Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специализированный конституционный судебный контроль в уголовном судопроизводстве России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Конституционная доктрина признает конституцию неотъемлемым атрибутом и одновременно основным законом каждого государства, положения которого имеют высшую силу и непосредственное действие на территории всего государства. Вместе с тем, конституция сама по себе не является и не может являться гарантом существования правового государства и гражданского общества… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Конституционный судебный контроль: генезис формы (вида) и содержания
    • 1. Конституционный судебный контроль в странах западной и Центральной Европы
    • 2. Конституционный судебный контроль в посткоммунистических странах Восточной Европы
    • 3. Конституционный контроль в странах Балтии и СНГ
    • 4. Теоретические основы конституционного судебного контроля в Российской Федерации

Специализированный конституционный судебный контроль в уголовном судопроизводстве России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Конституционная доктрина признает конституцию неотъемлемым атрибутом и одновременно основным законом каждого государства, положения которого имеют высшую силу и непосредственное действие на территории всего государства. Вместе с тем, конституция сама по себе не является и не может являться гарантом существования правового государства и гражданского общества. Провозглашение определенных институтов функционирования властей и правозащитных систем длительное время может оставаться на уровне декларации, если национальной конституцией не будет установлен реальный механизм ее гарантированного верховенства наряду с другими нормативными актами. Именно такой механизм прежде всего был применен судами общей юрисдикции еще в начале XIX века в странах, принявших американскую модель конституционного правосудия, который в начале — середине XX века приобрел несколько иную форму в странах, использовавших европейскую модель, где подобное правосудие осуществляется специализированным органом конституционного судебного (или квазисудебного) контроля.

В России высший орган конституционного правосудия начал функционировать с 1991 года. Несмотря на сравнительно короткий период его работы, законодатель неоднократно изменял конституционные основы его организации и деятельности. Причины подобного положения дел объясняются как объективными факторами — кардинальными изменениями в общественном развитии, так и факторами субъективного порядка — политической борьбой в обществе и в институтах государственной власти, слабой разработанностью в российской науке доктрины конституционного правосудия, на которую мог бы опереться законодатель, новизной самого института специализированного конституционного судебного контроля.

Анализируя акты высшего органа конституционного правосудия, принятые по вопросам уголовно-процессуального права, прежде всего необходимо отметить, что именно в результате деятельности Конституционного Суда РФ во многом удалось ограничить диктат государственной власти в сфере уголовного судопроизводства и обеспечить реальную защиту конституционных прав и свобод граждан в той сфере общественных отношений, где ранее государство императивно диктовало свою публичную волю. В данной связи ведущая роль Конституционного Суда РФ в приведении уголовно-процессуального законодательства России в соответствие с Конституцией РФ и международно-правовыми актами о правах человека уже практически не является предметом научных дискуссий.

Однако в период своего становления конституционный судебный контроль оказался связан с целым рядом проблем и вопросов, отражающих те или иные его проявления в сфере правовой реальности. Предельно дискуссионными, в частности, оказались вопросы о характере деятельности Конституционного Суда РФ, правовой природе принимаемых им решений, юридической силе итоговых выводов и правовых позиций Суда, изложенных в постановлениях и определениях с так называемым «положительным содержанием», о характере его взаимоотношений с законодательной и судебной властью (судами общей юрисдикции), роли актов Суда в системе источников российского права и эффективном механизме их реализации.

Между тем от правильного решения этих вопросов зависит эффективность деятельности как самого Конституционного Суда РФ, так и тех государственных органов, на урегулирование деятельности которых направлены акты Суда. Соответственно, именно в этих и других подобных вопросах прежде всего нужна предельная ясность и точность, ибо применительно к сфере уголовного судопроизводства проблемы конституционного правосудия на монографическом уровне практически не исследовались, несмотря на актуальность, теоретическую и практическую значимость такого исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексно или применительно к анализу отдельных проблем те или иные вопросы конституционного правосудия исследовались В. К. Бабаевым, В. М. Барановым, И. А. Богдановой, Н. В. Варламовой, Н. В. Витруком, Г. А. Гаджиевым, В.А. Кряжко-вым, J1.B. Лазаревым, В. В. Лазаревым, Е. А. Лукьяновой, Н. М. Марченко, Г. И. Мановым, М. А. Митюковым, Т. Г. Морщаковой, Т. Н. Нештаевой, С. В. Полениной, О. В. Романовой, В. А. Савицким, Е. Ю. Терюковой, В. А. Тумановым, Т. Я. Хабриевой, Б. С. Эбзеевым и др. В исследование роли и социального назначения актов конституционного правосудия в сфере уголовного судопроизводства России определенный вклад внесли работы В. П. Божьева, С. П. Ефимичева, П. С. Ефимичева, В. М. Жуйкова, Н. Н. Ковтуна, Н. В. Селезнева и др.

Объектом исследования выступает система общественных отношений, складывающихся в сфере нормативного регулирования и практической реализации специализированного (конституционного) судебного контроля в сфере уголовного судопроизводства России.

Предметом исследования являются проблемы нормативного регулирования конституционного судебного контроля в Российской Федерации, странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Балтиисистема доктри-нальных подходов и выводов относительно роли и социального назначения актов конституционного правосудия в механизме правового регулированияакты конституционного правосудия РФ, принятые по вопросам уголовно-процессуального права в единстве их итоговых выводов и правовых позиций.

