Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Игровые методы обучения профессиональной подготовке студентов институтов физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальная методика обучения с использованием дидактических и огранизационно-обучающих игр в учебном процессе студентов должна предусматривать: — восполнение знаний по содержанию образования, его компонентов и дидактической организации, формирование гностических умений планирования и проектирования, организации деятельности учащихся и педагога, рефлексивного анализа достоинств… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Активные методы обучения в профессиональной подготовке студентов институтов физической культуры
    • 1. 1. Требования, предъявляемые к специалистам по физической культуре и спорту в современной системе образования
    • 1. 2. Характеристика активных методов обучения в подготовке студентов институтов физической культуры
    • 1. 3. Методологическое обеспечение игровых методов обучения
  • Глава II. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Методика исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • Глава III. Основы технологии дидактических и организационно-обучающих игр в учебном процессе
    • 3. 1. Технология дидактических и организационно-обучающих игр
    • 3. 2. Авторская экспериментальная методика обучения с использованием дидактическихи организационно-обучающих игр
  • Глава 1. У. Экспериментальное обоснование эффективности применения игровых методов обучения в процессе подготовки специалистов по физической культуре и спорту
    • 4. 1. Комплексная оценка уровня профессиональной подготовки студентов институтов физической культуры
    • 4. 2. Результаты проведения игр в учебном процессе
    • 4. 3. Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных
  • Выводы

Игровые методы обучения профессиональной подготовке студентов институтов физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформа образования обусловила проникновение в теорию и практику отечественной педагогической мысли новых идей, подходов, принципов, форм организации и методов реализации процессов обучения и воспитания. Это, в свою очередь, предполагает полную смену концептуально-ценностных оснований профессиональной педагогической деятельности, устранения сложившихся и постоянно продуцируемых противоречий между индивидуальной самоорганизацией и объективными для педагога социокультурными требованиями в условиях вариативного образования. В связи с этим появляются новые концептуальные моменты, которые по существу изменяют содержание и организацию физического воспитания:

• изменилась целевая направленность физического воспитания, стали отрабатываться новые педагогические технологии;

• происходит либерализация школьных программ физического воспитания как положительный момент развития системы физического воспитания в методологическом и практическом плане;

• использование новых передовых технологий, которые наиболее существенно изменят систему физического воспитания — деятельностный подход, использование методов развивающего обучения, установление субъект-субъектных отношений, когда ученик, студент становится полноправным участником учебного процесса (Бальсевич В.К., Лубышева ЛИ., 2001; Тютюков В. Г., 2002).

Современная практика подготовки кадров для различных отраслей народного хозяйства страны требует постоянного творческого совершенствования педагогических кадров высшей школы, обеспечивающих решение данной образовательной задачи. В свою очередь, возникают новые требования в структуре и содержании образования в различных вузах. Ориентация на активное обучение стала одним из значимых компонентов стратегии перестройки профессионального образования в ПТУ, техникумах, вузах, учебных заведениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров (Железняк Ю.Д., 2001; Неверкович С. Д., 1995).

С помощью форм, методов и средств активного обучения можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении. Они способствуют:

— формированию не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов;

— воспитанию системного мышления специалиста, включающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

— целостному представлению о профессиональной деятельности и ее основных фрагментах;

— обучению коллективной мыслительной и практической работы, формированию социальных умений и навыков взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитанию ответственного отношения к делу, общественным ценностям;

— овладению методами моделирования и проектирования.

Одним из существенных активных методов обучения и подготовки кадров является игровой метод во всех его вариантах, который в настоящее время широко используется во многих странах, в том числе и в нашей стране.

Важным преимуществом разработанных и внедряемых сейчас игровых форм обучения взрослых перед традиционными формами трансляции знаний является то, что в играх их участники имеют возможность проследить и «прожить» конкретное содержание различных профессиональных ситуаций. Игровое обучение активизирует усвоение нового профессионально значимого материала как в виде индивидуального действия, так и в виде коллективных взаимодействий.

На наш взгляд, одной из эффективных форм является обучение профессиональной деятельности посредством игр разного рода. В играх осуществление деятельности основывается на рефлексии и поисковых действиях в отношении их сюжетного содержания. Наличие в играх рефлексивного, поискового и мыслительного компонентов позволяет говорить о возможности формирования в условиях игрового обучения исследовательского и творческого отношения студентов к их будущей профессиональной действительности.

Игровой метод обучения студентов должен подчиняться потребностям и мотивам их будущей профессиональной деятельности. Существенным моментом игрового обучения студентов является воспроизведение ими в воображаемой ситуации своих профессиональных действий и взаимоотношений. Такое обучение предполагает преодоление некоторых сложившихся способов действий и овладение новыми.

Обучающие игры являются эффективным методом как подготовки так и переподготовки кадров. Включение таких игр в учебный процесс высшей школы способствует активному формированию у студентов творческого типа личности. Эти игры являются эффективным способом для взаимодействия различных теоретических знаний специалистов с их конкретной практикой, а также способствуют формированию у них исследовательского отношения к будущей профессиональной действительности и установок на профессиональное совершенствование.

Таким образом, актуальным является потребность в активизации и приобщении обучающихся к самостоятельному поиску решения возникающих задач, понимании структуры того или иного действия, разрешение противоречий между имеющимися знаниями и способностью разрешения ситуаций, возникающих в процессе практической деятельности. Все это предполагает внедрение в учебный процесс игровых методов обучения, что и определило актуальность нашего исследования.

Цель исследования. Совершенствование подготовки квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту с помощью применения игровых методов обучения.

Объект исследования. Педагогический процесс подготовки специалистов в физкультурном учебном заведении.

Предмет исследования. Игровые методы обучения как особый способ формирования обучающей деятельности будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Научная гипотеза. Предполагалось, что качеству подготовки квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта будет способствовать соотношение видов познавательной деятельности в игре, реализованное в игровом методе обучения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить тенденции изменений в высшем образовании, и, связанные с этим изменения требований к педагогу.

2. Определить содержание и методику применения игровых методов обучения для подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту.

3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность применения игровых методов обучения в процессе подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Теоретико-методологическими основаниями при построении экспериментальных исследований были положены: теория развивающего обучения В. В. Давыдова, деятельностный подход к содержанию образования.

В.С.Леднева и концепция формирования профессионального мастерства специалистов посредством организационно-обучающих игр С. Д. Неверковича.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в разработке научно обоснованных содержания и методики применения игровых методов обучения в процессе подготовки специалистов по физической культуре и спорту, позволяющих успешно использовать их в режиме учебного дня, как средство обучения. Научно обоснованное содержание методики игровых методов обучения является рациональным средством выполнения обще дидактических задач занятий.

Научная новизна результатов исследования определяется тем, что впервые:

— изучены структура и содержание требований к профессиональной подготовке педагогических кадров, обучающихся в институтах физической культуры;

— разработан авторский комплекс игровых методов обучения будущих специалистов для профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта;

— разработаны психолого-педагогические принципы применения дидактических и организационно-обучающих игр как активной формы организации учебного процесса студентов вузов физической культуры.

Практическая значимость. Составлены методические рекомендации по совершенствованию процесса обучения студентов с помощью игровых методов. Предлагаемая игротека дидактических и организационно-обучающих игр может быть использована преподавателями вузов физической культуры для подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта. Результаты педагогического исследования могут быть использованы на занятиях педагогики, методики физического воспитания, на факультетах повышения квалификации педагогических кадров, учителей физической культуры и воспитателей продленного дня.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Использование методики определения уровня обучающей деятельности педагога способствует оценке профессионального уровня педагога.

2. Оценка профессионального уровня студентов ИФК по функциональному и результативно-личностному аспектам предполагает определение задач дидактических и организационно-обучающих игр.

3. Задачи дидактических и организационно-обучающих игр способствуют тематической организации педагогического процесса образования студентов ИФК.

4. Методика применения дидактических и организационно-обучающих игр в учебном процессе значительно позволяет повысить качественный уровень обучающей деятельности студентов в рамках педагогических дисциплин.

Достоверность результатов исследования определялось лонгитюдностью педагогического эксперимента, достаточной выборкой испытуемых, применением корректных методов математической статистики при обработке результатов исследования и публикациями по теме диссертации.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы, который содержит 173 источника, из них 6 зарубежных. Диссертация изложена на 177 страницах машинописного текста. Диссертация содержит 4 таблицы, 34 рисунка.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ литературных источников показал, что к числу тенденций, проявляющихся в области образования, как одной из сфер человеческой деятельности, относятся соединение науки с практикой, а также изменение соотношения выполняемых человеком функций — все большее освобождение его от исполнительских функций и непрерывное возрастание роли управленческих функций. Исходя из этих тенденций, требования, предъявляемые к педагогу, зависят от степени обоснованности целей обучения, содержания (чему учить), методов обучения (как учить). Требования должны формулироваться с учетом следующих факторов: требований научно-технического прогрессаособенностей социально-экономического обустройства данного обществапринятых теоретических направлений педагогической и психологической наукконкретных условий функционирования учебных заведений.

2. Результаты констатирующего эксперимента позволили нам разработать содержание и логику применения комплекса игровых методов обучения, состоящего из шести дидактических игр и организационно-обучающей игры: «Деятельности тренера, учителя по физической культуре, ее цели и результат», «Знания и умения тренера, преподавателя, учителя физической культуры», «Содержание образования», «Деятельность педагога», «Направленность и качества личности тренера, учителя физической культуры», «Учащийся как личность» и «Учебно-воспитательный процесс в школе».

3. Экспериментальная методика обучения с использованием дидактических и огранизационно-обучающих игр в учебном процессе студентов должна предусматривать: — восполнение знаний по содержанию образования, его компонентов и дидактической организации, формирование гностических умений планирования и проектирования, организации деятельности учащихся и педагога, рефлексивного анализа достоинств и недостатков своей педагогической деятельности- - формирование способности понимать и формулировать основные проблемы совершенствования школы и определять конкретные направления перспективного развития и способы решения проблем, а также закрепление навыков выработки способов и приемов согласования действий членов педагогического коллектива и координации организационной работы руководителя с коллективом школы- - адекватность содержания дидактических и организационно-обучающих игр для подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту, обеспечивающих учащимся повышение профессионального уровня.

4. Использование методики определения уровня обучающей деятельности педагога по системе «ЛИДЕР» позволяет дифференцировать игровые методы обучения по их функциям, определить целесообразность применения дидактических и огранизационно-обучающих игр в учебном процессе, а также определить задачи игр, которые направлены на восполнение знаний и умений студентов по гностическому, организаторскому, проектировочному, коммуникативному, конструктивному, инновационному и информационному компонентам педагогической деятельности.

5. В ходе педагогического эксперимента установлено, что для повышения уровня обучающей деятельности студентов целесообразно применять в учебном процессе дидактические и организационно-обучающие игры. Это подтверждается результатами оценки уровня обучающей деятельности испытуемых: по критериям функционального аспекта: «владение содержанием и дидактическая его организация» (7<22 при р<0,05) — «организация собственной деятельности педагогом» (7,5<36 при р<0,05) — «организация учебной деятельности обучаемых» (14<31 при р<0,05) — «педагогическое стимулирование и мотивация деятельности учащихся» (7<36 при р<0,05) — «структурно-композиционное построение учебного занятия» (6,5<22 при р<0,05). Студенты экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента перешли со «среднего» уровня реализации обучающей деятельности на уровень «выше среднего».

6. Использование в учебном процессе дидактических и организационно-обучающих игр обеспечивает повышение уровня обучающей деятельности по критериям результативно-личностного аспекта. Это подтверждается результатами оценки уровня обучающей деятельности испытуемых. Все критерии данного аспекта — «успешность обучения» (4,5<5 при р<0,05) — «комплексное решение задач образования, воспитания, развития» (5,5<15 при р<0,05) — «степень перевода обучаемого с уровня «субъект обучения и воспитания» на уровень «объект обучения и воспитания» (10<15 при р<0,05) — «совершенствование своей педагогической деятельности» (10<12 при р<0,05) — «профессионально-педагогическая и социальная значимость личности педагога» (13<22 при р<0,05) после проведения формирующего эксперимента реализуются студентами экспериментальной группы на уровне «выше среднего».

7. Наибольший рост показателей по функциональному аспекту в экспериментальной группе составил в среднем 10% по критериям: «организация деятельности педагога» (с 69% до 75%), «организация учебной деятельности учащихся» (с 68% до 73%), «стимулирование и мотивация деятельности учащихся» (с 69% до 75%). Значительный рост показателей наблюдался по критериям результативно-личностного аспекта — «комплексное решение задач образования, воспитания, развития» (с 71% до 78%), «степень перевода с уровня «объект обучения и воспитания» на уровень «субъект обучения и воспитания» (с 68%> до 75%), «совершенствование своей профессиональной деятельности» (с 72%) до 78%>), «профессионально-педагогическая и социальная значимость личности педагога» (с 68% до 76%) составил в среднем 14,7%). Средний процент роста уровня обучающей деятельности студентов в экспериментальной группе по обоим аспектам составил 16,1%, в контрольной — 10,2%.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для повышения эффективности использования дидактических и организационно-обучающих игр в учебном процессе по обеспечению подготовки квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту следует придерживаться нижеприведенных основных положений и рекомендаций.

1. Преимущественная направленность учебного процесса студентов ИФК должна быть ориентирована на комплексное формирование знаний и умений студентов по гностическому, организаторскому, проектировочному, коммуникативному, конструктивному, инновационному и информационному компонентам педагогической деятельности. Вместе с тем, методика применения игровых методов обучения должна иметь целевую направленность на будущую профессию специалистов по физической культуре и спорту.

2. В планировании учебных занятий студентов ИФК с использованием игровых методов обучения необходимо принять методику комплексной оценки уровня обучающей деятельности, позволяющую определить уровни достижений, связанных с деятельностью педагога, проявлением личности педагога в ней и ее результатами. По полученным результатам данной методики появляется возможность целенаправленно воздействовать на слабые стороны деятельности студентов, а именно — повышать профессионально-педагогическую деятельность студентов ИФК.

3. Рациональное построение учебных занятий может быть достигнуто при использовании дидактических и организационно-обучающих игр. Игры должны быть организованы так, чтобы было гарантировано достижение определенного (минимально обязательного) результата. Дидактические игры должны включать как обязательный элемент блоки информации, необходимые для продвижения вперед и обеспечения успеха. Организация дидактических игр предусматривает сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности обучаемых с преобладанием второго аспекта. Ведущим игровым процессом в организационно-обучающей игре должен выступать процесс проектирования новых деятельностных образцов профессиональной деятельности. Необходимо конструировать научную модель тех психических процессов и способностей, которые должны быть сформированы у участников ООИ, а также разрабатывать комплекс игротехнических форм и приемов, способствующих наиболее успешной передаче игрокам данных процессов или способностей. В ходе поиска решения проблем особое внимание следует уделять анализу процесса решения, поскольку предметом специального обсуждения выступают основания и способы умственных действий и организационных взаимодействий, реализованных в ходе принятия решения.

4. Для более эффективной подготовки квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту необходимо внедрить в практику следующие мероприятия:

— включение игровых методов обучения в программу подготовки специалистов по физической культуре и спорту, как один из разделов теоретической и практической подготовки;

— предлагаемая игротека дидактических и организационно-обучающих игр может быть использована преподавателями вузов физической культуры для подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта;

— результаты педагогического исследования могут быть использованы на занятиях педагогики, методики физического воспитания, на факультетах повышения квалификации педагогических кадров, учителей физической культуры и воспитателей продленного дня;

— совершенствование системы учебного процесса посредством игровых методов обучения в группах студентов с Iго по Уй курсы, с учетом будущей специальности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования,-М.: Просвещение, 1990. 208с.
  2. О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Вестник высшей школы. -1994. -№ 1. -С. 20.
  3. Активизация обучения в институтах физической культуры: Учеб. пособие для слушателей фак-тов повышения квалификации и ВШТ ГЦОЛИФКа М., 1992. -32с.
  4. Активные и игровые методы обучения: Практическая психология для преподавателей.-М., 1997.- 145с.
  5. Активные методы обучения в институтах физической культуры / Сост. В. В. Волков, Н.В. Киршева- Под ред. С. Д. Неверковича. -М.: ГЦОЛИФК, 1989.-26с.
  6. И.П. Профессиональные умения в дидактической деятельности тренера: Метод, разработка для слушателей фак-та усовершенствования и аспирантов ГЦОЛИФКа. -М., 1988. -16с.
  7. О.С. Профессиональное мышление преподавателя //Вестник высшей школы.- 1997.-№ 9.- С.40−45.
  8. А.П. Сочетание педагогического контроля и самоконтроля в обучающих играх при профессиональной подготовке студентов институтов физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. -22с.
  9. М.Н. Инновационная модель повышения квалификации педагогических и руководящих кадров //Дополнительное педагогическое образование в XXI веке: Матер. Всероссийской науч-практ. конф./Сост. Н. В. Брусенцова. М.: АПКиПРО, 2001.-С.24.
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.:Педагогика, 1977.-251с.11 .Базаров Т. Ю. К проблеме инструментария практического социального психолога //Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1997. -№ 4. -С.45−51.
  11. З.В., Колошина Т. Ю. Деловая игра. Что это такое //Физическая культура в школе. -1988. -№ 11.-С. 13−15. № 12, — С. 24−27.
  12. В.В., Романова A.B., Карпушин Б. А. Основы профессионально-педагогического мастерства преподавателя (тренера): Конспект лекций / В.В. Белорусова- ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1988. — 24с.
  13. М.М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989.-304с.
  14. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.-400с.
  15. В.М., Львова Л.Г. Опыт применения деловых игр в воспитании у студентов положительного отношения к будущей профессиональной деятельности
  16. Пути повышения качества подготовки специалистов в свете перестройки высшей школы: Тез. докл. науч.-практ. конф. (29 января 1988 г.). Великие Луки, 1988. -С.68−69.
  17. Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации //Теория и практика контекстного обучения в вузе. М.: НИИВШ, 1984. — С. 12.
  18. Н.В., Соловьева A.A. Деловая игра «Конференция»: Метод, пособие.-М., 1982, — 64с.
  19. Г. Игровой метод развития творческого мышления при подготовке специалистов в институтах физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.-24с.
  20. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М.: Высшая школа, 1991. 204с.
  21. A.A. Деловая учебная игра //Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского.-М.: Изд-во МГУ, 1986. -С.208−217.
  22. A.A. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения М.: Знание, 1990. — 64с.
  23. A.A., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр (для ССУЗ). М., 1990. — 36с.
  24. П.А., Костикова М. Н., Гунявина H.J1. Состояние проблемы и стратегия развития педагогического образования / Под ред. П. А. Вербицкого и М. Н. Костиковой. М., -1996. — 257с.
  25. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: Новь, 1999.- 538с.
  26. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. — Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. — 504с.
  27. Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеоло-гии: Учеб. пособие. СПб: СПбГУПМ, Балт. пед. академия, 1998.-180с.
  28. П.Я. Управление процессом учения //Новые исследования в педагогических науках: Сб.-М.: Педагогика, 1965. Вып. ГУ. — 322с.
  29. Е. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться //Вестник высшей школы. 1999. -№ 10. -С. 26−30.
  30. О.В. Развитие творческого потенциала студентов вузов физической культуры в процессе освоения тобщепрофессиональных дисциплин (на примере социальной педагогики): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000, — 22с.
  31. В.Н., Лопаткин В. М., Одинцов П. К. Многоуровневая подготовка в педагогическом университете //Педагогика, 1994. — № 1. -С.47−50.
  32. Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования (технология прорыва в будущее).-М.: Независимый Методологический университет, 1992.- 524с.
  33. JI.A. Оттачиваем профессиональное мастерство педагогов //Дополнительное педагогическое образование в XXI веке: Матер. Всероссийской науч.-практ. конф. /Сост. Н. В. Брусенцова. М.: АПКиПРО, 2001 -С.313.
  34. И.М. Об использовании деловых игр в управлении //Программно-целевой подход и деловые игры. Новосибирск, 1982. — 47с.
  35. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) М: Педагогика, 1972. — 424с.
  36. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского.-М.: Педагогика, 1989. -С.64−89.
  37. В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности //Психологический журнал. 1992. — № 2. — Т. 13.-С. 14.
  38. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986.-240с.
  39. В.В. Теория развивающего обучения.-М., 1996. 544с.
  40. В.В., Лазарев B.C., Неверкович С. Д. К проблеме совершенствования игровых методов подготовки руководителей //Психологический журнал. -1989. № 1. — Т.10. — С.35.
  41. В.В., Неверкович С. Д., Самоукина Н. В. О функции рефлексии в игровом обучении руководителей //Вопросы психологии, 1990.- № 3.-С.76−85.
  42. В.В., Неверкович С. Д., Тюков A.A. Организационно-имитационные игры как новая форма подготовки кадров //Теория и практика физической культуры. 1985.- № 9, -С.40.
  43. Деловые игры в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Метод, разработка. -М: ГЦОЛИФК, 1983. -37с.
  44. Деркач А. А, Исаев A.A. Современный тренер в педагогической системе //Педагогическое мастерство. М., 1981 .-С. 10−71.
  45. A.M., Веселкова Е. Г. Методы имитационного моделирования в профессионально-правовом образовании студентов АФК //Научные труды. Омск, 1995.-С.168.
  46. Л.С. Профессиональная деятельность специалистов физической культуры и спорта. Омск: СибГАФК, 2001. -267с.
  47. B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций //Нововведения в организациях. М., 1983. — С.39.
  48. И.С. Средства и методы в организации познавательной деятельности студентов ИФК: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Минск, 1991. -23с.
  49. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. -М.: Наука, 1980.-272с.
  50. Ю.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования //Теория и практика физической культуры.-2002. -№ 5. -С.47−53.
  51. Ю.А., Шамардин А. И. Особенности применения основных форм и методов проблемного обучения в процессе активизации познавательной деятельности студентов институтов физической культуры //Теория и практика физической культуры. -1995. -№ 12. С. 10.
  52. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., 1981.-257с.
  53. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998.-С. 140 144.
  54. Н. Деловые игры в бухгалтерии //Высшее образование в России. -19 998. -№ 1. -С.99.
  55. В.П. Характеристика профессиональных качеств преподавателей гуманитарных вузов //Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока. -Хабаровск, 1997. 4.2. — С.27−29.
  56. В.А. Организационно-обучающая игра как метод развития творческого мышления юных спортсменов (на примере футбола): Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1996.-23с.
  57. Н.В. Активизация процесса обучения в ИФК посредством дидактических игр: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990.- 27с.
  58. Н.В. Методы и формы активного обучения в институтах физической культуры: Учеб.-метод, пособие для преподавателей, слушателей ФПК, Высшей школы тренеров, аспирантов, студентов РГАФК. М., 1996. -32с.
  59. Н.В. Применение дидактических игр в преподавании педагогики: Метод. рекомендации для преподавателей, слушателей ВШТ ГЦОЛИФКа. М.: ГЦОЛИФК, 1992.-30с.
  60. Н.В., Маркина Т. А. Основы педагогического мастерства специалиста по физической культуре и спорту: Метод, пособие для преподавателей, аспирантов, слушателей ФПК и ВШТ, студентов РГАФК. М., 1994. -31с.
  61. Н.В., Неверкович С. Д. Межпредметные задачи как средство диагностики уровня подготовки тренеров в ИФК.: Метод, рекомендации. М.: ГЦО-ЛИФК, 1991.-C.3−13.
  62. Т. Игры патриотов. М.: Новости, 1994. -164с.71 .Кожевникова Н. В. Методы активного обучения в профессиональной подготовке студентов АФК //Физическое образование: проблемы и перспективы: Матер, межвузовской науч.-практ. конф. СПб, 1996. — С.56−57.
  63. И.А. О феномене педагогического мастерства //Интегративные основы педагогического мастерства: Матер, межвузовской науч.-практ. конф. Аспирантов, 1−2 февр. 1995 г. СПб.: СПбГУПМ, 1996. -С. 3−10.
  64. A.A. Профессиональная физическая подготовка студентов технических вузов на основе игрового метода обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 2003.-26с.
  65. Н.В. Управление развитием педагогического вуза: Научное издание Сургут: РИЦ СурГПИ, 1999. -242с.
  66. Н.В., Хакимзянова И. М., Щербакова О. И. Профессионально-личностное становление и развитие педагога //Педагогика 2003.- № 3.-С.66−70.
  67. В.В. Методологическая рефлексия //Советская педагогика. 1989. -№ 2.-С. 72−79.
  68. Ю.Д. Мир деловой игры: Опыт обучения хозяйственных руководителей. -М.: Экономика, 1989. 176с.
  69. Г. А. Критерии профессионального мастерства выпускников факультета физического воспитания //Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока. -Хабаровск, 1997, — 4.2.-С.36−37.
  70. H.B. Очерки психологии труда учителя. Д.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967.- 182с.
  71. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высш. шк., 1990. -224с.
  72. Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя. -М.: Высшая школа, 1989.-168с.
  73. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности: Метод. Пособие /Научно-исследовательский центр развития молодежи. Рыбинск, 1993.-54с.
  74. B.C. Рефлексивно-ролевые игры в переподготовке кадров //Научный отчет лаборатории НИИ ОПП АПН СССР. М., 1985. — С.45.
  75. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования //Педагогика. 2000.-№ 3. -С.27−34.
  76. B.C. Содержание образования: Учеб. пособие.-М.: Высшая школа, 1989.-360с.
  77. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность.-М.:Политиздат, 1975.-304с.
  78. И.Ю. Дидактические игры на занятиях по русскому языку как средство формирования коммуникативных умений иностранных учащихся ИФК в учебно-профессиональной сфере: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1998.-26с.
  79. И.Ю., Новохатняя К. В. Проблема формирования коммуникативной компетентности у студентов ИФК //Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии.- М.: Физкультура, образование и наука, 1998.-T.Y.- С. 120−121.
  80. Г. А. Игра как средство активизации учебного процесса в средних классах общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1972,-21с.
  81. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс: Пер. с нем. / Под ред. М. Я. Виленского и О. С. Матлушко. -М.: АспектПресс, 1995. 134с.
  82. Е.Б. Использование AMO в подготовке учащихся //Физическая культура и спорт в жизни общества: Матер, международной науч.-практ. конф.-Че-лябинск, 2000. 4−2. — С. 12.
  83. Т.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов ИФК в процессе изучения педагогических дисциплин (на примере базового фак. РГАФК): Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1994.-23с.
