Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление современными миграционными процессами на региональном уровне: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследуя цели и приоритеты миграционной политики России, в работе раскрываются особенности развития миграционной ситуации, свидетельствующие о приобретении этим процессом принципиально новых черт, имеющих остропроблемный характер и требующих совершенствования структуры и механизма социального управления с точки зрения его координирующих функций, организации постоянного участия со стороны… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
    • 1. 1. Миграция как социальное явление и объект государственного регулирования
    • 1. 2. Миграционные процессы как предмет социологического анализа
  • ГЛАВА II. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОСОБЕННОСТИ И РЕАЛИЗАЦИЯ
    • 2. 1. Основные характеристики и анализ миграционных процессов в России
    • 2. 2. Формирование современной парадигмы государственного регулирования миграционных процессов в Российской Федерации
    • 2. 3. Механизмы реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации
  • ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Характеристика миграционных процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
    • 3. 2. Предложения по разработке механизма регулирования миграции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Управление современными миграционными процессами на региональном уровне: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловливается ростом социальной значимости миграционных процессов в современном мире, необходимостью эффективного регулирования проблем миграции на государственном и региональном уровнях, необходимостью эффективного и бесконфликтного включения мигрантов в российский социум, а также недостаточностью исследований данной проблемы в отечественной социологии управления.

Современная миграция представляет собой производное социальное явление, обусловленное действием комплекса социально-экономических, политических, демографических, культурных факторов, активно влияющее на характер развития страны и ее регионов.

Российская Федерация на рубеже XX—XXI вв. оказалась вовлеченной в современные глобальные миграционные процессы. Сегодня Россия по масштабам притока трудовых и иных мигрантов занимает одно из первых мест в мировом сообществе стран. С 1990 по 2006 г. численность мигрантов различных категорий составила в нашей стране более 49,7 млн человек. Только в 2002;2007 гг. число людей, прибывших на новой место жительства в пределах России и из зарубежных стран, достигло почти 13 млн человек1. Россия оказалась не вполне готовой к приему вынужденных иммигрантов и к росту трудовой миграции из стран СНГ. К тому же она явно проигрывает в международной конкуренции с другими развитыми странами, имея в виду привлечение и использование квалифицированных трудовых ресурсов. В миграционных процессах тоже наблюдаются неблагоприятные качественные изменения, выражающиеся в «утечке умов» за рубеж. Выезд из нашей страны ученых и специалистов высокой квалификации на постоянное место жительства в Израиль, страны Западной Европы, США, Кацаду и другие развитые государства способствует усилению угроз экономической и научно.

1 Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008: Стат.сб./Росстат, — М., 2008, — С. 57. технической безопасности России.

В связи с этим руководство нашей страны неоднократно отмечало, что для решения проблем, касающихся экономического, социального и демографического развития страны, в современных условиях необходима эффективная миграционная политика.

Сегодня очевидной становится необходимость понимания миграционной политики как части социальной политики государства с использованием как имеющихся административно-ограничительных, так и стимулирующих мер. Из этого следует, что выработка современной миграционной политики и способов регулирования миграционных процессов возможна на основе методологии современного государственного управления, в основе которой — принципы системности, социальной выверенное&trade-, ориентированности на приоритеты национальной безопасности. Важнейшим инструментом реализации миграционной политики в миграционной сфере могут стать комплексные целевые программы, ориентированные на защиту интересов личности, общества и государства.

Не вполне благоприятная миграционная ситуация, складывающаяся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, требует также научного обоснования оптимизации управления миграционными процессами в интересах поддержания социальной стабильности в регионе.

Однако пробелы в законодательном регулировании прав мигрантов, бюрократический произвол чиновников по отношению к мигрантам, наличие обширного «теневого» рынка труда, неэффективность социального регулирования процессов миграции и ряд других причин обусловили возникновение существенных социальных противоречий. Одно из нихнесоответствие потребностей страны в заполнении свободных экономических и социально-демографических ниш внешними и внутренними мигрантами, с одной стороны, и качественно-количественными характеристиками миграционных потоков — с другой.

Механизм регулирования миграции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области включает в себя такие субъекты миграционной политики, как органы государственной власти и местного самоуправления, так и общественные организации, предприятия, учреждения, малые социальные группы, отдельные индивиды, участвующие в непосредственном решении данной проблемы, а также социальные институты, оказывающие на нее косвенное влияние. К первым относятся служба занятости и миграционные службы регионального и федерального уровня, Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники», Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) международного уровня, частные фирмы, занимающиеся трудоустройством. Ко вторым можно отнести такие социальные институты, как армия, церковь, образование. Легализация (гражданство, регистрация по месту жительства и/или по месту пребывания, аналог постоянной или временной прописки и получение официального статуса) вынужденного переселенца в принципе может осуществляться посредством так называемого формального, то есть сугубо правового механизма реализации прав переселенцевпри решении проблемы обустройства мигранты как бы выводятся из правового пространства и попадают во власть неформального механизма, основанного на связях, деньгах, взятках.

Таким образом, в условиях нарастания интенсивности миграционных процессов в современном обществе для формирования адекватной миграционной политики особую значимость приобретает дальнейшая разработка теоретических, методологических и организационных мер комплексного государственного регулирования миграцией.

Степень научной разработанности темы.

Миграционные процессы находятся в сфере внимания зарубежных и отечественных ученых уже со второй половины XIX века. В этот период формируются подходы к исследованию миграции как социального процесса.

Основы методологических подходов к исследованию миграции заложены в работах классиков социологической мысли: М. Вебера, Г. Зиммеля, К. Маркса, Р. Мертона, Т. Парсонса и др1.

Первые научные работы, посвященные непосредственно миграции, связываются с именем Е. Равенстайна. Он обобщил ряд эмпирических исследований в этой области и сформулировал одиннадцать правил миграции, используемых до сих пор. Последнее правило указывало на то, что экономические причины являются определяющими2.

После работ Е. Равенстайна миграционные процессы исследуются в основном в экономическом и демографическом ракурсах. Основное внимание зарубежных теоретиков в начале XX века привлекали вопросы влияния миграции на процессы индустриализации общества.

В исследованиях зарубежных социологов миграционная тематика стала более заметной лишь в 60-х гг. XX в. В их работах большей частью изучаются «притягивающие» и «выталкивающие» факторы миграции, анализируются системы связей между мигрантами, разрабатывается этнокультурный аспект миграции, что в дальнейшем отчасти перерастает в изучение вопросов мультикультурного общества, образующегося под воздействием миграционных процессов.

Зарубежными социологами (У. Льюис, Э. Ли, М. Критц, Дж. Коулмен, Д. Массей, М. Пиор, А. Портес, Э. Тейлор, М. Тодаро, С. Сассен, О. Старк) разработаны, ставшие уже классическими, социологические теории миграции.

1 См. напр.: G.Simmel. Philosophic des Geldes. Berlin, 1977; Т. Parsons. The Social System. London: Routledge and Kegan Paul, 1951.

2 Ravenstein E.G. The Laws of Migration/VJournal of the Royal Statistikal Society. 1885. XLVIII. Part 2- Ravenstein E.G. The Laws of Migration//JoumaI of the Royal Statistikal Society. 1889. LII. населения, анализирующие причины, факторы, а также механизмы саморазвития и самоподдержания миграции.

Глобализация миграции потребовала принципиально новых подходов к осознанию миграционной реальности. В зарубежной литературе появляются концепции, посвященные исследованию миграционных процессов как части глобальной социальной трансформации. К ним можно отнести работы американских и западноевропейских социологов Д. Массея, Ш. Глик, С. Каслза, Т. Файста и др.

Хотя российскими исследователями и осуществляется систематизация существующих в мировой социологической литературе теорий миграции населения и уточняется понятийный аппарат, однако работ, опирающихся на зарубежный опыт управления миграционными процессами, остается по-прежнему мало.

Проблема миграции населения в России, в отличие от западных стран, до недавнего прошлого не являлась предметом особого внимания. Тем не менее в России так же, как и за рубежом, исследования, посвященные миграционной проблематике, появились в конце XIX века.

В развитии российской миграционной науки можно выделить несколько этапов, характеризующихся существенными различиями в методологии проводимых исследований.

Это дореволюционный (со второй половины XIX века до 1917 г.). (Г.К. Гинс, А. А. Исаев, А. А. Кауфман и др.)'- советский период, который распадается на довоенную эпоху (1920;1930 гг.). (В.П. Вощинин, С. Г. Струмилин, И. Л. Ямзин и др.)" и послевоенный период, продолжавшийся до начала 1980;х гг. (Ж.А. Зайончковская, Т. И. Заславская, И. С. Матлин, А.В.

1 См. напр: Гипс Г. К. Переселение и колонизация. — СПб., 1913. Вып. 2. Кауфман А. А. Переселение и колонизация. — СПб., 1905; Исаев А. А. Переселения в русском народном хозяйстве. — СПб., 1891.

2 Ямзин II. J1., Вощинин В. П. Учение о колонизации и переселениях. — М.- Л., 1926; Струмгтин С Г. К перспективной пятилетке Госплана на 1925/27 — 1930/31 гг. // Плановое хозяйство. 1927. № 3.

Топилин, Б. С. Хорев, В.Н. Чапек)'. Эпоха перестройки (1985;1991 гг.) и постсоветский период (1990;е гг. до настоящего времени).

С начала 90-х гг. XX века значительная часть работ посвящается проблемам беженцев и вынужденных переселенцев, миграционным перемещениям на постсоветском пространстве2. В этот период среди опубликованных работ выделяется несколько направлений исследований в области миграции.

Среди них — изучение вопросов адаптации мигрантов и принимающего социумапроблемы конфликтных ситуаций (B.C. Белозеров, Ф. М. Бородкин, Р. А. Костин, Е. А. Мельник, А. В. Дмитриев, Е. А. Назарова, Г. У. Солдатова) — проблемы безопасности, связанные с миграционными процессами и др3.

Социологические подходы к проблемам миграции в той или иной степени исследовали Т. М. Регент, И. А. Романов, M.JI. Тюркин.4.

Большое внимание в современной научной литературе уделяется нелегальной миграции (Красинец Е.С., Тюрюканова Е. В1 и др)5, активно развивается этносоциологический подход к изучению вопросов миграции (Ю.В. Арутюнян, JI.M. Дробижева, А.А. Сусоколов). См.: Зайончковская Ж. А. Новоселы в городах.- М., 1972; Заславская Т. Н., Рыбаковский JI.JT. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом общества//Социологические исследования.- 1978.-№ 1- Машин И. С. Моделирование размещения населения, — М., 1975; Томилин А. В. Территориальное перераспределение трудовых ресурсов в СССР.- М., 1975; Хорев Б. С., Чапек В.II. Проблемы изучения миграции населения, — М., 1978.

2 Витковская Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы.- М., 1993; Вишневский А. Г. Миграционная ситуация в бывшем СССР в новом геополитическом контексте// Миграционная ситуация в Россиисоциально-политические аспекты: Программа по исследованию миграций, — М., 1994. Вып. 4- Регент Т. М. Российское государство —вынужденным переселенцам и беженцам, — М., 1998.

3 Бородкин Ф. М. Новое великое переселение народов — фактор региональной социальной ситуации//Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. — М., 1996., — № 2. Костин Р. А. Миграция: Этносоциальные и этнополитические проблемы: Автореф. дис. .д-ра социолог, наук. — СПб., 1997; Мельник Е. А. Этносоциальные и криминальные последствия вынужденных миграций//Этнополис. 1995. № 2- Дмитриев А. В., Слет{ов Н. С. Конфликты миграции.- М., 2004; Дмитриев А. В. Миграция: конфликтное измерение.- М., 2006; Назарова Е. А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграционной политики России: социологический анализ, — М., 1999.

