические науки. 2006. № 12.
  82. С. П. Пространственные и временные аспекты экономико-географического положения производственных территориальных систем // Региональные исследования. 2004. № 2.
  83. В. Эволюция моделей федерализма — российский и зарубежный опыт // Экономическая политика. 2007. № 1.
  84. А. Геокон // Политический класс. 2006. № 12.
  85. А. С. Теория региональных рынков: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
  86. С. И. Теоретические проблемы управления экономичен ским пространством современной фирмы. Барнаул: Изд-во АГУ, 2004.
  87. Общее европейское экономическое пространство: перспективы взаимоотношений России и ЕС / под ред. Э. Брюна и др. М., 2004.
  88. О. П. Управление развитием регионов на основе модернизации денежно-кредитной политики Электронный ресурс.: Дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05, 08.00.10. М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
  89. JI. Г. Регионализм и федерализм: учебное пособие / Новосибирск: Сиб. акад. гос. службы, 1998.
  90. О проблемах комплексного социально-экономического развития регионов РФ и основных итогах за I полугодие 2007 г. Доклад зам. министра регионального развития В. А. Дедюхина, 7 сентября 2007 г. Электронный ресурс. — http://www.minregion.ru.
  91. О. А. Методология формирования и институциональное регулирование конкурентоспособности территориально- организованных экономических систем. Автореф. дисс.. д-ра экон. наук. Улан-Удэ, 2006.
  92. С. В. Программно-целевой подход в региональной экономике//ЭКО. 2007. № 1.
  93. М. Конкуренция. М: Издательский дом «Вильяме», 2005.
  94. Приграничная торговля с РФ // Цзинъжун янъцзю. 2003. № 10. Электронный ресурс. — http://www.polpred.ru/.
  95. О. М. Региональная социально-экономическая динамика:
  96. Дальний Восток и Забайкалье / отв. ред. П. А. Минакир. Хабаровск: РИОТИП, 2003-
  97. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы / под ред. А. И. Трейвиша и С. С. Артоболевского. М.: Едиториал УРСС, 2001.
  98. Региональная экономика: учебник / под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2005.
  99. Реформирование федеративных отношений в России (взгляд с позиции конкурентного федерализма) // Вопросы экономики. 2000. № 10.
  100. Э. Региональные сети ЭС и сферы компетенций между городами в многоуровневой системе ЕС // Муниципальные и региональные процессы в условиях глобализации и европеизации / под ред. Г. В. Витткэмиера, Г. Я. Козлова, В. С. Авдонина. М.: КДУ, 2006.
  101. Ю. В., Тишутина О. И. Особенности бюджетного регулирования приграничных субъектов РФ // Сибирская финансовая школа. 2007. № 1.
  102. Ю. В., Тишутина О. И. Современные проблемы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2007. № 3.
  103. Ю. В., Чёрная И. П. Таможенное регулирование приграничного сотрудничества в ракурсе институционального анализа // Таможенная политика на Дальнем Востоке. 2007.№ 3.
  104. В. Региональные аспекты защиты конкуренции на рынке финансовых услуг// Конкуренция и рынок. 2005. № 27. Электронный ресурс. — http://www.konkir.iu/article.phtm.
  105. С. Н. Формирование доходного потенциала регионов в условиях реформы бюджетного процесса // ЭКО. 2006. № 10.
  106. В. Г., Греков И. Е. О воздействии уровня монетизации экономики и структуры денежной массы на эффективность социально-экономического развития // Финансы и кредит. № 5 (143). 2004.
  107. И. Г. Организационно-экономический механизм формирования территориально-производственного комплекса в регионе. Автореферат дисс. канд. экон. наук. Майкоп, 2007.
  108. Е. В. Геоэкономическое измерение локальных систем: Теория и методология глобально-локального анализа. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2004.
  109. В. М., Казанцев А. А. Сетевая динамика глобализации и типология «глобальных ворот» //Политические исследования. 2007. № 2.
  110. Ю. А., Масленников В. В., Масленников О. В. Развитиерегиональных банков в России // ЭКО. 2007. № 9.
  111. Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: перевод. М.: Политиздат, 1990.
  112. А. В. Формирование инвестиционной среды в процессе конкурентного развития банковской системы и рынка ценных бумаг. Автореферат дисс.. д-ра экон. наук. Орёл, 2007.
  113. Н. Н. Оценка социально-экономической конкурентоспособности региона // ЧиновникЪ. 2004. № 4 (32). Электронный ресурс. — http://chinovnik.uapa.ru.
  114. О. И. Формирование бюджетной стратегии приграничного субъекта Российской Федерации / под научной ред. В. И. Самарухи. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.
  115. Управление развитием городов и регионов Электронный ресурс. — http://kirgach.oaokiz.rU/obzor/spkkirgach/l .php
  116. Н. В., Щербина В. Г. Реформирование системы местных бюджетов в современных условиях. Новосибирск: СИФБД, 2000.
