Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулирование рыбного хозяйства региона в концепции устойчивого развития промышленного рыболовства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очевидна экономическая целесообразность и заинтересованность региональных властей, береговых предприятий рыбохозяйетвенного комплекса и населения в доставке рыбного сырья и полуфабрикатов с моря в отечественные порты. Это дополнительные рабочие места, доходы бюджетов всех уровней, обеспечение заказами предприятий, обслуживающих рыбную отрасль, увеличение конкуренции на внутреннем рынке и снижение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические подходы к формированию устойчивого промышленного рыболовства в системе регионального хозяйства
    • 1. 1. Научные основы выделения региональных морских хозяйственных систем
    • 1. 2. Концептуальные особенности формирования устойчивого промышленного рыболовства
    • 1. 3. Государственное регулирование развития рыбного хозяйства на региональном уровне
  • Глава 2. Современное состояние и тенденции развития рыбного хозяйства региона
    • 2. 1. Оценка экономического оборота судов промыслового флота
    • 2. 2. Особенности развития промышленного рыболовства в акватории морей Северо-Восточной Атлантики
    • 2. 3. Анализ финансово-экономического состояния рыбного хозяйства региона
  • Глава 3. Стратегические направления функционирования рыбного хозяйства в концепции устойчивого развития промышленного рыболовства
    • 3. 1. Стратегические цели национальной рыболовной политики на региональном уровне
    • 3. 2. Формирование интегрированной системы рыбного хозяйства в регионе на основе устойчивого развития промышленного рыболовства
    • 3. 3. Организационная структура регулирования рыбного хозяйства региона

Регулирование рыбного хозяйства региона в концепции устойчивого развития промышленного рыболовства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Актуальность диссертационного исследования связана с большим народнохозяйственным значением рыбного хозяйства, наличием экономических и организационных проблем, сдерживающих его эффективное функционирование и развитие. Несмотря на то, что в настоящее время рыбохозяйственный комплекс во много утратил свои лидирующие позиции, его развитие было и остается одним из приоритетов регионального развития.

В результате рыночных трансформаций положение в рыбном хозяйстве региона стало резко ухудшаться. В течение 90-х годов все предприятия комплекса были приватизированы, многие раздроблены, как в рыболовстве, так и в производстве рыбной продукции образовалось множество новых предприятий, основной целью которых является получение прибыли. Вследствие либерализации внешней торговли и раздробленности единого производственно-технологического комплекса оборота гидробионтов обострилась проблема обеспечения сырьем береговых рыбозаводов, общее количество которых увеличилось в 50 раз, однако производственные мощности используются на 15−18%- это привело к тому, что половина всех уловов в первично обработанном виде сдается за рубеж.

За годы реформ в российской экономике общий вылов судами Северного бассейна сократился в 2 раза, выпуск пищевой рыбной продукции на 34,5% при значительном ухудшении качества, консервов — в 6 раз, а рыбной муки — в 27 раз. Среднегодовая численность занятых в рыбном хозяйстве региона с 40,6 тыс. чел сократилась до 12,3 тыс. чел., производительность труда упала почти в 2 раза, рентабельность товарной продукции — в 7,5 раза, таким образом, 60% организаций рыбохозяйственного комплекса убыточны. Среднедушевое потребление рыбной продукции по России с 23,7 кг сократилось до 12 кг, в Мурманской области — с 36 кг до 19 кг, причем около 30% потребления обеспечивается импортом.

В связи с локализацией районов лова в акватории Северо-Восточной.

Атлантики (СВА) и увеличением в этом регионе числа организаций, ведущих лов, в 14 раз, средняя обеспеченность последних биоресурсами сократилась в 1,5−2 раза, что способствует нелегальному (браконьерскому) лову и риску разрушения запасов отдельных промысловых рыб.

Негативным последствием рыночных преобразований в рыбном хозяйстве является уменьшение объемов доставки уловов в порт Мурманска, выпуска продукции береговыми рыбозаводами и роста объемов поставок рыбы за рубеж с низкой степенью обработки. В сравнении с началом 90-х годов сократились выгрузки рыбы охлажденной в 6,4 раза, рыбы мороженой — в 2,6 раза, консервов и рыбной муки — в 23 раза. Общий объем выгрузок рыбопродукции в п. Мурманск уменьшился в 4 раза.

Система регулирования рыбного хозяйства, созданная в результате проведенных реформ характеризуется многозвенностью, недостаточной оперативностью, отсутствием рациональной организации экономического оборота морских биологических ресурсов, что приводит к потере устойчивости в развитии, как промышленного рыболовства, так и рыбного хозяйства в целом. Следует подчеркнуть, что в результате реформ региональные исполнительные органы оказались лишенными каких-либо властных полномочий и законных рычагов воздействия на рыбохозяйственную деятельность с учетом присущих приморским регионам особенностей. Поскольку управление этим комплексом должно базироваться на решении взаимосвязанных экономических, экологических и социальных проблем конкретной территории в настоящее время настоятельно требуется сформировать региональную систему регулирования рыбного хозяйства. Поиск экономических решений по достижению максимальной эффективности производства и реализации рыбных товаров на принципах рыночной конкуренции зачастую ограничивается разнонаправленными факторами необходимости стабильного устойчивого развития и социально приемлемого использования водных биоресурсов. Эти особенности развития рыбохозяйственного комплекса вызывают объективную необходимость формирования систем и механизмов участия в этом процессе государства. Сложились условия, при которых устойчивое и эффективное развитие отрасли невозможно без усиления целенаправленного государственного влияния и регулирования на региональном уровне.

В тоже время рыбное хозяйство имеет реальные предпосылки для устойчивого развития, основными из которых являются сырьевая база, наличие производственного и научного потенциала. Имеются и социальные предпосылки — градообразующий характер и жизненно важная функция рыбной отрасли, заключающаяся в обеспечении продовольственной безопасности страны. Комплексное решение перечисленных и других проблем развития рыбного хозяйства определяют актуальность диссертационного исследования.

Степень научной разработки проблемы. Вопросам регулирования экономического и социального развития на региональном уровне, проблемам функционирования территориальных социально-экономических систем и производственных комплексов посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных исследователей: А. Г. Гранберга, В. В. Ивченко,.

A.В. Истомина, Г. П. Лузина, П. А. Минакира, Т. Г. Морозовой, Н. Н. Некрасова,.

B.C. Селина и других.

Современное состояние рыбного хозяйства и проблемы его развития в условиях трансформации национальной экономики раскрываются в работах Я. М. Азизова, Ю. А. Бобылова, A.M. Васильева, Г. К. Войтоловского, В. Н. Гаврилова, В. К. Зиланова, А. И. Кибиткина, Ю. И. Кокорева, Б. Н. Котенева, Ю. Ф. Куранова, М. С. Минасяна, Е. А. Романова, Н. П. Сысоева, Ф. М. Трояновского и других.

Проблемы устойчивого развития рыбной отрасли рассматривались в научных трудах A.M. Васильева В. Н. Гаврилова, В. В. Денисова, В. К. Зиланова, К. Г. Константинова, В. В. Комличенко, Б. Н. Котенева, В. И. Лоскутова, Г. Г. Матишова, П. А. Моисеева, Г. Д. Титовой, В. В. Шевченко и других.

Значительное количество научных исследований зарубежных ученых посвящено проблемам, связанным с экономикой природных ресурсов, устойчивым развитием и биоэкономическими методами регулирования рыболовства. Из них отметим работы авторов переведенные на русский язык Р. Бэнкса, У. Викри, Т. Гвортни, М. Гэффни, И. Квернера, А. Маршалла, Д. Робертсона, Р. Колоу, Н. Тидемана, Ф. Хариссона, А. Эндреса. Из научных трудов авторов, работы которых не переведены на русский язык, выделим А.Т. Charles, G.C. Daily, J.M. Hartwick, S. Garcia, R. Hannesson P. Holm, S. Judicello, T. Panayotou, B.J. McCay, M.B.Schaefer, N.D. Olewiler, J.P. Wilson.

Несмотря на достаточную изученность и внимание к проблематике государственного управления и регулирования рыбного хозяйства, ряд организационно-экономических проблем отрасли недостаточно исследован. Наиболее актуальными и значимыми из них являются: регулирование добывающих мощностей рыбопромыслового флота в соответствии с объемами запасов водных биологических ресурсовформирование интегрированной системы взаимодействия промыслового флота с береговыми предприятиями и создание организационно-экономических условий для захода судов в российские портыорганизация и развитие прибрежного рыболовствасовершенствование рыболовной политики и контроляразработка эффективной организационной структуры регулирования рыбного хозяйства на региональном уровне.

Целью диссертационного исследования является решение научной проблемы регулирования рыбного хозяйства региона на основе формирования устойчивой системы промышленного рыболовства.

Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:

• Исследовать методологические подходы к формированию устойчивого промышленного рыболовства.

• Обосновать основные направления совершенствования управления использованием морских биологических ресурсов и регулирования рыбного хозяйства в регионе.

• Провести анализ финансово-экономического состояния рыбного хозяйства региона и оценку экономического оборота судов рыбопромыслового флота.

• Определить стратегические цели государственной рыболовной политики на региональном уровне;

• Обосновать предложения по формированию интегрированной системы рыбного хозяйства в регионе на основе устойчивого развития промышленного рыболовства;

• Разработать и обосновать предложения по формированию организационной структуры регулирования рыбного хозяйства региона.

Объект исследования — рыбное хозяйство региона в условиях формирования устойчивой системы промышленного рыболовства.

Предмет исследования — комплекс мероприятий регулирования рыбного хозяйства региона в концепции устойчивого развития промышленного рыболовства. Исследование выполнено в соответствии с п. 5.18 Паспорта специальностей ВАК «Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионахрациональное использование природно-ресурсной базы».

Методологической основой исследования являются достижения отечественных и зарубежных ученых, теоретические и прикладные работы о состоянии и перспективах развития рыбного хозяйства, по региональной экономике, экономике природных ресурсов, по созданию устойчивого рыболовства и использованию морских биологических ресурсов, федеральные и региональные законы, программы, концепции и другие информационно-аналитические и статистические материалы по рыбной отрасли.

Работа выполнялась с использованием современного научного инструментария, различных методов исследования, в том числе системного, статистического анализа, методов обобщения, сравнения и аналогии, научного анализа и синтеза, экспертных оценок, а также методы моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование и реализация механизма регулирования экономического оборота морских биологических ресурсов средствами государственной рыболовной политики способствует достижению целей устойчивого развития промышленного рыболовства.

2. Регулирование промыслового потенциала в соответствии с запасами биоресурсов и региональная интеграция промышленного рыболовства и рыбопереработки создают экономические условия для рационального использования морских биологических ресурсов в целях устойчивого развития рыбного хозяйства региона.

3. Реализация комплекса организационно-экономических мероприятий стимулирующих заходы судов в российские порты и обеспечивающих поставки рыбной продукции на внутренний рынок является необходимым условием реализации принципов устойчивого промышленного рыболовства и является основным стратегическим направлением национальной рыболовной политики.

4. Базовыми принципами регулирования рыбного хозяйства региона являются оперативность при принятии решений, усиление влияния региональных органов государственной власти на организацию экономического оборота морских биологических ресурсов и судов промыслового флота в целях создания условий для устойчивого развития промышленного рыболовства в регионе.

Научная новизна исследования определяется следующими результатами теоретического и прикладного характера:

• Разработаны методологические подходы к формированию устойчивого промышленного рыболовства в регионе, заключающиеся в рациональном использовании основных промысловых запасов Баренцева и Норвежского морей путем поддержания добывающего потенциала на уровне адекватном запасам, использования комплекса мер по усилению контроля за промыслом и выгрузками, добычи по рациональным критериям.

• Разработаны предложения по совершенствованию ставок сборов за водные биоресурсы с учетом обеспечения, как бюджетной эффективности, так и эффективности промысла конкретных видов биоресурсов.

• Обоснованы организационно-экономические меры по созданию условий, стимулирующих заходы рыбопромысловых судов в российские порты, предусматривающие отмену НДС и таможенных пошлин по ремонтам за рубежом и ввозимому оборудованию, сокращение контролирующих органов и оплату их за счет бюджетных средств, создание сервисных компаний.

• Выявлена экономическая целесообразность создания в рыбном хозяйстве региона интегрированных структур (добыча — береговая переработка — продажа), разработаны меры стимулирования этого процесса.

• Обоснованы меры по развитию прибрежного рыболовства в регионе.

• Разработана новая организационная структура регулирования рыбного хозяйства по бассейновому принципу, обеспечивающие комплексность и оперативность руководства, разделение функций между властями различного уровня, усиление роли профессиональных организаций.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость определяется прикладным характером научных положений и выводов диссертации, направленных на создание эффективных экономических инструментов, способных оказать положительное воздействие на рыбное хозяйство региона. Результаты исследования и их практическая реализация представляют решение важной народохозяйственной проблемы по формированию устойчивой системы промышленного рыболовства.

Полученные в диссертации теоретические положения, направленные на повышение эффективности функционирования рыбного хозяйства, могут быть использованы при формировании концепции устойчивого развития региона, региональных экономических программ и планов развития промышленного рыболовства. В качестве источников информации использованы материалы Департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Правительства Мурманской области, научные отчеты отдела экономики природных ресурсов.

Арктических морей НЭП КНЦ РАН, статистическая информация регионального центра Национальной системы мониторинга рыболовства и связи, территориального органа федеральной службы государственной статистики, результаты исследовательских проектов, а также материалы международной организации по рыболовству ФАО.

Апробация и практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования были представлены на Межвузовской научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие региона» (г. Мурманск, МИЭП, 2004 г.) — на III международно-практической конференции «Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера» (г. Апатиты, КНЦ РАН, 2005) — на I Всероссийском научно-практическом семинаре «Биоэкономика — наука устойчивого рыболовства» (г. Мурманск, ПИНРО, 2005) — на I Всероссийской научно-практической конференции «Национальная морская политика и экономическая деятельность в Арктике» (г. Мурманск, 2006).

Основные положения и выводы диссертации докладывались в администрации Мурманской области и в исследовательских подразделениях Кольского научного центра РАН. Основные результаты и выводы диссертации использованы в Администрации Мурманской области при реализации Стратегии экономического и социального развития Мурманской области на период до 2015 года в части обоснования концептуальных основ формирования эффективного рыбного хозяйства. Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе по дисциплинам «Региональная экономика» и «Государственное регулирование экономики».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ с авторским участием 2,35 п. л., в том числе две — в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных литературных источников из 186 наименований, 12 приложений, содержит 172 страницы, в том числе 26 таблиц и 6 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненные исследования, позволяют сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Рассматриваемый в диссертационной работе региональный морской производственный комплекс является подсистемой Северного приморского региона. Он рассматривается как пространственно-организационная совокупность субъектов экономики региона и связанных сними коммерческих и некоммерческих организаций, целевая функция которой, направлена на достижение и поддержание конкурентоспособности региона. Под регионом в целях диссертационного исследования понимается совокупность районов лова морей Северо-Восточной Атлантики и территория Кольского полуострова, на которой размещены рыбодобывающие, обрабатывающие и вспомогательные производства рыбного хозяйства.

2. Ключевой концепцией при формировании устойчивой системы промышленного рыболовства является теория рационального использования морских биоресурсов. Современные нормы и правила управления морскими ресурсами определены в Конвенции по морскому праву 1982 г. Однако новый мировой порядок эксплуатации морских биологических ресурсов и применение различных методов регулирования промысла не привели российское рыболовство на путь устойчивого развития. Основной причиной этого является переэксплуатация запасов основных промысловых гидробионтов. Проведенные исследования о состоянии запасов основных промысловых рыб, добываемых предприятиями региона, показывают, что запасы мойвы, черного палтуса и морских окуней находятся в катастрофическом состоянии и их прямой промысел теоретически запрещен. Запасы трески и пикши находятся в удовлетворительном состоянии, но их ОДУ в 2−6 раз меньше уровня 50−70-х годов, и только состояние запасов сельди, путассу и скумбрии не претерпели больших изменений. Наиболее существенные факторы, свидетельствующие о нарушении практики устойчивого промышленного рыболовства, следующие: наличие излишних добывающих мощностей на промысле, приловы и выбросы мелкой рыбы, сокрытие уловов и нелегальный промысел. В работе рассмотрены основные стратегические направления национальной рыболовной политики на региональном уровне и обоснован комплекс мер, которые сведут переловы и продажу неучтенной рыбной продукции к минимуму: спутниковое слежение, контроль в море, налаживание обмена информацией о выгрузках со всеми странами-импортерами, запрещение перегрузок в море, и в качестве радикального инструмента — экспорт рыбной продукции только с территории российских портов. Структуру уловов рекомендуется пересчитывать на научно-обоснованную, и увеличивать выбор квоты на объем маломерной рыбы. Разрешить сверх квоты приемку мелкой рыбы, имеющей размер меньше установленного правилами рыболовства, если этот прилов обусловлен объективными причинами, и усилить наказания за нарушение правил рыболовства и оборота рыбной продукции.

3. Проведенные исследования технического, организационного и финансово-экономического состояния рыбного хозяйства региона свидетельствуют об отставании от ведущих рыболовных стран по производственному потенциалу и технико-экономическим показателям в рыболовстве и рыбопереработке. Результатом этого является низкая производительность труда по вылову, невысокая заработная плата рыбаков и берегового персонала (в 2,5−5,0 меньше, чем в зарубежных странах). Эффективность освоения квот в отрасли низкая, -60% рыбодобывающих предприятий отрасли убыточны. Загрузка производственных мощностей береговых рыбоперерабатывающих предприятий не превышает 18%, многие береговые заводы не рентабельны. Проведенный анализ позволяет определить основные направления организационно-экономических преобразований в рыбной отрасли в системе регионального хозяйства:

— создание условий для захода рыбопромыслового флота в порт Мурманск;

— разработка эффективной структуры добывающего флота, соответствующего сырьевой базе;

— создание эффективной системы наделения регионов и хозяйствующих субъектов квотами водных морских биологических ресурсов;

— обеспечение сырьем береговых рыбоперерабатывающих предприятий;

— стимулирование добывающих и обрабатывающих предприятий к интеграции совместной деятельности;

— дифференцированное снижение ставок сборов за биоресурсы, поставляемые на внутренний рынок в целях устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса региона;

— развитие прибрежного рыболовства в регионе.

4. Исследование промыслового потенциала и особенностей рыболовства в акватории морей Северо-Восточной Атлантики свидетельствует о нерациональной структуре флота, неэффективности его использования, значительном превышении добывающих мощностей над объемом ресурсов и распылении биоресурсов между многочисленными пользователями. В 2004 г. введено правило минимальной квоты, при наличии которой разрешается выход на промысел. Однако она в 3−4 раза меньше номинальной производительности траулеров по вылову и поэтому слабо влияет на численность судов на промысле. Для приведения добывающих мощностей в соответствие с промысловыми запасами обоснована необходимость снижения промыслового потенциала минимум в 2 раза. Рациональный подход по ограничению избыточных промысловых мощностей и эффективному использованию биоресурсов заключается в реорганизации добывающих фирм и укрупнении бизнеса путем объединения компаний.

5. Решением проблемы обеспечения сырьем береговых рыбоперерабатывающих предприятия и повышения эффективности использования биоресурсов является создание интегрированных предприятий по добыче, переработке и торговле рыбными товарами. При общей добыче (вылове) водных биоресурсов всеми рыбодобывающими предприятиями региона в объеме 578 тыс. тонн в 2005 году экспорт составил 223 тыс. тонн (по сырью ~ 300 тыс. т). Рыбоперерабатывающие предприятия использовали всего около 45 тыс. тонн различных видов сырья. В этих условиях государство, как собственник ресурсов должно использовать стимулирование в наделении биоресурсами. В работе приведены организационно-экономическое обоснование и выполнены расчеты технико-экономических показателей создания комплексных предприятий по добыче и переработке пелагических рыб в составе сейнер-траулеров и береговых предприятий, свидетельствующие о высокой экономической эффективности интегрированных структур.

6. Основными факторами, обуславливающими необходимость и перспективность развития прибрежного рыболовства, являются необходимость создания рабочих мест в приморских городах и поселениях, сокращение дефицита местных бюджетов, улучшение снабжения населения региона высококачественной рыбной продукцией. Разработан комплекс нормативно-законодательных, организационных и технических мер, от решения которых зависят масштабы и эффективность рыболовства в прибрежье. Поскольку прибрежное рыболовство, как свидетельствует мировой опыт, должно быть полностью интегрировано с береговой рыбопереработкой, в работе обоснованы предложения по развитию прибрежного рыболовства в регионе и его интеграции с береговым сектором.

7. Очевидна экономическая целесообразность и заинтересованность региональных властей, береговых предприятий рыбохозяйетвенного комплекса и населения в доставке рыбного сырья и полуфабрикатов с моря в отечественные порты. Это дополнительные рабочие места, доходы бюджетов всех уровней, обеспечение заказами предприятий, обслуживающих рыбную отрасль, увеличение конкуренции на внутреннем рынке и снижение цен на рыбопродукцию. Анализ ситуации позволил разработать и обосновать комплекс организационно-экономических мероприятий, осуществление которых позволит заходить в порты ныне незаходным судам (-120 судов Северного бассейна): создание сервисных служб по комплексному обслуживанию судов в порту, совершенствование методов таможенного, ветеринарного и санитарного контроля, отмена НДС и таможенных пошлин по ремонтам судов за рубежом, сокращение контролирующих органов и оплату их за счет бюджетных средств, снижение ставок сборов за биоресурсы. Расчеты показывают, что увеличение объема реализации товаров и услуг только за счет захода в порт Мурманск судов с уловами трески, пикши и других донных рыб, добытых судами Северного бассейна, составит около 3,9 млрд руб., или 26% от стоимости товарной продукции в рыбной отрасли региона. Прирост налоговых поступлений составит около 235,7 млн руб. Отмена таможенных платежей по судам, приобретенным и прошедшим ремонт и модернизацию за рубежом, только за счет доставки в российские порты продукции из донных рыб, добытых в судами Северного бассейна в акватории Баренцева и Норвежского морей, позволит увеличить объемы производства в рыбном хозяйстве региона и сопряженных с ним производствах более чем на 4,2 млрд. рублей, поступление налоговых платежей — не менее чем на 280 млн руб.

8. В настоящее время управление рыбной отраслью сосредоточено на федеральном уровне, региональные органы власти не располагают полномочиями для действенного участия в решении проблем комплексного развития рыбохозяйственного комплекса, что в конечном итоге приводит к снижению эффективности функционирования рыбного хозяйства региона. Предлагаемая организационная структура регулирования рыбного хозяйства обеспечит оперативность в принятии решений, усилит влияние региональных властей и профессиональных организаций рыбаков и рыбопереработчиков на организацию производства, создаст условия для устойчивого развития промышленного рыболовства в регионе. В результате осуществления рекомендаций по совершенствованию системы регулирования отраслью, наделению рыбаков рыбными квотами и рыбопереработчиков сырьем, оптимизации структуры флота будет сформирована устойчивая система обеспечения населения прибрежных регионов и России в целом рыбной продукцией, основанная на более стабильном функционировании рыбного хозяйства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) // Вылегжанин А. Н. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами: теория и документы / А. Н. Вылегжанин, В. К. Зиланов. — М.: Экономика, 2000. -С. 85−86.
  2. Кодекс ведения ответственного рыболовства // Вылегжанин А. Н. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами: теория и документы / А. Н. Вылегжанин, В. К. Зиланов. М.: Экономика, 2000. -С. 537.
  3. О ратификации Конвенции ООН по морскому праву и соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву. ФЗ № 30 от 26.02.1997 г./ Собрание Законодательства РФ. 1997. — № 51. — С.5720.
  4. О разграничении государственной собственности на землю. Федеральный Закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ // Собрание законодательства Росс. Федерации. 2001. — № 30. — Ст. 3060
  5. О животном мире. Федеральный закон. ОТ 24.04.1995, № 52-ФЗ (ред. от 29.12.2004): принят Гос. Думой Фед. собр. Рос. Федерации 28 марта 1995 г. // Собр. законодательства Росс.Федерации. -1995. -№ 17. -Ст. 1462
  6. О континентальном шельфе Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 1995 г., N 187-ФЗ: принят Гос. Думой Федерал, собр. Рос. Федерации 25 окт. 1995 г. // Собр. законодательства Росс. Федерации. -1995. -N 49. Ст. 4694.
  7. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: федер. закон от 20 дек. 2004 г., N 166-ФЗ: принят Гос. Думой Фед. собр. РФ 6 нояб. 2004 г. // Собр. законодательства Росс. Федерации. -2004. -N 52 (часть 1). -Ст. 5270.
  8. О финансовой аренде (лизинге): федер. закон от 29 окт. 1998 г., N 164-ФЗ (ред. от 18.07.2005): принят Гос. Думой Федерал, собр. Рос. Федерации 11 сент. 1998 г. // Собр. законодательства РФ. -1998. -N 44. Ст. 5394.
  9. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: Федер. закон от 17 дек. 1998 г., N 191-ФЗ: принят Гос. Думой 18 ноября 1998 г. // Собр. законодательства РФ. -1998. -N 51. -Ст. 6273.
  10. Об охране окружающей среды: Федер. закон от 10 янв. 2002 г., N 7-ФЗ: принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г. // Собр. законодательства Росс. Федерации. -2002. -N2. -Ст. 133.
  11. О федеральной целевой программе «Мировой океан»: постановление Правительства от 10 авг. 1998 г., N 919 (в ред. от 17.11.2004, N 649) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -1998. N 33. — Ст. 4024.
  12. Морская доктрина РФ на период до 2020 г. // Рыбное хозяйство. 2001. -№ 5. -С. 3−11.
  13. О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов: Постановление Правительства Рос. Федерации от 20 ноября 2003 г., N 704 (ред. от 23.01.2004) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2003. -N 47. -Ст. 553.
  14. Концепция развития рыбного хозяйства РФ па период до 2020 г. / Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству. М., 2003.
  15. Налоговый кодекс РФ // Полный сборник Кодексов Российской Федерации. Действующий Кодекс РФ с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 15 февраля 2004 г. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004. -С. 436−547.
  16. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ: принят Гос. Думой Федерал, собр. Рос. Федерации 25 апр. 2003 г. (ред. от 18.07.2005) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2003. -N 22. -Ст. 2066.
  17. Аналитическая записка «Эффективность деятельности рыбной отрасли, распределение и использование водных биологических ресурсов» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. -2001. -№ 10.
  18. Анализ и оценка Временного положения о порядке распределения на конкурсной основе квот на вылов (добычу) морских биологических ресурсов между пользователями Мурманской области: отчет о НИР / ИЭП КНЦ РАН. -Апатиты, 2003. -59 с.
  19. Базовые виды экономической деятельности Мурманской области в 2006 г. / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2006. — 44 с.
  20. Вопросы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: Постановление Правительства от 07 апреля 2004 года № 181. Москва. // Российская газета, 13 апреля 2004.
  21. Закон Мурманской области «Об областном бюджете на 2007 год» (проект) // Мурманский Вестник. -2006. -№ 203. -С. 3.
  22. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г.: Одобрена распоряжением Правительства Рос. Федерации 2 сент. 2003 г, № 1295-Р. М., 2003. -23 с.
  23. Концепция развития предприятий Союза рыбопромышленников Севера на период до 2005 г. Мурманск, 1998. -119 с.
  24. Материалы всероссийского рабочего совещания. Федерального Агентства по рыболовству РФ «Освоение водных биоресурсов в Мировом Океане, Москва, 15 сентября, Москва: Изд-во ВНИРО, 2005 г. — С. 19−31.
  25. Механизм долгосрочной программы освоения био- и углеводородных ресурсов Западно-Арктических шельфовых акваторий и его влияние на устойчивое развитие экономики европейского Севера: отчет о НИР (заключ.) / ИЭП КНЦ РАН. Апатиты, 2003. -С. 128.
  26. Основные положения стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года: утв. Постановлением Правительства Мурманской обл. от 20 дек. 2001 г., № 251-ПП. Мурманск, 2002. -С. 12.
  27. Принципы и механизмы обеспечения долгосрочного устойчивого освоения природных ресурсов Западно-Арктических шельфовых море: отчет о НИР (промежуточ.) / ИЭП КНЦ РАН. Апатиты, 2005. -123 с.
  28. Программа восстановления и стабилизации производственной деятельности рыбохозяйственного комплекса Мурманской области.-Мурманск, 1999. -15 с.
  29. Программа развития рыбохозяйственного комплекса Мурманской области: отчет о НИР. Рук. Панченко А. А. -Мурманск, 1997. -276 с.
  30. Постановление Правительства Мурманской области от 29.12.2005 № 528-ПП/15 О региональной целевой программе „Развитие береговой переработки в Мурманской области“ на 2006−2008 гг. // Мурманский Вестник, № 8, 18.01.2006.-с. 3.
  31. Программа развития прибрежного рыболовства и фермерских хозяйств в Мурманской области. Мурманск, 2004. — 27 с.
  32. Разработка основных положений долгосрочной программы освоения био- и углеводородных ресурсов Западно-Арктических шельфовых акваторий: отчет о НИР (заключ.) / ИЭП КНЦ РАН. Апатиты, 1998. -С. 290.
  33. Разработка документов по созданию акционерной компании на базе АРП „Севрыба“: отчет о НИР. Апатиты, 1992. -113 с.
  34. Рекомендации VII Всероссийской конференции по проблемам рыбопромыслового прогнозирования, Мурманск, 23−25 октября 2001 г. Мурманск: Изд-во ПИНРО, 2000. -7 с.
  35. Российско-норвежская программа исследований по оценке максимального долгосрочного вылова в экосистеме Баренцева моря // Рыбное хозяйство -2006.-№ 1.-С.40
  36. Рыболовство и производство рыбной продукции в Мурманской области / Федеральная служба государственной статистики/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области -Мурманск, 2006 29 с.
  37. Статистическая отчетность НЦМС. Электронный ресурс. / Мурманский региональный информ. центр нац. системы мониторинга рыболовства и связи. -Режим доступа: http://www.ncmc.ru/default.htm. Загл. с экрана.
  38. Сырьевые ресурсы традиционных и малоиспользуемых гидробионтов прибрежной 50-мильной зоны Кольского полуострова: отчет о НИР // Фонды ПИНРО. -Мурманск, 2001. -С. 173.
  39. Экономика пользования морских биорссурсов: особенности функционирования и развития в условиях конкуренции и рыночных принципов: отчет о НИР: 3−99−3010 / ИЭП КНЦ РАН. Апатиты, 1999. — 216 с.
  40. Федеральная программа развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года „Рыба“: Постановление Правительства Рос. Федерацииот 18 сент. 1995 г., № 930 // Собрание законодательства Рос. Федерации. -1995. -№ 40. -Ст. 3812.
  41. Федеральный справочник Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации. М.: Родина — Про 2004. — 921 с.
  42. Я.М. Перспективы отечественного промысла в открытых районах Мирового океана / Я. М. Азизов, Ю. А. Шпаченков // Рыбное хозяйство-1995. -№ 5.-С. 16−18.
  43. А.П. Проблемы промыслового прогнозирования / А. П. Алексеев, В. М. Пономаренко, А. И. Мухин // Рыбное хозяйство -1996.-№ 2.- С. 60−62.
  44. А.П. Об экспертизе промысловых прогнозов / А. П. Алексеев, В. П. Пономаренко // Тезисы докладов VII Всероссийской конференции по проблемам промыслового прогнозирования, Мурманск, 7−9 октября, 1998. -Мурманск: Изд-во ПИНРО, 1998. -С. 24−25.
  45. Атлантическая треска (биология, экология, промысел) / под ред. Г. Г. Матишова, А. В. Родина. СПб.: Наука, 1996. -С. 238.
  46. Ф.И. К вопросу о биологических основаниях рыбного хозяйства / Ф. И. Баранов. Петроград, 1918. -С.84−128.
  47. Ю.Г. Как управлять рыбным хозяйством? / Ю. Г. Барсегов., В. К. Зиланов, A.M. Вылегжанин // Мировая экономика и международные отношения. -1992. № 5. -С. 129−134.
  48. Биоресурсы и аквакультура в прибрежных районах Баренцева и Белого морей: Сб. науч. тр. / ПИНРО. Мурманск: Изд-во ПИНРО, 2002. — 206с.
  49. Береговой рыбоперерабатывающий комплекс Мурманской области / Департамент прод., рыбного и сельского хозяйства. Мурманск, 2005. -60 с.
  50. Биоэкономические исследования рационального освоения живых ресурсов гидросферы: сб. статей / под ред. В. В. Ивченко. Калининград: АтланНИРО, 1990.-189 с.
  51. Ю.А. Эффективность внешней торговли России рыбой и морепродуктами продолжает падать / Ю. А. Бобылов // Рыбные ресурсы. -2004. -№ 2. -С. 33−34.
  52. Ю.А. Они бывают в российской рыбохозяйственной политике / Ю. А. Бобылов // Рыбные ресурсы.-2005.-№ 3. -С. 13−16.
  53. Ю.А. Внешнеторговые аспекты развития рыбной отрасли / Ю. А. Бобылов // Рыбное хозяйство. 2005. — № 4. — С. 75−76
  54. А.Е. К оценке воздействия донных орудий лова на морскую биоту / А. Е. Бобырев, Е. А. Криксунов, Ю. М. Полонский // Экологическая экспертиза и ОВОС. -2000.-№ 3. -С. 11−118.
  55. В.А. Разработка методических основ введения дифференцированного платного пользования водными биологическими ресурсами: отчет о НИР. М.: Фонды ВНИРО. -1965. -250 с.
  56. A.M. Экономические и организационные условия продажи рыбопродукции в Баренц-регионе / A.M. Васильев, Г. Г. Каликина, Ю. Ф. Куранов // Сб. учеб.-метод. материалов МГТУ / МГТУ.-Мурманск, 1999.-С.399.
  57. A.M. Налог на рыбу / A.M. Васильев, Т. М. Пачина // Политика и финансы. -2001. -№ 3. -С. 6−8.
  58. Ю.Б. Состояние и тенденции развития рыбопромышленного комплекса /Ю.Б. Винслав, Н. Н. Соколова // Рыбная промышленность. -2004. -№ 2. -С. 2−4.
  59. А.Н., Зиланов В. К. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами (теория и документы) / А. Н. Вылегжанин, В. К. Зиланов. М.: Экономика, 2000. -599 с.
  60. Р.В. Рентные платежи в рыбном хозяйстве / Р. В. Гаврилов, Е. А. Романов // Рыбное хозяйство. -2001. -№ 4. -С. 10−11.
  61. Р.В. Рента и экономическая оценка рыбных ресурсов / Р. В. Гаврилов // Мурманские рыбные ресурсы. -2004. -№ 29. -С. 10.
  62. А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 493 с.
  63. В.А. Рыболовство России (накануне перемен) / В. А. Дворянков. -М.: Международные отношения, 2000. -181 с.
  64. В.В. Эколого-географические основы устойчивого природопользования в шельфовых морях (экологическая география моря) / В. В. Денисов. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2002. -502 с.
  65. Динамика показателей экспорта и импорта пищевых рыбных товаров России в 1999—2002 годах // Рыбные ресурсы. -2003. -№ 3. -С. 5.
  66. К.В. Итоги 34-й сессии СНРК//Рыбпые ресурсы.-2005. -№ 4. -С. 3
  67. В.К. Основы концепции морской рыболовной политики России / В. К. Зиланов // Рыбной хозяйство. -2001. -№ 1. -С. 4−7.
  68. В.К. О значении рыболовства в районе архипелага Щпицберген для регионов Северного бассейна // Рыбные ресурсы. -2006. -№ 3. -С. 4−7.
  69. Зиланов В. К. Поправки вносит практика//Рыбное хозяйство-2005.- № 1.- С. 6
  70. О.В. Теория факторов производства в контексте экономики развития: Научный доклад на Президиуме МАОН (Москва, 29 ноября 2002 г.). Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. 92 с.
  71. Ихтиофауна и условия её существования в Баренцевом море / Гл. ред. Г. Г. Матишов. Апатиты: Изд-во КФ АН СССР, 1986. -214 с.
  72. А.И., Зиланов В. К., Степнова Е. В. Инструменты функционирования рынка рыбной продукции в условиях развитой конкуренции. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2006. — 155 с.
  73. В.М. Рыночные условия и концепция устойчивости рыбных ресурсов /Общ. ред. В. К. Зиланова. М.: Изд-во ВНИРО, 1993. — 65 с.
  74. Ю.И. Отраслевые проблемы развития рыбного хозяйства / Ю. И. Кокорев // Экономические проблемы развития рыбного хозяйства: сб. науч. трудов и докл. М.: Изд-во ВНИЭРХ, 2003. -С. 7−19.
  75. Ю.И. Концепция развития рыбного хозяйства России / Ю. И. Кокорев, Я. М. Азизов // Рыбное хозяйство. -2001. -№ 6. -С. 6−7.
  76. Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1968.- 201 с.
  77. В.В. Биоэкономическая эффективность использования морских биологических ресурсов Северного бассейна/В.В. Комличенко, И. В. Никоноров, В. В. Шевченко // Вопросы рыболовства. 2001. — Т. 2. -№ 2. — С. 194−222.
  78. Комплексные рыбохозяйственные исследования ПИНРО па Северном бассейне: итоги и перспективы: сбор. науч. трудов. Мурманск, 1991.-296 с.
  79. К.Г. Арктонорвежская треска / К. Г. Константинов // Промысловые биологические ресурсы Северной Атлантики и прилегающих морей Северного Ледовитого океана. М., 1997. -Т.1. -С 272−283.
  80. К.Г. Влияние температуры воды на сырьевую базу тралового лова в Баренцевом море / К. Г. Константинов // Вопросы ихтиологии. -1964. -Т.4, Вып.2. -С. 255−269.
  81. К.Г. О рациональном распределении годового плана добычи по месяцам и кварталам / К. Г. Константинов // Материалы рыбохозяйственных исследований Северного бассейна. -1967. Вып. 10.- С. 28−33.
  82. .Н. К новой стратегии управления водными биологическим ресурсами в морях России // Материалы науч.-практ. конф. „Повышение эффективности использования водных биологических ресурсов Мирового океана“. -М.: ВНИРО, 2005. -282 с.
  83. .Н. Проблемы отечественного рыболовства. Пути выхода из кризиса / Б. Н. Котенев // Рыболовство России. -2000. -№ 3. -С. 11−14.
  84. В.Н. Приловы и выбросы в мировом рыболовстве / В. Н. Кочков // Рыбное хозяйство. -2000. -№ 5. -С. 24−27.
  85. Ю.Ф. Обновление промыслового флота Северного бассейна / Сборник тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции „Национальная морская политика и экономическая деятельность в Арктике“, Мурманск: КНЦ РАН, 2006.
  86. Д.Х. Морская экология и рыболовство / Д. Х. Кушинг. -М.: Пищевая промышленность, 1979. -288 с.
  87. В.И. Приоритеты береговой рыбообработки стратегическое направление развития рыбной отрасли // Рыбные ресурсы. -2006. -№ 3. — с. 13.
  88. Э.Г. Больше судов вовсе не значит больше рыбы / Э. Г. Лукманов // Мурм. вестн. -1998. — 20 ноября.
  89. Макроэкономическая нестабильность па Европейском Севере: индикаторы, тенденции, механизм регулирования/ B.C. Сслип, А. В. Истомин, Н. В. Симонов и др.- РАН, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем- Отв. ред. B.C. Селин. Апатиты, 1997. — 126 с.
  90. С.М., Вайсман И. Л. Перспективы обновления рыбопромыслового флота // Рыбные ресурсы. № 4, 2005. с. 19−23
  91. Ю.Ю. Развитие представлений о путях повышения биологической продуктивности Каспийского моря, задачи большой мелиорации и организации управляемого рыбного хозяйства / Ю. Ю. Марти. М., 1972. -С. 32.
  92. А. Принципы экономической науки, т. 1. М.: Прогресс-Универс, 1993.-416 с.
  93. Н.А. Воздействие природных факторов и промысла на возрастной состав, численность и ареалы донных рыб Баренцева моря / Н. А. Маслов // Труды ПИНРО. Мурманск, 1985. -Вып. 23. -С. 86−103.
  94. Г. Г. Антропогенная деструкция экосистем Баренцева и Норвежского морей / Г. Г. Матишов. Апатиты: КНЦ РАН, 1992. -112 с.
  95. В.И. Основы рыбного хозяйства. Общее введение / В. И. Мейснер. J1.: Снабтехиздат, 1932. -111 с.
  96. М.С. Рыбный бизнес и власть: пора договариваться / М. С. Минасян // Рыбные ресурсы. -2004. -№ 1. -С. 2−7.
  97. П.А. Биологические ресурсы Мирового океана / П.А. Моисеев-М.: Пищевая промышленность, 1969. -338 с.
  98. А.И. Всероссийский промысел в 2001 г.: обзор /А.И. Мухин, Л. Г. Солодовников // Рыбное хозяйство. -2002. -№ 2. -С. 21−27.
  99. Некоторые производственные показатели рыбной промышленности России за 1997−2003 годы // Рыбные ресурсы. -2004. -№ 2. -С. 5.
  100. Н.Н. Региональная экономика (теория, проблемы, методы). М.: Экономика, 2-е изд.-М., 1978, — 342 с.
  101. Никольский Т. В. Теория динамики стада рыб М., 1965.-378 с.
  102. И.В. Экология и рыбное хозяйство-М., Экспедитор, 1996.-256 с.
  103. Основные показатели функционирования рыбохозяйетвенного комплекса России в ретроспективе // Рыбные ресурсы. -2003. -№ 3. -С. 5.
  104. Основные производственно-экономические показатели по предприятиям рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации за 1999−2004 г. г. // Рыбные ресурсы. -2005. -№ 2. -С. 21.
  105. Проблемы развития партнерских отношений между государством и бизнесом в рыбной отрасли: Материалы региональной научно-практической конференции 14 ноября 2006 г. / Отв. За выпуск В. И. Лоскутов. Мурманск: МГТУ, 2006.-С. 19−27
  106. Пространственные трансформации в российской экономике / Под ред. П. А. Минакира. М.: Экономика, 2002.- 424 с.
  107. Развитие прибрежного промысла и аквакультуры в Баренцевом море: сб. докладов научно-практической конференц. Мурманск: ПИНРО, 1994. -169 с.
  108. Т.С. Рыбопродуктивность Баренцева моря и причины ее изменения / Т. С. Расс //Океанология. -1993. -Т.ЗЗ. -№ 4. С. 551−557.
  109. Региональная экономика / Под ред. Т. Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. 472 с.
  110. Региональная экономика: Учебник под редакцией В. И. Видяпина и М. В. Степанова.- М.: ИНФРА- М, 2005.- 666 с.
  111. Региональная экономика: Учебник/Под ред. В. В. Ивченко. — Калининград, 1998.-238 с.
  112. Региональная экономика: опыт и перспективы рыночных преобразований. В 2-х ч. 4.1/ РАН, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем- под ред. Г. П. Лузина. -Апатиты, 1995.- 181 с.
  113. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: Экономика. 2000.- 435 с.
  114. Е. А. Экономика рыбохозяйственного комплекса — М.: Мир, 2005. —336 с.
  115. С.Б. Региональный Морехозяйствеппый комплекс в Европейской Арктике: методология организации и стратегия развития. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. — 147 с.
  116. В.В. Итоги работы рыбохозяйственного комплекса Мурманской области в 2005 году // Рыбные ресурсы. -2006. -№ 1. -С. 32−33.
  117. К.М. Реальна ли промысловая статистика? / К. М. Соколов, Е. В. Гусев, К. В. Древетняк // Рыбные ресурсы. -2004. -№ 2. -С. 30−33.
  118. Состояние биологических сырьевых ресурсов Баренцева моря и Северной Атлантики на 2005 г. Мурманск: Изд-во ПИНРО, 2005. — 99 с.
  119. Состояние биологических сырьевых ресурсов Баренцева моря и Северной Атлантики на 2004 г. Мурманск: Изд-во ПИНРО, 2004. -94 с.
  120. Г. В. Союз рыбопромышленников Севера прообраз саморегулируемой организации / Г. В. Степахпо // Рыбные ресурсы. -2003. -№ 3. -С. 14−16.
  121. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под. ред. А. Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. -М.: Экономика, 2002.
  122. Теория и практика морской деятельности. Выпуск 1. Размышления о рыболовстве: поиск подходов к устойчивому развитию (колл. авт.). М.: СОПС, 2003.-96 с.
  123. Г. Д. Кризис мирового рыболовства: экономические и правовые проблемы / Г. Д. Титова. -СПб., 2003. -77 с.
  124. Г. Д. Биоэкономические проблемы рыболовства в зонах национальной юрисдикции. СПб.: ВВМ, 2006. — 368 с.
  125. Ф.М. Биоресурсы Баренцева моря: реальность и перспективы освоения/Ф.М. Трояновский//Политика.Экономика.Финансы.-1998.- № 9.- С. 17.
  126. Устойчивость и экономическая безопасность в регионах: тенденции, критерии, механизм регулирования / Г. П. Лузин, B.C. Селин, А. В. Истомин и др.- РАН, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем- отв. ред. В. С. Селин. -Апатиты, 1999. 174 с.
  127. А.А. Повешение эффективности рыбной отрасли путем объединения экономических интересов предприятий рыбопромышленного комплекса // Материалы международной научно-практической конференции
  128. Повышение эффективности использования водных биологических ресурсов Мирового океана». Москва: Изд-во ВНИРО, 2005 г. — С. 174−175
  129. Характеристика состояния запасов промысловых объектов в морях СевероЕвропейского бассейна и в Северной Атлантике в 2000 г. и прогноз возможного вылова на 2002 г. Мурманск: Изд-во ПИГ1РО, 2001. -С. 270.
  130. Хозяйственные системы Севера в национальной экономике / РАН, Колл. науч. центр, Ин-т экон. проблем / Отв. ред. B.C. Селин. Апатиты, 1997. — 100 с.
  131. М.С. Исследования донных рыб Баренцева моря / М. С. Шевелев, Н. А. Ярагина. // Тез. докл. VII Всеросс. Конф. по проблемам промыслового прогнозирования. Мурманск: Изд-во ПИНРО, 1998. -С. 188−189.
  132. М.С. О фактическом вылове доппых рыб, добываемых в качестве прилова на траловом промысле в Баренцевом море / М. С. Шевелев, К. М. Соколов // Рыбное хозяйство. -1997. -№ 3. -С. 38−41.
  133. В.Т. Чья прибыль осталась в Баренцевом море / В. Т. Шевченко //Рыбныересурсы. -2005. -№ 1. -С. 33−35.
  134. В.В. Биоэкономическая эффективность использования морских биологических ресурсов Северного бассейна / В. В. Шевченко, И. В. Никоноров, В. В. Комличенко // Вопросы рыболовства. 2001. -Т. 2. -№ 2. -С. 194−222.
  135. В. В. Монаков М.Б. Сравнительные оценки энергозатрат российского и зарубежных рыбопромысловых флотов на промысле ценных и технических видов рыб/ В. В. Шевченко, М. Б. Мопаков // Рыбные ресурсы. -2005. -№ 4. -С. 24−26.
  136. В.Н. Состояние запасов и перспективы промысла морских гидробионтов в районах исследований ПИНРО па 2006 г. / В. Н. Шибанов, К. В. Древятник, Б. И. Бенбойм // Материалы межд. паучпо-практич. конференции
  137. Повышение эффективности использования водных биологических ресурсов Мирового океана". Москва: Изд-во ВНИРО, 2005 г. — С. 99−100
  138. В.Н. Проблемы рыболовства в Баренцевом море / В. Н. Шлейник // Рыбное хозяйство. -1996. -№ 2. -С. 21−22.
  139. В. Законодательство по рыболовству Исландии (развитие и опыт применения) // Материалы науч.-практ. конф. «Повышение эффективности использования водн. биол. ресурсов Мир. океана». М.: ВНИРО, 2005. -282 с.
  140. Экология промысловых видов рыб Баренцева моря. Апатиты: Изд-во КНЦРАН, 2001.-461 с.
  141. Экономические проблемы развития рыбного хозяйства: Сб. научных статей и докладов М.: Изд-во ВНИЭРХ. -2003. -332 с.
  142. А., Квернер И. Экономика природных ресурсов. 2-е издание (рынки, технологии и инновации, аспекты развития) / Эндрес А., Квернер. -М., СПб.: ПИТЕР, 2004.-251 с.
  143. Acheson, J.M. Anthropology of fishing. // Annual Review of Anthropology. 1981.- p.275−316.
  144. Catanzano, J., and B. Mesnil Economics and biology in fisheries research. Aquatic Living Resources Vol. 8, 1995. P.223−232.
  145. Charles A.T. Fishery science: The study of fishery systems. Aquatic Living Resources.- Vol. 8, 1995. P. 233−239.
  146. Charles A.T. Community fishery rights in Canada’s Atlantic region Электронный ресурс.: 2005, — Режим доступа: http://liuskyl.stmarys.ca/~charles/ pdfs2005/ communityfisheriesrights. pdf-Загл. с экрана.
  147. Charles A.T. Sustainable fishery systems // Fish and Aquatic Resources Series No. 5, 2001. Halifax, Nova Scotia, Canada: Saint Mary’s University, Blackwell Science. — 370 p.
  148. Chesson J., Clayton H. A framework for assessing fisheries with respect to ecologically sustainable development. Bureau of Resources Sciences. Fisheries Resources Branch. Australia. 2003. -19 p.
  149. Cunningham S, Dunn M. R, Whitmarsh D.J. Fisheries economics: An introduction. London: Mansell and St Martins, Fisheries economics: An introduction. -1985.-P. 564.
  150. Cunningham S, Maguire J. Factors of unsustainability in fisheries. // FAO Fisheries Report No. 672. Rome, FAO.- 2002. P. 173.
  151. Endres A., Radke V. Indication einer nachhaltigcn entwickrung. -Berlin. 1998.-P. 249.
  152. FAO. Indicators for sustainable development of marine capture fisheries. FAO Technical Guidelines for Responsible Fisheries. No. 8. Rome, FAO. 1999.- P.68.
  153. FAO. Report of the 17th session of the Committee on Fisheries. № 387. Rome. -1987.-P.3.
  154. Feasibility Study Report for a proposed programme on strengthening fisheries management in African, Caribbean and Pacific countries. Электронный ресурс.: FAO/SIFAR. 2003.- Режим доступа: http://www.sifar.org. Загл. с экрана.
  155. Fishery Statistics 1999−2000.Statistics Norway-Oslo-Kongsinger.-2002.-P. 106. 169 Fishery Statistics 2000−2001.Statistics Norway .-()slo-Kongsinger.-2003.- P. 106.
  156. Fishery Statistics 2001−2002.Statistics Norway.-()slo-Kongsinger.-2004.-P. 106.
  157. Fisheris Management. FAO Technical Guidelines For Responsible Fishing. FAO. Rome.-1997.-P. 7.
  158. Garcia S. The FAO definition of sustainable development and the Code of Conduct for Responsible Fisheries // Mar. Freshwater Res. -2001. pp. 535−541
  159. Greboval, D. Report and documentation of the International Workshop on factors contributing to unsustainability and overexploitation in fisheries // FAO Fisheries Report No. 672, Rome, FAO. -2002. P. 173.
  160. Groot S.J. The impact of bottom trawling on bcnthic fauna of the North Sea //Ocean Management. -1984. -№ 9. P. 177−190.
  161. Hannesson R. Bioeconomic analysis of fisheries. Oxford: Fishing News Books, 1992.-P.495.
  162. Hartwick J.M., Olewiler N.D. The economic of natural resource use. -Reading/Mass, 2nd editional of Hartwick J.M., Olewiler N.D. (1986). -1998.
  163. Jentoft S, McCay B.J., Wilson D.C. Social theory and fisheries co-management. Marine Policy. 1998. — pp. 423−436.
  164. Malizia, Emil E. and Edward J. Feser. Understanding Local Economic Development. New Brunswick, NJ: Center for Urban Policy Research, Rutgers University. 1999.-P. 122.
  165. Managing the Nation’s Bycatch. Programs, Activities, and Recommendations for the National Marine Fisheries Service.-Washington, D.C.:NOAA.1998. P. 174.
  166. Panayotou T. Management concepts for small-scale fisheries: economic and social aspects. FAO Fish. Tech. Pap. No. 228.- 1982.- P.58.
  167. Perrouux F. Les espaces economigues //Economic Appliguee. 1950. — № 1.
  168. Pido M. D, Pomeroy R.S., Carlos M.B. Л handbook for rapid appraisal of fisheries management systems. ICLARM Educational Series. № 16. — 1996. — P.26
  169. Schaefer M.B. Some aspects of the dynamics of populations important to the management of commercial marine fisheries., Bull. I-ЛТТС. 1954.- P. 433
  170. Sustaining Marine Fisheries /Committee on Ecosystcm Management for Sust. Marine Fisheries. -Washington D.C.: National Acadcmy Press.- 1999.-P. 164.
  171. Vuledjanin A.N. Revien of Legal Literature on the Management of Marine Living Resources Proceedings of International Sumposium on Management of Walleue Pollock. Anchorade, Alaska. -1988. — pp. 91−94.
  172. Wilson, J.R. and R. Lent Economic perspective and the evolution of fisheries management: towards subjectivist methodology // Marine Resource Economics. № 9.-1994.-pp. 353−373.
  173. Динамика и возрастная структура добывающих судов Северного бассейна
  174. Группы и типы судов Количество судов Средний срок эксплуатации, лет В том числе 2006 г. по срокам службы1990 1996 2000 2002 2004 2006 1990 1996 2000 2002 2006 До 5 лет 6−10 11−15 16−20 Свыше 20 лет
  175. Крупные суда 25 25 22 17 15 15 7,3 10,0 13,5 14,4 17,0 — 5 8 2
  176. Большие суда 158 86 50 33 30 30 16,3 20,3 19,9 21,9 24,5 — 2 6 22
  177. Средние суда 221 298 326 316 279 245 9,4 13,9 16,1 18,6 22,0 2 8 31 80 124
  178. Суда серийной постройки (типа ПСТ, СРТМ, СТМ и др.) 221 291 287 266 210 189 1 5 30 69 8431.1 В «бербоут-чартере» 3 10 2 — -
  179. Новые суда (постройки после 1996 года) — 7 8 6 6 1 5
  180. Суда несерийной построй ки из дальнего зарубежья 7 39 50 56 56 1 3 1 11 4033.1 В «бербоут-чартере» 2 33 35 12 10
  181. Малые суда 12 22 25 26 31 64 4,8 6,6 11,4 12,1 17,7 4 6 18 11 25
  182. Всего 416 431 423 392 355 354 6 14 56 105 173
  183. В «бербоут-чартере» 5 43 37 26 10
  184. Динамика и структура (по объектам и районам промысла) вылова предприятий Северного бассейна, гыс. тонн
  185. Укрупненные районы и объекты промысла 1990 1994 1996 1998 2000 2001 2002 2003 2005
  186. Северо-Восточная Атлантика 243 587 699 531 792 819 818 683 626
  187. Северо-Западная Атлантика 110 5 4 3 16 30 27 24 8
  188. Прочие укрупненные районы промысла Атлантики 1240 147 28 37 41 40 26 113
  189. Донные объекты промысла 116 386 449 333 308 303 256 275 28 842.1. Треска, пикша 87 372 432 284 250 256 217 226 244
  190. Удельный вес Баренцева и Норвежского морей в общем вылове, % 14,6 67,0 84,7 93,4 82,1 87,0 88,7 88.5 76,5
Заполнить форму текущей работой