Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные факторы формирования системы антикризисного управления предприятиями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работы, посвященные управлению персоналом в условиях кризиса, являются предметом исследования таких ученых в области социологии управления, менеджмента, психологии управления как Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин, Э. М. Коротков, А. Н. Митин, А. Б. Крутик, А. И. Муравьев, Г. И. Шепеленко, А. И. Ряховская, И. К. Ларионов, А. Г. Грязнов, В. В. Ермаков, Н. Г. Хайруллина, А. Н. Силина, зарубежных авторов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СИСТЕМА АНТИКИРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Социальные процессы на кризисном предприятии
    • 1. 2. Теоретические концепции антикризисного управления предприятиями
    • 1. 3. Диагностика и анализ социальных факторов 45 антикризисного управления
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
    • 2. 1. Антикризисное управление российскими предприятиями

Социальные факторы формирования системы антикризисного управления предприятиями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития российской экономики является чрезвычайно сложным, прежде всего, потому, что переход к рыночным отношениям был и по времени, и по этапам, и по форме их содержания не традиционным. Во многом это было следствием отсутствия соответствующей системы управления и фактической неподготовленностью управленческих кадров.

В результате произошел резкий спад производства, кризис общественных отношений, что в свою очередь не могло не отразиться на жизнедеятельности предприятий, многие из которых до сих пор находятся в затяжном кризисном состоянии.

Таким образом, дальнейшее развитие российского общества во многом зависит от возможности и способности управленческих структур всех уровней и всех сфер разработать механизмы антикризисного управления.

Понятие «антикризисное управление» в России возникло сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики, и в том, что предприятия, начав работать в условиях рыночных отношений, подвергаются различным воздействиям внешней среды, а, следовательно, зачастую работают в условиях нестабильности, что влечет за собой и изменения внутри организации, в том числе нередко и негативные, которые в свою очередь приводят к кризису на предприятии.

Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. Наступление кризиса определяется не оперируемыми понятиями, а реальными тенденциями развития систем управления в целом, потребностями их периодической реконструкции.

До сих пор в теории и практике управления антикризисными процессами господствовала точка зрения, которая сводила все кризисные ситуации к экономическим и финансовым проблемам. Так в процессе создания и реализации антикризисных программ основное внимание уделяются восстановлению платежеспособности предприятия путем привлечения, прежде всего, внешних инвестиций. Такой взгляд является препятствием на пути выхода России в целом и предприятий, в частности, из кризисного состояния. В связи с тем, что субъектом всех видов деятельности в обществе является личность и социальные группы, то без активизации этих субъектов никакие финансовые вливания в экономику и экономические реформы никогда не станут панацеей вывода России из кризиса. Поэтому наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день является включение в систему антикризисного управления социальных факторов, то есть интересов, способностей, ценностных ориентаций, социальной активности субъектов всех видов деятельности предприятий.

Таким образом, важным фактором, который может способствовать осуществлению эффективного антикризисного управления, будет являться хорошо подобранный, управляемый, быстро и гибко реагирующий на любые изменения во внешней среде коллектив предприятия.

В последнее время появились публикации, в которых указывается на необходимость активизации работы персонала, анализируются взаимоотношения управляющих с персоналом и т. п. Вся практика зарубежного антикризисного управления свидетельствуют о важности социальных факторов в системе управления кризисным предприятием, среди которых основное место занимает мотивация работников к производительному труду. Надо отметить и тот факт, что в зарубежных странах проблеме управления персоналом придается все большее значение, и особенно в условиях антикризисного управления. К сожалению, практика российского управления свидетельствует о диаметрально противоположном. Пытаясь защититься от свалившихся на фирму трудностей, руководство меньше всего стремится подключить к этой задаче трудовой коллектив.

Но вся практика деятельности предприятий показывает, что только при восприятии трудовым коллективом корпоративных целей и ценностей возможно наиболее оптимальное управление коллективом предприятия, и, следовательно, нужна постоянная работа с ним по пропаганде этих целей. При этом в качестве условия появления заинтересованности в делах фирмы выступают объективная оценка результатов работы сотрудника и признание его заслуг руководством и коллегами, а также возможность проявления инициативы. Таким образом, одна из основных задач антикризисного управления — превращение этой возможности в действительность. Типичным просчетом в работе с персоналом является недостаточная или безадресная информация. Коллектив должен знать суть антикризисной стратегии фирмы, понимать, в чем заключается и почему проводятся изменения в вознаграждении, быть уверенным в стимулирующем проявлении инициативы. Наличие нужной информации рождает доверие персонала и облегчает проведение непопулярных решений.

Зарубежный, да и отечественный опыт управления персоналом показывает, что реализация механизма антикризисного управления предполагает решение проблемы качества работников. На данном этапе реформирования экономической системы в России предприятиям, фирмам, корпорациям, различным организациям приходится осваивать современные методы управления и уметь управлять в этих сложных условиях, используя технологии антикризисного управления. Субъекты управленческой деятельности должны располагать высококвалифицированным персоналом, способным быстрее и эффективнее реагировать на изменения во внешней среде, принимать необходимые решения в сложных, кризисных ситуациях, в условиях дефицита времени.

Особенно это важно в связи с тем, что решение проблем антикризисного управления предприятиями, как показывает анализ литературы, разрабатывался экономистами, специалистами по менеджменту, финансистами, то есть теми, для кого экономический детерминизм был определяющим при выработке стратегии и перспективного развития России. Об этом свидетельствует многочисленная литература, посвященная этим проблемам.

Проблемы социального управления рассматриваются в работах таких российских и зарубежных ученых как Р. Акофф, И. Ансофф, Д. Смит, Р. Марр, Д. О’Шонесси, А. Айказян, Л. С. Бляхман, В. И. Бурков, В. В. Гончароа В. Бовыкин, А .Я. Кибанов, И. А. Скопылатов, И. Балабанов, П. Друкер, С. Ильенковф, Э. Уткин, О. М. Барбаков, А. С. Гаврин и др. Однако в этих работах ученых в области социологии управления и менеджмента система антикризисного управления не выделяется в отдельную область знаний.

Исследования же, посвященные антикризисному управлению, в основном акцентируют внимание на финансово-экономических факторах преодоления кризисной ситуации на предприятиях. Так, в работах В. А. Баринова, Г. В. Воронцовой, В. И. Грушенко, JI.B. Фоменковой, И. Гуркова, В. Тубалова, Симонова С. Г., Андроновой И. В., в структуре антикризисного управления рассматриваются пути выхода предприятия из кризиса путем изменения инвестиционного климата предприятия, с внедрением внешнего управления, описывается процедура банкротства предприятия и рассчитываются экономические показатели, которые нуждаются в улучшении.

Работы, посвященные управлению персоналом в условиях кризиса, являются предметом исследования таких ученых в области социологии управления, менеджмента, психологии управления как Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин, Э. М. Коротков, А. Н. Митин, А. Б. Крутик, А. И. Муравьев, Г. И. Шепеленко, А. И. Ряховская, И. К. Ларионов, А. Г. Грязнов, В. В. Ермаков, Н. Г. Хайруллина, А. Н. Силина, зарубежных авторов, Г. Смит, Т. Фьоре, Н. Таунер, А. Обарски, А. Робинсон, М. Шрёдер Л. Матиас, Л. Бенджамин, Д. Стэнарт, Д. Голман, С. Альберте Э. Руттенберг, С. Линли и многих других. Но основные вопросы, описанные в этих работах, касаются больше управления кадровой политикой на благополучных предприятиях, где можно применять традиционные, стандартные инструменты управленческого воздействия.

Таким образом, работ, посвященных социальным факторам антикризисного управления предприятиями, находящимися в кризисном состоянии, в настоящее время очень мало. Как уже отмечалось, отдельные публикации основное внимание уделяют кризису как таковому, другие публикации в основном касаются проблем описательно, без четких алгоритмов и расчетов.

Все вышеизложенное обусловило актуальность избранной темы диссертационного исследования.

Не разработанность данной темы, ее актуальность и практическая значимость для преодоления кризисных ситуаций на предприятиях обусловили выбор объекта, предмета, цели и задач данного диссертационного исследования.

Объектом исследования является система управления предприятием.

Предмет исследования — социальные факторы антикризисного управления.

Цель работы разработка модели системы методов антикризисного социального управления предприятием.

Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:

• выявить специфику протекания социальных процессов на предприятии в условиях кризиса;

• определить основные системные элементы антикризисного управления;

• систематизировать основные элементы антикризисного управления на зарубежных предприятиях с целью обоснования необходимости и возможного адаптирования зарубежного опыта в российской практике;

• проанализировать аспекты антикризисного управления на российских предприятиях;

• выявить отношения менеджеров действующих предприятий и антикризисных управляющих к основным элементам антикризисного управления и определить степень эффективности антикризисного управления на предприятиях Тюмени;

• раскрыть значимость социальных факторов в системе антикризисного управления.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области социологии управления, теории управления, системных подходов к управлению.

Информационной базой диссертации явились статистические материалы, нормативные акты, отчеты по предприятиям различных отраслей.

В качестве эмпирической базы данной работы взяты результаты конкретных социологических исследований, проведенных автором в период с 2003 по 2005 годы. В связи со спецификой темы был выбран опрос экспертов по разработанному автором бланку формализованного интервью. В качестве экспертов взяты первые, вторые руководители разных сфер и уровней деятельности (банки, промышленные предприятия, торговые предприятия и т. д.), а так же антикризисные управляющие системы арбитражного управления (110 и 27 человек соответственно).

Для решения поставленных задач в работе применены различные статистические методы, а также методы социологических исследований: анкетирование, экспертные опросы, собеседования.

Цель и задачи, поставленные в диссертации, их решение определили степень новизны исследования, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что:

1. выявлена взаимосвязь и взаимозависимость между вхождением предприятия в кризисное состояние и протекающими на нем социальными процессами;

2. обоснована необходимость и важность учета социальных факторов при разработке программ антикризисного управления;

3. выделены основные структурные элементы в системе антикризисного управления предприятием;

4. на основе анализа результатов социологического исследования выявлена степень эффективности антикризисного управления предприятиями г. Тюмени;

5. разработана модель системы антикризисного социального управления современными российскими предприятиями.

Результаты диссертационного исследования, в том числе и разработанная система методов оптимизации, нашли применение в выработке управленческих решений в ООО «Сибнефтебанк» и на заводе «Электрон» Тюмени. После внедрения предложений автора в практику управления персоналом этих предприятий была сформирована система мероприятий для повышения трудовой мотивации его сотрудников, вследствие чего повысилась инициативность работников, производительность их труда, что способствовало профилактике возникновения кризисных ситуаций в этих организациях.

Теоретические, методические и практические результаты, полученные в ходе исследования, излагались автором в докладах и сообщениях на всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях и семинарах.

Полученные в диссертации вывода и разработанные предложения могут найти применение в преподавании таких предметов как «Социология управления», «Теория управления».

Все выводы в виде рекомендаций представлены в ОАО Завод «Электрон» и ОАО «Сибнефтебанк» для использования их в системе управления персоналом при формировании и реализации программ антикризисного управления. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при организации антикризисного управления в России и за рубежом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование дало возможность автору создать условия для повышения эффективности существующих систем управления персоналом в периоды кризиса на предприятиях г. Тюмени.

В диссертационном исследовании автор делает следующие выводы:

Изучение взаимосвязи между социальными процессами, протекающими на предприятиях, и финансовыми затруднениями позволяют выделить направления, в которых должны регулироваться данные процессы с целью минимизации негативных социальных последствий кризиса, так же выделить возможные варианты использования отдельных особенностей социальных процессов на кризисном предприятии, как одного из инструмента антикризисного управления.

Анализ основных теоретических и практических подходов к сущности кризиса и его природе, позволяет выделить основу всего антикризисного управления как фундамента для разработки и создания антикризисных программ управления. Так же на основании проанализированных теоретических подходов к определению кризиса и его диагностики автор определяет основные направления и методы диагностики кризиса с целью анализа социальных аспектов кризисных явлений.

Изучение российского опыта антикризисного управления персоналом позволило автору доказать преимущества недирективных методов сокращения персонала при проведении кадровой реструктуризации предприятий.

Обобщение зарубежного опыта антикризисного управления персоналом дает возможность выделить ряд дополнительных методов стимулирования эффективного труда работников, управления конфликтными ситуациями, а так же максимально полного использования интеллектуального потенциала персонала предприятия как одного из основных источников повышения его конкурентоспособности.

В диссертационной работе автором проведено социологическое исследование основных подходов антикризисного управления персоналом используемых менеджерами высшего и среднего звена предприятий г. Тюмени, а так же антикризисных управляющих объединяемых двумя основными организациями: «Уральской саморегулируемой организацией арбитражных управляющих» и «Сибирской гильдией антикризисных управляющих» .

Анализ результатов данного исследования позволил автору разработать систему методов оптимизации антикризисного управления, построенную с использованием опыта управления как российских так и зарубежных менеджеров. Автором доказано, что применение существующего опыта антикризисного управления является необходимым условием для успешной реализации антикризисных программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
  2. Айвазян 3., Кириченко В. Антикризисное управление: Принятие решений на краю пропасти //Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 4. — с. 5265
  3. Антикризисный менеджмент / Под редакцией проф. Грязновой А. Г. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999. — 368 с.
  4. Антиризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.-432 с.
  5. В.И., Зотова О. И., Моченов Г. А., Шорохова Е. В. Проблема социально-психологического климата. М.: Политиздат, 1979. — 227 с.
  6. А .Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.
  7. Т.Ю., Еремин Б. Л., Аксенова З. И. Управление персоналом, М.: ЮНИТИ, 2002 560 с.
  8. В.А., Баринов Н. В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 5.-с.73−85
  9. П. Эксклюзив на три месяца //Элитный персонал. 2004. — № 46(381). — 2 ноября
  10. В. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления.- М.: Экономика, 1997 -368 с.
  11. С. Б. Гусев К.А. Лосев С. А. Внутрифирменные связи с общественностью и управление конфликтам. СПБ.: СПбГУ Телекоммуникаций имени проф. Бонч-Бруевича, 2000. — 278 с.
  12. О.М. Региональное управление: Реалии и перспективы. СПб.: Лань, 2000. — 288с.
  13. В.В. Мораль и социальная психика. М.: Трада ЛТД, 1997. — 314 с.
  14. М. Методы адаптации персонала // Управление персоналом. 1998. -№ 12-с. 32−38
  15. Г. В. Особенности системы управления персоналом в условиях кризиса//Экономика. 2003. — № 2. — с. 18−20
  16. А.С. Прогнозирование и моделирование в социальном управлении: Учебное пособие. Тюмень: ТюмГНГУ, 2001. — 109с.
  17. Т.П. «Социология управления: от группы к команде» М.: Финансы и статистика, 2004. 224 с.
  18. В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х томах, М.: МНИИПУ, 1996, т.1 752 е., т.2 -720с.
  19. С.И., Растов Ю. Е. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов: — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 256с.
  20. В.И., Фомченкова JI.B. Кризисное состояние предприятия: поиски причин и способов его преодоления //Менеджмент в России и за рубежом. -1998. -№ 1. с.31−38
  21. И., Авраамова Е. Стратегии выживания промышленных предприятий в новых условиях // Вопросы экономики. 1995. — № 6. -с.22−30
  22. И., Ту балов В. Кадровая составляющая антикризисного менеджмента: обобщение опыта руководителей предприятий //Управление персоналом. 2004. -№ 12. — с.42−45
  23. В.И., Кравченко А. И. Фундаментальная методика и техника социологического исследования. М.: Высшее образование, Том 3. 2004. 932с.
  24. В. Действенное изменение организационной культуры //Банковские технологии. 2002. — № 1. — с. 13−19
  25. П. «Менеджмент: стратегия и тактика», СПБ.: Питер, 2001 359 с.165
  26. А.В. Экономическая социология. Минск: Экоперспектива, 1997. — 135 с.
  27. П. Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М.: Бук Чембэр Интернешнл, 1994. — 379 с.
  28. П.Ф. Рынок: Как войти в лидеры. М.: Бук Чембэр Интернешнл, 1992. -349 с.
  29. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики /Пер. с англ. — М.: Дело, 1996. — 342 с.
  30. В.В. Менеджмент организации в условиях кризиса. М.: ИПК Госслужбы, 2000. — 208 с.
  31. В. Управление персоналом в условиях антикризисного управления //Управление персоналом. 2004. — № 12. — с.40−41.
  32. А. Об отношениях в коллективе //Вестник электросвязи. 2003. — 23 сентября
  33. П.В., Карташов С. А. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Экзамен, 1999. — 576 с.
  34. Г. Е., Костина Н. Б. Социология управления: Учебное пособие. — М.: Гардарика, 2004. 272с.
  35. В., Ланг JI. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990. — 335 с.
  36. С.Д., Кузнецов В. И. Основы менеджмента. -М.: МЭСИ, 1998. 130 с.
  37. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, JL М. Гох-берг, С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-327 с.
  38. И. Стернин, Мы с тобой одной крови ты и я! — М.: Центр коммуникативных технологий «Ргопаганда». — http://www.propaganda.ru
  39. А.Я. Управление персоналом организации: учебник М.: Инфра-М, 2001.-638 с.
  40. К. А. и др. Антикризисное управление. Учебное пособие. -М.: МАЭП, 1999.-144 с.
  41. В. Умное увольнение //Вестник McKinsey. 2003. — № 1 (3). — с. З166
  42. А., Комаров Е. Кризисные и антикризисные менеджеры //Управление персоналом. 1999. — № 2. — с. 7−10.
  43. В. Практический опыт антикризисного управления //Дистанционное образование в Интернете. [email protected]
  44. А.Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. Превентивные методы управления СПб: Питер, 2001. — 432 с.
  45. Е.С. Основы социальной психологии JL: Изд. ЛГ, 1967 г. -237 с.
  46. Н.И., Коржева Э. М., Наумова Н. Ф. Теория и практика социального планирования. М.: Прогресс, 1978. — 311 с.
  47. Е. Управление персоналом в условиях кризиса //Люди и дела XXI. 2003. -№ 41 (август).
  48. В.Н., Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования//Материалы научной конференции, вып. 2., Рига, 1969.-c.55
  49. Н. А. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. М.: Управление персоналом, 1997. — 400 с. ------------
  50. М.И. Человеческий фактор: его роль в преодолении кризиса //Управление персоналом. 2003. — № 12. — с.37−39
  51. Н.С. Морально-психологический климат и его изучение. М.: Наука, 1992.- 127с.
  52. Е. Управление персоналом предприятия. М.: Инфра-М, 2000. — 471 с.
  53. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998. -704 с.
  54. А.Н. Культура управления персоналом. Екатеринбург: Уральская академия госслужбы, 2001 -240 с.
  55. А.Н., Федорова А. Э., Токарева Ю. А., Овчинников А. В. Антикризисное управление персоналом организации. СПб.: Питер, 2004. — 272 с.
  56. Н. X., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление Т. 1 М.: Внешторгиздат, 1993. — 449 с.
  57. С. А. Обществознание уч. Пособие СПБ.: Паритет, 2001.-272 с.
  58. Е.В. Сущность понятия производительность труда и основные его составляющие //Проблемы и перспективы управления экономикой и маркетингом организации. 2003. — № 3. — с. 27−29
  59. И. Исследование и классификация профессий с целью эффективного использования и развития кадрового потенциала //Управление персоналом. -2000. № 9. — с.40−47
  60. О.А. Микроэкономический механизм антикризисного управления (диссертация), 2000. 192 с.
  61. Николай Алексеев Управление предприятием в кризисной ситуации (опыт работы) //Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 6. — с.72−77.
  62. В.Н. Диагностика кризиса. Орел: Орловская Государственная академия госслужбы, 2003. — www.orags.narod.ru.
  63. Н. Анализ социально психологического климата//Поволжский межрегиональный учебный центр, 2001. www.pmuc.ru/j ornal/number 15/nikolskaya.htm
  64. Н.Г. Антикризисное управление предприятиями сферы услуг //Журнал депонированных рукописей. 2001. — № 8. — с.46−49.
  65. Общая социология: Учебное пособие /Под общей редакцией проф. А.Г. Эфси-диева. -М: ИНФРА-М, 2000. 654 с.
  66. А., Коннова Е. Что такое коучинг для бизнеса//Управление персоналом. -2003.-№ 2.-с. 16−17
  67. Е. Управление персоналом в рамках стратегического менеджмента /ЛТ менеджер. 2002. — № 10. — с.31−32
  68. Н. П. Самые эффективные инвестиции в кадры //Финансовый директор.-2003.-№ 10.-с.22−24
  69. .Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Под ред. В. А. Ядова.- JI.: Наука, 1981 171 с.
  70. С. Как преодолеть хаос в управлении предприятием //Управление персоналом. 2004. — 12. — с.23−27
  71. К.К., Казаков В. Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии /Социально-психологический климат коллектива. Под ред. Е. В. Шороховой О.И. Зотовой- М.: Изд. МГУ, 1992. 112 с.
  72. Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект JL: Изд-во Лен. ун-та, 1990. — 181 с.
  73. А. Бригадный подряд на новый лад //Элитный персонал. -2004. № 46 (381) 2 ноября.
  74. Г. В. «Руководитель в условиях экономического риска и кризиса». Воронеж: Изд. Воронежского гос. Университета, 1997. — 105 с.
  75. А.И. «Нововведения: Стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики)». М.: Политиздат, 1989. — 212с.
  76. Прикладная социология: Учебное пособие/под ред. д.э.н., проф. Ю. С. Колесникова. Серия «Учебники феникса». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 320 с.
  77. A.M. Большой энциклопедический словарь, М.: Норинт, 2004. 1456с.
  78. Рабочая книга социолога/Под общей ред. и с предисловием Г. В. Осипова, Изд. 3-е. М.: Едиторная УРСС, 2003. — 480с.
  79. А. А. Радугин К.А. Социология: курс лекций, М.: Библион, 2002. — 224с.
  80. Радугин, А А. Радугин К. А. Введение в менеджмент, социология организации и управления. -М.: ВЭПИ, 1995. 195с.
  81. . А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
  82. В.А. Трудности управления и их психологические причины //Управление персоналом. 1997. — № 3. — с.51−59 169
  83. П.В. Социология менеджмента и организаций, серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. — 288с.
  84. Е.В., Социальная психология: Курс лекций, — М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. 224 с.
  85. Р. Культура предпринимательства (Перевод с нем.). М.: ЭКОМ, 1992.-238с.
  86. Г. Менеджмент в организациях. Сокр. пер. с англ. М.: Российская академия госслужбы, 1995. — 335с.
  87. А., Кузнецов С. Факторы производительности труда //Экономист. -1998. № 4. — с.46−55
  88. А.В. Стратегия сокращения персонала на российских предприятиях //Административно управленческий портал, 2002. www.AVP.ru
  89. А.В. Управление сокращением персонала: опыт Великобритании //Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 2. — с.65−70
  90. И.А., Ефремов О. Ю., Машаров И. М. Управление и диагностика персонала: учебник СПб.: СПбИВЭСЭП, 2002. — 356с.
  91. А.Н., Хайруллина Н. Г. Управление персоналом. Тюмень: Вектор Бук, 2002. 333с.
  92. И.Л. Психосемантическая диагностика трудовой мотивации в управлении персоналом //Психология и бизнес on-line. -2004г. 25 октября. -www.psycho.ru.
  93. Социально-психологический климат коллектива под ред. Е. В. Шороховой и О. И. Зотовой. М.: Наука 1979. — 176с.
  94. Ю.П., Туленков Н. В. Теория Социальных технологий: Учеб. Пособие. К.: МАУП, 2004 — 608 с.
  95. Теория и практика антикризисного управления./Под ред. Беляева С. Г. и Кошкина В. И. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. 469с.
  96. Е.М., Дведенидова С. А. Диагностика в антикризисном управлении //Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 10. — с.3−26.
  97. О.В. Процесс подбора кадров как метод управления организационной культурой //Ломоносовские чтения. Аспиранты. Том 2. М.: МГУ им М. В. Ломоносова, 2002 — с. 205.
  98. Кодекс законов о труде РФ с изменениями внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 № 3-П./Справочно правовая система Консультант-плюс
  99. М.В. Социология управления: учебное пособие. Новосибирск: Новосибирская госакадемия экономики и управления, 1999. — 144 с.
  100. М.В., Аверченко Л. К. Социология и психология управления: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 320с.
  101. Федеральный закон № 175-ФЗ 20.10.1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» //Справочно правовая система Консультант-плюс171
  102. С.А. Управление реформированием и реструктуризацией компаний //Тезисы конференции «Управление в России: зачем мы нужный миру?». -2002. с. 12−14.
  103. С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 256 с.
  104. X., Кокавеч И. «Оценка профессиональной деятельности» / Иностранная психология. 1995 № 5. — с.69−82.
  105. О.Н. Адаптация кандидатов в крупных многопрофильных организациях //Тезисы всероссийского кадрового конгресса. 2004. — www.kadrovik.ru.
  106. Н.Г., Силин А. Н., Лихтенштейн Б. М. Менеджмент организации: субъектно-объектные взаимосвязи. Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. 240 с.
  107. Г., Ушаков А., Коротин Е. Возможности применения методов управления проектами для реализации программы реструктуризации предприятия //Менеджмент в России и за рубежом. — 1999. —№ 3. с. 113—129.
  108. Г. П. Модель системного подхода к практическому консультированию руководителей кризисных предприятий//Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 2. — с.128−138.
  109. В.М. «Управленческая психология». М.: Экономика, 1984. — 246 с.
  110. Юн Г. Б. Кризис-менеджмент //Управление персоналом. 2004. — № 12. — с.21−22.
  111. ISO 9000: Уровни развития предприятия //Электронная библиотека Лабара-тории новых информационных технологий. http://www.iso9000.ru.
  112. Albert Sandy & Rimsky Cathy «Management 101 Improving Employee Performance».-NYP., 2000.- 115p.
  113. H.G. «Krisenmanagement». Dusseldorf, Schwann.2.Aulf. 1988. — 471p.
  114. Benjamin Laura «How to Raise Issues Appropriately», Synthesis Publications, Boston: BCG -1998. 240p.
  115. Covi Ida «Leading the Workplace Within», Chg- HRM Pub. 2002. — 98p.
  116. Dell Twyla «An honest day’s work», NY: Crisp Publications. 1988. — 179p.
  117. P. «Marketing Management and Strategy (2nd ed.)», Prentice Hall Europe, 1 721 998.-723р.
  118. Fiore Tony Dr. «Resolving Workplace Conflict: 4 ways to a win-win solution.», Lending Expo. 2004/www.lendingexpo.net
  119. Goleman Daniel «Business: The Ultimate Resource/Motivating Your Staff in a Time of Change». 2002. — August
  120. Grimme Don «Grimme's Top Ten Tips: To Attract, Retain and Motivate Employees», San Francisco, SP, 2004. 71p.
  121. R. «Krisenmanagement», Hamburg: HEP, 480p.
  122. Honey Peter & Mumford Alan «Manual of learning styles», Human Resource Development. 1992. — 98p.
  123. M. «Krisenbegriff» Berlin: Bpress, 1972 — 41 Op.
  124. H.W. «Kriese», Dusseldorf. 1979 — 547p.
  125. D. «Management», 5 erw. Auflage, Munchen, Wien, Oldenbourg, 1992.-612p.
  126. . B. «Wandel und Bestandigkeit im sozialen», Wien: 1964. -261 p.
  127. Lindenberger Judith «Truth or Consequences: How to give performance Feedback», Columbus: Ohio University, 2004 139p.
  128. Matias Linda «Calculating the human cost of downsizing» 2004. -http://EzineArticles.com
  129. Miller Jane «Motivating a Workforce That Can’t Be Motivated», NY: NYP, 2004 -92p.
  130. Neuberger O. Arbeit: «Begriff-Gestattung-Motivation- Zufriedenheit», Stuttgard 1985.-312p.
  131. Nicolaides Carole «Preventing Your Employees from Failing», 2002. www.selfgrowth.com
  132. Obarski M. Anne «Stop the whining! The 5 best ways to build morale» 2004. -www.sideroad.com
  133. Robinson G. Alan & Schroeder M. Dean «Ideas are free: How the idea revolution is liberating people and transforming organizations», Barrett-Koehler Publishers, 2004 120p.
  134. Ruttenberg Serphos Abbe «Effective first steps to counter a crisis» 2004. -http://aboutpublicrelations.com
  135. Simmel Georg «1858−1918 /Ed. K.H. Wollf. Columbus (Ohio)», 1958 168p.
  136. Singer Blair «Rich Dad’s Advisors™ The ABC’s of Building a Business Team That Wins: The Invisible Code of Honor That Takes Ordinary People and Turns Them Into a Championship Team», Amazon, 2001. — 315p.
  137. Smith P. Gregory «Employee Involvement Programs Drive Performance», The CEO Refresher, 2004. www.refresher.com
  138. Smith P. Gregory «Motivating your workforce. Toward high performance.», The CEO Refresher, 2004. www.refresher.com
  139. Smith P. Gregory «The friendly factor. Creating a work environment that attracts and keeps the workforce» 2004. The CEO Refresher, 2004. www.refresher.com
  140. Staneart Doug «Ethical conflict resolution», The Ezine DOT Net, 2004. www.theezine.net
  141. Towner Nathalie «Job slump hits IT workers morale / IT Management: HR & Skills.» November'2002, Computer Weekly (#49).
Заполнить форму текущей работой