  117. Р. А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  118. Р. А. Структурные и финансовые факторы устойчивого развития экономики региона. Дис.. докт. экон. наук. М., 1999.
  119. А. И., Смольянинова Е. Н. Маркетинговые программы депозитных операций в коммерческих банках: монография. Владивосток: Дальнаука, 2007.
  120. С., Дорнбуш Ф., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1997.
  121. Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1993.
  122. И. О. Финансовые ресурсы региона и проблемы их регулирования. Дисс.. канд. экон. наук. Иркутск, 1995.
  123. Е. Анализ кредитоспособности российских регионов-эмитентов ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 2001. № 14.
  124. И. П. Проблемы управления развитием приграничного региона в условиях глокализации. Владивосток: ВГУЭС, 2006.
  125. И. П. Конкурентная стратегия приграничного региона // Практический маркетинг. 2006. № 2.
  126. И. П. Проблемы анализа конкурентоспособности и конкурентного потенциала приграничного региона // Экономические науки. 2006. № 12.
  127. И. П. Управление устойчивым развитием приграничного региона на основе конкурентного потенциала / под науч. ред. Ю. В. Рожкова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.
  128. И. П. Глокальная финансомика: опыт анализа / в кн.: «Современные проблемы и перспективы развития финансовой и кредитной сфер экономики России XXI века» / под науч. ред. Ю. В. Рожкова, В. Ф. Бадюкова, И. М. Соломко. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2007.
  129. Р. И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996.
  130. В. Т., Isaksen A. Regional Innovation Systems: The integration of Local «Sticky» and Global «Ubiquitous» Knowledge // Journal of Technology Transfer. 2002. Vol., 27. Issue.2002. P. 77−86.
  131. Braun G, Diensberg Ch. Cultivating Entrepreneurial Regions — Cases and Studies from the Network Project 'Baltic Entrepreneurship Partners' (ВЕРART). Электронный ресурс. — www.bepart.info/textfiles/2007CP2Publication/.
  132. BEPART Propositions. Электронный ресурс. — http://www.bepart.info/fileadmin/.136 «Entrepreneurial Regions» — The Programme Guidelines. Электронный ресурс. — http://www.unternehmen-region.de/media/.
  133. Gatrell J. The regional concept and regional development: Policy networks in action and in place. Электронный ресурс. — http://mama.indstate.edu/users/gejdg/pps/.
  134. Globa Competitiveness Report. Электронный ресурс. — http://www.wefomm.org/en/.
  135. Gunnarsson M. Regionalism and security — two concepts in the wind of change. Электронный ресурс. — http: www.umu.se/cerum/publikationer/.
  136. Hurrell A. Explaining the Resurgence of Regionalism in World Politics // Review of International Studies. 1995. October. Vol. 21.
  137. Ibata-Arens K. Entrepreneurship Strategy and Policy in the U.S. and Japan: Push, Pull, Drag and Jump Factors in Emerging Life Science Regions. Электронный ресурс. — http://www.cgp.org/.
  138. Impacting Wisconsin’s Economic Development Through Entrepreneur-ship Executive Summary And Lessons for Communities. Электронный ресурс. — http://www.wisconsin.edu/summit/archive/2002/papers/.
  139. Israel’s Silicon Wadi: The forces behind clusterformation. Электронный ресурс. — http://www.mbs.edu/home/defontenay/.
  140. Jessop В. and Sum Ng.-L. An Entrepreneurial City in Action: Hong Kong’s Emerging Strategies in and for (Inter-)Urban Competition. Электронный ресурс. — http://www2.cddc.vt.edu:80/digitalfordism/.
  141. Kemmis D. Community and the Politics of Place. Norman: University of Oklahoma Press. 1990.
  142. Kuklinski A. Globality versus locality. Warsaw: Institute of Space Economy, 1990.
  143. Low S., Henderson J., Weiler St. Gauging a region’s entrepreneurial potential // Economic Review (Kansas City), June, 2005. Электронный ресурс. — http://kansascityfed.com/PUBLICAT/.
  144. Lyons Th. S. Policies for Creating an Entrepreneurial Region // Main Streets. 2003. № 3. Электронный ресурс. — http://www.kansascityfed.org/ PUB-LICAT/MainStreets03/.
  145. Marlaisen A. Regions: economics and politics of territory. Rowman & Littlfield publishers. 1987.
  146. Martinez F.J. The Bid-Choice Land Use Model // Integrated Economic Framework: Environment and Planning. 1992. Vol. 24.
  147. Ohmae K. The End of the Nation States. The Rise of Regional Economics. N. Y, 1995.
  148. Richardson H. Regional Growth Theory. London: Mccmillan, 1973.
  149. Scott A. The Geographic Foundations of Industrial Performance // Competition and Change. 1995. № 1.
  150. Social Sciences and Innovation: OCDE Proceedings. OECD Publishing, 2001. 230 p.
  151. Strategies for Sustainable Entrepreneur ship. Электронный ресурс. — http ://www. cannetwork. org/ roundtable/.
  152. Tickell A. Finance and Localities // The Oxford Handbook Of Economic Geography / Clark GL, Feldman MP and Gertler MS eds. Oxford: Oxford university press, 2000.
  153. Thrift N. The Geography of International Economic Disorder // A World in Crisis? Geographical Perspectives. Oxford, 1989.
  154. Understanding Silicon Valley: The Anatomy of an Entrepreneurial Region / Ed. by M. Kenney. Stanford Business Books (Paperback), 2000. 285 p.
  155. Трактовка понятия «регион» российскими и зарубежными авторами
  156. Основной критерий Автор Трактовка региона1 2 3
  157. А. Г. Определённая территория, отличающаяся от других территорий по ряду принципов и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью элементов
  158. М. П. Территория (акватория), выделенная по совокупности каких-либо признаков или явлений- таксономическая единица в какой-либо системе территориального членения
  159. Е. Г. Территория в административных границах субъекта федерации, характеризующаяся комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления
  160. Э. Б. Локализованная территория, обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность — объективное условие и закономерный результат развития данной территории
  161. И. П., Халиков М. С. Сложноструктурированная территориальная, экономическая, социокультурная система, преследующая собственные интересы и цели развития и не имеющая политического суверенитета
  162. Ф. (Martinez F.) Целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий чёткими границами
  163. П., Мартин Дж. Целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, которая служит основанием для выделения этих территорий
  164. Суча Сингх Джилл Территория внутри страны, которая представляет собой некоторую целостность и функционирует относительно автономно, но во взаимосвязи с остальной экономикой
  165. Э. (Hurrell А.) Естественный, органический принцип территориальной организации социальных, политических, экономических и культурных аспектов жизнедеятельности человеческих сообществ
  166. Осодоева О. Территориально-организованная экономическая система, способная обеспечить конкурентоспособность в рыночном пространстве
  167. Н. И. Исторически сложившееся территориальное сообщество людей в составе большого общества, мезоуровень структуры и динамики общества, макроячейка его социокультурного пространства
  168. М. (Gunnarsson М.) Взаимодействие акторов и институтов в рамках данной географической территории
  169. Д. (Kemmis D.) Такое живое и подвижное образование, как регион, не может быть представлено однозначно простым поведением на карте условных линий, означающих политические границы
  170. Укрупнённая структура баланса финансовых ресурсов региона
  171. Доходы (региональные финансовые ресурсы) Расходы (направления использования региональных финансовых ресурсов)
  172. Всего доходов Всего расходов
  173. Примечание — Источник: Коломийченко О. В., Рохчин В. Е. Стратегическое планирование развития регионов России. СПб.: Наука, 2003. С. 138— 140.
  174. Выпуск регионами РФ и муниципалитетами ценных бумаг в 2006 г.
  175. Примечание — Источник: http://wwwl.minfin.ru/vcb/vcb2005.htm
  176. Фактор стабильности источников поступлений в региональный бюджет по 17 субъектам РФ, эмитировавшим долговые ценные бумаги в 1999—2001 гг.1. Субъект 2001
  177. Собственные доходы бюджета Перечисления из бюджетов других уровней бюджетной системы Поступления из источников финансирования дефицита бюджетатыс. руб. проценты тыс. руб. проценты тыс. руб.
  178. Москва 225 659 788 97,0 7 054 072 3,0 -8 898 816
  179. С.-Петербург 47 067 909 95,2 2 371 952 4,8 -2 312 329
  180. Волгоградская обл. 4 836 136 71,4 1 938 849 28,6 -140 579
  181. Республика Марий Эл 597 175 27,9 1 543 020 72,1 -29 902
  182. Республика Коми 7 235 196 92,0 631 873 8,0 -321 944
  183. Оренбургская обл. 5 415 471 83,1 1 058 230 16,2 4 261
  184. Чувашская Республика 2 257 257 47,6 2 485 951 52,4 -67 449
  185. Псковская обл. 1 109 378 35,7 1 994 234 64,3 -41 678
  186. Новосибирская обл. 6 937 671 64,1 3 419 180 31,6 46 886 043
  187. Республика Карелия 3 038 349 71,4 1 219 466 28,6 -13 294
  188. Томская обл. 3 699 968 68,9 953 837 17,8 713 956 133
  189. Ленинградская обл. 6 748 579 82,1 1 472 330 17,9 -132 011
  190. Приморский край 3 683 520 36,7 6 354 187 63,3 -182 592
  191. Иркутская обл. 7 250 551 74,8 2 330 955 24,0 11 588 112
  192. Республика Башкортостан 15 636 117 60,8 9 322 679 36,2 7 615 003
  193. Ставропольский край 4 015 916 54,4 3 355 565 45,5 -109 246
  194. Кабардино-Балкарская Республика 983 514 26,3 2 755 472 73,7 -72 663
  195. Свод по 89 субъектам РФ 700 697 733 76,3 — — —
Заполнить форму текущей работой