Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Межотраслевая диверсификация малых предприятий как фактор стабилизации региональной экономики: На материалах Карачаево-Черкесской республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Малые предприятия уже заняли устойчивое место в экономике России, они представляют собой достаточно мощную экономическую и политическую силу и охватывают 829,5 тыс. акционерных обществ, семейных фирм, компаний и кооперативов с численностью постоянно занятых в них более 6 миллионов человек. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (42%), на строительство… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РЫНОЧНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
    • 1. 1. Теория и практика диверсификации производственной деятельности
    • 1. 2. Формы диверсификации производства
    • 1. 3. Динамика развития малых предприятий в экономике страны
    • 1. 4. Анализ диверсификации производства в промышленности КЧР
  • ГЛАВА 2. УСТОЙЧИВОСТЬ МАЛЫХ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ в
  • ТРУДОИЗБЫТОЧНОМ РЕГИОНЕ
    • 2. 1. Условия реструктуризации национальной экономики
      • 2. 1. 1. Структурно-функциональная перестройка промышленности
      • 2. 1. 2. Перспективы и механизмы совершенствования деятельности агропромышленного комплекса
      • 2. 1. 3. Рыночная трансформация отраслей инфраструктурного обслуживания народного хозяйства
    • 2. 2. Стабилизирующая роль малых предприятий в процессе реструктуризации экономики
    • 2. 3. Предпринимательские риски в деятельности малых предприятий
    • 2. 4. Многопрофильность производства как способ снижения внутреннего производственного риска
    • 2. 5. Перспективы развития малых многопрофильных предприятий в Карачаево-Черкесской Республике
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ МНОГОПРОФИЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 3. 1. Отраслевая характеристика и анализ деятельности
    • 3. 2. Стратегия развития предприятия
      • 3. 2. 1. Ценовая политика
      • 3. 2. 2. Организационная структура и менеджмент
      • 3. 2. 3. Планирование хозяйственной деятельности
      • 3. 2. 4. Самострахование
    • 3. 3. Устойчивость финансового положения и конкурентоспособность
  • ВЫВОДЫ

Межотраслевая диверсификация малых предприятий как фактор стабилизации региональной экономики: На материалах Карачаево-Черкесской республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия переживает новый этап в своем развитии, когда происходит ломка существовавшей системы и методов хозяйствования и переход от централизованно планируемой, распределительной экономики к экономике рыночной, основанной на товарно-денежных отношениях и конкуренции производителей за потребителя. Рыночная экономика требует от специалистов всех рангов, и от рабочих коллективов умения работать по-новому.

Рыночные преобразования в экономике России сопровождались кризисными явлениями во всех отраслях промышленности. Спад производства достигал 60 — 70% к дореформенному уровню, массовые увольнения работников или бессрочные неоплачиваемые отпуска приводили к социальной напряженности населения, особенно в трудоизбыточных регионах, к которым относится Карачаево-Черкесская республика.

В этих условиях предприятия, чтобы выжить, т. е. сохранить производственный потенциал и обеспечить занятость, повсеместно стали развивать «непрофильные» виды деятельности. Эта тенденция характерна как для крупных, так и для мелких предприятий.

Малые предприятия уже заняли устойчивое место в экономике России, они представляют собой достаточно мощную экономическую и политическую силу и охватывают 829,5 тыс. акционерных обществ, семейных фирм, компаний и кооперативов с численностью постоянно занятых в них более 6 миллионов человек. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (42%), на строительство (17%) и промышленность (16%). Из общего количества трудоустроенного населения наибольшее число занято в торговле и общественном питании — около 30%, в строительстве — 26%, в промышленности — 23%.

Публикации последних лет демонстрируют активизацию внимания ученых — экономистов к этим вопросам. Почти треть населения России так или иначе связана с малыми предприятиями. Примерно 20 — 25 млн. человек, включая членов семей, уже получают доходы в сфере малого бизнесса. В этой сфере создается более 10% ВВП России.

