Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социокультурные факторы межэтнических отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо этого, значимость деятельности языкового фактора значительно повышается в рамках полинациональных сообществ, обладающих устойчивой системой воздействия социокультурных факторов, причем в отношении каждого актора этнопросгранства степень и значимость деятельности факторов национального языка и культуры, определяется не только исходя из его особенностей воздействия его системы… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.&bdquo
  • ГЛАВА1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КОНФЛИКТНОГО ТИПА
    • 1. 1. Межэтнические взаимоотношения конфликтного типа
    • 12. Уровни противоречий в рамках межэтнического взаимодействия.>
  • ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ И ИХ ПРИМЕНИМОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП
    • 2. 1. Эмпирические схемы идентичности и их применимость в отечественных социологических исследованиях этнических групп
    • 22. Эмпирические схемы идентичности и их применимость в европейских социологических исследованиях этнических групп
    • 23. Эмпирическая интерпретация понятий и категории

Социокультурные факторы межэтнических отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аюуальносгь темы исследования. Глобализация сопровождается ростом и обострением межэтнических отношений. Необходимость разработки методологии исследования, обновления эмпирических моделей межэтнических взаимодействий обусловлена неспособностью существующих понятий и принципов дать нечто большее, чем общую картину этнокультурных конфликтов и противоречий. Остаются нераскрытыми процессы, происходящие в глубинных структурах этносов и этнических отношений, ощущается дефицит детализирующих эвристических схем.

Глубинное изучение конфликтов и противоречий является необходимым потому, что противоречия разных уровней, являющиеся неотъемлемой частью любою межэтнического взаимодействия, могут трансформироваться в кризисные и трудноразрешимые ситуации. Шанс преодоления этих ситуаций связан с разработкой структурных схем этносов, варьирующихся в контексте рассматриваемой территории и обретающих конфигурацию эмпирических моделей.

Введение

новых понятий и терминов расширит рамки изучения и рассмотрения межэтнических отношений, позволит выявить актуально действующие компоненты и факторы этих отношений. Данная работа затрагивает в первую очередь соотношение теоретического и эмпирического в социологических исследованиях межэтнических отношений, нацелена на преодоление эмпирического «разнобоя» в этой области.

Анализ ситуаций и возможностей трансформации противоречий, их изменения, позволяет создавать механизмы регулирования межэтнических отношений, необходимые для разрешения кризисных ситуаций и предотвращения возможз гостей их возникновения.

Фактические идентификационные схемы и их соотношения в различных ситуациях, характеризующиеся набором пространственновреме! н 1ых и социокультурных факторов, проявляются через образцы ожидаемого поведения представителей той или иной общности. Так возникают плоскости оснований/противоречий (противоречий/оснований) и идентификационных схем, где основания и противоречия являются общеэтническими элементами, в то время как идентичности существуют только у индивидов, группируясь в зависимости от различных условий в иерархии идентификационных схем.

Терминологические модели и социальные феномены этнических отношений тесно переплетены в социологическом познании и повседневной жизни шодей.

Особенно остро ощущается необходимость разработки сферного анализа в выявлении конфликтного потенциала акторов этнопросгранства.

С другой стороны, при построении пространстаенно-эмпирических моделей важно учитывать субъектные особенности этнической ситуации. Необходим двойной подход, учитывающий социально-системные элементы и сгауативные особенности воздействия идентификационных схем.

Степень научной разработанности проблемы. Наиболее отчетливым вариантом исследования межэтнических отношений в современной социологии стало объяснение межэтнических конфликтов. Применительно к социологическим парадигмам конфликта основополагающими являются работы ЭГцдденса, РДарендорфа, ДКозера, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса, задающие основные парадигмальные ориентиры. При этом можно отметить явную недостаточность работ теоретико-эмпирического характера, позволяющих исследованиям рож противоречий в межэтнических конфликтах перерастать в эмпирически связные стратегии интерпретации типов и ситуаций этнических отношений. Однако, фактические наработки такой методологии содержатся в целом ряде прикладных аналитических исследований. В частности, в трудах по проблемам балканских государств (С АРоманенко, ИАКумпес, СДФеле, Э.Н.Хершек).

Эпическая идентичность и процессы, определяющие ее соотношение с деятельностью в рамках моно и полинациональных сообществ, описываются в работах Э. Г. Алексш щрекова, О. В. Борисова, Г. ИВожовой, Э. ИГешшера, ДНДробижевой, 0-М.Зотовой, ВАКолосова, В. Н. Коротеевой, ММЛебедева, М. О. Мнацаканян, В. ИЛантина, Г. У. Солдатовой, СВ. Соколовского, В JO Поганец.

Категории этничности посвящены труды СААрупонова, В. СГрехнева, ЖДДе-Воса, Н. А. Моисеевой, ЗБ. Сикевич, которые в той или иной мере раскрывают ее суть в соответствии с другими сопоставляемыми понятиями и категориями.

Городская идентичность описывается множеством отечественных и зарубежных авторов, но дня нашей работы наиболее важными являются произведения М. Н. Когана, и ПАСорокина В качестве авторов рассматривающих идентификацию с регионами можно отметить АФБалееву, ЯНГудкова, МГЬКрылова, Б. СЛавпова, (ШОрачеву.

Для формирования авторской концепции, касающейся различных вариантов сочетания этносов в приграничных территориях двух или более государств, большую роль играют статьи по формированию идентичностей в приграничных регионах ТНКувеневой и АММанакова.

Большое значение для понимания процессов самосознания как социальной идентификации имеют труды ЛАБеляевой, А. СБаторопина, Ю. Р. Вишневского, Г. ЕЗборовского, В. И. Кашперского, Г. Б. Кораблевой, Т. С. Кузубоюй, ГБМжроносова, СННекрасова, ИММоделя, КМОльховикова, В. Т. Шапко, ЕЛШуклиной.

Этнические стереотипы и их деятельность в полинациональных сообществах раскрывается в работах Б. ЮБерзина, МНДенисенко, НЛИвановой, ЕБШестопал, и ТНЦивьян.

Проблемы, связанные с различными аспектами ад аптации мигрантов рассмотрены в трудах ВЛИноземцева, В. НЛетрова, ТНЮдиной. Эти авторы описывают примфы российского государства и стран запада.

Рассмотрению отечественных примеров этнических конфликтов посвящены труды М. СДжунусова, А. Г. Здравомыслова, ИС. Кона, С. ПМатвеевой, ЛИНжоновской, Г. Б. Старушенко, В АТишкова, НГ^Сайруллиной, А. С. Хохлова.

Соотношение этноса и конфликта раскрывается М. Г. Анохиным, АСАхиейзером, ДТЖовгуном, МНЛебедевой и ЖТЛощенко. Исследования межнациональных отношений в сопоставлении с мультакулыурализмом отражают работы ЮБ Арупоняна, ВНИванова, КРМинасоюй, НС.Скоробогатовых.

При этом большое значение для нас в рамках данной работы имеют статьи и книги европейских исследователей, таких как АААарелайд-Тарт, ПИБрэгманса, ЗКМлинар, MJHLMerepca, К. ИОффе, ЯЛШтебе, в соответствии с которыми важность приобретают исследования соотношения национальных и глобализационных феноменов в трудах М. Н. Губопло, АЕ. Крухмалев, Е АНарочитской и СГ. Тер-Минасовой.

Цель работы заключается в построении теоретжо-эмпирической модели социокультуных процессов межэтнических отношений, по преимуществу конфликтного типа, применимой к государствам Европы, и к Бельгийской Федерации в частности.

Достижение указанной цели предполагает постановку и разрешение следующих задач:

• Изучить существующие социологические парадигмы конфликт и определить их применимость в исследованиях межэтнических отношений.

• Выработать понятийно-категориальный аппарат, позволяющий осуществлять глубинный анализ процессов межэтнического взаимодействия.

• Сформировать посредством использования сферного анализа основные плоскости исследования структурных схем этносов.

• Рассмотреть различные идентичности с целью определения возможностей их соотношения в зависимости от пространственно-временных и ситуативных факторов.

• Выявить существующие иерархии идентификационных схем у жителей России и ряда европейских стран, в том числе и Бельгии, у титульных нацийавтохтонных и аллохтонных этнических меньшинств.

• Определить возможность практического применения теоретико-эмпирической модели исследования межэтнических отношений на примере Бельгийской Федерации.

В качестве обьегаа исследования в работе выступают процессы межэтнического взаимодействия, происходящие в рамках Российской Федерации и европейских государств. Предметом исследования являются социокультурные факторы межэтнических отношений.

Методологическая и теоретическая база исследования. Исследование процессов межэтнического взаимодействия основывается на постулатах социологических парадигм струшурнофункционального анализа, теорий структурации, коммуникативного действия, конфликта, интегрализма.

В соответствии с парад игмой струкгурно-функционального анализа действия этносов и процессов межэтнического взаимодействия, основанных на механизмах социальной регуляции.

Согласно этой парадигме, процессы межэтнического взаимодействия можно рассматривать только в контексте взаимоотношений народов и их представителей в рамках госуд арства на основании существующих правовых i юрм.

Теории структурации свидетельствуют о том, что этносы можно рассматривать как социальные системы, так как для них характерен процесс упорядочения, который выявляет их инструментальные свойства.

В связи с этим этнос, существуя во времени и пространстве, имеет четкий набор характеризующих его процессов, посредством которых он взаимодействует с другими системами.

Парадигма коммуникативного действия актуализирует проблему взаимодействия национальных меньшинств и управляющего большинства. Таким образом, проблема меньшинств возникает, если культура политически господствующего большинства навязывает этническим меньшинствам свои формы жизни, лишая равноправия граждан с иными культурными корнями.

Парадигма конфликта постулирует, что конфликт является естественным результатом любой системы управления, при этом основной социальной ролью конфликта становится стабилизация экономических и политических интересов. Следовательно, в интересах участников конфликта необходимым является не разрешение и не подавление, а регулирование конфликтов.

Интегративная парадигма позволяет объединять основные элементы четырех вышеуказанных социологических парадигм, формируя подход к изучению межэтнических отношений на основании принципа дополнительности парадигм в зависимости от состояния объекта.

Эмпирическая база исследования опирается на уже проведенные исследования, материалы которых представлены в статьях, рассматривающих примеры действия различных иденгачностей в России и в Европе. В работе предпринята попытка социологического моделирования, связанная с конструированием теоретико-эмпирической исследовательской схемы межэтнических отношений в рамках бельгийского государства При этом возникает аспект прагматической интерпретации нормативных документов, формирующих ситуативное поле этнических отношений.

В исследовании использованы такие социологические методы, как традиционный анализ статей и документов, метод моделирования. Эти методы реализованы в сочетании с общенаучными методами категориального и парадигмалыюго анализа, а также со страновед ческим методом.

Научная новизна работы и положения, выносимые на защиту, заключаются в социологическом объяснении социокультурных факторов, позволяющих анализировать специфику современных процессов межэтнического взаимодействия.

В работе предлагается практически применимая теоретико-эмпирическая схема, направленная на исследование межэтнических отношений и разрешение кризисных ситуаций:

• выявлены парадигмальные предпосылки понимания межэтнических отношений конфликтного типа;

• разработана интегральная модель парадигмального анализа социокультурных процессов межэтнических отношений, основанная на принципе дополнительности социологических парадигм конфликта;

• на основании исследования идегпификационных схем выявлены просгранственно-времеггньге и системные факторы межэтнических отношений;

• определены иерархии вдентичностей, применительно к различным этносам России и Европы;

• создана двухуровневая модель социокультурного позиционирования этнических установок, состоящая из общеэтнических компонентов и элементов идентичности, вносимой другими этносами.

Практическая значимость работы. Данное исследование имеет как теоретико-эмпирическую, так и практическую направленность, поскольку нацелено гга создание поняшйно-категориальной научной базы, используемой в качестве платформы для проведения глубинного социологического исследования межэтнических взаимодействий.

Полученные данные могут быть использованы для регулирования процессов межэтнического взаимодействия и преодоления проблемных ситуаций, возникающих при адаптации и интеграции автохтонных и аплохтонных этнических меньшинств.

Используя инструментарий модели можно распознавать кризисы и точки напряженности во взаимоотношениях между народами, создавать механизмы для их преодоления с учетом интересов задействованных сторон.

Таким образом, при адекватном использовании методологической части работы можно корректировать языковую, культурную и миграционную политики, увеличивая их результативность применителы ю к титульной нации и меньшинствам одновременно.

Выводы по второй главе.

1 .Формал ыio-eipy кг ypi шн типология вдентичностсй. Существует несколько различных идентификационных схем, которые различаются в зависимости от социокультурных и системных факторов, а также от ситуаций, в которых оказывается этнос.

Так, например, иерархия цдешичностей жителей России может состоял, из следующих идешификационных схем: семейной, профессиональной, сельской или городской региональной, этнической, общерегиональной и государственной, а у представителей народов Европы д анная иерархия может быть дополнена европейской идентичностью.

При этом в зависимости от ситуаций, в которых оказываются представители этноса, некоторые идентификационные схемы могут выпадать из иерархии их иденгичностей.

Необходимо учитывать, что помимо этого ситуации, в которых существует этнос, определяют не только позицию идентификационной схемы в иерархической структуре, но и деятельность социокультурных факторов, детерминирующих поведение индивида.

Этническая идентичность является определяющим поведение индивидов социокультурным фактором. Данный социокультурный фактор представляется социокультурным фактором, объединяющим ряд других факторов данного направления, как-то культура этноса, его язык и представления о собственном народе, проявляющиеся в рамках этнических аутостереотипов. Необходимо отметить, что культурный фактор в рамках любого территориального пространства всегд, а носит этнокультурную окраску.

Соответственно, в данном контексте региональная идентичность представляется системой инстгауализированных механизмов взаимодействия этносов, основывающихся на социокультурных факторах сохранения и трансляции национальной культуры в полиэтническое пространство региона в совокупности с неинстшуализрованными каждодневными практиками индивидов, воздействующими на деятельность фактора этнических стереотипов.

Помимо социокультурных факторов, на формирование региональной идентичности также влияют и другие группы факторов, как, например, системные, к которым относиться, прежде всего, территориальный фактор, который для данной идентификационной схемы имеет определяющее значение по сравнению с деятельность социокультурных факторов. Наличие связок типов и видов региональной идентичности позволяет более четко классифицировать различные практические примеры и способствовать их детальному изучению. Соответственно, то, какой будет региональная идентичность в городе или в сельской местности, развитой, нормальной или ослабленной, определяется системой институализированных механизмов взаимодействия этносов и комплексом социокультурных факторов, характерных для данной системы взаимодействия. Социокультурные факторы в данном отношении детерминируют включенность человека в культурную жизнь региона, основываясь при этом на его культурном самовыражении и привязанности к территории проживания.

Европейская идентификационная схема, не является территориальной цденгификационной схемой в отличие от государственной или общерегиональной. Основу фактора европейской идентичности составляют социальные и культурные аспекты, формирующиеся в рамках европейского пространства, которые имеют общие основания для народов Европы. Необходимо отметить, что гоциокулыурный фактор европейской идентичности действует только в рамках европейского пространства межэтнического взаимодействия, так как вне данного взаимодействия общие элементы социокультурных систем таковыми не будут. Европейская идешичность, также как идентичность этническая является сложным социокультурньгм фактором, формирующимся из составляющих его социокультурных факторов, деятельность которых осуществляется не только в рамках фактора европейской идентичности.

Более того, формирующие данный фактор элементы социокультурной плоскости только в рамках европейского пространства обладают способностью к формированию данного фактора.

Основное отличие государственной идентичности от факторов этнической и европейской идентичности заключается в том, что базой для существования государства является территория, в рамках которой могут быть построены системы социокультурных факторов, таким образом, для государственной идентичности первичными факторами является системные. Для этнической и европейской идентичностей территориальный фактор имеет важное, но, тем не менее, второстепенное значение, так как на первый план выходят социокультурные факторы, которые могут быть сформированы на разных территориях. Соотнося в данном отношении европейский и этнический идентификационный факторы, необходимо отметить, что для европейского, территория имеет более важное значение, чем для этнического, так как дееспособность фактора этнической идентичности возможна только на основании принадлежности территории проживания этноса к Европе.

2.0сновные процессы компенсации различных идентификационных схем. Сущность процесса компенсации заключается в компенсировании деятельности одних идентификационных схем другими. Причем необходимо учитывать, что полная компенсация невозможна в силу различия элементов идентичностей, таким образом, можно говорить только частичной компенсации, осуществляемой на основании общих структурных элементов идешификационных схем. Общий закон компенсации выглядит следующим образом, компенсация элементов одной идентификационной схемы другой, возможна только при наличии общих или сходных структурных элементов в структурах этих схем, следовательно, различные элементы некомпенсируемы. В связи с тем, что компенсация одной идентичности осуществляется, как правило, несколькими цдентификационными схемами, то каждая из них, соответственно, компенсирует те элементы утраченной схемы, которые являются общими или схожими с их собственными структурными элементами. В зависимости от ситуации, от компенсируемой схемы и от схемы, которая является компенсирующей, определяется коэффициент компенсации, присущий данной схеме в этой сигуации.

Применительно к каждой схеме и каждой ситуации коэффициента компенсации компенсирующих схем определяются отдельно, но вместе они составляют совокупный коэффициент компенсации, который характеризуется в зависимости от соотношения количества замещаемых элементов компенсируемой схемы с незамещаемыми. Таким образом, для определения совокупного коэффициента компенсации в той или иной сшуации, необходимо определить коэффициенты компенсации всех компенсирующих идентификационных схем в изучаемой ситуации.

З.Особый статус языка как инструмента и индикатора этноццентичности. В действительности фактор языка является одним из самых важных социокультурных факторов, который способствует взаимодействию как внутри этноса, так и позволяет носителям одной этнической культуры понимать культуры других народов, при изучении их языков. Фактически, язык является этнообразующим и этноформирующим сощюкультурным фактором, так как наряду с развитием этноса происход ит формирование и развитие его национального языка, в рамках которого существуют традиции, обряды и обычаи этноса. Столь высокая роль деятельности языкового фактора в системе социокультурных факторов объясняется еще и тем, что только с помощью языка того или иного народа можно понять смысл заложенный, как во фрагментах культуры данного этноса, так и исследовать основные столпы его культуры.

Помимо этого, значимость деятельности языкового фактора значительно повышается в рамках полинациональных сообществ, обладающих устойчивой системой воздействия социокультурных факторов, причем в отношении каждого актора этнопросгранства степень и значимость деятельности факторов национального языка и культуры, определяется не только исходя из его особенностей воздействия его системы схщиокультурных факторов, но и в зависимости от его включенности в систему межэтнического взаимодействия, деятельность в рамках которой осуществляется при помощи социокультурных факторов системы взаимодействия и титульного этноса. В этом случае деятельность языкового фактора является основным средством идентификации с этносом, так как даже в связи с возможными трансформациями иерархии идентификационных схем, мигранты, сохраняя национальный язык, продолжают оставаться носителями социокультурной системы своего этноса.

Следовательно, при снижении степени воздействия национального языка существует возможность того, что фактор этнической идентичности также перестанет действовать. Наиболее показателен в этом случае бельгийский пример, в основе которого лежит пространственно-языковая схема, определяющая деятельность языковых факторов на определенных территориях. Именно следствием деятельности этой схемы является существование одноязычных регионов Фландрии и Валлонии, в рамках которых действуют системы социокультурных факторов фламандского или валлонского этносов, дополняемые основными элементами общебельгийской системы социокультурного взаимодействия, а также пограничных языковых районов, принадлежность которых к тому или иному региону может определяться исходя из деятельности языкового фактора этносов.

Большинство проблем Бельгии, такие, как статус пограничной территории Фурен/Фурон, деятельность фактора языкового законодательства и возможности свободного выбора языка в брюссельской периферии относятся непосредственно к социокультурному спектру, так как основными здесь являются вопросы детерминирующей деятельности не только языковых факторов, но и общей деятельности этнических систем социокультурных факторов, применительно к спорным территориям. На этом примере хорошо видно, что социокультурное противоречие этносов, наблюдаемое в сфере взаимодействия языковых факторов этих народов в рамках определенной территории, является одним из способов существования систем социокультурных факторов и толчком к развитию таких факторов, как национальные культуры и языки. Возможности воздействия языковых факторов, иначе называемые статусами язьжов, никогда не бывают равны друг другу, и в любом случае детерминационные возможности какого-либо языка выше в силу различных причин, которые определяют его наибольшую привлекательность по сравнению с другим язьжом.

Таким образом, национальный язьж является не только инструментом позиционирования этноса в полинациональном сообществе, но и социокультурттым фактором, воздействующим на жизнь этноса, детерминирующим его позиции по отношению к деятельности язьжовых факторов других народов в рамках лингвистического взаимодействия.

Кроме того, прекращение деятельности языкового фактора может привести к исчезновению этноса, и всей его системы социокультурных факторов, а также способствовать растворению в иноэтнической культуре.

4.Сущноспю-социальное значение пространства для струюурной динамики идентичносгей. Выделение, таких видов территориальной идентичности, как городской и сельской региональной представляется необходимым в связи с тем, что на этих двух разновидностях территорий не только процессы идентификации протекают по-разному, но наблюдаются различные возможности особенности деятельности социокультурных факторов, что позволяет изучать социокультурные различия данных типов идентичносгей. Город и село являются разными цивилизационными слоями культуры. Так, если для город, а характерен быстрый процесс трансформации интеграции индивидов, в случае с мигрантами приводящий к их адаптации и изменению степени воздействия социокультурных факторов этнических меньшинств и возможному прекращению деятельности фактора национального языка, что может быть характерно для аллохтонных и автохтонных меньшинств.

Применительно к сельским территориям, можно отметить, что они в силу своего медленного, по сравнению с городским, развития, способствует повышению степеней воздействия социокультурных факторов этнических меньшинств, и, в частности, таких факторов как культура и национальные языков, в результате чего данные факторы в значительно меньшей степени подвержены воздействию культуры титульного этноса Фактически, все различие идентификации с городом и с селом не сводиться к перечисленным моментам, но в данном случае описание всех различий не только представляется лишним, но и является бессмысленным в силу того, что эти параметры с цивилизационной и культурологической позиций были уже неоднократно исследованы и описаны в работах многих видных социологов, и в частости в трудах П. А. Сорокина. Так, что наиболее важным в рамках данной работы является различие между этими видами региональных идентичносгей, основанное на степени и возможностей воздействия социокультурных факторов титульного этноса, этнических меньшинств и всей системы социокультурного взаимодействия в целом.

5. Социокультурные факторы, рассмотренные в данной главе. В данной таблице представлены разнопорядковые категории, но их выделение в качестве социокультурных факторов мы считаем необходимым, в связи с тем, что они играют важное значение в процессе понимания конкретных ситуаций. В рамках данной главы применительно к возникновению и деятельности различных идешификационных схем были определены следующие социокультурные факторы, которые рассматриваются в приведенной ниже таблице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении данной диссертационной работы сформулируем ряд моментов, имеющих значение для социологического изучения процессов межэтнического взаимодействия.

Шараднгмальные предпосылки понимания межэтнических отношений.

Первая парадигма — это парадигма структурно-функционального анализа, представителем которой является Т.Парсонс.

Ключевым и первоначальным понятием для понимания интересующей нас проблематики является понятие общества как пространства взаимодействия этносов и культур.

Согласно Т. Парсонсу система общества подразделяется на четыре основных подсистемы — экономическую, политическую, социальную и культурную, на основании действия которых осуществляется самовоспроизводство общества.

Наиболее важными для нас в рамках данной работы являются социальная и культурная подсистемы, исходя из того, что как в их пространства, так и на их стыке образуются социокультурные факторы, детерминирующие взаимоотношения между акторами этнопросгрансгва.

Конфликт, согласно ТЛарсонсу, является девиацией относительно процессов протекающих в обществе.

Согласно теории струюурации для любого этноса в рамках системы социокультурного взаимодействия будут свойственны как общесистемные социокультурные факторы, к которым можно отнести как правила взаимодействия в обществе, так и социокультурные факторы, действующие применительно к этносу, основными из которых являются язык, традиции и обычаи.

При этом социокультурные факторы, детерминирующие процессы межэтнического взаимодействия оказывают воздействие на формирование этнической идентичности с присушим ей набором критериев, воздействующих на социальную позицию актора и его место в осуществлении социальных связей и взаимоотношений.

В теории сгруктурации конфликт представляется неструктурированным процессом, выходящим за пределы структур, в рамках которых существуют противоречия.

Согласно Ю. Хабермасу, являющемуся представителем теории глобализации, восприятие представителей другой нации происходит в связке свой-чужой, что неотъемлемо связано с деятельностью социокультурных факторов.

КХХабермас рассматривает национальную идентичность в соответствии с взаимовосприятием представителей других этносов.

Фактически Ю. Хабермас рассматривает основания существующих социокультурных противоречий, с помощью которых можно изучать процессы межэтнического взаимодействия в связке принятие-отторжение, опираясь при этом на деятельность социокультурных факторов.

Теория глобализации актуализирует проблему взаимодействия национальных меньшинств и управляющего большинства и соотносит ее с нормами международного права.

Использование КХХабермасом основных принципов международного законодательства, при рассмотрении проблемы национальных меньшинств позволяет нам добавить к теоретическим моделям практические моменты.

В соответствии с позициями JLKosepa и РДарендорфа конфликт возникает из различия интересов групп в борьбе за собствештый статус, власть и долю вознаграждения. Конфликт является естественным результатом любой системы управления, как бы совершенна она ни была.

При этом основной социальной ролью конфликта становиться стабилизация экономических и политических интересов.

Помимо этого в рамках современной социологической парадигмы конфликта, острота конфликта, подрывающего основополагающие принципы социальной системы, на прямую связана с жесткостью ее структуры.

В основе конфликта лежит противоположность интересов и отношений его сторон, а наличие противоречивых отношений акторов объясняется глубоким различием интересов.

2 Лнгегративная парадигма.

Все рассмотренные в данной работе социологические парадигмы конфликта используются нами согласно принципу дополнительности, в результате чего мы приходим к необходимости применения интегративной парадигмы для исследования межэтнических отношений.

Наряду с выделением основополагающих положений рассмотренных парадигм в рамках каждой из них определяется место, роль и значимость социокультурной составляющей, так, что это позволяет сформировать парадигмальную картину и обозначить основные ориентиры по использованию социокультурных факторов в межэтнических отношениях.

Парадигма «Сфуктурно-функциотгальнош анализа» формирует системное обоснование действий акторов в пространстве. Без использования данной систематизации возможность структурного изучения и рассмотрения происходящих процессов и явлений представляется невозможной в связи с тем, что отсутствуют плоскости взаимодействия.

Выделение ТЛарсонсом подсистем общества, в частности социальной и культурной, а также закрепление за культурой роли мотивационного фактора в системе общественных действий позволяет делать выводы об определяющий функции культуры в рамках общественных отношений.

Таким образом, действие, совершаемое индивидом или группой, основывается на условиях, необходимых для деятельности в обществе, в роли которых выступают социокультурные факторы, являющиеся детерминантами индивидуального и группового поведения.

Соответственно, социокультурные факторы являются условиями, детерминирующими обществештую деятельность и процессы взаимодействия в обществе.

Теория «сгруюурации» дополняет систематизацию тем, что акторы, как и элементы взаимодействуют во времени и пространстве. Без этого невозможно было бы говорить об изменчивости и переходе противоречий, а также о развитии, вызванном сторонним воздействием.

Кроме того, отсутствовала бы возможность рассмотрения изменений деятельности социокультурных факторов, определяющих общественные отношения, в различные периоды существования акторов, так как социокультурные факторы, неодинаково воздействующие на социальных акторов могут изменять степени своего воздействия в зависимости от позиций акторов и их степени включенности в общественные отношения.

Теория глобализации рассматривает социокультурные факторы как основу процессов межэтнического взаимодействия, без деятельности которых сам факт взаимоотношений между народами представляется трудно реализуемым.

Одним из социокультурных факторов, определяющих взаимовосприятие этносов, являются этнические стереотипы, раскрываемые Ю. Хабермасом через систему отношений свой-чужой.

Подобное противопоставление представляет собой форму проявления этнических стереотипов, которые воздействуют на формирование отношений между этносами.

В рамках теории глобализации осуществляется не просто определении функции, роли и места культуры в межэтнических взаимодействиях, культура представляется основополагающим элементом, при помощи которого может осуществляться как развитие этноса, так и превращение его в титульную нацию страны.

Таким образом, по ЮЗСабермасу основные процессы межэтнического взаимодействия осуществляются в рамках социокультурных отношений, так как культура являющаяся эп юобразующим фактором определяет и возможности взаимодействия одного этноса с другими на основании общности или противоречивости комплекса социокультурных факторов.

Согласно современной социологической парадигме конфликт, а в нашем случае социокультурный конфликт, является естественным результатом любой системы управления.

При этом основной социальной ролью конфликта становиться стабилизация интересов групп представленных в обществе.

Наряду с рассмотрением социокультурного конфликта, коренящегося в социокультурных противоречиях и определяемого позициями акторов, формируемыми под воздействием социокультурных факторов, возникает проблема регуляторов конфликта.

В качестве подобных регуляторов выступают социокультурные факторы, так как на основании изменения степени их воздействия на различных этапах конфликта возможна нейтрализация его негативного потенциала с последующим переводом в конструктивные отношения между сторонами.

СЬциокультурные факторы в данном случае можно рассматривать не только как регуляторы конфликтов, но и как точки, исследуя состояние которых в обществе можно определять конфликтные плоскости системы и места, где она наименее терпима к конфликтам, а, соответственно, и более уязвима для них.

Таким образом, социокультурные факторы в трактовках Л. Козера и Р., Дарецдорфа имеют двойственную направленность, с одной стороны они могут выступать регуляторами конфликтов, а с другой, с их помощью можно исследовать уязвимые для конфликтов плоскости общества.

Вместе с тем, все социологические парадигмы конфликта по-разному и в различных отношениях используют и употребляют культурные и социокультурные составляющие межэтнических отношений, таким образом, используя принцип дополнительности, мы приходим к определению ведущей роли социокультурных факторов в детерминирования действий акторов этнопространства.

3. Факторы, рассмотренные в данной работе. В рамках данной работы, процессе исследования межэтнических отношений и социокультурных факторов, их детерминирующих были выявлены следующие группы факторов — это социокультурные, системные и пространственно-временные факторы.

В связи с тем, что основной интерес для нас представляют возможности воздействия социокультурных факторов на отношения между акторами этнопространства, данная группа факторов является наиболее значимой в этой работе.

Социокультурные факторы, рассмотренные в данной работе можно разделить на три категории, в зависимости принадлежности факторов, к системе детерминирующей социокультурные отношения.

Нами выделяются следующие системы, детерминирующие социокультурные отношения, это социокультурная система титульного этноса, социокультурная система этнического меньшинства и, соответственно, системная совокупность социокультурных факторов государства.

При этом необходимо отметить, что социокультурные факторы разных систем, представленные в таблице № 6 могут одновременно существовать в нескольких социокультурных системах, так как являются их составными частями, как, например, Этнические стереотипы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аарелайд-Тарт АА Проблемы адаптации к новым культурным реалиям в зеркале биографического метода // Социс. 2003. N 2. С.59−67.
  2. ЭГ. Этическое самосознание или этническая идентичность? // Эшографическое обозрение. 1996.№ 3.C.13−22.
  3. Александров ЮН Этносоциальные изменения и стабильность евроазиатских обществ // Вестник Евразии. 1996. N1.C.131−144.
  4. Алексеев MJO. Особенности национального поведения
  5. М: Арт-Бизнес-Ценгр, 2001. 320 с.
  6. МГ. Политические системы адаптация, динамика, устойчивость.-М, 1996.-410 с.
  7. Арупонов С, А Этичность объективная реальность // Эшографическое обозрение. 1995. № 5.С.42−49.
  8. ЮВ. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект//Социс. 1999. N4. С.58−62.
  9. АрупонянЮБ.Русскиевближнемзаруб (c)кье//Социс.2003.К 11. C.3M0.
  10. Ю.В. Социо-культурное развитие и национальное самосознание // Социс. 1990. № 7.С.42−49.
  11. ЮВ. Трансформация постсоветских наций: По материалам этносоциологических исследований М.: Наука- 2003. — 208 с.
  12. Ю.В. Эгносоциология: Учебное пособие для вузов. М: Аспект Пресс, 1998. -272 с.
  13. О.И. Этическое измерение социальной стабильности в России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 2001. N 2. С.52−62.
  14. А.С. Этнос и нация динамика конфликта. Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов.-М, 1994.4.1.-241с.
  15. Бабосов ЕМ Прикладная социология: Учебное пособие для вузов Минск: ТеграСистемс, 2001. — 496 с.
  16. Бадышгова ИМ Отношение местного населения к мигрантам // Социс. 2003. N 6. С.38−46.
  17. ИГ. Социализация и этичность бурят в городских условиях // Социс. 2003. N 2. С.55−59.
  18. Белобородою НИ Фактор региональной идентичности в стратегии развития территорий // Социокультурная методология охраны окружающей среды. 1999. С.101−114.
  19. .Ю. Самосознание национальной (этнической) группы Екатеринбург: УКЦ, 1993.-103 с.
  20. МЛ. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации. -М: Аспект Пресс, 2003. -188 с.
  21. Богоявленский ДД Этический состав населения России // Социс. 2001№ 8. С.103−109.
  22. ЕЛ. Республика Татарстан: национальные отношения // Социс. 1999. N11.C. 68−72.
  23. ОБ. Категория этничносги как эпистемологический феномен // ОНС. 2003. N 3. С.122−127.
  24. Ботяновский АН Боснийский Узел // Международная экономика и международные отошения. 1996. № 5. С.80−86.
  25. А.Ф. Влияние урбанизации на языковое поведение жителей полиэтнического региона// Социс. 2002. N 8.С.4049.
  26. А.Ф. Социально-профессиональная стратификация как фактор языкового поведения в полиэтническом регионе// Социс. 2003. N12. С.50−56.
  27. Ван Дейк Р. Регионализм, федерализм и права меньшинств в Бельгии. Этические и региональные конфликты в Евразии. М., 1997.-410 с.
  28. Вебер М Избранные произведения. М, 1990. -478 с.
  29. .Е. Эпичность в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. № 4.С.З-26.
  30. Виноградов Б JC. Судеты наши // Известия. 1999.29 мая.
  31. Виноградов Б JC Фландрия заявляет о независимости // Известия. 1999.19 августа,
  32. Волкова Г Л Национально-этническая идентичность и автономия // Латинская Америка. 2003. № 12. С.84−91.
  33. Вожова Г. И Языковая унификация и региональный этнонационализм // Латинская Америка. 2002. № 6. С.50−59.
  34. Н.Е. О ситуации в Республике Татарстан //Социс. 2002. N6.C.135−136.
  35. Э. Нации и национализм. -М, 1991.-256 с.
  36. ГидценсЭ. Устроение общества: Очерк теории структурации. М., 2003. — 520 с.
  37. B.C. Эшосы как общности людей // Философия и общество. 1999. С27−36.
  38. М.Н. В лабиринтах этнической мобилизации // Отечественная история. 2000. N 3. С.107−124.
  39. Гуц AJC. Глобальная этносоциология: Учеб. пособие. Омск: Омский гос. ун-т, 1997. -213 с.
  40. Р. Элемешы теории конфликта //Социс. 1994.№ 5. С.36−52.
  41. MP. Межэтническая дистанция на Кавказе и политика // Полис. 2000. N 4. С.158−162.
  42. МС. О мере своеобразия национальных культур // Социс. 2002. № 9. С.49−54.
  43. БЛ. Ассиметричный федерализм // Основы теории и практики федерализма 2001.С.152−161.
  44. ДТ. Межэтнические конфлдикты в структуре совремешош российского социума // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.1. С.71−84.
  45. Задворнов ИА Северный Кавказ: этнополитаческие и религиозные особенности социокультурной идентичности // Социс. 2000. N10.1. С.52−57.
  46. СМ. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений: Предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов Саратов, 1998. — 260 с.
  47. Г. Е. История социологии: классический и современный этапы- Екатеринбург., 2003.-561 с.
  48. Здравомыслов, А Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве М.: Аспект Пресс, 1999.-286 с.
  49. АГ. Межнациональные конфликты в России // ОНС. 1996. № 2. С.26−31.
  50. Зотова ОМ Идея европейского единства и национальная идентичность // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 1999. N3. С.105−112.
  51. В.Н. Межнациональная напряженность: причины и факторы // Вопросы экономики. 1992. № 8. С.74−79.
  52. В.Н. Межнациональные конфликты: социопсихологический аспект// Социс. 1992. № 4.С.95−103.
  53. НЛ. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 2004. № 6. С.54−62.
  54. Иноземцев В JI Иммиграция: новая проблема нового столетия: Методологические аспекты //Социс. 2003.№ 6.С29−37.
  55. Н.В. Культура и человек в этническом пространстве. Новосибирск.: Изд-во МОУ ГЦРО, 2001. — 344 с.
  56. История Южных и Западных славян: В 2 т. М.: Издательство Московского университета, 2001. Т2−280 с.
  57. А.А. Самоопределение и экономическая независимость народов. М., 1998.-213 с.
  58. Ковалев В, А Республика Коми в зеркале политических исследований // Полис. 2001. N 3. с. 77−103.
  59. М.Э. Поведенческие индикаторы этнокультурных ориентаций у горожан. // Социс. 2000.№ 6.С3440.
  60. Козер JL Функции социального конфликта. М., 2000. -295 с.
  61. JI. Функции социального конфликта. Социальный конфликт: современные исследования. -М, 1991. -320 с.
  62. Колосов В, А Территориальная идентичность и межэтнические отношения // Полис. 2001. N2. С. 61−77.
  63. Конституционное право зарубежных стран.- М: Книга сервис, 2003.-480 с.
  64. Конструирование этичности: Этнические общины Санкт-Петербурга. СПб., 1998. — 235 с.
  65. Крылов М. П Региональная идентичность в историческом ядре Европейской России. // Социс. 2005. № 3. С.13−18.
  66. МЛ. Феномен региональной идентичности в Европейской России: концептуальный контекст и опыт количественного анализа -М, 2002. -312 с.
  67. Т.Н. Формирование пространственных идентичносгей в порубежном регионе // Социс. 2003. № 7. С.77−89.
  68. Ю.Ф. Бельгия: от сепаратизма к федерализму // Белорусский журнал международного права и международ ных отношений. 2004.4.С.61−64.
  69. Jle Кодиак Р. Бретонские контрасты. // Этнографическое обозрение. 2003. № 6. С.78−98.
  70. ММ. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1997.-271 с.
  71. КМ. Социальная психология этнических миграций. М.: ИЭА, 1993.-135 с.
  72. В.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика, взаимодействие культур Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. -193 с.
  73. А.И. Основы социологии: Учебное пособие для вузов М.: NOTA BENE, 2000. -344 с.
  74. К.Р. Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе // Социс. 2002. N 8. С.49−56.
  75. Млинар 3JK. Мобильность и идентификация в условиях открытости мира: теоретическая интерпретация и опыт Словении. // Социс. 2005.3. С38−52.
  76. МО. Интегрализм и национальная общность как социальная реальность // Социс. 2001. N3.G74−77.
  77. МО. Интегрализм, феноменология и национальный интерсубъективный мир повседневности // Социс. 2000. N 3. С.84−90.
  78. МО. Нации, нациесгроительство и национально-этнические процессы в современном мире // Социс. 1999. № 5. С.7−13.
  79. МО. Нации: психология, самосознание, национализм. М: Анкил, 1999. -249 с.
  80. МО. Об интегральной теории национально-этнической общности // Социс. 1999. N9.C.60−66.
  81. Н. А. Менталитет и национальный характер // Социс. 2003. № 2. С.45−55.
  82. . Социологические теории конфликтов и их разрешения // Социально-политический журнал. 1994. № 1. С.56−71.
  83. Нарочигская ЕА Интеграция и национализм: две стороны одной реальности // Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология.1997. Вып. 3. С.144−152.
  84. Л.Ф. Бельгия: полноценная федерация, сообщество регионов // Федерализм. 2000. №З.С.189−212.
  85. ЛФ. Право, Организация органов управления в субъектах федерации Бельгии // Вест. Моск. Ун-та. Серия 11. Право. С.43−58.
  86. Никоновская ЯИ Формирование конфликтологии этнонационалытых отношений. Конфликт в современной России.-М, 1999.-245 с.
  87. Оффе К Эгаополигака в Восточноевропейском переходном процессе // Полис. 1996. № 2. С.45−52.
  88. ПавличукЕИ Федеральная реформа Бельгии//Полис. 1995№ 5. С.130−135.
  89. Панов МИ Межэтнические конфликты и проблемы национального общения на рубеже XXI века// Двдакг. 2000. N 1. С.56−61.
  90. Патин В. И Трансформация национально-цивилизационных иденгичносгей современного российского общества: проблемы и перспективы // ОНС. 2004. № 1. С.52−63.
  91. Т. О структуре социального действия. М, 2000. -420 с.
  92. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. // Американская социологическая мысль. М., 1996. -473 с.
  93. ВН. Этические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерангаосга//Социс. 2003. № 7. С.84−91.
  94. Пивоев ВМ Кризис идентичности и проблемы этнической, национальной и региональной идентификации в условиях Европейского Севера России // Северный регион: наука, образование, культура. 2003. № 1.С.116−124.
  95. ПоспуховВБ. Балканский синдром: исторический взгляд//Полис. 1999. № 2. С.114−121.
  96. А. Эшонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // Полис. 1997.№ 2.С.58−64.
  97. ЮВ. Право на самоопределение и отделение // Московский журнал международ ного права 1994. № 1. С.35−42.
  98. Романе! жо СА Процесс национального самоопределения народов Средней и Восточной Европы итоги к концу 20-ого века -М, 1994.-212 с.
  99. Романенко СА Югославия от братства и единства к войне и распаду. Точки тревоги в Восточной Европе.-М, 1994.-351 с.
  100. М.Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 19−32.
  101. Савинов JIB. Специфика этнополитических процессов в современной России // Автореф. канд. полит, наук. Екатеринбург, 2004 г. 22 с.
  102. ПИ. Система высших органов государства и органов субъектов федерации в Бельгии // Правоведение. 2000. № 4. С.65−68.
  103. ГШ. Сообщества и регионы как новые составные части Бельгии: правовое положение // Российский юридический журнал. 1999.№ 2. С.41−56.
  104. ГШ. Становление Бельгийской федерации // Правоведение. 1995.№ 4−5. С.56−66.
  105. Семенов ЮМ Эгаополигология: трудный путь становления новой научной дисциплины //Отечественная история. 2001. № 4. С.170−178.
  106. ЗБ. Социология и психология национальных отношений. М., 1997.-279с.
  107. Симонова ТМ Национальный вопрос в Центральной и Восточной Европе // Вопросы истории. 1995.№ 2.С.15−29.
  108. ВГ. Бельгия страна на европейском перекрестке. — М.: Знание, 1981.—64с.
  109. СкоробогатыхНС. Австралийский мультикультурализм: путь к гражданскому согласию иликрасколу общества? //ОНС.2004.№ 1.С32−44.
  110. АК. Этнические контуры северокавказской геополитики // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5. С.40−48.
  111. Смит, А Национальная идентичность и идея европейскою единства // Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология. 1993. С.12−28.
  112. СБ. Самоопределение и проблемы меньшинства. М, 1995.-215 с.
  113. Г. У. Эпическая идентичность и этнополитическая мобилизация. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. -М.: Мысль, 1996. -367 с.
  114. Е.Ф. Актуальность русской этнополитолоши // Жизнь национальностей. 2001. № 3.C.62−63.
  115. Сорокин ПА Человек Цивилизация. Общество. М., 1992.-421 с.
  116. П. А Социологические теории современности. -М., 1992. -305 с.
  117. В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С.50−59.
  118. Социальная и культурная дистанции: Опыт многонациональной России. М.: Изд-во Инта социологии РАН, 2000. — 388 с.
  119. Социологический словарь. М, 1995.-481 с.
  120. Старушенко Г£. Самоопределение без сепаратизма // Международная жизнь. 1993. № 11. С.130−146.
  121. Статус Автономии Каталонии. Парламент Каталонии. Структура и функции парламента. -Барселона., 1979.-28 с.
  122. ВН. Социальная идентификация жителей сельских поселений и малых городов Восточной Европы // Социс. 2002. № 2. С.52−60.
  123. Судебные системы европейских стран М.: Междунар. отношения., 1993. — 551 с.
  124. Тер-Минасова СГ. Язык и межкультурная коммуникация. -М: Слово, 2000. 295 с.
  125. ВН. О формировании прессой образа этнического иммигранта // Социс. 2003. № 11.С.41−50.
  126. Тишков В, А Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М, 1997. -560 с.
  127. П. Международные и европейские стандарты прав меньшинств. Лондон., 1994.-280 с.
  128. .Т. Социолошя. Общий курс: Учебное пособие для вузов М: Прометей, 2000.-511 с.
  129. ТухваттулинРМЯзьжкакггациональная ценность//Социс. 1996. № 12. C33−39.
  130. Ю.А. Конфликтогенные факторы этнонациональных отношений в современной России // Весшик СГЭА. 2001. № 2(6).1. С35−46
  131. Ургалкин ЮА Лабиринты инонационального регионализма в России. Самара: Академия, 1999.-185 с.
  132. Федерализм и региональная полигика в полиэтничных государствах.- М: XXI век-согпасие, 2001.-163 с.
  133. С. Причины распада бывшей Югославии: взгляд социолога // Социс. 2003. № 5. С.52−61.
  134. Ю. Вовлечение другого: очерки политической теории. Санкт-Петербург., 2001.-345 с.
  135. НГ. Грани этической идешификации // Социс. 2002. № 5. С.49−56.
  136. ТГ. «Методология исследования межэтнических отношений» // Северный регион: наука, образование, культура. 2002.2. С.141−148.
  137. Э. Два типа этичности: хорватский и сербский примеры // Эшографическое обозрение. 1993. № 4. С29−40.
  138. B.IO. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание //Социс. 1999. № 3. С.67−75.
  139. А.С. Социальные противоречия и конфликты: проблема взаимообусловленности //Вестник СГЭА. 2001. № 3(7). С.12−28.
  140. Р.Д. Кавказский фактор в современной России // Социс. 2001. № 3. С.77−80.
  141. М. Страна Басков и Испания // Мировая Экономика и Международные Отношения. 2002. № 10. С.28−34.
  142. АН. Социально-политический конфликп теоретические и прикладные аспекты. -М, 1995.-220 с.
  143. А.Ю. Права человека и права этноса // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6.С.280−287.
  144. Е. Б. Этнические стереотипы русских // Социс. 1999. № 4. С.62−70.
  145. Югославский кризис и Россия. -М, 1993. -315 с.
  146. Murphy A. Belgium’s Regional Divergence: Along the Road to Federation in Smith G. Federalism: The Multiethnic Challenge. London. 1995.-397 p.
  147. Lijphart A. Conflict and Coexistence in Belgium. The Dynamics of Culturally Divided Society. -California-345 p.
  148. Playing the Communal Card Communal Violence and Human Rights. -N.Y. 1995. -320 p.
  149. Vilhelm A. Elements of sociology.-N.Y. 1969. 221 p.
Заполнить форму текущей работой