Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование производственной программы предприятий оборонного комплекса на основе государственного регионально-ориентированного заказа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель определила задачи исследования: уточнение подходов к определению понятия «производственная программа оборонного предприятия», понятия «формирование производственной программы», понятия «государственный регионально — ориентированный заказ» — структурирование системы и уровней формирования производственной программы региональных предприятий оборонного комплекса на основе государственного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности формирования производственной программы оборонных предприятий на основе государственного заказа
    • 1. 1. Производственное программирование работы предприятий оборонного комплекса: сущность и особенности
    • 1. 2. Система формирования производственной программы предприятий оборонного комплекса на основе государственного заказа
    • 1. 3. Оптимизация системы формирования производственной программы оборонных предприятий
  • Глава 2. Стратегия и тактика формирования производственной программы оборонных, предприятий на основе государственного заказа
    • 2. 1. Разработка конкурентной производственной стратегии оборонных предприятий
    • 2. 2. Тактика формирования производственной программы оборонных предприятий И-! основе государственного заказа
    • 2. 3. Экономико-математическая модель разработки производственной программы предприятия оборонного комплекса на основе государственного регионально — ориентированного заказа
  • Глава 3. Опыт формирования производственной программы унитарного оборонного предприятия на основе государственного регионально — ориентированного заказа
    • 1. Характеристика унитарного оборонного предприятия и возможности использования его производственных мощностей в интересах региона
      • 3. 2. Формирование производственной программы унитарного оборонного предприятия на основе использования оптимизационной экономикоматематической модели

Формирование производственной программы предприятий оборонного комплекса на основе государственного регионально-ориентированного заказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенностью современного периода реформ является изменение условий хозяйственной деятельности предприятий. Непрерывное поступление на рынок новых товаров (в том числе иностранных), повышение требований к качеству товаров и услуг — эти факторы оказывают сильное влияние на финансово-экономическое положение российских предприятий.

В трудном положении оказались предприятия оборонного комплекса, функционирование которых зависит от государственного оборонного заказа.

Ослабление государственного управления оборонными предприятиями вместо позитивного эффекта порождает проблемы на уровне самих предприятий — дефицит финансовых средств, обусловленный внешней инвестиционной пассивностью, отсутствием собственных накоплений у оборонных предприятий и резким падением сбыта их продукции.

Сегодняшнее состояние оборонного комплекса России требует вмешательства государства. Между тем, такое вмешательство должно предусматривать соединение рыночных методов с государственным регулированием, создание правовых, экономических и иных условий, стимулирующих адекватную адаптацию предприятий оборонно-промышленного комплекса к новым экономическим условиям.

Формирование и реализация производственных заданий предприятиям оборонного комплекса осуществляется через согласование в условиях рыночного хозяйствования государственного макропланирования в оборонной сфере и внутрифирменного планирования каждого конкретного оборонного предприятия.

Система формирования производственной программы оборонных предприятий должна обеспечивать согласование интересов государства, как потребителя оборонной продукции и как хозяйствующего субъекта, а также интересов оборонного предприятия. Выбор производственной программы должен быть обусловлен экономическим и социальным эффектом, который вызовет ее реализация, а также ограниченностью ресурсов для достижения намеченных целей у государства и предприятия.

Анализ структуры и содержания системы планирования и управления оборонным производством показывает, что экономические интересы государства и оборонных предприятий согласуются далеко не всегда. В свете новых условий хозяйствования возникает необходимость совершенствования такой системы, построения ее в соответствии с программно-целевыми принципами: главные цели —> «дерево» задач —" оценка ресурсов —" планы мероприятий (решения задач) —" оптимизация планов —> управление реализацией планов. Указанная цель достигается, в первую очередь, через создание межрегиональной системы активного информационного мониторинга (на базе глобальных информационных сетей) производственных возможностей оборонных предприятий. Эти возможности можно использовать для решения насущных федеральных и региональных проблем, таких как ухудшение финансового состояния субъектов хозяйственной деятельности, спад производства, снижение экспортного потенциала, кризис неплатежеспособности и т. д.

Опыт Ярославского региона, когда в рамках российско-белорусской межгосударственной программы «Развитие дизельного автомобилестроения» было задействовано оборонное предприятие, свидетельствует о том, что проблемы размещения региональных государственных заказов на «простаивающих» оборонных предприятиях заслуживает самого пристального внимания и научного осмысления.

Актуальность темы

исследования обусловлена.

Во-первых, отсутствием действенных подходов к разработке и реализации схем и принципов эффективного менеджмента в области планирования производственной деятельности предприятий оборонного комплекса, потребностью в дальнейшем научном развитии и совершенствовании подходов к формированию производственной программы оборонных предприятий на основе государственного заказа.

Во-вторых, потребностью в выработке стратегии и тактики формирования производственной программы оборонного предприятия в условиях резкого сокращения государственного оборонного заказа.

В-третьих, настоятельной необходимостью формирования оптимальных механизмов управления производственной деятельностью оборонных предприятий через систему государственного регионально — ориентированного заказа.

В-четвертых, необходимостью разработки оптимальных экономико-математических моделей, обеспечивающих оценку минимально допустимого уровня заказа оборонному предприятию при производстве продукции по государственному заказу и позволяющих согласовать экономические интересы государства и интересы оборонных предприятий.

Степень разработанности проблемы. Проблеме разработки производственной программы в научной литературе уделяется достаточно много внимания. Важнейшие идеи и результаты по данному направлению представлены в работах В. Данилина, В. Дудорина, А. Есютина, С. Жданова, Б. Курицкого, А. Ларионова, И. Лебедева, П. Моисеева, А. Первозванского, В. Персианова, В. Португала, А. Семенова, Ю. Сокуренко, Д. Хана, Н. Царевского, В. Шафранского, Т. Юрченко и других.

Анализ работ указанных авторов показывает, что в большинстве случаев понятия «формирование производственной программы» и «разработка производственной программы» отождествляются. Такой подход, по нашему мнению, ограничивает возможности всестороннего изучения и анализа факторов, влияющих на процесс планирования деятельности предприятия. «Формирование производственной программы» — понятие более широкое, которое, в свою очередь, включает (один из этапов) непосредственно разработку производственной программы предприятия.

К проблеме разработки производственной программы обычно подходили с позиций рационального использования имеющихся производственных ресурсов. В рыночной же действительности, в подавляющем большинстве случаев вопрос стоит о целесообразности приобретения ресурсов по большим или меньшим ценам, снижения издержек производства.

Разработка производственной программы предприятия производится на основе портфеля заказов с учетом достижения заданных объемных технико-экономических показателей. Для оборонных предприятий государственный заказ является основной составляющей портфеля заказов. Технико-экономическими показателями являются стоимость материалов на выпускаемые изделия, их себестоимость и затраты на выпуск изделий в производство. Они задаются условиями рынка и их значения определяют производственную программу предприятия. Производственная программа позволяет определить оптимальное сочетание программ выпуска изделий, исходя из различных критериев оптимальности, целевых установок, ограничений по экономическим показателям, существующего спроса на выпускаемую продукцию и других факторов внешней среды, а также различных ограничений по ресурсам при наличии таковых.

Особенности различных аспектов управления деятельностью оборонного комплекса России нашли свое отражение в трудах ряда отечественных ученых.

В отечественных работах получили разработку методологические основы понимания проблем управления оборонным комплексом. Среди них заметное место занимают труды В. Анискова, В. Артюхова, В. Ванникова, С. Викулова, И. Вознесенского, Г. Жукова, А. Пожарова, Р. Фарамазяна, А. Хаирова и других авторов.

Многообразные аспекты процессов управления, развития и модернизации оборонного комплекса в современных условиях рассматривают такие авторы, как Г. Бишак, В. Борисовский, А. Братухин, В. Везиров, Л. Воинова, Г. Воронин, В. Глухих, Г. Горностаев, Е. Гурьев, В. Ерохин, В. Дементьев, И. Дзыба, А. Завьялов, С. Земсков, А. Иванов, В. Калачанов, В. Качалин, В. Крышталев, В. Королев, Д. Короткое, А. Косенко, А. Котов, Е. Кузьмин, Е. Куличков, Ю. Лазинцев, В. Львов, В. Муравник, Б. Мухин, А. Нечаев, Р. Никологорский, Р. Нуреев, В. Нуриахметов, А. Пискунов, Е. Письменная, В. Прудский, Г. Подистов, А. Рахманов, В. Рачин-ский, Н. Руденко, К. Самсонов, В. Сало, М. Смирнов, Ю. Судариков, Н. Супрун, В. Ткачев, С. Толкачев, В. Травкин, Н. Турко, Г. Турчинский, Ю. Черкасов, Ю. Чирков, В. Фальцман, А. Янукевич и другие.

Развитию военно-промышленной базы зарубежных стран посвящены труды отечественных и зарубежных авторов, таких как А. Завьялова, С. Толкачева, А. Шеина, Р. Фарамазяна и других.

Научному интересу автора к исследуемой проблеме во многом способствовало то обстоятельство, что до настоящего времени не создано специальных работ, посвященных комплексному анализу взаимосвязи процессов формирования производственных заданий оборонным предприятиям на макро и микро уровнях. Еще менее разработан вопрос использования производственных возможностей оборонных предприятий для решения региональных проблем через систему государственного регионального заказа.

Незавершенность теоретических исследований названных авторов для условий современного периода реформ, актуальность, а также практическая потребность обусловили выбор диссертантом темы, цели и задач исследования.

При этом объектом исследования выбрана система формирования производственной программы оборонных предприятий на основе государственного заказа на примере ремонтного оборонного предприятия, расположенного в Ярославском регионе.

Предметом исследования выступают экономические отношения по формированию производственной программы оборонных предприятий на основе государственного заказа на трех уровнях: федеральном, региональном и уровне предприятия.

Целью исследования является решение научной задачи формирования производственной программы оборонных предприятий на основе государственного регионально — ориентированного заказа.

Достижение указанной цели позволяет в современных условиях реформ оптимально использовать производственные возможности оборонных предприятий в интересах федерального центра, как потребителя оборонной продукции и как хозяйствующего субъекта, интересах регионов (где расположены такие предприятия), как субъектов заинтересованных в развитии собственной экономики, а также интересах самих предприятий, с учетом ограниченности ресурсов для достижения намеченных целей у государства и предприятий.

Цель определила задачи исследования: уточнение подходов к определению понятия «производственная программа оборонного предприятия», понятия «формирование производственной программы», понятия «государственный регионально — ориентированный заказ" — структурирование системы и уровней формирования производственной программы региональных предприятий оборонного комплекса на основе государственного заказа посредством анализа факторов, влияющих на процесс формирования производственной программы на каждом из уровней системыразработка направлений оптимизации системы формирования производственной программы оборонных предприятий на региональном уровне через организацию государственного регионально — ориентированного заказавыработка стратегии и тактики формирования производственной программы региональных оборонных предприятий в современных условиях реформобоснование критерия оптимальности производственной программы оборонного предприятия в рамках реализации государственного региональноориентированного заказаразработка экономико-математической модели и алгоритма формирования оптимальной производственной программы оборонных предприятий на основе государственного заказа и выбор эффективного математического метода решения задачи.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что достижение максимального экономического и социального эффекта работы системы формирования производственной программы оборонных предприятий возможно только через включение в работу этой системы регионального уровня. Исходя из этого предполагается, что регионы должны участвовать в формировании производственной программы оборонных предприятий, находящихся на их территории, посредством размещения государственных региональных заказов в свете реализации региональных экономических программ.

Теоретико-методологические основы исследования. Настоящая работа выполнена на базе системного подхода к изучению предмета исследования. В основу анализа положен диалектический метод. Процесс формирования производственной программы оборонных предприятий рассматривается как сложное динамическое, экономическое явление в совокупности его внутренних и внешних связей.

Теоретическую базу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам военного сектора экономики, официальные документы и нормативные акты по вопросам государственного регулирования и развития оборонно-промышленного комплекса в современных условиях, энциклопедические и справочные издания.

Эмпирическую базу исследования составляют: практический опыт, накопленный в мире и России по вопросам формирования и развития оборонного сектора экономикианализ периодической и научной печати, материалы научно-теоретических и научно-практических конференций.

Научная новизна результатов диссертационного исследования определяется следующими положениями:

1. Предложено и раскрыто новое определение понятия «производственная программа оборонного предприятия», под которой понимается срочный (тактический) план, отражающий совокупность заказов на выпуск и поставку продукции оборонного назначения, а также продукции, выпуск которой обусловлен стратегическими и тактическими целями и задачами предприятияпредложено новое определение понятия «формирование производственной программы предприятия», которое представлено как процесс определения стратегических и тактических целей и задач производственно-сбытовой деятельности предприятия и их достижение с учетом анализа сложного и взаимосвязанного переплетения экономических, технических, организационных, технологических факторовпредложено определение понятия «государственный регионально — ориентированный заказ», который представляет собой государственные потребности региона в товарах (работах, услугах), утвержденные к размещению на предприятиях — соискателях такого заказа, за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов в течение очередного бюджетного периода;

2. Представлена научно-обоснованная структурированная система формирования производственной программы оборонных предприятий на основе государственного заказа, разработаны направления оптимизации такой системы посредством создания региональной подсистемы управления, обеспечивающей формирование производственной программы оборонных предприятий на региональном уровне через организацию государственного регионально — ориентированного заказа;

3. Разработаны стратегия и тактика формирования производственной программы оборонных предприятий в современных экономических условиях реформ и обоснован критерий оптимальности производственной программы оборонного предприятия в рамках реализации государственного регионально — ориентированного заказа, основанный на оценке минимально допустимого уровня такого заказа;

4. Разработан алгоритм формирования производственной программы оборонного предприятия на основе государственного заказа и экономико-математическая модель формирования производственной программы такого предприятия на основе государственного регионально — ориентированного заказа, в которой в качестве целевой функции выбирается общий объем прибыли, в качестве основного ограничения — минимальная рентабельность производства изделий, а остальные ограничения включаются в модель по мере их возникновения.

По итогам исследования на защиту выносятся следующие положения:? региональная система управления оборонными предприятиями, обеспечивающая формирование производственной программы таких предприятий на региональном уровне и их участие в реализации региональных экономических программосновные направления стратегии и тактики формирования производственной программы региональных оборонных предприятий на основе государственного заказа в современных экономических условиях реформ;

1* алгоритм формирования производственной программы оборонных предприятий на основе государственного заказаэкономико-математическая модель формирования производственной программы оборонного предприятия на основе государственного региональноориентированного заказа.

Практическую значимость имеют предложенные автором подходы к формированию производственной программы оборонных предприятий на основе государственного заказа, направления создания системы регионального управления оборонными предприятиями, экономико-математическая модель формирования производственной программы оборонного предприятия на основе государственного регионального заказа, которые ориентированы на использование в практической деятельности федеральных и региональных органов власти при принятии экономических решений.

Теоретические и методические разработки диссертации, доведенные до практических рекомендаций и реализованные в алгоритмах и программах для ПЭВМ, позволяют предприятиям оборонного комплекса научно обоснованно формировать оптимальную производственную программу, дающую возможность получить максимальную прибыль от реализации продукции при существующей рыночной конъюнктуре на выпускаемую продукцию и на используемые производственные ресурсы.

Апробация работы. Полученные результаты и выводы исследования были использованы при формировании производственных программ на 81 ЦИБ МО РФ.

Представлены предложения в администрацию Ярославской области по внесению изменений и дополнений в региональный закон «О государственном заказе Ярославской области», направленные на поддержку оборонных предприятий, расположенных в регионе.

Положения диссертации нашли отражения в публикациях автора общим объемом 2,1 п.л.

Основные положения и результаты исследования докладывались на межрегиональной научно-практической конференции «Молодежь и экономика» (Ярославль, ЯФ ВФЭУ, 1999 г. и 2000 г. и 2001 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Стратегия российских предприятий в современной экономике» (Ярославль, Концерн «Подати», Экон. ф-т ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 1999 г.), всероссийской научно-теоретической и практической конференции «Россия: глобальное, народнохозяйственное и региональное в переходной экономике» (Ярославль, ЯГПУ, 2000 г.), конференции молодых ученых-экономистов «Предпринимательство и реформы в России» (Санкт-Петербург, СП-бГУ, 2000 г.) межрегиональной научно-практической конференции «Экономическая безопасность региона в системе обеспечения национальной безопасности страны» (Ярославль, ЯФ ВФЭУ, 2000 г.)

Материалы диссертации также использовались при разработке и чтении лекционных курсов по «Прогнозированию и планированию в условиях рынка», «Военной экономике», «Праву» в ЯФ ВФЭУ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 148 страницах компьютерного текста, включает 34 рисунка, 44 таблицы. Список использованной литературы включает 196 наименований. Объем приложений — 17 страниц.

Выводы по 3 главе:

1. Решение стратегических и тактических задач, стоящих перед оборонными предприятиями в современных экономических условиях реформ невозможно без вовлечения в процесс формирования производственной программы таких предприятий всех заинтересованных субъектов.

2. Субъекты, устанавливающие хозяйственные связи с оборонным предприятием. должны располагать достаточной информацией о предприятии, его возможностях и перспективах развития. Предлагаемая в главе структура информационных данных может быть включена в описанный в первой главе информационный Центр ОПК и позволит заинтересованным хозяйствующим субъектам сформировать представление о предприятии и наметить пути сотрудничества с ним.

3. Экономические отношения между оборонным предприятием и другими хозяйствующими субъектами (в том числе с государством) должны строиться на договорной (контрактной) основе в целях обеспечения защиты интересов каждой из сторон. Причем, подписание контракта должно происходить после проведения соответствующих согласительных процедур, в ходе которых стороны должны достичь компромисса: наиболее оптимальных для себя условий. Описанный в главе расчетный пример использования оптимизационной экономико-математической модели оценки минимально допустимого уровня заказа оборонному предприятию позволяет последнему при формировании своей производственной программы в ходе переговоров с региональными органами управления обосновывать свою позицию и вырабатывать условия договора (государственного контракта).

4. Опыт формирования производственной программы унитарным оборонным предприятием на основе государственного регионального заказа позволяет говорить о том. что необходим поиск различных путей реализации региональных производственных заданий, чтобы при неизменных исходных данных (например, производственных возможностях оборонного предприятия и ассигнованиях из регионального бюджета, выделяемых на финансирование государственного регионального заказа) добиться повышения конечного экономического эффекта. То есть оборонное предприятие, получив государственный заказ, не просто должно приступить к разработке производственной программы, а должно продолжить формирование такой программы, уточнить стратегические и тактические цели и задачи своей производственно-сбытовой деятельности и обеспечить их достижение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное состояние оборонно-промышленного комплекса России требует вмешательства государства. Такое вмешательство должно предусматривать соединение рыночных методов с государственным регулированием, создание правовых, экономических и иных условий, стимулирующих адекватную адаптацию оборонных предприятий к новым экономическим условиям.

В условиях экономических реформ федеральный центр не может обеспечить достаточной загрузки производственных мощностей оборонных предприятий. В то же время, представители государства на местах (региональные органы государственной власти) могут решать некоторые свои задачи за счет неиспользуемого потенциала предприятий оборонного комплекса. Кроме того, региональные структуры по управлению государственной собственностью должны так эффективно использовать производственный потенциал, находящийся в их ведении, чтобы он приносил максимальную пользу государству. Следовательно, участие региона в решении проблем оборонных предприятий не просто целесообразно, а необходимо.

Существующая система органов государственного управления промышленностью региона и законодательная база о государственном региональном заказе не позволяет эффективно планировать деятельность оборонных предприятий региона и управлять ею. Необходимо создание регионального органа управления оборонными предприятиями (возложение соответствующих обязанностей на должностных лиц), основными функциями которого будет формирование банка данных о производственных возможностях оборонных предприятий и реализация программно-целевых принципов планирования их деятельности через государственный региональный заказ.

В настоящее время имеются все предпосылки для создания в регионе структур, призванных координировать действия государственных органов и органов управления оборонных предприятий. В связи с тем, что в регионе уже сосредоточены государственное, территориальное и отраслевое управления государственным хозяйством, основной целью создания регионального звена в системе формирования производственной программы оборонных предприятий региона является обеспечение эффективного использования потенциала оборонно-промышленного комплекса для решения проблем обеспечения экономической безопасности региона и государства, развития направлений государственного предпринимательства.

Наиболее сложным в процессе создания регионального уровня управления оборонными предприятиями является создание отлаженного механизма стыковки с действующей системой отраслевого и хозяйственного управления федерального уровня. Поэтому формирование эффективного регионального управления надо проводить в направлении усиления взаимодействия с федеральным центром. Эффективность отраслевого и территориального взаимодействия федерального и регионального уровней зависит от форм и методов управления этим процессом. Управление региональными предприятиями ОПК необходимо организовать посредством осуществления совместных программ так. чтобы получить экстремум критерия выполнения мероприятий программы.

Программы должны учитывать деление региона на территориальные элементы и одновременно носить отраслевой характер, объединяя организации и предприятия ОПК по жизненному циклу разрабатываемых систем в результате выделения определенной группы производств, направленных на реализацию конкретных целей (программ). Некоторые предприятия могут участвовать в выполнении нескольких программ, в связи с чем возникает проблема сочетания различных программ, аналогичная проблеме взаимодействия отраслевого и территориального управления. В решении программных (целевых) вопросов предприятия участвуют по всему жизненному циклу продукции, следовательно, повышается роль межотраслевых взаимоотношений, межотраслевой организации управления. Вместе с этим возникает и проблема межрегионального, межтерриториального и межотраслевого управления.

Для информационного обеспечения органа управления региональными оборонными предприятиями необходимо создание банка данных, осуществляющего ввод, хранение, поиск, корректировку и выдачу информации об оборонных предприятиях, их производственных возможностях и перспективах развития, а также информации программного, технического, организационного и методического характера.

Хранимая в вышеназванном банке данных информация позволит заинтересованным структурам сформировать представление об оборонном предприятии, наметить пути сотрудничества с ним и может быть использована при формировании производственной программы такого предприятия, а также в других целях.

Вышеназванное положение очень важно, так как формирование производственной программы оборонного предприятия в условиях рыночной экономикиэто не просто процесс составления плана производственно-сбытовой деятельности на основе имеющегося портфеля заказов и анализа спроса на продукцию предприятия, а это процесс взаимодействия, согласования планов макро и микро уровней, воздействия друг на друга всех элементов системы управления оборонными предприятиями, где каждый из участников экономических отношений решает свои стратегические и тактические задачи, и наличие соответствующей информации объективно необходимо.

Нормальное функционирование системы формирования производственной программы предприятий оборонного комплекса зависит от экономической позиции, линии поведения хозяйствующих субъектов, взаимодействующих между собой на различных уровнях системы.

Экономическая позиция хозяйствующих субъектов обусловлена уровнем их текущих потребностей, стратегическими целями и тактическими задачами на конкретный промежуток времени. В связи с этим стратегия и тактика формирования оборонными предприятиями производственной программы на основе государственного заказа должна быть направлена на обеспечение согласования в условиях рыночного хозяйствования интересов государства, как потребителя оборонной продукции и как хозяйствующего субъекта, а также интересов оборонного предприятия.

При формировании производственной программы предприятие, реализуя свои стратегические и тактические цели и задачи, должно оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю среду, с тем чтобы оптимизировать отдельные плановые показатели. Мало того, в формировании ПП помимо самого предприятия должны участвовать все заинтересованные структуры, в том числе собственники предприятия и государство.

Выбор производственной стратегии и уточнение перспективной номенклатуры производимой оборонным предприятием продукции заключается в решении взаимосвязанных аналитических задач по определению и сегментации отрасли, в которой предполагает остаться или намеревается перейти оборонное предприятие, оценке привлекательности такой отрасли, оценке собственного конкурентного производственного потенциала.

Тактическая задача разработки производственной программы, в первую очередь, заключается в нахождении оптимального количества каждого вида изделия в соответствии с общими целями и возможностями предприятия из множества изделий, которые предполагаются к производству и реализации в плановом периоде. Общие цели предприятия при разработке производственной программы находят свое выражение в критерии оптимизации (целевой функции), который в связи с многообразием решаемых задач и факторов, влияющих на процесс формирования производственной программы, должен отличаться комплексностью и отражать стратегические цели и тактические задачи предприятия.

Критерий оптимальности зависит от объема производства продукции и уровня его организации, выраженной в своевременном и качественном проведении мероприятий по использованию экстенсивных и интенсивных факторов. Это важно потому, что получить необходимый результат можно только при функционировании всех элементов производственных ресурсов в их взаимосвязи. При построении системы планирования необходимо оценить место и задачи предприятия в системе хозяйствования, а затем поставить результат производства в зависимость от решения таких задач с учетом роли каждого элемента производственных ресурсов.

Задача разработки оптимальной производственной программы оборонного предприятия, по нашему мнению, заключается в разработке плана производства, удовлетворяющего совокупности ограничивающих факторов и обеспечивающего экстремальное значение заданной функции цели.

В диссертации рассмотрен подход к разработке оптимальной производственной программы с точки зрения обеспечения согласования в условиях рыночного хозяйствования интересов государства, а также интересов оборонного предприятия, с учетом обоснования выбираемой производственной программы экономическим и социальным эффектом, который вызовет ее реализация, целей и ограниченности ресурсов для достижения этих целей у государства и предприятия, а также производственных задач, исходя из намеченных целей.

Предлагаемый нами подход к формированию производственной программы предприятий оборонного комплекса на основе государственного заказа основан на двух основных направлениях. Во-первых, если предполагается 100% загрузка производственных мощностей предприятия для выпуска продукции оборонного назначения (что встречается крайне редко), то региональный уровень участия в формировании производственной программы оборонного предприятия участия не принимает. Во-вторых, если производственные мощности оборонного предприятия оказываются незадействованными (а так зачастую и происходит), то регион включается в выше названный процесс.

По общему правилу технико-экономические показатели производственной деятельности оборонного предприятия определяются в разрезе двух основных направлений — государственный оборонный заказ и сторонние работы. Нами предлагается выделить работы по государственному региональному заказу в самостоятельное направление и по ним отдельно рассчитывать значения технико-экономических показателей.

Весьма важно при решении задач разработки оптимальной производственной программы правильно выбрать тип экономико-математической модели и включить нее необходимые ограничения, создаваемые конкретной экономической ситуацией, в которой находится оборонное предприятие. Предлагаемая в диссертационном исследовании экономико-математическая модель может использоваться предприятиями оборонного комплекса и региональными органами власти на этапе разработки совместных программ по производству продукции в интересах региона.

Достигнутые соглашения между оборонным предприятием и другими хозяйствующими субъектами (в том числе с государством) должны быть закреплены на договорной (контрактной) основе в целях обеспечения защиты интересов каждой из сторон. Причем, подписание контракта должно происходить после переговоров, в ходе которых стороны должны достичь компромисса: наиболее оптимальных для себя условий. Предлагаемый в диссертации пример использования оптимизационной экономико-математической модели для оценки минимально допустимого уровня заказа оборонному предприятию позволяет последнему в ходе переговоров обосновывать свою позицию и вырабатывать оптимальные для себя условия договора (государственного контракта).

Опыт формирования производственной программы унитарным оборонным предприятием на основе государственного регионального заказа позволяет говорить о том, что необходим поиск различных путей реализации региональных производственных заданий, чтобы при неизменных исходных данных (например, производственных возможностях оборонного предприятия и ассигнованиях из регионального бюджета, выделяемых на финансирование государственного регионального заказа) добиться повышения конечного экономического эффекта. То есть оборонное предприятие, получив государственный заказ, не просто должно приступить к разработке производственной программы, а должно продолжить формирование такой программы, уточнить стратегические и тактические цели и задачи своей производственно-сбытовой деятельности и обеспечить их достижение.

В целях реализации предлагаемых в диссертационном исследовании направлений совершенствования системы формирования производственной программы предприятий оборонного комплекса на основе государственного заказа необходимо внесение изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты о государственном заказе: На федеральном уровне:

Создание Федерального Центра ОПК, координирующего деятельность региональных Центров ОПК. На региональном уровне: создание Центра ОПК, координирующего деятельность региональных предприятий оборонного комплекса со следующими основными функциями: выработка основных направлений закупочной политики в отношении оборонных предприятий регионаопределение форм поставоккоординация деятельности по формированию, размещению, финансированию и контролю государственного регионального заказаразработка проектов региональных и межрегиональных экономических программ с участием оборонных предприятийпривлечение средств негосударственных хозяйствующих субъектов для развития оборонных предприятий регионаформирование правовой базы (процедуры проведения конкурсов, создание типологии государственных региональных контрактов, порядок разработки, рассмотрения и сопровождения инвестиционных проектов и бизнес-планов) — создание информационной базы данныхдругие функции.

Таким образом, выдвинутое в качестве гипотезы предположение о том, что достижение максимального экономического и социального эффекта работы системы формирования производственной программы оборонных предприятий возможно только через включение в работу этой системы регионального уровня, нашло свое подтверждение. Исходя из этого главным выводом диссертационного исследования является утверждение, что регионы должны участвовать в формировании производственной программы оборонных предприятий, находящихся на их территории, посредством размещения государственных региональных заказов в свете реализации региональных экономических программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. 25 декабря 1993. -№ 237.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства РФ. 1998.-№ 31.Ст. 3823.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства РФ. 1996.-№ 5. Ст. 410.
  4. Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // Собрание законодательства РФ. 1999, — № 19. Ст. 2302.
  5. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996.- № 34. Ст. 4030.
  6. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 1996.- № 23. Ст. 2750.
  7. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе» // Собрание законодательства РФ. 1996.- № 1. Ст. 6.
  8. Федеральный Закон от 29.12.94 г. № 79 «О государственном материальном резерве» // Собрание законодательства РФ. 1995.- № 1. Ст. 3.
  9. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // Собрание законодательства РФ. -1994,-№ 34. Ст. 3540.
  10. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности».
  11. Закон Ярославской области от 30.09.97 г. № 17-з «О бюджетном процессе в Ярославской области».
  12. Закон Ярославской области от 18.09.96 г. № 14-з «О государственном заказе в Ярославской области».
  13. Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000.-№ 17. Ст. 1852.
  14. Указ Президента РФ от 11 ноября 1998 г. № 1357 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998.- № 46. Ст. 5652.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. № 665 «Положение о комиссии по военно-промышленным вопросам» // Собрание законодательства РФ. 1999.- № 27. Ст. 3366.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. № 1005 «О реализации федерального закона «О государственном оборонном заказе» // Собрание законодательства РФ. 1996.- № 37. Ст. 4292.
  17. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 594 «О реализации федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // Собрание законодательства РФ. 1995.- № 28. Ст. 2669.
  18. Постановление Правительства РФ от 01.12.94 г. № 1322 «О мерах по обеспечению участия малых государственных предприятий в реализации государственных программ и выполнение заказов для государственных нужд». 1. Официальные издания по статистике
  19. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2000 г. и уточненные параметры прогноза на период до 2002 г. М.: Минэкономики России, 2000.
  20. Российская экономика в январе сентябре 1998 г. Тенденции и перспективы. -М.: ИЭППП, 1999., Вып. № 19.
  21. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1998.-813 с.
  22. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1999.-734 с.
  23. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2000. 642 с.
  24. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат РФ, 1999.1.I. Книги
  25. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  26. Р. Л. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. М.: Прогресс. 1985.-326 с.
  27. М. М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997.-248 с.
  28. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Л. А. Богдановская. Г. Г. Вино-горов, О. Ф. Мигун и др.- Под общ. ред. В. И. Отражена. 2-е изд. — Минск: Выш. шк&bdquo- 1996.-363 с.
  29. Е.А., Данилочкина Н. Г. Управление затратами М.: «Издательство ПРИОР», ИВАКО Аналитик, 1998. — 64 с.
  30. И. Стратегическое управление. / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. -519 с.
  31. А. С. Оценка экономической эффективности производственных решений. М.: Ин-т управления народным хозяйством им. С. Орджоникидзе, 1976. С. 119.
  32. М. И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник, — 3-е изд. перераб. М.: Финансы и статистика, 1996. — 288 с.
  33. Бир С. Корректировка плана корпорации. Внутрифирменное планирование в США / Под ред. В. И. Седова. М.: Прогресс, 1972. — 348 с.
  34. Ю. Военный бюджет государства: методы обоснования и анализа. -М.: Военное издательство. 2000. 360 с.
  35. В.И. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов- теория и практика эффективного управления). М.: Экономика, 1997.-368 с.
  36. М.В. Экономические и методологические основы планирования. М.: Экономика, 1973. — 239 с.
  37. Ю.С., Франчук В. И. Применение экономико-математических методов в планировании мелкосерийного и единичного производства. М.: Машиностроение, 1968.
  38. М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. М.: ИНФРА-М. 1999.-392 с.
  39. С.Ф. Основы военно-экономического анализа: Учебное пособие. М.: ВФЭУ, 1999.
  40. С.Ф. Современные проблемы экономического обеспечения оборонной безопасности России. М.: ВФЭФ при ФА при Правительстве Российской Федерации, 1997.
  41. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 160 с.
  42. О. Стратегическое управление: Учебник. М.: Изд-во МГУ 1995. -252 с.
  43. О.С., Наумов А. И. Менеджмент, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. учебник. М.: «Фирма Гардарика», 1998. -416 с.
  44. Внутрифирменное планирование в США / Под общ. ред. В. И. Седова. М.: Прогресс, 1972.-387 с.
  45. Военная экономика. Теория и актуальные проблемы / Под ред. А. И. Пожарова. М.: Воениздат. 1999.
  46. Военные финансы: издержки конфронтации и выгоды разоружения / Р.А. Фа-рамазян, М. Ю. Бабичев, Н. А. Бацанова и др. М.: Финансы и статистика, 1990.
  47. Военный бюджет государства: методы обоснования и анализа. М. Военное издательство. 2000. С. 198.
  48. В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование планирование. Теория проектирования экспериментов. — Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НГЩ «Крылья», 1997. — 400 с.
  49. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Н. Б. Антоне-ва. А. Г. Завьялков, Г. А. Кандаурова и др.- Под общ. ред. Н. Б. Антоновой. Минск: ООО «Мисанта». 1996. — 360 с.
  50. А. С., Сиганевич А. В. Система плановых показателей. М.: Экономика, 1980. С. 57.
  51. Ю.В. Управление: адаптация к экономическим циклам. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1994. — 112 с.
  52. В.И. Экономико-математические модели годового планирования на промышленном предприятии. М.: Наука, 1975. — 185 с.
  53. Деловое планирование (Методы. Организация. Современная практика): Учеб. пособие / Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997. — 386 с.
  54. Деловое планирование: Учеб. пособие/ Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997. — 366 с.
  55. Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель.: Пер. с англ. В. Лукашевича и др. С.Пб. 1992.-496 с.
  56. К. Введение в управленческий и производственный учёт / Под ред. Та-балина М.: ЮНИТИ. 1994. — 560 с.
  57. В.И. Моделирование в задачах управления производством. М.: Статистика, 1980.-232 с.
  58. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США: Теория и практика формирования. М.: Наука, 1983. — 349 с.
  59. С.А. Экономические модели и методы в управлении. М.: Дело и сервис, 1998.- 175 е.-
  60. А.Г. Формирование производственной программы с учетом требований субъекта управления финансами предприятия Тула: 2000, — 162 с.
  61. Г. П., Викулов С. Ф. Военно-экономический анализ и исследование операций. М.: Военное издательство, 1987. — 440 с.
