Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и развитие регионального рынка услуг: На примере Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Базируясь на общих особенностях типологий автором были определены: границы исследования территории — субъекты Российской Федерации, где, среди существующих 89 субъектов, анализу подверглись 79 (исключены: Чеченская Республика и автономные округа России (кроме Чукотского АО), которые по статистическим данным вошли в соответствующие территории) — методы сбора статистической информации… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 11 РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА УСЛУГ
    • 1. 1. Сущность и содержание регионального рынка услуг
    • 1. 2. Структура регионального рынка услуг
    • 1. 3. Взаимосвязь регионального потребительского рынка 40 услуг и уровня жизни населения
  • 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ 61 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКОВ УСЛУГ
    • 2. 1. Типология региональных потребительских рынков 61 услуг в Российской Федерации
    • 2. 2. Структурная трансформация регионального 91 потребительского рынка платных услуг Республики
  • Саха (Якутия) за 1995−2004 гг
    • 2. 3. Анализ взаимообусловленности показателей 115 регионального потребительского рынка услуг и показателей уровня жизни Республики Саха (Якутия)
  • 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ 128 И УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ УСЛУГ
    • 3. 1. Прогнозные показатели развития регионального 128 рынка услуг Республики Саха (Якутия)
    • 3. 2. Особенности регулирования структурного развития 146 регионального рынка услуг

Формирование и развитие регионального рынка услуг: На примере Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью переосмысления традиционного подхода к рынку услуг как составляющей потребительского рынка. Это противоречит современным подходам, в которых не только растет понимание возрастающей роли сектора услуг, но все чаще сфера услуг рассматривается как определяющая в росте валового внутреннего продукта страны.

Сегодня сфера услуг становится все более значимой в экономике России, так как она создает многочисленные рабочие места и вносит существенный вклад в формирование валового внутреннего продукта регионов России.

Осознавая это, в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006;2008 гг.)1 в части основных проблем современного этапа экономического роста в России выделяют недостаточность предоставления высокого качества услуг и 0 неэффективное использование конкурентных преимуществ услуг.

Несмотря на важность сферы услуг, теоретическая составляющая концепции услуг в России не получила своего достаточного развития и распространения и находится в стадии становления.

Наложение тематики формирования регионального рынка услуг на северный национально-государственный тип субъекта Российской Федерации — Республика Саха (Якутия) — повышает актуальность исследования и придает своеобразие работе.

За годы реформ на Севере России изменилась природа экономических и социальных процессов. «Изменяются приоритеты региональной политикине только воздействие на рыночный сектор путем формирования оптимальных правил игры, но широкое партнерство всех жизнеспособных структур на Севере, которое раскрепощает информационный потенциал.

1 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 г. № 38-Р. каждой из них для эффективного соучастия в управлении регионом и его экономикой". 1.

Устойчивое территориальное развитие Севера России возможно только на основе использования достижений научно-технического прогресса и 9 инновационной деятельности, создания благоприятных предпосылок для расширения структуры хозяйства.

Вышеизложенное обусловливает необходимость исследования регионального рынка услуг, направленного на выявление наиболее эффективных механизмов управления составляющими рынка, как части экономики региона.

С учетом сказанного, тема диссертационного исследования представляется актуальной как с теоретико-методологической, так и ф практической точки зрения.

Разработанность темы исследования. Несмотря на освещение в.

• печати проблем развития и функционирования региональных рынков, исследуемая тематика — «развитие регионального рынка услуг» — не получила адекватного отражения ни в экономической литературе, ни в законодательных и нормативных актах федерального и регионального уровней.

Наиболее полно рассмотрены теоретико-методологические основы становления региональной экономики, в части формирования региональных рынков разного типа, в работах отечественных ученых: Е. Г. Анимицы, В. И. Бутова, А. Г. Гранберга, Г. В. Гутман, В. В. Кистанова, А. Г. Липко, H.H. Некрасова, А. С Новоселова, В. Н. Овчинникова, O.A. Романовой, А. И. Татаркина, Р. И. Шнипера и др. Однако указанные авторы не акцентируют внимание на вопросы формирования и функционирования регионального рынка услуг.

Существенный вклад в изучение экономического содержания понятия «рынок услуг» внесли Т. Д. Бурменко, Н. М. Даутов, Е. Н. Жильцов, A.C.

1 Север как объект комплексных региональных исследований/ Отв.ред. В. Н. Лаженцев. Сыктывкар, 2005. ^ С. 421.

Новоселов, E.B. Песоцкая, В. И. Самаруха и др.

В зарубежной и отечественной литературе достаточно большое распространение получили понятийный аппарат услуг, свойства услуг и классификация услуг. В то же время составляющие рынка услуг стали предметом немногих исследований, в числе которых можно выделить работы ^ О. Н. Гончаренко, A.C. Дымченко, Е. В. Песоцкой, В. Ю. Семенова, В. И. Ткач,.

Г. Армстронга, В. Вонга, X. Ворачек, Ф. Котлера, Э. С. Саваса и др.

