Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономическое обеспечение механизма повышения эффективности и качества услуг в сфере высшего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Страны мирового сообщества разными путями подходят к решению проблем финансирования высшего образования. В одних считают необходимым поддержать высокий уровень расходов на одного студента, но ограничивать поступления в ВУЗы и создавать условия для обучения наиболее одаренных (способных) выпускников средних школ. В других странах, установлены два или более уровней высшего образования и облегчено… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Инновационные ресурсы — основа современной образовательной системы и экономики страны
    • 1. 1. Знания — интеллектуальный ресурс общества
    • 1. 2. Инновационная деятельность как компонент устойчивой траектории развития высшей школы и экономики страны
    • 1. 3. Образовательный потенциал как фактор инновационного развития образовательной системы страны
  • Глава 2. Методологические основы модернизации высшего образования в условиях инновационной экономики
    • 2. 1. Основные принципы и методологические подходы к реформированию высшего образования в России
    • 2. 2. Совершенствование подготовки специалистов на основе современной образовательной технологии
    • 2. 3. Научные принципы и методы формирования организационных структур управления системой образования в России
  • Глава 3. Новая парадигма экономического развития системы высшего образования
    • 3. 1. Целевые программы — результат программно-целевого метода управления
    • 3. 2. Исследование основных моделей и механизмов финансирования высшего профессионального образования в России
    • 3. 3. Инвестиционная составляющая — основа устойчивого развития системы высшего образования

Организационно-экономическое обеспечение механизма повышения эффективности и качества услуг в сфере высшего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Система российского высшего профессионального образования и науки находится в состоянии реформирования в течение двадцати лет, а поэтому не может эффективно функционировать по объективным причинам. В ходе ее реформирования устойчиво проявились тенденции и комплекс проблем, свидетельствующих о деструктивных процессах, направленных на торможение процессов развития данных сфер деятельности, в частности, перешла в хроническую форму нестабильность управления системой высшего профессионального образования на федеральном уровне. Организационные формы образовательных учреждений всех уровней систематически изменяются. Совокупность этих и других причин препятствуют достижению качества образования, соответствующего инновационному развитию экономики страны. Причины данного явления имеют глубинный характер и обусловлены как сменой парадигмальных представлений о роли, целях и содержании образования в современном мире, перестройкой всей конструкции российского образовательной системы, так и общими социально-экономическими трансформациями, вектор которых направлен на построение рыночной экономики.

Построение рыночной экономики в стране, на наш взгляд, не способствует выполнению в полном объеме социальной функции, которая возлагается на российскую образовательную систему. Следовательно, заявленные цели модернизации: повышение доступности населения к образовательным ресурсам, качество образования и его эффективностьтрудно достижимы.

Действующие организационно-экономические механизмы системы высшего профессионального образования в сложившихся условиях не адекватны целям и задачам ее развития. Эти механизмы часто не являются побуждающими факторами. эффективного функционирования образовательной системы страны, что негативно отражается на качественном 3 уровне подготовки специалистов с высшим образованием. Корректировки социально-экономического курса реформ, развитие организационно-экономического механизма функционирования экономики страны и системы высшего профессионального образования является актуальной задачей органов исполнительной власти. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Многие работы отечественных и зарубежных авторов посвящены организации и системе управления, исследованию отдельных аспектов функционирования финансово-экономического механизма высшей школы. Это труды Г. А. Балыхина, C.B. Валдайцева, Дж. Гелбрента, А. Е. Городецкого, А. Г. Грязновой, E.H. Жильцова, В. М. Зуева, В. И. Кнорринга, Б. У. Мильнера, В. В. Наумова, Б. А. Райзберга, В. А. Садовничего, В. М. Филиппова и других.

Однако выявления причин неэффективного функционирования высшей школы и обобщенного, системного исследования по формированию организационно-экономического механизма высшего профессионального образования в условиях инновационного развития экономики страны практически нет.

Гипотеза исследования базируется на научном предположении о том, что разработанная система организационно-экономического обеспечения механизма повышения эффективности и качества услуг в сфере высшего профессионального образования позволит создать условия формирования гибких образовательных траекторий, обеспечить реакцию высшей школы на динамично развивающиеся потребности личности и общества, удовлетворить потребности народного хозяйства в интеллектуальных, творческих специалистах, составляющих основной ресурс инновационного развития экономики страны.

Объектом исследования является организационно-экономическое обеспечение механизма повышения эффективности и качества услуг в сфере высшего профессионального образования.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе развития системы высшего профессионального образования в условиях инновационной экономики страны.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является исследование организационно-экономического обеспечения механизма повышения эффективности и качества услуг в сфере высшего профессионального образования, а также разработка рекомендаций по совершенствованию экономических инструментов функционирования высшей школы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач исследования:

— на основе критического анализа процессов модернизации отечественной системы высшего профессионального образования в контексте требований социально-экономической модернизации страны выявить основные проблемы высшей школы, в том числе, обусловленные просчетами реформирования системы высшего профессионального образования;

— исследовать научные принципы и основные методы формирования организационных структур управления системой образования в России;

— разработать методологические подходы реформирования российского высшего профессионального образования;

— обосновать и разработать рекомендации по развитию финансовых и экономических инструментов, направленных на рациональное использование бюджетных средств государственными высшими учебными заведениями в условиях инновационной экономики.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения экономической науки, результаты исследований отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области организации экономических и финансовых механизмов управления высшим профессиональным образованием. Методологическую основу проведенного исследования составили принципы диалектической логики, позволяющие рассматривать систему высшего профессионального образования в развитии и во взаимосвязи принципов системного подхода к изучению социальных объектов.

В ходе исследования использовались общенаучные методы: анализ, синтез, аналогия, группировка, сравнение, обобщениестатистические методы: коэффициентов, индексный, рядов динамики, математического моделирования и др.

Тема диссертационного исследования соответствует пункту 1.6.114. «Организационно-экономическое обеспечение стандартов на услуги населению», 1.6.115. «Социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг», 1.6.116. «Механизм повышения эффективности и качества услуг» и 1.6.121. «Организационно-экономические механизмы обеспечения инновационного развития отраслей сферы услуг» паспорта специальностей научных работников (Шифр специальности: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг)).

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты, определяющие государственную (РФ, субъектов РФ) политику в сфере высшей школы, регламентирующие экономические отношения в экономике страныданные Федеральной службы государственной статистикиинформационные федеральные и региональные сборникиоткрытые публикации результатов научных исследований, итогов реализации.

Федеральной целевой программы «Образование», отдельных инновационных 6 проектов в сфере образования федерального и регионального уровнейматериалы периодической печатиспециализированные сайты и информационные порталы в глобальной сети Интернетматериалы симпозиумов, научных конференций, освещающие проблемы развития системы высшего профессионального образования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в выявлении основных тенденций и факторов, определяющих современное развитие высшего образования, в решении методологических и теоретических проблем, в формировании эффективных моделей и экономических инструментов функционирования высшего профессионального образования. На основе системного анализа, обобщения теории и практики деятельности высшей школы разработаны практические рекомендации по развитию организационно-экономических инструментов функционирования высшего профессионального образования в условиях инновационной экономики.

Наиболее существенные результаты диссертационного исследования, полученные лично автором и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Выявлено соотношение категорий «информация» и «знание» через формирование необходимых для инновационного развития экономики компетенций конкретного специалиста через фильтрацию информационных потоков и выделение общекультурных и профессиональных компетенций.

2. В отличие от принятого подхода обоснована разогрегация концепции комплексной информатизации на отдельные этапы для учета особенностей, отражающих трансформационные процессы в системе высшего профессионального образования на уровни ВУЗов федерального и регионального подчинения.

3. Разработаны дифференцированные методические подходы системной модернизации высшего профессионального образования, учитывающие культуру, национальные особенности и традиции, сложившиеся в российской высшей школе и направленные на инновационное развитие регионов страны.

4. Обоснованы базовые принципы совершенствования системы высшего профессионального образования: демократизация и информатизация управления, гибкости образовательных процессов, повышения качества, ответственности перед обществом, стандартизации с международными системами, углубления индивидуализации, совокупность которых направлена на решение задач, отвечающих потребностям развития инновационной экономики.

5. Доказана необходимость более широкого внедрения в практику хозяйствования экономических инструментов: прогнозирования, программно-целевого планирования, с целью определения реальной перспективной потребности в специалистах по видам подготовки и в разрезе специальностей, увязав эту потребность с прогнозными оценками развития экономики страны в целом и отдельных регионов.

6. На основе системного анализа моделей и механизмов финансирования высшего профессионального образования, используемых в отечественной и международной практике, доказана необходимость отказа от жесткой связи финансирования с наполнением бюджета, а перейти к финансированию учреждений образования на основе бюджетирования, ориентированного на конечный результат. При этом усовершенствование данного метода необходимо осуществлять на основе: а) увязки программ по целям и конечным результатамб) обоснования общей финансовой потребности, включая конкретные источники привлеченных внебюджетных средств для выполнения целевых программ на основе государственно-частного партнёрствав) разработки объективной оценки, через систему экономических критериев и показателей деятельности высших учебных заведений.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в разработке теоретических положений развития понятийного аппарата: 8 знание", «информация» и «интеллектуальные ресурсы», а также методических и практических рекомендаций, направленных на развитие организационно-экономического механизма вузовской системы, адекватного рыночным условиям хозяйствования. Данный механизм разработан и адаптирован к российским условиям функционирования системы высшего профессионального образования. Теоретические и методические положения исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке студентов экономических специальностей по предмету «Экономика непроизводственной сферы».

Апробация результатов исследования.

Результаты, полученные в процессе диссертационного исследования, докладывались на всероссийских научно-практических и интернет-конференциях в Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова (г. Ярославль) и Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова (г. Москва).

Научные результаты, теоретико-методологические положения и практические рекомендации, разработанные автором, использовались в лекционной работе, при проведении семинаров по проблемам управления экономическими процессами в производственной и непроизводственной сферах в Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова.

Публикации.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 9 печатных работ, общим объемом '3,76 печатных листа, в том числе 2 статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура и объем диссертационного исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников информации. Основной текст диссертации изложен на 161 странице, проиллюстрирован 10 таблицами.

Список использованных источников

включает 103 наименования.

Заключение

.

В диссертации рассмотрены основные проблемы, стоящие перед образовательной системой и, в частности, высшей школой в условиях перехода экономики страны на инновационный путь развития. Определены направления модернизации системы высшего образования. Основные выводы и предложения заключаются в следующем:

1. Знания преобразовываются и накапливаются в процессе развития познавательной деятельности человека и создают фундамент инновационной экономики. Формы приобретения знаний разнообразны. Одной из них является система образовательных учреждений, включая высшие учебные заведения. Высшая школа готовит специалистов, которые создают инновационные продукты (технологии, технологические процессы, технику и т. д.). Они (специалисты), в свою очередь, являются пользователями инновационных продуктов. Поэтому невозможно переориентировать экономику на инновационный путь ее развития, не изменив отношение к системе высшего образования. Это отношение должно быть направлено на то, чтобы научно-образовательный процесс в ВУЗе был творческим и результативным, а высшие учебные заведения России были конкурентоспособны.

2. Модернизация системы профессионального образования должна осуществляться таким образом, чтобы она обеспечивала опережающий ответ на стратегические вызовы времени, работала на текущие и перспективные потребности экономики, быстро и гибко реагировала на динамичные изменения актуальных потребностей производства в специалистах, обеспечивающих инновационный путь развития России. В решение этой задачи необходимо шире вовлечь работодателей и общественность, а именно в создание стандартов, в формировании перечня специальностей подготовки студентов, контроля и оценки качества образовательных программ, проведения сертификации и квалификационной оценки специалистов.

Одновременно следует усилить налоговые стимулы в отношении инвестирования в перспективное образование как для предприятий, так и для граждан, желающих освоить новые профессии и повысить свой профессиональный уровень.

3. Модернизация системы высшего профессионального образования предполагает внедрение механизма кластеризации образовательного пространства с целью достижения стратегических ориентиров в части подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, востребованных на рынке.

4. Предложены и научно обоснованы механизмы подготовки специалистов через вузовскую систему, предполагающую двухступенчатую систему высшего образования: первая ступень позволяет раскрыть способности специалиста на урбвне общенаучной подготовки со знанием теоретико-методологических основ функционирования экономической системы (диплом специалиста о высшем образовании) — вторая ступеньуглубленное изучение специфики конкретной отрасли, закономерностей её функционирования и развития. Эти знания специалист с высшим образованием получает в процессе работы (не менее двух лет) и обучения в вузе по специальной программе, которое заканчивается сдачей экзаменов, приравненных к сдаче кандидатского минимума (диплом специалиста с высшим профессиональным образованием).

5. Оптимизировать сеть-' высших учебных заведений и контингент студентов в целом и в разрезе специальностей с учетом прогнозной потребности экономики в специалистах с высшим образованием. Активнее развивать сеть научно-образовательных центров (университетов), мотивируя результативную работу профессорско-преподавательского состава, одновременно повышая его ответственность за качество учебного и научного процессов.

6. Роль науки в инновационном развитии экономики страны является определяющей. Она (наука) выполняет миссию, связанную с.

150 развитием наукоемких отраслей, которые создают наукоемкие продукты на основе научных открытий, изобретений и представляют собой «ноу-хау». Наряду с вышесказанным, наука выполняет и многие другие миссии, в частности прогностическую. Используя специальные приемы и математические методы, только она (наука), может определить прогнозную потребность в подготовке профессиональных кадров, предсказать с определенной степенью точности уровень развития экономики на длительную перспективу (15−20 лет).

7. Обоснована совокупность организационно-экономических механизмов функционирования системы высшего профессионального образования, включающая инструменты программно-целевого планирования как организационной системы опережающего развития образовательной системыэффективное управление высшей школой на базе научных принципов и основополагающих методов формирования организационных структур управления: механизм финансово-экономической стабилизации и снижения социальных рисков для усиления социальной функции образования.

8. Страны мирового сообщества разными путями подходят к решению проблем финансирования высшего образования. В одних считают необходимым поддержать высокий уровень расходов на одного студента, но ограничивать поступления в ВУЗы и создавать условия для обучения наиболее одаренных (способных) выпускников средних школ. В других странах, установлены два или более уровней высшего образования и облегчено поступление выпускников средних школ на наиболее дешевый из них. Отсюда используются различные модели финансирования высшего образования. Широко известны модели финансирования высшего образования немецкая, французская, американская. Каждая из этих моделей преследует свои цели и имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Задача стоящая перед финансовой системой страны заключается в оптимизации расходов на подготовку квалифицированных специалистов через систему высшего образования.

При этом целесообразно:

— осуществлять государственную финансовую поддержку через бюджеты всех уровней единого в масштабах Федерации стандарта качества обучения. Государственные субсидии должны обеспечить общенаучный и профессиональный циклы обучения, которые служат фундаментальной основой для получения профессиональных знаний, навыков и умений;

— бюджетное финансирование ВУЗов должно осуществляться в полном объеме, готовящих специалистов для организаций нерыночного сектора экономики, в частности, для сферы образования, здравоохранения, культуры, а также госслужащих, работающих в сфере управления. Эта проблема решается путем финансирования госзаказа на подготовку молодых специалистов с последующим их целевым распределением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2000.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 13.01.1996 № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации „Об образовании“).
  3. Федеральный закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ (в реакции Федерального закона от 10.06.2000 № 92-ФЗ).
  4. Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ „О бюджетной классификации Российской Федерации“.
  5. Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ „Об утверждении Федеральных программ развития образования“.
  6. Федеральный закон от 05.08.2000 № 116-ФЗ „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации“.
  7. Федеральный закон „Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений“ от2502.1999 № 39-Ф3.
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от0410.2000 № 751 „О национальной доктрине образования в Российской Федерации“.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796 „Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности“.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 (Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ в редакции Федеральных законов от 20.02.1996 № 111-ФЗ, от 08.07.1999 № 1Э8-ФЗ).
  11. Гражданский кодекс • Российской Федерации. Часть 2 (Федеральный закон от23.01.1996 № 14-ФЗ в редакции Федеральных законов от 12.08.1996 № 110-ФЗ и от 24.101 997 № 1ЭЗ-ФЗ).
  12. Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ в редакции Федерального закона от 05.08.2001 № 116-ФЗ).
  13. Национальная доктрина образования / Материалы Всероссийского совещания работников образования 14−15 января 2000 г. М.: Высшая школа, 2000.
  14. Л.И. ' Составное звено долгосрочной стратегии//Национальные Проекты № 12, 2008.
  15. О. Карл Маркс и его „Капитал“ из девятнадцатого в двадцать первый век.// Вопросы экономики, 2007, № 9.
  16. Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодаления кризиса. М.: Экономика, 2003.
  17. Г. А. Управление развитием образования. М.: Экономика, 2003.
  18. В. Б. Исследование рынка услуг в области бизнес-образования и разработка инструментов их продвижения: автореф. дис. канд. экон. наук. СПб., 1999.
  19. Р. А. Экономическая история России: XX век. Книга V. Драматический кризис в конце столетия. М.: АСТ, 2006.
  20. Н., Ветров Ю. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 15−24.
  21. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития/В.П. Горегляд. -М.:ЗАО Издательство „Экономика“, 2002.
  22. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий/Под .ред. В. М. Родионовой. М.: Агентство „Библиотечка“ Российской газеты», 2001.
  23. В. И. Методологическое обеспечение комплекснойгосударственной экспертизы целевых программ и инвестиционноинновационных проектов. Диссертация на соискание ученой степени доктора154экономических наук. M: 2004.
  24. А. И. Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3.
  25. В. Как ковал свое счастье ученый кузнец// Газета Поиск, № 50(968). 14 декабря 2007.
  26. Глобализация и национальные финансовые системы/под ред. Дж. А. Хансона, П. Хонохана, Дж. Маджнони: пер. с английского М.: Весь Мир, 2005.
  27. В. М., Крашенинников А. В. Управление национальными проектами одно из важнейших направлений обеспечения экономической безопасности // ООО «Интерсоциоинформ». 2007. Октябрь.
  28. В. В. Библиотека менеджера: в 9 томах. М., 1998.
  29. П. Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальное решение / пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
  30. В. И. Экономика образования: проблемы и перспективы. М.: Ин-т упр. образованием РАО- Центр социальных и экономических исследований, 1997.
  31. Ю.А., Чурекова Т. М. Непрерывность и приемственность155образования в структуре университетских комплексов // Университетское управление: практика и анализ, 2003, № 2.
  32. Зви Боди, Роберт К. Мертон. Финансы: пер. с английского М.: Вильяме, 2005.
  33. В. Г., Лебедева Т. Я., Цыганов С. А. Инновационное развитие компаний и управление интеллектуальными ресурсами. М: «Дело», 2009.
  34. В. М., Воронин А. А., Джалалов С., Пусев В. М. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования. М.: НИВО, 1995.
  35. Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение. Сб. научных статей под ред. Колесова В. П., Тутова П. А. Вторая международная конференция. М.: Экономический факультет МГУ им. М. В Ломоносова, 2009.
  36. В. П. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспектива: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000.
  37. Интеллектуальный капитал стратегический потенциал организации. Под ред. А. П. Гапоненко, Т. М. Орловой. Издательский дом «Социальные отношения», 2003.
  38. В. А. Стандарты ИСО 9000 и проблема управления качеством в вузах. М., 2001.
  39. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: ЭКСМО-пресс, 2007.
  40. В. Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Гуманист- ВЛАДОС, 1998.
  41. В. И. Теория, практика искусства управления. М.: Норма, 2007.
  42. В. М., Крашенинников А. В. Важнейшие направления реформирования систем образования в условиях рынка (на примере высшего профессионального образования) // Сегодня и завтра российской экономики. 2007. № 14.
  43. В.М., Наумов В. В. Подготовка высококвалифицированных специалистов важное условие обеспечения экономической безопасности России: сб. науч. трудов МГУУ Правительства Москвы. М., 2007.
  44. И. М. Обострение кризиса Британской империи после Второй мировой войны. М., 1951.
  45. В. И. Полное собрание сочинений. Т. 1, 43.
  46. Е. Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг. Изд-во Ом ГПУ, 2006.
  47. М. Ю. Конкуренция на рынке образовательных услуг// Высшее образование в России, 2006, № 9.
  48. В. В. Образовательные услуги // Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. Т. 2. М., 1999.
  49. А. С. Глобализация и человеческий потенциал. М.: Экономика, 2003.
  50. К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. М.: Госкомиздат, 1961. Т. 23, 24, 46, 49.55. Маркс К. Капитал.
  51. Менеджмент, маркетинг и экономика развития: учеб. пособие / под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001.
  52. . 3. Теория организации: учебник. М., 2005.
  53. . 3. Управление знаниями в современной экономике.157
  54. М.: Институт экономики РАН, 2008.
  55. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / под ред. И. С. Королева. М.: Юрист, 2003.
  56. Т. И. Цена образовательной услуги // Отраслевое приложение к журналу «Главбух». «Учет в сфере образования». 2000. № 2.
  57. Л. Г. Эволюция концепции образования в современном мире // Экономика образования. 2001. № 6. С. 19−21.
  58. Налоговая политика России: проблемы и перспективы/под ред. И. В. Горского. М: Финансы и статистика, 2004
  59. Налоговые системы зарубежных стран/под ред. В. Г. Князева. -М.: ЮНИТИ, 1997.
  60. Наука. Инновации. Информационное общество. Краткий статистический сборник. М.: 2010.
  61. В. В. Образовательный потенциал как фактор экономической безопасности. Междунар. конференция «Диалог общества и власти в образовательном пространстве» М.: МИЭМП, 2006.
  62. Новейший философский словарь / сост. А. А. Гриценов. Мн.: Изд-во В. М. Скакун, 1998.
  63. В. А., Коржуев А. В., Рязанова Е. П. Практическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. М.: Изд-во «Московский университет», 2001.
  64. В. А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования. Москва. Академический проект 2004.
  65. С. Г. Основы маркетинга. М.: Изд-во «Ось-89», 2002.
  66. Т. И. Ценностное управление как условие устойчивого развития систем образования.// В мире научных открытий. М.: 2010, № 5.
  67. Т. И. Участие общества в управлении образованием: современные акценты.// Образование и общество. М.: 2010, № 2.
  68. Роль государства в становлении и регулировании рыночнойэкономики под общ. ред. Л. И. Абалкина. М.: Институт экономики1581. РАН, 1997.
  69. Россия в цифрах 2007. Краткий статистический сборник. М., 2007.
  70. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: ЭКСМО, 2007.
  71. Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. Третье издание. М.: Инфра-М, 2008.
  72. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.) М.: Советская энциклопедия, 1986.
  73. А. М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999, № 3. (
  74. Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатств организаций. М.: Поколение, 2007.
  75. В. Н. Государственные финансы в современной экономике. М.: ИНИОН РАН, 1998.
  76. Теория организации: учебник / под общ. ред. Г. В. Атаманчука. М., 2007.
  77. А. Н., Абрамшин А. Е., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Управление современным образованием. Социальные и экономические аспекты. М.: Пресс- Агентство «Интеллектуальные ресурсы», 2003.
  78. О. А. Ощищающий кризис//Национальные проекты № 12,2008.
  79. Управление частными капиталами в системе социальных финансов/под ред. Хоминич И. П. -М.: Финансы и статистика, 2008.
  80. Е. А. Российское законодательство будет совершенствоваться// Национальные проекты № 12, 2008
  81. В. И., Шуметова В. Г. К вопросу о мониторинге системы высшего профессионального образования // Образование общества. 2005. № 6.
  82. О. К., Орлов Б. Л., Осипов В. В. Маркетинговая политика высшего учебного заведения. М.: Пищепромиздат, 2007.
  83. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/под ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002.
  84. Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию/под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
  85. А. Ненужные выпускники // Аргументы и факты. 2006. № 17 (апрель).
  86. В. В. Система экономических отношений в сфере образования. Кострома: Изд-во КГПУ, 1998.
  87. А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование России. 1999, № 2.
  88. X. Д. На пути инновационного развития не должно быть промедлений.//Национальные проекты № 12, 2008
  89. Человеческий капитал России на рубеже XXI века / под ред. И. В. Ильинского. СПБ.: ГУТД, 1999.
  90. А. М., Родионова Л. Н., Вачухина Л. И. и др. Экономика высшей школы: опыт, проблемы, пути становления. Уфа: Полиграфкомбинат, 1998.
  91. В. Н., Ирниязов Б. С. Проектное кредитование. Зарубежный опыт и возможности его использования в России. Серия «Международный банковский бизнес». М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1996.
  92. Шафранов-Куцев Г. Ф., Деревнина А. Ю. Качество образования в стратегии управления классическим университетом // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 2 (21). С. 28−33.
  93. П. Е., Никитина Н. Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1 (24). С. 46−59.
  94. Энергосбережение в • системе образования / под ред. Г. А. Балыхина. М.: Амипресс, 2000.
  95. Ю. В., Пирогов С. В., Попов Б. Е. Закономерности и перспективы циклической динамики науки, культуры и образования. М., 1996.
  96. Dolence M., Norris D. Transforming higher education: a rision for learning in 21st centure. SCUP, 1995.
  97. Guest Column. Competition Heating Up For The New Century. IAC (SM) Newsletter Database™ Simba Information, Ins, Educational Marketer. March, 18, 1996.
  98. Field Guide to Business Termes Boston (Mass), 1993.
  99. Prades F. Disparites desconts competitivite et changes / Refets et perspectives de la vie economigue. Bruxelles, 1977. Nov.161
Заполнить форму текущей работой