Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оптимизация процесса трудоустройства выпускников вузов в рыночных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бесплатность высшего образования призвана обеспечить равенство для поступления в ВУЗы всех людей определенного, достаточно высокого уровня способностей. Возможность поступления молодого человека в ВУЗ должна безусловно, определяться его способностями, а не материальными возможностями его родителей. Бесплатность получения высшего образования является необходимой предпосылкой для того, чтобы… Читать ещё >

Содержание

  • Историю цивилизации можно Выразить в шести словах: Чем больше знаешь, Тем больше можешь
  • Э.Абу

Актуальность исследования. Осуществление радикальных социально-экономических реформ разрушило многие привычные формы жизни и сломало сложившиеся социальные гарантии. Быстрыми темпами растет социальная и имущественная дифференциация населения, резко сокращаются ресурсы на социальное развитие, при этом одновременно возрастает потребность в них.

Особенно в сложном положении оказалось образование. Если нехватка ресурсов, например, на нужды здравоохранения ведет к возникновению частично «саморазрешающихся» проблем, то для образования характерно возникновение «петель положительной обратной связи», т. е., невозможность получить образование ведет к сложности нахождения хорошей работы, к низким доходам, а это, в свою очередь, к невозможности дать хорошее образование своим детям.

Проблемы образования, в отличие от многих социальных проблем, не только остры, но и самоуглубляемы. Они ведут к необратимому расслоению общества, а это значит, растет социальное напряжение, ухудшается социальное самочувствие. Ведь именно жесткая стратификация общества, невозможность перейти из слоя в слой, явилась, по мнению многих теоретиков, причиной краха многих обществ, в частности СССР.

Успех российской экономики во многом будет зависеть от того, удастся ли в ближайшее время реформировать систему высшего профессионального образования, призванного обеспечить подготовку нового поколения специалистов для конкурентоспособной экономики. Перед вузовской системой стоит цель более полного удовлетворения потребностей в образовательных услугах, как со стороны отдельной личности, так и общества в целом. Происходит смена образовательной парадигмы: центр тяжести смещается от профессионализации к образованности. Общество от гарантий перед своими членами по поводу их образования, обеспечения этих гарантий и опеки над человеком переходит к созданию и поддержанию условий для предоставления каждому возможностей непрерывного образования.

Система образования, формируя гражданина, оказывает воздействие на политическую и экономическую сферы общественной жизни. Разумеется, образование через культурно-воспитательную функцию оказывает влияние на духовную жизнь общества. «Выход» на социальную структуру общества система образования реализует посредством социальнодифференцирующей функции. Образование выступает фактором воспроизводства социально — профессиональной структуры общества. Кроме того, оно является каналом социальных перемещений и социальной мобильности. Чем более демократическим и открытым является общество, тем в большей степени образование «работает» как эффективный социальный «лифт». Оно позволяет человеку из низших страт в иерархической структуре общества достигнуть высокого социального статуса.

В силу того, что эти проблемы высшего образования возникли в России недавно, они изучены недостаточно для выработки действенных мер по улучшению положения. Особенно необходимо изучение проблемы трудоустройства выпускников, так как именно здесь «технологические» проблемы системы образования переходят в социальные. Именно понимание социальных процессов на этом этапе позволяет оценить пути и методы реформирования системы высшего образования по социальным критериям.

Образование — это социальный институт, выполняющий, с одной стороны, функции подготовки и включения индивидов в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества1, а с другой стороны, выполняющий экономическую, социальную и культурную функции в обществе. Экономическая функция образования состоит в формировании социально-профессиональной структуры и работника, владеющего необходимыми знаниями и навыками. Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности, в воспроизводстве социально-классовой и социально-статусной структуры общества. Таким образом, образование становится важным инструментом социальных перемещений в обществе. Культурная функция образования заключается в использовании ранее накопленной культуры, в целях социализации индивида и формировании его творческих способностей2.

Система высшего образования представляет собой совокупность: университетов, академий и институтов, работающих по государственным образовательным стандартам высшего и послевузовского профессионального образования- высших учебных заведений и образовательных учреждений, имеющих лицензии соответствующего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм- научных и проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно -просветительских учреждений,

1 Энциклопедический социологический словарь. Под.общ. ред. Осипова Г. В. М. 1995 — с.464

2 Краткий словарь по социологии. Под .общ ред. Гвишиани Д. М. М. 1989 -с. 195 предприятий и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования- органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций- общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ)3.

Высшая школа оказалась в очень сложной ситуации, обусловленной переходом к рыночным отношениям в сфере образования. Сокращение бюджетного финансирования высших учебных заведений и отказ от обязательного государственного распределения выпускников — вот, пожалуй, два самых важных аспекта этих изменений. В условиях уменьшения финансовых поступлений из бюджета высшие учебные заведения вынуждены искать новые источники финансирования: введение платы за обучение- образование коммерческих факультетов, отделений, курсов.

Актуальность работы объясняется объективной потребностью реформирования существующей системы высшего образования, анализа наиболее слабых ее звеньев с точки зрения социального риска. В работе показано, что таким звеном является трудоустройство выпускников ВУЗов. В связи с отменой государственного распределения учебные заведения должны сами заниматься трудоустройством своих выпускников.

Рынок труда — наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда, но и как в зеркале отражаются практически все социально-экономические явления, происходящие в обществе. От того, насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка — работника и работодателя, — зависит спрос на рабочую силу и ее предложение, а соответственно, уровень безработицы.

Российский рынок труда функционирует в условиях, когда цена рабочей силы, уровень душевого потребления населения не приведены в соответствие со стоимостью рабочей силы, что деформирует такие компоненты рынка труда как спрос и предложение.

Выпуск специалистов с высшим образованием в условиях сокращения спроса на специалистов, обусловленного снижением объемов производства, структурными изменениями в экономике, процессом конверсии требует более пристального внимания к судьбе молодых людей, получивших высшее образование. С одной стороны, несмотря на сокращение в целом

3 Комментарий к федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Под. ред. Сырых В. М., Буслова Е. В. М. 1998 -с.34 бюджетного финансирования высшего образования, государство продолжает вкладывать значительные средства в подготовку специалистов и вправе рассчитывать на то, что подготовленные кадры будут использоваться с достаточной степенью эффективности. С другой стороны, человек не нашедший своего места в жизни, разочарованный в полученной специальности, с невозможностью реализации приобретенных знаний — это дополнительный источник социальной напряженности.

Необходимость социологического исследования проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов представляется очевидной как в плане развития системы высшего образования (важной части социальной сферы и сферы слуг), так и в аспекте современных реалий социального развития.

Степень разработанности проблемы

Изучение системы высшего образования, а также различных систем трудоустройства выпускников началось практически с момента ее создания, т. е. примерно с открытием Московского университета. Много работ посвятили этой теме: Белозерцев Е. П., Голубев И. К., Гумилев Л. Н., Днепров Э. Д., Ключевский В. О., Куломзин А. Н., Матросов В. А., Соловьев С. М., Троицкий В. Ю. и др.

Социальный анализ современных проблем высшего образования дан в работах Бестужева -Лады И.В., Болотина И. С., Бутенко И. А., Герасимова И. А., Кухтевич Т. Н., Кравченко А. И., Лисовского В. Т., Лукова В. А., Маршака А. Л., Минюшева Ф. И., Нечаева В. Я., Раки-това А. И., Руткевича М. Н., Томина В. П., Ядова В. А. и др.

Выпускники ВУЗов являются одной из социальных групп на рынке труда. Анализу рынка труда и его особенностям посвящены ряд фундаментальных исследований и значительное количество статей в периодических изданиях. Следует выделить фундаментальные исследования сущности рынка труда в переходный период в работах директора Института рынка труда Котляра А., московского экономиста Заславского И., иркутского исследователя Былова В., исследователя из Чувашии Куракова Л., московских ученых и преподавателей Рофе А., Збышко Б., Ишина В., преподавателей Московского университета Меликьяна Г. Г., Колосовой Р. П. и Козакова В. Н., руководителя отделения ИСП РАН Гарсия-Исер М. и Смирнова С. и др. В этих исследованиях также уделяется особое внимание изучению ситуации на региональных рынках труда.

Как отмечают экономисты Всемирного банка Гелб А. и Грей Ч., рынок рабочей силы в России, хотя и в своеобразной форме, существовал еще до начала реформ, однако при социализме он находился под строгим контролем и предполагал жесткое регулирование всех его элементов: размеров зарплаты, системы льгот, перемещения работников, увольнений.

При этом для него было характерно отсутствие эффективного экономического механизма распределения и перераспределения рабочей силы.

Российскими экономистами Савирьяновой К. и Нестеровой Д. было проведено исследование, целью которого является анализ факторов, влияющих на уровень и динамику заработной платы, через оценку норм отдачи от инвестиций в образование в современной российской экономике. Несмотря на то, что в России общий уровень образования и подготовки работников может быть оценен как достаточно высокий, тем не менее, он не обеспечивает индивидам в необходимом объеме, определяемом требованиями рыночной экономики, возможности мобильности и адаптации на рынке труда. Налицо несоответствие структуры имеющегося образовательного потенциала, как по объему, так и по качеству, структуре спроса, предъявляемого рынком труда. Следует отметить, что характерными чертами переходной экономики России являются значительные масштабы вторичной занятости, не денежные формы заработной платы, задолженности по зарплате и высокий уровень инфляции. По результатам исследования за 1994−1996 гг. норма отдачи от инвестиций в образование составила 6−8% прироста заработной платы на каждый дополнительный год образования. Этот показатель вырос не только по сравнению с советским периодом, но и относительно начала процесса реформ4. Тем самым, подтверждается гипотеза о том, что либерализация экономики и децентрализация регулирования заработной платы способствуют росту частных норм отдачи от инвестиций в образование: средние заработки более образованных работников не только превышают средние заработки менее образованных, но и прирастают более быстрыми темпами

Выпускники ВУЗов — это молодежь в возрасте от 20 до 27 лет. Анализу рынка труда выпускников и созданию социального портрета современной российской молодежи посвящены ряд исследований и статей в научной литературе. Следует отметить работы преподавателей Московского университета Разумовой Т. О. и Балябиной Т. А., московских ученых Дунаевой И. и Чупрова В.И.

Исследованию этих проблем посвящены работы многих психологов, философов, юристов, педагогов, демографов, в частности — Артамоновой М. В., Бацина В. К., Валентея С., Гончаровой Н. В., Джаргаряна Г. Г., Зубка Ю. А., Евстратовой ЕЕ., Кутасовой Т. В., Лапина Н. И., Пигаревой И., Поршнева А. Г., Пронникова В. А., Разу М. Л., Резника Ю. М., Рощина С. Ю., Сырых В. М. и др.

4 Сабирьянова К., Нестерова Д. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России.// Российская программа экономических исследований, фонд «Евразия», научные доклады. М. 99/04 -декабрь 1998 — с. 14

За рубежом эти проблемы анализируются в трудах Белла Д., Бернала Дж., Бока Д., Веблена Т., Гудмана П., Гумбольдта В., Дюркгейма Э., Дьюи Д., Керра К., Мангейма К., Ньюмена Дж., Ортеги — и — Гассета X., Рашдалла Г., Розовски Г., Сорокина П., Тернера Б., Флекснера А., Шеллинга Ф., Ясперса К. и др.

Проблемам трудоустройства выпускников МГУ посвящены работы Белокурова В. В., Добренькова В. И., Жильцова E.H., Ильченко В. И., Садовничего В. А., Сушко В. Г., Филипова В. М., Шикина Е В.

Между тем, несмотря на обилие публикаций по высшему образованию, практически отсутствуют работы по организации и управлению процессом трудоустройства выпускников в современных рыночных условиях.

Таким образом, можно сформулировать проблему, разрешению которой и посвящена диссертация: существует противоречие между объективной необходимостью подготовки специалистов и реальным состоянием их трудоустройства, что требует, прежде всего, разработки системы трудоустройства выпускников в каждом учебном заведении.

Объектом исследования является процесс трудоустройства выпускников Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Предметом исследования является: система трудоустройства выпускников ВУЗов в условиях современной России- система ценностных ориентаций современных выпускников.

Целями исследования являются: изучение системы трудоустройства выпускников и, особенно, ее социальных аспектов- выработка рекомендаций по совершенствованию системы трудоустройства выпускников ВУЗов на примере МГУ.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи. показать место трудоустройства выпускников ВУЗов в системе подготовки специалистов- провести развернутый анализ данных социологического исследования, проведенного автором по проблеме трудоустройства- разработать практические рекомендации по реформированию системы трудоустройства выпускников ВУЗов- обосновать необходимость введения курса для выпускников по проблемам трудоустройства- показать влияние внешней среды на трудоустройство выпускников.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют основные методы социологического исследования, системного подхода, анализ научной литературы, а также методы смежных областей знания — психологии, экономики, юриспруденции и истории.

Опытную базу исследования составили нормативные документы, регламентирующие процесс трудоустройства выпускников, документы Федеральных органов власти, данные государственной статистики, сведения из Internet, результаты социологических опросов студентов России, результаты социологических опросов, проводимых с участием диссертантки (был проведен опрос, в котором участвовали 186 человек, респондентами являлись студенты и выпускники МГУ). С участием автора был организован систематический мониторинг мнения студентов и выпускников МГУ. Кроме того, исследовались социальное самочувствие и мотивация с помощью замера объективных и субъективных показателей на основе оценок респондентов.

Методы исследования — анкетирование с использованием социологического инструмента, обработка и анализ социологических данных с помощью пакета S.P.S.S., контент-анализ документов и публикаций, интервью со специалистами, экспертные технологии, неструктурированные наблюдения.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач создания системы трудоустройства выпускников ВУЗов (маркетинговые службы), разработке концепции перехода ВУЗов от ныне применяемой маркетинговой производственной стратегии к клиентоориентированной маркетинговой стратегии. Планово-централизованная экономика не ставила перед ВУЗами задач маркетинга. Существовавшая система «распределения» выпускников хорошо согласовывалась с плановыми методами управления и, хотя задачи прогнозирования потребности в кадрах, коррекции содержания обучения под потребности научно-технического прогресса и народного хозяйства существовали, решались они не в ВУЗах, а в соответствующих министерствах.

С началом реформирования экономики России и с появлением элементов рыночных отношений изменения условий на рынке труда стали все больше ощущаться ВУЗами. Несмотря на серьезные сокращения бюджета на образование не только абсолютное, но и относительное (резко упал относительный уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава по отношению к среднему уровню оплаты труда в промышленности: с трех четвертей до трети), серьезных тенденций в экономике и обществе, препятствующих этому процессу, не возникло. То есть экономика не ощутила «жизненной необходимости» поставляемого ВУЗами товара. Утверждение, что образование относится к инерционным секторам экономики, что недостаток вложения в «человеческий капитал» еще скажется, верно лишь отчасти.

Об этом свидетельствует стремительно возникший параллельный с государственной системой рынок образовательных услуг. Потребности рынка труда в бухгалтерах, менеджерах и т. д. стали удовлетворяться за счет системы переподготовки кадров- за счет появления на российском рынке предложений услуг иностранных ВУЗов- за счет вновь возникшей системы негосударственного образования. Можно много и справедливо говорить о конкретных причинах успеха конкурентов, например, о недобросовестных методах конкуренции, о низком качестве «продукции» негосударственных ВУЗов, но нельзя отрицать тот факт, что большая часть ВУЗов оказалась плохо подготовленной к конкуренции в условиях рыночных отношений. И главная, на взгляд автора, причина кризиса распределения выпускников — отсутствие у ВУЗов стратегии борьбы, отсутствие современной, ориентированной на рынок, на потребителя, агрессивной и жесткой стратегии маркетинга. Вместо решения главной задачи -приспособить основной процесс к новым условиям, перестройка в ВУЗах пошла по вспомогательным формам (аренда помещений, коммерческая деятельность и т. д.).

Нельзя сказать, что ВУЗы не ориентируются на рынок труда, но важно отметить, что в ВУЗах отсутствует отдел маркетинга, координирующий всю работу по продвижению товара к потребителю. В связи с этим в работе: пускников- ¦ влияющие- ¦ ¦ определена роль маркетинговой службы ВУЗа в процессе трудоустройства выобоснована необходимость перехода к современной маркетинговой стратегии- изучен и проанализирован процесс трудоустройства и факторы, на него разработана структура маркетинговой службы- разработана новая маркетинговая стратегия ВУЗа и ее составляющие- разработаны рекомендации по планированию карьеры и ее отдельных этапов для выпускников ВУЗов- уточнены отдельные функции и профессиональные обязанности работников аппарата управления ВУЗа.

Основные положения, выносимые на защиту: результаты анализа социальных проблем процесса трудоустройства выпускников ВУЗа- концепция клиентоориентированной стратегии ВУЗов- схема организации работы со студентами по их трудоустройству, структура служб-

За- ¦ схема работы ВУЗа с внешней средой при трудоустройстве выпускников ВУобъективные схемы планирования карьеры- подход к обучению студентов планированию карьеры.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в диссертационном исследовании результаты дополняют и развивают представления о социальных процессах в обществе, процессах трудоустройства молодежи, их мотивации и структурах предпочтения, о проблемах и социальных рисках в современных российских условиях.

Научные результаты и выработанные на их основе рекомендации могут оказать содействие решению проблем реформирования высшей школы, её адаптации к новым условиям, внедрению современных маркетинговых стратегий.

Теоретические

выводы диссертации и вытекающие из них практические предложения представляют интерес для руководства ВУЗов и органов управления образованием.

Сформулированные автором оценки и

выводы использованы в обучении студентов планированию карьеры и методам трудоустройства.

Рекомендации и результаты исследования внедрены в учебный процесс в МГУ: лекция — «Менеджмент в сфере образования» в курсе «Менеджмент в социальной сфере" — лекция — «Планирование карьеры" — семинары по курсу — «Основы менеджмента" — в практику работы центра «МГУ Карьера Сервис».

Структура и объем работы определены логикой изложения и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на части, заключения, списка литературы и

приложений. Работа изложена на 170 страницах, содержит 14 диаграмм, 9 таблиц и 8 рисунков.

Оптимизация процесса трудоустройства выпускников вузов в рыночных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Недостаточно овладеть премудростью, Нужно также уметь пользоваться ею.

Цицерон.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Демократизация и гуманизация системы образования, расширение автономности, самостоятельности учебных заведений, сочетание государственных учебных заведений с частными, бесплатного и платного обучения и другие серьезные нововведения в целом положительно сказались на работе системы образования нашей страны, усилили многообразие ее форм и методов, создали простор для новаторства. Но нельзя вместе с тем не видеть, что тут же возникли и обострились негативные тенденции коммерциализации образования, серьезного нарушения принципа равных стартовых возможностей получения образования, отсутствия в ряде случаев обязательных государственных стандартов в образовании и снижения уровня обучения, перелива высококвалифицированных кадров из государственного в частный сектор образовательной системы.

Развитие рыночных отношений, расширение экономической самостоятельности высших учебных заведений, переход на западные стандарты обучения — все это значительно обновило систему подготовки кадров в высшей школе. На первом этапе реформирования системы высшего образования прослеживалась стойкая тенденция к ориентации на американские схемы. Одной из основных постулатов которого является введение платности высшего образования в размерах, покрывающих или даже превосходящих все издержки ВУЗов по подготовке специалистов. Тогда как в большинстве европейских государств образование для своих граждан является в основном бесплатным.

Бесплатность высшего образования призвана обеспечить равенство для поступления в ВУЗы всех людей определенного, достаточно высокого уровня способностей. Возможность поступления молодого человека в ВУЗ должна безусловно, определяться его способностями, а не материальными возможностями его родителей. Бесплатность получения высшего образования является необходимой предпосылкой для того, чтобы способные дети из малообразованных и малообеспеченной части общества все же получили высшее образование. При платности высшего образования платить будет не столько студент, сколько его родители. Таким образом, возможность получить высшее образование зависит не только от способностей молодых людей, но в любом случае от солидарности между поколениями. В результате фундаментальными критериями социальной дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное материальное положение. Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическим показателям.

На фоне низкого платежеспособного спроса населения рыночный спрос на образование не стимулируется и отображает образовательные потребности лишь более богатых сегодня корпораций и семей. Данный платежеспособный спрос сосредоточен исключительно на получении экономического, финансового, управленческого, юридического, психологического и лингвистического образования. Ориентация высшей школы на текущие потребности современного деформированного российского рынка (в частности, с сильными перекосами в сторону торгово-посреднических, финансово-сервисных видов деятельности) искажает истинную потребность реальной экономики в объемах и структуре высшего образования в ближайшей перспективе.

Российская высшая школа, являясь составной частью советской вузовской системы, внесла существенный вклад в области подготовки и переподготовки специалистов, повышения их квалификации, воспроизводства научного потенциала страны и проведения научных исследований. Однако, модель высшего образования командно-административной системы отличалась узким профилем подготовки кадров. На протяжении длительного периода времени главная задач вузовской системы заключалась в воспроизводстве специалистов сравнительно узкого профессионального профиля. Анализ проблем высшего образования подтверждает несоответствие внутренней структуры ВУЗов требованиям междисциплинарного подхода к образованию, что отрицательно сказывалось на качестве специалистов. Отраслевая структура высшей школы, с одной стороны, ограничивала возможности саморазвития ВУЗов, а с другой направляла их на удовлетворение узкоотраслевых интересов.

Стратегия развития российского высшего профессионального образования состоит в том, что высшая школа России, обладающая богатым опытом в подготовке специалистов и проведении научно-исследовательских работ, нуждается, в условиях нового государственно-политического и социально-экономического устройства страны, в реформировании. Последнее вызвано повышением к вузовской системе требований как внутренних — быть востребованной, отвечать вопросам рынка трудатак и внешнихсоответствовать параметрам мирового образовательного пространства. При этом очевидным является тот факт, что реформирование российского высшего профессионального образования должно учитывать, наряду с закономерностями и тенденциями развития высшей школы в странах со сложившейся рыночной экономикой, условия и традиции отечественной системы высшего образования.

Механизм включения высшей школы в рыночные отношения тесно связан с удовлетворением спроса на специалистов. Обеспечивая воспроизводство кадров, высшие учебные заведения неизбежно включаются в систему рыночных отношений формирования рабочей силы, становятся участником рынка труда. Однако необходимый баланс между спросом на определенные профессии и предложением со стороны выпускников ВУЗов за последние годы еще не сформировался.

Острой проблемой для России является то, что высшая школа и ее выпускники оказываются жертвами последствий господствовавшей ранее нерациональной плановой экономической политики, ориентированной в значительной мере на развитие военно-промышленного комплекса. С проведением конверсии, сокращением оборонной промышленности резко снизилась потребность в инженерно-технических кадрах, обострилась проблема трудоустройства специалистов в этой области, заметно упал конкурс в технические ВУЗы. Значительная часть студентов этих ВУЗов не проявляют повышенного внимания к естественным и техническим наукам.

Занятость выпускников ВУЗов является объектом интереса ученых и озабоченности политиков в силу целого ряда экономических и социальных причин. Незанятость с точки зрения макроэкономического развития ведет к нарушению процесса смены поколений в экономике, замедляет экономический рост, снижает эффективность производства. С индивидуальной точки зрения незанятость ведет к утрате (или отказу от приобретений) трудовых навыков, формированию иждивенческой философии — отказу от труда как источника существования, переходу в нелегальную и криминальную сферы деятельности. С социальных позиций молодежная безработица становится источником роста преступности, наркомании и алкоголизма, что само по себе и вкупе с другими факторами ведет к социальным взрывам. В силу психологической неустойчивости и возрастного нигилизма молодежь нередко и не без оснований считают одной из наиболее взрывоопасных групп в обществе.

Усилению напряженности на молодежном рынке труда способствовало принятое в конце 1990 г. постановление Совета Министров об отмене централизованного распределения выпускников учебных заведений. С одной стороны, подобный отказ можно считать прогрессивным, потому что свободный диплом позволяет сделать выбор интересующего места работы, а не «трудиться», где положено по распределению. С другой — крайняя ограниченность вакансий, вызванная как рыночными факторами, так и отсутствием целевых государственных программ содействия занятости молодежи, приводит к росту безработицы среди лиц, впервые выходящих на рынок труда.

