Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типы социальной солидарности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инновационное мышление Дюркгейма особенно проявилось при анализе влияния разделения труда на общественное развитие. Ученый был первым, кто заявил, что разделение труда «составляет необходимое условие материального и интеллектуального развития обществ, источник цивилизации»; это — закон, который управляет обществами «почти без их ведома». Посредством диагностики разделения общественного труда… Читать ещё >

Типы социальной солидарности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Инновационное мышление Дюркгейма особенно проявилось при анализе влияния разделения труда на общественное развитие. Ученый был первым, кто заявил, что разделение труда «составляет необходимое условие материального и интеллектуального развития обществ, источник цивилизации»; это — закон, который управляет обществами «почти без их ведома»[1]. Посредством диагностики разделения общественного труда социолог обретает возможность познать суть общества, функции его структур, сделать заключение, является ли конкретное общество в историческом смысле нормальным или патологическим, какова его мораль, в чем особенности коллективного сознания и коллективных представлений членов этого общества. Разделение труда — это тот основополагающий фактор, который в конечном счете определяет характер причинно-следственных связей и закономерностей, существующих между социальными фактами общества, и прежде всего — создает связи людей, которые воспроизводят и поддерживают социальную солидарность.

Социальная солидарность — сплоченность представителей социальной группы на основе определенного уровня разделения труда, а также общих ценностей.

По мысли Дюркгейма, в истории человеческих обществ можно выделить два основных типа разделения труда и, соответственно, два вида солидарности: механическую и органическую. Для механической солидарности характерно следующее (материальные социальные факты): низкий уровень разделения труда (индивиды практически могут заменять друг друга в выполнении производственных и общественных функций), социальные структуры слабо дифференцированы, их функции носят жесткий, рельефно выраженный характер. Им соответствуют духовные социальные факты: наличие общей для всех морали, общих ценностей и норм, общей для всех религии или идеологии; одинаковость отношений индивидов к обществу, существующим структурам; их сходство, особенно по индивидуальному сознанию, которое полностью подчиняется сознанию коллективному, что создает ситуацию, когда люди связаны между собой подобно «социальным молекулам», не имеющим возможности для «собственных движений». Поэтому-то социолог предложил назвать этот вид солидарности механическим. «Солидарность, вытекающая из сходств, — отмечает Дюркгейм, — достигает своего максимума тогда, когда коллективное сознание точно покрывает все наше сознание и совпадает с ним во всех точках; но в этот момент наша индивидуальность равна нулю»[2].

Органическая солидарность предполагает качественно иное разделение труда, связанное с выполнением каждым индивидом специфических профессиональных и общественных функций, которые в силу сложности и специфичности не могут быть выполнены всеми. Резко увеличивается количество структур и их функций. Люди отличаются друг от друга, имеют собственную сферу деятельности, своеобразное индивидуальное сознание и, следовательно, являются личностями. Влияние общества на индивида не утрачивается, но коллективное сознание оставляет открытым ту часть индивидуального, которую оно не может регламентировать. «И чем обширнее эта область, тем сильнее связь, вытекающая из этой солидарности. Действительно, с одной стороны, каждый тем теснее зависит от общества, чем более разделен труд, а с другой — деятельность каждого тем личностнее, чем она более специализирована»[3].

В современном обществе это можно видеть на примере развития медицинских услуг. Доктора изначально лишь в общих чертах осуществляют диагностику, а конкретные заболевания лечат уже специалисты узкого профиля.

В обществах с механической солидарностью доминирует репрессивное право со всеми вытекающими последствиями для морали, коллективного сознания и коллективных представлений. Соответственно, эти социальные факты в конечном счете определяют характер прав и свобод индивида: они практически отсутствуют. В обществах с органической солидарностью действуетреститутивное право, суть которого сводится к восстановлению порядка вещей. «В этом случае тому, кто нарушил закон или не знал его, не причиняются страдания, он просто приговаривается к подчинению ему. Если имеют место уже свершившиеся факты, то судья приводит их к нормальному состоянию. Он утверждает право, но не наказание. Возмещение убытков не имеет карательного характера»[4].

По Дюркгейму, фактором, обеспечивающим переход общества от механической солидарности к обществу органической солидарности, является динамичная плотность, которая предполагает радикальные и одновременные изменения двух параметров общества (наличия одного из них недостаточно для этих перемен). Речь идет, во-первых, о резком увеличении численности населения и, во-вторых, столь же значительном увеличении взаимодействия между людьми. Эти компоненты динамичной плотности, будучи взятыми вместе, приводят к утверждению более эффективных общественных отношений, позволяющих при сохранении дефицита ресурсов мирно сосуществовать все большему числу людей.

  • [1] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. С. 46.
  • [2] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. С. 138.
  • [3] Там же. С. 139.
  • [4] Там же. С. 119.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой