Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методологические основы оптимального планирования учебного процесса в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В восьмой главе предложена типовая конфигурация системы оптимального планирования учебного процесса в вузе, которая может являться базовой для реализации широкого класса задач, возникающих при планировании учебного процесса в вузе. Под системой оптимального планирования учебного процесса в вузе понимается комплекс технических, программных, математических, информационных и организационных средств… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
    • 1. 1. Основные виды деятельности и роль принятия управленческих решений в вузе
    • 1. 2. Анализ учебного процесса как объекта планирования
      • 1. 2. 1. Элементы и подсистемы учебного процесса
      • 1. 2. 2. Формирование контингента студентов
      • 1. 2. 3. Построение учебных планов образовательных программ
      • 1. 2. 4. Составление расписания занятий
      • 1. 2. 5. Распределение ресурсов в вузе
    • 1. 3. Концептуальные основы качества образования в вузе
    • 1. 4. Обзор литературы, посвященный управлению вузом и планированию учебного процесса в вузе
    • 1. 5. Постановка задачи исследования
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
    • 2. 1. Принципы оптимального планирования учебного процесса в вузе
    • 2. 2. Выбор глобальной целевой функции эффективности учебного процесса
      • 2. 2. 1. Понятие эффективности учебного процесса
      • 2. 2. 2. Экономические критерии эффективности учебного процесса в вузе
    • 2. 3. Способы решения задач оптимизации большой размерности
    • 2. 4. Декомпозиция задачи оптимального планирования учебного процесса в вузе
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. ОПТИМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИЕМА СТУДЕНТОВ В ВУЗ
    • 3. 1. Постановка задачи нахождения оптимального плана приема студентов в вуз в условиях неопределенности
    • 3. 2. Метод кусочно-линейной аппроксимации задачи нелинейного программирования
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 4. МОДЕЛИ И АЛГОРИТМЫ ФОРМАЛИЗОВАННОГО СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ВУЗЕ
    • 4. 1. Основные понятия учебного плана
    • 4. 2. Автоматизированное составление учебного плана
      • 4. 2. 1. Распределение дисциплин и их объемов по семестрам с учетом выполнения требований ФГОС и вуза
      • 4. 2. 2. Распределение полученных для каждого семестра объемов дисциплин по видам занятий с учетом ресурсных ограничений
    • 4. 3. Методы решения задачи оптимизация учебного плана
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 5. ОПТИМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ШТАТА ППС В ВУЗЕ И ЕГО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
    • 5. 1. Принципы и методы определения потребностей вуза в штатных единицах ППС
    • 5. 2. Модели и алгоритмы нахождения оптимальной структуры ППС в вузе
      • 5. 2. 1. Нахождение оптимальной структуры ППС с учетом минимизации затрат на использование ППС
      • 5. 2. 2. Оптимальное планирование штата ППС с учетом максимизации ставок преподавателей с учеными степенями или учеными званиями
    • 5. 3. Оптимальное распределение учебных поручений между преподавателями кафедры вуза
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 6. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ СОСТАВЛЕНИЕ РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ
    • 6. 1. Исходные данные, требования и критерий оценки расписания занятий в вузе
    • 6. 2. Нахождение оптимальной структуры учебных помещений с учетом минимизации затрат на их использование
    • 6. 3. Модель и алгоритмы синтеза оптимального расписания для пакета занятий
      • 6. 3. 1. Анализ задачи построения расписаний обслуживания требований между идентичными параллельно работающими приборами
      • 6. 3. 2. Декомпозиция задачи на подмножества оптимизационных задач распределения занятий в одно учебное помещение
      • 6. 3. 3. Модель и алгоритмы синтеза оптимального расписания для одного учебного помещения
    • 6. 4. Вычислительная схема поэтапного синтеза расписания занятий
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 7. ОПТИМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
    • 7. 1. Оптимальное планирование учебного процесса
    • 7. 2. Метод решения задачи координации
      • 7. 2. 1. Метод целевой координации
      • 7. 2. 2. Метод координации моделей
      • 7. 2. 3. Комбинированный метод
    • 7. 3. Сравнение методов координации
    • 7. 4. Двухуровневое планирование учебного процесса в вузе
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 8. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
    • 8. 1. Развитие системы оптимального планирования учебного процесса ATTA
    • 8. 2. Подсистема оптимального планирования приема студентов в вуз
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Методологические основы оптимального планирования учебного процесса в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились и успешно развиваются негосударственные вузы.

Складывающиеся рыночные условия диктуют достаточно жесткие условия для работы вузов. Сложившаяся десятилетиями система управления вузами, не содержащая элементов, даже отдаленно напоминающих экономические принципы, в полном объеме финансируемая государством, в одночасье была поставлена в условия, когда на первый план вышли экономические проблемы. Иллюзия временных трудностей уже полностью развеяна, и об экономических проблемах вузов, стали открыто говорить на самом высоком уровне. Сегодня уже высшие государственные чиновники открыто заявляют, что в обозримом будущем государство будет уходить от финансовой поддержки вузов, и свои экономические проблемы вузы должны решать самостоятельно.

В этих условиях главной проблемой вузов становится проблема экономической выживаемости. Вузы вынуждены не только самостоятельно изыскивать средства для поддержания своего основного вида деятельности, но и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Развитие новых организационно-экономических механизмов управления вузом, пригодных для новых экономических условий, становится серьезной проблемой, решение которой невозможно без глубокого научного анализа.

Очевидно что, эффективность функционирования вуза как сложной социально-экономической системы существенно зависит от качества организационного управления этой системой. Ни одно из других предприятий или учреждений не может сравниться с вузом по количеству ученых и высококвалифицированных работников. Казалось бы, что такое учреждение, как вуз, должно действовать рационально, стремясь к достижению своих целей. Однако практика показывает, что в планировании деятельности вуза и его подразделений значительно преобладают субъективные факторы, проявляется неспособность предвидеть в полной мере последствия принимаемых решений, нежелание находить компромиссные варианты действий.

Традиционно сложилось, что сбор информации в вузе, а также задачи ее обобщения и осмысливания и, самое главное, оптимизации возлагаются на управленческий персонал. При управлении вузом органы управления опираются на большие объемы информации, отражающие основные стороны работы вуза. Процесс поиска оптимального или просто приемлемого в каком-либо смысле управления в вузе в этих условиях носит интуитивный характер и осуществляется методом «проб и ошибок», что часто приводит не только к значительным материальным потерям, но и потере качества подготовки специалистов. Результаты функционирования вуза существенно зависят от личностных свойств управленцевэти результаты значительно ухудшаются по мере укрупнения вуза и увеличения объема информации. Чтобы добиться высокого качества управления высшим учебным заведением, руководству вуза далеко не всегда бывает достаточно личного опыта, интуиции и организаторских способностей в их традиционном понимании. При формировании как стратегических, так и многих других решений ректорат и руководители структурных подразделений вуза вынуждены учитывать многочисленные, нередко взаимно противоречивые соображения и опираться на сложные критерии эффективности путей достижения конечных целей.

В вузе одновременно протекает большое число процессов, различающихся как по своему назначению, так и по основным показателям. В то же время, характер управленческих решений, принимаемых в вузе, масштаб последствий от принятия решений позволяет выделить в качестве основного учебный процесс. Именно учебный процесс обеспечивает выполнение уставных задач вузана учебный процесс направляются основные ресурсыот организации учебного процесса зависят основные показатели функционирования вуза, его эффективность и качество подготовки специалистов.

До недавнего времени при планировании и организации учебного процесса редко ставилась задача отыскать строго оптимальный вариант реализации учебного процесса. Задача считалась решенной, если удавалось найти приемлемое в данных условиях решение. В некоторых простых случаях такой способ принятия решений удовлетворяет нас до сих пор. Однако в силу возросшей ответственности вузов за результаты своей деятельности процесс принятия решений уже не может основываться только на опыте и интуиции отдельных руководителей. При решении этого вопроса в масштабах всего вуза необходим прочный научный фундамент для принимаемых решений, нужны научно обоснованные прогнозы и аналитические методы, облегчающие проблему принятия решений в процессе планирования учебного процесса.

