Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Алтайском госуниверситете на базе учебно-научно-производственного комплекса «Социология, психология и социальная работа» в последние годы сложился научный коллектив, сотрудники которого, в рамках различных научно-исследовательских программ, активно занимались комплексными исследованиями феноменов социальной реальности, а также существующих парадигм социального мышления. Принципиальное значение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические проблемы теории социальной работы
    • 1. 1. Эволюция форм помощи и взглядов на социальную работу как общественный феномен и деятельность
    • 1. 2. Объект, предмет и методы социальной работы
    • 1. 3. Социальная работа в структуре социальных наук
  • Глава II. Методологические проблемы практики социальной работы
    • 2. 1. Проблемы взаимодействия. теории и практики социальной работы
    • 2. 2. Практика социальной работы в различных моделях теоретического обоснования
    • 2. 3. Основные направления исследования практики социальной работы в современном российском обществе
  • Глава III. Образовательные программы и формы подготовки специалистов в области социальной работы
    • 3. 1. Основные характеристики становления системы подготовки социальных работников в России
    • 3. 2. Особенности становления системы подготовки специалистов за рубежом

Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Актуальность исследования. В конце XX столетия повышается важность решения вопросов, которые переходя в XXI, век затрагивают интересы народов всех стран. И одной из таких проблем являются глобальные перспективы международного социального сотрудничества. В связи с этим актуальным представляется анализ существующих сегодня национальных программ социального благосостояния населения в странах с разным общественным устройством и государственными структурами.

Социальные программы охватывают многие сферы социальной практики и, прежде всего, социальной безопасности, социального страхования, социального обеспечения, здравоохранения, образования, благополучия детей, оказания помощи пожилым людям и т. д. Под эгидой ООН в различных уголках планеты открываются многочисленные социальные бюро и службы, предназначенные для реализации этих проектов. Во второй половине XX столетия активизируется добровольческая деятельность, отряды волонтеров отправляются в разные страны, в больницы и трущобы, «водятся» с алкоголиками и наркоманами.

В конце 1980;начале 1990;х гг. в устоявшемся Европейском сообществе прогремели бурные события, связанные с распадом социалистической системы. Резкий переход от одного общественного строя к другому вызвал, с одной стороны, разрушение существующей системы социальной поддержки различных социальных слоев общества в этих странах и, особенно, представителей «слабых групп», наименее защищенныхс. другой, — возросла необходимость быстрого формирования и развертывания новых социальных программ социальной и социально-психологической помощи «слабо» защищенным группам, т. к. их становится все больше. Для решения всех этих задач требуются такие специалисты, как социальные работники, подготовка которых в наиболее развитых странах насчитывает столетие.

Активизация процесса подготовки социальных работников, в свою очередь, заставила обратить серьезное внимание на теоретико-методологические проблемы социальной работы. Многие специалисты пришли к выводу, что дальнейшее развитие практики социальной работы обусловливает необходимость «инвентаризации» ее теорий с целью выявления того, что дают они, а также другие социальные теории (социологические, психологические и т. д.), практике социальной работы, каким образом все они могут быть использованы при решении конкретных проблем клиента. Таким образом, необходимость повышения эффективности и действенности технологий практики социальной работы ставит перед специалистами новые задачи в области исследования и развития ее теории. Унификация теорий социальной работы," начатая на Западе в конце 1960;х годов, не закончена и в настоящее время.

Сегодня многие исследователи в разных странах говорят о необходимости разработки единой теории социальной работы, которая может быть выработана в результате анализа механизмов влияния различных социальных теорий на теорию социальной работы /249/.

Актуальность данного исследования для отечественной науки обусловлена во многом тем, что разработка теоретико-методологических основ организации практики социальной работы в России требует не только изучения соответствующего зарубежного и российского опыта, истории социальной защиты населения, но и понимания логики социального развития российского общества. Особенности территориального и государственного устройства России обусловливают дифференциацию форм и содержания социальной работы.

В России в настоящий момент фактически только начаты научные разработки, регламентирующие порядок создания и организации деятельности социальной работы, выявления критериев эффективности механизмов оказания социальной помощи различным группам населения.

Существующее различие в понимании сущности социальной работы и ее специфики как социальной деятельности обусловливает дифференциацию подходов к оценке истории и перспектив развития системы учреждений социальной работы, подготовки и переподготовки кадров социальных работников.

Все это ставит вопрос о рассмотрении соотношения и взаимодействия новой социальной политики в России с социальной работой.

С начала 1991 года в российском обществе начались поиски наиболее эффективных форм обучения социальных работников. Различия в понимании сущности, природы, объекта и предмета социальной работы проявились и в разработке разных образовательных моделей. Возникла острая необходимость инвентаризации и идентификации разных форм подготовки студентов, анализа содержания базовых образовательных стандартов.

Отсутствие четкого понимания места теории социальной работы в системе социальных наук (причем, не только в России, но и во всем мире), необходимость развития категориального аппарата и теоретического осмысления моделей и методов социальной работы на разных ее уровнях и в разных сферах современного общества выдвигают в число актуальных исследовательских проблем современного социального знания научный анализ социальной работы как одной из форм социальной практики, научной теории и учебной дисциплины.

Состояние и степень разработки проблемы. Исследования в области социальной работы в мире осуществляются уже почти в течение ста лет. К концу 1970;х годов возник даже «избыток» теорий социальной работы, появилась необходимость разработки общей концепции и принципов теории социальной работы.

В этот период многие западные исследователи (Р, Leonard, J. Whittaker и др.) обратились к проблеме классификаций теорий социальной работы. В частности, J. Whittaker выделил четыре теории (психоаналитическую, социального обучения, социальных систем и гу-манистическо-экзистальную), которые выдвигали конкретные взгляды на природу человека и, соответственно, конечные цели самой социальной работы /424/.

P.Leonard считал, что важным является не только исследование конкурирующих и конфликтующих объяснений структуры человека и общества, но и критерии, лежащие в основе такой интерпретации («Explanation and Education in Social Work»). В связи с этим он рассматривает два вида парадигм: парадигмы физических наук и парадигмы наук о человеке. В зависимости от них, считает он, люди пытаются объяснить природу человека и общества, влиять на возникающие проблемы, и, в соответствии с этим, теория социальной работы может иметь четыре возможных позиции, которые оказывают соответствующее влияние на практику социальной работы /389/.

M.Payne (Modern Social Work Theory: a critical introduction) в начале 1990;х годов, продолжая традиции 1970;х, стремился по разным основаниям классифицировать, с одной стороны, социальные теории, оказывающие влияние на развитие теории социальной работы, с другой, — собственно теории социальной работы, возникшие на разных этапах ее формирования /402/.

Начатое еще в начале века «соперничество» психолого-ориентированных и социолого-ориентированных теорий социальной работы продолжается и сегодня и реализуется через такие направления социальной работы, как структурная социальной работы («frame work») и психосоциальная работа, или социальная терапия («case work»). Эти различия проявляются и при определении субъекта социальной помощи, в одних моделях и технологиях практики социальной работы — это и индивид, и группа, и обществов других — прежде всего, индивид.

Сегодня в мире сложилось несколько основных направлений и школ в развитии теоретических положений социальной работы (например, чикагская), а также моделей ее практики (в частности, шведская).

Несмотря на существующие различия, исследователи единодушны в том, что необходимо дальнейшее комплексное изучение этого феномена, что существуют общие методологические аспекты анализа теоретических положений социальной работы, общие принципы обучения будущих социальных работников и общие методики оказания помощи клиентам, наряду с особенностями, которые обусловлены различными факторами (например, пониманием предмета социальной работысоцио-куль-турными различиями, традициями в системе образования и т. д.).

Актуальность данного исследования для отечественной науки обусловлена тем, что в России все эти проблемы существуют наряду с целым рядом других, обусловленных ее методическим, политическим, экономич&еким и социальным состоянием, ростом социальной дифференциации, массовым распространением бедности, безработицыразбалансированностью рынка товаров и услуг во всех регионахусилением национально-этнических и территориальных противоречийростом социально-психологической напряженности в обществе. Все это ставит вопрос о разработке целостной системы социальной защиты населения, построении оптимальной модели помощи представителям разных социальных групп, реконструкции и совершенствовании традиционной практики социальной работы в России.

Существующее различие в понимании сущности социальной работы и ее специфики как социальной деятельности обусловливает дифференциацию подходов к оценке истории и перспектив развития системы учреждений социальной работы, подготовки и переподготовки кадров социальных работников.

В мире существуют не только различные научно-исследовательские, но и образовательные центры, в которых осуществляется подготовка специалистов по программам бакалавров и магистров в области социальной работы. Многие и теоретики, и практики пришли к признанию разработки целостной системы «практика — теория — образование» .

После второй мировой войны западные ученые начали активное изучение создания «государства всеобщего благосостояния» (как употреблялось в нашей литературе) или «welfare state», а также различных аспектов взаимодействия социальной политики и социальной работы.

Особенно интенсивно эти исследования проводились в течение 1970; начале 1980;х годов (см., например, Espeing-Anolersen J.

1992). The Three Worlols of Welfare Capitalism /363/- Olsson S.

1993). Social policy and welfare state in Sweden /399/- Wilensky H. (1975). The Welfare State and Equality /425/ и др.). В странах Восточной Европы и, в частности, в России анализ возникновения и разрешения социальных проблем через концепцию «welfare state» отсутствовал вплоть до 1990;х годов.

Важность такого анализа, как считает диссертант, очевидна, т.к. в истории развития любой страны можно увидеть связь между спецификой возникающих социальных проблем и особенностями развития форм и средств социальной работы. В полной мере это относится и к России, в которой в начале 1990;х годов растет дифференциация между слоями, классами и социальными группами на общем фоне массового распространения бедности, разрушения социальной инфраструктуры, ослабления гарантий реальной социальной защиты населения. Учитывая политическое, экономическое и социально-психологическое состояние российского общества, существенным сегодня является такое направление в организации социальной работы, как социальная защита наиболее «слабых» слоев общества.

Сегодня в России фактически только начаты конкретные разработки, регламентирующие порядок создания и организации деятельности учреждений социальной работы. Общая ситуация в построении оптимальной модели социальной помощи осложняется, с одной стороны, раз-балансировкой, ослаблением возможностей оказания социальной помощи населению через традиционные учреждения старой системы организации социальной защиты (детские сады, пионерские лагеря, больницы, службы по оказанию бытовых услуг и т. п.), с другой, — слабостью, неразвитостью новых форм социальной поддержки различных слоев населения, их фрагментарностью, разобщенностью как в социально-территориальном, так и в системно-организационном плане (социальные гостиницы, кризисные центры и т. п.).

Растет суверинизация регионов, особенно на национально-государственной основе, что затрудняет проведение эффективной социальной политики, согласованное решение ее задач на межрегиональном уровне.

В отечественной науке специальные исследования в области социальной работы практически только начаты, отсчет идет с весны 1991 года, когда произошло «узаконивание» специальности «социальная работа» и «рождение» учебной дисциплины «теория и методика социальной работы» — научный статус социальной работы до сих пор официально не признан.

В настоящее время наиболее разрабатываемыми оказались те области и сферы социальной работы, которые тесно переплетаются и соприкасаются с областями и сферами других отраслей научного знания (социологии, психологии, медицины и т. д.), а также — вопросы подготовки и переподготовки социальных работников, т. к. в России существуют определенные традиции в сфере социального образования.

В марте 1991 года сотрудники Комитета по семье и демографической политики при Совмине РФ под руководством И. Гребешевой, откликнувшись на призыв С. Муравьева-Апостола, бывшего тогда вице-президентом Европейской Ассоциации социальных работников, о необходимости подготовки в России специалистов, способных прийти на помощь к людям, оказавшимся в кризисной ситуации, организовали российско-шведский семинар, посвященный актуальным проблемам социальной работы в России.

Это*г семинар, — по-видимому, можно считать началом в России специального самостоятельного исследования форм и механизмов социальной помощи населению, а также — организации подготовки специалистов по социальной работе. И если на этом первом семинаре шло в основном знакомство с системой подготовки и организации социальной работы в Швеции, то на сентябрьском семинаре-конференции в Барнауле (который вошел в историю социальной работы в России как I российско-шведский семинар, после него состоялось еще три: два — в Швеции и один в Барнауле) российские ученые наравне с коллегами из Швеции, Америки, Канады обсуждали вопросы: «Формирование современного подхода к организации подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе в России» .

На семинаре, прошедшим в 1992 году в Швеции (Гетеборг), российские ученые обсуждали проблемы комплексных междисциплинарных исследований в сфере социальной работы. В сентябре 1993 года на III российско-шведском семинаре обсуждались проблемы, связанные с практикой социальной работы, теоретические аспекты социальной работы и социальной педагогики, научные исследования в социальной работе и социальной педагогике /284/, а также проблемы организации учебного процесса по подготовке социальных работников.

В октябре 1994 года в Гетеборге на IV российско-шведском семинаре обсуждались проблемы научных исследований в области социальной работы, а также роль общественных организаций в повышении эффективности непрофессиональной социальной работы. В частности, рассматривались вопросы, связанные с деятельностью Ассоциации работников социальных служб в России.

В мае-июне 1993 года под Москвой под эгидой Ассоциации социальных работников и социальных педагогов Российской Федерации прошла международная’конференция «Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт», где рассматривались модели социального воспитания в современном мире, особенности социальной работы в общинах, вопросы теоретической и практической подготовки социальных работников /299/.

На протяжении последних лет большой вклад в развитие проблем социальной работы внес исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, на базе которого под руководством И. А. Зимней, академика РАО, профессора, д.пс.н. было подготовлено и опубликовано 10 выпусков сборников «Социальная работа», посвященных различным аспектам исследования проблем социальной работы в России и за рубежом /285/.

Разработка отдельных направлений в социальной работе осуществляется сотрудниками ВНИКов, созданных при Министерстве социальной защиты населения. Например," Государственная система социальной помощи семье и детству: кадры, психолого-педагогическая и правовая поддержка" и Центр «Социальное здоровье России» под руководством С. И. Беличевой, д.пс.н. /28- 40/- программа «Научно-методические и правовые основы деятельности специалистов по социальной работе» /92/- Центр общечеловеческих ценностей /328- 338/ и др.

С начала 1991 года в России, когда около двух десятков вузов страны начали подготовку социальных работников и социальных педагогов, начались поиски наиболее эффективных форм обучения. Различия в понимании сущности, природы, объекта и предмета социальной работы проявились в разработке разных моделей подготовки специалистов в области социальной работы. Возникла острая необходимость инвентаризации и идентификации разных форм подготовки студентов, анализа содержания базовых структур, что предполагает выделение основных положений учебного процесса, общих принципов обучения.

В различных регионах страны (С.-Петербурге, Екатеринбурге, Калуге, Воронеже, Кемерове, Владивостоке, Архангельске и др.) разрабатываются модели региональных форм помощи представителям различных социальных групп и поддержки населения, анализируются различные аспекты теории социальной работы /3- 4- 6- 7- 25- 44- 53;

59- 62- 83- 133- 136- 138- 139- 140- 148- 152- 185- 162- 196- 200- 222- 234 и др./.

В Алтайском госуниверситете на базе учебно-научно-производственного комплекса «Социология, психология и социальная работа» в последние годы сложился научный коллектив, сотрудники которого, в рамках различных научно-исследовательских программ, активно занимались комплексными исследованиями феноменов социальной реальности, а также существующих парадигм социального мышления. Принципиальное значение имело то, что все эти исследования так или иначе опирались на концепцию жизненных сил, социальной и индивидуальной субъектности, теоретико-методологические аспекты которой разрабатывает С. И. Григорьев («Социология и социальная работа» — «Основы социологических знаний. Ч. I-II» /98- 99/ и др.) — группа психологов под руководством Л. Д. Деминой занимается изучением психологических проблем социальной работы («Личность: проблемы психологического консультирования» /131/ и др.) — теоретико-методологические аспекты социального уровня социальной работы обосновываются в работах М. Я. Боброва («Объективные законы общественного производства материальной жизни», «Общие законы развития человека» /49- 50/ и др.) — новым аспектом в рассмотрении социальных проблем является конфликтологический подход, который достаточно плодотворно развивает Ю. Е. Растов.

Большой научный интерес имеют также работы, связанные с анализом результатов, полученных в процессе конкретных социологических исследований (см., например, «Алтай: семья в ожидании рынка» /8/- «Основы концепции формирования программы социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми в Алтайском крае» / Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Демина Л. Д., Кулагина И. П. /226/ и др.).

Диссертант благодарен своим коллегам за совместную деятельность по освоению новой сферы исследований, за их поддержку во многих начинаниях и ту, творческую атмосферу, которая была все эти годы в коллективе.

Глубокую признательность диссертант выражает своему научному консультанту д.с.н., профессору, чл.-корр. РАО Григорьеву С. И. за его совместные дискуссии, советы и терпимость, а также дружескую поддержку на протяжении всей работы над диссертацией.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является социальная работа в разных формах ее проявления и на разных уровнях организации в системах социальной практики и социального знания.

Предметом исследования выступает специфика анализа эволюции научно-теоретических взглядов на социальную работу, логики развития социальной работы как самостоятельной области научного знания, особенностей развертывания исследования практики социальной работы в современном российском обществе, специфика организации учебного процесса по подготовке социальных работников.

Особенности, цели и задачи исследования.

Основной особенностью данного диссертационного анализа является стремление осуществить многоуровневый анализ социальной работы как общественного явления, самостоятельной области социального знания и специфического вида социальной деятельности и учебной дисциплины на основе междисциплинарного подхода.

В исследовании активно применяются материалы из смежных областей знания (социологии, философии, социальной истории, психологии, социальной психологии, педагогики и др) — применяются различные методы исследования (анкетирование, контент-анализ, биографический метод, моделирование и т. д.). В работе используются результаты, полученные как на эмпирическом уровне исследования (конкретные социологические исследования), так и на теоретико-методологическомрезультаты исследований, проведенных в России сопоставляются с результатами, полученными зарубежными исследователямидается анализ не только имеющейся отечественной научной литературы, но и зарубежной, причем как в историческом, так и современном контекстах. В диссертации осуществляется попытка «снять» противоречие между теорией и практикой социальной работы, некоторые теоретические разработки автора непосредственно внедрены в практическую деятельность (в частности, учебные планы и программы курсов «Теория социальной работы», «Модели и методы практики социальной работы» и др.- положения социальных служб («телефон доверия для молодежи»), социальные программы по оказанию социальной помощи населению краевого, городского и районного уровней).

Цель анализа — выявление статуса социальной работы как общественного явления, научной теории, формы социальной практики и учебной дисциплины. Эта цель достигается через решение следующих задач:

I. Выявление основных особенностей уровней познания социальной работы как общественного феномена и специфического вида социальной деятельности в истории развития социального знания и современного общества.

II. Определение основных тенденций и закономерностей развития научных знаний в области социальной работы, тенденций развития категориального аппарата социальной работы как академической дисциплины.

III. Определение места теории социальной работы в системе социальных наук.

IV. Рассмотрение основных тенденций и механизмов взаимодействия теории социальной работы и моделей практики социальной работы.

V. Рассмотрение основных групп социальных теорий (социо-лого-, психологои комплексно-ориентированных) и определение характера их влияния на практику социальной работы (в частности, выбор моделей, средств и технологий социальной работы).

VI. Выявление специфики развития социальной работы как новой учебной дисциплины, определение ее струкутуры, выделение основных форм учебного процесса по подготовке социальных работников.

VII. Изучение особенностей развития системы социальной работы в современном российском обществе.

Теоретической и методологической основой исследования стали, во-первых, труды зарубежных ученых, которые непосредственно посвящены анализу и исследованию проблем теории и практики социальной работы, а также различным аспектам подготовки социальных работниковво-вторых, работы зарубежных и отечественных ученых из смежных областей знания (психологии, социологии, педагогики и т. д.) — в-третьих, анализ официальных документов по вопросам социальной политики и социальной защиты населенияв-четвертых, изучение материалов конференций и семинаров по различным аспектам изучения проблем социальной работы.

Эмпирическая база диссертации построена на основе социологических исследований, проведенных под руководством или при участии диссертанта в течение 1983 — 1995 годов по проблемам жизненного самоопределения, поисков форм самозащиты и отдельных механизмов социальной защиты представителей различных групп населения.

Научная новизна исследования определяется содержанием авторского подхода к анализу объекта исследования, что предполагает многоаспектное рассмотрение социальной работы как научной теории, формы деятельности и учебной дисциплины.

В работе обосновываются методологические подходы к анализу социальной работы как научной теории, социальной деятельности и учебной дисциплины. При этом в анализе используется многоуровневый анализ, представляющий собой новый взгляд в отечественной литературе на природу и сущность социальной работы.

В научный оборот вводятся категории социальной работы с учетом разных уровней ее познания, в частности, обыденного (жизненные силы социального субъекта, модели практики социальной работы, социальная патология, социальные биографии и т. д.) — выделяются основные принципы (вариативность социальной помощи, поддержка жизненных сил, гуманности, социального регулирования и др.), лежащие в основе формирования методологических основ теории социальной работырассматриваются в виде рабочей гипотезы основные закономерности теории социальной работы (социально-педагогического воздействия общины на индивидаформирование и потребление социальных услуг и т. д.).

Новой для отечественной практики социальной работы является и предпринятая автором попытка рассмотрения соотношения основных социолого-ориентированных, психолого-ориентированных и комплексно-ориентированных теорий и технологий практики социальной работы.

Важным представляется исследование механизмов и форм научно-методологической обеспеченности учебного процесса, рассмотрение форм практики и новых образовательных технологий процесса обучения будущих социальных работников.

На защиту выносятся следующие положения:

— социальная работа как общественный феномен в разных формах его проявления существует на всех этапах развития общества и имеет как общие, так и специфические черты, обусловленные особенностями развития этого этапа;

— социальная работа обладает статусом самостоятельной науки, имеющей свой объект, предмет, методы исследования;

— теории социальной работы обусловливают выбор моделей и технологий практики социальной работы;

— социальная работа как учебная дисциплина носит интегративный, полифункциональный характер;

— подготовка социальных работников соединяет глобальный, региональный и национальный аспекты социального образования.

Практическое значение исследования. Предлагаемая диссертация способствует решению актуальных задач в области развития теории и практики социальной работы в современном российском обществе и представляет собой одно из действенных направлений развертывания исследования в области теории и практики социальной работы.

Практические рекомендации, вытекающие из проведенного анализа, могут быть использованы, в частности:

— в исследовательской деятельности по дальнейшему целостному изучению социальной работы как общественного явления, вида социальной деятельности и учебной дисциплины, а также изучению отдельных проблем, возникающих на всех уровнях организации и функционирования социальной работы;

— в научно-исследовательских программах, направленных на разработку социальных проектов по организации социальной поддержки и социальной реабилитации представителей различных социальных групп;

— при формировании региональной модели социальной работы и создании новых форм социальных служб;

— в учебном процессе при подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, социологии и смежным формам социальной практики.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались на симпозиумах, конференциях и семинарах разного уровня и ранга (международных — в России, Польше, Швецииреспубликанских — межрегиональных и др.).

Диссертант принимал участие в работе группы, созданной при Государственном комитете по высшему образованию Российской Федерации, при разработке государственного стандарта по специальности «социальная работа» — в заседаниях президиума учебно-методического объединения по социальной работе, членом которого является.

Диссертант является руководителем исследовательской группы по подготовке «Сборника задач и упражнений по социальной работе» и соисполнителем учебного пособия «Теория и методология социальной работы», получивших гранты в конкурсе, проводимого под эгидой Фонда Сороса и международной организации «Культурная инициатива», им также подготовлено учебное пособие «Социальная работа как наука», получившее Грант в конкурсе, проводимом Комитетом по высшему образованию РФ, международной организацией «Культурная инициатива» и Гуманитарной Академией С.-Петергбургавозглавляет группу, получившую грант Российского научного Фонда, по подготовке монографии «Соотношение социальной работы и социальной педагогики» .

На протяжении нескольких лет на базе учебно-научно-производственного комплекса «Социология, психология и социальная работа» диссертантом читаются авторские курсы «Теория социальной работы», «Методика социальной работы», спецкурс «Социальная работа с семьей», «Социальная работа в службах труда и занятости», «Современные теории и модели практики социальной работы» и др.- подготовлены учебные пособия, методические пособия и материалы по различным темам социальной работы, изданы два выпуска библиографических указателей по социальной работе.

По проблематике социальной работы за последние годы опубликовано более 130 работ в том числе две монографии (одна из них на английском языке), разделы в коллективных монографиях, словарь, брошюры., статьи и тезисы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, многоаспектное рассмотрение социальной работы позволяет выявить основные характеристики ее становления как научной теории, социальной деятельности и учебной дисциплины.

Особенности исследования возникновения, развития и функционирования социальной работы как общественного феномена требуют разработки специальных теоретических основ.

Социальная работы обладает всеми статусными характеристиками самостоятельной научной теории, имеющей:

Во-первых, свой объект, которым является процесс связей, взаимодействий механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп и индивидов, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и групп и средств обеспечения их реализации в разные социальных ситуациях;

Во-вторых, предмет, который изучает закономерности содействия становлению и реализации жизненных сил индивида и групп, их индивидуальной и социальной субъектности;

В-третьих, принципы, к которым, прежде всего, относятся принцип социального реагирования, принцип коммуникативности, принцип вариативности социальной помощи и т. д.;

В-четвертых, категориальный аппарат, включающий, в частности, такие понятия как социальное обеспечение, призрение нуждающихся, психосоциальные технологии и т. д.;

В-пятых, закономерности проявления и реализации связей по поддержанию и реабилитации жизненных сил индивида и группы, к ним, прежде всего, относятся заномерности формирования и потребления социальных услуг, закономерности сохранения и реабилитации социального здоровья субъекта;

В-шестых, методы, среди которых выделяются метод социальных биографий и метод комплексного социального моделирования.

Социальная работа выступает также разновидностью социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли индивида и группы во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей и поддержания жизнеобеспеченности и деятельного существования личности.

Существуют объективные и субъективные причины трудностей использования теорий в практике социальной работы. И одна, из них заключается в том, что нет «универсальной» теории. В связи с чем социальный работник должен уметь находить «нужные» теории и выбирать технологии, которые дают наибольший эффект при решении проблем клиента.

Социальная работа как учебная дисциплина имеет интегративный характер, в основе которого лежат междисциплинарные связи. Несмотря на существующие различия в понимании объекта и предмета социальной работы намечается общая ситуация становления системы подготовки социальных работников, основными чертами ее является связь теории и практики и особая роль студенческой практики в структуре учебного процесса.

В настоящее время актуальным представляется специальное исследование следующих аспектов социальной работы:

Во-первых, дальнейшая разработка категориального аппарата теорий социальной работы, что предполагает комплексное междисциплинарное исследование всех форм проявления социальной работы;

Во-вторых, исследование механизмов взаимодействия профессиональной и непрофессиональной социальной работы, что будет способствовать расширению сферы практики социальной работы.

В-третьих, особенностей организации практики социальной работы на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и т. д.) ив разных сферах социальной практики (образование, здравоохранение, армии и т. д.).

В-четвертых, основных направлений разработки теории практики социальной работы, что позволит снять противоречия между использованием различных теорий в практике социальной работы и обыденно-эмпирическом опытом социальных работников.

В-пятых, структурирование социальной работы как учебной дисциплины, совершенствование форм, моделей и технологий подготовки социальных работников.

В-шестых, общих тенденций развития социальной работы как деятельности на социентальном уровнетеории социальной работы одновременно как фундаментальной и прикладной наукипроцесса подготовки социальных работников с учетом общих тенденций развития социальной практики, а также специфики развития регионов.

К основным выводам, к которым пришел диссертант, можно отнести следующие:

— Потребность развития теории социальной работы вызвана во многом необходимостью преодоления узкоспециализированного изучения проблем, связанных с социальной коррекцией и реабилитацией личности, а также интеграцией фрагментарных, недостаточно увязанных между собой общих представлений о благосостоянии и социальных гарантиях, социальной помощи и милосердии в общую социальную теорию.

— Дальнейшее развитие теории социальной работы обусловлено как развитием социальной практики, повышением роли новых социально-психологических феноменов, обострением социальных конфликтов в обществе, так и саморазвитием социального знания в целом.

— Одновременно с развитием методологии социальной работы как научной теории идет осмысление и выделение методологических принципов социальной практики, методолого-мировоззренческий уровень ее познания теорией социальной работы как специфической областью социального знания.

— Возникновение различных видов социальной работы как профессиональной деятельности во многом обусловлено поликультурными и национальными особенностями конкретного социума, характером взаимодействия различных социальных институтов, функционирующих в нем, уровнем развития общественного сознания.

— Основные характеристики практики социальной работы, специфика использования технологий и методов социальной работы обусловлены, чаще всего, характером теоретическо-метг>" -логических подходов к анализу одних и тех же социальных процессов.

— В Российском обществе существует специфический механизм поддержки населения, который определяется, прежде всего экономическим состоянием и развитием страны, социально-психологическими особенностями перехода от одного общественного устройства к другому.

В настоящее время актуальным является дальнейшее комплексное исследование, имеющее как теоретико-методологическую, так и практическую важность, социальной работы как научной теории, общественного феномена и особого вида социальной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.А. Отношения между социологией и психологией// Вестник философии и психологии. 1903. Кн.70.
  2. Л. Проблемы подростковой преступности в Швеции /'/Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.2. Москва-Тула, 1993.
  3. Алтай: семья в ожидании рынка. Барнаул, 1991.
  4. Алтайский социологический вестник. Барнаул, 1991−91. Вып.1.2.10.- Альгин А. П. Грани экологического риска. М., 1991.•114 Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989.
  5. Альмодовар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа// Вопросы социологии. Т.1. N 2. 1992. М.: «Адапт», 1992.
  6. Американская социология. М., 1972.
  7. H.A. Социальный интеллект и социальная компетенция / Факторные модели Дж. Гилфорда и Г. Марлоу в подготовке социальных работников // Социальная работа. Вып.5. М., 1992.
  8. H.A., Морозова Н. А., Смятских A.JI. Психодиагностика специальных способностей социальных работников //Социальная работа. Вып.2. М., 1992.
  9. Г. Социально культурная программа в Швейцарии // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. Москва-Тула, 1993.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  11. Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.
  12. Антология социальной работы. В 5 т. Т. 1. История социальной помощи в России / Сост. М. В. Фирсов. М., 1994.
  13. Аристотель. Никомахова этика / Соч. в 4 т. М., 1844. Т. 4.
  14. С.Н. Историческое единство человечества и взаимовлияние культур. Л., 1987.
  15. Ф. Социальная работа с детьми беженцев // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. М., 1993.
  16. Барон Р., Брауне Х-Й., Крамер Д. Обучение социальной работе и социальной педагогике в Федеративной Республике Германии // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.5. М.,
  17. H.A. О назначении человека. М., 1993.
  18. Ю.К., Сидоров В. Н. Социальный педагог. Общие подходы к его подготовке //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.2. Москва-Тула, 1993.
  19. Э. Трансактный анализ и психотерапия. М., 1992.
  20. Э. Введение в психиатрию и психоанализ непосвященных. С.-Петербург, 1991.
  21. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.
  22. Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. Москва-Тула, 1993.
  23. Г. 0 методике психосоциальной работы // Социальная работа. Вып.1. М., 1992.
  24. Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы (пер. с швед.). М., 1992.
  25. Д., Берто-Вьям И. Наследство и род: трансляции vi социологическая мобильность на протяжении пяти поколений // Вопросы социологии. Т. 1. N 2. 1992. М. :"Адапт", 1992.40.'17 Бехтерев В. Коллективная рефлексология. Пг., 1921.
  26. Р. Социальная педагогика составная часть общей педагогики // Padagogik und Schulalltag, 1993.
  27. Л. Организация педагогического процесса в учебном заведении // Социальная работа. Вып.1. М., 1992.
  28. Благотворительная Россия. С.-П., 1902.
  29. Благотворительные учреждения России. С.-П., 1912.
  30. Благотворительные учреждения Российской Империи. Т.1. С.-П., 1900.
  31. П.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1961.
  32. М.Я. Объективные законы общественного производства материальной жизни. Барнаул, 1990.
  33. М.Я. Общие законы развития человека. Барнаул, 1991.
  34. В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва-Тула, 1993.
  35. V Бочарова В. Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. М., 1991.
  36. В.Г., Филонов Г. Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. М., 1994.
  37. А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1986.59УБреева Е. В. Программа социальной работы с многодетнымисемьями. М., 1992.
  38. С. Основные проблемы теории прогресса //Проблемы идеализма. М., 1902.
  39. М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. Т.1. N 2. М., 1992.62У Ваганов Н. П. О состоянии и перспективах развития службы социальных работников в области охраны материнства и детства // Социальная работа. Вып.1. М., 1992.
  40. И. Специфика подготовки социальных работников в Швейцарии // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.2. Москва-Тула, 1993.
  41. М. Избранные произведения. М., 1990.67У Веселов Н. Г. 0 медико-социальном патронаже в системе охраны материнства и детства // Социальная работа. Вып.1. М., 1992.
  42. А.А. Контекстное обучение в системе подготовкисоциальных работников // Социальная работа. Вып.5. М., 1992.
  43. Г. Биография и культура. М., 1927.73У Витебский Л. Я. Подготовка социальных педагогов в системе культурологического образования // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. 7.2 Москва-Тула. 1993.
  44. Виттингтон Р. Социальный педагог и школа//Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. Москва-Тула, 1993.
  45. Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной деятельности /' Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.2. Москва-Тула, 1993.
  46. П.В. Обитель милосердия. М.1991.
  47. И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
  48. Вольтер. Метафический трактат // Философ, соч. М., 1988.
  49. .З. Социальная педагогика и процесс формированияличности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. Москва-Тула, 1993.
  50. Вул Б. Программы социальной помощи в американской общине // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.2. Москва-Тула, 1993.
  51. Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические произведения. М., 1956.
  52. И. Еще один опыт философии истории для воспитания человечества // Избр. соч. М.-Л., 1959.
  53. Э. Социология. Учебник 90-х гг, Челябинск, 1992.
  54. К. Общинный центр семейного воспитания в Великобритании // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. Москва-Тула, 1993.
  55. Т.М. Специалист по социальной работе: принципиально новая профессия // Социальная работа. Вып.1. М., 1992.
  56. Гоббс. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избр. произ. в 2-х т. М., 1984. Т.2.
  57. С.К. Подготовление к благотворительной деятельноети. С.-П., 1913.
  58. И.И., Камсюк Л, Г., Кузнецова В. В. Принципы и организационные особенности работы с детьми группы социального риска и их семьями // Педиатрия. 1989. N 3.
  59. С.И. Социальная работа: шведский вариант в первом приближении. Барнаул, 1991.
  60. С. И., Гуслякова Л. Г. Предмет и объект социальной работы: постановка проблемы // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Вып.2. Барнаул, 1993.
  61. С. И., Гуслякова Л. Г. Теории и модели практики социальной работы. Барнаул, 1994.
  62. А. П. Организация социальной работы со студенческой молодежью // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России (Материалы координационного совещания 1214 октября 1992 г., Москва). Социальная работа. Вып.6, М., 1992.
  63. Л.Г. Библиографический указатель по социальной работе. Вып.2. Барнаул, 1994.
  64. Л.Г., Демина Л. Д. Психология и социальная работа. Барнаул, 1991.
  65. УГуслякова Л.Г., Дубинин И. И. Динамика обыденного сознания. Минск, 1986.
  66. Л.Г., Ельчанинов В. Л. Философия и социальная работа //Теория и методология социльной работы. Гл.III. M., 1994.
  67. Л.Г., Кинелев C.B. Социальная психология: проблемы теории и практики. Барнаул, 1990.
  68. Л.Г., Кувшинникова В. А. Внутрисемейные отношения: адаптация к рынку и проверка на прочность // Алтай: семья в ожидании рынка. Барнаул, 1991.
  69. Л.Г., Кувшинникова В. А. Некоторые проблемы формирования духовных потребностей, здорового образа жизни // Выбор судьбы. Барнаул, 1988.
  70. Л. Г., Кувшинникова В. А. Основные направления' реконструкции системы социальной защиты населения Сибири (на примере Алтайского края) // Жизненные силы населения Сибири: национально-региональные аспекты развития. Барнаул, 1994.
  71. Л.Г., Кувшинникова В. А., Маренко O.A. Социальная работа: опыт библиографического указателя (1986−1991 гг.). Вып. 1. Барнаул, 1991.
  72. JI. Г., Кувшинникова В. А., Синцова Л. К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. М., 1994.
  73. Л.Г., Потолова Л. М. Социальные службы: структура, кадры, особенности организации в регионе. Барнаул, 1991.
  74. Л.Г., Синцова Л. К. Школа, ПТУ или техникум?// Выбор судьбы. Барнаул, 1989.
  75. Л.Г., Шефер И. И., Огарь И. В. Социальные аспекты национальных отношений в общественном мнении населения Алтая// Материалы выборочного социологического опроса. Барнаул, 1991.
  76. Э.С. Социальная педагогика: интеграция педагогики и социологии // Теория и практика социальной работы. Т. 1. М., 1993.
  77. Джон Н. де Иденбург. Работа общинных центров в Голландии // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. Москва-Тула, 1993.
  78. И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России (Материалы координационного совещания 12−14 октября 1992 г., Москва). Социальная работа. Вып.6. М., 1992.
  79. И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. Вып.2. М., 1992.
  80. И.А. Социоэкология личности наука о социальной работе (К постановке проблемы формирования новой отрасли научного знания) // Социальная работа. Вып. У, М., 1992.
  81. Иванов-Смоленский JI. Естествознание и наука о поведении человека. М., 1929.1521 Иващенко A.B. О некоторых вопросах подготовки специалистов по социальной работе // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.1. М., 1992.
  82. Г. Обучение социальной работе в Исландии // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.2. М., 1991.
  83. О.Ю., Хломов Д. Н. Взаимосвязь структурно динамических особенностей социальной сети и психического благополучия у здоровых лиц // Тезисы Всесоюзной конференции «Психоло--гическая наука: проблемы и перспективы». Киев, 1990.
  84. Н.И. Основы русской социологии. ГБЛ. С. 119. N 38, eg.хр.17.
  85. И. П., Кравченко H.A. Научно-методические основы формирования служб медико-социальной помощи населению РФ // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992.
  86. И.П., Кузнецова В. В. Методические основы организации социальной работы в семьях детей-инвалидов// Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992.
  87. .М. Классификация наук. Т. 1. М., 1961.
  88. .М. Науки // Философская энциклопедия. Т.З. М., 1962.
  89. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. М., 1981.
  90. Т.Г., Красильников Ю. Д. Подготовка социальных-работников организаторов семейного досуга // Социальная работа. Вып.1. М., 1992.
  91. Н. Социальная работа по месту жительства: Норильский вариант // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. М., 1991.
  92. В. Добрые люди древней Руси //Антология социальной работы. М., 1994. Т.1.
  93. М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1939.
  94. A.M. Обучение социальной работе в Италии// Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.6. М.,
  95. М. А. Проблема гуманизации обучения в контексте подготовки социальных работников // Социальная работа. Вып.5. М., 1992.
  96. С. Обучение социальной работе в Греции //Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.6. М.1991.
  97. Концепция государственной социальной службы помощи населению: семье и личности / Под ред. Л. С. Ржанициной. М., 1992.
  98. Н. Из истории общественного настроения шестидесятых годов // Вестник Европы. 1911. N 12.
  99. Е.И. Благотворительность как один из факторов экономического благосостояния и прогресса. Пермь, 1892.
  100. Л. Из психологии общественной жизни (Человек и идеал) // Жизнь. 1900. Т.VIII.
  101. Т.А. Роль социальной перцепции в процессе подготовки социальных работников // Социальная работа. Вып 2. М., 1992.
  102. К. Методология изучения несовершеннолетних нарушителей // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.2. Москва-Тула, 1993.
  103. М.В., Липатов С. А., Чипкина О. В. Особенности восприятия риска радиационного воздействия специалистами и неспециалистами в области атомной энергетики //Вопросы психологии. 1993.
  104. П. Взаимная помощь как фактор эволюции. СПб, 1907.
  105. Ю.А. Правовые и нормативно-профессиональные основы социальной работы // Социальная работа. Вып.2. М., 1992.
  106. Кун Т. Структура и развитие науки. М., 1978.
  107. П.Л. Философия и социология. Изб. произв. в 2-х т., Т.1. М., 1965.
  108. Лебединская 0.И., Котовская Т. В. Роль и место социальных работников в учреждениях здравоохранения//Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992.
  109. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1989
  110. Леннеер Аксельсон Б. Психосоциальная работа с детьми и подростками // Социальная работа. Вып.1. М., 1992.
  111. В. Обучение социальной работе в Ирландии // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.2. М., 1991.
  112. С. Обучение социальной работе во Франции //Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.Вып.2. М., 1991.
  113. В.А. Концептуальные основы социальной службы какорганизационной формы социальной работы // Социальная работа. Вып.5. М., 1992.б.^Лутанский В. Д. Социальный педагог: проблемы теории и практики. С.-П., 1993.
  114. . Социальный закон. СПб, 1899.
  115. . Обучение социальной работе в Великобритании и Северной Ирландии // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.2. М., 1991.
  116. Д.А. Службы социального обеспечения в промышленности //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. Москва-Тула, 1993.
  117. Методологические и психолого-педагогические проблемы деятельности социального работника // Сборник научных статей. С.-П. Технологический институт сервиса. С.-П., 1994.
  118. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  119. В. Исторические этюды русской мысли. Пг., 1924.
  120. Модена-Бурхардт Е. Обучение социальной работе в Швейцарии // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.З. М., 1991.
  121. А.Я. Перспективы творческих контактов//Социаль-ная работа. Вып.1. М., 1992.
  122. П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993.
  123. Е. Христианская благотворительность. М., 1907.
  124. Нойфельд И- Методы социальной работы// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. Москва-Тула, 1993.
  125. Об общественном призрении в России. С.-П., 1818.
  126. Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе /С.И.Григорьев, JI. Г. Гуслякова, Л. Д. Демина. Барнаул, 1991.
  127. Общественная и частная благотворительность в России. С.-П., 1912.
  128. Общие требования к образовательному минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра по направлению «социальная работа». М., 1933.
  129. С. Социальная работа в общине//Социальная работа. Вып.1. М., 1992. С.15−21.
  130. В. Социальный педагог семья — природа //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.2. Москва-Тула, 1993.
  131. Основы социологического знания/ Под ред. С. И. Григорьева. 4.1. Барнаул, 1992.
  132. Основы концепции формирования программы социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми в Алтайском крае / С. И. Григорьев, J1. Г. Гуслякова, Л. Д. Демина и др. Барнаул, 1993,
  133. Основы теории и практики социальной работы. (Книга для научного обоснования подготовки и практической деятельности социального работника) / С. И. Григорьев, И. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова и др. Барнаул-Москва, 1994.
  134. Панов А. М. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994.
  135. A.M. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации // Со-циальна'я работа: 'Вып.1. М., 1992.
  136. A.M. Социальная работа в России: состояние и перспективы // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России (Материалы координационного совещания 12−14 октября 1992 г., Москва). Социальная работа. Вып.6. М., 1992.
  137. .Д. Основы социально-психологической теории.М.,
  138. .Д. Социальная психология как наука. М., 1967.
  139. Л.А. Социально-психологический тренинг в подготовке социального работника//Социальная работа. Вып.5. М., 1992,
  140. В. Обучение социальной работе в Югославии // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.5. М., 1991.
  141. . Психология, междисциплинарные связи и система наук/Материалы XVIII Международного психологического конгресса. М., 1966.
  142. Планы семинарских и групповых занятий по курсу «Теория и практика социальной работы» // Российский государственный социальный институт. М., 1993.
  143. Платонов 0. Святая Русь // Россияне. 1992. N 1−2.
  144. A.M. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в РФ //Социальная работа.Вып. 1. М., 1992.
  145. В. Безбарьерный мир // Социальное обеспечение. N10. 1990.
  146. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1−2. М., 1992.
  147. Л.М. Организация социальных служб на Алтае/ Тезисы докладов проблемных секций межрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы формирования рынка труда и социальной защиты населения». Барнаул, 1992.
  148. Проблемы семьи и семейной политики //Сборник научных работ. Вып. 3. М., 1993.
  149. Проблемы семьи и детства в современной России. Ч.II. М., 1992.
  150. Проблемы научно-методического обеспечения качества подготовки социальных работников в высшей школе //Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования. Информационный сборник. М., 1992. Вып. 8.
  151. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация // Библиотечка социального работника. М., 1993.
  152. А. О человеке, о его смертности и бессмертии // Избр. философ, соч. М., 1949.
  153. Р. Социальная работа: наука-профессия. К развитию концепции // Серия социальная педагогика и социальная работа за рубежом: теория и практика. М., 1991. Вып.1.
  154. Г. Науки о природе и науки о культуре.СПб., 1911. ГПБ, АДП, eg. хр. Б 3704.
  155. Jl. Обучение социальной работе в Швеции//Социаль-ная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.4. М., 1991.
  156. Н. Творчество как усиление себя //Социальная работа. Вып.5. М., 1992.
  157. К. Групповая психотерапия. М., 1980.
  158. В.О., Иванов В. Н., Козлов В. В. и др. Социальная напряженность: диагноз и прогноз // Социальные исследования. N 3. 1992.
  159. М.К. Подготовка социологов, психологов и социальных работников в Мордовском университете // Социальная работа. Вып.1. М., 1992.
  160. Т. В., Нежкина H.H. Основные направления социальной работы в школе // Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. II. М., 1992.
  161. Н. Биографии и их изучение. М., 1920.
  162. Рынок и мы. Барнаул, 1991.
  163. Ю.В. Социальная работа в воинской среде: сущность, перспективы, резервы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. М., 1991.
  164. М. Обучение социальной работе в Финляндии// Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып. 4. М., 1991.
  165. X. Об организации социальной работы в системе обучения социологов в Швеции//Социальная работа. Вып.1. М., 1992.
  166. И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987.
  167. Семипалатинский полигон: каков след на социальном в Алтайском крае. Барнаул, 1993.
  168. Л. Развитие социальной педагогики в Китае//Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. Москва-Тула, 1993.
  169. В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.2. Москва-Тула, 1993.
  170. У Сластенин В. А. Социальный работник: личность и профессия // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России (Материалы координационного совещания 12−14 октября 1992 г., Москва). Социальная работа. Вып.6. М., 1992.
  171. Словарь современной архивной терминологии социалистических стран. М., 1982.
  172. Служба социального развития предприятия. М., 1989.
  173. Сноу Д.-Д. Семейная терапия как метод социальной работы
  174. Теория и практика социальной: отечественный и зарубежный опыт. Т.2. Москва-Тула, 1993.
  175. Современная западная социология. Словарь / Под ред. Д. И. Давыдова. М., 1990.
  176. Современные миграционные явления: беженцы и эмигранты // Соц. исследования. 1992. N 9.
  177. П. Проблема социального равенства. Пг., 1917.
  178. П. Социальная реальность // Вестник психологии 1912. Т.9. Вып.З.
  179. П.А. Система социологии. М., 1993.
  180. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992,
  181. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1992.
  182. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом // Школа социальных педагогов и социальных работников. Межрегиональный центр социальной педагогики и социальной работы. М.1991. Вып.1−6.
  183. Социальный педагог (требования к. квалификации по разрядам оплаты труда) //Вестник образования. Слравочно-информационное издание Министерства образования РФ. 1993. N 2.
  184. Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы // Материалы докладов и выступлений III российско шведского семинара / Под ред. С. И. Григорьева и JI. Г. Гусляковой. Барнаул-Москва, 1994.
  185. Социальная работа. Вып. 1−10 / Под ред. И. JI. Зимней. М., 1992−94.
  186. Социальная работа // Научно-популярный журнал. 1992−95.
  187. Социальная работа в учреждениях здравоохранения // ВНИК
  188. Научно-методические и правовые основы деятельности специалистов по социальной работе. М., 1992.
  189. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. М., 1992.
  190. Социальная работа: учебные планы и программы (шведский опыт) / Л. Г. Гуслякова, Л. Д. Демина, Г. П. Зырянов. Барнаул, 1993.
  191. Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. М., 1988.
  192. Социальное самочувствие населения в условиях повышенного экологического риска (по результатам Чернобыльской аварии). Научный доклад//РАН. Институт социологии. Центр общечеловеческих ценностей. М., 1992.
  193. Социальные ресурсы и социальная политика / Отв.ред. С. С. Шаталин. М., 1990.
  194. Д.М. Современные проблемы социального воспитания //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. Москва-Тула, 1993.
  195. Теория и методика социальной работы. Т.1−2. М., 1994.
  196. Теория и методология социальной работы / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельчанинов и др. М., 1984.
  197. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. В. Г. Бочаровой и Т. Ф. Яркиной. Т.1−2. Москва-Тула, 1993.
  198. Теоретические проблемы подготовки социальных педагогов и социальных работников //Тезисы докладов Комитета социальной педагогики и социальной работы Российско-американского семинара по проблемам образования. Екатеринбург, 1993.
  199. Л.В. Проблемы подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации // Социальная работа. Вып.2. М., 1992.
  200. Труды первого съезда русских деятелей по общественному призрению. 8−13 марта 1910 г. СПб, 1910.
  201. Управление социальным развитием региона. М., 1990.
  202. Учебные программы по медико-социальным дисциплинам//ВНИК «Государственная система социальной помощи семье и детству» при Министерстве социальной защиты населения и Министерстве образования Российской Федерации. М., 1992.
  203. В. Организация работы информационных и консультационных молодежных служб в Европе // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. Москва-Тула, 1993.
  204. В.В., Жиляева Е. П. Всемирная организация здравоохранения и проблемы кадрового обеспечения социальной помощи // Социальная работа. Вып. 1. М., 1992.
  205. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  206. М.В., Шапиро Б. Ю. Профессионально-образовательная программа подготовки социального работника. М, 1992.
  207. Фишер-Гайзер А. М. Социальные службы в Швейцарии // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. Москва-Тула, 1993.
  208. И.М. Обучение социальной работе в Португалии //Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып. 6. М., 1991.
  209. В.А. Особенности подготовки будущего сельского социального педагога // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. Москва, 1J91.
  210. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  211. О.Г. 0 деятельности социальных работников в учреждениях здравоохранения //Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992.
  212. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  213. Э. Иметь или быть. М., 1986.
  214. В.М. Науки об общем и науки об индивидуальном// Вопросы философии и психологии. 1910. Кн.103.
  215. В.М. Классификация наук о методе социологии в системе научного знания / Вопросы философии и психологии. 1917. Кн.139−140.
  216. А.И. Социальная педагогика // Учебные программы по педагогике. М., 1992.
  217. Е.И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты // Социальная работа. Под ред. И. А. Зимней. Вып. 6. М., 1994.
  218. Е.И. Теоретико методологические основы социальной работы // Социальная работа. Под ред. Зимней И. А. Вып.5.М. 1992.
  219. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника//Библиотечка социального работника. Российский государственный социальный институт. М., 1993.
  220. С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992.
  221. .Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация // Социальная работа. Вып.5. М., 1992.
  222. Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа. Вып.2. М., 1992.
  223. Т.Д. 0 личностной характеристике социального работника // Социальная работа. Вып.У. М., 1992,
  224. Ф.Г. Обучение и практика социальной работы в Соединенных Штатах Америки // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.2. Москва-Тула, 1993.
  225. Ф., Дашкина А. Обучение социальной работе в США // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.1. М., 1991.
  226. Т. Социальная психология. М., 1989.
  227. С. 0 психологическом методе в социологии // Жизнь. 1899. Т.12.
  228. Экология человека // VI Международный Соловецкий Форум «Социальная работа и социальное управление». Архангельск, 1994.
  229. Энциклопедия социальной работы. Т. 1−3. М., 1993−94.
  230. Энциклопедия социальной работы. Барнаул, 1993.
  231. С.Н. Дневник журналиста (как изучать социологию)// Русское богатство. 1895. N 11−12.
  232. С.Н. Социологические этюды. Т. 2. СПб, 1896.
  233. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  234. Л. Из опыта подготовки социальных работников в Гетеборгском университете // Социальная работа. Вып.1. М., 1992.
  235. Ядерные испытания, окружающая среда и здоровье населения Алтайского края. Барнаул, 1993. T. I-IX.
  236. Т. Интерпретация тезауруса в области социальной педагогики и социальной работы (ФРГ) // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.1. М., 1991.
  237. В.Н. Философия социальной работы: вопросы преподавания // Социальная работа. Вып.5. М., 1992.
  238. Ярская-Смирнова В. Н. Философия в подготовке к социальной работе//Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России (Материалы координационного совещания 12−14 октября 1992 г., Москва). Социальная работа. Вып.6. М., 1992.
  239. Abastado Clanole. (1985). Reset de vie: la memoire et les fantasmes Le francais aujourd hui.
  240. Barker, M. and Pauline, H. (1981). Theories of Practice in Social Work. London: Academic Press.
  241. , A. (1989). Cognitive Therapy and the Emotional Disorderds.
  242. Berger, P. and Thomas, J. (1971).The Social Construction of Reality, Harmondsworth, Middlesex, Penguin.
  243. Biddle, B. and Thomas, E. (1979). Role Theory: Concepts and Research (Huntington, New York, Robert S. Krieger Publishing).
  244. , H. (1980). Jungian theory and social work practice, Journal of Sociology and Social Welfou, 7 (4) 571−85.
  245. Brake, M. and Bailey, R. (1980). Radical Social Work and Practice. London: Edward Arnold.
  246. Breakwell, Glynis M. and Berks, C.R.(1982). Social Work: the Social Psychological Approach, Wokingham, Van Nostrand Reinhold.
  247. , M. (1987). The Social Basis of Community Care. London: Allen and Unwin.
  248. Carey, J.C. and Lanning, W.L. (1993). Supervisors' emphases in the master’s practicum. The Clinical Supervisor, 11 (1): 203−15. School of Education, Consulting and Counseling Psychology, Hills South, Univ. Of Massachusetts, Amherst 1 003.
  249. Carkhuff, R. and Berenson, C. (1977). Beyoud Counseling and Therapy (2nd edn) (New York, Holt, Rinehart and Winston).
  250. , H. (1979). Symbdic interaction and social practice, Journal of Sociology and Social Werfare, 6 (1) 3−7.
  251. , S. (1972). Folk Devils and Moral Panics. London. Paladin).
  252. , A. (1981). The Residential Solutian. London: Tavistock.
  253. , A. (1962). Reason and Emotion in Psychotherapy. Secaucus, NJ, Lyle Stuart).
  254. Espeing-Anolersen J. (1992). The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridze: Polity Press.
  255. Feinberg, W. and Soltis, F. (1985). Schod and Society. New York and London.
  256. , M. (1926). The New State. New York: Lougmans, Green.
  257. , P. (1974). Pedagogy of the Oppressed, Harmonds-worth, Middlese, Pengmin.
  258. , I. (1980). Social Work Practice: a Radical Approach. Englewood Cliffs, N1, Prentice-Hall.
  259. , M. (1980). Social Work Theory and Psychoanalysis. Wokingham, Berks, Van Nostraud Reinhold.
  260. , W. (1965). Reality Therapy: a New Approach to Psychiatry. New York: Harper and Row.
  261. , E. (1959). The Presentation of self in Everyday Life Garden City. New York: Doubleday.
  262. , E. (1984). Ego Psychology and Social Work Practice. New York: Free Press.
  263. , H. (1981). Social Learning and Chauge: a Cognitive approach to Human Services. Columbia, South Carolina, University- of South Carolina Press.
  264. , H. (1973). Social Work Practice: A Unitary Approach. Columbia, South Carolina, University of South Carolina Press.
  265. Greif, G. and Lynch, A. (1983). Ceimical Social Work in the Ego-Systems Perspective. New York: Colombia University Press.
  266. Gulbenkian Foundation Study Group. (1968).Community Work and Social Change. London: Longman.
  267. , J. (1968). «Social pedagogy as a meta-theory of social work education». International Social Work, 32 (2).
  268. , Y. (1991). Human service organizations. New Jersey.
  269. , S. (1982). Att arbeta med mannis kor,-riktlinger for psykosocialt arbete. Stockholm.
  270. Holland, T. P., Gallant, J.P. and Colosetti, S. (1994). Assessment of teaching a constructivist approach to social work practice. Arete, 18(2): 45−60. School of Social Work, Univ. of Georgia, Athen 30 601.
  271. , G. (1950). The Human Group. New York: Wiley.
  272. Howe, D. An introduction to Social Work Theory.
  273. Ighe A. and Friden B. (1991). Nar menighetsbesvar skulle bli tjanstetid. Goteborg.
  274. , K. (1947) Handbook of Psychology.
  275. , S. (1985). Freud’s metapsychology revisited, Social Casework, 66 (3) 135−51.
  276. , A. (1985). Supervision :.n Social Work, Columbia University Press, New York.
  277. , R. (1977). Men and Women of the Corporation, New York: Basic Books.
  278. , H. (1978). The Search for the Self: Selected Writing of Heinz Kohut: 1950−1978 (2 vols).New York: International Universities Press.
  279. , D. (1978). Existential Social Work. New York: Free Press.
  280. , P. (1975). Radical Social Work. London: Edward, Arnold.
  281. Levi Strauss, C. Les Structures elemen — taires de la parente, op. cit. in Ethnologie.
  282. , K. (1936). Principles of Topological Psychology. New York: McGraun-Hill.
  283. Madsen, B. og Kobenhavn, M. (1993). Socialpedagogik og samfudsforvandling. Omslag.
  284. , D. (1982). On the possibility of «radical» casework: a «radical» dissent: Contemporary Social Work Education, 5 (3) 191−208.
  285. , G. (1932). The Philosophy of the Present. Chicago.
  286. , R. K. (1957). Social Teory and Social Structure, ed New York: The Free Press.
  287. , I. (1932). Group method and group psychotherapy. New York.
  288. , M. (1978). The Unitary Model: its Implications -for Social Work Theory and Practice (Birmingham, Basw Pabblicat-ion).
  289. , S.E. (1993). Social Policy and Welfare State in Sweden. Stockholm.
  290. , C. (1986). Theories of Connseling and Psychotherapy. 4th edn. New York: Harper and Row.
  291. , M.Q. (1991). Qualitative evaluation and research methods. London.
  292. , M. (1991). Modern Social Work Theory: a critical introduction. London.
  293. , M. (1980). Dreadful moments: existentialthoughts on doing social work. British Journal of Social Work, 10 (4) 483−90.
  294. Pincus, A. and Minahan, A. (1978). Social Work Practice: Model and Method (Itaska, III. Peacoch).
  295. , H. (1975). Social Casework: a Problem Solving Process. Chicago: University of Chicago Press.407.1/Roazen, P. (1979). Freud and his Followers, Harmond-sworth, Middlesex, Peregrine,
  296. , P. (1993). The form, faction, and content of clinical supervision: an integrated model. The Clinical Supervisor, 11 (1): 137 78, 1993. Partial Hospitalization, Brattleboro Retreat, Brattleboro, VT 5 302.
  297. , I. (1937). A General Selection of the Works of Sigmnud Freud, ed. New York: Hogarth Press and the Institute of Psychoanalysis.
  298. , C. (1951). Client Centred Therapy: its Current Practice, Inplications and Theory. London, Coustable.
  299. Rogers, C. and Strauss, M. (1967). Person to Person: the Problem of Being Human. London: Souvenir Press.
  300. , I. (19 850. Psykosocialt forandrigsarbete. Stockholm.
  301. , P. (1957). Leeadership in Administration. New York: Harper Row.
  302. , M. (1975). Introduction to Social Work Practice. New York: Macmillan,
  303. Skinner, B.F.(1974). About Behaviorism. New York: Knopt.
  304. Specht, H. and Vickery, A. (1977). Integrating Social Work Methods. London: Allen and Unwin.
  305. , H. (1971). Social Casework: theories in action. Metuchen, N1, Scarecrow Press.
  306. , H. (1979). Psychoanalytic Theory and Social Work Practice. New York, Free Press.
  307. Swedner.H. (1982).Human welfare and action in urban settings. Stockholm
  308. , H. (1992). Reflections from the field. Our Adventure in Initiating Social Work in Russia, Social Development Issues Vol.14 (2/3).
  309. , H. (1993). Our Russian Experiment // A Monthly Journal of World Politics, Diplomacy and International relations, International affairs, Moscow, vol.2.
  310. The program of course «Supervised field work». University of Goteborg Department of Social Work, SYLLABUS, 7 June 1993.
  311. Truax, C. and Robert, R. (1967). Toward Effective Counseling and Psychotherapy Training and Practice. Chicago: Aldine.
  312. , R. (1981). Social work with Undervalued Groups. London: Tavistock.
  313. , M. (1970). Organizational Chauge: The political Economy of the G.M. C.A. Chicago: University of Chicago Press.
  314. , A. (1982). Making Groups Effective. Son Fraucisco: Jossey-Bass.
Заполнить форму текущей работой