  84. Т.А., Митина JI.M., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. —М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. 215с.
  85. М. Ван Эффективное использование ролевых игр в тренинге-СПб: Питер, 2001.-208с.
  86. Методы эффективного обучения взрослых: Учебно-метод. пособие /Институт повышения квалификации гос. служащих.-М. -Берлин, 1999. 154с.
  87. В.М., Неверкович С. Д. Педагогическая технология: эволюция, сущность, опыт разработки Махачкала: Дагестанский педуниверситет, 2000,-236с.
  88. A.A. Игровое моделирование профессиональной активности в реализации деятельностного подхода к воображения и творческого мышления // Теория и практика физической культуры. -2002. -№ 10. -С.42.
  89. Мороз В. В, Использование AMO в процессе физической подготовки //Подготовка кадров и образование в области физической культуры, спорта итуризма: Матер, межвузовской науч.-практ. конф., 22−24 марта, 2000 г. Хабаровск, 2000. -С.39.
  90. Н.И. Дидактические условия сочетания репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности студентов при проведении обучающих игр в ИФК: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.- 22с.
  91. С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учебное пособие/Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Высшая школа, 1995.- 207с.
  92. С.Д. Методика проведения и структура организационно-обучающих игр //Теория и практика физической культуры. 1988. — № 1. -С.12−16.
  93. С.Д. Организационно-управленческая игра как форма и метод психологического исследования практики народного образования //Игровое моделирование: методология и практика.- Новосибирск, 1987. С.217−224.
  94. С.Д. Предметная деятельность в организационно-имитационных игровых методах подготовки кадров управления//Теория и практика физической культуры. -М., 1986. -№ 11, -С.9−12.
  95. С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1988. — 42с.
  96. С.Д., Дятловская И. С. Методы и средства активизации познавательной деятельности (деловые игры, учебно-познавательные задачи): Метод, указ. для преподавателей, слушателей факультетов УСО, ПК И ВШТ ГЦО-ЛИФКА, 1988.-66 с.
  97. С.Д., Зверев С. М. Деловые игры в подготовке и повышении квалификации кадров: Метод, разраб. для слушателей фак-тов усовершенствования и повышения квалификации ГЦОЛИФКа.-М., 1989.-35с.
  98. С.Д., Смирнова Н. В. Дидактические игры с психологической тематикой в сфере физической культуры и спорта: Тезисы докладов к УП съезду Общества психологов СССР // Вопросы педагогической психологии. -М., 1989.-С.87.
  99. С.Д., Смирнова Н. В. Применение дидактических игр в практике спорта высших достижений //Тезисы докладов X Всесоюзной научно-практической конференции психологов спорта (Каунас, 4−5 октября 1988 г.). -М., 1988.-Ч. 1.-С. 175−176.
  100. Н.В. Использование принципов развивающего обучения в менеджмент-образовании руководителей школ //Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Матер. Всероссийской науч.-практ. конф. /Сост. Н. В. Брусенцова. М.: АПКиПРО, 2001. -С.63.
  101. ИЗ. Никитаев В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования //Высшее образование в России. -1997. -№ 1. -С.34−44.
  102. Основы математической статистики: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. /Под ред. B.C. Иванова. -М.: ФиС, 1990. 223с.
  103. Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования //Высшее образование в России. 1988. -№ 3. -С.40−46.
  104. В.Я. Поиски новой модели школьного образования в США //Прогностические модели систем образования в зарубежных странах -М.,-1994. -С.13−61.
  105. P.A. Деятельностный подход при подготовке специалистов в сфере физической культуры //Теория и практика физической культуры. -1996. -№ 8. -С.5−9.
  106. В.Я. Методы активного обучения. М., 1992. — 165с.
  107. В.Я., Подиновский В. В., Вельский A.A. Деловые игры по охране труда в строительстве. М.: Стройиздат, 1987. — 324с.
  108. Г. Н., Богомолова Л. В., Покровский И. В. Коллективно-личностная игра как форма контекстного обучения //Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект): Сб. науч.тр.-М.: НИИВШ, 1986. С.181−188.
  109. Г. М. Общие проблемы современного образования //Дополнительное педагогическое образование в XXI веке: Матер. Всероссийской науч.-практ. конф. /Сост. Н. В. Брусенцова. М.: АПКиПРО, 2001.-С.6.
  110. А.И. Многоуровневое педагогическое образование //Педагогика. -1993.-№ 1.-С.53−57.
  111. Е.П. Активные методы обучения в профессиональной подготовке студентов ИФК //Современный олимпийский спорт и спорт для всех: Матер. YII международного науч. конгресса. — М., 2003. Том I.- С. 307.
  112. Е.П. Организационно-обучающие игры в профессиональной подготовке студентов ИФК //Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России: Юбилейная науч.-практ. конф. М., 2003.-С.335−337.
  113. Прогностическая концепция целей и содержания образования /Под ред. И. Я. Лернера и И. К. Журавлева. М.,-1994, — 184с.
  114. M.B. Проблема педагогической компетентности специалистов по физической культуре и спорту /Прохорова М.В., Неверкович С. Д., Маркина Т. А. //Теория и практика физической культуры.-1994.-№ 7.-С.38−39.
  115. Психология: Словарь /Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. -325с.
  116. A.JI. Совершенствование подготовки будущих учителей на основе моделирования профессиональной деятельности //Состояния и пути развития многоуровнего физического образования: Тр. Всероссийской науч.-практ. конф. Тюмень, -1996. -С.91.
  117. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/Под ред. A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.-564с.
  118. И.Н., Копаев В. П., Прохорова М. В., Фомин Ю. А. Деловые игры в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Метод, разработки для преподавателей, слушателей факультета усовершенствования и студентов ГЦОЛИФКа. -М., 1983. -38с.
  119. В.М. Методологический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности и знаний //Вопросы философии. 1986. — № 6, -С.66−71.
  120. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.- 147с.
  121. С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для высших пед. заведений и ун-тов.-2-е изд.-М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
  122. Т.Т. Формирование психологической готовности студентов к будущей профессии //Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект): Сб. научных трудов.-М.: НИИВШ, 1986, С. 152−162.
  123. А .Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования //Высшее образование в России. -1994. -№ 2. -С.31−34.
  124. М.Ю. Игровые методы обучения в подготовке специалистов по физической культуре к организаторско-управленческой деятельности: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1991. -23с.
  125. .В. Проблемы и пути интенсификации инновационных процессов /ВНИИ системных исследований. М., 1985. — 128с.
  126. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М.: Народное образование, 1996. -112с.
  127. Н.К. Непрерывное образование российского педагога в условиях социально-экономических перемен. -М., -1997. 108с.
  128. A.A. Традиционные методы, средства и формы обучения: Лекция /СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. -28с.
  129. Э.А. Факторы, влияющие на качество теоретической подготовки студентов физкультурных вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 2001.- 23с.
  130. Н.Ф. Особенности педагогической подготовки тренера в системе высшего физкультурного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М, 1991.- 24с.
  131. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя //Психология труда и личности учителя /Под ред. А. И. Щербакова. -Л., 1976.- С. 68.
  132. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 456с.
  133. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров.- 4-ое изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1988.-614с.
  134. М.В. Обучающая игра на уроках английского языка.-М.: Просвещение, 1981.- 112с.
  135. И.М., Вербицкий A.A. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения. М.: НИИВШ, 1981.- 48с.
  136. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.: Изд-во Московского университета, 1975.-25 8с.
  137. Н.Ф., Печенюк Н. П., Хихловский Г. Б. Пути разработки профиля специалиста.-Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. -126с.
  138. А.Ю. Роль экспертной системы диагностики психолого-педагогических знаний студентов АФК //Wychowanie fizyczne i sport physical education and sport kwartalnik torn XLYI suplement Nr 1 Czesc 2 Wydawnicfwo Naukowe PWN Warszfwa 2002. -C.86−87.
  139. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998. -145с.
  140. A.A. Организационно-обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности //Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 1987. — С.48−61.
  141. В.Г. Основы теории совершенствования профессионально-образовательной подготовки преподавателя-тренера: Учеб. пособие. Хабаровск: ДВГАФК, 2002.-367с.
  142. В.Г. Современные проблемы образования: Учеб. пособие для студентов высших и средних проф. учеб. заведений Госкомспорта России. -Хабаровск: ДВГАФК, 2002,-161с.
  143. Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте: Метод, рекомендации /Московскийгосударственный пед. институт им. В.И. Ленина- Редкол.: В. А. Сластенин и др.-М.: МГПИ, 1980.-220с.
  144. Г. И. Основы акмеологии. Дидактические игры как форма акмео-логических технологий подготовки и повышения профессионализма педагога. -М., 1997. -24с.
  145. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988.-168с.
  146. В.В. Применение деловых игр для оценки профессионально-педагогических умений студентов ФФК педвузов //Состояния и пути развития многоуровнего физического образования: Тр. Всероссийской науч.-практ. конф. Тюмень, 1996.-С.152−154.
  147. К.Д., Левченко В. Г., Исаков И. О. Проектирование содержания физического воспитания /Редакционно-издательский отдел Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2000. — 124с.
  148. В.Е. Оптимизация процесса подготовки студентов ИФК к профессиональной деятельности на основе модели специалиста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 2002.- 20с.
  149. Г. П. «Игра» как социотехническая система: организация и исследование //Программно-целевой подход и деловые игры. Новосибирск, 1982. — С.45−47.
  150. Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности //Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. М., 1983. -С. 153 178.
  151. Г. П., Котельников С. И. Оргдеятельностные игры //Сб. ВНИИ системных исследований. -М., 1985. -С. 10−48.
  152. Д.Б. Введение в психологию развития. (В традиционной культурно-исторической теории JT.C. Выготского). -М.: Тривола, 1994−168с.
  153. Д.Б. Избранные педагогические труды М.: Педагогика, 1984−560с.
  154. Д.Б. Психология игры. М.: Издательство МГУ, 1978.- С. 115.
  155. Fiach H., Zueeh I. Zweiphasige Jehreraus bildung yesehichte. Konseguenze und perspektiven. — Pedagogik und Schulalltag, 1991. ig. 46, — S.61−74.
  156. Gusthart J.L., Sprigings E.J. Student, learned of effective teacher in the physical culture // Study in the physical culture. 1989.-№ 8. -P.298−311.
  157. Perho H. Ammatti ja opintosuuntautumisen luonne ja merkitys luokanopettajan opinnoissa // Joensuun korkeakoulun julkaisuja.-1982. -№ 23. -S.41−43.
  158. Silverman S. Rulers relations between students practice and achievement in ten physical culture. //Study and education teacher. Johann-Wolfgang-Goethe University.- 1990.- № 6. -P.305−314.
  159. Spranger E. W.V.Humboldt und die Humanilatsidee. Darmstadt, 1928. -S. 146.
  160. Werner P., Katok J. Lessons in time effective teacher in the sport // Study in the physical culture. 1989. -№ 8. -P.280−297.
Заполнить форму текущей работой