Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культурная жизнь современной Кабардино-Балкарии: Особенности и тенденции развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе работы над диссертацией стало очевидно, что интерес к изучению социокультурного пространства и его форм в отечественной научной литературе возник в 70-е годы XX века, затем он постепенно усиливался, превратившись сегодня в особое направление исследований. Его исходную основу составили, с одной стороны, общефилософские теоретические исследования проблем пространства и времени… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Методологические аспекты исследования культурной жизни региона
    • 1. 1. Культура и её трактовка в условиях глобализирующего социокультурного пространства России
    • 1. 2. Основные критерии формирования культурной политики исследуемого социума
  • Раздел 2. Ценностно-ориентационные доминанты культурной жизни народов Кабардино-Балкарской республики
    • 2. 1. Модель «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики» и основные подходы к её исследованию
    • 2. 3. Этнокультурная мозаика социокультурного пространства Кабардино-Балкарии и её составляющие
    • 2. 2. Целевое планирование развития культуры Кабардино-Балкарской Республики как необходимое условие повышения духовного состояния общества

Культурная жизнь современной Кабардино-Балкарии: Особенности и тенденции развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что российское общество к началу XXI века оказалось в изменившихся условиях развития этносов и страны в целом. Возникли новые факторы, существенно влияющие на жизнь людей, как в позитивном, так и в негативном планах. Сейчас к культуре обращен новый вызов времени, оптимальный ответ на который, в немалой степени, зависит от нравственного потенциала каждого человека и всего общества в целом.

Процесс формирования культурной жизни современного российского общества, и, в частности, её многочисленных регионов все острее требует своего исследования, следовательно, приобретает еще большую актуальность.

Культура России и ее регионов, формируется с одной стороны, на ценностях, унаследованных от прошлых поколений, а с другой — идет интенсивный процесс их переплавки в то, что мы называем современностью. Что будет дальше? Будет ли культура иметь государственный статус или сформирует свой независимый сектор? Встанет ли на рельсы глобализации или будет отстаивать национальные ценности?

Демократические реформы в многонациональном Федеративном российском государстве выявили старые и новые проблемы межнациональных и межкультурных отношений. Эти и другие вопросы волнуют ученых и практиков самых различных отраслей знаний.

Сегодня ставится задача — вовлечь в культурную жизнь самые различные социальные слои общества, причем не только в качестве аудитории, но и как активных участников ее организации. Признание ценностей мультикуль-турализма позволяет представить в широком спектре самые разнообразные культуры. Однако, одновременно, ставит под сомнение канонические представления об их единстве, заставляет пересматривать принятые рамки и границы их развития.

Актуальной остается исследование проблем взаимодействия культур народов, проживающих в Кабардино-Балкарской республике, где организовываются новые фестивали, культурные центры, смотры, конкурсы, формируются проекты, направленные на возрождение традиционных форм народного искусства. Республика принимает активное участие в международных форумах, посвященных укреплению мира на Северном Кавказе через языки, образование и культуру, которые регулярно организовываются в Южном Федеральном округе. Таким образом, актуализируется вопрос о создании социокультурного ландшафта, который позволит бы ориентироваться в новом поле культуры и стратегически разрешать возникающие проблемы.

Степень изученности проблемы. Анализ имеющихся источников и литературы по избранной теме выделил особенности концепта «культура», которые помогли осмыслить его в контексте современных проблем. В этом важную роль сыграли исследования А. Арнольдова, Э. Баллера, И. Горловой, А. Гуревича, Ю. Давыдова, Б. Ерасова, Н. Злобина, Л. Ионина, JI. Когана, В. Кна-бе, В. Межуева и других.

Культурную политику, ее функции, направления, задачи автор исследовал на основе разработок ученых северокавказского региона, в том числе И. Горловой, Н. Денисова, Е. Морозовой, А. Ханаху, А. Хагурова, С. Шерму-хамедова и др.

Осознание особенностей культурной жизни Кабардино-Балкарской республики основывалось на изучении трудов В. Жидкова, Ю. Осокина, К. Соколова, Б. Ерасова и других.

Исследовать вопросы формирования этносов и их взаимодействия помогли работы С. Арутюнова, Ю. Бромлея, Л. Гумилева, Н. Данилевского, Л. Ионина, Л. Шерстова, А. Решетова, Н. Чебоксарова, Я. Чеснокова и других.

Формирование картины межкультурной ситуации в рассматриваемом регионе осуществлялось на основе трудов Р. Абдулатипова, А. Акаева, М. Гасанова, Ю. Жданова, А. Лубского, И. Мизиева и других.

Особое место в диссертации принадлежит анализу публикаций, посвященных изучению культуры народов Северного Кавказа, в том числе Кабардино-Балкарии. Своим содержанием и направленностью они помогли формированию и разработке структуры авторской концепции исследования региона. Так, было выяснено, что уже в XIX веке о карачаевцах и балкарцах писали П. Бутков, С. Броневский, И. Бларамберг, Ф Леонтович и другие. В пореформенный период появились работы этнографического и фольклорного характера Е. Баранова, Н. Грабовского, Н. Тульчинского, М. Ковалевского, В. Миллера. XX век сохранил исследования Г. Кокиева, У Алиева, И. Тамбиева, М. Дудова, а затем и М. Косвена, JI. Лаврова, Е Студенецкой, Н. Волкова, Е Крикунова, Я Федорова и других.

Полезными и интересными стали публикации Г. Мамбетова, X. Сабан-чиева, М. Герандокова, Е. Кешева, И. Копачева, Ш. Чеченова, А. Шортанова, В. Шлыкова, С.Дозорец. В особый пласт источников по истории, в том числе культурной, вошли работы Т. Кумыкова, Н.Тхамокова.

Автором использовались труды Г. Мамбекова, X. Хутуева, Т. Кумыкова, А. Кузнецовой, Ю. Асанова, К. Азаматова, Б. Бгажнокова, С. Мафедзева, раскрывающие особенности взаимовлияния и взаимообогащения культур народов Кабардино-Балкарии и России, в том числе и народного творчества.

Таким образом, богатая источниковая база позволила сформулировать авторскую концепцию, определившую ценностно-оринтационные доминанты модели «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики» и основные подходы к ее изучению. Ни одно из ранее осуществленных исследований такой цели не ставило.

Объект исследования — культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской Республики.

Предмет исследования — тенденции и особенности формирования культурной жизни народов, населяющих этот регион.

Цель исследования — выделить ценностно-оринтационные доминанты модели «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики» и основные подходы к ее изучению.

Задачи:

1. Выявить методологические основы исследования культурной жизни народов, населяющих Кабардино-Балкарию на основе определения места их культуры в глобализирующемся социокультурном пространстве России.

2. Сформулировать модель «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики», выделить ее ценностно-ориентационные доминанты и основные подходы её изучения.

3. Проанализировать направления формирования культурной политики исследуемого региона и дать характеристику ее содержанию.

4. Раскрыть особенности целевого планирования развития культурной жизни Кабардино-Балкарской республики.

5. Составить этнокультурную мозаику конкретного социокультурного пространства и определить её составляющие.

Формирование методологической базы исследования основывалось на принципах определения особенностей развития современного российского общества, культурологическом анализе культурной жизни региона, диалектическом понимании закономерностей ее формирования и комплексном подходе к ее изучению.

В диссертации использованы структурно-функциональный, системный и деятельностный подходы, а также, метод моделирования.

В работе учтены концепции, ориентированные на развитие и сохранение культуры, создание оптимальной духовной сферы с учетом традиций народов, проживающих на территории конкретного социума.

Научная новизна диссертации:

1. Выделены методологические аспекты, формирующие исследование культурной жизни народов Кабардино-Балкарии и их место в глобализирующемся социокультурном пространстве России.

2. Сформулирована модель «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики», выявлены се ценностно-ориентационные доминанты, формирующие социум региона, причем поставленные задачи выдвигаются и рассматриваются диссертантом в таком комплексе впервые.

3. Определены особенности целевого планирования культурной жизни Кабардино-Балкарской республики.

4. Составлена этнокультурная мозаика конкретного социокультурного пространства и определены её составляющие.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования состоит в том, что результаты и выводы, сделанные в диссертации, обладают методологической значимостью для изучения культурной жизни конкретного региона, для анализа содержательной и методической работы государственных и других организаций, и могут быть использованы в научной деятельности, а также в практической работе по разработке законодательной базы и другой документации по формированию региональной культурной политики.

Положения, выносимые на защиту:

1. На основе анализа многочисленных концепций развития современной культуры сформулировано её определение в условиях глобализирующего социокультурного пространства России, которое заключается в следующем: культура есть исторически развивающееся, сложное и многогранное общественное явление, способ освоения действительности, создания норм и ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. При этом вещная форма культуры участвует в процессе раскрытия способностей и дарований личности, реализуемых в процессе ее деятельности.

2 Модель «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики» — сложная, постоянно развивающаяся система производственной, жизнеобеспечивающей, соционормативной и познавательной деятельности человека, формирующаяся на основе интернационального, ассимиляционного, этнического типов культурной ориентации исследуемых народов и включающая не только плоды человеческой деятельности, но и приемы, способы, процедуры, с помощью которых эта деятельность осуществляетсяона основана на взаимопересечении указанных систем, внутренних уровнях абстракции, эволюционно-исторической изменчивости, которые в совокупности отражают рельеф культуры исследуемых народов, способы исследования конкретного культурного пространства, современный уровень обобщенности этнографических знаний. Исследуемый социум отличается поликонфессиональным и поликультурным образованием, в котором на протяжении истории развивались культуры разных народов и национальностей. Взаимодействие различных культур народов, населяющих регион, соединило многие элементы их материальной и духовной культуры, синтезировало их в особенностях одежды, жилища, пищи и т. д. Этим объясняется необходимость формирования указанной модели «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики».

3. Ценностно-ориентационные доминанты выделенной модели «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики», с нашей точки зрения, помогают осуществлению политики возрождения национальной культуры региона. Это — движение «вперед и ввысь» через интеграцию общечеловеческих культурных ценностей, взаимообогащение достижениями рациональных, локально развивающихся культурных систем, каждая из которых является фрагментом единой «картины мира». Важными структурными элементами планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью или избранными корифеями в области искусства и литературы), а основными органами, реализующими культурную политику государства, должны быть культурные институты.

4. Определение особенностей целевого планирования развития культуры Кабардино-Балкарской республики помогло составить мозаику художественной жизни региона, насыщенную многочисленными элементами. Последние сравнительно четко делятся на институты, функционально привязанные к основным задачам культурной политики. К примеру, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п.- институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. Важное место в мозаике художественной жизни региона занимает традиционное музыкально-песенное искусство, народная поэзия, прикладное искусство, танцы и игры народов Кабардино-Балкарии. Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь клубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристические организации.

Апробация работы. Основные положения диссертации и его результаты доложены на научных конференциях разного уровня, а также в практической работе соискателя на поприще преподавательской и управленческой деятельности.

Эти выводы ученых, сделанные на основе исследований последних лет, крайне содержательны и актуальны. Они свидетельствуют о том, что в истории взаимодействия наших народов сформировалось такое этническое самосознание, которое в современных условиях может выступить в качестве мощного системообразующего фактора развития страны. Одновременно материалы этих исследований позволяют прогнозировать позитивные результаты деятельности государства в духовной сфере.

Духовное единство народа укрепляется в неустанном творчестве, основой которого являются духовные ценности этноса, в почитании знаменательных событий истории, заслуг национальных героев, гениев (художественных и нравственных).

Заключение

.

Духовная жизнь любого социума обусловлена системой общественных отношений. Характер этих отношений, их направленность, интенсивность, возможность гармонизации или, напротив, возникновения конфликтных ситуаций во многом определяется не только их внутренней спецификой, но и соотношением таких параметров, как этнокультурный состав их субъектов, интенсивность контактов, включенность в историю, активность в сегодняшнем дне и т. д.

В сфере культуры нас привлек аспект, проявляющий общественные отношения в определенном пространстве, выявляющий некие пространственные характеристики, исследование которых позволяет глубже понять их природу, содержание, формы и результаты взаимодействия и взаимовлияния. Это обстоятельство делает правомерным и весьма продуктивным применение к исследованию духовной жизни региона идей, принципов и методологии: пространственного подхода, получающего в последние два десятилетия все большее распространение в культурологии, этнологии, социологии и других гуманитарных науках.

Широко употребительными стали понятия социального, экономического, информационного, образовательного пространства, хотя авторы при этом демонстрируют различные подходы к пониманию сущности, структуры пространства как явления, по-разному выстраивают соотношения, субординацию' отдельных его форм. В философской и социологической литературе используются как близкие и даже тождественные категории пространства понятия «сфера», (общества, общественной жизни), «среда» (общественная, культурная, окружающая, среда обитания, макрои микросреда и т. п.). В этом видится как реальное многообразие пространственных структур в обществе, так и еще не сложившаяся методология их изучения.

В процессе работы над диссертацией стало очевидно, что интерес к изучению социокультурного пространства и его форм в отечественной научной литературе возник в 70-е годы XX века, затем он постепенно усиливался, превратившись сегодня в особое направление исследований. Его исходную основу составили, с одной стороны, общефилософские теоретические исследования проблем пространства и времени, опирающиеся на идеи Р. Декарта, Г. Лейбница, Г. Ф. Гегеля, И. Канта и других, и философское осмысление математических и физических концепций пространства. С другой стороны, современное обращение к методологии пространственного подхода при изучении социальных явлений стимулированы в значительной степени возвращением к наследию крупнейших социологов начала XX в. Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, П. А, Сорокина, в трудах которых содержатся представления о специфическом характере социокультурного пространства.

Социальное пространство объективно, поскольку обладает протяженностью: Оно включает в себя территорию, на которой осуществляется взаимодействие людей. В плане социальном территориальное пространство может оставаться неизменным, но при этом может меняться его восприятие в общественном сознании за счет таких факторов, как плотность населения, воздействие развития путей сообщения, средств связи, массовой информации, сетей учреждений культуры.

Структурный подход к исследованию социокультурного пространства позволяет рассматривать его как целостность (систему), состоящую из ряда взаимосвязанных между собой элементов (горизонтальный срез) и структурных подуровней (вертикальный срез), каждому из которых присущи специфические виды общественных отношений.

В ряду факторов, оказывающих влияние на социокультурное пространство региона, закономерно выделять территориальный, который сказывается на проявлениях социальных отношений в целом, локализует их, образуя специфические территориальные общности людей.

Не менее значим другой пространственный показатель насыщенность изучаемого социокультурного пространства региона соответствующими объектами образования, институтами, учреждениями. В контексте нашего исследования более содержательным представляется видеть в социокультурном пространстве структурный компонент целостного социального пространства. Все зависит от того, какой объем содержания вкладывает исследователь в понятие «культура» и, сответственно, в понятия «социальное пространство» и «культурное пространство».

Продуктивным представляется подход автора к анализу заложенного внутри изучаемого объекта противоречия между степенью организации пространственной среды и уровнем ее освоенности субъектом.

Еще одним методологическим основанием для анализа проблемы культуры региона является идея взаимосвязи культуры, народа, нации. Эта проблема в последние десятилетия вызывает повышенное внимание, как исследователей, так и специалистов в сфере государственного строительства, других областей общественной жизни. По нашему убеждению, это вызвано отсутствием однозначных представлений о природе наций, их судьбе.

Понимание такого именно механизма разрешения межнациональной напряженности заложено в содержании государственной этнонациональной политики Российской Федерации, разработанной и утвержденной в июне 1996 г.

На основе анализа истории и реальной практики можно утверждать, что единственным оптимальным средством сохранения, прогрессивного развития каждой культуры является диалог всех культур, их диалогическое сотрудничество, взаимодействие.

Каждая культура, как это видно из истории, развивается на фундаменте, с одной стороны, собственной самобытности, с другой, — испытывает воздействие других культур и потому должна иметь механизмы, обеспечивающие ее «открытость» для сотрудничества с этими другими культурами. Если национальная культура не имеет таких механизмов, а ее носители отказываются от сотрудничества, возможно своеобразное «замыкание» ее в самой себе, своеобразная сакрализация, консервация, например, своей истории, традиций, норм общежития. Такая культура не принимает ничего «постороннего», каждый другой для нее — «инородец», на бытовом уровне такое неприятие может привести к весьма серьезным негативным последствиям.

Нужно отметить, что коренные народы исследуемого региона проявляют этническую толерантность, открытость и устойчивость перед сложной задачей овладения навыками иной культуры. Уверенность этнической группы в позитивности и ценности своей культуры позволяет ей проявить толерантность к другим культурам и стремиться к сотрудничеству с их представителями, то есть адаптироваться по типу культурной интеграции. Факторами, способствующими созданию этнической идентификации, являются длительность проживания в России, общее историческое прошлое, традиции дружественных отношений, знание культуры, языка титульного этноса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.M. Традиция как нравственный регулятор в этнокультуре. Тез. докл. 3 Междунар. Конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру (18−21 сентября 2001). Пятигорск, Изд-во Пятигор. Гос. Линг. Ун-та, 2001. — С.3−5-
  2. Г. А., Астафьева О. Н. Социокультурное развитие российских регионов: Механизмы самоорганизации и региональная политика / Рос. Акад. Гос службы при президенте РФ. М., 2001. — 314.
  3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. -Нальчик, 1974.
  4. B.JI. О перестройке мышления: (Диалог с читателями). М.: Знание, 1988.
  5. А.Н. Культура и личность в современной России// Личность и мир: Филос.-публицист. Альманах. М., 2001. — С. 6−19:
  6. А.И. Введение в культурологию. М., 1993. — 349 с. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. — М., 1967.
  7. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
  8. С.А., Чебоксаров Н. П. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М., 1972. — Вып. 2. — С. 36−42.
  9. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: изд-во МГУ, 1984.- 104 с.
  10. В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. — 318 с.
  11. В.М. Культура народов Кабардино-Балкарии. Нальчик. -2000.-96 с.
  12. А.В. Парадоксы культурологии // Человек-Культура-История. -М., 2002.-С. 156−193
  13. ИЛ. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. -М., 1995.
  14. B.C. Соотношение материального и идеального в обществе (Методол. аспекты проблемы) / B.C. Барулин. М., 1977. — 143 с.
  15. БеликА.А. Концепция А. Маслоу — шаг на пути к созданию синтетической теории человека // Вестник МГУ. Серия 7. Философия, 1991.
  16. А.А. Культурология. Антропологические теории культур. /Учебное пособие. М., 1998.
  17. БеликА.А. Психологическая антропология. М., 1993.
  18. А.А. Психологическое направление в этнологии США. От исследований „Культура и личность“ к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М., 1989.
  19. С. Транскультурность и традиция восстановление целостности в позднем модерне // Свеча-. Архангельск, 2002. — С. 127−139
  20. Н.А. Национальность и человечество // Судьба России. М., 1918.-С. 93−101.
  21. Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
  22. Ю. В. Подольный Р.Г. Человечество это народы. — М.: Мысль, 1990.-391 с.
  23. Ю.В. Современные проблемы этнографии: (Очерки теории и истории). М.: Наука, 1981. — 390 с.
  24. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / АН СССР, ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1987.-333 с.
  25. Брук С. К, Чебоксаров Н. Н., Чеснов Я. В. Проблемы этнического развития зарубежной Азии // Вопросы истории. 1969.- № 1. — С. 98−99.
  26. Г. Энциклопедия символов / Пер. С нем. М., 1996. 335 с.
  27. БулаинД. Художественная жизнь современного общества- Т. 4, кн.2.:2001,-531 с,
  28. В.М. О развитии народного искусства //Творческие проблемы современных народных промыслов. Л., 1981. -С.45.
  29. ВеберМ. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М., 1994. — 702 с.
  30. А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
  31. Г. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер- Общ. ред. и вступ. ст. (С.5−36) Б. Н. Бессонова. -М.: Прогресс, 1988. 699 с.
  32. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.
  33. Г. Д. Национальный космо психо — логос // Вопросы философии. — 1994 — № 12 — С. 59−78.
  34. М.Н. Толерантность представлений и представления о толерантности // Этнопанорама. Оренбург, 2002. — №¾. — С. 58−70.
  35. A.M. Местное самоуправление и культура // Ориентиры куль- турной политики М., 1998. — С. 57−62.
  36. И.И. Региональная культура и культурная политика // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. Вып.8.
  37. Государственная культурная политика в документах и материалах / Отв. Ред. Сорочкин Б. Ю. СПб.: Д. Буланин, 2000. — 440 с. — Художественная жизнь современного общества- Т.4, кн.1. Документы 1970−1990 гг.
  38. JI.H. Биография научной теории, или Автонекролог // Знамя -1988. № 4.-С. 212.
  39. JI.H. Историко-философские труды князя Н.С.Трубецкого // Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995. — С. 31−54.
  40. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. — 526 с.
  41. П.С. Расы и народы: Ежегодник. М., 1993.
  42. Э. Философия как строгая наука: Пер. с нем. / сост., и примеч. О. А. Сердюкова. Новочеркасск, 1994. — 354 с.
  43. Диалог культур: История, современные проблемы и перспективы: Ма-рериалы Всерос. Конф. „Язык культуры и культура языка“ (15−16 марта 20 011. Тюмень, 2001. 263.
  44. И.Ю. Проблемы этнокультурного развития. В кн.: Расы и народы.-М., 1991.
  45. Г. И. Роль познавательных „поворотов“ второй половины 20 в. в современных российских исследованиях культуры // Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-гг. Сб науч. Тр. /Состав. Зверева Г. И. М., 20 901. -С. 11−21
  46. С.Н. Диалог о культуре. Д., 1987.
  47. И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. — М., 1993, —С. 134−289.
  48. Кавказ: проблемы культурно-цивилзационного развития. Ростов-на Дону, 2000
  49. М.С. Философская теория ценности. Спб., 1997.
  50. К.Э. Из прошлого Сибири //Новосибирский университет. Межвузовский науч. труд, 1996.
  51. А.В. Культурная политика и современная социокультурная ситуация: Методологические основы системы управления на федеральном и региональном уровнях в сфере культуры / А. В. Каменец // Ориентиры культурной политики.
  52. Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М., 2001.- 432 е. Сер.: „Кавказ: народы и культуры“, Вып. 1.)
  53. Н. Исторический метод антропологической школы Ф.Боаса /: Культурология. Дайджест. 1999. — № 3.- С.44−45.
  54. Л.П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. — T.I. К культуре мира — через диалог религий, диалог цивилизаций: Материалы междунар. Науч. Конф. (3−5 октября 2000 г) Акад гос. Службы при Президенте РФ. Ом отд-е Омск, 2000. — 155 с.)
  55. ЕМ. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. -1995. № 5.-С. 15,17.
  56. Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века // Этничность и власть в полиэтнических государствах М., 1994.
  57. Кои И.С. К проблеме национального характера // История и психология. — М., 1971.-С. 17−28.
  58. Т.С. К вопросу о понятии „глобализация“ // Процессы глобализации: экономические, соцуиальные и культурные аспекты: Проблем.- темат. Сб. / РАН. ИНИОН. М., 2000. — С. 11−21
  59. Культурная политика в России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. М.: Либерея, 1998.-296с.
  60. Культурология. XX век: Антология: Перевод / Сост. С. Я. Левит. М.: Юрист, 1995. — 703 с.
  61. Культурология. Энциклопедия. -М., 1999.
  62. Куп Т. Структура научных революций. М., 1977.
  63. М.М. Национальное самосознание. Ростов/на/Дону, — 1993.
  64. Ю.В. Историко-философская концепция Л. Фейербаха: Теория, методология, конкретн. Результаты. Киев: Вища школа. Изд-во при Киев. Ун-те, 1981.- 166 с.
  65. Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
  66. Т. У. Кавказский супероэтнос // Эхо Кавказа. 1994. — № 2
  67. B.C. Общий смысл искусства. Соч.: В 2 т. М., 1988. — Т. 2.
  68. Э. Жить при многообразии культур: Философия культуры // Экология и жизнь. 1999. — № 4. — С. 9−10.
  69. Г. Психология народов и масс. М., 1896.
  70. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. — 608 с.
  71. Леви-Строс К. Структурная антропология М., 1985.
  72. Д.С. Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.
  73. Личность, общество, культура // Философия и общество. 2001. — № 3. -С. 39−69.
  74. С.В. Историческая этнология. М., 1997.
  75. В.А. О дискурсе. Дискурс в методологических проблемах исследования социального развития // Дискурс: Социол. Студия. М., Соцуиум. -2001.-С. 3−14.
  76. В.В., Храпова В. А. Регион как социокультурное пространство // Центр-провинция: Историко-психологические проблемы: Материалы Все-рос. Науч. Конф. 9607 дек. 2001 СПб., Нестор, 2001. — С. 181−182
  77. Т.К. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1997.
  78. Э.С. Человеческая деятельность. Ереван, 1972.
  79. А. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.
  80. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб., 1997.
  81. А.В. К вопросу об изучении национального характера // Социально политический журнал — 1995 — № 1. — С. 207−210.
  82. Менталитет: широкий и узкий план рассмотрения: Сб. науч. тр. / Удм.гос. ун-т, Ин-т человека, каф. философии- Редкол.: А. А. Разин (отв. ред.) и др. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. — 125 с.
  83. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1992.
  84. Н.А., Сороковникова В. И. Менталитет и национальный характер: (О выборе метода исследования) // Соц. Исслед. М., 2003. — № 2. — С. 45−55
  85. А.А. Социокультурная ситуация и региональная культурная политика в России 1990-х годов. (Тенденции. Противоречия. Проблемы). Краснодар, 1999.-48с.
  86. Народы России. Энциклопедия. М., 1994. 480 с.
  87. Е.А. Национальный фактор в эпоху глобализации // Процессы глобализации: экономические, социальные и культурные акспекты: Проблем.-темат. Сб. /РАН ИНИОН. М., 2000. — С. 102−155
  88. Новая» Росси: Национальные интересы в глобальном контексте: Материалы Рос. Межвуз. Науч. Конф. (7−8 дек. 2001, М., 2001. 168 с.
  89. О перспективах развития культуры Российской Федерации на 20 002 002−2005 гг. // Ориентиры культ. Политики. 1999. — Вып. 10. — С. 3−93.
  90. ЭЛ. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
  91. ЭЛ. Теоретические основания построения критериев оценки социальной эффективности программ /проектов/ социокультурного развития //Ориентиры культурной политики. М., 1998. — № 2. — С.9−38.
  92. Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения: Тезисы докл. Науч.-практ. Конф. (1−4 апр. 2001, Нальчик)
  93. A.M. Этнос и его подразделения /К проблеме гетерогенности этноса/ // Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнических процессах. Уфа, 1989. — С.72−77.
  94. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психики. М., 1986.
  95. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
  96. А.А. Категория времени в современной концепции развития бытия // Полигнозис. 2002. — № 1. — С. 3−16.
  97. В. Проблема самосознания культуры" /Культурология. Дайджест. 1999-№ 3. — С. 204−205.
  98. JI.B. Россия: Истина жизни. Информационная культура и политика мультикультурализма // Культурология XX век. Дайджест Социология культуры и искусства. М., 1998. — С. 237−240.
  99. Т.И. Культурный регионализм возрождение культурной жизни // Россия и современный мир: Проблемы. Мнения. Дискуссии. События. — М., 1998. — Вып. 3/20/. — С. 53−67.
  100. .Ю. Принципы формирования многоканальной системы финансирования культурной деятельности / Б. Ю. Сорочкин, JI.M. Зайцева II Культура на перепутье. М, 1994. — С.203
  101. Ю.С. Константы: Словарь рус. культуры. М., 1997. — 824 с.
  102. В.В. Миротворчество и диалог культур в мире и на Кавказе. Тез. докл. 3 Междунар. Конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру (18−21 сентября 2001). Пятигорск, Изд-во Пяти-гор. Гос. Линг. Ун-та, 2001. — С. 60−63.
  103. Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М., 1997. — С. 97−104.
  104. Х.Б. Этнос. Нация. Раса. Национально-культурные особенности детерминации процесса познания. Саратов, 2001. — 248 с.
  105. Р.С., Xamyee Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М., 2002.-224 е.
  106. В. Народы России: Энциклопедия. М., 1994.
  107. А. Постижение истории: Сборник / Перевод с англ. Е. Д. Жаркова- Предисл. В. И. Уколовой- Послесл. Е. Б. Рашковского. М.: Прогресс. Культура, 1996. — 606 с. .
  108. А. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. И. Е. Киселевой, М. Ф. Носовой- Предисл. В. И. Уколовой- Авт. коммент. Д. Э. Харитонович. М.- СПб.: Прогресс. Культура: Ювента, 1996. — 477 с.
  109. Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. — 798 с.
  110. О.Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: Проблемы менталитета. -М., 1994.
  111. Ю.М. Сумма антропологии. Ч. 1: Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Ч. 2: Космо-антропо-социо-природогенез Человека. — 2-е изд. — Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН, 1996. — 833 с.
  112. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999.576 с.
  113. А.Я. Этнические функции культуры // Культурология: Научно-образовательный вестник, 1996. № 5.
  114. Дж. Золотая ветвь. М., 1983.
  115. Фрейд 3. Будущность одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.
  116. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1915.
  117. КН. Национальное самосознание и интернациональное поведение. -JL, 1989.
  118. Р. Традиционная культура Северного Кавказа: Вызовы времени: социально-филос. анализ. Ростов н/Д, 2001. — 190 с.
  119. С. Столкновение цивилизаций //Полис, 1994.
  120. П.Я. Полн. собр. соч. М., 1991. — Т1. — С. 325.
  121. Н.Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.
  122. И. Программа культурно-национальной автономии: создание и варианты //Вопросы истории. 1999. № 4−5. — С. 70−81.
  123. Ф. Философия искусства. М., 496 с.
  124. JI.M. Этноконфессиональная общность: к проблеме эволюции субэтносов. В кн. Расы и народы. -М., 1991. С. 31−46.
  125. П.Н. Перспективы теоретического развития этнической психологии // Этническая психология и общество. М., 1997. — С11−17.
  126. Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Сочинения.-М., 1989. -602 с.
  127. Г. Г. Философские этюды. М., 1994.
  128. Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: Смысл и предпосылки ценност. выбора / Ю. А. Шрейдер- Рос. акад. наук. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-206 с.
  129. Л.И. Этнография и фольклор. Санкт-Петербург-Чимкент, 1992.
  130. Эйбл Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры. — 1983. — № 1.
  131. Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.1. Авторефераты диссертаций:
  132. С.М. Нация и ее психический склад: Автореф. дисс. докт. философ, наук. М., 1969.
  133. М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры: Автореф. дисс. канд. философ. наук-М., 1994.
  134. JI.A. Зрелищно-игровая традиционная культура кабардинцев как основа становления национального театра: Автореф. Дис. канд. Искусствоведения /РАН. Рос. Ин-т истории искусств. СПб., 2001. — 24 с.
  135. B.C. Философский анализ проблемы диалога культур: Автореф. Дис.канд. филос. Наук (Соврем, гуман. ин-т. М., 2001. — 12 с.
  136. Н.И. Культурно-образовательная политика региона (на материале Ханты-Мансийского автономного округа). Автореф. дисс. На соиск. уч. ст. канд. культурологи. Краснодар, 2002. — 24с.
  137. Н.С. Нац. Самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных условиях: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1993.
  138. B.C. Народная культура как социальное явление. Автореферат дисс на соиск. учен степени докт. философ, наук. Свердловск, 1984.
  139. О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ: Постановление Правительства Рос. Федерации № 226 от 22.04.92 г. // Сб. нормативных актов Рос. Федерации. М., 1992.-ВЫП.13.-С.645−649.
  140. Постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ 922 апреля 1992г
  141. Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» (9 октября 1992 г)
  142. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ» (12 ноября 1993)
  143. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1996 года «О грантах Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства»
  144. Федеральный Закон РФ от 17 июня 1996 года «О национально-культурной автономии»
  145. Постановление Правительства РФ от 19 июня 1996 г. «О федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ (19 971 999)
Заполнить форму текущей работой