В современной научной литературе вопросам эффективности управления отводится значительное место. Как правило, данная проблема освещается преимущественно в экономическом аспекте и по отношению к управлению промышленными или коммерческими предприятиями. Тем не менее, научные основы эффективного управления в экономике могут быть широко использованы и послужить основой для разработки методологических основ оптимального планирования учебного процесса.

Действительно, учебный процесс в вузе можно рассматривать как некоторую совокупность технологических процессов (набор абитуриентов, обучение и выпуск специалистов), обеспечивающих выполнение соответствующей производственной (образовательной) программы, для осуществления которой требуются основные фонды (здания, учебные помещения и оборудование), трудовые ресурсы (профессорско-преподавательский состав (ППС), администрация и сотрудники), материалы и инструменты (учебно-методическое обеспечение, технические средства обучения, программы для ЭВМ). Как и на промышленном предприятии, в управлении учебным процессом в вузе необходимо планирование, контроль, оперативное управление ресурсами, количественная оценка и обоснование принимаемых решений.

Современные достижения теории управления, технической и экономической кибернетики предоставили большие возможности по обработке информации на всех уровнях управления учебным процессом. Широкое внедрение ЭВМ в практику управления вузом позволило значительно улучшить качество организации и планирования учебного процесса, в том числе с помощью решения оптимизационных задач на базе математических моделей. В последние годы были достигнуты значительные практические результаты в области системного исследования отдельных технологических процессов протекающих в вузе. С помощью математических методов решались задачи проектирования учебных планов, появилось большое количество автоматизированных систем составления расписания занятий, на базе ЭВМ разработаны автоматизированные системы учета контингента студентов, расчета заработной платы и стипендий и т. д.

Вместе с тем надо признать, что управление различными процессами в вузах до сих пор носит разрозненный характер, принципы системного анализа используются недостаточно, автоматизация в вузе в основном сводится к внедрению автоматизированных рабочих мест управленческого персонала, отсутствует общесистемная проработка целей управления, принятие решений в вузе осуществляется без учета экономических факторов.

Зачастую в формировании учебных планов, наборе студентов на первый курс, формировании штатов ППС, распределении учебных поручений между подразделениями и составлении расписания занятий господствуют не экономические, а «образовательно-педагогические» критерии, ориентированные на то, чтобы «любой ценой» под плановые цифры, далекие подчас от экономической оправданности, обеспечить «требуемую» подготовку специалистов с высшим образованием. Вот почему на нынешнем этапе развития работ по совершенствованию управления в высшей школе особую важность приобретают работы, посвященные управлению технологическими процессами в вузе на основе экономических критериев. Пока теоретические основы такого рода задач разработаны недостаточно.

Данная работа посвящена формализации и оптимизации управленческих задач, возникающих при организации и планировании учебного процесса, позволяющих существенно повысить эффективность учебного процесса в вузе без дополнительных затрат.

Эффективность учебного процесса несовместима с субъективизмом в решении различных задач и предполагает широкое использование методов математического моделирования, использование точных количественных измерителей и критериев эффективности предпринимаемых действий.

На основе вышеизложенного целью настоящей работы является совершенствование механизмов планирования и организации учебного процесса в вузе за счет формализации и оптимизации процедур принятия решений, возникающих при планировании учебного процесса, и обеспечивающих его экономическую эффективность.

Соответствующая указанной цели научная проблема может быть сформулирована следующим образом — создание концепции и методологии оптимального планирования учебного процесса в вузе.

Работа состоит из введения, восьми глав и краткого изложения основных результатов, содержит 313 страниц машинописного текста, в том числе 42 рисунка и 33 таблицы, список литературы из 295 наименований.

Первая глава посвящена анализу современных методов управления высшим учебным заведением на основе формализованного описания всех процессов протекающих в вузе. Показано, что основным потребителем ресурсов в вузе является учебный процесс. Поэтому планирование и организация учебного процесса имеет решающее значение.

Проведен анализ задачи планирования учебного процесса как объекта управления, построена концептуальная схема планирования и организации учебного процесса, выявлены задачи, возникающие при планировании учебного процесса в вузе. Показано, что для организации учебного процесса необходимо сформировать контингент студентов, штат ППС и фонд учебных помещений, построить учебные планы образовательных программ, распределить учебные поручения, составить расписания занятий.

Проведен обзор литературы, посвященный исследованию задач, возникающих при планировании учебного процесса в вузе. Сформулирована цель работы, соответствующая ей научная проблема и определены задачи, решение которых необходимо для достижения указанной цели.

Во второй главе предложена концепция и сформулированы принципы, реализующие методологию оптимального планирования учебного процесса в вузе. Показано, что для оптимизации учебного процесса в комплексе всех задач необходим интегрированный подход с глобальным критерием эффективности учебного процесса. Проведен анализ и описание различных критериев эффективности учебного процесса. Показано, что прибыль вуза, как никакой другой показатель, наиболее полно отражает эффективность учебного процесса, объем и качество предоставленных образовательных услуг, состояние производительности труда, уровень себестоимости, четко отражает сопоставимость и соизмеримость его результатов с затратами ресурсов. Показано, что оптимизация учебного процесса с прибылью в качестве критерия оптимальности относится к болыперазмерным задачам оптимизации, которая может быть решена за счет распределения процедур решения между двумя уровнями иерархии.

Предложена конструктивная схема декомпозиции общей задачи организации учебного процесса в вузе на совокупность независимых подзадач, таких как планирование приема студентов в вуз, формализованное составление учебных планов образовательных программ, расписания занятий, распределение материальных и трудовых ресурсов.

Третья глава посвящена разработке методов, моделей и алгоритмов информационной поддержки принятия решений при планировании приема студентов на первый курс. Показано, что планирование приема студентов на первый курс происходит в условиях неполной информации, когда неизвестен спрос на образовательные программы, или спрос представляет собой случайную величину. Поэтому в настоящей работе предложена принципиально новая модель задачи нахождения плана приема студентов вуз, в которой реализована вероятностная оценка эффективности плана, где модель задачи основывается только на располагаемой априорной информации, а решение задачи оптимизации состоит в максимизации математического ожидания целевой функции на определенном интервале времени. В качестве целевой функции плана приема студентов вуз используется прибыль вуза связанная с подготовкой обучающихся. Выбор прибыли в качестве целевой функции обоснован тем, что прибыль является наиболее естественным и четким измерителем эффективности вуза как экономической системы.

Особенностью поставленной задачи является то, что она содержит нелинейную сепарабельную целевую функцию и линейные ограничения, что относит ее к классу задач нелинейного программирования. Предложен эффективный метод кусочно-линейной аппроксимации нелинейной сепара-бельной целевой функции, позволяющий свести нелинейную задачу к задаче линейного программирования.

В четвертой главе рассматриваются вопросы формализованного построения учебных планов образовательных программ в вузе.

Поставлена и решена задача оптимизации учебного плана образовательной программы в вузе, которая заключается в распределении аудиторной и самостоятельной работы студента в соответствии с заданным соотношением, учитывающая выполнение логической последовательности изучения дисциплин, требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и минимизирующая затраты на осуществление учебного процесса. Поставленная задача нахождения оптимального плана сформулирована в виде задачи квадратичного программирования. Показана возможность применения симплексного метода линейного программирования для ее решения.

В пятой главе рассматриваются вопросы, посвященные планированию штата ППС и его рациональному распределению по специальностям и направлениям подготовки. Предложены две постановки задачи формирования структуры ППС и его распределения по образовательным программам. В одной из задач структура ППС определяется исходя из обеспечения равномерности и максимизации доли лиц с учеными степенями и учеными званиями по реализуемым образовательным программам. Во второй постановке находится такой штат ППС, при котором затраты на использование преподавателей минимальны и выполняются требования к качеству ППС. Рассмотрены модели и алгоритмы распределения учебных поручений среди преподавателей кафедры, обеспечивающие эффективное их выполнение.

Шестая глава посвящена вопросам автоматизированного составления расписания занятий. Поставлена и решена задача составления расписания занятий, включающая два этапа нахождения решения. На первом этапе определяется оптимальная структура учебных помещений, при которой выполняются все обязательные требования к расписанию, и обеспечиваются минимальные затраты на использование учебных помещений. На втором этапе решается задача оптимального распределения конечного множества занятий по учебным помещениям в соответствии с найденной оптимальной структурой учебных помещений.

В седьмой главе рассматриваются модели, методы и алгоритмы оптимального планирования учебного процесса в комплексе всех вышерассмот-ренных задач на основе интегрированного подхода к планированию учебного процесса. Предложен метод декомпозиции исходной задачи на подзадачи меньшей размерности, позволяющий найти решение исходной задачи за счет распределения процедур решения между двумя уровнями иерархии. На нижнем уровне решаются локальные задачи оптимизации со своим критерием оптимальности и известными ограничениями без обмена информацией с верхним уровнем и другими локальными задачами. На верхнем уровне решается глобальная задача оптимального планирования учебного процесса.

В восьмой главе предложена типовая конфигурация системы оптимального планирования учебного процесса в вузе, которая может являться базовой для реализации широкого класса задач, возникающих при планировании учебного процесса в вузе. Под системой оптимального планирования учебного процесса в вузе понимается комплекс технических, программных, математических, информационных и организационных средств, обеспечивающих решение задач, возникающих при планировании учебного процесса в локальной сети ЭВМ на базе развитой системы управления базами данных и автоматизированных комплексов управленческого персонала. Система включает подсистемы оптимального планирования приема студентов в вуз, автоматизированного проектирования учебных планов, оптимального планирования штата ППС и распределения учебных поручений, автоматизированного составления расписания занятий.

В заключении сформулированы основные результаты и выводы работы.

В приложениях приведены акты внедрения, свидетельства о разработках и некоторые результаты расчетов предложенных моделей, методов и алгоритмов.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

1. Предложена структура системы оптимального планирования учебного процесса в вузе.

2. Создана подсистема оптимального планирования приема студентов в вуз, которая представляет собой совокупность базы данных «Прием» и клиентского приложения, предоставляющего пользователю возможность удобного и быстрого доступа к данным из базы, ввода и редактирования информации, а также проведения расчетов.

3. Система оптимального планирования приема студентов вуз зарегистрирована в отраслевом фонде алгоритмов и программ (№ 11 273), апробирована и внедрена в Ангарской государственной технической академии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основным результатом диссертационной работы является решение крупной научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение, в части создания методологии оптимального планирования учебного процесса в вузе, позволяющей значительно повысить эффективность учебного процесса.

При решении указанной проблемы были получены следующие научно-технические результаты:

1. Разработана концепция оптимального планирования учебного процесса в вузе, включающая методологические принципы, достаточные для решения задач, возникающих при планировании учебного процесса в вузе, и обеспечивающие его экономическую эффективность.

2. Проведено теоретическое исследование учебного процесса в вузе как большой и сложной кибернетической системой. Осуществлена проблемная постановка задачи планирования учебного процесса в вузе на базе его всестороннего математического описания. Предложена конструктивная схема декомпозиции общей задачи планирования учебным процессом в вузе на совокупность независимых подзадач.

3. Поставлена и решена задача нахождения оптимального плана приема студентов в вуз в условиях неопределенности. Предложен эффективный алгоритм решения задачи нелинейного программирования с сепарабельной целевой функцией и линейными ограничениями, который сводит исходную задачу к задаче линейного программирования. Поставлена и решена задача нахождения допустимых вариаций переменных задачи нелинейного программирования относительно их оптимальных значений, при которых целевая функция находится в заранее заданных ограничениях.

4. Поставлена и решена задача оптимизации учебного плана образовательной программы, заключающаяся в распределении аудиторной и самостоятельной работы студента в соответствии с заданным соотношением, учитывающая выполнение логической последовательности изучения дисциплин, требования, задаваемые ФГОС и вузом. Поставлена и решена задачи оптимального распределения объемов изучения дисциплин по видам занятий.

5. Поставлена и решена задача нахождения оптимальной структуры ППС, включающая определение численности ППС в вузе и его рациональное распределение по кафедрам и образовательным программам, обеспечивающего равномерность и максимизацию доли лиц с учеными степенями и учеными званиями по реализуемым образовательным программам. Предложен эффективный алгоритм решения задачи, позволяющий свести задачу нелинейного программирования к приближенной задаче линейного программирования и применить симплексный метод. Поставлена и решена задача оптимального распределения учебных поручений среди преподавателей кафедры с учетом их квалификации.

6. Поставлена и решена задача нахождения оптимальной структуры учебных помещений, при которой выполняются все обязательные требования к расписанию, и обеспечиваются минимальные затраты на использование учебных помещений в виде задачи целочисленного линейного программирования. Разработан эффективный эмпирический алгоритмы для решения задачи нахождения оптимальной структуры учебных помещений. Предложена вычислительная схема автоматизированного составления расписания занятий в вузе.

7. Поставлена и решена задача оптимизации учебного процесса в комплексе всех задач на базе интегрированного подхода с глобальным критерием эффективности учебного процесса. Показано, что для оценки эффективности управления учебным процессом может быть принята прибыль вуза, которая наиболее полно отражает эффективность учебного процесса, объем и качество предоставленных образовательных услуг, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

8. Предложен метод декомпозиции исходной задачи управления учебным процессом на подзадачи меньшей размерности за счет распределения процедур решения между двумя уровнями иерархии.

9. Результаты выполненных исследований положены в основу разработки системы оптимального планирования учебного процесса в Ангарской государственной технической академии. Созданное математическое, алгоритмическое и информационное обеспечение системы планирования учебного процесса частично внедрено в практику ряда других вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные системы управления вузом / Под ред. Н. Г. Загоруйко. Новосибирск: НГУ, 1980. — 168 с.
  2. . Л., Валентинов В. В., и др. Типовые средства автоматизации управления вузом. Томск: изд-во Томск, гос. ун-та, 1988. — 190 с.
  3. .В., Власов В. П., Карпов В. И., Савельев, А .Я. Применение ЭЦВМ для автоматизации составления учебных планов и расписаний. Сб.: Использование ЭВМ в организации и планировании учебного процесса. — М.: Высшая школа, 1972, с. 121−142.
  4. .В., Власов В. Н., Савельев А. Я. Разработка машинного алгоритма составления расписаний учебных занятий. В кн.: Применение электронных вычислительных машин в учебном процессе. — М., 1969, с. 71−80.
  5. .В., Сазонов Б. А., Власов В. П. Основные направления развития подсистемы «Расписание» АСУ МВТУ. Сб.: Создание и развитие подсистемы «Расписание» АСУ МВТУ. — М.: НИИВШ, 1976, с. 3−10.
  6. В.А., Ревина Е. В. Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы. // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2(25), с. 41—48.
  7. О.Н., Агарков Г. А., Кормышев В. М. Управление финансовыми ресурсами государственного вуза в рыночных условиях (информационное иматематическое моделирование). // Университетское управление: практика и анализ. 1998. -№ 4(7), с. 49−51.
  8. СИ. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. 200 с.
  9. А.Н., Капаров Б. М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики, СПб: Изд-во: Гуманистика, 2007. — 280 с.
  10. Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения. М.: Мир, 1969. — 468 с.
  11. В.Ф. Разработка и реализация оптимизационных моделей и механизмов управления высшим учебным заведением: диссерт. докт. техн. наук. -Воронеж, 2001.-330 с.
  12. В.Я., Истомин А. Л. К вопросу управления деятельностью вуза с позиций системного анализа // Сб. научн. трудов: Естественные и технические науки. Ангарск: ATTA, 2003, с. 5−8.
  13. B.C., Володин В. М., Цирлин A.M. Оптимальное управление процессами химической технологии: экстремальные задачи в АСУ / М.: Химия, 1978.-382 с.
  14. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во СПб университета экономики и финансов, 1996. — 130 с.
  15. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2004. — 428 с.
  16. Д.И. Задачи и методы векторной оптимизации. Горький, 1979. -90 с.
  17. А.Е. Об одном способе оптимального распределения ресурсов в экономической системе. В кн.: Математические вопросы формирования экономических моделей, — Новосибирск: Наука, 1973, с. 11−28.
  18. Р., Дрейфус С. Прикладные задачи динамического программирования. М.: Наука, 1965. — 457 с.
  19. С. А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. -338 с.
  20. С.А. Новые лекции по экономике образования. М.: МАКС Пресс, 2007. — 4248 с.
  21. М.А., Семенов Л. К., Сулицкий В. Н. Математические модели и планирование образования. -М., 1972. 112 с.
  22. Бир С. Кибернетика и управление производством. М.: Наука, 1965. -392 с.
  23. Т. Новая экономика требует новой системы образования: Высш. школа за рубежом // Высшее образование в России. 2000. — № 2, с. 103−105.
  24. В.А., Мотова Г. Н., Наводнов В. Г. О системе государственной аккредитации образовательных учреждений в Российской Федерации // Контроль качества и оценка в образовании: Материалы международной конференции. — СПб., 1998, с. 45−74.
  25. А.А. Синтез и реализация автоматизированных интеллектуальных систем управления организационно-техническими процессами: дис-серт. докт. техн. наук. М.: 2005. — 398 с.
  26. Ю.А., Корчака Н. М. Алгоритм понедельного распределения занятий. Вестник высшей школы, 1968, № 10, с. 42 — 46.
  27. В.Н. Основы математической теории активных систем. М.: Наука, 1977.-255 с.
  28. В.Н., Буркова И. В., Горгидзе И. А. и др. Задачи управления в социальных и экономических системах. М.: СИНТЕГ, 2005. — 256 с.
  29. В.Н., Ловецкий С. Е. Сетевые модели и задачи управления. М.: Советское радио, 1967. — 144 с.
  30. Г. М. Проблемы оперативного управления в высшее учебное заведение: автореф. диссерт. канд экон. наук. М, 1985. — 16 с.
  31. Г. Основы исследования операций. В 3-х томах. М.: Мир, 1972.
  32. В. Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. — 161 с.
  33. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. СПб.: Лань, 2004. — 608 с.
  34. А.Г. Субоптимизация учебных планов образовательных программ на основе современных методов обработки информации: автореф. дис-серт. канд техн. наук. Ростов н/Д, 2007. — 15 с.
  35. В.П., Анисимов Б. В., Сазонов Б. А., Лукьянов С. Э. «Расписание» -система программ для автоматизированного составления: вузовских расписаний учебных занятий. Госуд. фонд алгоритмов и программ П3 729 от 21.06.1979.
  36. В.П., Сазонов Б. А., Чипигин H.A. Распределение ресурсов при решении больших многокритериальных комбинаторных задач в АСУ ВУЗ. -Сб.: Создание и развитие подсистемы «Расписание» АСУ МВТУ. М.: НИИВШ, 1976, с. 20−37.
  37. В.Л., Волошин А. Ф., Горлова Т. М. Методы и алгоритмы автоматизированного проектирования сложных систем управления. Киев: Наук, думка, 1984.-216 с.
  38. В.А. Модель оптимального планирования и взаимосвязи экономических показателей. -М.: Наука, 1967. 151 с.
  39. A.A. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М.: Научно-исслед. институт высшего образования, 1999. — 234 с.
  40. И.В. Модели и методы решения задачи автоматизированного составления расписаний с интеллектуальной поддержкой принятия решения: диссерт. канд. техн. наук. СПб., 2008. — 152 с.
  41. Высшая школа сегодня и завтра: Пути преодоления кризиса / Н.Г. Бага-утдинова. М.: Изд-во «Экономика», 2003 — 426 с.
  42. Г. П. Южно-Уральский государственный университет универсальный вуз. ЮУрГУ, — Челябинск, 2000, с. 3−8.
  43. Э.Р. Методы управления вузом как социально-экономической системой: диссерт. канд. экон. наук: 08.00.13. -Уфау 2004 г. 192 с.
  44. К. Теория чувствительности и допусков электронных цепей. М.: Сов. Радио, 1973.-200 с.
  45. В.М. Введение в АСУ. Киев: Техника, 1974. — 320 с.
  46. Д.И. Статистические модели в управлении производством. М.: Статистика, 1973.-368 с.
  47. Д.И. Статистические модели сетевого планирования и управления. М.: Наука, 1968. — 400 с.
  48. Е.Г. Методы блочного программирования. Экономика и математические методы, 1966, т. 2, вып. 1, с. 82−114.
  49. Е.Г., Юдин Д. Б. Новые направления в линейном программировании. М., 1966. — 524 с.
  50. В.А. Теория и практика проектирования систем логического управления: автореф. диссерт. докт. техн. наук. -М., 1973. 49 с.
  51. В.И., Захарин Ф. М., Пономарев В. М., Юсупов P.M. Прямые и обратные задачи теории чувствительности. Изв. АН СССР. Техн. кибернетика, 1971, № 5, с. 177−187.
  52. A.M. Бюджетирование вуза как необходимое условие его экономической устойчивости. // Университетское управление: практика и анализ. -2002.-№ 4(23), с. 23−32.
  53. В.В., Краснер Н. Я. Система моделей и методов рационального планирования и организации учебного процесса в вузе. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984.-152 с.
  54. М., Джонсон Д. Вычислительные машины и труднорешаемые задачи. М.: Мир, 1982. — 416 с.
  55. Д., Вольф Ф. Алгоритмы разложения для задач линейного программирования, 1964, т.8, № 1, с. 151−160.
  56. Ю.И. Системный анализ и исследование операций: Учеб. для вузов по спец. АСОИУ. М.: Высш. шк., 1996. — 335 с.
  57. В.И. Математическое моделирование процесса формирования учебных планов для высших учебных заведений: диссерт. канд. техн. наук. -Иркутск, 2006. 127 с.
  58. А.Ю. Математические и информационные модели и методы управления университетом. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2006. — 168 с.
  59. Е.А., Карзанов A.B. Об экспериментальной сложности алгоритмов решения общей и транспортной задачи линейного программирования. Сб.: Управление сложными системами. — М.: ИАТ, 1974, с. 32−41.
  60. В.А., Мазур O.A., Гамалей Я. В. Измерение и управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ-НИЭУП, 2004. — 145 с.
  61. В.А., Мазур O.A., Кузнецова И. В., Сакиев Э. Е., Рябченко Т. Н. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг. Невинномысск: РГЭУ «РИНХ», НИЭУП, 2005. — 242 с.
  62. А. М. Теоретико-графовое решение задачи составления расписания. Сб.: Тезисы докладов областной научно-технической конференции «Логическое управление в промышленности». — Куйбышев, 1985, с. 38 — 43.
  63. С.А. Управление производством и кибернетика. М.: Машиностроение, 1969.-421 с.
  64. В.П. Формирование оптимального расписания учебных занятий в вузе // Вестник ОГУ, 2001, № 3, с. 55−63.
  65. М. Иерархический кластер-анализ и соответствия. М.: Финансы и статистика, 1988. — 343 с.
  66. А. П. Рентабельная кафедра: защита от «реформы». // Университетское управление: практика и анализ. 1998. — № 2(5), с. 22−30.
  67. А.П. Экономика и оптимизация учебного процесса. М.: Изд-во1. МГУП, 1999. 198 с.
  68. М.Г. Оптимальное планирование на предприятии. М.: Наука, 1970.-396 с.
  69. В.В., Кочубиевский И. Д. Об одном методе определения областей допустимых вариаций параметров автоматических систем. Изв. АН СССР, 1966, № 6, с. 52−56.
  70. Н.П. Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма. М., 1971. — 283 с.
  71. Имитационное моделирование в оперативном управлении производством / Под ред. Соломатина H.A. М.: Машиностроение, 1973. — 208 с.
  72. A.JI. Декомпозиция задачи оптимизации функционирования вуза // Математические методы в технике и технологиях: Сб. трудов XVII Международной научной конференции ММТТ-17, — Кострома, 2004, с. 128−131.
  73. A.JI. Исследование операций в управлении вузом. М.: СИН-ТЕГ, 2008. — 272 с.
  74. A.JI. Календарное планирование учебного процесса в вузе // Открытое образование. 2007. — № 4, с. 28−32.
  75. A.JI. Нахождение допустимых отклонений управлений с учетом ограничений на показатели качества функционирования объектов управления // Вестник Иркутского государственного технического университета. -2007.-№ 1, с. 131−136.
  76. А.JT. Определение оптимальной структуры профессорско-преподавательского состава вуза и его распределение среди образовательных программ // Системы управления и информационные технологии. 2011. № 1(43).-С. 73−77.
  77. А.Л. Определение оптимальной структуры учебных помещений, обеспечивающей допустимое расписание занятий в вузе // Системы управления и информационные технологии. 2011. № 1(43). — С. 73−77.
  78. А.Л. Оптимизация приема студентов в вуз в условиях неопределенности // Системы управления и информационные технологии. 2009. — № 3.1 (37), с. 147−150.
  79. А.Л. Управление трудовыми ресурсами в высшем учебном заведении // Управление персоналом. 2008. — № 5, с. 41−43.
  80. А.Л. Оптимизация учебного плана в вузе в условиях ограниченных ресурсов // Математические методы в технике и технологиях: Сб. трудов XV Международной научной конференции ММТТ-15, — Тамбов, 2002. Т.9, с. 82−86.
  81. А.Л. Планирование загрузки преподавательского состава и обеспечение студентов аудиториями // В сб.: Современные технологии и научно-технический прогресс. Тез. докл. научно-техн. конф. — Ангарск, 1999, с. 60.
  82. А.Л. Планирование штата профессорско-преподавательского состава в высшем учебном заведении // Математические методы в технике и технологиях: Сб. трудов XXI Международной научной конференции -ММТТ-21. Т.8. Саратов, 2008, с. 81−82.
  83. А.Л. Учебный процесс в вузе с позиций системного подхода // Вестник ATTA. 2007. № 1 (1), с. 117−124.
  84. А.Л. Экономическое управление учебным процессом в вузе // Организационные, экономические и социальные проблемы управления высшим учебным заведением: Сб. статей V Международной научно-практической конференции. Пенза, 2007, с. 133−136.
  85. A. Л., Бадеников В .Я. Оптимизация учебного процесса в вузе в условиях ограниченных ресурсов // Сб. научн. трудов: Естественные и технические науки. Ангарск: ATTA, 2003, с. 9−16.
  86. A.JI., Бадеников В. Я., Кривов М. В., Соснин A.B. Задачи математического программирования в планировании деятельности вуза // Сб. трудов: Естественные и технические науки. Ангарск: ATTA, 2001, с. 14−23.
  87. А.Л., Бадеников В. Я., Кривов М. В., Соснин A.B. Методы теории нечетких множеств в оперативном управлении вузом // Сб. трудов: Естественные и технические науки. Ангарск: ATTA, 2001, с. 24−32.
  88. А.Л., Бадеников В. Я., Кривов М. В., Чечулин О. П. Календарное планирование учебного процесса сетевыми методами // Сб. научн. трудов: Естественные и технические науки. Ангарск: ATTA, 2003, с. 21−28.
  89. А.Л., Бадеников В. Я., Кривов М. В., Чечулин О. П. Постановка задачи оптимизации учебного плана в вузе в условиях ограниченных ресурсов // Сб. научн. трудов: Естественные и технические науки. Ангарск: ATTA, 2003. с. 17−20.
  90. А.Л., Бадеников В. Я., Томин В. П., Дец C.B. Экономические критерии эффективности функционирования ВУЗа // В сб. научн. трудов: Наука, Технологии, Образование, Ангарск, 2000, с. 30−34.
  91. А.Л., Засухина O.A. Математическая модель учебного плана специальности в вузе // Математические методы в технике и технологиях: Сб. трудов XX Международной научной конференции ММТТ-20. Т.9. — Ярославль, 2007, с. 210−212.
  92. А.Л., Засухина O.A. Постановка и методы решения задачи оптимизации учебного плана в вузе // Системы управления и информационные технологии. -2008. -№ 3.3 (33), с. 346−350.
  93. А.Л., Засухина O.A. Согласование учебных планов специальностей в вузе методами кластерного анализа // Сб. научн. трудов. В 2-х томах. Том 2. Ангарск: ATTA, 2006, с. 269−271.
  94. Истомин A. JL, Засухина O.A. Унификация учебных планов родственных специальностей в вузе // Математические методы в технике и технологиях: Сб. трудов XIX Международной научной конференции ММТТ-19. ТА. -Воронеж, 2006, с. 103−104.
  95. Истомин A. JL, Засухина O.A. Формирование учебных планов специальностей в вузе методами математического программирования // Сб. научн. трудов. В 2-х томах. Т.2. Ангарск: ATTA, 2006, с. 264−268.
  96. A.JI. Сумарокова H.H. Математическое обеспечение системы принятия решений при приеме студентов в вуз // Открытое образование. -2007.-№ 1, с. 16−20.
  97. Истомин A. JL, Сумарокова H.H. Математические методы и модели в задачах автоматизации планирования приема студентов в вуз // Информатизация образования и науки. 2010. — № 4(6), с. 87−100.
  98. А.Д., Сумарокова H.H. Оптимальное планирование приема студентов в ВУЗ // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. ИрГУПС, 2010, № 2(26), с. 148−155.
  99. Истомин A. JL, Сумарокова H.H. Оптимизация плана приема студентов в вуз // Математические методы в технике и технологиях: Сб. трудов XVIII Международной научной конференции ММТТ-18, — Казань, 2005, с. 208 212.
  100. А.Л., Сумарокова H.H. Постановка задачи оптимизации плана приема студентов в вуз // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. ИрГУПС, 2004, № 4? с. 92−95.
  101. А.Л., Сумарокова H.H. Формирование плана приема студентов ввуз методами математического программирования // Ученые записки ИИО РАО М.: Институт информатизации образования РАО. — 2006. — № 20, с. 169−174.
  102. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 248 с.
  103. .Н., Гер-Микаэлян Т.И. Решение инженерных задач на цифровых вычислительных машинах. -М.: Энергия, 1964. 592 с.
  104. Календарное планирование / Под ред. Головинского B.B. М.: Прогресс, 1966.-466 с.
  105. Календарное планирование. Под ред. Дж. Мута. М.: Прогресс, 1966. -346 с.
  106. Л.В. Математические методы в организации и планировании производства, Ленинград: ЛГУ, 1939. — 67 с.