  62. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Издание 2-е, стереотипное М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1998. -272 с.
  63. А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Стратегическое планирование. Минск: ООО «Мисанта», 1998. — 296 с.
  64. А. С., Перлов П. А., Радченко В. Г. Совершенствование организационных структур управления промышленных предприятий. Киев: На-вукова Думка. 1981.
  65. С. Е. Совершенствование планирования на промышленных предприятиях и в объединениях. М.: Экономика, 1976. — 200 с.
  66. JI.B. и др. Экономика и оптимизация. М.: Наука, 1990.
  67. Н.П. Ценообразование на продукцию, приобретаемую на контрактной основе для федеральных государственных нужд. М.: Знание, 1996.
  68. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика: Пер с англ. / Общ. ред. и предисл. Г. Б. Кочеткова. М.: Прогресс, 1982. — 400 с.
  69. Д.Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, Р.М.Качалов- под общ. ред. С. А. Панова. -М.: Экономика, 1997. 288 с.
  70. Д. Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Сов. радио. 1974.
  71. А. М. Перспективное планирование на промышленных предприятиях и в производственных объединениях. М.: Экономика, 1973. — 320 с.
  72. A.M. Техпромфинплан в новых условиях и типовая методика его разработки. М.: Экономика, 1968. — 247 с.
  73. Т. Стратегия и структура японских предприятий : Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. О. С. Виханского. М.: Прогресс, 1987.-384 с.
  74. В.Г. Вопросы планирования предприятия. М.: Госпланиздат, 1941.-72 с.
  75. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / A.M. Каминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 1998. — 256 с.
  76. . Оборонно-промышленный комплекс России: прорыв в XXI век. М.: Русский биографический институт. 1999.
  77. Г. Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ. T.I. М.: Прогресс. 1981. — 99 с.
  78. .Я., Персианов В. В. Сокуренко Ю.А. Оптимальное планирование машиностроительного производства на основе пакетов прикладных программ. JL: Машиностроение., 1981.-230 с.
  79. А. И. Юрченко Т.И. Экономико-математические методы в планировании. М.: Высш. шк&bdquo- 1984. — 224 с.
  80. И.П., Нсютин А. А. Производственные ресурсы предприятия (эффективное использование). М.: Экономика, 1984, — 200 с.
  81. Н. П. Основы методологии планирования и автоматизации плановых расчетов. М.: Экономика, 1989. — 272 с.
  82. В.И. Основы управления проектами. М., 1997.
  83. Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. Ю. Г. Жукова и С. Н. Зайцева / Под ред. С. А. Николаевой. М.: Финансы и статистика, 1993.-96 с.
  84. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. П-го изд. Т.2. М.: Республика, 1992. — 400 с.
  85. Математические методы календарного планирования. Л.: ЛГУ, 1984, — 196 е.-
  86. П. Н. Математика-управление-экономика. М.: Знание, 1970.
  87. С.А. Особенности учёта затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: Теория и практика. М.: Финансы и статистика. 1993. — 128 с.
  88. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. докт. фил. наук. проф. Н. Ю. Шведовой.-16-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984. — 797 с.
  89. Организация, планирование и управление машиностроительным производством: Учеб. пособие для студентов машиностроительных специальностей вузов
  90. Б.Н. Родионов, Н. А. Саломатин, Л. Г. Осадчая и др.- Под общ. ред. Б. Н. Родионова. М.: Машиностроение, 1989. — 328 с.
  91. В.В. Организация и планирование промышленных предприятий (объединений). Минск: Вышейшая школа, 1978.- 366 с.
  92. Ю.А., Португал В. М., Семенов А. И. Планирование мелкосерийного производства в АСУП. М. Наука, 1973.
  93. А.А. Математические модели в управлении производством. -М.: Наука. 1975.- 616 с.
  94. А.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учеб. пособие / Сб. Петер, у-т экономики и финансов. Каф. прогнозирования и планир. экон. и социал. систем. — СПб. Изд-во СПб ун-та эк. и финан. 1993. — 106 с.
  95. О. К. Анализ технического уровня продукции и производства. Ярославль: ЯГТУ. 1995 г. — 100 с.
  96. В. М. Семенов А.И. Модели планирования на предприятии. М.: Наука. 1978.-270 е.-1. У «
  97. Г. С. Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Сов. радио, 1976.
  98. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции / К. А. Волкова, И. П. Дежкина, Ф. К. Казакова, И. А. Сергеева. М.: Экономика, 1997. — 526 с.
  99. Ю.Э., Савенкова Т. И. Стратегия и тактика гибкого управления М.: Финансы и статистика, 1991. — 191 с.
  100. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. перераб. и доп. Минск: ИП «Экоперспектива», 1999. — 668 с.
  101. Семь нот менеджмента. Издание третье, дополненное. — М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1998.-424 с.
  102. Словарь русского языка: В 4х т. /АН СССР Институт Рус. яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. 2е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981. — Т.4, С. 577.
  103. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. Опыт развития и новые явления. М.: Наука, 1990. — 320 с.
  104. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. — 440 с.
  105. С. Г. О критериях в оптимальном планировании. М.: Экономика. 1981. -С.63.
  106. И.М. Планомерность, планирование, план: (теоретические очерки) / Научн. ред. Е. З. Майминас. -М.: Экономика, 1986. 248 с.
  107. X. Введение в исследование операций: В 2-х книгах. Кн.1, Пер. с англ.- М.: Мир, 1985.-479 с.
  108. А. и др. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992.- 349 с.
  109. Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1997, — 352 с.
  110. В.В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. Учебное пособие. ВЗФИ. М.: АО «Финстатинформ», 1996., — 110 с.
  111. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
  112. Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учёт: управленческий аспект: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1995. — 416 с.
  113. Н.А. Факторы специализации коорерированной задачи планирования производства для комплекса машиностроительных предприятий. М.: ВЦ АН СССР. 1986. — 34 с.
  114. В. Д. и др. Управление проектами. СПб.: «Два Три», 1996. — 610 с.
  115. В.В. Математические модели и методы планирования отраслей промышленности. М.: Наука, 1984. — 250 с.
  116. Ю.М. Социалистическое планирование и капиталистическое программирование. М.: Экономика, 1978. — 417 с.
  117. А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА. 1998. -343 с.
  118. Экономика /Под ред. Булатова А. С. М.: БЕК, 1994.
  119. Экономика и бизнес / Под ред. Катаева В. В. М., МГТУ, 1993.
  120. Экономика машиностроительного производства: Учебник для машиностроительных специальностей ВУЗов / Ю. А. Абрамов, И. Э. Берзинь, Н.Н. Засторож-нова и др., под ред. И. Э. Берзиня, В. П. Калинина.- Минск: Высш. шк., 1988 -304 с.
  121. Экономика, организация и планирование промышленного производства / В. И. Выборное. Ф. П. Висюлин, Н. А. Лисицын и др.: Под общ. ред. Н. А. Лисицына. Минск.: Выш. шк., 1990. — 446 с.
  122. Экономико-математические методы и модели планирования и управления./ Под ред. В. Г. Шорина. М.: Знание, 1973.1. Диссертации, авторефераты диссертаций
  123. Т. С. Формирование системы показателей внутрифирменного планирования в условиях перехода к рынку: Автореф. дис. канд. экон. наук. -М., 1995.- 28 с.
  124. О.В. Методические основы планирования деятельности предприятия в современных условиях: Автореф. дис. канд. эконом, наук. Иркутск, 1997.- 23 с. 1. V. Периодические издания
  125. Ю. Поставщик ждет гарантий//Риск. 1993. — № 3, С. 25.
  126. Е. Гурков И. Адаптация промышленных предприятий к рыночным условиям // Экономика. 1996. — № 11, С. 145 — 152.
  127. Г. Г. Роль государства при переходе к рыночной экономики // Вестник МГУ. 1996.- № 2, серия 5, Экономика, С. 36.
  128. Р.Т. Госснаба нет, а госзаказ остался //Российская газета. 1991. — 17 сентября.
  129. Ю. Конкурсы и торги для размещения крупных НИОКР и создание сложных технических систем // Проблемы теории и практики управления. -1998. -№ 5.
  130. О. Индустрия может пойти на подъем при государственной поддержке //Экономист. 1996.- № 4.
  131. П. Госзаказ или приказ? //Огонек. 1988. — № 44, С. 14−18.
  132. П.Г. Экономический механизм напряженных планов. // Проблемы экономики развития социализма. Вопросы теории и практики. М.: Экономика. 1983, С. 50.
  133. В. Российская армия: дистрофик с ядерной дубиной // Комсомольская правда. 2000. — 28 марта.
  134. С.Ф. Финансово-экономические основы военной доктрины // Материалы научно-практической конференции. Научные труды. М.: ИЭППП, 1998. — Вып. № 6Р.
  135. А., Хрусталев А. Формы государственного влияния на экономику // Экономист. 1991. — № 3, С.73−82.
  136. А.В. Оптимизация системы экономического стимулирования оборонных предприятий // Тезисы докладов научно-теоретической конференции «Молодежь и экономика», 15−16 апреля 1999 г. Ярославль, ЯФВФЭУ.1999. 144 с.
  137. В. Государственный заказ: гарантии, стимулы, ответственность // Хозяйство и право. 1988, — № 11, С. 10−15.
  138. А. Пределы допустимого в регулировании экономических процессов // Общественные науки и современность. 1996. — № 1, С. 38.
  139. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4х т. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1955.- Т.4, С.С.43, 537.
  140. С. Решение наших проблем в расширении внутреннего рынка // Независимая газета. 1994, — 12 июля.
  141. Н.Е. Госзаказ опыт и проблемы // Вестник Московского университета, серия 5. экономика. — 1989. — № 4, С. 10−15.
  142. В. О концепции госзаказа// Плановое хозяйство. 1989.-№ 7, С. 43−48.
  143. С. Госснабжение умерло. Да здравствует контракт! // Экономика и жизнь. 1992. — № 40, С.24−27.
  144. B.C. Госзаказ в экономических структурах: принципы формирования и механизм реализации // Вестник Ленинградского университета, серия 5, экономика. 1990. — вып. 2, С. 104−111.
  145. Кац И. Планирование системообразующий элемент государственного регулирования экономики // Проблемы теории и практики управления. — 1997. -№ 3, С. 114−118
  146. Кац И. Роль и задачи государственного регулирования экономики // Экономист. 1996. — № 9, С. 51−56.
  147. М. Конкурсы дешевизны // Ведомости. 2000. — 3 февраля.
  148. И.И. Контракт вместо приказа // Риск. 1991.- № 4, С.22−24.
  149. Ю. Государственное воздействие на экономику в странах мира // Внешняя торговля. 1994. — № 7/8, С.58−89.
  150. А. Планирование деятельности предприятия. // Экономист. 1996. -№ 6, С. 61−67.
  151. Е. Государственный сектор в рыночной экономике // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 5, С.24−30.
  152. Е., Шелемина И. Госзаказы и контракты в системе государственного регулирования // Вопросы экономики. 1991. — № 7, С. 96 — 105.
  153. В., Курнышева И. Реструктуризация промышленности в условиях экономического кризиса // Вопросы экономики 1996 г. — № 6, С. 33−47.
  154. Е.Я., Цымбал В. И. Военный бюджет 99 остается несовершенным // Независимое военное обозрение. 1999. — № 11.
  155. И. Государственная политика поддержки предпринимательства за рубежом //Экономист. 1993. — № 12. С.80−87.
  156. В. Планирование развития в условиях рыночной экономики // Вопросы экономики. 1994. — № 4, С.54−60.
  157. А.С. Модель или алгоритм: новая парадигма информационной технологии // Информационные технологии. 1997. — № 4.
  158. А. Еще раз про заказ //Экономика и жизнь. 1991. — № 36, С. 7.
  159. Н. Что в портфеле заказов // Риск. 1993. — № 3, С.15−21.
  160. А.А. и др. Госзаказ или госприказ? // Деловой мир. 1991. — 29 августа, С. 21.
  161. А.Ф. Государство как заказчик продукции// Государство и право. 1994. — № 7, С.35−45.
  162. Опыт планирования и управления в многоотраслевой корпорации // МЭМО. 1991.-№ 10, С. 123.
  163. Г. Каким должно быть государственное планирование // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 2, С. 36 — 41.
  164. М.В. Госзаказ и договор //Вестник Ленинградского университета, серия 6. 1990. — выпуск 1, С. 119−121.
  165. И. Программно- целевой подход к формированию госзаказа // Материально-техническое снабжение. 1990. — № 2, С.14−21.
  166. В.Г. Снижение издержек фактор конкурентноспособности. // Экономист — 1996 — № 4, С.52−57.
  167. . Характер и проблемы государственного регулирования экономики // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 5, С. 34 — 38.
  168. А.И. Экономика национальной безопасности // Военная мысль. -1998. -№ 3.
  169. И. Взаимодействие о государством выгодно, но проблемы остаются // Экономист. 1995. — № 10, С.36−42.
  170. Примерный перечень показателей для разработки критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации // Экономика и жизнь. 1996. — № 37.
  171. В.В. Государство отдаст долги // Независимое военное обозрение. -2000. -№ 11.
  172. А., Буренок В. Мельников И. Государственная программа вооружения: этапы и принципы формирования // Военная мысль. 2000. — № 1.
  173. Рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов// НЭГ. 1999. — № 37−39.
  174. Р., Доничев О. Результативность инвестиционного процесса региона. // Экономист. 1996. — № 6, С.31−36.
  175. Н. Промышленные мощности: современный уровень и прогноз на перспективу// Эко. 1996. — № 4, С. 2−21.
  176. И.Д. Основы военно-технической политики России в начале 21 века // Красная звезда. 1999. — 9 декабря.
  177. А.В., Рахманов А. А. Основа системного развития вооружения и военной техники России // Военная мысль. 1999. — № 5.
  178. Р. О. Листяков С. В. О механизме размещения госзаказа на конкурсной основе // Вестник Ленинградского университета, серия 5, экономика. 1989.-выпуск 4, С.85−90.
  179. И. Экономическая деятельность государства и формирование цивилизованной рыночной среды //Риск. 1996. — № 4/5, С. 16−20.
  180. В.М., Ягольницер М. А., Зандер Е. В. Пора использовать резервы производства // Эко. 1995 г. — № 6, С.81−96.
  181. Сохранить оборонный потенциал России // Красная звезда. 1999.-1 октября.
  182. С.Г. К теории планирования // Плановое хозяйство. 1928. -№ 11.
  183. В. Госзакупки: масштаб, структура, регулирование // Риск. -1995.-№ 2/3, С.22−25.
  184. В. Управление ростом производительности труда // Экономист. -1997 г. № 3, С.60−66.
  185. Финансово-экономические аспекты подготовки и строительства ВС РФ // Сборник материалов научно-практической конференции М.: ВФЭФ при ФА при Правительстве РФ. 1996. — 193 с.
  186. В. И. Терешин А.А. Показатели эффективности управления. // Российский экономический журнал. 1994. — № 8, С. 60−65.
  187. Ходов J1. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь. // Российский экономический журнал. -1995. № 1, С.98−102.
  188. К. Время как фактор стратегии конкуренции.// Проблемы теории и практики управления 1995 г. — № 3. С. 104−109.
  189. А. Госзаказ: свет и тени. // Вопросы экономики. 1990. — № 2, С. 100 107.
  190. Н. Правовое регулирование поставок продукции для государственных нужд // Риск. 1993. — № 3. С. 10−11.
  191. Peter F. Drucher. Management: .Tasks. Responsibilities. Practices (New York: Harper & Row, 1973).
  192. Roux D. Analise economique et gestion de L’entreprise. T. 2. Paris: Dunod, 1988. S.34.
  193. Thompson A. A. lr., Strickland A. 1. Strategic Management- Concepts and Cases, 3 rd ed. (Piano, Tex: Business Publications, 1984).
Заполнить форму текущей работой