Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Статистическое исследование развития малого бизнеса в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для выявления степени развития малого предпринимательства нами была разработана методика рейтинговой оценки и был составлен рейтинг регионов по степени эффективности функционирования такого рода предприятий. При проведении расчетов использовались данные Государственного комитета по статистике РФ за 2000 год. Для составления рейтингов были отобраны показатели, которые, на наш взгляд, наилучшим… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Малый бизнес как объект статистического исследования
    • 1. 1. Роль малого бизнеса в системе национальной экономики
    • 1. 2. История становления малого предпринимательства
    • 1. 3. Анализ роли и места малых предприятий в российской экономике в 2004г
  • Глава 2. Методика статистического анализа развития малого предпринимательства
    • 2. 1. Назначение и общая характеристика единого государственного регистра предприятий и организаций, его взаимодействие с государственными информационными системами и ресурсами
    • 2. 2. Методы анализа регистра
    • 2. 3. Анализ динамики и прогнозирование развития предпринимательства
  • Глава 3. Экономико-статистический анализ развития малого предпринимательства
    • 3. 1. Обоснование методов статистической оценки развития малого бизнеса
    • 3. 2. Определение рейтинга регионов по степени развития и эффективности малого бизнеса
    • 3. 3. Анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства

Статистическое исследование развития малого бизнеса в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

Статистические данные свидетельствуют о том, что малое предпринимательство стало заметным явлением в экономике России. Сегодня в стране работает более 950 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 7,5 млн. человек, зарегистрировано около 2,5 млн. предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято около 14 млн. человек. С учетом предприятий, которые фактически являются малыми, но не могут быть отнесены к таковым по тем или иным формальным признакам, а также так называемых средних предприятий, можно говорить об удвоении представленных цифр.

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80−99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В России, по данным Росстата на 2004 г. субъекты малого предпринимательства выпустили продукции (работ, услуг) свыше чем на 2200 млрд руб.

Интенсивно развивающийся малый бизнес должен способствовать развитию национальной экономики. В России государство предпринимает определенные шаги по развитию малого предпринимательства: формируется законодательная база, были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, создана сеть сервисных организаций. Все большее внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти.

Важная роль в формировании адекватных мер поддержки малого бизнеса отводится информации о состоянии и развитии данного сектора экономики. В силу этих аргументов задача определения параметров развития малого предпринимательства представляется особенно важной.

Указанные обстоятельства послужили основанием выбора темы диссертационной работы, определили ее актуальность в научном и практическом плане.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка методики комплексного статистического анализа состояния и перспектив развития малого предпринимательства.

Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:

— раскрыть понятие малого предпринимательства как объекта статистического исследования, оценить роль малого бизнеса в системе национальной экономики;

— усовершенствовать систему показателей для оценки состояния развития малого бизнеса на региональном уровне;

— провести анализ роли и места малых предприятий в российской экономике на современном этапе;

— исследовать существующие концепции учета и оценки малого предпринимательства и наметить пути их совершенствования;

— предложить методику анализа основных тенденций развития малого предпринимательства и оценить перспективы его развития;

— провести многомерную классификацию субъектов Российской Федерации по основным показателям развития малого предпринимательства;

— оценить влияние факторов на формирование среды, способствующей развитию бизнеса в регионе.

Объектом исследования является совокупность предприятий малого бизнеса Российской Федерации.

Предметом исследования послужили количественные и качественные характеристики состояния и развития малого бизнеса в условиях современной российской экономики.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам экономики, статистики, эконометрического моделирования, а также методологические разработки Росстата и Евростата по организации статистического наблюдения за сектором малых предприятий.

В процессе экономико-статистического исследования были использованы методы многомерной классификации, исследования зависимостей, анализа временных рядов и прогнозирования, табличные и графические приемы представления результатов исследования.

При решении поставленных задач были использованы современные средства вычислительной техники с применением пакетов прикладных статистических программ SPSS, Statistica, EXCEL и др.

Информационная база исследования. При написании работы использовались данные Росстата, Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, материалы, полученные с Интернет-серверов региональных органов поддержки малого предпринимательства, материалы периодической печати, связанные с темой диссертации.

Научная новизна исследования заключается в разработке методики комплексного статистического анализа состояния и развития малого бизнеса.

К числу наиболее существенных результатов, полученных лично автором и обладающих элементами научной новизны, относятся:

— обобщены и систематизированы современные проблемы экономико-статистического анализа развития малого предпринимательства на региональном уровне;

— разработаны основные направления комплексного экономического анализа сектора малых предприятий на региональном уровне;

— обоснованы возможности и целесообразность применения современного математико-статистического инструментария для анализа деятельности малых предприятий и их апробация на фактическом материале;

— количественно оценено влияние отдельных факторов на развитие малого предпринимательства в региональном разрезе;

— разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию методики математико-статистического моделирования и прогнозирования показателей развития малого предпринимательства на региональном уровне.

Практическая значимость результатов исследования. Разработанные в диссертации теоретические и практические положения, выводы и рекомендации могут быть использованы органами государственной статистики, федеральными и местными органами управления в процессе разработки целевых программ поддержки малого предпринимательства.

Положения исследования внедрены в учебный процесс при чтении лекций и проведении практических занятий в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики и Московской финансово-промышленной академии по курсам «Статистические методы прогнозирования в экономике» и «Эконометрика».

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практической конференции «Практика антикризисного управления и методические вопросы подготовки специалистов в современных российских условиях», заседаниях и семинарах кафедры Математической статистики и эконометрики.

Публикации. Основные научные и практические результаты исследования опубликованы в 4 работах, общим объемом 1,2 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью данной работы явилось изучение параметров и эффективности развития малого предпринимательства в РФ. В результате проведенного анализа порядка и процедуры организации статистического учета в РФ выявлены основные проблемы, снижающие качество статистической информации. По нашему мнению, анализ динамики малого предпринимательства и его результатов затруднен частой сменой статистических показателей, содержащихся в статистических формах отчетности. Вследствие этого с позиций статистической сопоставимости обоснованным можно считать исследование состояния сектора малых предприятий за период с 1999 по 2004 г., так как в это время общие подходы к учету сектора не изменялись.

Как показывает опыт экономически развитых стран, с развитием малого предпринимательства растет доля экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп. При помощи малого бизнеса мобилизуются материальные, финансовые и природные ресурсы и повышается эффективность их использования.

Малое предпринимательство в России не только выполняет перечисленные выше функции, присущие малому бизнесу в экономически развитых странах, но и осуществляет новые, возникающие в ходе рыночных преобразований. К ним относятся разгосударствление, формирование частной собственности, разукрупнение промышленных, транспортных, топливно-энергетических гигантов. Кроме того, малые предприятия способны осуществить внедрение инноваций в производство.

К основным факторам, определяющим особую роль МП в условиях современного российского общества, можно отнести следующее:

— энергичное развитие сектора МП может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства страны на рельсы эффективно работающей в интересах всего населения рыночной экономики;

— развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни;

— занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;

— сектор МП имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в целом по стране и в отдельных регионах;

— массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

К особенностям развития малого бизнеса в России в первую очередь следует отнести следующие:

— Малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий, -производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и т. п. При этом выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится значительная часть продукции пищевой, лесной, деревообрабатывающей целлюлозно-бумажной отраслей промышленности.

— Диверсификация характерна для значительного числа малых предприятий. Многопрофильность деятельности малых предприятий обусловлена двумя причинами: развитием бизнеса или попыткой исправить ситуацию, когда поддержать предприятие могут только наличные деньги, а их реально дают торговля и услуги.

— В последние годы существенно возрос вклад индивидуальных предпринимателей в российскую экономику.

— В течение ряда лет малые предприятия все шире прибегают к стратегии ухода в теневую деятельность.

В диссертации был рассмотрен положительный опыт поддержки малого предпринимательства и создания благоприятного хозяйственного климата в России и в странах Европейского союза. Государственная политика поддержки малого предпринимательства должна представлять собой создание благоприятных экономических, правовых, организационных и иных условий развития предпринимательства, обеспеченных материальными и финансовыми ресурсами. На наш взгляд, одним из главных ограничений является отсутствие полноценной информации о малом бизнесе. Мировой опыт свидетельствует: для проведения эффективной государственной политики в области предпринимательства прежде всего необходима качественная информация о его текущем состоянии и динамике развития. Российская статистическая система пока не позволяет рассчитывать на полное соответствие оценок реальному положению дел.

В дальнейшем был проведен комплексный анализ состояния, перспектив развития и эффективности малого предпринимательства. Была оценена эволюция малых предприятий в России в 90-е годы. Данная оценка позволила выявить основные параметры и пропорции отраслевой структуры малых предприятий, а также составить мнение о степени развития этого сектора экономики в различных регионах. Была предпринята попытка классифицировать регионы по степени влияния малых предприятий на экономику.

Для выявления степени развития малого предпринимательства нами была разработана методика рейтинговой оценки и был составлен рейтинг регионов по степени эффективности функционирования такого рода предприятий. При проведении расчетов использовались данные Государственного комитета по статистике РФ за 2000 год. Для составления рейтингов были отобраны показатели, которые, на наш взгляд, наилучшим образом характеризуют деятельность малых предприятий. Для проведения многомерной группировки использовался метод кластерного анализа. В дальнейшем был проведен анализ факторов, оказывающих наибольшее влияние на эффективность деятельности малых предприятий внутри выделенных с помощью кластерного анализа групп регионов.

Как показало исследование, малое предпринимательство развивается в первую очередь в отраслях промышленности с низкой концентрацией производства и невысоким барьером для входа на рынок, например, в пищевой, деревообрабатывающей отраслях, а также в сфере услуг и строительстве.

Один из важнейших факторов развития малого бизнеса — наличие информационной, транспортной и складской инфраструктуры, ассоциаций предпринимателей и рынков сбыта. Поэтому именно крупные города имеют изначальное преимущество в развитии малого бизнеса.

В России самые сильные позиции по развитию малого бизнеса принадлежат Северо-Западному федеральному округу. За последние пять лет число предприятий там значительно выросло, в то время как в остальных федеральных округах оно либо почти не изменилось (как в Приволжском), либо незначительно выросло (как в Центральном), либо, напротив, сократилось (как во всех остальных). В Северо-Западном округе максимален и удельный вес малых предприятий в производстве валового продукта, и удельный вес работников малых предприятий в общем числе занятых — при среднероссийском показателе почти в 13% здесь он составляет 18,9%.

В Северо-Западном и Центральном федеральных округах, в отличие от всех остальных, занятость в секторе малого бизнеса оказывает существенное влияние на снижение безработицы. Менее всего малый бизнес развит в Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах, для которых характерна высокая концентрация производства на крупных предприятиях.

Анализ статистики малых предприятий в разрезе регионов обнаруживает еще большие, нежели на уровне федеральных округов, диспропорции в уровне развития малого бизнеса.

Наиболее успешно развивается бизнес в регионах, где расположены крупнейшие города — Москва и Санкт-Петербург, в Московской, Ленинградской, Самарской, Свердловской, Новосибирской, Нижегородской областях, а также там, где есть крупные порты. Особенно удачно выделяется в этом смысле Калининградская область. Помимо прочего, на развитие предпринимательства здесь повлиял статус свободной экономической зоны, где малый бизнес успешно занял нишу внешнеэкономической деятельности и транспортно-экспедиционного обслуживания. Подобные преимущества имеют также Сахалинская область, Хабаровский и Приморский края.

С определенной долей условности к портовым гаваням для малого бизнеса можно отнести и Санкт-Петербург.

Слабый уровень развития сектора малых предприятий типичен для большинства автономных округов (за исключением округов Тюменской области, где малый бизнес «обслуживает» сырьевые корпорации), а также для подавляющего числа республик, к примеру, Калмыкии, Мордовии, Кабардино-Балкарии и Тывы.

В целом региональная картина развития малого предпринимательства претерпела некоторые изменения лишь после кризиса 1998 годапримерно в половине регионов произошло общее падение уровня развития малого предпринимательства. Тем не менее, состав регионов-лидеров так и не изменился.

Также был проделан анализ, имевший своей целью выявление факторов, влияющих на среду, способствующую развитию малого бизнеса в регионе. Использование регрессионного анализа позволило выявить форму взаимосвязи между социальной и производственной функциями малых предприятий и их влиянием на бизнес-среду.

Проведенное на основе официальных статистических данных исследование показывает, что в настоящее время малое предпринимательство не оказывает серьезного влияния на экономические процессы, происходящие в нашей стране. Для дальнейшего роста малого бизнеса необходимо формирование более благоприятных для его развития социально-экономических условии.

Для России в период становления среднего класса с опорой на малое предпринимательство большое значение имеет стабильность экономической политики. Чем более благоприятные условия создает политика государства для появления новых малых предприятий, тем активнее будет развиваться этот чрезвычайно важный сектор экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Е., Ильенкова С. Д., Сиротина Т. П., Смирнов С.Л, Экономика и статистика фирм. Учебник / Под. ред. д.э.н., проф. С. Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 1996. 240 с.
  2. С.А., Енюков И.С, Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных. М.: Финансы и статистика, 1982.-412 с.
  3. С.А., Мхитарян ВС. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. 1022 с.
  4. В.И. Малый бизнес: экономические особенности, модели рыночного равновесия, анализ деловой активности. СПб.: Крисмас, 1997. -129 с.
  5. Т., Буев В., Голикова В. Малое предпринимательство в России (на примере Краснодарского края и Удмурдской Республики) // Вопросы статистики. 1997. № 2. С. 9−28.
  6. Т., Василенко Е., Карасева Л., Яковлев А. Совершенствование методологии статистического учета частного сектора экономики //Вопросы статистики. 1998. № 3. С. 26−38.
  7. Т.А., Афанасьева ТТ., Пуденко Т. И., Сапсай Б. П. Инновационные процессы в малом предпринимательстве // Вопросы статистики. 1999. № 8. С. 8−42.
  8. Анализ внешней среды развития предпринимательства. М.: Тасис, 1998. 166 с.
  9. В., Василенко Е., Раскутина Т. Об организации и некоторых результатах обследования социальных процессов в малом предпринимательстве // Вопросы статистики. 1997. № 6. С. 49−59.
  10. Белановский С, Алимова Т., Буев В. и др. Малый бизнес Москвы: методы анализа, итоги исследования // Вопросы статистики. 1996. № П. С. 26−60.
  11. Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации. Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 6. С.130
  12. А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование. М., 1998.-227 с.
  13. Р. Эликсир намерений //Версты (Москва)'. 17.11.2001. № 32. С.З.
  14. Введение в бизнес / Учебное пособие по курсу «Введение в бизнес». М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2000. 207 с.
  15. Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. Учебник для вузов. Пер с англ. яз. под ред. Н. Л. Фроловой. М.: ЮНИТИ, 1997. -767 с.
  16. И.Д., Белова И. В. Развитие малого предпринимательства. Деньги и кредит, № 1, 1997. С.45
  17. И.А. Формирование предпринимательской среды малого бизнеса в регионе. Автореф. дис. канд. экон. наук. Волгоград, 2000. -25 с.
  18. Дж. Эконометрические методы / Пер. с англ. яз. И предисловие А. А. Рыбкина. М.: Статистика, 1980. 444 с.
  19. И., Смит Г Прикладной регрессионный анализ. Изд. 2-е. В 2 кн. / Пер. с англ. яз. М.: Финансы и статистика, 1986−87. Кн. 1 366 с- кн. 2−351 с.
  20. К. Введение в управленческий и производственный учет. М. .-Аудит, ЮНИТИ, 1994. 560 с.
  21. А.М., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы, М.: Финансы и статистика, 2000 352 с.
  22. Дубров A.M.: Обработка статистических данных методом главных компонент. М.: Статистика, 1978. 135 с.
  23. В. Прогнозирование развития малого предпринимательства // Вопросы статистики. 1998. № 3. С. 39−45.
  24. Г. Сравнительный анализ систем статистического учета малых предприятий в России и странах ЕС // Вопросы статистики. 1998. № 7. С. 3−24.
  25. Г. А. Статистический анализ развития малого предпринимательства в России. Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1999.
  26. Ю.И., Стрелкова Л. В., Лучинкин В. М. Малый бизнес. Н. Новгород: Нижегор. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 1998. 126 с.
  27. О.О. Эконометрические методы в макроэкономическом анализе. М. ГУ ВШЭ, 2001.- 122 с.
  28. , В. Г., Бородина ОЮ. Органы власти и поддержка малого бизнеса. Учеб.-справ, пособие. М.: ПРИОР, 1998. 154 с.
  29. Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России / Отв.ред. Е.ГЛсин. В 2-х кн. М.: Гос. ун-т Высшая школа экономики, 2001. Кн. 1−271 с- кн. 2−292 с.
  30. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996−1997 годы//Эксперт. 1997. № 47(115).С. 18−39.
  31. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1997−1998 годы//Эксперт. 1998.№ 39(155).С. 18−37.
  32. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1999−2000 годы // Эксперт. 2000. № 41(253).С. 18−38.
  33. Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М.: ИНФРА- М, 1998.-204 с.
  34. Каталог региональных информационных ресурсов по малому предпринимательству России. Вып. 1.М.: Ресурсный центрмалого предпринимательства, 1999.
  35. ВВ. Малое предпринимательство в Тюменской области // Вопросы статистики. 1999. № 12. С. 53−56.
  36. Э. Экономическая статистика и эконометрия. Введение в количественный экономический анализ / Под ред. Р.Энтова. Вып. 2. М.: Статистика, 1977. 230 с.
  37. В.А., Староверов О. В., Турундаевский В. Б. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для экон. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1991. 400 с.
  38. А., Колесникова JI Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения. Вопросы экономики, 1996, № 7. С.51
  39. СИ. Малое предпринимательство и самозанятость. Ростов н/Д: Рост.гос.ун-т, 1998.-96 с.
  40. Г. Д., Степанян Е. Н. Анализ региональной дифференциации показателей эффективности производства и определение ее факторов // Вопросы статистики. 1999. № 5. С. 23−27.
  41. М., Старостин Ю. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1998. С.7
  42. B.C. Собственность и предпринимательство в переходной экономике современной России. М.: Высшая школа, 1999. -399 с.
  43. П.А. Эффективность функционирования малых предприятий в переходной экономике (региональный аспект). Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1999.-20 с.
  44. Г. В. Малые предприятия России в 1998 г. // Вопросы статистики. 1999. № 8. С. 3−7.
  45. Малое предпринимательство в России. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2000.-102 с.
  46. Малое предприятие, 1999, № 5, с. 13
  47. Малые пассионарии//Эксперт. 1999. № 20(184). С. 27−30.
  48. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.: КОНЭСКО, 1998. С.20
  49. Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста (середина- вторая половина 90-х гг.). Сб. ст. М.: РНИСИНП, 1997. 391 с.
  50. В. Д. Малые предприятия в современной экономике России. Автореф. дис. канд. экон. наук. Воронеж, 1999. 22 с.
  51. Материалы заседания «круглого стола» на тему «Малый бизнес: проблемы и перспективы» (по результатам всероссийской переписи малых предприятий). М.: Госкомстат РФ, 2001. -62 с.
  52. К. Экономика организаций / Пер. с фр. яз. / Под ред. А. Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1996. 160 с.
  53. Методологические положения по статистике. Вып. 1, М.: Госкомстат России, 1996.-674 с.
  54. Методологические положения по статистике. Вып. 2. М.: Госкомстат России, 1998.-244 с.
  55. Методологические положения по статистике. Вып. 3. М.: Госкомстат России, 2000. 294 с.
  56. Неформальный сектор в российской экономике. М.: Ин-т стратегического анализа и развития предпринимательства, 1998. 208 с.
  57. Ограничение конкуренции на региональных рынках товаров и услуг местными органами власти и управления (Очерк российской практики 1990-х годов). М.: ТЕИС, 2000. 120 с.
  58. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России / Аналитический сборник. М.: АМиР, ИЛИ, 2001. — 384 с.
  59. М. Международная конкуренция / Пер. с англ. яз. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993.896 с.
  60. Предпринимательский климат регионов России. География России для инвесторов и предпринимателей. М.- Начала-Пресс, 1997. 295 с.
  61. Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных предприятий. Метод, пособие. М.: КОНСЭКО, 1998. 131 с.
  62. Развитие малого предпринимательства России в 1995 году // Вопросы статистики. 1996. № 7, С. 63−65.
  63. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России // Эксперт. 1996. № 47(66). С. 28−47.
  64. Рекомендации по расчету выпуска, промежуточного потребления и добавленной стоимости по отраслям и секторам экономики за 1996 год. М.: Межгосударственный статистический комитет содружества независимых государств, 1997.
  65. В., Савченко JI. Предпринимательство в зеркале статистики: что показала сплошная перепись малых предприятий // Бизнес для всех (Москва). 12.11.2001. № 023. С. 8, 9.
  66. Российская промышленность: 10 деловых ситуаций по реструктуризации / Под ред. И. В. Липсица, Г. А. Полонского. М.: Тасис, 1999.-322 с.
  67. Российская экономика: прогнозы и тенденции. М.: Центр анализа данных Гос. ун-та Высшая школа экономики, 2000. № 89.
  68. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. / Госкомстат России. М. 2000.-642 с.
  69. Д.Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход / Пер. о англ. яз. М.: Дело, 1996. 848 с.
  70. И.И. Особенности и перспективные направления развития малого бизнеса в Российской Федерации. Автореф. дис. канд. экон. наук. Белгород, 2000. 24 с.
  71. JI.JI., Тамашевич В. Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике. Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В. Н. Тамашевича. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 598 с.
  72. Стратегии бизнеса. Аналитический справочник. М.: КОНСЭКО, 1998.-496 с.
  73. М.Ю. Анализ условий и причин создания МП в Нижегородской области //Вопросы статистики. 1999. № 12. С. 56−59.
  74. КН. Мелкая промышленность России в конце XIX начале XX в. М.: Наука, 1995. — 269 с.
  75. Л.Н. Статистика капитального строительства, М.: Финансы и статистика, 1986. 328 с.
  76. Ц.В., Дементьева Е. А. Создание и развитие МБ в Магаданской области //Вопросы статистики. 1999 № 12. С. 60−64.
  77. Л.Б. Развитие организационных форм поддержки малого предпринимательства. Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1999. -21с.
  78. Э.Ю. Экономико-статистическое исследование деятельности малых предприятий. Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1999.
  79. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки. Российский экономический журнал, 1996, № 5−6. С.66
  80. Экономическая статистика. Высшее образование. М. ИНФРА-М. 1998.-442 е.
  81. Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США. Менеджмент в России и за рубежом, № 5, 1999. С. 115
  82. Hellman J.S. Winners Take All: The Politics of Partial Reform in
  83. Enterprises in Europe, Sixth Report, Enterprises Policy European Commission.84. Eurostat. 1999.
  84. Hellman J.S., Jones G" Kaufmann !)., Schankerman M. Measuring Governance Corruption, and State Capture/ How Firms and Bureaucrats Shape the Business Environment in Transition Economies. 1.: EBRD and the World Bank, 2000. -45 p.
  85. Hellman J.S., Jones G., Kaufmann D «Seize the State, Seize the Day». State Capture, Corruption, and Influence in Transition. Wash.: Policy Research Working Paper, September 2000. 41 p.
  86. Postcommunist Nations // World Politics. 1998. Vol. 50. № 2. P. 203−234.
  87. Simon J., Kaufmann D., Shleifer A. I he Unofficial Economy in Transition // Brooking Papers on Economic Activity / Eds. W.C.Brainard, G.L.Perry. The Brooking Institution, Wash. D.C., 1997. P. 158−239.
  88. Stiglitz J. Whither Reform? Ten Years of the Transition I! World Bank Annual Conference on Development Economic Paper. Wash., D.C., 1999.
  89. Williams S. Lloyds Bank Small Business Guide. 5th ed. Penguin Books, 1991.-425 p.
  90. World Bank. World Development Report: From Plan to Market. N.Y.: Oxford University. 1996. 475 p.
  91. World Bank. World Development Report: The State in the Changing World. N.Y.: Oxford University. 1997.-390 p.
  92. World Bank. World Development Report: Transition: The First Ten Years. N.Y.: Oxford University. 2002. 395 p.
Заполнить форму текущей работой