Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулирование межрегиональной экономической интеграции в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложена концепция эволюционного развития процесса межрегиональной: экономической интеграции. Определено, что эволюция интеграционного процесса характеризуется: спиралевидным поступательным? движением. Каждый виток спирали представляет собой: интеграционный цикл, включающий четыре стадии. Интеграционный цикл начинается с первой стадии — полной дезинтеграции. Наг этой стадии различиямежду… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы регулирования межрегиональной экономической интеграции
    • 1. 1. Сущность организационных и пространственных форм экономической интеграции. Эволюционная концепция интеграционного процесса
    • 1. 2. Межрегиональная экономическая интеграция и межрегиональные экономические системы
    • 1. 3. Механизм регулирования межрегиональной экономической интеграции
  • Глава 2. Методология и методы исследования межрегиональных экономических систем
    • 2. 1. Методологические подходы к исследованию проблем регулирования межрегиональных экономических связей
    • 2. 2. Методологические основы исследования межрегиональных экономических систем
    • 2. 3. Методы анализа процесса межрегиональной экономической интеграции и межрегиональных экономических систем
  • Глава 3. Эволюционные циклы межрегиональной интеграции: выявление и ретроспективный анализ на примере макрорегиона
    • 3. 1. Периодизация этапов первого эволюционного цикла процесса межрегиональной экономической интеграции в Сибири
    • 3. 2. Периодизация этапов второго эволюционного цикла процесса межрегиональной экономической интеграции в Сибири
  • Глава 4. Концептуальные направления формирования государственной интеграционной стратегии в современной России
    • 4. 1. Проблемы регулирования процессов межрегиональной экономической интеграции в современной России
    • 4. 2. Институты, регулирующие межрегиональную экономическую интеграцию
    • 4. 3. Разработка концептуальных направлений государственной стратегии межрегиональной экономической интеграции

Регулирование межрегиональной экономической интеграции в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

4 В процессе углубления рыночных реформ в России все большее значение приобретают, вопросы, развития! региональной экономической интеграции. Эффективность функционирования единого рыночного пространства в значительной мере зависит от скоординированного взаимодействия региональных рыночных структур и развития интеграционных отношений на разных уровнях экономической системы. Вместе с тем затянувшийся, этап региональной дезинтеграции в России предопределяет необходимость диагностики — интеграционного процесса, активного изучениямежрегиональных экономических связей и разработки механизма регулирования территориальной интеграции.

За годы постпланового функционирования российская экономика перестала быть единым народнохозяйственным комплексом, где внутренний спрос и предложение сориентированы друг на друга. Переориентация сырьевых компаний на внешние рынки: и большая зависимость от импорта потребительских товаров привели к тому, что экономическое развитие регионов • (особенно на востоке страны) в-большей степени стало зависть от внешнеэкономических связей, чем от связей внутрироссийских. Ситуация, при которой внешние экономические связи ряда регионов начинают превалировать над внутренними межрегиональными связями, свидетельствует о том, что национальная экономика утрачивает основное системное свойство, а ее элементы —компании и целые территориально производственные комплексы в большей степени работают на укрепление экономических систем других стран, а не своей собственной, превращаясь в сырьевые придатки транснациональных компаний. В данной ситуации действенная политика государства в области усиления внутренней интегрированности региональных систем является необходимым условием экономической стабилизации и предпосылкой экономического роста в России.

В! связи? с этим! особую актуальность приобретают научные изыскания, посвященные разработке теории и методологии исследования процесса межрегиональной экономической интеграции и формированию основ государстве' венной интеграционной стратегии, способной работать в условиях рынка.

Актуальность научных разработок в области межрегиональной" интеграции подтверждается и особой востребованностью подобных исследований за рубежом: Особенно большой опыт регулирования межрегиональных взаимодействий накоплен в странах Европейского Союза, вся деятельность которого направлена на институциональную поддержку межрегиональной экономической интеграции.

Несмотря на то, что масштабы и негативные последствия экономической дезинтеграции регионов России широко обсуждаются, проблема регулирования межрегиональной, интеграции является малоизученной. Исследования российских ученых, как правило, посвящены либо организационным формам" экономической интеграции на уровне отдельных фирм, либо экономической, интеграции на уровне государств. Значительно реже встречаются работы по изучению проблем межрегиональной интеграции, в рамках национальной экономики и практически отсутствуют исследования, посвященные разработке механизма регулирования межрегиональной интеграции.

Малоизученность процессов пространственной интеграции в современной России объясняется рядом причин: во-первых, сложностью самой проблемы, так как отследить межрегиональные финансовые и информационные Мг потоки, а именно они являются основой формирования межрегиональных: экономических систем в постидустриальную эпоху, почти невозможново-вторых, отсутствием методик исследования межрегионального обмена, способных работать в условиях рыночной экономикив-третьих, недостаточной востребованностью подобных изысканийв-четвертых, отсутствием необходимой статистики, фиксирующей межрегиональные потоки товаров и услуг.

Исследование проблем межрегиональной интеграции, как правило, строится на двух подходах: на применении к изучению межрегиональных взаимодействий теорий пространственного обмена товарами и факторами производства, разработанными для открытой национальной экономики, и на применении частных теорий размещения производства, пространственного развитияи регионального роста. Наиболее весомый вклад в разработку данных направлений из зарубежных ученых внесли А. Смит, Д. Рикардо (теория рационального разделения труда), Э. Хекшер, — Б. Олин, Г. Ричардсон, (теория международного и межрегионального обмена — теория соотношенияфакто-jn ров производства), Й. Тюнен, А. Вебер, А. Леш, У. Изард (теория размещения производства), П. Кругман (теория¦ международной и межрегиональной торговли), Дж. Фридман (концепция «центр-периферия»), Ж.-Р. Будвиль,.

Г. Мюрдал (теория полюсов роста), Т. Хегерстранд (теория диффузии инноваций),* О. Амос (концепция неравномерного развития регионов) — М. Кастельс (концепция новой экономической регионалистики).

Следует отметить, что долгие годы отечественная! школа исследования межрегиональных экономических связей развивалась в условиях плановой системы, ориентируясь не на рыночные механизмы, а исключительно на административный ресурс государства. Тем не менее, многие подходы отечественных ученых к рассмотрению региона в качестве социально-экономической системы, интегрированной в национальное пространство сетью межрегиональных экономических связейсохранили свою значимость и актуальность. Существенный вклад в разработку теории и методологии исследования межрегиональных экономических связей внесли С. С. Артоболевский, М. К. Бандман, А. Г Гранберг, Н. Н: Колосовский, ЕШ. Лексин, Н: Н. Некрасов, О. С. Пчелинцев, С. А. Суспицин, А. Н. Швецов, Р.ИШнипер.

В контексте настоящего диссертационного исследования следует специально отметить работы JI. MКапустиной, В. В. Кулешова, В. Е Селиверстова, которые непосредственно занимались проблемами экономической интеграции на межрегиональном уровне.

Вместе с тем, в трудах указанных ученых проблема разработки теории и методологии государственной интеграционной стратегии специально не рассматривалась, что, как представляется, придает настоящему исследованию особую актуальность.

Объект диссертационного исследования — межрегиональные экономические системы, пространственные экономические взаимодействия и их барьеры.

Предмет исследования — механизм и методы государственного регулирования > межрегиональной экономической интеграции с учетом институциональных условий их реализации.

Цель диссертационного исследования — формирование теоретико-методологического аппарата исследования межрегиональной экономической интеграции и разработка концептуальных направлений государственной: стратегии ее регулирования в современной России.

Достижение указанной цели определило постановку и решение следую-£ щих исследовательских задач:

— сформировать теоретическое представление о сущности межрегиональной экономической интеграции с позиций системного подхода;

— выявить органическую взаимосвязь пространственных и организационных форм экономической интеграции,. объединив акцентированный анализ связей внутри региона, анализ межрегиональных потоков и анализ организационных форм экономической интеграции хозяйствующих субъектов;

— предложить механизм регулирования межрегиональной интеграции как: основы для разработки национальной интеграционной стратегии;

— разработать методологический подход и методический инструментарий для исследования межрегиональных экономических систем;

— апробировать предложенный теоретико-методологический подход к исследованию межрегиональной, интеграции на примере макроэкономической системы (Сибири);

— определить специфику и тенденции процесса межрегиональной инте-(tf грации в современной России с целью определения интеграционных барьеров;

— выявить институты, регулирующие межрегиональную интеграцию, и. оценить их эффективность;

— обосновать концептуальные направления государственной интеграционной стратегии.

Поскольку до настоящего времени в экономической науке не сложилось цельной теории, определяющей суть и закономерности процесса межрегиональной экономической интеграции, способной объединить анализ межрегиональных потоков с объяснением пространственной организации регионов, фирм и домохозяйств, в качестве метатеории и методологической базы исследования был использован системный анализ. Для обоснования сущности пространственных форм экономической интеграции, разработки эволюционной концепции интеграционного процесса и описания межрегиональных экономических систем диссертантом использованы труды F.G. Альтшуллера, • I В. А. Амбросимова, JI. Берталанфи, А. А. Богданова, Е. А. Ерохиной, И. Пригожина и Г. Хакена.

Теоретическая база исследования! представлена' классическими теориями межрегионального-обмена, разделения труда, размещения, производства и пространственного развития, разработанными отечественнымии зарубежными учеными.

Для анализа организационных и пространственных форм экономической интеграции диссертантом использованы работы Е. Ф. Авдокушина, М. К. Бандмана, И. Г. Владимировой, А. Г. Гранберга, Е.Р. ЕвстигнееваЮ. ВИванова, Б. З. Мильнера, Я. Ш. Паппэ, В. Е. Селиверстова.

При описании сущности межрегиональных экономических систем автором — использовались подходы к определению понятия «экономический регион», представленные в работах МКастельса, П. Г. Щедровицкого, О. Б. Алексеева, В. Н: Княгинина, Ю. А. Перелыгина, Д. И. Шеймана.

Исследование институтов регулирования межрегиональной интеграции потребовало • применения подходов современной институциональной теории (работы Д. Норта, А. Н. Олейника, Р. И. Капелюшникова, Я-И Кузьминова).

При разработке концептуальных направлений государственнойинтегра-* ционной стратегии? автором использовалась. теория конкурентных преимуществ М. Портера, а также, принципы построения интеграционной политики Европейского Союза.

Методические аспекты исследования, основываются на работах: специалистов Института экономики и организации промышленного производства СО РАН — В. И. Горяченко, Е. Б. Кибалова, В: Ю Малова, Б. ВМелентьева, В. И: Суслова, В. Н. Харитоновой.

При выполнении ретроспективного анализа процесса межрегиональной интеграции в Сибири использовались работы М. А. Винокурова, П. И. Лященко, А.П.СуходоловаВ.П. Шахерова.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные автором, заключаются в следующем:

• На основе теории систем и авторского концептуального подхода, определяющего взаимосвязь организационных и пространственных форм экономической интеграции, определены сущность и целевая направленность эко-#' номической интеграциипредложена классификация пространственных форм экономической интеграции на внутрирегиональном, межрегиональном имежстрановом уровняхдано определение межрегиональной экономической интеграциипредложена классификация ее барьеров.

• Выявлена эволюционная природа процесса межрегиональной экономической. интеграции с цикличным характером повторения четырех стадий интеграции (полной дезинтеграцииначальной специализации регионов и появления межрегиональных экономических связейформирования: устойчивых связейкризиса), что доказывает возможность прогнозирования интеграционного процесса в масштабах страны и макрорегиона.

• Раскрыт механизм государственного регулированияпроцесса межрегиональной экономической интеграции, состоящий в согласовании интересов хозяйствующих субъектов, регионов и федерального центраобоснована необходимость государственной интеграционной политикивыделены и описаны типы экономической интеграции в зависимости от степени участия государства в ее регулировании.

• Выявлены сущностные характеристики межрегиональной экономической системы (площадки) — определено ее место в иерархии подсистем и над-системсделанвывод о том, что межрегиональные экономические системы могут быть управляемыми и самоуправляемыми.

• Разработана методика комплексного анализа межрегиональной экономической интеграции в целях ее регулирования, включающая концептуальную схему и методы. анализа межрегиональной экономической интеграции, показатели для определения эффективности межрегиональных интеграционных проектовопределены признаки отнесения территорий к межрегиональным экономическим системам.

• Проведена апробация * предложенного теоретико-методологического аппарата исследования межрегиональной интеграции на примере сибирского макрорегиона, в ходе которой были выделены эволюционные циклы интеграции, выявлены, межрегиональные экономические системы и институты, регулировавшие межрегиональные взаимодействия на различных этапах экономического развития макроэкономической системы.

• Выявлены специфика и тенденции межрегиональной 1 экономической интеграции в современной России (на примере Сибири и Дальнего Востока), раскрыты основные противоречия в интересах государства, бизнеса и регионов, определяющие возникновение и существование барьеров межрегиональной экономической интеграцииопределена роль и эффективность со-4″ временных интеграционных государственных, предпринимательских и гражданских институтов: в регулировании межрегиональных экономических взаимодействий;

• Доказана необходимость, и г возможность — разработки государственной интеграционной стратегиив качестве пионерных шагов? предложены концептуальные направления формирования государственной стратегии регулирования межрегиональной экономической интеграции-, основанные на принципах согласования интересов, субсидиарности, партнерства: и софинансиро-вания.

Диссертационное исследование базируется на отечественных и зарубежных теориях, объясняющих природу межрегиональной интеграции и механизм ее регулированиясистемном анализе, как метатеории > исследования сложных социально-экономических системфундаментальных и прикладных исследованиях в области стратегического планирования! и регионального развития;

Обоснованность научных положенийвыводов и рекомендаций основывается на широкой информационной базе диссертационного исследования, которую составили законодательные и нормативно-правовые акты РФ, регулирующие отношения Федерального центра, субъектов федерации и бизнес-структур, отчеты органов государственного управления, данные статистической отчетности, разработки Института экономики и организации промышленного производства GO РАН, аналитические материалы и отчетная информация субъектов хозяйствования, результаты специальных исследований, материалы периодической печати, а также информационные ресурсы глобальной сети INTERNET.

В диссертации использованы системный: подход, дедукция и индукция, методы экономического анализа, статистического анализа и экспертного прогнозирования.

Научная новизна диссертационного? исследования! заключается в разработке теоретико-методологических положений иметодического инструмен-* тария, позволяющих осуществить комплексное решение • важной народнохозяйственной проблемы формирования механизма регулирования межрегиональной экономической интеграции, соответствующего рыночным условиям ~ хозяйствования.

Основные элементы научной новизны следующие:

• предложен новый концептуальный подход к пониманию процесса межрегиональной экономической интеграцииорганично' связывающий пространственные и организационные формы экономическойинтеграциив отличие от традиционного подхода исследования, рассматривающего их как отдельные феномены;

• разработана концепция: эволюционного развития процесса межрегиональнойэкономической интеграции с выделением и описанием конкретных этапов интеграционных циклов, позволяющая прогнозировать процесс смены периодов интеграционного цикла от полной экономической дезинтеграции регионов до создания устойчивых межрегиональных связей и возникновения трансрегиональных экономических систем;

• предложен механизм государственного регулирования межрегиональной экономической? интеграции, способствующий реализации и согласова: нию экономических интересов хозяйствующих субъектов, регионов и федерального центра;

• разработаны методологические основы исследования межрегиональных экономических систем, включающие определение экономической сущности и функций межрегиональной экономической системы, выявление ее надсис-тем и подсистем, положение о том, что межрегиональные экономические системы могут быть как управляемыми, так и самоуправляемыми;

• предложены критериальные характеристики: отнесения, территорий к межрегиональным экономическим системам, разработаны оценочные показатели эффективности межрегиональных интеграционных проектов с позиций участвующих в них хозяйствующих субъектов и регионов;

• впервые разработана система периодизации этапов развития интеграционного процесса в Сибирина основе ретроспективного анализа финансовых, товарных и миграционных потоков определены эволюционные циклы развития межрегиональной экономической интеграции, особенности интеграцион.

9't ных взаимодействий, выявлены межрегиональные экономические системы (площадки), существовавшие на территории макрорегиона на разных этапах исторического развития;

• определены основные барьеры межрегиональной экономической интеграции в современной России, причины возникновения которых обусловлены противоречиями в интересах бизнеса, государства и регионовсделан вывод о томчто практически все барьеры межрегиональной интеграции находятся в зоне ответственности федерального центра, что говорит о необходимости государственной интеграционной политики по снятию барьеров-:

• выявлены современные государственные, предпринимательские и гражданские институты, воздействующие на процесс межрегиональнойс интеграцииопределена их эффективностьсделано заключение, что в России нет достаточно действенного государственного института, способного регулировать межрегиональные экономические взаимодействия в интересах всех экономических агентов;

• разработаны концептуальные: направления s стратегии межрегиональной экономической интеграции, адекватные рыночным условиям хозяйствования и ориентированные на, повышение конкурентоспособности страны, регионов и бизнес-структуринтеграционная стратегия вписана в общую стратегию пространственного развития: государства. и состоит из двух блоков — снятиямежрегиональных барьеров и стимулирования межрегиональной интеграцииконцепция < стимулирования межрегиональной интеграции основана на государственной поддержке межрегиональных кластеров и межрегиональных инфраструктурных проектов- .

• предложен и апробирован алгоритм отбора интеграционных проектов для? определения целесообразности их поддержки государствомалгоритм основан на основных принципах формирования интеграционной стратегиисогласовании интересов, субсидиарности, партнерстве и софинансировании.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в дополнении и развитии теоретических представлений о межрегиональной экономической интеграции с позиций системного подхода: разработке эволюционной концепции развития интеграционного процесса, формировании представлений о межрегиональных экономических системах, обосновании механизма регулирования пространственной экономической интеграции.

• Проведенное исследование носит как теоретико-методологический, так и прикладной характер: Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до конкретных рекомендаций по разработке основных направлений государственной стратегии развития 9- межрегиональной экономической интеграции. Следует полагать, что использование общих подходов и результатов исследования, а также внедрение рекомендаций по формированию интеграционнойстратегии федеральными органами управления будут способствовать дефрагментации российской экономики, что является необходимым условием экономического роста.

Теоретические положения иметодологические подходы по разрешению противоречий? бизнеса, государства и регионов: в. процессе межрегиональной ¦ интеграции могут быть использованы в практической деятельности аппарата полномочных представителейпрезидента в федеральных округах и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

Разработанный автором алгоритм: оценки-межрегиональных интеграционных проектов используется Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия. «Дальний Восток и Забайкалье» в практике отбора инвестиционных проектов для включения их в бюджетное финансирование.

Результаты и выводы диссертационного исследования использовались при проведении расчетов и согласований по реализациипроекта освоения' Ковыктинского газоконденсатного месторождения.

Наиболее важные теоретические аспекты: диссертационного исследования используются в учебном процессе БРУЭП в рамках учебных курсов «Исследование социально-экономических процессов», «Системный анализ».

Основные положения: и результаты диссертационного исследования докладывались автором на международных научно-практических конференциях («Роль органов. государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов регионального значения», — Иркутск, 1999 г.- «Экономическое развитие России на современном: этапе. Проблемы, подготовки: кадров и сотрудничество с Европой», — Иркутск, 2003 г.- Байкальский экономический форум — Иркутск,. 2002 г.- «Логистика во взаимозависимом мире» — Екатеринбург, 2003 г.), всероссийских конференциях («Проблемы управления воспроизводством трудовых ресурсов в условиях перестройки экономики: народного хозяйства», — Иркутск, 1989 г.- «Проблемы экономики России в ус* ловиях глобализации» — Иркутск, 2002 г.- «Инфраструктура региональных товарных рынков: опыт формирования и перспективы развития». — Иркутск, 2004 г.), межвузовских, межрегиональных и региональных научнопрактических конференциях, ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава БГУЭП в 1997;2004 гг.

По теме диссертации опубликовано 3 монографии, 34 статьи (в том числе 5 статей в реферируемых журналах). Результаты диссертационного исследования наиболее полно отражены в монографиях автора «Межрегиональная экономическая интеграция: опыт системного анализа» (Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. — 9,4 пл.), «Исследование процессов пространственной экономической интеграции на примере Сибири» (Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. -10,4 п.л.), «Теория и методология регулирования межрегиональной экономической интеграции» (Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. — 16,9 п.л.).

Некоторые теоретические положения и практические рекомендации автора нашли отражение в 3 научных отчетах, зарегистрированных ВНТИЦ, учебном пособии и методических рекомендациях. Всего по теме диссертации автором опубликована 41 работа общим объемом 60,8 п.л.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫХОД.

Рабочая сила.

Материальный поток.

Сырье ^ w.

Техника.

Товары потребления.

Денежный поток.

Налоги ->

Отток капитала —I Торговые платежи.

Информационный поток.

Энергетический поток.

Рисунок 2.2.5. Модель описания межрегиональной экономической системы через входы и выходы.

Заключение

.

Цель диссертации заключалась в формировании, теоретико-методологического аппаратаисследования межрегиональной экономической? интеграции и разработке концепции! государственной стратегии ее регулирования в современной РоссииПоследовательная реализация! целиисследования позволилаполучить, определенные научныерезультаты и сделать следующие основные выводы:

1. С позиций? системного1 анализапроведено исследование понятийного г аппаратаэкономической интеграции, уточнено определение экономической интеграции. Сделано заключениео том, что этот процесс присущ любойсистеме живой и неживой природы и означает либо * состояние связанности & отдельных частей некой системы, либо процесс нарастания тесноты связей и ее целевой функции. Сделан, вывод о том, что экономическая интеграция проявляетсяво-первых, в виде объединительных взаимодействий на рынкахтоваров, услуг, капитала нерабочей силы.(торговля, инвестиции, миграция) иво-вторых, в виде укрупнения? организационных структур: (от простого укрупнения компанийдо образования межрегиональныхи транснациональных бизнес-групп).

На основании того, что все объекты обладают свойством вступать в такие взаимодействия, при которых их выживаемость при взаимодействии' со средой повышаетсявыявлена имплицитная целевая^ функция экономической интеграции- — сохранение1 системы, повышение ее выживаемости: (все остальные цели: вторичны). Интеграционные взаимодействия появляются! тогдакогда возможности конкурентных взаимодействийдляподдержания системы, исчерпаны.

Основой-экономических связей — интегратором экономических систем, помнению авторавыступают потребности и интересы хозяйствующих субъектовпоскольку вусловиях свободного выбора интеграционные взаимодействиявсегдадобровольны и взаимовыгодны, а, следовательно, основаны на потребностях и интересах экономических агентов.

2. В работе сформулировано определение межрегиональной экономической интеграции как взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов субъектов хозяйствования двух и более регионов, превращающие их в целостный, внутренне слитый хозяйственный механизм, в межрегиональную экономическую систему. Данное определение потребовало уточнения таких понятий как «регион"* и «межрегиональная экономическая система».

Обосновано, что понятие «регион» предполагает наличие определеннойцелостности- - административно-территориальной, геополитической, экономической или культурно-исторической. При этом административные регионы могут не представлять экономической целостности, а экономический регион, собирающий материальные, финансовые, информационные и миграционные потоки, часто разделен границаминескольких административных регионов. Экономический регион — это территориально-экономическая? система, которая чаще всего существует в границах не одного, а нескольких административных регионов, а иногда выходит за пределы государства.

В контексте авторского определения межрегиональной интеграции регион рассматривается как административно-территориальное образование (субъект федерации), а межрегиональная экономическая система — в качестве экономического региона.

3. Обоснован новый концептуальный подход, позволивший связать организационные и пространственные формы экономической интеграции. Он базируется на том факте, что в основе экономической интеграции лежит интеграция хозяйствующих субъектов (фирм, домохозяйств, некоммерческих организаций), которая может быть выражена как в организационных, так и в пространственных формах. Определены виды пространственнойинтеграции на внутрирегиональном, межрегиональном? и межстрановом уровнях. Объединительные трансформации хозяйствующих субъектов на территории двух и более административных регионов составляют основу межрегиональной экономической интеграции, которая проявляется в форме межрегиональных ИБГ, кластеров, сетей и ТПК.

4. Предложена концепция эволюционного развития процесса межрегиональной: экономической интеграции. Определено, что эволюция интеграционного процесса характеризуется: спиралевидным поступательным? движением. Каждый виток спирали представляет собой: интеграционный цикл, включающий четыре стадии. Интеграционный цикл начинается с первой стадии — полной дезинтеграции. Наг этой стадии различиямежду региональными экономическими системами минимальны, в результате чего взаимодействия г между нимиминимально ограничены. Признаком второй? стадии интеграционного цикла являетсяначальная экономическая) специализациярегионов, что влечет засобой усиление межрегиональных экономических взаимодействий. Третья стадия характеризуетсяусилением специализации, 1 созданиемустойчивых межрегиональных связей: и формированием межрегиональных экономических систем. На четвертой стадии наблюдается: кризис — потеря значимости экономической: специализации5 региональных систем, распад, связей и переход к первой стадии, но уже следующего интеграционного цикла:.

Цикличность межрегиональной экономической интеграциипозволяет прогнозировать этапы ее развития, что необходимо учитывать при формировании^ принципов регулирования пространственного развития экономики страны.

5. Предложена классификация' барьеров1 межрегиональной экономической интеграции, включающая физические, экономико-административные, социальные и институционально-правовые барьеры.

6. Определены объекты и субъекты, межрегиональной экономической интеграции. Объекты, межрегиональной экономической интеграции- - это межрегиональные экономические связи и взаимодействия, а ее субъектами являются субъекты хозяйствования: домохозяйства, фирмы, субъекты, федерации и государство. Процесс межрегиональной< интеграцииобусловлен существованием целой: системы потребностей и интересов экономических субъектов:

Интересы фирм (бизнеса) выражаются предпринимателями, региональные администрации выражают экономические интересы, региональных экономических агентов, государствовыступает выразителеминтересоввсех экономических агентов страны, а интересы домохозяйства транслируются на уровень, властных структур с помощью институтовгражданскогообщества. Определено, что интересы фирмы направлены на повышение конкурентоспособности собственного бизнеса, интересы регионов состоят в ориентации на рост конкурентоспособности своих территорий, интересы домохозяйста нацелены на повышение благосостояния семьи, а. интересы государства сосредоточены на обеспечении конкурентоспособности национальной экономики.

В диссертации проанализированыпозиции каждого субъекта в регулированиимежрегиональнойэкономической интеграции. В результате сделан вывод о томчто целевая картина развития? национальной экономики и межрегиональной экономическойинтеграции, в том. числе, определяется и модифицируется, во-первых,. государством и, во-вторых, предпринимателями. При этом ответственность за экономику и судьбу всех экономических агентов несет одно лишь, государство. Поэтому регулирование пространственнойинтеграциипо мнению автора, должно быть обязательной? функцией государства, особенно в странах, отличающихся обширной территорией.

Доказано, что из всех четырех групп экономических субъектов" государствоВ: наибольшей степени обладает возможностью видениям будущего, т. е. концентрированного выражения? желаемого состоянияинтеграции региональных: экономических систем: Видение детализируется в целевой' картине развития пространственной экономической интеграции, а также в, принципах управления ею. Высшая цель, целевая" картина и принципы управления вместе образуют предмет государственной политики в области межрегиональной экономической интеграции.

7. Раскрыт механизмгосударственного регулирования процесса межрегиональной экономической интеграции, обосновано, что в его основе лежит система интересов: бизнес-структур, регионов и федерального центра. Субъекты межрегиональной экономической интеграции, следуя собственным потребностями интересам, могут поддерживать интеграционные взаимодействиялибо противодействовать им: По мнению автора, именно данный: момент лежит в основе механизма регулирования межрегиональной. экономической интеграции. Под механизмом регулирования понимается сложный процесс взаимодействияпобудительных сил (потребностей и интересов) — субъектов интеграциии внешних воздействий (стимулов и барьеров) состороны, региональных и федеральных властных структур, определяющих развитие межрегиональных экономических связей.

В диссертации отмечается, что государственное, регулирование: межрегиональной интеграции и на федеральном, и на региональном уровне осуществляется либо через поддержку (стимулирование) интеграционных взаимодействийлибо через противодействие им путем установления барьеров. При этом государственное регулирование интеграции основано на применении институциональных, экономических и. административных методов.

8: Выделены типы экономической интеграциив зависимости от степени участияf государства в ее регулировании — интеграция «снизу», интеграция «сверху», смешанный тип интеграции. Интеграция- «снизу» характеризуется минимальным, воздействием государстванаестественный процесс взаимодействия экономических субъектов. В этом: случае государство обеспечивает правовой и законодательный порядок, создает и поддерживает межрегиональную инфраструктуру, не проводя специальной политики, стимулирующей ^ межрегиональную интеграцию. Основная инициативаинтеграционных взаимодействий принадлежит не государству, а его экономическим агентам. Интеграция «сверху» означает, что все экономические связи хозяйствующих субъектов, полностью регламентируются государством. Смешанный тип межрегиональной интеграции основан на симбиозе рыночного механизма и механизма государственного регулирования экономики. В этой связи сделан вывод о необходимости позитивного вмешательства государства в развитие интеграционного процесса на межрегиональном уровне.

9. Разработаны методологические основы исследования межрегиональных экономических систем. Исходя из того, что в процессе интеграцииизначально независимые экономические агенты, разделенные в пространстве, приобретают системное свойство, утверждается, что основой методологии для исследования пространственной экономической интеграции должна выступать теория систем, как метатеория, изучающая: множества взаимосвязанных элементов, выступающих в виде единого целого.

Даны сущностные характеристики межрегиональной? экономической: системы (площадки). Определено, что пространственная экономическая система- (региональная * или межрегиональная) представляет собой совокупность ресурсов и экономических субъектов территории, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой: в сфере производства, распределения, обмена и потребления и образующих единое целое. Сделано заключение, что региональные и межрегиональные экономические системы абсолютно тождественны по своей сути и отличаются не столько территориальными масштабами, сколько тем, что вторые географически привязаны не к одному административному региону, а к двум и более.

Сделано описание межрегиональной экономической системы в иерархии надсистем и подсистем. Межрегиональная экономическаясистема5 входит в систему более высокого порядка (надсистему), а каждый ее компонент также является системой (подсистемой). Выбор надсистемы зависит от контекста, в которомрассматривается система:. Надсистемойможет быть национальная? экономика, международные территориально-экономические системы и система мировой экономики, а может быть общество или: экосистемаК подсистемам относятся те элементы, совокупность, которых обеспечивает системное свойство межрегиональной экономической системы.- По мнению автора, это межрегиональные кластеры, сети, ТПК, трансрегиональные бизнес-группы и просто хозяйствующие субъекты.

Выявлены элементы межрегиональной экономической^системы. В сфере производства товаров и услуг — это домохозяйства, фирмы и неприбыльные организации, а в сфере управления! экономикой — это региональные администрации и федеральные структуры исполнительной власти в регионах. Связь элементов межрегиональной экономической системы обеспечивает рынок, а также общественные институты (формальные нормы и правила экономической деятельности, неформальные ограничения и система принуждения к выполнению тех и других).

В диссертационном исследовании^ рассмотрена специфика современных межрегиональных экономических площадок. Впространственном отношениимежрегиональная• экономическая интеграцияне поддается фиксированному территориальному масштабу, поэтому трансрегиональные экономические системы, идентифицируются только по признаку тесноты связей, а территориально локализуются по местам сосредоточения товарных, финансовых, информационных и трудовых потоков. Маршруты потоков становятся границамиструктурирующими пространство жизни общества. Поскольку маршруты потоков и теснота связей изменяются во времени и пространстве, условные границы пространственных экономических площадок достаточно подвижны.

Современные межрегиональные площадки экономической активности локализуются в границах информационных потоков, потоков человеческого и финансового капитала. На этих «пространствах потоков наблюдается самаявысокая плотность, экономической, деятельности, и именно они являются «футурозонами», создающими образ Будущего.

10: Определено, что межрегиональные экономические системы могут быть, как управляемыми, так: исамоуправляемыми. Отмечается, что между государственными управляющими структурами и институтами гражданского общества возможна конкуренция за распределение функции управления:.

Сделано заключение о том, что управление межрегиональной экономической системой — это не что иное, как управление процессом интеграции входящих: в. нее элементов Только в том случае, когда процесс пространственной экономической интеграции стимулируется и действуют механизмы, активизирующие объединительные взаимодействия? хозяйствующих субъектов, можно говорить о том, что межрегиональная система управляема или самоуправляема.

Доказано, что межрегиональные экономические системы являются* самоорганизующимся,. поскольку отвечают тремтребованиям — открытость,. кооперативность, динамичность. Они всегда открыты (хотя бы в пределах национальнойэкономики), возникают благодаря процессу разделения и кооперации1 труда, а, их динамичность следует из постоянной изменчивости двух основных характеристик рынка — спроса и предложения;

Сделан вывод о том, что у пространственной экономической системы существует две функции: первая из них — выполнение определенной роли в межрегиональном и международном разделении труда («регион для: страны») — вторая — обеспечение условий для: существования и реализации интересов социальных групп и индивидов, проживающих в территориальных пределах экономической системы («регион для себя»). Перваяфункция задается территориально-экономической' системе, государствомвтораявнутренней: социальной средой, при? этом, если вторая функцияне выполняется, то и реализация первойстановится невозможной. Таким образом, основной функцией пространственной экономической системы является обеспечение нормального качества жизни населения территории.

11. Разработана методика комплексного анализа межрегиональной экономической интеграции в целях ее регулирования, а именноконцептуальная схема, методы анализа межрегиональнойэкономической интеграции, показатели дляопределенияэффективности межрегиональных интеграционных проектов с позиции хозяйствующих субъектов и экономики регионов. Определены критериальные характеристики отнесения территорий к межрегиональным экономическим системам:

12. Проведена апробациятеоретико-методологического аппарата исследования1 процессов? межрегиональной экономической интеграции на примере Сибири как макрорегиона. Ретроспективное, исследование доказало приемлемость, его использования длявыявления эволюционных циклов процесса межрегиональной экономической интеграции, специфики их протекания, определения основных барьеров межрегиональных экономических обменов, а также методов и институтов их регулирования.

В — ходе анализа экономической истории Сибирского макрорегиона была разработана система периодизации долгосрочных поступательных изменений в межрегиональных экономических связях. Сделан вывод о том, что за период с начала освоения этого краяи до конца XX в. в процессе межрегиональной экономической интеграции: существовало всего два. эволюционных цикла. Первый цикл продолжался с 1581 по 1921 г., второй цикл датируется-нами периодом — 1921;1992 гг. Внутри каждого цикла были выделены: этапы, проходя. через которые экономика макрорегиона двигалась от состояния полной дезинтеграции административных регионов к начальной специализации и первым взаимодействиямзатемг к формированию устойчивых связей и межрегиональных экономических: площадок и, наконец, к кризису, когда экономические связи теряли свой смысл и разрушались.

13- Исследована специфика межрегиональной экономической интеграции В: современной России. Сделан: вывод о томчто период полной дезинтеграции, начавшийсяв 1992 г. и продолжавшийсяпочти десять лет, завершился. Настоящий этап развития, — процесса межрегиональной экономической интеграциив России соответствует вступлению во II фазу эволюционного цикла, которая характеризуется начальной экономической специализацией регионов, усилением интеграционных взаимодействий между ними, а также формированием трансрегиональных интегрированных бизнес-групп. В результате слияний и поглощений,.пик которых пришелся на 2000;2001 гг., образовались общероссийские холдинги, ставшие каркасом единого экономического пространства. Начали формироваться и^ первые межрегиональные кластеры. Вместе с тем, интеграция «снизу», инициируемая крупным капиталом, часто не соответствует интересам регионов, с чьих территорий активно выводятся финансовые потоки. В работе выявлены основные легальные способы необоснованного вывода финансовых потоковс территорий регионов общероссийскими бизнес-группами. Проведенное исследование позволило утверждать, что от интеграции «снизу» необходимо как можно скорее перейти к смешанному типу регулирования" интеграции, предполагающему позитивное вмешательство государства в развитие интеграционных процессов в интересах всех экономических агентов и социальных групп.

Обозначено конфликтное поле интересов государства, бизнеса и регионов, и определены основные барьеры на пути межрегиональных взаимодействий.

14. Выявлены и классифицированы современные государственные, предпринимательские и гражданские институты межрегиональной экономической интеграции в России. Проанализирована их роль и эффективность в регулировании интеграционных процессов. Сделан вывод о том, что до настоящего времени не создано действенного государственного института, в чьей компетенции находились бы проблемы пространственной экономической интеграции и обоснована необходимость его создания.

15. Доказана необходимость и возможность разработки государственной интеграционной стратегии. Поскольку практически все барьеры межрегиональной экономической интеграции в настоящее время находятся в зоне ответственности государства, главные рычаги воздействия на процесс пространственной интеграции также находятся на уровне федерального центра. Это определяет необходимость разработки государственной интеграционной стратегии, нацеленной на создание единого экономического пространства, устраняющей возникающие препятствия на пути межрегиональных экономических потоков, а также стимулирующей их мобильность.

По мнению автора, интеграционная стратегия должна находиться в контексте государственной стратегии, пространственного развития. Цель предлагаемой стратегии — повышение конкурентоспособности страны, регионов и бизнеса, а ее идеология определяется тремя основополагающими > принципами: партнерством, софинансированием и субсидиарностью (децентрализацией полномочий, четким распределением обязанностей между национальными и региональными институтами). Доказано, что в условиях рынка для государствавозможна только одна стратегия пространственного развития — стратегия? согласования интересов, отход от унитарных форм, построенных на вертикалях власти и иерархиях и переход на горизонтальные сетевые отношения.

Предлагаемая интеграционная стратегия включает два направления:

— концепцию снятия интеграционных барьеров;

— концепцию стимулирования межрегиональной интеграции.

Концепция снятия барьеров рассматривается как необходимое звено государственной интеграционной политики, а концепция стимулирования интеграционных взаимодействий — желательной. В то же время для государств с обширной территорией и неразвитой транспортной инфраструктурой стимулирование межрегиональной интеграции становится столь же необходимой частью интеграционной стратегии, как и снятие барьеров. В диссертационной работе предложены институциональные меры по снятию основных интеграционных барьеров.

Доказано, что стимулирование межрегиональной интеграции должно быть основано на двух приоритетах: развитии межрегиональных кластеров и развитии межрегиональных инфраструктур, являющихся предпосылкой экономической интеграции и регионального развития.

Авторская: концепция государственного стимулирования: межрегиональной интеграциивключает три1 составляющие: организацию благоприятной бизнес-среды для— развития межрегиональных кластеровналоговое и таможенное стимулирование развитие межрегиональных кластеровподдержку межрегиональных инфраструктурных и кластерных проектов.

16. Разработан алгоритм отбора межрегиональных интеграционных проектовдля определения целесообразности их поддержки' со стороны. государства. Предложенная методика оценки межрегиональных инвестиционных проектов апробирована автором на примере обоснования проекта разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения.

Практическая реализация предложенных направлений построения государственной интеграционной стратегии позволит дефрагментировать национальную экономику и гарантирует повышение конкурентоспособности страны, регионов и бизнес-структур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Ф. Международные экономические отношения: Уч. пособие / Е. Ф. Авдокушин. Ml: ИВЦ «Маркетинп>, 1999. -264 с.
  2. А.К. Информатика и теория развития / А. К. Айламазян, Е. В. Стась. М.: Радио и связь, 1989. 174 с.
  3. О. Кто перехватит у государства инициативу регионального развития / О. Алексеев // http://www.kazanfed.ru/actions/konfer3/doklad5
  4. О.Б. Повестка дня для региональной политики / О. Б. Алексеев, Ю. А. Перелыгин, П. Г. Щедровицкий // http://www.regionforum.ru
  5. А.О. О философии симбиоза или родовых муках планетарного сообщества / А. О. Альмендигер // http://www.imperativ.net/imp9/almend3.httl,
  6. Г. С. Алгоритм изобретения / Г. С. Альтшуллер. М.: Московский рабочий, 1973. 263 с.
  7. Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. М-: Советское радио, 1979.
  8. В.А. Теория интеграции: обобщение интеграции экономических структур / В. А. Амбросимов. М.: Эслан, 1997. 230 с.
  9. Г. Д. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России / Г. Д. Антонов, О. П. Иванов // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 5. С. 32−43.
  10. С.С. Региональная политика России: обзор современного положения / С. С. Артоболевский // Регион: экономика и социология. -1999. № 3. С. 21−37.
  11. О.В. Заключенные «Озерлага» и освоение северо-западной части Иркутской, области в конце 1940-начале 1960-х гг. / 0: В. Афанасов // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2001. Иркутск, 20 011 С. 156−159.
  12. М.К. Значение транспортного комплекса Азиатской России в укреплении экономической безопасности страны / М. К. Бандман, В. Ю. Малов // http: www. odss-duma.ru/scdp/page
  13. М.К. Последствия фрагментации экономики России /
  14. Бандман М-К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований / Под ред. М. К. Бандмана. Новосибирск: Наука, 1980.-270 с.
  15. Барсукова Н- Бизнес-отношения «зацементируют» Н. Барсукова// Континент Сибирь. 2003. № 48.
  16. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Academia- 1999.-786 с.
  17. Березутский Ю. А: Финансово-промышленные группы в России: необходимость, сущность, перспективы / Ю: А. Березутский, В. Т. Солодков. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. 144 е.
  18. JI. Регионалы РСПП консолидируют бизнес-сообщество Сибири / JI. Береснева // Континент Сибирь. 2003. 14 ноября.
  19. В. Иркутск в статистическом отношении / В: Богашев // Сын отечества. 1833, Т. 35.
  20. Богданов А: А. Всеобщая организационная наука: тектология / А. А. Богданов. М.- JI.: Книга, 1925. 300 с.
  21. М.А. Разгром западно-сибирского кулацко-эсеровского мятежа 1921 г. / М. А. Богданов. Тюмень, 1961.
  22. Е. Работа над МТЭО Ковыкты будет завершена 14 ноября / Е. Богданова //Экономика. Право. Менеджмент. 2003: № 43.
  23. Боголепов М* Торговля в Сибири / М. Боголепов / Сибирь, ее современное1 состояние и ее народы. СПб.: Изд-во А. Ф. Девриена, 1908. С. 181−200.
  24. А.К. Иностранный капитал в промышленности дореволюционной Сибири / А. К. Борзов // Вопросы марксистско-ленинской теории. Иркутск, 1960. С. 116−138.
  25. Д.Д. Теория собственности / Д. Д: Бояркин. Новосибирск: ЭКОР, 1994. 114 с.
  26. БСЭ. М.: Советская энциклопедия, 1977. 144 с.
  27. А. Теория размещения промышленности / А. Вебер. Л., 1926.29: Вестник БР. 2003. № 11.
  28. М.А. Экономика Иркутской области / М-А Винокуров, А. П. Суходолов. Иркутск: Изд-во ИГЭА: Изд-во ОАО НПО «Облмашинформ», 1999.-312 с.
  29. М.А. Экономика Сибири / М. А. Винокуров, А. П. Суходолов. Новосибирск: Наука, 1996. 320 с.
  30. В поисках региональной разумности //Деловой мир. 1995. 3−9 апр.
  31. Ю.А. Статистическое обозрение Сибири / Ю. А. Гагемейстер, М., 1854.
  32. Галушко Е- Регионы на распутье: идти гурьбой или в одиночку / Е. Галуш-ко, И. Дробышева//Дальневосточный Капитал. 2002. № 3.
  33. Е. Регионы на распутье: идти гурьбой или в одиночку? /
  34. Е. Глушко, И. Дробышева//Дальневосточный Капитал. 2002. № 3.
  35. И.И. Экономическая экспансия иностранного капитала на Дальнем Востоке в конце XIX начале XX в. / И. И. Глущенко // Об особенностях империализма в России. М., 1963. — 658 с.
  36. В.И. Принципы построения организационной структуры управления Сибирским федеральным округом: опыт экспертного оценивания / В. И. Горяченко, Е. Б. Кибалов // Регион: экономика и социология. 2001. № 4. С. 100−119.
  37. В.И. Сибирь и Россия: предотвращение дезинтеграции в конкурентной мирохозяйственной среде / В. И. Горяченко, Е. Б. Кибалов // Регион: экономика и социология. 2001. № 4. С. 67−84.
  38. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Дело, 2001. -280 с.
  39. М.Я. Федеральные округа Российской Федерации / М. Я. Гохберг // ЭКО. 2001. № 5.
  40. А.Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. М.: ГУ «ВШЭ, 2000.
  41. A.Г. Гранберг// ЭКО. 1998- № 6.
  42. А. Г. Сибирь и Дальний Восток: общие проблемы и свойства экономического роста / А. Г. Гранберг // Регион: экономика и социология. 2003. № 1. С, 14−28
  43. Громан В: О некоторых закономерностях, эмпирически обнаруживаемых в нашем народном хозяйстве / В. Громан // План, хоз-во. 1925. № 1.
  44. М. Сибирь. Историческая хрестоматия / М- Гудошников: Иркутск, 1932. -311 с.49: Гуков В: П. Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» /
  45. B.П. Гуков // Байкальский экономический форум. Иркутск, 2000. С. 14. 50. Гутман Г. В. Экономическая безопасность региона / Г. В. Гутман,
  46. Ю.Н. Лапыгин, А. И. Прилепский. М.: Наука, 1996. 51. Гутман Г. В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман,
  47. А.А. Мироедов, С. В. Федин. М.: Финансы и статистика, 2001. 176 с. 52. Гутовский Н. В! Железоделательная промышленность Сибири /
  48. Н.В. Гутовский // Вестник общества сибирских инженеров. 1916. № 7, 8.
  49. Дж. К. Экономические теории и цели общества / Дж. К.Гэлбрейт. М.: Прогресс, 1979-- 168 с.
  50. А. То, чего нет, и его проблемы // Эксперт. 2001 № 48. с, 54−56.
  51. В. ФПГ в российской экономике / В. Дементьев // Российский экономический журнал. 1998. № 4. С. 108−112.
  52. .А. Государство экономический интегратор / Б. А. Денисов, Г. Н. Богачева // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 4. С. 25−33.
  53. А.П. Формирование вертикально интегрированных структур в промышленности России / А. П. Добров // Регион: экономика и социология. 2001.№ 2.-С. 127−145.• 58. Дынкин А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике /
  54. А. Дынкин, А. Соколов // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 78−95.
  55. В. Европейская экономическая интеграция: о чем она?/ В. Евстигнеев / Новое поколение. 1997. № 4.
  56. В.А. Управление социально ориентированным развитием экономики на субфедеральном уровне: Автореф. дисд-ра экон. наук /
  57. В.А. Елькин. Иркутск, 2000 • 36 с.
  58. Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход / Е. А. Ерохина // http://www/Erohina/erohinal/htm/ru.
  59. Н.А. Очерки государственного регионального программирования экономики в развитых капиталистических странах / Н. А. Журавлева, И. В. Зубарев, И. К. Ключников. Д., 1988:
  60. О.О. От кого и зачем скрывается статистика / О. О. Замков // ЭКО. 1988. № 11.
  61. К.И. Региональная экономическая интеграция: мировые тенденции: Аналитическая записка / / К. И. Зубков // http: www.uran.ru/gazetanu/2003/01 /wvmnup401012003 .htm
  62. В.В. О разработке методики экспресс-анализа эффективности формирования вертикально интегрированных финансово-промышленных структур / В. В: Зуденко, М. А. Денисенко // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 3. С. 120−126.
  63. Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса / Ю. В- Иванов. М.: Альпегна Паблишер, 2001.-244 с.
  64. А. Пять экономических задачек / А. Ивантер, Н. Кириченко // Эксперт. 2001. № 1−2. С. 47−50.
  65. А. Вперед в прошлое, или назад в будущее? / А. Иванченков, В. Рыжков, А. Салмин // Независимая газета. 2001. 18 января.
  66. А.А. Стратегия глобального лидерства’России в XXI веке / А. А. Игнатов, //http://vvww.ignatov.ru/rus/pablications/12/text/index.htm
  67. У. Экономическая география США: Пер. с англ. / У. Изард. М.: Дело, 1992.-347 с.
  68. B.JI. За пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном обществе / B.JI. Иноземцев. М.: Academia-HayKa, 1998. 639 с.
  69. Исторический опыт региональной культуры управления (из стенограммы круглого стола, 16 мая 2001 г., г. Владивосток) // http://www.povestka.ru
  70. В.И. Стратегия развития Дальнего Востока в изменяющемся мире. Доклад на международном симпозиуме 6 мая 2003 г. / В. И. Ишаев // http://www.povestka.ru/default.asp?id=strategy&idp=8
  71. В.И. Основные принципы стратегии социально-экономического развития России / В. И. Ишаев // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5. с. 21−26.
  72. JI.M. Регион в мировом и национальном пространстве / JI.M. Капустина. Екатеринбург: УрО РАН, 2000. 360 с.
  73. С.Б. Формирование макрологистических платформ в экономике России: Автореф. Дис. д-ра экон. наук /С.Б. Карнаухов. М., 2003. 43 с.
  74. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 607 с:
  75. Е.Б. Сибирь и Россия: предотвращение дезинтеграции в конкурентной мирохозяйственной среде // Регион: экономика и социология. 2000. № 4. С. 67−84.
  76. Кистанов В. В- Региональная экономика России: Учебник / В: В. Кистанов, Н. М. Копылов. М.: Финансы и статистика. 2003. 584 с.
  77. Г. Разорванный мир / Г. Клейнер // Эксперт. 2002. № 3: С. 58.
  78. Клиенты в последнее время стали очень избирательными // Континент Сибирь. 2003. 31 окт.
  79. Н.Ю. Без формул о синергетике / Н. Ю. Климантович. Минск, 1986.
  80. Н.А. Размещение производительных сил на территории СССР во второй пятилетке и генплан / Н. А. Ковалевский. М.: Гос. транс, изд-во, 1932.-152 с.
  81. Ковыкта начнет работать // Экперт-Сибирь. 2003. № 4.
  82. Колер-Кох Б. Эволюция и преобразование европейского управления / Д. Колер-Кох // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 7. С. 44−55:
  83. А. Районирование и улучшение государственного аппарата / А. Колесников. М.- J1., 1928:
  84. Е.А. Исследование процессов пространственно-экономической интеграции на примере Сибири / Е. А. Колодина. Иркутск Изд-во БГУЭП, 2003: — 166 с.
  85. Е.А. Межрегиональная экономическая интеграция: опыт системного анализа / Е. А. Колодина. — Иркутск Изд-во БГУЭП, 2003. 150 с.
  86. Е.А. Теория и методология регулирования межрегиональной экономической интеграции / Е. А. Колодина. Иркутск Изд-во БГУЭП, 2004.-271 с.
  87. О. С новым социальным партнером!7 О. Коломейцева, О. Кулик, Ю. Данилова // Континент Сибирь. 2003. № 48.
  88. Н.Д. Проблемы экономической динамики / Н. Д. Кондратьев. М.: Экономика, 1989. -523 с.
  89. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. Mi: ТЕИСЮ, 2003.-472 с.
  90. Континент Сибирь. 2002. 20 сентября.
  91. А. Инвестиции в Сибирь / А. Конторович // Эксперт-Сибирь. 2003. № 1.
  92. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.
  93. Я. Бюрократия и рынок / Я. Корнай // Вопросы экономики. 1989. № 12.
  94. В.Н. Потенциальная реальность / В. Н. Костюк // Общеметодологические проблемы системных исследований. М., 1997.98- Кочетов Э. Г. Осознание глобального мира / Э. Г. Кочетов // МЭиМО. 2001. № 5. С. 71−77.
  95. Д. Александр Хлопонин договорился с ФПГ / Д. Кравцов // Эксперт-Сибирь. 2003. № 5.
  96. В. Соглашение «по-сибирски»: не командовать, а координировать / В. Кресс // Вестник актуальных прогнозов «Россия. Третье тысячеление». 2003. № 1.
  97. П.Р. Международная экономика. Теория и политика: Учебник для вузов: Пер. с англ. / П. Р. Кругман, М. Обстфельд. М.: Экономический факультет МГУ, 1997. 799 с.
  98. В.А. Предложения по гармонизации взаимоотношений между государством и крупным бизнесом в области уменьшения региональной асимметрии / В. А. Крюков // http://ieie.nsc.ru/~krukov.htm
  99. В. Глобализация светлое будущее человечества? / В. Кувапдин // http: www/g.ru/printed/interview/2000−10−11/5future.html
  100. Н.П. Районное регулирование заработной платы / Н. П. Кузнецова, JI.H. Широкова. М.: Экономика, 1987.- 185 с.
  101. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов / О. Кузнецова // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 46−66.
  102. К. Редкий олигарх не имеет интересов в Иркутской области / Континент Сибирь. 2002. № 33.
  103. Я.И. Курс лекций по институциональной экономике / Я. И. Кузьминов, М. М. Юдкевич // http://www.hse.ru/rektornet/lectures/lectl-2htm
  104. С.П. Синергетика теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы / С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. М-, 1983.
  105. Курс экономической теории / Под общ.' ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 19 941
  106. М. Стратегия развития Сибири в начале XXI века / М- Кутузов http://www.odss-duma.ru/scdp/page
  107. А. Реформа межбюджетных отношений в России: «Федерализм, создающий рынок» / А. Лавров, Дж. Литвак, Д. Сазерлэнд // Вопросы экономики. 2002. № 4.
  108. Н.В. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее / Н. В. Латкин. СПб., 1892. -466 с.
  109. А.А. Россия в XX веке / А. А. Левандовский. М.: Просвещение, 2002. 368 с.
  110. В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: УРСС, 2000.-368 с.
  111. В.А. О принципах исследования систем / В. А. Лекторский, В. Н. Садовский // Вопросы философии. 1960. № 8.
  112. Я.И. Монополии в экономике России /Я.И. Лившин. М., 1961. -446 с.
  113. А.А. Проникновение американского и английского капитала в Западную Сибирь накануне и в годы первой мировой войны / А. А. Лукин: Автореф. дис— д-ра экон. наук. Томск, 1959. — 28 с.
  114. П.И. История народного хозяйства СССР. Т. 2. Л.: ОГИЗ, 1948.
  115. А. Регионостроительство: концептуальные контексты /
  116. A. Макарычев // http://www.kazanfed.ru/actions/konfer3/doklad8/
  117. В.Ю. Опыт измерения интегрального эффекта и выявление компромиссного варианта реализации межрегионального проекта / В. Ю. Малов // Регион: экономика и социология. 1999. № 4. С. 85−99.
  118. В. Ось великого пути / В. Малявин // Эксперт. 2002. № 21.
  119. В. Коммуникационная среда мира и общественное развитие /
  120. B. Мартынов // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 1. С. 27−33.
  121. В.В. Эволюция концептуальных основ российского регионального развития / В. В. Маслоков // Регион: экономика и социология. 2000. № 3.1. C. 151−155.
  122. Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. 296 с.
  123. Д. Стратегическое сырье / Д: Медовников // Эксперт. 2000: № 16.
  124. Д. Энергия пустоты / Д. Медовников, Т. Оганесян // Эксперт. 1997. № 46.
  125. Г. Ф. История Сибири / Г. Ф. Миллер. М-: Вост. лит., 2000. 796 с.
  126. .З. Теория организации / Б. З^Мильнер. М.: ИНФРА М, 2000.
  127. В.Г. Историография Сибири: (Домарксистский период) / В. Г. Мирзоев. М.: Мысль, 1970. 391 с.
  128. Л.Б. Системный анализ в логистике / Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев. М.: Экзамен, 2002. 480 с.
  129. И. Метастратегия: проблемы пространства и времени в политике Россини / И. Могилевкин. М., 1997
  130. Народное хозяйство СССР в 1961 г. Стат. ежегодник. М., 1962.
  131. Н.Н. Региональная экономика / Н. Н. Некрасов. М.: Экономика, 1975.-317 с.
  132. В. В поисках триллионов / В. Нелюбин // Эксперт-Сибирь. 2003. № 1.
  133. П. Формирование корпоративных трансграничных сетей в Восточной Европе: потенциальные возможности зоны развития Восток Запад / П. Нийкамп // Региональное развитие и сотрудничество. 1997. Нулевой вып.
  134. Д. Институциональные изменения: рамки анализа / Д. Норт// Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 6−17.
  135. Общий и специальный менеджмент. М.: Изд-во РАГС, 2000.-568 с. 1381 Оланьон Кл. Сибирь и ее экономическая будущность / Кл. Оланьон. СПб., 1903.-253 с.
  136. Д. Дезинтеграция: новые симптомы старой болезни / Д. Ольшанский // Pro et Contra. 2000. Т. 5 (№ 1). С. 34−63.140- О полномочном представителе Президента РФ в Федеральном округе: Указ Президента РФ № 849 //Российская газета. 2000.16 мая.
  137. А.А. Финансово-промышленные группы как элемент усиления экономической безопасности России / А. А. Орехов // http://www.sbcinfo/.ru/articlesl 999conf/2l Ohtm
  138. Основы теории советского хозяйства.' Л., 1931. 348 с.
  139. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента: Документы Ганноверской Конференции. — Ганновер: 7−8 сентября 2000 г. // http://www.prometa.ru/kpr/frames/d&g/index.htm
  140. В.И. Миграция населения и трудовые проблемы Сибири. Новосибирск: Наука, 1966.- 186 с.
  141. Перепись проблем // Эксперт-Сибирь. 2003. № 4.
  142. А.Н. Государственное регулирование экономики: Уч. пособие / А. Н. Петров, Л. Г. Демидова, С. М. Климов // СПб., 2003. 199 с.
  143. А.Н. Стратегическое планирование и управление: современное состояние / Под ред. А. Н J Петрова, и Л. Г Демидовой. СПб., 2002. 230 с.150: Петров Н. Федерализм по-российски / Н. Петров // Pro et Contra. 2000. Т. 5 (№ 1).
  144. Портер Майкл, Э. Конкуренция: Пер. с англ. / Майкл, Э. Портер. М.: Вильяме, 2000.-495 с.
  145. Постиндустриальный мир и процессы глобализации. //Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3.
  146. И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. М-, 1986.
  147. Птица тройка завтрашнего дня: Материалы Междунар. конф. «Интеграция как фактор укрепления федерализма в России» // ЭКО. 1999. № 5−6
  148. М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций / М- Райе // Менеджмент в России и за рубежом. 1997. № 1.
  149. М.П. Байкальский регион как историческая площадка России в начале III тысячелетия / М. П: Рачков // http://forum.baikal.ru/investing/baik/htm
  150. Регионы России. М.: Госкомстат РФ, 1999.-е. 534 с.
  151. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. 620 с.
  152. Резолюция по докладу т. Кагановича о развитии городского хозяйства от 15 /УГ1931 г. // Правда. 1931. 17 июня.
  153. А.В. Имперский строй России в региональном измерении (XIX -начало XX века) / А. В. Ремнев, П: И. Савельев. М., 1997. С. 10−17.
  154. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 1998.
  155. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб- / Госкомстат России. М., 2002.
  156. Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера, 1799−1815. М., 1994.
  157. З.П. Новые реалии территориального управления /
  158. З.П. Румянцева, В. Б. Зотов // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 2. С. 45−57.
  159. В. Экспорт пространства / В: Русских // Эксперт-Сибирь. 2003. № 13.
  160. Рядом с большим соседом // Эксперт-Сибирь. 2003. № 8.
  161. A.M. Потанин: опыт осмысления личности / A.M. Сагалаев, В. М. Крюков. Новосибирск: Наука, 1991.
  162. В.И. Развитие финансов Иркутской губернии: исторический очерк / В. И- Самаруха, А. А. Козлов, И. В. Самаруха. Иркутск: Изд-во БГУ-ЭП, 2002.-391 с.
  163. Т.В. Стратегия и механизм организационного развития / Т. В. Светник, Р. Н. Вепрова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004.-231 с.
  164. Т.В. Современное предприятие: экономика, управление, организация и планирование: Учеб. пособие/Т.В. Светник, Р. Н. Вепрова, М.И. Тер-тышник, О. В. Чистякова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. -428 с.
  165. В.Е. Институциональные аспекты развития межрегиональной интеграции в России / В. Е. Селиверстов // http://ieie.usc:ru/~tacis/integr-rec.htm
  166. В.Е. Развитие межрегиональной интеграции как фактор укрепления федерализма в России / В. Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. 1999. № 1. С. 7−37.
  167. Семивский Н. В- Новейшие, любопытныя и достоверныя повествования о Восточной Сибири. СПб., 1817.
  168. С.В. Зарождение капиталистических монополий в Сибири: Дис. канд. экон наук / С. В. Сергеева. Иркутск, 1970.
  169. Серебренников И. И1 Сибиреведение / И. И1 Серебренников. Харбин, 1920.
  170. Сибирская жизнь. 1908. № 80. -210 с.
  171. Сибирская жизнь. 1903. № 12.
  172. Сибирь в лицах. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс / МАСС-МЕДИА-ЦЕНТР, 2001.-594 с.
  173. Сибирь территория ответственности // Комсомольская правда. 2003. 21 ноября.
  174. В.Г. Технология прогнозирования развития систем с помощью ТРИЗ / В. Г. Сибиряков // ЭКО. 2001. № 3. С. 144−158.
  175. Д. Анамнез крупного капитала / Д. Сиваков // Эксперт. 2002. № 3.
  176. С. Интеграция стран СНГ: трудности и перспективы взаимодействия / С. Ситорян // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5. С. 27−33.
  177. О. Большие перспективы. / О. Славина// Экономика. Право. Менеджмент. 2003. № 47.
  178. Собирание земель сибирских // Эксперт-Сибирь. 2003. № 7.
  179. Совершенствование форм и механизмов межрегиональной интеграции в России и обзор европейского опыта: Аналитический доклад. Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП СО РАН, 1999. 264 с.
  180. Совершенствование хозяйственного механизма. Сборник документов. М.: Правда, 1980. -245 с.190: Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 19 801
  181. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Комета, 1994. 752 с.
  182. А.И. Архипелаг ГУЛАГ. Малое собрание сочинений, Т. 37 А. И. Солженицын. М.: ИНКОМ НВ, 1991. -288 с.
  183. И.В. Вопросы ленинизма / И. В. Сталин. М.: Партиздат ЦК ВКП (б), 1934:-655 с.
  184. Стратегия бизнеса. М.: КОНСЭКО, 1998- 192 с.
  185. А.П. Транзитный потенциал России -http://forum.baikal.ru/investing/baik.htm.
  186. А.П. Развитие финансовой системы в России и Сибири в начале XX века/А.П. Суходолов. М., 1998: 32 с.
  187. В. Теоретические вопросы институционального проектирования / В. Тамбовцев // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 82−94.
  188. Е. Политика: История территориальных захватов (XV-XX вв.) / Е. Тарле. М.: Эксма-Пресс, 2001. 800 с.
  189. Территориально-производственные комплексы: опыт и проблемы формирования. JL: Наука, 1990. -110 с.
  190. Территориально-производственные комплексы СССР. М.: Экономика, 1981.- 168 с.
  191. О.В. Последствия индустриального освоения Иркутской области: 1950−1980-е гг. / О. В. Тищенко // Историко-экономический ежегодник: 2002. Иркутск, 2002. С. 147−148.
  192. М.П. Экономическое развитие / М. П. Тодаро. М.: ЮНИТИ, 1997. -666 с.
  193. А. Дж., Цивилизация перед лицом истории. Сб. / А: Дж. Тойнби. М.: Айрис Прес, 2002. 478 с.
  194. Торговля в Сибири: интеграция без роста // Континент Сибирь. 2002. 4 декабря.
  195. JI. К социализму или к капитализму? (Анализ советского хозяйства и тенденции его развития) / JI. Троцкий. М.- Л, 1926.
  196. Усс А. В. Какой станет Сибирь в ХХГвеке сценарии развития: Докл. на «круглом столе» «Вопросы освоения Сибири и Дальнего Востока», 9 нояб. 1999 — Красноярск // http://www.scdp/page7s
  197. Усс А. В. Сибирь в XXI веке возможные сценарии развития / А. В. Усс. Красноярск, 1999.
  198. Усс А. В. Стратегические ориентиры развития Сибири в XXI веке / А. В. Усс // Регион: экономика и социология. 2001. № 2.
  199. Уральский альянс: 2001 // Эксперт Урал. 2001. № 24.
  200. О.Б. Анализ эффективности функционирования нефтяных компаний / О.Б. Уткин- В. Е. Криворожко, Р. В. Сеньков // Нефтегазовая вертикаль. 1999. №№ 2,3.
  201. Р. Использование теории игр в практике управления / Р. Фелькер // Проблемы теории и практики управления: 1999. № 5. С. 86−94.
  202. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. М.: Центр политических технологий, 1997.
  203. Фишер Пауль. Прямые иностранные инвестиции для России. Стратегия возрождения промышленности / Пауль Фишер. М.: Финансы и статистика, 1999.-512 с.
  204. Формы и механизмы межрегиональной интеграции. Новосибирск: Сиб. соглашение, 1999.
  205. Г. Синергетика / Г. Хакен. М., 1980.
  206. Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. М.: Мир, 1985. 535 с.
  207. Г. А. Особенности формирования населения в районах нового освоения / Г. А. Цыкунов // Историко-экономический ежегодник: 2002. Иркутск, 2002. С. 101−107.
  208. Г. А. Формирование трудовых коллективов в Ангаро-Енисейском регионе / Г. А. Цыкунов / / Иркутский историко-экономический ежегодник: 2003. Иркутск, 2003- С. 109−115.
  209. А. ТНК-BP грозит утечка газа// http://www.gazeta.ni/2004/0 l/30/busnews.shtml
  210. А.П. Стратегия развития региона (структурный аспект) / А. П. Черников. Новосибирск: ИЭиОПП Со РАН. 2000. 166 с.
  211. М. «Черные» налоги/М. Чижов//Аргументы и факты. 2002.№ 45.
  212. В.П. Города Восточной Сибири в XVIII первой половине XIX вв. / В. П. Шахеров. Иркутск, 2001. — 264 с.
  213. А.А. Роль иностранного капитала в экономической жизни Сибири / А. А. Шиша. Новосибирск, 1923.
  214. Ю.В. Формирование интеграционного комплекса в Западной Европе: тенденции и противоречия / Ю. В. Шишков. М.: Наука, 1979.
  215. А.Р. Округа и районы Сибирского края / А. Р. Шнейдер. Новосибирск, 1930. 160 с.
  216. Й. Капитализм, социализм, демократия / Й Шумпетер. М.: Экономика, 1995. — 540 с.
  217. Й. Теория экономического развития / Й Шумпетер. М., 1982. -456 с.
  218. А.П. Собрание сочинений. Дополнительный том к изданию 19 051 908 гг. / А. П. Щапов. Иркутск: Вост-Сиб. обл. изд-во, 1937. 378 с.
  219. И.В. Хронологический перечень в описании данных из итории Сибири / И. В. Щеглов. Иркутск: Вост.-Сиб. отд. имп. русс, географ, о-ва, 1883.
  220. П. Думать-это профессия / П. Щедровицкий. Мл Изд-во ЗАО «Журнал Эксперт», 2000. 96 с:
  221. П. Единое управленческое пространство / П. Щедровицкий // Эксперт. 2003. № 46. G. 76−79.
  222. П. Мобильность измерение свободы / П. Щедровицкий // http. V/ni.gtnews.mpublic/shdr.html
  223. П. Суверенитет это конкурентное преимущество / П. Щедровицкий // http://www.shkp.ru/lib/publications/60
  224. Экономическая география СССР. М.: Изд-во МГУ, 1988. 321 с.
  225. Эрхард Людвиг. Благосостояние для всех / Людвиг Эрхард. М.: Дело, 2001. -335 с.
  226. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т. 4: М:*. Советская- энциклопедия, 1980.
  227. Н. Сибирь как колония: в географическом, этнографическом и историческом отношении / Н. Ядринцев. СПб.: Изд-во И. М. Сибирякова, 1892.-720 с.
  228. Amos О.М. An inquiry into causes of increasing regional inequality in the United States // Review of Regional Studies, 1989.
  229. J. -R. Problems of Regional Economic Planning. Edinburgh, 1966.
  230. Cave, M: Computers and Economic Planning: the Soviat Experience. Cambridge: Cambridge University Press, 1980:
  231. Checkland P. B. Systems Thinking, Systems Practice. Chichester: J. Wiley and Sons, 1986.
  232. Cooper, James C. The Soviet Defense Industry Conversion and Reform. L.: 116 New York Times. 1995. 12 February Pinter.
  233. Ernst D. Inter-Firms Networks and Market Structure: Driving Forces, Barriers and Patterns of Control, Berkeley, CA: University of California, BRIE Research Paper.
  234. Friedmann J. Urbanization, Planning and National Development. London, 1973.
  235. Hagerstrand T. Aspects of the Spatial Structure of Social Communication and the Diffusion of Information // Papers and Proceedings of the Regional Science Association, 1966? vol. 16, p. 27−42.
  236. Myrdal G. Economic Theory and Under-developed Regions. London, 1957.
  237. Ohmae K. The End of Nation State: The Rise of Regional Economies. L., 1995.
  238. Richardson H. Regional Growth Theory. London: 1973.
  239. Seers Dudley. The meaning of development, New Dtlhi, 1969.
  240. The European, 3−9 October, 1996.
  241. Tinbergen J. International Economic Integration. Brussels: 1954.
  242. UNCTAD. World Investment Reports. 1997−1998.
  243. US National Science Board (1991) Science and Engineering Indicators: 1991, 10th edn, Washington D.C.: US Government Printing Office.
  244. БГГА, ф.148, on. 1, д. 183, л. 7.
  245. ГАИО, ф. 70, on 1, д. 3299, л. 94−114.
  246. ГАИО, ф. 328, оп. 3, д. 72, л. 19.
  247. ГАКК, ф. 127-р, on. 1, л. 32−35, 39
  248. ГАНИИО, ф.127, оп. 50, д. 28, л. 7.
  249. РГИА, ф. 1589, on I, д. 503, л. 79-
  250. РГИА, ф. 1589, on. 1, д. 521, л. 104 об.- д. 536, л. 180- д. 543, л. 38.
  251. ЦГИАЛ, ф. 57, on. 1, д. 173, л. 52.
  252. ЦГИАЛ, ф.1418, оп.1, д. 692, л. 55.
Заполнить форму текущей работой