Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диагностический инструментарий рефлексивной социологии э. Гидденса и п. Бурдьё

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Квинтэссенция данного типа социологического воображения — инновационное, рефлексивное мышление о неравновесности в обществе, разломах и парадоксах, рисках и уязвимостях, диффузных процессах вообще. Рефлексивность — постоянный и активный пересмотр социальной реальности в свете новой информации или знания с последующим самоизменением. 2] См.: Штомпка П. Формирование социологического воображения… Читать ещё >

Диагностический инструментарий рефлексивной социологии э. Гидденса и п. Бурдьё (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диагностический инструментарий рефлексивных парадигм представляет четвертое поколение социологических теорий — теорий, анализирующих современное общество, для которого характерна как институциональная, так и индивидуальная рефлексивность.

Рефлексивность — постоянный и активный пересмотр социальной реальности в свете новой информации или знания с последующим самоизменением.

Инструментарий рефлексивных парадигм оказался востребованным ввиду очередного качественного развития социума. Его методология исходит из существенного изменения картины мира: крайний динамизм, глобальность пространства, индивиды становятся предрасположенными к смене самоидентификаций, идет размывание культурно-территориальной идентичности. Некоторые социологи вообще говорят о «конце географии», имея в виду, что территориальные границы более не в состоянии сохранять неповторимую идентичность культуры народа, живущего в их пределах. Пример тому — структурно-функциональное «старение» обществ Европы, что ныне происходит под наплывом неуправляемой миграции. Эти процессы рефлексивного социума, усложняющейся динамики изучает рефлексивная социология, выявляя новые болевые точки в общественном организме.

Рефлексивная социология (по П. Бурдьё) — переход науки в новое качество, связанное с рефлексией по отношению к себе самой.

Рефлексивная социология не претендует на выявление «универсальных закономерностей», тем не менее она может диагностировать общую картину перемен, выявить потенциал неравновесное™, хаоса, исключений, рисков и уязвимостей, разломов и синтезов, парадоксов и диффузных процессов, а также возможные траектории здоровой жизнедеятельности в условиях становления гораздо более сложного общества для эффективной и гуманной человеческой деятельности.

Рефлексивная социология востребовала и адекватный тип социологического воображения — рефлексивный. П. Штомпка, президент Международной социологической ассоциации (2002—2006), выработал соответствующую концепцию социологического воображения[1]. Под социологическим воображением социолог понимает комплексные способности, состоящие из пяти частей:

  • 1) видеть все социальные феномены, произведенные некими социальными агентами (акторами), индивидуальными или коллективными;
  • 2) понимать глубокие, скрытые структурные и культурные ресурсы, влияющие на социальную жизнь;
  • 3) распознавать накопившийся груз традиции, устойчивого наследия прошлого и их влияние на настоящее;
  • 4) вникать в социальную жизнь в ее непрестанной динамике;
  • 5) находить огромные разнообразия и разноликость форм, в которых может проявляться социальная жизнь[2].

Квинтэссенция данного типа социологического воображения — инновационное, рефлексивное мышление о неравновесности в обществе, разломах и парадоксах, рисках и уязвимостях, диффузных процессах вообще.

  • [1] См.: Штомпка II. Теоретическая социология и социологическое воображение // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 148—158.
  • [2] См.: Штомпка П. Формирование социологического воображения. Значение теории //Социологические исследования. 2005. № 10. С. 64—72.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой