Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта детей и подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные материалы диссертации докладывались на международных, всероссийских и межвузовских конференциях, в городах Самара, Волгоградобсуждались на заседаниях кафедры спортивных дисциплин Самарского государственного педагогического университетарезультаты отражены в шести печатных работахантинаркотическая программа используется в средних общеобразовательных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И
  • СПОРТ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. Физическая культура и спорт — средство сохранения и укрепления здоровья школьников
    • 1. 2. Физическая культура и спорт в системе профилактики девиантного поведения детей и подростков
  • ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Организация исследования
    • 2. 3. Методы исследования
  • ГЛАВА III. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ В «НОРМЕ» И «ГРУППЫ РИСКА»
    • 3. 1. Характеристика асоциального поведения школьников
    • 3. 2. Морфофункциональное развитие и физическая подготовленность школьников
      • 3. 2. 1. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности школьников (11−17 лет)
      • 3. 2. 2. Телосложение школьников с различным уровнем биологического созревания
    • 3. 3. Структура взаимосвязи показателей морфофункционального развития и физической подготовленности школьников
    • 3. 4. Оптимизация физической нагрузки на организм асоциальных школьников в процессе физического воспитания
      • 3. 4. 1. Динамика мышечной работоспособности и характер реакций сердечно-сосудистой системы в процессе занятий
      • 3. 4. 2. Нормирование физических нагрузок
    • 3. 4. Информативность результатов выполнения отдельных упражнений в оценке физических способностей школьников
  • ГЛАВА IV. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА МОЛОДЕЖ
    • 4. 1. Организация и методика педагогического эксперимента
    • 4. 2. Динамика показателей морфофункционального развития школьников
    • 4. 3. Динамика показателей физической подготовленности школьников
    • 4. 4. Эффективность воздействий средств физического воспитания на социальное поведение подростков
      • 4. 4. 1. Динамика психолого-педагогических характеристик
      • 4. 4. 2. Характеристика распространенности вредных привычек и наркомании в подростковой среде школьников

Профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Огромный образовательный и воспитательный потенциал физической культуры и спорта не может быть эффективно реализован без создания социальных условий и использования новейших педагогических технологий, определения содержания, форм физкультурно-спортивной работы, направленных на социализацию детей и подростков, профилактику их возможного асоциального поведения: курения, употребления спиртных напитков и наркотиков, бродяжничества, нарушение гражданского и уголовного кодекса [39, 69].

Дефицит двигательной активности, общения в культурной среде, потеря интереса к познанию мира, характерные для многих современных людей, вызывают дискомфорт в растущем организме подростка, стремление к поиску «острых» ощущений, выходу «за рамки дозволенного», что влечет за собой опасность попадания его «в группу риска» [4, 173]. С этих позиций представляется очевидным, что приобщить подростка к систематическим физ-культурно-спортивным занятиям, открыть для него мир спорта — значит предупредить возможность развития у него девиантного поведения, уберечь от правонарушительных действий [144, 156]. В этой связи решение специфических социально-педагогических задач антинаркотической направленности средствами физической культуры и спорта, на наш взгляд, будет наиболее эффективным на основе реализации идей личностно-ориентированного образования и воспитания, выбора видов спорта, определения содержания занятий по интересам.

В настоящее время практически отсутствуют исследования по использованию средств физической культуры и спорта для профилактики наркомании в подростковой среде: научно не обоснованы принципы использования физической активности в системе профилактики и распространения наркомании в обществе, не разработаны педагогические технологии со школьниками асоциального поведения. Нерешенность многих проблем профилактической антинаркотической социальной активности средствами физической культуры и спорта, противоречивость взглядов специалистов определяют необходимость проведения дальнейших научных исследований в данном проблемном поле.

Объект исследования: социально-педагогическая система профилактики асоциального поведения детей и подростков.

Предмет исследования: физическая культура и спорт в системе профилактики наркомании в подростковой среде.

Цель исследования: теоретическое обоснование и построение программы физического воспитания в системе профилактики асоциального поведения подростков, склонных к употреблению наркотиков.

Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанные на основе закономерностей взаимосвязи биологического и социального в человеке психолого-педагогические условия организации, формирования содержания и ^ построения методики учебных занятий по физической культуре учащихся с отклоняющимся поведением («группы риска») с учетом уровня их физического состояния, интересов, потребностей и мотивов являются центральным звеном формирования физической активности подростков, способной противостоять наркозависимости.

Методологическую базу исследования составили: системный подход (J1. фон Берталанфи) — теория функциональных систем (П.К. Анохин) — дея-тельностный подход (А.Н. Леонтьев) — теории физической культуры (В.К.Бальсевич, Л. П. Матвеев, В.Н. Платонов) — концепция личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков) — концепция индивидуализа-^ ции массового физического воспитания (В.К. Бальсевич, В. Д. Сонькин,.

