Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы коррекции обучения и стабилизации компенсации сахарного диабета 1 типа у детей и подростков в школе самоконтроля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За последние годы разработаны и внедрены различные структурированные программы обучения. Однако успешно усвоить их и сохранить компенсацию углеводного обмена не удается большинству пациентам. Последнее обстоятельство связывают в первую очередь с низкой мотивацией у больных на проведение регулярного самоконтроля и коррекции дозы инсулина, а также, с часто отсутствующим индивидуальным подходом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Современное состояние проблемы сахарного диабета 1 типа у детей и подростков
    • 1. 2. Терапевтическое обучение больных сахарным диабетом 1 типа
      • 1. 2. 1. Организация системы обучения больных с сахарным диабетом 1 типа
      • 1. 2. 2. Эффективность терапевтического обучения детей и подростков больных сахарным диабетом 1 типа
    • 1. 3. Роль педиатрического звена в лечении детей с сахарным диабетом 1 типа
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31 Главы 3−6. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Глава 3. Анализ ситуации по сахарному диабету 1 типа (эпидемиологическая и клинико-метаболические характеристики) у детей в Воронежском регионе
    • 3. 1. Итоги обследования детей и подростков по Федеральной целевой программе «Сахарный диабет» в Воронежском регионе
    • 3. 2. Клинико-метаболическая характеристика детей с впервые выявленным сахарным диабетом 1 типа (проспективно)
    • 3. 3. Оценка уровня компенсации сахарного диабета 1 типа у детей с длительностью заболевания более 1 года

    Глава 4. Характер изменений метаболических показателей у детей с впервые выявленным сахарным диабетом 1 типа (проспективно) с различным уровнем знаний о болезни в зависимости от качества проведения самоконтроля

    4.1 Показатели уровня компенсации сахарного диабета 1 типа у детей пубертатного возраста с удовлетворительными знаниями о болезни (при первичном обучении)

    4.2 Характеристика изменений уровня компенсации сахарного диабета 1 типа у детей допубертатного возраста с хорошими знаниями о болезни (при первичном обучении)

    4.3 Результаты исследования показателей компенсации сахарного диабета 1 типа у детей пубертатного возраста с хорошими знаниями о болезни (при первичном обучении)

    4.4 Исследование уровня компенсации сахарного диабета 1 типа у детей младше 9 лет

    4.5 Сравнение полученных результатов в группах детей с впервые выявленным сахарным диабетом 1 типа (проспективно) и родителей

    Глава 5. Показатели уровня компенсации сахарного диабета 1 типа у детей с длительностью заболевания более 1 года с различным уровнем знаний о болезни, в зависимости от качества самоконтроля

    5.1 Характеристика показателей компенсации сахарного диабета 1 типа у детей пубертатного возраста с исходно удовлетворительными знаниями

    5.2 Оценка изменений показателей компенсации сахарного диабета 1 типа у детей допубертатного возраста с исходно хорошим уровнем знаний

    5.3 Результаты исследования показателей компенсации сахарного диабета 1 типа у детей пубертатного возраста с исходно хорошим уровнем знаний

    5.4 Характеристика метаболических показателей у детей младше 9 лет с сахарным диабетом 1 типа

Методы коррекции обучения и стабилизации компенсации сахарного диабета 1 типа у детей и подростков в школе самоконтроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Для современной медицины сахарный диабет является одной из важнейших проблем вследствие большой его распространенности [68, 84, 101, 128, 172, 185, 194], бурного «роста» [46, 128, 156, 171], высокой ранней инвалидизации, смертности по причине развития поздних сосудистых осложнений [31, 56, 68, 71, 73, 75, 86, 130, 133, 136, 141], значительных экономических затрат общества на лечение [17, 49, 58, 81, 104, 164]. Эпидемиологические исследования в разных странах свидетельствуют об увеличении количества случаев возникновения сахарного диабета 1 типа (СД 1 типа) у детей [34, 38, 70, 79, 101, 180]. Это определяет актуальность проблемы профилактики и лечения сосудистых осложнений диабета. Решение этих проблем возможно только путем достижения стабильной компенсации заболевания, которая может быть достигнута в первую очередь при осуществлении больными и родителями адекватного и постоянного самолечения заболевания, обучение которому является основополагающим фактором благоприятного прогноза болезни [5, 7, 103, 132, 138, 142, 146, 157, 200]. Опубликованные на сегодняшний день исследования, оценивающие влияние различных причин на стабильное сохранение компенсации сахарного диабета 1 типа, ставят на «пьедестал» грамотное самолечение, подчеркивают, что для реализации практических задач диабетологической диспансерной службы необходим мониторинг качества самолечения больных в семье [10, 22, 41, 44, 139, 179, 200]. ВОЗ активно и широко внедряет программы «Терапевтического обучения больных» в практику диабетологической службы.

За последние годы разработаны и внедрены различные структурированные программы обучения [8, 10, 20, 55, 63, 83, 93, 175, 188]. Однако успешно усвоить их и сохранить компенсацию углеводного обмена не удается большинству пациентам [55, 80]. Последнее обстоятельство связывают в первую очередь с низкой мотивацией у больных на проведение регулярного самоконтроля и коррекции дозы инсулина [55, 57, 92], а также, с часто отсутствующим индивидуальным подходом к обучению [6, 11].

Сахарный диабет в детском возрасте — тяжелое страдание, которое меняет весь жизненный уклад семьи, требует пристального внимания, больших физических и эмоциональных усилий, экономических затрат со стороны ребенка и родителей, работников органов здравоохранения и общества в целом. Только абсолютное содружество между ребенком, его семьей, врачами, курирующими его в разные периоды жизни, является залогом гармоничного развития пациента, которого с момента установления диагноза переводят в категорию детей-инвалидов.

В литературе очень мало исследований о многофакторном влиянии на качество обучения как детей, так и родителей, особенно в тяжелом периоде дебюта заболевания. Исследовательская группа по обучению больных сахарным диабетом Европейской ассоциации по исследованию диабета считает, что «программа обучения должна быть максимально адаптирована к возможностям пациента обучаться» [123, 144]. Однако работ, направленных на изучение реальных, но нереализованных возможностей больных диабетом постоянно обучаться, мы не встретили. Не исследована так же роль родительского звена в процессах самолечения в домашних условиях.

Практически нет данных о состоянии углеводного обмена у детей на протяжении первого, наиболее сложного года, когда больной только учится «жить с диабетом», и динамике качества знаний о болезни в этот период.

Актуальность изучения возможностей и готовности детей и подростков с диабетом к усвоению не только новых знаний и умений, но и необходимости в повторных курсах обучения в «Школе больного сахарным диабетом» для проведения постоянного качественного самоконтроля заболевания не подлежит сомнению, особенно среди пациентов с низким уровнем компенсации болезни.

Вместе с тем, постоянный мониторинг за самоконтролем больного с сахарным диабетом должен выполняться всеми медицинскими работниками, контактирующими с пациентом. Лишь в зарубежных источниках мы прочли о внедрении интегрированной помощи, обеспечивающей тесную связь между врачами эндокринологами и врачами общей практики [101, 105, 121]. В отечественной литературе не уделяется должного внимания роли участкового педиатра и школьного врача в оказании помощи за контролем самолечения диабета у детей.

Следовательно, поиск резервов для совершенствования организации системы пролонгированного обучения детей с сахарным диабетом 1 типа и родителей является актуальной проблемой, решение которой позволит уменьшить число больных с хронической декомпенсацией углеводного обмена.

Полностью неизученные и недостаточно решенные вопросы в отношении обучения лечению СД 1 типа детей/родителей и получение ими эффективной помощи на амбулаторном уровне предопределили цель и задачи нашего исследования.

Цель исследования.

Определить влияние знаний о СД 1 типа у детей и родителей на управление заболеванием и уровень компенсации болезни для оптимизации работы школы «Диабет».

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать оценку эпидемиологических показателей и клинико-метаболической компенсации СД 1 типа у пациентов с различной длительностью заболевания в Воронежском регионе.

2. Определить влияние различных факторов на усвоение и устойчивость знаний о сахарном диабете у детей/родителей и их практическое применение на различных этапах эволюции заболевания.

3. Выявить причины поздней диагностики сахарного диабета 1 типа и ее воздействие на последующее течение заболевания у детей.

4. Обосновать вклад первичного педиатрического звена (участковый педиатр и школьный врач) в программу терапевтического обучения больных диабетом и разработать оптимальный алгоритм его улучшения.

Научная новизна исследования.

При выполнении работы получен ряд новых приоритетных результатов:

— оценена эпидемиологическая ситуации по СД 1 типа за период 1998 по 2006 гг. на территории Воронежского региона и показано увеличение заболеваемости и распространенности за 9 летний период.

— впервые показано, что на качество знаний как больных, так и родителей влияет уровень реактивной тревожности (РТ), тяжесть диабета при манифестации.

— качество управления заболеванием в домашних условиях сохраняется на, хорошем уровне до 3-х месяцев после выписки из стационара с ухудшением к 1 году, в дальнейшем оно не меняется, оставаясь аналогичным годовому сроку.

— вклад родительского участия в лечение СД 1 типа является основополагающим для всех возрастных групп детей.

— оценен вклад участкового педиатра и школьного врача в лечение и обучение больных СД 1 типа с момента выявления заболевания и при динамическом наблюдении за пациентами.

Практическая значимость работы.

1. Полученные данные о влиянии реактивной тревожности и тяжелой декомпенсации диабета на качество обучения позволяют рекомендовать исследование показателей РТ и с учетом тяжести декомпенсации начинать обучение в более поздние сроки и с большим временным периодом.

2. Полученные данные о поздней диагностике заболевания в состоянии тяжелой декомпенсации позволяют предложить алгоритм раннего выявления диабета для участковых педиатров.

3. Показано резкое ухудшение углеводного обмена после 3-х месяцев течения заболевания с сохранением декомпенсации в последующем и обосновано проведение повторных курсов обучения на индивидуальной основе с целью поддержания высокого уровня знаний и их практического применения.

4. Предложено расширение понятия школы «Диабет» с вовлечением в ее работу врачей первичного педиатрического звена для коррекции обучения и стабилизации компенсации СД 1 типа у детей.

Структура и объем работы.

Диссертация изложена на 218 страницах компьютерного набора и состоит из введения, обзора литературы, главы, посвященной описанию материалов и методов исследования, четырех глав собственных результатов работы, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 201 источник, из которых 101 иностранный, и приложения. В работе имеется 25 таблиц, 85 рисунков.

ВЫВОДЫ.

1. Заболеваемость СД 1 типа у детей в Воронежском регионе за 9 лет (с 1998 по 2006 гг.) имела средние показатели — 12,7 (10,1−15,3) случаев на 100 000 детского населения, со среднегодовым темпом прироста 6,11% в год. Распространенность СД 1 типа у детей в Воронежском регионе за тот же период имела средние показатели — 76 (54−106) случаев на 100 000 детского населения, со среднегодовым приростом на 10%.

2. В состоянии хронической декомпенсации диабета находятся 75,3% детейкаждый 4-й ребенок имеет компенсацию/субкомпенсацию заболевания, при этом худшие показатели углеводного и жирового обмена отмечаются среди детей пубертатного возраста и пациентов с длительностью заболевания более 5 лет, последние имели большую частоту осложнений.

3. На обучение самолечению заболевания детей и родителей негативное влияние оказывает тяжесть состояния больного при госпитализации, высокий уровень реактивной тревожности, длительный интервал между обучениями и снижение активности родительского участия в лечении ребенка с диабетом.

4. Основной причиной поздней диагностики диабета у детей «участковым педиатром является снижение знаний врачей о диабете с увеличением стажа работывыпадение из дифференциально-диагностического поиска самого заболевания, особенно среди пациентов младшего возрастаа так же длительный период подтверждения диагноза в поликлинике [2,8 (2- 5) дней].

5. Поздняя диагностика СД 1 типа приводит к тяжелой декомпенсации заболевания (80,5%), резкому снижению секреции инсулина (С-пептид<0,5 нг/мл), повышению потребности в гормоне (в 1,5 раза), худшему усвоению знаний о диабете.

6. Для поддержания длительной компенсации СД 1 типа необходимо выявление детей с плохими показателями углеводного обмена участковым педиатром и школьным врачом и направление их к эндокринологу для лечения и повторного обучения в школе «Диабет».

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для сокращения сроков диагностики СД 1 типа (при первичном осмотре больного педиатром) необходимо использование экспресс-методов определения уровня глюкозы крови, ацетонурии с последующей госпитализацией в первые сутки обращения в специализированное отделение (созданы методические рекомендации, позволяющие определиться в направлении дифференциально-диагностического поиска, алгоритм раннего выявления заболевания участковым педиатром).

2. Всем больным с СД 1 типа при посещении их участковым педиатром необходим контроль гликемии, ацетонурии с целью определения качества самолечения в домашних условиях на фоне вирусных инфекций и обострений хронических соматических заболеваний для решения вопроса о дальнейшей лечебной тактике (госпитализация, коррекция дозы инсулина).

3. Школьный врач должен выявлять декомпенсацию диабета у детейиметь постоянную связь с больными, родителями, учителями, детскими эндокринологамиконтролировать питание, — инъекции инсулина, занятия физической культурой в школе (созданы методические рекомендации).

4. С целью эффективной профилактики осложнений СД 1 типа усилить врачебный контроль за течением заболевания у детей из неполных семей и пациентов раннего и пубертатного возраста. п.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .И. Отдаленный прогноз и медико-социальная адаптация больных при инсулинзависимом сахарном диабете, возникшем в детском возрасте: Автореф. дис. д-ра мед. наук /Б.И. Абдылдаев- Московский 2-ой мед. ин-т.-М., 1998.-40 с.
  2. О.Ф. Роль психотерапевтических элементов в обучении самоконтролю больных с сахарным диабетом /О.Ф.Александрович, Р. А. Александрович //Здоровье — системное качество жизни: Сб. науч. тр. — Ставрополь, 1999. С. 215−216.
  3. A.C. Стратегия в области сахарного диабета: начало новой эры /А.С.Аметов //Российский медицинский журнал. 1998. — № 12 — С. 752.
  4. A.C. Терапевтическое обучение больных /А.С.Аметов //Диабет. Образ жизни. М., 1998. — № 2 — С. 3.
  5. Е.А. Эффективность обучения детей, больных сахарным диабетом и членов их семей /Е.А.Андрианова, В. П. Максимова, В. А. Петеркова //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. М., 1998.-С. 23.
  6. М.Б. Развитие системы обучения больных эндокринными заболеваниями в г. Москве /М.Б.Анциферов, А. Ю. Майоров, Е.В.Суркова
  7. Развитие системы обучения больных в эндокринологии: школы для больных сахарным диабетом, ожирением, остеопорозом, менопаузой: Материалы Московской городской конференции эндокринологов 27−28 февраля 1998 г. — М., 1998.-С. 3−5.
  8. М.Б. Современные аспекты контроля обмена веществ у больных сахарным диабетом /М.Б.Анциферов, А. Ю. Майоров //Лечащий врач. -2004.-№ 8.-С. 15−18.
  9. М.Б. Принципы обучения больных сахарным диабетом методам самоконтроля /М.Б.Анциферов, Е. А. Одуд, В. Л. Мартынов. — М., 1997. — 157 с.
  10. М.В. Психологические факторы и проблема компенсации при инсулинзависимом сахарном диабете /М.В. Атаманов, В. А. Голышева,
  11. A. Д. Голубев //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. М., 1998. — С. 32.
  12. Э.Г. Личностные аспекты больных сахарным диабетом /Э.Г.Багдасарян, Р. Е. Шахгалдян, С. Э. Багдасарян, А. Р. Шахгалдян //Современные проблемы клинической и теоретической медицины: Сб. науч. тр.-Ереван, 1998.-С. 81−83.
  13. М.И. Сахарный диабет /М.И.Балаболкин. М.: Универсум Паблишинг, 1998. — 581 с.
  14. М.И. Диабетология /М.И.Балаболкин. М.: Медицина, 2000. — 672 с.
  15. М.И. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний: Руководство /М.И.Балаболкин, Е. М. Клебанова,
  16. B.М.Креминская. -М.: Медицина, 2002. 752 с.
  17. М.И. Патогенез ангиопатий при сахарном диабете /М.И.Балаболкин, Е. М. Клебанова, В. М. Креминская //Сахарный диабет. 1999. -№ 1. — С. 2−8.
  18. М.И. Фармакоэкономика сахарного диабета /М.И.Балаболкин //Фарматека. -2003. № 16. — С. 13−15.
  19. А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике / А. В .Батаршев. СПб.: Речь, 2005. — 149 с.
  20. B.JI. Опыт работы школы самоконтроля сахарного диабета при Нижегородском областном диабетологическом центре /В.Л.Богданович, А. П. Исааков //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. М., 1998. — С. 53.
  21. Варианты обучения больных сахарным диабетом /В.В.Талантов, Л. М. Султанова, Н. В. Криницкая и др. //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. -М., 1998. С. 310.
  22. ВОЗ. Консенсус по основным принципам лечения больных инсулинзависимым (I типа) сахарным диабетом (ИЗСД) детей и подростков. -1995.-43 с.
  23. Генетика сахарного диабета у детей и подростков: Пособие для врачей /И.И.Дедов, Т. Л. Кураева, О. В. Ремизов и др. M.: МЗ РФ ГУ Эндокринол. научн. центр РАМН, 2003. — 71 с.
  24. С. Медико-биологическая статистика /С.Гланц: Пер. с англ. М., 1999.-78 с.
  25. И.И. Состояние и перспективы развития диабетологической службы в России /И.И.Дедов //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. — М., 1998. С. 3−4.
  26. И.И. Острые осложнения сахарного диабета /И.И.Дедов, И. Ю. Демидова. Чехов, 1998. — 144 с.
  27. И.И. Введение в диабетологию /И.И.Дедов, В. В. Фадеев. М. -Берег.-1998.-235 с.
  28. И.И. /Сахарный диабет у детей и подростков //И.И.Дедов, Т. Л. Кураева, В. А. Петеркова, Л. Н. Щербачева. — Москва. Универсум Паблишинг. — 2002. — 391 с.
  29. И.И. Руководство по детской эндокринологии /И.И.Дедов, В. А. Петеркова. — Москва. Универсум Паблишинг. — 2007. — 595 с.
  30. И.И. Диабетическая нефропатия /И.И.Дедов, М. В. Шестокова. — М.: Универсум Паблишинг, 2000. 239 с.
  31. И.И. Сахарный диабет в Российской Федерации: проблемы и пути решения /И.И.Дедов //Сахарный диабет. 1998. — № 1. — С. 7−13.
  32. И.И. Эндокринология /И.И.Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеев. -М.: Медицина, 2000. 632 с.
  33. И.И. Федеральная целевая программа «Сахарный диабет» (методические рекомендации) /И.И.Дедов, М. В. Шестаков, М. А. Максимова. Москва. 2002. — 88 с.
  34. Ф. Лейлок Основы эндокринологии /Джон Ф. Лейлок, Питер Г. Вайс /Пер. с англ.- Под ред. И. И. Дедова. М.: Медицина, 2000. — 502 с.
  35. Диабет. Вы и ваш ребенок /Т.Д.Шапошникова, Э. А. Войчик, Е. А. Одуд и др. Ново Нордиск А/С, Дания: Арт-Бизнес-Центр, 2002. — 120 с.
  36. Диагностика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков /В.Л.Лисс, И. И. Нагорная, А. В. Николаева и др. М.: МЕД-Пресс-Информ, 2003. — 544 с.
  37. С.А. Организация помощи больным сахарным диабетом в Красноярском крае /С.А.Догадин, Т. Е. Таранушенко //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. — М., 1998. С. 115.
  38. А.В. Эпидемиология инсулинзависимого сахарного диабета и частота его осложнений в детской популяции Московской области /А.В.Древаль, В. А. Лосева, Ю. А. Редькин //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. — М., 1998. — С. 117.
  39. Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Методика исследования /Н.Я.Иванов, А. Е. Личко. СПб., 1992. -121 с.
  40. Э.П. Профилактика, скрининг и лечение поздних диабетических осложнений у детей и подростков /Э.П.Касаткина //Актуальные вопросы детской и подростковой эндокринологии. — М., 1999. — С. 9−18.
  41. Э.П. Состояние познавательных процессов у детей, больных сахарным диабетом /Э.П.Касаткина, Г. И. Чуваков //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. — М., 1998. — С. 156.
  42. Э.П. Роль медицинской сестры в обучении пациентов с сахарным диабетом /Э.П.Касаткина, Г. И. Чуваков //Российский семейный врач. -1998.-№ 2.-С. 56−58.
  43. Э.П. Сахарный диабет у детей и подростков /Э.П.Касаткина. -2-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 1996.- 240 с.
  44. К.С. Сахарный диабет в Санкт-Петербурге, распространенность и медико-социальная характеристика больных /К.С.Клюковкин, А. Г. Залевская //Ремедиум. 2001. — № 4. — С. 3−7.
  45. Е. Современные проблемы инсулинотерапии /Е.Коледова //Сахарный диабет. 1999. — № 4. — С. 35−40.
  46. Консенсус по основным принципам лечения больных инсулинзависимым (I типа) сахарным диабетом (ИЗСД) детей и подростков /Пер. с англ. Под ред. И. Шамиса. — Copenhagen: Jpbureau Denmark. — 1995. — 43 с.
  47. Л.С. Социальные аспекты лечения сахарного диабета у детей /Л.С.Малыгина //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. -М., 1998. С. 207.
  48. М.И. Диабетический кетоацидоз у детей /М.И.Мартынова, Е. М. Родионова, В. Ф. Пилютик //Сахарный диабет.-2000.-№ 3.- С. 33−36.
  49. Мониторинг основных эпидемиологических характеристик ИЗСД у детей г. Москвы /В.А.Петеркова, Л. Н. Щербачева, Ю. И. Сунцов и др. //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. М., 1998. — С. 245.
  50. Мониторинг за состоянием здоровья детей с нисулинзависимым сахарным диабетом в г. Москве /В.А.Петеркова, Л. Н. Щербачева, Т. Л. Кураева и др. //Информационное письмо. М., 1998. — С. 6.
  51. Обучение больных сахарным диабетом /И.И.Дедов, М. Б. Анциферов, Г. Р. Галстян, А. Ю. Майоров. — М.: Берег, 1999. 304 с.
  52. Обучение больных сахарным диабетом как неотъемлемый компонент лечения /С.Н.Таскаева, Т. И. Красильникова, А. А. Нелаева и др. //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. — М., 1998. — С. 312.
  53. Организация и эффективность обучения детей, больных сахарным диабетом в Волгоградской области /Т.С.Бутко, И. И. Казарина, С. А. Емельянова, Т. П. Аникеева //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. М., 1998. — С. 69.
  54. Осложнения сахарного диабета у детей и подростков /И.И. Дедов, В. А. Петеркова, Т. Л. Кураева и др. М.: ГУ ЭНЦ РАМН, 2003. — 96 с.
  55. А.Д. Оценка психологического статуса (качества жизни) пациентов с сахарным диабетом и его динамика в процессе обучения
  56. А.Д.Пархоменко //Первый Российский диабетологичкий конгресс: Тезисы докладов. М., 1998. — С. 243.
  57. А.Д. Клинико-экономическая эффективность структурированной программы обучения пациентов с сахарным диабетом II типа: Автореф. Дис. канд. мед. наук. М., 2000. — 22 с.
  58. Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности /Н.Б.Пасынкова //Психологический журнал. -1996.-т. 17, № 1.-С. 169−174.
  59. В.А. Современная инсулинотерапия сахарного диабета I типа у детей и подростков /В.А.Петеркова, Т. Л. Кураева, Е. В. Титович //Лечащий врач. -2003.-№ 10.-С. 50−54.
  60. Е.А. Статистический анализ в медицине и биологии /А.Е.Платонов. М.: Из-во РАМН, 2000. — 52 с.
  61. С.Е. Обучение впервые выявленных больных диабетом в многопрофильной больнице /С.Е.Попов, Н. Н. Носов, А. В. Лесогор //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. -М., 1998. С. 251.
  62. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие /Под ред. проф. O.A. Прохорова. СПб.: Речь. — 2004. — 128 с.
  63. Профилактика хронических осложнений сахарного диабета у детей и подростков /Э.П.Касаткина, Г. И. Сивоус, Э. А. Очирова, И. Г. Сичинава //Сахарный диабет. 2003. — № 4. — С. 9−12.
  64. Психосоциальные особенности детей с сахарным диабетом /Н.В.Болотова, В. К. Полякова, Н. А. Курмачева, Е. П. Стародубцева //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. — М., 1998. С. 55.
  65. Рагнар Ханас. Диабет 1 типа у детей, подростков и молодых людей. Как стать экспертом в своем диабете /Р.Ханас. Первое русское издание. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2005. — 430 с.
  66. Распространенность инсулинзависимого сахарного диабета и частота сосудистых осложнений среди детей и подростков г. Москвы /Э.П.Касаткина, Е. А. Одуд, А. М. Лобанова, И. Г. Сичинва //Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1998. — № 2. — С. 12−15.
  67. Сахарный диабет у детей и подростков /И.И.Дедов, М. И. Балаболкин, Е. М. Клебанова и др. М.: МЗ РФ ГУ Эндокр. научн. центр РАМН. — М. — 2003. -170 с.
  68. Сахарный диабет у детей и подростков /И.И.Дедов, Т. Л. Кураева, В. А. Петеркова, Л. Н. Щербачева. Москва. — Универсум Паблишинг. — 2002. — 392 с.
  69. Г. И. Лечение диабетической периферической полинейропатии у детей и подростков /Г.И. Сивоус //Лечащий врач. 2002. — № 5. — С. 12−16.
  70. П.И. Социально-психологические аспекты качества жизни больных сахарным диабетом /П.И.Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова // Проблемы эндокринологии. 2002. — т. 48, № 1 — С. 9−13.
  71. Синдром диабетической стопы /М.В.Анциферов, Г. Р. Галстян, А. Ю. Токмакова, И. И. Дедов //Сахарный диабет. 2001. — № 2. — С. 2−8.
  72. И.Г. Профилактика поздних осложнений инсулинзависимого сахарного диабета у детей и подростков (пути оптимизации амбулаторной помощи): Автореф. дисс.канд. мед. наук.- М., 1998.-22 с.
  73. Е.С. Диабетическая ретинопатия причина слепоты и инвалидности /Е.С. Скоробогатова, Л. В. Яковлева, Г. А. Мельниченко //Диабетография. — 2000. — № 3. — С. 3−5.
  74. О.М. Перспективы лечения и профилактики сахарного диабета I типа /О.М.Смирнова //Сахарный диабет. 2000. — № 2. — С. 13−16.
  75. О.М. Характеристика фазы ремиссии при впервые выявленном инсулинзависимом сахарном диабете /О.М.Смирнова, В. А. Горелышева, И. И. Дедов //Сахарный диабет. 1999. — № 1. — С. 9−12.
  76. Л.Н. Методы психологической диагностики: Методическое руководство /Л.Н.Собчик — М., 1990. № 2. — 88 с.
  77. А.О. Манифестация, течение и исход сахарного диабета 1 типа (СД 1 типа) у детей в Воронежском регионе: Атореф. дис. канд. мед. наук /А.О.Соломахина- ВГМА. Воронеж. — 2004. — 24 с.
  78. М.Н. Оценка эффективности программы обучения больных сахарным диабетом /М.Н.Солун, А. И. Ляйфер, Н. И. Дихт //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. — М., 1998. — С. 298.
  79. Социальная гигиена и организация здравоохранения /В.З.Кучеренко, Н. М. Агарков, А. П. Яковлев, С. П. Васильев. М.: Медицина, 2000.-432 с.
  80. Справочник врача по педиатрии /Н.А.Геппе, Л. К. Баженова, Г. Н. Баяндина и др. М.: Миклош, 2002. — 324 с.
  81. Л.М. Принципы работы «школы диабета» в ДМЦ МЗ РТ /Л.М.Султанова //Актуальные проблемы детской эндокринологии: Материалы науч.-практ. конф. Казань, 1999. — С. 64−65.
  82. Ю.И. Значение государственного регистра больных сахарным диабетом в развитии диабетологической службы ЯО.И.Сунцов, С. В. Кудрякова, Л. Л. Болотская //Сахарный диабет. 2002. — вып. 1. — С. 28−30.
  83. Е.В. Секреция С-пептида, иммунологические и НЬА-маркеры как предикторы доклинической стадии сахарного диабета у детей: Дис.канд. мед. наук/Е.В.Титович- Москва, Эндокрин. научн. центр РАМН. М., 2000. -166 с.
  84. О.В. Диабетическая микроангиопатия в генезе синдрома диабетической стопы /О.В.Удовиченко, А. Ю. Токмакова //Сахарный диабет. -2001.-№ 2.-С. 10−13.- - ¦ 195
  85. Г. Руководство по диабету /Г.Уильямс, Д. К. Пикап /Пер. с англ. -М.: МЕД-пресс-информ, 2003. 248 с.
  86. П.Д. Сахарный диабет /П.Д.Уоткинс /Пер с англ.- Под ред. к.м.н. Л. Я Рожинской. Санкт-Петербург: СПб.: ЗАО Издательство БИНОМ -Невский Диалект, 2000. — 96 с.
  87. В.В. Представление данных в оригинальных работах и их статистическая обработка /В.В.Фадеев //Проблемы эндокринологии. 2002. — т. 48. — № 3. — С. 47−48.
  88. Ю.П. Краткое руководство к применению шкалы реактивной тревожности Ч.Д.Спилберга /Ю.П.Ханин. — Д., 1976. 112 с.
  89. Г. И. Особенности познавательных процессов у детей, больных сахарным диабетом /Г.И.Чуваков //Проблемы эндокринологии. — 1999. № 2. — С. 3−6.
  90. Г. И. Самодетерминация, эмоции и мотивация поведения детей, больных сахарным диабетом /Г.И.Чуваков, О. А. Чувакова //Вестник Новгородского государственного университета. — 1998. № 7. — С. 44−47.
  91. И. А. Школа для больных инсулинзависимым сахарным диабетом, как составная часть работы врача-эндокринолога /И.А.Шапиро //Первый Российский диабетологический конгресс: Тезисы докладов. — М., 1998.-С. 346.
  92. Т.Д. Дети с диабетом в школе /Т.Д.Шапошников. М.: Министерство общего и профессионального образования РФ, 1997 — 56 с.
  93. М.В. Диабетическая нефропатия: механизмы развития, клиника, диагностика, лечение: Пособие для врачей /М.В.Шестакова. М.: МЗ РФ ГУ Эндокрин. научн. центр РАМН, 2003. — 73 с.
  94. Л.И. /Роль первичного педиатрического звена в решении проблем сахарного диабета у детей (методические рекомендации) //Л.И.Ширяева, А. П. Поздняков. Воронеж. — 2006. — 28 с.
  95. Т.Ю. Итоги обследования детей и подростков, больных сахарным диабетом 1 типа, в 16 регионах Российской Федерации /4-й Всероссийский диабетологический конгресс (тезисы докладов) //Т.Ю.Ширяева, И. И. Алесандрова, Ю. И. Сунцов. Москва. — 2008. — С.27.
  96. Т.Ю. Динамики заболеваемости и распространенности СД 1 типа у детей Российской Федерации /4-й Всероссийский диабетологический конгресс (тезисы докладов) //Т.Ю.Ширяева, Е. А. Андрианова, Т. Л. Кураева. -Москва. 2008. — С. 267.
  97. Э. Большой справочник по диабету. Пер. с нем. /Э.Штандл, Х.Менер. М.: АО «Интерэксперт», 2000. — 258 с.
  98. Эндокринология. Под ред. Н. Лавина. Пер. с англ. Москва, Практика, 1999.- 1128 с.
  99. Эпидемиологические исследования сахарного диабета I типа в детском возрасте в Европе /И.И.Дедов, Т. Л. Кураева, В. А. Петеркова, А. О. Емельянов //Сахарный диабет. 2003. — вып. 1. — С. 2−6.
  100. American Diabetes Association /Саге of children with diabetes in the school and day care setting //Diabetes Care, Volume 25, Supplement 1, January 2002. P. 3122−3126.
  101. American Diabetes Association /Implications of the diabetes control and complications trial //Diabetes Care, Volume 25, Supplement 1, January 2002. P. 525−527.
  102. American Diabetes Association /Economic costs of diabetes in the U.S. in 2002 //Diabetes Care 26.- P. 917−932, 2003.
  103. American Diabetes Association /Standards of medical care in diabetes (Position Statement) //Diabetes Care 27 (Suppl. 1).- P. 15−35, 2004.
  104. American Diabetes Association /Diabetes care in the school and day care setting (Position Statement) //Diabetes Care 27 (Suppl. 1).- P. 122−128, 2004.
  105. American Diabetes Association /Diabetes care at diabetes camps (Position Statement) //Diabetes Care 27 (Suppl. 1).- P. 129−131, 2004.
  106. American Diabetes Association /Nutrition principles and recommendations in diabetes (Position Statement) //Diabetes Care 26 (Suppl. 1).- P. 51−61, 2003.
  107. American Diabetes Association /Physical activity/exercise and diabetes (Position Statement) //Diabetes Care 27 (Suppl.).- P.58−62, 2004.
  108. Anderson B. J /Behavioral and psychosocial research with school-aged children with type 1 diabetes /B.J.Anderson, Lori M. B. Laffel //Diabetes Spectrum Volume 10, Number 4, 1997, P. 45.
  109. Z.T. /Treatment issues in type 1 diabetes /Z.T.Bloomgarden //Diabetes Care, Volume 25, Number 1, January 2002 P. 230−236.
  110. Z.T. /Diabetes issues in women and children /Z.T.Bloomgarden //Diabetes Care, Volume 26, Number 8, August 2003. P. 2457−2463.
  111. K.S. /Poor prognosis of young adults with type 1 diabetes /K.S.Bryden, D.B.Dunger, R.A.Mayou, F.R.Peveler //Diabetes Care 26.- P. 1052−1057, 2003.
  112. K.S. /Clinical and psychological course of diabetes from adolescence to young adulthood /K.S.Bryden, RN.R.C.Peveler, F.A.Stein //Diabetes Care 24.- P. 1536−1540, 2001.
  113. G. /Maternal age and risk of type 1 diabetes in children //G.Byrnes /BMJ. 2001 June 16. 322 (7300). — 1489.
  114. Bui T.P. /Trends in diabetic ketoacidosis in childhood and adolescence: a 15-yr experience /T.P.Bui, G.A.Werter, F.J.Cameron //Pediatric Diabetes. 2002. — V. — 3 (2).-P. 82−88.
  115. F.J. /Routine psychological screening in youth with type 1 diabetes and their parents a notion whoos time has come? /F J. Cameron, MD1, E.A.Northam, PHD2, G.R.Ambler, MD3, D. Daneman //Diabetes Care 30.- P. 2716−2724, 2007.
  116. P. S. /Interpersonal predictors of HbAlc in patients with type 1 diabetes /P.S.Ciechanowski, I.B.Hirsch, W.J.Katon //Diabetes Care 25.- P. 731−736, 2002.
  117. J.A. /The influence of insulin use on glycemic control /J.A.Cramer, M.J.Pugh //Diabetes Care 28.- P. 78−83, 2005.
  118. D.B. /ESPE/LWPES consensus statement on diabetic ketoacidosis in children and adolescents /D.B.Dunger, M.A.Sperling, C.L.Acerinil, DJ. Bohn //Archives of Disease in Childhood 2004- 89. P. 188−194.
  119. A.M. /Psychosocial therapies in diabetes: report of the psychosocial therapies working group /A.M.Delamater, A. MJacobson, B. Anderson, D. Cox //Diabetes Care, July 1. 2001- 24 (7).- P. 1286−1292.
  120. A.M. /Quality of life in youths with diabetes /A.M.Delamater //Diabetes Spectrum Volume 13, Number 2, 2000, P. 42.
  121. C.L. /Parenting styles, regimen adherence and glycemic control in 4-to 10-year-old children with diabetes /C.L.Davis, A.M.Delamater, K.H.Shaw, A.M.La Greca //J. Pediatr. Psychol., March 1, 2001- 26 (2).- P. 123−129.
  122. Devendra D./ Type 1 diabetes: recent developments /D.Devendra, E. Liu, — G. SJEisenbarth //BMJ.- 2004.-V.- 328.- P. 750−754.
  123. K.C. /Do all prepubertal years of diabetes duration contribute equally to diabetes complications? /К.С.Donaghue, J.M.Fairchild, M.E.Craig, Fracp, A.K.Chan //Diabetes Care 26.- P. 1224−1229, 2003.
  124. A.A. /The starr county diabetes education study /A.A.Garcia, S.A.Brown, K. Kouzekanani, C.L.Hanis //Diabetes Care 24.- P. 16−21, 2001.
  125. S.S. /Strong in body and spirit /S.S.Gillilana, S.P.Azen, G.E.Perez, J.S.Carter //Diabetes Care 25.- P. 78−83, 2002.
  126. K.R. /Parents perceptions of factor that affect successful diabetes management for their children /K.R.Ginsburg, C.J.Howwe, A.F.Jawwad, M. Buzby //Pediatrics, November 1, 2005- 116 (5).- P. 1095−1104.
  127. Giants A. BIOSTATISTICA /A.Glants, Mc. Graw Hill //Перевод на русский язык. — Практика. 1998.
  128. R.W. /Diabetic retinopathy in pediatric patients with type-1 diabetes: effect of diabetes duration, prepubertal and pubertal onset of diabetes, and metabolic control /RW.Holl, G.E.Lang, M. Grabert, E. Heinze //J. Pediatr 132: P. 790−794, 1998.
  129. K. /The role of socioeconomic status, depression, quality of life, and glycemic control in type 1 diabetes mellitus /K.Hassan, R. Loar, B.J.Anderson, R.A.Heptulla //J. Pediatr 149.- P.526−531, 2006.
  130. C.S. /Predictors of youth diabetes care behaviors and metabolic control: A structural equation modeling approach /C.S.Holmes, R. Chen, R. Streisand, D.E.Marchall //Journal of Pediatric Psychology 2006, 31 (8).- P.770−784.
  131. K.K. /Updated and revised diabetes family conflict scale /K.K.Hood, D.A.Butler, B.J.Anderson, Lori M. B. Laffel // Diabetes Care 30.- P. 1764−1769, 2007.
  132. P. /Decreasing incidence of severe diabetic microangiopathy in type 1 diabetes /P.Hovind, L. Tarnow, DMSC, K. Rossing, P. Rossing, DMSC //Diabetes Care 26.- P. 1258−1264, 2003.
  133. K.D. /Health-related quality of liew and metabolic control in children with type 1 diabetes /K.D.Hesketh, M.A.Wake, F.J.Cameron //Diabetes Care 27.-P.415−420, 2004.
  134. V.S. /Parent and adolescent distriution of responsibility for diabetes self-care: links to health outcomes /V.S.Helgeaon, K.A.Reynolds, L. Siminerio, O. Escobar //Pediatr. Psychol., September 10, 2007- jsm081vl.
  135. International society for pediatric and adolescent diabetes: ISPAD consensus guidelines for the management of type 1 diabetes mellitus /Zeist, Medical Forum International, 2000.
  136. H. /Changes in diabetes self-care behaviors make a difference in glycemic control /H.Jones, L. Edwards, T.M.Vallis, L. Ruggiero //Diabetes Care 26.-P.732−737, 2003.
  137. H.V. /The impact of severe hypoglycemia and impareness of hypoglycemia on relatives of patients with type 1 diabetes /H.V.Jorgensen, U. Pedersen-Bjergaard, A.K.Rasmussen, K. Borch-Johnsen //Diabetes Care 26.-P.l 106−1109, 2003.
  138. H.J. /Multiple hospitalizations for patients with diabetes /H.J.Jiang, D. Stryer, B. Friedman, R. Andrews //Diabetes Care 26.- P. 1421−1426, 2003.
  139. F.R. / Nocturnal hypoglycemia detected with the Continuous Glucose Monitoring System in pediatric patients with type 1 diabetes / F.R.Kaufman, G. Austin, A. Neinstein at all //J. Pediatr 141. -P. 625−630, 2002.
  140. Kohner E.M. Screening for diabetic retinopathy in Europe: a field guide-book /E.M.Kohner, M. Porta//Copenhagen: WHO, Regional Office for Europe. 1992.
  141. J.R. /Optimal blood glucose control during 18 years preserves peripheral nerve function in patients with 30 years duration of type 1 diabetes /J.R.Larsen, H. Sjoholm, K.F.Hanssen, L. Sandvik //Diabetes Care 26.- P.2400−2404, 2003.
  142. A.B. /The relation between family factors and metabolic control: The role of diabetes adherence /A.B.Lewin, A.D.Heidgerken, G.R.Geffken, L.B.Williams //Journal of Pediatric Psychology 2006, 31 (2). P. 174−183.
  143. C. /Stress, and diabetes: a review of the links /C.Lloyd, PhD, J. Smith, BSc, RGN, MSc, K. Weinge //Diabetes Spectrum 18. P. 121−127, 2005.
  144. A. /The relationship between parent-reported social support and adherence to medical treatment in familiar of adolescents with type 1 diabetes /A. Lewandowski, D. Drotar //Pediatr. Psychol., May 1, 2007- 32 (4). P. 427−436.
  145. B.J. /Psychosocial factors associated with levels of metabolic control in youth with type 1 diabetes /B.J.Leonard, Y.P.Jang, K. Savik, P.M.Plumbo, R. Christenson //Pediatr Nursing 7. P. 28−37, 2002.
  146. T.H. /The epidemiology of type 1 diabetes in children in Philadelphia 1990−1994 /T.H.Lipman, Y. Chang, K.M.Murphy //Diabetes Care 25. P. 1969−1975, 2002.
  147. S. /Metabolic control in adolescent girls: links to relationality and the female sense of self /S.Maharaj, D. Daneman, M. Olmated, G. Rodin //Diabetes Care, March 1, 2004- 27 (3). P. 709−715.
  148. J.I. /Strict glycemic control is necessary but not practical in most children with type 1 diabetes /J.I.Malon, J.H.Silverstein //The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism Vol. 85, No. 2, P. 518−522, 2000.
  149. A.M. /Factors associated with academic achievement in children with type ldiabetes /A.M.Mccarthy, S. Lindgren, M.A.Mengeling, E. Tsalikian //Diabetes Care 26. P. 112−117, 2003.
  150. K. /Spurious reporting of nocturnal hypoglycemia by CGMS in patients with tightly controlled type 1 diabetes /K.Mcgowan, W. Thomas, A. Moran //Diabetes Care 25. P. 1499−1503, 2002.
  151. Management of hyperglycemic crises in patients with diabetes / A.E.Kitabchi et al //Diabetes Care 2001- 24. P. 131.
  152. Most children with type 1 diabetes can achieve good glycemic control // J. Pediatr, 2006- 149. P. 227−232.
  153. J.B. /A controlled trial of web-based diabetes disease management /J.B.Meigs, E. Cagliero, A. Dubey, P. Murphy-Sheehy //Diabetes Care 26. P. 720 757, 2003.
  154. M.R. /Economic impact of diabetic ketoacidosis in a multiethnic indigent population /M.R.Maldonado, E.R.Chong, M.A.Oehl, A. Balasubramanyam //Diabetes Care 26. P. 1265−1269, 2003.
  155. L.J. /Blood glucose estimations in adolescents with type 1 diabetes: predictors of accuracy and error /L.J.Meltzer, S.B.Johnson, S. Pappachan, J. Silverstein //J. Pediatr Psychol. 2003 Jul-Aug- 28 (5).- following page 373.
  156. V.A. /Decision-making competence and adherence to treatment in adolescents with diabetes /V.A.Miller, D. Drotar //Pediatr. Psycol., March 1, 2007- 32 (2).-P. 178−188.
  157. J.H. /Social competence in children with IDDM and asthma: child, teacher, and parent reports of children’s social adjustment, social performance, and social skills /J.H.Nassau, D.J.Drotar //Pediatr Psychol 20. P. 187−204, 1995.
  158. Neumark-Sztainer D. /Weight control practices and disordered eating behaviors among adolescent females and males with type 1 diabetes /D.Neumark-Sztainer, J. Patterson, A. Mellin, D. Mackard //Diabetes Care 25.-P. 1289−1296, 2002.
  159. E.A. /Neuropsychological profiles of children with type 1 diabetes 6 years after disease onset /E.A.Northam, PHD, J. Anderson, BA, R. Jacobs, BSC //Diabetes Care 24. P. 1541−1546, 2001.
  160. P. /Worldwide increase in incidence of type I diabetes—the analysis of the data on published incidence trends /P.Onkamo, S. Vaananen, M. Karvonen, J. Tuomilehto //Diabetologia 1999- 42 P. 1395−1403.
  161. Organizing diabetes care: identify, monitor, prioritize, intensify //Diabetes Care, Volume 24, Number 9, September 2001.-P. 1515−1516.
  162. R.C. /The relationship of disordered eating habits and attitudes to clinical outcomes in young adult females with type 1 diabetes /R.C.Peveler, K.S.Bryden, H. Andrew W. Nell, C.G.Fairburn //Diabetes Care 28. P. 84−88, 2005.
  163. S.W. /Parent report of mealtime behavior and parenting stress in young children with type 1 diabetes and in healthy control subjects /S.W.Powers, K.C.Byars, M.J.Mithell, S.R.Patton //Diabetes Care 25. P. 313−318, 2002.
  164. P.L. /Assessment of group versus individual diabetes education /P.L.Rickhem, T.W.Wea Ver, J.L.Flader, D.M.Kendall //Diabetes Care 25. P. 269 274, 2002.
  165. Reduced hypoglycemic episodes and improved glycemic control in children with type 1 diabetes using insulin glargin and neutral protamine Hagedorn insulin
  166. H.P.Chase, B. Dixon, J. Pearson, R. Fiallo-Scharer at all // J. Pediatr 143. 2003. — P. 737−740
  167. A. /Predictors of acute complications in children with type 1 diabetes /A.Rewers, H.P.Chase, T. Mackenzie, P. Walravens //JAMA. 2002- 287. P. 25 112 518.
  168. A. /Presence of diabetic ketoacidosis at diagnosis of diabetes mellitus in youth: the search for diabetes in youth study /A.Rewers, G. Klingensmith, C. Davis, DB. Petitti //Pediatrics.- 2008.- V.-121(5). P. 1258−1266.
  169. M. /The network of psychological variables in patients with diabetes and their importance for quality of life and metabolic control /M.Rosa, H. Fliege, M. Hildebrandt, T. Schirop //Diabetes Care 25. P. 35−42, 2002.
  170. A. /Diabetes in the child and adolescent /A.Rosenbloom, J. Silverstein //Pediatric Endocrinology. 4th ed. Lifshitz F, Ed. New York, Marcel Dekker, 2004. P. 611−651
  171. A. /Limited joint mobility in childhood diabetes indicates increased risk for microvascular disease / A. Rosenbloom, J. Silverstein, D. Lezotte //N.Engl. J.Med. 1981.-Vol. 305, № 1.-P. 191−194.
  172. E.F. /Clinical presentation of type 1 diabetes /E.F.Roche, A. Menon, D. Gill, H. Hoey //Pediatr Diabetes.- 2005.- V.-6(2). P.75−78.
  173. J.M. /The association between diabetes metabolic control and drug adherence in an indigent population /J.M.Schectman, M.M.Nadkarni, J.D.Voss //Diabetes Care 256. P. 1015−1021, 2002.
  174. A. /Flexible, intensive insulin therapy and dietary freedom in adolescents and young adults with Type 1 diabetes:a prospective implementation study /A.Samann, T. Lehmann, C. Kloos, A. Braun //Diabet Med. 2008 May- 25 (5). -P. 592−602.
  175. Z. /Polish multicenter study on diabetes epidemiology (PMSDE) -1998−2000 /Z.Szybinski //Pol. Arch. Med. Wewn. 2001, Sep.- 106 (3). P. 751−758
  176. J.B. /Distribution of HbAlc levels for children and young adults in the U.S. /J.B.Saaddine, A. Fagot-Campagna, D. Rolka, K.M. Vtnkat Narayan //Diabetes Care 25. P. 1326−1330, 2002.
  177. S. /The glucose area under the profiles obtained with continuous glucose monitoring system relationsips with HbAlc in pediatric type 1 diabetic patients /S.Salardi, S. Zucchini, R. Santoni, L. Ragni //Diabetes Care 25. P. 18 401 844, 2002.
  178. J. /Care of children and adolescents with type 1 diabetes a statement of the American Diabetes Association /J.Silverstein, G. Klingensmith, K. Copeland, L. Plotnick //Diabetes Care 28. P. 186−212, 2005.
  179. S.A. /Personal control and deisordered eating in female adolescents with type 1 diabetes /S.A.Schwartz, J. Weissberg-Benchell, L.C.Perlmuter //Diabetes Care 25. P. 1987−1991, 2002.
  180. R. /Pediatric parenting stress among parents of children with type 1 diabetes: the role of self-efficacy, responsibility and fear /R.Streisand, E. Swift, T. Wickmark, R. Chen //Pediatr. Psychol., September 1, 2005- 30 (6). P. 513−521.
  181. Tanner J. Growth at Adolescence /2nd ed. Oxford, United Kingdom: Blakwell Scientific Publications. P. 121−130. — 1962.
  182. B.C. /Evaluation of a nurse-care management system to improve outcomes in patients with complicated diabetes /B.C.Taylor, N.H.Miller, K.R.Reilly, G. Greenwald //Diabetes Care 26. P. 1058−1063, 2003.
  183. The diabetes control and complicathions trial research group /Influence of intensive diabetes treatment in body weight and composition of adults with 1 diabetes in the diabetes control and complications trial //Diabetes 24. P. 1711−1721, 2001.
  184. The Belgrade childhood diabetes study: a multivariante analisis of risk determinants for diabetes /S.B.Ipeti et all //The Europen Journal of Public Health, 2005.-15 (2).-P. 117−122.
  185. T.M. /Recent advances in the monitoring and management of diabetic ketoacidosis /T.M.Wallace, D.R.Matthews //QJM, 2004, 97(12). P. 773−780.
  186. J. /Diabetic ketoacidosis in infants, children, and adolescents. A consensus statement from the American Diabetes Association /J.Wolfsdorf, N. GIaser, M.A.Sperling //Diabetes Care 29. P. 1150−1159, 2006.
  187. C. /Effects of clinical nutrition education and educator discipline on glycemic control outcomes in the Indian Health Service /C.Wilson, T. Brown, K. Acton, S. Gilliland //Diabetes Care 26. P. 2500−2504, 2003.
  188. N.H. /Beneficial effects of intensive therapy of diabetes during adolescence: outcomes after the conclusion of the Diabetes Control and Complications Trial (DCCT) //N.H.White, P.A.Cleary, W. Dahms, D. Goldstein //J. Pediatr 139: P.804−812, 2001.
  189. K. /Psychological interventions to improve glycaemic control in patients with type 1 diabetes: systematic review and meta-analysis of randomised controlled trial /K.Winkley, S. Landau, I. Eisler, K. Ismail //BMJ, 2006- 333- 65.
  190. T. /Self-Management competence as a predictor of outcomes of intensive therapy or usual care in youth with type 1 diabetes /T.Wysocki, M.A.Harris, K. Wilkinson, M. Aadler // Diabetes Care 26.- P. 2043−2047, 2003.
  191. T. /Absence of adverse effects of severe hypoglycemia on cognitive function in school-aged children with diabetes over 18 months / T. Wysocki, M. Harris, N. Mauras, //Diabetes Care 26. P. 1100−1105, 2003.
  192. S.J. /Is diabetes as an acute or chronic illness in community family practice? /S.J.Zyzanki, PHD M.A.Goodwin, MS. R.S.Gotler //Diabetes Care 24. P. 1390−1396, 2001.
Заполнить форму текущей работой