Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концепция реформирования налоговой системы Российской Федерации, основанная на реализации принципа справедливости и социальной функции налогов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ограничить право на получение имущественного вычета при приобретении жилья лицам с высокими доходами и обеспеченных жильем. При определении критериев ограничения доступа к этому вычету рекомендуется учитывать: наличие жилья в пределах социальных нормуровень дохода на семью — льгота должна быть ориентированна на среднеобеспеченные слои с учетом того, что государство должно взять на себя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Место принципа справедливости и социальной (распределительной) функции налогов в теории и практике налогообложения
    • 1. 1. Эволюция взглядов на принципы налогообложения и место принципа справедливости в современной системе принципов налогообложения
    • 1. 2. Функции налогов и место социальной (распределительной) функции в общей системе функций
    • 1. 3. Эволюция взглядов на роль прямых и косвенных налогов в достижении справедливого налогообложения
    • 1. 4. Способы реализации принципа справедливости и социальной функции налогов
    • 1. 5. Историческая практика реализации принципа справедливости и социальной функции налогов в налоговых системах зарубежных стран и России
  • Глава 2.
  • Подоходный налог с физических лиц как инструмент реализации принципа справедливости и социальной функции налогов
    • 2. 1. Методы оценки доходов и анализ социально-экономического расслоения населения в период экономической реформы в РФ в 1991—2007 гг.
      • 2. 1. 1. Методы оценки доходов населения
      • 2. 1. 2. Анализ дифференциации доходов населения РФ в период экономической реформы 1991−2006 гг
    • 2. 2. Ставки подоходного налога с физических лиц как инструмент реализации принципа справедливости и распределительной функции налогов
      • 2. 2. 1. Опыт применения ставок налогообложения в развитых странах мира
      • 2. 2. 2. Практика установления ставок подоходного налога в СССР 19 221 991 гг
      • 2. 2. 3. Реформирование подоходного налога с физических лиц в РФ в период налоговой реформы 1992−2007 гг
      • 2. 2. 4. Анализ основных факторов, влияющих на результаты реформирования НДФЛ в 2001—2006 гг.
      • 2. 2. 5. Анализ функционирования перераспределительного механизма НДФЛ в условиях применения пропорционального налогообложения
      • 2. 2. 6. Выводы
    • 2. 3. Реализация принципа справедливости и социальной функции налогов через механизм налоговых льгот налога на доходы физических лиц
      • 2. 3. 1. Льготы по налогу на доходы физических лиц и их роль в реализации принципа справедливости
      • 2. 3. 2. Практика применения налоговых льгот по подоходному налогу с физических лиц в развитых странах мира
      • 2. 3. 3. Налоговые льготы в системе подоходного налогообложения физических лиц в РФ 1992−2007 гг
      • 2. 3. 4. Анализ практики применения налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц в РФ в период реформы 2001−2006гг
      • 2. 3. 5. Выводы
  • Глава 3.
  • Социальная функция налогов и ее место в реализации социальной политики государства
    • 3. 1. Формирование и развитие социальной функции налогов в условиях рыночной экономики
      • 3. 1. 1. Роль налогов и обязательных социальных платежей в реализации социальной политики государства в рыночной экономике
      • 3. 1. 2. Механизмы реализации социальной политики государства через систему обязательных социальных платежей в странах с развитой рыночной экономикой
    • 3. 2. Система социальных платежей в РФ и проблемы ее реформирования
      • 3. 2. 1. История возникновения и развития системы социальных платежей в России
      • 3. 2. 2. Система социальных платежей в РФ на первом этапе налоговой реформы в 1992 — 2000 гг
      • 3. 2. 3. Реформирование системы социального обеспечения и системы социальных платежей в 2001 — 2006 гг
      • 3. 2. 4. Оценка влияния изменений шкалы ЕСН на доходы бюджета и внебюджетных фондов
      • 3. 2. 5. Оценка возможных пределов снижения ставки ЕСН
      • 3. 2. 6. Оценка стимулов работодателей и работников к выплате теневых заработных плат
      • 3. 2. 7. Перенос обязательств по уплате ЕСН и страховых взносов в ПФ на работников
      • 3. 2. 8. Оптимальные ставки ЕСН и НДФЛ при переносе уплаты социальных платежей на работников
    • 3. 3. Выводы
  • Глава 4. Анализ соответствия важнейших элементов налоговой системы РФ принципу справедливости и их роли в реализации распределительной функции налогообложения
    • 4. 1. Налогообложение имущества физических лиц
      • 4. 1. 1. Структура налогов с имущества физических лиц
      • 4. 1. 2. Налог на имущество физических лиц
      • 4. 1. 3. Налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или. дарения
      • 4. 1. 4. Земельный налог
    • 4. 2. Косвенное налогообложение в системе реализации принципа справедливости
      • 4. 2. 1. Опыт применения косвенного налогообложения в развитых странах мира
      • 4. 2. 2. Оценка справедливости косвенного налогообложения в РФ
      • 4. 2. 3. Выводы
    • 4. 3. Контроль за соответствием расходов физических лиц уровню их доходов как важнейший элемент в механизме реализации распределительной функции и принципа справедливости
      • 4. 3. 1. Место контроля за соответствием расходов физических лиц уровню их доходов в системе налогового контроля развитых стран
      • 4. 3. 2. Практика организации налогового контроля за соответствием расходов налогоплательщика уровню его доходов в РФ в период налоговой реформы 1992−2006 гг
      • 4. 3. 3. Выводы
    • 4. 4. Налоговая амнистия и принцип справедливости в налогообложении
      • 4. 4. 1. Понятие налоговой амнистии
      • 4. 4. 2. Опыт проведения налоговой амнистии и отношение к ней в зарубежных странах
      • 4. 4. 3. Возможность и целесообразность проведения налоговой амнистии вРФ
      • 4. 4. 4. Выводы
  • Глава 5.
  • Пути совершенствования методов практической реализации принципа справедливости и социальной (распределительной) функции в налоговой системе РФ
    • 5. 1. Совершенствование механизма подоходного налогообложения физических лиц и пути практической реализации принципа справедливости
    • 5. 2. Реформирование системы социального обеспечения и механизма уплаты социальных взносов

Концепция реформирования налоговой системы Российской Федерации, основанная на реализации принципа справедливости и социальной функции налогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правда и справедливость важнее барыша" Протопоп Сильвестр, «Домострой».

Актуальность темы

Становление новой государственности и гражданского общества в России во многом зависит от повышения уровня социальной справедливости в экономических отношениях. Используемые в переходный период методы реформирования в виде «шоковой терапии», серьезные нарушения и ошибки в приватизации общегосударственной собственности подорвали у населения страны доверие к рыночным институтам. Поэтому решение проблемы социальной справедливости в экономической сфере становится решающим условием успешности проводимых в России реформ, условием самого существования России как независимого единого социального государства.

Социальная справедливость в экономических отношениях представляет собой сложную категорию и может быть рассмотрена с различных позицийкак философский, политический, экономический, социальный, культурологический, управленческий аспекты взаимодействия субъектов экономической деятельности.

Социальная справедливость в экономических отношениях — это общечеловеческая ценность, но имеющая свои национальные особенности. Уровень социальной справедливости может выступать в известном смысле как мерило экономического развития страны. В России требование социальной справедливости всегда занимало, занимает и будет занимать очень важное место и, с этой точки зрения, широкие массы населения оценивают успешность функционирования государства как института, ответственного за благосостояние народа. Достаточно вспомнить хотя бы названия русских законов, трудов религиозных мыслителей, экономистов, писателей и поэтов прошлого, например, свода русских законов «Русская правда» Великого князя Ярослава Мудрого (XI век), «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона (XI век), «Домострой» протопопа Сильвестра (XVI век), «Книга о скудности и богатстве» талантливого экономиста-самоучки И. Т. Посошкова (1724г.), «Кому на Руси жить хорошо» великого русского писателя и поэта Н. А. Некрасова (1821−1878 г.) и др.

Сегодня в России к основным последствиям нарушения принципов социальной справедливости в экономических отношениях можно отнести: увеличение доли населения, живущего за чертой бедностирасслоение общества на узкий круг богатых и широкую массу малообеспеченных гражданнарастание недовольства населения экономической политикой государства.

По данным ВЦИОМа, среди главных причин, вызывающих тревожные ожидания у населения страны, второе место после обеспокоенности проблемой преступности и собственной безопасности, принадлежит социальному неравенству [6, с. 137]. В представлении общества оно достигло запредельных масштабов. Более 80% опрошенных считают, что неравенство в России чрезмерно. По мнению экспертов, критическая масса недовольных людей, достаточная для социального взрыва, оставляет около 1/3 общей численности населения [7, с.44]. Точно также, когда разрыв между доходами 10% высоко и 10% низкооплачиваемых граждан приближается к соотношению 10:1, в обществе возникают ситуации напряжения и угрозы безопасности [8, с. 126].

В социально благополучных странах политика государства направлена на поддержание этого критерия на уровне 7:1, причем в ряде стран (например, Финляндии и Японии) это соотношение составляет 3:1 [6, с. 139- 9, с.12].

В современной России, по данным Росстата, указанный коэффициент в 2005 г. составил 15, 1:1 [42, с.203] и увеличился в сравнении с 1989 г. более чем в 4,5 раза. С учетом скрываемых доходов от собственности и предпринимательской деятельности этот показатель достигает 40:1 [10, с. 20.

21- 11, с.203]. Такая дифференциация доходов создает серьезное социальное напряжение в российском обществе. Указанные диспропорции иллюстрируют прямую взаимосвязь между социальной обстановкой и соблюдением принципов социальной справедливости в экономических отношениях.

Социальная справедливость в экономических отношениях является важнейшим элементом общей экономической культуры, под которой понимается некоторая обобщенная характеристика уровня развития, организации и функционирования экономической системы. Социальную справедливость в экономических отношениях определяют как сложившуюся совокупность принципов, приемов и методов осуществления экономической деятельности хозяйствующими субъектами в соответствии с действующими этическими нормами и нравственными правилами экономического поведения [6, с. 139]. Она тесно связана с национальными психологическими и историческими особенностями экономической культуры конкретной страны. Многое зависит от традиций общества и накопленного за длительное время опыта государства и общества по целенаправленному воспитанию культуры экономических отношений.

Социальная. справедливость в экономических отношениях требует целенаправленного управления. В связи с этим она должна рассматриваться как управленческий фактор. Система управления должна формировать определенные правила и мотивацию поведения экономических субъектов, создавать нацеленные на требования социальной справедливости материальные стимулы и неотвратимые санкции. При рассмотрении управленческого фактора выясняется неоднозначная зависимость между экономической эффективностью и социальной справедливостью. С учетом сложности и многообразия проблем управления социальной справедливостью в экономических отношениях система управления призвана выполнять следующие важнейшие функции [6, с. 141]:

• аналитическую — оценка реальных и прогноз потенциальных угроз социальной справедливости;

• целеполагания — определение целей и содержания деятельности по обеспечению социальной справедливости;

• организационную — осуществление мероприятий по обеспечению социальной справедливости.

Проблема обеспечения социальной справедливости в налогообложении является одной из частей общей проблемы социальной справедливости в экономических отношениях. Идея справедливости в налогообложении зародилась с момента возникновения самих налогов. Однако до настоящего времени понятие налоговой справедливости остается наименее устоявшимся и дискуссионным. Дискуссионность проблемы налоговой справедливости обусловлена крайней субъективностью идеи справедливости вообще, а также различным пониманием её состоятельными и малоимущими слоями населения. История налогообложения и теории налогов свидетельствует, что понятие налоговой справедливости имело совершенно различное содержание на разных стадиях развития человеческого общества. По мнению русского экономиста конца XIX начала XX веков М. М. Алексеенко «справедливость, как и все нравственное, есть понятие относительное и зависит от места, времени и культуры народа"[14, с. 109]. На протяжении практически всей истории налогообложения проблема справедливости рассматривалась с позиции справедливости для физических лиц-налогоплательщиков. С развитием капитализма, возникновением предприятий, принадлежащих акционерам или государству, появлением понятия юридических лиц проблема справедливости в налогообложении еще более усложнилась с учетом особенностей налогообложения юридических лиц и трудностей учета переложения налогов.

Тем не менее проблема справедливости налогообложения, рассматриваемая с позиции физических лиц — носителей налога, продолжает оставаться ключевой в решении общей проблемы всеобщности и справедливости налогообложения.

Социальная (распределительная) функция налогов является одним из важнейших инструментов реализации принципа справедливости налогообложения.

Степень разработанности проблемы. Проблема обеспечения социальной справедливости в налогообложении является одной из частей общей проблемы социальной справедливости в экономических отношениях. С момента возникновения налогов в 17 веке до н.э. до настоящего времени она является одной из главных в практике и теории налогообложения. Важный вклад в понимание и формулирование принципа справедливости в налогообложении внесли такие видные ученые-экономисты и практические деятели, как Ж. Боден (1530−1597), Ф. Бэкон (1561−1626), Г. Гоббс (1588−1679), Т. Мен (1571−1641), Ж. Кольбер (1619−1683), Дж. Локк (1632−1704), У. Петти (1623−1687), В. Мирабо (1715−1789), Ф. Кенэ (1694−1774) и др. Блестящим обобщением этих работ стала формулировка принципа всеобщности и справедливости в налогообложении, данная А. Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.).

Дальнейшее развитие содержания этого принципа и путей его практической реализации нашло отражение в работах Ж.-Ж.Руссо (17 121 778), Ж. Сисмонди (1773−1842), Дж. Милля (1773−1836), Л. Штейна (18 151 890), А. Шеффле (1831−1903), А. Вагнера (1835−1917), К. Маркса (1818−1883), Ф. Эджуорта (1845−1926), П. Леруа-Болье (1843−1916), Э. Селигмена (18 611 936), Дж. Кейнс (1883−1946), А. Маршалл (1842−1924), Л. Эрхарда (18 971 977).

Большой вклад в выявление содержания проблемы и поиск путей её практического решения внесли русские ученые-экономисты и практические деятели: И. Т. Посошков (1652 — 1726), Н. И. Тургенев (1789−1871), Бунге Н. Х. (1823−1895), А. А. Исаев (1851−1924), И. Х. Озеров (1869-год смерти неизвестен), И. И. Янжул (1846−1914), С. Ю. Витте (1849−1915), П. А. Столыпин (1862−1911), В .И.Ленин (1870−1924).

В последние годы в связи с проведением налоговой реформы в России появилось много работ, в которых делается попытка научного осмысления проводимых реформ, в том числе с позиций реализации основных принципов налогообложения и функций налогов.

В изучение и разработку проблем построения справедливой системы налогообложения и реализации распределительной функции налогов внесли значительный вклад такие ведущие российские экономисты и специалисты-практики, как Волкова Ю. Г., Горский Н. В., Гончаренко Л. И., Гусев В. В., Гурвич В., Кашин В. А., Князев В. Г., Медведева О. В., Павлова Л. П., Пансков.

B.Г., Пушкарева В. М., Романовский М. В., Сокол М. П., Черник Д. Г., Шаталов.

C.Д. и другие.

Анализу общих проблем социальной справедливости в экономических отношениях и оценке проблем социального неравенства и бедности, экономической стратификации населения России в результате проводимых экономических и налоговых реформ посвящены работы ряда российских ученых и практических работников: Бобкова В. В., Жукова А., Клейнера Г. Б., Львова Д. С., Петросяна Д., Меншикова С., Римашевской Н., Румянцевой Е., Шевякова Ю. и других.

Анализ практики и теории налогообложения позволяет выделить следующие основные способы практической реализации принципа справедливости и социальной функции налогов:

• подоходное обложение физических лиц;

• имущественное обложение физических лиц;

• использование системы косвенного налогообложения, снижающей регрессивный характер косвенных налогов;

• введение специальных социальных платежей, бюджетных и внебюджетных фондов для финансирования социальных программ и реализации социальной политики государства.

Важнейшим и эффективным инструментом для достижения указанных целей является подоходный налог с физических лиц, который в XX веке получил широкое распространение в силу своей фискальной привлекательности и способности эффективно выполнять распределительную (социальную) функцию. Основными элементами подоходного налогообложения физических лиц, позволяющими достигать таких целей, являются:

1. возможность освобождения от налогообложения определенных категорий плательщиков;

2. возможность определения налоговой базы с учетом социальных, демографических, семейных, имущественных и других факторов;

3. шкала налогообложения, позволяющая учитывать различия в уровне доходов налогоплательщиков, их семейном положении, особенности общей экономической и социальной политики государства;

4. возможность организации контроля за доходами, а также за соответствием расходов уровню получаемых доходов.

Важнейшим инструментом реализации социальной функции налогов и осуществления социальной политики государства являются специальные социальные налоги и взносы, которые аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах. С помощью получаемых финансовых ресурсов государство финансирует программы пенсионного обеспечения, социального страхования, медицинского обслуживания и защиты от безработицы. Реально такие программы появились в развитых странах только в начале XX века, однако с тех пор они стремительно развиваются. В настоящее время доля средств, направляемых на эти нужды, составляет значительную величину: от 43% всех доходов бюджета во Франции до 18,5% в Великобритании. В России в 2007 г. этот показатель составил около 20% консолидированного бюджета. Налоговая политика в сфере социальных налогов и взносов является важнейшим инструментом реализации общей социальной политики государства.

Система имущественных налогов с физических лиц также дает большие возможности для достижения сформулированных выше целей. Такие налоги, как земельный налог, налог на имущество физических, налоги на наследство и дарение, транспортные налоги, в своем механизме содержат достаточно эффективные элементы для реализации принципа справедливости и социальной функции, например:

1. освобождение от налогообложения определенных категорий населения;

2. установление соответствующих ставок налогообложения, в том числе прогрессивных с учетом платежеспособности налогоплательщиков, их семейного, социального положения;

3. предоставление льгот, в том числе необлагаемых минимумов, исключение из обложения отдельных видов имущества и т. п.

При рассмотрении проблемы справедливости возникает достаточно сложный вопрос о взаимосвязи подоходного и имущественного налогообложения физических лиц, поскольку имущество приобретается на доходы, с которых уже уплачены налоги.

Необходимо отметить, что налогообложение имущества физических лиц дает важный и эффективный инструмент контроля за доходами физических лиц, соответствием их расходов фактически получаемым и декларируемым доходам, борьбы с коррупцией и уклонением от уплаты налогов.

В современных условиях плательщиками косвенных налогов являются главным образом юридические лица. Вместе с тем в результате переложения налогов налоговое бремя, как правило, перелагается на физических лиц, которые и являются фактическими носителями налога. В связи с этим проблема справедливости применительно к косвенным налогам имеет определенные особенности. Как показывает анализ теории и практики налогообложения, косвенное налогообложение является по сути регрессивным и несправедливым с позиции физических лиц. Однако полный отказ от косвенного обложения, как показывает анализ развития налоговых систем, вряд ли возможен в современных условиях, в первую очередь, по причине их высокой доходности.

Вместе с тем, путем построения соответствующей системы косвенных налогов их регрессивный и несправедливый характер может быть существенным образом уменьшен. Основными инструментами, с помощью которых можно, если не ликвидировать, то хотя бы минимизировать несправедливость косвенных налогов являются:

1. освобождение от налогов предметов первой необходимости или, по крайней мере, снижение ставки на них;

2. дифференциация ставок налога в зависимости от назначения, качества и уровня цен товаров, подвергаемых косвенному обложению;

3. установление верхней границы обложения на уровне, за которым доход от обложения начинает падать из-за чрезмерного снижения потребления;

Современные механизмы НДС, налога с продаж, акцизов, таможенных пошлин такие возможности предоставляют. Разные страны используют их различно в зависимости от своей общей экономической и политической стратегии.

Несмотря на большое число работ по общетеоретическим аспектам проблемы реализации принципа справедливости и социальной (распределительной) функции, а также анализу проблемы применительно к отдельным налогам (например, к налогу на доходы физических лиц, имущественным налогам, социальным платежам) многие теоретические и практические вопросы остаются по-прежнему актуальными.

Актуальность и значимость этих проблем определяется тесной взаимосвязью налоговой системы России с экономическим и социальным развитием страны, эволюцией взглядов на степень важности и методы решения возникающих задач, появлением финансовых ресурсов и политической воли для их решения.

Важнейшей среди этих проблем является вопрос о том, насколько вся существующая в настоящее время налоговая система России является справедливой с позиций физических лиц — налогоплательщиков, насколько эффективно она решает задачу перераспределения доходов и способствует устранению избыточного неравенства, содействует созданию социального государства и предотвращению социальных конфликтов.

От ответа на этот вопрос зависит отношение большинства российских налогоплательщиков к выполнению своих конституционных обязанностейплатить законно установленные налоги.

Кроме того, при реализации принципа справедливости и социальной функции применительно к конкретным налогам (НДФЛ, НДС, акцизам, имущественным налогам и социальным платежам) в общей системе налоговых отношений существует много противоречий и проблем, которые требуют своего разрешения. По-прежнему дискуссионным остается вопрос о справедливости механизма налогообложения доходов физических лиц, в первую очередь о пропорциональной ставке и системе льгот и вычетов, эффективности выполнения им распределительной функции, а также влияния пониженной ставки на уровень теневой зарплаты. Реформирование системы социальных платежей, введение единого социального налога, связанная с этим пенсионная реформа, монетизация льгот, не решили проблемы социального обеспечения граждан, а только усложнило механизмы реализации социальной функции и обострили общую социальную ситуацию в стране.

Много вопросов вызывает отмена налога на имущество, передаваемого в порядке наследования или дарения, который существует во всех развитых странах, концепция реформирования имущественных налогов, лишение налоговых органов права контролировать соответствие расходов физических лиц уровню их доходов, политика правительства на отмену льгот (в частности по налогу на землю, попытки отменить льготную ставку НДС), проведение налоговой амнистии для физических лиц — нарушителей налогового законодательства.

Все изложенное послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования, его цели и круга рассматриваемых проблем.

Цель и задачи исследований. Целью диссертационной работы является анализ степени практической реализации в ходе налоговой реформы принципа справедливости налогообложения и социальной (распределительной) функции налогов с позиций физических лицналогоплательщиков, выявление проблем и противоречий, разработка концепции реформирования налоговой системы РФ, основанной на более полной реализации принципа справедливости и социальной функции налогов, а также практических рекомендаций по её внедрению.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать эволюцию взглядов на место принципа справедливости в налогообложении и социальной функции налогов в теории и практике налогообложения, а также историческую и современную практику их реализации в налоговых системах зарубежных стран и России.

2. Исследовать проблемы реализации принципа справедливости и социальной функции налогов в системе функции налогов в современных системах налогообложения физических лиц в развитых странах и России (налогообложение доходов и имущества физических лиц).

3. Проанализировать эволюцию взглядов на место социальной функции налогов в системе функций, а также ее роль в реализации социальной политики государства в развитых странах и России.

4. Исследовать проблемы становления и реформирования системы социальных платежей в РФ в период налоговой реформы 1992 — 2006 гг. Оценить влияние реформирования системы социальных платежей на формирование и реализацию социальной политики России в период реформ.

5. Проанализировать проблемы реализации указанных выше задач в системе налогообложения имущества физических лиц и косвенного налогообложения в России и за рубежом.

6. Оценить место системы налогового контроля за соответствием расходов физических лиц уровню их доходов в системе реализации принципа справедливости.

7. Проанализировать целесообразность и эффективность проведения налоговой амнистии для нарушителей налогового законодательства и ее соответствие принципу справедливости в налогообложении.

8. Дать комплексную оценку с общесистемных позиций степени реализации принципа справедливости в налогообложении и социальной функции налогов в современной налоговой системе РФ.

9. Сформулировать концепцию реформирования налоговой системы, основанную на более полной реализации принципа справедливости и социальной функции налогов, и разработать практические рекомендации по её внедрению.

Достижению цели и решению указанных проблем подчинена структура и логика диссертационной работы.

Объектом исследования является налоговая система РФ в динамике ее становления и развития в период налоговой реформы 1992 -2006 гг., ее соответствие классическим и современным принципам налогообложения, в первую очередь принципу справедливости в налогообложении, а также механизм реализации социальной (распределительной) функции.

Предмет исследования — совокупность теоретических и практических проблем реализации принципа справедливости налогообложения и социальной (распределительной) функции налогов, направления реформирования как налоговой системы в целом, так и отдельных налогов, таких как налог на доходы физических лиц (НДФЛ), социальные платежи, косвенные налоги, имущественные налоги.

Методы исследования. В качестве метода исследований был использован историко-диалектический подход, предполагающий выявление объективных причин и взаимосвязей, позволяющий определять причинно-следственную связь между процессами и явлениями и закономерности развития. При этом применялся метод системного анализа и синтеза проблем, обусловленных целью исследования. В работе широко использовался метод сопоставления различных налоговых систем и их элементов, а также анализ опыта стран с развитой рыночной экономикой. При анализе использовались теоретические и методологические положения, отечественный и зарубежный опыт разработки механизмов налогообложения в рыночной экономике, современные концепции управления экономикой.

Теоретической основой исследования являлись труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные проблемам определения принципов формирования налоговых систем, механизмам их практической реализации.

Статистическую и информационно-фактологическую основу исследования составили статистические данные Росстата, данные отчетности Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, ее управлений и инспекций, Пенсионного фонда РФ, других внебюджетных социальных фондов, обзоры состояния и динамики экономического положения, первичные фактические материалы хозяйствующих субъектов, а также другая экономическая информация, собранная и обобщенная непосредственно автором.

При исследовании использовались нормативно-правовые акты и инструктивно-методологические документы различных уровней управления.

Научная новизна проведенного диссертационного исследования заключается в системной оценке налоговой системы РФ, сформированной в ходе реформы 1992;2006гг., с позиции её соответствия важнейшему принципу налогообложения — принципу всеобщности и справедливости и реализации связанной с этим принципом социальной (распределительной) функции налогов, и разработке концепции реформирования налоговой системы РФ, основанной на более полной реализации принципа справедливости и социальной функции налогов, а также практических рекомендаций по её внедрению.

На защиту выносятся следующие новые научные результаты:

1. На основании системного анализа налоговой системы в целом и важнейших налогов, таких как налог на доходы физических лиц, имущественные налоги с физических лиц, косвенные налоги, социальные платежи, а также перераспределительного механизма в целом сделан вывод о том, что:

• действующая в настоящее время налоговая система РФ, хотя и содержит отдельные элементы для реализации принципа справедливости в налогообложении, в целом не соответствует в полной мере принципу всеобщности и справедливости;

• социальная (распределительная) функция в современной российской налоговой системе реализуется неудовлетворительно.

2. В диссертационной работе на основании анализа выявленных проблем сформулирована концепция реформирования налоговой системы РФ, направленная на достижение более высокого уровня реализация принципа всеобщности и справедливости, совершенствование перераспределительных налоговых механизмов в сочетании с обеспечением фискальных потребностей государства, включающая следующие важнейшие положения:

2.1 Разработка и обоснование прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц в сочетании с комплексным реформированием налоговых льгот по НДФЛ и приданием налогу большей справедливости и социальной направленности.

2.2 Обоснование системы мер по реформированию единого социального налога и страховых взносов в социальные внебюджетные фонды с целью приведения механизма уплаты социальных платежей в соответствие с требованиями социальной справедливости, важнейшими из которых являются:

2.2.1 Пересмотр социально-экономической стратегии реформ в РФ, отказ от реализации либеральной модели рыночной экономики в пользу социально-ориентированной, повышение роли государства в решении проблем социальной защиты населения.

2.2.2 Изменение всей концепции пенсионной реформы: основным механизмом пенсионного обеспечения предлагается определить систему условно-накопительного пенсионного страхования. Предложено механизмы базовых и накопительных пенсий сделать вспомогательными. Базовые пенсии (в качестве социальных) выплачивать в виде трансфертов за счет федерального бюджета. Механизм накопительной пенсии использовать на добровольной основе в системе негосударственных пенсионных фондов для лиц со средними и высокими доходами.

2.2.3 Законодательное установление на долгосрочную перспективу степени обязательного участия государства (в % от ВВП) в системе социальной защиты населения для финансирования базовых пенсий, иных нестраховых выплат, медицинского обеспечения неработающих и т. п., а также источники его финансирования.

2.2.4 Отказ от взимания ЕСН и восстановление системы обязательных социальных платежей в виде страховых взносов в ПФ, ФСС, фонды ОМС при сохранении общей методологии определения базы обложения и закреплении обязанностей по администрированию и контролю за исчислением и уплатой взносов за налоговой службой.

2.2.5 Постепенный переход на паритетную систему финансирования пенсионного, социального и медицинского страхования работодателями и работниками при условии кардинального увеличения оплаты труда работников и предоставления налоговым органам дополнительного механизма контроля за системой оплаты труда.

2.3 Внесение изменений в систему и механизмы косвенного налогообложения с целью снижения их регрессивного действия на налоговую систему РФ:

• ввести нулевую ставку НДС по важнейшим социально-значимым товарам и услугам;

• ввести повышенные ставки НДС на предметы роскоши, товары и услуги непервой необходимости;

• ввести повышенные ставки акцизов на предметы роскоши и дорогие услуги.

2.4 Восстановление налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, с учетом опыта развитых стран по прогрессивной системе налогообложения и предоставлением льгот бедным слоям населения.

2.5 Проведение реформы налогообложения имущества физических лиц на принципах справедливости с использованием прогрессивной системы налогообложения и предоставлением льгот малоимущим слоям населения.

2.6 Предоставление налоговым органам права и эффективного механизма контроля за соответствием расходов физических лиц уровню их доходов, а также права на основании такого контроля рассчитывать предполагаемый доход физических лиц и привлекать их к ответственности за занижение дохода и уклонение от уплаты налога.

2.7 Отказ от проведения налоговой амнистии в качестве инструмента налоговой политики в силу её несоответствия Конституции РФ, Налоговому кодексу РФ, а также принципу справедливости в налогообложении.

Практическая значимость исследования. Диссертационная работа содержит конкретные рекомендации, которые позволят в более полном объеме реализовать в налоговой системе принцип справедливости и обеспечить выполнение социальной (распределительной) функции налогов с учетом фискальных интересов государственного бюджета.

Материалы диссертационного исследования отражены в научно-исследовательских работах на тему: «Исследование системы социальных платежей в РФ и их роли в реализации социальной политики государства», «Оценка экономической целесообразности и практики применения налоговых льгот», «Оценка эффективности применения налоговых методов стимулирования легализации теневых выплат заработной платы», «Анализ практики реформирования системы социальных платежей и эффективности социальной политики государства», «Исследование механизма налогообложения организаций и физических лиц для решения социально-экономических проблем», «Исследование направлений совершенствования социальной политики государства посредствам повышения эффективности налоговой системы и социальных платежей», выполненных автором по заданию Государственного НИИ системного анализа Счетной Палаты РФ в 2004;2007гг. Выводы и рекомендации, сформулированные в ходе НИР, были использованы в деятельности Счетной Палаты РФ при разработке методик контроля за формированием и расходованием средств государственного бюджета, что подтверждено справкой о внедрении.

Материалы докторской диссертации отражены в хоздоговорной НИР «Исследование направлений совершенствования социальной политики государства посредством повышения эффективности налоговой системы и социальных платежей» (per. № 0120.713 045), выполненной в 2007 г., а также госбюджетной НИР «Исследование проблем реформирования налоговой системы РФ» (per. № 11 200 506 742), выполненной в 2003 — 2005 гг. «Исследование направлений совершенствования налоговой системы РФ» (per. № 1 200 608 288), проводившейся в 2006 — 2007 гг.

Результаты исследования положены в основу конкретных методических материалов, которые используются в чтении курса лекций по дисциплинам «Основы теории государственных финансов и истории налогообложения», «Теории и истории налогообложения», «Налоговые системы зарубежных стран», «Налогообложение физических лиц», «Федеральные налоги и сборы», «Налогообложение юридических лиц», «Налоговая система РФ», в программах повышения квалификации и переподготовки кадров по специализации «Финансовый и налоговый менеджмент», программах МБА по специализациям «Стратегический и инновационный менеджмент» и «Международный бизнес» в Государственном университете управления,.

Иркутском государственном университете, что подтверждено справками о внедрении.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты выполненных автором диссертационных исследований опубликованы в 25 работах общим объемом 46,9 п.л. Основные положения диссертационного исследования были доложены на заседаниях кафедры «Налогов и налогообложения», на VIII, IX, X, XI, XII Международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы управления — 2003, 2004, 2005, 2006, 2007» в 2003;2007гг., на 1-ой и 2-ой научно-практических конференциях Института налогов и налогового менеджмента Государственного университета управления в 2006;2007гг.

Структура и содержание работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, одиннадцати приложений, библиографического списка и включает 79 таблиц, 20 рисунков. Объем диссертации 396 стр. (с учетом приложений 459 стр.), список литературы состоит из 150 наименований на русском и 5 наименований на английском языке.

4.4.4 Выводы.

1. Предложения Президента РФ по созданию дополнительных стимулов для привлечения в экономику РФ капиталов, накопленных гражданами в годы экономических реформ, сформулированные в Послании Президента РФ Федеральному собранию 25 апреля 2005 г., и меры по его практической реализации полностью подпадают под определение налоговой амнистии, т. е. это предложение неплательщикам налогов заплатить часть неуплаченных налогов взамен на отмену наказания.

2. Основным аргументом проведения налоговой амнистии в РФ является финансовый: привлечение в экономику России дополнительных финансовых средств в виде инвестиций за счет легализации капиталов некриминального характера (в том числе вывезенных за рубеж).

3. Этический аспект проведения налоговой амнистии, а именно нарушение финципа всеобщности и справедливости в налогообложении правительственными I думскими экспертами даже не обсуждается.

4. В условиях гигантского притока нефтедолларов, роста золотовалютного зезерва и стабилизационного фонда нежелание Правительства РФ использовать шеющиеся финансовые ресурсы для инвестиций внутри страны делает главную вдею налоговой амнистии совершенно бессмысленной, поскольку полученные в результате амнистии денежные средства в качестве инвестиций (по логике 1равительства) нельзя использовать.

5. Проведение налоговой амнистии требует подтверждение ее конституционности, поскольку она, с общих позиций, не соответствует ст. 57 Конституции РФ и нарушает права добросовестных налогоплательщиков, а именно статью 19 п. 1 о равенстве всех граждан РФ перед законом.

6. Проведение налоговой амнистии нарушает этические нормы, в первую эчередь, принцип справедливости в налогообложении и может привести к ухудшению и без того невысокой налоговой дисциплины в России.

7. Проведение налоговой амнистии приведет к дополнительному росту расслоения населения по уровню доходов, поскольку основной выигрыш от нее получат наиболее состоятельные слои населения.

Глава 5.

Пути совершенствования методов практической реализации принципа справедливости и социальной (распределительной) функции в налоговой системе РФ.

5.1 Совершенствование механизма подоходного налогообложения физических лиц и пути практической реализации принципа справедливости.

Как было показано в предыдущих разделах, действующая схема подоходного налогообложения физических лиц не в полной мере отвечает требованиям принципа справедливости и слабо реализует социальную (распределительную) функцию, применение пропорциональной шкалы налогообложения в условиях высокого /ровня косвенного налогообложения сформировало фактически регрессивную систему налогообложения физических лиц. Действующая система налоговых льгот не исправляет сложившейся ситуации, а только её усугубляет. Существующая шстема подоходного налогообложения физических лиц плохо выполняет социальную (распределительную) функцию и увеличивает имущественное и подоходное расслоение общества.

Все это уже привело к резкому социальному расслоению населения по уровню доходов. Деформация распределительных механизмов, связанная, прежде всего, с концентрацией доходов у богатых, достигла такого уровня, что нарушается даже гстественная логика снижения бедности по мере экономического роста.

Правительственная доктрина борьбы с бедностью, как следует из разных официальных заявлений, связывает проблему ликвидации бедности с экономическим ростом. В рамках этой доктрины предполагается, что за счет общего роста экономики и увеличения доходов населения проблема бедности будет решена сама собой.

Проанализируем, насколько существующий перераспределительный механизм может справиться с этой задачей. По оценкам экспертов [9, с.6], совокупный прирост заработной платы в 2004 г. 20% наиболее высокооплачиваемых работников оставил 52% совокупного прироста заработной платы, причем на 10% наиболее ¡-ысокооплачиваемых пришлось 36% совокупного прироста, тогда как рост зарплаты 0% и 20% самых низкооплачиваемых составил всего лишь, соответственно 1,35% и !, 93% от совокупного прироста заработной платы. При этом на долю 20% наиболее ¡-ысокооплачиваемых работников пришлось 52,5% всего фонда оплаты труда. Это 1уть лучше чем в 1999;2000г., когда на долю 20% высокооплачиваемых работников фиходилось 66% всего фонда оплаты труда.

В сложившейся системе распределения заработной платы широкие юзможности форсированного роста самых высоких зарплат остаются неизменными. То оценке директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН А. Шевякова, не обнаруживается никакой статистическойвязи динамики общего неравенства с показателями экономического роста [9, с.8]. Три этом в условиях действующего перераспределительного механизма наблюдается наоборот усиление избыточного неравенства при росте ВВП на душу населения. По его оценкам, сделанным на основе анализа прироста валового регионального продукта на душу населения (ВРП), прирост ВРП на 100 рублей дает прирост дохода для 10% наиболее богатых слоев населения на 200 рублей, в то зремя как 10% самых бедных получают прирост всего на 5 рублей, т. е. разница между богатыми и бедными в темпах роста доходов составляет 40 раз. Прирост доходов 20% самых богатых составит 350 руб., тогда как для 20% самых бедныхприрост всего 17 руб. Таким образом, прирост ВРП мультиплицируется в росте доходов 20% наиболее обеспеченного населения, тогда как 80% остального населения получают от роста ВРП буквально крохи.

Ситуация с дифференциацией населения, как показано в параграфе 2.1, еще более усугубляется, если провести дооценку доходов от собственности и предпринимательской деятельности.

В таблице 5.1 представлены результаты оценки экспертов Института социально-экономических проблем народонаселения РАН [47, С. 12−13] социально-экономической стратификации населения России.

Заключение

.

На основании проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:

1. Принцип справедливости в налогообложении и социальная (распределительная) функция налогов являются важнейшими фундаментальными категориями, на которых базируются налоговые системы современных развитых стран.

2. Налоговое законодательство Российской Федерации п. 1 ст. З НК РФ признает принцип справедливости в качестве важнейшего постулата налоговых правоотношений в РФ. В первоначальной редакции п. 1 ст. З НК РФ было прямо определено, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов исходя из принципа справедливости.

3. Вместе с тем, анализ практики реформирования налоговой системы в 1992;2007 гг. и механизмов конкретных налогов свидетельствует о несоответствии заявленных принципов их конкретной практической реализации. Это проявляется в следующем:

• в 2000;2001гг. из текста п. 1 ст. З НК РФ было исключено само упоминание о принципе справедливости как таковом;

• налоговая система РФ в целом носит регрессивный характер, в ней косвенные налоги преобладают над прямыми;

• отказ от прогрессивного налогообложения доходов физических лиц как важнейшего общепринятого механизма реализации принципа справедливости;

• недостаточная направленность налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц на обеспечение справедливого налогообложения;

• отмена контроля за соответствием расходов физических лиц уровню полученных ими налогов;

• регрессивный характер косвенного налогообложения, недостаточная налоговая поддержка бедных слоев населения;

• отмена налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, как инструмента безналоговой передачи имущества, полученного в том числе в результате незаконной приватизации;

• проведение под видом «упрощенного порядка декларирования доходов физических лиц» фактически налоговой амнистии доходов и капиталов, полученных с нарушением налогового и уголовного законодательства;

• затяжка с введением налога на имущество физических лиц, учитывающего реальную стоимость объектов обложения и освобождающего от налогообложения бедные слои населения;

• фактическая отмена льгот по земельному и транспортному налогам для бедных слоев населения.

Таким образом, налоговая система РФ в ее сегодняшнем виде в целом не соответствует в полной мере принципу справедливости в налогообложении и ориентирована на обеспечение фискальных интересов бюджета за счет бедных и среднеоплачиваемых слоев населения.

4. Социальная (распределительная) функция налогов в современной российской налоговой системе реализуется неудовлетворительно:

• уровень дифференциации доходов населения за годы реформ 19 922 007 гг. увеличился более чем в 4,5 раз. Этому способствовал и отказ от прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, реформа пенсионного, социального, медицинского обеспечения, отмена контроля за расходами физических лиц, реформа льгот (в том числе налоговых), отмена налога на наследство и дарение;

• реформа пенсионной системы привела к ухудшению материального положения как сегодняшних, так и завтрашних пенсионеров, коэффициент замещения пенсий катастрофически падает (с 65% в.

1990 г. до 27% в 2006 г.) и к 2020 г. может составить около 10%, размер средней пенсии по старости составлял в 2006 г. около 28% от средней заработной платы;

• реформа системы медицинского обеспечения ведет к фактической ликвидации бесплатного медицинского обслуживания, следствием чего является катастрофический рост смертности населения (в наиболее активном трудовом возрасте), уменьшение рождаемости, запустение регионов и разруха. 5. Проведение налоговой амнистии (в том числе в форме упрощенного декларирования доходов) нарушает права добросовестных налогоплательщиков, противоречит норме п. 1 ст. 19 Конституция РФ о равенстве всех граждан перед законом и судом, не соответствует этическим принципам, в первую очередь, принципу справедливости в налогообложении, и может привести к ухудшению и без того невысокого уровня налоговой дисциплины в РФ.

В диссертационной работе сформулирована концепция реформирования налоговой системы РФ, основанная на более полной реализации принципа справедливости и социальной функции налогов, включающая в себя следующие основные положения:

1) Совершенствование подоходного налогообложения физических лиц за счет прогрессивного налогообложения и реформирования системы налоговых льгот.

2) Реформирование системы социального обеспечения и механизмов уплаты социальных взносов путем усиления страхового механизма социальных платежей.

3) Совершенствование системы имущественного и косвенного налогообложения физических лиц с учетом их взаимосвязанности и переложения налогов.

4) Создание эффективной системы контроля за соответствием расходов физических лиц уровню их доходов и предоставление налоговым органам механизма выявления уклонения от уплаты налогов физическими лицами.

5) Отказ от проведения налоговой амнистии в качестве инструмента налоговой политики как не соответствующей принципу справедливости в налогообложении.

Для реализации сформулированной концепции предлагаются следующие практические рекомендации:

1. Отказаться от пропорциональной системы налогообложения доходов физических лиц и ввести прогрессивную системы обложения.

В работе предложен и обоснован возможный вариант прогрессивной шкалы НДФЛ, позволяющий реализовать принцип справедливости в налогообложении и обеспечить перераспределение доходов между различными слоями населения в целях снижения уровня дифференциации доходов и обеспечивающий фискальные интересы бюджета.

2. Реформировать систему предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц в интересах бедных и среднеоплачиваемых слоев населения, поддержки семей с детьми и стимулирования рождаемости:

2.1. Перейти от обложения доходов индивидуального налогоплательщика к обложению доходов семьи с предоставлением права выбора режима налогообложения самому налогоплательщику. Налоговую базу обложения НДФЛ предлагается определять как долю, приходящуюся на каждого члена семьи (в том числе иждивенцев и детей), предусмотрев механизм льготного снижения налоговой базы для семей, имеющих двух и более детей (по аналогии с Францией).

2.2. Установить стандартный вычет по НДФЛ на уровне прожиточного минимума, определяемого по международнопризнанным нормам, обеспечивающим возможности содержать семью и детей и расширенное воспроизводство населения стран. Учитывая высокую дифференциацию уровня жизни населения в различных регионах РФ, целесообразно предоставить право региональным законодательным органам вводить повышающие коэффициенты.

2.3. Установить систему вычетов на содержание ребенка, обеспечивающих расходы на содержание, лечение, обучение, и стимулирующих увеличение числа детей (более двух).

2.4. Ввести в законодательный механизм автоматическое индексирование величин всех вычетов и налоговых льгот по НДФЛ в зависимости от уровня инфляции.

2.5. Повысить избирательность предоставляемых стандартных и нестандартных вычетов в зависимости от уровня доходов налогоплательщиков и целей вычетов:

• ограничить право на получение стандартных, социальных, имущественных вычетов категориям лиц с высокими доходами. В качестве критерия ограничения такого права может быть предложен коэффициент превышения получаемого семьей дохода величины среднего значения дохода по стране (или региону), например, в 2−3 раза с учетом численности детей и иждивенцев. Установление значения этого коэффициента требует более детальной оценки и обоснования;

• социальные вычеты на лечение и обучение целесообразно предоставлять семье в целом, независимо от того, кто из членов семьи имеет доход и оплачивает расходы;

• вычет на обучение предоставлять только при обучении в российских учебных заведениях на территории РФ;

• расширить перечень объектов благотворительности и снять ограничение по величине расходов на благотворительные цели, усилив контроль за целевым использованием благотворительных средств на заявленные нужды;

• ограничить право на получение имущественного вычета при приобретении жилья лицам с высокими доходами и обеспеченных жильем. При определении критериев ограничения доступа к этому вычету рекомендуется учитывать: наличие жилья в пределах социальных нормуровень дохода на семью — льгота должна быть ориентированна на среднеобеспеченные слои с учетом того, что государство должно взять на себя обеспечение жильем социально незащищенных граждан (сегодня в РФ к среднеобеспеченным относятся семьи со среднедушевым доходом на уровне до 2−3 значений средней заработной платы по РФ (в 2006 г. — это 250 400 тыс. руб.)). Размер вычета целесообразно снизить до величины 500 тыс. руб. в целях доступа к этой льготе лиц с низкими доходами целесообразно расширить перечень приобретаемых объектов, по которым предоставляется вычет, восстановив те объекты, по которым льгота предоставлялась до 2001 г., а именно: при строительстве и приобретении садового домика, дачи, дома (доли) в деревне. При этом величину вычета целесообразно снизить до уровня 300−500 тыс. руб., предусмотрев возможность её получения в процессе строительства (в том числе по месту работы);

2.6 Расширить перечень предоставляемых социальных и имущественных вычетов:

• в целях стимулирования добровольного негосударственного страхования граждан предлагается введение социальных вычетовна расходы по добровольному негосударственному пенсионному страхованию гражданпо взносам граждан на добровольное медицинское страхование самого гражданина и членов его семьи;

• на целевое накопление средств на приобретение квартиры или жилищное строительство в размере до 10% получаемого дохода.

3. Для обеспечения дополнительных доходов бюджета предлагается:

• изменить механизм взимания НДФЛ с некоторых видов дохода, например, выигрышей в казино, игровых автоматах, лотереях, рекламных мероприятиях, от сдачи в аренду имущества и др.

• предоставить налоговым органам права и эффективный механизм контроля за соответствием расходов физических лиц уровню их доходов, привлекать их к ответственности за занижение дохода и уклонение от уплаты налога.

4. С учетом практики функционирования системы социального обеспечения и механизма её финансирования в 1992;2005гг. для достижения индивидуальной справедливости и социальной эффективности деятельности государства предлагается осуществить в 2008;2010гг. следующие важнейшие мероприятия:

4.1. Пересмотреть социально-экономическую стратегию реформ, отказаться от реализации либеральной модели рыночной экономики в пользу социально-ориентированной, повысить роль государства в решении проблем социальной защиты населения;

4.2. Законодательно установить степень обязательного участия государства (в % от ВВП) в системе социальной защиты населения для финансирования базовой (социальной) пенсии, медицинского обеспечения неработающих, пособий на содержание здоровья участников ВОВ, инвалидов, одиноких, малообеспеченных, на погребение, санаторно-курортное лечение и других выплат нестрахового характера.

4.3. Кардинально пересмотреть концепцию пенсионной реформы: основным институтом пенсионного обеспечения целесообразно определить институт условно-накопительного страхования. Механизм базовой и накопительной пенсий сделать вспомогательным. При этом целесообразно базовые пенсии выплачивать в виде трансфертов из федерального бюджета. Механизм накопительной пенсии использовать на добровольной основе в системе негосударственных пенсионных фондов, главным образом, для лиц со средними и высокими доходами. 4.4. Законодательно на долгосрочную перспективу установить источники финансирования социальной пенсии и других выплат нестрахового характера за счет средств федерального бюджета. В качестве основных источников финансирования могут быть: -часть доходов от НДС, в том числе дополнительного НДС на предметы роскоши и дорогие услуги- -от восстановленного налога на наследование и дарение- -дополнительного налога на владельцев второй, третьей и т. п. квартиры или жилого дома;

— доход от дополнительного акциза на предметы роскоши и специальные услуги богатым слоям населения.

— часть НДФЛ на доходы физических лиц от собственности и операций с ней, а также от введения прогрессивной шкалы налогообложения.

4.5. Провести реформу оплаты труда и принять кардинальные меры к снижению уровня дифференциации доходов. В качестве первоочередной меры должно быть доведение минимальной заработной платы до прожиточного минимума и соотношения минимальной и средней заработной платы до уровня не менее 40%.

4.6. Для обеспечения финансирования социальной политики государства в сфере социального и пенсионного обеспечения отказаться от взимания единого социального налога и ввести следующую систему социальных платежей:

— страховые взносы в ПФ;

— страховые взносы в ФСС;

— страховые взносы в фонды ОМС;

— страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом целесообразно администрирование и контроль за исчислением и уплатой страховых взносов в социальные фонды сохранить за налоговой службой. За социальными фондами необходимо оставить вопросы расходования и управления финансовыми ресурсами.

4.7. Постепенно перейти на паритетную систему финансирования пенсионного, социального, медицинского страхования работодателями и работниками. Работники на первом этапе по договоренности с работодателем (при условии соответствующего увеличения оплаты труда) уплачивают страховые взносы добровольно, а затем, по мере создания соответствующих условий, в виде обязательных платежей.

Введение

обязательных страховых взносов с работников возможно только после существенного повышения заработной платы и усиления контроля за выплатой заработной платы работодателями.

На переходный период переноса части обязанностей по социальным платежам предлагается ввести схему обязательного двойного налогового и бухгалтерского учета по старому и новому алгоритму с целью подтверждения целевого использования высвобождающихся финансовых ресурсов на повышение зарплаты работникам.

4.8. В качестве варианта для дальнейших расчетов предложена и обоснована возможная структура распределения нагрузки по социальным платежам (ставки социальных взносов на работодателей и работников).

4.9. Учитывая общую регрессивность и несправедливость налоговой системы РФ, предлагается отказаться от регрессивной шкалы обложения в социальных платежах. При этом для стимулирования личного негосударственного пенсионного страхования целесообразно законодательно установить порядок, при котором специальные платежи с заработной платы, превышающей уровень 2−3 величин средней заработной платы по стране, уплачиваются по твердой ставке. 4.10. За счет реформирования трудового и гражданского законодательства, закона о профессиональных союзах предоставить работникам дополнительные права по эффективному контролю за системой оплаты труда и выполнением работодателями и государством своих обязательств по социальной защите населения.

4.11. Законодательно установить более строгий контроль за расходованием средств ПФР и других социальных фондов со стороны государства, общества и самих граждан.

4.12. Принять пакет согласованных законов по реформированию системы социальной защиты, в том числе системы пенсионного обеспечения, в которых были бы определены главные конечные параметры реформы, а именно:

— законодательно определить размер трудовой пенсии: после 25 лет страхового стажа для мужчин и 20 лет для женщин не ниже 40% средней заработной платы по странепосле 40 лет страхового стажане менее 50% средней заработной платы по стране- -законодательно установить размеры базовой пенсии, выплачиваемой из федерального бюджета: минимальный размер базовой пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионерапосле 25 лет страхового стажа для мужчин, 20 лет для женщин — не менее 130% прожиточного минимума пенсионерапосле 40 лет страхового стажа — не менее 150% прожиточного минимума по стране- -законодательно определить обязательность участия работников в финансировании системы социальной защиты, а также меры по обеспечению роста реальной заработной платы при переносе обязательств по социальным платежам на работников.

4.13. Предоставить налоговым органам действенные инструменты контроля и привлечения к ответственности организаций и физических лиц за выплату нелегальной заработной платы:

— реализовать положение действующего ТК РФ об установлении МРОТ не ниже ПМ с учетом региональных особенностей, ужесточить штрафные санкции за выплату заработной платы ниже уровня МРОТ (ПМ) — -пересмотреть методику определения прожиточного минимума с учетом рекомендаций Международной организации труда и опыта развитых страндовести МРОТ и ПМ до уровня не менее 40% от средней заработной платы.

5. Восстановить налог на наследство и дарения, предусмотрев в его механизме прогрессивную шкалу налогообложения в зависимости от степени родства и стоимости передаваемого имущества, необлагаемые минимумы имущества и льготы в интересах близких родственников, бедных и среднеоплачиваемых слоев населения с учетом мировой практики и опыта взимания налога в РФ в 1992;2005гг.

6. Провести реформу налогообложения имущества физических лиц на принципах справедливости на основе реальной стоимости жилья с использованием прогрессивной шкалы обложения и предоставления налоговых льгот социально-незащищенным слоям населения и лицам со средним достатком. Установить повышенный налог на имущество физических лиц, имеющих несколько квартир или жилых домов.

7. Внести изменения в систему и механизм косвенного налогообложения с целью снижения их регрессивного воздействия на физических лицналогоплательщиков:

7.1. Ввести нулевую ставку НДС на продукты питания и предметы первой необходимости (в первую очередь, лекарства, детские вещи, медицинские услуги и технику).

7.2. Установить дополнительную повышенную ставку НДС на уровне 25−30% на предметы роскоши, антиквариат, дорогие автомобили, катера, яхты, самолеты, дорогие услуги (гостиницы, пассажирский транспорт, рестораны и т. п.), деликатесные продукты питания.

7.3. Ввести повышенные ставки акцизов на предметы роскоши, такие как ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, дорогую косметику, автомобили, изделия из ценных мехов и т. п.

8. Для получения дополнительных доходов для финансирования системы социального обеспечения ввести эффективную государственную монополию на производство спирта с учетом опыта Российской Империи конца XIX — начала XX вв. и СССР.

9. Предоставить налоговым органам право и механизм контроля за соответствием расходов физических лиц уровню их доходов, а также права на основании такого контроля возможности рассчитывать предполагаемый доход физических лиц и привлекать их к ответственности за занижение дохода и уклонение от уплаты налога.

