Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Средства массовой информации в процессе реализации политики гендерного равенства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бильшай В. Л. Решение женского вопроса в СССР. — М., 1959; Белова B.C. Решение женского вопроса в СССР. -М., 1975; Зуйкова Е. М., Плаксина Н. Н. Решение женского вопроса в СССР и его международное значение. Методический материал в помощь лектору. — М., 1976; Савинова Л. Н. Женщина в советском обществе. — М., 1979; Опыт КПСС в решении женского вопроса (Н.И.Кондакова, Н. И. Дубина, Я. С. Мазурова… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль российских СМИ в формировании социального статуса современной женщины
    • 1. 1. Политика тендерного равенства в современной России
    • 1. 2. Стереотипы женщин в общих и специальных периодических изданиях
    • 1. 3. Женское движение и СМИ: опыт взаимодействия
  • Глава 2. М ежд у народные стратегии и подходы к информационному обеспечению политики тендерного равенства
    • 2. 1. Тендерное равенства как актуальная общественно-политическая проблема мирового сообщества
    • 2. 2. Зарубежная практика использования СМИ как политического механизма улучшения положения женщин

Средства массовой информации в процессе реализации политики гендерного равенства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Средства массовой информации (СМИ) в любом государстве занимают особое положение в силу того, что обладают мощным информационным арсеналом воздействия на общественное сознание. Они влияют на установление новых правил функционирования политической системы, на процесс изменения политической культуры, ценностных установок и ориентаций, на политическую элиту, что обусловливает их значение в процессе реализации принципа тендерного равенства — равенства прав и возможностей мужчин и женщин, признаваемого демократическими государствами.

Исследование роли российских СМИ в информационном обеспечении политики тендерного равенства фиксирует значительные рассогласования между политическими установками, принятыми в государственных программах по улучшению положения женщин, и их освещением в прессе. Выявление причин, порождающих этот феномен, является, несомненно, актуальным как для теоретической науки, так и для политической практики.

В массовом восприятии в последнее десятилетие широкое распространение получила идея о демократическом плюрализме подходов российской печати к таким общемировым ценностям, как паритетная демократия, равенство прав и возможностей мужчин и женщин. В этой связи чрезвычайно актуальным представляется выявление степени реализации данной идеи посредством эмпирических исследований рынка периодических изданий, их анализа и классификации по степени ангажированности проблемами женщины и общества.

Международный опыт показывает, что установка на тендерную симметрию не только де-юре, но и де-факто является основополагающей в современном демократическом процессе. Становление политической культуры гражданского общества невозможно без интеграции в общественное сознание образа женщины как актора политического и, в том числе, электорального процесса.

Как свидетельствует зарубежный опыт, использование государством широких информационных возможностей является одним из факторов успешной реализации политики тендерного равенства. Международные стратегии и подходы к его достижению в деятельности ООН, ЮНИФЕМ, ПРООН, ЮНИСЕФ, Совета Европы, их информационное обеспечение, анализ зарубежной практики использования СМИ как политического механизма улучшения положения женщин говорит о возрастающем внимании мирового сообщества к женщине как перспективному стратегическому ресурсу развития. Однако степень введения в оборот российской науки и политической практики накопленного зарубежного результативного опыта пока остается крайне низкой, что также подтверждает сверхактуальность темы.

Научная разработанность проблемы.

Исследования роли средств массовой информации в процессе реализации политики тендерного равенства является объектом интереса различных социальных наук в силу многоплановости этого феномена.

Следует выделить авторов, публикации которых посвящены переходному периоду как особому состоянию политической системы, сопровождаемому кризисными явлениями, изменением политических структур и отношений. Эти актуальные проблемы рассматриваются в работах Алексеевой Т. А., Ковлера А. И., Краснова Б. И., Мельвиля А. Ю., Осипова Г. В., Рогачева C.B., Соргина В. В, Шестопал Е.Б.1.

1 Алексеева Т. А. Современные политические теории. — М.: РОССПЭН, 2000; Ковлер А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. -М., 1997; Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал — 1994 — № 3,4,5,6. — С.76−84, № 7−8. -С.40−50- Мельвиль А. Ю. Политические ценности и институты в посткоммунистической России // Бизнес и политика. — 1998 -№ 3−4 — С.38−48, № 5−6 — С.36−42- Осипов Г. В. Социология и политика. -М., 1995; Рогачев C.B. Российская государственность в системе трансформационных координат. -М., 2000; Соргин В. В. Теоретические подходы к российской истории конца XX века // ОСН, 1998. № 4- Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990;х годов: Теоретические и практические проблемы политической психологии. -М.: РОССПЭН, 2000.

Деятельность СМИ не раз становилась предметом внимания отечественных и зарубежных ученых: исследовался феномен информации в целом и проблемы влияния СМИ на процесс формирования общественного мнения. В отечественной науке данная проблематика развивалась в рамках изучения общественного мнения и теории пропаганды, изучались закономерности усвоения информации большими социальными группами, проблемы формирования социальных стереотипов и убеждений1.

В начале 90-х годов развитие получили новые парадигмы исследований в этой области, связанные с местом и ролью СМИ в общественно-политической системе, глобализацией информационного пространства и восприятием информации как самостоятельного феномена политического процесса. Данной тематике посвящены монографии и статьи таких исследователей как Воронина Т. П., Грабельников A.A., Засурский И. И., Иларионова Т. С., Комаровский B.C., Ланге Я., Нуриджанов Г. А., Чумиков H.A. и др2.

Разработка идей, связанных с постиндустриальным информационным обществом и СМИ как агентом информационного манипулирования, нашла свое отражение в работах ряда европейских и американских исследователей. Концепция информационного общества на Западе стала важным фактором политической жизни, фундаментом широких.

1 Готт B.C. Социальная роль информации. М., 1987; Общественное мнение и пропаганда. М., 1980; Шерковин Ю. А. О природе и функциях массовой коммуникации // Вестник МГУ, серия IX, Журналистика, № 6,1967 г.- Грушин Б. А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. — М., 1979; Зобов P.A. Проблема стереотипа в СМИ// Журналист. Пресса. Аудитория. — Л.-1991. — Вып. № 3. Игнатов Н. Г., Мотоков С. И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестник МГУ, Серия 10, № 1, 1997. — С.19−28- Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. — СПб., 1996; Пронин. Е. И. Печать и общественное мнение. М., 1971.

2 Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. — М., 1995; Грабельников A.A. Средства массовой информации в постсоветской России. — М., 1996; Грабельников A.A., Пряхин М. Н СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. — М. — 1995; Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. — М., 1999; Иларионова Т. С. Информационные процессы в современной России. -М., 1999; Анохин М. Г., Комаровский B.C. Политика: возможности современных технологий. — М., 1998; Комаровский B.C. Связи с общественностью в политическом и государственном управлении. -М.: Изд-во РАГС, 2001; Ланге Я. «СМИ в странах СНГ» .- М., 1997; Нуриджанов Г. А. Политическая партия и партийная пресса: теоретико-методологический, правовой и социологический анализ современных отношений. Дисс. на соиск. уч. ст. д.и.н. — М., 1991; Чумиков H.A. Связи с общественностью. — М., 2001. инвестиционных программ и изменений в области регулирования коммуникации1.

Применительно к теме исследования особый интерес для диссертанта представляли работы зарубежных исследователей, рассматривающих роль и возможности современных СМИ в реализации социальной политики государства, в частности, регулировании негативных социальных стереотипов, тормозящих позитивное общественное развитие. Предметом изучения становились различные компоненты сложного феномена взаимосвязи и взаимозависимости деятельности СМИ и положения женщин в обществе, например, тиражируемые по различным информационным каналам стереотипы женщин2.

Проблема достижения равенства женщин многократно становилась объектом внимания отечественных и зарубежных исследователей. Этот фундаментальный вопрос в советское время рассматривался отечественными учеными главным образом на основе взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина на роль женщины в обществе и был направлен на развитие идей преимуществ социалистического строя в деле достижения равноправия женщин в контексте классовых оценок событий3.

1 Altshull J.H. Agents of Power: the role of the news media in human affairs. New York, London: Longman, 1984: Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: The Rise of the Network Society. 1996; Cook Т.Е. Governing with the news: the news media as a political institution. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1998; McChesney R. Corporate Media and the Threat to Democracy/ The Open Pamphlet Media Series. New York: Seven Stories press, 1997; McQuail D. Mass Communication theory. 2nd ed. SAGE Publications, 1987; Toffler A. Powershift: knowledge, wealth and violence at the end of the 21st century. New York, Toronto, London, Sydney, Auckland: Bantam books, 1991; Webster F. Theories of the Information Society. Routledge, London, New York, 1998; Winston Br. Media, Technology and Society. A History: from the Telegraph to the Internet. Routledge, London, New York, 1998.

2 Gender, Race and Class in Media.-Eds.G.Dines and J.Humer.-London, Sage Pulications, 1995. Impact of communication technologies on women.- Paris, 1994. — Images of women: Rep. of the task on sex-role stereotyping in the broadest media — Hull, 1982; Syllabus sourcebook on media and women / Dana Dens — more ed. — Washington: Women’s inst. for freedom of the press 1980.

3 Бильшай В. Л. Решение женского вопроса в СССР. — М., 1959; Белова B.C. Решение женского вопроса в СССР. -М., 1975; Зуйкова Е. М., Плаксина Н. Н. Решение женского вопроса в СССР и его международное значение. Методический материал в помощь лектору. — М., 1976; Савинова Л. Н. Женщина в советском обществе. — М., 1979; Опыт КПСС в решении женского вопроса (Н.И.Кондакова, Н. И. Дубина, Я. С. Мазурова и др.).- M., 1981; Груздева Е. Б., Чертихина Э. С. Советские женщины: труд, семья, свободное время — M.: Знание, 1985; Маслова H.M., Новикова Э. Е. Параметры женского вопроса// Новое время, № 50, M., 1988; Римашевская Н. М., Посадская А. И., Н. С. Захарова. Как мы решаем женский вопрос / Коммунист № 4, 1989; Ушакова В. Г. Решен ли в нашей стране «женский вопрос»? // Октябрьская революция и развитие идей в деятельности КПСС по перестройке советского общества (1917;1990): Тезисы док. науч. конф. в 2-х ч. — Владимир, 1989.

При анализе положения женщин в обществе принципиальное значение имеют труды А. Бебеля «Женщина и социализм», Коллонтай A.M. «Женское движение в России. Социальные основы женского вопроса», «Общество и материнство» 1.

В современной отечественной науке находит отражение значительный спектр вопросов, связанных с положением женщины в обществе. Социально-экономическим проблемам российских женщин посвящены работы Баскаковой М. Е., Либоракиной М. П., Рощина С. Ю., Ржанициной Л. С. и др2.

Проблемам становления и развития женского движения в России, тенденциям его развития за рубежом посвящены работы Мавлановой Р. К., Мельниковой Т. А., Лаховой Е. Ф., Правкиной И. А., Хасбулатовой O.A. и др3.

Большое значение применительно к теме исследования имеют и работы представителей отечественной школы феминистских и тендерных исследований Айвазовой С. Г., Ворониной O.A., Здравомысловой Е. А, Темкиной A.A., Шведовой Н. А и др., в которых политические процессы анализируются на основе тендерного подхода, таким образом, конструируется их тендерное измерение4.