В настоящее время в условиях кризисного развития экономики и нарастающего расслоения населения идет формирование новых поведенческих норм на фоне разрушенной старой идеологии. Если раньше в процессе самоопределения молодые люди могли опереться на опыт предшествующих поколений, то сейчас они лишены такой возможности, и вынуждены осваивать новый социальный опыт, прежде всего на самих себя.

Проникновение западной идеологии в жизнь российской молодежи привело к переоценке ценностей принявшей однобокий вид и уродливые формы. Восприятие западного образа жизни произошло чрезвычайно избирательно — стремление жить как на Западе включает лишь категорию потребления, но отнюдь не предусматривает достижения западного уровня производства и производительности труда. Символы богатства и благополучия сформировали модель, когда личная предприимчивость и изворотливость проводят к головокружительной карьере (измеряемой получаемыми доходами), отсюда и скачок в потреблении как высшая цель существования. В системе жизненных ценностей, как отмечает К. Мяло, образовался феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченные равнозначным стремлением это благо создавать. Невозможность удовлетворить потребности за счет хорошей учебы, добросовестного труда формирует у одних неуверенность, а у других циничное отношение к жизни.

Социологический анализ последствий изменений предполагает осмысление большого круга вопросов, затрагивающих самые разнообразные аспекты высшего образования: меняется соотношение технического и гуманитарного сегментов высшей и средней школы, резко повышается престиж одних ВУЗов, специальностей и одновременно падает других. Изменяется соотношение карьеры и образования. При этом возникает проблема сохранения доступности образования для самых широких слоев населения.

Один же из парадоксов ситуации, сложившейся в России, заключается в том, что оплата труда специалистов не соответствовала — да и сейчас не соответствует — ни затратам на их подготовку, ни уровню их требований. Такое несоответствие обусловило появление неоправданно большого числа специалистов с высшим образованием, работающих на рабочих должностях и вообще не по специальности.

Вот почему весьма целесообразно было бы на основе научных разработок предложить комплекс мер, направленных на содействие трудоустройства выпускников ВУЗов и адресованных различным субъектам рынка труда.

Во-вторых, то, что часть выпускников ВУЗов сразу со студенческой скамьи попадают в списки безработных, говорит о том, что традиционно сложившаяся система подготовки кадров с высшим образованием не полностью соответствует требованиям рынка. Не всегда спасают положение дел и появляющиеся альтернативные учебные заведения, которые возникают подчас стихийно. Без фундаментальной проработки региональных потребностей в специалистах, поэтому выпускники и здесь испытывают проблемы с трудоустройством.

И, наконец, в-третьих, тот факт, что доля безработных выпускников ВУЗов и доля специалистов в общем, числе безработных заметно уменьшается, дает основание предположить, что начинают срабатывать отношения цивилизованного рынка, при которых более высокий уровень образования становится лучшим видом социальной защиты от безработицы. Без сомнения, число безработных выпускников ВУЗов было бы значительно больше, если бы сами ВУЗы сейчас не предпринимали энергичные меры по перестройке форм и методов образования и содействия трудоустройству.

Попытки ВУЗов повысить конкурентоспособность своих выпускников на выпускников на рынке труда выражаются в появлении в учебных программах новых курсов и специализаций: технические ВУЗы стремятся включить в качестве обязательных или факультативных курсы экономической и юридической подготовки специалистов для возможности ведения в будущем предпринимательской деятельности. То есть, ВУЗ должен дать специальность, пользующуюся спросом на рынке труда, дать образование, позволяющее адаптироваться к требованиям рынка, и предоставить услуги по содействию трудоустройства выпускника. В решении вопросов трудоустройства выпускников следует сделать акцент на повышение собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Задача ВУЗа в этой связи заключается в обеспечении их более раннего и более основного включения в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями — работодателями, заинтересованными в квалифицированных специалистах, с одной стороны, и ВУЗами — с другой, должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в ВУЗе более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций.

В любом зарубежном университете одним из ключевых администраторов является лицо, возглавляющее маркетинговое подразделение, в задачи которого входит как привлечение студентов на учебу и заказчиков на исследование и разработки, так и изучение спроса на те или иные типы образования, специальности, технологии обучения и т. д.

Применяемые в процессе изучения образовательной сферы маркетинговые социологические методы, такие как массовые и экспертные опросы, мониторинги динамики образовательных процессов, наблюдения, эксперименты, фокус-группы и контент-анализ, обеспечивают надежную диагностику происходящих процессов, способны оказывать коррекционно — упреждающее воздействие на те или иные тенденции. Кроме того, маркетинг позволяет изучить реальный спрос на те или иные формы образования, ситуацию в системе образования, основные проблемы в подготовке специалистов, ориентации вступающий в жизнь молодежи, дополнительные знания, необходимые специалистам для профессиональной карьеры, зависимость карьеры от образования, перспективные формы получения образования и повышения квалификации и другие вопросы. С другой стороны, маркетинг позволяет выявить категории населения, способные потреблять предлагаемые образовательные услуги в различных регионах, определить реальную стоимость услуг, контролировать, процесс вхождения образовательных учреждений на рынок.

Методы маркетинга открывают широкие возможности для исследования рынка образовательных услуг, изучения социальноэкономических характеристик потенциальных потребителей образовательных услуг — учащихся, студентов, и учебных заведений — производителей образовательных услуг, средств и способов осуществления рекламных кампаний в сфере образования. Данный мониторинг обеспечивает надежную связь между производителем образовательного продукта и потребителем образовательных услуг.

Практика работы ряда московских вузов показала положительные результаты в решении этой проблемы при наличии в них подразделений содействия в трудоустройстве молодых специалистов. Такие подразделения позволяют уже в процессе обучения наиболее эффективно учесть взаимные интересы молодых специалистов, вузов и работодателей.

Политика Московского университета в области профессиональной ориентации и трудоустройства студентов и выпускников — целенаправленная деятельность ректората, подразделений и общественных организаций университета, нацеленная на удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием, сочетающих глубокие профессиональные знания с высокой культурой и гражданской активностью, посредством реализации образовательных программ, повышения мобильности молодых специалистов, содействия им в профессиональном и личностном росте.

Для оптимизации процесса трудоустройства необходимо создание новой концепции профессиональной ориентации и трудоустройства студентов и выпускников Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. В связи с этим выделяются следующие проблемы Московского университета:

• отсутствие информации у студентов и выпускников Московского университета о состоянии рынка труда, его тенденциях приводит к неадекватному распределению специалистов по секторам экономики.

• очень важным представляется вопрос о технологиях трудоустройства. Выпускники практически не осведомлены о методах поиска работы, планированию карьеры и отсутствуют знания трудового законодательства.

• большая часть специальностей Московского университета сформирована под влиянием господствовавшей ранее социалистической экономики, ориентированной в значительной мере на развитие военно-промышленного комплекса, производства средств производства. В современной экономической ситуации напротив ощущается нехватка специалистов, занятых в сфере услуг, в производстве товаров народного потребления. В связи с этим обострилась проблема трудоустройства выпускников естественных факультетов.

Взаимодействие между предприятиями и организациями — работодателями, заинтересованными в квалифицированных специалистах, с одной стороны, и ВУЗами — с другой, должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в ВУЗе более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций.

Целесообразность создания такой системы подтверждается тем, что настоящее время успешное трудоустройство выпускников напрямую влияет на рейтинг ВУЗа в образовательной системе Российской Федерации.

Цели.

1. Удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием, сочетающих глубокие профессиональные знания с высокой культурой и гражданской активностью.

2. Обеспечить максимальное содействие в трудоустройстве выпускникам МГУ для работы по специальности.

3. Профессиональная и личностная ориентация студентов и выпускников МГУ. Оказание им содействия в развитии карьеры.

4. Формирование благоприятного имиджа выпускника МГУ, как успешного, профессионально-грамотного, разносторонне-образованного, инициативного работника.

5. Содействие в обеспечении правовой защищенности молодого специалиста.

Рекомендации по содержанию работы Центра.

1. Обучение студентов и выпускников технологиям трудоустройства, а именно, теоретическим и практическим навыкам поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования. Развитие у них умения «продавать себя».

2. Повышение собственной активности и инициативы у молодых специалистов, развитие личностных и деловых навыков.

3.

Введение

специального курса по планированию карьеры, рекомендации по планированию карьеры на различных ее этапах.

4. Создание и управление базами данных по студентам и выпускникам, специалистам и предприятиям. Своевременное информационное обеспечение работодателей о наличии кандидатов требуемого уровня и специалистов об имеющихся вакансиях.

5. Развитие практики стажировок и производственных практик студентов старшекурсников.

6. Создание клуба выпускников, отработка механизмов взаимодействия с выпускниками МГУ.

7. Проведение мониторинга современного рынка труда, социологических и маркетинговых исследований на предприятиях, организациях, фирмах.

8. Освещение состояния молодежного рынка труда в тематических изданиях, на радио, телевидении и Интернет.

9. Отработка системы взаимодействия с факультетами, молодежными организациями (АГЕБЕС, 1АЕЯТЕ и др.), кадровыми агентствами и муниципальными службами занятости.

10. Повышение правовой защищенности молодых специалистов на рынке труда.

11. Организация и проведении семинаров, презентаций, Дней Карьеры в вузах с участием работодателей.

12. Организация и проведение тематических конференций, круглых столов для аналогичных служб занятости вузов с приглашением СМИ и всех организаций, заинтересованных в решении проблемы трудоустройства молодых специалистов.

13. Участие в тематических выставках, презентациях, «Днях карьеры» и других аналогичных мероприятиях.

14. Разработка рекомендаций по коррекции учебных планов Университета в соответствии с требованиями, предъявляемыми к молодым специалистам современным рынком труда.

15. Создание и поддержание работы сервера www.career.ru, содержащего аналитические материалы по вопросам поиска работы, планирования карьеры, развития личностных и деловых качеств.

Организация взаимодействия с:

Министерством Образования России;

Советом ректоров ВУЗов Москвы;

Предприятиями, организациями и фирмам;

Комитетом труда и занятости Москвы;

Министерством труда и социального развития России;

Подобными структурами других ВУЗов.

Целенаправленная работа по организации деятельности служб содействия занятости выпускников ВУЗов позволит уже в ближайшее время создать механизм своевременной оценки и оперативного реагирования на тенденции развития рынка труда молодых специалистов. В современных условиях конкурентные преимущества экономики, возможности ее модернизации напрямую определяются накопленным в стране и задействованным (реализованным) человеческим капиталом. Именно люди с их образованием, квалификацией, профессиональным опытом определяют возможности и границы необходимых перемен.

В данном исследовании изучена система трудоустройства выпускников ВУЗов, рассмотрены положительные и отрицательные ее аспекты в условиях как командно-административной, так и рыночной экономики. В ходе исследования подготовлено учебно-методическое пособие по «Планированию карьеры», для проведения цикла семинаров по проблемам выбора профессий и карьерного роста после окончания ВУЗа. Результаты анализа современной системы трудоустройства показали необходимость создания концепции клиен-тоориентированной стратегии ВУЗа, необходимость работы с внешней средой. Выводы данной работы внесены в концепцию профессиональной ориентации и трудоустройства студентов и выпускников МГУ им. М. В. Ломоносова.

1. Акимкин Е. М., Вашенцев К. С. Потребности московских предпринимателей в специалистах экономического профиля.//Социологические исследования — М.1997; № 3, с.113−120.

2. Алымов Ф., Костюкова О. Бухгалтер лидер профессионального «хит-парада». //Сегодня — М. 1997 — 26 мая, с. 6.

3. Аналитическая справка о результатах анкетного опроса студентов 1 курса МГУ./ Центр социологических исследований при МГУ. М. 1994.

4. Аналитическая справка о результатах анкетного опроса студентов МГУ./ Центр социологических исследований при МГУ. М.1998.

5. Анучин Д. Н. О людях русской науки и культуры. М. 1950.

6. Аралов Р. Постелите мне офис, занавесьте мне окна работой. // Деньги М. 1996. -№ 34, с. 36−43.

7. Аудит по большому счету. // Профиль М. 1997 — № 32, с. 10−14.

8. Багдасарян Н. Г., Кансузян Л. В, Немцов A.A. Инновации в ценностных ориентация студентов.//Социологические исследования М. 1995 — № 4, с. 125−129.

9. Белов А., Осецкая Т., Морозова А. Товарищ идеальный секретарь. // ДеньгиМ. 1996. № 6, с. 16−23.

10. Белозерцев Е. П. О национально-государственном образовании в Рос-сии.//Педагогика М. 1998 -№ 3, с.30−35.

11. БелявскийМ.Т. .Всё испытал и все проник. -М. 1990.

12. Беляева Т. Б., Голоухова С. И. Особенности взаимосвязи высшей школы и рынка труда./ Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения -1998». М. 1999.

13. Бергхорн Г. Система высшего образования ФРГ.// Международное сотрудничество М. 1997 — № 2, с. 17−22.

14. БестужевЛада И. В. Альтернативные цивилизации. М. 1998.

15. Бове К., Арене У. Современная реклама. Тольятти 1995.

16. Богомолов Ю., Кулагина Н. Управление профессиональным составом экономически активного населения в период до 2000 г.//Проблемы теории и практики управленияМ. 1997 -№ 4, с.75−80.

17. Боткина О., Романюк Е. Кредитный марафон.// Финансист М. 1997 — № 9, с. 32.33.

18. Буданова С., Князева Т., Морткович О. Законные основания. //КарьераМ. 1998 -№ 9, с. 14−21.

19. Буйнова И., Коняхин М., Опрышко Е. Дело врачей. // Карьера М. 1998 -№ 1, с. 70.73.

20. Былов В. Г. Экономические факторы управления системой регионального рынка труда. -Иркутск.

21. В России 9 млн. безработных.// Сегодня М. 1999 — № 61, 22 марта, с. 5.

22. Валентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры.//Вопросы экономики М. 1999 -№ 2, с.90−102.

23. Веблен Т. Теория праздного класса. М. 1984.

24. Вишневская Н. Г. Государство на рынке труда изменение стратегии.// Мировая экономика и международные отношения — М. 1997 — № 7, с. 101−107.

25. Вишневская Н. Г. Российский рынок рабочей силы и опыт Запада.//Мировая экономика и международные отношения М. 1992 — № 8,с. 42−57.

26. Вишневская Н. Г. Рынок труда проблемы решения.// Мировая экономика и международные отношения — М. 1995 -№ 1,с. 111−117.

27. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология в вопросах и ответах. М. 1999.

28. Ворожейкина О. Я. Образование в ФРГ. М. 1995.

29. Воронина А., Белов А. Коммерческие вузы: надежды юношей питают? //Деньги. -М. 1995. № 25, с. 36−40.

30. Воронина А., Морозова А. Школа Золушек: учиться бальным танцам, чтобы перебирать крупу.//Деньги М.1996. — № 9,с. 16−21.31. ВЦИОМ 1995 г, № 4.

31. Высшая школа в зеркале социологии. Информационный бюллетень Госкомвуза РФ. -М. 1994.

32. Высшая школа как фактор изучения социальной структуры развитого социалистического общества. М. 1978.

33. Высшая школа СССР за 50 лет. М. 1967.

34. Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции. Под. ред. Карпова Л И., Северцева В. А. -М.1957.

35. Гаврилов Д., Белов А., Воронина А., Левин В., Морозова А., Морозов Д., В до-вин В. В то время, как другие исчерпали свой ресурс, они продолжают работать, работать и работать. //Деньги М. 1996 — № 2., с. 9−15.

36. Гарсия-Исер М., Голодец О., Смирнов С. Критические ситуации на региональных рынках труда.//Вопросы экономики М. 1997 -№ 2,с. 114−124.

37. Гелб А. Х., Грей Ч. У. Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы: проблемы, тенденции, перспективы. -М. 1995.

38. Герасимов И. А., Хачатрян С. Р. Воспроизводство населения и социальная инфраструктура в субъектах Российской Федерации: динамика и дифференциация М. 1997.

39. Герчиков В. И. Феномен работающего студента ВУЗа.//Социологические исследования М. 1999 — № 8, с.87−94.

40. Гимпельсон В., Горбачева Т., Липпольдт Д. Движение рабочей силы.// Вопросы экономики М.1997 — № 2, с. 125−133.

41. Гончарова Н. В. О рынке труда выпускников ВУЗов.// Социологические исследования-М. 1997 -№ 3, с. 105−112.

42. Гоуайзер III, Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М.1997.

43. Григорьев С. И. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентаций.//Социологические исследования М. 1998 — № 8,с.36−46.

44. Гриднева Н., Фуколова Ю., Титов А. Партийные привилегии теперь исчисляются в деньгах // Деньги М. 1997 — № 19, с. 50−52.

45. Гумилев Л. Н. От Руси до России. М. 1998.

46. Деленян А. А. Современный рынок труда в России. /Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения -1998» М. 1999.

47. Делор Ж. Образование: необходимая утопия. Образования для XXI в. // Педагогика-М. 1998 № 5,с. 3−16.

48. Джаргарян Г. Г. Становление и развитие рынка труда в России. М. 1994.

49. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг. М. 1995.

50. Добрускин М. Е. Студент кто он? // Социологические исследования — М. 1994 -№ 8−9,с.79−88.

51. Доклад министра общего и профессионального образования Российской Федерации В. М. Филиппова. // Московский университетМ. 1999 № 9 — май, с.З.

52. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 1997 г. -М.1997.

53. Дронов В. Е., Быховская А. Ю. Финансовые средства вузов./ Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения -1998». М. 1999.

54. Дубянская Г. Ю. Развитие человеческого потенциала на микрохозяйственном уровне. / Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения -1998». М. 1999.

55. Дунаева И. Молодежь на рынке труда. // Вопросы экономики М. 1998; № 1, с. 81.91.

56. Дэвчис М. С. Если вы хотите учиться в соединенных штатах. М. 1999.

57. Дятлов С. А. Теория человеческого капитала. СПб. 1996.

58. Евстратова Е. Е. Активная политика на рынке труда. / Рынок труда и социально-трудовые отношения в переходной экономике России. Отв. ред. Колосова Р. П., Артамо-новаМ.В. -М. 1995 с. 7−21.

59. Евтушенко П., Морозова А., Романов П., Мартов В. Вы уже устроились? Или еще работаете? // ДеньгиМ. 1996. № 10, с. 16−21.

60. Еникеева С. Д. Структура подготовки кадров в Российских вузах. /Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения -1998». -М.1999.

61. Еникеева С. Д., Панкратова В. П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России М. 1998.

62. Забродин Ю. От учета человеческого фактора к управлению человеческими ресурсами. //Человек и труд М. 1996 — № 12, с.64−65.

63. Загороднева А. Государственное регулирование занятости и рынка труда. Учебное пособие. -М. 1996.

64. Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России. Под. ред. Колосовой Р. П., Разумовой Т. О. М. 1998.

65. Заславская Т. И. Роль социологии в процессах преобразования России. // Вопросы социологии М. 1996 — № 5,с. 100−106.

66. Заславский И. К новой парадигме рынка труда. // Вопросы экономики М. 1998 -№ 2, с. 83−95.

67. Заславский И. К характеристики труда в современной России (очерк социально-трудовой политики).//Вопросы экономики М. 1997 — № 2, с. 76−91.

68. Захаров И. В. Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.1994.

69. Здоровье? Хуже, чем сто лет назад!// Московская правда М. 1997 -28 мая, с. 2.

70. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. М. 1994.

71. Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи. //Социологические исследования М. 1998 — № 8, с.47−56.

72. Зуева Е. Двигатель торговли. // Деньги М. 1996 — № 28, с. 20−24.

73. Иванющенкова М, Фуколова Ю. Самая ненужная профессия.// Деньги М. 1998 — № 34, с.22−23.

74. Иванющенкова М. Высшая школа ее величества.// Деньги М.1999 — № 14,с.28−31.

75. Иванющенкова М., Фуколова Ю. Судьба нерезидента. // Деньги М. 1999 -№ 8, с.20−23.

76. Иванющенкова М., Фуколова Ю., Каделина А., Пичулин И. Рейтинг перемен.// Деньги М. 1998 — № 39, с. 20−25.

77. Иванющенкова М., Фуколова Ю., Максимова О. Приговор наемному работнику.// Деньги М. 1998 — № 46, с. 20−21.

78. Иванющенкова М., Фуколова Ю., Пигарева И. Кризис двигатель торговли.// Деньги-М. 1998 -№ 30, с. 6−12.

79. Иванющенкова М., Фуколова Ю., Пигарева И., Максимова О. Требуются!// Коммерсантъ М. 1998 — №-206, с. 9.

80. Иванющенкова М., Фуколова Ю., Пигорева И. Еще один способ нажиться на чужом труде. //Деньги М. 1998 — № 30, с.42−46.

81. Исследования рынка труда в России в условиях экономических реформ. Общ. ред. Гарсия-Исер М., Смирнова С. Н. -М .1994.

82. Кабалина В., Рыжикова 3. Неполная занятость в России.//Вопросы экономикиМ. 1998 -№ 2, с. 131−143.

83. Казанская О. Ирландия остров доля Робинзонов. //Карьера М. 1998 — № 9,с.4044.

84. Казанская О. Кризис на местах.//Деньги-М. 1999, № 1−2 с.58−59.

85. Казанская О. Точка опоры в Тихом океане.// Карьера М.1999 — № 1−2,с.54−57.

86. Как попасть на хорошие деньги? //Профиль М. 1997 — № 32, с. 3−5.

87. Кансузян Л. В., Немцов А. А. Вузовское образование в оценках студентов.// Социологические исследования М. 1999 -№ 4, с.95−100.

88. Капелюшников Р. Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности. //Вопросы экономики М. 1998 — № 2, с.96−114.

89. Карпухин О. И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. //Социологические исследования М.1998 — № 12,с.89−94.

90. Катульский Е. Мотивация на рынке труда.// Вопросы экономикиМ. 1997 № 2, с.92−101.

91. Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. М. 1992.

92. Ковалевский В. Наши бьют «большую шестерку». //Деловые люди М. 1997. -№ 82, с. 58−59.

93. Ковальчук А. Неча на рекругинг пенять, коли рожа крива. // Деньги М. 1995. -№ 24, с. 29−31.

94. Кодекс законов о труде РСФСР. М. 1988.

95. Комментарий к федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Под. ред. Сырых В. М., Буслова Е. В. М.1998.

96. Кононкова Н. П. Отличительные черты российского рынка труда и политика занятости./ Экономические и социальные проблемы России. Рынок рабочей силы в переходный период. Отв. ред. Былов В. Г. -М. 1998 -III, с. 76−84.

97. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: анализ, планирование внедрение, контроль. СПб. 1998.

98. Котлер Ф. Основы маркетинга. М. 1996.

99. Котляр А. О понятии рынка труда.// Вопросы экономики М. 1998 — № 2,с.ЗЗ41.

100. Кравченко А. И. Социология менеджмента. -М. 1999.

101. Кравченко А. И. Социология. -М.1999.

102. Краткий словарь по социологии. Под общ. ред. Гвишиани Д. М. М. 1989.

103. Куломзин А. Н. Опытный подсчет современного состояния нашего народного образования. СПб. 1912.

104. Кураков Л. П. Проблемы реформирования российской экономики. Чебоксары1997.

105. Кускова Н., Трушин А. Клинический случай. //Карьера М. 1998 — № 8,с.26−35.

106. Лапин Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества.// Социологические исследования М. 1997 — № 3,с. 14−24.

107. Лапина Т. Охота за золотой головой. // Итоги М. 1997 — № 36, с. 40−42.

108. Лапшева О. И., Фаустова Э. Н., Ходжаев А. Ш. Социологический портрет студента экономического факультета МГУ. М.1998.

109. Латышев И. А. Материальные и духовные издержки образования в ЯпонииЯпония 82. -М. 1983.

110. Левашов В., Руткевич М. Интеллектуальный потенциал России. Проблемы измерения и прогнозирования. //Независимая газета (приложение НГНаука) М. 1999, 19 мая -№ 88, с. 13.

111. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи). //Социологические исследования М. 1998; № 5,с.98−104.

112. Луков В. А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи.// Социологическое исследование М.1998 — № 8, с.27−36.

113. Лунина Л. Работа с огоньком. // Карьера М. 1998 — № 1,с.74−79.

114. Маршак А. Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи. //Социологические исследования М.1998 — № 12,с.94−97.

115. Маслова И. С. Российский рынок труда на современном этапе: тенденции, специфика условий формирования, противоречия, принципы регулирования. М. 1992.

116. Менеджмент. Маркетинг. Персонал. Под. ред. Поршнева А. Г., Разу М. Д, Яку-тинаЮ.В. -М.1997.

117. Меньшикова О. Заработная плата или «пособие по труду»? //Вопросы экономики М. 1998 — № 1,с.73 -91.

118. Меренков A.B. Рыночные ориентиры студенчества. //Социологические исследования М. 1998 — № 12,с.97−100.

119. Место, наукам посвященное.Под. ред. Садовничего В. А., Ильченко В. И. М.1995.

120. Михайлов С., Пигарева И. Чем рекрутер крут.// Деньги М.1998 — № 30,с.47−49.

121. Молодежная безработицы в России. Федеральная служба занятости России. -М. 1995.

122. Мониторинг общественного мнения коллектива МГУ им. М. В. Ломоносова. Проблемы учебного процесса, соотношение мнений студентов и преподавателей./ Центр социологических исследований. М.1998.

123. Мониторинг регистрируемой безработицы. Федеральная служба занятости России. Выпуск второй. -М. 1996.

124. Моцкобили И., Кейси Э. На западном фронте большие перемены.// ДеньгиМ.1998 -№ 30,с. 19−22.

125. Мяло К. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. М.1991.

126. Николаев А. Как уничтожили средний класс.//Деловой экспресс М.1998 -№ 46, с. 7.

127. Обращение участников V съезда Российского союза ректоров. //Вузовские вести-М. 1998 -№ 13−14, с. 1−7.

128. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. Сборник документов и материалов. М. 1987.

129. Остапчук А., Красников Е. Мы живем лучше, чем считается, но хуже, чем хотим. //Московские новости М. 1997 — № 50,с.З.

130. Отечественная высшая школа и российская государственность. //Вузовские вести-М.1998 -№ 13, с. 8.

131. Отечественная высшая школа и российская государственность. //Вузовские вести-М.1998 -№ 13, с. 6.

132. Павлова B.B. Рыночное мышление студенческой молодежи. //Социологические исследования М. 1998 — № 8, с. 138−139.

133. Панкратова В. П. Состояние и проблемы российской высшей школы: организационно-экономический аспект./ Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения -1998"-М. 1999.

134. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М. 1995.

135. Пичулин И. За работой в Интернет. //Деньги — М. 1998 — № 38, с. 26.

136. Пищулин С. Н. Современные методы маркетинга в области образования: динамика, перспективы, http:// www.ug.ru.

137. Полинин М. Русский размах против западной стабильности. //ДеньгиМ. 1998 -№ 31, с.34−35.

138. Поршнев А. Г., Разу М. Л., Якутина Ю. В. Менеджмент. Маркетинг. Персонал1. М. 1997.

139. Проблемы молодежной безработицы в России. Федеральная служба занятости России. -М. 1996.

140. Промптова О. Госслужащие находят себя в новой экономике. //Капитал М. 1996 — 25 сентября-1 октября, с. 23.

141. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. М. 1996.

142. Пронников В. А., Ладанов Н. Д. Управление персоналом в Японии. М. 1989.

143. Радугин А., Радугина К. Социология. -Воронеж1994.

144. Разумова Т. О. Занятость молодых специалистов: проблемы и пути решения./ Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения в переходной экономике России. Общ. ред. Колосовой Р. П., Артамоновой М. В. -М.1995 с.66−80.

145. Разумова Т. О. Современные методы оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал./ Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения -1998». М. 1999.

146. Ракитов А. И. Будущее России общество высоких технологий. //Проблемы информатизации. -М. 1995 — № 2−3, с.2−9.

147. Ракитов А. И. Российская перспектива: высокие технологии, социальный прогресс и образование / Информационные технологии и образование. М.1996.

148. Расцвет и упадок германской науки в период второй мировой войны. /Итоги второй мировой войны. М. 1957.

149. Резник И. Вечный КЗоТ.// Деньги М. 1998 — № 30, с.32−36.

150. Розанова Ю. М. О перспективах и проблемах среднего профессионального образования в России. //Социологические исследования М. 1997 — № 9, с.69−77.

151. Розовски Генри. Университет. Руководство для владельца. М. 1995.

152. Российский статистический ежегодник. Данные Госкомстата РФ. М. 1997.

153. Россия в цифрах. Финансы и статистика. М. 1996.

154. Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономики ресурсов для труда. -М. 1997.

155. Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Теория рынка труда. М. 1 998 158. РФ по статистике. М. 1995.

156. Сабирьянова К. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда. //Вопросы экономики М. 1998 — № 1, с.42−58.

157. Сабирьянова К., Нестерова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. //РПЭИ фонд «Евразия», научные доклады М. 99/04 — декабрь 1998.

158. Савельева О. О. Маркетинговые коммуникации: проблемы подготовки кадров в условиях информатизации. /Информационные технологии и образование. Ответ, ред. Раки-тов А.И. -М.1996 с.83−105.

159. Садовничий В. А., Белокуров В В., Сушко В. Г., Шикин Е. В. Университетское образование. М. 1995.

160. Свергун О. Свой среди своих, или как адаптироваться в новом коллективе.// Профиль М. 1997 — № 36, с. 43−45.

161. Седун С. Если бы у нас выживали только «мастера» -народ бы вымер. //Управление персоналом M. 1999 — № 8, с. 13−15.

162. Сибирев В. А., Головин H.A. Штрихи к портеру поколения 90-х годов.// Социологические исследования М. 1998 — № 3, с. 106−117.

163. Симагин Ю. Об оценках масштабов дополнительной занятости населения.// Вопросы экономикиМ. 1998 № 1, с.99−115.

164. Система образования Российской Федерации. М. 1992.

165. Соколов А. И. Япония. Экономика и образование. М. 1982.

166. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. 18 т. -М. 1998.

167. Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия.// Вопросы социологииМ. 1993 № 3, с.56−59.

168. Социально-экономическое положение России 1993;1994гг. Государственный комитет. -М.1994.

169. Социально-экономическое положение России. Январь-октябрь 1997 г. Госкомстат России. М. 1997.

170. Социология. Основы общей теории. Под ред. Осипова Г. В. М. 1998.

171. Спиридонова Г., Лылова О. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодежи.// Вопросы экономики М. 1998 — № 1, с. 92−98.

172. Стазаева И В. Безработная молодежь в социальной структуре и политической жизни современного российского общества. Саратов 1996.

173. Статистический бюллетень ФСЗ 1995. -М. 1995.

174. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях. Под. ред. Жильцова E.H., ЛомановаП.Н. -М. 1998.

175. Тадевосян Э. В. Социология. Учебное пособие. М. 1999.

176. Тихомиров П. Особенности развития дистанционного обучения в России.//Международное сотрудничество М. 1996 — № 2, с.29−30.

177. Тихонов А. Наука высшей школы решающий фактор реформирования и повышения качества образовательного комплекса России. //Международное сотрудничествоМ. 1997;№ 2, с. 1−6.

178. Тойнби А.Дж., Икеда Д. Диалог Тойнби Икеда. Человек должен выбирать сам. -М. 1998.

179. Троицкий В. Ю. Национальные и духовные традиции русского образования // Педагогика М. 1998 — № 2, с.3−7.

180. Трушин А., Буданова С., Чаплыгина М. Сто принципов приготовления сливок общества или 100 лучших ВУЗов в России.//КарьераМ. 1999, № 3, с.54−32.

181. Трушин А. Наука и жизнь. //Профиль М. 1997 — № 35, с. 4−6.

182. Трушин А., Храбрых Т., Буданова С. Любовь к слову. //Карьера М. 1999 -№ 1−2, с.46−53.

183. Филлипов В. Некоторые тенденции развития классических университетов.// Высшее образование в России М. 1996 — № 3, с. 15−17.

184. Фролов С. С. Социология. М.1999.

185. Фуколова Ю.. И в забой отправился парень молодой. //Деньги М. 1996 -№ 24−25, с. 49−51.

186. Фуколова Ю. Безработный брокер сможет бесплатно пройти переподготовку.// Коммерсантъ М.1998 — № 206, с. 9.

187. Фуколова Ю. Бизнес школы: новая специальность за 75 часов.// Деньги — М. 1995 -№ 33, с. 30−36.

188. Фуколова Ю. Как стать банкиром. // Деньги М. 1997 — № 28, с. 17−20.

189. Фуколова Ю. Молчание испытуемых.//Деньги-М. 1997 № 29, с. 18−19.

190. Фуколова Ю., Джохаева Е. Aima mater за ручку на работу не отведет. // ДеньгиМ. 1997;№ 27, с. 26.

191. Фуколова Ю., Евтушенко П. Не лезь на самый верх, не опускайся вниз. //Деньги-М.1997;№ 15, с.14−18.

192. Фуколова Ю., Евтушенко П., Левин С. Самый популярный в нашем регионе отходняк. //Деньги-М. 1997 № 14, с. 16−21.

193. Фуколова Ю., Иванющенкова М. Наше дело право. //Деньги — М. 1999 — № 4, с.22−24.

194. Фуколова Ю., Иванющенкова М. Никто не застрахован. //Деньги М. 1998 -№ 35, с. 34−35.

195. Фуколова Ю., Иванющенкова М. Профессия безработный. //Деньги — М. 1998 — № 42, с.20−22.

196. Фуколова Ю., Иванющенкова М. Увольнение по высшему разряду. //ДеньгиМ. 1998 -№ 33, с.26−21.

197. Хананашвили А. Российским специалистам легче найти место на отечественном рынке, чем на зарубежном. // Финансовые известия М. 1996 -21 мая, с. 8.

198. Хворых Г. День фирмы. //Московский карьерист. М.1998 — № 3, с. 2.

199. Храбрых А. Держи дистанцию. //Карьера М. 1999 — № 5, с.53−57.

200. Храбрых А. Экономные тоже платят. Второе образование в экономических вузах. //Карьера М. 1999 — № 4, с. 18−28.

201. Хрестоматия по социиальной психологии. Сост. Кутасова Т. В. М. 1994.

202. Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. Материалы конгресса. M. 1994.

203. Четвернина Т., Лакунина Л. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления. //Вопросы экономики М. 1998 — № 2, с. 115−130.

204. Четвертина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда.// Вопросы экономикиМ. 1997 № 2, с. 102−113.

205. Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве. //Социологические исследование-М.1998 № 3, с.93−105.

206. Шаик Дж.В. Как подготовить менеджера XXI века.// Проблемы теории и практики управленияМ. 1998 № 1, с. 21−25.

207. Швальбе X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. М. 1995.

208. Шереги Ф. Э., Харчева Б. Г., Сериков Б. Б. Социология образования: прикладной аспект. -М. 1997.

209. Шмелев Н. Кризис внутри кризиса.// Вопросы экономикиМ.1998 № 10,с.4.

210. Щепкина Е. В., Смоленцева А. Ю, Ходжаев А. Ш. Работа студента: сегодня и завтра. //Вестник Московского университета, серия 6. Экономика — М. 1998, № 4 с.72−81.

211. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. М. 1993.

212. Экономика труда и социально трудовые отношения. Под. ред. Меликьяна Г. Г., Колосовой Р. П. -М. 1996.

213. Экономическое развитие России в 1997 г. //Вопросы экономики М. 1998 -№ 3,с.136−147.

214. Энциклопедический социологический словарь. Под общ. ред. Осипова Г. В. -М. 1995.

215. Эренберг Р.Дж., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. -М. 1996.

216. Юпитов А. В., Зотов А. А. Исследование ситуации профессионального определения студентов. //Социологические исследование М. 1997 — № 3, с.83−92.

217. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -М. 1995.

218. Ядов В. А. Социология в современной России.// Социология М. 1996 -№ 12.

219. Яременко Ю. Потеря технологического потенциала удар по интересам России.// Вопросы экономики — М. 1994 — № 2, с. 40−48.

220. Ясперс К. Современная техника. / Новая технократическая волна на Западе. -М. 1986;с. 119−149.

221. A Renewed Partnership, Report the White House science Council. 1986.

222. Bloch E. Basic Research: The Key to Economic Competitiveness (National Science Foundation). 1986.

223. Bok D. Universities and the Future of America. 1990.

224. Borjas G.J. Ethic Capital and Intergenerational Mobility // Quarterly Journal of Economics 107 1992, February.

225. Bradburn N. M. and Sudman S. Polls and Surveys. N Y. 1988.

226. Britain 1999. The Official Yearbook of the United Kingdom. 1998.

227. Camara de la, C. The Labor Market in Central and Eastern Europe: Transformation and Perspectives // Eastern European Economics. N.Y. 1997 -vol.35, № 1- P. 76−93.

228. Canberra J.C., Albert C.F. The Lifetime Career Manager. New Strategies for a New Era. Massachusetts. 1995.

229. Cherington P.T. Elements of marketing. N.Y. 1921.

230. Clotfelter C.T., Ehrenberg R.G., Getz M., Siegfried J. Economic Challenges in Higher Education. Chicago. 1991.

231. Cyert R. Statement Before House Representatives Committee on Commerce, Science and Technology. 1987.

232. Drucker P. F. Innovation and Entrepreneur ship. Practice and Principles.N.Y. 1985.

233. Drucker P.F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. N.Y.1973.

234. Drucker P.F. The Educational Revolution./ Social Change: Sources, Patterns, and Consequences. N.Y. 1973.

235. Dunkan K.S. Marketing. Problems and Methods.N.Y. 1920.

236. Durkheim E. The Evolution of Educational Thought: Lectures on the Formation and Development of Secondary Education in France. Rouledge & Kegan Paul, 1977.

237. Eisner R. Extended Accounts for National Income and Product.// Journal of Economic Literature 26 -December 1988, p. 1611−1684.

238. Feldman L.P. Societal Adaptation: A New Challenge for Marketing // Journal of Marketing 1971, July — p.54−60.

239. Flexner A. Universities: American, English, German. N.Y. 1930.

240. Harvard of the East: Moscow State University. Berlin 1994.

241. Higher Education in the Learning Society. Summary Report. The National Committee of Inquiry into Higher Education. 1997.

242. Human Development Report 1997. UNDP N.Y. 1997.

243. Hussmanns R. International Standards on the Measurement of Economic Activity, Employment, Unemployment and Underemployment. In: Labor Statistics for a Market Economy. Budapest, Central European University Press. 1994.

244. International Guide to Qualifications in Education. British Council. 1998.

245. Johnstone W.B. Workplace 2000: Work and Workers in the TwentyFirst Century. Indianapolis. 1987.

246. Kaigo T. Japanese Education. Tokyo. 1968.

247. Kollo J. Firing, Hiring and Wage Growth in Hungarian firms. 1995.

248. Kotier P. From Sales Obsession to Marketing Effectiveness // Harvard Business Review -1977, November-Decemberp.67−75.

249. Mannheim K. Freedom, Power and Democratic Planning. N.Y. 1950.

250. Mc. Namara R. The Present Status of the Marketing Concept // Journal of Marketing -1972, January-p. 5 0−5 7.

251. McGinness J. The Selling of the President. N.Y. 1969.

252. Mincer J. Schooling, Experience and Earnings. N.Y. 1974.

253. Montgomery J.D. Social Networks and Labor Market Outcomes: Toward an Economic Analysis // American Economic Review 81 1991, December.

254. Newman J. Historical Sketches. New Impression. London. 1909;1914, Vol. I-III.

255. Norman C. Rethinking Technology’s Role in Economic Change // Science 1988, May 20 :977.

256. Ortega y Gasset J. Mission of the University. Princeton. 1944.

257. Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages. Oxford Univ.Press. 1942, Vol. I-III.

258. Sakova Z. Changes in Wage Structure and Differences in Determinants of Earnings: Gender, Experience and Education in 1984 and 1992 in the Czech and Slovak Republics. 1996.

259. So We Made a Better Monsetrap. President’s Forum, Fall 1982, p.26−27.

260. Swafford M. Sample of the Russian Federation Rounds V, VI and VII of the Russian Longitudinal Monitoring Survey. Technical Report. March, 1997.

261. The George Washington University Bulletin. Graduate Programs 1997/98.

262. The OECD Jobs Study. Paris. 1995.

263. Weiss A.E. Polls and Surveys: A Look at Public Opinion Research. N.Y. 1979.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой