Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономический механизм развития корпоративных форм в сфере услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пятый этап. Для ускоренного расширения холдинговой компании, освоения новых рынков, территорий и видов услуг, головная компания инициирует привлечение инвестиций. Роль головной компании холдинга при решении данной задачи очень важна, так как отечественные и иностранные инвесторы обладающие значительным потенциалом, не станут сотрудничать с отдельными мелкими предприятиями, не имеющих серьезных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономические основы функционирования предприятий сферы услуг
    • 1. 1. Критерии, определяющие статус предприятий сферы услуг
    • 1. 2. Факторы формирования корпоративных отношений в сфере услуг
    • 1. 3. Факторы, определяющие организационно — экономическую реструктуризацию предприятий сферы услуг
  • Глава 2. Совершенствование организационных форм развития предприятий сферы услуг
    • 2. 1. Переориентация сферы деятельности предприятий сферы услуг, в результате приватизации
    • 2. 2. Существующие программы поддержки предприятий сферы услуг, причины их недостаточной эффективности
    • 2. 3. Корпоративные формы хозяйствования и опыт их применения в
  • России
  • Глава 3. Интеграция предприятий сферы услуг в корпоративные структуры, как способ повышения экономической и социальной эффективности деятельности предприятий данной отрасли
    • 3. 1. Методы стимулирования интеграционных процессов
    • 3. 2. Методические рекомендации по применению корпоративных форм хозяйствования для предприятий сферы услуг
    • 3. 3. Экономическая и социальная эффективность применения корпоративных форм хозяйствования в сфере услуг

Организационно-экономический механизм развития корпоративных форм в сфере услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современные тенденции развития российской экономики предполагают использование профессионального менеджмента, стратегического планирования и управления, налаживание кооперационных связей, применение более эффективных методов организации производства и организационно — правовых форм предприятий. Все вышеуказанные элементы возможно сочетать и использовать при создании на базе имеющихся предприятий той или иной отрасли корпоративных структур. Как показала практика, применение холдинговых или иных корпоративных форм в ряде отраслей привели к бурному развитию и модернизации предприятий.

Однако до настоящего времени корпоративные формы в сфере услуг не получили распространение и если в отдельных крупных городах функционируют объединения предприятий, то это является скорее редким исключением нежели правилом. Однако повышение конкурентоспособности предприятий, вошедших в объединенные структуры, высокое качество и широкий ассортимент предлагаемых ими услуг, еще раз подтверждает возможность применения корпоративных структур в сфере услуг.

Сфера услуг — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. В настоящее время сфера услуг представляет собой разрозненные, как правило, небольшие предприятия, не имеющие каких-либо кооперационных связей между собой и с промышленными предприятиями. Вследствие этого предприятия сферы услуг не имеют возможности модернизации материально — технической базы, развития новых видов услуг, повышения качества обслуживания, что в свою очередь сказывается на развитии сферы услуг в целом и как следствие на уровне жизни населения. Между тем предприятия сферы услуг являются основой формирования среднего класса — гаранта политической и экономической стабильности социально ориентированного рыночного общества.

Таким образом, исследование организационно — экономических условий развития корпоративных форм в сфере услуг является актуальнам, как с точки зрения социальной значимости поднятых вопросов так и оздоровления экономических и общественных отношений в отдельных Субъектах Федерации и государстве в целом.

Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологическую основу исследуемой проблемы составляют труды отечественных и зарубежных авторов. Некоторые аспекты этого вопроса рассматриваются в работах известных экономистов и научных работников сферы услуг. На макроуровне данные проблемы исследовались такими учеными, как Бабич A.M., Егоров Е. В., Жильцов Е. М., Казаков В. Н., Ахинов Г. А. Вопросы касающиеся развития сферы услуг рассматриваются в работах Платоновой Н. А., Сульповара Л. Б., Ядгарова Я. С., Кобелева Н. В., Морозова В. Ю., Новицкого Г. А., Савельева В. М. и других отечественных ученых.

Теоретическими основами диссертационного исследования в области создания и функционирования корпоративных структур на примере иных отраслей послужили методологические разработки Чайки С. М., Заостровцевой А. А., Ачбы JI.B.

Вместе с тем, проблема создания эффективных корпоративных структур в России пока не нашла достаточно полного отражения в литературе и нуждается в углубленном исследовании. Создание комплексных методов решения назревших экономических проблем сферы услуг, представляется актуальной задачей, послужившей основанием для выбора темы и цели диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационной работы заключается в разработке и обосновании эффективных моделей корпоративных структур в сфере услуг.

В соответствии в целью исследования в работе потребовалось решение следующих задач:

— определить место и роль сферы услуг в народном хозяйстве на основе сложившейся ситуации в данной отрасли и анализа отечественной и зарубежной теории и практики;

— изучить основные проблемы предприятий сферы услуг и меры предпринимаемые государством и правительствами субъектов федерации для поддержки данной отрасли;

— провести оценку отечественного и зарубежного опыта в области трансформации предприятий с целью выявления основных механизмов создания эффективных корпоративных структур;

— синтезировать и проанализировать основные пути вхождения отдельных предприятий сферы услуг в корпоративные структуры;

— разработать модель вертикально — интегрированного холдинга в сфере услуг, как основного фактора эффективного развития предприятий сферы услугизучить методы негосударственного регулирования саморегулирование) предпринимательской деятельности, а также перспективу развития саморегулируемых организаций.

Объектом исследования является деятельность предприятий сферы услуг на примере различных регионов, в контексте выявления возможности применения и эффективности использования в их деятельности корпоративных форм.

Предметом исследования являются совокупность теоретических и практических механизмов создания и управления корпоративными структурами применительно к сфере услуг.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В диссертационной работе использованы фундаментальные и прикладные концепции по созданию эффективных моделей корпоративных структур, которые представлены в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых. Кроме того, исследовались подходы классического менеджмента к изучению организационных структур, применительно для предприятий сферы услуг.

Информационную базу исследования составили данные органов государственной статистики, материалы периодических изданий и научных аналитических документов, материалы ведущих мировых экономистов и руководителей предприятий, а также собранные и систематизированные материалы о предприятиях сферы услуг, информация из компьютерной сети «Интернет». В процессе работы были также использованы законодательные и нормативные документы Российской Федерации и субъектов федерации, а также материалы федеральных и региональных программ поддержки предпринимательства.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены и систематизированы факторы внутренней и внешней среды, влияющие на процесс интеграции в сфере услугопределены основные пути интеграции отдельных предприятий в корпоративные структуры: создание специализированных холдингов и негосударственное регулирование (саморегулирование) предпринимательской деятельностиразработан понятийный аппарат, определены принципы и задачи саморегулированияприменительно к сфере услуг рассмотрены модели трансформации предприятий в процессе их вступления в холдинг;

— разработаны модели централизованного взаимодействия предприятий сферы услуг, использования головной компании холдинга для налаживания кооперационных связей, анализа рынка услуг, единого менеджмента, оказания, на возвратной основе помощи нуждающимся предприятиям, организации модернизации материально — технической базы предприятий вступивших в холдинг, исполнения государственных и региональных программ по развитию тех или иных видов услуг;

— предложено в качестве института саморегулирования использование саморегулируемых организаций, разработаны основные функции саморегулируемых организаций, обязательные квалифицирующие и неквалифицирующие признаки саморегулируемых организаций, разработана система их вертикальной интеграции.

Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных моделей корпоративных структур применительно к предприятиям сферы услуг. Разработанные в диссертации механизмы эффективного функционирования корпоративных структур и оперативного решения тех или иных задач устанавливаемых правительствами России и субъектов федерации, позволят создать принципиально новую экономически эффективную и дающую максимальную социальную отдачу систему функционирования предприятий сферы услуг. Изложенные в работе предложения по формированию холдингов и саморегулируемых организаций, могут быть использованы в других отраслях народного хозяйства, что усиливает актуальность и научно — практическую значимость проведенных исследований.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на Международной научно-практической конференции «Наука-сервису» в 2003 и 2004 годах, на межкафедральном научном семинаре «Экономика сферы услуг» в 2004 г.

Внедрение результатов исследования. Предлагаемые в диссертации научные разработки нашли применение в деятельности ряда крупных предприятий сферы услуг, Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы. АО «Росбытсоюз», а также в учебном процессе в Московском государственном университете сервиса при подготовке специалистов экономического профиля.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ, общим объемом 3.15 п.л., в том числе авторских — 2.3 п.л.

Заключение

.

Социальная и экономическая значимость предприятий сферы услуг заключается в возможности решения в рамках отдельного региона (субъекта Федерации) с учетом местных особенностей, ряда задач, позволяющих повысить уровень занятости, уровень жизни населения, оздоровить экономику региона в целом. В частности основными задачами, решаемыми вследствие развития широкой сети предприятий сферы услуг, являются:

— обеспечение занятости, в том числе молодежи и незащищенных слоев общества, за счет увеличения числа рабочих мест на уже действующих и вновь создаваемых предприятиях сферы услуг, а также, за счет расширения возможностей в сфере самозанятости населения;

— насыщение рынка качественными и доступными по цене услугами;

— обеспечение социальных программ Правительства региона за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет от предприятий сферы услуг;

— усиление роли региона как центра деловой активности и туризма, привлечение инвестиций в экономику региона через развитие межрегионального и международного сотрудничества в предпринимательской деятельности;

— повышение уровня жизни населения за счет более равномерного распределения по территории региона предприятий сферы услугоптимизация деятельности и реструктуризация крупных промышленных предприятий региона за счет развития субконтрактных и иных кооперационных связей с предприятиями сферы услуг;

— укрепление семьи через поддержку семейных форм организации предпринимательской деятельности;

— увеличение отдачи от использования муниципальной собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере услуг;

— освобождение органов власти от излишних функций за счет передачи их в ведение общественных объединений предприятий сферы услуг;

— гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками;

В сфере платных услуг наиболее распространенной формой организации производства являются малые предприятия. Субъекты малого предпринимательства подвержены высокому риску, так как их сопровождает высокая степень неустойчивости положения на рынке, зависимость от крупного бизнеса, слабая адаптация к изменениям условий хозяйствования, трудность в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов, неуверенность в хозяйствующих партнерах при заключении договоров и др.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере услуг, по нашему мнению характеризуется следующими факторами:

— разрыв кооперационных связей между предприятиями сферы услуг и предприятиями иных отраслей;

— фактически сфера услуг в настоящее время представляет собой совокупность мелких, разрозненных предприятий, не поддерживающих между собой никаких связей и не имеющих возможность осуществления менеджмента и маркетинга, а следовательно, не имеющих возможностей повышения рентабельности и развития новых видов услуг;

— отсутствие достаточного количества инвестиций в данную отрасль, что вызвано опасением и нежеланием отечественных и иностранных инвесторов сотрудничать с мелкими предприятиями;

— невозможность в сложившихся условиях раздробленности и разобщенности сферы услуг регулирования и поддержки такой чрезвычайно социально-значимой отрасли как сфера услуг со стороны государства и местных властей.

Предприятия сферы услуг не могут обеспечить в достаточной степени повышения качества, развития новых видов услуг, доведения их до каждого потребителя. Эти обстоятельства требуют поиска новых форм дальнейшего развития сферы услуг, в частности внедрения в эту сферу процессов интеграции.

В развитых странах предприятия сферы услуг, функционирующие в рамках малого и среднего бизнеса, получают государственную поддержку. При этом основным принципом, лежащим в основе системы государственной поддержки, является стимулирование развития «самопомощи». Для этого используется система разнообразных экономических и административных рычагов.

Специфика сферы услуг, заключается в том, что эффективное функционирование предприятий данной сферы возможно лишь в рамках крупного, централизованного объединения, как это было во время существования административно — командной системы. Однако рыночные отношения диктуют иные формы сообществ предприятий, в частностикорпоративные структуры. В корпоративных структурах присутствуют практически все элементы общности предприятий, что были при административно — командной системе и были впоследствии утрачены, нов данных структурах эти элементы максимально адаптированы к рыночным условиям. Так вместо бюджетного финансирования — получение и распределение через корпоративную структуру инвестиций, бюджетных субсидий на развитие конкретных социально — значимых видов услуг, льготное кредитование, вместо указаний и планов, разрабатываемых вышестоящими министерствами и ведомствами, — осуществление корпоративной структурой стратегического планирования, общего менеджмента и маркетинга.

Все вышеизложенные факторы определяют необходимость организационно-экономической реструктуризации предприятий сферы услуг. На наш взгляд этот процесс может развиваться двумя не исключающими один другого путями. Первый — создание в регионах холдингов, специализирующихся на определенных видах услуг, и интеграция в данные холдинги предприятий сферы услуг. Простота данного вида.

114 реструктуризации заключается в том, что он не требует изменения законодательства, дополнительных субсидий или какого — либо значительного первоначального капитала.

Второй — негосударственное регулирование (саморегулирование) предпринимательской деятельности. В данном случае целесообразно принятие на государственном уровне Закона об основных принципах саморегулирования, как логического продолжения начатых в стране административных реформ, в частности Законов о техническом регулировании и о местном самоуправлении. В диссертации разработан понятийный аппарат, определено место саморегулирования в системе регулирования экономики.

Автор придерживается следующих позиций, государственное регулирование — это регулирование посредством закона, полномочий Правительства, уполномоченного органа власти по правоустановлению и применению норм и правил предпринимательской деятельности, саморегулирование — регулирование (правоустановление и правоприменение) рынка (или его части) определенного вида деятельности посредством общего (свободного) решения рыночных структур (хозяйствующих субъектов) на основе следующих принципов:

— Добровольности принятия принципов саморегулирования.

— Установление механизма материальной ответственности.

— Лицензирование, как допуск к ограниченному ресурсу.

— Аттестация сотрудников лицензированных компаний.

— Установления стандартов качества управления, продукции, услуг.

— Более жесткое регулирование государством деятельности не интегрированных хозяйствующих субъектов.

— Ответственность, основанная на механизме потери репутации и лишении установленных преимуществ.

Создание и управление эффективной организационной структурой холдинга всегда приводит к той или иной трансформации предприятий. Как правило, после проведения изменений в организационной структуре предприятия и вхождения его в более крупную корпоративную структуру оно испытывает подъем. Трансформация предприятия — организационно-экономическое преобразование, при котором меняется состав юридических лиц участвующих в преобразовании.

Практика показывает, что в условиях кризиса причины трансформаций очевидны, а сами трансформации приобретают характер жесткой необходимости: для одних предприятий — это способ выживания, для других — способ захвата освобождающегося рынка, а для третьих, менее удачливых способ прекращения дела. При всех видах трансформаций предприятия меняют не все характеристики, часть из них остается постоянной, а часть может меняться в зависимости от конкретной ситуации. Проведенный анализ позволил определить постоянные и изменяемые характеристики предприятия при трансформациях, что позволит выявить наиболее приемлемый вид преобразования предприятия и наметить стратегию его развития.

В диссертации на основе анализа показано, что наиболее сложные трансформации, меняющие практически все его характеристики — это создание и ликвидация предприятия. Меньше изменений приносят соединение или деление, Еще меньше меняются характеристики предприятия при объединениях и разъединениях, что и предлагается для предприятий сферы услуг. В диссертации предложен механизм трансформации предприятий в процессе их вступления в холдинг.

При вступлении в холдинг мелкие предприятия будут в той или иной степени терять независимость, поэтому они должны наглядно видеть возможности которые открывает для них новая структура. Для этого, головная компания холдинга, вокруг которой будут объединяться прочие предприятия, должна иметь обширные кооперационные связи в России и за ее пределами, которые могли бы лечь в основу развития на мелких предприятиях новых видов услуг и повышения качества уже оказываемых услуг. Кроме того, головная компания холдинга должна обладать финансовыми ресурсами, и иметь возможность предоставления беспроцентного кредита (временной финансовой помощи) предприятиям находящимся в тяжелом финансовом положении.

Рассмотрим приблизительный вариант формирования холдинга действующего в сфере услуг, например, в области ремонта бытовой техники.

Первый этап. Создается головная компания холдинга. Проводится анализ рынка услуг, выявляются виды и марки бытовой техники не имеющие гарантийных мастерских на территории обслуживания холдинга. Проводятся переговоры с представительствами отечественных и зарубежных компаний производящих бытовую технику о создании сети гарантийных мастерских. (Создание головной компании холдинга не требует каких — либо серьезных финансовых затрат, однако для ускорения процесса интеграции целесообразно создание фонда используемого для поддержки предприятий вступающих в холдинг. Данный фонд может формироваться за счет целевого финансирования государственных либо муниципальных властей, заинтересованных в развитии данного вида услуг, а также за счет кредитов или частных инвестиций).

Второй этап. Представители головной компании холдинга обращаются к руководству уже действующих предприятий с предложением развития новых видов услуг, осуществления гарантийного и послегарантийного ремонта бытовой техники от ведущих производителей, не имеющих специализированных мастерских в данном регионе. Ремонтным предприятиям предлагается: обучение и модернизация за счет предприятийпроизводителей, возможность получения льготных кредитов или временной финансовой помощи от головной компании холдинга, дальнейшая рекламная, кадровая, маркетинговая, а при необходимости транспортная поддержка. Взамен ремонтные мастерские вынуждены будут частично лишиться самостоятельности, так как обязаны придерживаться единой для холдинга линии менеджмента, подчиняться единым стандартам контроля качества, исполнять иные взятые на себя обязательства. Все это возможно обеспечить путем частичной покупки холдингом акций мастерской, путем реорганизации мастерской в товарищество с полной ответственностью, либо иными способами в зависимости от конкретных условий.

Третий этап. Головная компания холдинга рекламирует деятельность структурных подразделений холдинга, а также приглашает к сотрудничеству организации и физических лиц имеющих помещения, пригодные для открытия мастерской по ремонту бытовой техники, в местах еще не охваченных деятельностью холдинга. Таким организациям и физическим лицам (предпринимателям без образования юридического лица), предлагаются различные формы сотрудничества — от сдачи холдингу в аренду помещений, до открытия своих мастерских изначально интегрированных в холдинг. При создании таким образом новых структурных подразделений, вновь созданным подразделениям предоставляются те же льготы и условия, что и при вышеописанном способе вступления в холдинг.

Четвертый этап. Головная компания выходит на властные структуры разных уровней с предложением о сотрудничестве. Данное сотрудничество может проистекать в различных формах, необязательно это должны быть субсидии, инвестиции или кредиты. В частности, местная администрация может предоставить холдингу в аренду либо для выкупа не использующиеся производственные площади. Также местная администрация может оказать значительное содействие в преодолении административных барьеров, и в решении других проблем в зависимости от территориальных и иных особенностей создающегося холдинга. Большинство таких элементов взаимодействия не вызовет каких — либо финансовых затрат у местной администрации, а наоборот принесет доход сразу в виде арендной платы и впоследствии в виде налоговых отчислений.

Пятый этап. Для ускоренного расширения холдинговой компании, освоения новых рынков, территорий и видов услуг, головная компания инициирует привлечение инвестиций. Роль головной компании холдинга при решении данной задачи очень важна, так как отечественные и иностранные инвесторы обладающие значительным потенциалом, не станут сотрудничать с отдельными мелкими предприятиями, не имеющих серьезных гарантий и активов. Соответственно динамично развивающаяся холдинговая компания, охватывающая значительную территорию, имеющая контракты с крупными производителями, пользующаяся поддержкой местных властей, имеющая значительные активы в виде резервных капиталов, дебиторской задолженности (структурных подразделений перед холдингом), а также долю в собственности структурных подразделений, будет предпочтительна для инвестирования.

Таким образом, мелкие предприятия будут вынуждены либо интегрироваться в систему активно развивающегося холдинга, либо конкурировать с его подразделениями. В такой борьбе разрозненные предприятия, использующие устаревшее оборудование, не имеющие возможности расширения перечня услуг, имеющие значительно большие издержки при осуществлении своей деятельности, обречены на поражение. Однако подобная конкуренция, как показывает практика, не приводит к монополизации в сфере услуг. Монополизации не происходит потому, что в крупном городе, как видно на примере Москвы, может функционировать несколько крупных холдингов работающих в одной области («Партия-Сервис», «Сервис М-Видео», «Айсберг» — в области ремонта бытовой техники и радиовидеоаппаратуры, «Диана», «Еврохимчистка — в области химической чистки). Наряду с ними осуществляют аналогичную деятельность мелкие предприятия, прочно занимающие свою нишу в данной сфере, за счет прямых связей с промышленными предприятиями, сложившихся хозяйственных отношений, удачного расположения, положительного имиджа, либо по иным причинам. Кроме того, предлагаемая модель холдинга имеет социальную направленность, и контроль за осуществлением данной функции должен быть возложен на местные органы власти, которые опосредовано через головную компанию холдинга могут осуществлять надзор за ценовой и ассортиментной политикой предприятий входящих в холдинг.

При создании холдинга в первую очередь возникает ряд организационных вопросов:

Ф — какую из корпоративных форм выбрать;

— какую избрать стратегию развития холдинга;

— как перераспределить функции между головной компанией и структурными подразделениями;

— как юридически оформлять взаимоотношения между головной компанией и структурными подразделениями;

— как избежать возможных потерь связанных с недобросовестностью" отдельных структурных подразделений.

Нет необходимости придерживаться какой-то жесткой структуры и даже несмотря на вышеперечисленное разнообразие форм, их в зависимости от необходимости возможно варьировать, добавляя или удаляя отдельные элементы, причем это возможно производить даже в ходе функционирования холдинга.

По нашему мнению, в сфере услуг наиболее эффективной формой был бы холдинг, включающий в себя следующие компоненты:

• - единый маркетинг;

— стратегическое планирование;

— общая для всех предприятий входящих в холдинг система логистики;

— дифферинцированная система финансов — изначально предприятия входящие в холдинг являются финансово независимыми, однако в случае если головная компания холдинга инвестирует ф модернизацию отдельного предприятия входящего в холдинг может возникать частичная финансовая зависимость;

— единая рекламная политика;

— общая система подготовки кадров и контроля качества.

Стратегия развития холдинга зависит в первую очередь от того, кто и с какой целью создал данный холдинг. Холдинг может быть создан коммерческими инвесторами с целью извлечения прибыли, может быть создан местными властями для развития социально — значимых видов услуг с.

Ф целью повышения уровня жизни населения в регионе, а может быть создан группой предприятий для продвижения их услуг на рынке. На наш взгляд наиболее приемлемым является холдинг, в создании которого принимают равное участие все три вышеперечисленные силы, так как при этом:

Во-первых — затраты на создание холдинга будут равномерно поделены между сторонами — учредителями и следовательно финансовая нагрузка на каждую из сторон будет незначительна;

Во-вторых — каждая из сторон, используя холдинг, добьется желаемых результатов;

В-третьих — при таком соотношении будет создана наиболее функциональная система, так как коммерческие инвесторы будут стремиться к извлечению прибыли, а без этого направления любая организация со временем станет убыточной и обанкротитсяместные власти, принимающие участие в создании холдинга, будут следить за развитием социальнозначимых видов услуг и ценовой политикой холдингаа промышленные предприятия, участвующие в создании холдинга будут содействовать установлению кооперационных связей и развитию новых видов услуг и форм обслуживания.

Распределение функций между головной компанией холдинга и структурными подразделениями является чрезвычайно важным фактором жизнеспособности холдинга. Очень важно, чтобы распределение функций вело к снижению издержек, а не наоборот. Поэтому к функциям головной компании холдинга следует отнести:

Во-первых — маркетинг и стратегическое планирование, так как изучение рынка, анализ возможностей расширения перечня услуг, зоны обслуживания и форм обслуживания, а впоследствии разработки, на основе проведенного анализа, стратегии развития — целесообразнее осуществлять в едином центре;

Во-вторых — взаимодействие с местными органами, так как исполняя социальные «заказы», головная компания должна следить, чтобы для.

Ф предприятий холдинга оказание данных видов услуг не было убыточным;

В-третьих — единая служба логистики, единая рекламная политика, единая служба подготовки кадров, единая служба контроля качествапозволит создать положительный имидж всех предприятий холдинга улучшить качество и культуру обслуживания и при этом значительно сократить издержки, так как в едином центре для этих целей можно задействовать значительно меньшее количество работников.

• Юридическое оформление взаимоотношений между головной компанией и структурными подразделениями холдинга имеет очень важное значение, так как именно оно определяет структуру холдинга, официальный статус головной компании и отдельных подразделение, степень интегрированности отдельного предприятия в холдинг. Кроме того, данная процедура призвана защищать холдинг от недобросовестности отдельных структурных подразделений. Юридическое оформление взаимоотношений между головной компанией холдинга и структурными подразделениями.

• может быть различно. Самым простым способом оформления является подписания договора по конкретному виду деятельности, как это делается при открытии приемного пункта сети химчисток — приемный пункт является отдельным юридическим лицом или ПБОЮЛ, он заключает с холдингом договор «на обслуживание», то есть приемный пункт принимает от населения заказы, оплату и впоследствии передает на обслуживающую фабрику — химчистку за вычетом своей наценки. ф Более сложным процесс оформления является в тех случаях, когда предприятия вступающие в холдинг получают кредит, временную финансовую помощь или берут в лизинг оборудование. Однако в данном случае опасений в возможном невозврате заемных средств возникать не должно, так как вступающие в холдинг организации имеют основные средства, служащие залогом.

В случае если организация, вступающая в холдинг, не имеет собственных активов, или имеющиеся активы значительно меньше тех средств, привлечение которых, необходимо для эффективной работы предприятия, холдинг может направить необходимые средства на предприятие как взнос в уставной фонд, таким образом став собственником предприятия, что в дальнейшем позволит проследить целевое использование средств направленных на модернизацию;

Целесообразно в некоторых случаях применять для отдельных структурных подразделений такие организационно — правовые формы как полное товарищество и коммандитное товарищество. Особенность таких организационно — правовых форм заключается в том, что все участники (учредители) данного товарищества или часть участников несут полную материальную ответственность за деятельность товарищества. Таким образом если организация (ООО, ЗАО) желает вступить в холдинг, и допустим собирается взять в холдинге кредит необходимый для модернизации предприятия, а активов организации не хватает чтобы служить достаточным залогом, при этом учредители (акционеры) организации не хотят уступать контроля над организацией, возможен следующий компромис: учредители (основные акционеры) меняют организационноправовую форму на товарищество с полной ответственностью или на коммандитное товарищество, и, следовательно, принимают на себя ответственность по долгам своей организации. Сотрудничество с подобного рода организациями, при выделении финансовых средств, представляется более предпочтительным, так как появляются дополнительные гарантии в виде имущества участников товарищества — юридических или физических лиц.

В диссертации представлен вариант организации вертикальноинтегрированного холдинга адаптированного к особенностям сферы услуг. В работе разработаны функции и компетенции отдельных отделов, представленных в схеме.

Рассмотрим экономическую и социальную эффективность применения корпоративных форм хозяйствования на предприятиях сферы услуг. Социальная эффективность в первую очередь заключается в расширении перечня услуг оказываемого уже действующими предприятиями сферы услуг, а также более широкого охвата территории оказания услуг за счет создания новых предприятий и внедрения новых форм обслуживания. Кроме того, создание холдинга положительно отразится на качестве оказываемых услуг, так как головная компания холдинга будет осуществлять единый контроль качества и гарантировать качество услуг оказываемых предприятиями холдинга. Внедрение холдингом единой кадровой политики и системы обучения персонала позволит повысить культуру обслуживания и скорость исполнения заказов. Также к элементам социальной эффективности стоит отнести возможность взаимодействия холдинга, опосредовано через головную компанию, с государственными и местными властями, с целью оперативного совместного решения задач социальной направленности, реализации совместных социальных программ.

Однако наряду с вышеперечисленными фактами социальной эффективности, создание холдинга на базе предприятий сферы услуг несет в себе также и возможные резервы по снижению цен на услуги, что является чрезвычайно значимым социальным фактором, особенно для малообеспеченных категорий граждан — наименее защищенных слоев населения. Резервы по снижению цены заключены в тех возможностях, которые предоставляет холдинг, в частности увеличении объема реализации услуг за счет внедрения новых видов услуг, новых форм обслуживания, рекламы осуществляемой головной компанией холдинга. Кроме того, себестоимость оказанной услуги возможно уменьшить за счет осуществления части общих функций головной компанией холдинга (реклама, транспортировка, кадровая политика, оптовая закупка сырья и материалов и т. д.).

В диссертации предложено в качестве института саморегулирования использование саморегулируемых организаций. По мнению автора к основным функциям саморегулируемых организаций относятся:

— нормирование и контроль предпринимательской деятельности своих членов в пределах своей компетенции;

— защита профессиональных интересов своих членов в спорах с органами власти и потребителями;

— гарантия гражданской ответственности своих членов в установленных размерах;

— профессиональная общественная экспертиза законопроектов и проектов нормативных актов Правительства РФ, ведомств и местных органов власти.

Автором предложена система обязательных признаков саморегулируемых организаций, состоящая из квалифицирующих и неквалифицирующих признаков. К квалифицирующим признакам относятся:

• Принцип достаточности представительства производителей услуг, соответствующих определенным признакам.

• Наличие механизмов гражданской ответственности (индивидуальной или коллективной) членов СРО, например в форме компенсационных фондов.

• Наличие специальных органов. Органы разработки правил.

Органы контроля за исполнением правил. Органы дисциплинарной ответственности. К обязательным неквалифицирующим признакам относятся:

• Соответствие положений о специальных органах и внутренних правил саморегулируемых организаций (правил раскрытия информации, дисциплинарной ответственности, контроля членов, принятия и исключения из саморегулируемых организаций).

• Принцип коллективности и объективности управления: равный доступ к управлению всех членов и участие в управлении «независимых директоров».

• • Функциональный принцип образования саморегулируемых организаций: один вид деятельности — один вид саморегулируемых организаций.

В диссертации разработана система вертикальной интеграции саморегулируемых организаций, в которую входят:

• Первый уровень — «региональные» отраслевые саморегулируемых организаций.

• Второй уровень — национальные «союзы» отраслевых саморегулируемых организаций.

• Третий уровень — общенациональные «межотраслевые» предпринимательские объединения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общей ред. Сидоровича А. В. М.: Дело и Сервис. — 1998.
  2. И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. -М., 1997.
  3. И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. М.: ЭКМОС, 2002. — 480 с.
  4. Ан Т. Е. Информационное обеспечение предпринимательства. / Менеджмент: теория и практика. 1998, № 1.
  5. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  6. Антикризисное управление: учебник /Под ред. Э. М. Короткова. -М.: ИНФРА-М. 2000.
  7. Е.Н., Асеев П. В. Организация рекламной кампании. М.: ПРИОР, 1997.- 112 с.
  8. А.А. Формирование и развитие экономических институтов внутрифирменного управления. / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. СПб., 1997.
  9. Г. А. Основы экономики социальной сферы: курс лекций. -М.: МГУ, ТЕИС. 2003.
  10. Ю.Ахтямов Э. Ф. Оптимизация организационной структуры системы управления производством. / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. экон. наук. Уфа, 1997.
  11. П.Баззел Р. Д., Кокс Д. В., Браун Р. В. Информация и риск в маркетинге. М.: Финстатпром, 1993.
  12. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  13. З.Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: финансы и статистика, 1995.
  14. JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1999.
  15. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. М.: ИНФРА-М. -2004.
  16. Д. Опыт новой теории измерения жребия (1738). / Теория потребительского поведения и спроса. — СПб.: Экономическая школа, 1993. (Вехи экономической мысли- Вып. 1).
  17. Блэк С. PR: международная практика. М.: Изд. Дом «Довгань», 1997.
  18. Болыпой энциклопедический словарь. Издание второе переработанное и дополненное. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
  19. Г. Д. Государственное регулирование сферы платных услуг населению. / Дисс. на соиск. учен. степ, к.э.н. по спец. 08.00.05. -СПб., 1993. 178 с.
  20. В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. М.: Финансы и статистика, 1993.
  21. М.П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука. -М.: Известия, 2000. 176 с.
  22. В.В. Система внутренного контроля коммерческой организации. / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. -М., 1999.
  23. М. Коммерческие расчеты от, А до Я. Формулы, принципы расчетов и практические советы. М.: Дело и сервис, 1998.
  24. Л.И. Методика проведения рекламной кампании. -М., 1991.
  25. И.Л. Приемы рекламы: методика для рекламодателей и рекламистов. Новосибирск: ЦЭРИС, 1993. — 140 с.
  26. И.М., Грачева М. В. Проектный анализ: финансовый аспект. М.: Экономический факультет, ТЕИС — 2000.
  27. В., Хэмптон Дж., Казак А. Принятие управленческих решений в управлении бизнесом. Москва-Екатеринбург: Издательский дом «ЯВА», 1998.
  28. Р.Ф. Эффективность сферы услуг населению в рыночной экономике. / Дисс. на соиск. учен. степ, д.э.н. по спец. 08.00.01. Казань, 2001. — 362 с.
  29. Е.П. Маркетинговые исследования. М.: Дело и сервис, 1998.
  30. Е.П. Организация маркетинга. М.: Дело, 1991.
  31. Е.П. Планирование маркетинга. М.: Дело, 1992.
  32. Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993.
  33. Е.В. Маркетинговые коммуникации. М.: Финпресс, 2000.-255 с.
  34. Г. А. Социально-экономические условия подготовки кадров предпринимателей для рыночных институциональных структур. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора экон. наук. -М., 2000.
  35. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник /Под ред. В. А. Козбаненко. М.: Статут. — 2000.
  36. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) / Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. последующих изменений и дополнений).
  37. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) / Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. последующих изменений и дополнений).
  38. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть третья) / Федеральный закон от 26.01.2001 N 146-ФЗ (в ред. последующих изменений и дополнений).
  39. Долан Э. Дж, Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ. СПб.: 1992.
  40. Э.Дж., Кембелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб: Оркестр, 1994.
  41. В.В. Методология структуризации хозяйственных объектов. / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. экон. наук. -СПб, 1998.
  42. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Питер Друкер. М.: ФАИР-ПРЕСС. -2002.
  43. А.В. Концептуальные основы формирования системы взаимосвязи инвестиционных и инновационных процессов с трансформационный период. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. экон. наук. М., 2000.
  44. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: МГУ. — 1991.
  45. Л.Л. Инвестиции: учебное пособие / Л.Л.Игонина- под ред. В. А. Слепова. М.: Экономисть. — 2004.
  46. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. М.: Дело, 2003.
  47. История управленческой линии и бизнеса. У Международная конференция «Проблемы измерений в управлении организацией: история, современность, будущее». М., 24−26 июня 2002 г. / Подред. В. И. Маршева. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС. -2002.
  48. В.В. Правовое регулирование налоговых отношений коммерческих структур непроизводственной сферы: банки, страховые организации, предприятия. / Дисс. на соиск. учен. степ, к.ю.н. по спец. 12.00.02. М., 1995. — 198 с.
  49. Н.В. Экономические аспекты влияния социально-культурной сферы на качество жизни населения региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2000.
  50. JI.P. Концептуальные основы формирования государственной инновационной политики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2002.
  51. В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика. -1997.
  52. В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  53. . А. Инвестиционное проектирование объектов социально-культурной сферы: учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А. — 2000.
  54. Концепция стратегического планирования для России начала XXI века. 2-е изд., доп. /Трейер В.В., Каширин А. И., Швырков Ю. М. — М.: Макс Пресс, 2000.
  55. JI.B. Проблема эффективного взаимодействия предприятия с макроэкономической средой. / Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. Пермь, 1998.
  56. Котлер Филип. Основы маркетинга / пер с англ. под общ. Ред. Пеньковой Е. М. М.: Прогресс, 1992. — 736 с.
  57. С.А. Управление затратами. СПб.: Питер. — 2001.
  58. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, 1993.
  59. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. / перевод с английского под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб Питер, 1999. — 496 с.
  60. И.М. Организационно-экономические проблемы диверсификации производства. / Автореферат дисс. на соиск. учен, степ. канд. экон. наук. Саратов, 1998.
  61. И.К. Стратегия социального управления. М.: Издательско-торговая корпорация «Даликов и К0». 2004.
  62. . Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Аукцион. — 2002.
  63. .К. Инновационный вызов: европейское измерение // Инновации. М.: 1998, № 2−3.
  64. Д.В. Российские банки на рынке консалтинговых услуг. / Дисс. на соиск. учен. степ, к.э.н. по спец. 08.00.10. -М., 2000.
  65. В.П. Оценка инновационного потенциала региона по реализации социально значимых программ / В. П. Лукин, Т. Н. Иванова, С.А.Легостаева- Орловский государственный технический университет. Орел: Орел ГПУ, 2001.
  66. Н.Н. Методы и модели стратегической структуризации предприятия. / Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. СПб, 1998.
  67. A.M. Управление развитием организации. / Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. М., 1998.
  68. Материалы международной научной конференции «Социально-экономические и правовые проблемы российских реформ: Коломна, 2002.
  69. Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения 2003» / Под научн. ред. К. В. Папенова, Е. И. Соколовой. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003.
  70. Методическое пособие для работников ломбардов. М.: МГУ сервиса, 2002.
  71. В.А. Паблик Рилейшнз. Теория и практика. М.: Омега-Л, 2001.-376 с.
  72. В.В. Моделирование процессов переменной структуры финансовых рынков. / Дисс. на соиск. учен. степ, к.э.н. М., 2000.- 165 с.
  73. Ю.П., Гаврилов А. И., Городнов А. Т. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  74. В.Л. Реклама как социальный институт: Возникновение и основные этапы развития. / Автореф. Дисс. докт. социол. Наук. -М.: Институт социально-политических исследований, 1998. 45 с.
  75. В.Л. Реклама: Международный опыт и российские традиции. М.: Право и Закон, 1996. — 222 с.
  76. В.Л. Реклама: функции, цели, каналы распространения.- М.: Изд-во МНЭПУ, 1996−1997. В 2-х частях. 210 с.
  77. Новая технология и организационные структуры. / Пер. с англ. под ред. Пеннингса И. М.: Экономика, 1990.
  78. В. Банки, протекционизм и национальная безопасность. / Российский экономический журнал. 1997, № 8.
  79. Новые явления в сфере финансовых услуг в промышлденно развитых капиталистических странах. М.: ИНИОН, 1989.
  80. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163 (в редакции последующих изменений и дополнений).
  81. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Инфра-М, 2001. — 124 с.
  82. Основы социального управления: учебное пособие. / Под ред. В. Н. Иванова. М.: Высшая школа. — 2001.
  83. Оценка бизнеса / Учебник под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика. — 2001.
  84. Г. А. Прогнозирование национальной экономики. М.: ЗАО «Финстатинформ». — 1999.
  85. В.В. Сфера услуг населению: состояние и перспективы развития. / Дисс. на соиск. учен. степ, д.э.н. по спец. 08.00.05.-М., 1994.-231 с.
  86. С.В. Продвижение товаров и услуг. М.: Инфра, 2000.
  87. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие для вузов / Т. Г. Морозова и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА. -1999.
  88. Прогнозирование и планирование экономики: учебное пособие / В. И. Борисевич, Г. А. Кандаурова, Н. Н. Кандауров и др. Мн.: ИП «Эксперспектива». — 2000.
  89. .А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. Учебник М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». — 1999.
  90. Дж. Р., Перси JI. Реклама и продвижение товаров. / пер. с англ. Л. А. Волковой. СПб.: Питар, 2000. — 656 с.
  91. Россия в цифрах, 2002: краткий статистический сборник. -М.: Госкомстат России, 2002. 398 с.
  92. Россия перед лицом глобализации Центр общественных наук при МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
  93. В.М. Формы партнерских связей и механизм сотрудничества предпринимательских структур в сфере услуг. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора, экон. наук. М., 2004.
  94. А.Г. Экономическая природа венчурного капитала. Самые успешные PR-кампании в мировой практике. / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 310 с.
  95. Т., Воуглайнен Э., Поренне П., Ниссинен И. Х. Управление по результатам. / Пер. с фин. под общ. ред. и предисл. Я. А. Лейманна М.: Прогресс, 1993.
  96. Н.Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие для вузов. 2-е изд. -М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 2003.
  97. В.В. Рынок деловых образовательных услуг и организационные формы подготовки кадров для предпринимательских структур, автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора экон. наук. М., 2000.
  98. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. 1—2 кн. /Антология экономической классики. М.: Эконом, 1993.
  99. Современные проблемы экономической теории. В 2-х частях, часть П. Отв. за выпуск В. П. Третьяк. — М.: Парад. — 2004.
  100. Социальная сфера в рыночных условиях /Под ред. Е. Н. Жильцова, П. Н. Ломанова. М.: МГУ, ТЕИС. — 2004.
  101. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. М.: Наука, 2000.
  102. Социально-экономические проблемы России: справочник / ФИПЭР. СПб.: Норма. — 1999.
  103. А.А. Финансово-кредитные условия деятельности предприятий сферы услуг. / Дисс. на соиск. учен. степ, к.э.н. по спец. 08.00.05. М., 1994. — 119 с.
  104. А.В. Оценка влияния инновационных факторов на перспективы социально-экономического развития / А.В.Тодосийчук- Российская академия естественных наук, Отдел исслед. циклов и прогнозирования НТО «ЭКОС». М.: ЭКОС, 2004.
  105. Управление и предпринимательство в социальной сфере / Под ред. Н. И. Сидорова. М.: Государственный университет управления. — 2001.
  106. Э.А. Управление фирмой. М.: Акалис, 1996.
  107. Финансово-кредитные механизмы повышения инвестиционной активности. М.: Институт экономики РАН. -2003.
  108. В.Н. Развитие инновационной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. экон. наук. М., 1997.
  109. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. О. Н. Воскова и О. В. Девяткина М.: ИНФРА-М. — 2002.
  110. Экономика предприятия: учебник / Под ред. А. Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер. М.: ИНФРА-М, 2004.
  111. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4-х томах. / Под ред. А. М. Румянцева. М.: Советская энциклопедия, 1972.
  112. Т.В. Интеллектуальная сфера и предпринимательство. Неприбыльный сектор (Альтернатива бизнесу и государству). М.: Анкил. — 1994.
  113. Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука. -1999.
Заполнить форму текущей работой