Динамика развития малых и средних предприятий за несколько последних лет показывает, что этот сектор в большинстве регионов переходит от стартового этапа к этапу развертывания и развития, основное значение уже приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, активизация их инвестиционной, производственной и инновационной деятельности. Из 624 тыс. зарегистрированных в России к началу 1993 года малых предприятий в сфере производства удержались очень немногие. Вместе с тем, неразвитость малого производственного предпринимательства отражает серьезные недостатки в структуре экономики страны, которые трудно исправить на основе перемещения и диверсификации крупного капитала. Производственная деятельность в малых фирмах имеет свои особенности, одна из которых — своеобразный жизненный цикл, обусловленный более высокими, нежели у крупных компаний, издержками и ограниченность ресурсов. Малые предприятия являются не только необходимым звеном в создании экономики, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.

Проблемы развития малых производственно-хозяйственных организаций, их выживаемости и адаптации к реалиям экономической ситуации России конца 90-х годов, их роли и значения в преодолении кризиса стали предметом исследования многих отечественных экономистов: Бусыгин А. В., Баженов Ю. К., Баженов А. Ю., Лапуста М. Г. и др. Проблемы диверсификации предприятий рассматривали: Забелин П. В., Клейнер Г., Кунц Р., Леман Р., Немченко Г., Пас-кье М.

Однако на сегодняшний день ряд проблем не получил должного освещения: не изучено влияние диверсификации малых предприятий на стабилизацию региональной экономикине в полной мере освещен вопрос о стратегии диверсификации как важном средстве реструктуризации экономики и повышения её конкурентоспособностиособенности менеджмента в многопрофильных малых предприятиях также требуют изучения и обобщения.

Данные Госкомстата за последние 2 — 3 года свидетельствуют, что в наиболее динамично развивающихся регионах (Новгородская, Ярославская, Тюменская области, Краснодарский край, и некоторые другие) подъём экономики обеспечивается эффективной деятельностью многоотраслевых диверсифицированных предприятий: финансово-промышленных групп, холдингов, агропромышленных фирм, а также малых многопрофильных корпораций, функционирование которых пока незначительно отражено в отечественной экономической литературе.

Особенности посткризисного развития экономики российских регионов вызвали к жизни такую нетипичную для стран Запада форму предпринимательской деятельности как малые многопрофильные предприятия. Их живучесть, устойчивость в неблагоприятной рыночной среде — с одной сторонымассовость этого явления и его положительное влияние на развитие региональной экономики — обусловливают необходимость теоретического и практического обобщения со стороны экономической науки.

Анализ публикаций, официальных статистических данных по малым предприятиям производственной сферы Карачаево-Черкесской Республики (КЧР), практического опыта хозяйственной деятельности конкретных предприятий, свидетельствует о значительной важности и актуальности исследования закономерностей и практических вопросов межотраслевой диверсификации малого бизнеса как фактора стабилизации региональной экономики, особенно применительно к социально-напряженному Южному федеральному округу.

В связи с вышеизложенным встаёт вопрос о необходимости разработки методического обеспечения совершенствования организации и управления малыми предприятиями через межотраслевую диверсификацию на материалах Карачаево-Черкесской Республики, что и позволяет оценить актуальность темы диссертации.

Цель исследования — на основе экономического анализа процессов функционирования малых предприятий Карачаево-Черкесской Республики и опыта конкретных многопрофильных предприятий разработать методические основы и практические рекомендации по совершенствованию управления диверсифицированным производством малых предприятий в направлении их финансовой устойчивости и для стабилизации социально-экономического положения региона.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— исследования сущности и основных направлений диверсификации производственной деятельности;

— анализа динамики развития малых предприятий и их отраслевой структуры в экономике КЧР;

— определения влияния развития малых и средних предприятий на социально-экономическую стабилизацию трудоизбыточного региона;

— исследования организационных форм менеджмента и определения условий их использования применительно к малым многопрофильным предприятиям производственно-промышленной сферы деятельности;

V" .

— финансово-экономического анализа хозяйственной деятельности конкретного диверсифицированного малого предприятия;

— определения и конкретизации элементов стратегического планирования деятельности малого многопрофильного предприятия, обеспечивающего устойчивость финансового положения и конкурентоспособность.

Предмет исследования: формы, методы и механизм управления малым диверсифицированным предприятием производственной сферы.

Объект исследования: малые предприятия Карачаево-Черкесской республики с учетом их роли в стабилизации социально-экономического положения республики.

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертации являются общетеоретические и специфические методы научного познания, содержанием которых являются структурно-функциональный, системный, ситуационный подходы, вытекающие из общей теории систем, теории организации и управления.

Использован количественный анализ экономических процессов. При обработке материалов применены методы исследований: абстрактно — логический, статистико-экономический, экономико-математический, экспериментальный, хронографические наблюдения.

Информационная база исследования включает: официальные источники органов статистики КЧР, материалы Госкомстата РФ, первичные материалы производственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, результаты личных исследований, а также труды отечественных и зарубежных ученых в области теории, методологии и практики современного менеджмента.

Научная новизна работы. Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, и содержащие элементы научной новизны, заключаются в следующем:

— на основе анализа отраслевой структуры промышленности Карачаево-Черкесской республики, трудового и производственно-ресурсного потенциала, социально-экономической инфраструктуры конкретизировано значение малых предприятий в рыночном реформировании национальной экономики;

— определены условия стабилизации экономики Карачаево-Черкесской республики на этапе выхода из кризиса;

— обоснована применимость методов и форм диверсификации производственной деятельности к малым предприятиям;

— с позиций экономической эффективности обоснована многопрофиль-ность производства как фактор финансовой устойчивости малых предприятий в кризисных условиях;

— дано определение термина «малое многопрофильное предприятие», обоснована его применимость к новому массовому явлению в послекризисной экономике;

— на основе анализа факторов снижения производственных рисков обосновано применение сетевой модели управления финансовыми потоками малого многопрофильного предприятияданы рекомендации по определению размеров фонда самострахования;

— предложена методика совершенствования управления малым многопрофильным предприятием, сочетающая в себе элементы управления холдингом, корпорацией и малым предприятием семейного типапоказана ее эффективность на примере конкретных предприятий производственно-промышленной сферы.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

— основные положения работы по изучению динамики развития малых многопрофильных предприятий могут быть использованы при формировании региональных программ поддержки малого предпринимательства;

— в хозяйственной практике могут быть использованы практические рекомендации автора по выработке управленческих подходов к решению вопросов повышения эффективности производства в малых многопрофильных предприятиях.

Апробация результатов исследования. Результаты и основные положения диссертационной работы докладывались: на научных семинарах аспирантов и соискателей «Методология системных исследований в гуманитарных отраслях науки» (Кисловодск, 1999 г. и 2000 г.), итоговой научно-практической конференции Ивановской государственной сельскохозяйственной академии (Иваново, 2000 г.), всероссийской научной конференции «Математическое моделирование в научных исследованиях» (Ставрополь, 2000 г.). Результаты исследований применены в практике хозяйствования малого многопрофильного предприятия (ММП) «Хабез» Хабезского района Карачаево-Черкесской Республики. Отдельные положения и выводы диссертации использовались Министерством экономики Карачаево-Черкесской республики при разработке программы стабилизации экономики региона на 2001 — 2005 гг. Основные результаты диссертационного исследования отражены в восьми публикациях автора, общим объемом 2,3 п.л.

В первой главе обобщены и проанализированы по литературным источникам отечественных и зарубежных экономистов теория и практика диверсификации производственной деятельности, формы диверсификации многопрофильных предприятий, а также роль и значение малых предприятий в послек-ризисном развитии экономики. Выполнен анализ процесса диверсификации производства в промышленности КЧР за 1990;2000 гг.

Во второй главе исследованы вопросы устойчивости малых многопрофильных предприятий в условиях рыночной нестабильности, направления стабилизации региональной экономики, в том числе с учетом приоритетного развития малого предпринимательства в трудоизбыточном регионе.

В третьей главе обобщены личные исследования автора в решении проблемы управляемости малым многопрофильным предприятием на примере конкретных объектов: ММП «Хабез» Хабезского района Карачаево-Черкесской Республики, ООО «Скиф», ООО «Стройтехинвест», ООО «Альтернатива» и определены перспективы развития малых многопрофильных предприятий как фактора стабилизации экономики регионов Южного федерального округа.

ВЫВОДЫ.

Рыночная система хозяйствования, установившаяся в России, базируется на предпринимательском типе экономической системы с сохранением в руках государства регулирующих функций. Малое предпринимательство уже заняло устойчивое место в экономике страны, в этой сфере создаётся более 10% ВВП, более 20 млн. человек, включая членов семей, уже получают доходы в сфере малого предпринимательства.

Концептуальная модель развития предпринимательства в условиях Карачаево-Черкесской республики может быть сформулирована как обеспечение условий для активизации экономической деятельности населения республики.

Статистика за 1995 — 1999 годы показывает, что среди малых предприятий все более возрастает число многопрофильных, т. е. имеющих более трёх видов деятельности. А среди «долгоживущих» (ведущих производственную деятельность более трёх лет) процент многопрофильных предприятий достигает 60. Анализ влияния развития этих новых видов предпринимательской деятельности на процесс стабилизации региональной экономики позволяет сформулировать определённые выводы.

1. Диверсификация производственной деятельности в малых предприятиях — новое явление в экономической практике российских регионов, малоизученное в отечественной литературе.

2. Отраслевая реструктуризация региональных экономик — одна из первоочередных задач реформы — непосредственно взаимосвязана с процессом образования, функционирования множества малых предприятий в разных сферах деятельности.

3. Бескомпромиссные условия стихийного становления рыночных отношений, глубокий экономический кризис в регионах заставляет малые предприятия диверсифицировать производственную деятельность в целях самосохранения и выживания.

4. Финансовая устойчивость малых предприятий зависит от многих факторов, которые интегрируются в многопрофильности производства, что подтверждается исследованием динамики развития малых многопрофильных предприятий в Карачаево-Черкесской республике и практическим опытом хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

5. Организация и управление малым многопрофильным предприятием имеют свои особенности, присущие как крупным холдингам, так и малым частным предприятиям, что, в свою очередь, усложняет проблему управляемости финансовыми и материальными потоками.

6. Стратегическое планирование деятельности малого многопрофильного предприятия в целях управления предпринимательским риском может быть дополнено применением экономико-математической модели сетевого планирования с критериями: минимизации издержек перемещения ресурсов либо максимизации интенсивности потоков ресурсов, а также системой самострахования, эффективность которой подтверждена практикой управления конкретных ММП.

7. Исследования конкретных условий функционирования малых многопрофильных предприятий, динамики развития данных организационных форм в Карачаево-Черкесской республике, их влияния на общую экономическую ситуацию в регионе позволяют считать ММП фактором стабилизации на пути выхода экономики республики из кризиса.

8. Предложенные методические подходы к совершенствованию управления диверсифицированным производством могут найти применение в других регионах России, которые в настоящее время решают проблемы послекризис-ного развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АвдуловП.В., Гайзман Э. И., Жандаров A.M. Методы анализа и обоснования решений в управлении экономикой. -М.: АНХ, 1989.
  2. А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. М.: Технологическая школа бизнеса", 1994.
  3. М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997. 245 с.
  4. АнсоффИ. Стратегическое управление. М., 1989.
  5. И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999.
  6. Р.Ю. Проблемы управляемости производственными объектами малого и среднего бизнеса. — Приложения к ж. «Известия вузов. Северо-Кавк. Регион». 2000. № 2. с. 38.
  7. Р.Ю. Формы диверсификации производства. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сб. Науч. тр./ Став-роп. ГСХА. Ставрополь, 2001. № 9. — с. 64.
  8. Р.Ю. Развитие предпринимательской деятельности и её роль в экономике России. Труды II научной конференции профессорско-преподавательского состава факультета «Бизнеса и права» КЧГТИ. — «Региональная экономика и право», Черкесск, 2001.
  9. Р.Ю., Ильченко А. Н. Проблемы управляемости производственными объектами малого и среднего бизнеса /Труды научно-практической конференции «Научные достижения развитию агропромышленного комплекса». — Иваново: ИГСХА, 2000, с. 238 — 242.
  10. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: «Фин-статинформ», 1995.
  11. Ю.К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999, — 104 с.
  12. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось, 1998.
  13. А.О. Условия регулирования малого бизнеса. ж. «Экономист», 1999 № 2.
  14. В.И. Новый менеджмент: Управление предприятием на уровне высших стандартов: Теория и практика эффективного управления. —М.: Экономика, 1997.
  15. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ./Под. Ред. Ф. А. Крутикова М.: Экон., 1991. — 271с.
  16. JI.C. Стратегическое планирование развития хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса. Кисловодск, 1997
  17. Ю.В. и др. Стратегия хозяйственного управления. — Хабаровск, 1994.
  18. А.В. Предпринимательство. Учебник.-М.: Дело, 1999.—640 с.
  19. А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 608.
  20. Э.Ф. Малый бизнес: социальный потенциал, управление. С-Пб: С-ПГУ, 1999.-16с.
  21. С.В. Оценка бизнеса и инновации. — М.: Информационно издательский дом «Филинъ», 1997. — 336 с.
  22. Введение в рыночную экономику. Под ред. Лившица, А .Я., Никулиной И. Н. М.: «Высшая школа», 1994.
  23. П. Искусство менеджмента. М.: «Новости», 1993.
  24. В.Р. Основы менеджмента: Учебник: М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада ЛТД» 1996.
  25. В.Р. Менеджмент для предприятий: М.: «Антиква», 1993,
  26. X. Менеджмент в подразделениях фирмы. М.: Инфра — М, 1997.
  27. О.Ю. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Издательство МГУ, 1995. 252 с.
  28. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  29. О.И. Экономика предприятия. Москва. ИНФРА-М. 1999.
  30. .М. Основы управления персоналом. Москва «Высшая школа» 1996.
  31. И.Н. Маркетинг. Организация. Технология. —М.: «Внеш-торгиздат», 1989.
  32. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, Юнити, 1997,-501 с.
  33. Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения. М.: «Экономика», 1993.
  34. А.А., Сорокин В. В. Российский директор в рыночной экономике. Москва «Экономика», 1966.
  35. В.Я., Кунряков Е. М. Экономика предприятия. Москва «Банки и биржи», 1996.
  36. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М.1996.
  37. В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. М.: Дело и сервис, 1999.
  38. В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. -М.: «Софит», 1994.
  39. П.М., Раньян У. М. К. Поведение человека в организации. -М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1993.
  40. Н.В. Холдинги и их роль в повышении устойчивости предприятий в переходный период. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени кандидата экон. наук. — Иваново: ИвГУ, 1998.-15с
  41. ДжухаВ.М., Скрыпкин А. П., Скрыпкин Н. А. Бизнес — планирование: функции, алгоритм разработки и анализа. // Научно практическая разработка. Азовский институт экономики, управления и права РГЭА. Азов, 1998. -70 с.
  42. П.Ф. Управление нацеленное на результаты., М.: Технологическая школа бизнеса, 1992.
  43. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.: 1992.-с. 249.
  44. В.Ж., Чайкин Б. И. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учебник. Екатеринбург: Изд-во Урал гос. экон. унив-та, 1998. 443 с.
  45. A.M., Лагоша Б. А., Хрусталёв Е. Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике, бизнесе и финансах. М.: Финансы и статистика. -2000.
  46. В.Н., Кузнецова И. Д. Маркетинговая деятельность в рамках холдинга./Сб. науч. трудов Ивановского гос. унив-та. Иваново: изд. ИвГУ, 1999, с. 336−342.
  47. О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учёт, 1999.
  48. А. Расширение возможностей получения прибыли/Маркетинг, 1998, № 6 с. 46 49.
  49. П.В. Основы корпоративного управления концернами. М., 1998.
  50. П.С. Маркетинг в малом и среднем бизнесе. — М.: 1992.
  51. О.О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике. -М.: ДИС, 1997.
  52. В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. — Мн.: Полымя, 1997.-571 с.
  53. Д.Е. Анализ безубыточности в маркетинговой деятельности предприятия//Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 1, с. 10−17.
  54. Е.А., Пушкарёва Г. М. Анализ финансового результата деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 1990. — 96 с.
  55. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Издание 2-е, стереотипное. — М., «Филинъ», 1998. 272 с.
  56. А.Н. Моделирование управляющих технологий в производстве, финансах и бизнесе на этапе развития «новой» экономики. -Прил. к журналу «Известия вузов. Общественные науки Северо — Кавказский регион», № 2, 2000.
  57. А.Н. От моделирования производственных процессов к моделированию управляющих технологий в производстве и распределении продукции АПК. /Труды НАЭКОР.-М: МСХА, 1999.
  58. А.Н., Аргунов Р. Ю. Об использовании сетевых моделей в оптимизации управления многоотраслевыми производствами. / Труды Всероссийской научной конференции «Математическое моделирование в научных исследованиях». Ставрополь: СГУ, 2000, с.
  59. А.Н., Аргунов Р. Ю. Малые многопрофильные предприятия в АПК региона. ж. «Владимирский земледелец», № 6, 2001.
  60. Д. Финансовый контроль: пер. с англ. / под ред. И. И. Елисеевой М. «Финансы и статистика», 1988. — 256 с.
  61. ЙеинекенсЖ. Менеджмент в условиях рыночной экономики. МП «Энис». Минск. 1992.
  62. Д. Типичные ошибки малого бизнеса Пер. с англ. / Под ред. В. Мисника. СПб: Питер ком, 1998.-224 с.
  63. Г. Риски промышленных предприятий: как их уменьшить и компенсировать//РЭЖ, 1994, № 5 6, с. 85 — 92.
  64. Г., Качалов Р., Данилина Я. Управление малыми многопрофильными корпорациями. Проблемы теории и практики управления. — 1999. -№ 5 с. 103−107
  65. У., Клиланд О. Стратегическое планирование М.: Прогресс, 1987.
  66. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  67. Г. Я., Синица JI.M. Организация производства: Учебное пособие Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. — 334 с.
  68. Ю.Б., Коротиев В. Д., Кочетова Г. Н., Никифорова Е. Н. Менеджмент в АПК / Под ред. Ю. Б. Королева. -М.: Колос, 2000. 304 с.
  69. Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1997.
  70. Ф. Маркетинг менеджмент — СПб: Питер Ком, 1999. — 896е.: ил.
  71. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1980 —731 с.
  72. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: как создать, завоевать и удержать рынок/Пер. с англ. М.: ACT, 2000.
  73. Г. А. Управление затратами на предприятиями: Учебник.- СПб.: «Издательский дом „Бизнес пресса“». 2000, 27 с.
  74. А.Б. Пименова A.JL Введение в предпринимательство: Учебное пособие для ВУЗов, С-Пб.: «Политехника», 1995 .- с.412
  75. А.Б., Горенбугов М. А. Малое предпринимательство бизнес- коммуникации. «Издательский дом „Бизнес — пресса“ — С-Петербург. — 1998.
  76. М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов.-М., 1998.
  77. И.Д., Ильченко А. Н., Аргунов Р. Ю. Диверсификация -основа создания и развития корпоративных структур. Сб. науч. тр. Вузов России. — Иваново: ИГХТУ, 2001.
  78. И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. —М.: „Технологическая школа бизнеса“, 1994.
  79. Р. Стратегия диверсификации и успех предприятия. — Проблемы теории и практики управления. — 1994. № 1. С. 96 — 100.
  80. Курс предпринимательства. Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: Финансы ЮНИТИ, 1997. -439 с.
  81. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. Москва. ИНФРА-М. 1997.
  82. М.Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. Москва, ИНФРА-М, 1996, с. 223.
  83. В.В. Теория эффективного использования информационных ресурсов с учетом маркетинга. Международный конгресс „Маркетинг и проблемы информатизации предпринимательства“. СПб. Изд-во СпбУ ЭФ, 1966, с. 102- 105.
  84. Р. Диверсификация на базе профиля фирмы. — Проблемы теории и практики управления. 1994.-№ 1 с. 89−96.
  85. И.В. Бизнес план — основа успеха. — М.: Машиностроение, 1993.-80 с.
  86. Ф.И. Оценка рисков в предпринимательской деятельно-сти//Маркетинг в России и за рубежом, 1998, № 4 с. 12—15.
  87. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб: ГМП „Формика“, 1992. — 384 с.
  88. Г. М. Выявление эффективности управления в аграрном секторе. Журнал.: Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий». № 1, — 1999.
  89. Малые предприятия: организация, экономика, учёт, налоги/Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ, 2001. — 357с.
  90. С.Д. Профессионалы в управлении. Лениздат, 1991.
  91. Маркетинг./Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  92. Е.В. Развитие малого предпринимательства в России. -Автореф. Дисс. на соиск. уч. степени канд. Экон. наук. М: МУПК, 1997.- 16с.
  93. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. ИНФРА-М. М.: 1996, с. 106.
  94. Менеджмент организации: Учебное пособие / Румянцева З. П., Со-ломатин Н.А., Актердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1995.
  95. МесконМ.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента, М.: Дело, 1992.
  96. А.И., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. «Издательский дом «Бизнес — пресса» — С— Петербург. — 1999.
  97. В.Д. и др. Экономика и бизнес. М.: Изд-во МГТУ, 1 993 464 с.
  98. Г., Донецкая С., Дьяконов К. Диверсификация производства: цели и направления деятельности. Проблемы теории и практики управления. — 1998.-№ 1. С. 107 — 113.
  99. К. Сирополис Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: Пер. с англ. — М.: Дело, 1997. 672 с.
  100. Организация и планирование производства на предприятиях отрасли. Учеб. пос. / Под ред. Г. И. Шепеленко. Ростов Н/Д: РГЭА, 1996. — 480 с.
  101. Л.В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности, Москва «Банки и биржи», 1997, с. 320.
  102. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Радугина А. А. -М.: Центр, 1997.
  103. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. Учебник. Под ред. Осипова Ю. М. М.: БЕК, 1996.
  104. М. Диверсификация и эффективность. Проблемы теории и практики управления. — 1994.-№ 3 с. 79−83
  105. А.С. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Изд-во «Феникс», 1989. 607 с.
  106. А.С., Шепеленко Г. И. Малые предприятия. М.: Гардарика, 1996.-144 с.
  107. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М., 1986.
  108. Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М., 1984.
  109. Г. Г., Герасименко В. П., Алексеев О. Ю. Маркетинг: Учеб. пос. / РГЭА. Ростов н/Д: РГЭА, 1996.-199 с.
  110. А.В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция. М., 1989.
  111. Предпринимательство./Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Г. Б. Поляка, проф- В. А. Швандара. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
  112. Предпринимательство./Под ред. М. Г. Лагусты. М.: ИНФРА — М, 2000.
  113. Проблемы экономики, финансов и управления производством. Сборник научных трудов ВУЗов России. Иваново, ИВГХТУ, 2001. 402 с.
  114. .А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. Учебник. М.: ЗАО «Бизнес — школа «Интел — Синтез», 1999. — 784 с.
  115. Д. Дж., Мескон М. Х., Боуви К. Л., Тилл Дж. В. Современный бизнес в 2-х томах. Изд. «Республика», Москва, 1995.
  116. Ю.А. Стратегия развития предпринимательства. М.: «Электроника», 1996. С. 107.
  117. Россия в цифрах: Крат. Стат. сб./Госкомстат России. М.: 2000.
  118. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000.
  119. Рюттингер Рольф. Культура предпринимательства./Пер. с нем. — М.: ЭКОМ, 1992.
  120. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — Минск: ИП «Экоперспектива», 1998. 498 с.
  121. М. Анализ финансового состояния фирмы один из этапов маркетинговой стратегии//Маркетинг, 2000, № 1 с. 54 — 56.
  122. Сборник бизнес-планов с комментариями//под редакцией В. М. Попова. М: Финансы и статистика, 1998. — 488 с.
  123. Ф.З. Проблемы инвестирования регионального АПК в рыночных условиях (на материалах КЧР).- Ростов-на-Дону, 1998
  124. Ф.З. Организация инвестирования агропромышленного комплекса. Москва. — Прометей, 1999.
  125. СпивакВ.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 416 с.
  126. Е.А., Стоянова Е. С. Экспертная диагностика: аудит хозяйственного положения предприятия. М.: НКЦ Перспектива, 1993.
  127. Стратегическое планирование и управление / Под ред. проф. Петрова А. Н. ч. 1 Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1997.
  128. А.Х., КетоваН.П. Роль регионального маркетинга в обосновании и реализации рыночной стратегии республики. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та. 1997. 176 с.
  129. А.Х. Рыночная стратегия перехода республики Карачаево-Черкесия к устойчивому социально-экономическому развитию. — Издательство «Кавказская здравница». Минеральные воды. — 1997. — 166 с.
  130. Т. Классификация видов рисков предпринимательской деятельности//Маркетинг, 1997, № 6, с. 45−53.
  131. А.А., Стрнкленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии.: Учебник для ВУЗов /Перевод с нагл. Под ред. Л. Г. Зайгева, М. И. Соколовой. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576 с.
  132. Управление персоналом организации. Учебник. Под ред. А.Я. Киба-нова. М.: Инфра — М, 1997.
  133. Управленческий учет / Под ред. В. Палия и Р. Вандер Вила. М.: ИНФРА-М, 1997−480 с.
  134. Э.А. Стратегическое планирование. М.- 1998.
  135. Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: АКАЛИС, 1996 — 205 с.
  136. Э.А., Кочеткова А. И. Бизнес-план: как развернуть собственное дело. М.: АКАЛИС, 1996. — 175с.
  137. Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  138. Федеральный Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г., № 88 ФЗ.
  139. Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 13 июля 1998 г. № 148 ФЗ.
  140. Хан Д, Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головага, М. Л. Лукашевича, 1999−800 с.
  141. С.Ф. Маркетинг в развитии малого предпринимательства. «Экономика строительства», № 9, 1994.
  142. Р., Питере М. Предпринимательство. Выпуск № 1. М., 1991.с. 20.
  143. А. Курс предпринимательства: практическое пособие. Пер. с англ. М.: «Международные отношения». 1993, с. 349.
  144. Н.В. Управление риском. М.: ЮНИТИ, 1999. — 240с.
  145. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. М.: Республика, 1995 — 317 с.
  146. С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе. -М.: ЮНИТИ, 2000.
  147. Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. / Под ред. проф. А. Г. Поршнева, 1999 512 с.
  148. B.C. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономической обработке инвестиционных проектов. М.: АО «Финстатинформ», 1995, — 238с.
  149. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Горфинкеля В .Я., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  150. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов//А.Н. Романов, И. П. Николаева, В. В. Клочков и др. М.: Финстатинформ, 1997 — 399с.
  151. Энциклопедия малого бизнеса или как начать своё дело/Под ред. Т. А. С лука. — М.: 1994.
  152. JI. Природа малого бизнеса и ее влияние на специфику менеджерской деятельности. «Малый бизнес, рынок и общество». М., 1992, №½, с. 131.
  153. Е.М., Васильева Н. Е. Финансово-экономические расчёты. М.: Финансы и статистика, 1990.
  154. Р. Светлый путь. Газета «Известия», 1.11.2001.
  155. А. Вертикальная интеграция. Газета «Известия», 14.11.2001.
  156. В. Большие проблемы малого бизнеса. Газета «Известия», 28.09.2001.
Заполнить форму текущей работой