Непосредственным предметом исследования выступили свыше 40 актов Конституционного Суда РФ, принятых по проблемным вопросам уголовно-процессуального права России и смежных с ним отраслей.

Цель исследования определена как разработка на основе полученных теоретических и эмпирических данных рекомендаций и предложений по оптимизации нормативного регулирования специализированного судебного контроля в Российской Федерацииоптимизация процесса реализации актов конституционного правосудия в сфере уголовного судопроизводства России для более эффективного обеспечения конституционных прав и свобод граждан в этой отрасли государственной деятельности.

Указанная цель определила постановку следующих непосредственных задач:

— исследовать генезис, нормативное регулирование, роль и значение актов специализированного судебного контроля в странах Центральной и Восточной Европы, накопивших многолетний положительный опыт реализации конституционного правосудия, в целях использования концептуальных его положений в сфере оптимизации конституционного правосудия РФ;

— на основе метода сравнительного правоведения определить основные параметры оптимального функционирования специализированного судебного контроля в странах Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, и с учетом национальных особенностей определить меры и направления по оптимизации функционирования конституционного правосудия в РФ;

— определить характер деятельности Конституционного Суда РФправовую природу принимаемых им решенийюридическую силу итоговых выводов и правовых позиций Суда, изложенных в его актаххарактер взаимоотношений Суда с законодательной властью и судами общей юрисдикциироль актов конституционного правосудия в системе источников уголовно-процессуального права и практической процессуальной деятельности;

— комплексно исследовать роль и социальное назначение (основных) актов конституционного правосудия в сфере уголовного судопроизводства Россииопределить положительные и негативные моменты их функционирования в механизме правового регулирования уголовно-процессуальной деятельностивыработать эффективные меры по оптимизации данного направления государственной деятельности в целях обеспечения конституционных прав и свобод личности.

Методологической основой исследования является материалистический метод познания явлений и сути явлений объективной реальности. В работе также использованы исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой, социологический и статистический методы исследования.

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные разработки общей теории права, науки конституционного права, социологии, уголовно-процессуального, уголовного и гражданско-процессуального права Российской Федерации. Непосредственными источниками информации по теме исследования послужили: монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи, акты конституционного правосудия и другие опубликованные материалы, комплексно отражающие те или иные стороны объекта и предмета (намеченного) исследования.

Нормативную и эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, основополагающие нормы международно-правового характера, федеральные конституционные и федеральные законы, акты специализированного судебного контроля Российской Федерации, стран СНГ и Балтии.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые на основе анализа актов конституционного правосудия, принятых по (проблемным) вопросам уголовно-процессуального права, на монографическом уровне комплексно и всесторонне исследованы: характер деятельности Конституционного Суда РФправовая природа принимаемых им решенийюридическая сила итоговых выводов и правовых позиций Суда, изложенных в его актаххарактер взаимоотношений с законодательной и судебной властьюроль и значение актов конституционного правосудия в системе источников российского права и в механизме практической реализации положений и норм российского уголовно-процессуального права.

О научной новизне исследования в определенной мере свидетельствуют и основные положения, выносимые на защиту:

1. В соответствии с п. 5 ст. 125 Конституции Конституционный Суд РФ может толковать Конституцию только по запросам: Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов Федерации. Однако в процессе функционирования Суд использует иные, «несанкционированные» возможности для толкования Конституции РФ. Несмотря на то, что в п. 4 ст. 125 Конституции РФ не указано на право Суда толковать Конституцию РФ по (индивидуальным) жалобам граждан либо по запросам судов о конституционности акта, подлежащего применению в конкретном деле, Суд реализует и это право, расширительно понимая содержание названной конституционной нормы.

Отмечая, что подобное толкование Конституции не имеет самостоятельного значения, носит подчиненный характер, и на эту форму толкования ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не распространяет присущих актам толкования Конституции признаков официальности и обязательности (ст. 106), диссертант утверждает, что только нормативное устранение двусмысленности в этом вопросе будет способствовать эффективной защите конституционных прав и свобод граждан и эффективной деятельности Суда.

2. Различно, в соответствии с национальными правовыми традициями, урегулирована и юридическая сила актов конституционного суда. В законодательстве Российской Федерации этот вопрос не нашел своего отражения. Соответственно, для актов, принимаемых Конституционным Судом РФ, во-первых, сложной оказалась проблема: к какому виду источников права следует относить подобные актыво-вторых, обладает ли правовой силой все решение, включая правовую позицию, или только его резолютивная часть.

Настаивая на нормативной природе актов конституционного правосудия, диссертант, вместе с тем, отстаивает легитимное решение этой проблемы. К примеру, посредством внесения соответствующих изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», однозначно определяющих правовую природу актов Конституционного Суда, свойства их преюдициальное&tradeили прецедентного значения, а также нормативно указывающих на то, какие именно части решения (акта) Суда являются общеобязательными нормами.

3. Одним из наиболее эффективных средств защиты прав граждан в сфере конституционного судебного контроля является индивидуальная конституционная жалоба. Конституционный судебный контроль в России, в отличие от стран Центральной и Восточной Европы, не предусматривает возможности обжалования актов посредством названной жалобы, действий и решений государственных (административных, исполнительных и т. п.) органов или решений судов общей юрисдикции. Российское законодательство не требует также, чтобы заявитель при подаче индивидуальной жалобы исчерпал возможности к защите своих прав, что, во-первых, обусловлено предметом подобной жалобыво-вторых, четким разграничением компетенции (юрисдикции) Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции.

Следует согласиться с подобным подходом, поскольку первое означало бы неизбежное вторжение Конституционного Суда РФ в сферу юрисдикции иных судов Российской Федерациивторое — неизбежное ограничение конституционного права граждан на судебную защиту.

4. В ряде стран Центральной и Восточной Европы при реализации процедуры конституционного контроля законодатель предусматривает средства судебной защиты, призванные (временно) обеспечить либо восстановить конституционные права граждан до разрешения спора по существу, применяя, в частности: специальное распоряжение о временном урегулировании какого-либо положениявременное предписание приостановить применение законаприостановление действия опротестованных правовых предписаний, их частей или некоторых их положенийзапрет органу государственной власти продолжать выполнение своего решения и т. п.

Учитывая предмет спора в Суде и существенность нарушения прав и свобод граждан, диссертант полагает, что отдельные из этих возможностей должны быть предоставлены Конституционному Суду РФ, что требует соответствующих изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» .

5. Конституционный судебный контроль России не предусматривает, а priori нормоконтроля, присущего конституционному правосудию ряда стран.

Следует согласиться с подобным подходом (национального) законодателя, поскольку иное по сути означало бы еще одну форму вмешательства Конституционного Суда РФ в законотворческий процесс.

6. Анализируя акты конституционного правосудия по вопросам уголовно-процессуального права, диссертант отмечает, что именно в результате деятельности Конституционного Суда РФ во многом удалось ограничить диктат государственной власти в сфере уголовного судопроизводства и обеспечить реальную защиту конституционных прав и свобод граждан в той сфере общественных отношений, где ранее государство диктовало свою волю.

Вместе с тем, учитывая, что в ряде случаев законодатель не совсем адекватно воспринял в нормах УПК РФ итоговые выводы и правовые позиции Конституционного Суда РФ по ряду принципиальных вопросов обеспечения прав и свобод участников процесса, диссертант считает необходимым в плане de lege ferenda внести изменения или дополнения в ряд норм УПК РФ, исключающих субъективное усмотрение правоприменителей в этом вопросе: а) в ч. 4 ст. 148 УПК РФ — обеспечивающие непосредственное право заявителя на ознакомление с материалами предварительной проверки, на основе которых вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного делаб) в ч. 10 ст. 108 УПК РФ — обеспечивающие право сторон на обжалование в надзорном порядке решения суда кассационной инстанции, принятого по результатам проверки жалобы (одной из сторон) на законность и обоснованность применения в качестве меры пресечения заключение под стражув) в ч. 3 ст. 225 УПК РФ — обеспечивающие безусловное право потерпевшего на ознакомление с материалами дела и обвинительным актом в том же процессуальном порядке, который предусмотрен для обвиняемого.

7. Исследуя сущность принципа состязательности, в толковании, данном Конституционным Судом, диссертант, во-первых, отмечает субъективный характер подобного толкования, не отвечающий в ряде моментов истинному смыслу этой идеи в уголовном процессе России. Во-вторых, раскрывая свое видение формулы состязательности, считает необходимым в порядке de lege ferenda дополнить нормы УПК РФ рядом новелл, изменив, в частности: а) нормы ч. 7 ст. 246 УПК РФ и обеспечивая тем самым право потерпевшего на доступ к правосудию и равной судебной защите своих (нарушенных) прав при отказе государственного обвинителя от обвиненияб) нормы п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ, обеспечивая права потерпевшего в вопросе о возможности рассмотрения дела в том или ином составе судав) нормы ч. 1 ст. 45 УПК РФ, обеспечивая в итоге реальное равенство прав потерпевшего на квалифицированную юридическую помощь адвоката.

8. Отмечая, что в деятельности Конституционного Суда РФ нередко проявляют себя элементы определенного субъективизма: когда Суд принимает решение лишь в интересах одной из сторон либо когда его решение выражает не столько реальные интересы государства и личности в балансе их проявления, сколько субъективные теоретические позиции большинства судей Конституционного Суда РФ, диссертант высказывает предложения о необходимости разработки и внесения в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» изменений, связанных с созданием механизма проверки истинности и практической целесообразности, принимаемых Судом решений.

Теоретическая значимость исследования. Разработанные автором положения о специализированном судебном контроле в определенной мере обогащают общую теорию права и теорию уголовно-процессуальной науки и в своей совокупности создают предпосылки для эффективного решения ряда проблем, связанных с нормативным регулированием деятельности высшего органа конституционного правосудия РФ, а также с оптимальной реализацией его актов в сфере уголовного судопроизводства России. Результаты исследования могут быть также использованы в научных исследованиях, в преподавании курса уголовного процесса и специальных курсов.

Практическая значимость предпринятого исследования определяется его общей направленностью на комплексное решение не только теоретических, но и практических задач по созданию оптимальной формы функционирования специализированного судебного контроля как в целом, так и в уголовном судопроизводстве России, в частности, призванной эффективно обеспечить конституционные права и свободы личности в уголовном процессе и интересы эффективного отправления правосудия.

Практически значимы и те моменты исследования, в которых предпринят анализ актов конституционного правосудия, обеспечивающих конституционное право сторон на равенство процессуальных прав и обязанностей в уголовном судопроизводстве России, на равный доступ к правосудию и судебной защите своих нарушенных прав, на правильное понимание формулы состязательности в уголовном процессе, стержень которой составляет не теоретически «чистое» разделение основных уголовно-процессуальных функций, а реальное обеспечение равенства прав сторон в уголовном процессе.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования изложены в шести публикациях автора общим объемом 3,3 п. л., приняты для использования в учебном процессе Нижегородской академии МВД России и Нижегородской правовой академии, что подтверждается соответствующими актами внедренияиспользуются в практической деятельности правоохранительных и судебных органов Нижегородской области и Приволжского федерального округа. Отдельные результаты исследования докладывались на трех научно-практических конференциях и семинарах.

Структура диссертации и способ изложения материала. Поставленная цель, предмет и задачи исследования предопределили внутреннюю логику и структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключений по каждой главе диссертации и библиографии.

Заключение

.

Анализ актов конституционного правосудия, принятых Конституционным Судом РФ позволяет нам сформулировать несколько итоговых выводов:

1. Именно в результате деятельности Конституционного Суда РФ во многом удалось ограничить диктат государственной власти в сфере уголовного судопроизводства и обеспечить реальную защиту конституционных прав и свобод граждан в той сфере общественных отношений, где ранее государство диктовало свою волю. Наиболее продуктивными в этом направлении надо признать акты Конституционного Суда, связанные с возможностью судебной проверки законности и обоснованности решений органа предварительного расследования о прекращении уголовного дел, об отказе в его возбуждениио праве заинтересованных лиц на ознакомление с материалами проверкиправе на обжалование в кассационном порядке решений, вынесенных по первой инстанции Верховным Судом РФ, с процедурой судебной про-• верки законности и обоснованности применения в качестве меры пресечения.

— заключение под стражу, в том числе, в суде кассационной и надзорной инстанциио конституционном праве граждан на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого дело отнесено законом и т. п.

2. Учитывая, что в целом ряде случаев законодатель не совсем адекватно воспринял в нормах УПК РФ итоговые выводы и правовые позиции Конституционного Суда РФ по ряду принципиальных вопросов обеспечения прав и свобод участников процесса, диссертант считает необходимым внести изменения или дополнения в ряд норм УПК РФ, исключающих субъективное усмотрение правоприменителей в этом вопросе: а) в ч. 4 ст. 148 УПК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право ознакомиться с материалами предварительной проверки, право обжаловать данное постановление, а также сам порядок и сроки обжалования" — б) в ч. 10 ст. 108 УПК РФ, дополнив ее следующей нормой:

Решение суда кассационной инстанции, вынесенное по этому поводу, может быть обжаловано заинтересованными сторонами в порядке гл. 48 УПК РФ" - в) в ч. 3 ст. 225 УПК РФ, изложив ее в следующей редакции:

Потерпевший и его представитель по их ходатайству должны щ быть ознакомлены с материалами уголовного дела и обвинительным актом в том же порядке, который установлен частью второй настоящей статьи для обвиняемого и его защитника".

3. Исследуя сущность и нормативное содержание принципа состязательности в уголовном процессе, в толковании данном Конституционным Судом, диссертант, во-первых, отмечает во многом субъективный (личностный) характер подобного толкования, не отвечающий в целом ряде моментов ф истинному содержанию данной идеи в уголовном судопроизводстве России, во-вторых, раскрывая истинное содержание данной идеи, считает необходимым дополнить нормы УПК РФ целым рядом новелл: а) изменив нормы ч. 7 ст. 246 УПК РФ, которые, учитывая равенство прав сторон, должны быть изложены в следующей редакции:

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают ^ предъявленное подсудимому обвинение, то он согласовывает свою позицию с потерпевшим (потерпевшими) по данному делу и при согласии последних отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ стороны обвинения от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой. (дальше по тексту — Авт.)" — б) соответственно, ч. 7 ст. 246 УПК РФ, в связи с названным изменением, после слов «.предусмотренными пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса», как представляется, нуждается в дополнении еще и нормой следующего содержания:

При несогласии потерпевшего (потерпевших) с названным решением государственного обвинителя суд продолжает разбирательство дела лишь в пределах тех эпизодов и того обвинения, которые поддерживаются потерпевшими (потерпевшим) и (или) их представителями" — в) в целях равенства прав сторон обвинения и защиты в принципиальном вопросе о возможной подсудности дела, нормы п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ, щ как представляется, должны быть изложены в следующей редакции: судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого и отсутствии возражений со стороны потерпевшего (потерпевших) уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса" — г) наконец, чтобы исключить субъективное усмотрение публичных процессуальных органов в вопросе о квалифицированной юридической помощи потерпевшему ч. 1 ст. 45 УПК РФ, на наш взгляд, должна быть дополнена нормой следующего содержания: «Представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя участвует в уголовном процессе, соответственно, с момента признания лица потерпевшим, гражданским истцом, частным обвинителем. В случаях, аналогичных п. п. 2, 3, 4, 6, 7 ст. 51 УПК РФ представитель, по письменному заявлению потерпевшего и гражданского истца, частного обвинителя обеспечивается • дознавателем, следователем, прокурором или судом».

4. Наряду с положительными моментами в деятельности Конституционного Суда РФ, нередко, проявляют себя и элементы определенного субъективизма: когда Суд явно принимает решение лишь в интересах одной из сторонлибо, когда его решение выражает не столько реальные интересы государства и личности (в балансе их проявления), сколько субъективные теоретические позиции большинства судей Конституционного Суда. Не всегда учитывает Суд и реальные возможности государства и общества по реализации тех или иных его предписаний в современных условиях.

Так, с учетом конституционного принципа состязательности процесса и равенства прав сторон в нем, возражения и критику диссертанта вызывают: а) определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2001 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова А. П. на нарушение его конституционных прав положениями ст. 371 и 380 УПК РСФСР, а также ст. 36 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации" — 4 б) постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1998 г. №.

2-П «По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 335 УПК РСФСР в связи с жалобой с жалобой гр-на М.А. Баронина" — в) постановление Конституционного Суда РФ № 2-П от 14 февраля 2000 г. «По делу о проверке конституционности положений ч.ч. 3. 4 и 5 ст. 377 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан А. Б. Абдулова, А. Б. Дубровской, А. Я. Карпинченко, А. И. Меркулова, P.P. Мустафина и А.А. Стубайло" — ф г) постановление Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. «По делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан К. М. Кульнева, B.C. Лалуева, Ю. В. Лукашова и И.П. Серебренникова" — д) постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 2003 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 232 УПК РСФСР в связи с жалобами гр. Л. И. Батищева, Ю. А. Евграфова, О.В. • Фролова и А.В. Шмелева» и ряд других.

5. Во многом субъективно надуманными и исказившими истинное предназначение института защиты в уголовном процессе, представляются диссертанту и правовые позиции, сформулированные в постановлении Конституционного Суда от 27 марта 1996 г. «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона РФ „О государственной тайне“ в связи с жалобами граждан В. М. Гурджиянца, В. Н. Синцова, В. П. Бугрова и А.К. Никитина» и в постановлении от 28 января 1997 г. «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 47 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипо-ва, P.JI. Гитиса и С.В. Абрамова».

Сказанное, свидетельствует о назревшей необходимости разработки и внесения в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» изменений, связанных с созданием механизма проверки истинности и практической целесообразности, принимаемых Судом решений, особенно тех из них, которые приняты (скорее — навязаны обществу) большинством в один или два голоса. Актуальным представляется также вопрос о создании эффективного механизма реализации актов конституционного правосудия, объективно отвечающих интересам правосудия и сторон в уголовном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые, правоприменительные и иные официально-директивные документы
  2. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 всенародным голосованием // Российская газета. 1993. — 25 декабря. — С. 1−3.
  3. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Утверждены Законом СССР от 25 декабря 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. — № 1. — Ст. 15. (с изменениями и дополнениями).
  4. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Утвержден Законом РСФСР от 27 октября 1960 г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. — Ст. 592. (с изменениями и дополнениями).
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г. Подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. // Российская газета. 2001. — 22 декабря. — С. 1 — 16.
  6. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности» (с изменениями и дополнениями). // Собрание Законодательства РФ. 2001. — № 23.-Ст. 2291.
  7. Закон РФ от 23 мая 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. -№ 25, — Ст. 1865.
  8. Международный пакт о гражданских и политических правах. Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990.-540 с.
  9. Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Т. Г. Морщаковой. // Российская газета. 1999. — 15 апреля. — С. 2.
  10. Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ А. Л. Кононова. // Российская газета. 1999. — 15 апреля. — С. 2.
  11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» // Бюллетень Верховного ш Суда РФ. 1993. — № 7. — С. 7.
  12. I. Монографии, учебные пособия, учебники
  13. С. Становление парламентаризма в Казахстане -СПб.: МПА государств-участников СНГ, 1994. С. 70.
  14. Австрийская Республика. Конституция и законодательные акты. -М, 1985.-С. 339−377.
  15. А.С. Диспозитивность в уголовном процессе. Н. Новгород: НЮИ МВД РФ, 1997. — 209 с.
  16. С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. — С. 132.
  17. Н.С., Даев В. Г., Кокорев Л. Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980.-252 с.
  18. Г. З., Перлов И. Д. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам. М., 1982 — 80 с.
  19. В.К. Презумпции в советском праве. Горький, 1974. -С.101−102.
  20. М.В. Будем добиваться выполнения постановлений % Конституционного Суда // Мониторинг телерадио-эфира: Политика.1998.-9 июля.
  21. В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. — 400 с.
  22. В.М. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам. М., 1968. — 120 с.
  23. Н.В. Конституционное правосудие. Судебное щ конституционное право и процесс. М., 1998. — С. 37−41.
  24. Н.В. Конституционное правосудие в России (1991— 2001 гг.). Очерки теории и практики. М., 2001. — С. 480−488.
  25. Н.М. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение // Конституционное правосудие в посткоммунистических странах. Программа международного форума. Москва 26 апреля 1999 года. М., 1999.
  26. Г. Прецедент в английском праве. М., 1985. — С. 11.
  27. Н.А. Вновь открывшиеся обстоятельства в уголовном процессе. М.: Спарк, 1999. — 220 с.
  28. В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц.-М., 1997.-С. 192.
  29. Т.П., Ковтун Н. Н. Действующие источники уголовно-процессуального права: Учебное пособие. Нижний Новгород, 1994. — 77 с.
  30. ЗивсС.Л. Источники права.-М., 1981.-С. 177−192.
  31. Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988. — С. 279−289.
  32. Д. А., Экимов А. И. Конституционный надзор в СССР // Советское государство и право. 1990. — № 9. — С. 12−13.
  33. Н.Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводст-&diams- ве России: Монография. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия. — 2002. — 322 с.
  34. Конституционное право: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. -М&bdquo- 1998.-С. 440.
  35. Конституционное Совещание. Стенограммы, материалы, документы. 29 апреля 10 ноября 1993 г. Т. 4. — С. 16−17, 110−116- Т. 19.-С. 56.
  36. Конституционные основы правосудия в СССР. М., 1981. — С.
  37. KoHcmumyijuoHHoe право: Учебник. / Под ред. В. В. Лазарева. -М., 1994. С. 440.
  38. В. А. Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000. — 232 с.
  39. В.А. Предварительное судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации: Учебное пособие. Самара: Са-мар. гуманитарная акад., 2000. — 61 с.
  40. В.А. Судебная власть. Судебная защита. Судебный % контроль: понятие и соотношение. Лекции-очерки. Самара, 2000. — 64 с.
  41. В.О., Доронина ОН. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М., 1998. — С. 148.
  42. Т.Н. Теория права и государства. М., 1995. — С. 266.
  43. М.А. О проекте закона Российской Федерации «Об обеспечении исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации» // Четвертая сессия Верховного Совета Российской Федера
  44. Ф ции: Бюллетень 50-го совместного заседания Совета Республики и Совета
  45. Национальностей 1 апреля 1992 года. М., 1992. — С. 35−40.
  46. К.А. Против ревизионистских извращений марксистско-ленинского учения о государстве и праве. М., 1959. — С. 35.
  47. М.А. Арест и обыск в уголовном процессе США. М.: Спарк, 1998, — 104 с.
  48. В. Учебник уголовного процесса. СПб, 1895. — С.27.
  49. .А. Предисловие к сб.: Федеральное конституционное право России. Основные источники. М., 1996.
  50. Теория государства и права: Курс лекций. / Отв. ред. Н.И. Мату-зов и А. В. Малько. М., 1997. — 650 с.
  51. Федеративная Республика Германии. Конституция и законодательные акты. -М., — 1991.-С. 302−335.
  52. Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации: Комментарий. М., 1996. — 340 с.
  53. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. -М., 1989.-С. 246−254.
  54. Т.А. Толкование Конституции РФ. Теория и практика. -М., 1998.
  55. В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 622 с.
  56. В.З. Принятие и исполнение решении Конституционного Суда по обращениям граждан // II Международная научно-практическая конференция «Конституционное судопроизводство». Минск, 2000. — С. 67−70.
  57. . С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М., 1996. — С. 163−164.
  58. А.Я. Конституционное право зарубежных стран (курс лекций). М.: «Изд-во ПРИОР», 1999. — 336 с. 1. Статьи, сборники:
  59. Ф.А. Конституционный Суд Республики Таджикистан: проблемы и перспективы // Конституционное правосудие. 1998. — № 1. -С. 82.
  60. Абинтов 77. Антикризисные законопроекты будут приняты в любом случае, если не Думой, то Президентом // Русский телеграф. 1998. -27 июня. — С. 2.
  61. Акты Конституционного Суда и право на судебную защиту //
  62. Российская юстиция. 1998. — № 11. — С. 3−4.
  63. Е. Как Конституционный Суд реформирует уголовный процесс: дело Никитина. // Конституционное право: Восточноев• ропейское обозрение.-2000.-№ 4(33) — 2001,-№ 1 (34). С. 76−77.
  64. Бах С., Бенда С. Регламенты Парламента и судебный контроль в Румынии. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. -1995. № 3 (12).-С. 26−30.
  65. А.А. Вопросы юридической силы решений Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. — № 2. — С. 21−24.
  66. О. Решения Конституционного Суда и их исполнение // Конституционное правосудие. 1999. — № 3. — С. 66−80.
  67. И.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права // Вестник Конституционного права Российской Федерации. 1997. -№ 3. — С. 63.
  68. В.П. К вопросу о состязательности в российском уголовном процессе // Уголовное право. 2000. — № 1. — С. 54.
  69. Т. С. Особенности исполнения решений Конституцион
  70. Ф ного Суда Республики Беларусь в области налогового законодательства //
  71. Международная научно-практическая конференция «Конституционное судопроизводство». Минск, 2000. — С. 71−76.
  72. А. Опасность негативного правотворчества // Уголовное право. 2000. — № 4. — С. 82.
  73. Н.В. Пять лет шестой Конституции России: проблемы реализации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998. -№ 2(23). -С. 97.
  74. Г. А. Решения Конституционного Суда важнейший источник права // Конституционное правосудие: Вестник конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии.- Ереван, 2000.-№ 1 (7).-С. 24−32.
  75. Г. А. Конституция главный документ законотворческой и правоприменительной деятельности // Конституционное правосу• дие. 2001. — № 1. — С. 18.
  76. В. Конституционное правосудие: проблемы реализации мер конституционно-правовой ответственности. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2002. — № 4(41). — С. 89−93.
  77. Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. № 3(28). -С. 95−101.
  78. Н. Развитие теории юридической ответственности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 2000. — № 3. — С. 21−22.
  79. А. Кому Конституционный Суд— не указ. // Век.- 2002. № 7. — С. 2.
  80. Г. Прецедент в английском праве. М., 1985. — С. 11.
  81. В.И. Интервью с судьями Конституционного Суда Тодором Тодоровым и Танко Хадистойчевым. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1997. — № 2 (19). — С. 35−40.
  82. Грудзинска-Гросс И. Интервью с Председателем Конституционного Трибунала профессором Анджеем Золлом. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1997. — № 2 (19). — С. 47−48.
  83. А. Исполнение решений Конституционного Су-• да зависит от политического режима в стране // Свободная Грузия. 1998.- 28 января.
  84. С.П., Ефимичев П. С. Уголовно-процессуальное законодательство и решения Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2000. — № 1. — С. 26−33.
  85. А. Верховный суд строит козни конституционному // Независимая газета. 2001. — 20 ноября. — С. 2.
  86. А., Тропкина О. Скандал в Конституционном суде // Независимая газета. 2002. — 23 января.
  87. Интервью с судьей Европейского Суда по правам человека Э. Левитом от 8 мая 2002 года // Темидас сварос: http: // www.politika.lv.
  88. А. Актуальные проблемы конституционной юрисдикции Республики Молдова // Конституционное право: Восточноевропейскоеобозрение. 2001. — № 4 (37). — С. 8−22.
  89. Д.В. Конституционно-правовые основания актов судебной власти: технико-юридический аспект. // Проблемы юридической техники: Сб. статей. / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород. — 2000. — С. 485.
  90. К. Кремль заставит всех уважать суд. Особенно если этот суд конституционный // Время-МН. — 2001. — 23 марта.
  91. Н.Н. Постановления Конституционного Суда РФ поф уголовно-процессуальным вопросам: проблемы законодательной техникии практического применения // Государство и право. 2001. — № 11 — С. 99.
  92. А. Конституционный принцип свободы передвижения и практика Конституционного Суда. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2001. — № 2(35). — С. 51−55.
  93. Конституционный Совет Республики Казахстан //• Конституционное правосудие. 2001. — № 2. — С. 60.
  94. Л.В. Конституционный Суд и развитие конституционного права // Журнал российского права. 1997. — № 11. — С. 3−13.
  95. Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. — № 6. — С. 3.
  96. JJenc А. Критический обзор эстонского конституционного законодательства. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1997. — № 3 (20)/№ 4 (21). — С. 26−35.
  97. А. Интервью с бывшим судьей Конституционного Суда Михаилом Чудаковым. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1997. — № 2 (19). — С. 33−35.
  98. В.З., Комарова НА. Конституционный Суд РФ не может и не должен подменять законодателя // Правоведение. 2001. — № 2.1. С. 53−63.
  99. Е.А. Конституция в судебном переплете // Законодательство. 2000. — 12. — С. 47−58.
  100. В. Полномочия подпорками не укрепишь // Парламентская газета. 2000. — 11 октября.
  101. Лятвияс Вестнесис. 1996. — № 100.
  102. Лятвияс Вестнесис. 1996. — № 103.
  103. Лятвияс Вестнесис. 2000. — № 460/464.
  104. В. Определения Конституционного Суда важный источник правовой информации // Российская юстиция. — 1999. — № 1. — С. 28−30.
  105. А. Интервью с судьей Конституционного Суда РФ Тамарой Морщаковой. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение, 1997. — № 3 (20)/№ 4 (21).-С. 14−18.
  106. Е., Колоколова Э. Прецедентное право: от советской идеологии к международной практике // Российская юстиция. 1994. — № 12. — С. 22.
  107. А.В. Механизм исполнения решений Конституционного Суда Республики Беларусь // Конституционное правосудие, 2001 -№ 3 — С. 100−109.
  108. А. Интервью с Председателем Конституционного Суда Ласло Шольомом. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1997. -№ 2(19). — С. 41−46.
  109. М.А. Как исполняются решения Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации // Журнал российского права. 2001№ 7. — С. 3−14.
  110. М. Конституционные суды на постсоветском пространстве (Сравнительный обзор законодательства). /7 Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1997. — № 3 (20)/№ 4 (21).-С. 36−41.
  111. М. Организация и компетенция конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации (Сравнительный анализ). // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1996.3 (16)/ № 4 (17). С. 58−62.
  112. М.А. Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ // Журнал российского права. 2001. — № 6. — С. 15.
  113. С. Учет и контроль: Постановления Конституционного Суда теперь будут исполняться // Время новостей. 2001. — 23 марта.
  114. И. Судебная политика роль решений Конституционного Суда в реформировании уголовного судопроизводства Российской Федерации. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2001. — № 3(36). — С. 167−172.
  115. Т.Г. Судебный конституционный контроль в России: уроки, проблемы и перспективы: Обзор научно-практической конференции Н Государство и право. 1997. — № 5. — С. 8.
  116. Мунджиу-Пиппиди А. Интервью с Председателем Конституционного Суда Ионом Мурару // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1997. — № 2 (19). — С. 53−57.
  117. Л. Интервью с судьей Конституционного Суда Борисом Эбзеевым. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1997. — № 2 (19). — С. 31−33.
  118. С., Руднева Е. Старый суд для новой Конституции // Газета. 2001. — 23 февраля.
  119. С. К вопросу об инстанционности конституционного судопроизводства в России. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2002. — № 4(41). — С. 83−88.
  120. .И. Акты органов судебного (квазисудебного) конституционного контроля (На материалах Австрии, Италии, Испании, Франции, ФРГ) // Государство и право. 1994. — № 4. — С. 114−123.
  121. М.А. Особенности возбуждения уголовного дела в США // Следователь. 1997. — № 2. — С. 77.
  122. М. Современные прерогативы американских прокуроров // Законность. 1998. — № 6. — С. 48−50.
  123. М. Государственный обвинитель в уголовном процессе США // Законность. 1998. — № 1. — С. 52−56.
  124. М.А. Особенности возбуждения уголовного дела в США // Следователь. 1997. — № 2. — С. 77.
  125. М. Современные прерогативы американских прокуроров // Законность. 1998. — № 6. — С. 48−50.
  126. М. Государственный обвинитель в уголовном процессе США // Законность. 1998. — № 1. — С. 52−56.
  127. Ц 4.95. Поленина С. В. Законодательная техника и судебный прецедент
  128. Проблемы юридической техники: Сб. статей. / Под ред. В. М. Баранова. -Н. Новгород. 2000. — С. 53−66.
  129. МП. О ценности обрядовой стороны уголовного судопроизводства // Государство и право. 1999. — № 8. — С. 87−92.
  130. V. Комментарии законов и постатейные материалы
  131. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б. С. Эбзеев: в 2 т. Т. 2: Защита прав и свобод граждан. М.: Юристъ, 2000. — 974 с.
  132. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Отв. ред. В.И. Радченко- под ред. В. Т. Томина. 4-е изд. перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2000. — 760 с. 1. VI. Диссертации:
  133. В.М. Теоретические и практические проблемы конституционного права на судебную защиту // Дисс. д-ра юрид. наук в форме научного доклада. М., 1997. — 51 с.
  134. В.М. Судебная власть на защите конституционного права в уголовном процессе//Дисс.. .канд. юрид. наук. М., 1998.-190 с.
  135. VII. Авторефераты диссертаций:
  136. Е.Б. Судебная власть: Конституционно-правовые аспекты//Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 1991. — 21 с.
  137. М.К. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам в уголовном процессе // Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. -М, 1988.-21 с.
  138. Бибило В Н. Социально-правовые основы правосудия по уголовным делам // Автореф. дисс.. .д-ра юрид. наук. Минск, 1995. — 41 с.
  139. В.В. Общетеоретические вопросы понятия фактической основы применения норм советского права // Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Свердловск, 1979. — 24 с.
  140. . О.В. Проблемы судебного контроля при возбуждении и предварительном расследовании уголовных дел. // Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 1996. — 21 с.
  141. П.А. Теоретические основы принятия решений в советском уголовном судопроизводстве // Автореф. дисс. .д-ра юрид. наук. -М., 1973.-40 с.
  142. И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации // Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 1997. -22 с.
  143. ВС. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам // Автореф. дисс.. .канд. юрид. наук. М., 1969. — 22 с.
  144. Н. Конституционный Суд и уголовное судопроизводство // Автореф. дисс.. .канд. юрид. наук. М., 1999. — 29 с.
  145. А. В. Правовая защита человека: Теоретический аспект // Автореф. дисс. .д-ра юрид. наук. СПб., 1997.-41 с.
  146. ИЗ. Применение в досудебных стадиях уголовного процесса конституционных норм, допускающих ограничение прав и свобод человека и гражданина // Дисс.. .канд. юрид. наук. М., 1998. — 280 с.
  147. П.М. Проблемы теории судебной защиты // Автореф. дисс. .д-ра юрид. наук. 1988. — 41 с. 1. VIII. Словари
  148. Конституционное право // Энциклопедический словарь. М., 2000. С. 569.
  149. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ско-го.-М., 1990.-494 с.
  150. Современный словарь иностранных слов / Сост. Е. А. Гришина. -М., 1993.- 739с.
  151. Словарь русского языка С. И. Ожегова / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М, 1988.-924 с.
  152. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. -М., 1989, Т.1.-699 с.
  153. Философская энциклопедия / Сост. П. Гайденко, Л. Новиков. -М., 1967. Т.4. 592с.
  154. Философский словарь. Сокращенный перевод с немецкого / Под ред. М. М. Розенталя. М., 1961. — 717 с.
  155. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 680 с. 1. УТВЕРЖДАЮ:
  156. Заместитель руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — начальник Правового управления Аппарата Совета Федерации-ВтВг^ьВИНАРЁВноября 2003 г. ч1. АКТо внедрении результатов диссертационного исследования
  157. Сидорова Вадима Ивановича по теме: Специализированный конституционный судебный контроль в уголовном судопроизводстве России"
  158. Высшее образовательное учреждение1. ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТг. Москва, ш. Фрезер, д. 10 индекс: 109 202
  159. Тел. (095)995−6663 Тел./факс (095) 171−2893
  160. ННОУ «Гуманитарный институт» Асташкина Н.В.бря 2003 г. о внедрении результатов диссертационного исследования Сидорова Вадима Ивановича по теме: «Специализированный конституционный судебный контроль в уголовном судопроизводстве России».
  161. Источники уголовно-процессуального права России", по теме № 2 «Уголонно-процессуальный закон»)
  162. Ректор Нижегородской правовой академии доктор юридических наук, профессор, заслуженный1. АКТвнедрения результатов научных исследований в учебный процесс
Заполнить форму текущей работой