Дидактические условия изучения курса «Экономика недвижимости» в процессе профессиональной подготовки студентов туристского вуза
Этапы исследования. Исследования проводились с 1998 по 2001 год. Первый этап с 1998 по 1999 год включал в себя анализ научно-методической литературы. Сформулирована проблема исследований и произведена первая опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы. Проведена серия поисковых экспериментов, в процессе которых выяснялось состояние профессиональной подготовки в области экономики… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ НЕДВИЖИМОСТИ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ
- 1. 1. Основные направления развития высшего профессионального образования в сфере туристской деятельности
- 1. 2. Педагогические особенности организации процесса 42 изучения экономики недвижимости в высшей школе
- 1. 3. Психологические особенности процесса изучения 77 экономики недвижимости в туристском вузе
- Выводы по главе
- Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЭКОНОМИКА НЕДВИЖИМОСТИ» В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
- 2. 1. Педагогическая модель обучения специалистов в сфере 98 туристского бизнеса по программам экономики недвижимости
- 2. 2. Содержание и методы изучения экономики недвижимости 117 в Российской международной академии туризма
- 2. 3. Педагогические условия эффективного изучения 137 экономики недвижимости
- Выводы по главе
Дидактические условия изучения курса «Экономика недвижимости» в процессе профессиональной подготовки студентов туристского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В России влияние туризма на экономику страны все еще незначительно. Недвижимая собственность, имущество является важнейшей составной частью национального богатства всех стран мира. В целом на долю недвижимости приходится более 50% мирового богатства. Значительная часть этого имущества привлекается в туристский бизнес в качестве важнейшего экономического ресурса и играет роль той пространственной среды, в которой осуществляется туристская деятельность. Однако низкий уровень управления без учета многомерности цивилизованного рынка зачастую вызывает системный кризис в отдельных отраслях туристской сферы. Для выхода из этой негативной ситуации требуется серьезное повышение профессиональной подготовки менеджеров туристской сферы в области управления недвижимостью на основе разумного использования зарубежного опыта и российских особенностей.
Необходимо научить менеджеров сферы туристской деятельности эффективному управлению недвижимостью на основе комплексного (системного) подхода, а также сформировать четкое представление о закономерностях функционирования и развития рынка недвижимости в сфере туризма. Стала очевидной потребность в необходимости разработки новой целостной концепции развития экономики недвижимости в сфере туризма, переход от линейных к поливариантным формам управления недвижимостью, которые открывают важные источники саморазвития системы.
В Свердловской области разработана концепция управления имущественным комплексом. Во взаимосвязи разрабатывается новая современная региональная программа по развитию туризма. Их реализация в масштабах региона, учитывая привлекательность туристского бизнеса, потребует привлечения квалифицированных кадров. Особенностью туристского продукта является динамизм его изменения в связи с постоянным изменением потребительского спроса. Это оказывает существенное влияние на планирование, контроль, управление недвижимым имуществом и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе туристской деятельности в процессе производства и доведения по потребителя туристского продукта, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения быстро развивающейся туристской отрасли профессионально подготовленными кадрами, владеющими современными методами управления недвижимостью в сфере туристской деятельности.
Проблема исследования состоит в необходимости разработки теории и методики формирования знаний, умений и навыков, личностных профессионально значимых качеств, позволяющих подготовить высокопрофессиональных специалистов для туристской отрасли. Сложившаяся система профессионального туристского образования недостаточно точно определяет теорию и методику экономики недвижимости в сфере туристской деятельности. Определяющими факторами развития профессионального образования являются: предоставление качественных образовательных услуг, удовлетворение социально-экономических потребностей личности, получение конкурентоспособной профессии в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям. Политика в этой области направлена на отказ от административных методов формирования содержания профессионального образования при сохранении единого образовательного пространства. Сложившаяся система подготовки специалистов в области туристского бизнеса не соответствует количественным и качественным потребностям туристской отрасли, она не в состоянии методически обеспечить изучение такого учебного курса как экономика недвижимости, требующего от специализирующихся в этой области высокой коммуникабельности, гибкости, творчества, новаторства и, самое важное, практического знания реального рынка недвижимости в туризме и умений безошибочно ориентироваться в динамичной туристской среде.
В профессиональном образовании одним из важных аспектов является методология формирования его содержания (С.А. Батышев, В. А. Квартальное, И. В. Зорин, Н. М. Казакевич, А. Н. Лейбович, B.C. Леднев, М.В. Рыжаков). Авторы в своих работах показали, что государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, минимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Однако инструментарий для оценки достижения требований федерального и регионального стандартов в завершенном виде не разработан. Наметилась тенденция перехода от экстенсивного типа экономики к интенсивному, которая по мере укрепления рыночных отношений станет доминирующей. Соответственно будет меняться и рынок труда, переходя от состояния, при котором требовалось большое количество рабочей силы практически по любым специальностям, к состоянию, при котором должное место займут такие характеристики работника, как квалификация, широкий профиль, адаптируемость к изменению производственно-технических условий и содержания труда, следовательно, проблема повышения качества обучения приобретает первостепенное значение. Проблемы качества образования исследовали за рубежом Д. Блок, Б. Блум, Дж. Брунер и др., в России В. А. Кальней, С. Е. Шишов и др. Качество образования определяется в их работах совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально — техническую базу, кадровый состав и т. п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся. Тем не менее, качество профессионального образования в ^ сфере экономики недвижимости в рамках туристского менеджмента не исследовалось. Эти обстоятельства и явились основанием для проведения настоящих исследований в области педагогики, представленных в материалах диссертации.
Объект исследования — профессиональная подготовка менеджеров туризма в области экономики недвижимости.
Предмет исследования — содержание и методика изучения курса по экономике недвижимости в процессе профессиональной подготовки студентов туристского вуза.
Цель исследования — теоретико-методическое обеспечение подготовки студентов в области экономики недвижимости в системе профессионального туристского образования.
Гипотеза исследования включает следующий комплекс предположений. Практические навыки работы в области экономики недвижимости в сфере туризма будут формироваться более эффективно если:
— обоснованы принципы формирования содержания учебного курса по экономике недвижимости в туристском вузе на основе анализа требований регионального туристского рынка;
— определены педагогические условия повышения эффективности изучения курса экономики недвижимости в процессе профессиональной подготовка менеджеров туризма на основе широкого использования активных форм и методов обучения, возможности реализации выбора и.
• усиления ответственности студента за процесс своего профессиональноличностного развития;
— разработаны критерии и показатели оценки эффективности изучения курса экономики недвижимости в процессе профессиональной подготовка менеджеров туризма на основе концепции практического обучения навыкам управления недвижимостью в туризме в условия реального взаимодействия между объектами сферы туризма.
Задачи исследования:
1. Выявить требования уральского регионального туристского рынка к специалистам в области экономики недвижимости и степень соответствия теоретических знаний, практических навыков и личностных профессионально значимых качеств специалистов в области экономики недвижимости современным требованиям.
2. Обосновать принципы формирования содержания учебного курса по экономике недвижимости в туристском вузе и определить педагогические условия повышения эффективности изучения курса экономики недвижимости в процессе профессиональной подготовка менеджеров туризма.
3. Разработать учебно-методическое обеспечение по курсу «Экономика недвижимости», позволяющее повысить эффективность привития обучающимся навыков для работы в области менеджмента туристской сферы.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Методологической основой исследования являются научно-педагогические труды: Ю. К. Бабанского, В. А. Квартального, В. С. Леднева, И. Я. Лернера, И. П. Подласого, М. Н. Скаткина, С. Г. Шаповаленко и др. Теоретической основой исследования являются труды, посвященные вопросам психологии и педагогики таких ученых как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев. В вопросах посвященных профессиональным аспектам педагогической деятельности при подготовке специалистов туристского профиля мы опирались на труды В. А. Квартальнова, И. В. Зорина, И. Д. Солодухина.
В ходе исследований применялись как теоретические, так и эмпирические методы (обобщение, сравнение, абстрагирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, экспертные оценки).
Этапы исследования. Исследования проводились с 1998 по 2001 год. Первый этап с 1998 по 1999 год включал в себя анализ научно-методической литературы. Сформулирована проблема исследований и произведена первая опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы. Проведена серия поисковых экспериментов, в процессе которых выяснялось состояние профессиональной подготовки в области экономики недвижимости. Второй этап с 1999 по 2000 год. На этом этапе разработаны методики практического обучения курса экономики недвижимости в условиях реального рынка. Проведена их экспериментальная апробация в условиях г. Екатеринбурга. Третий этап с 2000 по 2001 год. Произведена разработка структуры процесса формирования личностных профессионально значимых качеств в рамках изучения курса «Экономика недвижимости». Проведены опытно-экспериментальные работы по его внедрению. Подведены итоги эксперимента и определена его эффективность. Экспериментальная база исследований — Уральский институт туризма — филиал РМАТ. Всего в эксперименте приняло участие 155 студентов.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем. Разработана дидактическая система изучения курса по экономике недвижимости, включающая совокупность структурно-содержательных компонентов изучения экономики недвижимости при подготовке специалистов туристского профиля на методологическом, научно-теоретическом, социально-психологическом, предметно-методическом уровнях.
Диссертантом проведён анализ основных направлений развития экономики недвижимости в сфере туристской деятельности, анализ зарубежных литературных источников по обучению экономике недвижимости. На этой основе сделан вывод о том, что на современном этапе развития требований к управлению недвижимостью как одного из важнейших фактора туристского бизнеса и как научной дисциплины, необходимо осуществлять углубление экономического аспекта в процесса управления недвижимостью. Обоснована целесообразность применения модульных схем организации учебного процесса и активных методов обучения в Российской международной академии туризма при изучении курса экономики недвижимости.
Обоснованы факторы определяющие необходимость внедрения в уральском регионе активных методов в преподавании курса по экономике недвижимости: недостаточны практические навыки выпускников туристских вузов в части оперативного нахождения решений по экономике недвижимости в реальном турбизнесерасширение открытости региональной туристской системы требует приближения уровня подготовки специалистов к мировым образовательным стандартамрыночная инфраструктура требует специалистов с более высоким уровнем экономической культурывыпускники туристских вузов уральского региона имеют определенные трудности с экономическим анализом недвижимости и оценкой её эффективности в туриндустрии.
Экспериментально апробированы подходы к оценке эффективности изучения экономики недвижимости студентами туристских вузов на основе развития ряда личностных профессионально значимых качеств специалистов в области туристского бизнеса.
Надежность и достоверность материалов диссертационной работы, полученных результатов, выводов и рекомендаций основывается на использовании в диссертации результатов измерений и расчетов, разработок признанных научных авторитетов, апробированных методов и средств исследования, статистических материалов, признанных положений отечественной и зарубежной педагогической науки, законодательных и других нормативных документов, обоснованностью исходных методологических положений, применением комплекса методов адекватных объекту, цели, задачам исследования, длительным характером и возможностью неоднократного повторения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объёма выборок, сопоставления данных, полученных в ходе экспериментальной работы в реально действующем высшем учебном заведении.
Научная новизна исследования:
1. Сформулированы требования в области профессиональных знаний и умений к специалистам, работающим в сфере экономики недвижимости: специалист должен обладать знаниями общих основ экономики недвижимости, способов и методов экономических исследований рынка недвижимости, анализа экономической среды и возможностей рынка недвижимости в сфере туристских услуг, знаниями в вопросах управления недвижимостью. Наряду с теоретическими знаниями он должен обладать практическими навыками в вопросах этики и стилистики деловой речи, психологии общения, установления и развития деловых контактов, умениями аналитически мыслить, вырабатывать и принимать решения, ориентироваться в условиях рынка недвижимости, а также навыками проведения оценки различных видов объектов недвижимости.
2. Выделены принципы формирования содержания образования по курсу «Экономика недвижимости»: обусловленности функций содержания целями системы управления недвижимостьюпервичности функций управления недвижимостьюоптимальности соотношения интраи инфрафункций управления недвижимостьюоптимального соотношения управленческих приоритетоврезервирования содержанияэкономичностипрогрессивностиперспективностикомплексностиоперативностиоптимальностипростотынаучностииерархичностиавтономностисогласованностипрозрачности.
3. Разработаны три группы принципов информатизации изучения курса «Экономика недвижимости»: управленческие (системности, комплексности, эффективности создаваемых систем, новых задач)', системотехнические (комплексности в использовании технических и программных средств, стандартизации, создания единой информационной базы системы, интерактивности контактов пользователя с системой, непрерывного развития системы) — организационные (ведущего преподавателя, подготовки обучающихся к внедрению системы (снятие психологического и когнитивного барьеров, предварительной подготовки содержания курса к внедрению компьютерной системы).
4. Разработаны методики повышения эффективности обучения студентов с целью привития практических навыков и умений, личностных профессионально значимых качеств при подготовке специалистов в области экономики недвижимости особенностью которых являются: комплексное использование различных активных методов обученияпроведение учебных занятий в условиях реального рынкапреимущественное развитие у обучаемых навыков, умений и личностных профессионално-значимых качеств.
5. Разработаны критерии эффективной организации изучения курса «Экономика недвижимости» в рамках образовательной программы туристского вуза: уровень планово-прогностической деятельности администрацииуровень организационно-педагогической деятельностиуровень мониторинга всех социально-педагогических процессов (исполнение контрольно-диагностических функций).
6. Выявлены педагогические условия эффективного изучения экономики недвижимости в процессе профессиональной подготовка менеджеров туризма: прогрессивное развитие образовательных программ как приближение к оптимальному соотношению с требованиями туриндустриипреодоление противоречий в процессе обучения через реализацию выбора личностью своей образовательной траекторииличность студента должна выступать как субъект своего развитияцелостность процесса обучения и эффективного развития личности будущего менеджера в сфере туризмаключевые компоненты образовательного процесса должны характеризоваться как личностно-мотивирующие, притягательные, конкретныепроектирование модульной композиции содержания образования целесообразно осуществлять с преимущественным выстраиванием позитивных ориентиров успеха.
Практическая значимость исследования. Разработана дидактическая система изучения курса по экономике недвижимости, включающая совокупность структурно-содержательных компонентов изучения экономики недвижимости при подготовке специалистов туристского профиля на социально-психологическом, предметно-методическом уровнях. Разработана структура формирования знаний, умений и личностных профессионально значимых качеств обучаемых в процессе изучения курса по экономике недвижимости, который внедрен и используется при подготовке специалистов в Уральском институте туризма — филиале Российской международной академии туризма. Разработаны методические рекомендации «Методы оценки гостиниц» по курсу «Экономика недвижимости». Теоретические положения и практические методики, разработанные автором, могут быть использованы в других учебных заведениях, при преподавании учебных курсов по экономике недвижимости.
На защиту выносится дидактическая модель изучения курса по экономике недвижимости в туристском вузе, представляющая собой:
1. Структуру содержания образования по экономике недвижимости и процесса формирования знаний, умений, навыков и личностных профессионально значимых качеств, позволяющая активно влиять на формирование практических навыков и личностных профессионально значимых качеств обучаемых путем комплексного использования различных методов обучения.
2. Принципы формирования содержания образования по курсу «Экономика недвижимости»: обусловленности функций содержания, целями системы управления недвижимостьюпервичности функций управления недвижимостьюоптимальности соотношения интраи инфрафункций управления недвижимостьюоптимального соотношения, управленческих приоритетоврезервирования содержанияэкономичностипрогрессивностиперспективностикомплексностиоперативностиоптимальностипростотынаучностииерархичностиавтономностисогласованностипрозрачности.
3. Совокупность принципов информатизации изучения курса «Экономика недвижимости»: управленческие (системности, комплексности, эффективности создаваемых систем, новых задач) — системотехнические (комплексности в использовании технических и программных средств, стандартизации, создания единой информационной базы системы, интерактивности контактов пользователя с системой, непрерывного развития системы)-, организационные (ведущего преподавателя, подготовки обучающихся к внедрению системы (снятие психологического и когнитивного барьеров, предварительной подготовки содержания курса к внедрению компьютерной системы).
4. Комплекс методик повышения эффективности обучения студентов с целью привития практических навыков и умений, личностных профессионально значимых качеств при подготовке специалистов в области экономики недвижимости особенностью которых являются: комплексное использование различных активных методов обученияпроведение учебных занятий в условиях реального рынкапреимущественное развитие у обучаемых навыков, умений и личностных профессионально-значимых качеств.
5. Критерии эффективной организации изучения курса «Экономика недвижимости» в рамках образовательной программы туристского вуза: уровень планово-прогностической деятельности администрацииуровень организационно-педагогической деятельностиуровень мониторинга всех социально-педагогических процессов (исполнение контрольно-диагностических функций).
6. Педагогические условия эффективного изучения экономики недвижимости в процессе профессиональной подготовка менеджеров туризма: прогрессивное развитие образовательных программ как приближение к оптимальному соотношению с требованиями туриндустриипреодоление противоречий в процессе обучения через реализацию выбора личностью своей образовательной траекторииличность студента должна выступать как субъект своего развитияцелостность процесса обучения и эффективного развития личности будущего менеджера в сфере туризмаключевые компоненты образовательного процесса должны характеризоваться как личностно-мотивирующие, притягательные, конкретныепроектирование модульной композиции содержания образования целесообразно осуществлять с преимущественным выстраиванием позитивных ориентиров успеха.
Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях методических советов в Уральском институте туризмафилиале Российской международной академии туризма, г. Екатеринбург, 1998;2001 годы, на региональной научно-практической конференции вузов уральского региона (1999г.), на научно-практической конференции.
Индустрия туризма на Урале: проблемы и перспективы развития", Екатеринбург, 2000 г., на научно-практической конференции «Государственное регулирование современной туристской индустрии», Екатеринбург, 2001 г., на совещаниях органов местного самоуправления г. Екатеринбурга, 1998;2001 гг., на кафедре теории и методики профессионального образования Российской международной академии туризма, г. Сходня Московской области, 2000;2001 гг.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 Проведённый анализ основных теоретических положений по проблемам особенностей формирования содержания изучения эконмики недвижимости в высшей школе, психологических особенностей процесса обучения студентов в высшей школе, методики и технологии профессионального обучения, а так же основных направлений развития содержания образования в области изучения эконмики недвижимости, их места в процессе обучения, позволил сделать следующие выводы:
1. К числу основных тенденций развития на современном этапе, обуславливающих существенные изменения в системе образования, относятся: ускорение темпов развития общества и как следствие — необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условияхпереход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантностивозникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколениядемократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выборудинамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильностирост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70−80 процентов национального богатства, что обусдавливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
2. На современном историческом этапе особенностью проблемы формирования содержания обучения в высшей является непрерывность образования, в условиях которой основными качествами подготавливаемого специалиста должны стать грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет. Разработка профессионально-образовательных программ в РМАТ нацелена на подготовку таких специалистов. Этот вывод подтверждает положение гипотезы, посвященное разработке структурно-содержательных компонентов подготовки студентов в рамках изучения экономики недвижимости в сфере туристского бизнеса.
3. Анализ психологических и педагогических особенностей процесса обучения студентов в высшей школе, таких как структура процесса усвоения в обучении, рефлексивные процессы для обеспечения саморегуляции учебной деятельности обучаемых, практическая деятельность педагога, помогли приступить к решению задачи нашего исследования, заключающейся в разработке структурно-содержательных компонентов изучения эконмики недвижимости в процессе подготовки специалистов туристского профиля, обусловившей следующее положение выносимое на защиту — для формирования активной компетенции в области эконмики недвижимости подготовка должна содержать следующие структурно-содержательные компоненты: методологический, научно-теоретический, социально-психологический, предметно-методический.
4. Современная дидактика основной своей целью ставит обеспечение преемственности и непрерывности образования, представляющие собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и студентов. Взаимосвязь осуществляется посредством трех основных взаимосвязанных функции — обучающую, воспитательную, развивающую. Важным элементом в структуре педагогического процесса являются методы и приёмы обучения, классификация которых подробно рассмотрена в педагогической литературе. В реальном же учебном процессе наиболее важным является не отнесение методов к той или иной классификации, а глубокое знание преподавателем их дидактической сущности, условий эффективного применения. Владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся.
5. Анализ зарубежных научно-педагогических источников позволил обобщить основные направления модернизации изучения эконмики недвижимости в вузах европейских странах при подготовке менеджеров сферы туризма: развитие социокультурных исследований в программах подготовки менеджеров туризма, усиление вариативности образовательных программ 3-его уровня образованияувеличение удельного веса практических и специализированных курсов в программахвнедрение гибких схем учебных планов западно-европейских образцов, обеспечивая таким образом академическую мобильность и факультативные специализацииобеспечение непрерывного профессионального образование для всех служащих индустрии туризмаснижение жесткости планирования конкретных, фиксированных периодов производственных практик, таким образом допускать большее разнообразие и гибкость в организации практикобеспечение большего объема факультативных занятий, меньше обязательных дисциплин (модулей).
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЭКОНОМИКА НЕДВИЖИМОСТИ» В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.
Во второй главе рассматриваются определения понятий недвижимость" и «управление недвижимостью». Анализируются с целью разработки педагогической модели обучения специалистов по экономике недвижимости в сфере туристской деятельности основные цели и функции рынка недвижимости. Раскрываются особенности видов недвижимости. Предлагается модульный подход при организации изучения экономики недвижимости. Это дает возможность целенаправленно сформулировать педагогические условия эффективного изучения экономики недвижимости в процессе профессиональной подготовки студентов туристского вуза.
2.1 Педагогическая модель обучения специалистов в сфере туристского бизнеса по программам экономики недвижимости.
Анализ этих закономерностей воспитания и обучения студентов в условиях высшего учебного заведения позволил нам не только разработать содержание курса «Экономика недвижимости», но и найти наиболее эффективные, на наш взгляд, формы и методы реализации этого курса в рамках учебного процесса. Основные выводы, полученные в результате анализа научных трудов советских и современных методологов, помогли нам в реализации третьей и четвёртой задач нашего исследования. Основной целью педагогики современной высшей школы, по мнению Бабанского Ю. К., Ильиной Т. А., Жантекеевой З. У. (9) является обеспечение преемственности и непрерывности образования, мобильности выпускника вуза, полнота моделирования будущей деятельности специалиста, повышение активности студентов и их творческого потенциала, т. е. формирование модели специалиста XXI века. Для достижения этой цели необходимо:
1. В работе системы высшего образования чутко и своевременно реагировать на запросы производства, науки и культуры, обеспечивать потребности народного хозяйства в специалистах, сочетающих в себе высокую профессиональную подготовку, навыки организаторской и управленческой деятельности.
2. Осуществлять меры по дальнейшему улучшению подготовки специалистов.
3. Обеспечивать качество преподавания, интеграции образования, производства и науки.
4. Привлекать студентов к исследовательской работе в области проблем педагогики высшей школы.
Этому способствует совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и студентов, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование способности применять их на практике.
Эти действия заключены в педагогическом процессе, состоящем из взаимодействия основных его компонентов: содержания, обучения, преподавания, воспитания. Важный компонент педагогического процессаего содержание. Содержание обучения определяется содержанием образования, которое реализуется в ходе педагогического процесса. Содержание образования зафиксировано в документах — государственном стандарте, учебной программе соответствующего предмета и др. В содержании образования воплощены социальные цели, поставленные перед системой профессионального образования по подготовке квалифицированных специалистов, следовательно, и цели конкретной педагогической системы, а цель определяет выбор средств (форм, методов, способов организации) её осуществления.
С другой стороны, не только содержание образования определяет ход педагогического процесса, но и, наоборот, закономерности этого процесса влияют на формирование содержания. Основные педагогические критерии и понятия рассматривают в учебном пособии «Педагогика высшей школы» Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильина, З. У. Жантекеева (9).
Воспитание — важнейшее понятие в педагогике, носящее характер категории. Значение воспитания в педагогике:
1. В широком социальном смысле, когда речь идёт о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности.
2. В широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание в системе учебно-воспитательных учреждений.
3. В узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определённых качеств, взглядов и убеждений человекаи в ещё более узком значении, когда имеется в виду решение определённых воспитательных задач.
Образование — процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование их на основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей.
Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Образование человека — это результат не только обучения, но и самообразования, и воздействия средств массовой информации.
Саморазвитие предполагает целенаправленную и целеустремлённую работу человека, связанную с поиском и усвоением им знаний в определённой, интересующей его области, в том числе посредством средств массовой информации. Общая цель профессиональной школы на современном историческом этапе — разностороннее, гармоническое развитие личности — предполагает единство её образованности, воспитанности, общей и профессиональной развитости. Исходя из этой цели, педагогический процесс призван осуществлять три основных взаимосвязанных функции — образовательную, воспитательную и развивающую (7). Образовательная функция педагогического процесса заключается в формировании у студентов системы научных, технических и технологических знаний: в формировании умений применять полученные знания и умения для решения учебных и производственных задачв формировании у студентов общенаучных и специальных профессиональных уменийв закреплении, совершенствовании, расширении и углублении полученных знаний, навыков и умений. Осуществление образовательной функции является основой педагогического процесса. Воспитательная функция педагогического процесса проявляется в том, что обучение постоянно воспитывает обучаемых.
Это объективная закономерность педагогического процессав воспитательном отношении нейтральным обучение быть не может. Основная задача преподавателя — максимально использовать воспитательные возможности педагогического процесса для формирования у обучаемого лучших качеств. В ходе педагогического процесса у студентов формируются основы научного мировоззрения, профессионального убеждениявоспитываются уважение к труду, к людям труда, высокие нравственные качества.
Развивающая функция педагогического процесса обучения проявляется в формировании у студентов рациональных приёмов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. д.- в развитии познавательной и созидательной активности и самостоятельности, познавательных интересов и способностей, воли, настойчивости в достижении цели, умений и привычек к самообразованию, самосовершенствованию, творческому мышлениюв развитии внимания, памяти, речи, воображенияв формировании культуры учебного, педагогического и производственного труда.
Все эти основные функции педагогического процесса тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил и творческих способностей возможно только на основе усвоения знаний и умений и в тесной связи с ними. В то же время чем выше уровень воспитанности, тем эффективнее обучение, тем выше качество обученности (99). Таким образом, педагогика высшей школы, основной целью которой является обеспечение преемственности и непрерывности образования, представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и студентов. Взаимосвязь осуществляется при помощи таких педагогических критериев как воспитание, образование, обучение, самообразование, а также через три основных взаимосвязанных функции — образовательную, воспитательную, развивающую.
Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия, которое протекает как в непосредственной, так и в опосредованной форме.
При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные преподавателем ранее. Процесс учения может протекать и без преподавателя в данный момент.
В структуру самого учебного процесса входят следующие элементы: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельный (формы и методы обучения), контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
Поскольку структура любого процесса — это не только входящие в него компоненты, но и связи между ними, а также целостные свойства его, то все компоненты учебного процесса надо рассматривать в закономерной взаимосвязи между собой.
Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определённых методов, средств и форм стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса, приближение его к оптимальному варианту. Все компоненты процесса обучения в своей совокупности должны обеспечивать определённый результат. Для обеспечения эффективного функционирования учебного процесса важно соблюдать принципы обучения, т. е. систему важнейших дидактических требований.
Принципы обучения опираются на выявленные наукой закономерности и передовой опыт обучения. Они предъявляют определённые требования как к учебному процессу в целом, так и к основным его компонентам, т. е. к целям, содержанию, методам, формам обучения и его результатам.
В современной дидактике выделяются следующие принципы обучения:
1. Принцип направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развитие личности.
2. Принцип научности обучения.
3. Принцип связи обучения с жизнью.
4. Принцип систематичности и последовательности в обучении.
5. Принцип доступности.
6. Принцип сознательности и активности обучения при руководящей роли преподавателя.
7. Принцип наглядности обучения.
8. Принцип сочетания различных видов обучения.
9. Принцип сочетания различных форм организации обучения.
10. Принцип прочности знаний, умений и навыков.
11. Взаимосвязь принципов обучения.
Советские дидакты показали, что процесс обучения является разновидностью познавательного процесса, протекающего в специфических условиях, так же указали на особенности и движущие сиды процесса обучения. Эти выкладки даются в научных трудах Ю.К.
Бабанского, Т. А. Ильиной. Они выделяют следующие особенности процесса обучения (9):
1. В учебном процессе не ставится задача открытия новых научных истин, а требуется лишь творческое усвоение их.
2. Обеспечивается ускоренный темп познания явлений действительности, на исследования которых до этого понадобились многие годы.
3. Строится с учетом возрастных особенностей обучаемых, под влиянием которых существенно изменяются формы и методы познавательной деятельности.
В советской дидактике описаны многообразные противоречия учебного процесса, являющиеся источником его развития, изменения, совершенствования:
1. Противоречия, возникающие между требованиями общества к подготовке кадров и реальными результатами процесса этой подготовки. Общественная конкретизация такого противоречия находит отражение в новых задачах, выдвигаемых перед высшей школой реальной действительностью.
2. Противоречия, выявленные в самом процессе обучения, при его планировании и организации. Центральным противоречием, внутренне присущим учебному процессу, является противоречие между возникающими у студентов под влиянием преподавателя потребности в усвоении определенных знаний, умений и навыков и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей. На основе разрешения этого противоречия путем умелого подбора методов, форм и средств обучения осуществляется развитие студентов.
3. Противоречие между поставленными задачами обучения и достигнутыми результатами. Это противоречие решается путем целенаправленного устранения обнаружившихся пробелов в подготовленности студентов в процессе и использовании всех видов учебных занятий, применяемых в вузе (9).
Результативность процесса обучения зависит от знания методов научного исследования педагогических явлений и умения применять их на практике.
Современная наука выделяет две группы методов научного исследования — общенаучные и специальные методы (7). Общенаучные методы — это методы, применяемые во всех или в ряде научных отраслей (эксперимент, математические исследования и др.).
Специальные методы — это общенаучные методы, используемые различными науками, преломляются в соответствии со спецификой каждой данной науки, использующей эти методы. Эти методы следует рассматривать, сгруппировав их следующим образом. Помимо методов научного исследования существуют методы работы с литературой. К числу литературных источников, используемых при изучении педагогических проблем относятся:
— общие и специальные работы по педагогике;
— историко-педагогическая литература;
— периодическая педагогическая печать;
— художественная литература о педагогике, школе и т. д.;
Список литературы
- Исследователь строго придерживается заранее составленных вопросов.
- Анкетирование массовый сбор материала с помощью анкет -ответы на вопросы пишутся теми, кому адресованы анкеты.
- Эксперимент это специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью выявления его действенности и эффективности.
- Широко применяемые в педагогической практике методы, выделяемые по источникам передачи и приобретения знаний и умений включают словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и инструктивными материалами и др.).
- В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, выделяют методы приобретения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, закрепления, проверки знаний, навыков и умений.
- В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся, выделяют методы, объединяемые в две группы: репродуктивные и проблемно-поисковые.
- Управление — функция организованных (упорядоченных) систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей (где цель — идеальный, предполагаемый результат деятельности).
- Система управления — совокупность управляемого объекта и управляющей системы, действие которой направлено на поддержание или улучшение работы объекта (недвижимости и др.).
- Функция (лат. functio — исполнение, совершение) — внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений, например, функции денег, функции государства в обществе и т. д.
- Под функцией управления понимается обособленный вид управленческой деятельности, применимый в любой сфере управления, например, планирование, учет, контроль, регулирование и др.
- Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация.
- Механизм управления — совокупность методов управления (организационных, экономических, правовых, психологических и др.).
- Управление недвижимостью — это комплексная система удовлетворения потребностей клиентов в конкретном виде недвижимости. Разработка и реализация системы управления недвижимостью позволит включить ее в группу эффективно работающих активов.
- Следует подчеркнуть, что экономические системы, включая в себя как необходимый элемент людей, являются всегда социально-экономическими.
- Социально-экономические системы — это, прежде всего, открытые системы, которые нельзя считать полностью изолированными от1. lокружающей среды в каком-либо аспекте: информационном, материальном, энергетическом и т. д. 66, с. 5.
- В концепции информатизации предпринимательства важная роль отводится системному подходу в определении цели и функций предприятия.
- Ст. Вир отмечает: «Предприятие представляет собой машину для выпуска продукции и уничтожения разнообразия» 5, с. 303.
- Процесс «уничтожения разнообразия» — есть процесс информационный, основанный на получении и переработке информации, выработке управляющих воздействий, осуществляемый с помощью каналов прямой и обратной связи.
- Как известно, общие принципы управления крупной фирмой сформулировал французский инженер и менеджер Анри Файоль (18 411 925). Работу предприятия Файоль сводил к следующим функциям:
- Технические (технологический процесс).
- Коммерческие (закупка, продажа, обмен).
- Финансовые (поиски денежных средств и эффективное их использование).
- Защитные (защита собственности и личности).
- Бухгалтерские (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика).
- Административные (предвидение, организация, распорядительство, согласование и контроль).
- К управлению в собственном смысле Файоль отнес лишь последнюю группу.
- Управлять, — отмечал он, — это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечивать правильный ход этих шести функций". 1. Управление, по Файолю:
- Предвидеть — изучать будущее и устанавливать программу действий.
- Организовывать — строить двойной организм предприятия: материальный и социальный.
- Распоряжаться — приводить в действие персонал предприятия.
- Согласовывать — связывать и объединять, сочетать все действия и усилия.
- Контролировать — наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям.
- Бизнес-коммуникации, или связи в бизнесе играют важнейшую роль в развитии предпринимательства.
- Бизнес-коммуникации — это взаимодействие субъектов системы информатизации в процессе решения задач предпринимательства. Под взаимодействием понимается общение на основе информации.
- Информация — новые сведения, позволяющие повысить эффективность процессов, связанных с преобразованием вещества, энергии и самой информации.
- Содержание и методы изучения экономики недвижимости в Российской международной академии туризма
- Наличие миссии вуза и целей программы, Задачи адресованы студентам в конкретных формулировках по трем составляющим: знания, навыки, установки.
- Задачи отражают социальный заказ на глобализацию компетентности в туризме, локальную интерпретацию содержания, специфическиеособенности вуза- задачи указывают на желаемый уровень и критерии достижений в обучении
- Содержательные характеристики
- Процессуальные характеристики
- Ресурсы. Процессы. Удовлетворение потребителя. Результаты процесса. Ориентация на обучение, а не на преподавание. Изучение иностранных языков, информационных технологий, культурологии и навыков презентации является активным инструментом в обучении.
- Хотя бы несколько выпускников хорошо известны в профессиональной среде. Существует система трудоустройства выпускников и отслеживание их карьеры, отбор кадров среди студентов.
- Структурные характеристики
- Административный аппарат включает управление модульной схемой или проблемным обучением.
- Переход от уровня к уровню удостоверяется выдаваемым сертификатом, который признается действительным в течение определенного срока.
- Междисциплинарные структуры.
- Во-первых, описание полной перспективы туризма, а не условное комбинирование различных устоявшихся дисциплин.
- Во-вторых, хотя программа должна будет в итоге состоять из тем, заимствованных из устоявшихся дисциплин, они будут определяться междисциплинарным путем.
- В-третьих, этот путь приведет к осознанию того, что зарождаются одна или несколько новых дисциплин, при этом намеренно развитие одной новой дисциплины придется усилить за счет обращения к ней как к стержню учебного плана.
- Для всех специальностей разработана общая базовая программа по туризму и рекреации, включающая (кроме программы для национальных гидов, которая несколько более специфична) разделы:
- Туризм, рекреация и управление отдыхом
- Экономические проблемы туризма
- Социально- культурные проблемы туризма
- Точные знания и компьютеризация в туризме
- Языки и техника презентации
- Для каждой специальности определен объем специальных знаний, включая навыки и установки. Их специфика объясняется следующим образом:
- Десять проблем выбраны на этапе эксперимента в качестве элементов программы:
- Правила и законодательная база туризма2. Спрос в туризме3. Предложение в туризме
- Организации в туризме (макро- и микро- уровни)5. Среды туризма6. Исследование
- Туристский маркетинг (конкретно для конкретных специализаций)
- Развитие Продукта (конкретно для конкретных специализаций)9. и 10) — углубленные специализации.
- Уровень 2 развивает и укрепляет понимание принципов, методологий, оперативных процессов, включенных в программу специальности, базовых и вспомогательных теорий и концепций углубленного изучения специфических явлений туризма-
- Уровень 3 дает возможность студентам продемонстрировать критическое и аналитическое понимание фактов из практической сферы туризма и применять их знание в диапазоне новых ситуаций.
- Модульная схема инструмент демократизации образования, поддержка для международной консолидации образования по туризму, основа для элементов самоуправления в образовании, включая управление всеобщим качеством образования.
- Обобщая данный раздел исследования, приведем следующие замечания:
- Методы и формы обучения становится все более интерактивными, прикладные практические модули рассматриваются как обязательная часть образования. Этим зарубежные программы обеспечивают осуществление демократизации и гуманизации обучения.
- На этой основе перейдем к анализу принципов формирования содержания образования по экономике недвижимости.
- Принципы, характеризующие требования к формированию содержания образования по курсу «Экономика недвижимости».
- Принцип обусловленности функций содержания целями системы управления недвижимостью.
- Принцип первичности функций управления недвижимостью.
- Принцип оптимальности соотношения интра- и инфрафункций управления недвижимостью.
- Определяет пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления недвижимостью (интрафункции), и функциями управления недвижимостью (инфрафункций).
- Принцип оптимального соотношения управленческих приоритетов.
- Требует опережения изучения функций управления недвижимостью направленное на развитие недвижимости по сравнению с изучением функций, направленных на обеспечение функционирования недвижимости.
- Принцип резервирования содержания.
- Временное непонимание одной из тем не должно приводить к полному непониманию обучающимся логики курса и содержания других модулей.1. Принцип экономичности.
- Соответствие содержания образования по управлению недвижимостью передовым зарубежным и отечественным аналогам.1. Принцип перспективности.
- При формировании содержания образования по управлению недвижимостью следует учитывать перспективы развития практики и законодательства (государственной, муниципальной, частной или иной формы собственности).1. Принцип комплексности.
- При формировании содержания образования по управлению недвижимостью необходимо учитывать все факторы, действующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т. д.).1. Принцип оперативности.
- Своевременное принятие решений по анализу состояния содержания образования и совершенствованию содержания образования по управлению недвижимостью, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения.1. Принцип оптимальности.
- Много вариантная разработка предложений по формированию содержания образования по управлению недвижимостью и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий.1. Принцип простоты.
- Чем проще структура содержания образования по управлению недвижимостью, тем более эффективным оказывается усвоение учебного материала. Безусловно, при этом исключается упрощение самой системы управления.1. Принцип научности.
- Разработка мероприятий по формированию содержания образования по управлению недвижимостью должна основываться на достижениях науки в области управления и учитывать изменения законов развития экономики в рыночных условиях.1. Принцип иерархичности.
- В любых вертикальных разрезах содержания образования по управлению недвижимостью должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между модулями.1. Принцип автономности.
- В любых горизонтальных и вертикальных разрезах содержания образования по управлению недвижимостью должна обеспечиваться рациональная автономность модулей и блоков модулей.1. Принцип согласованности.
- Содержание образования по управлению недвижимостью должно обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию.
- Принципы можно условно разделить на три группы:1. управленческие-2. системотехнические-3. организационные.
- К первой группе относятся принципы системности, комплексности, эффективности создаваемых систем.
- Принцип комплексности требует взаимосвязи работ по компьютеризации и совершенствования содержания образования по управлению недвижимостью.
- Принцип новых задач. Компьютеризация должна проводиться не только на основе традиционных методов и технологий решаемых задач, но и с учетом новых задач.
- Третья группа принципов ориентированна на организационные аспекты создания компьютерных систем:
- Принцип ведущего преподавателя.
- Работы по созданию информационной системы обучения должен координировать ведущий преподаватель учебного курса — специалист в данной предметной области.
- Принцип подготовки обучающихся к внедрению системы (снятие психологического и когнитивного барьера).
- Принцип предварительной подготовки содержания курса к внедрению компьютерной системы.
- Предварительная подготовка объекта может включать следующие изменения: организационной структуры-функциональных назначений учебных модулей-технологии сбора, передачи, обработки и накопления информации.
- Для совершенных систем содержания образования по управлению недвижимостью очень важны интегральные принципы:
- Принцип гибкости (адаптивности) означает приспособленность системы к возможным перестройкам на основе модульности построения всех подсистем и стандартизации элементов-
- Принцип устойчивости заключается в том, что система должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних разрушающих факторов.
- Педагогические условия эффективного изучения экономики недвижимости
- Следовательно, на конечные результаты бизнеса влияют две составляющие: внутренние организационно-экономические факторы и внешние, или рыночные, условия.
- Рассмотрим основные показатели.
- Стоимость реализованной туристской услуги1. Эффективность = —-1. Издержки производства
- Стоимость реализованной продукции (TR — Total Revenue) — валовой доход определяется как произведение цены за единицу (Р) на количество произведенной продукции (сбыт) — Q. TR = PQ
- Данный показатель имеет большое значение в оценке деятельности турфирмы, эффективности бизнеса, однако необходимо дополнить данный показатель оценкой чистой прибыли (дохода) бизнеса.
- Для повышения дохода увеличивают сбыт турпродукта. С этой целью активно используют рекламу, улучшают сервис, ищут те области применения и, в которых ее использование сопровождается наивысшим качеством.
- Для оптимизации финансовых отношений совершенствуют управление запасами.
- К основным показателям платежеспособности предприятия относятся следующие:
- Это более точная характеристика возможности удовлетворения кредитов по первому требованию. Здесь также могут быть отраслевые различия: если в целом нормальным считается коэффициент не ниже 1, то в розничной торговле он может снижаться до 0,4—0,5.
- Критерии оценки эффективности образовательной деятельности.
- Мониторинг качества образования, как метод анализа управленческой деятельности, результатов образовательного процесса, должен являться желаемой необходимостью для педколлектива, администрации образовательного учреждения.
- Действия администрации по управлению (по Ю.А. Конаржевскому) Функции (виды деятельности) администратора образовательного учреждения (по П.И. Третьякову)
- Внутренний контроль (цели, методы, планирование, распределение по времени, плотности, необходимости), определяющий степень отклонения от норм, стандартов, качества знаний, учений, навыков, экспертиза воспитательной деятельности и т. д.
- Регулирование (выработка системы мер регулирования состояния отдельных подсистем работы образовательного учреждения на основе анализа)
- Общие выводы (Оценка состояния целостной системы управления УВП)
- Контрольно-диагностическая1. Регулятивно-коррекционная
- Как видим, цикличность взаимосвязанных управленческих функций (видов деятельности) наблюдается в каждом подходе.
- Поэтому критерии мониторинга качества образования в образовательном учреждении созвучны формулировкам видов деятельности (функций) членов администрации.
- Необходимо оговориться, что в зависимости от целей, задач объекта практического мониторинга данная систематизация может нарушаться по порядку исполнения, расширения или углубления рассмотрения отдельных направлений деятельности.
- Контрольно-диагностическая деятельность администрации представляется нам основой всех позитивных и объективных преобразований в образовательном учреждении, являясь важнейшим источником информации для каждого участника образовательного процесса.
- Отличительной особенностью успешности мониторинговых исследований, оказываемых в качестве сервисных услуг, является объективная оценка реальной социально-педагогической ситуации и определение возможных путей коррекции.
- Результаты анализа эффективности изучениярекламного дела студентами-в0'^гИТ1 2 3 41 2 3 41. Ряд1 34 54 57 681. Ряд2 45 64 68 85
- Создание этих критериев отвечало потребности ориентации на объективные результаты и на образованность студентов.
- По мнению ряда исследователей, в педагогике используется четыре концепции ценностных ориентаций: натуралистические, грансценденталистские, культурно-исторические и социально-исторические (87−75).
- Этот вектор выступает в роли системообразующего фактора, который организует всю систему психологических процессов и состояний, формируется и развивается в ходе деятельности" (184−206).
- Принято считать, что понятие направленности в основном отражает факт и характер несовпадения мотивов и целей деятельности, направленность выступает как сложное объединение мотивов и целей, служит неким фактором деятельности.
- Рис. 1. Сравнительная оценка эффективности опытно-экспериментальной методики преподавания предмета «Экономика недвижимости» по результатам первого года внедрения
- Рис. 2. Сравнительная оценка эффективности опытно-экспериментальной методики преподавания курса «Экономика недвижимости «по результатам второго года
- Рис. 3. Сравнительная оценка эффективности опытно-экспериментальной методики преподавания курса «Экономика недвижимости «по результатам внедрения 2001 года1. Выводы по главе 2
- Методы и формы обучения становится все более интерактивными, прикладные практические модули рассматриваются как обязательная часть образования. Этим зарубежные программы обеспечивают осуществление демократизации и гуманизации обучения.
- Разработаны три группы принципов информатизации изучения курса «Экономика нежвижимости: управленческие- системотехнические- организационные.
- К первой группе относятся принципы системности, комплексности, эффективности создаваемых систем.
- Принцип комплексности требует взаимосвязи работ по компьютеризации и совершенствования содержания образования по управлению недвижимостью.
- Принцип новых задач. Компьютеризация должна проводиться не только на основе традиционных методов и технологий решаемых задач, но и с учетом новых задач.
- Третья группа принципов ориентированна на организационные аспекты создания компьютерных систем:
- Принцип ведущего преподавателя. Работы по созданию информационной системы обучения должен координировать ведущий преподаватель учебного курса — специалист в данной предметной области.
- Разработаны три группы принципов информатизации изучения курса «Экономика нежвижимости: управленческие- системотехнические- организационные.
- К первой группе относятся принципы системности, комплексности, эффективности создаваемых систем.
- Принцип комплексности требует взаимосвязи работ по компьютеризации и совершенствования содержания образования по ^ управлению недвижимостью.
- Принцип новых задач. Компьютеризация должна проводиться не только на основе традиционных методов и технологий решаемых задач, но ^ * и с учетом новых задач.
- Третья группа принципов ориентированна на организационные аспекты создания компьютерных систем:
- Принцип ведущего преподавателя. Работы по созданию информационной системы обучения должен координировать ведущий преподаватель учебного курса —- специалист в данной предметной области.
- Агрессивный маркетинг. Самара, 1992. — 213 с.
- Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов. Вып. 1 / Науч. ред. И. В. Зорин. — М., 1997. — 402 с.
- Алексеева Т. А. Один из методов реализации проблемно-развивающего обучения // Среднее специальное образование. 1999. № 9. с. 21−23.
- Аллен П. Учимся -торговать / Пер. с англ.— Мн., 1996. 287 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для высш. уч. завед. -М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб. метод, пособие. — М.: Высш. шк, 1980. — 368 с.
- Афанаскина М.С. Выбор оптимальных методов, средств и форм обучения // Среднее специальное образование. 1999. — № 5. — С. 2123.
- Афанаскина М.С. Познавательная деятельность студентов движущая сила процесса обучения // Среднее специальное образование. 1997. № 11. С. 16−18.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 160 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика., 1977.- 256 с.
- Бабанский Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин H.A. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю. К. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.13