  107. Л.В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М.: АН СССР, 1960. — 347 с.
  108. P.M. Сводимость комбинаторных задач // Кибернетический сборник, Новая серия, вып.12. -М.: Мир, 1975, с. 16−38.
  109. В.И. Составление учебных планов вузов с помощью ЭЦВМ. В кн.: Применение ЭЦВМ для автоматизации обучения и управления учебными заведениями. — Киев, 1972. с. 121−130.
  110. Н.Р. Оценка экономической устойчивости государственного вуза. // Университетское управление: практика и анализ. 2002. — № 4(23), с. 5−23.
  111. Н.Р. Опыт создания и применения методики по управлению персоналом с помощью оптимизации системы оплаты труда в вузе. // Университетское управление: практика и анализ. 1998. -№ 2(5), с. 32−36.
  112. Н.Р., Слукина С. А. Методические вопросы определения точки безубыточности для образовательной деятельности вуза и оптимизации уровня цены образовательных услуг. // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2(25), с. 52−58.
  113. Ким Д. и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1989. — 216 с.
  114. Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России. 2000. — № 5, с. 26−29.
  115. А.К. Проблемы управления ценообразованием в вузе. // Университетское управление: практика и анализ. 1998. — № 4(7), с. 20−23.
  116. Т.Л. Государственное регулирование численности студентов в вузах. М.: Макс Пресс, 2006. — 220 с.
  117. О.В., Дудорин В. И. Автоматизированная система управления. -М.: Мысль, 1972.-455 с.
  118. В.Е. Экономические проблемы подготовки специалистов. М.: 1968.-200 с.
  119. Р., Максвелл В., Миллер Л. Теория расписаний. М.: Наука, 1975.-359 с.
  120. A.A., Финкелыптейн Ю. Ф. Дискретное программирование. М.: Наука, 1969.-368 с.
  121. И., Липтак Т. Планирование на двух уровнях. В кн.: Применение математики в экономических исследованиях. Т.З. — М.: Мысль, 1965, с. 107−136.
  122. Э.М. Управление качеством образования. М.: Академический Проект: Мир, 2006. — 320 с.
  123. В.В. Математические модели поиска допустимых структур процессов обучения на основе частичной упорядоченности элементов: дис-серт. канд. техн. наук. Пенза, 2005. — 139 с.
  124. Е.А. Системный анализ и управление процессом зачисления студентов в вуз: диссерт. канд. техн. наук. Омск, 2004. — 121 с.
  125. А., Анри-Лабордер А. Методы и модели исследования операций. М.: Мир, 1977. — 432 с.
  126. Н.И. Оптимизация стратегии и тактики вуза на региональном рынке образовательных услуг: диссерт. канд. экон. наук. — Новочеркасск, 2002.-155 с.
  127. Д.В. Алгоритмы решения задачи составления оптимального расписания без прерываний: диссерт. канд. техн. наук. — М., 2007. 104 с.
  128. О.В. Оптимизация управления активными и финансовыми ресурсами вуза путем регулирования численности и структуры профессорско-преподавательского состава кафедр: диссерт. канд. техн. наук. Уфа, 2006. -135 с.
  129. Д.В. Работы по развитию инфраструктуры национальной компьютерной сети науки и высшей школы // Информатизация образования и науки. 2009. — № 2, с.30−38.
  130. Г. И. Новые технологии в управлении вузом. Владивосток: Дальнаука, 2001.-180 с.
  131. Г. Н., Танаев B.C. Декомпозиционные методы оптимизации проектных решений. Минск: Наука, 1978. — 239 с.
  132. В.К. Устойчивость решений в дискретных оптимизационных задачах. В сб. Кибернетика и вычислительная техника. — М.: Наука, 1987. с. 241−259.
  133. Л.П., Гохман О. Г. Проблемы управления учебным процессом: Математические модели. — Рига, 1984. 239 с.
  134. У.О. Вопросы применения вычислительной техники в организации труда и управления учебным процессом в вузах: автореф. диссерт. канд. техн. наук. Киев, 1971.-31 с.
  135. И.И. Имитационное моделирование учебных программ. М.: Педагогика, 1980. — 114 с.
  136. А.П. Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования: Сб. науч. тр. НИИВШ / Под ред. А. Я Савельева и др. М.: НИИВО, 1997. — 332 с.
  137. М.В., Маркова В. Д., Мироносецкий Н. Б. Оптимизация планов производства. Новосибирск: Наука, 1987.-214 с.
  138. Л. Оптимизация больших систем. М.: Наука, 1975. — 432 с.
  139. И. и др. Основы математической статистики и ее применение. М.: Статистика, 1970. — 223 с.
  140. В.И. О предмете экономики образования // Экономика образования. 1999. ~ № 4, с. 4−9.
  141. А.Ф., Монахова О. М. Прогнозирование развития подготовки специалистов на основе агрегированных моделей системного анализа. М., 1983.-47 с.
  142. Математические методы в планировании отрасли и предприятий. / Под ред. И. Г. Попова. М.: Экономика, 1973. — 376 с.
  143. М.В., Неверов Г. С. Разработка семестровых расписаний занятий в вузе с помощью ЭВМ «МИНСК-22». Сб.: Использование ЭВМ в организации и планировании учебного процесса. — М.: Высшая школа, 1972, с. 196−217.
  144. И.И. Нейронные сети и комбинаторная оптимизация // Автоматика и телемеханика, 1994. № 11, с. 34−40.
  145. Менеджмент качества в вузе/ Под ред. Ю. П. Похолкова и А.И. Чучали-на. М.: Логос, 2005. — 208 с.
  146. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
  147. Методическое пособие по планированию расходов на содержание высших учебных заведений. Доведено инструктивным письмом Минфина СССР от 1 ноября 1973 г. № 248 без утверждения.
  148. Методические рекомендации по расчету потребности учреждения высшего профессионального образования в бюджетных средствах // Университетское управление: практика и анализ. 2002. — № 3(22), с. 63−112.
  149. Методическими указаниями к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР. М.: Экономика, 1980, с. 719— 725.
  150. В.И. Учреждения высшего и среднего профессионального образования. Аккредитация самообследование — рейтинг. — М.: Изд-во1. РУДН, 1995.- 131 с.
  151. В.А. Разработка моделей и алгоритмов автоматизированного решения задач планирования (на примере планирования учебного процесса в АСУ): диссерт. канд. техн. наук. М., 1978. — 179 с.
  152. Е.А. Основы бенчмаркинга: использование методов бен-чмаркинга и TQM в сфере творческого труда // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6, с. 18−21
  153. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М.: Едиториал УРСС, 2004. 200 с.
  154. Модели и механизмы эффективного управления учреждениями высшего профессионального образования: процессный подход: учебно-методическое пособие / В. Я. Долятовский, Н. Г. Кузнецов, O.A. Свиридов и др. — Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2006. 165 с.
  155. Моделирование глобальных экономических процессов: Учеб. пособие / Под ред. B.C. Дадаяна. М.: Экономика, 1984. — 320 с.
  156. И.Б., Роменец В. А. Методика научно-обоснованного составления учебного плана. Обзорная информация, М.: НИИВШ, 1976.
  157. Ф., Кимбелл Д. Методы исследования операций. — М.: Советское, радио, 1956. — 307 с.
  158. И.А. К вопросу использования генетического алгоритма при составлении расписания занятий в вузе Сб,: Региональная научно-практическая конференция молодых ученых. — Оренбург: ОГУ, 2001, т.2, с. 48−50.
  159. Г. Н., Наводнов В. Г., Куклин В. Ж., Савельев Б. А. Системы аккредитации за рубежом. М.: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 1998. — 180 с.
  160. Г. Н., Наводнов В. Г. Проектирование системы аккредитации образовательных организаций: Препринт № 1/99. Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 1999. — 76 с.
  161. В.Г., Геворкян E.H., Мотова Г. Н., М.В. Петрапавловский. Аккредитация высших учебных заведений в России. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. — 166 с.
  162. В.Г. Математические модели САПР ПИМ. Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 1997. — 72 с.
  163. В.Г., Куклин В. Ж., Савельев Б. А. О моделях принятия решений при государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования // Проблемы качества образования: Тезисы научно-метод. конференции. Уфа, 1995. — 41 с.
  164. В.Ф. Использование ЭВМ для: автоматизации составления расписания: в ВУЗе: автореф. диссерт. канд. техн. наук. М., 1970. — 21 с.
  165. Найханова JI. B, Дамбаева C.B. Методы и алгоритмы принятия решений в управлении учебным процессом в условиях неопределенности. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. — 164 с.
  166. Г. П. Моделирование и управление системой вступительных экзаменов в техническом университете: автореф. диссерт. канд. техн. наук, — Братск, 2001.-28 с.
  167. A.B. Вопросы оптимального составления учебных планов и программ: диссерт. канд. техн. наук. М., 1969. — 179 с.
  168. A.M., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. — 668 с.
  169. Д.А. Статистические методы в педагогических измерениях. -М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
  170. Д.А., Глотова Н. П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М.: Институт управления образованием РАО, 2004. — 142 с.
  171. В.Н., Кадамцева Г. Г. Стратегия и тактика управления качеством образования. Иваново: Изд-во «Иваново», 2006. — 236 с.
  172. A.A., Пучинский B.C., Петров Г. Ф. Сетевые методы планирования и организация учебного процесса. -М.: Высшая школа, 1972. 156 с.
  173. Основные положения новой концепции экономического механизма сферы образования // Экономика образования 1999. — № 2, с. 70−71.
  174. Ф.И. Моделирование процессов производства. М.: Машиностроение, 1984.-231 с.
  175. Т.Н., Первозванский A.A. Алгоритмы поиска оптимального распределения централизованных ресурсов. Изв. АН СССР. Техн. кибернетика, 1966, № 3, с. 16−19.
  176. A.A. Математические модели в управлении производством. М.: Наука, 1975. — 610 с.
  177. A.A. Декомпозиция и агрегирование в задачах оперативного управления дискретным производством // Изв. АН СССР. Техническая кибернетика. 1990. № 6, с. 116−124.
  178. A.A., Гайцгори В. Г. Декомпозиция, агрегирование и приближенная оптимизация. М., 1979. — 342 с.
  179. М.В. Классификация учреждений высшего профессионального образования методами дискриминантного анализа. Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 1999. -24 с.
  180. Планирование и управление в автоматизированном производстве / Под ред. Шкурбы В. В. Киев: Наукова думка, 1985. — 224 с.
  181. Т.А. Информационная система для управления приемной кампанией в вузе: диссерт. канд. техн. Наук. Омск, 2006. — 175 с
  182. Т.П., Португал В. М., Татаров В. А., Шкурба В. В. Эвристические методы календарного планирования. Киев: Техника, 1980. — 126 с.
  183. В.М. Применение комбинаторного метода для решения задачи составления расписаний. Кибернетика, 1967, № 4, с. 98−100.
  184. В.М., Подчасова Т. П. и др. Планирование производства в условиях АСУ: Справочник. Киев, 1984. — 135 с.
  185. В. М. Семенов А.И., Кубликов В. К. Организационная структура оперативного управления производством. М.: Наука, 1986. — 224 с.
  186. Г. С. Системный анализ и искусственный интеллект. М.: Издво вычисл. центра, 1980, 46 с.
  187. Г. С. Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Сов. Радио, 1976. — 303 с.
  188. Н.В. Разработка метода составления расписания учебных занятий в вузе на типовую неделю с использованием ЭЦВМ применительно к МТИЛП: автореф. диссерт. канд. техн. наук. М., 1973. — 29 с.
  189. О.М. Методология интеллектуального управления слабо-формализуемыми химико-технологическими процессами: диссерт. докт. техн. наук. Астрахань, 2004. — 427 с.
  190. Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / Под ред. Е. А. Князева. Казань: Унипресс, 2001. — 528 с.
  191. К. Модели надежности и чувствительности систем. М.: Мир, 1979.-452 с.
  192. В.А., Моргунов И. Б., Нерсесов Т. В. Автоматизированная система проектирования содержания обучения по специальностям вузов: Учеб.-метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 148 с.
  193. В.А., Пронин Л. А., И.Б. Моргунов, Нерсесов Т. В. Междисциплинарный подход к разработке учебных планов и программ в Московском институте стали и сплавов // Высшее образование в Европе, 1985. — № 4, с. 61 -66.
  194. А. Я., Зубарев Ю. Б., Коваленко В. Е., Колоскова Т. А. Автоматизация управления вузом. М.: Радио и связь, 1984. — 176 с.
  195. В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шикин Е. В. Университетское образование. М.: МГУ, 1995. — 352 с.
  196. A.A. Модели планирования учебной деятельности вуза в условиях рынка: диссерт. канд. техн. наук. М., 2000. — 139 с.
  197. .А., Беспалов П. В., Власов В. П., Беспалова Е. В. Математические модели и методы решения задач в подсистеме «Расписание» АСУ ВУЗ.- Экспресс информация НИИВШ. М., 1978, вып. 11, с. 1−31.
  198. .А., Беспалов П. В., Власов В. П., Беспалова Е. В. Факторная модель для исследования системы календарного планирования. Сб.: Тезисы докладов IV научно-технической конференции «Приборостроение». — М.: МВТУ, 1980, с. 42−43.
  199. .А., Беспалов П. В., Власов В. П., Горенкова Е. В. Система автоматизации составления вузовских расписаний учебных занятий. Экспресс информация НИИВШ. -М., 1978, вып. 2, с. 1−30.
  200. К.Г., Симоненко В. П. Автоматизация составления расписания занятия в вузе. — Киев, 1972. — 45 с.
  201. К.Г., Симоненко В. П. Автоматизация составления расписания в вузе. Методические разработки. Киев: КПИ, 1972. — 144 с.
  202. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад, М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 95 с.
  203. А.И., Португал В. М. Задачи теории расписаний в календарном планировании мелкосерийного производства. -М.: Наука, 1972. 183 с.
  204. В.П. Разработка и исследование алгоритмов, программ и технических средств для системы планирования учебного процесса вуза: Автореф. диссерт. канд. техн. наук. Киев, 1972. — 21 с.
  205. М., Титли А. Системы: декомпозиция, оптимизация и управление.- М.: Машиностроение, 1986. 496 с.
  206. H.A., Дудорин В. И., Ларионов А. И. и др. Автоматизированные системы управления предприятиями и объединениями, M.: Экономика, 1985.-318 с.
  207. Ю.П. Исследование и разработка методов решения многокритериальных задач теории расписаний в АСУ организационного типа (на примере ВУЗа): автореф. диссерт. канд. техн. наук. М., 1976. — 25 с.
  208. Стратегический менеджмент вуза / Под ред. А. Л. Гаврикова, Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. — 328 с.
  209. Й. Разработка и анализ точных алгоритмов составления двухкомпонентных расписаний с использованием эвристической информации: диссерт. канд. техн. наук. М., 1986. — 174 с.
  210. И.С. Задача составления расписания вуза как задача нелинейного программирования. Сб.: Учебный процесс, планирование, организация, управление. — Тула, 1972, с. 52−57.
  211. С.Н., Тархов C.B. Модели и алгоритмы поддержки принятия решений при распределении учебной нагрузки преподавателей / Вестник УГАТУ, Т.7, № з (16), 2006, с. 107−114.
  212. С.Н. Информационная система поддержки принятия решений при планировании работ преподавателей вуза на основе интегральной оценки показателей качества: диссерт. канд. техн. наук. Уфа, 2008.-170 с.
  213. H.H., Истомин АЛ. Определение оптимальной цены за обучение при приеме студентов в ВУЗ // Сб. научн. трудов. В 2-х томах. Т.1. Техническая кибернетика. Ангарск: ATTA, 2005, с. 306−311.
  214. H.H., Истомин АЛ. Постановка задачи оптимизации цены за обучение при приеме студентов в вуз // Математические методы в технике и технологиях: Сб. трудов XIX Международной научной конференции -ММТТ-19. Т.4. Воронеж, 2006, с. 168−170.
  215. B.C. Декомпозиция и агрегирование в задачах математического программирования. Минск: Наука и техника, 1987. — 183 с.
  216. B.C., Гордон B.C., Шафранский Я. М. Теория расписаний. Одностадийные системы. М.: Наука, 1984. — 384 с.
  217. B.C., Шкурба В. В. Введение в теорию расписаний. М.: Наука, 1975.-256 с.
  218. Г. Н., Наац И. Э. Алгоритм составления расписания. Сб.: Кибернетика и ВУЗ. — Томск, 1969, вып. 2, с. 72−76.
  219. X. Введение в исследование операций. 6-е издание: Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. 912 с.
  220. Теория расписаний и вычислительные машины / Под ред. Э.Г. Коффма-на. М.: Наука, 1984. — 332 с.
