Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация процесса формирования физической культуры личности умственно одаренных детей среднего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматривая проблему феномена «физическая культура личности», следует обратиться к ее внешнему и внутреннему компонентам. Внешний компонент физической культуры личности определяется контурами социальной физкультурной деятельности личностиее творческим самораскрытием, общением и реализацией ценностных ориентации в этой сфере. Внутренний компонент определяет функционирование сознания, диалектику… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Особенности физического воспитания одаренных детей
    • 1. 1. Одаренность и одаренные дети: определение понятий, клас- 18 сификация, условия развития
    • 1. 2. Психолого-педагогическая характеристика умственно ода- 33 ренных учащихся среднего школьного возраста
    • 1. 3. Формирование физической культуры личности умственно 47 одаренных детей — как педагогическая и научная проблема
  • Глава II. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • Глава III. Организация процесса формирования физической культуры личности умственно одаренных детей среднего школьного возраста '
    • 3. 1. Особенности проявления личностной физической культуры 80 умственно одаренных детей среднего школьного возраста (результаты констатирующего эксперимента)
    • 3. 2. Организационная модель формирования физической культуры 118 личности умственно одаренных детей среднего школьного возраста
    • 3. 3. Экспериментальное обоснование эффективности организа- 152 ционной модели физического воспитания одаренных детей среднего школьного возраста
  • Выводы

Организация процесса формирования физической культуры личности умственно одаренных детей среднего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящее в настоящие время экономическое, политическое и социальное переустройство общества предполагает поиск решения проблем не только преобразования самого человека, но и его отношения ко многим явлениям общественной жизни. Это определяет ряд направлений модернизации системы образования, в том числе ее гуманизацию и личностную ориентированность.

Выживание и устойчивое развитие человечества, совершенствование и самоактуализация личности невозможны без динамично развивающейся сис темы образования и воспитания. Противоречие между формальной организацией учебного процесса и его содержанием, целями и результатами образования, противоречие между быстрыми темпами приращения знания в современном мире и ограниченными возможностями человека по их усвоению, все это привело к тому, что система образования пришла в противоречие с требованиями жизни и запросами общества.

В этой связи в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве одного из главных принципов государственной политики в области образования провозглашен гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. По этой причине обостряется интерес к человеку во всех его сущностях: как биологическому организму, как неповторимой личностной индивидуальности, как к члену социума.

Человек, как самоцель развития общества и преобразования в государстве обусловливает гуманизацию, которая в свою очередь подразумевает ответственность образовательной системы за состояние здоровья обучающихся и формирование ответственности у обучающихся за свое здоровье.

Однако существующая система образования не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействует его ухудшению.

Специфическими патогенетическими факторами для школьников являются факторы риска, связанные с организацией их воспитательно-образовательной деятельности. Их условно можно разделить на три группы:

1) генетически обусловленные свойства индивидуума;

2) объективные, связанные с организацией условий жизни (продолжительность учебного дня, плотность учебной нагрузки, питание и его регулярность, сон и его достаточная величина, организованная двигательная активность, взаимоотношения в семье и школе и др.);

3) субъективные, личностные характеристики (организованность и дисциплинированностьмотивированность здорового образа жизни, соблюдение режима дня, наличие или отсутствие вредных привычек, организованная деятельность по собственному здоровьесбережению и др.).

Вторая и третья группа факторов зависят от организации педагогиче-. ского процесса и степени реализации человеком творческой функции образовательной системы. Однако сегодня эта функция выполняется плохо. Свидетельством этого являются не только результаты многочисленных исследова- ' ний ученых, но и большое количество писем, приказов и других официальных документов, в разные годы опубликованные Генеральной прокуратурой России, Министерствами образования и здравоохранения России и др.

На государственном уровне предпринимаются попытки изменения объективных условий, связанных с организацией условий жизни и обучения детей, однако эффективность их еще очень низка.

Проведенные исследования позволяют к уже известным недостаткам многих российских школ (ориентация на количество знаний, оторванность получаемых знаний от реальностей жизни, нивелирование индивидуальности обучающегося, его неспособность к самостоятельному выбору жизненной позиции) присовокупить и ее негативное влияние практически на все компоненты здоровья. Особенно следует отметить, что во многих* школах замедляется психосоматическое развитие детей и, следовательно, возникают препятствия для естественного роста их адаптивных возможностей. В этом случае школа не только не обеспечивает компенсацию типичного для современных детей состояния физиологической и психической незрелости, но, наоборот, усугубляет это состояние. Об этом можно судить по нарушению физического и нервно-психического развития детей, что проявляется в невротических состояниях (логоневрозы, фобический синдром, раздражительность), дефектах полового развития, уменьшении уровня физического развития [1, 2, 4, 21].

За период обучения с 1 по 9 класс число здоровых детей уменьшается в 4 раза: близорукость увеличивается от 3 до 30%, нервно-психические расстройства — от 15 до 40%. Именно школа, судя по научным и статистическим данным, способствует возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребенка, приводя к существенной утрате резерва здоровья. Об этом свидетельствуют также факты распространения таких школьных форм пато- 1 логии, как нарушения осанки у 65% учащихся начальной школы, выявление близорукости у 50% выпускников школ. Здоровыми могут быть признаны «только 20−25% школьников. Вследствие этого 45% учащихся имеют те или иные ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, столь же велик процент допризывников, освобожденных от службы в армии.

Образовательные учреждения в последние годы активно занимаются инновациями в обучении, но, к сожалению, очень часто они вводятся без учета состояния здоровья основной массы учащихся и соответствующего гигиенического обоснования. Это усугубляет проблему нездоровья учащихся в совокупности с воздействием различного рода неблагоприятных факторов: ухудшение материального положения многих семей учащихся, неправильно организованное школьное питание и расписание уроков, эмоционально-стрессовые перегрузки, учебные перегрузки, гиподинамия, ограничение жизненного пространства в переполненных' классах, нарушение внутришколь-ных санитарно-гигиенических условий (температурного режима, освещенности, нерациональная расстановка парт и несоразмерность их росту ученика, плохая вентиляция) [188].

Интенсификация воспитательно-образовательного процесса и существующая его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объема произвольной двигательной активности учащихся. В настоящее время известно, что 70% детей школьного возраста страдают гиподинамией, последствиями которой являются снижение работоспособности, общей реактивности организма и рост заболеваемости. Гипокинезия учащихся не компенсируется существующей организацией физического воспитания в школево многих школах спортивные залы значительно перегружены, ограничены возможности занятий детей плаванием, лыжами, туризмом [19, 31, 35, 62, 82, 101, 102, 198].

Особо уязвимой частью школьников являются одаренные дети. Интеллектуальный потенциал одаренных детей становится важнейшим ресурсом выживания и развития цивилизации. При этом забота об одаренных детях является «индикатором уровня социально-экономического и культурно-гуманистического потенциала страны» [40]. «По мере того, как общество, опирающееся на информационные и интеллектуальные технологии обретает черты реальности, в роли завершающего процесс условия становления такого общества начинает выступать „человеческий“ капитал — образованные и высококвалифицированные люди» [190]. В этой связи следует согласиться с утверждением Ж. Брюно и Р. Мальви и др., о том, что: «Социально признанный талант не есть индивидуальное психологическое свойство. Это социальный факт, образованный стечением многих обстоятельств, в том числе и не зависящих от индивида» [25]. Без всякого сомнения к таким обстоятельствам относятся состояние макрои микросоциальной среды, оказывающее непосредственное влияние на формирование и развитие одаренности и на возможности реализации этой одаренности. Институтами, осуществляющими такое влияние, являются система образования, культура общества, семья, сверстники и др.

Наиболее значимым фактором риска для одаренных детей является ухудшение их возможности к эффективной адаптации. Причин этого множество, среди которых выделяются «глобальные социальные проблемы общества» [40], внутрисистемные проблемы развития школы [164, 173, 188, 196, 197], профессиональная компетентность педагогов [3] и многое другое.

Однако, несмотря на наличие большого количества рисков, создание социально-педагогической поддержки разрабатывается большинством ученых и практиков [3, 40] в трех направлениях: обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития самостоятельности и саморазвития через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психической защиты, творческой и интеллектуальной деятельностисоздание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического (физического) существования и развития ребенкаорганизация очеловеченной микросоциальной среды [48] (гуманистические отношения, общение, творческая атмосфера, благоприятный психологический климат и др.) как продукта активной деятельности социума.

Такой подход позволяет обеспечивать системное воздействие на интеллектуальный, физический и мотивационно-ценностный компоненты личностного развития одаренного ребенка. Однако воздействие на физическую составляющую имеет свои особенности. Известно, что современная школа ущербно влияет на состояние соматического, физического и психического здоровья учащихся. Это обстоятельство относится ко всем. Но положение еще больше обостряется в специальных школах, лицеях, гимназиях, так как чрезмерное внимание к интеллектуальному развитию приводит к потребности повышения временных затрат непосредственно на учетную работу, увеличивая уровень гипокинезии. Ясно, что отсутствие двигательной активности заменить нечем. Гипокинезия приводит к снижению физических потенциалов, а это, в свою очередь — к снижению уровня здоровья, уровня умственной работоспособности и, следовательно, к снижению потенций умственного развития.

Проблема обостряется еще и тем, что расширение двигательной активности за счет увеличения обязательных урочных занятий до 4−6 часов в неделю в ущерб интеллектуальным занятиям все равно не обеспечит удовлетворения биологической потребности в движениях с одной стороны, и не позволит ее распределить равномерно в течение недели, с другой.

В этой ситуации интерес вызывает взаимодействие двух близких по духу, теоретических концепций. Первая из них — концепция В. Н. Курыся и его учеников о базовости знаниевого компонента в физическом воспитании школьников. Вторая — концепция формирования личностной физической культуры, как целевой установки физического воспитания, представителями 1 которой являются В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, Н. Н. Визитей, Н.Х. Хаку- ' нов и др.

Методологической основой толкования феномена физической культуры как составной части культуры является современная философско-культурологическая парадигма, «центральным семантическим звеном, кото-, рой является ориентация на индивидуальность каждого человека, понимаемую как совокупность конкретных черт его социальной, психической, мор-фофункциональной и онтогенетической неповторимости» [102]. Принципиальными положениями, реализация которых приводит к достижению личностной физической культуры, являются:

1. Единство мировоззренческого, интеллектуального .и телесного компонентов (обеспечение тесной взаимосвязи в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер человека);

2. Деятельный подход к формированию физической культуры (активная деятельность в процессе физического воспитания формирует физическую культуру личности);

3. Вариативность содержания и многообразие форм физического воспитания;

4. Оптимизация воздействия, разумная достаточность физических нагрузок в соответствии со способностями, мотивацией и уровнем притязаний занимающихся. :

Рассматривая проблему феномена «физическая культура личности», следует обратиться к ее внешнему и внутреннему компонентам. Внешний компонент физической культуры личности определяется контурами социальной физкультурной деятельности личностиее творческим самораскрытием, общением и реализацией ценностных ориентации в этой сфере. Внутренний компонент определяет функционирование сознания, диалектику связи потребностей и способностей в сфере физической культуры. Его содержательная направленность выражается в системе отношений к избирательно предпочитаемым явлениям, суждениям, — позициям, действиям и поступкам в физкультурной деятельности, которая лежит в основе формирования физической культуры личности, выделяют внешнюю и внутреннюю структуру. «Внешняя структура характеризуется взаимосвязью, взаимозависимостью и взаимопроникновением ее видов, их соподчиненностью. Внутренняя структура физкультурной деятельности отражает устойчивую взаимосвязь компонентов, связанных с возникновением того или иного ее вида с последующим образованием вида физической культуры» [115, 128].

То есть, процесс формирования личностной физической культуры в полной мере соответствует тем трем основным направлениям работы с одаренными детьми, которые выделяются учеными в плане развития компонентов личности, в данном случае его физического составляющего.

Сопоставление изложенных выше фактов и концепций позволяет выделить следующие научные противоречия, требующие своего разрешения:

— между социальной потребностью в формировании физической культуры одаренных детей, с одной стороны и не реализованными возможностями ее достижения через изучение базовых знаний в области физической культуры, с другой-: между необходимостью научно обоснованной организации работы по формированию физической культуры личности умственно одаренных детей среднего школьного возраста и недостаточной разработанностью педагогической модели, ее реализации в школе с использованием культурообразую-щего и гуманистического потенциала.

Объектом исследования является процесс физического воспитания умственно одаренных подростков.

Предметом — организация процесса формирования физической культуры личности умственно одаренных детей среднего школьного возраста.

Цель исследования: теоретически разработать и апробировать на практике эффективную модель формирования физической культуры личности умственно одаренных детей среднего школьного возраста в процессе физического воспитания.

В основу рабочей гипотезы диссертационного исследования положено предположение о том, что формирование физической культуры личности одаренных подростков будет эффективным, если: обеспечить опору на формирование базовых знаний в области физической культуры, как основы формирования внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития самостоятельности и саморазвития через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания в, физкультурной деятельностибудут созданы адекватные условия для обучения и оздоровления путем активизации двигательной деятельности как основы формирования здорового образа жизни, повышения резервных возможностей организма, формирования личностной физической культурыразработать и реализовать теоретическую модель организации деятельности школы по формированию фнзйческой культуры личности одаренных подростков с привлечением всех институтов воспитания и участников образовательно-воспитательного процессаопределить содержание, программу деятельности и структурную составляющую процесса формирования физической культуры личностиобеспечить построение учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Задачи исследования: определить содержание и программу деятельности по формированию физической культуры личности умственно одаренных детей среднего школьного возрастаразработать экспериментальную модель формирования физической культуры личности детей среднего школьного возрастаэкспериментально обосновать эффективность предложенной модели формирования физической культуры личности детей среднего школьного возраста.

Методологическую основу исследования составляют: гуманистический подход к личности, рассматривающий человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развитиядемократизация образованияцелостный системный подход к педагогическому процессу, отражающий взаимообусловленность явления и процессов, единство теории, эксперимента и практикипринципы вариативности образования, единства, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного, логического и исторического подходов к изучению проблемы одаренности, ее современного состояния и перспектив развитияведущие положения психологии и педагогики о необходимости учета индивидуальных и возрастных свойств личности при организации процесса физического воспитания.

Теоретическую основу исследования составляют научные идеи теории деятельности (JI.C. Выготский, С. А. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В.Д.

Шадриков), теория личностно-ориентированного и гуманного образования (В.П. Бедерханова, В. Е. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская), теории физического воспитания (Л.П. Матвеев, А. Д. Новиков, Ю. Ф. Курамшин, Холодов Ж.К.), о принципах и подходах к образованию в. области физической культуры (П.Ф. Лесгафт, В. Н. Курысь, Л В. П. Лукьяненко и др.), формированию физической культуры личности (Н.Н. Визитей, В. Н. Курысь, Л. И. Лубышева, В. П. Лукьяненко, Н. X. Хакунов), положения психологической теории личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божевич, В. В. Давыдов, Д.И. Фельд-штейн), здоровьесберегающих педагогических технологий (В.Ф. Базарный, Г. Э. Кураев, К. Д. Чермит, А.Г. Щедрина), концепции развития российского образования в постиндустриальную эпоху (Б.С. Гершунский, A.M. Новиков, И. А. Колесникова, Ф.М. Филиппов), теоретические положения педагогического проектирования (В.Н. Беспалько, Ю. С. Тюнников, М.Р. Кудаев), основные положения теории социализации личности ее зависимости от внешних условий (Е.П. Авдуевская, Т. И. Афасижев, В. М. Келасьев, А. В. Мудрик, B.C. Собкин, В.А. Ядов).

В ходе разработки педагогической модели формирования личностной физической культуры личности одаренных подростков в качестве основы использованы закономерности и принципы теории воспитания и обучения (Ю.К. Бабанский, В. Н. Беспалько, И.Я. Лернер).

Научная новизна исследования состоит в том, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение проблемы формирования физической культуры личности умственно одаренных детей среднего школьного возраста. Выявлены концептуальные основы (структурные, организационные и содержательные). Определены сущность и критериальные характеристики физической культуры личности среднего школьного возраста. Разработаны формы использования средств физической культуры, направленные на формирование физической культуры личности среднего школьного возраста. Сконструирована и научно обоснована воспроизводимая и эффективная модель физического воспитания, позволяющая эффективно формировать физическую культуру личности одаренного ребенка среднего школьного возраста.

Теоретическая значимость. В результате выполненного исследования получено новое научно-технологическое знание, дополняющее теорию и методику физического воспитания данными о возможностях формирования физической культуры личности одаренных детей среднего школьного возраста. Существенными элементами здесь являются следующие знания: об организации процесса формирования физической культуры личности умственно одаренных детей среднего школьного возрастао содержании, компонентах, критериях и уровнях оценки процесса формирования физической культуры личности умственно одаренных детей среднего школьного возрастао динамике формирования компонентов личностной физической культуры при направленной организации учебно-воспитательного процесса умственно одаренных детей среднего школьного возраста.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах для организации и проведения уроков физического воспитания и внеурочных мероприятий, которые повысят уровень физической подготовленности и физической культуры учащихся, а также эффективность процесса физического воспитания в целом. Разработанные методические рекомендации по успешной реализации задач формирования физической культуры личности умственно одаренных детей среднего школьного возраста обеспечат повышение эффективности работы учителей физической культуры. Разработанная модель позволяет индивидуализировать и повысить эффективность процесса физического воспитания умственно одаренных детей среднего школьного возраста.

Составные элементы предложенной модели могут быть экстраполированы в деятельность других учебных заведений.

Предложенная модель может служить основой для создания подобных систем, предназначенных к применению в других возрастных группах.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут стать основой для коррекции содержания профессиональной подготовки учителей и педагогов.

Достоверность полученных результатов, выводов и рекомендаций обеспечена применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки количества испытуемыхвнедрением в практику разработанных рекомендаций и их положительной оценкой преподавателямистатистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного их анализа.

Организация, база и этапы исследования. Исследование проводилось на базе школ № 7, 22 и Республиканской гимназии г. Майкопа Республики Адыгея с охватом более 570 учащихся 5−6 классов.

Исследование проводилось в четыре этапа. На первом этапе (20 032 004 гг.) изучено состояние проблемы в педагогической теории и практике, уточнялись исходные понятия, разрабатывался научно-исследовательский аппарат. На втором этапе (2004 — 2005 гг.) проводился отбор, анализ и систематизация источников, формирование первичных эмпирических моделей. На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) проводился формирующий эксперимент, цель которого заключалась в проверке гипотезы и теоретических выводов экспериментатора. На четвертом этапе (2006;2007 гг.) обобщались, систематизировались и оформлялись основные результаты исследования, имела место их апробация, оформлялся текст диссертации.

На разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам одаренности и физического воспитания учащихся, анализ предмета исследования, моделирование педагогического процесса, обобщение результатов исследования с учетом конкретных условий и новых фактовэмпирические — сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, наблюдения, беседы, анкетирования, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс формирования физической культуры личности одаренных детей среднего школьного возраста должно опираться на следующие педагогические положения: физическая культура является органической частью сбалансированной системы педагогических воздействий на личность учащихсяреализация деятельностного подхода осуществляется на протяжении всего периода обучения с учетом личностных особенностей обучающихся на основе постоянного и активного развития их инициативы и творчестваинтенсивность ее формирования повышается при формировании ценностных ориентаций на физическую культуру, обогащении эмоционально-волевой и практически деятельностной сфер, потребностей и интересов, определяющих физкультурно-спортивную активность учащихсяобеспечивается регулярное информирование обучающихся объективной информацией об их достижениях в сфере физического и духовного совершенствованияобеспечивается процесс самоопределения, самоактуализации, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования в области физического воспитания.

Принципами определения содержания физического воспитания интеллектуально одаренных детей являются: приоритетности базовых знанийинтеллектуализация процесса обучения двигательным действиямповышение требований к интеллектуальному развитию при сохранении требований к физической подготовленности на уровне рекомендаций учебных программ.

2. Модель формирования физической культуры личности одаренных детей среднего школьного возраста должна быть построена на основании учета подходов гуманистической педагогики, возрастной физиологии и лич-ностно-ориентированного обучения, обеспечивая реализацию принципов: фундаментальности, культуросообразности, личностной ориентации, дифференцирования, креативности, учета возрастных особенностей. Модель должна обеспечить создание педагогических условий воспитания физической культуры детей, развитие и сохранение их здоровья за счет взаимодействия таких структурных компонентов модели, как система разнообразных форм воспитаниясистема урочных форм физического воспитания, система внеклассных форм организации воспитания, в том числе и физического, консультативная служба классасистема мониторинга состояния детейсистема формирования интегрированных знаний о человеке на занятиях по основным предметам обучения.

3. Реализация модели формирования физической культуры личности через такие механизмы, как: система урочных форм воспитаниясистема педагогического руководства путем внедрения внеурочных форм физического воспитанияинтеграция предметного содержаниянаправленное развитие школьников и сохранение их здоровьяразвитие знаний, навыков, умений, компетентностей по физическому саморазвитиюразвитие умений по активному воспроизведению личностной физической культурысистематическое диагностирование компонентов физической культуры личности (потребности в занятиях физической культуройвыраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личностиудовлетворенность и отношение к физ-культурно-спортивной деятельности, интенсивность участия в нейпроявление самости в физической культуревладение знаниями, методиками, умениями и навыками, необходимыми для собственного физического совершенствованиясистематическая активность в сфере физической культуры и др.), позволяет обеспечить достижение системного эффекта в виде позитивного изменения когнитивного, эмоционально-мотивационного, конативного и деятельностного компонентов физической культуры личности одаренных детей среднего школьного возраста.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседании кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университетадокладывались на научно-практических конференциях «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии» (Ставрополь, 2005 и.

2006), «Миропонимание: экономика, культура, образование» (г. Сухум, Абхазия, 2007), «Актуальные проблемы науки и экономики» (Ставрополь,.

2007).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка из 210 наименований и приложения. Основное содержание работы изложено на 206 страницах машинописного текста. В работе использовано 23 таблицы и 15 рисунков.

ВЫВОДЫ.

1. Сущностными характеристиками состояния физического воспитания одаренных детей в школах исследуемого региона, подтверждающими актуальность исследования и определяющими некоторые направления деятельности являются следующие выявленные факты:

— уровень физического развития, как девочек, так и мальчиков, можно оценить как средний и низкий;

— уровень физической подготовленности мальчиков — как средний, девочек — низкий и критический;

— у одаренных детей не сформирована потребность в занятиях физической культурой;

— из трех компонентов ценностного потенциала физической культуры личности (когнитивного, эмоционально-мотивационного конативного и дея-тельностного) наиболее выражен мотивационный компонент;

— ведущие места в иерархии мотивов занятий физической культурой и спортом среди учащихся 5−6-х классов занимают укрепление здоровья и личный интерес;

— учебный процесс и режим дня школьников, в том числе и одаренных, организован нерационально;

— наиболее значимыми средствами физического воспитания одаренными подростками считаются спортивные игры.

2. Основными условиями для обучения и оздоровления путем активизации двигательной деятельности, как основы формирования здорового образа жизни, повышения резервных возможностей организма, формирования личностной физической культуры одаренных подростков являются обеспечение:

— системности педагогических воздействий на формирование личности, сбалансированность ее частей, в том числе и физического воспитания;

— реализации деятельностного подхода на протяжении всего периода обучения с учетом личностных особенностей обучающихся на основе постоянного и активного развития их инициативы и творчества;

— интенсивного формирования личностной физической культуры и обогащения ее эмоционально-волевой, и деятельностной сфер;

— актуализации физической культуры как фактора становления личности и формирование в этой связи потребностно-мотивационной сферы;

— повышения интенсивности формирования потребностей и интересов, определяющих физкультурно-спортивную активность учащихся;

— учета степени индивидуальной подготовленности, сложности избранного для овладения объекта, наличия познавательных психофизических и коммуникативных возможностей личности для их адекватной реализации и получения личностного ценного результата;

— регулярного информирования в процессе физического воспитания обучающихся объективной информацией об их достижениях в сфере физического и духовного совершенствования и самосовершенствования;

— единства физического воспитания с гражданским, экономическим, трудовым, нравственным, эстетическим воспитанием;

— направленное формирование навыков, умений, знаний и компетент-ностей, обеспечивающих процесс физического самоопределения, самоактуализации, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования;

— учета подходов гуманистической педагогики и личностно-ориентированного обучения обеспечивая реализацию принципов: фундаментальности, культуросообразности, личностной ориентации, дифференцирования, креативности, учета возрастных особенностей.

3. Принципами определения содержания физического воспитания интеллектуально одаренных детей являются: приоритетность базовых знанийинтеллектуализация процесса обучения двигательным действиямповышение требований к интеллектуальному развитию, при сохранении требований к физической подготовленности на уровне рекомендаций программ.

4. Функциональные блоки, обеспечивающие формирование личностной физической культуры включают в себя личностно-мотивационный блок, осознание и принятие идеологии здоровьесбережения и физического самовоспитания, блок формирования представлений о процессе, информационный блок и блок управленческих основ деятельности. Они ориентированы на формирование физической культуры и развитие школьников на сохранение их здоровья и построены на основании принципов:

— гуманистической педагогики и психологии, возрастной физиологии, развивающего и личностно-ориентированного обучения;

— фундаментальность содержания, позволяющая целостно формировать естественно-научное и социогуманитарное мировоззрение, понимание существа развития таких отношений как организм-личностьактивность-трудсуществование-развитиечеловек-общество и т. п.;

— культуросообразность содержания, отражающая культуру здоровья личности как социальное явление, ее непосредственную связь с другими видами и формами культуры человека и общества — как условие и результат развития личности ребенка в единстве его физического, интеллектуального и духовного здоровья;

— личностная ориентация содержания, проявляющаяся в освоении социально-значимых, предметно и личностно ориентированных образцов культуры здоровья обеспечивающая познание индивидуальных особенностей развития собственных физических качеств и способностей, овладение индивидуальными способностями их углубленного развития и совершенствования на основе личных интересов и потребностей;

— возрастная периодизация содержания, ориентирующая на соответствие учебного материала физическим и психическим возможностям учащихся, особенностям возрастной динамики развития интереса к сохранению собственного здоровья;

— креативность содержания, создающая возможность разрабатывать собственное индивидуализированное содержание разнообразных форм занятий по здоровьесбережению с функционально различной направленностью, организовывать и проводить эти занятия в самостоятельных и самодеятельных формах деятельности и др.

5. Показателями, отражающими эффективность процесса формирования физической культуры личности, являются: t.

— степень сформированности потребности в занятиях физической культурой и спортом;

— выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

— удовлетворенность и отношение к выполняемой физкультурно-спортивной деятельности, интенсивность участия в ней;

— проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования и самовоспитания в физической культуревладение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для собственного физического совершенствования;

— уровень знаний и основных правил выполнения физических упражнений;

— уровень знаний основных правил и приемов самоконтроляотношение учащихся к изучаемому материалу;

— умение пользоваться полученными знаниями;

— понимание важности физической культуры для укрепления здоровья;

— уровень восприятия эстетических и нравственных качеств;

— устойчивая привычка к ежедневным занятиям физическими упражнениямисистематическая физическая активность.

6. Деятельностный (продуктивно-деятельностный) компонент в структуре личностной физической культуры определяет уровень гибкого, ответственного, творческого миропреобразования и преобразования себя, проявляющегося в компонентной деятельности по сохранению и укреплению собственного здоровья, повышению уровня физической и умственной работоспособности, физической подготовленности. Поэтому интегративным критерием личностной физической культуры является деятельностный компонент и уровень физического состояния человека, как ее результат.

7. В обобщенном виде элементы разработанной педагогической модели формирования личностной физической культуры отражают организационную логику и включают в себя цель (создание педагогических условий для формирования личностной физической культуры, развития её духовного компонента и сохранение здоровья одаренных детей), задачи, систему принципов, соответствующий состав средств, структурные компоненты модели, механизмы реализации модели (к которым относятся система форм, направления развития и направления диагностики) и определение потребного результата реализации модели.

8. Содержание образования в области физического воспитания определяется государственным образовательным стандартом, анализ которого позволяет констатировать, что впервые процесс получения знаний выводится за рамки реализации только образовательной группы задач и переводится в разряд системного эффекта физического воспитанияставятся задачи, являющиеся показателем интегративного подхода к реализации задач физического воспитания и системным эффектом физического воспитания (например: формирование оздоровительно-реабилитационной компетентности, двигательной компетентности, компетентности в сфере самоконтроля и физического саморазвития) — выделяется 25% учебного времени для реализации вариативного (регионального и школьного) компонента, обеспечивающее свободу в адаптации содержания образования к особенностям обучаемого контингента. Эти условия позволяют учитывать особенности одаренных в интеллектуальном плане детей и увеличить объем и напряженность заниевого компонента процесса физического воспитания.

9. Наряду с реализацией всего содержания образования (Здоровье и личная гигиенаОпыт двигательной деятельностиФизическая подготовкаЗнания о физической культуре) в соответствии с государственным образовательным стандартом для одаренных детей необходимо дополнительное введение в содержание обучения составляющее, позволяющее формировать компетентность в сфере самоконтроля и физического саморазвития (знать и понимать индивидуальные режимы нагрузок и состав физических упражнений для развития основных физических качеств, особенности ведения индивидуальных наблюдений за динамикой показателей физического развития и физической подготовленностиуметь подбирать индивидуальные средства и методы для физического саморазвития, контролировать состояние организма в ходе занятий физическими упражнениямипроводить индивидуально-ориентированные занятия физической культурой), знания о роли и значении занятий физической культурой в воспитании качеств личности, сохранении творческой активности и долголетия, профилактики заболеваний, понятии о здоровом образе жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры.

10. В ходе реализации практическую часть программы следует обеспечить изученим всего перечня физических упражнений, в соответствии с государственным образовательным стандартом, обеспечивая при этом приемы интеллектуализации процесса формирования двигательных навыков и умений (задания по мысленному расчленению двигательных действий на фазы и элементызадания по сравнению и нахождению сходства и различия между разными движениями и действиями, задания по синтезу и обобщению,.

11. Среди направлений формирования личностной физической культуры одаренных детей следует выделить обучающее, воспитывающее, развивающее и оздоравливающее.

Обучающая направленность обеспечивает формирование собственного индивидуального опыта и создание новых индивидуальных образцов и ценностей культуры здоровья, непосредственно связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей и помогает школьникам осознать ценность здоровья и здорового образа жизни.

Воспитывающее направление способствует индивидуализации процесса формирования здоровья культуры — активному усвоению и воспроизведению знаний, умений и двигательных действий, приобретаемых учащимися в процессе освоения, воспроизведения и самостоятельного использования накапливаемого опыта деятельности в области физической культуры.

Развивающая составляющая содействует личностному развитию школьника по интеллектуальному и физическому векторам. Интеллектуальный вектор направлен на формирование научного мировоззрения с широким спектром мировоззренческих представлений и понятий в сфере физической культуры, освоения основных законов развития человека, в том числе и средствами физической культуры.

Оздоровительная направленность применения воспитания способствует укреплению физического и психического здоровья, формированию двигательных и поведенческих основ здорового образа жизни, оздоровлению организма и раскрытию резервных возможностей человека.

12. Реализация предложенной модели обеспечивает эффективное формирование физической культуры одаренных подростков и обладает значительным развивающим и оздоровительным потенциалом, что подтверждается:

— высокими темпами присвоения детьми знаний по (показателям суммы занятых мест, рейтинга, средней оценки и качества знаний), о физической культуре, ее истории и формах организациио связи физической культуры с культурой здоровья, воспитанием качеств личностио рациональной технике выполнения движенийпозитивными изменениями отношения к физическому воспитанию и увеличением количества лиц с устойчиво положительным и ситуационно-положительным отношением к сфере физической культурыпозитивными изменениями структуры интересов в проведении времени и структуры расходования времени участников экспериментавысокими темпами развития уровня физической подготовленности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В целях повышения эффективности формирования физической культуры личности подростков определены следующие рекомендации:

1. Установить особенности мотивов и потребностей детей в различных видах и формах занятий физической культурой и спортом.

2. Используя современные методики, провести исходное тестирование занимающихся с целью определения уровня сформированное&tradeфизической культуры личности, их физической подготовленности и состояния здоровья.

3. Выбрать средства, методы, методики и время воздействия на развитие двигательных качеств в соответствии с данным возрастным периодом.

4. Разработать комплекс воздействий, позволяющих усилить недостаточно эффективные звенья физкультурно-спортивной жизни детей и выявить при проверке результативность процесса физического воспитания в данной школе.

5. Организовать процесс физического воспитания с учетом особенностей и возможностей школьника.

6. Для повышения активности учащихся в процессе занятий и уровня мотивации целесообразно осуществлять индивидуально-дифференцированный подход.

7. Систематически, не реже двух-трех раз за учебный год, проводить тестирование состояния здоровья детей, контроль и оценку динамики физической подготовленности и при необходимости вносить коррективы в программу занятий, а также оценивать прирост показателей развития того или иного двигательного качества.

8. В программу повышения квалификации учителей физической культуры включить такие разделы, как: педагогические условия формирования физической культуры личностиформирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и спорту в процессе занятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. — М. — Воронеж, 2000.
  2. , В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. — 2002. — № 1. — С.З.
  3. , Н.А. Здоровье и развитие современных школьников / Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Школа здоровья. — 1994. —№ 1. С.13−18.
  4. , JI.H. Педагогическая технология управления процессом обучения одаренных детей: дис.. канд. пед. наук / JI.H. Андреева. — Казань, 2000. 190 с.
  5. , JI.H. Психологическая поддержка ребенка / JI.H. Андреева // Воспитание школьников. — 2000. — № 3. — С.20—22.
  6. , Г. Л. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы / Г. Л. Апанасенко //Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 6. — С.6.
  7. , Ф.Н. Психолого-дидактические основы развития-учебной мотивации / Ф. Н. Апиш. М.: МГОУ, 2003. — 180 с.
  8. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  9. , В.К. Онтокенезиология человека / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 2000. 275 с.
  10. , А.А. Здоровье российских детей / А. А. Баранов //Педагогика. — 1999. № 8. — С.41—44.
  11. , З.М. Педагогическая поддержка одаренных детей в этнорегио-нальных условиях КЧР: дис.. кан. пед. наук / З. М. Батдыева. — Карача-евск, 2003.-185 с.
  12. , В.Г. Учитывать интерес и возможности / В. Г. Бауэр // Физическая, культура в школе. — 1998. № 5. — С.63.
  13. , О.Н. Формирование культуры здоровья девушек старшеклассниц в системе физического воспитания: автореф. дис.. кан. пед. наук / О. А. Бацина. Малаховка, 2007. — 24 с.
  14. , М.Н. Концепция работы современной школы в русле парадигмы гуманизации образования / М. Н. Берулова, Г. А. Берулова. — Сочи, 1997. — 34 с.
  15. , В.П. Психологические парадоксы образования / В. П. Беспалько // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 13−20.
  16. , В.М. Методические и практические основы физического воспитания студентов: учебное пособие / В. М. Богданов. — Самара, 1998. — 111 с.
  17. , Д.Б. Субъект деятельности: в проблематике творчества / Д. Б. Богоявленская // Педагогика. 1999. — С.35.
  18. , В.И. Сущность и содержание, валеологического образования педагога / В. И. Бондин // Валеология. 1998. — № 2.
  19. , В.Н. Формирование нравственной культуры личности курсантов юридического вуза в процессе занятий по физической подготовке: дис.. кан. пед. наук/ В. Н. Бородаенко. — Тула, 2004. — 226 с.
  20. , JI.M. Социально-педагогическое обеспечение формирования коммуникативной культуры личности студента в вузе: дис.. кан. пед. наук / JI.M. Бочкова. Кострома, 2003. — 203 с.
  21. , А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В.
  22. . М. — Воронеж, 1996.
  23. , Ж. Одаренные дети: психолого-педагогическая практика // Психологический журнал / Ж. Брюно', Р. Мальви и др. 1995. — № 4. — С.78.
  24. , Х.Б. Психологические основы обучения учащихся в целостном педагогическом процессе. / Х. Б. Буйдаков. — Душанбе, 1998. 447 с.
  25. , И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Общество социологов / И.М.-Быховская. — М.: ГЦОЛИФК, 1993.-43с.
  26. , Ю.Н. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи / Ю. Н. Вавилов, А. Ю. Вавилов // Теория и практика физической культуры. — 1995. № 4. — С.54—60.
  27. , Я.С. Физические упражнения и здоровье в школе / Я.С. Вайн-баум // Физическая культура в школе. — 1993. № 2. — С 59−64.
  28. , Н.Н. Чтобы заинтересовать учащихся / Н. Н. Ветров // Физическая, культура в школе. 1998. — № 2. — С.46.31 .Виленский, М. Я. Физическая культура работников умственного труда / М. Я. Виленский. -М.: Знание, 1990. 160 с.
  29. , М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис.. д-ра. пед. наук в форме научного доклада / М. Я. Виленский. М.: 1990 — 84 с.
  30. , М.Я. Базируясь на одном виде спорта // Физическая культура в школе / М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов, Б. И. Туркунов. 1993. — № 2. -С.13−17.
  31. , М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М. Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.27—32.
  32. , М.Я. Методика физическрго воспитания учащихся. 1−4 кл. / М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов, Б. И. Туркунов. -М.: Просвещение, 1997.
  33. , М.Я. Методологические основы и концептуальные предпосылки процесса формирования физической культуры личности / М.Я. Ви-ленский, В. А. Петьков. — М., 2002. 56 с.
  34. , Б.С. Психология подростка / Б. С. Волков. — М., 2001. — 160 с.
  35. , В.К. Интеграция образовательной и лечебно^оздоровительной деятельности в условиях детского реабилитационного центра: дис.. кан. пед. наук / В. К. Волкова. Тюмень, 1997. — 179с.
  36. , В.В. Научно-методические основы формирования гуманистически ориентированной физической культуры студентов педагогических специальностей: дис. кан. пед. наук / В. В. Вучева. М., 1998. — 200 с.
  37. , JI. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / JI.C. Выготский. — M.-JL: Учпедгиз, 1935. 136 с.
  38. Выготский, J1.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. — М.: Педагогика, 1971.
  39. , В.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры — магистральный путь формирования ее теории / В. М. Выдрин //Теория и практика физической культуры. 1996. —№ 5. С. 59−62.
  40. , В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: учебное пособие / В. М. Выдрин. СПб.: ГАФК им П. Ф. Лесгафта, 2001. — 168 с.
  41. , Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б. А. Вяткин. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 112 с.
  42. , Ю.А. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в образовании и спорте: автореф'. дис.. д-ра пед. наук / Ю. А. Гагин. СПб., 1996. — 46 с.
  43. , О.С. Новые ценности образования / О. С. Газман. М., 1995. — № 2. -С.18.
  44. , М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М. А. Годик, В. К. Бальсевич, В. Н. Тимошкин //Теория и практика физической культуры. — № 5 — 6. 1994. — С.24−32.
  45. , О.С. Педагогика индивидуальности / О. С. Гребенюк // Курс лекций. — Калининград: изд-во КГУ, 1995. — 93 с.
  46. , С.М. Изменение состояния здоровья и работоспособность учащихся за период наблюдения / С. М. Громбах, Е. С. Рысева // Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. — М., 197.5. — С.77—106.
  47. , А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: автореф. дис.. кан. пед. наук / А. А. Гужаловский. — М., 1978. — 20 с.
  48. , Е.В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3—10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: дис.. д-ра пед. наук / Е. В. Демидова. Краснодар, 2004. — 391 с.
  49. , В.Н. Способности и жизнедеятельность / В. Н. Дружинин // Индивидуальности способности. М., 1994. — С.71−81.
  50. , П.К. Состояние мотивации и генезис интереса студентов к занятиям физической культурой / П. К. Дуркин // Организация и методикаучебного процесса физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. -Краснодар, 1996. С. 345.
  51. , А.В. Гуманизация физического воспитания студентов в высших учебных заведениях: дис. кан. пед. наук / А. В. Дутов. Сочи, 1999. — 118 с.
  52. , А.Ю. Гуманизация — основа построения личностно ориентированного физкультурного образования старшеклассников: дис.. кан. пед. наук / А. Ю. Ермаков. СПб., 2000 — 190 с.
  53. , Б.В. Физические способности как вид способностей человека / Б. В. Евстафьев. Л.: ВДКИФК, 1987. — 56 с.
  54. Издательство, публикующее материалы по образованию одаренных детей: краткие резюме статей, образцы журналов, бесплатный каталог: Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.prufrock.com.
  55. , М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — С. 201.
  56. Камышев, В. Я Адаптивные изменения организма школьников под влиянием учебных и тренировочных нагрузок / В. Я. Камышев и др. — Полтава, 1986.-С.151.
  57. Кан-Калик, В.А., Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М., 1990.-142 с.
  58. , Б.Д. Психотерапия / Б. Д. Карвасарский. М., 1984.
  59. , В.А. Ценности физической культуры и спорта / В. А. Кисилев //Актуальные вопросы интеграции знания о физической культуре. — СПб., 1997. — С.29—31.
  60. , А.В. Формирование нравственной культуры школьника в процессе физкультурного образования: автореф. дис.. кан. пед. наук / А. В. Козлов. Челябинск, 2007. — 22 с.
  61. , Д.Н. Воспитание творческой активности и самостоятельности учащихся / Д. Н. Коленецкий // Физическая, культура в школе. 2000. — № 5.-С. 11−18.
  62. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1967. —383с.
  63. Концепция перестройки физического воспитания в школе // Физическая культура в школе. — 1991 — № 6. — С. 6−10.
  64. , В.В. Организационно-технологические аспекты оздоровительных занятий спортивными и подвижными играми с людьми разного возраста / В. В. Костюков //Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 1. — С. 7—11.
  65. , О.Н. Технология повышения эффективности физического воспитания учащихся 5−6 классов общеобразовательной школы: дис.. кан. пед. наук / О. Н. Костюкова. — Краснодар, 2002. 166 с.
  66. , Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Л.Б. Коф-ман. М.: ФиС, 1998. — 496 с.
  67. , Л.Б. Детско-юношеский спорт и физическое воспитание молодежи / Л. Б. Кофман. М., 2000. — 286 с.
  68. , Б.Ф. Научно-педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях нового типа средствами физической культуры: автореф. дис.. кан. пед. наук: / Б. Ф. Курдюкова. Краснодар, 1994. —25 с.
  69. , С.А. Оптимизация деятельности среднего профессионального образовательного учреждения в режиме здоровьесбережения студентов: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Куштанок. Майкоп, 2006. — 25 с.
  70. , Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дис.. д-ра псих, наук: / Л. И. Ларионова. — Иркутск, 2002. 390 с.
  71. , Н.Д. Психотехника и профессиональная пригодность / Н. Д. Левитов.-М., 1928.
  72. , Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1971. — 279 с.
  73. , Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. — М.: Знание, 1984.-79 с.
  74. , Н.С. Ранние проявления одаренности / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии, 1988.
  75. , Н.С. Психология одаренных детей и подростков / Н. С. Лейтес. — М.: 1996.-416 с.
  76. , Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальное различие / Н. С. Лейтес // Избр. труды. М.: — Воронеж, 1997.
  77. , Н.С. Возростная одаренность школьников / Н. С. Лейтес. М.: Академия, 2001.-320 с.
  78. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М., 1972.
  79. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд-е. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — С.84.
  80. , Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко //Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 97−110.
  81. , П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.З.: Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф Лесгафт. — М.: Физкультура и спорт, 1956. — 439 с.
  82. , П.Ф. Избранные труды / П. Ф Лесгафт. М.: Физкультура и спорт, 1987.-359 с.. .
  83. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф Лесгафт. М.: Педагогика, 1988. — 399 с.
  84. , П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. -М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  85. , А. В. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях // Теория и практика физической культуры / А. В. Лотоненко. 1998.
  86. , Л. И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. д-ра. пед. наук / Лубышева, Л. И. М., 1992. — С. .58.
  87. , Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теория ипрактика физической культуры. 1996. — № 1. — С.2−4.
  88. , Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 6: С. 10−15.
  89. , Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л. И. Лубышева //-Теория и практика физ. культуры. — 2001. -№ 4. -С.11—13.
  90. , Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. — С.11−14.
  91. , В.П. Теоретико-методологическое обоснование содержания общего среднего образования в области физической культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Лукъяненко. — Майкоп, 2002. — 73 с.
  92. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического образования в общеобразовательной школе / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 9.- С. 10−13.
  93. Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон // Программа общеобразовательных учебных заведений. — М.: Просвещение, 1993. — 64 с.
  94. ПО.Малинина, С. В. Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры: дис.. кан. пед. наук / С. В. Малинина. СПб., 2000.
  95. , О.Ю. Формирование психологической устойчивости одаренных старших школьников (юношей) средствами физической культуры: дис.. кан. пед. наук / О. Ю. Малоземов. — Екатеринбург,' 2001. 178 с.
  96. , А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. М., 1999.
  97. , А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: дис.. д-ра. пед. наук / А. П. Матвеев. -М., 1997. 124 с.
  98. , Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры /
  99. А.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. -1982. № 7. — С.5−8.
  100. , Л.П. Об особенностях предмета и методов общей теории физической культуры / А. П. Матвеев // Очерки по теории физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1984. — С.97−114.
  101. , Л.П. Опыт анализа и систематизации форм и функций физической культуры / А. П. Матвеев // Очерки по теории физической культуры. — М.: Физкультура и спорт. — 1984.
  102. , К.А. Установка на занятия физической культурой подростков и условия ее формирования: дис.. кан. пед. наук / К. А. Матвейчук. Магнитогорск, 1997. — 174 с.
  103. , A.M., Сиск, Д.А. Одаренные и талантливые дети / A.M. Ма-тюшкин, Д. А. Сиск // Вопросы психологии. — 1988. № 4.' — С.88−97.
  104. , Г. Гениями не рождаются / Г. Мелхорн, X. Мелхорн. — М., 1989.
  105. , Е.Л. Технология формирования физической культуры личности старшеклассников средствами интегрированных форм обучения : дис.. канд. пед. наук / Е. Л. Михайлова. — Улан-Удэ, 2007. — 208 с.
  106. , Л.П. Формирование физической культуры личности студенток в процессе занятий ритмической гимнастикой: дис.. кан. пед. наук / Л. П. Морозова. М., 2002. — 132 с.
  107. , О.Б. Система личностно-ориентированного обучения одаренных детей: дис.. кан. пед. наук / О.Б., Мочалова. — Казань, 1997. — 204 с.
  108. , А.В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. М.: 1997.-368 с.
  109. На заметку учителю: стратегии обучения одаренных: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.central.edu.
  110. , Х.Б. Особенности организации учебного процесса с одаренными учащимися в условиях лицея: дис.. кан. пед. наук / Х.Б. Наджимо-ва. Душанбе, 2000. — 193 с.
  111. , А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса /А.А.
  112. , С.Г. Сериков // Педагогика. 1998. — № 6. — С.53−57.
  113. , Р.С. Психология / Р. С. Немов // Пособие для учащихся: 10—11 кл. -М., 1995.-239 с.
  114. , Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 8. — С.2−9.
  115. , А.Д. Средства и методы физического воспитания: К вопросу о систематизации средств и методов физического воспитания / А. Д. Новиков. M.-JL: Физкультура и спорт, 1941. — 94 с.
  116. , A.M. Российское образование в новой эпохе / A.M. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. — М., 2000. 272 с.
  117. Образовательные программы для одаренных и талантливых: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.interlog.com.
  118. , С.А. Физическая культура личности как ведущий фактор в системе формирования здорового образа жизни студента: дис.. кан. пед. наук / С. А. Овчинников. Н. Новгород, 2006. — 158 с.
  119. Одаренные дети: пер. с англ. / Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого.-М., 1991. 376 с.. .
  120. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М., 1983. — 816 с.
  121. , З.А. Управление физическим состоянием школьников 12—15 лет в процессе физического воспитания: дис.. кан. пед. наук / З. А. Осколкова. — Майкоп, 1999. 255 с.
  122. , В.И. Зачем нужна учителю эта книга об одаренности и об одаренных детях? / В. И. Панов // Учителю об одаренных детях. М., 1997.
  123. , В.И. Если одаренность — явление, то одаренные дети это проблема / В. И. Панов // Начальная школа, плюс—минус. — 2000. № 2. — С.86.
  124. , В.И. Не только дар, но и испытание / В.И. Панов'// Директор школы. 2000. -№ 3. — С.58−61.
  125. , Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностьюих интеллектуальной деятельности / Н. Б. Пасынкова // Психологический журнал. 1996. — Т.17. -№ 1. — С.169−174.
  126. , Е.А. Дифференциация обучения в педагогической теории и практике общеобразовательных учреждений: автореф. дис.. кан. пед. наук / Е. А. Певцова. М., 1994.
  127. , В.А. Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства: от «нормального к здоровому» / В. А. Пегов // Теория и практика физической культуры, — 2000. — № 9. — С.49—52.
  128. , Т.Г. Физическая культура как фактор социализации личности студента: дис.. кан. пед. наук / Т. Г. Пестова. -Карачаевск, 2004. — 188 с.
  129. ИЗ.Петрыгин, С. Б. Педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств личности подростков в процессе занятий восточными единоборствами: дис.. кан. пед. наук / С. Б. Петрыгин. — Рязань, 2005. 196 с.
  130. , К.К. Краткий словарь психологических терминов / К. К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1984.
  131. , Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теория физической культуры / Н. И. Пономарев //Теория и практика физической культуры. — 1995. -№ 5. — С. 55—58.
  132. Понамарев, Н. И О законах функционирования и развития физической культуры / Н. И. Понамарев. СПб: ГДОИФК, 1999.- 20 с.
  133. , Г. И. Проблемы физического воспитания школьников в свете конференции в Коломне / Г. И. Потапаева // Физическая культура в школе. 1998. — № 5. — С.2−6.
  134. Программа по физической культуре для учащихся 1−11 кл. Антистрессовая пластическая гимнастика / А. В. Попков, Е. Н. Литвинов. — Просвещение, 1996.
  135. Программа физического воспитания учащихся 1−11 кл. с направленным развитием двигательных способностей / В. И. Лях Просвещение, 1993.
  136. Программы для одаренных студентов: Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.prk.kl2.nj.us.
  137. , Б.А. Личностно-ориентированное обучение в педагогическом процессе / Б. А. Прудникова. М., 1990. — 276 с.
  138. , В.И. Педагогические условия гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков (на материале детских сибириад): дис.. кан. пед. наук: / В. И. Пунгин. Новосибирск, 2002. — 200 с.
  139. , Т.Г. Формирование у студентов педвуза интегрально-педагогических умений для работы с одаренными и способными детьми в сельской общеобразовательной школе: дис.. кан. пед. наук: /Т.Г. Рахматуллин. Бирск, 1994. — 200 с.
  140. , Дж. Модель обогащенного школьного обучения, // Основные концепции одаренности и творчества / Дж. Рензули- Под ред. Д. Б. Богоявленской.-М., 1997.
  141. , О.В. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: дис.. канд. пед. наук / О. В. Рихтер. — Ставрополь, 2003. 221 с.
  142. , Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. С. 164−168.
  143. , С.Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М., 1957.
  144. , А.В. Индивидуальная траектория формирования физической культуры личности учащегося малокомплектной сельской школы: дис.. кан. пед. наук /А.В. Руденко. Сургут, 2007. — 210 с.
  145. , А. Одаренные дети в обычной школе / А. Савенков, Н. Беляева // Народное образование. 1999. — № 9. — С. 162−185.
  146. , А.И. Детская одаренность и школьное обучение / А. И. Савенков // Школьные технологии. 1999. — № 1−2. — С.121−123.
  147. , А.И. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей / А. И. Савенков // Педагогика. 1999. -№ 3. — С.97−101.
  148. , А.И. У колыбели гения / А. И. Савенков. — М., 2000. 224 с.
  149. , Т.Я. Охрана детей / Т. Я. Сафонова, А.Д. Фролова- сост. В. М. Астапов, Ю. В. Мнкадзе // Хрестоматия: Обучение и воспитание детей «группы риска». — М.: Институт практической психологии, 1996. — С.6−13.
  150. , С.Г. Отражение роли здоровьесбережения в подготовке специалистов по физической культуре / С. Г. Сериков //Теория и практика физической культуры. 2000. — № 4. — С.22−26.
  151. , Р.В. Гигиеническое значение двигательной активности школьников: автореф. дис.. кан. пед. наук / Р. В. Силда. — Тарту, 1968.
  152. , А.В. Двигательная подготовленность школьников / А. В. Симонов // Проблемы двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста. Свердловск, 1983. — С.54—58.
  153. , Т.В. Становление физической культуры личности в образовании / Т. В. Скобликова. — Курск, 2000. — 203 с.
  154. , Е.В. Педагогические условия формирования основ физической культуры личности младшего школьника: дис.. кан. пед. наук / Е. В. Скриплова. Курск, 2004. — 195 с.
  155. Словарь иностранных слов. — 13 изд.-е! — М.: Рус.яз., 1986. — 608 с.
  156. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. — М.: 1989.-С.63.
  157. Словарь: Психология / Под ред. А. В. Петровского, М. Т. Ярошевского. -М., 1990.-494 с.
  158. , Б.А. Физическая подготовка учащихся 7−8 классов общеобразовательных школ на основе формирования навыков спортивного ориентирования: дис.. кан. пед. наук / Б. А. Слонов. — М., 2003. — 115 с.
  159. , Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнова, М. К. Аносова. М.: изд-во Академии ПК и ПРО, 2002. — 213 с.
  160. , В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект / В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 7.
  161. , Е.П. Состояние здоровья детей и подростков с различными показателями морфофункционального развития / Е. П. Стромская, В.И. Карда-шеико //Гигиена и санитария. 1982. — № 2. — С.71−73.
  162. , А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков /
  163. A.Г. Сухарев. М.: Медицина, 1991.
  164. , А.Г. Состояние здоровья школьников и факторы его формирующие / А. Г. Сухарев //Гигиена и санитария. — 1982. № 5. — С.70−72.
  165. , Е.В. Ценностные ориентации как фактор формирования у старшеклассников интереса к спортивной деятельности: дис.. кан. пед. наук / Е. В. Тарасов. Магнитогорск, 1998. — 195с.
  166. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М.: 1961.
  167. , Б.М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Избранные труды. В 2-х т. Т.1.- 1985.-С.1541.
  168. , Е.С. Личностные компоненты психорегуляции учебной деятельности одаренного подростка: дис.. кан. псих, наук /Е.С. Ткаченко. — Владимир, 2003. — 137 с.
  169. , Е.Б. Личностно-ориентированный подход, его значение и возможности в учебном процессе / Е. Б. Толстогузова // Наука и школа. — 1998. -№ 1. С.14—17.
  170. , Ф.Р. Оптимизация режима двигательной и учебной деятельности школьников: дис.. кан. пед. наук / Ф. Р. Тхагова. — Майкоп, 2001. — 173 с.
  171. К. Одаренные дети: пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской и
  172. B.М. Слуцкого.-М., 1991.-376 с.
  173. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. — М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  174. , А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным / А. В. Усова // Педагогика. 2000. — № 4. — С.30−33.
  175. , С.И. Физическая культура и спорт как пространство формирования оптимальной самореализации личности: дис.. кан. пед. наук / С. И. Филимонова. М., 2004. — 492 с.
  176. , В.М. Образование и здоровье / В. М. Филиппов // Народное образование. 2001. — № 6. — 286 — 287.
  177. Философский энциклопедический словарь, 1983. — С. 130.
  178. , Б.Н. Качество населения как ресурс и гарант стабильного развития / Б. Н. Фирсов // Вестник Российского гумкнитарного научного фонда. 1996. -№ 2. — С.115.
  179. , Н.К. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: дис.. д-ра пед. наук / Хакунов Н. К. — Майкоп, 1995.
  180. , Н.Х. Основы профессионально-прикладной физической культуры личности Электронный ресурс. / Н. Х Хакунов., В. П. Шрам, А.Г. Пис-карева. — Режим доступа: http://www. adygnet.ru/konfer/konfifk 2006/soob/3/3 HakunovSP.htm.
  181. , В.Н. Когнитивный и мотивационный компоненты физической культуры личности студентов технологического вуза: дис.. кан. пед. наук: / В. Н. Хачатуров. Майкоп, 2005. — 152 с.
  182. , А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрип-кова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. -М., 1991. -319 с.
  183. , Т. Лицейское и гимназическое образование / Т. Хромова, В. Юркевич. М., 1999. — № 6. — С.68.
  184. , К.Д. Здравосберегающая система’обучения (состояние и проблемы формирования) / К. Д. Чермит // Вестник Адыгейского государственного университета. -Майкоп, 1998. № 1. — С.97−98.
  185. , Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дисд-ра пед. наук / Ю. К. Чернышенко. Краснодар, 1998 — С.21−25.
  186. , З.И. Формирование физической культуры личности в младшем школьном возрасте: дис.. кан. пед. наук / З. И. Чунтыжева. — Майкоп, 1997. 149 с.
  187. , В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / В. Д. Шадриков. — М., 1996. —320 с.
  188. , В.Н. Урок физической культуры // Физическая культура в школе / В. Н. Шаулин. 1993. — № 2. — С. 10−13.
  189. , Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: автореф. дис.. кан. пед. наук / Е. Н. Шиянов. — М., 1991. 35 с.
  190. , В. Умственная одаренность / В. Штерн. — СПб., 1997. — 121 с.
  191. , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Элько-нин / Под ред. Д. И. Фельдштейна: вступительная статья Д.И. Фельдштей-на.-М., 1995.-416 с.
  192. Юнг, Г. К. Структура психики и процесс индивидуализации / Г. К. Юнг. — М., 1996.-350 с.
  193. , B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / B.C. Юрке-вич.-М., 1996.- 136 с.
  194. , Д.С. Гуманистическая психология в системе образования / Д. С. Ягофарова // Гуманизация образования. — 1996. — № 2. — С. 152−153.
  195. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., 1996. — 96 с.
  196. Education Week on the Wed, общие материалы по проблемам одаренных, подборка публикаций, полезные ссылки: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edweek.org.
  197. Gallucci, N.T. Intellectually Superior Children and Behavioral Problems and Competence / N.T. Gallucci, G. Middleton, A. Kline, R. Review // Journal article. 1999. -Vol. 22: Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.questia.com
Заполнить форму текущей работой