Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и развитие регионального рынка овощей и продуктов их переработки: На примере Брянской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для дальнейшего укрепления позиций сельскохозяйственных товаропроизводителей на региональном аграрном рынке необходимо повышение конкурентоспособности предприятий аграрного сектора, обеспечение их устойчивого развития. С этой целью необходима реализация комплекса мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий, повышению их инвестиционной привлекательности, освоение… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы формирования и функционирования продовольственного рынка
    • 1. 1. Сущность и принципы формирования продовольственного рынка.:.'
    • 1. 2. Методология исследования продовольственного рынка
    • 1. 3. Особенности формирования регионального рынка овощной продукции. г:. -¦¦<. <
  • 2. Оценка тенденций развития регионального рынка овощей и про
  • дуктов их переработки.¦.'
    • 2. 1. Динамика производства овощей в Брянском регионе России
    • 2. 2. Анализ функционирования предприятий по переработке овощей
    • 2. 3. Тенденции конъюнктуры рынка овощей
  • 3. Перспективы развития регионального рынка овощей и продуктов их переработки.'./.'
    • 3. 1. Совершенствование механизмов функционирования рынка
    • 3. 2. Развитие рыночной инфраструктуры
    • 3. 3. Прогноз развития регионального рынка овощной продукции

Формирование и развитие регионального рынка овощей и продуктов их переработки: На примере Брянской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На современном этапе реформирования экономики России актуальным вопросом является поиск путей эффективного функционирования рынка с целью регулирования объемов производства продукции и реализации. Особенно остро эта проблема отражается на состоянии продовольственного рынка, развитие которого определяет обеспеченность населения продуктами питания и социально-экономический статус государства.

В совокупности продовольственных товаров большое значение занимает овощная продукция, уровень обеспеченности населения которой характеризует степень развития рынка овощей и продуктов их переработки.

Согласно данным Института питания Академии медицинских наук России, рацион взрослого человека ежедневно должен составлять более 400 грамм овощей, или 128−164 килограмма в год. Фактически потребление их в стране ограничено 75−80 килограммами в год, что в два раза меньше научно обоснованной нормы.

При необходимом материально-техническом обеспечении, совершенствовании социально-экономических отношений и рациональной структурной перестройки отрасли регион в состоянии максимально обеспечить потребности в овощеводческой продукции. Это подтверждает актуальность выбранной темы, ее научное и практическое значение.

Состояние изученности проблемы. Теоретические и практические аспекты формирования и функционирования продовольственных рынков исследовали многие ученыеаграрники: Г. П. Абрамова, Ю. И. Агирбов, В. Д. Гончаров, Е. Ф. Злобин, Г. JL Коваленко, С. С. Литвинов, Г. А. Семина, Г. В. Семина, О. Г. Строкова, A.B. Ткач, Н. И. Ушачев, JI.H. Усенко, A.A. Шутьков, O.K. Ястребова и другие ученые.

Однако региональные проблемы становления и функционирования продовольственных рынков в экономической науке исследованы не достаточно. Требуют углубленного изучения отдельные теоретические и практические аспекты этой проблемы. Вышеизложенное определило актуальность темы исследования, ее научную и практическую ценность.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является теоретическое обобщение и обоснование научных подходов к формированию и развитию регионального рынка овощей и продуктов их переработки.

В соответствии с поставленной целью, определены комплексные задачи исследования:

— уточнить сущность понятия «региональный рынок отдельных видов продукции овощеводства» и методологию исследования;

— выявить особенности формирования и развития регионального рынка овощеводческой продукции;

— исследовать механизм взаимоотношений участников аграрного рынка и его инфраструктуру в Брянском регионе России;

— осуществить системный анализ состояния и тенденций развития регионального рынка овощеводческой продукции в Брянском регионе России;

— обосновать основные параметры развития овощного подкомплекса Брянской области до 2005 года.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования явились организационно-экономические отношения между товаропроизводителями, торговыми агентами и потребителями продукции овощеводства на продовольственном рынке России и Брянской области.

Предмет исследования — теоретические и прикладные аспекты формирования и развития регионального аграрного рынка, его инфраструктурного обеспечения и механизмов взаимоотношений между участниками с целью наиболее полного • удовлетворения потребностей населения в овощной продукции и повышения экономической эффективности овощного подкомплекса АПК.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам формирования и эффективного функционирования целевых продовольственных рынков.

Информационную базу исследования составили законодательные акты России и администрации Брянской области, материалы статистических органов, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, годовые отчеты, данные периодической бухгалтерской отчетности и личные наблюдения автора за годы реформирования аграрного сектора.

Исследование проводилось с использованием методов историко-экономического анализа, динамических рядов, статистических группировок, монографического, аналитических сравнений, системного и факторного анализа, графического, экспертных оценок.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующих положениях:

— выявлены особенности формирования регионального рынка овощей и продуктов их переработки, учитывающие экологическое состояние области, интенсивность потребления продукции и уровень доходов населения;

— предложена методика определения экономической эффективности производства овощной продукции в личных подсобных хозяйств населения, предусматривающая вариантный подход учета затрат на производство;

— на основе системно-функционального .подхода диагностики развития рынка разработана концепция обеспеченности региона продукцией овощеводства до 2005 года, отражающая потребность в продукции по направлениям ее использования и оценку региональных возможностей альтернатив технологии производства;

— обоснованы сегменты регионального рынка овощей и продуктов их переработки с учетом рейтинговой оценки емкости внутриобластных территориальных рынков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты анализа могут быть использованы при разработке стратегии экономического развития АПК, формировании рынка продукции овощеводства, развитии интеграционных процессов и кооперации, создании предприятий по первичной переработке овощей на селе.

Прогнозные разработки автора по обоснованию перспектив развития овощеводства одобрены Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Брянской ГСХА (2000;2003гг.).

Отдельные разработки по теме диссертационного исследования используются в учебном процессе при чтении курса «Экономический анализ деятельности предприятий АПК» .

Основные положения и результаты работы опубликованы в 11 печатных работах.

Структура и объем работы определены целью, задачами, предметом и объектом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 161 странице компьютерного текста, содержит 19 рисунков, 39 таблиц, 16 приложений.

ВЫВОДЫ Й ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Региональный рынок овощей — система экономический отношений по куплепродаже продукции в рамках определенного территориального пространства. Региональные рынки, являясь основой рыночной иерархической пирамиды, составляют национальный рынок. Ситуация на национальном рынке формируется таким образом, что именно регионы специализируются на производстве и торговле характерными для них видами продукции.

2. Оценка состояния развития аграрного рынка в Брянском регионе подтверждает вывод о низком развитии регионального рынка овощеводческой продукции и недостаточной обеспеченности участников рынка объектами инфраструктуры. Каналы сбыта сельскохозяйственной продукции в последнее время уменьшаются, одновременно возрастает удельный вес бартерных операций. Практически отсутствуют в инфраструктуре регионального рынка сервисные и кооперативные образования, не действуют такие направления оптовой торговли, как выставки, ярмарки и аукционы. Механизмы, действующие на региональном аграрном рынке, не обеспечивают прозрачности процесс купли-продажи, стабильность доходов участников рынка.

3. Недостаточно устойчивые позиции занимают на региональном овощном рынке непосредственные производители продукции сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, представленные 502 предприятиями, 988 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и 173 тыс. личных подсобных хозяйств населения. Это обусловлено ограниченным спросом на овощеводческую продукцию, неразвитостью рыночной инфраструктуры, низкой покупательной способностью населения, нестабильным финансовым состоянием сельскохозяйственных предприятий, технической деградацией аграрного сектора, недостатком инвестиционных ресурсов, низкой конкурентоспособностью и пр. Улучшению ситуации будет способствовать завершение аграрной и экономической реформ АПК региона, изменение маркетинговой стратегии и тактики сельскохозяйственных предприятий, создание инфраструктурной сети аграрного рынка и формирование новой системы взаимоотношений между его участниками.

4. Отдельные направления развития инфраструктуры регионального аграрного рынка должны формироваться с использованием структурнофункционального принципа, предусматривающего создание многоуровневой распределительной системы продвижения сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки до потребителей. Особое внимание при формировании региональной инфраструктуры целевых рынков должно уделяться следующим направлениям: развитию оптоворозничного подкомплекса, обеспечивающего масштабную «оптовизацию» рынка сельскохозяйственной продукциисовершенствованию биржевого рынка — внедрение новых биржевых технологий, развитие выставочно-ярмарочной деятельности, создание сервисных кооперативов и т. д.

5. Для дальнейшего укрепления позиций сельскохозяйственных товаропроизводителей на региональном аграрном рынке необходимо повышение конкурентоспособности предприятий аграрного сектора, обеспечение их устойчивого развития. С этой целью необходима реализация комплекса мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий, повышению их инвестиционной привлекательности, освоение инноваций. В системе мероприятий приоритетным должно быть использование акционерных и кооперативных механизмов интеграции, включая создание акционерных объединений, участниками которых могут быть производители овощной продукции и предприятия инфраструктуры АПК, а также кооперативов.

6. Исследование перспектив развития производителей овощной продукции в области показало, что имеются значительные резервы ее увеличения как в личных подсобных хозяйствах, так и в крупных сельскохозяйственных предприятиях.

Важную роль в повышении заинтересованности мелких товаропроизводителей может сыграть их интеграция с государственными предприятиями с целью обеспечения личных подсобных и фермерских хозяйств семенами, удобрениями, средствами защиты растений, оказания информационно — консультационных и маркетинговых услуг. Определяющее значение может иметь создание обслуживающих кооперативных структур для заготовки, доставки, переработки и реализации овощеводческой продукции.

Следует создать систему аграрного маркетинга во главе областного Комитета по сельскому хозяйству с участием информационно-консультационных маркетинговых центров в районах. Это поможет решить такие задачи, как регулирование спроса и предложения, мониторинг цен и качества продукции, активизация рекламы, расширение внешнеэкономических связей.

7. Определены основные направления совершенствования механизма функционирования регионального аграрного рынка. К их числу относятся: внедрение новых (для регионального рынка) форм биржевых контрактов и страхование рыночных рисков, определение схем развития ипотечного кредитования и клирингового процесса на биржевом рынке региона, внедрение механизма электронных торгов и т. д. Это позволит сформировать благоприятные условия для всех участников рынка и усилить интеграцию регионального аграрного рынка в национальный аграрный рынок, что позволит аккумулировать финансовые, интеллектуальные и производственные ресурсы.

8. Обоснованы сегменты регионального, рынка овощей и продуктов их переработки на основе рейтинговой оценки емкости внутриобластных территориальных рынков.

9. На основе системно-функционального подхода исследования рынка построен прогноз развития регионального рынка овощей, представляющий алгоритм определения разновариантной потребности в продукции и возможностей ее производства. В основу прогноза положены возможности развития отрасли по трем вариантам: первый — при сохранении деструктивных тенденцийвторой — при некоторой наметившейся стабилизации экономикитретий — при государственной поддержке развития отрасли и повышения уровня жизни населения региона, следствием которого станет потребление продукции в пределах рациональных норм. Минимальная потребность в овощах составит 192, нормальная — 231, максимальная — 369 тыс. тонн. Рассчитанные варианты потребления продукции сопоставляют с возможностями ее производства. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что удовлетворение потребности населения региона в овощах без межрегиональных поставок невозможно.

10. Реализация стратегии развития отрасли предприятиями овощного подкомплекса может осуществляться по двум вариантам: путем углубленной специализации и диверсификации производства. В работе обоснованы преимущества и недостатки того или иного варианта развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. П. Маркетинг: вопросы и ответы.- М.: Агропромиздат, 1991.-159с.
  2. Г. П. Рынок, механизм ценообразования и маркетинг // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-l 992.-№ 2.-С.38−45
  3. JI.A. Рынок, маркетинг и формирование рыночных отношений в АПК//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-l 992.-№ 7.-С.31 -45
  4. Ю.А. Современное состояние производства овощей и рынок // Картофель и овощи.-1997.-№ 1.-С.5−9
  5. Ю.И. Плодоовощеводство требует внимания //Экономика сельского хозяйства России.-1996.-№ 12.-С.5−9
  6. Ю.И. Рынок картофеля и плодоовощной продукции//АПК: экономика, управление.-2000.-№ 12.-С.50−58
  7. Ю.И. Рыночные отношения и развитие производства овощей //АПК: экономика, управление.-1997.-№ 3.-С.45−50
  8. Ю.И. Рыночные отношения и развитие производства овощей//АПК: экономика, управление.-1997.-№ 3.-С. 45−50
  9. Ю.И. Товарно-денежные отношения и рынок плодоовощной продукции: Учеб. пособие.-МСХА, 1996.-67с.
  10. Ю.Алибеков A.M., Лукинов М. П. Создание сети продовольственных рынков в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-l 996.-№ 9.-С.6−10
  11. И.Алтухов А. И., Бабков М. А., Макин Г. И. Развитие продовольственного рынка России.- М.: Агри Пресс, 1999.-336с.
  12. Г. П., Белебеха И. А., Сахненко В. И. и др. Методика разгосударствления и приватизации агропромышленного комплекса,-Харьков, ХОУСХ, 1999.-94с.
  13. З.Амосов А. И. Проблемы перехода к рынку в условиях экономического кризиса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1992.-№ 1 .-С.2−6
  14. A.A. Прогноз АПК до 2003 года//Экономист.-1998.-№ 12.-С.14−18
  15. Г. А. Маркетинг как инструмент потребительского рынка продовольственных товаров // Маркетинг.-1998.-№ 4.-С.54−59
  16. В.Н. Закономерности и особенности развития рыночных отношений в аграрном секторе (на опыте США) // Экономист.-1995.-№ 1.-С.53−62
  17. В.Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование,— М.:Финансы и статистика, 2001.-228с.
  18. Г. Г. Рынок- объективная реальность // АПК: экономика, управление.-1992.-№ 1 .-С.74−78
  19. Е.К. Сбытовая деятельность и диверсификация производства сельскохозяйственных предприятий // АПК: экономика, управление.-1997,-№ 8.-С.39−42
  20. В.Е. Краевой продовольственный рынок// АПК: экономика, управление.-2000.-№ 10.-с.52−57
  21. Белая дача расширяет партнерские отношения //Картофель и овощи.-2002.-№ 5.-С.5
  22. И.А. Реализация продукции: учет и контроль // Бухгалтерский учет.-1993 .-№ 3 .-С.21 -23
  23. H.A. Рынок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья //АПК: экономика, управление.-1998.-№ 6.-С.73−78
  24. Н.Е. Как улучшать состояние плодоовощного подкомплекса Ростовской области//АПК: экономика, управление.-1997.-№ 8.-С.70−74
  25. A.A. Совершенствование территориальной структуры плодоовощепромышленного подкомплекса региона // АПК: экономика, управление.-1990.-№ 7.-С. 100−103
  26. В.А. Усиление личных подсобных хозяйств населения на селе // Экономика сельского хозяйства России.-1996.-№ 6.-С.16−19
  27. Г. П., Машенков В. Ф., Серков А. Ф. и др. Экономические проблемы АПК.-М.: 1995.-230с.
  28. Н.М. Организация и эффективность функционирования плодоовощных подкомплексов в странах восточной Европы.-М.: ВНИИТЭИагропром, 1990.-52с.
  29. О.Г. Село ждет государственной поддержки // Экономика АПК.-1999.-№ 2.-С.27−29
  30. H.H., Назаренко А. К. Ценовые соотношения в АПК в 1999 году //Экономика сельского хозяйства России.-2000.-№ 3.-С.1331 .Брянская область // Стат. сборник. Госкомстат России. Брянский областной комитет госстатистики.-Брянск.-2002.-118с.
  31. Брянская область в цифрах. // Стат. сборник. Госкомстат России. Брянский областной комитет госстатистики.-Брянск.-1999.-134с.
  32. М.С. Овощеводство Японии.- М.: ВНИИТЭИагропром, 1991.-54с.
  33. H.H. Правовое регулирование реализации сельскохозяйственной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1996.-№ 8.-С.35−37
  34. Э.А. Введение в теорию сельскохозяйственного рынка/ Пер. с нем.-3-е изд., доп.-М.: Информегротех, 1999.-282с.
  35. В.В. Тепличные комбинаты в рыночных условиях // Картофель и овощи.-1994.-№ 1 .-С. 13−18
  36. Г. К. Пищевая и перерабатывающая промышленность в современных условиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2000.-№ 3.-С.13−17
  37. В.Г. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия // АПК: экономика, управление.-1995.-№ 2.-С.60
  38. Л.П. Нитраты, их токсичность и содержание в продукциирастениеводства // Агрохимия и качество растениеводческой продукции.-М., 1992.-С.15−18
  39. P.C., Рахматуллин Р.К.- Динамика цен на региональном рынке сельскохозяйственной продукции //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2002.-№ 2.-С.49
  40. И.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности //Маркетинг.-2000.-№ 6.-С.84−93
  41. И.А. Анализ динамики цен на продукцию сельского хозяйства и продовольствие // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1999.-№ 10.-С.42
  42. Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления // Маркетинг в России и за рубежом.-2000.-№ 2.-с.95−114
  43. В.Д. Комплексное изучение товарных рынков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2002.-№ 2.-С.52−54
  44. В.Д. Методические основы маркетинга на перерабатывающей промышленности //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2000.-№ 5.-С. 16−20
  45. В.Д. Продовольственный рынок России: состояние, проблемы развития //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1999.-№ 10.-С.39−42
  46. В.Д. Состояние продовольственного рынка//Экономист.-1999.-№ 11.-С.92−97
  47. В.Д. Формирование продовольственного рынка//АПК: экономика, управление.-1996.-№ 4.-С.51−55
  48. A.B. Проблемы регулирования продовольственного рынка // Экономика сельского хозяйства России.-1999-№ 8.-С.З
  49. A.B. Экономика сельского хозяйства. Проблемы и политика // Международный сельскохозяйственный журнал.-2000.-№ 2.-С.З-10
  50. A.B. Продовольственное обеспечение России. -М.: Колос, 1999.-226с.
  51. Государственное регулирование аграрного рынка: Методические рекомендации. -М.: Изд-во МГУ, 1993.-230 с.
  52. .Е., Поголий В. М. Маркетинг и экономический анализ // Бухгалтерский учет.-1991.-№ 5.-С. 12−14
  53. М.А. Агропродовольственные рынки и цены // АПК: экономика, управление.-l 993.-№ 4.-С.85−89
  54. В.А. и др. Овощи от поля до потребителя. Опыт и проблемы агропромышленной интеграции. М.: Россельхозиздат, 1982.-160с.
  55. В.И. Государственное регулирование производства в агропромышленном комплексе. Научн. докл.-анализ.-К.: ИЭА, 1992.-37с.
  56. Л.Ю. Рынок населения в контексте развития овощного рынка Украины.-Агроинком.-1999.-№ 3−5.-С.40−42
  57. Т.И. Обоснование потребности населения России в сахаре на ближайшую перспективу//Вопросы статистики.-2000.-№ 2.-С.87−89
  58. Т.И. Свеклосахарное производство России: статистический анализ, прогноз -М.: Финансы и статистика, 2000.-280с.
  59. В.Н. Проблемы межотраслевых связей в продовольственном комплексе США.-М.:ВНИИТЭИагропром, 1998.-49с.63 .Демьяненко В. Н. Структура продовольственного комплекса США.-М.:ВНИИТЭИагропром, 1985.-66с.
  60. Дергачева Я. Н. Адаптация предприятий плодоовощеконсервной промышленности к условиям рынка // АПК: экономика, управление.-1999.-№ 11.-С.73−78
  61. Э.Дж., Линсдей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича.-СПб., 1992.-496 с.
  62. Доля различных каналов реализации по всей реализации основных продуктов сельского хозяйства по обследованным сельскохозяйственным предприятиям России,% // АПК: экономика, управление.-1995.-№ 5.-С.64
  63. А.Ф., Панфилова С. Н., Иванова Ю. И. Влияние условий и сроков хранения на содержание нитратов в плодоовощной продукции // Хранение и переработка сельскохозсырья.-1999.-№ 3.-С.54−56
  64. Н.В. Овощеводческий подкомплекс России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2002.-№ 8.-С.18−20
  65. К.И. Организация сбыта плодоовощной продукции в восточных землях ФРГ// АПК: экономика, управление.-1996.-№ 12.-С.40−48
  66. Индивидуальный сектор сельского хозяйства России // Экономика сельского хозяйства России.-1993.-№ 3
  67. A.A. Регулирование сельскохозяйственного рынка и политика поддержки // АПК: экономика, управление.-1996.-№ 2.-С.45−50
  68. В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика).-М.: «Владос», 1994.-384с.
  69. М. Временные ряды/ Пер. с англ. /М.: Финансы и статистика, 1981.199 с.
  70. A.C. Агропромышленная интеграция- путь к укреплению экономики сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2002.-№ 10.-С.46−48
  71. E.H. Стратегия развития личных подсобных хозяйств населения (на примере Брянской области). Дисс.-Брянск, 2002.-161с.
  72. В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции//АПК: экономика, управление.-1995.-№ 2.-С.41
  73. Ю.А., Дмитриева С. Н. Нитраты в овощном сырье. Методы их обнаружения // Пищевая промышленность.-! 999.-№ 8.-С.11−14
  74. Н. Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков.-М.: ЭКМОС, 1998.-448 с.
  75. Н.Я., Яшуткевич Д. Организация сбыта плодоовощной продукции в восточных землях ФРГ//АПК: экономика, управление.-1996.-№ 12.-С.40−48
  76. Н.Я. НТП и качество овощной продукции // АПК: экономика, управление.-! 990.-№ 11 .-С.59−64
  77. Н.Я. Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве: тенденции и проблемы. М.: изд-во МСХА, 1996.-52с.
  78. Н.Я., Ломакин Н. И. Специализированное производство овощей //Достижения науки и техники АПК.-1990.-№ 5.-С.23−26
