Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков
![Диссертация: Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков](https://gugn.ru/work/3528814/cover.png)
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой темепсиходиагностический (тестирование, опрос) — констатирующий и формирующий экспериментметод экспертной оценкиметоды математико-статистической… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ЛИЧНОСТНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ
- 1. 1. Общая характеристика стратегий совладающего поведения субъекта
- 1. 2. Сравнительные особенности совладающего поведения и защитных механизмов личности
- 1. 3. Основные стратегии совладающего поведения подростков
- 1. 4. Понятие успешность и ее основные характеристики в подростковом периоде
- 1. 5. Влияние определенных стратегий совладания на успешность и неудачи подростков
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ УСПЕШНЫХ И НЕУСПЕШНЫХ ПОДРОСТКОВ
- 2. 1. Организация, этапы, методы и методики исследования совладающего поведения подростков
- 2. 2. Анализ результатов исследования стратегий совладания у подростков 12−14 лет
- 2. 3. Изучение взаимосвязи стратегий совладания с успешностью / неуспешностью подростков
- 2. 4. Система психологического сопровождения подростков, обеспечивающая адекватность совладающих стратегий личностному успеху
- 2. 5. Результаты усвоения совладающих стратегий подростками
- ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ПО ГЛАВЕ
Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность и постановка проблемы исследования. В современных социально-экономических условиях жизнь каждого человека изобилует сложными ситуациями, вынуждающими его преодолевать разного рода затруднения и препятствия или приспосабливаться к ним. Сложность, динамичность и противоречивость жизни ставят личность перед необходимостью поиска наиболее выгодных выходов из трудностей и конфликтов, а также всевозможных кризисов — от личностных до экономических. Проблема преодоления жизненных трудностей носит название совладающего поведения и на сегодняшний день является одной из актуальных, активно разрабатываемых в современной психологии.
Понятие «совладающее поведение» происходит от английского «1-о соре» — совладать, преодолевать, справляться. Таким образом, совладание и копинг являются синонимичными понятиями. Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к требованиям сложившейся трудной ситуации. Возникновение трудностей нельзя избежать, поскольку оно является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Оно пронизывает событийность повседневной жизни. В этой связи человеку необходимо постоянно использовать все возможные ресурсы для того, чтобы преодолевая трудности оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно. При преодолении сложных жизненных ситуаций человек использует большой арсенал активных (копинг-стратегии), а также пассивных (защитные механизмы) стратегий, все они представляют собой важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивида на стрессовые ситуации. От индивидуального предпочтения способов разрешения неблагоприятных ситуаций зависит психологическое благополучие как отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому изучение способов разрешения повседневных трудностей является актуальнейшей жизненной и научной проблемой. Эффективность совладания человека с жизненными задачами обеспечивает удовлетворенность собой, достигнутыми результатами, успешное освоение мира и гармоничное развитие личности.
Феноменология совладающего поведения и психологической защиты широко представлена в зарубежных теориях личности (Фрейд 3., 1896- Фрейд А., 1936; Хорни К., 1945; Фромм Э., 1948 и др.), трансактного анализа (Берн Э., 1964), гуманистической психологии (Роджерс К., 1959; Коул К., 1995), социального научения (Роттер Дж., 1954; Эфран Д., 1963), учения об общем адаптационном синдроме (Селье Г., 1960), в когнитивно-феноменологической теории (Лазарус Р., 1966, 1980; Фолкман С., 1984) и др.
В отечественной психологии изучение проблематики совладающего поведения началось сравнительно недавно. Тем не менее, существует ряд фундаментальных исследований на эту тему (Анцыферова Л.И., 1994; Дикая Л. Г., Махнач A.B., 1996; Нартова-Бочавер С.К., 1997; Муздыбаев К., 1998, 1999; Либина A.B., 1998;2008; Каменская В. Г., 1999; Крюкова Т. Л., 20 022 008; Малкина-Пых И.Г., 2003; Набиуллина P.P., Тухтарова И. В., 2003; Белорукова Н. О., 2005; Корытова Г. С., 2006 и многие др.).
По мнению одного из ведущих отечественных специалистов в этой области Крюковой Т. Л. отличительной особенностью совладающего поведения является то, что это целенаправленное сознательное поведение, адекватное личностным особенностям и ситуациям. Оно выступает через осознанные стратегии действий, рассматривающиеся как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которого человек справляется с жизненными трудностями (2008).
Многие специалисты в области совладающего поведения утверждают, что его активное становление приходится на подростковый и ранний юношеский возраст (Грановская P.M., Никольская И. М., 1999;2006; Сирота H.A., Ялтноский В. М., 2003; Стрельцова И. П., 2003; Тумакова E.H., 2003;
Попова Т.М., 2006; Сергиенко Е. А., 2007 и др.). Этот период в жизни человека считается самым сложным, кризисным и противоречивым. Подросток сталкивается с массой объективных и субъективных проблем, требующих разрешения. Остро выраженные гормональные трансформации, происходящие в этом возрасте, сказываются на поведении, внутренних состояниях, реакциях, настроении подростков и часто является основой его общей неуравновешенности, взрывчатости, возбужденности или апатии. Среди основных трудностей подростка выделяются снижение самооценки, повышенная чувствительность и раздражительность, физическое и душевное недомогание, перенос неудовлетворенности собой на окружающий мир, чувства одиночества, чужеродности, непонятости, боязнь насмешек, гиперболизация недостатков внешности, повышенная тревога, беспокойство, неуверенность и др.
Подросток с целью преодоления дискомфортов, проблем и стрессов, наполняющих его жизнь, использует самые разные совладающие стратегии. Как и у взрослых, они проявляются преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной) сферах функционирования личности. Но имеется существенная разница в проявлении защитных стратегий совладания у взрослых и у детей. Так, Лебединский В. В. (1985) указывает, что возрастной нормой для подростка двенадцати лет является эмоциональный уровень реагирования на «вредности» жизни. Вместе с тем, специалисты, отмечают, что не столько эмоциональные, сколько проблемно-ориентированные, конструктивные способы совладания позволяют преодолевать различные школьные и жизненные трудности, обеспечивая успешность подростков. Исходя из данных литературы, установлено, что уровень успешности человека детерминируется многими составляющими. В их числе представлены индивидуально-психологические особенности личности, развитие ее аффективно-волевой сферы, познавательных способностей, уровень развития самосознания, отношение к себе, уровень притязаний, мотивация достижения, интернальность локуса контроля, система ценностных ориентаций, коммуникативных навыков и др. Из этого следует, что успех является достаточно многофакторным образованием. Каждый из факторов вносит свой парциальный вклад в результат деятельности личности (Ксенчук Е.В., Киянова М. К., 1993; Ефремова О. И., 1999; Петрова Н. П., 2002; Петриевский В. Н., 2002; Вагин И. О., Рипинская П. С., 2004; Козлов Н. И., 2004; Маркелова Н. В., 2005 и др.).
Многие современные российские подростки воспринимают успех. как ценность и имеют установку на успех. Однако в силу общей незрелости личности, которая находится в стадии своего активного развития и совершенствования, подросток на пути к успеху встречает самые разные препятствия, обусловленные несформированностью Я-концепции и личностно-эмоциональной нестабильностью. В этой связи, очевидно, что необходима помощь специалистов — педагогов, психологов, социальных работников, обеспечивающая профессиональную поддержку процесса становления целостной, гармоничной и успешной личности.
Исходя из литературного анализа психологических исследований нами выявлено, что особенности копинг-поведения, характерные для подростков позволяют прогнозировать общую социальную и личностную успешность / неуспешность школьников. Так, успешность подростков обеспечивают конструктивные способы совладания, которые позволяют овладеть трудной ситуацией, преодолеть существующее препятствие, и являются адекватными в отношении собственных возможностей. Они повышают положительный потенциал личности, способствуют формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, что ведет к личностному и социальному успеху. Неконструктивные совладания, не приводящие к реальному разрешению трудных ситуаций, влекут ситуативные неудачи и ведут к систематической неуспешности поведения и деятельности.
Поскольку личностное развитие и саморазвитие подростка находится в прогрессивной динамике, специалистами отмечается необходимость разработки и реализации профилактических программ, направленных на усвоение детьми и подростками адаптивных способов совладания, позволяющих быть сильнее, лучше, продуктивнее. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка.
В подростковом возрасте наблюдается процесс активного становления копинг-поведения, имеющего помимо возрастных закономерностей и индивидуальные различия, позволяющие спрогнозировать общую социальную и личностную успешность / неуспешность школьников. В этой связи целесообразно расширять и обогащать интеллектуальные ресурсы школьников, разрешающие взвешенно и адекватно анализировать и оценивать ситуацию и на этой основе принимать разумные, грамотные способы ее решения. Расширить репертуар способов совладания через обогащение интеллектуального ресурса подростка в целом должны помочь значимые взрослые и специалисты — психологи.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению совладающего поведения человека, и в частности детей и подростков, подавляющее их большинство носит постановочный характер. Нами не обнаружено исследований, в которых был бы представлен конкретный психологический анализ стратегий совладающего поведения в сопоставлении с личностной успешностью / неуспешностью школьников. Данная проблема только обозначена, но не имеет эмпирической верификации.
Отсутствуют работы, в которых была бы показана система психологического сопровождения подростков, направленного на формирование продуктивного копинга, способствующего личностным успехам подростков.
Все вышеописанное позволило сформулировать проблему исследования: каковы стратегии совпадающего поведения, детерминирующие личностную успешность школьников подросткового возраста?
Цель исследования — изучение стратегий совпадающего поведения успешных / неуспешных подростков и разработка системы психологического сопровождения, направленного на формирование продуктивного копинга, способствующего личностным успехам школьников подросткового возраста.
Объект исследования — стратегии совладающиего поведения подростков.
Предмет исследования — взаимосвязь стратегий совладания с личностной успешностью / неуспешностью подростков 12−14 лет.
Гипотезы исследования:
1. Личностная успешность подростков может быть детерминирована совпадающими стратегиями, направленными на анализ и решение проблем, а также активный поиск социальной поддержки при осознании персональной ответственности за процесс и результат жизнедеятельности.
2. Формирование продуктивного копинга, способствующего личностным успехам школьников подросткового возраста будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
— при осуществлении своевременной диагностики успешности / неуспешности личности школьника посредством экспертного оценивания и выявления уровня самоэффективности, социальной компетентности и учебной мотивации подростка;
— при оценке и психологическом анализе совладающих стратегий подростка, используемых при столкновении с трудностями;
— при осуществлении системного психологического сопровождения, включающего работу с подростками, их родителями и педагогическим коллективом школы и предусматривающего психологическое просвещение по проблеме совладания, психологическое развитие посредством тренингов и индивидуальную консультативную помощь, направленные на решение возрастных проблем и трудностей субъектов образовательной системы.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы изучить проблему совладающего поведения и стратегии совладания подростков.
2. Определить основные характеристики успешности в подростковом возрасте и влияние на нее различных стратегий совладания.
3. Изучить стратегии совладания у подростков 12−14 лет и выявить их взаимосвязь с успешностью / неуспешностью школьников.
4. Разработать модель системы психологического сопровождения подростков, направленного на формирование продуктивного копинга.
5. Апробировать и оценить эффективность программы, обеспечивающей адекватность совладающих стратегий личностным успехам школьников подросткового возраста.
Методологической основой исследования выступают системный подход, проявляющийся во взаимодействии и взаимообусловленности феноменов совладания и успехадеятельностный подход, признающий деятельность ведущим условием полноценного развития и саморазвития личностиличностно-ориентированный и субъектный подходы, предполагающие активную помощь в развитии способности совершенствования и достижения высшего оптимального уровня индивидуализации детей и подростковпринцип жизнедеятельности, воплощенный в организованности и конструктивности овладения подрастающей личностью условиями своей жизни, создание ею особых жизненных опор, отношений и позиций.
Теоретической основой исследования являются: когнитивно-феноменологическая теория совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмантеоретические позиции психологии совладающего поведения (Крюкова Т.Л.,.
Белорукова Н.О., Гущина Т. В., Сергиенко Е. А. и др.) — социально-когнитивная теория А. Бандурыконцептуальные основания психологической защиты у детей (Грановская P.M., Никольская И.М.) — концепция Совладающего Интеллекта Либиной A.B.- психолого-педагогические теории развития личности в деятельности (Ананьев Б.Г., Деркач A.A., Леонтьев А. Н. и многие др.) — исследования в области успешности личности (Бодалев A.A., Рудкевич Л. А., Вагин И. О., Рипинская П. С., Ефремова О. И., Козлов Н. И., Ксенчук Е. В., Киянова М. К., Петрова Н. П. и др.), концепции психологического сопровождения и профессиональной помощи подросткам (Битянова М.Р., Дубровина И. В., Прихожан A.M., Котова И. Б. и др.).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2006 по 2009 гг. и включало пять этапов.
Подготовительный этап (2006 год) — изучение состояния проблемы и степени ее актуальности, определение целей, гипотез и задач исследования, подбор методов и методик научного исследования.
Констатирующий этап (2006;2007 гг.) — диагностика стратегий совладающего поведения подростков, выявление способов импунитивного поведения, социальной компетентности, самоэффективности и других показателей, связанных с копинг-поведением и личностной успешностью подростков.
Формирующий этап (2007;2008 гг.) — разработка и внедрение экспериментальной модели системы психологического сопровождения подростков в формировании продуктивного копинга.
Контрольный этап (2008 год) — проверка эффективности системы психологического сопровождения подростков.
Заключительный этап (2009 год) — оформление диссертацииапробация и внедрение результатов исследования.
База исследования и контингент испытуемых. Экспериментальное исследование совладающего поведения и личностной успешности подростков проходило в МОУ Лицей № 5 г. Ставрополя. В исследовании приняли участие 160 подростков 12−14 лет, учащиеся 7−8-х классов.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой темепсиходиагностический (тестирование, опрос) — констатирующий и формирующий экспериментметод экспертной оценкиметоды математико-статистической обработки, включая корреляционный анализ. В исследовании применялись следующие методики: Копинг-по ведение в стрессовых ситуациях (С. Норманн, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М.И. Паркер) — Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций" — Опросник способов совладания (Методика WCQ Р. Лазарус и С. Фолкман, адаптация Крюковой Т. Л. и Куфтяк Е.В.) — Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях (Фетискин Н.П. и др.) — Шкала самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем) — Шкала социальной компетентности (Прихожан A.M.) — Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Ч.Д. Спилбергер, А. Д. Андреева, A.M. Прихожан).
Источниками для проведения исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению совладающего поведения и копинг-стратегий субъектатруды психологов, посвященные психологическим защитам детей и подростков, а также формам и методам психологического сопровождения и профессиональной помощи подросткаммонографии ведущих психологов, авторефераты, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой проблемематериалы международных, всероссийских и региональных конференций по психологии.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем определены стратегии совладающего поведения, детерминирующие личностную успешность школьников 12−14 летпоказано взаимовлияние самоэффективности, социальной компетентности и продуктивных способов совладаниявыявлена обратно пропорциональная зависимость между стратегиями, ориентированными на избегание, отвлечение, эмоциональное реагирование, агрессивный отклик на ситуацию и личностной успешностью подростковпредложена система психологической работы, обеспечивающая адекватность совладающих стратегий личностному успеху подростков.
Теоретическая значимость работы заключается в сравнительной детализации совладающего поведения и защитных механизмов личности, уточнении основных стратегий совладающего и защитного поведения подростковраскрытии понятия успешность и ее основных характеристикв определении влияния копинг-стратегий на успешность и неудачи подростков.
Практическая значимость исследования состоит в разработке модели системы психологического сопровождения, направленного на формирование продуктивного копинга, способствующего личностным успехам школьников подросткового возрастав апробации просветительской и тренинговой программ, обеспечивающих адекватность совладающих стратегий личностным успехам школьников подросткового возраста. Материалы проведенного диссертационного исследования могут быть использованы в работе школьных психологов и социальных педагогов, профессионально работающих с подростками.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом результатов диагностических процедур, согласованностью теоретических положений и выводов. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки и тщательным качественным анализом данных с использованием статистических методов обработки и анализа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Личностная успешность школьников 12−14 лет детерминирована совладающими стратегиями, направленными на анализ и решение проблем, активный поиск социальной поддержки и осознание персональной ответственности за процесс и результат жизнедеятельности. То есть успешность подростков обеспечивают проблемно-ориентированные, конструктивные способы совладания, которые позволяют посредством овладения трудной ситуацией повысить положительный потенциал личности, проявляющийся в конкретных достижениях.
2. Основное отличие успешных подростков от неуспешных наблюдается в характере репертуара совладающих стратегий и в инвариантности разрешения жизненных трудностей. А именно, в расширении индивидуального спектра копиг-стратегий и их адекватного использования в каждой конкретной ситуации, что приводит к положительным результатам деятельности.
3. Поскольку в подростковом возрасте наблюдается процесс активного становления копинг-поведения, ведущего либо к успешности, либо неуспешности подростка и личностное развитие находятся в прогрессивной динамике, необходимо предприимчивое участие специалистов помогающих профессий, обеспечивающее психологическую поддержку и помощь, направленные на усвоение подростками адаптивных способов совладания, позволяющих укрепить свой жизненный потенциал для достижения личностной успешности и психологического благополучия.
4. Условиями эффективного формирования продуктивного копинга, способствующего личностным успехам подростка являются: своевременная диагностика успешности / неуспешности личности школьника посредством экспертного оценивания и выявления уровня самоэффективности, социальной компетентности и учебной мотивации подросткаоценка и анализ его совладающих стратегий и осуществление системного психологического сопровождения, включающего работу с подростками, их родителями и педагогическим коллективом школы. Система сопровождения предусматривает психологическое просвещение по проблеме совладания, психологическое развитие, посредством тренингов и индивидуальную консультативную помощь, направленные на решение возрастных проблем и трудностей субъектов образовательного процесса и на обеспечение психологического благополучия подростков.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и его результаты докладывались, обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии и социальной педагогики, на научно-методических семинарах Проблемной научно-исследовательской лаборатории психологии профессионального развития личности Ставропольского государственного университета. Материалы диссертационного исследования нашли отражение в печатных работах и получили положительную оценку на конференциях различного уровня. Международных научно-практических конференциях: «Проблемы управления качеством образования в вузе» (Пенза, 2007). «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании» (Одесса, 2007) — «Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития» (Москва, 2007) — «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск, 2008, 2009 гг.). Всероссийской научно-практической конференции: «Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования» (Санкт-Петербург, 2007) — «Здоровье населения — основа процветания России» (Анапа, 2008). На VII межвузовской научно-практической конференции «Социально-психологические, экономические и юридические проблемы развития современного общества в России» (Ставрополь, 2007), на научно-методической конференции «Инновации в системе высшего и среднего образования: опыт, проблемы перспективы» (Ставрополь, 2008, 2009 гг.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы 236.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
1. В ходе диагностики по методике «Типы поведения в стрессовой ситуации» выявлено, что для школьников 12−14 лет типично доминирование стратегий отвлечение и избегание.
2. Увеличенный диапазон поведенческих реакций в негативной ситуации показывает, что наибольшее число подростков ориентированы на поиск поддержки и самообвинение, т. е. склонность уходить от проблемы, что согласуется с данными шкалы избегание.
3. Уточненная картина использования способов совладания подростками показывает, что высокое предпочтение отдается стратегиям бегство-избегание и поиск социальной поддержки.
4. В числе наиболее часто выбираемых стратегий импунитивного поведения находятся поиск помощи, уход, выражение чувств, разрядка, нерешительность.
5. Подростки 12−13 лет в меньшей степени ориентированы на рациональные адаптивные стратегии, требующие включения когнитивного компонента. Это характеризует выборку семиклассников как инфантильных, ригидных и относительно пассивных в применении интеллектуального копинга, направленного на анализ и решение проблемы.
6. Подростки 13−14 лет также в основном ориентированы на поиск поддержки, избегание и отвлечение. Вместе с тем имеет место разница, выраженная в увеличении числа подростков, ориентированных на анализ проблемы и решение задач. Также увеличивается число указаний на стратегии, связанные с принятием ответственности, повышением настойчивости и положительной переоценкой. Но и здесь показатели по сравнению с другими стратегиями не высокие.
7. Обобщенно в наборе стрессовладающих стратегий подростков и 7-х и 8-х классов представлены все предлагаемые пути преодоления стресса и индивидуального стиля совладания еще не выработано. Вместе с тем, подростки 12−14 лет в большей степени ориентированы на эмоциональный копинг, нежели на продуктивный проблемно-ориентированный рациональный способ поведения.
8. По результатам экспертной оценки в группе успешных оказалось 49 человек из 160, что составило 30,7% экспериментальной выборки.
9. Успешные подростки преимущественно имеют высокий и средний уровень самоэффективности. Они высоко оценивают свой потенциал относительно достижения целей, нахождения правильных решений, способности контролировать сложную ситуацию. Примечательно, что у успешных подростков отмечаются оптимистические сценарии развития событий.
10. Неуспешные подростки в основном показали низкий уровень самоэффективности (56,8%). Он соотносится с повышенным беспокойством, чувством беспомощности, низкой самооценкой, пессимистическими мыслями о собственных достижениях. 31% из группы неуспешных показали средний уровень самоэффективности. Это говорит о том, что потенциально данные подростки имеют веру в свои силы, полагаются на свои способности и готовы к преодолению трудностей.
11. Общий показатель социальной компетентности в группе успешных школьников значительно выше, чем в группе — неуспешных (46,9% и 28,8% соответственно). Средний уровень компетентности примерно одинаков в обеих группах, но с преимуществом в группе успешных подростков. Статистически значимой на уровне р<0,05 представлена разница между низкими значениями компетентности успешных и неуспешных подростков. Так, 18,4% успешных и 45,1% неуспешных имеют низкий уровень компетентности.
12. Результаты диагностики мотивации учения и эмоционального, отношения к нему показали, что положительная школьная мотивация более характерна для успешных подростков (71,4%), она значимо преобладает над показателями и уровнями мотивации неуспешных (26,1%). i j.
13. Имеется существенная разница в применении стратегий, направленных на анализ и решение задачи успешными / неуспешными подростками. Так, из всей выборки именно успешные используют данные стратегии. Их преимущество перед неуспешными очевидно. Еще одной преобладающей у успешных стратегией является «Социальное отвлечение» и «Поиск социальной поддержки», что говорит об умении направить свою энергию в социально приемлемое русло.
14. У неуспешных преобладают стратегии «Поиск виновных» и «Избегание». Однако это преобладание не имеет статистической значимости в сравнении с успешными, которые также достаточно часто прибегают к данным стратегиям.
15. По результатам корреляционного анализа между стратегиями, ориентированными на избегание, отвлечение, эмоциональное реагирование, агрессивный отклик на ситуацию и личностной успешностью подростков, выраженной в высоком уровне самоэффективности и социальной компетентности, имеет место обратно пропорциональная зависимость.
16. Прямая зависимость выявлена между показателями личностной успешности и такими стратегиями как планирование и решение проблемы, поиск социальной поддержки и принятие ответственности.
17. Результаты проведенной эмпирической работы по выявлению доминирующих подростковых стратегий и их связи с личностной успешностью позволяют сделать вывод о том, что личностную успешность школьников 12−14 лет детерминируют стратегии, предполагающие когнитивный копинг, направленный на анализ и решение проблемы, активный поиск социальной поддержки и принятие ответственности.
18. В ходе целенаправленной психологической работы по сопровождению подростков, направленной на формирование продуктивного копинга, помогающего успешному разрешению жизненных трудностей, произошли положительные трансформации.
19. В числе трех приоритетных стратегий по изменению отношения к ним оказались: во-первых, «Планирование решения проблемы». После сопровождающей программы ее стали предпочитать 88,5% и 66,7% подростков из группы семии восьмиклассников соответственно. Тогда, как на констатирующем этапе их было 34,6% и 33,3%. Вторую позицию в положительной переоценке заняла стратегия «Самоконтроль». Ее выбрали после формирующей работы 57,7% испытуемых седьмого класса и 63,3% -восьмого. На этапе констатирующей диагностики их было лишь 15,4% и 16,7%. Третьей в числе предпочитаемых когнитивных стратегий оказалась «Положительная переоценка», выбранная в 73% случаев семиклассниками и в 53,3% восьмиклассниками. При констатирующей диагностике их было 30,8% и 16,7% соответственно.
20. Важным результатом работы с подростками явилось значительное уменьшение числа выборов в пользу стратегии «Бегство-избегание». Так, если на начальном этапе ее предпочитали использовать 73% семиклассников и 56,7% восьмиклассников, то на контрольном этапе — 38,8% и 20% подростков.
21. Разработанная и апробированная нами на двух группах подростков программа психологического сопровождения также оказала большое позитивное влияние на изменения таких личностно обусловленных конструктов, как самоэффективность, социальная компетентность и мотивация учения.
22. Положительные изменения произошли и мотивационном плане. Так, зафиксированы статистически значимые различия по двум критериям «Социальный норматив» возрос на 16% и «Резко отрицательное отношение к учению» снизилось на 8,9%. I.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Глубокое изучение теоретического материала и обширная эмпирическая работа по психологическому анализу стратегий совладающего поведения, детерминирующих личностную успешность школьников 12−14 лет еще более убедили нас в актуальности нашего исследования. Она определяется задачей содействия личностному благополучию подрастающего поколения через профессиональное психологическое сопровождение подростков в период их активного личностного, эмоционального, когнитивного, поведенческого и социального созревания.
Феноменология современной жизни настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находя наиболее выгодные выходы из трудностей. У многих детей и подростков отмечаются преимущественно неконструктивные способы поведения в конфликтных, затруднительных ситуациях. Неконструктивные совладания позволяют в лучшем случае лишь отодвинуть на время решение проблемы, не устраняя порождающих ее причин, или же ведут к дезорганизации деятельности. Закрепление неконструктивных способов совладания, не приводящих к реальному разрешению трудных ситуаций, влечет ситуативные неудачи и ведет к систематической неуспешности поведения и деятельности. Это может вызвать отклонения и деформации в личностном развитии и тем самым выступить в качестве фактора, вызывающего нарушения психического здоровья школьника. Напротив, конструктивные стратегии совладания позволяют подростку проявляться как личностно успешному. Они влекут к более осмысленному и действенному осознанию проблем и трудностей, постепенной выработке интеллектуальных совладающих стратегий. Наличие конструктивных способов совладания с трудностями повышает положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, ведет к личностному и социальному успеху.
Проведенное нами эмпирическое исследование доказало возможность целенаправленного формирования продуктивного копинга у подростков. Условиями для этого послужили: своевременная диагностика успешности / неуспешности личности школьника посредством экспертного оценивания и выявления уровня самоэффективности, социальной компетентности и учебной мотивации подросткаоценка и анализ совпадающих стратегий, используемых подростками в затруднительных ситуациях и осуществление системного психологического сопровождения. Оно включает работу с подростками, их родителями и педагогическим коллективом школы и предусматривает психологическое просвещение по проблеме совладания, психологическое развитие, посредством тренингов и индивидуальную консультативную помощь, направленные на решение возрастных проблем и трудностей субъектов образовательной системы.
По результатам формирующего эксперимента, нацеленного на разработку и внедрение системы психологического сопровождения, получены положительные данные. Так, высокий процент подростков, прибегающий к тем или иным конструктивным способам совладания, говорит об эффективности усвоения ими продуктивных копинг-стратегий. Они наглядны в части совладающего поведения подростков при столкновении с различными трудностями. Копинг-стратегии подростков стали носить более рациональный, результативный и плодотворный характер, что проявляется в части личностного благополучия и конструктивного взаимоотношения с окружающими и миром в целом.
Проведенное нами исследование, а главное ценность его результатов для специалистов помогающих профессий, подчеркивает необходимость дальнейшей работы, направленной на совершенствование профессиональной психологической поддержки и помощи подрастающему поколению в выработке максимально адаптивных и конструктивных совладаний, обеспечивающих личностную успешность подростков и юношей.
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991.
- Агапов, B.C., Краева, М.Ю., Секач, М.Ф., Семья Г. В. Психология безопасности: основы психологической помощи населению Текст. / B.C. Агапов и др. М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2005. — 308 с.
- Адлер, А. Наука жить Текст. / А. Адлер. Киев, 1997.
- Акмеология Текст. // Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002.
- Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии Текст. / Л. А. Александрова. // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 // Под ред. М. М. Горбатовой, A.B. Серого, М. С. Яницкого. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82−90.
- Александровская, Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников Текст. / Э. М. Александровская. М.: Фолиум, 1993.
- Алиева, М.А. и др. Тренинг развития жизненных целей Текст. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. / М. А. Алиева. СПб.: Речь, 2002 — 216 с.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
- Андреас, С., Фолкнер, Ч. НЛП: Новые технологии достижения успеха Текст. / С. Андреас, Ч. Фолкнер. К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2001. -448 с.
- Анциферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анциферова // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.-С. 3−19.
- Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита Текст. / Л. И. Анцыферова. // Психол. журнал, 1994. № 1. — С. 3−18.
- Байярд, Дж. Ваш беспокойный подросток Текст. / Дж. Байярд. М., 1991.
- Бассин, Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» Текст. / Ф. В. Бассин // Вопр. философии, 1969. № 2. — С. 116−125.
- Батурин, H.A. Успех, неудача и результативность деятельности Текст. / H.A. Батурин. // Психол. журнал, 1987. Т. 8. — № 3. — С. 87−96.
- Белорукова, Н.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи Текст. / Н. О. Белорукова. // Дисс.. канд. психол. наук. Кострома, 2005.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне.- М., 1986.
- Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе Текст. / М. Р. Битянова. М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
- Богомолов, A.M. Структурно-динамические характеристики системы психологической защиты личности Текст. / A.M. Богомолов. // Журнал прикладной психологии, 2004. № 2. — С. 2−6.
- Бодалев, A.A. О человеке в экстремальной ситуации. Эмоциональная и интеллектуальная составляющая отношения в выборе поведения Текст. / A.A. Бодалев. // Мир психологии. М., 2002.
- Бодалев, A.A., Рудкевич, JI.A. Как становятся великими или выдающимися? Текст. / A.A. Бодалев, JI.A. Рудкевич. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 287 с.
- Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков Текст. / Л. И. Божович. -М., 1976. 331 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968.
- Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям Текст. / В. Б. Бондаревский. М., 1995. — 453 с.
- Брушлинский, A.B. О критериях субъекта Текст. / A.B. Брушлинский. // Психология индивидуального и группового субъекта. // Под ред. A.B. Брушлинского, М. П. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002.
- Брушлинский, A.B. Психология субъекта Текст. / A.B. Брушлинский. -СПб.: Алетейя, 2003.
- Бюлер, Ш. Что такое пубертатный период Текст. / Ш. Бюлер. // Педология юности: Сб. статей. М.- Л.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1931.
- Вагин, И.О., Рипинская П. С. Практический сталкинг: путь к успеху Текст. / И. О. Вагин, П. С. Рипинская. М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. — 279 с.
- Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Московского университета, 1984.
- Вассерман, Л.И., Горьковая, И.А., Ромицына, Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике Текст. / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицина. Учебное пособие. -СПб.: Речь, 2004.
- Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия Текст. / А. Н. Воронин. М.: Институт психологии РАН, 2004. — 270 с.
- Вульфов, Б.З., Хрипкова, А.Г. Подросток Текст. / Б. З Вульфов, А. Г. Хрипкова. М.: Педагогика, 1982.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
- Выготский, Л.С. Педология подростка Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. — Т.4.
- Геодакян, В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека Текст. / В. А. Геодакян. // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 171−189.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Текст. / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: ACT: Астрель, 2007. — 238 с.
- Гладкова, С. Аутотренинг. Антистрессовые методики Текст. / С. Гладкова. / Серия «Будь здоров!» Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 320 с.
- Головина, С.Г. Роль психологической защиты в социально-психологических процессах в детском возрасте Текст. / С. Г. Головина. // Прикладной психолог, 2003. № 6. — С. 44−48.
- Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы Текст. / Т. О. Гордеева. // Современная психология мотивации. // Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2003. — 343 с.
- Грановская, P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы Текст. / P.M. Грановская, И. М. Никольская. СПб.: Знание, 1999.-352 с.
- Гурангов, В., Долохов, В. Технология успеха. Курс начинающего волшебника Текст. / В. Гурангов, В. Долохов. СПб.: Питер, 2005. — 192 с.
- Гущина, Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса Текст. / Т. В. Гущина // Дисс.. канд. психол. наук. Кострома, 2005. — 228 с.
- Дейнау, Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей Текст. / Ш. Дейнау.-М., 1995.
- Деннисон П.И., Деннисон Г. И. Гимнастика мозга: Книга для родителей и педагогов Текст. / П. И. Деннисон, Г. И. Деннисон. М., 1998.
- Джей, Э. Шмузинг: золотое правило успеха Текст. / Э. Джей. Пер. с англ. М.: Астрель, 2005. — 266 с.
- Джидарьян, И.А., Антонова, Е.В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование Текст. / Сознание личности в кризисном обществе / И. А. Джидарьян, Е. В. Антонова. М.: Институт психологии РАН, 1995. — С. 76−94.
- Дикая, Л.Г., Махнач, A.B. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования Текст. / Л. Г. Дикая, A.B. Махнач. // Психол. журнал, 1996. Т. 17. — № 3. — С. 137−148.
- Дружинин, В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциональной психологии Текст. / В. Н. Дружинин. М.- СПб.: ПЕРСЕ, 2000.
- Егоров, В.Е. О психологических свойствах, обусловливающих успешную деятельность Текст. / В. Е. Егоров. // Психол. журнал, 1990. № 1. — С. 14−26.
- Ефимкина, Р.П. Психология развития Текст. / Р. П. Ефимкина. -Новосибирск, 2004. — 54 с.
- Ефремова, О.И. Психология успешного поведения личности Текст. / О. И. Ефремова. // Социальная психология личности в вопросах и ответах. -М.: Гардарики, 1999. С. 321−325.
- Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12−18 лет. (Кросс-культурное сравнение: Потсдам Санкт-Петербург). Коллективная монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2000. Потсдамский университет. Институт психологии, 2000.
- Захаров, А.И. Неврозы у детей Текст. / А. И. Захаров. СПб.: Дельта, 1996.-480 с.
- Захарова P.A., Чупаха И. В. Методика «Гимнастика мозга» Текст. / P.A. Захарова, И. В. Чупаха. // Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. -М.- Ставрополь, 2001.
- Знаков, В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия Текст. / В. В. Знаков. // Психол. журнал, 2003. Т. 24. -№ 2.-С. 95−105.
- Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта Текст. / В. Г. Каменская. СПб.: Детство- Пресс, 1999.
- Каппони, В., Новак, Т. Как делать все по-своему или ассертивность — в жизнь Текст. / В. Каппони, Т. Новак. Пер. с чешского. СПб.: Питер, 1995.
- Кипнис, М. Тренинг лидерства Текст. / М. Кипнис. М.: Ось-89, 2004. — 144 с.
- Киршбаум, Э.И., Еремеева, А.И. Психологическая защита Текст. / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева М.: Смысл, 2000.
- Китаев-Смык, JI.A. Социально-психологические исследования стресса Текст. / Л.А. Китаев-Смык. // Психические состояния. Сост. и общ. ред. JI.B. Куликова СПб.: Питер, 2000. — С. 430−434.
- Клайн, В. Как подготовить ребенка к жизни. Текст. / В. Клайн. М., Д.: Прогресс- Учебный центр «Антарес», 1991.
- Кле, М. Психология подростка Текст. / М. Кле. М., 1992.
- Козлов, Н.И. Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства Текст. / Н. И. Козлов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2004. — 383 с.
- Козлов, Н.И. Формула успеха, или философия жизни эффективного человека Текст. / Н. И. Козлов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2004. — 264 с.
- Кон, И. С. Введение в сексологию Текст. / И. С. Кон. М.: Медицина, 1978.
- Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
- Корытова, Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания Текст. / Г. С. Корытова. Улан-Удэ- Изд-во БГУ, 2006. — 292 с.
- Корытова, Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности Текст. / Г. С. Корытова. // Автреф. дисс. доктора псих. наук. — Иркутстк, 2007. — 50 с.
- Кочетов, А.И. Организация самовоспитания школьников Текст. / А. И. Кочетова. Минск, 1990.
- Кочунас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия Текст. / Р. Кочунас. М.: Академический Проект- ОППА, 2002. — 464 с.
- Крайг, Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 992 с.
- Кристофер, Э., Смит, JI. Тренинг лидерства. Текст. / Э. Кристофер, JI. Смит. СПб., 2002. — 320 с.
- Крюкова, Т.Д. Психология совладающего поведения Текст. / Т. Д. Крюкова. // Монография. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова — Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2004.
- Крюкова, Т.Д. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения Текст. / Т. Д. Крюкова. // Психол. журнал, 2005. -Т. 26.-№ 2.-С. 5−15.
- Крюкова, Т.Д. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы Текст. / Т. Д. Крюкова. Кострома: Изд-во КГУ им. НА. Некрасова, 2007.
- Крюкова, Т.Д. Человек как субъект совладающего поведения Текст. / Т. Д. Крюкова // Психол. журнал, 2008. Т. 29. — № 2. — С. 88−95.
- Ксенчук, Е.В., Киянова, М.К. Технология успеха Текст. / Е. В. Ксенчук, М. К. Киянова. М.: Дело, 1993. — 89 с.
- Куделин, A.C. Как достигать намеченных целей Текст. / A.C. Куделин. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 128 с.
- Кукушкин, B.C. Деловой этикет Текст. / B.C. Кукушкин. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 224 с.
- Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека Текст. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. // Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТУ Сфера, 2002.
- Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха Текст. / В. И. Курбатов. -Ростов-н/Д: «Феникс», 1995. 412.
- Куфтяк, Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей Текст. / Е. В. Куфтяк. Дисс.. канд. психол. наук. — Кострома, 2004.
- Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования Текст. / Р. Лазарус. // Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей Текст. / В .В. Лебединский. -М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Леви, В.Л. Искусство быть собой Текст. / В. Л. Леви. М., 1972. — 160 с.
- Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности Текст. / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1993.-430 с.
- Либина, A.B., Либин, A.B. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? Текст. / Стиль человека: психологический анализ / A.B. Либина, A.B. Либин. -М.: Смысл, 1998. С. 190−204.
- Либин, A.B. Дифференциальная психология. На пересечении европейских, российских и американских традиций. Текст. / A.B. Либин. -М.: Академия, 2004. 527 с.
- Либина, A.B. Совпадающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации Текст. / A.B. Либина. М.: Эксмо, 2008. — 400 с.
- Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях Текст. / А. Г. Малков. // Психол. журнал, 2001. Т. 22. — № 1. — С. 16−24.
- Маликова, Т.В., Михайлов, Л.А., Соломин, В.П., Шатрова О. В. Психологическая защита: направления и методы Текст. / Т. В. Маликова, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, О. В. Шатрова Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008.
- Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: Новейший справочник Текст. / И.Г. Малкина-Пых. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Сова, 2003. — 928 с.
- Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг Текст. / Г. И. Марасанов. М.: Совершенство, 1998. — 208 с.
- Маркелова, H.B. Развитие представлений об успешности в раннем юношеском возрасте Текст. / Н. В. Маркелова. Автор, дисс. .канд. психол. наук. — Ставрополь, 2005. — 22 с.
- Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990. — 241 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. М., 1970.
- Мастеров, Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности Текст. / Б. М. Мастеров. М., 1994.
- Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными проблемными ситуациями Текст. / В. Ю. Меновщиков. М.: Смысл, 2002.
- Митина JI.M., Кореляков Ю. А., Шавырина Г. В. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. — М.: Academia, 2005. 336 с.
- Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности Текст. / В. И. Моросанова. // Вопросы психологии, 2000. № 2. — С. 118−127.
- Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции Текст. / В. И. Моросанова. М.: Наука, 2001.
- Муздыбаев, К. Дилеммы распределения ресурсов Текст. / К. Муздыбаев. // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. 1992. Сер.6. Вып. 1. — С. 62−69.
- Муздыбаев, К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки Текст. / К. Муздыбаев. СПб.: СПбФ ИС РАН, 1997.
- Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями Текст. / К. Муздыбаев. // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. -Т.1. -Вып. 2.-С. 3−14.
- Муздыбаев, К. Феноменология надежды. (Статья 1) Текст. / К. Муздыбаев. // Психол. журнал, 1999. № 3. — С. 18−27.
- Муздыбаев, К. Измерение надежды. (Статья 2) Текст. / К. Муздыбаев. // Психол. журнал, 1999. № 3. — С. 26−35.
- Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов Текст. / B.C. Мухина. -М.: Академия, 2002.
- Мэриан, Т. Психология успеха: как добиться личного и профессионального успеха исключительно с помощью позитивного взгляда на мир Текст. / Т. Мэриан. Пер. с англ. М.: Астрель, ACT, 2005. — 108 с.
- Набиуллина, P.P., Тухтарова, И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учебное пособие Текст. / P.P. Набиуллина, И. В. Тухтарова. Казань, 2003.
- Навайтис, Г. Профессиональная психологическая помощь подростку Текст. / Г. Навайтис. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2007. — 216 с.
- Нартова-Бочавер, C.K. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности Текст. / С.К. Нартова-Бочавер // Психол. журнал, 1997. -№ 5. С. 20−30.
- Немов, P.C. Психология образования. Кн.2 Текст. / P.C. Немов. М.: Просвещение, Владос, 1994.
- Никольская, И.М., Грановская, P.M. Психологическая защита у детей Текст. / И. М. Никольская, P.M. Грановская. СПб.: Речь, 2006. — 352 с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник Текст. / Л. Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Озеров В.П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека Текст. / В. П. Озеров. М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2006, — 472.
- Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности Текст. / Ю. М. Орлов. -М., 1991.-С. 52−73.
- Петриевский, В.Н. Психологические особенности личностного самоопределения успешного предпринимателя Текст. / В. Н. Петриевский. -Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2002. — 172 с.
- Петрова, Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет Текст. / Н. П. Петрова. СПб.: «Речь», 2002. — 216 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология Текст. / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Подобина, О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери Текст. / О. Б. Подобина: Дисс. канд. психол. наук. Кострома, 2005.
- Попова, Т.М. Развитие копинг-ресурсов у подростков с риском алкоголизации Текст. / Т. М. Попова. Дисс. канд. псих. наук. — Тамбов, 2006.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 1999.
- Прихожан, A.M. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе Текст. / A.M. Прихожан. М., ТЦ Сфера, 2001.- 192 с.
- Прихожан, A.M., Толстых, H.H. Психология сиротства Текст. / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. — 416 с.
- Психологические механизмы регуляции социального поведения Текст. // Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте Текст. // Под ред. И. В. Дубровиной. -Екатеренбург: Деловая книга, 1998. 144 с.
- Психология подростка. Учебник Текст. // Под ред. член-кор. РАО A.A. Реана. СПб.: «Прайм-Евро-знак», 2003.
- Психология современного подростка Текст. // Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.
- Психология. Словарь Текст. // Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия Текст. // Под ред. Карвасарского Б. Д. СПб.: Питер, 1998. — 752 с.
- Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Текст. / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2000.
- Ромек, В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях Текст. / В. Ромек. СПб.: Речь, 2002. — 175 с.
- Ротенберг, B.C., Аршавский, В.В. Поисковая активность и адаптация Текст. / B.C. Ротенберг, В. В. Аршавский. М.: Наука, 1984.
- Рубинштейн, С. JI. Человек и мир Текст. / C. JL Рубинштейн. М.: Наука, 1997.
- Рувинский, Л.И., Хохлов, С.И. Как воспитать волю и характер Текст. / Л. И. Рувинский, Л. И. Хохлов. -М., 1988.
- Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы Текст. // Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1995. — 170 с.
- Русина, П.А. Психологические защиты и механизмы совладания: отличия, проявления в психотерапевтической практике, эффективность Текст. / П. А. Русина // Ярославский психологический вестник. Вып. 1. М. -Ярославль: РПО-ЯрГУ, 1999.-С. 157−173.
- Рыбкин, И.В. Коучинг социального успеха Текст. / И. В. Рыбкин. М.: Изд-во «Институт гуманитарных исследований», 2005. — 224 с.
- Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. -Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000. 656 с.
- Сапоровская, М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников Текст. / М. В. Сапоровская. — Дисс.. канд. психол. наук. Кострома, 2002.
- Сборцева, Т.В. Психологические условия обучения саморегуляции в критических ситуациях в юношеском возрасте. Текст. / Т. В. Сборцева. -Автореф. дисс. канд. психол. наук. Курск: КГУ, 2002.
- Семья: стресс, копинг, адаптация. Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте. Коллективная монография
- Текст. / Отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская. Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2003.
- Сергиенко, Е.А. Субъектная регуляция и совладающее поведение Текст. / Е. А. Сергиенко // Психология совладающего поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома, 2007. — С. 64−66.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО Речь, 2000. — 350 с.
- Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 256 с.
- Сирота, H.A., Ялтонский, В.М. и др. Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков. От теории к практике Текст. / H.A. Сирота, В. М. Ялтонский. М., 2001. — 300 с.
- Сирота, H.A., Ялтонский, В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма Текст. / H.A. Сирота, В. М. Ялтонский: Учебное пособие для студ. высш. уч. завед. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 176 с.
- Базисные копинг-стратегии у подростков 11−12 лет из неблагополучной и благополучной среды Текст. / H.A. Сирота, В. М. Ялтонский, Н. М. Лыкова (Интернет ресурс).
- Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками Текст. / Р. Смид. -М.: Генезис, 1999. 215 с.
- Смит, М. Тренинг уверенности в себе Текст. / М. Смит. СПб.: Речь, 2000. — 244 с.
- Собкин, B.C. Старшеклассник в мире политики Текст. / B.C. Собкин. -М., 1997.-318 с.
- Соловьева, О.В. Психология лидерства Текст. / О. В. Соловьева: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. — 284 с.
- Соловьева, О.В. Развитие познавательных способностей школьников Текст. / О. В. Соловьева. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. — 384 с.
- Соловьева, О.В., Мишина, М.М. Тренинг по развитию познавательных способностей. Практикум по психологии Текст. / О. В. Соловьева, М. М. Мишина. Ставрополь, 1998. — 80 с.
- Сотникова, Ю.Л. Защитные механизмы в личностной организации пациентов с расстройствами адаптации и суицидальными попытками Текст. / Ю. Л. Сотникова. Дисс.. канд. психол. наук. — М., 2005. — 177 с.
- Стоиков, И.Д. Анализ защитных проявлений личности Текст. / И. Д. Стоиков. Дисс.. канд. психол. наук. — М., 1986. — 160 с.
- Стрельцова, И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них Текст. / И. П. Стрельцова. — Дисс.. .канд. псих. наук. М., 2003.
- Ташлыков, В.А. психологическая защита у больных с неврозами и с психосоматическими расстройствами Текст. / В. А. Ташлыков. Пособие для врачей. СПб.: СПб. Институт усовершенствования врачей, 1992.
- Толстых, A.B. Опыт конкретно-исторической психологии личности Текст. / A.B. Толстых. СПб.: «Алетейя», 2000. — 288 с.
- Тренинг развития жизненных целей Текст. // Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2002.
- Тульчинский, Г. А. Разум, воля, успех: О философии поступка Текст. / Г. А. Тульчинский. Л., 1990. — С. 120−150.
- Тумакова, E.H. Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей Текст. / E.H. Тумакова. — Дисс. .кан. псих. наук. — Саратов, 2003.
- Тышкова, М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях Текст. / М. Тышкова // Вопросы психологии, 1987, № 1.-С. 27−34.
- Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. -512 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология взросления Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ, «Флинта», 1999. — 342 с.
- Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490.
- Флейк-Хобсон, К., Робинсон, Б. Е, Скин, П. Мир входящему Текст. / К. Флейк-Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Текст. // Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
- Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер. с англ. Текст. / А. Фрейд. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 443 с.
- Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа Текст. / А. Фрейд. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс- 1999.
- Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции Текст. / 3. Фрейд. М.: Наука, 1995.
- Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога Текст. / Л. М. Фридман. М., 1987. — 223 с.
- Фридман, JI.M., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя Текст. / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М., 1991. — 287 с.
- Хазова, С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников Текст. / С. А. Хазова. Дисс.. канд. психол. наук. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002.
- Ханнафорд К. Мудрое движение: Мы учимся не только головой Текст. / К. Ханнафорд Арлингтон, Вирджиния, 1999.
- Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения Текст. / X. Хекхаузен. СПб.: Речь, 2001. — 240 с.
- Хорхе Бернардо, С. З. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте: копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект Текст. / С. З. Хорхе Бернардо. -Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2000.
- Хроменко, А.Т. Самоменеджмент для тех, кому от 16 до 20 Текст. / А. Т. Хроменко. -М., 1996.
- Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость Текст. / О. В. Хухлаева. Учебное пособие для студентов учебных заведений. -М.: Издат. центр «Академия», 2002.
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов Текст. / Г. А. Цукерман. М.: Интерпракс, 1994. — 160 с.
- Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И. И. Чеснокова.-М., 1977.
- Чумакова, Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-I родительского взаимодействия Текст. / Е. В. Чумакова. Дисс. .канд.психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1999. I
- Швальбе, Б.Х. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. Текст. / Пер. с нем. / Б. Х. Швальбе. М.: Прогресс, 1993.
- Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема Текст. // Иностранная психология, 1996. № 7. — С. 71−77.
- Шпрангер, Э. Два вида психологии Текст. / Э. Шпрангер. / Хрестоматия по истории психологии // Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. — С. 286−300.
- Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи Текст. / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. СПб.: Питер, 1999.
- Экман, П. Почему дети лгут Текст. / П. Экман. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
- Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. -С. 76−134.
- Юркевич, B.C. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек Текст. / B.C. Юркевич. М., 1988.
- Billings A.G., Moss R.H. Coping, stress and social resources among adults with univocal depression // J. of personality and social psychology, 1984. Vol. 46. — №. 4.-P. 877−891.
- Billings A.G., Moss R.H. The role of coping responses and social resources in attenuating the stress of life events // J. of behavioral medicine, 1981. Vol. 4. -№. 2. -P.139−157.
- Carpenter B.N. Issues and advances in coping research // Personal coping: Theory, research and application. Westport: Praeger, 1992. P. 1−13.
- Carver C.S., Scheier M.F., Weintrab J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach // Ibid., 1989. Vol. 56. — №. 2. — P. 267−283.
- Ensel W.M., Lin N. The life stress paradigm and psychological distress // The journal of health and social behavior, 1991. Vol. 32. — №. 4. — P. 321−341.
- Foa U.G., Tornblom K.Y., Foa E.B., Converse J., Jr. Introduction. Resource theory in social psychology // Resource theory. Explorations and applications. San Diego: Academic Press, 1993. P. 1−10.
- Folkman S., Chesney M., McKusick L. e. a. Translating coping theory into an intervention // The social context of coping. New York: Plenum Press, 1991. — P. 239−260.
- Folkman S., Lasarus R.S., Dunkel-Schetter C. e. a. Dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal, coping and encounter outcomes // Ibid, 1986. -Vol. 50. №. 5. — P. 992−1003.
- Freud S. The defense neuro-psychoses // The collected Papers: in 10 v. N.Y.: Collier Books, 1963. V.2. — P. 67−81.
- Hendbook of Coping Theory. Research. Applications / Eds. M. Zeidner, N.S. Endler. N.Y., 1996.
- Holahan Ch.J., Moss R.H. Life stressors and mental health. Advances in conceptualizing sress resistance // Stress and mental health. Contemporary issues and prospects for the future. New York: Plenum Press, 1994. P. 213−238.
- Kliewer W. Coping in Middle Childhood: Relations to Competence, Type A Behavior, Monitoring, Blunting, and Locus of Control // Dev. Psychol., 1991. V. 27.-№ 4.-P. 689−697.
- Kobasa S.C., Puccetti M.C. Personality and social resources in stress resistance // J. of personality and social psychology, 1983. Vol. 45. — №. 4. — P. 839−850.
- Lazarus R.S. Folkman S. Stress, aappraisal and Coping. N.Y. Springer publishing Company, 1984.
- Lazarus R.S. Transactional theory and research on emotions and coping / Lazarus R.S. and Folkman S // European journal of personality, 1987. № 1. — P. 141−169.
- Maddi, Salvatore R., and Khoshaba, Deborah M. Hardiness and Mental Health. // Journal of Personality Assessment, 1994. V 63. — P. 265−274.
- Menaghan E. Measuring coping effectiveness: A panel analysis of marital problems and coping efforts // The journal of health and social behavior, 1982. -Vol. 23. №. 2. — P. 220−234.
- Moss R.H., Schaefer J.A. Life transitions and crises // Coping with life crises. An integrative approach. New, York: Plenum Press, 1986. P. 3−28.
- Pearlin L.I., Schooler C. The structure of coping // The journal of health and social behavior, 1978.-Vol. 19.-№. l.-P. 2−21.
- Petrosky M.J., Birkimer J.C. The relationship among locus of control, coping styles, and psychological symptom reporting//-. Clin. Psychol., 1991. V. 47. -№ 3. — P. 336−345.
- Rich M.D. et al. Suicide, Stressors, and the Life Cycle // J. Psychiatry, 1991. -V. 148.- № 4. P. 524−527.
- Rook K., Dooley D., Catalano R. Age differences in workers' efforts to cope with economic distress // The social context of coping. New York: Plenum Press, 1991.-P. 79−105.
- Sanderman R. Life events, mediating variables and psychological distress: A Longitudinal study. Groningen: University RUG, 1988.
- Sek H. Life stress in various domains and perceived effectiveness of social support//Polish Psychol. Bull., 1991.-V. 23(3).-P. 151−161.
- Stone A.A., Neale J.M. New measure of daily coping: Development and preliminary results // J. of personality and social psychology, 1984. Vol. 46. — №. 4. — P. 892−906.
- Thomae H. Das Individuum und seine Welt. Goettingen, Toronto, Zuerich, 1988.
- Turner R.J., Roszel P. Psychosocial resources and the stress process // Stress and mental health. Contemporary issues and prospects for the future. New York: Plenum Press, 1994.-P. 179−210.
- Ulich D., Mailing Ph., Strehmel P. Stress. Universitat Bamberg. Section Psychology. Arbeits-manuscript, 1982.
- Veroff J., Kulka R.A., Douvan E. Mental health in America. Patterns of help-seeking from 1957 to 1976. New York: Basic Books, 1981.
- Vitaliano P.P. et al. Coping Profiles Associated With Psychiatric, Physical Health, Work, and Family Problems Текст. // Health Psychol., 1990. V. 9 (3). -P. 348−376.
- Weber H. Belastungs Verarbeitung // Z. Klinische Psychologies, 1992. B. 21.-H. l.-S. 17−27.
- Wethington E., Kessler R.C. Situations and process of coping // The social context of coping. New York: Plenum Press, 1991. P.13−29.
- Wills T.A., Shiftman S. Coping and substance use: A conceptual framework // Coping and substance use. Orlando: Academic Press, 1985. P. 3−24.
- Zeidner M., Hammer A. Life events and coping resources as predictors of stress symptoms in adolescents // Pers. Individ. Diff., 1990. V. 11. — № 7. — P. 693−703.
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях1. КПСС)
- С. Норманн, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М.И. Паркер)
- Целью данной методики является выявления доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.
- Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях
- Стараюсь тщательно распределить свое время.
- Сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.
- Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.4. Стараюсь быть на людях.
- Виню себя за нерешительность.
- Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.
- Погружаюсь в свою боль и страдания.
- Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.
- Хожу по магазинам, ничего не покупая.
- Думаю о том, что для меня самое главное.11. Стараюсь больше спать.12. Балую себя любимой едой.
- Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.
- Испытываю нервное напряжение.
- Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.
- Говорю себе, что это происходит не со мной.
- Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.
- Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.
- Испытываю эмоциональный шок.
- Покупаю себе какую-нибудь вещь.
- Определяю курс действий и придерживаюсь его.
- Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.23. Иду на вечеринку.
- Стараюсь вникнуть в ситуацию.
- Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.
- Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.
- Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.
- Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.29. Иду в гости к другу.
- Беспокоюсь о том, что я буду делать
- Провожу время с дорогим человеком.32. Иду на прогулку.
- Говорю себе, что это никогда не случится вновь.
- Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.
- Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.
- Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.37. Звоню другу.38. Испытываю раздражение.
- Решаю, что теперь важнее всего делать.40. Смотрю кинофильм.41. Контролирую ситуацию.
- Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.
- Разрабатываю несколько различных решений проблемы.
- Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.45. Отыгрываюсь на других.
- Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.
- Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.48. Смотрю телевизор.
- Обработка и интерпретация результатов теста
- При обработке результатов суммируются баллы, поставленные испытуемыми с учетом приведенного ниже ключа.• Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.
- Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.
- Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 4, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29,31,32,35,37,40, 44, 48.