Л.И.Лубышева, В.В.Зайцева) — здоровьесберегающие педагогические технологии (В.К. Бальсевич, И. И. Брехман, A.B. Шаханова), положения развития физкультурно-спортивной деятельности, направленной на профилактику асоциального поведения подростков и молодежи (П.А. Виноградов, Н. В. Паршикова, В.А. Кабачков).

Научная новизна диссертации состоит в выявлении перспективных направлений перелома в негативной тенденции наркотизации молодого поколенияразработке и экспериментальной апробации новых форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, нацеленных на формирование здорового образа жизни в структуре личностных ценностей подростковсоздание программно-методического обеспечения школьной системы физического воспитания, обеспечивающего антинаркотическую профилактику подрастающего поколения.

Доказано преимущество личностно ориентированного подхода в формировании устойчивого интереса детей и подростков к здоровому образу жизниуточнены компоненты, обеспечивающие их потребность в двигательной активности, а также неприятие асоциального поведения членов коллектива, вредных привычек и употребления наркотиков.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в работе:

— конкретизированы педагогические условия использования принципа дифференциации физического воспитания школьников, склонных к асоциальному поведению;

— теоретически обосновано содержание занятий по физической культуре школьников с девиантным поведением, определенно место физкультурно-спортивных занятий в системе профилактики наркозависимости подростков;

— показана зависимость результатов физкультурно-спортивной деятельности учащихся от их врожденных и социально приобретенных показателей развития психомоторики, физических качеств и функциональных возможностей организма;

— определены проблемные области знания по формированию здорового образа жизни учащихся «группы риска».

Достоверность результатов исследования обеспечена научной обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, его современной методологической базойразнообразием использованных методов и их адекватностью поставленным задачамдостаточным объемом выборки и репрезентативностью экспериментального материала, корректной статистической обработкой данных с применением ЭВМ.

Практическая значимость исследования проявляется в конкретных результатах, характеризующих уровень физического развития, физической подготовленности учащихся с «нормативным» и «отклоняющимся» поведением, позволяющих дифференцировать содержание и методику физического воспитания по критерию отношения к социуму, школьной среде и своему «Я». С учетом групповых различий в социальном развитии учащихся разработана и реализована в условиях школы программа физического воспитания учащихся. В работе представлены практические рекомендации по использованию средств и методов физической культуры и спорта в системе профилактики наркомании в подростковой среде.

Результаты исследования (показатели физического развития, физической подготовленности учащихся до и после педагогического эксперимента, критерии оценки эффективности педагогического процесса в сфере физической культуры) могут быть использованы в системе школьного образованияв учреждениях, объединениях, клубах, классах дополнительного физкультурного образованияв высших и средних профессиональных учебных заведениях при организации профилактической работы со студентами, «склонными» к асоциальному поведениюна факультетах и в институтах системы поствузовсого образования, готовящих управленческие кадры для сферы образования и социальной политики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни, здоровая состязательность и свободный творческий поиск, удовлетворение естественного стремления человека к экспериментированию и двигательной активности, поиску новых необычных ощущений и переживаний делают занятия физической культурой и спортом реальной альтернативой миру наркотиков.

2. Программы и мероприятия массового вовлечения подростков в спортивную деятельность, активное проведение досуга, нетрадиционные формы спортивно-массовой работы, взаимодействие всех заинтересованных структур значительно усиливают профилактическую работу, непопулярность асоциального поведения, вредных привычек, употребление наркотиков.

3. Личностно — ориентированные двигательные программы формируют у детей подростков потребность в занятиях физической культурой и спортом, нацеливают на здоровый образ жизни и физическое совершенствование, обеспечивают готовность подростка противостоять факторам риска.

4. Экстремальные виды двигательной активности наиболее притягательны для подростков «группы риска», а потому эффективны в формировании здорового образа жизни подростков: вызывают неослабевающий интерес к занятиям физической культурой и спортом, формируют привычки к спортивному образу жизни, меняют приоритеты и создают условия для появления новых жизненных целей, формируют ощущения собственной элитарности, повышают самооценку, способствуют самоутверждению личности, обеспечивают профилактику наркомании.

Апробация результатов исследования. Основные материалы диссертации докладывались на международных, всероссийских и межвузовских конференциях, в городах Самара, Волгоградобсуждались на заседаниях кафедры спортивных дисциплин Самарского государственного педагогического университетарезультаты отражены в шести печатных работахантинаркотическая программа используется в средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов № 32 и 78 г. Самарырезультаты исследования внедрены в учебно-педагогический процесс по дисциплине «Теория и методика физического воспитания в школе» Волгоградской государственной академии физической культуры.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы. Диссертация изложена на 163 страницах машинописного текста, иллюстрирована 18 рисунками и 21 таблицей.

Список литературы

состоит из 239 наименований, из которых 14 -на иностранных языках.

выводы.

1. Вредные привычки в основном сочетанные. Очевидна связь между социально-экономическими проблемами, злоупотреблением алкоголем, наркотическими и психоактивными веществами, правонарушениями в обществе молодых людей и преступностью. Возраст первого знакомства детей и подростков с наркотиками составляет 11−13 лет. 22,4 — 27,6% школьников этого возраста психологически готовы к употреблению наркотических средств, а употребляют наркотики 1,2 — 8,2%.У школьников, занимающихся спортом, распространенность вредных привычек невелика. В 14−17 лет существенно растет (с 13,1 до 27,3%) число школьников, употребляющих наркотические и токсические вещества. К 11−12 годам вкус спиртного узнают 11,9% школьников, а 75,2% старшеклассников употребляют алкогольные напитки.

2. Выявлен низкий уровень интересов учащихся-девиантов к занятиям традиционными видами спорта и упражнениям школьной программы. Наиболее популярными видами спорта среди данной категории подростков являются экстремальные (бокс, дзюдо, каратэ, кикбоксинг, рукопашные единоборства) и инновационные (роликобежный спорт, стритбол, скейтбол) виды спорта. Перспективными для них могут быть мотоспорт, парашютный и конный спорт, альпинизм, оздоровительный туризм.

3. Показатели морфофункционального развития и физической подготовленности 11−17-летних учащихся девиантного поведения с возрастом специфически изменяются. Эти изменения носят гетерохронный и неравномерный характер, многие показатели вариабельны. По данным показателям в 11−13 лет выявлено количественное преобладание подростков «группы риска», а в 15−17 лет — учащихся с «нормативным поведением».

У 13−17-летних подростков девиантного поведения выявлена дробность распределения показателей физической подготовленности (от двух до трех независимых групп), которая с возрастом усиливается. Информативность показателей физической подготовленности в различных упражнениях у школьников с девиантным поведением и «нормативным» существенно различаются.

Суммарный вклад физической подготовленности учащихся девиантно-го поведения в результативность различных упражнений с возрастом снижается. Школьники с «нормативным поведением» имеют преимущество в реализации двигательного потенциала.

4. Для развития выносливости у старшеклассников девиантного поведения эффективным является повторный бег (3−4 раза) с интенсивностью 70% от максимальнойповторный бег на месте 2−4 раза в течение 10 сек. в максимально быстром темпе эффективен для повышения их скоростных способностей. Подтягивания на перекладине (3−4 серии) с околопредельной дозировкой способствуют развитию силовых способностейвыполнение упражнений скоростно-силового характера с оптимальной дозировкой влияет на уровень снижения результата до 10% от исходного.

5. Сформированность физической культуры подростка, обеспечивающая готовность противостоять наркомании, включает следующие компоненты:

— личностно-образовательный, формирующий позиции престижности личного уровня физического совершенствования, разносторонней физической и моторной подготовленности, способствующий формированию необходимых двигательных умений и навыков;

— программно-двигательный, обеспечивающий тренирующую направленность подготовки, способствующий коррекции двигательной сферы подростка;

— продуктивно-значимый, формирующий личностные показатели физического развития и физической подготовленности, способности противостоять факторам риска, умения самостоятельно принимать решения и действовать в различных ситуациях.

6. Наиболее эффективной организационной формой профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта является форма, включающая четыре блока: учебно-информационный, организационный, обучающий и поддерживающий.

7. Основными социально-педагогическими условиями противо-наркотической физкультурно-профилактической программы являются:

— оздоровительно-профилактическая и спортивная направленность педагогического процесса;

— применение средств и методов физического воспитания, адекватных личностным особенностям учащихсяформирование интереса и потребности к занятиям физической культурой, воспитание морально-волевых и нравственных качествкоррекция психических отклонений;

— формирование ценностей физической культуры, акцентированное использование упражнений силовой и аэробной направленности, основной метод — круговой;

— организация работы в образовательных учреждениях и в сфере досуга по месту жительства, совместных мероприятий с родителями.

8. Антинаркотическая физкультурно-профилактическая программа оказала позитивное влияние на интересы и поведение школьников, повысила их уровень здоровья (13,6%, р<0,05) и физической подготовленностиспособствовала адаптации учащихся к реальной жизнисформировала у них здоровый поведенческий стиль, повысила устойчивость к различным негативным социальным явлениям, увеличила число испытуемых с положительным отношением к воспитательным мероприятиям (с 23,4 до 55,3%) и учебной деятельности (с 17,0 до 46,8%), снизила показатели общей тревожности (с 74,5 до 48,9%), увеличила число подростков (с 14,9 до 80,9%), занимающихся спортом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В процессе профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта необходимо учитывать:

— ценностные ориентиры школьников девиантного поведения в области физической культуры и спорта;

— особенности состояния здоровья, уровней физического развития и физической подготовленности;

— физкультурно-воспитательную и спортивную деятельность;

— уровни педагогической культуры родителей;

— двигательную активность и двигательные предпочтения подростка;

— интерес к занятиям физической культурой и спортом;

— факторы, порождающие распространение наркомании.

2. У трудных подростков важно изучить: особенности их поведенияотношение к учебе и физкультурно-спортивной деятельностимежличностные взаимоотношения в коллективе и вне егопотребности и интересы к занятиям физической культуройфизическое развитие и физическую подготовленностьсостояние психо-эмоциональной сферы.

3. Методика самостоятельных занятий оздоровительным бегом включала следующие условия: постепенное увеличение объема и скорости бега, в зависимости от адаптационных возможностей ребенкаиспользуется равномерный темп в пульсовом режиме 150−170 уд/минобъем беговой нагрузки дозируется, ориентируясь на восстановление пульса, примерно 100 уд/мин через 10 минут после окончания упражнения.

Беговые тренировки рекомендуется проводить 2−3 раза в неделю.

Предлагается следующая схема беговой нагрузки:

— ускоренная ходьба 400−600 м за 3−6 минут;

— переменный бег с ускоренной ходьбой по дистанции 800−1000 м за 710 минут;

— медленный бег в равномерном темпе от 2 до 6 км.

Через каждые пять занятий объем медленного бега увеличивается на 100−200 м, а через три месяца самостоятельных занятий беговая нагрузка состоит только из третьего упражнения.

4. Направленность учебного процесса определяется на основе реализации двигательного потенциала и зависит от соотношения расчетного и фактического результатов: чем больше разница данных показателей, тем выше степень акцентирования отстающего компонента. Это позволяет дифференцировать подготовку учащихся асоциального поведения, объединять их в однородные группы.

5. Для развития скоростной выносливости школьников асоциального поведения рекомендуем использовать оптимальные скорости пробегания различных отрезков от 600 до 2000 м. (целевое время, которое в среднем для 11−12-летних учащихся составляет 32,7 с, 13−14-летних — 28,6 с, 15−17-летних — 28,2 с на каждые 100 м).

Количество 100-метровых отрезков на дистанции и время их преодоления, определяют продолжительность бегового упражнения. Оптимальное время пробегания 1000 м для 13−14-летнего подростка асоциального поведения составляет 4.46,0 (28,6×10).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г., Алабин A.B., Бизин В. П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. — Харьков: Основа, 1993. — 243 с.
  2. С.Н. Влияние соотношения различных методов упражненияна процесс формирования интереса школьников к урокам физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1989. — 19 с.
  3. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. -64с.
  4. А.П. Подходы к формированию знаний об основах здорового образа жизни // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. -Краснодар, 2002. С. 203−204.
  5. П.К. Теория функциональных систем. М.: Медицина, 1975−134с.1 6. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессеучебной и трудовой деятельности. — М.: Просвещение, 1968. 125 с.
  6. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова JT.M. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. 1995. — № 2. -С. 26−31.
  7. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здо-ров'я, 1985.-79 с.
  8. И.А. Дифференцированная психофизиология и её генетические аспекты. М.: Мысль, 1975. — 210 с.
  9. .А. О тестах и тестировании: педагогический контроль на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. — 1985. — № 3.— С. 60−62- № 4. — С. 58−61.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  11. Э.А., Гонопольсикй М. Х. Наркология: Учеб. пособие. 2-е изд. -М.: Медицина, 1990.-204 с.
  12. B.C., Грецкая И. Б., Хмелева С. Н. Валеология: Учебное пособие. Волгоград, 1996. — 69 с.
  13. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 23−25.
  14. В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
  15. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. -С. 32−36.
  16. A.A., Матвеева H.A. Здоровье школьников. Красноярск: КГУ, 1989.- 184 с.
  17. Н.В. Основы физической культуры старшеклассников. Самара: СГУ, 1995.-251 с.
  18. Н.В., Виноградов П. А., Жолдак В. И. Физическая культура и здоровый образ жизни: Учебное пособие. Самара, 1997. — 256 с.
  19. C.B., Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании. Самара: Самарский университет, 2000. — 64 с.
  20. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  21. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.- 187 с.
  22. С.Н. Индивидуализация физического воспитания школьников 12−14 лет на основе учета структуры моторики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 24 с.
  23. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 192 с.
  24. В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 144 с.
  25. Д. Процесс обучения (Пер. с англ). М.: Физкультура и спорт, 1962.- 138 с.
  26. В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М., 1987. -44 с.
  27. В.В. Антропометрия. -М.: Учпедгиз, 1941. 367 с.
  28. П.В., Дибнер Р. Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5−6. -С. 6−12.
  29. А.И. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 12−14.
  30. А.И., Барышева Н. В., Муценко Т. А. Роль школы в формировании здоровья детей и подростков. Самара: СГПУ, 1996. — 120 с.
  31. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
  32. Ю.В. Основы специальной силовой подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
  33. М.Я., Литвинов Е. М. Физической воспитание школьников: Вопросы перестройки // Физическая культура в школе. — 1990. № 12. -С.2−7.
  34. Э.С. Развитие двигательных функций детей. Киев: Здо-ров'я, 1983.- 142 с.
  35. П.А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт, 1996. — 588 с.
  36. В.М., Ромашов A.B. Лонгитюдинальные исследования скоростно-силовых показателей школьников 11−14 лет // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С.5.
  37. В.М., Филин В. П. Спортивный отбор. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 175 с.
  38. Л.В. Физические способности детей и подростков. Киев: Здо-ров'я, 1981.-117 с.
  39. В.М., Курамшин Ю. Ф., Николаев Ю. М. Осмысление интегратив-ной сущности физической культуры магистральный путь формирования ее теории //Теория и практика физической культуры.-1996.-№ 5-С.59−62.
  40. .А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности // Психологический журнал. 1993. — № 2. — С. 73−83.
  41. Г. Н., Кутмин H.H. Оценка степени предрасположенности учеников 9−15 лет к скоростно-силовым видам легкой атлетики // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5. — С.52.
  42. Годик М-А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.:
  43. Физкультура и спорт, 1980. 136 с.
  44. Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников: методическая разработка. М.: ГЦО-ЛИФК, 1984.-29 с.
  45. .Р. Проблемы физического воспитания школьников в свете конференции в Коломне // Физическая культура в школе. -1998. № 5. — С. 2−6.
  46. Э.А. Способности и индивидуальности. М: Прометей, 1993. -142 с.
  47. Г. И. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 198 620 с.
  48. Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовкиспортсменов. Краснодар: КГАФК, 1995. — 68 с.
  49. А.П. Динамика проявления скоростно-силовых способностей школьников 8−15 лет в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 18 с.
  50. A.C., Хромин В. Г., Соколов Г. Я. Программы по физической культуре для 9−11 классов: Базовая часть // Физической образование Сибири. 1997. — № 2 (6). — С. 128−137.
  51. В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различных видах спорта: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1997. — 50 с.
  52. В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. М: Спорт Академ Пресс, 2000. — 120 с.
  53. В.П., Никитушкин В. Г., Квашук П. В. Индивидуальные особенности юных спортсменов. Смоленск: СГИФК, 1997. — 220 с.
  54. A.A. Развитие двигательных качеств. Минск: Народная асвета, 1978. — 105 с.
  55. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Наука, 1987. -227 с.
  56. JI.C., Хабаров A.A. Силовая подготовка школьников. Краснодар: КГАФК, 1997. — 236 с.
  57. В.Е. Морфологическая типология телосложения мужчин и женщин: Автореф. дис.. докт. биол. наук. М., 1993. -48 с.
  58. С.С., Тютюков В. Г. Методические перспективы реализации новых технологий обучения движениям и совершенствования в школе // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 4. — С. 10−11.
  59. Добрыдин J1.H. Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. -23 с.
  60. Д.Д., Дмитриев C.B. Основы антропоцентрической биомеханики (методика, теория, практика). Нижний Новгород, 1993. — 145 с.
  61. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. -М.: Медицина, 1983. 160 с.
  62. Н.Р. Развитие силовых способностей школьников 7−11 классов различных соматических типов и вариантов развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 26 с.
  63. Р.Н. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена: Учебн. пособие. Смоленск: СГИФК, 1995. — С. 21−44.
  64. В.Н. Современная психофизиология. М.: ИНФРА, 1999. -186 с.
  65. С.П. Роль и место физической культуры в борьбе с наркоманией // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступностисреди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2002. -С. 96−98.
  66. С.Ф. Силовая подготовка школьников с учетом их соматической зрелости: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1999. — 24 с.
  67. М.С., Марютина Т. М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии. 1992. — № 5−6. — С. 5−13.
  68. В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М, 1996.-48 с.
  69. О.Ю. Скоростно-силовая подготовка школьниц 7−12 лет различных соматических типов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000.-21 с.
  70. В.В. Комплексный контроль в спорте. М.: ВНИИФК, 1991. -200 с.
  71. С.И. Статистические модели дифференцированной оценки двигательный возможностей детей и молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1997.-24 с.
  72. Е.П. От культуры физической к культуре здоровья // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 7. — С. 46−48.
  73. Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека- М.: Школа-Пресс, 1995. 64 с.
  74. М.Г. Социально-медицинские аспекты здоровья современного человека: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Ростов Н/Д, 1997. — 31 с.
  75. О.С. Формирование здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин о человеке: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп. 2001.- 19 с.
  76. В.П., Спирин Е. А. Феномен человека: комплекс социоприрод-ных свойств // Вопросы философии. 1988. — № 7. — С. 11−23.
  77. Р.П. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. -Краснодар, 2002. С. 221−224.
  78. А.И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституции человека. Л.: Наука, 1979. — 164 с.
  79. В.А. Возрастные морфофункциональные модели 9−18-летних спортсменов, адаптированных к физическим нагрузкам максимальной, субмаксимальной и большой мощности: Автореф. дис.. докт. мед. наук. С-Пб., 1997. — 36 с.
  80. Н.В. Непрерывное физическое воспитание и его роль в развитии школьников и сохранения их здоровья: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2002. — 21 с.
  81. A.M. Реализация функции здоровьесбережения учащихся основной школы в физкультурном образовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 2002. 22 с.
  82. А.Г. Повышение уровня физической активности школьников как средства профилактики наркомании // Спорт против наркотиков: Межрегиональная научно-практическая конференция: материалы. М.: Советский спорт, 2002. — С. 69−75.
  83. Ю.А. Проблемы физического воспитания школьников в свете конференции в Коломне // Физическая культура в школе. 1998. — № 5. -С. 2−6.
  84. Е.А., Сулейманов И. И. Дифференциация физкультурного образования учащихся основной школы: Учебн. пособие. Тюмень: ТГУ, 1997.-48 с.
  85. Краснодарская краевая программа «Физическая культура и спорт в профилактике наркомании среди молодежи» / Разраб. В. А. Якобашвили, А. И. Погребной. Краснодар: Кубанская ГАФК, 2002. — 11 с.
  86. A.A. Комплексная система подготовки школьников в различных видах легкой атлетики: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1994. — 48 с.
  87. В.В., Никитюк Б. А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. -М.: ФОН, 1995. 174 с.
  88. В.В., Никитюк Б. А. Интегративная педагогическая антропология. -М.: ФОН, 1996.- 181 с.
  89. З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физкультура в школе. 1975. — № 1. — С. 7−10.
  90. Т.Д. Возрастные особенности движений детей и подростков. М.: Медицина, 1986. — 127 с.
  91. В.П., Киселев В. И. Потребность в двигательной активности: Моногр. М.: ИЦ Академия, 1998. — 185 с.
  92. .Ф. Некоторые педагогические аспекты совершенствоваг-ния процесса обучения в общеобразовательных школах // Теоория и практика физической культуры. 1996. — № 9. — С. 10−14.
  93. Легкая атлетика / Под общ. ред. А. Н. Макарова. М.: Просвещение, 1987.-304 с.
  94. Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 9−17.
  95. В.А. Современная стратегия социального воспитания// Спорт против наркотиков: Межрегиональная научно-практическая конференция: материалы. -М.: Советский спорт, 2002. С. 89−91.
  96. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  97. В. Бег, прыжки, метания. М.: Физкультура и спорт, 1974. -150 с.
  98. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 2. С. 12−16.
  99. В.П. Формирование здорового образа жизни // Физкультура в школе. 2001. — № 2. — С. 55−57.
  100. В. В. Долгов В.А. Математическая статистика в физическом воспитании: Метод, пособие. Краснодар, 1995. — 126 с.
  101. Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. М.: Педагогика, 1979. — 94 с.
  102. Лях В. И. Двигательные способности: общая характеристика и основы теории и методики их развития в практике физического воспитания // Физическая культура в школе. 1996. — № 2. — С. 2−6.
  103. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителей. М.: ACT, 1998. — 272 с.
  104. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. — 192 с.
  105. Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9 — С. 49−51.
  106. В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. -191 с.
  107. A.A. Вопросы возрастной психологии и физиологии. М.: Просвещение, 1974. — 271 с.
  108. H.A. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 149 с.
  109. Г. А. Теоретические и методические основы использования индивидуально-сопряженного подхода в физическом воспитании и подготовке юных спортсменов: Автореф. дис.. докт. пед. наук.- Минск, 1993.-49 с.
  110. А.П. Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней образовательной школы (1−11 классов). М.: Радио и связь, 1995.-216 с.
  111. А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1997. 70 с.
  112. Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 331 с.
  113. С.В. Конституционные особенности развития и оценка физиологических данных у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Л., 1990. — 24 с.
  114. В.А. Оздоровительные технологии физического воспитания школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 4. — С. 20−24.
  115. Ю.В. Дескриптивно-конструктивный подход в обеспечении результативности физических упражнений // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 10. — С. 7.
  116. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 266 с.
  117. Методика физического воспитания учащихся 10−11 классов: Пособие для учителя / Под общ. ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение, 1997. — 125с.
  118. Методы исследований в спорте / Под общ. ред. В. П. Филина Харьков: Основа, 1992. — 149 с.
  119. Т.М., Лысенко В. В. О критериях оценки уровня развития физических качеств у учащихся общеобразовательных школ // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 11. — С. 17.
  120. A.B. Индивидуально-типические различия в структуре двигательной одаренности детей и их значение при выборе спортивной специализации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -С-Пб., 1998. -23 с.
  121. A.B. Проблемы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи // Спорт против наркотиков: Межрегиональная научно-практическая конференция: материалы. М.: Советский спорт, 2002. -С. 107−110.
  122. И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев: Здоровья, 1989. — 272 с.
  123. М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 279 с.
  124. В.А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования: Учеб. пособие. Хабаровск: ХГИФК, 1997. -74 с.
  125. В.Г., Квашук П. В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 10. — С. 18.
  126. . А. Адаптация, конституция и моторика // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 1. — С. 44−46.
  127. И.В. Программирование циклических нагрузок в занятиях студентов с учетом их индивидуальных особенностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 24 с.
  128. Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 6.-С. 2−10.
  129. Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 7. С. 2−7.
  130. В.Ф. Методика урока физической культуры в старших классах. Киев.: Радяньска школа, 1989. — 127 с.
  131. Н.В. Направленная физическая культура в процессе становления ребенка как личности // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. на-уч.-практ. конф. Краснодар, 2002. — С. 7−9.
  132. В.А. Путь учителя: ближайшие ориентиры // Физическая культура в школе. 1991.-№ 12.-С. 36−39.
  133. Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2000. — 170 с.
  134. В.В., Круцевич Т. Ю. Проблемы дифференцированного развития в средней школе // Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 5. -С. 47−50.
  135. В.Г. Спортивная морфология: Учеб. пособие. М.: ГЦО-ЛИФК, 1985.-60 с.
  136. С.Н. Педагогические основы формирования здоровья и развития младших школьников в системе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2001. — 24 с.
  137. P.A. Физкультура и спорт: пути перестройки // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С. 3−7.
  138. М.И. Привитие навыков самостоятельности на уроках легкой атлетики // Физическая культура в школе. 1993. — № 4. — С. 9−12.
  139. M.И. Индивидуализация контроля: Тесты физической подготовленности ученика // Физическая культура в школе. 1994. -№ 1. -С.22−24.
  140. В.Б. 1001 упражнение в тренировке легкоатлетов. М.: Физкультура, образование и наука, 1995. — 59 с.
  141. Прогонюк J1.M. Освоение технологий спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 4. — С. 12−15.
  142. Профилактика наркомании в подростковой и молодежной среде средствами физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Под ред. A.A. Су-чилина. Волгоград: ВГАФК, 2002. — 150 с.
  143. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. M.: Педагогика, 1975. — 174 с.
  144. И.П. Двигательные возможности человека. Минск, 1994. -124 с.
  145. A.A., Федотов В. А., Корыткин A.C. Здоровый образ жизни -главный ресурс общества// Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2002. — С. 56−58.
  146. П.А. Развитие физкультуры и спорта приоритетное направление социальной политики государства // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 1. — С. 2−8.
  147. A.B. Спортивные особенности детей (биологические основы). -Смоленск: СГИФК, 1981.-С. 32−38.
  148. Ромашова J1.T. Педагогический контроль за процессом физического воспитания в общеобразовательной школе: Учеб. пособие. Смоленск: СГИФК, 1995.-37 с.
  149. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
  150. О.Н. Оптимизация педагогического процесса по физическому воспитанию учащихся средних классов общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1998. — 32 с.
  151. Я.Г., Тостикова Я. Г. Здоровые дети здоровая нация // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. — Краснодар, 2002. -С. 59−60.
  152. Н.У. Единство учебной и внеклассной работы // Физическая культура в школе. 2000. — № 1. — С. 69−70.
  153. В.А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре интенсивных и критических периодов развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 4. — С. 17−21.
  154. В.Г. Теоретико-методические основы долговременной адаптации двигательного аппарата спортсменок к циклическим локомоциям максимальной мощности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Смоленск, 1997. -73 с.
  155. Л.П. Генетика и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1990. -170с.
  156. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  157. А.П. Массовая физическая культура как средства профилактики наркомании // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2002. — С. 60−63.
  158. И.Г. Новый вариант школьного урока // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5−6. — С. 35−36.
  159. В.А. Физическая культура и мотивы здоровья в среде современных городских школьников // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 10. -С. 10−12.
  160. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 10−14.
  161. М.Р. Связь основных параметров беговой нагрузки с энергетическим метаболизмом // Теория и практика физической культуры. -1990.-№ 7.-С. 18−26.
  162. Ю.И. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1991. — 37 с.
  163. Н.Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1998. -49 с.
  164. A.C., Симоненко Н. П., Чусляева Е. Е. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе: Учеб.-методич. пособие. С-Петербург: СПГАФК, 1997. — 47 с.
  165. Т.В. Возрастные особенности обмена веществ и особенности методики физического воспитания детей и подростков: Лекция. Челябинск: УГИФК, 1996. — 23 с.
  166. Л.К. Воспитание двигательных качеств и навыков скоростного бега у детей и подростков разного телосложения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1987. — 20 с.
  167. В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: Автореф. дис.. докт. биологич. наук. -М., 1990. 50 с.
  168. В.Д., Зайцева В. В. Возрастная динамика физических возможностей школьников // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 9. — С. 26−29.
  169. В.Д., Зайцева В. В., Маслов Г. М. Новый взгляд на старую проблему: конституция человека и физическое воспитание // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 1. — С. 47−48.
  170. Спорт и здоровый образ жизни: Мат. обл. конф. учащейся молодежи / Под. ред. A.A. Сучилина, К. В. Гаврикова. Волгоград: ВГАФК, 2002. -123 с.
  171. Спортивная метрология / Под общ. ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
  172. М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  173. Ф.П., Вайцеховский С. М. Толковый словарь спортивных терминов. М.: Физкультура и спорт, 1993. — 352 с.
  174. A.A. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: Моногр. Волгоград: ВГАФК, 1 997 237 с.
  175. Е.В. Физическая подготовка школьниц старших классов на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1999. — 22 с.
  176. С.А. Методика воспитания силовых способностей учащихся старших классов на уроках физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 23 с.
  177. Тер-Ованесян A.A., Тер-Ованесян И. А. Обучение в спорте. М.: Советский спорт, 1992. — 192 с.
  178. .Н. Определение двигательных способностей детей и подростков с целью их дальнейшего совершенствования в легкой атлетике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 19 с.
  179. А.Ю. Факторная структура работоспособности школьников в зависимости от уровня физической активности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 23 с.
  180. В.Г., Глухих Ю. Н. Спортивная антропология и морфология: Учеб. пособие. Омск: СибГАФК, 2000. — 112 с.
  181. А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Майкоп, 2000. — 39 с.
  182. Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 239 с.
  183. И.М. Структура психофизической подготовленности человека: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1998. — 48 с.
  184. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 137 с.
  185. Уткин B. J1. ГТО: техника движений. М.: Физкультура и спорт, 1987−110с.
  186. B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975.-206 с.
  187. О.М. Морфофункциональные особенности организма юношей различных соматипов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1993.-24 с.
  188. В.П. Теория и методика юношеского спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1987.- 128 с.
  189. В.П., Фомин H.A. Основы юношеского спорта.: Физкультура и спорт, 1980.-224 с.
  190. Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1995.-23 с.
  191. Ю.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  192. Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Краснодар, 1995.-33 с.
  193. Л.Г. Комплексные исследования процессов адаптации организма детей подростков к физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 12. — С. 18−22.
  194. Ходаковски-Мальцевич Л. Зависимость спортивного результата от развития физических качеств и морфологических показателей юношей на этапах предварительной подготовки к бегу: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1992. 118 с.
  195. JI.С. Бег на короткие дистанции. М.: Просвещение, 1978. -278 с.
  196. В.П. Конституция человека // Морфология человека и животных. -М, 1974.-С. 71−99.
  197. A.B. Влияние расширенного двигательного режима на онто-гентическое развитие и физическую подготовленность детей и подростков: Автореф. дис.. докт. биол. наук. М., 1998. — 50 с.
  198. Г. П. Особенности организации и методики физической подготовки школьников 11−13 лет с учетом соматической зрелости: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1998. — 24 с.
  199. В.Г., Островский А. Д. Схемы клинической диагностики конституционных типов. М.: Медицина, 1929. — 158 с.
  200. .Н. Моделирование в спорте: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1995.-82 с.
  201. Й.М. Возрастные и половые особенности развития двигательной функции человека и влияние на неё физических упражнений: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 26 с.
  202. Р.Х. Физические способности человека как генетически и со-I циально обусловленные различия в проявление его физических качеств //
  203. Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С. 34−41.
  204. Bertalanffy L.V. General system theory. Foundations, development, applications. N.Y., 1969. — 346 p.
  205. Davis R. B. Drug and alcohol use in the former Soviet Union: selected factors and future consideration (Review) // International Journal of the Addictions. — 1994 — Vol. 29. № 3. — P. 303−323.
  206. Drogenpolitische Leitlinien der Stadt Leipzig (L). — Leipzig, 1998. -66 s.
  207. Goldstein A. Addiction. From Biology to Drug Policy. — N.Y.: M.D.W.H. Freeman and Company, 1994. — 321 p.
  208. Hartnoll R. L. Opiates: prevalence and demographic factors // Addiction. —1994. —Vol. 89. -№ 11. —P. 1377−1383.
  209. Hughes P. H. Rieche О. Heroin epidemics revisited (Review) // Epidemiologic Reviews.— 1995. — Vol. 17. № 1.—P. 66−73.
  210. Kozel N. G., Adams E. H. Epidemiology of drug abuse // Science. — 1986.— Vol. 234. № 47. — P. 970−974.
  211. Kreuzer A.- Stock J. Verfolgung nach Belieben // Die Zeit. — 1998. -S. 15−17.
  212. Leune J. Das Gluck ist kauflich — Drogen im Alltag Jugendlicher // Gesundheit regional, Heft 1. — 1998. — S. 10−16.
  213. Parsons Т. The social system. Glencoe, 1957. — 347 p.
  214. Petermann H., Muller H., Kersch В., Rohr M. Erwachsenwerden ohne Drogen. Ergebnisse schulischer Drogenpravention. — Weinheim/Munchen, 1997. 130 s.
  215. Valderrama J. C. et al. Evolucion de los habitos de salud en la juventud de Valencia. — Valencia: Ajuntament de Valencia, PMD, Universitat de Valencia, 1997.-S. 52−56.
  216. Weber G., Schneider W. Herauswachsen aus der Sucht illegaler Drogen. Selbstausstieg, kontrollierter Gebrauch und therapiegestutzter Ausstieg. — Berlin, 1997.- 125 s.
Заполнить форму текущей работой