Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие форм аграрного хозяйствования в условиях рыночной трансформации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе достижения цели исследования последовательно решаются следующие задачи: обосновать объективную неизбежность рыночной трансформации государственно — командной экономики, выявить направления и особенности реформирования функционировавших в ней структуроценить потенциал крупных форм сельскохозяйственного производства, обосновать их роль в многоукладной переходной экономике, направления… Читать ещё >

Содержание

  • Введение 3−14 Раздел первый. Теоретические основы реформирования aipapHoгоктора в условиях рыночной трансформации
  • Глава I. Рыночная направленность трансформации отношений 15 —58бственности и форм хозяйствования
  • Глава II. Стратегия и этапы аграрной реформы в переходной59 —91 экономике
  • Глава III. Становление рыночнойруктуры хозяйствования 92— 124льских товаропроизводителей
  • Раздел второй. Основные направления реформирования крупно- 125 —204 гольскохозяйственного производства
  • Глава IV. Проблемы оптимизации крупных форм аграрного про— 125— 151 изводства
  • Глава V. Формирование корпоративныхбъектов хозяйствова—152— 173 ния на основе персонифицированных имущественных и земельных паев
  • Глава VI. Качественные изменения внутрихозяйственных 174 —204руктур в аграрном предпринимательстве
  • Раздел третий. Экономико-организационные факторы функцио-205−304 нирования малых форм хозяйствования нале
  • Глава VII. Личные подсобные хозяйства населения и факторы205 — 229 расширения их функций в переходный период
  • Глава VIII. Экономическая природа фермерского хозяйствования, 230 — 274 объективные ибъективные предпосылки егоановления
  • Глава IX. Оптимизация производственныхруктур фермерских275 — 304 хозяйств на начальном этапе их функционирования
  • Раздел четвертый. Социально-экономические аспекты рыночного305 — 396 реформирования аграрногоктора
  • Глава X. Комплексная оценка начального этапа рыночных аг—305 — 338 рарных преобразований
  • Глава XI. Механизм государственного регулированияльского339 —375 хозяйства при переходе к рынку
  • Глава XII. Реализация активнойциальной политики нале в376 —396стеме факторов государственной поддержки аграрных реформ

Становление и развитие форм аграрного хозяйствования в условиях рыночной трансформации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется объективной необходимостью решения аграрных проблем на основе комплексного подхода к реформированию сельскохозяйственных предприятий и сельской инфраструктуры.

Экономическая теория и практика свидетельствуют, что глубокий спад производства в сельском хозяйстве имеет предел, за которым наступают необратимые процессы. Итоги развития в 90 — е годы агропромышленного производства Украины и ряда других стран Содружества Независимых Государств (СНГ) указывают на эту грань. Сельское хозяйство в большинстве регионов Украины и России ведется на «суженной» основе. Ресурсные возможности используются малоэффективно, а показатели урожайности культур и продуктивности животных ниже генетического и производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий. В результате в большинстве стран СНГ значительная часть потребности в продовольствии покрывается за счет импорта.

Ученые и практики справедливо полагают, что ранее созданная система экономических отношений и управления хозяйственной деятельностью в новых условиях функционирует неэффективно и в значительной мере обусловливает обострение кризисных явлений в одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Ее уровень в настоящее время не соответствует природному богатству, накопленному потенциалу, таланту народа, его трудолюбию, профессиональному опыту.

Проводимая с середины 90 —х годов аграрная реформа не привела к положительным хозяйственным результатам. В 1996 году по сравнению с 1990 годом валовая сельскохозяйственная продукция Украины уменьшилась в целом на 40%, в том числе растениеводства — на 33%, животноводства — на 47%. Эти тенденции продолжают сохраняться и в настоящий период во всех укладах аграрного сектора за исключением личного подсобного хозяйства, где происходит прирост продукции из года в год. Личные подворья производят уже половину валовой продукции и 25 — 30% товаров с учетом внутридеревенского оборота.

Главная причина сложившейся кризисной ситуации в крупном агропромышленном производстве состоит в чрезмерной «политизации» экономических реформ, отсутствии четкого обоснования проводимых преобразований, значительном количестве допущенных ошибок в практике создания и функционирования новых форм хозяйствования на селе. При этом следует отметить, что в мировом сообществе, уже обладающем зрелой рыночной экономикой, сложились разные стратегические направления развития: преобладание частной собственностискооперированное хозяйствование субъектов рынка с сохранением их экономической автономностисосуществование различных форм многоукладной экономики и. государственных приоритетов в регулировании взаимовыгодного партнерства и социальной справедливости.

Смешанная многоукладная экономика, как показывает опыт многих стран, несет в себе возможности разрешения крупных противоречий между скооперированным характером производства и частным присвоением результатов труда. В них каждая форма собственности и хозяйствования имеет свою «нишу» в функционировании, развитии и удовлетворении хозяйственных интересов и потребностей общества.

Как свидетельствует ход аграрной реформы, экономическая теория переходного периода к рынку оказалась чрезмерно абстрактной, недостаточно проработанной для глубокого обоснования поэтапности рыночной трансформации государственно — плановой экономики, ее реструктуризации, стратегии взаимосвязи и взаимодействия реформируемых звеньев АПК, последовательности и последствий проведения экономических преобразований на макро — и микроуровнях.

Создание принципиально новой структуры экономики рыночного типа, не имеющей аналога в мировой практике, в ближайшие годы трудноосуществимо. Выход видится в том, чтобы при переходе к рынку сформировать послекризисный аграрный сектор, который впитал бы в себя все положительное, что наработано мировой практикой и то, что накоплено в предшествующий период у нас, как в годы НЭПа, так и в колхозно — совхозный период. При этом важнейшим экономическим признаком эффективной структуры экономики выступает многообразие форм собственности и хозяйствования, их юридическое равноправие и взаимодействие на всех уровнях функционирования. Плюрализм форм хозяйствования в аграрном секторе экономики, их органическая взаимосвязь, диверсификация и адаптация к рыночным условиям дает существенный интегральный эффект в развитии производительных сил и способствует качественному изменению социально — экономических отношений.

