Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Отклоняющееся поведение подростков как социальная проблема современного российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим, автором выработаны рекомендации по повышению эффективности осуществления государственной системы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения подростков. Цель профилактики состоит в формировании ответственной личности, способной противостоять влиянию деструктивных общественных процессов (наркомании, алкоголизма, преступности и т. д.), вовлечение подрастающего поколения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
    • 1. Основные теоретические концепции причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних
    • 2. Девиантное поведение подростков как следствие социальной деструкции современного российского общества
    • 3. Деформация основных институтов и сфер социализации как причина подростковых девиаций в современной России
      • 3. 1. Деформация семейных отношений
      • 3. 2. Кризис государственной системы образования и воспитания
      • 3. 3. Дезорганизация форм досуга и трудовой занятости подростков
  • Глава II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 1. Социально-практическая экспертиза факторов девиантного поведения подростков
    • 2. Система профилактики и преодоления отклоняющегося поведения подростков в оценках экспертов
      • 2. 1. Социальные проблемы становления системы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения подростков
      • 2. 2. Семья как основной субъект профилактики: и преодоления подростковых девиаций

Отклоняющееся поведение подростков как социальная проблема современного российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проводимые в современной России радикальные реформы, затронувшие все сферы общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), привели не только к позитивным изменениям, но в еще большей мере вызвали явления социально-негативного характера. Современное российское общество представляет собой взаимодействие совокупности девиантогенных факторов: глубокого экономического кризиса, социальной аномии, потери людьми нравственных ориентиров. В результате действия этих факторов десятки миллионов россиян обречены на бедность и нищету, социальную апатию, физическую и духовную деградацию. Вполне закономерно, что в современном российском обществе наблюдается рост различных видов отклоняющегося поведения.

Главным образом, отмечается рост различных форм девиантного поведения среди подростков: алкоголизма, наркомании, проституции, суицида, преступностинаблюдается их взаимодополняемость и взаимообусловленность. Происходит снижение возрастных границ многих видов правонарушений несовершеннолетних.

Снижение уровня жизни населения увеличило число семей, в которых родители не могут выполнять свои обязанности по заботе и воспитанию детей. Отсюда рост количества брошенных, безнадзорных и беспризорных детей, детской наркомании, преступности, проституции и других социально-негативных отклонений в подростковой среде.

Деструктивные явления в подростковой среде имеют настолько серьезный характер, что их можно рассматривать как реальные предпосылки криминализации всего российского общества. Масштабы распространения ' отклоняющегося поведения среди подростков позволяют говорить об угрозе безопасности общества.

Таким образом, рост масштабов и форм отклоняющегося поведения ставит перед обществом задачу построения эффективной системы профилактики и преодоления социальной девиации, прежде всего, среди несовершеннолетних. В связи с этим возникает необходимость социологического анализа факторов отклоняющегося поведения подростков, поскольку система антидевиантных мер складывается в ходе воздействия на эти факторы.

Степень разработанности темы.

Проблемам девиантного поведения посвящены многие исследования зарубежных и отечественных социологов. Ими созданы теории и концепции, ставшие уже классическими в этом направлении социологической науки. Прежде всего, это теория социальной аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс)1, детерминирующая отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Эта теория явилась своеобразным ядром социологического направления в объяснении девиации. Одной из известных социологических концепций объяснения причин девиации является теория стигматизации (Г. Беккер,. л 1.

И. Гофман, И. Леммерт и др.). Теория девиантной субкультуры (А. Коэн, Р. Клоуард и Л. Оулин4), рассматривающая отклоняющееся поведение как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями его достижения. Согласно теории дифференцированной связи (Э. Сатерленд)5, решающее значение в.

1 Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм / пер. с фр. — М.: Наука, 1991; Дюркгейм, Э. Самоубийство / Э. Дюркгейм. — СПб.: Союз, 1998. Дюркгейм, Э. Норма и патология / Э. Дюркгейм // Рубеж: Альманах социальных исследований. — Сыктывкар. — 1992. — № 2. — С. 8288- Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон // СОЦИС. — 1992. — № 2. — С. 118 124, № 3 — С. 104−114, № 4. — С. 91 -96- Parsons Т. The social system / Т. Parsons. — L., 1951.-C.125−126.

2 Беккер, Г. Аутсайдеры / Г. Беккер // Контексты современности. Пер. с англ. — Казань: АБАК, 1998. С. 61 -65- Hoffman, Е. Stigma. Notes on the Management of Spoiled Identity / E.Hoffman. — London.: Penguin Books, 1999; Lemmert, E. Social Pathology / E. Lemmert. — N.Y., 1951.

3 Коэн, А. Социология отклоняющегося поведения / А. Коэн. — СПб.: «Питер», 2002; Cohen, A. Delinquent Boys. / A. Cohen. — New York, 1955. Cloward, R. Delinquency and opportunity / R. Cloward, L. Ohlin. — London: Collier Macmillan, 1960.

5 Sutherland, T. Principles of Criminology / T. Sutherland, D. Cressy. Philadelphia: Lippencott, 1966. формировании отклоняющегося поведения имеет влияние микросреды индивида. Для подростков в наибольшей мере характерна потребность соответствовать нормам своей группы, поэтому формирование девиантного поведения, по мнению Г. Тарда1, происходит на основе подражания.

Изучению проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних посвящены работы многих отечественных исследователей. Однако необходимо отметить, что в советский период изучение отклоняющегося поведения развивалось больше в рамках криминологии, психологии, педагогики (Ю.М. Антонян, В. Н. Кудрявцев, А. МЛковлев, И. С. Кон и др.)2.

Среди социологов интерес к проблемам отклоняющегося поведения молодежи и подростков заметно возрастает в постсоветской России. В частности, активно исследуются различные формы девиантного поведения несовершеннолетних — наркомания, алкоголизм, проституция, беспризорность (A.JI. Арефьев, С. А. Быков, А. А. Габиани, Л. А. Журавлева, Г. Г. Заиграев, А. В. Меренков, Е. Г. Слуцкий и др.)3- отдельные аспекты подростковой девиации — ценностные ориентации, трудовая занятость подростков, молодежные субкультуры (А.А. Баимбетов, E.JI. Омельченко,.

1 См.: Тард, Г. Социальная логика / Г. Тард. — СПб., 1996.

2 Антонян, Ю. М. Неблагоприятные условия: формирования личности в детстве: Психологические механизмы насильственного преступного поведения. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1983; Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М.: «Российское право», 1992; Антонян, Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника / Ю. М. Антонян. — М.: Наука, 1976; Кудрявцев, В. Н. Причины правонарушений / В. Н. Кудрявцев. — М.: Наука, 1976; Кудрявцев, В. М. Исследовательская проблемасоциальные отклонения / В. М. Кудрявцев // СОЦИС. — 1983. — № 2. — С. 111−1 П. Кудрявцев, В. Н. Особенности классификации несовершеннолетних преступников / В. Н. Кудрявцев, И. И. Кондрашков, И. С. Лейкина // Личность преступника — М.: Юридлит., 1975; Яковлев, A.M. Преступность и социальная психология / A.M. Яковлев. — М.: Юрид. Лит., 1971; Яковлев, A.M. Теория криминологии и социальная практика / A.M. Яковлев. — М.: Наука, 1985; См.: Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1979; Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.

3 Арефьев, А. Л. Беспризорные дети России / А. Л. Арефьев // СОЦИС. — 2003. — № 9. — С. 61 — 72- Арефьев. А. Л. Поколение, которое теряет Россия / А.Л. Арефьев// СОЦИС. — 2002. Быков, С. А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности / С. А. Быков // СОЦИС. — 2000. — № 4. — С. 48−52.Габиани, А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы / А. А. Габиани. — М.: Мысль, 1990; Журавлева, Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л. А. Журавлева // СОЦИС. — 2000. — № 6. — С. 43 — 48- Заиграев, Г. Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности / Г. Г. Заиграев // СОЦИС. — 2001. — № II. — С. 69−76- Меренков, А. В. Социальный портрет современной проститутки / А. В. Меренков, М. Н. Никитина // Социс. — 2000. — № 5. — С. 47−51- Слуцкий, Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность / Е. Г. Слуцкий //СОЦИС. — 1998;№ 3. — С. 117−121.

Е.И. Пронина, Е. А. Скриптунова, И. И Шурыгина и др.)1- подростковой делинквентности (И.А. Двойменный, С. А. Завражин, Е. Б. Садков и др.) .

Начинается изучение подростковой девиации как единого социального процесса. Так, опираясь на междисциплинарный подход в изучении отклоняющегося поведения несовершеннолетних, С.А. Беличева3 в своих работах не только исследует причины подростковой девиации, но и рассматривает социальную профилактику отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер. Отдельным социальным аспектам и тенденциям развития отклоняющегося поведения подростков и разработке мер по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения несовершеннолетних в современной России посвящены исследования Н.Г. Акбарова4, E.JI. Омельченко5, A.JI. Салагаева6, Ф.Э. Шереги7и др.

1 Молодежь в кризисном социуме / А. А. Баимбетов, Г. А. Кабакович, P.T. Насибуллин, Ф. Г. Хайруллин. -M.: Издательство института социологии РАН, 1998; Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во «Ист-т социологии РАН», 2000; Пронина, Е. И. Причины детской занятости в Москве / Е. И. Пронина // СОЦИС. — 2000. — № 1. — С.117−118- Скриптунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е. А. Скриптунова, А. А. Морозов // СОЦИС. — 2002. — № 1. — С.105−110- Шурыгина, И. И. Жизненные стратегии подростков / И. И. Шурыгина // СОЦИС. — 1999. — № 5. С.54−62.

2 Двойменный, И.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников / И. А. Двойменный // СОЦИС. — 1994. — № 8. — С.115−119- Двойменный, И. А. Рецидивная преступность: характер, факторы, уровень / И. А. Двойменный // СОЦИС. — 2000. — № 1. — С.61−66- Завражин, С. А. Подростковая делинквентность: транскультурная перспектива / С. А. Завражин // СОЦИС. — 1995. — № 2. — С. 125−131- Садков, Е. Б. Маргинальность и преступность / Е. Б. Садков // СОЦИС. — 2000. — № 4-С.43−48.

3 Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. — M.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993; Беличева, С. А. Сложный мир подростка / С. А. Беличева. — M.: Свердловск: Сред. кн. изд-во, 1984; Беличева, С. А. Современное состояние преветнивной политики и практики в России / С. А. Беличева // Российский журнал социальной работы. — М. — 2000. — № 9−10. — С. 43 — 50- Беличева, С. А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер / С. А. Беличева, В. М. Фокин. — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993; Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних / Под ред. д.псих.н., проф. С. А. Беличевой — М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2003. — 196с.

4 Акбаров, Н. Г. Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних. Региональные проблемы борьбы и профилактики / Н. Г. Акбаров. — Казань: Изд-во казан, ун-та, 1999; Акбаров, Н. Г. Преступность несовершеннолетних как социальное явление: (По материалам Республики Татарстан): Автореф. дис. канд.соц.наук: 22.00.04 / Н. Г. Акбаров. — Казань, 1999.

3 Героинашеговремени. Социологические очерки / Под. Ред. Е.Омельченко. — Ульяновск: Издательство Государственного научного учреждения «Средневолжский научный центр», 2000; Тринадцатый шаг: социология наркотизации / Под ред. Е. Л. Омельченко. — Ульяновск: Издательство «Ульяновского государственного университета», 2002.

6 Салагаев, А. Л. Молодежные правонарушения и деликвентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий / А. Л. Салагаев. — Казань: Изд-во казан, ун-та, 1997; Наркотизация в Татарстане: стратегии социального реагирования / Под. ред. Р. Г. Садыковой, А. Л. Салагаева. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2003.

7 Шереги, Ф. Э. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика (социологический анализ) / Ф. Э. Шереги, А. Л. Арефьев. — М.: ЦСП, 2003.

Значительный вклад в развитие отечественной социологии отклоняющегося поведения внесли исследования различных форм девиантности и социального контроля в России Я. И. Гилинского1.

Однако для современных отечественных исследований характерно изучение преимущественно отдельных факторов, аспектов отклоняющегося поведения несовершеннолетних и рассмотрение различных форм подростковых девиаций в их изолированности друг от друга. Вместе с тем, возникла актуальная потребность в системном изучении данной проблемы, начиная с глубокого анализа причин отклоняющегося поведения подростков и заканчивая экспертизой и разработкой: системы мер по профилактике и снижению уровня подростковых девиаций.

Все это предопределило объект, предмет, цель и задачи, структуру диссертационного исследования, необходимость теоретического осмысления основных факторов отклоняющегося поведения подростков, а также проведение эмпирического исследования в рамках данной работы.

Цель диссертационной работы состоит в раскрытии системности факторов и характера подростковой девиации как одного из существенных социальных аспектов развития современного российского общества и анализе системы профилактики и преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие основные задачи:

1. выделить и систематизировать основные отечественные и зарубежные концепции в раскрытии причин и факторов девиации подростков;

1 Гилинский, Я. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев. -СПб, 1993; Гилинский, Я. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я. Гилинский // СОЦИС. — 1991. — № 4. — С. 72 — 78- Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк / Я. И. Гилинский Н Рубеж: Альманах социальных исследований. -Сыктывкар. — 1992. — № 2. — С. 82−88- Гилинский, Я. И. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы / Я. И. Гилинский // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. — M.: ИС РАН, 1992. — С. 39−59.

2. представить отклоняющееся поведение подростков как следствие действия деструктивных факторов современного российского общества;

3. раскрыть процесс деформации институтов социализации в качестве основной причины подростковых девиаций в современной России;

4. выявить основные проблемы формирования системы предупреждения и преодоления различных форм отклоняющегося поведения несовершеннолетних в современной России и определить направления повышения эффективности превентивных мер.

Объектом исследования выступает отклоняющееся поведения подростков в современной России.

Предметом исследования являются факторы подростковой девиации как основание создания системы профилактики и преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних в современном российском обществе.

Теоретико-методологической основой диссертации являются принципы, доказавшие свою эвристичность в современной социологии. Прежде всего, это системный подход к изучаемой проблеме, позволивший обобщить и проанализировать различные концепции в исследовании социальной девиации. В единстве с принципом историзма системный подход дал нам возможность выявить взаимосвязь теоретических концепций с процессом развития современного общества и его культуры.

Теоретический анализ причин отклоняющегося поведения подростков основан на типологизации основных направлений исследования природы девиации: биологически ориентированного, психологического, социального, а также интегрального (с попыткой синтеза биологических, психологических и социальных факторов). В основании исследования легли теории социальной аномии и девиации Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса,.

JI. Сроула, концепции отклоняющегося поведения И. Гофмана, Г. Беккера, А. Коэна, Э. Сатерленда, Г. Тарда и др.

В основу исследования положен и общеметодологический принцип социального детерминизма. Выявление основных факторов и, причин социальной девиации в их системной взаимосвязи есть один из фундаментальных вопросов современной социологии. В своем исследовании мы исходим из того, что детерминация форм социальной девиации имеет сложный характер, поэтому реализация данного принципа дополнялась возможностями структурно-функционального анализа, показывающего роль различных факторов в развитии девиации среди подростков.

В качестве методологической основы эмпирического исследования использованы следующие методы: наблюдение, глубинное интервью, экспертный опрос. Методами анализа результатов социологического исследования являются контент-анализ, математико-статистический анализ.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили результаты отечественных исследований А. Л. Арефьева, С. С. Балабанова, А. А Баимбетова, С. А. Быкова, И. В. Журавлевой, Л. А. Журавлевой, Г. Г. Заиграева, А. А. Иудина, В. Т. Лисовского, А. В. Меренкова, М. Н. Никитиной, Н. Поляковой, Е. И. Прониной, З. Х. Саралиевой, А. Л. Салагаева, Е. Г. Слуцкого, B.C. Шуваловой, Ф. Э. Шереги, О. В. Шиняевой, И. И. Шурыгиной, посвященных изучению отклоняющегося поведения несовершеннолетних в современном российском обществе.

С целью выявления основных проблем осуществления профилактики отклоняющегося поведения подростков современного российского общества в период с декабря 2003 г. по февраль 2004 г. автором было проведено социологическое исследование: экспертный опрос методом глубинного интервью. Экспертами выступили специалисты различных ведомств г. Нижнего Новгорода, которые координируют и непосредственно осуществляют меры по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения подростков (органов социальной защиты, здравоохранения, образования, районных органов внутренних дел, межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства и др.).

Использование метода экспертной оценки в качестве основного в исследовании социальных проблем становления системы профилактики и преодоления отклоняющегося поведения подростков обосновано тем, что:

• экспертный опрос позволяет восполнить информацию о деятельности системы, которую невозможно или затруднительно получить только теоретическим путем;

• в силу своей профессиональной деятельности эксперты-практики вырабатывают, хотя и с разной степенью полноты, целостное видение проблемы;

• опираясь на социально-практическое видение проблемы, эксперты могут дать достоверный прогноз ситуации.

Выбор респондентов-экспертов осуществлялся методом «снежного кома». В ходе выяснения спектра мнений экспертов было проведено 15 интервью. Сбор информации при этом был остановлен, когда последующее интервью стало повторением уже известного круга проблем, то есть произошло насыщение проблемного поля.

Результаты, полученные в ходе экспертных интервью, обработаны в пакете Fragmenter и Statistica.

Научная новизна исследования.

• разработана классификация основных подходов и концепций в объяснении причин девиантного поведения подростков на основе принципа историзма и многоуровневого подхода к пониманию структуры личности;

• систематизированы основные факторы (активные и пассивные), вызывающие отклоняющееся поведение несовершеннолетних в современном российском обществе;

• определено влияние деформации основных социальных институтов и сфер жизни (семьи, системы образования, средств массовой информации, сферы досуга) на рост отклоняющегося поведения несовершеннолетних;

• выявлено, что решающим фактором отклоняющегося поведения российских подростков является отсутствие взаимодействия между агентами социализации;

• раскрыты социальные проблемы существующей в России системы предупреждения и преодоления подростковых девиаций на основе анализа экспертных интервью и предложены рекомендации по повышению эффективности функционирования этой системы.

В результате проведенного исследования разработаны следующие положения, которые выносятся на защиту:

• существование различных теоретических подходов, объясняющих природу подростковой девиации, затрудняет выработку системных мер по профилактике и снижению уровня отклоняющегося поведения несовершеннолетних;

• создание эффективной системы социальной политики в отношении подростков с девиантным поведением в современном российском обществе требует четкого понимания основных факторов, определяющих отклоняющееся поведение несовершеннолетних как социальный процесс;

• деформация основных социальных институтов (семьи, системы образования, средств массовой информации) и отсутствие взаимосвязи между агентами социализации ведут к непропорциональному возрастанию значимости и деструктивного влияния неинституциональных, неформальных сфер жизнедеятельности подростков в процессе их социализации;

• одной из главных причин низкой эффективности предпринимаемых мер по предупреждению и снижению уровня подростковых девиаций является отсутствие механизма координации действий субъектов системы профилактики и преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних;

• субъекты системы профилактики и преодоления подростковых девиаций: преимущественно ведут работу с последствиями асоциального поведения подростков и очень редко осуществляют ранние профилактические действия по сужению масштаба причин девиации в подростковой среде.

Научно-практическая значимость работы.

Диссертационное исследование вносит определенный вклад в развитие социологии девиантного поведения. Результаты исследования могут найти применение в разработке региональных программ молодежной и семейной политики, в воспитательной работе с подростками в образовательных и реабилитационных учреждениях.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов по социологии отклоняющегося поведения, социальной педагогике, социологии семьи, социологии детства.

Апробация работы.

Основные результаты диссертационной работы были доложены автором на трех международных научно-практических конференциях: «Социальная политика социального государства» (Нижний Новгород, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 4 — 6 октября 2001 г.) — «Социология социальных трансформаций» (Нижний Новгород, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 17−19 октября 2002 г.) — «Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты» (Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И.

Лобачевского, 18−20 марта 2004 г.) — научно-практическом семинаре «Молодежь и гражданское общество: многообразие форм молодежной активности» (Ульяновск, 10−13 октября 2003 г.) — на Шестой и Седьмой нижегородских сессиях молодых ученых (25−29 сентября 2001 г. и 20−24 октября 2002 г.).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование показало, что в современном российском обществе проблема отклоняющегося поведения подростков, имеющая многофакторные корни, заметно усугубилась вследствие социальной деструкции общественного развития. В результате социально-экономической, культурной трансформации негативной направленности наблюдается рост различных видов социальных девиаций в современной России. Особенно большие масштабы этого роста наблюдаются в подростковой среде. Преодоление трудностей переходного возраста у современных российских подростков усложняется воздействием социальных болезней общества на процесс их социализации. Поведенческие девиации несовершеннолетних проявляются в различных формах: от повышенной конфликтности до делинквентности. Растет уровень подростковой преступности, проституции, суицида, употребления алкоголя и наркотиков.

Одной из общих причин роста социальных отклонений в подростковой среде является разрушение механизмов их социализации, признаки которого — в нарушении норм морали и права, резком: ухудшении нервно-психического здоровья, а главное, в утрате социальных связей современного подростка с важнейшими социальными институтами — семьей и образовательным учреждением, формировании личности и поведения подростка под воздействием, прежде всего, средств массовой информации и норм группы сверстников.

Автором была выделена основная причина отклоняющегося поведения подростков в современной России — деформация институтов и сфер социализации. В результате экспертного опроса выяснено, что этой точки зрения придерживаются и эксперты, определившие четыре группы причин подростковых девиаций, связанных с семейным неблагополучием, проблемами воспитания в образовательных учреждениях, отсутствием организации подросткового досуга. Четвертая группа причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних, по мнению экспертов, обусловлена, в частности, снижением уровня здоровья подрастающего поколения.

Исследование факторов подростковых девиаций, их влияния на возникновение и рост поведенческих отклонений в подростковой среде, а также состояния преступности несовершеннолетних позволяет сделать вывод о том, что отклоняющееся поведение подростков есть проблема современного российского общества, поскольку социальная девиация подрастающего поколения объективно препятствует общественной стабилизации, повышению уровня жизни, создает реальные возможности закрепления у подростков в будущем отклоняющихся форм поведения, что грозит обществу пополнением групп риска, криминальных структур.

Противостоять масштабам распространения девиаций среди подростков, угрожающим безопасности обществу, сможет только эффективная система профилактики и преодоления этого социально негативного явления. Результаты экспертного интервью показали, что такая система в современном российском обществе только формируется. Об этом можно судить исходя из высказываний экспертов, представителей различных ведомств, которые координируют и непосредственно осуществляют меры по профилактике и снижению уровня отклоняющегося поведения подростков, по поводу ее эффективности и возникающих в ходе работы проблем.

Среди типичных проблем предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних экспертами были названы: минимальное государственное финансирование системы предупреждения и преодоления девиаций среди несовершеннолетнихнедостаток профессиональных кадров для работы с детьми в детских учреждениях;

— отсутствие механизмов взаимодействия субъектов системы.

Однако, основная проблема, которая мешает системно подойти к профилактике, а также регулярности превентивных мер, заключается в нарушении взаимной координации разных уровней системы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения.

Главный недостаток осуществляемой государством превенции девиантного поведения несовершеннолетних, существенно снижающий эффективность превентивных мер, автор видит в отсутствии ранней профилактики, то есть осуществления профилактических функций основными институтами социализации подрастающего поколения, главным образом, семьи.

В этой связи опрошенными экспертами и автором выделено приоритетное направление современной системы профилактики отклоняющегося поведения подростков — государственная политика в отношении семей с несовершеннолетними детьми. Определение экспертами решающего значения семейного воспитания в профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних позволяет рассматривать семью как основной субъект системы предупреждения и преодоления подростковых девиаций.

Работа по раннему предупреждению подростковых девиаций не является в настоящее время основным, ведущим, приоритетным в деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять превентивные меры. Это позволяет говорить о неэффективности, в целом, проводимой государством профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, главным образом, отсутствии семейной политики как об одной из важнейших причин роста девиаций в подростковой среде.

В связи с этим, автором выработаны рекомендации по повышению эффективности осуществления государственной системы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения подростков. Цель профилактики состоит в формировании ответственной личности, способной противостоять влиянию деструктивных общественных процессов (наркомании, алкоголизма, преступности и т. д.), вовлечение подрастающего поколения в полезную конструктивную деятельность. На наш взгляд, эту цель можно достичь путем воздействия на основные институты социализации современных подростков: помощь семье в воспитании ребенканалаживание взаимодействия двух основных институтов социализации — семьи и школыиспользования главного профилактического потенциала учебного заведения — организованности несовершеннолетнихразвития досуговой сферы и трудовой занятости, в средствах массовой информации место рекламы алкоголя, табака должна занять социальная реклама.

В связи с этим на государственном уровне необходимо:

1. Совершенствование законодательства в отношении предупреждения и снижения уровня отклоняющегося поведения несовершеннолетних с тем, чтобы, прежде всего, четко определить механизмы координации и контроля деятельности всей системы превентивных мер;

2. Развитие этапа ранней профилактики в системе предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних путем осуществления социального патронажа, социально-экономической поддержки семей, имеющих несовершеннолетних детей как государственной, так и бизнес структурамиоптимизация профилактических функций образовательных, досуговых учреждений, организации труда подростков;

3. Расширение структуры превентивной системы в рамках микрорайона, подразумевающее развитие уличной социальной работы с молодежью и подростками по месту жительства, взаимодействие общественных объединений, привлечение общественности, поиск спонсорской поддержки в осуществлении профилактических мероприятий;

4. Решение кадровых проблем. Осуществлять превентивные меры должны высококвалифицированные, целеустремленные, заинтересованные в результатах своей работы специалисты. Для работы с подростками в сфере профилактики целесообразно привлекать молодых специалистоввыпускников и студентов средних и высших учебных заведений. Кроме того, представляется необходимым обеспечить тендерное выравнивание и увеличение штата системы профилактики;

5. Предоставить возможность и условия для самореализации молодежи и подростков: участия в профилактических программах, общественных организациях, школьном самоуправлении, волонтерских движениях и др;

6. С целью выявления тенденций развития системы профилактики и преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних постоянно проводить социологические исследования среди специалистов, осуществляющих превентивные меры.

7. Очевидно, что для этого государству придется оптимизировать механизмы финансирования системы предупреждения и преодоления девиаций среди подростков.

Таким образом, для создания эффективной системы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних, с целью получения в будущем здорового полноценного поколения, от государства потребуется мобилизация всех имеющихся общественных ресурсов, как материальных, так и человеческих.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер. с англ. А. А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd. South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 448 с.
  2. , Н.Г. Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних. Региональные проблемы борьбы и профилактики / Н. Г. Акбаров. Казань: Изд-во казан, ун-та, 1999. — 165 с.
  3. , Н.Г. Преступность несовершеннолетних как социальное явление: (По материалам Республики Татарстан): Автореф. дис. канд.соц.наук: 22.00.04 / Н. Г. Акбаров. Казань, 1999. — 24 с.
  4. , Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях /Ю.А. Алферов. М.: Домодедово, 1993.- 125 с.
  5. Анализ документов в социологии. Методическое пособие. — Н. Новогород: НИСОЦ, 2004. 32 с.
  6. , А.И. Семья и время / А. И. Антонов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 1997. — № 2. -апрель-июнь. — М: Изд-во Московского университета. — С. 3 — 6.
  7. , А.И. Кто защищает права ребенка и от кого / А. И. Антонов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология.- 1997. № 2. — апрель-июнь. — М: Изд-во Московского университета. — С. 6- 14.
  8. , Ю. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера / Ю. Антонян, В. Юстицкий. М., 1993. — 116 с.
  9. Арефьев, A. JL Беспризорные дети России / А. Л. Арефьев // СОЦИС. -2003.-№ 9.-С. 61−72.
  10. , Е.С. Социально-экономическая и субкультурная дифференциация современного российского общества / Е. С. Баева И
  11. Социология социальных трансформаций: Тез.докл.конф., Н. Новгород, октябрь 2002 г. / Под ред. проф. З. Х. Саралиевой. — Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2003. С. 248−250.
  12. , А.А. Молодежь в кризисном социуме / А. А. Баимбетов, Г. А. Кабакович, Р. Т. Насибуллин, Ф. Г. Хайруллин. — М.: Издательство института социологии РАН, 1998. — 106 с.
  13. , А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. / А. Бандура, Р. Уолтере. М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 512 с.
  14. , Е. Ценность образования в превенции делинквентности / Е. Барябина // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Отв. ред. проф. В. Н. Ярская. — Саратов: Саратовский государственный университет, 1999. — С. 78−79.
  15. , Г. Аутсайдеры / Г. Беккер // Контексты современности. Пер. сангл. Казань: АБАК, 1998. С. 61 — 65.
  16. , С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. -М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.-199 с.
  17. , С.А. Сложный мир подростка / С. А. Беличева. М.: Свердловск: Сред. кн. изд-во, 1984. — 128 с.
  18. , С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России / С. А. Беличева // Российский журнал социальной работы.- М. 2000. — № 9−10. — С. 43 — 50.
  19. , С.А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер / С. А. Беличева, В. М. Фокин.- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.-62 с.
  20. , С.А. Этот опасный возраст / С. А. Беличева. М.: Знание, 1982.-96 с.
  21. , А.С. Отклонения в поведении школьников / А. С. Белкин. -Свердловск: Свердловский гос. пед. институт, 1973. — 140 с. Ф
  22. , В.Н. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних / В. Н. Бурлаков, И. В. Волгарева, Г. Г. Федорова. СПб.: Образование, 1992. — 77 с.
  23. , А.В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков / А. В. Быков, Т. И. Шульга. -М: Изд-во УРАО, 2001. 100 с.
  24. , С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности / С. А. Быков // СОЦИС. 2000. — № 4. — С. 48−52.
  25. , И.М. Математическая модель прогнозирования числа беспризорных в регионах / И. М. Веселовская // Научное обеспечение
  26. Ф сервиса. Материалы VIII Международной научно-практической конференции22 апреля 2003 г.). М., Социально-технологический институт Московского государственного университета сервиса. М.: РАЕН — МАИ — СТИ, 2003. -С. 56−57.
  27. , В.П. Социализация как комплексная культурная трансляция. Проблемы переходного общества / В. П. Воробьев. Пенза: Пенз. гос. архит.-строит. академия, 2001. — 164 с.
  28. , А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы / А. А. Габиани. М.: Мысль, 1990. — 220 с.
  29. Героинашеговремени. Социологические очерки / Под. Ред. Е.Омельченко. Ульяновск: Издательство Государственного научного
  30. Ф учреждения «Средневолжский научный центр», 2000. — 260с.
  31. , Я. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев. СПб, 1993. — 168 с.
  32. , Я. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я. Гилинский // СОЦИС. 1991. — № 4. — С. 72 — 78.
  33. , И. Альтернативные методы работы с несовершеннолетними правонарушителями / И. Гришунина, О. Гордеева // Российский журнал социальной работы. М. — 2000. — № 9−10. — С. 135 — 140.
  34. , Г. Н. Проблема семейного насилия в обществе / Г. Н. Горшенков, В. И. Сулейманова // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 14. Психология, педагогика, Социальная работа. — Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 2001. С. 4 — 12.
  35. , А.В. Некоторые особенности образа и условий жизни детей из семей социального неблагополучия / А. В. Горюнов, И. А. Камаев, М. А. Позднякова и др. И Социальные проблемы здоровья. 1997. — С. 53−55.
  36. , И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью / И. Гофман // Стигма и социальная идентичность.'Перевод М. С. Добряковой. — http://www.sociology.ru/forum/index.html
  37. , Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин / Т. А. Гурко // СОЦИС. — 2002. -№ 11.-С. 83−91.
  38. , Т.А. Родительство: социологические аспекты / Т. А. Гурко. -М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. 160 с.
  39. , И.В. Проблемы безработицы среди молодежи Нижегородского региона / И. В. Гуськова // Народонаселение. — 2001. — № 2. -Апрель-июнь. — С. 161−166.
  40. , И.А. Рецидивная преступность: характер, факторы, уровень / И. А. Двойменный // СОЦИС. 2000. — № 1. — С. 61−66.
  41. , И.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников / И. А. Двойменный // СОЦИС. — 1994. -№ 8.-С. 115−119.
  42. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / Научное издание. СПб: Алетейя, 2000.-384 с.
  43. , Д.П. Психологическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен / Д. П. Дербенев. Тверь, 1998. — 96 с.
  44. , О.В. Семейная политика государства как объект исследования / О. В. Дорохина // Вестник Московского университета. Серия
  45. Социология и политология. 1997. — № 2. — апрель-июнь. — М: Изд-во Московского университета. — С. 118 — 138.
  46. , Э. Норма и патология / Э. Дюркгейм // Рубеж: Альманах социальных исследований. Сыктывкар. — 1992. — № 2. — С. 82−88.
  47. , Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. — М.: Наука, 1991. — 432 с.
  48. , Э. Самоубийство/ Э. Дюркгейм. СПб.: Союз, 1998. -496 с.
  49. , Н.В. Реабилитация несовершеннолетнихправонарушителей в пореформенной России / Н.В. Елфимова// Российский журнал социальной работы. М. — 2000. — № 9−10. — С. 74 -80.
  50. , Е.С. Криминологическая характеристика социальных аномалий в среде несовершеннолетних и их предупреждение / Е. С. Жигарев.- М.: Моск. высш. шк. милиции, 1992. — 75 с.
  51. , Е.В. Подростковые наркомания и алкоголизм: причины и профилактика / Е. В. Жижко, Т. В. Коробицина. Красноярск.: КрасГУ, 2003.- 86 с.
  52. , И.В. Самосохранительное поведение подростков и заболевания, передающиеся половым путем / И. В. Журавлева // СОЦИС. -2000. -№ 5. -С. 66−74.
  53. , JI. А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л. А. Журавлева // СОЦИС. 2000. — № 6. — С. 43 — 48.
  54. Г. И. Модель региональной программы предупреждения преступности несовершеннолетних / Г. И. Забрянский, Е. Н. Савинкова. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при генеральной прокуратуре РФ, 1996. — 42 с.
  55. , С.А. Подростковая делинквентность: транскультурная перспектива/ С.А. Завражин//СОЦИС. 1995.-№ 2.- С. 125−131.
  56. , Г. Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности / Г. Г. Заиграев // СОЦИС. 2001. — № 11. — С. 69−76.
  57. , Е.Г. Корыстные преступления несовершеннолетних / Е.Г.
  58. , Ю.Г. Карпухин // СОЦИС. 1994. — № 8−9. — С. 101 -109.
  59. , Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю. А. Зубок // СОЦИС. 2003. — № 4. — С. 42−51.
  60. , Т.А. Социологические исследования девиации / Т. А. Кантемирова // Социологические исследования в социальной работе.
  61. Н.Новгород: НИСОЦ, 2001. С. 78−80.
  62. О.Н. Формы агрессивного поведения участников образовательного процесса / О. Н. Князева // Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприятия / Под. Редакцией проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2001. — С. 255 — 257.
  63. Ш 63. Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // СОЦИС. 2003. — № 1.-С. 109−115.
  64. Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН): реалии и перспективы / Под ред. Зыкова О. В., Хананашвили H. J1. М.: Российский благотворительный фонд НАН, 2000. — 56 с.
  65. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -255 с.
  66. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
  67. , В.М. Исследовательская проблема социальные отклонения / В. М. Кудрявцев // СОЦИС. — 1983. — № 2. — С. 111−117.
  68. , В.М. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / В. М. Кудрявцев // СОЦИС. 1991. — № 4, 3. -http://hippocrate.narod.ni/f/faktor.htm
  69. , В.Т. Молодежь России в зеркале криминологии / В. Т. Лисовский // Криминология XX век. — СПб. — 2000. — 531 с. — С. 224.
  70. , Ч. Преступление / Ч. Ломброзо. М.: Спарк, 1994. -187с.
  71. , М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. М.: Наука, 1989. — 116с.
  72. , А.В. Социальный портрет современной проститутки / А. В. Меренков, М. Н. Никитина // СОЦИС. 2000. — № 5. — С. 47−51.
  73. , Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон//СОЦИС. 1992.- № 2. — С. 118−124, № 3 — С. 104−114, № 4. — С. 91−96.
  74. , Р. Явные и латентные функции / Р. Мертон // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. — С. 379−447.
  75. Молодежь Самарской области в 2002 году: современное положение и тенденции развития. Научно-информационный бюллетень. — Самара: Департамент по делам молодежи, Самарский областной «Фонд социальных исследований», 2002. 251 с.
  76. Наркотизация в Татарстане: стратегии социального реагирования / Под. ред. Р. Г. Садыковой, А. Л. Салагаева. Казань: Изд-во Казанского унта, 2003.-288 с.
  77. Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе: Сб. ст. / Под ред. Е. Ф. Ачильдиевой. М.: Изд-во «Станкин», 1997.-176с.
  78. Областной Центр социальной помощи семье и детям. — Самара: Администрация Самарской области, 2000. 28 с.
  79. , А.Н. Тюремная субкультура: от повседневности жизни до государственной власти / А. Н. Олейник. М.: Инфра-М, 2001.
  80. E.JI. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во «Инст-т социологии РАН», 2000. 264с.
  81. Оптимизация работы по месту жительства среди подростков и молодежи в Самарской области. Научно-информационный бюллетень. -Самара: Департамент по делам молодежи, Самарский областной «Фонд социальных исследований», 2002. — 55 с.
  82. , Г. И. Социальное знание и практика / Г. И. Осадчая. М.: Академический Проект. — 2003. — 160с.
  83. , П.Н. Студент средней профессиональной школы. СОЦИС.- 1998.-№ 11.- С. 102−109.
  84. В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи / В. В. Павловский. М.: Академический проект, 2001. — 304 с.
  85. Памятка для несовершеннолетних / Под ред. канд. социол. наук В. И. Лезовой. Арзамас: Администрация Арзамасского района, 2001. — 52 с.
  86. , JI.E. Социальное самочувствие молодежи / JI.E. Петрова // СОЦИС. 2000. — № 12. — С. 50−55.
  87. Подростковая наркозависимость.- М.: Федеральный информационный центр молодежных социальных программ, Межвузовский центр проблем развития личности студента, 2000. С.
  88. , Т.В. Преступность несовершеннолетних: социальные детерминанты и проблемы профилактики: Автореф. дис. канд.соц.наук: 22.00.04 / Т. В. Подсухина. Нижний Новгород, 2003. — 24 с.
  89. , Т.В. Система профилактики преступности несовершеннолетних / Т. В. Полсухина // Социология социальных трансформаций: Тез.докл.конф., Н. Новгород, октябрь 2002 г. / Под ред. проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2003. — С. 558−561.
  90. Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность. М: Агентство социальной информации, 1998.-80 с.
  91. Правовые аспекты защиты прав ребенка: российский и американский опыт. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гуманитарного центра, 2003.-91 с.
  92. Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков / Материалы международной научно-практической конференции. -Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гуманитарного центра, 2003.-176 с.
  93. , Е.И. Причины детской занятости в Москве / Е. И. Пронина // СОЦИС. 2000. — № 1. — С. 117−118.
  94. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде. Серия: государственная молодежная политика в Российской Федерации. М., 2000. — 260с.
  95. Психологические особенности детей и подростков «группы риска». Руководство для педагогов, психологов, социальных работников. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гуманитарного центра, 2003. — 27с.
  96. Психологические условия формирования личностной направленности у подростков с девиантным поведением (на материалах исследования подростков-правонарушителей). Пыхть-Ях, 2000. — 119с.
  97. Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних / Под ред. д.псих.н., проф. С. А. Беличевой М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2003. — 196с.
  98. , P.M. особенности социализации и ресоциализации провинциальной городской молодежи в постсоветском российском обществе / P.M. Рахимова. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. — 264с.
  99. Ребенок и взрослый: проблемы взаимоотношений в новом социокультурном пространстве: Материалы- Межрегиональной научно-практической конференции. Нижний Новгород: НОУ НЦНО, 2002. — 136с.
  100. , В. Осторожно, дети / В. Рудаков // Профиль. 27 мая 2002.-С. 16−21.
  101. , Е.Б. Маргинальность и преступность / Е. Б. Садков // СОЦИС. 2000. — № 4 — С. 43−48.
  102. , А.Л. Молодежные правонарушения и деликвентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий / А. Л. Салагаев. Казань: Изд-во казан, ун-та, 1997. — 152с.
  103. , З.Х. Благополучные и трудные подростки / З. Х. Саралиева, С. С. Балабанов, Н. Т. Отделкина и др. Н. Новгород, 2003. — 44с.
  104. , С. Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи: (Методологические и прикладные проблемы) / С. Л. Сибиряков. — Волгоград: Волгоградский юридический институт, 1998. 154с.
  105. , Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е. А. Скриптунова, А.А. Морозов// СОЦИС. -2002. -№ 1.-С. 105−110.
  106. Слуцкий, Е. Г, Беспризорность в России: вновь грозная реальность / Е. Г. Слуцкий // СОЦИС. 1998 — № 3. — С. 117−121.
  107. Социальная работа с семьей / Отв. ред. Т. В. Шеляг. М: Институт социальной работы, 1995. — 176с.
  108. Социальные ориентации современного студенчества. / Под редакцией В. Содеура, А. А. Иудина. Н. Новгород Эссен: НИСОЦ, 2001. -158 с.
  109. , Ю.В. Девиантное поведение молодежи и конфликтность в Российском обществе / Ю. В. Строкина // Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприятия / Под ред. проф., З. Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ. — 2001. — С. 289−290.
  110. , А.Е. Социально-экономическая ситуация в 1992—2000 гг.. воздействие на население России // Мир России. — 2001. — № 2. — С. 2536.
  111. , О. Влияние средств массовой информации на формирование молодежной субкультуры / О. Тарская // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Отв. ред. проф.
  112. B.Н. Ярская. — Саратов: Саратовский государственный университет, 1999.1. C. 78−79.
  113. , У. Польский крестьянин в Америке / У. Томас, Ф. Знаненский // Контексты современности. Пер. с англ. Казань: АБАК, 1988. -С.50−54.
  114. Тринадцатый шаг: социология наркотизации / Под ред. E. J1. Омельченко. Ульяновск: Издательство «Ульяновского государственного университета», 2002. — 260с.
  115. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590с.
  116. , А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. СПб.: Питер, 2001. — 368с.
  117. , К.А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии / К. А. Феофанов // СОЦИС. 1992. № 5. С. 88−92.
  118. , В. Введение в криминологию / В. Фокс. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1985. — 310с.
  119. , А.А. «Школа учебы» и «школа жизни» два типа образования / А. А. Фролов // Российское образование: традиции и перспективы. Н. Новгород: — 1999, С. 277−278.
  120. , Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. — Пер. с англ. Д. Н. Дудинский. Минск: ООО «Попурри», 2000. — 672с.
  121. , А.Г. Социология воспитания: (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности) / А. Г. Харчев. — М.: Политиздат, 1990.-222с.
  122. , В.И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильяме. М.: Наука, 2001. — 230с.
  123. , В. Российская школа накануне XXI века: социальный контекст / В. Шапиро // Перспективы гуманитарного образования в средней школе: Сб. ст. / Под ред. М. С. Мацковского, Р. Шейермана. М., 1992. — С. 113−123.
  124. , Ф.Э. Наркотизация в молодежной среде: — структура, тенденции, профилактика (социологический анализ) / Ф. Э. Шереги, А. Л. Арефьев. М.: ЦСП, 2003. — 600с.
  125. , В .С. Здоровье учащихся и образовательная среда / B.C. Шувалова, О. В. Шиняева // СОЦИС. 2000. — № 5. — С. 75−80.
  126. , Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т. Н. Шульга, В. Слот, X. Спаниярд. -М: Изд-во УРАО, 2001. 128с.
  127. , Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков. М.: Изд-во УРАО, 2003. — 400с.
  128. , И.И. Жизненные стратегии подростков / И. И. Шурыгина // СОЦИС. 1999. — № 5. — С. 54−62.
  129. Angenent, Н. Background Factors of Juvenile Delinquency / Huub Angenent, Anton de Man. — New York: Peter Lang Publishing, Inc., 1996. 250p.
  130. Bryant, Clifton D. Deviancy and the Family / Bryant, Clifton D. Philadelphia: Davis, 1973. -472p.
  131. Cohen, A. Delinquent Boys: The Culture of the Cang / A. Cohen -New York, 1955.
  132. Co-ordinating Services. Children and Youth At Risk: A World View. -Paris, 1998.-433p.
  133. Glueck, Sh. and E. Delinquents and Nondelinquents in Perspective / Sh. and E. Glueck. Cambridge: Yarward University Press, 1968. — 267p.
  134. Parsons, T. The social system / T. Parsons. L., 1951. — C. 125−126.
  135. Reckless, W. Self Concept as on insulator against delinquency / W. Reckless // American Sociological Review. 1965. — Vol. 21. — P. 744−756.
Заполнить форму текущей работой