Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономическое содержание и механизм управления развитием кластеров в региональной экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй уровень субъектов управления — внутренний — находится внутри каждого отдельного кластера в лице специальной кластерной организации — менеджера кластера. В работе автором также было установлено, что становление и развитие кластера в регионе, а также развитие отношений между региональными органами государственной власти, менеджером кластера и компаниями-участниками кластера осуществляется… Читать ещё >

Содержание

  • региональной экономике
  • Специальность 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  • Научный руководитель: Доктор экономических наук, Доцент Миролюбова Т. В
  • Пермь
  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА В РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
    • 1. 1. Понятие, структура и свойства кластера
    • 1. 2. Роль правительства в процессе функционирования и развития кластера, кластерная политика
    • 1. 3. Кластерные инициативы и проекты как основа развития кластера
  • 2. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 2. 1. Методика выделения кластеров в регионе
    • 2. 2. Кластерная политика: сравнительный анализ
    • 2. 3. Методика выбора источников реализации кластерных проектов
  • 3. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КЛАСТЕРОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 3. 1. Этапы развития кластера и формирования взаимосвязей в сфере управления развитием кластеров в регионе
    • 3. 2. Кластерная политика региона как ключевой элемент механизма управления развитием кластеров в региональной экономике
    • 3. 3. Оценка эффективности внедрения мероприятий механизма управления развитием кластеров в регионе

Экономическое содержание и механизм управления развитием кластеров в региональной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Повышение эффективности управления развитием промышленности в региональной социально-экономической системе ставит перед экономической наукой задачу поиска наиболее оптимальных форм пространственной организации экономики, а также разработки механизмов управления их развитием.

Важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности стран и регионов в современном мире стала кластерная форма пространственной организации экономики. Зарубежный опыт функционирования кластеров показывает, что кластерная модель экономического развития регионов является наиболее эффективной с точки зрения усиления конкурентоспособности, повышения кооперации и инновационной активности хозяйственных субъектов на территории региона. Именно поэтому в настоящее время кластерный подход является частью экономической политики многих государств, что приводит к широкому распространению кластеров в мировой экономике.

В России и в ее регионах кластерная форма пространственной организации экономики в последние годы становится одним из приоритетных инструментов промышленной политики. Об этом свидетельствует значительное внимание к вопросам функционирования кластеров со стороны Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ и многих региональных правительств. Вместе с тем в документах государственного стратегического планирования вопросы повышения эффективности функционирования кластеров и регулирования их развития рассматриваются преимущественно фрагментарно. Проблемы выявления кластеров, выстраивания взаимоотношений всех участников кластера в процессе «выращивания» и развития кластеров еще недостаточно изучены и оценены отечественной практикой. В этой связи возникает необходимость в решении проблемы формирования и эффективного управления развитием кластеров в региональной экономике. Недостаточная теоретическая и методическая разработанность данной проблемы, ее актуальность и возрастающая практическая значимость определили выбор темы и основных направлений диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты исследования по проблеме нашли свое отражение в научных трудах отечественных и зарубежных авторов.

Исследования по проблеме кластеризации экономики и кластерной политики изложены в трудах следующих авторов: М. Портер (M. Porter), M. Энрайт (M. J. Enright), T.

Андерссон (T. Andersson), К. Кетелс (С. Ketels), Г. Линдквист (G Lindqvist), О. Солвелл (О. Solvell), Е. Фезер (Е. J. Feser), С. Розенфелд (S.A Rosenfeld) и др.

Практические вопросы, посвященные аспектам кластерной политики, отражены в отчетах Европейской кластерной обсерватории INNOVA (European Cluster ObservatoryEurope INNOVA). Аспекты развития и управления кластерными инициативами отображены в методических рекомендациях CLOE (Clusters Linked over Europe). Практические вопросы, связанные с осуществлением сравнительного анализа кластеров Германии, отражены в отчете института инноваций и технологий (Institute for Innovation and Technology — автор Dr. Gerd Meier zu Kocker).

В российской экономической науке проблемы формирования и эффективного функционирования кластеров, а также вопросы, связанные с управлением их развитием на основе кластерной региональной политики рассматриваются в меньшем объеме. Наиболее полно данные аспекты встречаются в работах следующих авторов: Пилипенко И. В., Афанасьев М., МясниковаЛ., Еремеев С. Г., Денисова И. Н., Романова O.A., Татаркин А. И., Лаврикова Ю. Г., Багаутдинова И. Н., Марченко О. Г., Миролюбова Т. В., Нестеренко Ю. Н., Цихан Т. В., Ялов Д. А., Бондаренко В. А., Симонова Л. М., Иванова С. А., Скиба А. Н., Соболева Ю. П. и др.

Вместе с тем, характерной особенностью исследований по теме диссертации является недостаточная изученность важных аспектов, связанных с оценкой возможностей формирования и развития кластеров на территории региона, определением элементов кластерной политики, как на национальном, так и на региональном уровне, а также с разработкой механизма управления развитием кластеров в региональной экономике. Все вышеизложенное определило актуальность, цель и задачи, структуру и содержание настоящего исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений, направленных на совершенствование механизма управления развитием кластеров в региональной экономике.

Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующих задач:

1) выявить характерные специфические свойства кластерной формы пространственной организации экономики;

2) определить ключевые элементы кластерной политики в регионе;

3) сформировать методические основы управления развитием кластеров на региональном уровне;

4) разработать механизм управления развитием кластеров в региональной экономике.

Объектом исследования является пространственно организованная региональная социально-экономическая система.

Предметом исследования является комплекс отношений, возникающих в процессе формирования и развития кластеров в региональной социально-экономической системе.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам конкурентоспособности стран и регионов, кластеризации экономики, кластерной политики и кластерным инициативам, реализации кластерных проектов, инновационного развития экономики страны и регионов, управления финансовыми ресурсами.

В процессе исследования применялись методы системного и сравнительного анализа, статистические и графические методы обработки данных, общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение), использовалась классификация и типология, технология экспертных оценок, а также компьютерные технологии обработки информации.

Область исследования соответствует паспорту специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика):

3.3. Пространственная организация национальной экономикиформирование, функционирование и модернизация экономических кластеров и других пространственно локализованных экономических систем.

3.17. Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионовоценка их эффективности.

Информационно-эмпирической базой диссертационного исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты органов власти Российской Федерации и Пермского края, статистические данные, размещенные в сети Internet, международных и региональных организаций, Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, официальные данные Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края, а также данные бухгалтерских и ежеквартальных отчетов эмитентов.

Научная новизна диссертационного исследования. В процессе исследования получены следующие результаты, являющиеся предметом защиты и определяющие научную новизну работы:

1. Выявлены и систематизированы характерные специфические свойства кластерной формы пространственной организации экономики, позволившие определить экономическое содержание кластераустановлена возможность количественного измерения этих свойств, что доказано ранжированием регионов Приволжского федерального округа на основе системы показателей оценки возможностей формирования кластеров на территории региона (п. 3.3 паспорта научной специальности 08.00.05).

2. Определены ключевые элементы и содержание региональной кластерной политики, базирующейся на программно-целевом методе и взаимодействии региональной власти и бизнес-структур (п. 3.17 паспорта научной специальности 08.00.05).

3. Разработаны научно-методические основы управления развитием кластеров в региональной экономике: методика выделения имеющихся в регионе экономических кластеров, отличительной особенностью которой является выделение ядер кластеров в региональной социально-экономической системе на основе проведения комплексного поэтапного экономического анализаметодика выбора источников реализации кластерных проектов, позволяющая осуществлять научно обоснованные управленческие решения для реализации любого кластерного проекта (п.п.3.3., 3.17 паспорта научной специальности 08.00.05).

4. Предложен механизм управления развитием кластеров в региональной экономике, отличительной особенностью которого выступает участие в процессах управления субъектов различных уровней и ориентация на обеспечение гармонизации интересов региональных органов государственной власти, кластерной организации и компаний-участников кластера (п. 3.17 паспорта научной специальности 08.00.05).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и углублении теоретических представлений о содержании управления процессами формирования и развития кластеров на региональном уровне, способствующими пространственной организации национальной экономики.

Практическая значимость исследования состоит в возможности приложения и использования полученных теоретико-методических выводов и результатов для разработки стратегий и программ социально-экономического развития регионов и формирования эффективного механизма управления развитием кластеров в региональной экономике.

Отдельные теоретические положения и практические выводы работы применимы в преподавании и изучении курсов «Региональная экономика», «Государственное регулирование экономики» в системе высшего профессионального образования Российской Федерации.

Реализация результатов диссертационного исследования. Основные положения и материалы диссертации были использованы при подготовке проекта «Лесопромышленный кластер» Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края (2011 г.), а также на кафедре мировой и региональной экономики ПГНИУ для преподавания и методического обеспечения курса «Региональная экономика».

Апробация и практическая реализация результатов работы.

Основные положения и результаты исследования представлялись в форме докладов на следующих международных и российских конференциях:

Летний практический семинар в Университете Манчестер Метрополитен «Discussion papers in economics», июль 2007 г., г. Манчестер.

Международная научно-практическая конференция «Современный финансовый рынок Российской Федерации», состоявшаяся 21 апреля 2010 г. (г. Пермь).

Научно-практическая конференции «Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы», состоявшаяся 10−15 мая 2010 г. (г. Москва).

Международная научно-практическая конференция, посвященная 65-летию основания Института и 105-летию со дня рождения академика П. В. Гугушвили «Актуальные проблемы экономики на современном этапе развития», состоявшаяся 8−9 июля 2010 г. (г. Тбилиси).

П-я Международная научная заочная конференция «Актуальные вопросы современной экономической науки», состоявшаяся 10 июля 2010 г. (г. Липецк).

Публикации. Результаты диссертационного исследования изложены в 8 публикациях автора, общим объемом 3,19 п.л., в т. ч. авторских — 2,91 п.л., в том числе 3 работы в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации основных результатов диссертационных исследований.

Объем и структура диссертационного исследования подчинены решению поставленных задач и достижению цели исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основное содержание работы изложено на 157 страницах, содержит 40 таблиц, 19 рисунков, 6 приложений, список литературы включает 163 наименования источников.

Заключение

.

Анализ условий формирования и развития кластеров в региональной социально-экономической системе позволил сделать следующие выводы.

В современной научной литературе существует большое количество дискуссионных определений кластера, отличных друг от друга. Авторская трактовка категории «кластер» состоит в том, что кластер рассматривается как группа интегрированных крупных лидирующих компаний с множеством средних и малых предприятий, находящихся в территориальной близости и связанных между собой устойчивыми партнерскими отношениями по всей технологической цепочке, в результате чего достигается рост конкурентоспособности компаний-участников и кластера в целом.

Анализ научных трудов зарубежных и отечественных ученых позволил автору систематизировать и выявить характерные специфические свойства кластера. Такими свойствами кластера являются территориальная близость, внутрикластерное взаимодействие, которое приводит к усилению конкурентоспособности компаний-участников кластера всех уровней и кластера в целом. Также отличительными чертами кластера являются высокая производительность, инновационная активность по всей цепочке добавленной стоимости кластера, наличие университетов и научно-исследовательских институтов, стимулирование создания новых бизнес-образование, наличие внутренней конкурентной среды, наличие внешнеэкономической деятельности. Автором было также определено, что кластер — это самостоятельно образующаяся форма организации производства, однако для эффективного развития необходимо наличие кластерной организации для управления и продвижения кооперацией внутри кластера.

Как показало проведенное в работе исследование, кластерные свойства можно измерить с помощью системы показателей, позволяющей оценить возможности формирования кластеров на территории региона. Апробация системы показателей оценки возможностей формирования кластеров на территории региона на примере регионов Приволжского федерального округа позволила определить, что лидерами по возможностям формирования кластеров являются республика Татарстан, Нижегородская область и Пермский край. Аутсайдером по итогам расчета показателей была определена Кировская область.

Автором было установлено, что немаловажное значение имеет также проблема выделения кластеров в региональной экономике, для чего была разработана авторская методика. С помощью методики выделения имеющихся в регионе кластеров автором были проанализированы виды экономической деятельности Пермского края, по итогам которого были сделаны следующие выводы: в регионе наиболее близки к тому, чтобы сформировать кластер, такие виды деятельности, как обработка древесины и целлюлозно-бумажное производство (лесной кластер), а также производство машин и оборудования (машиностроительный кластер). Данные виды деятельности можно классифицировать как пре-кластеры. Для формирования полноценного лесного кластера в регионе необходимо, чтобы предприятия данного вида деятельности увеличили темпы роста оборота организаций. В то же время переход от пре-кластера к кластеру в машиностроительной отрасли произойдет при увеличении объема экспорта предприятиями данного вида деятельности;

Полноценным кластером в Пермском крае является химический кластер. Данный кластер отвечает всем требованиям разработанной нами методики, кроме одногоэффективности по такому показателю как рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников относительно национальной экономики.

В рамках предложенной методики было также установлено наличие низкого уровня межкластерного взаимодействия. Так, существенным недостатком взаимодействия компаний-участников кластеров Пермского края является отсутствие взаимодействия химического кластера и лесного кластера с машиностроительным кластером на уровне ядра. Анализ компаний-участников лесного кластера показал, что на большинстве предприятий установлено и закупается оборудование иностранного производства и практически отсутствует продукция отечественного машиностроения и, в особенности, пермского машиностроения;

Анализ внутрикластерного взаимодействия на примере лесопромышленного кластера Пермского показал, что взаимодействие компаний-участников также находится на низком уровне. Многие компании формируют вертикально-интегрированные структуры, что приводит к снижению конкурентоспособности и эффективности кластера.

Немаловажное значение в работе было отведено рассмотрению проблемы взаимодействия компаний-участников кластера с органами государственной власти и реализации кластерной политики. Для этого автором был осуществлен анализ кластерных политик европейских стран, путем анализа отчетов 31 европейской страны, написанные в качестве составной части Европейского кластерного проекта INNOVA по определению кластеров.

В результате анализа было выявлено, что кластерная политика реализуется посредством национальных и региональных программ. Также было определено, что важным элементом политики является определение источников финансирования и ответственных организаций за реализацию данных программ.

Анализ национальных и региональных программ позволил классифицировать программы по объекту. Так, было выделено четыре типа национальных и региональных кластерных программ.

Первый вид региональных программ — это программы, целью которых является изучение, выделение и классификация кластеров в регионе. Следует отметить, что помимо указанных целей, в содержание данных программ включены также такие мероприятия, как популяризация кластерной идеи, кластерных инициатив и создания кластеров, проведение различных семинаров, тренингов и симпозиумов, целью которых является дать ответ на такие вопросы, как сущность кластеров, правила их функционирования, управление и создание взаимосвязей между компаниями внутри кластеров и др.

Второй вид региональных кластерных программ — это программы, целью которых является усиление конкурентоспособности, увеличение кооперации и развитие определенного кластера или отрасли на территории региона.

Следующий (третий) вид программ — это программы, которые нацелены на развитие региона, в котором разработана данная программа. Целью данных программ является создание конкурентоспособной экономики региона. Основными мероприятиями данных программ является усиление региональных кластеров, усиление конкурентоспособности приоритетных отраслей, стимулирование инноваций и поддержка секторов экономики и другие мероприятия. Следует отметить, что помимо экономических целей, часто в содержании данных программ присутствуют и социальные цели, такие, как увеличение занятости, улучшение здравоохранения, образования и окружающей среды.

Последним видом региональных кластерных программ являются программы, стимулирующие деятельность не всего кластера в целом, а какой-то составной части, определенного звена кластера или взаимосвязь внутри кластера между определенными участниками.

В дальнейшем в работе была произведена диагностика кластерной политики Пермского края. По итогам диагностики были сделаны следующие выводы. Во-первых, в Пермском крае отсутствует кластерная политика региона, что является существенным недостатком в процессе управления развитием кластеров в региональной экономике.

Во-вторых, в регионе разработано 4 программы, которые по содержанию соответствуют европейским региональным кластерным программам. Однако негативным моментом является отсутствие программы социально-экономического развития региона и программы, нацеленной на изучение, выделение и классификацию существующих и потенциальных кластеров в регионе.

В-третьих, финансирование большинства программ в Пермском крае осуществляется преимущественно за счет средств компаний-участников кластера, а доля регионального бюджета в финансировании программ незначительна. В то же время, большинство региональных программ в европейских странах финансируется за счет средств региональных бюджетов.

В-четвертых, в регионе отсутствуют специальные правительственные организации и добровольные объединения участников кластера, которые бы курировали деятельность кластера.

Поскольку автором было определено, что существенным элементом кластерной политики является определение источников финансирования кластерных программ, а также кластерных проектов, то в дальнейшем в диссертации автором было уделено внимание проблеме выбора источников реализации кластерных проектов, для чего была разработана авторская методика.

Особенностью данной методики является то, что в ней предусматривается взаимодействие нескольких участников кластера в разработке и реализации кластерного проекта. Также данная методика позволяет определить долю государственного участия при реализации кластерного проекта в зависимости от целей и значимости кластерного проекта для региональной экономики.

Апробация данной методики осуществлялась на примере реализации кластерного проекта компаниями-участниками лесопромышленного кластера Пермского края: ОАО «Соликамскбумпром», основного заказчика и получателя результатов реализации проекта, и ОАО «Уралбумпроект», соучастника проекта, занимающегося подрядными работами по проекту. Поскольку инициатором проекта и получателем результатов реализации проекта является ОАО «Соликамскбумпром», то расчет основных показателей для выбора источников реализации проекта осуществлялся для данного предприятия. В результате были получены следующие выводы: максимальный объем денежных средств для реализации кластерного проекта ОАО «Соликамскбумпром» получит посредством процесса IPO, тогда как минимальные суммы денежных средств — за счет собственных источников финансирования. Используя собственные и привлеченные средства, предприятие не платит за их использование, в случае если общество отказывается от выплаты дивидендов, а также денежные средства привлекаются на бессрочной основе, в отличие от использования заемных источников финансирования.

При использовании банковского кредита, денежные средства предоставляется под более высокий процент, однако срок, необходимый для привлечения средств, намного меньше, чем при использовании облигационного займа. В случае использования облигационного займа, компании необходимо выполнять более жесткие требования и нести большие организационные расходы, по сравнению с банковским кредитом, однако успешные размещения ведут к формированию положительной публичной кредитной истории, что в дальнейшем может привести к снижению стоимости заемных средств.

По сравнению с облигационным займом процесс IPO потребует от компании еще больших временных затрат и расходов на организацию процесса привлечения денежных средств. Поэтому для реализации данного процесса компании необходимо разработать специальную программу, учитывающую потребности предприятия.

Реализация кластерного проекта подразумевает участие представителей государственной власти в реализации проекта. На основе предложенного в нашей методике интегрированного показателя, позволяющего определить долю участия государства в реализации кластерного проекта, доля государственных средств в финансировании данного кластерного проекта составит 19,5% или 2 730 млн. рублей.

Заключительным этапом диссертационного исследования стала разработка механизма управления развитием кластеров в регионе, поскольку диагностика кластерной политики в Пермском крае показала, что многие аспекты кластеризации экономики региона остаются неохваченными, что ведет к существенному отставанию кластерного развития от Европейских стран. Для этого автором была предложена модель управления развитием кластеров в региональной экономике для регионов Российской Федерации, являющейся универсальной и применимой в любом регионе РФ.

В предложенном механизме управления развитием кластеров объектом управления является кластер, как форма пространственной организации экономики, включающий участников различных уровней: компании ядра кластера, компании сопутствующего уровня кластера, а также компании социально-экономической институциональной среды кластера.

Субъекты управления также находятся на разных уровнях. Первый уровеньвнешний — это региональные органы государственной власти. На этом уровне предлагается определить министерство, которое будет участвовать в деятельности кластеров в регионе. В рамках данного министерства необходимо сформировать два департамента: первыйдепартамент кластерного развития, за которым закреплены полномочия по разработке и реализации политики кластерного развития в регионе, а также по разработке и реализации специальных кластерных программвторой — департамент государственно-частного партнерства, ответственный за формирование портфеля стратегических инвестиционных проектов и контроля реализации проектов через механизм государственно-частного партнерства.

Второй уровень субъектов управления — внутренний — находится внутри каждого отдельного кластера в лице специальной кластерной организации — менеджера кластера. В работе автором также было установлено, что становление и развитие кластера в регионе, а также развитие отношений между региональными органами государственной власти, менеджером кластера и компаниями-участниками кластера осуществляется в несколько этапов. В рамках данных этапов необходимо осуществлять согласование целей и задач управления между субъектами и объектами управления на различных уровнях. Поэтому механизм управления развитием кластеров в регионе должен быть основан на гармонизации интересов региональных органов государственной власти, кластерной организации и компаний-участников кластера. Только согласование экономических интересов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и компаний-участников кластера будет способствовать эффективному развитию существующих кластеров и зарождению новых на территории региона.

Ключевым элементом механизма управления развитием кластеров в региональной экономике является кластерная политика. Автором было определено, что целью кластерной политики региона должно быть повышение конкурентоспособности экономики региона путем содействия развитию существующих кластеров региона, а также создания новых кластеров, для которых в регионе имеются лишь определенные предпосылки.

В рамках поставленной задачи, кластерная политика региона должна включать четыре основных направления, по каждому из которых необходима реализация различных программ. Основными результатами реализации кластерной политики региона должно стать повышение конкурентоспособности компаний-участников кластера и, как следствие, экономики региона в целом. Достижение данных результатов происходит за счет увеличения объемов производства и производительности труда участников кластеров, роста доли инновационной продукции и объемов инвестиций в экономику региона, за счет интенсивного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также за счет усиления взаимодействия между компаниями участниками кластеров.

Для оценки эффективности от внедрения мероприятий механизма управления развитием кластеров в региональной экономике автором были проведены расчеты на примере Пермского края (в качестве проекта). Оценка эффективности проекта осуществлялась до 2020 года, т. е. на 9 лет. Общий стоимостной эффект от реализации мероприятий механизма управления развитием кластеров в региональной экономике на примере Пермского края составил 92 613,17 млн. рублей, а величина чистой приведенной стоимости (КРУ) за весь срок реализации проекта составила 47 405,15 млн. рублей. ШЯ=9,2%. Срок окупаемости проекта — 5 лет.

Приведенные данные позволяют нам сделать вывод, что реализация механизма управления развитием кластеров в региональной экономике будет являться эффективной, что позволяет использовать данный механизм в регионах Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Aksentic М., Jumashukurov С., Kuzovkov К., Ludviksson G., Zinoecker F. The 1. elandic Financial Services Cluster. http://www.isc.hbs.edu/pdf/Student Projects/Iceland Financial Services 2008. pdf
  2. Andersen Т., Bjerre M., Hansson E.W. The Cluster Benchmarking Project, ноябрь 2006. http://www.nordicinnovation.net/ img/cluster benchmarking project final report. pdf
  3. Andersson Т., Serger S.S., Sorvik J., Hansson E.W. The Cluster Policies Whitebook. The International Organisation for Knowledge Economy and Enterprise Development (IKED), 2004.
  4. Benchmarking Regional Competitiveness in the European Cluster Observatory -Methodology Background Paper 1. European Cluster Observatory (ECO) INNOVA, June 2010.
  5. Chapain C., Cooke P., De Propris L., MacNeill S., Mateos-Garcia J. Creative clusters and innovation putting creativity on the map. Research report of NESTA, November 2009.
  6. Cluster Management Guide Guidelines for the Development and Management of Cluster Initiatives, http://www.clusterforum.org
  7. Cluster policy in Europe. A brief summary of cluster policies in 31 European countries. Europe Innova Cluster Mapping Project, Oxford Research AS. January 2008. http://www.europe-innova.eu/c/document library/get file? folderld=l 48 901 &name=DLFE-9311.pdf
  8. Clustering and City Competitiveness an introduction. EUROCITIES Clusters Working Group, October 2009.
  9. Clusters for competitiveness. A Practical Guide & Policy Implications for Developing Cluster Initiatives. International Trade Department of the World Bank, February 2009.
  10. Colovic-Lamotte 1 A., Tayanagi E. What Direction Should the Cluster Policy Take, Top-Down Implementation or Bottom-Up Emergence?: The Case of Japan. http://www.ne.ip/asahi/home/lemonade-studio/uddevallabook.pdf
  11. Enright M.J. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Working paper, Institute of Economic Policy and Biasness Strategy: Competitions Program, University of Hong Kong, 2000. 21p.
  12. European Cluster Organization Directory. European cluster observatory, Q4 2009.
  13. Fabozzi F.J., Modigliani F., Ferri M.G. Foundations of Financial Markets and Institutions. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2001.
  14. Feser E.J. Introduction to Regional Industry Cluster Analysis / UNC-Chapel Hill, 2001.
  15. Gerd Meier zu Kocker. An Empirical Based Insight View on Emergence, Financing, Management and Competitiveness of the Most Innovative Clusters in Germany. Institute for Innovation and Technology, Berlin. November 2009.
  16. Innovative Clusters Drivers of National Innovation Systems. Organization for economic co-operation and development. Paris, 2001. http://www.europe-innova.eu/c/document librarv/get file? folderId=148 900&name=DLFE-6117.pdf
  17. Joung Hae Seo. Regional Innovation System and Industrial Cluster: Its Concept, Policy Issues and Implementation Strategies, http://www.unescap.org/tid/mtg/siscbp seo. pdf
  18. Ketels C. Clusters of Innovation in Europe // Structural Change in Europe 3 -Innovation City and Business Regions. Bollschweil: Hagbarth Publications, 2003.
  19. Ketels C., Lindqvist G., Solvell O. Cluster initiatives in developing and transition economies. Center for Strategy and Competitiveness, Stockholm, May 2006.
  20. Ketels C., Lindqvist G., Solvell O. Clusters and Cluster Initiatives. June 2008. http://www.europe-innova.eu/c/document librarv/get file? folderld= 14890l&name=DLFE-9310.pdf
  21. Mclnish, Thomas H. Capital markets: a global perspective / Thomas H. Mclnish.
  22. Maiden, Mass.: Blackwell, 2000.
  23. Mehta D., Shukla P. Networking Industrial Clusters: A Case Of Rajkot Diesel Engine Industry. http://www.it.bton.ac.uk/research/euindia/knowledgebase/positionpaper/germanv/network industria1 clusters. htm
  24. Moore T., Juntunen L., Perkins W. Evaluation of Economic Specialization in the City of Portland. Prepared for the Portland Development Commission, June 2009.
  25. Pezzi A. The importance of clusters as drivers of competitiveness and regional economic development, http://tcipoint.aspu.ru/sections/244.html
  26. Porter M. The Economic Performance of Regions // Regional Studies, Vol.37.6&7, pp. 549−578, August/October 2003. http://www.isc.hbs.edu/pdf/Porter2003-The Economic Performance of Regions. pdf
  27. Regional clusters in Europe. Observatory of European SMEs, № 3, 2002. http://ec.europa.eu/regional policy/innovation/pdf/library/regional clusters. pdf
  28. Rosenfeld S.A. Creating Smart Systems. A guide to cluster strategies in less favoured regions // European Union-Regional Innovation Strategies, April 2002. http://ec.europa.eu/regional policv/innovation/pdf/guiderosenfeld.final.pdf
  29. Ross S.A., Westerfield R.W., Jordan B. D. Fundamentals of corporate Finance. McGraw-Hill, 2003.
  30. Scheer G., von Zallinger L. Cluster Management A Practical Guide. Eschborn, Desember 2007.
  31. Sole A. Key success factors in Cluster initiatives. http://tcipoint.aspu.ru/sections/244.html
  32. Solvell O. Clusters Balancing Evolutionary and Constructive Forces / Orjan Solvell- Second edition, January 2009.
  33. Solvell O., Lindqvist G., Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. August 2003.
  34. Strengthening Indian SME Clusters: UNIDO’S experience. Case Study Project:1. US/GLO/95/144, July 1999.
  35. Supporting underperforming SME clusters in developing countries. Lessons and policy recommendations from the UNIDO cluster programme in India. Paper prepared for the second. OECD ministerial conference on small and medium enterprises.
  36. The cluster approach to economic development. Authored by: Wares A. with contributions by Hadley S, September 2008. http://www.mmw4p.org/dvn/bds/docs/712/The ClusterApproach to Economic Growth. pdf
  37. Valdenebro P. Managing a Cluster Initiative from the start. http://tcipoint.aspu.ru/sections/244.html
  38. Wise E., Langkilde L., Bertelsen M.D. The use of data and analysis as a tool for cluster policy. Green Paper on international best practices and perspectives prepared for the European Commission. November, 2008.
  39. Ю.П., Шапошникова C.B. Роль вузов в инновационном развитии региона // Научный информационно-аналитический журнал «Инновационный Вестник Регион». 2008. № 1.
  40. М., Мясникова JI. Мировая конкуренция и кластеризация экономики //Вопросы экономики. 2005 №.4
  41. Н.Г. Формирование промышленных кластеров на основе вертикально-интегрированных компаний как фактор устойчивого развития региональной экономики // Экономика и управление, 2009 № 1 (39).
  42. Й.Р. Финансовая основа модернизации предприятия // Российское предпринимательство, 2008. № 11, выпуск 2.
  43. В.Г., Ириков В. А., Иванова С. И., Марголин Г.Р. IPO и стоимость российских компаний: мода и реалии. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. — 336 с.
  44. Белоусов O.A. IPO и его плюсы // Российское предпринимательство. 2009. № 6, выпуск 1.
  45. И.А. Управление финансовыми ресурсами / И. А. Бланк. М.: Издательство «Омега-Jl»: ООО «Эльга», 2010. — 768 с.
  46. Большой экономичекий словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 6-е изд., доп. -М.: Институт новой экономики, 2004.
  47. Г. Д. Механизм функционирования кластеров предприятий: теория и методология исследования // Региональная экономика: теория и практика. 2011, № 3 (186).
  48. Е.М., Виленский A.B., Киселев А. Н., Шестакова М. В. Кластерные принципы организации производственного взаимодействия // Взаимодействие малого и крупного бизнеса: информ.-аналит. Сб. Ин-т предпринимательства и инвестиций. М., 2003. Апр.
  49. В.В. Организационно-экономические факторы развития кластеров в России. http://tcipoint.aspu.ru/images/File/Vilen%20Vardapetvan.pdf
  50. А. Искусство финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем / Алексей Волков. М.: Вершина, 2006.
  51. Л.И. Региональная экономика и управление / Л. И. Гаврилов. М., 1. ЮНИТИ-ДАНА. 2002.
  52. Гвардии C.B. IPO: стратегия, перспективы и опыт российских компаний / C.B. Гвардии. Москва: Вершина, 2007. — 264с.
  53. Годдес Росс. IPO и последующие размещения акций / Пер. с англ. Ю. Кострубова. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. — 352 с.
  54. Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? / Институт опережающих исследований, выпуск: N 1(42), июнь 2007 г. http://www.situation.ru/app/i art 1178. htm
  55. М.Х. Кластеризация экономики как фактор повышения уровня регионального развития // Журнал Terra Economicus. 2010, том 8, № 4, часть 3.
  56. Д. Российские IPO-дромы // Бизнес-журнал, № 3 от 14.02.2006 г.
  57. И.Н. Кластер. Не путать с территориально-производственным комплексом! // Российское предпринимательство. Ноябрь 2009, выпуск 2.
  58. Е.П. Региональные и федеральные составляющие концепции инноваций в Российской Федерации // Научный информационно-аналитический журнал «Инновационный Вестник Регион». 2008. № 2.
  59. С.Г. Кластеры как основа инновационной структуры мегаполиса // Экономика и управление. 2009 № 1 (39).
  60. С. Гроздья смысла // Эксперт Урал. 28 марта-3 апреля 2011, № 12 (459)
  61. М. Три модных буквы // National Business. 2006, № 4.
  62. Закон о краевой целевой программе «Программа развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008−2011 годы» от 10 декабря 2008 года, № 352-ПК.
  63. Закон о краевой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009−2012 годы» от 10 декабря 2008 года, № 351-ПК.
  64. Закон о краевой целевой программе «Развитие туризма в Пермском крае (20 082 012 годы)» от 14 ноября 2008 года, № 332-ПК.
  65. Закон об областной целевой программе «Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004−2010 годы» от 7 октября 2004 года, № 1617−327.
  66. В. Промышленные кластеры и экономический рост / В. Захаров // Проблемы теории и практики управления. 2006. 12.
  67. A.B., Бочарова Н. С. Первичное публичное размещение // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления, № 5 май 2006.
  68. А.Н., Куценко Е. С., Карнаух А. П. Определение перспективных направлений для формирования кластеров малых и средних предприятий в городе Москве. www. subcontract.ru/Docum/DocumUplShow.asp?DocumUplID=1937
  69. Г. Б., Качалов P.M., Нагрудная Н. Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории. // Журнал «Отраслевые рынки» № 5−6 (18), (сентябрь-декабрь) 2008. http://www.kleiner.ru/arpab/klaster.html
  70. A.A. Кластерная политика устойчивого развития АПК региона / Коляда A.A. // Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы: Материалы научно-практической конференции 10−15 мая 2010 г.: в 2-х т. Том 1 Москва, 2010.
  71. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. http://www.economy.gov.ru
  72. Концепция формирования Алтайского биофармацевтического кластера. Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, Некоммерческое партнерство «Алтайский биофармацевтический кластер». Барнаул 2009.
  73. Краткое пособие для эмитентов «Подготовка к выходу на IPO в Секторе ИРК Рынка Инноваций и Инвестиций» (по материалам семинара 25.05.2010 г.) http://www.micex.ru/articles/file/6834/posobie ро IPO.pdf.pdf
  74. О.Б. Кластер: новый виток в развитии бизнеса // Российское предпринимательство. 2008. № 12, выпуск 1.
  75. Е.С. Кластеры в экономике: основы кластерной политики государства. http://promcluster.ru/index.php/publications-cls/63-clsineco3
  76. Ю.Г. Кластеры как рыночный институт пространственного развития экономики региона: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Екатеринбург, 2008 — 46 с.
  77. Ю.Г. Стратегические приоритеты пространственного развития регионов в сетевой экономике // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика». 2008. № 5.
  78. Лесоперереботка в приоритете. // Леспроминформ № 8 (66), 2009.
  79. Ли Чунь. Китай: опыт развития инновационных кластеров // Российское предпринимательство. 2009. № 7, выпуск 2.
  80. Лукшов A.B. IP О от I до О: Пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков / Андрей Лукашов, Андрей Могин. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 361 с.
  81. Мазурова Т. В. Привлечение инвестиций в акционерное общество путем организации облигационного займа.// Акционерный вестник. 2006, № 6 (33).
  82. О.Г. Туристско-рекреационнный кластер для приморского края // Российское предпринимательство. 2009. № 12, выпуск 2.
  83. Между техно и инно // Эксперт Урал. 28 марта-3 апреля 2011, № 12 (459)
  84. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации. http://www. council, gov.ru/j ournalsf/cat3 /i ournal 14/2008/number23 8 .html
  85. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо от 26.12.2008 г. № 20 615-АК/Д19), http://www.economy.gov.ru
  86. T.B. Региональный потенциал развития кластеров «новой экономики» // Научный журнал Вестник Пермского университета, Серия «Экономика». 2009. № 4(30)
  87. Т.В. Теоретические и методологические аспекты государственного регулирования экономики в субъекте Федерации: монография / Т.В. Миролюбова- Перм.гос.ун-т. Пермь, 2008.
  88. A.B., Федорков Е. Д. Финансирование проектов инновационного развития // Научный информационно-аналитический журнал «Инновационный Вестник Регион». 2008. № 4.
  89. Л.Л. Предпосылки формирования промышленного кластера для обеспечения конкурентоспособности экономической системы Кировской области // Региональная экономика: теория и практика. 2011, № 7 (190).
  90. И.А. Ценные бумаги для бизнеса: Как повысить стоимость компании с помощью IPO, облигационных займов и инвестиционных операций / И. А. Никонова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  91. O.A., Бабкина Н. И. Классификация показателей для оценки инновационного потенциала промышленного кластера // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2010, № 6 (112).
  92. Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах. Минэкономразвития России, май 2011 г. http://www.economv.gov.ru/minec/about/structure/depsvod/doc20110531 04
  93. Обзор финансового рынка. Первое полугодие 2010 года, № 2 (69). //Департамент исследований и информации Банка России, http://www.cbr.ru
  94. А.П. Теоретико-методические основы формирования регионального кластера медицинской техники: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Екатеринбург, 2009.
  95. И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск: Ойкумена, 2005.-496 с.
  96. А.Л. Модель организации регионального продуктового кластера в условиях мирового кризиса // Научный информационно-аналитический журнал «Инновационный Вестник Регион». 2010. № 2.
  97. М. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2 005 608 е.: ил. — Парал. Тит. Англ.
  98. M., Кетелс К. совместно с Дельгадо М. и Брайденом Р. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики, 2009.
  99. Постановление Губернатора Ульяновкой области об утверждении «Программы развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года» № 28−59 от 22.06.2011.
  100. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О мерах по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге в 2009—2011 годах» № 152 от 17 февраля 2009 года.
  101. Постановление Правительства Ярославской области «Об утверждении Концепции кластерной политики Правительства области» от 30.06.2009 № 650-п.
  102. Проект постановления «Об основах кластерной политики в Санкт-Петербурге на 2010−2013 годы». http://clusterproiects.spb.rU/docs/6
  103. В. В. В какой объеме предприятие может привлечь займ? -посчитаем! // Российское предпринимательство, 2010. № 1, выпуск 2.
  104. Л. И. Шамшин С. А. Организационные формы инновационной деятельности // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2010, № 3. http://www.mivlgu.ru/content/o-zhurnale
  105. В.Ф. «Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации». // Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование», № 2−3 (11−12) Август 2002 г. http://www.dpr.ru/iournal/iournal 9 2. htm
  106. O.A., Лаврикова Ю. Г. Кластерное развитие экономики региона: теоретические возможности и практический опыт // Экономика региона. 2007. № 4.
  107. O.A., Лаврикова Ю. Г. Потенциал кластерного развития экономики региона // Проблемы прогнозирования. 2008. № 4.
  108. Россия в цифрах. 2010: Крат.стат.сб./Росстат- М., 2010.
  109. Рынок биржевых облигаций на ММВБ. http://www.micex.ru/markets/stock/emitents/bonds/profile
  110. Ю. Автомобильные кластеры в системе региональной экономики. // Автобизнес. Декабрь, 2006 г. http://www.naco.ru/publications/autobiznes ryabchenuk. html
  111. А.Р. Инновационные кластеры в электроэнергетике: проблемы формирования и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2011, № 19(202).
  112. Р.Ю. Совершенствование механизмов управления инновационным развитием лесопромышленного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. 2011, № 4 (187).
  113. JI.M., Иванова С. А. Конкуренция регионов в условиях глобализации: кластерный подход // Вестник Тюменского государственного университета, 2009. № 4.
  114. Р. Т., Бражкина А. А. Универсальная структурная модель типового экономического кластера. // Управление большими системами. Выпуск 29, М.: ИПУ РАН, 2010.
  115. А.Н. Кластеры: реализация системного принципа в пространственно-институциональной организации производства // Региональная экономика: теория и практика. 2011, № 10 (193).
  116. А. Международный опыт формирования кластеров / А. Скоч // Космополис. 2007. — 2 (16) http://www.intelros.ru
  117. Ю.П. Кластеры в развитии регионов. / Соболева Ю. П. // Научный информационно-аналитический журнал «Инновационный Вестник Регион». 2010. № 4(22).
  118. С.П. Формирование интегрированного механизма управления использованием вторичных ресурсов в Пермском крае: монография / С. П. Станишевская, Е.В. Шуварикова- Пермь. Гос.нац.исслед.ун-т. Пермь, 2011.
  119. Статистический ежегодник Пермского края: сб/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Пермь, 2010.
  120. А. И. Кластерная политика региона / А. И. Татаркин, Ю. Г. Лаврикова // Промышленная политика в Российской Федерации. 2008. — № 8.
  121. , В.П. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования. / В. П. Третьяк // www.ecsocman.edu.ru
  122. Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г, № 39-Ф3.
  123. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года, № 208-ФЗ.
  124. Е.В. Развитие региона на основе формирования отраслевых кластеров автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук -Челябинск, 2010.
  125. И.С. Кластерные принципы организации производственного взаимодействия, http://librarv.krasu.ru/ft/ft/ articles/114 673.pdf
  126. И.С. Подходы к формированию и оценке эффективности экономических кластеров. // Журнал «Инициативы XXI века», № 2, 2010.
  127. Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003, № 5 http://www.subcontract.ru/Docum/DocumShow DocumID 168. html
  128. А.П., Дугар-Жабон P.C. Кластерный подход к устойчивому развитию Байкальского региона, http://www.abiturient.isea.ru/files/sl/13 Chernikov Dugar-Zhabon.pdf
  129. П., Княгинин В. Современная национальная промышленная политика России. Сборник материалов. Вып. 2 (региональный аспект). Режим доступа: http://www.shkp.ru/lib/publications/69.
  130. Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием // http ://www. subcontract.ru
  131. Г. А. Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования / Яшева Г. А. // Государственное управление. Электронный вестник. Июнь 2007 г., № 11.
Заполнить форму текущей работой