4 Регент Т. М. Миграция в России: проблемы государственного управления.- М., 1999; Романов И. А. Миграционные процессы в современной России: вопросы теории и практики регулирования.- М., 2005; Тюркин M. J1. Концепция совершенствования миграционной системы Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 8.

5 См. напр.: Красинец Е. С., Кубшиин Е. С., Тюрюканова Е. В. Нелегальная миграция в Россию, — М., 2000.

В современной научной литературе обстоятельно анализируется международный опыт управления миграционными процессами (И.П. Цапенко, В. А. Ионцев, Е.С. Красинец). В трудах российских ученых уделено внимание влиянию международного трудового обмена на региональные рынки труда, на социально-экономическую и социально-культурную ситуацию в регионах Центра, Юга и Дальнего Востока России (А.Н. Каменский, В. И. Мукомель, М. В. Савва и др.).

Немало научных публикаций (А.Н. Каменский, А. В. Юревич и др.) освещают эмиграцию за рубеж российских специалистов, включающую их временный выезд на работу в другие страны и на постоянное место жительства за пределы нашей страны.

Пока еще недостаточно внимания уделяется в настоящее время разработке методологии и методики социологического изучения миграции как социального процесса, обоснованию методов социального управления для оптимизации миграционной политикив которой пока используются административные (запретительно-разрешительные) рычаги. В большей степени этими проблемами занимаются политологи, экономисты и юристы1. Распад СССР, возникновение зон открытых массовых конфликтов, отток населения из отдаленных районов страны в центр обусловили направление этих исследований.

Анализ современной миграционной ситуации показывает, что в новых условиях отдельные, зарекомендовавшие себя как наиболее результативные, меры государственного воздействия не могут быть применены, учитывая переход к правовому демократическому обществу и развитие рыночных отношений. Опыт зарубежных стран без серьезной адаптации также не может быть использован в России" .

1 См. напр.: Заниянц С. Р. Миграционная политика Российской Федерации (1991;2007 гг.). Дис.канд. полит, наук. — СПб., 2008; Брук С. И., Кабузан В. М. Миграционные процессы в России и СССР, — М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 1991. См.: Регент Т. М. Проблемы государственного управления миграционными процессами в России. Дис. д-ра экон. наук, — М ., 2001. С. 6.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в России сегодня хотя и накоплен определенный опыт в исследовании миграционной проблематики, многие вопросы остаются недостаточно разработанными. Решены далеко не все принципиальные вопросы методологического и концептуального характера, связанные с раскрытием сущности миграции населения, механизмов эффективного управления ею, выявление причин ее возникновения, приемов измерения ее интенсивности и результативности. Открытыми остаются такие проблемы, как процесс управления миграцией, социально-трудовыми перемещениями, воздействием миграции населения на формирование рынка труда.

В данной диссертационной работе мы рассматриваем процесс управления миграционными процессами через призму взаимодействия государственных органов управления и негосударственных (общественных) структур.

Основная гипотеза исследования заключается в том предположении, что современные миграционные процессы имеют выраженную региональную специфику, связанную со структурными особенностями экономики региона. Доминирующие экономические и социальные факторы определяют характер неорганизованной формы миграции. Стабильная обстановка в регионе зависит от ряда объективных условий и субъективных факторов и может поддерживаться благодаря комплексному управлению миграционными процессами.

Объектом исследования выступает миграция как сложное и противоречивое социальное явление.

Предметом исследования являются особенности управления миграционными процессами.

Основная цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе анализа социологических аспектов миграционного процесса выявить особенности управления миграционными процессами в современном российском обществе и выработать практические рекомендации по совершенствованию механизмов реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предполагается решение основных задач:

— обобщить теоретические и методологические основы миграции населения;

— исследовать причины миграции и их историческую обусловленность, а также выявить условия, влияющие на миграционные процессы;

— определить современные тенденции в управлении миграционными процессами;

— проанализировать основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в РФ, Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

— изучить характеристики миграционных процессов в Ленинградской области и на основе результатов исследований внести конкретные предложения по совершенствованию системы регулирования миграции в Ленинградской области.

Теоретические и методологические основы. Автор диссертационного исследования исходит из системного представления об обществе и функциональности его институтов как главной предпосылки анализа данных. Диссертационное исследование базируется на общенаучных подходах, позволяющих рассматривать миграционные процессы как социальное явление, для изучения и управления которыми необходимо применение теоретических и эмпирических методов познания. Автор использовал методы анализа, аналогии, классификации, статистический метод, а также описания, сравнения.

Институциональный подход рассматривает миграционную мобильность как межинституциональную научно-практическую проблему. Учитывались теории трехстадийности миграционных процессов, теория «притяжения-выталкивания», ассимиляционная теория, культурологическое и этносоциологическое направления социальных изменений, административная теория и т. д.

Общетеоретическую основу составляют работы исследователей проблемы миграции, монографии, диссертации и авторефераты диссертаций, публикации в научных журналах, средствах массовой информации, официальные документы.

Эмпирическую базу исследования составили оценка масштабов и динамика миграции населения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области осуществленные на базе данных Всероссийских переписей населения и материалов, публикующихся как. в ежегодниках Росстата, так и отчетах по Санкт-Петербургу и Ленинградской областизаконы, изаконодательные актыданные государственной статистики, материалы Федеральной миграционной службы Санкт-Петербургаопубликованные документы правительственных органов и государственные миграционные программыматериалы периодических изданий. Диссертантом проведен вторичный анализ социологической информации, а также представлены данные, полученные в результате личного опыта проведения социологических исследований в соответствии с целью и задачами представленной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации:

— уточнены теоретико-методологические и социологические подходы к пониманию миграции;

— исследована специфика миграции населения как одного из процессов, определяющих развитие российского общества;

— на основе анализа причин миграционных процессов на уровне региона выявлены наиболее эффективные методы государственного регулирования по снижению негативных последствий миграционных процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

— на основе анализа проведенных социологических исследований определены тенденции развития управления современными миграционными процессами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

— внесены конкретные предложения по регулированию миграционных процессов, способствующих формированию стабильной миграционной ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Положения, выносимые на защиту:

1. Управление миграцией населения — непременный атрибут и основной элемент государственной политики, наряду с такими ее составляющими, как региональная политика, национальная политика, социальная политика, инвестиционная политика и т. д. Современное миграционное законодательство России формируется^ под влиянием различных тенденций: необходимость реагирования на быстро меняющуюся ситуацию в сфере миграции, постоянный поиск оптимальных правовых установок, реализация прав мигрантов.

2. Научное управление современными миграционными процессами возможно через понимание и практическое использование научных знаний, составляющих теоретическую базу управленческой практики. Интегрирующим в изучении миграционных процессов должен стать социальный подход, способствующий выработке управленческих решений с учетом интересов, ценностей и потребностей непосредственных участников миграционного процесса — мигрантов, отдающего и принимающего обществ.

3. Рекомендации по реализации региональной миграционной политики через создание государственного института, в полном1 объеме занимающегося всеми аспектами миграции, способствующие решению проблем, связанных с современными миграционными процессами, вызывающими проблемы социального, экономического, политического и этнонационального характера.

4. Предложениями по приоритетным направлениям регулирования миграционными процессами в современной России на региональном уровне являются: формирование сфер занятости, привлекательных для определенных категорий мигрантовуточнение и закрепление системы социальной поддержки мигрантовформирование эффективной информационной политики в миграционной сфересоздание системы социально-психологической адаптации и интеграции мигрантов.

Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренные положения в процессе диссертационного исследования могут быть использованы:

— при разработке и реализации региональных, муниципальных программ в сфере миграционной политики;

— в ходе организации и проведении научно-практических конференций;

— при разработке и написании учебно-методических пособий;

— при подготовке лекционных курсов и спецкурсов по специальностям «Социология управления», «Теория и практика социальной работы», «Демография», «Социальные проблемы занятости», «Занятость населения и ее регулирование» по специальности 40 201 «Социология».

Апробация результатов исследования. Основные положения и идеи диссертации были изложены автором в 11 публикациях. Отдельные положения работы были представлены на нескольких научных конференциях и семинарах, в которых автор принимал участие в 2004;2008 гг. (Санкт-Петербург, Чебоксары). Выводы, полученные в ходе исследования, внедрены в учебный процесс СПбГИЭУ и филиала СПбГИЭУ в г. Чебоксары, апробированы в практической деятельности органов социальной защиты г. Тихвина Ленинградской области.

Структурно диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, трех приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Управление миграцией населения рассматривается как сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.

В исследовании осуществляется социологический анализ процесса миграции на материалах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, анализируются новые тенденции в развитии миграционных процессов, произошедшие в Российской Федерации в период проведения реформ, и образовавшие специфическое проблемное поле теории и практики современного социального управления. Типология миграционных потоков не может быть универсальной, поскольку невозможно концептуально отразить ч сложности индивидуальных решений о миграции. Тем не менее, целесообразно выделить наиболее актуальные миграционные потоки, воздействующие на Россию: миграцию между Россией и ближним зарубежьеммиграцию внутри России.

На основе современных исследований миграционных процессов диссертантом сделан вывод о том, что самые существенные изменения в 1990;е гг. претерпели миграции между регионами России. Санкт-Петербург и Ленинградская область исторически являются крупнейшими центрами развития миграционных процессов и миграционного притяжения не только в России, но и на европейском континенте. Характер, направленность, тенденции развития миграций на региональном уровне тесно связаны с активизацией миграционного движения населения на постосоветском пространстве в целом и как на территории России, так и на региональном уровне.

Диссертант акцентирует внимание на том, что на разных исторических этапах в миграционных процессах нашей страны преобладала та или другая их составляющая (эмиграционная или иммиграционная), которая и определяла в целом миграционную политику государства и роль социального управления в анализируемый период. В настоящее время наиболее заметной проблемой миграционного движения представляется именно иммиграционная составляющая. Она сопровождается возникновением напряженности в местах вселения отдельных этнических групп. Причина заключается в изменении структуры внешней миграции в Россию: наряду с возвращением русских, начиная с 1993 года заметно активизировалась иммиграция в Россию представителей национальных республик нового зарубежья. Основу миграционного потока в настоящее время составляют трудовые мигранты.

Разносторонний подход к рассмотрению процесса иммиграции позволяет выявить две его ипостаси: «положительную» и «отрицательную». В «последние годы миграция как явление стала приобретать в России черты организованного процесса, чему способствовало совершенствование ее правовой основы.

В настоящее время в РФ действует 57 федеральных законов, регулирующих проблемы миграции, в том числе ключевое значение имеет принятый в 2006 г. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (№ 109 ФЗ).

На региональном уровне принимающие сообщества имеют дело с группами населения, обладающими совершенно определенными социальными, культурными, этническими и религиозными характеристиками, умеющими взаимодействовать с другими людьми, организовывать свою повседневную жизнь и различные формы социальной активности в том виде, который был ими усвоен и опробован в практике в социокультурных, этнических средах их выхода — на родине. Миграция, в этом случае, не может рассматриваться лишь как движение рабочей силы. Это движение значительных по численности людей, несущих в новые страны и регионы свои стереотипы поведения, привычки, мораль и готовность (либо неготовность) воспринимать и адекватно понимать новый мир людей, в который они устремляются.

Следует продолжить научное осмысление влияния миграционных потоков на российское общество, за счет чего повысится эффективность административного и социального управления миграционными процессами, а также необходима разработка целевых программ реализации потенциала внешней и внутренней миграции населения, направленных на улучшение демографической ситуации в России, преодоление грозящей ей депопуляции и решение социально-экономических задач.

Исследуя цели и приоритеты миграционной политики России, в работе раскрываются особенности развития миграционной ситуации, свидетельствующие о приобретении этим процессом принципиально новых черт, имеющих остропроблемный характер и требующих совершенствования структуры и механизма социального управления с точки зрения его координирующих функций, организации постоянного участия со стороны государственных, общественных и коммерческих структур. Однако в ходе практического воплощения данной задачи возникает целый ряд проблем. Одна из них связана с необходимостью социального управления, введения социальных процессов в конструктивное, социально приемлемое русло. В этой связи диссертант подчеркивает, что государственное управление в большей степени должно выступать составной частью собственно социального управления и более предметно реализовываться в государственной миграционной политике.

Развитие миграционной ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в целом соответствует основным тенденциям миграционных процессов в России, однако петербургский регион имеет некоторые особенности. Во-первых, к началу 2000;х гг. эмиграционный отток населения превышает миграционный прирост. Сокращение численности традиционных" для Санкт-Петербурга этнических групп происходит на фоне усугубляющихся демографических проблем и возрастающего притока мигрантов из республик Центральной Азии и Закавказья. Можно говорить о том, что в настоящее время в Санкт-Петербурге (аналогичные процессы идут также и в Ленинградской области) происходит постепенное замещение одних этнических групп другими. Следует отметить, что миграционный прирост за счет притока населения центральноазиатских республик, Азербайджана и Грузии не компенсирует потери населения.

Очевидна необходимость во внешних мигрантах, обладающих высоким трудовым и социально-культурным потенциалом. Однако, как известно, в составе прибывающих в регион мигрантов, преобладают лица, имеющие низкий уровень образования, квалификации, со слабым знанием русского языка, норм общения и правил проживания в нашей стране, культуры российского населения. Все это затрудняет их трудовую и социально-культурную адаптацию, обусловливает рост социальной напряженности в регионах, где высоки показатели миграционного притока.

В социологическом подходе к изучению миграции важно ориентироваться на суть этого феномена, заключающуюся в том, что миграционные процессы влекут за собой системные изменения социумаинституциональные, демографические, этнические, психологические, культурные, экономические, политические. Вследствие этого социологический подход к миграционному феномену может быть только комплексным, включающим все перечисленные аспекты. Лишь в этом случае достигается целостное понимание миграции населения как социального явления, дающего возможность установить критерии и показатели этого явления — координаты его оценки и измерения.

Необходимое в социологии миграции выстраивание этих координат должно опираться на понимание общего механизма воздействия миграционных процессов на социальные процессы. Это воздействие носит не локальный и односторонний, а системный и многосторонний характер.

Если согласиться, что миграционные процессы, в том числе вынужденная и нелегальная миграция, характеризуют естественную динамику общественной системы, то придется согласиться и с тем, что главная проблема миграционных процессов — это проблема управления ими, т. е. проблема государственного управления.

Анализ и прогноз современной миграционной, демографической и социально-экономической ситуации и перспектив ее развития показывают, что миграционные процессы в ближайшем будущем будут приобретать для российского государства все большую значимость. Необходима разработка государственной миграционной политики, которая носила бы целостный характер, была увязана с перспективами экономического и социального развития страны, а также с демографической политикой, и являлась полноценной составной частью внутренней и внешней политики России.

Совершенствование управления миграцией должно идти в двух направлениях.

1. В направлении общей либерализации миграционной политики и упрощения бюрократических процедур.

2. В направлении четкого разделения функций между различными уровнями власти, повышения самостоятельности субъектов и муниципальных органов в принятии решений.

Для совершенствования миграционной политики на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области представляется целесообразным разработать региональные программы (комплексные меры, планы мероприятий) по осуществлению миграционной политики, совершенствованию межнациональных отношений и профилактике проявлений экстремизма и терроризмаопределить координатора из числа структурных подразделений органов исполнительной власти по реализации региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежомпринять нормативно-правовые акты по созданию специальных учреждений для иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению, депортации и экстрадиции за пределы Российской Федерациивосстановить систему выдачи долгосрочных ссуд и субсидий на приобретение жильянеобходимо создание Центра временного размещения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. (В соответствии с Федеральным законом «О беженцах» лицо, получившее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории России, имеет право на получение направления в Центр временного размещения) — планирование привлечения мигрантов специальностей, востребованных в регионеконсультирование вынужденных переселенцев, определение их профессиональной ориентации в целях выявления их возможностей для деятельности в качестве предпринимателейформирование толерантного сознания общества через СМИ и общественные организации.

Подчеркивается, что деятельность государственных органов в регулировании миграции должна осуществляться с привлечением к данному процессу негосударственных структур, являющихся рыночным инструментом, способными стать соединяющим звеном между интересами государства, работодателей и мигрантов.

Следует отметить, что при разработке рекомендаций по выработке и совершенствованию миграционной политики, необходимо иметь в виду большое познавательное и практическое значение исторического опыта в осуществлении миграционной политики в России и СССР. Кроме того, необходимо принимать во внимание практику осуществления миграционной политики в других странах. Но огромное значение имеет учет социально-экономических и политических условий, в которых данная политика разрабатывается, и тех социальных задач, которые стоят перед Россией в будущем.

Эффективное регулирование миграционных процессов должно войти важнейшей составной частью в стратегию экономического и социального развития России, также и на региональном уровне, и именно в таком контексте оно может стать реальным. Необходимо переходить к поэтапной разработке Комплексной программы регулирования миграционных процессов в Российской Федерации на основе Федеральной миграционной программы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  2. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4528−1 «Обеженцах» (с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7августа 2000 г., 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 22августа 2004 г., 18 июля 2006 г., 30 декабря 2006 г.).
  3. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530−1 «Овынужденных переселенцах» (с изменениями от 20 декабря 1995 г., 7августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2006 г.).
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изменениями от 1 декабря 2007 г.).
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 6 января 2007 г.).
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции».
  7. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря^ 1993 г. № 2145 «О мерах по введению иммиграционного контроля».
  8. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (с изменениями от 5 октября 2002 г.).
  9. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в
  10. Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
  11. Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 403 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам государственного управления в области миграционной политики».
  12. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
  13. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 01 марта 1993 г. № 173 «Об утверждении Положения о Федеральной миграционной службе России».
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1020 «Об утверждении Положения об иммиграционном контроле».
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. № 106 «О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья».
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября1997 г. № 1414 «О Федеральной миграционной программе на 19 982 000 годы».
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января1998 г. № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (с изменениями от 31 октября 1998 г., 2 февраля 2000 г.).
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2000 г. № 740 «Об утверждении Положения о Министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской
  19. Федерации» (с изменениями от 1 августа, 24 сентября 2001 г., 28 июля 2005 г.).
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации».
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании».
  22. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. № 453 «О Правительственной комиссии по миграционной политике» (с изменениями от 18 декабря 2003 г.).
  23. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2004 г. № 493 «Некоторые вопросы Федеральной миграционной службы».
  24. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 октября 2001 г. № 2007-III ГД «О мерах по борьбе с незаконной миграцией и упорядочению миграционных процессов на территории Российской Федерации».
  25. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. № 256-р «Об одобрении Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».
  26. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. № 1270-р «О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года».
  27. Приказ МВД России от 15 мая 2002 г. № 445 «Об утверждении Положения о Федеральной миграционной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
  28. Приказ МВД России от 10 августа 2002 г. № 758 «Об утверждении Положения о порядке приобретении жилых помещений, предоставляемых МВД России для постоянного и временного проживания вынужденных переселенцев».
  29. Приказ МВД России от 14 апреля 2003 г. № 25Q «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство».
  30. Приказ ФМС России от 10 апреля 2001 г. № 31 «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев».
  31. Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и ГТК РФ от 20 января 2004 г. № 7/2−121к-03 «О состоянии законности в сфере миграционных правоотношений».
  32. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2004 № 1443 «О выделении дополнительных помещений для временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации».
  33. Постановление Правительства Ленинградской области от 24 февраля 2005 г. № 37 «О Концепции демографического развития
  34. Ленинградской области на период до 2010 года».
  35. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета, 2004. 27 мая. № 109. С.З.
  36. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета, 2005. 26 апр. № 86 С.2−3.
  37. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета, 2006. 11 мая. № 97 С.2−3.
  38. Конвенция ООН о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.).
  39. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (Москва, 6 марта 1998 г.).
  40. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Принят Государственной Думой РФ ФС РФ 20.12.2001.
  41. Конституция Российской Федерации. Новосибирск. 2003.
  42. Концепции демографической политики России в XXI веке. М., 2005.
  43. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 № 256−1.
  44. Постановление Совета Министров Союзного государства от 29 октября 2005 г. № 23 Об Основных направлениях миграционной политики на территории государств участников Договора о создании Союзного государства.
  45. Федеральный закон Российской Федерации 1993 г. № 4528−1 «О беженцах».
  46. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» (ред. от 30.06.2003).
  47. Федеральный Закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
  48. И. И. История экономических учений. Лекция 2. М., 2004.
  49. B.C. Социальные проблемы вынужденной миграции: состояние и пути решения (на материале современной России). М., 1994.
  50. X. Интеракция, идентичность, презентация // Введение в интерпретативную социологию. — СПб.: Алтейя, 2001.
  51. Антология русской классической социологии / Под ред. Д. С. Клементьева, Л. Н. Панковой.- М.: Изд-во МГУ, 1995.
  52. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. — М.: Аспект Пресс, 1998.
  53. А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. I: От прошлого к будущему. 2-е изд. -Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998.
  54. А. С. Диалектика урбанизации и миграции в России. // Общественные науки и современность. 2000. № 1.
  55. Е.М. Социология управления. — Мн.: Тетра-Системс, 2006.
  56. И. А. Вынужденная миграция как социальный процесс:проблемы исследования и регулирования: Автореф. дис.канд.социолог, наук.- Уфа, 1997.
  57. М.С. Международные миграционные процессы: аналитический обзор // Социология. 2007. № 3−4.
  58. Большой энциклопедический словарь. 2 изд., перераб. и доп./ Под ред. A.M. Прохорова. М.: Большая Российская энциклопедия- СПб.: Норинт, 2000.
  59. С.К., Колесое Д. В. Миграция (сущность и явление). — М.: НПО «МОДЭК», 2004.
  60. С.И., Кабузан В. М. Миграционные процессы в России и СССР. -М.: Ин-т науч. информ. по обществ, наукам РАН, 1991.
  61. Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001.
  62. Г. С. Миграция и занятость населения России. — СПб: Петрополис, 1998.
  63. Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. -М., 1993.
  64. А. Альтернативы миграционной стратегии//Россия в глобальной политике. Т.2, № 6, 2004. ноябрь-декабрь
  65. Я.Т., Минина В. Н. Социологический подход к исследованию управления //Управление: социально-философские проблемы методологии и практики /Под общей ред. О. Я. Гелиха, В. П. Соломина, К. В. Султанова и др. СПб.: Изд-во «Книжный дом», 2005.
  66. О.Д., Скоробогатько О. Научное обеспечение управления миграцией // Миграция. 1997.
  67. О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории РФ: Аналитический Вестник Совета Федерации Федерального Собрания
  68. РФ. № 9. Сер.: Основные проблемы социального развития России. -М., 2003.
  69. Н.А. Миграционное законодательство Российской Федерации и проблемы прав человека. Круглый стол: проблемы, дискуссии, предложения. / Международная правозащитная ассамблея. М., 2002.
  70. Время жить в России: Из выступления Владимира Путина на Совете безопасности // Российская газета. 18 марта 2005.
  71. Э. Социология /При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. — М.: Едиториал УРСС, 2005. Гл. 12−14, 20.
  72. Г. К. Переселение и колонизация. СПб. Вып. 2. 1913
  73. Глобальные тенденции в миграции: теория и исследования международного движения населения // Социально-экономические проблемы международной миграции рабочей силы: Реферат.сб. М., 1988.
  74. ВД. Социология управления. М.: КНОРУС, 2008.
  75. А.Б. Миграционная политика в современной России: опыт и перспективы. М., 2004.
  76. Д. Д. Современная миграционная ситуация в Центральной России. — М.: Ин-т соц.-полит. исследований, 2004 .
  77. М.Б., Ионцев В. А., Хорее Б. С. Миграциология М.: Изд-во МГУ, 1989.
  78. А.Р. Миграция населения как фактор социальной напряженности в обществе (социологические аспекты) // Междисциплинарный научно-практический журнал. 2008. № 3.
  79. А.Р. Миграция населения: социальная сущность и влияние на общественные процессы в мире и в современном российском обществе (социологический анализ). Автореф. дис. д-ра социолог, наук.- М., 2009.
  80. А.В., Слепцов Н. С. Конфликты миграции. М., 2004.
  81. П.В. Миграционные процессы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 1990−2005 гг. (влияние этнических группиммигрантов на социальную стабильность в регионе). Дис.канд.социолог, наук.- СПб., 2006.
  82. JI.M. Проблемы этнической толерантности в условиях роста этнического самосознания народов Российской Федерации. // Толерантность в общественном сознании России. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1998.
  83. Т.А. Проблемы регулирования иммиграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации//Регионология. 2007. № 1.
  84. .А. Новоселы в городах. М., 1972.
  85. Т.И. Российское общество на социальном изломе. Взгляд изнутри. М.: ВЦИОМ, Моск. высш. шк. социальных и экон. наук, 1997.
  86. Т. И., Рыбаковский JI. Л. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе. СОЦИУС.1978.№ 1.
  87. В. Буржуа.- М., 1994.
  88. В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: МАКС-Пресс, 1999.
  89. В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: МАКС-Пресс. 1999.
  90. Инновационные социальные технологии устойчивого развития / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, Г. Т. Галлиев. — Уфа, 2003.
  91. А.А. Переселения в русском народном хозяйстве. — СПб., 1891
  92. История буржуазной социологии XIX-начала XX века: Ереван Изд-во Ереван, ун-та, 1986.
  93. В.М. Естественный прирост, миграция и рост населения Европы и Российской империи в XVIII начале XX века. // Отечественная история. 2001. № 5.
  94. АЛ. Переселение и колонизация. СПб., 1905
  95. Т.М. Повседневная деятельность горожан в показателях бюджета времени (1965−2004 гг.)// Социологические исследования. 2006. № 9.
  96. Г. И. Миграция населения в города и этнические процессы. Мн., 1985.
  97. В. Теория, практика и искусство управления. М.: ИНФРА-М, 2001.
  98. JI.B. Перемещение населения между городом и селом в условиях урбанизации. Новосибирск, 1982.
  99. А.И. Основы социологии: Учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга М.: Логос. 1998.
  100. Е.С., Кубишин Е. С., Т/орюканова Е. В. Нелегальная миграция в Россию. М.: ACADEMIA, 2000.
  101. Н.Н. Миграционные перемещения на территории России до распада СССР: основные тенденции. // Миграция в России: проблемы правового обеспечения. Саратов: СЮИ МВД России, 2001.
  102. О.В. Методологические проблемы изучения народонаселения. -М., 1975.
  103. В.А. Социальная экспертиза. М.: Институт молодежи, 1996.
  104. И. С. Моделирование размещения населения. М., 1975.
  105. Методология и методы изучения миграционных процессов / Под ред. Ж. Зайчонковской, И. Молодчиковой, В. Мукомеля.- М., 2007.
  106. Миграционный режим: нарушения и санкции// Миграция и гражданство. 2003. № 2(5).
  107. Миграция и рынки труда в постсоветской России / Под ред. Г. Витковской.- М., 1998.
  108. Миграция и национальное государство / под ред. Т. Бараулиной и О. Карпенко.-СПб.: Центр независимых социолог, исслед. 2004.
  109. Миграция и новые диаспоры в постсоветских государствах/Отв. ред. В. А. Тишков. М., 1996.
  110. В. М. Территориальное движение населения. М., 1985.
  111. Н.В. Возможные причины снижения иммиграции в Россию в 2000—2001 годах. // Вопросы статистики. 2003. № 5. С. 47−50.
  112. У. Наука об управлении. М., 1974.
  113. В.И. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. М.: Диполь-Т, 2005.
  114. Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграционной политики России: социологический анализ. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999.
  115. Г. Н., Пыж В.В., Фролов А. Е. Геополитика и национальная безопасность России: Монография. Череповец, 2007.
  116. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года: Науч. изд. в 2 кн./Воронцова С.Д., Григорьев М. Н., Климов С. М. и др. СПб.: «Знание», 2003.
  117. Основы современного социального управления. М.: Экономика, 2000.
  118. В.И. Миграция населения и демографическое будущее России, / Под общ. ред. Г. Ю. Семигина. М.: ИСПИ РАН, 2003.
  119. В.Н. Трудовые мигранты и принимающее общество: проблемы институциональных согласований// Трудовая миграция. Вопросы управления и защиты прав трудящихся-ми фантов в России: Сб. ст./ Гл. ред. В. А. Ионцев. М., 2005.
  120. В.Н. Методология институционализма в исследовании миграционных процессов//Этнические мигранты в принимающем обществе. 4.1. Методология и теория исследования толерантности и мигрантофобии / Под ред. В. Н. Петрова. Краснодар, 2005.
  121. В. В. Население и география. М.: Мысль, 1978.
  122. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 10.05.2006.
  123. Г. А. Внутрипроизводственные резервы. М., 1954.
  124. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности/Под ред. Г. У. Солдатовой.-М., 2002.
  125. Т.М. Миграция в России: проблемы государственного управления.-М., 1999.
  126. И.А. Миграционные процессы в современной России: вопросытеории и практики регулирования. Автореф. дис.канд. социолог.наук.- М., 2006.
  127. И.А. Миграционная политика: проблемы целевого переселения, // Вестник Московского университета, Сер. 12 Политические науки. 2004. № 5.
  128. И.А. Особенности государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке, // СОЦИС. 2004. № 11.- 52−56
  129. JJ.JI. Миграция населения (вопросы теории): Монография. М.: ИСПИ РАН, 2003.
  130. JI.JI. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса.- М., 2001.
  131. Л.Л. Миграция населения: Прогнозы, факторы, политика.-М., 1987.
  132. Л.Л. Региональный анализ миграций. М., 1973.
  133. С.В., Кожевникова Н. И., Харлаиова Н. Н. и др. Современные миграционные процессы в приграничных районах России. — М., 2003.
  134. Н. Социология. М.: Феникс-Пресс, 1994.
  135. Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности: Материалы регион, науч.-практ. Конф. (29−30 мая 2002 г.) / Под общ. ред. Ю. Г. Ефимова и В. М. Вабелина.- Ставрополь: СГАУ, 2002.
  136. Современная западная социология. М.: Политиздат, 1990.
  137. Социология политики и управления. Сб. Стат. /Под ред. J1.T. Волчковой. СПб.: ООО «Книжный дом», 2002.
  138. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основыне направления, проблемы.- СПб., 2004.
  139. С.Г. К перспективной пятилетке Госплана на 1925/27 -1930/31 гг. // Плановое хозяйство. 1927. № 3.
  140. С.Г. Избранные произведения. В 5 т. Т.1. Статистика и экономика.- М.: Наука, 1963.
  141. Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие // МЭМО. 1998. № 7.
  142. А.В. Социология управления. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2007.
  143. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935- Т. 2. М., 1938- Т. 3. М., 1939- Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947—1948 гг.) — Репринт, изд.- М., 1995- М., 2000.
  144. А.В. Территориальное перераспределение трудовых ресурсов в СССР. М., 1975.
  145. M.JJ. Концепция совершенствования миграционной системы Российской Федерации // Право и политика. 2004.
  146. M.JJ. Стратегия развития миграционной политики в России. // Россия в глобальной политике. Т.З. 2005. № 1, январь-февраль
  147. M.JI. Сущность, структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2004. № 9.
  148. М.В. Социология управления.- М.: ИНФРА-М, 1998.
  149. Управление организацией: Энциклопедический словарь.- М., 2001.
  150. А. Р. Миграционная политика в современной России: федеральный и региональный аспекты.- Уфа, 2007.
  151. А.Р. Особенности миграционных процессов в современном российском обществе: региональный аспект / Этнос. Общество. Цивилизация: Кузеевские чтения: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 29 сентября 2006 г. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006.
  152. А., Эмерсон Г., Форд Г. Управление — это наука и искусство. -М.: Республика, 1992.
  153. А. Общее и промышленное управление. М.: Контроллинг, 1992.
  154. Ю. К истории нашей закрытости. Законодательные основы советской иммиграционной и эмиграционной политики.- М.: Терра, 1991.
  155. И.А. Социально-экономические аспекты влияния миграционных процессов на рынок труда и региональное развитие территории//Миграционные процессы в условиях глобализации общества: Материалы науч.- практ. ко’нф. Краснодар, 2006.
  156. А. У. Определение и классификация форм миграции населения,//Демографические тетради. Вып. 4. Киев, 1974.
  157. .С., Чапек В. Н. Проблемы изучения миграции населения. Статистико-географические очерки. М.: Мысль, 1978.
  158. .С. Городские поселения СССР. М., 1968.
  159. В.Н. Миграция и стабилизация трудовых ресурсов села. — Ростов-на-Дону, 1983.
  160. Г. Ф. Очерк колонизации Сибири со второй половины XIX века начала XX века// Очерк по истории колонизации Севера и Сибири. — 1922. Вып. 2- Ямзин. И.Л., Вощинин В. П. Учение о колонизации и переселенцах. — М.- Л., 1926.
  161. М.А. Сезонная и постоянная миграция населения в сельском районе: Комплекс, социолого-статист. исслед./Отв. ред. акад. Т. П. Заславская. М., 1991.
  162. JI. JI. Моделирование миграций населения в районе. Автореф. Дис.канд. экон. наук. М., 1975.
  163. А.Е. Миграционная политика в современной, России: Дис. канд. полит, наук. -М., 1996.
  164. Т.Н. Социология миграции: к концепции новой специальной социологической теории//Тезисы Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». -СПб., 2000.
  165. Т.Н. Типология миграционных процессов: социологический подход: Ученые записки//Научно-теоретический журнал Московского государственного социального университета. 2003. № 5.
  166. Т.Н. Социология миграции: предметное поле // Социология. Социальность. Современность. Вып. 7.М.: Союз.2001.
  167. И.Л., Вощинин В. П. Учение о колонизации и переселениях. — М.- Л., 1926.
  168. Lewis W. Economic development with unlimited supplies of labor // The Manchester School of Economic and Social Studies. 1954. № 22.
  169. Ravenstein E.G. The Laws of Migration // Journal of the Royal Statistical Society. 1885. № 48.
  170. Wallerstein I. The Modern World Systi, Capitalisl Agriculture and the Origins of the European World Economy in the Sixteenth Century. New York: Acadiic Press, 1974.
  171. Hagerstrand T. Innovation diffusion as a spatial process. Chicago: University of Chicago Press, 1968.
  172. Frey M., Mammey U. Impact of migration in the receiving countries: Germany.- Geneva: IOM, 1996.1. Интернет-ресурсы:
  173. Агентство социальной информации — www.asi.org.ru2. ВЦИОМ— www.wciom.ru
  174. Журнал «Телескоп» www. teleskop-iournal.spb.ru
  175. Институт социологии РАН www.isras.ru
  176. Левада-центр www.levada.ru
  177. Официальный сайт Федеральной миграционной службы России. -www.fms.gov.ru
  178. Официальный сайт Управления миграционной службы Санкт-Петербурга www.ufms.spb.ru
  179. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru
  180. Совет Федерации Федерального Собрания РФ www.council.gov.ru
  181. Центр стратегический исследований Государство и антропоток www.antropotok.archipelag.ru11 .Электронная версия бюллетеня Население и общество wvvw.demoscope.ru
  182. Электронный журнал «Рынок труда России» www.rutrud.ru
Заполнить форму текущей работой