10. Отказаться от проведения налоговой амнистии в качестве инструмента налоговой политики в силу её несоответствия Конституции РФ, Налоговому кодексу РФ, а также принципу справедливости в налогообложении. Для решения вопроса о принципиальной возможности проведения налоговой амнистии представляется необходимым обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о конституционности проведения налоговой амнистии (в том числе в виде введения упрощенного механизма декларирования доходов физических лиц) и соответствии её п. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех граждан РФ перед законом и судом и обязательности уплаты всеми гражданами законно установленных налогов в соответствии со ст. 57 Конституции РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской федерации. М.: ЭКСМО, 1993. — 62с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 и 2. М.: ОМЕГА, 2006. — 682с.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Норма, 2006. — 208 с.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: ОМЕГА -Л, 2006. — 319 с.
  5. Д. О социальной справедливости в экономических отношениях // Общество и экономика. 2005.-№ 9-с. 133−154.
  6. Р.Г. Глобальные изменения и безопасность. М.: Academia, 1999.-691с.
  7. Проблемы социальной справедливости в зеркале современной экономической теории / Под ред. Москвитина Д. Д. М.: Эдиториал УРСС, 2002−553с.
  8. А.Ю. Социальное неравенство, бедность и экономический рост // Общество и экономика. 2005.-№ 3.-с.5−18.
  9. А.Ю. Возможности и перспективы использования статистических данных в оценке масштабов скрываемых доходов // Вопросы статистики. 2003.-№ 6.-с. 12−22.
  10. В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для ВУЗов. -М.: МЦФЭР, 2004. 336 с.
  11. А., Гуревич Е., Субботин. Экономический анализ налоговой реформы // Вопросы экономики. 2003.-№ 6.-с.38−60.
  12. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. т.7. М.: Госполитиздат. 1955−1973.-654с.
  13. В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.: Финансы и статистика, 2001. — 256с.
  14. .Ж. Об общественном договоре. М.: Терра-книжный мир, 2000. — 544с.
  15. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэгиз, 1935, Т.2.-601 с.
  16. Г. И. Подоходный налог на Западе и в России. Л.: 1924. -301с.
  17. В.Г., Князев В. Г. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов. М: МЦФЭР, 2003. — 336с.
  18. Дж.Ю. Экономика государственного сектора/пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1997.-621с.
  19. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1988.- 1600с.
  20. Налоговый менеджмент. Учебник/под ред. А. Г. Поршнева. М.: ИНФРА — М, 2003. — 442с.
  21. Налоги: Учебное пособие/под ред. Д. Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2001. — 653с.
  22. A.A. Налоги как орудие экономической политики. Баку, 1925.- 252с.
  23. А. Очерк теории и политики налогов. Ярославль, 1887. — 321с.
  24. У. Трактат о налогах и сборах. Антология экономической классики. -М.: Эконов, 1993. т.1. 477с.
  25. Ходский J1.B. Основы государственного хозяйства. Курс финансовой науки. СГБ, 1913. — 353с.
  26. Д.С. Миссия России. Цикл публичных лекций «Академики -студенчеству"/ ГУУ. М.: 2006. — 77с.
  27. Рассказы русских летописей. М.: Изд. центр «Витязь», 1993. — 336с.
  28. A.B. История налогов в России. М.: Юристъ, 2001. — 431с.
  29. Экономика/Под ред. Булатова A.C. М.: БЭК, 1999. — 621с.
  30. Политика доходов и качество жизни населения/Под ред. H.A. Горелова.- СПб: Питер, 2003 .-254 с.
  31. В. Возможно ли справедливое распределение доходов? // Экономист. 2003.-№ 4.-с.66−68.
  32. Курс экономической теории: Учебник. Киров: «АСА», 2003. — 683с.
  33. П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. -352с.
  34. А. Перекосы в распределении доходов и средний класс в России // Проблемы теории и практики управления 2001. — № 6. — с.72−76.
  35. Е. Бедность как глобальная проблема. // Мировая экономика и международные отношения. 2003.-№ 2.-с.15−18.
  36. Л., Турищев Е., Корчагина Н. Бедность: где порог? (Альтернативные оценки уровня малоообеспеченности) // Вопросы экономики. 1998.-№ 2.-с.61−72.
  37. Г. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований М.: 2000. — 251с.
  38. И.И. Ни в чем себе не отказывайте // Экономика и жизнь. -2006.-№ 11.-с.40.
  39. В. Российская бедность: измерение и пути преодоления. // Общество и экономика. 2005.-№ 3.-с. 19−37.
  40. Налоги и налогообложение: Учебник/под ред. Д. Г. Черника. М.: МЦФЭР, 2006. — 380с.
  41. Российский статистический ежегодник: стат.сборник. М.: Росстат России. — 2006. — 806 с.
  42. В.И. Победы и беды России. М.: Алгоритм, 2000. — 446с.
  43. Д.С. Экономический механизм развития России. Цикл публичных лекций «Академики РАН студентам ГУУ» — М.: ГУУ, 2004. — 64с.
  44. С. Анатомия русского капитализма. М.: Изд-во международные отношения, 2004. — 382с.
  45. С., Степанова М., Глазова Е. Теневая экономика и налогообложение.//Мировая экономика и международные отношения. 2005. -№ 2. — с.24−30.
  46. H. Экономическая стратификация России. // Общество и экономика 2002.-№ 12.-с. 6−14.
  47. А.Ю. «Болевые точки» России: избыточное неравенство и депопуляция. // Общество и экономика. 2005.-№ 12.-с.86−102.
  48. Ю.Д. Об эффективности налоговых методов стимулирования и легализации заработной платы: монография. М.: ГУУ, 2007. — 105 с.
  49. В. Мания величия // Экономика и жизнь. 2004.- № 50, с. 40.
  50. Макконэл Кэмпбел Р., Брю Стенли Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. М.: Республика, 1995. — 400 с.
  51. П.А. Реконструкция системы налоговых и неналоговых изъятий (налоговая реформа 1930−1931 гг.)/ Под ред. К. К. Аболина. М.: Госфиниздат, 1932.-254с.
  52. Государственный бюджет СССР 1981−1985 гг.: Статистический сборник / Мин. финансов СССР. М.: Финансы и статистика, 1987. — 483с.
  53. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/Под ред. Кашина В. А. и Русаковой. М.: ЮНИТИ, 1998. — 446с.
  54. C.B. Федеральная налоговая система США: современные особенности // США Канада: Экономика, политика, культура. — 2000.-№ 8.-с.18−36.
  55. C.B., Наумов A.A. Реформа налоговой системы США // Бизнес-академия. 2003.-№ 4.-с. 13−23.
  56. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов/Под ред. Романовского М. В. и Врублевской О. В. СПб.: Питер, 2002. — 572с.
  57. Л. Благосостояние для всех. -М.: Начала-Пресс, 1991. 231с.
  58. Г. В. Экономический анализ. М.: Новое знание, 2004. — 640 с.
  59. В.М., Герасимов А. Л., Чувилов Д. В. Результаты поступления справок о доходах граждан в условиях перехода на фиксированную ставку подоходного налогообложения // Налоговая политика и практика. 2003.-№ 4.-с.45−47.
  60. O.B. О некоторых результатах политики в области налогообложения доходов физических лиц // Налоговая политика и практика. -2005. -№ 4.-с. 14−18.
  61. А.Д. Методология формирования и развития налоговой системы РФ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М: АНХ при Правительстве РФ. 2003. — 46 с.
  62. А., Гурвич Е., Субботин В. Экономический анализ налоговой реформы // Вопросы экономики. 2003.-№ 6.-с.38−77.
  63. A.B., Гончаренко Л. И. Перспективы развития налогообложения оплаты труда в России: Науч. изд. М.: ФГУП «ВИМИ», 2005.-351 с.
  64. В.А. Американский бедняк богаче среднего россиянина // Экономика и жизнь. 2005.-№ 10.-с.40.
  65. Д. Даешь Биг-Мак на экспорт // Экономика и жизнь. 2005.-№ 26.-с.40.
  66. Д. Бедняки по-русски // Экономика и жизнь. 2005.-№ 9.-с.40.
  67. Синельников-Мурылев С., Баткибеков С., Кадочников П., Некипелов Д. Оценка результатов реформы подоходного налога в РФ // Вопросы экономики.- 2003.-№ 6.-с.61−77.
  68. Ю. Налоги: нет предела совершенству // Экономика и жизнь.- 2005.-№ 28.-с.З.
  69. В.Г., Черник Д. Г. Налоговые системы зарубежных стран. М.: ЮНИТИ, 1997.- 148с.
  70. А.П., Морозов В. П., Черник Д. Г. Основы налоговой системы: Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 512с.
  71. A.B. О принципах и тенденциях налоговых реформ в странах ОЭСР. // Иностранный капитал в России.-2001.-№ 3.-с.59−63.
  72. И.С. Налоговая система Японии. М.: Наука, 1995. — 251 с.
  73. В.И. Объекты налогообложения в некоторых зарубежных странах // Налоговый вестник.-1995.-№ 7.-с. 17−28.
  74. В.И. Объекты налогообложения в некоторых зарубежных странах // Налоговый вестник.-1995.-№ 8.-с.42−47.
  75. О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник) М.: Фонд «Правовой культуры», 1995. — 561с.
  76. В. Стратегический ответ России // Экономика и жизнь. -2004. № 6. — с.5−6.
  77. Л. Пенсионная система Франции // Человек и труд 1995. -№ 2.-с. 77−78.
  78. Л. Диплом в кредит // Экономика и жизнь. 2005.-№ 25.-с.39.80. «Доступным жильем по гражданам России» // Экономика и жизнь. -2006. № 15. — с.2.
  79. Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. — 576с.
  80. Е.С., Романовский М. В. Налоговое планирование. СПб.: Питер, 2004. — 633с.
  81. Зияет триллионная дыра // Экономика и жизнь. 2006.-№ 12.-с.38.
  82. С.М., Степанова М. П., Глазова Е. С. Социальные налоги развитых стран: особенности, тенденции, последствия // Деньги и кредит. -2004.-№ 2.-с.41 -50.
  83. Л.Н., Седова М. Л. О едином социальном налоге // Финансы. 2005.-№ 12.-с.23−26.
  84. И. Реформа ЕСН. Вот новый поворот. // Экономика и жизнь.-2004.-№ 10.-с.5.
  85. Г. С. История социального страхования России. Краткий исторический обзор // Вестник ФСС. 2001.-№ 2.-с.20−25.
  86. А.К. Отчисления на обязательное пенсионное страхование. -М.: Налоговый вестник, 2004. 178 с.
  87. П.В. ЕСН: проблемы и возможные пути решения // Российский налоговый курьер. 2004.-№ 8.-с.72−73.
  88. В.В. «Негласный сговор» и «конфликт интересов»: Влияние реформирования ЕСН на теневую экономику // Вопросы экономики. -2005. № 5. — с.89−99.
  89. В.В. Администрирование ЕСН: налоговый контроль будет усилен // Российский налоговый курьер. 2006.-№ 10.-с.10−12.
  90. Д. Съест все // Экономика и жизнь. 2005.-№ 33.-с.1.
  91. О. «Кризис жанра НПФ» // Экономика и жизнь. 2005.-№ 47.с.38.
  92. Ю., Потапов Ю. Бюджет пенсионного фонда РФ: Анализ и прогнозирование // Общество и экономика. 2005.-№ 6.-с.88−105.
  93. В.Д. В системном кризисе // Экономика и жизнь. 2006.-№ 1.-с.38.
  94. Т. История Рима. СПб.: Лениздат, 1999. — 310 с.
  95. С.М. История России с древнейших времен. Соч. т.З. М.: Мысль, 1998.-560 с.
  96. Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, 1997, 473с.
  97. Д.Г., Шмелев Ю. Д. История налогообложения и общей теории налогов М.: ГУУ. — 2006. — 208с.
  98. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие / под ред. В. Г. Князева, Д. Г. Черника М.: Изд. Росс, эконом, академии им. Г. В. Плеханова, 1995. — 148с.
  99. Л.И. О перспективах налога на недвижимость // Налоговая политика и практика. 2007.-№ 4.-с.12−13.
  100. Л.Н. Проблемы и перспективы взимания имущественных налогов и пошлин // Налоговая политика и практика. 2003.-№ 4.-с.27−31.
  101. В.Д. Курс русской истории, т.6. М.: Мысль, 1989. -584с.
  102. Постановление Правительства г. Москвы от 3.06.2003 № 417-ПП «О результатах государственной кадастровой оценке земель».
  103. A.B. Совершенствование правовой базы по земельному налогу: опыт Московской области // Налоговая политика и практика. 2007.-№ 4.-с.8−11.
  104. С., Глазова Е., Степанова М. Налоги в странах с рыночной экономикой и в России. // Мировая экономика и международные отношения. -1997.-№ 4.-с.5−27.
  105. Налоги и налогообложение: учебник для ВУЗов / под ред. Д. Г. Черника М.: ЮНИТИ, 2007. — 311 с.
  106. Т.К. Опыт Швеции в сфере акцизного налогообложения // Налоговая политика и практика. 2005. — № 6. — с.38−42.
  107. H.A. Налоговый контроль во Франции // Финансы. 2000.-№ 10.-с.32−34.
  108. H.A. Налоговые органы во Франции // Финансы. 2002.-№ 1.-с.73−76.
  109. B.C. Налоговые проверки в США // Российский налоговый курьер. 2004.-№ 13.-14-е. 142−144.
  110. B.C. Налоговые споры в судах США: процедура рассмотрения // Российский налоговый курьер. 2005.-№ 1.-2-е.143−145.
  111. Е.М. Методы отбора налогоплательщиков для проверки в налоговом ведомстве США // Российский налоговый курьер. 1999.- № 7.-с.57−59.
  112. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. Под ред. Алексеева М., Синельникова С. М.: 2000 С. Сайт Института экономики переходного периода http: www.iet.ru.
  113. Федеральный закон от 07.07.2003 № 104-ФЗ «О признании утратившими силу положений законодательных актов РФ в части контроля за расходами физических лиц».
  114. Федеральный закон от 20.07.98 № 119 «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».
  115. Коротко о главном // Экономика и жизнь. — 2007.-№ 26.-с.2.
  116. Д. «Сено» стабилизации и лавры модернизации // Экономика и жизнь. -2006.-№ 14.-с.1.
  117. Налоговая амнистия или. // Налоговая политика и практика. 2005.-№ 8.-с.4−14.
  118. H.A. Амнистия капиталов: зарубежный опыт и российские перспективы // Финансы. 2006.-№ 9.-с.27−30.
  119. А.Б. Международный опыт налоговой амнистии // Налоговая политика и практика. 2005.-№ 8.-с.13−15.
  120. В.М. Налоговая амнистия: pro и contra. // Налоговая политика и практика. 2005.-№ 8.-с.9−12.
  121. A.A. Развитие налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, 2006.
  122. В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М.: МЦФЭР, 2003. — 383с.
  123. Е., Окунева В., Окунев В. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика российской пенсионной реформы // Вопросы экономики.-2005.-№ 5.-с. 120−135.
  124. A.B. Пенсионный оборотный налог. // Финансы. 2003.-№ 4.-с.57−60.
  125. Л.И., Седова M.JL О Едином социальном налоге // Финансы. -2005.-№ 12.-с.23−26.
  126. Д. Кремлевские мечтатели или новая экономическая стратегия // Экономика и жизнь. 2004.-№ 38.-с.2−3.
  127. В.Д. Пенсионная реформа: стартовые коллизии и необходимость концептуальной корректировки // Российский экономический журнал. 2003. -№ 11−12. — с.38−45.
  128. В.Д. Финансовое обеспечение внебюджетных социальных фондов // Пенсионные фонды и инвестиции. 2003. — № 6. — с.12−18.
  129. И., Панина Н. Большая копилка: ставки сделаны // Российская газета 2.10.2003. — № 196.-с.6.
  130. В. Финансовые источники медицинской помощи. // Экономика и жизнь. 2004.-№ 10.-с.40.
  131. Ю.Г. Единый социальный налог в российской налоговой системе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук М.: ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ», 2007 — 28 с.
  132. Л.И., Иванеева Ю. А., Первякова Ю. Г. Единый социальный налог: современные проблемы и модели развития // Финансы и кредит. 2005.-№ 30.-с.25−32.
  133. Н.С., Лозовский М. О. Серая зарплата стоит дорого // Российский налоговый курьер. 2006.-№ 20.-с.60−66.
  134. Н.В. Одной из важнейших задач является повышение налоговой культуры налогоплательщиков // Российский налоговый курьер. -2006.-№ 22.-с. 16−22.
  135. А.Э. Мы будем использовать все законные средства контроля и надзора в области налогов и сборов // Российский налоговый курьер. 2006.-№ 22.-с.12−15.
  136. В.Н. Налоговая среда: бизнес малый хлопоты большие // Российский налоговый курьер. — 2006.-№ 18.-с.54.
  137. Решение Арбитражного суда Удмурдской Республики от 11.03.2005 по делу №А71−609/04-А19.
  138. М.С. Финансирование здравоохранения в Германии: нужны перемены // Налоговая политика и практика. 2007. — № 4. — с.44−48.
  139. В.Д. Вопросы актуарного обеспечения пенсионной реформы // Страховое дело. 2003. — № 3. — с.8−14.
  140. В.Д. Пенсионная реформа: результаты и перспективы // Пенсионные фонды и инвестиции. 2003. — № 2. — с.30−34.
  141. В.В., Сердюкова Н. А. К вопросу об эффективности пенсионной реформы // Финансы. 2007. — № 5. — с.47−51.
  142. В.Н., Крылова Е. К., Селиванова А. В. Финансовые перспективы пенсионной системы России // Финансы. 2007. — № 4. — с.52−58.
  143. Уточним свои представления о пенсионной реформе // Финансы. -2007. № 2. — с.48−49.
  144. Н.А. Опыт борьбы с уклонением от уплаты налогов // Финансы. 2007. — № 1. — с.74−77.
  145. Р. Налоговая нагрузка растет, а ставки снижаются // Ведомости. № 196. — 18.10.06. — с.З.
  146. Заключение Счетной Палаты РФ на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» (основные положения). М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2007, 52 с.
  147. Че Ю. А. Прогрессия при налогообложении доходов физических лиц // Налоговая политика и практика. 2007. — № 7. — с.21−23.150. «Итоги работы Управления ФНС России по г. Москве в 2006 г.». с официального сайта УФНС г. Москвы http://www.mosnalog.ru
  148. Источники на иностранном языке.
  149. Hayek F.A. Legistation and Librerty/ Vob.2. Routledge, — 1982-p.68.
  150. Slemrod J. Iizhaki S. Tax Avoidance, Evasion and Administration. NBER WP № 7473, 2000.
  151. Feinstein J. An Econometric Analysis of Income Tax Evasion and Its Detection // RAND Journal of Economics. 1991. — vol.22. — No 1.
  152. Slemrod J. Fixing the Leak in Okun’s Bucket: Optimal Tax Progressivity When Avoidance Can Be Controlled // Journal of Public Economics. 1994. -vol.55.-No 1.
  153. Bernstein P.W. Tax guide 2006/ The Ernst and Young. N.Y., 2006. -731c.
Заполнить форму текущей работой