1 Бебель А. Женщина и социализм. -М., 1927; Коллонтай A.M. Женское движение в России. Социальные основы женского вопроса. — СПб., 1909; Коллонтай А. М. Общество и материнство. — Петроград, 1916.

2 Баскакова М. Е. Равные возможности и негендерные стереотипы на рынке труда. — М., 1998; Либоракина М. И. Женщина и приватизация. — М.: Редакционно-издательский комплекс Русанова, 1999; Ржаницина Л. С. Женщина на российском рынке труда // Социс, № 7, М., 1995; Рощин С. Ю. Занятость женщин в переходной экономике. — М., 1996.

3 Мавланова P.K. Женское движение как фактор демократизации современного политического процесса России. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. к.полит.н.- М., 1999; Мельникова Т. А. Женское движение России: традиции и инновации — М.: Мысль, 2000; Мельникова Т. А. Женское движение в России в политических процессах современного общества — М.: ТОО СИМС, 1999; Лахова Е. Ф. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы — М., 1998; Хасбулатова O.A. Опыт и традиции женского движения в России (1860−1917).-Иваново, 1994.

4 Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия — M., 1998; Айвазова С. Г., Кертман Г. Мужчины и женщины на выборах — M.: Эслан, 2000; Айвазова С. Г. Женщины и общество. Тендерное изучение политического процесса — M., 1996; Воронина O.A., Клименкова Т. Женщины и социальная политика (гендерный аспект) В кн. Тендер и культура — M., 1992; Здравомыслова Е. А. Коллективная биография современных российских феминисток // Тендерное измерение социально-политической активности в переходный период. — СПб.: Центр независимых социальных исследований, 1996; Здравомыслова Е. А., Темкина A.A.

Введение

Социальная конструкция тендера и тендерные исследования в России// Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Под ред. Здравомысловой Е. А., Темкиной. — СПб., 1996; НА. Шведова Женщины и парламент: мировые тенденции и положение в России // Женщина в российском обществе. — 1998. № 2. С.2−7.

Важное значение имели работы Шинелевой Л. Т., в которых впервые в отечественной науке была проанализирована проблема влияния СМИ на положение женщины в обществе, дан ретроспективный анализ и оценка изменений стереотипов женщин в советских и российских СМИ1.

В 90-е годы получило развитие новое научное направление -" феминология", в рамках которого на основе междисциплинарного подхода рассматривается широкий спектр проблем диалектики отношений женщины и общества. Для его институцианализации большое значение имело создание первой в России кафедры феминологии в Московском государственном социальном университете2.

Ощутимый вклад в научную разработку женской проблематики внесли известные отечественные лидеры женского движения. В работах, основанных на тендерном подходе, авторы Карелова Г. Н., Лахова Е. Ф., Швецова Л. И изложили свои взгляды на положение женщин в обществе, тенденции в развитии женского движения3.

Вместе с тем в России пока имеет место дефицит комплексных разработок о влиянии СМИ на положение женщин в обществе. В основном исследования затрагивают философские, исторические, социологические психологические аспекты, рассматривающие зависимость мотивации женщин от полоролевых стереотипов как личностный феномен, либо изучающие влияние СМИ на поведение женщин в группах.

Тем не менее, на современном этапе в условиях стремительного развития информационных технологий назрела необходимость в системном.

1 Шинелева Л. Т. Женщина и общество: декларации и реальность. — М.: Политиздат, 1990; Шинелева Л. Т. Женщины России в зеркале СМИ/ Новая ООН — для нового века (Материалы конгресса «СМИ и обновление ООН»).-М., 1997.

2 Зуйкова Е. М., Кулагина В. И. Женщина в обществе и семье. — Ниж. Новгород, 1991; Зуйкова Е.М.

Феминизм и его влияние на развитие международного женского движения// Женщины в общественных объединениях. — М., 1992; Шинелева Л. Т. Феминология на пороге XXI века // Женщины России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Материалы международной научной конференции. Иваново. 1998 изучении роли и возможностей российских СМИ в продвижении идей тендерного равенства и улучшении положения женщин. Конкретные технологии эгалитарной политики, включая сегмент деятельности СМИ в этой области, требуют глубокого и многостороннего анализа.

Заимствование у других стран прогрессивных социальных в широком смысле слова технологий имеет смысл только при условии их адаптации к российской действительности.

Объект исследования — политический процесс реализации тендерного равенства в условиях возрастания влияния информационных технологий на функционирование государства и механизмы принятия политических решений.

Предметом исследования является деятельность современных средств массовой информации как фактора политического влияния на принятие решений на всех уровнях власти, на формирование общественного мнения, способствующего успешной реализации политики тендерного равенства.

Цель исследования — выявление в конкретных СМИ факторов, тенденций, тендерных ценностных и политических ориентаций, позволяющих им участвовать в процессе достижения тендерного равенства в современном обществеопределение степени использования информационных ресурсов для улучшения положения женщин в Российской Федерации.

Достижение целей исследования реализуется в ходе решения конкретных задач исследования:

— анализ участия российских СМИ в политических процессах реализации стратегий тендерного равенства в России;

3 Карелова Т. Н. Женщины в обновляющейся России: опыт реализации тендерного подхода. — М., 1997; Лахова Е. Ф. Женское движение в годы реформ. — М., 1998; Швецова Л. И. Интеграция женщин в политику. 70−90-е гг. — Дис. канд. полит, наук. — М., 1997.

— выявление общих стратегических подходов к процессу информационной поддержки в реализации политики тендерного равенства;

— изучение и анализ степени влияния транслируемых СМИ тендерных стереотипов на политическую и социальную активность женщин;

— раскрытие технологий информационного взаимодействия женских неправительственных организаций и российских СМИ;

— исследование зарубежного опыта информационного обеспечения политики равенства полов;

— разработка рекомендаций властным структурам, политическим институтам и национальным механизмам по улучшению положения женщин, общественным организациям и средствам массовой информации по оптимизации использования информационных ресурсов для достижения тендерного равенства и обеспечения политической стабильности общества на основе анализа международного и отечественного опыта.

Хронологические рамки исследования Выбор временных рамок обусловлен радикальной трансформацией политической и социальной системы в России в 90-е гг. XX века. Основная рабочая гипотеза.

Автор полагает, что по мере развития информационно-коммуникативных технологий средства массовой информации будут оказывать все более существенное и в то же время разностороннее политическое влияние на формирование общественного сознания. Политическая роль и ангажированность СМИ будет возрастать, в особенности в связи с информационным обеспечением практической политики. Усилится влияние СМИ на положение женщин в обществе, прежде всего женщин-политических лидеров. При помощи внедряемых и тиражируемых стереотипов можно будет коррелировать возможности гармоничного развития общества, соблюдения основных прав и свобод человека.

Государственная политика тендерного равенства пока не обеспечивается необходимой информационной поддержкой, а современные российские СМИ в целом формируют общественное мнение, воспринимающее женщину главным образом как субъект и объект семейно-бытовых, репродуктивных и сексуальных отношений, что резко сокращает практическую возможность реализации женщиной своего личностного потенциала.

Более полное использование в процессе реализации политики тендерного равенства уже имеющихся и новых информационных ресурсов может стать одним из факторов его оптимизации, существенно стабилизировать положение женщин в государстве и обществе, став прочной основой его демократизации, и способствовать устойчивому политическому, экономическому, социальному и духовному развитию России посредством активной интеграции женщин в социальные и политические процессы.

Теоретико-методологической основой исследования выступают теоретические положения материалистического учения о равенстве людей независимо от пола, национальности, расовой принадлежности, признание равноценности личности мужчины и женщины и необходимости создания условий для реализации интересов женщин во всех областях жизни: общественно-политической, экономической и культурной сферах.

Наряду с системным подходом автор обращался к специальным методам исследования, свойственным политическим, историческим, социологическим наукам: сравнительному, ретроспективному, контент-анализу документов и др.

Источники.

При подготовке работы автор использовал широкий круг источников, как входивших, так и не входивших ранее в научный оборот. Это — Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, материалы парламентских слушаний Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Обширный массив фактического материала привлечен на основе анализа российской периодической печати.

Автором использовались международные документы, доклады международных организаций: ЮНЕСКО, Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, Совета Европы. В частности, использованы материалы и документы Комиссии по положению женщин ООН и Комиссии по положению женщин Совета Европы и др. Научная новизна:

— теоретически обоснована возрастающая роль тендерной составляющей в политическом процессе в условиях демократизации общества;

— предложена авторская классификация российского информационного рынка периодических изданий по степени их ангажированости проблемами женщины и общества;

— показано, что декларируемая политика тендерного равенства, деятельность российских государственных структур по реализации международных документов, направленных на улучшение положения женщин (Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации, Пекинской Платформы действий) на уровне практической реализации не находит должного информационного обеспечения в российских СМИ;

— выявлено, что трансформация экономических и политических общественных отношений за годы реформ в России привела к возрождению патриархатной концепции, абсолютизирующей репродуктивную функцию женщины и закрывающей для нее возможность реализации в общественной сфере;

— обоснована необходимость системного и целенаправленного использования мощных профессиональных информационных ресурсов для продвижения идей тендерного равенства в общественное сознание как необходимое условие успешной реализации политики равных прав и возможностей для мужчин и женщин. Практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы:

— властными структурами при разработке и совершенствовании информационного механизма обеспечения равноправия мужчин и женщин в Российской Федерации;

— российскими средствами массовой информации как одним из участников политического процесса реализации политики тендерного равенства;

— общественными организациями и движениями для оптимизации своей деятельности посредством перманентного развития информационной компоненты.

Материалы диссертационного исследования могут интегрироваться в образовательный процесс по курсу феминологии и составить основу для подготовки соответствующих разделов учебных курсов по политическим наукам, журналистике, а также использоваться в просветительской информационной деятельности, направленной на преодоление патриархатных стереотипов в общественном сознании и политической культуре.

Апробация работы.

Автор принимала участие в российских и международных конференциях, семинарах, круглых столах, в их числе: семинар «Равенство-Равноправие — Равноценность» (Москва, 2001 г.), «Круглый стол» .

Информационного центра ООН в Москве «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке» (Москва, 2000 г.), семинар Тендерной секции Российской ассоциации политической науки «Политический процесс в России: тендерный аспект» (Москва, 2001 г.), «Круглый стол» «Женщина и власть» в рамках Второго Всероссийского конгресса политологов «Россия. Политические вызовы XXI века» (Москва, 2000 г.), Всероссийский форум женщин «Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Реалии России. «(Москва, 2000 г.), Форум «Женщина на пороге XXI века» (Москва, 2000 г.), Международная конференция «Женщина — Семья — СМИ» (г.Бриджпорт, США, 2000 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков во многих странах мира осуществляется переход от постиндустриальной экономики к информационному обществу. Массовая информация оказывает влияние на формирование отношений между социальными институтами, политической властью и политическими организациями, гражданским обществом и государством, различными социальными группами, формирует общественное мнение по ключевым проблемам в жизни общества.

Новые информационные ресурсы становятся благом для тех, кто в состоянии использовать достижения современных информационных технологий, прежде всего в целях развития человеческого потенциала.

Благодаря продолжающейся глобальной революции в области коммуникации и внедрению новых информационных технологий средства массовой информации сегодня имеют возможность внести исторический вклад в прогресс женщин. Однако можно констатировать, что печатные, визуальные и электронные средства массовой информации на сегодня не обеспечивают объективной картины разнообразия жизни женщин и их вклада в развитие общества. Продолжающееся формирование негативного имиджа женщины, односторонняя тематика, закрепляющая за женщинами их традиционные роли, может являться фактором, тормозящим развитие в области улучшения положения женщин.

Комплексный анализ проблематики, связанной с использованием современных средств массовой информации для продвижения идей тендерного равенства, возникновением и внедрением в общественное сознание новых ценностей, производством информации и ее потреблением, проведенный в данной диссертационной работе, подводит к следующим выводам: в современных условиях, при значительно возросшем влиянии средств массовой информации на жизнь общества, успех проведения политики по улучшению положения женщин во многом определяется ее информационной поддержкойодним из условий успешной реализации политики тендерного равенства является понимание на уровне общественного сознания необходимости ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и достижения фактического равенства полов как основополагающего принципа демократиивопросы тендерного равенства недостаточно представлены в российских средствах массовой информации, и подходы к их освещению пока не отвечают важности данной проблемы как политической для современного российского общества и не способствуют формированию в нем паритетной демократиироссийские средства массовой информации, осваивая новые возможности, открывшиеся после упразднения присущего авторитарным и тоталитарным режимам жесткого контроля над информационной деятельностью и цензуры, формируют и активно тиражируют стереотипные образы женщин, способствуя возрождению патриархатных ценностейосваивая новые формы гражданского и политического участия, представители женского движения стремятся к практической реализации конституционного принципа равных прав, свобод и равных возможностей для мужчин и женщин. Одним из аспектов их деятельности является информационная поддержка и продвижение идей гендерного равенства, однако, эта компонента на сегодня не получает должного развития и скорее можно говорить об информационной блокаде, в которой находится сегодня женское движение в Россииобобщенный международный и европейский опыт позволяет говорить об осознанности мировым сообществом гендерного равенства как обязательного политического условия формирования правового государства и гражданского демократического общества, а также, необходимости привнесения тендерной компоненты во все политические и общественные инициативыосновной задачей на государственном уровне следует считать использование тендерного подхода в качестве важнейшей составной части политического процесса, что предполагает организацию и мобилизацию соответствующих институтов и механизмов, совершенствование, развитие и перманентную гласную оценку политического процесса с учетом включения перспективы тендерного равенства во все разрабатываемые тактические и стратегические планы на всех уровняхразработка и успешная реализация политики тендерного равенства возможна, прежде всего, при активном использовании широкого спектра информационных ресурсов, имеющихся в арсенале современных средств массовой информации.

Исходя из выводов, автор предлагает следующие практические рекомендации:

Во-первых, для реализации конституционного принципа равных прав, свобод и равных возможностей мужчин и женщин необходимо внести коррективы в принципы информационного обеспечения решения проблем равенства. С этой целью может быть предпринята работа по популяризации положений и статей Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в официальных и неофициальных СМИ, информация о которой практически не распространяется, несмотря на важность для женщин затрагиваемых в ней вопросов.

Работа по популяризации положений Конвенции могла бы преследовать следующие цели:

— изменение менталитета женщин и их представлений об общественной реальности с тем, чтобы Конвенция могла стать частью национальной культуры общества;

— разработка надлежащего механизма распространения знаний о Конвенции через программы, планы и проекты, осуществляемые в интересах женщин;

— содействие осуществлению Конвенции посредством разработки информационных программ и стратегий, призванных информировать общественное мнение и граждан страны о содержании и положениях этой Конвенции и о важности ее осуществления;

— создание условий для того, чтобы средства и методы пропаганды Конвенции не только обеспечивали информирование общественности, но и убеждали общественное мнение в том, что необходимо признать целесообразность ее положений и использовать их во всех программах и мероприятиях, отражающихся на всех аспектах жизни общества, и повышать уровень осведомленности граждан о проблемах женщин и перечисленных в Конвенции правах с тем, чтобы положить конец дискриминации и, в конечном счете, добиться признания общественностью необходимости ее осуществления.

Таким образом, повышение уровня информированности общественности о Конвенции и ее потенциале будет содействовать решению гуманитарных и социально-политических проблем, а также проблем развития.

Во-вторых, использование средств массовой информации, таких, как телевидение, радио и газеты, для проведения информационных кампаний в поддержку продвижения идей тендерного равенства. Использование средств массовой информации и каналов общения населения посредством ориентации их содержания на все категории представителей общественности для воздействия на сложившиеся системы ценностей, с тем чтобы добиться их позитивного изменения и привлечения более пристального внимания к проблемам женщин, их потребностям и правам, изменению существующих моделей поведения.

В-третьих, представителям женского движения необходимо активнее использовать возможностей официальных и неофициальных средств массовой информации в целях распространения информации о своей деятельности, и в целом о принципах тендерного равенства. Оказывать содействие в разработке информации, призванной повысить заинтересованность общественности в необходимости учета проблем женщин. Необходимо налаживать контакты с представителями средств массовой информации, журналистами. Для повышения информированности журналистов и тендерного просвещения целесообразна подготовка обучающих пособий, рассматривающих вопросы осуществления Конвенции в соответствии с научно-практическими критериями, которые обеспечивали бы позитивные результаты, а также проведение специальных семинаров для работников средств массовой информации.

В-четвертых, необходима ориентация деятельности информационных институтов на решение вопросов важности изменения ролей мужчин и женщин в обществе и семье и признание возможности занятия женщинами лидирующих позиций в государственной, политической и профессиональной жизни, что обеспечивало бы возможности всестороннего участия женщин в жизни семьи и общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Хартия прав человека: Всеобщая Декларация прав человека. 1948
  2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 1979.
  3. Платформа действий.// IV Всемирная конференция по положению женщин. Пекин, 1995. Действия в интересах равенства, развития и мира. Национальный доклад к IV Всемирной Конференции по положению женщин. М., 1994.
  4. Конституция Российской Федерации. М., 1993
  5. Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин «от 04.03.1993 г., № 337.
  6. Указ Президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ» io 30.06.1996,1 1005.
  7. Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 8.01.1996,1 6.
  8. Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года. Утв. Постановлением Правительства РФ от 29.08.1996, № 1032
  9. Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 1999 г.
  10. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  11. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. № 2, 1987.
  12. B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. № 1, 1986.
  13. С., Кертман Г. Мужчины и женщины на выборах. М., 2000.
  14. С.Г. Женщины и общество. Тендерное измерение политического процесса. М., 1996.
  15. С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М.: «Русанов», 1989.-405с.
  16. А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии // Вестник МГУ, Серия № 10 «Журналистика». -1998.-№ 3. С. 14−30.
  17. Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2000.
  18. Ю.Анохин М. Г., Комаровский B.C. Политика: возможности современных технологий. М., 1998.11 .Баскакова М. Е. Равные возможности и негендерные стереотипы на рынке труда.-М., 1998-
  19. А. Женщина и социализм. -М., 1927.
  20. B.C. Решение женского вопроса в СССР. М., 1975.
  21. B.JI. Решение женского вопроса в СССР. М., 1959.
  22. H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения.-М., 1991.-126 с.
  23. В.П. Конкретные социологические исследования в системе средств массовой информации. М., АОН при ЦККПСС, 1989.
  24. Т.Я. Стереотипы в общественном сознании (социально-философский аспект). М., 1988.
  25. Введение в тендерные исследования: Учеб. пособие /Под ред. И. В. Костиковой. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 224с.
  26. А.И. Аудитория женского массового журнала. В Сб.: Социологические исследования эффективности журналистики. М.: МГУ 1986 г. -С.152−158
  27. Е. Женщина в мужском мире. СПб., 1993. — 123с.
  28. Взаимодействие средств массовой информации, народа и институтов власти в процессе демократизации. Материалы международного коллоквиума. Минск, 1991.
  29. Г. Сила закона или нравственный императив? -«Законодательство и практика СМИ», Вып. 10, октябрь, 1996.
  30. О., Клименкова Т. Тендер и культура. // Женщины и социальная политика (тендерный аспект). М., 1997. — С.10−22
  31. O.A. Женщина и социализм: опыт феминистического анализа. в кн.: Феминизм: Восток, Запад, Россия. — М., 1993.- С.205−225
  32. O.A. Введение в тендерные исследования. Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай — 96». — М., 1997. — С.29−35
  33. O.A. Тендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. М.: МЦГИ, 1998.- 156с.
  34. O.A. Женщина друг человека?// «Человек», № 5, 1990. — С.48−58
  35. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. -М, 1995.
  36. Г. Н.Карелова. Женщины в обновляющейся России: опыт реализации тендерного подхода. М., 1997.
  37. Гендер: язык, культура, коммуникация. М., 1999.
  38. Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Сб. статей. Под ред. Е. Здравомысловой, А.Темкиной. СПб., 1996. — 96с.
  39. Гендерные аспекты социальной трансформации /Под ред. М. М. Малышевой. М.: ИСЭПНРАН, 1996.
  40. Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы. Материалы международной научной конференции. (Иваново, 27−28 мая 1999). Иваново, 1999.- 320с.
  41. Е.И. Мужчина и женщина (или как мы себя видим через призму тендера). // WE/МЫ. Диалог женщин. Международный женский журнал, 1997, № 1. С.21−25.
  42. B.C. Социальная роль информации. М., 1987- Общественное мнение и пропаганда. М., 1980.
  43. A.A. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1996.-124с.
  44. A.A. Пряхин М.Н СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров.- М. 1995.
  45. A.M. Журналы для семейного чтения// Вестник МГУ, Серия 10,№ 2, 1998 -С. 16−24
  46. A.A., Климова Е. А. Женщины как объект социогендерных исследований// Человек в системе социальных отношений. М., 1996. -вып.2.- С. 160−169.
  47. В.И. Полоролевые стереотипы в рекламе. Тезисы выступления на Первой Всероссийской конференции «Психология в рекламе». М., 1996 г.
  48. И.В. Образ женщины в рекламе. В кн.: Женщина. Тендер. Культура. -М., 1999. С. ЗЗ 1−343.
  49. Е.Б., Чертихина Э. С. Положение женщины в обществе: конфликт ролей // Общество в разных измерениях: Социологи отвечают на вопросы. М., 1990. С. 147−167
  50. Е.Б., Чертихина Э. С. Советские женщины: труд, семья, свободное время М.: Знание, 1985.
  51. .А. Массовое сознание. М., 1987. — 367с.
  52. .А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979. — 64с.
  53. Дж. «Динамика массовой коммуникации». -М., 1983.
  54. Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. Пер. с англ. М., 1997.
  55. Женская пресса ее типологические особенности. / В кн. Типология периодической печати. Проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики. (7 гл.). М., 1995.
  56. Женщина и визуальные знаки. Под ред. А.Альчук. М.: Идея-Пресс, 2000. — 280с.
  57. Женщина и власть. Материалы «Круглого стола» Второго Всероссийского конгресса политологов «Россия. Политические вызовы XXI века» Москва 21−23 апреля 2000 года. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.
  58. Женщина не существует: современные исследования полового различия. -Сыктывкар, 1999.
  59. Женщины в политике, политика для женщин. Второй Всероссийский женский конгресс. -М., 1996.
  60. Женщины России на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Материалы международной научной конференции. Иваново, 23−24 апреля 1998.- 340с.
  61. И. Прочти мое желание. Постмодернизм, психоанализ, феминизм.- М.: Идея-Пресс, 2000.
  62. Е.М., Плаксина H.H. Решение женского вопроса в СССР и его международное значение. Методический материал в помощь лектору. -М., 1976.
  63. Е.М., Кулагина В. И. Женщина в обществе и семье. -Ниж.Новгород, 1991.
  64. Е.М. Феминизм и его влияние на развитие международного женского движения// Женщины в общественных объединениях. М., 1992.
  65. Е.М., Кузнецова Н. В. Молодая семья. М. Д994.
  66. Н.Г., Мотоков С. И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестник МГУ, Серия 10, № 1, 1997. С. 19−28.
  67. Т.С. Информационные процессы в современной России. -М., 1999.
  68. Информационное общество: вызов Европе // Материалы пятого Европейского конгресса министров стран-членов Совета Европы по политике в области масс-медиа. 11−12 декабря 1997 г.
  69. А. Российские империи СМИ // Журналист. 1998. — № 6.
  70. A.B. Тендерные аспекты массовой коммуникации. В кн.: Тендер как интрига познания. М., 2000. С. 47−81.
  71. И.С. Тендерная социализация. СПб., 1998.
  72. Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. -М., 1996. 154с.
  73. А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт.-М., 1995.
  74. А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. -М., 1997.
  75. A.M. Женское движение в России. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909.
  76. A.M. Общество и материнство. Петроград, 1916.
  77. B.C. Связи с общественностью в политическом и государственном управлении. -М.: Изд-во РАГС, 2001.
  78. Контроль за осуществлением Найробинских перспективных стратегий в области улучшения положения женщин. Приоритетная тема: равенство, ликвидация стереотипного представления женщин в СМИ. Доклад Генерального Секретаря ООН (Е/ CN 6/1996/4)
  79. .И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал 1994 — № 3,4,5,6. — С.76−84, № 7−8. -С.40−50.
  80. JI.A. Журналистика на путях социологии. Методы социологических исследований в журналистской практике. -Свердловск: Изд. Уральский Университет, 1970.- 70с.
  81. Я. СМИ в странах СНГ. М., 1997.
  82. Я. Средства массовой информации и выборы. Аналитический обзор. М.: Национальный институт прессы, 1999.
  83. Е.Ф. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы -М, 1998.
  84. М.И. Женщина и приватизация. М.: Редакционно-издательский комплекс Русанова, 1999.
  85. Р.К. Женское движение как фактор демократизации современного политического процесса России. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. к.полит.н.- М., 1999.
  86. Н.М., Новикова Э. Е. Параметры женского вопроса// Новое время, № 50, М., 1988.
  87. Массовая коммуникация в современном мире. М., 1991
  88. Материалы международной научно-технической конференции 23−25 октября 1998 г. (Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы).-М.: МГУ, 1998.
  89. О.Н. Тендерная структура российской бизнес элиты. М., 1998.
  90. А.Ю. Политические ценности и институты в посткоммунистической России // Бизнес и политика. 1998 — № 3−4 -С.38−48, № 5−6 — С.36−42.
  91. Г. С. «Массовая коммуникация, как фактор политического влияния». Авт. дисс. на соис. уч. ст. д.п.н. СПб., 1998.
  92. Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.
  93. Т.А. Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению. М., 1991.
  94. Т.А. Женское движение в России в политических процессах современного общества-М.: ТОО СИМС, 1999.
  95. Т.А. Женское движение в России: традиции и инновации. -М.: Мысль, 2000. 180, 2. с.
  96. Е. «Зазеркалье» тендерных стереотипов// Альманах «ВЫ и МЫ».-№ 1 (13).-1997.
  97. А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках. Париж: ЮНЕСКО, 1991.
  98. Общая и прикладная политология. Учебное пособие. Под общей ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997. -992с.
  99. Опыт КПСС в решении женского вопроса (Н.И.Кондакова, Н. И. Дубина, Я. С. Мазурова и др.). М., 1981.
  100. ЮО.Осипов Г. В. Социология и политика. -М., 1995.
  101. Перес Виктория, Сильвия. «Женщины и коммуникационные технологии». — Париж, ЮНЕСКО, 1994 г. Доклады и документы о СМК, № 108 ООН 9 — 72 № 10
  102. Пол, тендер, культура. Под ред. Элизабет Шоре и Каролин Хайдер.- М.: Русский путь, 1999.- 214с.
  103. ЮЗ.Политика обеспечения тендерного равенства в Западной Европе. Сборник статей под ред. Ф. Гардинер М.: Идея-Пресс, 2001 320 с.
  104. . Е.И. Печать и общественное мнение. М., 1971.
  105. Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995.
  106. Юб.Реснянская JI. JL Особенности процесса формирования системы современной периодики. М., 1996. — 23с.
  107. JI.C. Женщина на российском рынке труда // Социс. № 7. -М., 1995.
  108. Н.М., Посадская А. И., Н.С.Захарова. Как мы решаем женский вопрос / Коммунист. № 4. — 1989.
  109. C.B. Российская государственность в системе трансформационных координат. М., 2000.
  110. Ю.Рощин С. Ю. Занятость женщин в переходной экономике. М., 1996.
  111. П.Савинова JI.H. Женщина в советском обществе. М., 1979.
  112. H.A. Роль средств массовой информации в общественно-политической жизни // Политология студенту. М., 1995.
  113. Система средств массовой информации России / Под ред. Засурского Я. Н. М.: Факультет журналистики МГУ, 1995
  114. СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров/ред. Грабельников A.A., Пряхин М. Н., М., 1995.
  115. СМИ России 1997 год: анализ, тенденции, прогноз. (Союз журналистов России). М., 1998.
  116. Нб.Соргин В. Политическая история современной России 1985−1994: от Горбачева до Ельцина. М.: Прогресс-Академия, 1994.
  117. И. Женщины проиграли старт информационной революции. // Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень № 31. -М., 1997.
  118. Социальная трансформация и положение женщин в России: Материалы международной научной конференции.(Иваново 3−4 марта 1995 г.). -Иваново, 1995.
  119. Ю.В. Права человека. Нарушение и защита прав человека и прессы.-М., 1997.
  120. М. Сила слова. Культура, цензура и свобода слова. М., 1997 г.
  121. Н. Женщина, ее статус, судьба и образ в мировой культуре. -Караганда, 1995.
  122. В.Г. Решен ли в нашей стране «женский вопрос»? // Октябрьская революция и развитие идей в деятельности КПСС по перестройке советского общества (1917−1990): Тезисы док. науч. конф. в 2-х ч. Владимир, 1989.
  123. Феминология. Семьеведение. Учеб. пособие / Под ред. Л. Т. Шинелевой.-М.: Издательство МГСУ «Союз», 1997 220с.
  124. И.Д. Печать, телевидение и радио в зеркале периодической печати // Женщины в общественных объединениях. М., 1992.
  125. O.A. Опыт и традиции женского движения в России (1860−1917).-Иваново, 1994.
  126. O.A., Правкина И. А. Традиции женского движения в России: история и современность // Женщина в российском обществе, -№ 1, 1997.
  127. А.Н. Связи с общественностью. М., 2001.
  128. П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997.
  129. H.A. Женщины и власть: американки на пути к паритету. // США и Канада: экономика, политика и культура. № 3. — 1999.
  130. JI.И. Интеграция женщин в политику. 70−90-е гг. Дис. канд. полит, наук. — М., 1997.
  131. Ю.А. О природе и функциях массовой коммуникации // Вестник МГУ. Серия IX «Журналистика». — № 6. — 1967 г.
  132. Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М.: «Мысль», 1988.
  133. Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность: Политико-психологический анализ // Полис. 1995- № 4.
  134. Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х годов: Теоретические и практические проблемы политической психологии. М.: РОССПЭН, 2000.
  135. Л.Т. Женщина в трансформирующемся обществе. М., 1995 г.
  136. Л.Т. Женщины России в зеркале СМИ Новая ООН для нового века. Материалы конгресса «Средства массовой информации и обновление ООН (Москва, 20 ноября 1997 г.)». — М., 1997. — С.73−75.
  137. Л.Т. Тендерная политика в условиях системного кризиса. -М., 1998.
  138. Л.Т. Феминология на пороге XXI века // Женщины России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Материалы международной научной конференции. Иваново, 1998.
  139. Эко У. О прессе. // Пять эссе на темы этики. СПб.: Симпозиум, 2000.-С.81−129
  140. Энциклопедический социологический словарь. М., 1997.
  141. Е.А. «Современные методы исследования средств массовой коммуникации». М., 1987.
  142. P.M. Женская пресса: основные проблемно-тематические направления // Вестник МГУ. Серия 10 «Журналистика». — № 4. — 1997. -С. 3−16.
  143. Altshull J.H. Agents of Power: the role of the news media in human affairs. New York, London: Longman, 1984.
  144. Beasley, Maurine Hofman. Taking their place: a documentary history of women and journalism. Washington D.C. 1993.
  145. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: The Rise of the Network Society. 1996.
  146. Cook Т.Е. Governing with the news: the news media as a political institution. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1998.
  147. Davis, Flora. Moving the mountain: the women’s movement in America since 1960. New York, 1999.
  148. Douglas, Susan J. Where the girls are growing up female with the mass media. New York, 1994.
  149. Gender, Race and Class in Media. Eds.G.Dines and J.Humer. London, Sage Pulications, 1995.
  150. Images of women: Rep. of the task on sex-role stereotyping in the broadest media Hull, 1982.152.1mpact of communication technologies on women.- Paris, 1994.
  151. Mass media: the image, role and social condition of women/ 1979 № 84 Доклады и документы о СМК (ООН).
  152. McChesney R. Corporate Media and the Threat to Democracy/ The Open Pamphlet Media Series, New York: Seven Stories press, 1997.
  153. McCracken Ellen. Decoding women’s magazines from Mademoiselle to Ms. -New York, 1993.
  154. McQuail D. Mass Communication theory. 2nd ed. SAGE Publications, 1987.
  155. Rubin Gayle. The traffic in women: Notes on the «political economy» of sex / In (ed.) Toward an Anthropology of Women. N.Y.: Monthly Review Press, 1975.
  156. Syllabus sourcebook on media and women / Dana Dens more ed. -Washington: Women’s inst. for freedom of the press 1980.170
  157. Toffler A. Powershift: knowledge, wealth and violence at the end of the 21st century. New York, Toronto, London, Sydney, Auckland: Bantam books, 1991.
  158. Webster F. Theories of the Information Society. Routledge, London, New York, 1998.
  159. Winston Br. Media, Technology and Society. A History: from the Telegraph to the Internet. Routledge, London, New York, 1998.
Заполнить форму текущей работой