  221. Л.Н. Управление качеством. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 352 с.
  222. Типовые проектные решения автоматизированных систем управления предприятиями. -М.: Статистика, 1975. 120 с.
  223. А.Н. Применение ИКТ в высшем образовании Российской Федерации: текущее состояние, проблемы и перспективы развития // Информатизация образования и науки. 2009. — № 4, с. 10−26.
  224. А.Н., Столяров Д. Ю. Использование автоматизированных систем управления деятельностью российских вузов // Информатизация образования и науки. 2009. — № 5, с. 88−102.
  225. А.Г. Структурный синтез вычислительной системы с помощью генетических алгоритмов: диссерт. канд. физ-мат. наук. М., 2002. — 111 с.
  226. O.K. Автоматизация процесса составления учебных планов вузов: диссерт. канд. техн. наук. М., 1999. — 140 с.
  227. А.П. Схема последовательной декомпозиции в задачах оптимизации // Автоматика и телемеханика. 1980. № 11, с. 94−105.
  228. Управление современным университетом: / Под ред. Г. И. Лазарева, -Владивосток, 2005. 324 с.
  229. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: / Под ред. В. М. Филиппова, М., 2005. — 487 с.
  230. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. / Тихонов А. Н., Абрамишин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Под ред. Тихонова А. Н. М.: Вита-Пресс, 1998. — 256 с.
  231. A.B. Моделирование и управление вузом. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985.- 120 с.
  232. В.М. Практический опыт организации и функционирования' вузов в условиях рыночной экономики. М.: ПАИМС, 1993. — 486 с.
  233. Финансовая система СССР: Сб. документов. Т. 7. Ч. 2. Финансирование подготовки кадров / Под ред. В. В. Деменцева. М.: Финансы и статистика, 1982, с. 125−138.
  234. Дж. Нелинейное и динамическое программирование. М.: Мир, 1967.-506 с.
  235. Ху Т. Целочисленное программирование и потоки в сетях. — М.: Мир, 1974. 520 с.
  236. В.Я. Методологические основы применения ИКТ при управлении высшим учебным заведением // Информатизация образования и науки. -2009. -№ 5, с. 25−30.
  237. В. И. Декомпозиция в задачах большой размерности. М.: Наука, 1981.-352.
  238. Ю., Захаров А., Лобачева Г. Расчет штатной численностикафедры: инновационный подход / Высшее образование в России. № 1, 2000.-125 с.
  239. А.О. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. -№ 2, с. 120−123.
  240. М.Н. Применение ЭВМ для решения задач проектирования и управления высшей школой: диссерт. канд. техн. наук. Челябинск, 1971. -162 с.
  241. .П. Совершенствование учебных планов и программ на базе сетевого планирования. М., 1975. — 78 с.
  242. В.И., Дидук Г. А., Потапенко А. А. Математические методы и алгоритмы исследования автоматических систем. -М.: Энергия, 1970. 370 с.
  243. В.М. ЭВМ составляет расписание. Вестник высшей школы, 1968, -№ 10, с. 46−49.
  244. У., Акоф Л. Арноф Л. Введение в исследование операций. М.: Наука, 1968.-488 с
  245. Д.И., Жильцов Е. Н. Экономика, организация и планирование высшего образования. М., 1979. — 150 с.
  246. И. П., Ямпольский В. 3., Чудинов В. Н., Агранович Б. Л., Пак Л. В. Модели управления учебным процессом вуза. Томск: изд-во Томск, гос. ун-та, 1992. — 178 с.
  247. Экономика и организация управления вузом: Учебник / Под ред. В. В. Глухова. СПб.: Лань, 2001. — 544 с.
  248. Д.Б., Голынтейн Е. Г. Линейное программирование. М.: Физмат-гиз, 1963.-776 с.
  249. Ю.Ю. Оптимальное управление формированием штатов профессорско-преподавательского состава вуза: диссерт. канд. техн. наук. -Красноярск, 2005. 128 с.
  250. В.З. Модели оптимизации управления высшим учебным заведением: диссерт. докт. техн. наук. Томск, 1972. — 344 с.
  251. В.З., Герман Э. И., Пак Л.В. Автоматизированноесоставление расписания учебных занятий в крупном многопрофильном вузе // НИИВШ. М., 1976, с. 6−7.
  252. В.З., Петров О. Н. и др. Автоматизация управления высшей школой. Воронеж: изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1987. — 176 с.
  253. Alan Borning. Constraint Hierarchies and Logic Programming. /Technical Report 88 011−10 Computer Science Department University of Washington, November, 1983.
  254. Bellman R., Dynamic Programming Treatment of the Travelling Salesman Problem- Assoc. Сотр. Mach., 1962, 9, No. 1, 61 63.
  255. Charnes A., Zemke C. Minimization of Nonlinear Separable Convex Functionalls. Nav. Res. Logist. Quart., 1, 301−312, 1954.
  256. Charnes A., Cooper W., Ferguson R. Optimal Estimation of Executive Compensation by Linear Programming, Management Science, 1,2, 138−151 (January 1955).
  257. Colorni A. Genetic Algorithms: A New Approach to the Time-Table Problem // Lecture Notes in Computer Science. NATO ASI Series, V. F82, Combinational Optimization, Springer Verlag, 1990. p. 235−239.
  258. Dantzig G.B. Application of the Simplex method to a transportation problem. Activity analysis of production and allocation, ed. T.C. Koopmans Cowles Commission Monograph, 13, Willy New-York, 1951.
  259. Dantzig G.B. Discrete-Variable extremum problems // Numer. Math. 1957. -5, No. 2.-p. 266−277.
  260. Dantzig G.B. Large-Scale System Optimization: A Review Operation Research Centre, University of California, Rept. OR 65−9, 1965.
  261. Dantzig G.B. Linear programming and extensions, Princ. Univ. Press, Princ. N. J., 1963.
  262. Even S., Itai A., Shamir A. On the Complexity of Time-Table and Multicommodity flow problems. SIAM J. Comput., 1976, 5, No. 4, 691 707 p.
  263. Gomory R. E. Outline of an algorithm for integer solution of linear programming. Bulletin of the American Mathematical Society, 64, 1958. p. 275−278.
  264. Gotlieb C.C. The Construction of Class-Teacher Timetables // Information Processing. 1963. p. 73 — 77.
  265. Jackson J.R. Scheduling a production Line to Minimize Maximum Tardiness. Research Report, No. 43, Management Sciences Research Project. University of California at Los Angeles, January, 1955.
  266. Johnson D.S. Fast Algorithms for Bin Packing. Journal of Computer and System Sciences, 1974, 8, No. 3, p. 272 — 314.
  267. Johnson S.M. Optimal Two- and Three-Stage Production Schedules with Setup Times Included. Nav. Res. Log. Quart, 1954, 1, No. 1.
  268. Held M., Karp R. A Dynamic Programming Aproach to Sequencing Problem // SIAM, 1962.
  269. Kuhn H.W., Tucker A.W. Nonlinear Programming/ Proc. Second Berkeley Symp. on Math Statistics and Probability, 1951, p. 481−492.
  270. Lasak D. Die Berichtungen des Kollisionsindex Verfahrens zum Gotlieb-Verfahren // Electronische Dctenverarbeitung. 1968, 10, № 2.
  271. Land A.H., Doig A.G. An automatic Method of Solving Discrete programming Problems // Econometric. 1960. — 28. No. 3. — p. 497 — 520.
  272. Manne A.S. On the Job-Shop Scheduling Problem, Operations Research, 1960, 8, No. 2, p. 219−223.
  273. McNaughton R. Scheduling with Deadlines and Loss Function, Management Science, 1959, 6, No. 1, p. l 12.
  274. Moore J. M, An n Job, One Machine Sequencing Algorithm for Minimizing the Number of Late Jobs. Management Science, 1968,15, No. 1, p.102 — 109.
  275. Rosen I.B. Primal Partition Programming for Block Diagonal Matrices. -Numerische Mathematick, 1964, № 6, p. 250 261.
  276. Ross P., Hallam J. Lecture Notes on Connectionist Computing // Department of Artifical Intelligence, University of Edinburgh, 1993.
  277. Schrage L. Solving Resource-Constrained Network Problems by Implicit Enumeration-Preemptive Case. Operations Research, 1970, 18, No. 2, p. 263 -278.
  278. Smith W.E. Various Optimizers for Single-Stage Production. Naval Research and Logistics Quarterly, 1956. 3, No. 1, p. 59 — 66.
  279. Werra D. On some combinatorial problems arising in scheduling. CORS Journal, 1970, 8, No. 3, p. 165 — 175.
  280. Wiener N. Cybernetics or control and communication in the animal and machine, J. Willey New-York, 1958.
Заполнить форму текущей работой