На научную позицию автора по исследуемой проблематике оказали значительное влияние работы следующих ученых: H.H. Панкратьевой, О. С. Пчелинцева, Т. В. Юрьевой, Л. И. Якобсона и др.

Исследованиям проблем и перспектив развития Дальневосточного экономического района посвящены работы ученых Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН: С. Н. Леонова, П. А. Минакира, H.H. Михеевой, Е. Л. Мотрич, В. В. Савалей, В.И.

Сыркина и др. Освещение вопросов региональной экономики Республики Саха (Якутия) нашло отражение в исследованиях A.A. Азаровой, Я. Т. Васильева, Т. Н. Гаврильевой, Е. Г. Егорова, Ф. С. Тумусова, E.H. Федорова и.

ДР- '.

Высоко оценивая вклад ученых в развитие данного направления и полученные ими научные, методологические и практические результаты, необходимо отметить, что в настоящее время состояние и степень.

• разработанности экономического содержания понятия «региональный рынок услуг», а также изученность механизмов развития и управления его составляющими не в полной мере соответствуют современным требованиям концепции социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Актуальность, дискуссионность и неразработанность многих теоретико-методологических положений, а также их высокая практическая значимость предопределили выбор объекта, предмета, Цели и задач исследования.

Объектом диссертационного исследования послужила совокупность территориальных социально-экономических отношений, формирующихся в сфере предоставления услуг на региональном уровне (на примере Республики Саха (Якутия)). * Предметом исследования в настоящей работе выступило функциональное содержание механизма формирования регионального рынка услуг, обусловленное рядом социальных и экономических факторов.

Цель диссертационной работы состоит в развитии теоретических, методологических и прикладных положений развития регионального рынка услуг субъекта Российской Федерации, а также разработке механизмов регулирования регионального рынка.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе ф автором определены следующие задачи: исследовать сущность и содержание понятия «региональный рынок 9 услуг" — изучить исходя из теоретических исследований классификацию составляющих регионального рынка услугвыявить взаимосвязь показателей регионального рынка услуг и показателей, характеризующих количественные и качественные аспекты жизни населениярассмотреть существующие типологии региональных рынков услуг и ф проанализировать структурные изменения в региональном рынке услуг (на примере функционирующего в пространстве национально-государственного типа субъекта Российской Федерации — Республики Саха (Якутия)) — разработать предложения, направленные на развитие региональных рынков услуг.

Теоретико-методологическую основу исследования составила совокупность общенаучных, частнонаучных, дисциплинарных и междисциплинарных приемов и способов познания, применяемых (сложившихся) в экономической науке.

В зависимости от решения конкретных задач в ходе исследования были использованы методы формирования научного знания: метод логического и сравнительного анализа, синтеза. Работа также базируется на таких методах научного исследования, как факторный, системный, причинно-следственный, экспертных оценок, классификации, систематизации и др.

В качестве нормативно-правовой основы работы следует назвать базовые законодательные документы Российской Федерации: Конституция РФ, Гражданский, Бюджетный кодексы РФнормативные правовые акты федерального уровня, а также нормотворчество субъектов Российской Федерации.

Информационно-эмпирической базой исследования выступили материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы государственной.

9 статистики по Республике Саха (Якутия) — данные, опубликованные в отечественных монографиях и статьях, в учебной литературе, периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретико-методологических положений регионального рынка услуг, позволяющих повысить эффективность механизмов его регулирования.

Основные положения, подтверждающие научную новизну и результаты, полученные в процессе исследования, следующие: развита сущностная характеристика и содержание понятия «региональный рынок услуг» с позиций воспроизводственного процессапредложено определение регионального рынка услуг, базирующееся на положениях теории региональных рынков и рынка услугв содержательном аспекте регионального рынка услуг обосновано функциональное выделение и сформулированы определения регионального потребительского рынка услуг и производственного рынка услугпредложена классификация составляющих регионального рынка услуг и схема их взаимосвязи, базирующиеся на критериях рынка и отраслевых особенностях сферы услугопределены исторические подходы взаимосвязи показателей регионального потребительского рынка услуг и показателей уровня жизни населения, а также синтеза показателей регионального рынка услуг и показателей уровня жизни населенияразработана интегральная типология региональных рынков услуг, послужившая основой для определения особенностей регионального рынка услуг Республики Саха (Якутия) в системе региональных рынков Россиивыявлены общие и специфические особенности структурной трансформации регионального потребительского рынка услуг Республики Саха (Якутия) и осуществлен анализ взаимообусловленности показателей регионального потребительского рынка услуг и показателей уровня жизни населения Республики Саха (Якутия), послужившие основой для разработки прогноза развития регионального рынка услуг Республики Саха (Якутия) — обоснованы перспективы развития и управления региональных рынков услуг в рамках осуществляемой реформы федеративных отношений и местного самоуправления.

Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования выводов и рекомендаций для решения теоретических и методологических задач по развитию регионального рынка услуг субъекта Российской Федерации.

Предложения, разработки и рекомендации диссертанта могут найти применение в деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в деятельности отдельных предприятий сферы услуг, преподавания в высших учебных заведениях курсов региональной экономики.

Апробация результатов исследования. Основные результаты работы обсуждались на международных конференциях (Киров, 2004 г.- Екатеринбург, 2005 г.), Всероссийском форуме молодых ученых и студентов.

Екатеринбург, 2005 г., 2006 г.), научно-практической конференции (Екатеринбург, 2005 г.).

Результаты исследования включены в научно-исследовательские работы Уральского государственного экономического университета: «Стратегия управления финансами в регионе» (2004 г.), «Разработка программы развития гостиничного сервиса» (2005 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано десять научных работ общим объемом авторского текста 9,8 п.л.

Объем и структура диссертации. Цели и задачи исследования, использованные методы анализа обусловили выбор структуры работы. Основной текст диссертации изложен на 180 страницах. Работа состоит из введения, трех глав, включающих 22 таблицы и 18 рисунков, заключения, списка использованной литературы из 197 источников и 26 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

— Теория региональных рынков, их состояние и развитие является для России не только важной научной, но и практической задачей.

В рамках настоящего исследования развита сущностная характеристика и содержание понятия региональный рынок услугпредложено определение регионального рынка услуг, базирующееся на положениях теории региональных рынков и рынка услугв содержательном аспекте регионального рынка услуг обосновано функциональное выделение и сформулированы определения регионального потребительского рынка услуг и производственного рынка услуг.

Региональный потребительский рынок услуг определен как экономическая деятельность субъектов рынка по производству, распределению, обмену и потреблению услуг субъекта РФ в целях удовлетворения личных потребностей населения, локализованная территориальными границами и общими условиями самостоятельного функционирования. ф.

Региональный производственный рынок услуг определен как экономическая деятельность субъектов рынка по производству, распределению, обмену и потреблению услуг субъекта РФ в целях обеспечения процесса функционирования отраслей производства, локализованная территориальными границами и общими условиями самостоятельного функционирования.

В зарубежной и отечественной литературе достаточно большое распространение получили понятийный аппарат услуг, свойства услуг и классификации услугв тоже время составляющие рынка услуг не получили широкого отражения в экономической литературе, а имеющиеся в открытом научном доступе, по мнению автора, нуждались в уточнении.

Анализ существующих подходов к структурированию рынка платных услуг позволил автору выделить положения, которые в обязательном порядке должны быть отражены в предлагаемой структуре, основу предлагаемой структуры составили компоненты рынка: субъекты рынкаобъекты рынкафункции рынкамасштаб (охват) или географическое положениеотраслевой признакотношения с законодательствомрезультирующие показатели деятельности.

Автором предложена классификация составляющих регионального рынка услуг и схема их взаимосвязи, базирующиеся на критериях рынка и отраслевых особенностях сферы услуг. Взаимодействие всех составляющих в социальной рыночной экономике должно способствовать росту уровня жизни населения.

На основе анализа экономических показателей, характеризующих количественную и качественную сторону человеческой жизни: «благосостояние населения», «качество жизни», «уровень жизни» был сформулирован вывод, что наибольший количественный состав показателей услуг содержит в своем составе интегрированный показатель «уровень жизни населения», что послужило основой для построения схемы взаимосвязи показателей регионального потребительского рынка услуг и показателей уровня жизни населения, а также синтеза показателей регионального рынка услуг и показателей уровня жизни населения.

Разработка методологии типологии регионального рынка услуг представляет собой комплексную проблему, предполагающую решение совокупности теоретических и практических задач, связанных с характеристикой рынка как объекта изученияразработку системы показателей регионального рынка услуг, процесса и результатов его функционированиявыбор классификации и группировку показателей его развития по разным признакамоценку социально-экономического потенциала рынка услуг регионапрогнозирование и развитие рынка услуг и т. д.

Автором настоящего исследования была поставлена задача выделения нескольких критериев для типологии регионального потребительского рынка услуг со сведением их в единую систему, базирующуюся на отчетных данных девяти лет: 1995;2003 гг.

Цель построения типологии: определение места регионального потребительского рынка услуг субъекта РФ — Республики Саха (Якутия) и выявление особенностей регионального рынка в рамках существующих региональных потребительских рынков услуг на территории России.

Базируясь на общих особенностях типологий автором были определены: границы исследования территории — субъекты Российской Федерации, где, среди существующих 89 субъектов, анализу подверглись 79 (исключены: Чеченская Республика и автономные округа России (кроме Чукотского АО), которые по статистическим данным вошли в соответствующие территории) — методы сбора статистической информации — использование официальных отчетных данных Госкомстата Российской Федерациипоказатели типологии с выделением определяющих и второстепенных — в числе определяющих показателей были выбраны валовой региональный продукт, среднедушевые доходы населения, потребление платных услуг населениемк второстепенным показателям были отнесены прожиточный минимум и доля платных услуг в ВРПразмерность, критериальность оценок и идентификация результирующих параметров — размерность показателей соответствовала принятым данным Госкомстата РФ, которые, в свою очередь, корректировались на прожиточный минимум для сопоставимости уровня жизни субъектов Российской Федерации. В качестве критериальности было выбрано среднероссийское значение соответствующего показателя и его отношение к показателю по субъекту РФ с идентификацией результирующих параметров по пяти характеристикам: максимальное, выше среднего, среднее, низкое, крайне низкое.

В результате исследования построена новая, интегральная, эмпирическая, среднесрочная и макрорегиональная типология: регионального потребительского рынка услуг по субъектам Российской Федерации и определено место (тип) регионального потребительского рынка услуг Республики Саха (Якутия).

Проведенное исследование структурной трансформации рынка платных потребительских услуг населению Республики Саха (Якутия) за десять отчетных лет (1995;2004 гг.) позволил сформулировать следующие выводы: Республика объективно обладает потенциалом и востребованностью развития потребительского рынка услугобъем платных услуг населению в Республике составляет около 1% общего объема платных услуг населению Российской Федерацииза десять анализируемых лет (1995;2004 гг.) объем потребления платных услуг на душу населения в фактических ценах увеличился в четырнадцать раз, в то время как в сопоставимых ценах 1995 г. вырос в 1,7 разав отраслевой структуре потребления платных услуг населением Республики имеются разнонаправленные тенденции в развитии по сравнению со среднероссийскими значениями, это касается, в первую очередь, услуг культуры, физической культуры и спорта, туристско-экскурсионных услуг, доля которых снизилась, а также санаторно-оздоровительных услуг, имеющих в отличие от среднероссийской структуры динамику увеличенияв отраслевой структуре потребления платных услуг населением Республики наибольший рост (как востребованность) наблюдается по услугам: сана-торно-оздоровительным, образовательным, медицинским, физической культуры и спорта, связиограничение потребления произошло по услугам: туристско-экскурсионным, правовым и бытовым- «большинство платных услуг оказывается предприятиями негосударственной формы собственности, причем особенностью Республики является относительное сохранение в динамике доли государственных и муниципальных предприятий по оказанию платных услуг населению.

В Республике Саха (Якутия) прослеживается сильная взаимосвязь между ВРП и показателями: средним размером назначенных месячных пенсий -0,983- среднедушевыми доходами — 0,972- номинальной начисленной заработной платой — 0,971- прожиточным минимумом — 0,886.

Развитие внутреннего рынка платных услуг населению, по положениям Постановления Республики Саха (Якутия) «О первоочередных мерах по развитию рынка платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) на 2000;2001 гг.» от 10.06.2000 г. № 310, должно стать одним из основных направлений деятельности Правительства Республики Саха (Якутия).

Положения подпрограммы «Развитие платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) на 2003;2006 гг.» Республиканской целевой программы «Развитие предпринимательства и потребительского рынка товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2003;2006 гг.» в разделе целевых установок выделяют обеспечение потребностей населения и экономики Республики платными услугами, путем увеличения объемов производства и номенклатуры услуг, повышения их качества.

Таким образом, можно сформулировать вывод, что показатели регионального потребительского рынка услуг находятся в тесной зависимости с показателями уровня жизни населения Республики Саха (Якутия). В отраслевом разрезе сильная зависимость потребления услуг по отраслям и видам: санатор-но-оздоровительные, медицинские, физической культуры и спорта, связи, пассажирского транспорта.

— Основываясь на полученных значениях прогнозных показателей регионального рынка услуг, можно заключить, что к 2009 г. с вероятностью более 95% показатели объема платных услуг населению Республика Саха (Якутия) уменьшатся, поэтому необходима разработка мероприятий государственного регулирования структурного развития регионального рынка услуг, включающих развитие и внедрение современных организационно-экономических механизмов предоставления услуг.

Основными направлениями развития платных услуг в Республике Саха (Якутия) в рамках подпрограммы «Развитие платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) на 2003;2006 гг.» (Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2003;2006 гг. / Республиканская целевая программа: Постановление Правительства РС (Я) от 29.08.2002 г. № 434) являются создание эффективного механизма государственной поддержки и стимулирования рынка платных потребительских услугпредоставление предприятиям, специализирующимся на оказании платных потребительских услуг, финансово-имущественной, организационно-методической и информационной поддержкиосуществление мероприятий по снижению себестоимости платных услуг населениюсоздание и совершенствование механизма государственной поддержки социально-значимых видов услугповышение качества платных услуг и культуры обслуживанияразвитие локальных рынков платных услуг на основе возникающего спросаформирование новых потребительских стандартов населения.

Важность выполняемых сферой услуг функций и ее неоднородность определяют как необходимость государственного воздействия на нее, так и масштабы, способы и инструменты данного воздействия. Разумное вмешательство государства в функционирование сферы услуг, оправданное с точки зрения ряда общественных критериев общехозяйственного и социально-политического значения, дает, как показывает практика развитых стран, положительные результаты.

На основе проведенного исследования можно сформулировать вывод и, отчасти, подтвердить выводы Э. С. Саваса, но уже применительно к российской действительности (учитывая полномочия субъектов Российской Федерации по закону 95-ФЗ и полномочия и вопросы муниципалитета по закону 131-ФЭ). *.

Коллективным услугам подходит наименьшее число альтернативных вариантов, преимущественно государственная услуга, межведомственное соглашение, контрактуслугам, предназначенным для личного потребления населения, присуще расширение механизмов их предоставления.

Механизмы существенно различаются в рамках важных характеристик, и ни один из них не может являться идеальным. Во многих механизмах желательные свойства присутствуют в той или иной степени, таким образом, всегда существует более чем один способ обеспечения услуги — это важный вывод при планировании новых услуг или реорганизации существующих.

Исходя из вышеизложенного цель и задачи исследования получили свое логическое завершение в развитии теоретических, методологических и прикладных положений развития регионального ранка услуг субъекта Российской Федерации, а также разработки механизмов регулирования регионального рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации России: Изд. Верховного Совета Российской Федерации. М.: Известия, 1993.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Российская газета, 1998. № 153−154.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации // Российская газета, 1994. № 238−239.
  4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ (с изм. от 31.12.2005 г. № 203-ФЭ).
  5. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ (с изм. от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ).
  6. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999 г. № 159-ФЗ).
  7. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948−1 (с изм. от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ).
  8. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-Ф3 (с изм. от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).
  9. О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера: Постановление Правительства РФ от 07.03.2000 г. № 198.
  10. О Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321 (с изм. от3112.2004 г. № 904).
  11. О Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 26.06.2004 г. № 311 (с изм. от 26.02.2006 г. № 107).
  12. О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 289 (с изм. от2601.2005 г. № 40).
  13. О Министерстве образования и науки Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 280 (с изм. от 06.04.2005 г. № 188).
  14. О Федеральном агентстве по образованию: Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 288.
  15. О Федеральном агентстве связи: Постановление Правительства РФ от3006.2004 г. № 320 (с изм. от 23.04.2005 г. № 250).
  16. О Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству: Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 286 (с изм. от1903.2005 г. № 141)
  17. О Федеральном агентстве по туризму: Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 901 (с изм. от 14.03.2005 г. № 127).
  18. О Федеральном агентстве по физической культуре и спорту: Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 904 (с изм. от 14.03.2005 г. № 127).
  19. Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002−2010 годы и до 2015 года) / Федеральная целеваяпрограмма: Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 г. № 717 (с изм. от 3.12.2004 г. № 737).
  20. Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 2005 годы и до 2010 года / Федеральная целевая программа: Постановление Правительства РФ от 19.03.2002 г. № 169 (с изм. от 23.12.2004 г. № 834).
  21. Социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006−2008 годы) / Федеральная целевая программа: Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 38-Р.
  22. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002−93 (ОКУН): Постановление Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. № 163 (с изм. от 01.12.2005 г. № 8/2005, утв. Ростехрегулированием).
  23. Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации: Постановление Минтруда РФ от 28.04.2000 г. № 36, Госкомстата РФ № 34 (с изм. от 12.03.2001 г. Минтруда РФ № 24, Госкомстата РФ № 19).
  24. Об утверждении методики определения общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности: Постановление Государственного комитета по статистике от 25.02.2000 г. № 15.
  25. Об утверждении статистического инструментария для организации государственного статистического наблюдения на 2005 год: Постановление Федеральной службы государственной статистики от 27.07.2004 г. № 34 (с изм. от 01.08.2005 г. № 54).
  26. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (2005−2020 годы). Проект на 01.02.2006 г. // Министерство регионального развития Российской Федерации.
  27. О малом предпринимательстве в Республике Саха (Якутия): Закон РС (Я) от 27.05.1999 г. 3 № 97-Н (с изм. от 12.07.2001 г.).
  28. О туризме и туристской деятельности в Республике Саха (Якутия): Закон РС (Я) от 29.12.1998 г. 3 № 59- II (с изм. от 09.12.2004 г.).
  29. Об основных направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010 года: Постановление Правительства РС (Я) от 11.05.2001 г. № 281.
  30. Об упорядочении республиканских целевых программ в Республике Саха (Якутия): Постановление Правительства РС (Я) от 25.05.2002 г. № 256 (с изм. от2602.1999 г. № 89).
  31. О Концепции развития туризма в Республике Саха (Якутия): Постановление Правительства РС (Я) от 20.11.2003 г. № 718.
  32. О Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия): Постановление Правительства РС (Я) от 07.03.2002 г. № 102.
  33. О Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия): Постановление Правительства РС (Я) от 07.03.2002 г. № 110 (с изм. от 12.05.2005 г. № 271).
  34. О Министерстве культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия): Постановление Правительства РС (Я) от 07.03.2002 г. № 106.
  35. О Министерстве науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия): Постановление Правительства РС (Я) от 04.04.2002 г. № 161.
  36. О Министерстве образования Республики Саха (Якутия): Постановление Правительства РС (Я) от 07.03.2002 г. № 105.
  37. О Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия): Постановление Правительства РС (Я) от 07.03.2002 г. № 103.
  38. О Министерстве транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия): Постановление Правительства РС (Я) от 07.03.2002 г. № 104.
  39. О Министерстве экономического развития Республики Саха (Якутия): Постановление Правительства РС (Я) от 15.03.2002 г. № 116 (с изм. от 18.11.2002 г.).
  40. О первоочередных мерах по развитию рынка платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) на 2000−2001 годы: Постановление Правительства РС (Я) от 10.06.2000 г. № 310.
  41. Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2003−2006 годы / Республиканская целевая программа: Постановление Правительства РС (Я) от 29.08.2002 г. № 434.
  42. А. Сфера услуг и экономическое развитие (методологические аспекты статистического анализа) // Вопросы статистики. 1998. № 10.
  43. A.A. Государственная собственность Республики Саха (Якутия): особенности приватизации и управления / АН Республики Саха (Якутия). Инстатут региональной экономики. Новосибирск: Фирма РАН, 2000.
  44. Е.Г., Иваницкий В. П., Пешина Э. В. В поисках новой парадигмы регионального развития. Екатеринбург: УрО РАН, 2005.
  45. Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. М.: Ин-фра-М, 2001.
  46. В.Н. О задачах повышения уровня и качества жизни населения России // Общество и экономика, 2000. № 2.
  47. В.Н., Масловский-Мстиславский П.С. Качество жизни: концепция и измерение. М.: ВЦУЖ, 1998.
  48. В.Н., Масловский-Мстиславский П.С. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. 1996. № 6.
  49. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. Доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1999.
  50. Большой энциклопедический словарь. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М., 1991.
  51. А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2000.
  52. Т.Д. Экономика сферы услуг. Иркутск: изд-во БГУЭП, 2004.
  53. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Ростов н/Д., 2000.
  54. Ван ГигЦж. Прикладная общая теория систем. Книга 1. М.: Мир, 1981. •61. Ворачек X. О состоянии теории маркетинга услуг // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.
  55. Ю.А., Спивак Л. Ф. Теория районирования и управления территорией. Новосибирск: СО РАН, 2004.
  56. Т.Н. Инвестиционная политика Республики Саха (Якутия). Новосибирск, 2000.
  57. .М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук. М.: НОРМА, 2002.
  58. И.А. Динамика распределения валового регионального продукта и денежных доходов населения по регионам России в 1995—2001 гг.. // Вопросы статистики. 2004. № 5.
  59. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. Изд-во Михайлова В. А. СПб., 1998.
  60. В. Продолжительность жизни по странам мира // Экономика и жизнь. № 3. 2005.
  61. М. Сфера услуг в экономике регионов России (региональные особенности и современные тенденции в развитии сферы услуг) // Обозрева-тель-Observer. 2004. № 13.
  62. Е.В. Система основных социально-экономических индикаторов уровня жизни в регионе // Вопросы статистики. 1999. № 4.
  63. А. и др. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития региона // Вопросы статистики. 1998. № 9.
  64. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е изд. М.:ГУ ВШЭ, 2001.
  65. Г. В., Мироедов A.A., Федин С. В. Управление региональной экономикой. / Под ред. Гутмана Г. В. М.: Финансы и статистика, 2001.
  66. Н.М. Регулирование регионального рынка услуг, содержание, пути совершенствования (на материалах Республики Башкортостан). Автореф. СПб., 2000.
  67. Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 2.
  68. Е.В. Маркетинг услуг. Минск: БГЭУ, 2002.
  69. М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации // Вопросы экономики. 1999. № 2.
  70. О.Г. Региональная экономическая диагностика. Спб.: УЭиФ, 1992.
  71. А.И. Региональные пропорции воспроизводства. JL: Изд-во ЛГУ, 1977.
  72. А.И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория. СПб.: Питер, 2000.
  73. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 1999.
  74. A.C. Организационно-экономические основы управления развитием рынка санаторно-оздоровительных услуг. Автореф. Кисловодск, 2002.
  75. В.В., Парсаданова Г. А. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. пособие. М.: ИНФРА М, 2001.
  76. Е.Г. Стратегия модернизации экономики Республики Саха (Якутия). Новосибирск: Наука, 2001.
  77. В.М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  78. В.П., Пешина Э. В. Финансирование социально-ориентированных затрат в воспроизводстве человека. Екатеринбург: Изд-во «Академкнига», 2001.
  79. В.В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент. М.: Инфра-М, 2006.
  80. В.Г., Батурин Л. А., Бутов В.И Экономика социальной сферы: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Издательский центр Март, 2001.
  81. А.Я., Шевякова А. Ю. Эконометрический анализ зависимостей между дифференциацией и уровнем жизни населения в регионах России // Вопросы статистики. 2004. № 5.
  82. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2003.
  83. Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.
  84. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Шейман ИМ., Якобсон Л. И., Демидова Л. С. и др. М.: Наука, 1995.
  85. В.В. Региональное развитие и экономика самостоятельных субъектов Российской Федерации. М.: УрСС, 2000.
  86. Концепции современного естествознания // Авт. коллектив под рук. проф. Самыгина С. И. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.• 94. Копнов В. Принципы качества жизни // Стандарты и качество. 2003. № 2.
  87. Т.К. Влияние заработной платы на формирование жизненного уровня населения в районах Крайнего Севера (на примере Республики Саха (Якутия)). Автореф. Иркутск, 2001.
  88. Т. Количественные характеристики среднедоходных групп населения России // Вопросы экономики. 2001. № 1.
  89. В., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ. 2-е изд. М., СПб.: Вильемс, 1999.
  90. Ф. Маркетинг-менеджмент. СПб.: Питер, 2002.
  91. Краткая российская энциклопедия. Т. 3. М., 2003.
  92. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Назарова М. Г. М.: Финстатинформ, Юнити-Дана, 2000.
  93. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. Назарова М. Г. М.: Финстатинформ, 2002.
  94. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б. А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2001.
  95. О.И. Теория и методы принятия решений. Учебник. М.: Логос, 2000.
  96. A.M. Уровень благосостояния россиян: сравнительный анализ объективных и субъективных оценок // Вестник Московского Университета. Сер.6. Экономика. 2004. № 5.
  97. С.Н., Корсупский Б. А. Типы регионов как субъектов региональной политики // пространственные трансформации в российской экономике. М.: ЗАО «Экономика», 2002.10 В. Липко А. Г., Миско K.M. Производство и потребление в регионе. М., 1986.
  98. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. проф. Алексунина В. А. М.: Изд-во «Дашков и К», 2002.
  99. Маркова В Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  100. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика, 1998.
  101. Методические указания по составлению статистических отчетов в отдельных отраслях народного хозяйства. М.: Госкомстат, 1998.
  102. Методологические положения по статистике. Вып. 3. М.: Госкомстат России, 2000.
  103. И2.Миканир П. А. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья // Дальний Восток и Забайкалье 2010. М.: ЗАО «Экономика», 2002.
  104. Т.Г., Победина М. П., Поляк Г. Б. и др. Региональная экономика: Учебник для вузов / под ред. проф. Т. Г. Морозовой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2004.
  105. H.A. Прикладной маркетинг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  106. Национальное счетоводство: МЭСИ: Учебник / Под ред. Кулагиной Г. Д. М.: Финансы и статистика, 1997.
  107. Национальные счета в России в 1996—2003 гг.: Стат. Сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2004.
  108. H.H. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978.
  109. WS.Нестеров Л. И. Перспективы повышения уровня жизни в России // Вопросы статистики. 2004. № 8.
  110. A.C. Региональные рынки. М.: Инфра-М, 1999.
  111. A.C. Теория региональных рынков: Учебник. Ростов-н/Д.: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
  112. Новый экономический и юридический словарь / Под ред. А. Н. Азриляна. М.: Институт новой экономики, 2003.
  113. В.Н., Кетова Н. П. Региональная экономика. Универсальный экономический словарь. Ростов н/Д., 1996.
  114. В.А. Информатика: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1999.
  115. Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики. 1998. № 4.
  116. В.В. Платные услуги населению: состояние и перспективы. М.: Наука, 1991.
  117. Е.В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000.
  118. М. Конференция в Рыбинске: «Что наше отечество всегда понимало.» // Стандарты и качество. 2001. № 11.
  119. Ю.М. Понятие человеческого потенциала в концепции устойчивого развития: критика методологии расчета // Человек, труд, занятость. 1998. Вып. 2.
  120. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. H.A. Горелова. СПб.: Питер, 2003.
  121. И.В. Уровень жизни: пейзаж после кризиса // ЦМАКП и ИНП РАН. Аналитические материалы, www.forecast.ru.
  122. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, A.B. Пикулькин, В. Т. Тихонов и др. // Под.ред. Т. Г. Морозовой, A.B. Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  123. О.С., Минченко М. М. Региональная инфраструктура как условие экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6.
  124. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., справ. М.: ИНФРА-М, 1999.
  125. Региональная экономика / Градов А. П., Кузин Б. И., Медников М. Д., Соко-лицынА.С. СПб.: Питер, 2003.
  126. Регионы России. Социально-экономические показатели 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.
  127. Российский статистический ежегодник 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.
  128. Российский статистический ежегодник 2004: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2004.
  129. Россия в цифрах. 1998. М.: Госкомстат России, 1998.
  130. Россия и страны мира 2004.: стат. сб. / Росстат. М., 2004.
  131. В.М. Социальная сфера. Проблемы планирования. М.: Экономика, 1989.
  132. Рынок платных услуг населению Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Комстат Республики Саха (Якутия). Я., 2004.
  133. Рынок платных услуг населению Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Я., 2005.