Изложенные обстоятельства определили актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Необходимость аграрной реформы поставила перед наукой задачу решения ряда новых проблем. Объективный ход создания предпосылок развития рыночных форм хозяйствования потребовал реструктуризации собственности, формирования новых укладов, трансформации ранее функционировавших и организации взаимосвязи между ними в рамках АПК рыночного типа. Эти и ряд других факторов потребовали глубокой научной проработки. В то же время имеются лишь отдельные работы, рассматривающие сущность и методы функционирования обособленных форм рыночных структур. Мало публикаций, в которых комплексно анализируются проблемы реструктуризации аграрного сектора хозяйствования, юридически нормализованной базы реформирования, учитывающей общие и специфические региональные условия функционирования.

Попытка применения рыночных принципов, когда еще не развита цивилизованная рыночно — предпринимательская среда, требует жесткого государственного вмешательства, особенно при остром дефиците финансовых средств поддержки сельского хозяйства. В странах с развитой рыночной экономикой государство больше, а главное эффективнее «опекает» сельское хозяйство, чем в переходной экономике отдельных стран СНГ. Этим и объясняется в значительной мере кризис крупного аграрного хозяйствования, который все еще углубляется. Государственная аграрная политика в переходный период к рынку призвана быть особенно гибкой, взвешенной, практически реальной. Есть основание полагать, что демонтаж сложившихся устоев на селе проходит стихийно, без соответствующего наращивания потенциала вновь организуемых структур и анализа неизбежных последствий реформирования, использования аль— тернативных вариантов в конкретных условиях регионов и страны в целом.

В результате многие исследователи и практики приходят к выводу, что рыночная трансформация огосударствленного крупного агропромышленного производства дает отрицательный эффект, а поэтому ошибочна, неперспективна. Это обусловливает необходимость и актуальность научного анализа формирующейся рыночно — предпринимательской среды в сельском хозяйстве, поиска структурных форм и путей его эффективного развития.

Теории и практике становления и взаимодействия форм аграрного хозяйствования в период трансформации государственно—плановой экономики посвящены работы ученых экономистов: Булатова А. Е., Гайдуцкого П. И., Емельянова A.M., Зубца М. В., Комова Н. В., Лукинова И. И., Мацкуляка И. Д., Мельника А. Е., Месель — Веселяка В. Я., Никонова A.A., Саблука П. Т., Суслова И. Ф., Узуна В. Я., Ушачева И. Г., Шутькова A.A.

В разработку вовлечены научные исследования, ставшие классическими, известных экономистов: Н. Д. Кондратьева, Н. П. Макарова, М. И. Туган —Барановского, A.B. Чаянова, Дж.К.Гэлбрейта, М. Баккета и других ученых.

Вместе с тем, недостаточный уровень теоретической разработки темы, наличие многих дискуссионных проблем рыночной трансформации и реструктуризации аграрного сектора, адекватных особенностям переходной экономики, а также проблемы формирования системы взаимодействующих субъектов аграрного предпринимательства в целом определили выбор темы диссертационной работы, ее цель, задачи, логику и методы исследования.

Цели и задачи исследования опираются на концептуальные подходы к раскрытию процессов преобразования и развития форм аграрного сектора, их противоречивого воздействия на стабилизацию и экономический рост сельскохозяйственного производства, сбалансированного продовольственного обеспечения.

В ходе достижения цели исследования последовательно решаются следующие задачи: обосновать объективную неизбежность рыночной трансформации государственно — командной экономики, выявить направления и особенности реформирования функционировавших в ней структуроценить потенциал крупных форм сельскохозяйственного производства, обосновать их роль в многоукладной переходной экономике, направления эффективной трансформации и реструктуризациивыявить и систематизировать экономико — организационные и социальные факторы развития индивидуально—семейного сектора в сельском хозяйствераскрыть наиболее эффективные модели фермерских хозяйств на этапе их становленияопределить основополагающие параметры организационно—структурной модели сельскохозяйственного производства с учетом социального аспекта реформированияоценить результаты аграрных преобразований на первом этапе реформ, раскрыть причины и особенности кризиса крупного производстваконкретизировать направления и методы государственного регулирования и поддержки национальных товаропроизводителей в сельском хозяйстве.

Объектом исследования служат различные по формам собственности и организационно — правовой структуре предприятия аграрного сектора: крупные сельскохозяйственные предприятия разного юридического статуса, фермерские крестьянские хозяйства, личные подсобные хозяйства населения, скооперированные формы деятельности. Макроэкономические процессы раскрывались на уровне национальной экономики Украины и России.

Предметом исследования выступают социально — экономические и организационно — правовые отношения, характерные для процесса рыночной реформы сельского хозяйства, формирования структуры товаропроизводителей и их деятельности в сфере предпринимательства.

Методология, методика, источники информации. Теоретической основой диссертации служат фундаментальные исследования сельскохозяйственного производства, обобщения практики его рыночной трансформации в научных книгах, публицистических статьях, изданиях в СНГ и других странах по проблемам отношений собственности, форм хозяйствования, кооперации и социально — экономических преобразований в аграрном секторе экономики.

В процессе исследования использовались различные методические подходы: естественно — исторический, экономико — статистический, системного анализа, монографический, социологический, экспериментальный. Анализ хозяйственно — экономических процессов основывался на использовании фак — тологического материала, который включает: официальную статистическую информацию, источники периодической печати, законодательные и другие нормативно —правовые акты, отражающие аграрную политику государства, различные отчеты субъектов рынка, аналитические материалы хозяйств, данные анкетных опросов, личные практические наблюдения, статистические группировки и обобщения.

Научная новизна диссертационной работы заключается в обосновании решения важной народнохозяйственной задачи — экономической стабилизации производственной и коммерческой деятельности крупных структур аграрного сектора, развития различных форм хозяйствования в переходный период к рыночной экономике. Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, заключаются в следующем: предложен авторский подход к проблеме оптимальной организации форм хозяйствования, их становления на основе превращения преимущественно огосударствленной системы в многоукладную экономику рыночного типа с юридическим рав — ноправием и взаимодействием новых и обновленных укладов, что способствует становлению более эффективной деятельности собственника—работника на селе и преодолению отчуждения его от результатов трудаобоснованы критерии и дана оценка социально-экономического потенциала различных форм собственности и разных типов хозяйствования на селе. Исходя из новых методо — логических подходов, позволяющих определить экономические возможности крупного хозяйствования, рекомендовано более полно использовать в переходной экономике крупнотоварные и формы предпринимательства акционерных обществ и хозяйственных товариществдоказано, что переход к рыночной экономике на основе законодательного признания многообразия форм собственности и хозяйствования создает предпосылки возникновению принципиально иных аграрных отношений с изменяющимся содержанием ранее сложившихся форм сельскохозяйственного производства: меняются взаимоотношения между собственником, менеджером и работником — исполнителем, а частная собственность на средства производства и право на среднюю земельную долю (пай) обусловливают изменение роли товаропроизводителя в общей системе хозяйствования, сочетании его функций хозяина—арендодателя и исполнителя — субарендатораразработаны и предложены конкретные направления реформирования внутрихозяйственных экономических отношений, что позволяет обеспечить экономию труда и денежных средств, возможностей организационного маневра в хозяйственной деятельностиконкретизированы организационно — экономические и социальные факторы развития фермерства и личных подсобных хозяйств при переходе к рынку с учетом отраслевых и региональных особенностей. Рассчитаны оптимальные параметры производственной структуры основных типов растениеводческих и животноводческих фермерских хозяйств для степной зоны Украиныопределено, что реформирование аграрного сектора экономики органически связано с регулирующей деятельностью государства в стратегических направлениях поддержки национального производства, разрешения правовых проблем, совер — шенствования налоговой политики и социального развития села. Это требует новых подходов к формированию налоговой политики в сельском хозяйстве, ее совершенствования для стимулирования товаропроизводителей, внедрения нового единого налога, дифференцированного по качеству и местоположению земельных площадей, участковвыявлены приоритеты развития социальной инфраструктуры села и пути их финансового обеспечения в условиях кризиса сельскохозяйственных предприятий, постепенной реструктуризации объектов социальной сферы в соответствии со складывающимися специфическими региональными и местными условиямипредложена организационно — структурная модель аграрной системы в контексте развития различных форм хозяйствования и способов их взаимодействия с учетом имеющихся инвестиций, сохранения по возможности целостности созданного материально — технического комплекса на селе, сложившейся системы крупного производства, его взаимодействия с кресть — янско — фермерским укладом и личным подсобным хозяйством.

В ходе исследований выработаны методические реко — мендации, позволяющие осуществить переход аграрного сектора в рыночную экономику эволюционным путем.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что основные теоретические обобщения и методические подходы обогащают теорию и практику рыночной трансформации огосударствленных форм аграрного хозяйствования. Полученные результаты могут стать серьезным подспорьем для дальнейших экономических исследований, развития и конкретизации ряда экономических обобщений, обоснования решений, которые принимаются по совершенствованию хозяйственного механизма и аграрной политики государства. Результаты исследования могут быть использованы на всех управленческих уровнях, а также в преподавании экономической теории, конкретной экономики, предпринимательства и менеджмента в сельском хозяйстве.

Особый практический интерес представляют предложения и рекомендации: а) по реформированию внутрихозяйственных отношений в различных трудовых ассоциацияхб) по преобразованию коллективных сельскохозяйственных предприятий в новые крупные субъекты предпринимательской деятельно стив) по изменению налоговой системы для сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм хозяйствования в концепции становления единого земельного налогаг) по оптимизации производственных структур и типоразмеров фермерских хозяйств с зональной спецификой.

Внедрение и производство результатов исследований призвано способствовать более эффективному осуществлению рыночной трансформации огосударствленного производства, реорганизации внутрихозяйственных имущественных и земельных отношений, совершенствованию и расширению скооперированных связей в аграрном секторе экономики.

Апробация результатов исследований. Выполненные научные и методические разработки по формированию и развитию рыночных форм аграрного хозяйствования использованы при подготовке научных докладов, аналитических записок и других материалов, которые представлялись в Кабинет Министров, Верховный Совет Украины.

Научные разработки автора использовались при подготовке: а) законов Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О предпринимательстве», «О хозяйственных товариществах» и др.- б) постановления Верховного Совета Украины «Об ускорении земельной реформы и приватизации земельных участков" — г) постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков», «О результатах обсуждения проблем сельского хозяйства на Всеукраинском совещании по вопросам АПК 10 января 1997 года» и др.

Автор участвовал в подготовке отдельных разделов проекта «Национальной программы развития сельскохозяйственного производства Украины на 1996 — 2005 гг.», ряде других экономи — ко — нормативных документов.

Отдельные положения диссертации изложены на научных конференциях, заседаниях Комиссии Верховного Совета Украины по вопросам АПК, земельной реформы и социального развития села, в ходе лекций и выступлений в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в других научных учреждениях и средствах массовой информации, а также на международных и межгосударственных по СНГ симпозиумах и совещаниях.

Заключение

.

1.Теоретическое обобщение реструктуризации собственности и форм хозяйствования, как базиса дальнейшего функционирования аграрного сектора, логически выводит на послекризисную концепцию сохранения и стратегию развития сельского хозяйства, включающую комплекс экономических, политических и организационных мероприятий на всех уровнях аграрного сектора. Они направлены на: становление и развитие предпринимательской среды в виде многоукладности, основанной на многообразии форм собственности на землю и имущество, частично на наемном труде, экономическом суверенитете производителейнакопление капитала, его реструктуризацию, как основополагающей предпосылки экономической стабилизации и постепенного экономического ростареструктуризацию сфер и отраслей АПК в соответствии с рыночными принципами его функционированияобеспечение на селе рациональной занятости, дающей возможность всем желающим реализовать и наращивать профес — сиональный потенциал и получать доходы, достаточные для благо — получной жизниреструктуризацию социальной сферы села, ее социализацию, как важнейшего звена в обеспечении достойного уровня жизни крестьянорганизацию взаимодействия взаимовыгодных и паритетных взаимосвязей в АПК, между его сферами, отраслями, хозяйствующими субъектами на уровне села, района, области, национальной экономики, СНГ.

2. Аграрному сектору нужны коренные структурные изменения не только в плане перехода к активному предпринима — тельству, но и изменения в соотношении различных звеньев производства многоукладной экономики, в которой все формы хозяйствования, основанные на трех видах собственности (государственная, кооперативная и частная) имеют одинаковые права, образуют свою экономическую нишу и составляют иерархическую систему. Чем больше связей в системе (ее многоуклад — ность), чем богаче структура, тем легче выводить систему из кризисной ситуации. При кризисе одной из форм хозяйствования, например, основанной на государственной собственности, другие не дают системе разрушиться.

3. Выявлено, что среди многочисленных факторов, неблагоприятно действующих в настоящее время на сельскохозяйственное производство и эффективность форм хозяйствования, необходимо выделить следующие: а) нынешняя аграрная политика государства не способствует эффективному функционированию сельского хозяйства. Государство непосредственно не препятствует его реформированию, но до настоящего времени со стороны властных структур отсутствует четко определенная стратегия и последовательная тактика реформ. Для законодательной и исполнительной власти характерна пассивность, созерцательность, чрезмерная осторожность и медлительность в реформировании сельского хозяйстваб) неэквивалентность обмена, т. е. «ножницы цен» между ценами на продукцию, которые покупают сельскохозяйственные предприятия и по которым реализуют свою, в силу сохранившейся монополии партнеров на «входе» и «выходе». Кроме того, государство несвоевременно рассчитывается с крестьянами за постав — ленную по госзаказу продукцию, тем самым обрекает их на банкротствов) сельское хозяйство, как отрасль преимущественно со среднесрочным и долгосрочным оборотом капитала, несет сравнительно большие экономические потери при высокой инфляции, а потому капитал в этих условиях «переливается» в сферы, где происходит наиболее быстрый его оборот, т. е. в торгово — посредническую и банковскую деятельностьг) для сельскохозяйственных предприятий объективна, по крайней мере в переходный период, приоритетная кредитная политика, учитывающая особенности сельского хозяйства: сезонность производства и неравномерный выход готовой продукции, а следовательно, неравномерное поступление доходов в течение года, среднесрочные, а иногда длительные сроки окупаемости капитало — вложений, что особенно важно для фермерских хозяйств на этапе их становленияд) общая неудовлетворительная экономическая ситуация, дестабилизация экономики в целом по —разному воздействуют на отрасли и секторы национального хозяйства, на крупные, средние и малые формы хозяйствования. Основные причины тяжелейшего положения в крупном сельскохозяйственном производстве коренятся, прежде всего, на макроуровне и непосредственно мало зависят от хозяйствующих субъектов. Ни одна из форм хозяйствования, тем более крупного, не проявит себя в полной мере до тех пор, пока не будет стабилизирована национальная экономикае) существующая система налогообложения имеет конфиска — ционный характер и не стимулирует стабилизацию, рост производства сельскохозяйственной продукции.

4. Установлено, что, прежде всего, из —за неблагоприятных макроэкономических условий в большинстве стран Содружества, и особенно на Украине, реформирование аграрных отношений в целом не дало положительного экономического и социального эффекта. Большинство сельскохозяйственных предприятий стали неплатежеспособными, не осуществляют даже простое воспроиз — водство. Крупное сельское хозяйство приблизилось к черте, когда без государственной помощи и научно обоснованного хозяйствования оно не может стабилизироваться и в дальнейшем обеспечить экономический рост.

5. В послекризисном развитии наиболее жизнестойкими могут быть частная и государственная собственность на имущество и землю, в их взаимосвязи и взаимодействии. Государственная собственность призвана обеспечивать общие интересы всего сельского населения, частная — развиваться как в форме самостоятельных субъектов предпринимательства, так и в форме коллективных (кооперативных) хозяйственных ассоциаций, объединений.

6. Выявлено, что в годы стагнации и кризиса сельского хозяйства требуется осуществлять следующие подходы к уже сложившимся формам хозяйствования: а) стабильно рентабельные, с уровнем свыше 30%, коллективные хозяйства, а их на Украине около 20%, со сложившимися традициями, системой хозяйствования, производственной и социальной инфраструктурой целесообразно развивать на основе совершенствования коммерческих отношений, взвешенной налоговой политики, дальнейшего углубления хозрасчета и самостоятельности основных производственных звеньев внутри хозяйства на основе арендыб) хозяйства с уровнем рентабельности до 10% (около 50% в общей массе) полагаем целе — сообразно распаевать, акционируя основные средства, сформиро — вать на их базе небольшие по численности (50 — 60 человек) мобильные коллективы, прежде всего в растениеводстве, а паи других членов хозяйства, пенсионеров обоюдовыгодно передать в арендув) пришедшие в упадок хозяйства (около 30%), с низкими экономическими показателями, потенциалом и трудовыми ресурсами, эффективнее структуризировать в фермерство, которое способно рационально использовать оставшуюся производственную базу, оздоровить землю.

