Совершенствование процесса физического воспитания в сельскохозяйственном вузе с учетом национально-регионального компонента
![Диссертация: Совершенствование процесса физического воспитания в сельскохозяйственном вузе с учетом национально-регионального компонента](https://gugn.ru/work/3173068/cover.png)
Выполнение обязательной учебной программы осуществлять по разработанным и одобренным методическим советом специализациям. Кафедра физического воспитания составляет учебные рабочие программы по нескольким видам спорта для более полного охвата студентов, максимального удовлетворения потребностей в физическом совершенствовании студентов, с учетом материально-технической базы… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Организационно-методические аспекты сферы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях
- 1. 1. Состояние физической подготовленности студентов сельскохозяйственных вузов
- 1. 2. Воспитание потребности в движении, физическом совершенствовании и здоровом образе жизни
- 1. 3. Создание условий для индивидуализации учебного процесса как фактор повышения физического состояния студентов
- 1. 4. Принципы индивидуализации физического воспитания и учета социально-психологических особенностей студентов
- 1. 5. Пути изучения индивидуального характера реакции адаптации на тренировочную нагрузку и формирования индивидуального стиля деятельности
- 1. 6. Резюме
- ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 2. 1. Анализ литературных источников
- 2. 2. 2. Анкетирование
- 2. 2. 3. Педагогические наблюдения
- 2. 2. 4. Педагогический эксперимент
- 2. 2. 5. Тестирование уровня физического развития и физической подготовленности
- 2. 2. 6. Методы математической статистики
- 2. 3. Организация исследования
- ГЛАВА 3. Организационно-методические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов сельскохозяйственных вузов
- 3. 1. Основные факторы, влияющие на формирование и сохранение физической работоспособности специалиста в его профессиональной деятельности
- 3. 2. Основные принципы комплектования учебных групп по физической культуре
- 3. 3. Индивидуализация занятий по физической культуре с учетом специфики будущей трудовой деятельности
- 3. 4. Реализация рабочей программы по физической культуре на основе модульно-блочного принципа обучения в БГСХА
- 3. 4. 1. Организационный аспект раздела
- 3. 5. Организационно-методическая структура самостоятельных занятий физическими упражнениями
- ГЛАВА 4. Национально-региональный компонент как фактор формирования здорового образа жизни и привлечения студентов к занятиям физическими упражнениями
- 4. 1. Экспериментальное обоснование эффективности организации учебных занятий на основе групповой индивидуализации процесса физической культуры с учетом национально-регионального компонента
- 4. 1. 1. Анализ уровня физического развития и физической подготовленности за экспериментальный период
- 4. 2. Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности студентов
- 4. 3. Национальные виды спорта как средство повышения уровня физической и профессиональной подготовленности
- 4. 4. Народные игры и самобытные упражнения в организации учебной деятельности студентов
- 4. 1. Экспериментальное обоснование эффективности организации учебных занятий на основе групповой индивидуализации процесса физической культуры с учетом национально-регионального компонента
- ВЫВОДЫ
Совершенствование процесса физического воспитания в сельскохозяйственном вузе с учетом национально-регионального компонента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследований. В настоящее время происходит осознание самоценности и неповторимости человеческой индивидуальности в любой сфере человеческой деятельности, в том числе в сфере физической культуры и спорта. В период дальнейшей демократизации и гуманизации общества, перехода к рыночной экономике возникает потребность в воспитании таких личностных качеств, как инициативность, предприимчивость, способность к принятию самостоятельных и нестандартных решений, психологическая устойчивость в экстремальных условиях деятельности, умение вырабатывать адекватную программу действий в сложной и быстро меняющейся ситуации (Калмыков С.В., 1994).
Физическая культура представлена в вузах как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Однако теоретические аспекты различных видов физкультурной деятельности, обоснование целенаправленного использования ее нетрадиционных форм, средств и методов индивидуализации учебного процесса не нашли теоретического осмысления и практического внедрения (Лубышева Л.И., 1996; Поборский А. Н., 1997; Лотоненко А. Б., Стеблецов Е. А., 1998).
Анализ опыта в области физического совершенствования студентов позволяет заключить, что большой ущерб физическому воспитанию студентов наносит приоритет нормативного подхода, когда учебный процесс и деятельность кафедр направлены не на личность студента, а на внешние показатели, характеризуемые контрольными нормативами очередной учебной программы, что противоречит идее свободы личности и отнюдь не способствует приобщению студентов к сфере физической культуры. При таком подходе процесс физического воспитания утрачивает субъективное начало — человеческую личность (Лубышева Л.И., 1998; Ильинич В. И., 1999; Виленский М. Я., 1999 и др.).
Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки, направленной на выполнение унифицированных программных зачетных нормативов, — это лишь базис для формирования всей системы ценностей физической культуры. Поэтому приоритетным направлением в повышении эффективности физического воспитания может и должен стать отказ от унификации и стандартизации учебных программ вузов, создание возможно большего числа альтернативных программ по каждому виду спорта с учетом региональных, национальных, культурно-исторических традиций, материально-технической оснащенности спортивных комплексов каждого конкретного вуза (Бальсевич В.К., 1996; Лубышева Л. И., 1996; Соловьев Н. А., Ильин И. А., 1999 и др.).
В связи с этим в настоящее время требуется разработка новых вариативных программ в планировании учебно-воспитательного процесса с включением национально-региональных элементов физической культуры и спорта, в обеспечении индивидуализации занятий физической культурой на основе учета запросов и потребностей студентов, специфики будущих профессий и профиля получаемой специальности.
Цель исследования — повышение эффективности занятий физической культурой студентов сельскохозяйственного вуза на основе индивидуально-групповой реализации национально-регионального компонента.
Задачи исследования:
1) определение отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом в рамках национально-регионального компонента;
2) разработка методики организации учебных занятий студентов сельскохозяйственного вуза по физическому воспитанию на основе групповой индивидуализации с учетом национально-регионального компонента;
3) экспериментальное определение эффективности разработанной методики организации учебных занятий по физической культуре студентов сельскохозяйственного вуза.
Объектом исследования является процесс физического воспитания студентов сельскохозяйственного вуза.
Предмет исследования — организация учебных занятий на основе групповой индивидуализации физического воспитания студентов сельскохозяйственных вузов с учетом национально-регионального компонента.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что удовлетворение субъективных потребностей в различных видах физкультурной деятельности, основанной на групповой индивидуализации процесса физического воспитания, с учетом национально-регионального компонента будет способствовать повышению уровня физического развития и физической подготовленности, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни студентов.
Теоретико-методологический основой исследования являются:
— концепции физкультурного воспитания: методология, развитие и технология реализации (Боген М.М., 1985; Бальсевич В. К., 1993, 1999; Лубышева Л. И., 1996, 1997; ИльиничВ.И., 1999);
— концепции спортивно-ориентированной технологии обучения в учебном процессе по физическому воспитанию студентов основного отделения (Асмолов А.Г., 1994; Андрюшенко Т. Б., 2002; Сидоров Л. К., 2002);
— -концепция синтеза достижений культуры Востока и Запада в сфере физического воспитания и спорта (Калмыков С.В., 1993; 1994; 1995).
Научная новизна исследования. Работа представляет собой целостную систему индивидуализации процесса физического воспитания в сельскохозяйственном вузе. Планирование учебного материала по физической культуре предусматривается на основе учета запросов и потребностей студентов, возрастно-половых и социально-демографических особенностей. Выявлены особенности формирования прикладных знаний, физических и специальных качеств, умений и навыков, способствующих достижению оптимальной готовности студента к успешной профессиональной деятельности. Обоснована необходимость введения модульного принципа обучения, представляющего совокупность педагогических условий, методов, форм организации и средств обучения.
Практическая значимость. Результаты работы положены в основу экспериментального проекта модульной системы обучения, рассматривающей учебную дисциплину в виде макромодулей (блоков), содержащих ряд тем и разделов, видов физических упражнений и спорта, выбранных студентами по интересам.
По результатам исследований разработана и предлагается программа, направленная на индивидуализацию процесса физической культуры в сельскохозяйственном вузе, предоставляющая более широкий выбор различных форм физкультурно-спортивной деятельности и физического совершенствования с учетом их личных интересов, наклонностей и способностей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Методика организации учебных занятий по физическому воспитанию студентов сельскохозяйственном вузе, предполагающая индивидуально-групповую форму организации занятий по физической культуре с учетом национально-регионального компонента.
2. Процесс физического воспитания осуществляется в виде модульно-блочной формы занятий различными видами спорта, в том числе вольной и национальной борьбой, а также национальными играми и упражнениями.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования опубликованы в материалах межвузовских научно-практических конференций в г. Улан-Удэ (1998;2003), в сборнике Международной научной конференции (Улан-Удэ, 1998), сборниках трудов Бурятской государственной сельскохозяйственной академии (2001;2003).
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложений.
1. Совершенствование учебного процесса как фактора повышения индивидуального физического состояния студентов должно происходить за счет снижения факторов унификации и стандартизации учебных программ, создания возможно большего числа альтернативных программ по видам учебной специализации с учетом региональных, национальных, культурно исторических традиций, материально-технической оснащенности вузовских спортивных комплексов.2. Исследования выявили, что на основе выбора вида з^ебной специализации по интересу и желанию самого студента мотивационный уровень двигательной активности и психологического благополучия положительно отражается на состоянии здоровья и посещаемости учебных занятий. Из 20 юношей агрономического и экономического факультетов на вопрос анкеты «Удовлетворяет ли Вас новая форма занятий по физвоспитанию?» ответили «да» — 81,15%- «нет» — 0,6%- «затрудняюсь ответить» — 18,25%. 94,5% студентов экспериментальной группы удовлетворены уровнем учебно-тренировочных занятий, а в контрольной группе удовлетворены 64,4%) и не удовлетворены — 35,6%. В правильности выбора специализации в экспериментальной грзшпе высказались 86%, сомневаются 12,8%, решили поменять специализацию 1,2%.3. Анкетный анализ студентов первых курсов Бурятской государственной сельскохозяйственной академии показал, что контингент студентов не однороден по возрасту (16 лет — 3,8%, 17 лет — 69,4%, 18 лет.
20,2%, 19 лет и старше — 6,6%), основную категорию составляют выпускники сельских школ — 69,5%, по своим увлечениям видами спорта предпочитают: спортивные игры — 32%- единоборства — 20%>- зимние виды спорта — 14% и.
4. Разработана методика организации учебных занятий студентов сельскохозяйственных вузов с учетом личных интересов на основе групповой индивидуализации в рамках национально-регионального компонента. В ее основе лежит рабочая программа по специализации «Вольная борьба с элементами техники национальной борьбы». Выполнение разработанной программы осуществлялось на основе модульного принципа обучения. Ее составляют 3 модуля, включающие в себя по 2 субмодуля, для (М, практического решения поставленных задач физического воспитания студентов.5. Апробация экспериментальной методики показала ее высокую эффективность в отношении достоверного прироста большинства параметров подготовленности испытуемых опытной грзшпы. Это достигнуто путем периодического внесения, при необходимости, индивидуальных коррекций в ход учебно-тренировочных занятий с целью достижения высоких результатов: • прирост показателей по физической подготовленности (бег 100 м при t=2,30, Р<0,05- бег 3000 м при t=2,37, Р<0,05- подтягивание на Щ: перекладине t=2,21, Р<0,05) — • прирост показателей по физическому развитию ЖЕЛ при t=2,l6, Р<0,05- становая динамометрия при t=2,60, Р<0,05- • остальные показатели статистически не различаются (Р>0,05), показатели тестов 1 и 3 имеют тенденцию к улз^шению при t=l, 44 и 1,98- • обнаружена достоверная корреляция между параметрами физической подготовленности и физиометрическими показателями при г=0,36 — 0,74.6. В контрольной группе обнаружено достоверное различие по становой динамометрии (при t=2,21, Р<0,05), остальные показатели статистически не различаются (Р>0,05), хотя имеют тенденцию к улучшению показатели скоростных способностей, общей выносливости, росто-весовые показатели, окружности грудной клетки и ЖЕЛ. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Выполнение обязательной учебной программы осуществлять по разработанным и одобренным методическим советом специализациям. Кафедра физического воспитания составляет учебные рабочие программы по нескольким видам спорта для более полного охвата студентов, максимального удовлетворения потребностей в физическом совершенствовании студентов, с учетом материально-технической базы и национально-регионального компонента.2. Предоставлять студентам право выбора форм и средств по физическому самосовершенствованию, обеспечивать учебно-тренировочным и программно-методическим комплексами и ос) тцествлять контроль за их реализацией в плане успешной подготовки студентов и сдачи ими контрольных требований по физической культуре.3. Предоставлять студентам свободу волеизъявления и право выбора «своих» видов физических упражнений, вплоть до организации самостоятельных и внеаудиторных форм их плановой деятельности по физическому самосовершенствованиюпредоставлять материально техническую базу, медицинское обеспечение, оперативное руководство со стороны преподавателей и тренеров, кафедры и спортивного клуба.
Список литературы
- Абаев Н.В., Калмыков СВ. Методы психофизической тренировки цигун в боевом искусстве ушу. Улан-Удэ: Издательство БГУ, 1993. 205 с.
- Абаев Н.В., Сагалеев А. С., Балдаев К. В. и др. Эволюция бурятской национальной борьбы как результат взаимовлияния культур Востока и Запада //Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Межвуз. сб. наз. трудов. Улан-Удэ, 1996. -С.3−5.
- Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в сфере «школа-вуз»: Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. 48 с.
- Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. Новосибирск: НГУ, 1998. 28 с.
- Акчурин Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов Теория и практика физической культуры. 2003. № 2. 56 59.
- Андрющенко Л.Б. Пути повышения мотивационно-ценностного отношения студентов БГСХА к предмету «Физическая культура» В сб. научных трудов СПбГАУ. СПб: Изд-во СПбГАУ, 1999. 3 4.
- Андрющенко Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» Теория и практика физической культуры. 2002. № 2. 47.
- Андрющенко Л.Б. Совершенствование рабочей программы по физическому воспитанию для студентов основного отделения Волгоградской сельскохозяйственной академии Сб. научных трудов СПбГАУ. Спб.: Издво СПбГАУ, 1999.-С. 1−2.
- Анищенко B.C. Методические указания и изучение темы «Методы исследования физической подготовленности студентов». М.: Изд-во РУДН, 1989.
- Анищенко B.C. Физическая культура: Щк, 4i Методико-практические занятия студентов: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2002. 165 с ил.
- Анохин П. К, Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1973.-236 с.
- Апанасенко Л. Г. Айзман Р.И., Казин Э. М. и др. О воспитании количественной оценки уровня здоровья человека //Гигиена и санитария. 1995.-№ 6.-С. 55−58.
- Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Ростов н/Д, 2000.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. 223 с.
- Антропов А.И., Бардамов Г. Б. Актуальные задачи возрождения национальных игр и состязаний в деятельности спортклуба вуза //Проблемы совершенствования физического воспитания студентов аграрных вузов/. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа. СПб, 1999. С 85−88.
- Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования в России Стратегия развития образования в России. М, 1994. 23 31.
- Бальсевич Н.В., Дибнер Р. Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решений Теория и практика физической культуры. М., 1994. № 5, 6. 6 12.
- Бальсевич В.К., Зопорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987. 240 с.
- Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физического знания) Теория и практика физической культуры. 1990. № 7. 11−16.
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. 2. 13−18. 21, Бальсевич В. К., Лубышева Л. П. Перспективы освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта Принципы индивидуализации Щ физического воспитания учащейся молодежи. Сб. науч. тр. Тула, 1994. З 10.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. 206 с.
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека Теория и практика физической культуры. 1990. 1. 3−11.
- Бальсевич В.К. Феномен физической активности как социальнобиологическая проблема. М.: Медицина, 1999. 298 с. ф,)
- Бальсевич В.К. Физическая активность человека. Киев: Здоровье. 1988.-240 с.
- Бальсевич В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность Теория и практика физической культуры. 1995. Хо4. 17−19.
- Баранов Н.Н. О методических принципах организации занятий по физическому воспитанию в специальных медицинских группах Мат-лы науч.-практ. конф. по пробл. соверш-ия физ. восп. студ-ов аграр. вузов. СПб: Изд-во СПб ГАУ, 1995. 3 4. f|||(,
- Бардамов Г. Б. Активные формы и методы обучения при реализации концепции физического воспитания в сельскохозяйственных вузах В сб. научных трудов СПб ГАУ. Спб: Изд-во СПб ГАУ, 1999. 5 7.
- Варламов Г. Б, Антропов А. И., Шаргаев А. Г., Шулунов А. Р. Реализация национально-регионального компонента рабочей программы по дисциплине «Физическая культура» по модульной системе обучения в
- Бардамов Г. Б., Шаргаев А. Г., Балдаев К В Влияние психического состояния на результат деятельности спортсмена Вестник Бурят, ун-та: Сер.
- Теория и методика обучения в вузе и школе. Вып.
- Блинова Л.Л., Бубнов М.Е, Блинов И. Е. К вопросу об организации и методике проведения занятий со студентами специального отделения Матлы назд1.-практ. конф. по пробл. соверш-ия физ. восп. студ-ов аграр. вузов. СПб: Изд-во СПб ГАУ, 1995. 5 7. 11, ЗЗ. Боген М. М. Задачи обучения двигательным навыкам Теория и практика физкультуры. 1981. № 3. 24.
- Боген М.М. Обзение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985.-192 с.
- Боген М.М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия Теория и практика физической культуры. 1995. 9. 20. Зб. Боген М. М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры Теория и практика физической культуры. 1995. 5 С 18.
- Богданов СП. Обоснование прикладных видов спорта для профессионально-прикладной подготовки учащейся молодежи Теория и практика физической культуры. 1995, № 7. 47 49.
- Брэгг П.С. Программа по оздоровлению позвоночника. М.: МП «Ритм», 1992.
- Варенников Ю.Т. Методы и средства управления физической подготовкой студентов вузов: Автореф. канд. дне. М., 1995. 24 с.
- Виленский М.Я., Горшков А. Г. Физическое воспитание в процессе fL адаптации к условиям обучения Теория и практика физической культуры. 1 9 8 5 1 2 С 38.
- Виленский М.Я., Горшков А. Г. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. М.: МНЗПУ, 1995. 90 с.
- Виленский М.Я., Ильинич В. И. Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях Физическое воспитание Под ред. В. А. Головина и др. М.: Высшая школа, 1995. 44 47.
- Виленский М.Я., Сафин Р. Ф. Основы профессиональной направленности ФВ студентов педагогических институтов. М., 1980. HI
- Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры Теория и практика физической культуры. 1999. № 9. 25 26.
- Виленский М.Я. Мотивационно-ценностные отношения студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования Теория и практика физической культуры. 1997. № 4.
- Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. J42l. 27 32.
- Виноградов П.А., Могенов В. П. Новый этап в развитии MJ., физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи Теория и практика физической культуры. 1995. № 7. 24 26.
- Виру А.А., Юримяэ Т. А., Смирнова Т. А. Аэробные упражнения. М.: ФиС, 1988.
- Выдрин В.М. Введение
- Волков И.П. Медитация как метод спортивной психологии Теория и практика физической культуры. 1999. № 10. 34 39.
- Восток-Запад: проблемы физической культуры и спорта. Вып. № 1. «J Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. 176 с.
- Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование Теория и практика физической культуры. 1998. № 3. 2 -4.
- Вяткин Б.А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях: Учеб. пос. Пермь, 1974. 47 с.
- Гаськов А.В. Приоритетные направления реализации республиканской целевой программы «Развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни населения Республики Бурятия» А.В. Гаськов, М. Ц. Цинкер Физическая культура и спорт: история, современность, перспективы. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. 158 с.
- Готовцев П.И., Дубровский В. И. Самоконтроль при занятиях физической культзфой. М.: ФиС, 199 8.-115с.
- Данные медицинского осмотра БГСХА, 2000 2002.
- Дашинорбоев В.Д. Бурятская национальная борьба «бухэбарилдаан»: Учеб.-мет. пос. Улан-Удэ: Извд-во ВСГТУ, 1997. 81с.
- Дашинорбоев В.Д. Единоборства у народов России, СНГ и азиатских стран (на примере борьбы). Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1999. 304 с- ил.
- Дзюбалов А.В. Мотивы и ценностные ориентации студентов сельскохозяйственных вузов в сфере физической культуры Мат-лы научпракт. конф. по проблемам совершенствования физического воспитания студентов аграрн. Вузов: СПб: Изд-во СПбГАУ, 1999. 68 70.
- Дзюбалов A.B. Методические умения студентов в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями Мат-лы науч.-практ. конф. по проблемам совершенствования физического воспитания студентов аграрных вузов. СПб: Изд-во СПбГАУ, 1995. 70 71.
- Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): f? Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Гзанит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 608 с- ил.
- Евсеев СП. Специальное профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях (проблемы, технологические исследования) СП. Евсеев, О. В. Колодий, В. Ф. Костюченко Теория и практика физической культуры. 1996. № 8. 2 24.
- Ерофеева Т.М. Организация учебного процесса в специализированных группах по аэробике Мат-лы науч.-практ. конф. по пробл. соверш-ия физ. восп. студ-ов аграр, вузов. СПб: Изд-во СПбГАУ, Щ, 1995.-С. 1 7 1 8
- Ерофеева Т.М. Физическая культура в учебном процессе вуза Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., 1995. 27 -35.
- Жамбалова Г. Традиционная охота бурят. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1991.-175 с.
- Зайцев В.П. Валеология учение о здоровье: Учеб. пос. Харьков: УГИФК, 1996. 161 с.
- Зайцев А.И. Изменения в программных требованиях по физической ш|- культзфе для вузов Сб. науч. трудов СПбГАУ. СПб: Изд-во СПбГАУ, 1999.-С 11−12.
- Зайцев Г. К. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи Цетр. совет педагогического общества РСФСР. М 1989.-61 с.
- Зайцева В.В. в соавт. Новый взгляд на старую проблему: констит5ш-ия человека и физическое воспитание: Теоретико-методические подходы Теория и практика физической культуры. 1995. № 3. 54 58.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкульifl тура и спорт, 1970. 200 с.
- Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979. 152 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. Киев, 1998.-283 с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М Просвещение, 1980. 199 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология воспитания и спорта. Л., 1979. 84 с. Щ,
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы,-СПб: Питер, 2000.-513 с.
- Ильинич В.И. О принципиальном подходе и оценке тестов общей физической подготовленности студентов Сб. науч. трудов СПбГАУ. СПб: Изд-во СПбГАУ, 1999. 60 62.
- Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка вузов. М.: Высшая ппсола, 1999. 161 с.
- Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. М.: АО «Аспект Пресс», 1995. 144 с.
- Ильинич В. И, Физическая культура студента, М., 1999, Щ:
- Ильинич В.И., Евсеев Ю. И. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высшего профессионального образования. М., 2000.
- Исаев А.П. Наука в оптимизации учебного процесса Теория и практика физической культуры. 1997. № 3. физического
- Калмыков СВ. Индивидуальность в спорте. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1993.-104 с.
- Калмыков С В Основы индивидуализации подготовки спортсменовединоборцев. Улан- Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1994. 151 с.
- Калмыков С В Индивидуализация подготовки спортсменов Щ! единоборцев в контексте культурных традиций Востока и Запада: Дис. д.п.н. в виде науч. доклада. М., 1994. 60с.
- Калмыков СВ. Индивидуальная деятельность человека в экстремальных условиях в контексте дихотомии «Восток Запад» Сб. науч. трудов. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. 4 6.
- Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. Кострома: Исслед. центр проблемы качества подготовки специалистов, 1996. 2 4 5 с.
- Караченцева Щз самостоятельных Н.Г., по Калинина физической Л. Г. Совершенствование со студентами занятий культуре специального медицинского отделения Сб. наз. трудов СПбГАУ. СПб: Изд-во СПбГАУ, 1999. С 90 -92.
- Комков Л.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников Теория и практика физической культуры. 1998. 6, 2.
- Корпев В.Г., Дулетов Г, Д, Об опыте планирования средств физической подготовки для студентов основного отделения Сб. науч. трудов СПбГАУ. Спб: Изд-во СПбГАУ, 1999. С 21 23. Ш
- Корнев В.Г. Пути развития физической культуры в вузе /Пробл. соверш-ия физ. восп. студ-ов аграр. вузов Сб. науч. трудов СПбГАУ. СПб: Изд-во СПбГАУ, 1999. 19 21.
- Куликов Л.М., Рыбаков В. В. К развитию обгцей теории и технологий спортивной подготовки Теория и практика физической культуры. 1999. № 7.-С. 20−25.
- Курамшин Ю.Ф., Попов В. И. Теория и методика физической культуры: Учеб. пос. СПб: ГАФК, 1999. 324 с ил.
- Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-воМГУ, 1993.
- Лищук В.А., Мосткова Е. В. Девять ступеней к здоровью. М.: Щ Книжная компания, 1997. 320 с.
- Лопухин Ю.М. О науке, творчестве и здоровье. М.: Знание, 1991.
- Лоранский Д. Н. Лукьянов B.C. Азбука здоровья. М.: Профиздат, 1990.
- Лотоненко А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи Теория и практика физической культуры. 1998. № 6. 21 24.
- Лотоненко А.В., Стеблецов Е. А. Физическая культура студенческой молодежи: опыт, проблемы, тренировка Физическая культура: воспитание, ft образование, терировка 1996. № 3.
- Лотоненко А.Б., Стеблецов Е. А. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи Теория и практика физической культуры. 1998. № 6. 21 24.
- Лубышева Л.И., Грузных Г. М. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов Теория и практика физической культуры. 1 9 9 1 С 9 1 2
- Лубышева KI Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология, развитие и технология реализации Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. 11 19. ЮЗ. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры, спорта и пути его освоения обществом и личностью Теория и практика физической культуры и спорта. 1997. № 6. 11 15.
- Мазниченко В.Д. О стадиях формирования двигательного навыка в процессе обучения двигательным действиям //Теория и практика физкультуры. М. 1964. № 11.
- Мазниченко В.Д. Обучение движениям (двигательным действиям). //Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физкультуры/ |(t Под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М., 1976. T.I. 141 168.
- Матвеев Л.П. Введение
- Матвеев Л.П., Петрова Г. В. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки Теория и практика физической культуры. 2000. № 3.-0.28−32. ИЗ. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. 280 с.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки Учеб. пос. для инст. физ. культуры. М.: ФиС, 2000. 271 с с ил.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для инст. физ. культуры. Изд. 2-е, испр. и доп. Т. 1, М.: ФиС, 1999. 304 с.
- Мильнер Е.Г. Формула жизни. М.: ФиС, 1991. Щ
- Моисеенко М.Г. О некоторых организационно-методических формах организации студентов занятиями физической культурой Сб. науч. трудов СПб ГАУ. СПб: Изд-во СПб ГАУ, 1999. 28 -28.
- Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности Теория и практика физической культуры. 1997.-№ 6.-С. 2−10.
- Нититушкин В.Г., Воронин М. В., Васильева Е. А. Построение годичного цикла тренировки юных пловцов с учетом индивидуальных различий в уровне развития их физических качеств Теория и практика Щ физической культуры. 1990. № 5.
- Новиков И.В. Оценка состояния здоровья и физической подготовки студентов 1-го курса аграрного университета Сб. наз! трудов СПбГАУ. СПб: Изд-во СПбГАУ, 1999. 69 71.
- Новиков И.В., Остапенко Н. С. Научно-методические проблемы спортивных единоборств Теория и практика физической культуры. 1999. 9 С 50−54.
- Новиков А.А., Акопян А. О. Система успешной -1999.-№ 8.-С. 36−40. 125.0лзоев К. С. Стратегия и тактика спортивной борьбы (размышления тренера). Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1993. 144с. 126.0золин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М.: ФиС, 1970.-459 с. подготовки ближайшего спортивного резерва Теория и практика физической культуры.
- Павлов А.Е., Балдаев К. В., Сагалеев А. С. О в концепции контексте индивидуализации подготовки спортсменов-единоборцев культурных традиций Востока и Запада Физическая культура, спорт и здоровый образ жизни населения Алтайского края: Мат. науч.-практ. конф. Барнаул, 1996. 44 46. Щ
- Павлова И.В. Студенческому спорту с наукой по пути Теория и практика физической культуры. 1999. № 8. 33 35.
- Переверзев В.А. Организация и методика проведения комплексных занятий аграрных вузов Сб. науч. трудов СПбГАУ. СПб: Изд-во СПбГАУ, 1999. 31 33.
- Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1984. 104 с,
- Платонов К.К. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. 223 с. Щ
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. 313 с.
- Поборский А.Н. Динамика врабатываемости и адаптация некоторых функциональных систем у студентов-первокурсников № 5. 25 30.
- Поборский А.Н. Об использовании ситуационных задач при обучении физиологии и биохимии спорта Теория и практика физической культуры. 1995. № 12. 8 12.
- Понаморев Н.П. Профессиональный спорт как субкультура// Теория М и практика физической культуры. 1995. № 8. 56 -58.
- Пономарева В.В., Саркисянц Э. Э. Влияние физической реабилитации на функциональное состояние центральной нервной системы и работоспособность студентов Теория и практика физической культуры. 1991.-№ 6.-С. 18−21. при регулярной физической нагрузке Теория и практика физической культуры. 1997.
- Примерная федерального экономических программа в дисциплины «Физическая и стандарте культура» социальновысшего компонента дисциплин цикла общегзпманитарных государственном профессионального образования второго поколения. М.: Изд-во Моск. психолого-социальн. ин-та, 2000. 35 с.
- Проблемы совершенствования физического воспитания студентов аграрных вузов: Сб. наз. трудов. СПб: Изд-во СПб агр. ун-та, 1999. 100 с.
- Пуни А.Ц., Джамгаров Т. Т. Психология физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1979. 143 с.
- Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов, М.: Высшая школа, 1985.
- Ратов И.П. Борьба и спортивное единоборство: смена ориентиров Теория и практика физической культуры. 1999. 10. 27 28.
- Ратов И.П. К перспективам оптимизации подбора упражнений для массовой физической культуры и условий их применения Теория и практика физической культуры. 1990. 1 С 1 1 1 3
- Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М.: Физкультура и спорт, 1973. 206 с.
- Родионов А.В. Психология и спорт высших достижений. М.: Физкультура и спорт, 1979. 144 с.
- Рудик П.А. Психология: Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1976. 239 с.
- Санданов Б.Д. Эрын гурбан наадан (три игры мужей). Улан-Удэ: Соел, 1993.-160с.-ил.
- Сереженко Л.М. Самостоятельные занятия физическими упражнениями как средство воспитания студентов Мат-лы науч.-практ. конф. по пробл. соверш-ия физ. восп. студентов аграр. вузов. СПб: Изд-во СПбГАУ, 1995. C.1179.
- Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию Избр. произв-я. Т.1. М.: АН СССР, 1992. 172 267.
- Сидоров Л.К. Формирование и реализация двигательной потребности в системе непрерывного физкультурного образования: Автореф. дис. д.и.н. Улан-Удэ, 2002. 49 с.
- Сидоров Л.К. Реализация потребности в движении детей и школьников в системе непрерывного физкультурного образования: Концепции условия, структура, -Красноярск, 2001. 305 с.
- Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт" — № 1). М.: Знание, 1987. 96 с.
- Смирнов В.М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. Учеб. завед-й. М.: Владос-Пресс, 2002. 608 с ил.
- Смирнов В.М., Смирнова О. Д. Здоровье человека как философская Ц проблема В о п р о с ы философии. 1990. 7 4 7.
- Спортивная медцина- Учебник д л я И Ф К П о д общ. ред. В. Л. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1987. 307 с.
- Соколова П.П., Герасимов Ю. Н. Помоги себе сам. М.: ФиС, 1992.
- Соловьев А., Ильин И. А. Значение диагностики индивидуальных особенностей студентов в вузах ФК для повышения качества их профессиональной подготовки Теория и практика физической культуры. 1995.-№ 12.-С. 3 6 3 9
- Соловьев Н.А., Ильин И. А. Опыт организации индивидуальных занятий по физическому воспитанию в вузе Сб. науч. трудов СПбГАУ. Спб: Изд-во СПбГАУ, 1999. 94 96.
- Столяров В.И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания: Инновационный подход Теория и практика физической культуры. 1998. 5. 11 15.
- Суворова М.В., Тагангаева Н. А. Краткий анализ состояния здоровья студентов БГСХА Физическая культура и спорт в студенческой жизни: Мат-лы регион, межвуз. научно-практ. конф. (24 апреля 2003 г.). Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2003. 41 46.
- Тарасов В.А., Снетков Г. П. Индивидуализация учебных занятий как Щ средство повышения эффективности учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию студентов Сб. науч. трудов СПбГАУ, Спб: Издво СПбГАУ, 1999. 39 41.
- Тарасов В.А., Снетков Г. П. Совершенствование положения по модульной системе обучения как метод повышения эффективности занятий по физическому воспитанию студентов Сб. научных трудов СПбГАУ. Спб: Изд-во СПбГАУ, 1999. 100 с.
- Тарасов Г. Проблема духовных потребностей. М., 1979. 224 с.
- Теория и методика спорта Под. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. Ь 1 9 9 7 4 0 9 с,
- Теория и методика физической культуры: Курс лекций: Учеб. нос. для высших учебных заведений Под ред. В. Д. Дашинорбоева. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001. 209 с. 165. Тер-Ованесян И. А. Педагогические основы физического воспитания. М.: ФиС, 1978. 206 с ил.
- Треп]-ева О. Л. Оптимизация тренировочных режимов, комплексов круговой тренировки Теория и практика физической культуры. 1997. 5.
- Треш-ева О. Л. Системная организация валеологического образования учаш-ейся молодежи Теория и практика физической культуры. -1991.-№ 8.-С. 24−29.
- Тугутов И.Е. Игры в обш-ественной жизни бурят. Улан-Удэ. Бурят, кн. изд-во, 1989.-С. 61.
- Тугутов И.Е. Общественные игры бурят Этноисторический сборник. Вып.
- Туманян Г. С. Телосложение и спорт (основы индивидуализации физической Щ 55с.
- Туманян Г. С, Бабанин В. Ф. Физическая культура учаш-ейся молодежи: концептуальные основы назных исследований Теория и практика физической культуры. 1991. 6. 28 32.
- Физическое воспитание студентов и учащихся- Учеб. нос. для высших и средних спец.уч.заведений БССР Под ред. Н. Я. Петрова, В. А. Соколова. Минск: Полымя, 1988. 256 с.
- Фрегер Е.Р., Старостенко А. Г. Гиревой спорт средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов инженерномеханического факультета сельхозвуза Мат-лы науч.-практ. конф. по пробл. соверш-ия физ. восп, студ-ов аграр. вузов. СПб: Изд-во СПбГАУ, 1995.-С. 5 3 5 5
- Хангалов М.Н. Зэгжтэ аба облава на зверей у древних бурят. Национальный праздник у бурят. Улан-Удэ, 1
- Холодов Ж.К. Некоторые аспекты современного подхода к обучению в физкультурных вузах //Теория и практика физкультуры. -1981. № 1.-С.36−37.
- Холодов Ж.К. Активные методы обучения как один из подходов в развитии творческого мышления у студентов Теория и практика физкультуры. 1983. 8. 39 40.
- Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск, 1989. подготовки Г. С. спортсменов различных статических групп): Автореф. дис. докт. пед. наз. М 1971. 39 с.
- Туманян Совершенствование системы физического образования Методика и некоторые результаты исследования. М., 1987.
- Arkes H.R., Garske J.P. Psychologikal Theory Am. Youmal of Orjhopsycniatry. 1953. V. 23.
- Astrand P.O., Rodahl K. Textbook of work physiology. McGrjw Hill Inc., 1977.
- Петров P. Усовершенствзшание на технико-тактического майсторства на борецо. София, 1978. 148с.
- Петров Р. Рьководство по свободна борба. София: Медицина и физкултура, 1961. 71 с.
- Sramkova Р., Ргосорес V., Zeiezny J. Predince telesne vysky Tejretic a praxe telesne vychovy. 1