  134. Э.С. Приватизация: ключ к рынку / пер с англ. М.: Дело, 1992.
  135. В.И. Становление регионального и муниципального рынка услуг. Иркутск. Изд-во БГУЭП, 2004.
  136. В.Ю. Экономика здравоохранения. М.: МЦФЭР, 2004.
  137. Север как объект комплексных региональных исследований / Отв. ред. В. Н. Лаженцев. Сыктывкар, 2005.
  138. Н.К. Социальный мониторинг: вопросы теории и практики // Социология и проблемы перестройки. 1998. № 2.
  139. И.В. Регулирование развития регионального потребительского рынка // Международная конференция «Управление региональными экономическими системами». Сборник научных трудов. Киров, 2003.
  140. Г. В. Уровень жизни и экономическое развитие региона // Вопросы статистики. 2004. № 8.
  141. Социальная сфера России. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1995.
  142. Социальное положение и уровень жизни населения России 2003: Стат. сб. / Статистика России. М., 2003.
  143. Социальное положение и уровень жизни населения России 2004: Стат. сб. / Статистика России. М., 2004.
  144. Социально-экономическая статистика: практикум. Учебное пособие. Са-лин В.Н., Шпаковская Е. П. М.: Финансы и статистика, 2003.
  145. Социально-экономическое положение Дальневосточного федерального округа в 2004 г. Стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2005.
  146. Социально-экономическое положение Приволжского федерального округа в 2004 г. Стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2005.
  147. Социально-экономическое положение Северо-Западного федерального округа в 2004 г. Стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. M., 2005.
  148. Социально-экономическое положение Сибирского федерального округа в 2004 г. Стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2005.
  149. Социально-экономическое положение Уральского федерального округа в 2004 г. Стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2005.
  150. Социально-экономическое положение Центрального федерального округа в 2004 г. Стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2005.
  151. Социально-экономическое положение Южного федерального округа в 2004 г. Стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2005.
  152. Справочник по социальным показателям: Методологические исследования. Серия F№ 49. ООН. Нью-Йорк, 1989.
  153. Стандартизация и сертификация в сфере услуг / Под ред. Ракова A.B. М.: Дело, 2002.
  154. Л., Златоверховникова Т. Качество жизни в российских регионах (динамика, межрегиональные сопоставления) // Экономист. 2002. № 10.
  155. А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человека // Стандарты и качество. 1994. № 1.1 бб. Суринов А. Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М.: Финансы и статистика, 2000.
  156. Сфера услуг: новая концепция развития. М.: Экономика, 1990.
  157. В.И., Леонов С. Н., Ишаев В. И. Регионы в системе территориального регулирования / Пространственные трансформации в российской экономике. М.: ЗАО «Экономика», 2002.
  158. Сфера услуг 2000: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.
  159. В.И., Гончаренко О. Н. Управленческий учет на предприятиях сферы услуг: Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов.
  160. M.: ИКЦ MapT- Ростов н/Д.: Издательский центр МарТ, 2004.
  161. Ф. С. Инвестиционный потенциал региона: Теория. Проблемы. Практика. М.: Экономика, 1999.
  162. В.П. Инфраструктура товарных рынков: состояние и концепция развития // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы. Ростов н/Д., 1998.
  163. Философский словарь / Под ред. Фролова И. Т. М.: Политиздат, 1980.
  164. A.A. Прогноз развития российской экономики на 2004−2005 годы // Вопросы статистики. 2004. № 10.
  165. К., Рандер Б., Рассел Р., Медрык Р. Управление и организация в сфере услуг. СПб.: Питер, 2002.-176. Черныш Е. А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: ПРИОР, 1999.
  166. И. М., Ломовцева О. А., Трубин М. Ю. Теория и практика региональной экономики. Волгоград, 1996.
  167. А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист. М. Минэкономики РФ, 1999. № 1.19.Ширай В. И. Мировая экономика и международные отношения: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2003.
  168. C.B. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2003.181 .Шкуркин A.M., Шкуркин A.A. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения. Хабаровск, 2000.
  169. B.C. Занимательная информатика. СПб.: Политехника, 1994. Ю. Шнипер Р. И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, 1993.
  170. Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск, 1991.
  171. Р.И. Региональные предплановые исследования. Новосибирск, 1978.
  172. Экономика социальной сферы: Учебное пособие / Рук. авт. коллектива В. А. Лазарев. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2002.
  173. Экономика сферы платных услуг / Под ред. Е. Н. Жильцова. Казань, 1996.
  174. Экономика США: Учебник для вузов / Под ред. В. Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003.
  175. Экономика: толковый словарь. М.: Инфра-М, Весь мир, 2000.
  176. Экономикс: Англо-русский словарь справочник / Э. Дж. Долан, Б. И. Домненко. М.: Лазурь, 1994.
  177. Экономическая энциклопедия. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
  178. Bateson J. Managing services marketing. United States of America. 1995.
  179. Economist. Service market. 1994. № 3.
  180. Gronroos C. Services management and marketing. West Sussex, 2000.
  181. Singelmann J. From Agriculture to Service: The transformation of Industrial Employment. Beverly Hills, 1978.
Заполнить форму текущей работой