  79. Ю.С. Предпосылки и пути перехода предприятий АПК к рыночным отношениям //АПК: экономика, управление.-1990.-№ 9.-С.40−46
  80. М.Е., Киселев В. А. Агропромышленные предприятия и агрофирмы в условиях перехода к рынку.-К.: ХСХА, 1993.-184с.
  81. А.К., Дзусова С. П. Торговые звенья плодоовощного подкомплекса // АПК: экономика, управление.-1992.-№ 12.-С.87−88
  82. М.П. Тенденции закупок сельскохозяйственной прдукции в новых условиях // АПК: экономика, управление.-1996.-№ 12.-С.34−39
  83. ЮО.Козлов М. П. Формирование рыночной системы реализации сельскохозяйственной продукции//АПК: экономика, управление.-1997.-№ 7.-С.42−49
  84. Р.Л., Ул Д.Н. Маркетинг сельскохозяйственной продукции/Пер. с англ. Долгопалова В.Г.-М.: Колос, 2000.-512с.
  85. В.А. Выращивание овощей для длительного хранения и прогнозирования их сохранности.-К., 1985.-4с.
  86. ЮЗ.Колтунов В. А., Струневич J1.H. Некоторые аспекты построения линейных моделей оценки качества при хранении овощей и картофеля // Хранение и переработка сельскохозсырья.-1999.-№ 8.-С.42−45
  87. A.A. Создание системы оптовых продовольственных рынков //АПК: экономика, управление.-1999.-№ 2.-С.37−41
  88. Котлер Филипп. Основы маркетинга.-М.: Прогресс, 1991.-736с.
  89. Об.Кравченко Р. Г. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. -М.: Колос, 1978.-215с.
  90. В.И. Формирование овощепродуктового подкомплекса Украины в условиях перехода к рынку // Экономика АПК.-1995.-№ 3.-С.67−70
  91. В.И., Скупий В. М. Овощеводство Украины в условиях переходной экономики.- Киев, ИАЭ, 1999.-56с.
  92. Р. Макконелл, Стэнли JI. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика/ Пер. с англ.-М.: Республика, 1993.-Ч. 2.-400 с.
  93. Ю.Леонов И. И., Дудоров И. Т. Состояние и перспективы развитияовощеводства//Вестник сельскохозяйственной науки. -Мировая экономика и международные отношения.-1996.-№ 2.-С. 136−142
  94. И.С., Смирнова М. П. Повышение эффективности и конкурентоспособности производства молока // АПК: экономика, управление.-2000.-№ 7.-С.34−42
  95. С.С. Отрасли нужна государственная поддержка//Картофель и овощи.-2002.-№ 4.-С.5−6
  96. З.Логинов В. Г. Развитие продовольственных рынков и современныеаграрные проблемы // Экономист.-№ 7.-С.88−94
  97. А.Н. Продовольственный рынок и необходимость его регулирования//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2000.-№ 8.-С. 43−48
  98. М.Д., Миносянц A.M. Основные направления повышения конкурентоспособности мясоперерабатывающих предприятий // Хранение и переработка сельхозсырья.-2002.-№ 3.-С.14−15
  99. П.М., Криворучко В. И., Кириленко И. Г. и др. Агробизнес в овощепродуктовом подкомплексе Украины.-К.:Нива, 1997.-139с.
  100. Г. П. Межрегиональные связи и продовольственный рынок // АПК: экономика, управление.-1998.-№ 2.-С.З-11
  101. Г. П. Оптовый продовольственный рынок: современное состояние и перспективы развития//АПК: экономика, управление.-1997.-№ 10.-С.30−35
  102. М.И. Сельскохозяйственная кооперация как составная аграрной реформы // Экономика АПК.-1999.-№ 1 .-С.62−64
  103. И. Агробизнес и НТП// АПК: экономика, управление.-l 996.-№ 2.-С.22−24
  104. H.A. Организация сбыта плодоовощной продукции в развитых капиталистических странах,— М.: ВНИИТЭагропром, 1998.-76с.
  105. В.Д. Экономическая эффективность интенсивного овощеводства.-М.: Колос, 1980.-146с.
  106. Методические рекомендации по изучению рынков сбыта вырабатываемой продукции.- М.: ВНИИВС. 1989.-284 с.
  107. Методические рекомендации по применению дифференцированных нормативов рационального потребления плодоовощной продукции и картофеля.- М.: ВНИИКОП, 1998.-38с.
  108. Милосердов В. В. Многоукладная экономика АПК: состояние и перспективы //АПК: экономика, управление.-2002.-№ 2.-С. 10−20
  109. В.В. Российский путь аграрной реформф.-М.:1995.-194с.
  110. А.И. О дне сегодняшнем и планах на завтра // Деснянская правда.-2001 .-2 июня
  111. А.И., Гаврилюк Н. М., Чирков Е. П. Производственный кооператив- агрофирма «Культура» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1998.-№ 3.-С.2−7
  112. П.С. Как развивать овощеводство в России // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук.-1993.-№ 2.-С.7−9
  113. X., Швонек Е. Факторы, влияющие на уровень нитратов и нитритов в овощах.-М.: Колос.-1986.-240с.
  114. А.И. Ценовая ситуация на рынке картофеля и овощей //Экономика сельского хозяйства России.-2001 .-№ 5.-С.37−41
  115. В.И. Мировой продовольственный рынок // АПК: экономика, управление.^ 996.-№ 2.-С.28−33
  116. В.И., Папцов А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой.-М.:1995.-83с.
  117. О состоянии продовольственного рынка Брянской области в 2001 году. // Аналит. записка. Госкомстат России. Брянский областной комитет госстатистики.-Брянск.-2002.-40с.
  118. П.П. Системное моделирование экономических процессов в АПК.-М.: Агропромиздат, 1985.-176с.
  119. Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупаемых у физических лиц //.Российская газета.-2001 .-23 мая
  120. A.B. Приоритеты в государственной политике //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2002.-№ 8.-С.9−10
  121. Положение о формировании и использовании федерального фонда семян сельскохозяйственных растений // Собрание законодательства РФ.-2001.-№ 41.-ст.3956
  122. Н.И., Квочкина А. Н. Современные тенденции формирования регионального продовольственного рынка // Экономикасельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2002.-№ 12.-С. 49−51
  123. А.А. Глобальность рынка и российская рыночная модель // США: экономика, политика, идеология.-1996.-№ 6.-С.43−53
  124. Потребление основных продуктов питания населением Брянской области // Стат. сборник. Госкомстат России. Брянский областной комитет госстатистики.-Брянск.-2001 .-22с.
  125. Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия // Собрание законодательства РФ.-2001.- Ч2.-№ 11
  126. Предпринимательство в АПК/Под ред. С. И. Грядова.-М.:КолосД 997.-351с.
  127. Производство и сбыт сельскохозяйственной продукции в России и других странах СШУ/Реферативный журнал. Экономика промышленности. Экономика агропромышленного комплекса.-1999.-№ 6.-С.9
  128. Производство основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий (статистический бюллетень) // Госкомстат России. Брянский областной комитет госстатистики.-Брянск.-2000.-20с.
  129. Н.П. Становление рынка-дело государственное // АПК: экономика, управление.-1995.-№ 1.-С.48−53
  130. Радугин Н. П, Любимов В. В. Государственное регулирование агропродовольственного комплекса//АПК: экономика, управление.-1999.-№ 7.-С. 15−25
  131. Н.П. Проблемы экономической реформы в стране.- М.: Палея, 1995.-109с.
  132. Регионы России// Стат. сборник в 2 т. Госкомстат России. М., 2001.-615с.
  133. В.Е. Овощеводство и рынок // АПК: экономика, управление.-1992.-Ж7.-С.80−82
  134. Г. А. Научное обеспечение аграрной реформы в РФ// АПК: экономика, управление.-!992.-№ 8.-С.23−29
  135. Российский стат. ежегодник // Стат. сборник. Госкомстат России. М., 2001.-679с.
  136. В.В. Овощеводству повседневное внимание//АПК: экономика, управление.-1997.-№ 5.-С.32−38
  137. П.Т., Коваленко Ю. С., Криворучко В. И. Интеграция при проведении аграрной реформы.-К.:ИАЭ, 1997.-14с.
  138. Сельское хозяйство Брянской области // Стат. сборник. Госкомстат России. Брянский областной комитет госстатистики.-Брянск.-2001.-236с.
  139. Сельское хозяйство России в 1999 году (экономический обзор) //АПК: экономика, управление.-2000.-№ 4.-С.26
  140. Сельское хозяйство России и зарубежных стран (аналитико-статистический сборник) // РАСХ ВНИИТЭагропром.-М.:2000.-168с.
  141. Г. А. Анализ рынка овощей открытого грунта в 1999 году // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2000.-№ 3.-С.46−48
  142. Г. А. Рынок овощей: проблемы и перспективы //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1998.-№ 12.-С.40−43
  143. Г. В. Ситуация на овощном рынке // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1998.-№ 7.-С.23−28
  144. A.A. Формирование и функционирование организационно-экономического рынка зерна // АПК: экономика, управление.-2002.-№ 1.-С.69−73
  145. П.К. Рынок, аренда, фермерство: Учеб.пос. Брянск, 1992.-124с.
  146. Слижевский П. К. Эффективность производства в условиях перехода к рынку Бр.обл. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-l 992.-№ 3−4.-С.2−4
  147. Социально-экономическая значимость личных подсобных хозяйств в экономике Брянской области // Аналит. записка. Госкомстат России. Брянский областной комитет госстатистики.-Брянск.-2002.-30с.
  148. Социально-экономическое положение Брянской области // Стат. сборник. Госкомстат России. Брянский областной комитет госстатистики.-Брянск.-2000.-112с.
  149. Социально-экономическое положение и уровень жизни населения Брянской области // Стат. сборник. Госкомстат России. Брянский областной комитет госстатистики.-Брянск.-2002.-42с.
  150. Н. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции //Экономист.-1995 .-№ 3 .-С.83
  151. Л.Ф. Рынковедение.- М.: Экономика, 1985.- 310 с.
  152. О.Г. Адаптация сельских товаропроизводителей к рынку // АПК: экономика, управление.-2001 .-№ 11 .-С.52−59
  153. Л.В., Губанова Н. В. Состояние продовольственного рынка и перспективы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1994.-№ 11 .-С.7−11
  154. A.A. Развитие плодоовощеконсервной промышленности в регионе //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2002.-№ 8.-С.21−23
  155. В.В. Экономические проблемы продовольственного комплекса зарубежных стран.- М.: ВНИИТЭагропром, 1991.-53с.
  156. Н.Я., Кострюков A.M. Повышение эффективности овощеводства.-М.: Колос, 1986.-201 с.
  157. Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка. М.: МИНХ им. Плеханова, 1991.-440с.
  158. О.П., Заколодная Л. И. Перспективы развития системы оптовых продовольственных рынков в Ростовской области // АПК: экономика, управление.-1999.-№ 3.-С, 33−37
  159. A.B. Рынок продовольственных товаров государств-участников СНГ//АПК: экономика, управление.-2000.-№ 5.-С.38−46
  160. A.B., Гончаров Н. В. Возможности частного сектора в обеспечении России продовольствием // Аграрная наука.-2000.-№ 8.-С.7−8
  161. Триста наиболее крупных и эффективных сельхозпредприятий России в 1997—1999 гг. // Рос. бизнес.-газ.- 2001.-10 янв.
  162. B.C. Особенности арендных отношений в овощеводстве // Картофель и овощи.-1990.-№ 6.-С.8−10
  163. И.И. Где дает сбой плодоовощной конвейер // АПК России.-1990.-№ 1.-С.29−31
  164. JI.H. Разработка маркетинговой стратегии плодоовощеконсервного комплекса Северного Кавказа// АПК: экономика, управление.-2000.-№ 3.-С.67−70
  165. JT.H. Разработка маркетинговой стратегии плодоовощеконсервных предприятий//АПК: экономика, управление.-1998.-№ 11.-С.28−34
  166. JT.H. Роль хозяйств населения в развитии плодоовощеконсервного подкомплекса Северного Кавказа//АПК: экономика, управление.-2000.-№ 3.-С.67−70
  167. JT.H., Заколодная Л. И. Перспективы развития плодоовощного подкомплекса Ростовской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1999.-№ 12.-С.7−9
  168. И.Г. Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2002.-№ 5.-С. 7−11
  169. Л.В. Экономика производства овощей и картофеля.-М.:Колос, 1984.-240с.
  170. .Н. Развитие рынка сельскохозяйственной продукции // Международный сельскохозяйственный журнал.-1996.-№ 5.-С.14−17
  171. Г. А., Давлетбаева JI.P. Вопросы развития личных подсобных хозяйств населения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2002.-№ 12.-С.40−41
  172. В.В. Маркетинговая деятельность в АПК // АПК: экономика, управление.-1992.-№ 9.-С.58−60
  173. В.В. Формирование аграрного рынка // Экономика сельского хозяйства России.-1995.-№ 7.-С.36
  174. И.Г. Рынки сельскохозяйственной продукции и продовольствия России//МЭМО.-1996.-№ 2.-С. 136−143
  175. O.A. Маркетинговое исследование для отрасли виноделия // Пищевая и перерабатывающая промышленность.-1996.-№ 8.-С.42−46
  176. Цены в Брянской области 1992−2000гг. (на товары народного потребления и платные услуги населения)// Стат. сборник. Госкомстат России. Брянский областной комитет госстатистики.-Брянск.-2001 .-82с.
  177. С.С. Маркетинг на сельскохозяйственных предприятиях //АПК: достижения науки и техники.-1995.-№ 5.-С.18−22
  178. JI. С. Методы исследования товарных рынков // Хранение и переработка сельскохозсырья.-1999.-№ 9.-С.20
  179. Численность и естественное движение населения Брянской области в 2000 году. // Стат. сборник. Госкомстат России. Брянский областной комитет госстатистики.-Брянск.-2001 .-86с.
  180. Численность населения по полу и возрастным группам по Брянской области на 1.01.2000год (статистический бюллетень) // Госкомстат России. Брянский областной комитет госстатистики.-Брянск.-2000.-62с.
  181. В.В., Ахметов Р. Г., Коваленко Н. Я. и др. Сельскохозяйственные рынки -М.: Колос.-2001.-264с.
  182. Ф.К. и др. Развитие форм хозяйствования в условиях рыночных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-l 993 .-№ 4.-С.5−8
  183. Е.П., Полегаев В. И. Хранение и переработке плодов и овощей.-М: Агропромиздат, 1989.-302с.
  184. A.M., Ломакин Н. И. От коллективного подряда в овощеводстве к арендному // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1990.-№ 7.-С.29−30
  185. Экономика аграрного рынка Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1993.-480с.
  186. М.Д. Экономическое регулирование продовольственного обеспечения в регионе //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1998.-№ 11.-С.9
  187. М.М., Манелла А. И. Статистический анализ тенденций и колеблемости.- М.:Финансы и статистика, 1983.-207с.
  188. Н.М. Планирование и ценообразование на предприятиях перерабатывающей промышленности в условиях кризиса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2000.-№ 1.-С.31−34
  189. С.П. Демонополизация управления аграрным рынком // АПК: экономика, управление.-1993.-№ 8.-С.9−10
  190. С.П. Система прогнозирования федеральных фондов продовольствия //АПК: экономика, управление.-l 998.-№ 7.-С.45−52
  191. Н.А. Регулирование рынка продукции плодоовощеперерабатывающей промышленности // АПК: экономика, управление.-1995.-№ 10.-С.47−53
  192. O.K. Введение в агробизнес. -М.: Изд-во МГУ, 1994.-112с.
  193. Abbot J. Agricultural marketing enterprises for the developing world, Cambridge university press, 1990
  194. Agricultural marketing and consumer behavior in a changing world / Edited by B. Wierenga, A. Tilburg, K. Grunert, J-BE.M. Steenkamp, M. Wedel, Kluwer Acadeic Publishers, Boston/ London/ Dordrecht, 1997
  195. Austih J. Adroindustrial project analysis critical design factors, the Johns Hopkins University Press, Baltimore and London, 19 921. П Р ИЛ ОЖЕ H ИЯm *
Заполнить форму текущей работой