7. Установлено, что в переходной экономике определяющая роль в производстве товарной сельскохозяйственной продукции должна принадлежать предприятиям, в которых оптимально соединено крупное технологическое производство с частной собственностью на землю и другие средства производства в форме акционерных обществ, хозяйственных товариществ, кооперативов, союзов и арендных компаний, ассоциированных производителей.

8. Обоснована необходимость строить экономические отношения субъектов коллективного предпринимательства и владельцев имущества, земельных актов и сертификатов через рентные платежи, аренду и учредительные договора. Распределение дохода или прибыли при этом необходимо обеспечивать в зависимости от размера: а) передачи имущества, денег, прочих активовб) аренды пая или земельного участкаг) передачи под рентные платежи земельных участков в массивы коллективной собственности.

9. Внутрипроизводственные отношения в новых крупното — варных с о владельче с ких формах хозяйствования должны основываться на: а) добровольном формировании сравнительно небольших по численности работников внутрипроизводственных подразделений с концентрацией производства, обеспечивающей эффективное использование земли, других средств производства, рабочей силыб) предоставлении внутрихозяйственным подразделениям производственной, финансово — экономической и частично юридической самостоятельности в режиме самофинансирования, хоз — расчетно — коммерческих принциповв) выборе разнообразных организационно — правовых форм хозяйствования и степени экономической самостоятельности, коммерческого характера их производственной деятельностиг) установлении взаимовыгодных экономических связей между ними и администрацией хозяйствующего субъекта как юридического лица.

10. Доказана целесообразность всесторонней поддержки развития личных подсобных хозяйств населения через расширение и приватизацию приусадебных земельных делянок, предоставление земли под огородничество и садоводство, сельское жилищное строительство, а также разностороннюю интеграцию с другими субъектами аграрно — промышленного комплекса, что создает условия для наращивания объемов производства сельскохозяйствен— ной продукции без значительных инвестиций, более полной трудовой занятости и снижения безработицы. Через всемерное развитие и поддержку личного подсобного хозяйства лежит прямой, эффективный, высоконравственный и наиболее быстрый путь к формированию своего национального среднего класса, как непременного условия и гаранта стабильности общества.

11. Подтверждено, что становление фермерства в Украине столкнулось со многими проблемами: техническое оснащение фермеровкадровое обеспечение фермерских хозяйствкредитно-финансовое обслуживаниесоздание хозяйств, рациональных по размерам земельных участков и оптимальных по производственной структуре на основе предложенной методики оптимизации фермерских хозяйств в процессе их становления.

12.Раскрыто, что функционирование и развитие товарного фермерства объективно не может быть изолированным, без горизонтальной и вертикальной интеграции и должного использования выгод специализации и кооперирования по следующим направлениям: во —первых, в тех регионах, в которых фермерство получает более или менее широкое распространение, целесообразна их специализация и кооперирование в формах, сложившихся в развитых странах Запада в направлении «фермер —фермер» с объединяющим звеном — кооперация фермеровво —вторых, образование объединений фермерских хозяйств на основе их специализации и кооперирования в рамках ассоциацийв —третьих, кооперация и интеграция фермерских хозяйств с коллективными и государственными предприятиями в направлении «фермерское хозяйство — коллективное или государственное предприятие».

13.Выявлено, чтобы уравнять условия и возможности не декларативно, а фактически всех форм хозяйствования, государству необходимо со всеми субъектами предпринимательской деятельности на селе устанавливать равноправные экономические отношения — заключение одинаковых договоров контрактации, с определением объема финансовых или материально — технических ресурсов только под адекватное количество сельскохозяйственного сырья, поступившего от фермера или КСП в госресурсы по госза — казу и связанной с ним дотации сельским товаропроизводителям, прежде всего на мясомолочную продукцию.

14. В условиях реформирования аграрного сектора регулирующая деятельность государства призвана быть направленной на стимулирование и поддержку национального производства, разрешение правовых проблем, совершенствование налоговой политики путем снижения существующих ставок и внедрения земельного налога, четко дифференцированного по качеству земли.

15. Доказано, что перестройка организационных форм хозяйствования на селе вызвала необходимость формирования приоритетов социальной инфраструктуры и ресурсов их реализации в условиях перехода к рынку, в частности, восстановления объема сельского жилищного строительства путем поддержки государством индивидуальных застройщиков за счет льготного кредитования и бюджета, ускорения развития коммунального и дорожного хозяйства на селе, сохранения учреждений социального назначения в подчинении тех хозяйственных формирований, которые создаются вследствие реформирования КСПотчуждения (с последующей оплатой стоимости) у предприятий вышеуказанных социально — культурных учреждений, при угрозе их ликвидации с ущербом для обслуживания населения, и с зачислением их на баланс местных органов самоуправления.

16. Обосновывается необходимость безотлагательного решения одной из важнейших проблем современного сельскохо — зяйственного производства, сдерживающих реформу — формирование качественно нового уровня профессионального образования тружеников села с учетом опыта высокоразвитых стран1 .

1 Здесь фермеры, прежде чем, получить землю и кредшы банка, обязаны получить среднее и высшее профессиональное (сельскохозяйственное) образование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Украины «О внесении изменений к Закону Украины «О коллективном сельскохозяйственном предприятии"//Сборник нормативных актов по реформированию собственности. — К.Урожай.-1993.-с. 150, 394.
  2. Закон Украины «Про аренду имущества государственных предприятий и организаций"//Сборник нормативных актов по реформированию собственности.— К.:Урожай. — 1993.— с. 151 — 160.
  3. Закон Украины о предпринимательстве//Ведомости Верховного Совета Украины. — 1991. — № 14.
  4. Конституция Российской Федерации. — М. — 1994 г.
  5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части I, П.— Новосибирск. — 1996 г.
  6. Земельный Кодекс Российской Федерации (проект).
  7. Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю».
  8. Рекомендации о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями», одобренные Постановлением Правительства РФ от 1.02.1995г.— № 96.
  9. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 565 «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе».
  10. Указ Президента РФ от 7 июля 1996 г. № 819 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств». 16.3емельная реформа: законодательные и нормативные акты (сборник документов).— К.: —1996. —293 с.
  11. Национальная программа охраны земель на 1997 — 2010 годы.-К.:-1997 г.-122 с. 1. Книги и сборники:
  12. Н.И. Преобразование современных хозяйств в арендные предприятия. —К.: Урожай. — 1994. — 152с.
  13. Аграрный сектор в мировой и национальной экономике Украины//П.Н. Макаренко, П. И. Лазаренко, И. Г. Кириленко, А. М. Леонтьев. Днепропетровск: Пороги. — 1995. —372 с.
  14. М. Фермерское производство: организация, управление, анализ. — М.: Агропромиздат. — 1989. — 464с.
  15. Ю.С. Крестьянское хозяйство.— М.: Агропромиздат.- 1992. 80 с.
  16. М.Г. Структурно — экономическая перестройка аграрного сектора экономики в условиях перехода к рынку. Авто — реф. диссертации на соискание научной степени канд. экон. наук.- Львов. -1997.-23 с.
  17. Блегборн. Фермерство Великобритании. — М.: Агропром — издат.- 1987.- 187 с.
  18. O.A., Купалова Г. И. и др. Мотивация труда и формирования рынка рабочей силы — К.: Урожай.— 1993. — 415с.
  19. Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон.спец. вузов//А.Я. Лившиц, И. Н. Никулин, А. О Груздева и др. М.:Высшая шк.— 1994. —447 с.
  20. М., Якуба К., Орлатый М. Социальное возрождение и развитие села в условиях становления рыночной экономики. — К.: Урожай. — 1993. —69 с.
  21. Голод 1932—1933 годов.//'Под общ. ред. Ю.Афанасьева. М.:РГГУ. — 1995. -93 с.
  22. Дж.К., Меньшиков С. Капитализм, социализм, сосуществование. Пер. с англ. — М.:Прогресс. — 1988.— 200 с.
  23. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель -С-Пб.- 1992. -496 с.
  24. Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика, С —Пб. — 1994. 402 с.
  25. В.Н. Методология исследования отношений общенародной собственности. К.: Наукова думка. — 1987.— 138 с.
  26. И.Г., Макаренко П. Н., Мельник Л. Е. Частное аграрное хозяйствование в рыночной экономике. — К.:Нива. — 1997.-175 с.
  27. И.Г. и др. Агробизнес в овощепродовольствен — ном подкомплексе Украины —К.: Нива.— 1997. —139 с. (на украинском языке).
  28. И.Г. и др. Рекомендации по приватизации и денежной оценке земли в сельском хозяйстве. —Днепропетровск. — 1995.- 43 с.
  29. И.Г. Социально — экономические аспекты комплексной перестройки сил в условиях перехода к рыночным отношениям (Рекомендации).— Днепропетровск. — 1993. — 43 с.
  30. И.Г. Источники обновления. Днепропетровск. —1995.
  31. И.Г. Развитие экономических форм аграрного хозяйствования в условиях социально — экономической трансформации. — М. —1997.
  32. Зв.Кириленко И. Г., Макаренко П. Н., Мельник Л. Е. Рыночная экономика и государственное регулирование, — Днепропетровск: Пороги. 1997.-351 с.
  33. И.Г. Реструктуризация аграрного сектора в переходной экономике. Днепропетровск: Пороги. — 1997.— 242 с.
  34. И.С. Народные предприятия. — М.: Агропромиздат. 1991. -96 с.
  35. A.A. Фермерское хозяйство США. Под ред. В. Ф. Башмачникова. — М.: Агропромиздат. — 1989. —59 с.
  36. В.В. Экономические противоречия социализма: характер и формы разрешения. — М.: Экономика. 1986. —144 с.
  37. Курс экономической теории: Учебное пособие //Коллектив авторов. — М, — 1994. — 472 с.
  38. П. и др. Экономическая и социальная направленность арендной модели хозяйствования. К.: Аграрная наука. — 1996.- 241 с.
  39. В.И. Поли. собр. соч. — Т.4,
  40. В.И. Доклад о замене разверстки натуральным на — логом/Х съезд РКП (б)/8—16 марта 1921 г.//Полн. собр. соч. — т.43. — с.57 — 73.
  41. В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской ре — волюции//Полн. собр. соч. —т.44. —с.144—172.
  42. К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Пер. с анг. II изд. —т. 1. М.: Республика. -1992.-399 с.
  43. К., Энгельс Ф. Соч. т.23. -907 с.бО.Мельник Л. Е. Проблемы формирования и перспективы развития фермерства в Украине//Днепропетр. гос. аграр. ун —т. Днепропетровск.— 1994. —36 с.
  44. Л.Е. Основы предпринимательства и рыночной экономики. Учеб. пособие —К.: Вища школа. 1995. —175 с.
  45. Л.Е., Корецкий Н. Х. Предпринимательство и рынок. Учебное пособие Днепропетр. гос. аграр. ун —т. Днепропетровск. -1995 160 с.
  46. С., Кудряшов В., Медведев С. Акционерные предприятия —Львов: Свгг. — 1993. —128 с. 54.0рганизация и деятельность внутрихозяйственных кооперативов /Д.Ю. Палий, И .А. Мерный, Н.М. Махненко- под ред. В. П. Сытника -К.: Урожай. 1989. -72 с.
  47. К.И. Земельная реформа и преобразования в сельском хозяйстве (процесс и некоторые итоги). — М.— 1993. — 54 с.
  48. Переходная украинская экономика: состояние и перспективы: Под ред А. Филипенко, В. Бандеры (США), (на украинском языке) -К.-1996.-100 с.
  49. В.М., Чижов Л. П. Собственность: экономический аспект. Альтернативные концепции и методики. — Сумы: ВВП Мрия- ЛТД.— 1994. -80 с.
  50. Развитие форм хозяйствования на селе//В.Я. Месель — Веселяк, П. Т. Саблук, Н. И. Малик и др. Под ред. П. Т. Саблука и В. Я. Месель —Веселяка. —К.: Урожай. — 1993. — 376 с.
  51. Система экономических законов социализма//Под ред. А. Д. Смирнова. М.: Мысль -1995.-294 с.
  52. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. — М.— 1962.
  53. Социально —экономические преобразования и приватизация в сельском хозяйстве Украины (Социологические исследования) .К.- 1995. -200 с.
  54. И.Ф. О, русская земля, ты уже за бугром (о российской модели земельного реформирования). Крестьянские ведомства (Российский фермер). 28 февраля 1997 г.
  55. Туган —Барановский М. И. Политическая экономия. К.: Наукова думка. — 1994. —263 с.
  56. Формирование, развитие и размеры фермерских хозяйств в Украине// Матер, научн. — производ. конф. К. — 1994. —234 с.
  57. А.В. Избранные произведения.М. — 1989.— 368 с.бб.Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство. — М.: Экономика. 1989. -72 с.
  58. Ф. Наброски к критике политической эконо — мии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — т.1. — с.544 —571.
  59. Ф. Анти — Дюринг//Маркс К. г Энгельс Ф. Соч. — т.20. — с.5 —338.
  60. Ф. Развитие социализма от утопии к науке// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -т. 19. -с. 185−230.
  61. Ф. Принципы коммунизма// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. —т.4. — с.322 —339.
  62. Янг У. Производство продуктов питания в США. — М.— 1987. -23 с. 1.I. Статьи:
  63. А. Эффективность рыночных отношений/АПК: экономика, управление. — 1993.— № 2.— с. 13.
  64. С. «Простой» анализ перехода к рын — ку//Мировая экономика и международные отношения. —1992.— № 7.— с. 20 —29.
  65. Л. О механизме мотивации к научной и научно-технической деятельности в условиях рыночной экономика/Экономика Украины. — 1995.— № 8. —с. 15 — 23.
  66. Я., Горобей Н., Ковалева Т. Принципы и практика регулирования ценового паритета в АПК//Экономика Украины.-1994.- № 12. с. 44 —47.
  67. Д., Волынский Г. Приватизация: цели, направления, проблемы//Экономика Украины. — 1995. — № 3. —с.3—14.
  68. В. Совершенствовать экономический механизм развития АПК//АПК: экономика, управление. — 1993. — № 3. — с.61 — 64.
  69. Боутвелл. Рынок и государство//АПК: экономика, управление. 1993.- № 2. -с. 69−71.
  70. В. Национальная экономика как объект государственного управления//Экономика Украины.— 1994. — № 6. — с.26 —31.
  71. АЕ. Новое качество аграрных отношений: проблемы становления. В кн.: Трудные шаги к оздоровлению земли, деревни, России. М., 1997.
  72. Т. Становление социально—ориентированного рынка: объективная необходимость и характерные черты//Вопросы экономики. -1995. — № 8. -с. 156−158.
  73. П., Юрчишин В. Опыт реформирования сель — ского хозяйства в Восточной Германии и возможности его использования в Украине//Экономика Украины. — 1994. № 12. — с.39 — 43.
  74. П.И., Рыльский М. В. Кордоратизация: суть и практика применения//Экономика АПК. —1995. — № 4. — с.21 —22.
  75. Гальчинский, А Историзм отношении собственности: методологические аспекты анализа//Экономика Украины. —1993. — № 9. — с.41−49.
  76. Т. О структуре государственной и коммунальной собственности//Экономика Украины. — 1995. — № 8.— с. 44 — 52.
  77. Эб.Губени Ю., Сватош М. Основные начала и тенденции развития общей аграрной политики стран ЕС//Экономика Украины. -1996. — № 9.—с.79—84.
  78. М. Экономика в период перехода к рыночным отношениям //Экономика Украины. — 1996. — № 3. — с.65 — 70.
  79. В. Продовольственный комплекс США и формы агробизнеса//Вопросы экономики. —1991. — № 3. — с. 120.
  80. С. К вопросу о преобразовании собственности коллективных хозяйств//Экономика Украины. — 1993. — № 1. -с.69−72.
  81. М. Российские реформы и политика государственных доходов//Вопросы экономики. — 1995. — № 8. — с.4— 13.
  82. Д., Евстигнеев Р. Теоретические основы экономической трансформации//Вопросы экономики. — 1996.— № 3. — с.115—121.
  83. Жук А. Фермерство в Украине: действительность и пер — спектива//Экономика Украины. — 1994.— N"5. —с.11—21.
  84. Жук А. Малый бизнес в мире Украины //Экономика Украины. -1995.- № 7. -с. 33−39.94.3авьялов П. Российский рынок глазами маркетолога// Российский экономический журнал. — 1995, — № 7. — с.44 —54.
  85. И. Развитие форм собственности на современном производстве//Мировая экономика и международные отношения.-1992.- № 3. -с. 16−17.
  86. Р., Крижановский Б. Экономические реформы и развитие продуктивных сил Украины//Экономика Украины. — 1994.- № 3. —с.35 —44.
  87. Иди и делай. Интервью с Т.С. Мальцевым//Советская Россия. —1991.— 1 марта.
  88. Ю., Лунина И. Налоговая политика в Украине: подходы и перспективы//Экономика Украины. —1996. — № 11.— с.29−37.
  89. Я. Тенденции постсоциалистического развития: общий обзор//Вопросы экономики. — 1996. — № 1.— с.7—11.
  90. ЮО.Корниенко В. Общественная собственность, как стратегическая цель// Экономика Украины. — 1993. — № 1. —с. 51—58.
  91. В. Рынок и приватизация//Мировая экономика— и международные отношения.—1992. — № 7.— с.5—13.
  92. . Проблемы возрождения хозяина на зем — ле//Экономика Украины. — 1993.— № 1.— с.51—58.
  93. Л.Д. Экономика Украины: актуальные вопросы ее современного развития. Доклад на Всеукраинском совещании экономистов 14 сентября 1995 года//Экономика Украины. —1995. № 11. —с.4— 16.
  94. П. Социальное возрождение села, как условие укрепления Украинского государства//Экономика Украины. — 1996- № 3. —с.4— 10.
  95. А. Государство в рыночной экономике (краткий спецкурс)//Российский экономический журнал. —1992. — № 12.— с.105−110.
  96. Г. «Бывшие «братья» в поисках выхода из аграрного тупика». — Известия.— 1997 г.
  97. И. Экономическая наука и государственная экономическая политика //Экономика Украины. — 1994.— № 5. — с. 3−10.
  98. И.И. Эффективно реформировать агропродо — вольственную сферу // Экономика АПК.— 1995. — № 4. — с. З— 14.
  99. И. Рыночные реформы в преодолении кризи — са.//Экономика Украины. —1996.— № 1— с. 7.
  100. А. Социально — экономические проблемы крестьянства Украины //Экономика Украины. —1995.— № 11.— с. 59.
  101. З.Москвин Д., Биншток Ф. О формах собственности на средства производства //Вопросы экономики. — 1995. —№ 12.— с. 68 — 75.
  102. А. О переходном периоде экономического развития Украины// Экономика Украины. — 1994. — № 11. — с.39 — 43.
  103. Л. Социально — экономический строй России: от прошлого к будущему//Вопросы экономики. — 1992.— № 4 — 6. — с.38−60.
  104. М. Можно ли продавать землю?//Сельская жизнь. —1990. —12 сентября.
  105. О. Приватизация собственности в странах с сформированной рыночной экономикой//Экономика Украины. — 1994. — № 8. — с.93 —95.
  106. Реферат учебника П.Самуэльс.она и Б. Нордхауса «Экономика"// Экономические науки. —1990.— № 1. —с. 88—102.
  107. Ю. Методические и методологические вопросы создания концепции развития сельского хозяйства //Экономика Украины. 1994. — № 1. — с.50 — 53.
  108. О. Экономические аспекты реформирования сельскохозяйственных предприятий//Экономика Украины. —1994. — № 1. — с.89−91.
  109. П.Т. Разгосударствление и приватизация — основа реформирования экономики АПК//Экономика Украины. — 1992.-№ 9. —с.9— 17.
  110. М. Фермеры по сценарию//Сельская жизнь.— 1991. — 5 января.
  111. С. Современная аграрная реформа в Российской Федерации и развитие сельского хозяйства СССР в послевоенные годы// АПК: экономика, управление. — 1993. — № 6. — с.23 —25
  112. Р. О «беглом взгляде на Россию» Джона Мейнарда Кейнса//Вопросы экономики. — 1996. — № 2. — с. 115 — 123.
  113. Созинов, А А. Необходимость государственной поддержки аграрной науки//Экономика АПК. — 1995. — № 10. — с. 17 — 19.
  114. О. Про политику государственного протекционизма и поддержки сельского хозяйства //Экономика Украины.— 1995.- № 8, — с. 69−75.
  115. В., Чкалова М. Экономическая политика государства (спецкурс)//Российский экономический журнал. — 1995.- № 11. — с.105— 107.
  116. Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитализма//Вопросы экономики.—1996.— № 6.— с. 4 —24.
  117. Е. Государственное предпринмательство: организационно — правовые формы//Вопросы экономики. — 1995. — № 12.-с.76−84.
  118. В. Нижнегородская модель реформирования сельскохозяйственных предприятий//Вопросы экономики. — 1995.— № 1. -с. 57−66.
  119. А. Цивилизованные детерминанты украинской экономической модели//Экономика Украины. —1994.— № 4. — с.11−19.
  120. Л. Политико-экономические основы стратегии реформ: сравнение опыта Китая и стран центральной и восточной Европы//Вопросы экономики. — 1995. — № 12. —с.45 —53.
  121. Г., Горбокас Ф., Савицкая О. Фермерская кооперация в развитых странах//Экономика Украины. —1994. — № 11.- с. 74.
  122. В. Модель экономики: выбор Украины //Экономика Украины. -1995.- № 9.- с.31−39.
  123. А. Проблемы теории переходного периода: от командной к рыночной экономике//Экономика Украины. — 1996. — № 4. — с.4 —21.
  124. Н. Экономика и общество//Вопросы экономики. 1996. — № 1. — с. 17 — 32.
  125. Д. Содержание аграрной реформы//АПК: экономика, управление. —1993. — № 1. —с. 22 —28.
  126. Р. Быть или не быть сельскохозяйственной кооперации в России?//АПК: Экономика, управление. —1995.— № 6.— с. 19−22.
Заполнить форму текущей работой