Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Комплексная оценка здоровья населения и ресурсного обеспечения здравоохранения сельских районов (по материалам Удмуртской Республики)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За период осуществления реформ в системе здравоохранения и перехода к децентрализации управления и финансирования медицинской помощи на территории Российской Федерации (РФ), особенно с дефицитом ресурсов оказалась Удмуртская Республика (УР). Анализ показателей медицинской помощи, оказанной гражданам УР по Территориальной программе ОМС свидетельствовал, что совершенствование внебольничной помощи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История и современное состояние организации медицинской помощи сельскому населению
    • 1. 1. Становление и развитие сельского здравоохранения
    • 1. 2. Становление и развитие здравоохранения сельских районов Удмуртской республики
  • Глава 2. Информационная база и методы исследования
    • 2. 1. Общая характеристика информационной базы
    • 2. 2. Характеристика основных ресурсов здравоохранения сельских районов
    • 2. 3. Характеристика Игринского района
  • Глава 3. Оценка здоровья населения как основа планирования лечебно-профилактических мероприятий
  • Глава 4. Комплексная многофакторная оценка заболеваемости населения и ресурсов здравоохранения на селе
    • 4. 1. Оценка качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях
    • 4. 2. Оценка финансовых ресурсов здравоохранения
    • 4. 3. Организационно методическая работа по охране здоровья сельского населения
  • Заключение
  • Выводы 142 Практические рекомендации 144 Внедрение результатов исследования в практику здравоохранения
  • Список использованной литературы

Комплексная оценка здоровья населения и ресурсного обеспечения здравоохранения сельских районов (по материалам Удмуртской Республики) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Реформирование здравоохранения, научный подход к оценке качества здоровья и медицинской помощи в условиях нестабильной социально-экономической среды, перенос расходов здравоохранения из Федерального бюджета на региональный и снижение муниципального финансирования превратились в ключевые проблемы, от решения которых фактически зависит деятельность лечебно-профилактических учреждений. В этих условиях вопросы совершенствования здравоохранения и охраны здоровья, особенно сельского населения, в связи с его ухудшением, являются приоритетными.

Ряд авторов (Кучеренко В.З., 1997; Рогожников В. А., 2004) отмечают, что в условиях социально-экономического кризиса упадок сельского хозяйства, ухудшение социальной инфраструктуры села и многоукладная экономика здравоохранения негативно отразились на объемах медицинской помощи и ее доступности для сельского населения. Проводимые мероприятия по оптимизации использования имеющихся ресурсов не позволили в последние пять лет повысить качество общественного здоровья, улучшить демографическую ситуацию, снизить заболеваемость (О.П. Щепин, Н. В. Дмитриева, Р. В. Коротких, 1996; А-Л. Линденбратен, 1999; В. И. Стародубов, 1999).

Рост общей и первичной заболеваемости, снижение рождаемости и высокие потери в связи со смертностью населения, способствуют повсеместной естественной убыли сельского населения (В.М. Школьников, 2000; В. А. Рогожников, В. И. Стародубов, Г. Г. Орлова, 2004). Проблемы заболеваемости и смертности сельского населения России за последние годы были предметом исследования многих авторов (Ю.П. Лисицын, 1996; А. С. Артюхов, Е.М. Гуда-нова, 2000; В. И. Стародубов, 2002; К. Ш. Зыятдинов, 2004).

За период осуществления реформ в системе здравоохранения и перехода к децентрализации управления и финансирования медицинской помощи на территории Российской Федерации (РФ), особенно с дефицитом ресурсов оказалась Удмуртская Республика (УР). Анализ показателей медицинской помощи, оказанной гражданам УР по Территориальной программе ОМС свидетельствовал, что совершенствование внебольничной помощи в республике не способствовало уменьшению объемов госпитализации. Реструктуризация медицинской помощи, запланированная в Территориальной программе, не отражалась в аналогичных программах муниципальных образований и государственных заказах лечебно-профилактическим учреждениям. В результате выполняемые объемы медицинской помощи муниципальных образований превышали показатели Территориальной программы ОМС. Так, в Иг-ринском районе УР на 2000 г. она была принята с финансовым дефицитом 24,0%, в 2001 г. — 41,0%, в 2002;2003 г. — 21,0. и 22,9% соответственно. Подобное финансово-экономическое положение складывалось в ряде других сельских районов республики.

Ухудшение материально-технической базы сельских лечебно-профилактических учреждений, причем она всегда была ниже, чем городских, недостаточное кадровое обеспечение, ослабление профилактической работы и перевод ее на платную основу привели к снижению объемов медицинской помощи сельским жителям и росту заболеваемости населения. Ежегодно в УР регистрируется более 2,5 млн. случаев острых и хронических заболеваний, из которых до 1,5 млн. с впервые установленным диагнозом. Особенно высокая заболеваемость — сельского населения, уровень которой в 2000 г. составлял 1139,7%о при этом, доля первичной заболеваемости была равна 74,2%.

Показатели заболеваемости населения определяют объем и характер деятельности лечебных учреждений, затраты бюджетных и страховых средств на проведение профилактических, лечебно-диагностических и организационно-структурных преобразований, проводимых в России (Т.Н. Макарова, Н. Н. Лебедева, 1995; А. А. Лившиц, 1998; Н. В. Полунина, Е.И. Несте-ренко, О. Т. Безроков, 1998; Т. М. Максимова, 2002; Л. А. Меламед, Г. А. Комаров, 2004). В связи с этим научное обоснование дифференцированных мероприятий по улучшению здоровья сельских жителей в зависимости от уровня и структуры заболеваемости, ресурсного обеспечения медицинских учреждений без снижения доступности и качества лечения, представляет собой актуальную задачу, имеющую важное теоретическое и практическое значение, что и послужило основанием для выбора темы настоящего исследования.

Цель исследования:

Целью исследования является разработка мер по совершенствованию организации медицинской помощи и улучшению состояния здоровья сельского населения на основе комплексной оценки заболеваемости и ресурсов здравоохранения.

Задачи исследования.

1. Дать оценку заболеваемости сельского населения Удмуртской республики за период с 2000 по 2004 гг.

2. Изучить динамику финансирования здравоохранения и ресурсного обеспечения сельских лечебно-профилактических учреждений на примере типовых районов за 5 лет.

3. Провести анализ качества медицинской помощи, социальной удовлетворенности населения и организационно-методической работы ЛПУ анализируемых районов.

4. Разработать структурно-организационную модель и основные мероприятия по улучшению здоровья сельского населения.

Новизна исследования.

В настоящей работе впервые на основе комплексного социально-гигиенического исследования дано обоснование дифференцированного подхода по улучшению здоровья сельского населения с учетом имеющегося ресурсного обеспечения и проводимой организационно-методической работы лечебно-профилактических учреждений. Выявлена корреляционная зависимость между уровнем заболеваемости и обеспеченностью средствами бюджета, уровнем охвата профилактическими осмотрами и диспансеризацией сельского населения, показано влияние общего технико-экономического обеспечения лечебных учреждений, оснащенности койки медицинским оборудованием на качество медицинской помощи сельскому населению. Впервые на основе системного анализа ресурсов здравоохранения районов разработана и апробирована структурно-организационная модель охраны здоровья сельского населения. Это является новым подходом к реализации государственных гарантий обеспечения сельского населения медицинской помощью и эффективному использованию ресурсов лечебно-профилактических учреждений.

Практическая значимость исследования.

Полученные данные о зависимости заболеваемости сельского населения от обеспеченности муниципальных ЛПУ основными ресурсами при использовании их в планировании деятельности, будут способствовать улучшению организационно-методической работы и управления системой оказания медицинской помощи на селе. Дифференцированный подход к финансированию сельских лечебно-профилактических учреждений приведет к выравниванию их ресурсного обеспечения. Внедрение разработанной структурно-организационной модели охраны здоровья сельского населения на уровне муниципальных образований способствует снижению заболеваемости и улучшению медицинского обслуживания сельского населения.

Положения выносимые на защиту:

1. Особенности заболеваемости сельского населения в районах Удмуртской республики.

2. Зависимость заболеваемости и качества медицинской помощи населения сельских районов от ресурсного обеспечения и организационно-методической работы центральных районных больниц.

3. Структурно-организационная модель охраны здоровья сельского населения и комплекс мероприятий по её- реализации.

Объект исследования.

Объектом исследования явились состояние здоровья населения и деятельность лечебно-профилактических учреждений сельских районов.

Внедрение результатов исследования.

Научно обоснованная структурно-организационная модель охраны здоровья сельского населения и мероприятия по ее реализации использованы для принятия управленческих решений при составлении муниципальных целевых программ «Социальное развитие села до 2010 года». Основные положения настоящего исследования отражены в программе обучения руководителей лечебно-профилактических учреждений и их заместителей на кафедре общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФПК и ПП ИГМА. По материалам проведенного исследования подготовлено информационно-методическое письмо «Комплексная оценка здоровья населения и ресурсного обеспечения здравоохранения сельских районов» для использования организаторами здравоохранения и руководителями муниципальных органов, утвержденное министром здравоохранения Удмуртской Республики и Советом факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ГОУ ВПО ИГМА протокол № 5 от 2.11.05 г.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы были доложены и обсуждены на республиканских, региональных и Всероссийских научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов (Тула, 2002), за участие в которой автор награжден дипломом лауреата I степениРоссийской научно-практической конференции «Здоровье населения, политика и технология развития здравоохранения» НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко РАМН (Москва, 2003) — II межрегиональной межвузовской конференции молодых ученых и студентов «Актуальные вопросы биологии и медицины» (Ижевск, 2004) выступление на котором отмечено дипломом Государственного комитета УР по делам молодежи.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 работ, в том числе информационно-методическое письмо.

Объем и структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов и практических рекомендаций. Изложена на 162 страницах машинописного текста, иллюстрирована 44 таблицами, 30 рисунками. Библиографический указатель включает 158 наименований литературы, из них 142 источника отечественных и 16 — иностранных авторов.

Выводы.

1. В условиях глобальных социально-экономических преобразований, происходящих в России, задачи улучшения здоровья и совершенствования медицинской помощи сельскому населению по-прежнему остаются актуальными. В Удмуртской республике за период 2000;2004 гг. средний уровень общей заболеваемости населения в целом составил 1346,1%о и увеличился на 22,4%, а в сельских районах — на 29,1%, превышая федеральные показатели в 2,0 и в 2,6 раза соответственно. Темпы роста первичной заболеваемости в целом по республике за анализируемый период составили 14,6%, а среди сельского населения— 19,2%. Наибольшую распространенность имели болезни органов кровообращения, дыхания, пищеварения, осложнения беременности и родов, травмы и отравления, частота которых превышала средние уровни по Российской Федерации в 1,5 — 2,0 раза. При углубленном медицинском осмотре выявлена хроническая патология у 65,2% сельского населения трудоспособного возраста, у трети отмечено сочетание нескольких нозологических форм. Частота выявленных хронических заболеваний более чем в 2,5 раза превышала уровни заболеваемости по обращаемости. Проведенное районирование территорий республики по уровню заболеваемости позволяет дифференцированно проводить мероприятия по ее снижению.

2. Уровень расходов на здравоохранение в сельских ЛПУ был в 1,7 раза меньше, чем в среднем по Удмуртской республике. Выявлена статистически достоверная зависимость между уровнем первичной заболеваемости, общими затратами на здравоохранение в расчете на 1 жителя, обеспеченностью населения врачами и уровнем их квалификации, частотой профилактических осмотров и диспансеризацией.

3. Существующая система многоисточникового финансирования, низкая материально-техническая база, недостаточный уровень квалификации части врачей и организационно-методической работы в большинстве анализируемых сельских учреждений не соответствуют задачам повышения качества медицинской помощи (УКЛ варьировал от 0,81 до 0,90, составляя в среднем.

0,85). Прогнозирование по формуле Байеса показало, что если бы доля вклада средств ОМС увеличилась в структуре феномена до 8,9% (при фактической 6,4%), а число врачей, регулярно повышавших квалификацию, — с 38,8% до 79,0%, то уровень качества лечения достиг бы. 0,89.

4. Проведенный социологический опрос показал, что 79,7 из 100 пациентов удовлетворены организацией медицинской помощи, приемом и отношением медицинского персонала (соответственно 75,1 и 83,4 из 100 респондентов). Наличие современного медицинского оборудования и возможность проходить обследование в своей поликлинике отметили 53,5 и 63,9 из 100 опрошенных соответственно. Выразили тревогу в связи с сокращением объемов бесплатной медицинской помощи 53,9 из 100 респондентов, — высокой стоимостью лекарственных препаратов — 74,3 из 100 опрошенных пациентов.

5. Проведенная на основании кластерного анализа группировка районов по уровню первичной заболеваемости и ресурсному обеспечению лечебно-профилактических учреждений позволяет органам и учреждениям здравоохранения принимать научно обоснованное управленческие решения с учетом состояния здоровья населения и имеющихся материальных, кадровых и финансовых ресурсов.

6. Разработанная структурно-организационная модель на основе комплексной многофакторной оценки ресурсов здравоохранения и заболеваемости сельского населения при использовании как в муниципальных образованиях, так и на территориальном уровне способствуют улучшению здоровья и повышению качества медицинской помощи.

Практические рекомендации.

1. Органам управления здравоохранения республики:

1.1. Информационные материалы по приоритетному планированию мероприятий, направленных на улучшение здоровья сельского населения, в порядке обмена и реализации опыта, довести до сведения глав районных администраций и. руководителей лечебно-профилактических учрежденийрекомендовать Игринский район базовым центром для изучения и внедрения опыта организационно-методической работы по охране здоровья сельского населения.

1.2. Шире использовать практику заключения договоров — обязательств между руководителями АПК и лечебных учреждений по обеспечению безусловного выполнения профилактических мероприятий по снижению первичной заболеваемости сельского населения.

2. В целях формирования единых подходов к реализации разработанной межотраслевой республиканской программы «Социальное развитие села до 2010 г.», в пределах срока ее действия, организовать межрайонные центры «Здоровая мать — здоровый ребенок».

3. Для пропаганды факторов здоровья населения в средствах массовой информации (телевидение и радио, особенно коммерческие каналы) вести постоянную программу «Как быть здоровым?».

Внедрение результатов исследования в практику здравоохранения.

Материалы, подготовленные в ходе настоящего исследования, легли в основу отдельных положений нормативных документов муниципального уровня.

При участии автора разработано и внедрено администрацией Игринского района:

Программа социального развития села до 2010 г. в разделе охраны здоровья и здравоохранения, программа Игринского района «О порядке формирования и экономического обоснования программ государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью населения Игринского района», утвержденные местными органами самоуправления.

Структурно-организационная модель по охране здоровья сельского населения и мероприятия по ее реализации, используются в преподавании на кафедре экономики и управления здравоохранением ФПК и ГШ ИГМА.

По материалам исследования разработано и утверждено министром здравоохранения Удмуртской республики информационное письмо для руководителей лечебно-профилактических учреждений «Комплексная оценка здоровья населения и ресурсного обеспечения здравоохранения сельских районов (по материалам Удмуртской республики)».

146 .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой