Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности клинического течения синдрома вегетативной дистонии резидуально-перинатального генеза в школьном возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Динамика показателей нейровегетативного статуса практически здоровых детей и подростков коррелирует с возрастом и полом, а у школьников с синдромом вегетативной дистонии — с возрастом, полом и вариантом течения вегетативной дисфункции. В группе наблюдения преимущественно регистрировались: исходная ваготония, симпатическая направленность вегетативной дизрегуляции и дисбаланс вегетативного… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ (Современные представления о вегетодистонии детского возраста)
    • 1. 1. Общие данные
    • 1. 2. История вопроса
    • 1. 3. Анатомия и физиология вегетативной нервной системы
    • 1. 4. Этиология и патогенез.
    • 1. 5. Эпидемиология вегетативных расстройств
    • 1. 6. Классификация и клиника
    • 1. 7. Диагностика, лечение и профилактика
  • ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Материал исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Нейроклиническое обследование
      • 2. 2. 2. Нейровегетативное обследование
        • 2. 2. 2. 1. Клинико-вегетологическое обследование
        • 2. 2. 2. 2. Нейрокардиоинтервалография
      • 2. 2. 3. Нейрофизиологическое обследование
        • 2. 2. 3. 1. Рэоэнцефалография
        • 2. 2. 3. 2. Электроэнцефалография
      • 2. 2. 4. Эхоэнцефалоскопия
      • 2. 2. 5. Компьютерная томография
      • 2. 2. 6. Методы математической обработки
  • ГЛАВА 3. КЛИНИКО — НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬНЫХ И ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 3. 1. Анамнестические данные
    • 3. 2. Клинико-неврологическое обследование
    • 3. 3. Нейрофизиологическое обследование
      • 3. 3. 1. Рэоэнцефалография
      • 3. 3. 2. Электроэнцефалография
    • 3. 4. Эхоэнцефалоскопия
    • 3. 5. Компьютерная томография
    • 3. 6. Нейровегетативное обследование
      • 3. 6. 1. Клинико-вегетологическое обследование
      • 3. 6. 1. Нейрокардиоинтервалография
    • 3. 7. Состояния вегетативной нервной системы детей и подростков контрольной группы
      • 3. 7. 1. Неврологическое и клинико-вегетологическое обследование
      • 3. 7. 2. Нейрокардиоинтервалография
  • ГЛАВА 4. ДИНАМИКА НЕЙРОВЕГЕТАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСТОНИИ ПОСЛЕ ЛЕЧЕНИЯ
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Особенности клинического течения синдрома вегетативной дистонии резидуально-перинатального генеза в школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В последние годы отмечается значительный рост заболеваемости детского населения (Вельтищев Ю.Е., 1994, 1996; Баранов А. А., 1999, 2000; Kozyrskyj A.L., Hildes — Ripstein G.E., 2002; Thind A., Andersen R., 2003; Busch J., Easa D. et al., 2003; Weitoft G.R., Hjern A., Haglund В., Rosen M., 2003). Одновременно наблюдается увеличение распространенности патологии центральной нервной системы (Петрухин А. С, 2000; Володин Н. Н., 2001; Халецкая О. В., 2002; Трошин В. Д., 2004; Malhotra S., Kohly А., Arun P., 2002; Glasebrook С., Hollis С., Heussler H., Goodman R., Coates L., 2003).

Преи перинатальная патология ЦНС занимает ведущее место, составляя 60−80% среди заболеваний детского возраста (Барашнев Ю.И., 2001). Среди перинатальных поражений нервной системы особую значимость приобретают легкие степени дисфункций, в том числе вегетативных, исходом которых является хронический дезадаптационный синдром. Вегетативные расстройства в детском и подростковом возрасте часто обусловлены развитием синдрома вегетативной дистонии (СВД), включающим в себя проявления всех форм нарушения вегетативной регуляции. Распространенность вегетативных дисфункций среди детей и подростков составляет 29−82% (Белоконь Н.А. и др., 1987; Вейн A.M., 1991). Вегетативные нарушения, с одной стороны, характеризуются выраженной синдромальностью, проявляясь на фоне различных нервно-психических и соматических заболеваний, а, с другой, придают клинической картине фонового заболевания своеобразную психовегетативную окраску, нарушают поведение ребенка и обусловливают общую дезадаптацию организма.

Между тем, вопросы патологии вегетативной нервной системы резидуально-перинатального генеза недостаточно освещены в литературе, не отражена возрастная динамика клинического течения синдрома вегетативной дистонии в школьном возрасте, недостаточно разработаны критерии эффективности восстановительной терапии данной категории больных.

Цель работы На основе клинических и нейрофизиологических исследований выявить особенности течения вегетативных дисфункций резидуально-перинатального генеза у детей и подростков школьного возраста и определить принципы интегративного подхода к восстановительной терапии.

Поставленная цель конкретизирована следующими задачами;

1. Представить клинико-неврологические и нейрофизиологические особенности вегетативной дистонии резидуально-перинатального генеза у детей и подростков школьного возраста.

2. Определить показатели исходного вегетативного тонуса, вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения больных и здоровых детей и подростков.

3. Провести сравнительную оценку нейровегетативного статуса здоровых и больных школьников, а также корреляцию динамики нейровегетативных дисфункций с возрастом, полом и клиническим вариантом течения синдрома вегетативной дистонии.

4. Разработать критерии эффективности интегративного подхода к восстановительной терапии.

Научная новизна.

1. Впервые определена возрастная динамика вегетативных дисфункций резидуально-перинатального генеза в раннем онтогенезе.

2. Представлены возрастно-половые корреляции клинико-вегетативных проявлений в группах здоровых и больных школьников.

3. Разработаны критерии эффективности интегративного подхода к восстановительной терапии школьников с вегетативными дисфункциями резидуально-перинатального генеза.

Практическая значимость Выявлены клинические и нейрофизиологические особенности вегетативной дистонии резидуально-перинатального генеза у школьников в зависимости от возраста, пола и варианта течения вегетативных нарушений, а также представлены принципы интегративного подхода к восстановительной терапии, обеспечивающие оптимальный подбор диагностических и нейрореабилитационных мероприятий и адекватную оценку их эффективности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Синдром вегетативной дистонии является мультифакториальным состоянием. Основное значение в его формировании отводится наследственным и приобретенным (преимущественно биологическим) этиологическим факторам.

2. В клинической картине вегетативных дисфункций резидуально-перинатального генеза отмечается многообразие семиотики поражения вегетативной и соматической нервной системы.

3. Нейрокардиоинтервалография является адекватным методом диагностики и оценки критериев эффективности интегративного подхода к восстановительной терапии вегетативной дистонии у детей и подростков школьного возраста.

Апробация Основные положения диссертации доложены и обсуждены на заседаниях Нижегородского общества неврологов в 1999, 2000, 2004, 2005 г. г., на конгрессе неврологов «Нейронауки и здоровье» (Нижний Новгород, 2000), Научно-практической конференции «Духовноэтические основы медицины» (Нижний Новгород, 2000), I конгрессе неврологов, психиатров и нейрохирургов Приволжского федерального округа (Нижний Новгород, 2002), на совместном заседании кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики и кафедры неврологии, нейрохирургии и психиатрии ЦПК и 1Д1С Нижегородской государственной медицинской академии (2005).

Публикации По материалам диссертации опубликовано 14 научных работ: 8 — в тезисах на российских конгрессах и конференциях- 3 — рефераты в журналах- 2 — статьи в сборникахглава в учебнике «Нервные болезни (профилактика и лечение)». — Н. Новгород: изд-во НГМА, 2004.

Внедрение результатов работы Основные положения диссертации использованы в лекциях и практических занятиях на кафедре неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Нижегородской государственной медицинской академии, в практической деятельности неврологического отделения ГУ «Нижегородская областная детская клиническая больница» и дневного неврологического стационара МЛГГУ «Детская городская поликлиника № 39» г. Нижнего Новгорода.

Получено 3 патента на изобретения (№ 2 237 431 от 10 октября 2004 года «Способ исследования вегетативной реактивности" — № 2 242 923 от 27 декабря 2004 года «Способ диагностики вегетативных дисфункций" — № 2 250 749 от 27 апреля 2005 года «Способ лечения вегетативных дисфункций у неврологических больных»).

Объем и структура диссертации Диссертация изложена на 161 странице машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания материала и методов исследования, двух глав собственных наблюдений, обсуждения результатов, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка используемой литературы, приложения. Работа иллюстрирована 17 рисунками и 33 таблицами. Указатель литературы включает 181 отечественный и 69 иностранных источников.

Выводы.

1. Ведущими этиологическими факторами вегетативных дисфункций у детей и подростков школьного возраста являются наследственность, пре-и перинатальная патология. У 24% обследованных отмечено наследование вегетативного фона родителей, причем в 85% наблюдалась связь с нейровегетативным статусом матери. Неблагополучное течение беременности и родов определялось в 100% случаев.

2. Состояние вегетативной нервной системы тесно взаимосвязано с коморбидным состоянием соматической нервной системы, в частности, с наличием резидуально-перинатальной патологии. Резидуальные поражения мозга и школьный возраст выступают основными биологическими предикторами вегетативных дисфункций.

3. В клинической картине синдрома вегетативной дистонии школьного возраста облигатными являются цефалгический, диссомнический и церебрастенический синдромы. Цефалгический синдром носит стабильно-прогредиентный характер без признаков полового диморфизманарушения сна с возрастом уменьшаются, сохраняя при этом структуру патологии (преобладание пресомнических нарушений) — церебрастенический синдром имеет тенденцию нарастания и отмечается в каждой возрастной группе преимущественно у девочек.

4. В клинико-неврологическом статусе у 100% школьников выявляется диффузная микроочаговая неврологическая симптоматика. У большинства детей наблюдаются признаки нерезко выраженной внутричерепной гипертензии, церебральной сосудистой гипотонии или ангиодистонии, изменения биоэлектрической активности мозга (сглаженность зональных различий и неорганизованность а-ритма, снижение порога судорожной готовности, задержка созревания биоэлектрической активности).

5. Динамика показателей нейровегетативного статуса практически здоровых детей и подростков коррелирует с возрастом и полом, а у школьников с синдромом вегетативной дистонии — с возрастом, полом и вариантом течения вегетативной дисфункции. В группе наблюдения преимущественно регистрировались: исходная ваготония, симпатическая направленность вегетативной дизрегуляции и дисбаланс вегетативного обеспечения, причем особенно выраженной дезадаптация оказалась у мальчиков среднего школьного возраста с перманентным течением синдрома вегетативной дистонии. Состояние вегетативной нервной системы большинства обследованных контрольной группы представлено исходной эйтонией, адекватной реактивностью и сбалансированным вегетативным обеспечением, причем наиболее адаптированное состояние вегетативной нервной системы отмечено у школьников младших классов, 80% из которых — девочки.

6. С учетом особенностей нарушения неврологического, нейровегетативного и соматического статусов разработаны принципы интегративного подхода к восстановительной терапии и критерии оценки ее эффективности у школьников с вегетативной дистонией.

Практические рекомендации.

1. В диагностике синдрома вегетативной дистонии у детей и подростков школьного возраста необходимо учитывать наличие наследственной отягощенности, преи перинатальной патологии, влияние психоэмоциональных и психосоциальных факторов, результаты клинико-неврологического, нейровегетологического и нейрофизиологического методов исследования.

2. С целью повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий в диагностический протокол обследования детей и подростков школьного возраста с синдромом вегетативной дистонии на фоне резидуально-перинатального поражения нервной системы рекомендуется включать оценку церебральной гемодинамики, состояния исходного вегетативного тонуса, вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения с помощью нейрокардиоинтервалографии.

3. Интегративный подход к восстановительному лечению детей и подростков школьного возраста с синдромом вегетативной дистонии должен обеспечивать проведение лечебно-оздоровительных мероприятий на духовно-нравственном, нервно-психическом и физическом уровнях, а также учитывать коморбидное состояние нервной системы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой