Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Индивидуализация процесса осуществления здоровьесберегающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения, выдвинутые нами в гипотезе исследования, удалось подтвердить экспериментально путем решения специально сформулированных задач. При этом состоялась апробация разработанного комплекса здо-ровьесберегающих мер физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ, удалось реализовать на практике спроектирован ну ю технологию подбора и методику… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
    • 1. 1. Особенности здоровья детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 2. Характеристика средств здоровьесбережения в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 3. Индивидуальный подбор средств здоровьесбережения для детей старшего дошкольного возраста
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
    • 2. 1. технология подбора средств здоровьесбережения в физическом воспит ании детей СТАРШЕГО дошкольного возраста
    • 2. 2. реализация здоровьесберегающей-функции физического ВОСПИТАНИЯ детей СТАРШЕГО дошкольного возраста В образовательном процессе
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 3. 1. Цели, задачи и условия проведения эксперимента
    • 3. 2. Анализ результатов экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Индивидуализация процесса осуществления здоровьесберегающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время повышенное внимание уделяется проблеме сохранения здоровья детей. Это обусловлено существованием выраженной тенденции к снижению различных показателей, характеризующих его состояние. Основной причиной снижения уровня здоровья всего населения является, прежде всего, утрата многих общечеловеческих, культурных ценностей и приоритетов (в частности, ценности и уникальности человеческой жизни), а также социально-экономические, климатогеографические и экологические условия (Ю.Ф. Змановский, В. К. Бальсевич, Т. Л. Богина и др.).

Здоровье само по себе представляет одну из важнейших общечеловеческих ценностей. Для подрастающего же поколения оно выступает еще и весьма значимым условием успешности образования. К детям, начиная с дошкольного возраста, для обеспечения высокого уровня интеллектуально-познавательного развития предъявляются высокие требования, реализовать которые может только здоровый ребенок. Исследованиями установлено, что здоровье человека лишь на 7 8% зависит от успехов здравоохранения, на 25% от состояния окружающей среды и более чем на 60% от образа жизни (50, 70, 126). 1.

Таким образом, решающую роль в сохранении здоровья детей должна сыграть культура здоровьесбережения. Начинать формировать ее необходимо еще в дошкольном возрасте, когда наиболее прочно закладывается положительный опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Наиболее благоприятным для этого является старший дошкольный возраст. На этой ступени формируются фундаментальные лично.

1. В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в списке используемой и цитируемой литературы При ссылке на несколько источников между цифрами ставится запятая. стные качества ребенка — те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. Сам по себе переход к систематической учебной деятельности, к жесткому режиму, другой системе отношений прав и обязанностей исключительно тяжел для ребенка. Это приводит к резкому ухудшению здоровья детей и отрицательно сказывается на дальнейшем ходе их развития и обучаемости. Чтобы избежать подобных последствий, необходимо на этапе старшего дошкольного возраста уделять особое внимание формированию здоровья и здорового образа жизни ребенка, как одному из условий безболезненного перехода к начальной ступени школьного образования.

Одним из мощнейших средств формирования культуры здоровьесбере-жения и, в целом, оздоровления подрастающего поколения является физическое воспитание. Оно содержит в себе огромные резервы, посредством раскрытия которых возможно обеспечение укрепления здоровья каждого ребенка. Однако для этого, необходимо строить занятия с учетом rex или иных особенностей, присущих старшим дошкольникам. Их возрастные особенности достаточно полно изучены в педагогике, на основе чего определены основные подходы к физвоспитанию в данном возрасте (М.В. Антропова, И. А. Аршавский, Л И. Божович, А. А. Вайнштейн, С М. Громбах, А. А. Маркосян, А.Г. Хрипни-кова, Г. П. Юрко и др.). Однако многое зависит и от индивидуальности каждого ребенка. Те или иные особенности психики, физического развития, состояния здоровья в целом накладывают свой отпечаток на подбор оздоровительных мер физического воспитания конкретного дошкольника. К сожалению, в педагогической практике далеко не всегда и не во всем учитываются соответствующие индивидуальные особенности.

Следует отметить, что в педагогической теории проблемы индивидуализации образования рассматривалась в трудах таких ученых, как В. И. Гладких, Г. А. Данилочкин, В. И. Загвязинский, Г А. Захаров, А. А. Кирсанов, Е. В. Климов, Я. И. Ковальчук, Г. Н. Кондратенко, ЮН. Кулюткин, B.C. Мерлин,.

ЕС. Рабунскии, Ю. А. Самарин, Г. С. Сухобская, Б. М. Теплое, И. Э. Унт, И. А. Чуриков и др.

Различным аспектам физического воспитания дошкольников уделяется существенное внимание в работах Э. Н. Адашкявичене, М. Н. Алиева, А. А. Антонова, О. Г. Аракеляна, А. А. Вайнштейна, A.M. Воропаева, М.П. Голощеки-ной, Э. И. Жука, Ю. Ф. Замановского, И. М. Козлова, Т. С. Криворучко, Г. П. Лесковой, М. Н. Маханеевой, М. Л. Новиковой, М. Л. Правдова, Л. М. Семеновой, О. А. Сиротина, Г. П. Юрко и др.

Проблемам индивидуализации физического воспитания детей дошкольного возраста посвящены работы З. В. Выдрич, Е. В. Давиденко, Ю.В. Демьян-ко, М. В. Загуменова, В. В, Зайцевой, С. И. Изаак, Н. Б. Котелевской, В.Н. Шебе-ко, Н. И. Шлык и др.

Возможности оздоровления ребенка средствами физической культуры исследовали Л. И. Абросимова, Т. Н. Баранова, Т. Л. Богина, B.C. Быков, Г. П. Виноградова, Л. Д. Глазырина, С П. Громова, Т. А. Кравчук, Н. Т. Лебедева, С. М. Иванов, И. В. Муратов, Т. Н. Осокина, В. П. Праздников, Б. С. Толкачев, Н. А. Фомин, Г, В. Хлыстова, Р. А. Шабунин, А. Г. Щедрина и др.

В то же время, по результатам проведенного нами анализа соответствующих научных трудов, можно констатировать, что недостаточно исследованной остается область применения индивидуального подхода к осуществлению здоровьесбережения дошкольников средствами физического воспитания.

Таким образом, на основе анализа состояния рассматриваемых аспектов в практике образования и педагогической теории можно обнаружить следующие противоречия:

I. Между социально обусловленной необходимостью сохранения здоровья дошкольников, выступающего, в частности, важным фактором успешного продолжения образования в школе, и недостаточностью принимаемых на практике мер по осуществлению здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей;

2. Между разработанными в педагогической теории подходами к осуществлению физкультурно-оздоровительной работы с детьми и недостаточностью теоретико-методических предпосылок индивидуализации в осуществлении здоровьесберегающей функции физического воспитания дошкольников.

Из указанных противоречий вытекает проблема осуществления здоровь-есбережения детей старшего дошкольного возраста через формирование индивидуальной направленности применяемых в этих целях средств физического воспитания.

Актуальность данной проблемы, ее практическая востребованность, а также наличие теоретических предпосылок ее разрешения обосновывают выбор темы нашего диссертационного исследования: «Индивидуализация процесса осуществления здоровьесберегающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методический комплекс индивидуально-ориентированных здоровьесберстающих мер физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: здоровьесберег ающая методика физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: эффективность здоровьесберегающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста повышается, если в соответствующем методическом комплексе:

• здоровьесбережение является одной из ведущих целей;

• в содержании осуществляется опора на достижения разных аспектов культуры в здоровьеебережении детей старшего дошкольного возраста;

• построение технологий подбора и реализации физкультурно-оздоровительных мер производится с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить состояние проблемы здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста средствами физического воспитания на основе их индивидуальных особенностей в педагогической теории и практике;

2. Разработать и апробировать методический комплекс средств осуществления здоровьесберсжсния в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста;

3. Разработать и внедрить технологии индивидуализированного подбора и реализации здоровьесберегающих мер физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

4. Экспериментально проверить эффективность методического комплекса индивидуально-ориентированных здоровьесберегающих мер физического воспитания старших дошкольников.

Методологической основой исследования являются.

Научно-теоретические подходы к осуществлению педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. А. Беликов, А .Г. Гостев, В. И. Загвязинский, А.Я. Найн);

Научные идеи понимания природы формирования и функционирования человеческого организма в условиях природной и социальной среды как личности и как индивидуальности (П.К. Анохин, И. А. Аршавский, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Подъяков, А. Р. Лурия, А. И. Божович, B.C. Мерлин, И. П. Павлов, И.М. Сеченов);

Педагогические концепции гуманизации воспитания личности (Ш.А. Амонашвили, ЕВ. Бондаревская, В. Н. Говор, A.M. Кузьмин, В В. Сериков, Г. Н. Сериков, И.С. Якиманская);

Психолого-педагогические подходы к осуществлению здоровьесбере-гающей направленности образовательных процессов (Ю.А. Андреев, М. В. Антропова, В. К. Бальсевич, И. И. Брехман, С. М. Громбах, Г. К. Зайцев, Ю.Ф. Зма-новский, Л. И. Лубышева, С. Г. Сериков, НА. Фомин, В. Г. Штефко, Л.Г. Щедрина);

Концепции индивидуализации образования (В.М. Гладких, Д. Ф. Ильясов, А. А. Кирсанов, Г. С. Сухобская, Е. С. Рабунский, И. Э Унт и др.).

Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось в три этапа, охватывающих период с 1994 по 2001 гг.

На первом этапе (1994 — 1996 гг.) был проведен теоретический анализ философской, мсихолого-педагогической, медико-биологической, историко-педагогической литературы в исследуемой области. Изучены соответствующие нормативные документы, методические материалы по физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста. На основе этого выявлены противоречия теоретического и практического характера, поставлена проблема исследования, определена его теоретико-методологическая база, уточнена тема диссертации, сформулированы цель, гипотеза и основные задачи исследования. В плане подготовки педагогического эксперимента проведено пилотажное исследование, базировавшееся на выявлении мнений и отношений педагогов, родителей по рассматриваемой проблеме.

На первом этапе исследования применялись методы анализа теоретических и нормативных источников, педагогической документации, анкетирование и интервьюирование, педагогическое наблюдение.

На втором этапе (1997 — 1999 гг.) уточнялся состав средств осуществления здоровьесбережения в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, были определены особенности индивидуализации подбора элементов комплекса соответствующих мер, разработана технология их подбора и реализации в образовательном процессе. Был проведен констатирующий эксперимент. С целью выявления эффективности разработанных индивидуализированных комплексов здоровьесберегающих мер физического воспитания старших дошкольников начат формирующий эксперимент.

На втором этапе исследования применялись следующие методы научного познания: синтез, сравнение, обобщение, моделирование, анализ педагогической и медицинской документации, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование по физическим и психологическим показателям.

На третьем этапе (2000 — 2001 гг.) было завершено проведение формирующего эксперимента по проверке эффективности комплекса индивидуально-ориентированных здоровьесберегающих мер физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Проводились анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, их обобщение и осмысление. Формулировались выводы и разрабатывались рекомендации по результатам исследования. Осуществлялось окончательное оформление текста диссертационной работы.

На третьем этапе применялись такие методы научно-педагогического исследования, как педагогический эксперимент, врачебно-педагогический контроль, наблюдение, тестирование по физическим и психологическим показателям, систематизация, обобщение, методы математической статистики.

Экспериментальной базой исследования служили дошкольные образовательные учреждения г. Кургана. Исследованием было охвачено 150 детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследования:

1. Уточнен состав средств осуществления здоровьесбережения в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

2. Предложена методика индивидуализации здоровьесберегающих мер в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Уточненный состав средств осуществления здоровьесбережения в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста служит ориентиром методического обоснования оздоровительной работы с детьми.

2. Разработанная технология подбора и реализации здоровьесберегаю-щих мер физического воспитания детей старшего дошкольного возраста подтверждает положения индивидуального подхода в педагогике.

Практическая значимость заключается в том, что разработанная на основе индивидуального подхода методика физического воспитания детей старшего дошкольного возраста может быть использована в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений, детских домов, интернатов с целью сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка и облегчения его адаптации к последующему обучению в школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В состав средств осуществления здоровьесбережения в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста целесообразно включать наряду с физическими упражнениями (в том числе с элементами психотренинга) воздушные и водные закаливающие процедуры, коррекционные мероприятия (ЛФК, различные виды массажа, корригирующая гимнастика), а также сопровождающие меры оздоровления средствами музыки, искусства, сказок, цветового оформления и др.

2. Методика индивидуализации, применяемая в процессе физкультурно-оздоровительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста является одним из оснований разработки технологии подбора и реализации здоровьес-берегающих мер физического воспитания.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических оснований, применением комплекса теоретических и практических методов изыскания, практическим подтверждением основных положений диссертационного исследования в экспериментальной работе, применением математико-статистических методов обработки полученных данных, репрезентативностью выборки, адекватностью используемых методов задачам, поставленным в ходе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования в целом осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы диссертанта. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на педагогических советах ДОУ № 116- на методических объединениях дошкольных образовательных учреждений гг. Кургана, Тобольска, Тюменина научно-практической конференции «Опыт решения проблемы управления развитием образования в регионе». Курган, 1996 г.- научно-практической конференции «Здоровый ребенок — в здоровом социуме». Тобольск, 1997 г.- научно-практической конференции «Учитель — созидатель культуры и здоровья общества». Москва, 1998 г.- научно-практической конференции «Культурное пространство человека и духовный мир педагога». Москва, 1999 г.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Из результатов проведенного нами экспериментального исследования эффективности индивидуализированной методики здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в процессе их физического воспитания вытекают определенные выводы:

1. Основные положения, выдвинутые нами в гипотезе исследования, удалось подтвердить экспериментально путем решения специально сформулированных задач. При этом состоялась апробация разработанного комплекса здо-ровьесберегающих мер физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ, удалось реализовать на практике спроектирован ну ю технологию подбора и методику реализации соответствующих мер в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников, выявить тенденции в состоянии здоровья детей старшего дошкольного возраста в физическом, психическом и социальном (духовно-нравственном) аспектах, а также оценить влияние реализуемых мер физического воспитания на изменения в каждой из этих составляющих здоровья дошкольников.

2. Констатирующий эксперимент показал реальную картину здоровья старших дошкольников, которая характеризовалась, в частности, отсутствием абсолютно здоровых детей, часто встречающимися отклонениями от гармоничного развития, достаточно слабой физической подготовленностью, недостаточной эмоциональной устойчивостью, весьма низкими проявлениями эмпатии, преобладанием воспитанников с пассивно-социальным типом поведения. Реализуемые в эксперименте авторские разработки позволили достичь достаточно существенных изменений по большинству этих показателей, характеризующих здоровье детей старшего дошкольного возраста в физическом, психическом и социальном (духовно-нравственном) аспектах. Эффективность предлагаемых здоровьесберегающих мероприятий, спроектированных с учетом индивидуальных особенностей ребенка, подтверждается путем сравнения с результатами, полученными в ходе реализации традиционной методики физического воспитания в ДОУ. Видна существенная положительная разница в приростах показателей здоровья детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сложившаяся в настоящее время ситуация со здоровьем подрастающего поколения требует принятия неотложных мер, направленных на предотвращение соответствующих негативных тенденций. Необходимо содействовать сохранению и укреплению здоровья ребенка через все сферы общественной жизни. Серьезная роль в этом принадлежит и образовательным учреждениям, а в особенности ДОУ, которые в работе с детьми захватывают период, когда закладывается фундамент здоровья, формируется большинство физических, психических и духовно-нравственных качеств, определяющих здоровье будущего гражданина. ЕВ этом свете представляется достаточно актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста через формирование индивидуальной направленности применяемых в этих целях средств физического воспитания.

Старший дошкольный возраст представляет в данном случае особый интерес, поскольку его следует рассматривать как этап перехода ребенка на новую ступень в его жизнедеятельности — к обучению в школе. Такие переходные этапы, связанные с серьезными изменениями для каждого человека, как правило, сопровождаются повышенными нагрузками на организм, психику, духовную сферу. Поэтому актуализируется задача подготовки ребенка к тому, чтобы успешно, без ущерба для здоровья справляться с резко повышающимися требованиями к нему. Это требует накопления определенных резервов здоровья, что также входит в цели осуществления здоровьесберегающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Основные подходы к решению соответствующей проблемы изначально виделись нам в разработке теоретически обоснованных технологий подбора и реализации индивидуализированных средств осуществления здоровьесбережения детей в процессе их физического воспитания в ДОУ. В рамках выполненного исследования мы определили соответствующие теоретические подходы, на их основе осуществили необходимые методические разработки, которые в дальнейшем были подвергнуты экспериментальной проверке. Полученные результаты в основном подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Выполненное исследование носит теоретико-методический характер и позволяет решить достаточно важную проблему, стоящую в современном дошкольном образовании, связанную с сохранением и укреплением здоровья старших дошкольников на основе индивидуального подхода в осуществлении здоровьесберегающей функции их физического воспитания, как одного из условий подготовки к школе. Полученные результаты позволяют снять противоречия между социально обусловленной необходимостью сохранения здоровья дошкольников, и недостаточностью принимаемых на практике мер по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей, а также между разработанными в педагогической теории подходами к осуществлению физкультурно-оздоровительной работы с детьми и недостаточностью теоретико-методических предпосылок индивидуализации здо-ровьесберегающих мер физического воспитания дошкольников.

2. Проведенный анализ психолого-педагогической, медико-биологической литературы позволил нам определиться с подходами к пониманию здоровья ребенка, выявить особенности, характеризующие данное свойство, вычленить основные его составляющие. В связи с этим, следует отметить, что здоровье ребенка целесообразно рассматривать в трех аспектах — физическом, психическом и духовно-нравственном, учитывая при этом возрастные особенности его проявлений, факторы, связанные с предстоящим переходом к обучению в школе и др.

3. В рамках осуществления здоровьесберегающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать комплекс различных средств. С учетом имеющихся научных разработок, в состав соответствующих средств целесообразно включать помимо различных физических упражнений, закаливающие процедуры, элементы психотренинга, различные виды массажа, в том числе с использованием достижений восточной медицины, корригирующую гимнастику. В процессе их реализации имеет смысл в качестве сопровождающих мер задействовать музыкотерапию, цвето-терапию, арттерапию, сказкотерапию, как средства способствующие сохранению здоровья особенно в психическом и духовно-нравственном аспектах.

4. Существенную предпосылку эффективности применения охарактеризованных выше средств здоровьесбережения составляет их индивидуальный подбор. В связи с этим, учет индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка при определении здоровьесберегающих мероприятий на занятиях физической культурой представляет особую важность. В качестве основания индивидуализации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, необходимо опираться на индивидуальные особенности здоровья ребенка в физическом, психическом и духовно-нравственном аспектах.

5. С целью подбора элементов комплекса здоровьесберегающих мер физического воспитания детей на основе индивидуального подхода имеет смысл опираться на соответствующую технологию. Она включает в себя диагностику состояния здоровья детей, разделение их на подг руппы в зависимости от выявленных особенностей здоровья, подбор средств осуществления здоровьесбережения для каждой подгруппы, проектирование на их основе соответствующей методики физического воспитания и, наконец, определение методов оценки эффективности отобранных мер.

6. Спроектированная на основе этого методика использования средств физического воспитания в осуществлении здоровьесбережения старших дошкольников, является основанием для реализации здоровьесберегающих мер в образовательном процессе ДОУ. Наличие в ней вариативных аспектов, регулирующих процесс физического воспитания дошкольников в зависимости от состояния их здоровья, является практическим применением индивидуального подхода в оздоровительной работе с детьми.

7. Проведенная нами экспериментальная проверка эффективности индивидуализированной здоровьесберегающей методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста подтвердила значимость наших разработок, о чем свидетельствует достаточно высокий прирост в значениях показателей здоровья воспитанников после внедрения соответствующей методики в образовательный процесс ДОУ.

Вместе с тем, выявился круг проблем, открывающихся в рассмотренной области, в рамках возможного продолжения исследований. Дальнейшие направления научной работы мы связываем с исследованием преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в вопросах здоровьесбережения детей, повышением готовности педагогических кадров ДОУ к реализации здоровьесберегающей функции физического воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Оздоровительный аспект физического воспитания дошкольников // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков: Сборник научных трудов /Под редакцией А. А. Трошкина. М.: ВНИ. — 1984. -С. 85 — 94.
  2. Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста //Дошк. воспитание. 1997. — № 3. — С. 32 — 40.
  3. А.К., Жданова Л.А, Филькина О. М. Возрастные особенности адаптации детей к детским дошкольным учреждениям и школе. //Вопросы охраны материнства и детства. 1986. — Т.31. — № 7. — С. 40 — 44.
  4. Э.Н. Некоторые показатели психомоторной функции детей 3−7 лет //Здоровье и массовая физическая культура. Новосибирск, 1988.- 95 с.
  5. О.М. Мысли на каждый день. М.: Из-во Всемирное Белое Братство. 1999. -237 с.
  6. М.В. Формирование правильной осанки //Домашнее воспитание.- 1993. № 2. — С. 17 21.
  7. М.Н. Педагогические основы физического воспитания ослабленных детей в санитарном дет. саду: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. -Махачкала, 1995. 122 с.
  8. А.С. и др. организация питания детей в дошкольных учреждениях: Пособие для воспитателя Д/с. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  9. В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. LINKA PRESS. -1993.-№ 11.-48 с.
  10. Н.А., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце. 2-е изд. перераб. и доп. — Киев.: Здоровье, 1984. — 232 с.
  11. Н.М. Раздумье о здоровье.- 3-е изд., доп. и перераб. М.: Физкультура и спорт, 1987. 64 с.
  12. HI.А. Размышление о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 494 с.
  13. В.А., Бакров Г. Л., Садофьева В. И., Райе Р. Э. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков. Ленинград. Медицина, 1985.-С. 5- 18.
  14. А. Психологическое тестирование: книга 1,2. Пер. с англ. /Под редакцией К. М. Гуревича, В. И. Дубовского М.: Педагогика, 1982. — 60 с.
  15. Анисимова В В., Леонова Л. А., Терентьева Г. В. Задачи, организация и методика работы по профилактике и коррекции н.о. у детей // Вопросы профилактики н.о. у детей. М., I960. — С. 31 — 48.
  16. А.А. Организационно педагогические условия при-емственности в подготовке детей обучению в школе. Автореф. дис. конд. пед. наук. Самара: СПУ, 1997. -21с.
  17. Антонио Мегетти. Музыка души. Введение в музыкотерапию. -СПб.: Палада, 1992. 88 с.
  18. О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей //Дошкольное воспитание. 1979. № 5. С. 39 44.
  19. Антология гуманной педагогики. Е^ы годе кий Л.С. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с.
  20. А.А. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.канд. пед. наук: 130 004. -СПб.: АФК, 1997. 18 с.
  21. М.В. Взаимосвязь между морфофункциональными параметрами в процессе роста и развития ребенка//Физиология развития ребенка. /Под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1983. С. 254 — 264.
  22. М.В. Морфологические критерии школьной зрелости //Здоровье и воспитание детей дошкольного возраста в СССР. М., 1976. -С. 21 -24.
  23. Т.Н. Осанка школьников в подготовительных и первых классах //Проблемы физиологии развития. М., 1976. — 98 с.
  24. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. /Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1967. -445 с.
  25. Д.М. Сердце под защитой. 3-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 80 с.
  26. И.А. Физиологические критерии периодизации индивидуального развития и проблемы биологического возраста //Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 12 15.
  27. И.А. Основы возрастной периодизации /Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. С. 5 — 67.
  28. В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 223 с.
  29. Т.Н. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993. — 63 с.
  30. В.Ф. Нервно психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Истоки, подходы к профилактике. (Президентская программа «Дети России»), — Сергиев Посад, 1995. — 41 с.
  31. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2. — С. 3 — 9.
  32. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987. — 324 с.
  33. Бандаков М П. Дифференцированный подход учащихся в процессе физического воспитания //Теория и практика физической культуры. 1980. -№ 5.-С. 31−32.
  34. М.М., Ефимова С. П. Формирование графических навыков письма у детей с разным уровнем школьной зрелости. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1978. — вып. № 1(10). — С. 113−116.
  35. В.И. Определение уровня здоровья и оптимальной физической нагрузки и занимающихся оздоровительной тренировкой //Теория и практика физической культуры. 1989. — № 3. — С. 6 — 9.
  36. В.Г. Избранные педагогические сочинения /Под. Ред. Е. Н. Мединского. -М.: Педагогика, РСФСР, 1948. 280 с.
  37. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  38. Н.Т. Осанку можно исправить //Семья и школа. 1963. -№ 11. 18 с.
  39. Л.Ф., Г лушков Е.К., Попова Н. М. неблагоприятные факторы влияющие на деформацию опорно-двигательного аппарата. //Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981. -С. 62−67.
  40. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.-365 с.
  41. Божович Л И. Проблемы формирования личности. М.: МГУ, 1995. -349 с.
  42. Т.Л. Определение комплекса показателей физического развития и состояния здоровья детей 4−7 лет //Физическая подготовленность дошкольников: Сб. научн. трудов. М.: изд. АПН СССР, 1988. — 129 с.
  43. T.J., Усова JI.С. Укреплять здоровье ослабленных и часто болеющих детей //Дошкольное воспитание. 1994. — № 6. — С. 9 — 12.
  44. Т.М., Добрейцер В. И. Некоторые показатели состояния здоровья детей шестилетнего возраста, обучающихся по экспериментальным программам в дошкольном учреждении //Новые исследования по возрастной физиологии. -- М.: Просвещение, 1987. 95 с.
  45. А.А. Приглашаем попариться. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 111 с.
  46. Г. М. Воспитание нравственных чувств ребёнка в семье. //Вопросы психологии, 1986. № 1. — 65 с.
  47. И.С. Как управляется дыхание человека. М.: Наука, 1985.- 160 с.
  48. И.И. Валеология наука о здоровье. — 2-е изд. — М.: Физ-ра и спорт, 1990. — 208 с.
  49. Е.А., Венгер А. Л., Поливанова К. Н. Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М.: Изд-во Министерства образования РФ, 1992.- 65 с.
  50. М.Е. Упражнения в равновесии. М.: Ф и С, 1985. 48 с.
  51. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей.- М.: изд-во МГ У, 1990. 136 с.
  52. Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1986. 126 с.
  53. А.А., Жур В.П., Карманова Л. В. Соотношение возрастных и типологических особенностей В Н.Д. детей 6−8 лет и учёт их при обучении физическим упражнениям. В сб.: Воспитание и обучение старших дошкольников в дет. саду. М., 1971. Ч. 1. С. 11−12.
  54. И.И., Валуева М. И., Междова А. Я. и др. Физиологические особенности положительных и отрицательных состояний. М., 1972.- 36 с.
  55. В.И., Суравегин И. Т., Киричев В. И. Здоровье человека и окружающей среды: Учебное пособие. (Б.Т. Величковский, В. И. Киричев, И.Т. Суравегин) М.: Новая школа, 1997. — 240 с.
  56. Т.Ю. Изучение морфофункционапьного развития детей 6 7 — летнего возраста в определении готовности организма к систематическому обучению: Автореф. Дисс.канд. пед. наук. — М.: МГАФК., 1977.- 14 с.
  57. .С., Волкова Н. В. Подготовка ребёнка к школе: Задачи, упражнения диагностика. М.: АПО, 1994. — 64 с.
  58. A.M. Особенности методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости: Дисс.канд. пед. наук: 13.00.04. М.: МГАФК., 1990.146 с.
  59. В. Тайны тибетской медицины и восточных целителей.- Санкт-Петербург, 1995. 300 с.
  60. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: «Союз», 1997. -65 с.
  61. Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 6 — 76.
  62. .А., Егоров И. В. Типологические различия в динамике формирования двигательных навыков при различных мотивах деятельности //Теория и практика физической культуры. 1968. — № 7. — С. 28 — 31.
  63. В.И. Индивидуальный подход к учащимся в условиях эффективности урока в 5 классах. Автореф. Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01.1. Л: ЛГУ., 1961. 19 с.
  64. Л.Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направления программы физического воспитания дошкольников: Дисс. д-ра пед. наук: 13.00.04. -Минск.: ГПУ, 1992. 337 с.
  65. Говор В. Н, Плетеницкая Ю. В. Импровизационная деятельность -средство гармонизации личности: Антопометрический подход. Программно методическая разработка. Изд-во «Алмазный путь». — СПб., 1999. — 62 с.
  66. Горбунков В В. Вода дарит здоровье. М.: Советский спорт, 1990. -32 с.
  67. Громбах С М. О гигиенических критериях «школьной зрелости» //Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1976. -№ 3. -9с.
  68. Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития. Дис.. канд. пед. наук: 13.00.04.- М.:МГАФК, 1986.- 180 с.
  69. Диагностика готовности детей к обучению в школе: Программные и методические указания /Челябинск, Гос. пед. институт- Магнитогорский гос. пед. институт. Челябинск, 1989. 51 с.
  70. К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка.- Минск. Полымя, 1981. 144 с.
  71. Н.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. — 346 с.
  72. А.П. Морфо- функциональные особенности организма и развитие двигательных качеств у детей в пубертальном онтогенезе //Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — 29 с.
  73. Дошкольное Образование России /Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Министерство Образование Российской федерации, 1995. — С. 35 — 36.
  74. З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.: Новая школа, 1994. — 36 с.
  75. С.Г. Физическое развитие и состояние здоровья детей дошкольного возраста //Гигиена и санитария. 1993. — С. 39 — 40.
  76. В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов вузов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛА-ДОС, 1998.-608 с.
  77. Зайцева В В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной и физической культуре на основе современных информационных технологий/Дисс.. док. биол. наук. М., 1995. -41с.
  78. А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -60 с.
  79. А.В. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: НИИОП СССР, 1978. — С. 2 — 7.
  80. Здоровый ребенок в здоровом социуме. //Научно-практический сборник инновационного опыта. — М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервис-школа, 1999. 320 с.
  81. Зинкевич Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., 1999. -250 с.
  82. Ю.Ф., Лукьянов Ю. Е., Макаренко Ю. Л. Нервная система, здоровье и долголетие. М.: Медицина, 1977. — 97 с.
  83. Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка (физиологические аспекты). М.: Знание, 1987. — 40 с.
  84. Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. М.: Медицина, 1989.-128 с.
  85. Ф.Н. Валеология: Учеб. пособие. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 1998. 58 с.
  86. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентации человека //Вест. АМН СССР, 1982. № 4. С. 29 — 33.
  87. С.И. Статические модели дифференцированной оценки двигательных возможностей детей и молодежи. М., 1997. — 60 с.
  88. Е.И. Влияние эмоциональных представлений на психическое развитие детей д.в.: Дисс.. канд. пед. наук. М.: МГУ, 1994. — 184 с.
  89. Ильин Е.П.: Дифференцированная психология физического воспитания и спорта. Л.: Ленуприздат, 1979. — 83 с.
  90. Д.Ф. Целевые программы повышения квалификации учителя в аспекте осуществления индивидуализации образования учащихся. Дисс.. канд. пед. наук. Курган, 1996. — 180 с.
  91. К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 65 с.
  92. К.А., Бирюков А. А. Бани и здоровье. М.: Медицина, 1982. — 64 с.
  93. А.А. Индививдуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: КГУ, 1982. — 224 с.
  94. Л.В. О нормах артериального кровяного давления, пульса и дыхания у здоровых детей дошкольного возраста. Иваново, 1963.- 12 с.
  95. ВВ. Как воспитать вундеркинда. Харьков: «Фолио».- СПб.: «Кристалл», 1996. 45 с.
  96. А.И. Типы конституции у детей //Педиатрическая наука -практике.-М., 1981. С. 12−19.
  97. Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка.- М.: Просвещение, 1988. 208 с.
  98. Козлов И М. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста /Физическая культура и спорт в современном образовании. СПб. 1993.-кн.-1. С. 90−93.
  99. И.М., Правдов М. А. Двигательная активность и здоровье детей. //Тез. Международной конференции. Санкт-Петербург, 1993. — Т.2. — С. 68 — 69.
  100. Л.Н. Путь к зимнему плаванию. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 103 с.
  101. Я.А. Великая дидактика. М., 1987. — 282 с.
  102. И. Карта индивидуального развития ребенка дошкольника/ составители Л. А. Парамонова, Т. Н. Алиева, А. Г. Аруманова, О М. Дьяченко, Ю. В. Головкин. — М.: Обруч, 1998. — № 4. — С. 11−12.
  103. Ю.А. Беречь осанку смолоду. //Физическая культура в школе. 1994. -№ 2. -С. 16- 28.
  104. Л.А. Организация системы валеологической службы в школе как условие формирования физически и духовно здоровой личности. Дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. -- 156 с.
  105. Т.А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни. Дисс. канд. пед. наук. Омск: СибирСГАФК, 1996. 133 с.
  106. Е.Г. Психологические проблемы готовности детей к школе. М&bdquo- 1991.-35 с.
  107. Н.К. Педагогические сочинения. М., 1959. — Т.5. — 596 с.
  108. Н. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1987. С. 22−37.
  109. М.Л. Здравствуй! . Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: руководство для воспитателей дошкольных учреждений: в 3 ч.. М.: Академия здоровья, 1997. — 372 с.
  110. Л.И. Хатха -Йога для детей, кн. Для учащихся и родителей. М.: Просвещение, 1993. — 160 с.
  111. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико ориентированные подходы к развивающему образованию. — М.: Педагогика, 1996. — № 5. -С. 24−26.
  112. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте. Под ред. С. М. Иванова. М. Медицина, 1993. — 400 с.
  113. Л.Д. Педагогические аспекты арттерапии //Дидакт.-2000. -№ 1. -47 с.
  114. B.C., Решетников М М. Аутотренинговая тренировка: справочное пособие для врачей: Л.: Медицина, 1986. — 280 с.
  115. Т.Ю. Оптимизация режима двигательной активности дошкольников зависимости от их возраста. Автореферат дис. канд. пед. наук. Мн: МинскГПИ, 1991. — 24 с.
  116. ГЛ. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия. — 1994. — 365 с.
  117. А.А. Психологические основы школьной зрелости //Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982. С. 151 — 155.
  118. Лямираль Софи, Рино Кристина. Растите детей здоровыми. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 150 с.
  119. В.А. Физиология закаливания. М.: Знание, 1984. — 54 с.
  120. Мак- кей М., Роджерс, Ю. Мак-кей Укрощение гнева. Санкт-Петербург: Пигер, 1997. — 344 с.
  121. А.А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974.-223 с.
  122. И.М. Влияние физкультурно-оздоровительных мероприятий на физическое состояние детей старшего дошкольного воспитания с ослабленным здоровьем. Дис. канд. пед. наук. М.: МГУ, 1998. — 160 с.
  123. М.Н. Новые подходы к организации физического воспитания. //Дошкольное воспитание. 1993. -№ 2. — С. 12−17.
  124. Г. Е. Эта замечательная йога. М.: Физкультура и спорт, 1992. — С. 80−166.
  125. А.Б., Кириенко В В., Конецкий В. П., Губин Г. И. Нетрадиционные методы оздоровления в детских дошкольных учреждениях //Дети и здоровье. Омск, 1993. — С. 24 — 26.
  126. А.А. Типологические различия влияния мотивации на формирование двигательных качеств школьников //Тезисы докладов (5 Всесоюзного кона). НСО психологов. Пермь, 1972. — 70 с.
  127. В.В. Движение основы здоровья и активного долголетия. — М.: Знание, 1985. — 64 с.
  128. B.C. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности //Сб. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. 60 с.
  129. B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973. 38 с.
  130. Методы оценки достигнутого уровня развития детей и подростков. /Методические материалы. Штода Л. З. Курган, 1996, — 126 с.
  131. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. /Под ред. Антроповой М. В., М. М. Кольцовой. -М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  132. Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б. М. Бим Бад, Е. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1987. — 288 с.
  133. B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  134. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: Урал — ГАФК, 1996. — 144 с.
  135. А.Я. Технология бесконфликтного обучения с подростками //Методические рекомендации. Челябинск: Издательство ЧГИФК, 1994. -46 с.
  136. Р.С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. Кн. 2. Психология образования. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 496 с.
  137. В.П., Худадов Н. А. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1995. — 176 с.
  138. М.Н., Панюшкин В. П. Средства физической культуры в регуляции психического состояния //Теория и практика физической культуры. -1983.-№ 8.-С. 34−35.
  139. В.В., Штода Л.З, Кузнецов А. П. Методические рекомендации по определению физической подготовленности детей 6−7 лет (для студентов факультета физ. воспитания и воспитателей детских садов). Курган, 1986. — 52 с.
  140. О.А. Физическое воспитание как фактор адаптации детей 7−8 лет к обучению в школе: Дисс. канд. пед. !гаук. Челябинск: Урал-1.АФК, 1999. 100с.
  141. Они пойдут в школу / Братина В. Д. и др. /Под ред. В. Г. Маркелова.- Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1987. 96 с.
  142. Основы математической статистики: Учебное пособие / Под ред. Иванова B.C. М.: Физкультура и спорт, 1990. 176 с.
  143. Т.И. Как научить детей плавать.2-е изд. М.: Просвещение, 1962.- 56 с.
  144. Т.И. Лыжи и коньки детям. М.: Просвещение, 1966.-50 с.
  145. И.В. Профилактика нарушения осанки детей младшего дошкольного возраста: Дисс.кант. пед. наук. Омск: СибирГАФК, 1997.- 130 с.
  146. А.В., Литвинов Е. Н. Программа по физической культуре для учащихся 1−11 классов. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ).- М.: Просвещение, 1996. 58 с.
  147. М.Л. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5−6 лет в детских садах. Автореф. дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, СПБАФК, 1992. — 24 с.
  148. В.П. Закаливание детей дошкольного возраста. Л.: Медицина, 1983. — 176 с.
  149. Пташинская Г. А, К вопросу о дифференцированном обучении на уроках физической культуры в школе //Физическое воспитание детей и подростков. М.: Изд-во МОПИ им. Н. К. Крупской, 1973. — Вып. 1. — С. 109 — 114.
  150. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Обл. ред. А. М. Фонарева. -М.: Прогресс, 1987. -272 с.
  151. Ротенберг Роберт Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья.- М.: Физкультура и спорт, 1993. 600 с.
  152. B.C., Бондарен ко С.Н. Мозг. Обучение, здоровье. Психологическая диагностика: Проблемы исследования / Под ред. Гуревича К. М. Научн. исслед. Ин т общей педагогики и пед. психологии. Акад. Пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
  153. А. Т. Группы здоровья. 2-е изд. перераб. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 191 с.
  154. Г. К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  155. Л.М. Влияние игровых форм деятельности на физическую подготовленность детей дошкольного возраста. //Актуальные вопросы перестройки организма детей и подростков при физических нагрузках: Сб. научн. трудов. Ташкент, 1986. — С. 16−22.
  156. И.П. Обоснование комплексной методики закаливания к холоду в условиях расширенного режима физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Мн.: МинскГПУ, 1997, — 19 с.
  157. Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании.: Монография. Екатеринбург. — Челябинск: изд-во ЧГПУ, 1999.- 242 с.
  158. С.Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения / Учебное пособие для студентов. Челябинск: УралГАФК, 1988. -79 с.
  159. С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах. Шадрииск, Изд-во ПО «Исеть», 2001. — 320 с.
  160. Су Джок Терапия для всех. Г1АК ЧЖЭ ВУ. -М.: Су Джок Академия, 1996. -96 с.
  161. И.М. Рефлексы головного мозга. Избранные произведения.- изд. АНСССР, 1952. Т.1. С. 7 — 128.
  162. А.Ф. Рецепты для здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 64 с.
  163. П.А. Что такое эмоции? М.: Наука, 1995. — 60 с.
  164. Т.В. Физические упражнения с применением тренажерных устройств как средств совершенствования двигательной деятельности детей в детском саду. Дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, СГ16АФК, 1995. 160 с.
  165. Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М., 1990.-88с.
  166. Сонькин. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников. /АПН СССР. НИИ физиологии детей и подростков. М., 1990. -50 с.
  167. Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студентов Высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2001. — 368 с.
  168. Спортивная метрология. Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Зацирского В В. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
  169. Р.Б. Поговорим о преемственности // Обруч. 1997.- № 1. С. 2 — 3.
  170. В.А. Избранные произведения: в 5 т. Киев: Ряд. шк.- 1979−80. — Т.З. 133 с.
  171. В.А. Сердце отдаю детям. -Киев: Ряд. шк. 1998. -271 с.
  172. В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3-х до 7-ми лет / сост. В. И. Теленчи. М.: Просвещение, 1987. 143 с.
  173. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.- 120 с.
  174. .С. Физкультурный заслон острым респираторным заболеваниям, М.: Физкультура и спорт, 1988. — 158 с.
  175. Л. Н. Полное собрание сочинений. М., 1954. — 484 с.
  176. Тонкова Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей.: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1985. — 127 с.
  177. В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольника. Красноярск: КГПИ, 1989. — 47 с.
  178. Т.Б. Психология как наука о поведении // Экспериментальная психология / Под. ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1966. 284 с.
  179. А.А. Сказка о вирусах. / Методические рекомендации по профилактике простудных заболеваний с помощью точечного массажа. М., 1991.-34 с.
  180. Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  181. К.Д. Собрание сочинений. М., 1954. — 484 с.
  182. С.Г. Предупреждение неврозов у детей. М.: Медицина, 1979.-88 с.
  183. Физиология развития ребенка./ Под ред. В. И. Козлова, В. А. Фарбет. М.: Педагогика, 1983. — 296 с.
  184. В.П., Семенов В. Г., Алабин В. Г. Современные методы исследования в спорте: Учебное пособие. Харьков, 1994. — 132 с.
  185. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, П. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- 840 с.
  186. М.И., Фонарева Т А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. Л.: Медицина, 1981. 278 с.
  187. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. Центр Академия, 2000. 480 с.
  188. А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена М., 1990, — 119 с.
  189. Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1953.- 516 с.
  190. Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М: Педагогическое общество России, 1998. — 225 с.
  191. М.И. Психогимнастика. М. Просвещение, 1990. — 85 с.
  192. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. Пособие. М.: Народное образование, 1996. ¦- 160 с.
  193. Р.А., Шлык Н И., Гуштаров И. В. Влияние различных двигательных режимов на развитие функциональных возможностей сердца и двигательных качеств у детей 3−6 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1987. № 2. — 52 с.
  194. Шарманова С Б. «Морское царство». Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста.: Учебные пособия. Челябинск: Урал Г АФК, 1996. — 89 с.
  195. Н.И., Гуштурова И. В., Зеленин B.C. Зависимость физического развития, функциональной и двигательной готовности детей 3−5 лет от качества физического воспитания. //Теория и практика физической культуры. 1990.-№ 11.-С. 33 -35.
  196. Л.З., Филлипова И. Б. Основы закаливания / Методические рекомендации к проведению практических и индивидуальных занятий по предмету «Основы валеологии» для студентов специальности 40 700. Курган: изд-во Курганского ун-та, 1999. — 34 с.
  197. А.Г. Физическое воспитание и здоровье: Медико биологические и валеологические аспекты // Проблемы развития физкультуры и спорта в условиях Сибири и Крайнего севера: Сб. научных статей. Омск: Сиб-ГАФК, 1995. — С. 56−60.
  198. А.Г. Педология наука о детстве как фундаментная основа валеологии и педагогики (Лекции для врачей — валеологов и т. д.). — Новосибирск, 1996. — 43 с.
  199. A.M. Восприятия и понимание домашними эмоционального состояния человека. // Вопросы психологии. 1984. — № 9. — С. 3 — 6.
  200. Эльконин Д Б. К проблемам периодизации психологического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 1 1 — 12.
  201. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Под ред. Лебединского, Никольской О С. МГУ, 1990. — 30 с.
  202. Этическая педагогика. Сборник избранных работ Валявского А.С.- Санкт-Петербург. 1995. — 50 с.
  203. Г. П. и др. Физическое воспитание детей раннего дошкольного возраста. М.: Медицина, 1978. — 248 с.
  204. Г. М. Резистентность, стресс, регуляция. М.: Наука, 1990. -237 с.
  205. Oster Н. Ergebnisse einsse einer Schnlreife untersuchung. Off-Gesnndh — Dinst. — 1963. — № 11. — S. 550 — 559.
  206. Roche Ch., Ritzel G. Schulreife und Khchenalter//z. Praventiv Med.- 1968. -№ 4. -S. 207−209.
  207. Gnthke I. Ein Gruppenvergleich zwishen leistungsschwachen nnd leistngsstarken Schulaufangem// Arztl jugdkde. 1965. — № 7−8. — S. 271 — 281.
  208. Jirasek I. Psichologishe problematic der Schulminerolge// The world international Symposium on School Wealth and Medicine. Warschawa, 1972.
Заполнить форму текущей работой