Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политическая активность российской молодежи в условиях распространения информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иванов В. Н., Назаров M.M. Информационное потребление и политические ориентации // Социологические исследования. 2000. № 8- Мухин А. А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. — М.: Издательство «Гном и Д», 2000; Назаров M.M. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. — M.: Едиториал УРСС, 2002; Маркова Г. И. Массовая культура… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Политическая активность молодежи в России как научная и 20 практическая проблема
    • 1. 1. Молодежь как социальная группа: место и роль в общественном 20 развитии
    • 1. 2. Политическая активность молодежи: характер, состояние и 33 особенности
    • 1. 3. Молодежные общественные организации как часть 74 политической системы
  • Глава 2. Цифровые технологии как инструмент регулирования 99 политической активности молодежи в современной России
    • 2. 1. Влияние цифровых технологий на политическую активность 99 молодежи
    • 2. 2. Практика использования СМИ и цифровых технологий для 122 регулирования политической активности молодежи
    • 2. 3. Информационное обеспечение государственной молодежной 142 политики

Политическая активность российской молодежи в условиях распространения информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повышенное внимание к проблемам молодежи объясняется ее особой ролью в общественном воспроизводстве. Молодежь всегда была и остается наиболее активной и динамичной социально-возрастной группой, реализующей себя во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, культурной, экономической. Данная социально-демографическая группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей. Ее можно рассматривать, с одной стороны, как наиболее адаптирующуюся, а с другой — инициативную и инновационную часть социума, которая составляет примерно 20 — 35% населения индустриальных стран, в том числе около 40% трудоспособной его составляющей. Таким образом, молодежь — самая социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее «перспективную» группу граждан, способную обеспечить реализацию ключевых направлений развития общества.

Интегрируясь в общественно-политические отношения, молодежь реализует в них инновационную и воспроизводственную функции. Идентифицируясь с v одними политическими идеями, отвергая другие, индифферентно относясь к третьим, молодое поколение способствует обновлению воспроизводству соответствующих идей и ценностей, реализации тех или иных социально-политических интересов.

Политическая культура молодого поколения, вступившего в жизнь в условиях трансформации российского общества, формируется как продукт противоборства конкурирующих социальных и политических институтов, важнейшими из которых являются семья (система и среда воспитания), школа образовательная система и среда), государство (политическая система и среда), средства массовой информации.

В последнее время в российской политической науке обострилась дискуссия, посвященная молодежной проблематике. В российском обществе в настоящее время происходит омоложение состава участников общественных и политических процессов, поэтому характер и уровень политической активности молодежи отражается на состоянии всей политической системы. Большинство исследователей и общественных деятелей выражает обеспокоенность низким уровнем политической активности российской молодежи.

Многие исследователи отмечают, что популярность традиционных форм политической социализации молодежи в последние годы неуклонно снижается.

Данные многочисленных опросов и социологических исследований показывают, что современная молодежь практически не интересуется политикой, лишь небольшая ее часть голосует на выборах, лишь 4% молодежи являются членами молодежных политических организаций, до 70% молодежи не хотят вступать ни в какие в политические партии1.

Участие молодежи в политической жизни тесно связано с такими факторами, как политическая система, политический режим, политическая жизнь, менталитет, мировоззрение. Если политическая система демократична, она располагает целым рядом общественно-политических институтов, благодаря которым молодежь может проявить себя, решить собственные проблемы, защитить свои интересы. В авторитарной политической системе жестко контролируются формы и методы политического участия всех групп населения, в том числе и молодежи.

Нельзя не отметить, что политические ориентации и установки молодого поколения нестабильны и легко поддаются манипулированию со стороны Данные ВЦИОМ / Пресс-выпуск № 799 от 26.10.2007 «Молодежь и политика». URL: littpr/Avciom.ru/novosti/prcss-vypiiski/prcss-v>p>isk/single/9047.html (дата обращения: 08.09.2009) различных политических сил, поэтому разнообразные политические силы ведут активную борьбу за доверие молодежи. Как пишет известный российский социолог Ж. Т. Тощенко: «Учитывая социально-психологическую специфику молодежи, лабильность сознания, неустойчивость политических ориентаций, молодых людей необходимо политически воспитывать, чтобы они осознали значимость собственного положения в обществе и свою политическую силу"2.

Зарождение молодежного движения в России относят к первой четверти XX в. На разных этапах его развития для осуществления коммуникации с этой социальной группой активно использовались различные коммуникационные системы. Первоначально основной движущей силой молодежного движения были учащиеся и студенты, впоследствии — рабочие и крестьяне. Коммуникация в этот период осуществлялась с помощью почты и газет.

Молодежное движение советского периода характеризует монолитность и высокий процент молодых людей, вовлеченных в негоформируются коллективистские взгляды молодежи. В этот период по всей стране распространяются новые СМИ — телевидение и радио, которые, наряду с прессой, начинают активно использоваться государственным бюрократическим аппаратом для политической агитации и пропаганды в среде молодого поколения.

Начало следующего этапа развития молодежного движения в нашей стране совпадает с утратой комсомолом статуса единственной и всеобъемлющей молодежной организации и развитием наряду с ним, и даже внутри него, широкого неформального движения молодежи, и началом «перестройки». Молодежь составляла основную массу участников демократических демонстраций, митингов, забастовок, национально-патриотических выступлений. Параллельно с этим быстро нарастал идеологический и политический плюрализм и, как следствие, плюрализм.

2 Основы политической социологии. Под ред. Ж. Т. Тощенко. М., 1998. С. 112. организационный. Были задействованы все существовавшие на тот период коммуникационные системы, включая устные неформальные коммуникации.

Вялость и непоследовательность перестроечных процессов, отсутствие быстрых результатов, породили среди молодежи разочарование в политике перестройки. Молодежь начала утрачивать интерес к политике.

Одновременно на территории России распространяется принципиально новый коммуникационный инструментарий, который включает в себя: интернет, мобильную связь и другие каналы коммуникации, основанные на применении информационных технологий.

Распространение информационных технологий влечет за собой кардинальное изменение ранее существовавших в обществе способов коммуникации. Информационные технологии предоставляют возможность ведения дискуссии на весьма удаленном расстоянии с привлечением практически неограниченного количества участников. Таким образом, используя информационные технологии, в том числе интернет, молодежь способна не только получать политическую информацию, но и самостоятельно распространять и создавать ее, организовывать общественно-политический дискурс.

Более того, в условиях вытеснения традиционных механизмов политической социализации на периферию общественных отношений, современные средства массовой коммуникации становятся важнейшим звеном, структурирующим социальную реальность.3.

Степень научной разработанности проблемы.

Научные труды по тематике исследования можно разделить на три группы. Первую группу составляют работы, посвященные молодежи как социальной группе, ее роли в общественном развитии.

3 См. Кузина С. В. Влияние средств массовой информации на политическую социализацию учащейся молодежи: Автореф. дисс.. канд. полит, наук. — Москва, 2008.

Работы советского периода в этой области отличаются фундаментальностью исследования, мощной статистической базой, широтой обозначаемых проблем, большим вниманием к проблемам воспитания политической культуры в среде молодежи, и в то же время идеологической направленностью. Изучению молодежной проблематики в этот период посвящены работы таких авторов, как В. Т. Лисовский, И. С. Кон, И. М Ильинский 4 и др.

С конца 80-х годов в советской науке наметилось обновление исследовательских подходов к молодежным проблемам, в том числе к проблемам политического участия молодежи. Было положено начало созданию отечественной ювенологии.5 В 90-е гг. российская паука о молодежи постепенно расширяет тематику исследований, в том числе за счет включения сегмента политического участия молодежи. Заметный вклад в исследование молодежных проблем в этот период внесли Е. Г. Слуцкий, Е. Б. Шестопал, В. В. Инютин, Д. В. Макаров, Д. В. Гончаров, В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, В. В. Павловский, В. А. Луков, Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, А. В. Шаронова, Г. В.Куприянова6.

Вторую группу работ составляю исследования по проблематике политического участия, которые берет начало в середине 50-х гг. прошлого.

4 Лисовский В. Т. Личность студента. М., 1976; Лисовский В. Т. Социология молодежи. — Минск 1998; Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. — СПб, 2000; Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979; Кон И. С. Молодежь //Большая Советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16. 1990.

5 Ювенология — «комплексное междисциплинарное знание о становлении молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал {.} Объектами исследования Ю. являются и молодой человек, и социальная общность — молодежная популяция (дети, подростки, молодежь)» // Слуцкий Е. Г., Авксентьев Т. С. Ювенология. Энциклопедический фонд России (URL: www.russika.ru).

6 Слуцкий Е. Г. Основы ювенологи и региональной политики: история становления, проблемы и перспективы. СПб., 2000; Шесгопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990;х. М., 2000. Инютин В. В. Политическое участие российской молодежи второй половины 80-х-нач.90-х годов: формы, тенденции, противоречия. Диес. докт.ист.наук. Воронеж, 1999. Макаров Д. В. Проблема политического участия: историко-теоретнческий анализ. Дисс. канд. полит, наук. М., 1995% Гончаров Д. В. теория политического участия. М., 1997; Чупров В. И. Социология молодежи на рубеже своего 30-летия // Социе. 1994. № 6. С.50−57- Чупров В. И., Зубок Ю. А. Уильяме К. Молодежь в области риска. М., 2001; Зубок Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М.: Социум, 1998; Павловский В. В Ювенология: проект интегративной науки о молодежи. М. 2001; Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России. // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 79−88- Вишневский Ю. Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шапко В. Т. Практикум по социологии молодежи. М., 2000. века. Системное изучение процессов и явлений политического участия, форм и типологии политического поведения содержится в работах Г. Алмонда, Дж. Аткинсона, Б. Барбера, С. Вербы, Р. Винера, Р. Даля, Э. Даунса, Д. Дженкинсона, Дж. Девиса, М. Каазе, Р. Инглхарта, Д. Истона, Б. Кландерманса, Г. Лассуэлла, А. Лейпхарта, Д. Лернера, С. Липсета, Д. Маклелланда, А. Марша, Л. Милбрайта, Дж. Нагеля, Л. Пая, С. Пэтмана, И. Шумпетера, С. Хантингтона и др.

Несмотря на некоторую вторичность отечественных исследований по сравнению с западной литературой, российская наука о молодежном политическом участии с середины 90-х годов XX века стала приобретать действенный характер и с точки зрения расширения научной тематики, и с точки зрения влияния науки на современное молодежное движение. Среди отечественных политологов проблемы политического участия в политическом процессе нашли отражение в работах Н. М. Великой, Д. В. Гончарова,*.

A.И. Ковлера, B.C. Комаровского, В. Н. Лупандина, А. Ослона, Е. Петренко,.

B.В. Сафронова, А. В. Теплякова, Э. В. Черняка, М. Р. Холмской и др.8.

Заметный вклад в исследование проблемы внесли работы Е. Б. Шестопал, В. В. Инютина, Д. В. Макарова, Д. В. Гончарова и др.9.

Р. Холмская выделяет два основных этапа в изучении проблематики политического участия в России — до и после 1991 года и предпринимает попытку классифицировать опубликованные труды. Выделяются исследования.

7 Barber В. Strong Democracy: Participatory Politics for a New Age. Berkeley — London — Los Angeles: University of California Press, 1984; Винер II. Кибернетика и общество. -М., 1958; Dahl R.A. Democracy and its Critics. New Haven: Yale University Press, 1989; Lassswell H.D. The structure and function of communication in society//The Communication of ideas/Ed.: L. Bryson7 -New York: Harper and Brothers, 1948; Milbrath L.W. Political Participation. Chicago: Rand McNally, 1965; Patcman C. Participation and Democratic Theory. — Cambridge: Cambridge University Press, 1970; Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. — New Haven, Conn. — London: Yale University Press, 1968.

8 Ослон А. Социология и телевидение. — Политическая сила телевидения: реальность мифа? (Обзор семинара) // Полис. — М., 1994. — № 6. — С. 155−178- Ковлер А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995; Гончаров Д. В. Теория политического участия. М., 1997.

9 Шестопап Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990;х. М., 2000. Инютин B.B. Политическое участие российской молодежи второй половины 80-х-нач.90-х годов: формы, тенденции, противоречия. Дисс. докт.ист.наук. Воронеж, 1999. Макаров Д. В. Проблема политического участия: историко-теоретический анализ. Дисс. канд. полит, наук. М., 1995; Гончаров Д. В. Теория политического участия. М., 1997. общего характера и работы, посвященные политическому участию отдельных слоев населения, в том числе и молодежиисследования по теории гражданского (в т.ч. политического) участия10.

Особенностям процесса политической социализации молодежи посвящены труды таких ученых, как Д. Истон, Дж. Денис, И. С. Кон, В. Т, Лисовский, Ж. Т. Тощенко, Ю. Г. Волков, Г. Г. Дилигенский, Е.Б. Шестопал11.

Исследованию деятельности молодежных общественных объединений в России посвящены труды В. Г. Новикова, Т. Э. Петровой, В. В. Фещенко, В. И. Скоробогатовой, В. К. Криворученко, В. А. Чернова, С. В. Тетерского, А. В. Волохова, Л.У.Звонаревой12, исследования Всероссийского центра изучения проблем общественного мнения, материалы семинаров и конференций, посвященных проблемам политической активности молодежи.13.

Большинство современных исследователей отечественных молодежных субкультур обращены к ситуации «субкультурного бума» конца 80-х — начала 90-х гг. Среди них — работы А. И. Шендрик, С. И. Левиковой,.

10 Холмская М. Р. Политическое участие как объект исследования. Обзор отечественной литературы. //Политические исследования. 1995. № 5. С. 170−176.

11 Easton D., Dennis J. Children in Political System//Origins of Political Legitimace. N.Y.1969; Шестопал Е. Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций социализации личности. — М., 1988; Политическая социология. Под ред. Ж. Т. Тощенко. — М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2002; Дилнгенский Г. Г. Социально-политическая психология. — М., 2005; Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. — Ростов-на-Дону, 2002.

12 Новиков В. Г., Петрова Т. Э., Фещенко B.B. Проблемы формирования молодежных общественных объединений в Российской Федерации. — М.: Российский государственный аграрный заочный университет, 2001; Криворученко В. К. эволюция молодежного движения в России: позитивное и негативное. — Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам международной научной конференции. M., 1994; Скоробогатопа В. И. Молодежное движение в России: проблемы развития гражданского общества. / В сб. Россия на рубеже веков: политические партии и молодежь. — М.: 2003. С.36−44- Тетерский С. В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства. — М., 2003; Волохов А. В., Звонарева Л. У. Анализ федерального и регионального законодательства, нормативной правовой базы поддержки молодежных и детских общественных объединений. / В сб. Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации, — М.: Логос, 2005. С. 19−44.

13 См., напр.: Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен: Материалы научпо-практической конференции «Воспитательный процесс как составная часть деятельности общественных молодежных организаций». — М., 2005; Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: Научно-методический сборник. /Временный творческий коллектив Национального совета молодежных и детских объединений России под руководством A.B. Соколова. Научн. ред.-сост. С. В. Тетерский. — М.: Логос, 2005.

Т.Б. Щепанской, Е. Омельченко, Д. Г. Щипановой, Г. С. Ентелис, С. Цымбаленко, С. Щегловой, С. В. Косарецкой, Д. И. Фельдштейна, JI.A. Радзиховского.14 Ситуация с середины 90-х гг. изучена меньше. Обращает внимание и то обстоятельство, что преимущественно изучаются субкультуры молодежи Москвы и Санкт-Петербурга. Неформальные объединения молодежи и молодежные субкультуры после 2000 г. практически не изучены. В средствах массовой информации характер деятельности неформалов зачастую описывается с помощью таких категорий, как противостояние, бунт, неприятие официальных культурных установок, нонконформистское поведение.

Заслуживают внимания диссертационные исследования А. В. Мельникова, Г. А. Казначеевой, Э. В. Чекмарева, С. Н. Захарова, А. А. Обуховой, О. Г. Шениной, Е. Н. Малик, Е. С. Задорожной, Е. В. Бутенко, А. А. Киселева, Д. А. Войнова и др.'5 Данные авторы рассматривают ряд проблем формирования институтов политического участия молодежи, динамику развития молодежного движения в России за последние 10 лет, формирование органов управления.

14 Шендрик А. И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития.- М.: Молодая гвардия, 1990; Левикова С. И. Молодежная субкультура. — M.: ФАИР-ПРЕСС, 2004; Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследовательской системы. — СПб, 1993; Левичев Ф. Д. Неформальные самодеятельные объединения: Социологический очерк. — М.: Знания, 1989; Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994; Ентелис Г. С., Щипанова Д. Г. Протестный потенциал российской молодежи. — М., 1999; Цымбаленко С., Щеглова С. Кто они, подростки 90-х? — М.: Юнпресс, 1995; Косарецкая C.B., Синягина НЛО. О неформальных объединениях молодежи. — М.: Владос, 2004; Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сборник научных трудов. /Под ред.: Д. И. Фельдштейна, Л. А. Радзиховского. — М.: Издательство АПН СССР, 1988.

15Мельннков А. В. Политическая социализация молодежи в современной России: состояние и перспективы: Автореф. дис.. канд. полит, наук. — Орел, 2004; Казначеева Г. А. Студенческая молодежь в политическом процессе современной России: тенденции и приоритеты политического участия. Автореф. дис.. канд. полит, наук. — Орел, 2004; Чекмарев Э. В. Политическое участие молодежи (на материалах Саратовской области): Дисс.. канд. полит, наук. -Саратов, 2003; Захаров С. Н. Политическое участие молодежи в условиях модернизации российского общества. Автореф. дис.. канд. полит, наук. — Москва, 2001; Обухова А. А. Трансформация политических ценностей современной российской молодежи под влиянием СМИ. Автореф. дис.. канд. полит, наук. — Владивосток, 2004 — Шенина О. Г. Формы участия молодежи в политическом процессе современной России. Дисс.. канд. полит, наук. — М., 2005; Малик Е. Н. Влияние средств массовой информации на политическую активность молодежи в современной России (особенности, перспективы оптимизации): Дисс.. канд. полит, наук. — Орел, 2007; Задорожная Е. С. Молодежные коммуникации в информационном обществе (управленческий аспект): Дисс.. канд. соц. наук. — Новосибирск, 2006; Бутенко Е. В. Эволюция теорий информационного общества: Дисс.. канд. филос. наук. — Томск, 2004; Воинов Д. А. Становление интернет-диалога как формы участия граждан в политической жизни России: Дисс.. канд. полит. Наук. — М., 2007. государственной молодежной политикой. Следует отметить диссертационное исследование С. В. Кузиной, в котором доказана необходимость расширения исследовательской базы изучения политической социализации молодежи с учетом растущей роли в ней средств массовой информации.16.

Третью группу работ составляют исследования, посвященные изучению проблем глобальных изменений в обществе, связанных с распространением информационных технологий. Среди авторов, занимающихся изучением этих вопросов следует назвать Д. Белла, П. Дракера, Д. Рисмена, Г. Кана, Р. Катца, М. Кастельса, М. Маюпоэна, Й. Масуды, М. Пората, Т. Стоуньера, Д. Тапскотта, Э. Тоффлера, X. Шрадера и других.17 Отечественная наука представлена работами B.JI. Иноземцева, А. И. Ракитова, С. В. Чеснокова, А. В. Чугунова и др.18.

Среди огромного массива исследований феномена массовой культуры (К.Мангейм, Э. Фромм, Б. Розенберг, Д. Макдональд, X. Ортега-и-Гассет,.

16 Киселев А. А. Интернет: модель и практики политического участия: Дисс.. канд. полит, наук. — Краснодар, 2007. Кузина С. В. Влияние средств массовой информации на политическую социализацию учащейся молодежи: Дисс.. канд. полит, наук. — Москва, 2008.

17 См.: Белл Д. Эпоха постиндустриального общества: опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004; 36. Бжезинский. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидерство. М.: РГБ, 2007; Шрадер X. Глобализация, цивилизация и мораль // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 1. № 2- Katz D., Stotland Е. Prelimenary Statement to a Theory of Attitudes.// Psychology: A Study of a science. Ed. by Koch S. N.Y., 1959. Vol.3- Katz R., Mair P. Changing Models of Party Organization and Party Democracy. The Emergence of the Cartel Party// Party Politics. 1995. 1995 Vol. 1. № 1- Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на западе: Антология. — М.: Академия, 1990; Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2004; Кан Г., Браун У., Мартин Л. Следующие 200 лет // США — ЭГТИ, 1995, № 6- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, М., 2000; Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society, Washington, 1983. Масуда Й. Компьютоутопия // Философская и социологическая мысль, 1993, № 6. С. 12−15- Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество общество: плюсы и минусы сетевого интеллекта. Киев: ITN ПрессМ.: Рефл-бук, 1999; Porat M., Rubin М. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978; Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983; McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Message. N.Y., 1967; McLuhan M. Understanding media: The Extensions of Man. N.Y., 1967; McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village. N.Y., 1968.

18 Чугунов А. В. Перспективы развития в России «Информационного общества»: (Социальный портрет российской интернет-аудитории по данным социологических опросов) // Полис. 2002. № 5. C.16-I9- Чесноков С. Аудитория Интернета в России: Измерения и реальность// Broadcasting. 2000. № 3- Филиппова Т. Эмпирическая социология в информационном обществе: Web-опросы в России — «за» и «против». (bttp.'-'Vvwvvv.isn.ni.Q: Филиппова T.B. Использование Интернет для социологических исследований // Интернет и современное общество: Тезисы 2-й Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 29 ноября — 3 декабря 1999 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.

Т.Адорно, Г. Маркузе и др.19- среди отечественных ученых — А. А. Мухин, И. А. Михальченко, М. М. Назаров, Б. Н. Воронцов, Д. В. Иванов, Г. И. Маркова, К. Т. Теплиц, К.М.Пучкова20), следует выделить авторов, исследовавших влияние средств массовой информации на молодежь: В. К. Сергеев, Е. В. Великанова, А. В. Токарева, В. В. Колтыженкова, С. В. Бондаренко, Н.А.Фоминых21. Особое место в ряду исследований следует отвести работам К. Керстинга, С. Линн,.

19 Мангейм Дж.Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. — М.: Весь мир. 1997; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. — М., 1991; Адорно Т. Проблемы философии морали. — М., Республика, 2000; Фромм Э. Человек для себя. — М., ACT, 2006; Rosenberg В. Mass Culture in America. // Mass Culture. The Popular Arts in America. Toronto, 1965; Макдональд Д. Теория массовой культуры. — 1953; Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. — N.Y.: Basic Books, 1973; Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдинасост., предисл. В. Ю. Кузнецова.- М: ACT, 2002.

Иванов В.Н., Назаров M.M. Информационное потребление и политические ориентации // Социологические исследования. 2000. № 8- Мухин А. А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. — М.: Издательство «Гном и Д», 2000; Назаров M.M. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. — M.: Едиториал УРСС, 2002; Маркова Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. — М., 1996. Михальченко И. А. Методы ведения информационной войны. / В сб. Информационное общество — некоторые аспекты. — СПб., 1999. С. 23−46- Березин B.M. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. -M.: Рип-Холдинг, 2003; Панарин И. Н. Информационная война, PR и мировая политика. M.: Горячая линия-Телеком, 2006; Боек Ч. Л., Хилгартнер С. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен.// Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. — Казань, 2000; Lazarsfeld P., Berelson В. & Gaudet Н. The People Choice. N.Y.: Columbia University Press, 1948; Хеншель, P. Определение социальных проблем средствами массовой коммуникации// Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. — Казань, 2000; Лазарсфельд П. Ф., Мертон Р. К. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации// Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. — Казань, 2000; Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. — М.: Наука, 1994; Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента. URL: hltp://wwv.scepsis.rti/library/?id=138 (дата обращения: 25.10.2008) — Теплиц K.T. Всё для всех. Массовая культура и современный человек. //Человек: образ и сущность. — M.: ИНИОН РАН, 2000; Пучкова K.M. Проблема влияния рекламы на человека. URL: Iittp://lih.socio.nisu.m/l/lihrary?e-d-000−00—Qlomon—00−0-0-Oprompt-l 0—4—stx-0−11−1 -ru-50—20-nbonte2%ee%fl %ef%R)%c8%n%f2%e8%e5+%ro%e5%ea%eh%e0%ec%flv-0003 I -001 -1 -OwindowsZz-1251−00&n~-'ri&c=lonmn.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Демоскоп Weekly, 2007 г., 21 мая 3- июня, № 289−290. // Электронная версия бюллетеня «Население и общество» Института Демографии ГУ-ВШЭ. URL: http://demoscope.ru/weekly/2007/0289/index.php (дата обращения: 13.09.2009)
  2. Динамика статистических показателей населения РФ в возрасте от 0 до 29 лет. URL: http://rmi.org.ru/assets/files/documents/rossia/molodeg0−24.doc (дата обращения: 12.08.2009).
  3. Доктрина государственной молодежной политики Российской Федерации. URL: www.rusmol.org/doctrinal.html (дата обращения: 25.10.2008).
  4. Идейные, моральные и религиозные взгляды российской молодежи. Воздействие кризиса 1998 г. / Аналитический доклад по заказу Государственного Комитета РФ по делам молодежи. М., 1999. URL: http://vsip.mgopu.ru/data/1109.doc (дата обращения: 20.08.2008).
  5. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (проект). URL: http://www.budgetrf.ru/Publications /Magazines/V estnikSF/200 l/vestniksfl41 -10/vestniksfl 41−10 090.htm (дата обращения: 29.05.2009).
  6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // База данных КонсультантПлюс.
  7. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях. // Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28−16. URL: www.minobr.ru (дата обращения: 20.07.2009).
  8. Отчет о деятельности отдела взаимодействия с общественными объединениями Департамента по молодежной политике Минобразования
  9. России 2002−2003 г. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2002,2003.
  10. Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 5090−1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 03 июня 1993 г. // База данных КонсультантПлюс.
  11. Социальные и культурные права молодежи в СНГ и основные препятствия их реализации. // Аналитический отчет. М., Московское бюро ЮНЕСКО, 2004.
  12. Стенограмма заседания Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации» от 17 июля 2009 г. URL: http://www.la-emlin.ru/appears/2009/07/17/1748type63378type63381219776.sht ml (дата обращения: 23.07.2009).
  13. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утв. распоряжением Правительства РФ № 1760-р от 18 июня 2006 г.// База данных Консультант Плюс.
  14. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации № Пр-212 от 07 февраля 2009 г. // «Российская газета», 16 февраля 2008 г.
  15. Указ Президента Российской Федерации № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 г. // База данных КонсультантПлюс.
  16. Федеральный закон Российской Федерации № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. // База данных КонсультантПлюс.
  17. Федеральный закон Российской Федерации № 2124−1 «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. // База данных КонсультантПлюс.
  18. Федеральный закон Российской Федерации № 3266−1 «Об образовании» от 10 июля 1992 г. // База данных КонсультантПлюс.
  19. Федеральный закон Российской Федерации № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // База данных КонсультантПлюс.
  20. Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г. // База данных КонсультантПлюс.1. Монографии и статьи
  21. С.Р., Кузьминская С. И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы. // Научно-практический вестник «Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы». 2002. № 8. С. 39−43.
  22. Н.Н., Фоминых Н. А. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков.// «Человек». 2003. № 1.
  23. Т. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000.
  24. С.В. К проблеме новой концептуализации молодежи. М., 1998.
  25. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии.// Политические исследования. 1992. № 4. С. 122−134.
  26. Т.Р. Роль независимых сайтов в жизни муниципального образования на примере Информационного портала www.krasnoeselo.ru // Технологии информационного общества. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. С. 156−157.
  27. В.И., Левашов В. К., Хлопьев А. Т. «Слухи» как социальный феномен. // Социологические исследования. 1993. № 1. С. 82−88.
  28. Н.В. Влияние средств массовой информации на электоральное поведение: основные подходы // Вестник Самарского государственного университета, 2000. № 1. С. 19−21.
  29. Н.В., Брандес М. Э. Роль СМИ в избирательном процессе // Выборы в посткоммунистических обществах: Проблемно-тематический сборник. М., 2000.
  30. М.М., Крутер М. С. Молодежная преступность. М.: Юрист, 2006.
  31. Д. Эпоха постиндустриального общества: опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004.
  32. А.В., Корявко А. В. Дифференциация интернет-сообщества // Технологии информационного общества. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. С. 3 7.
  33. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Рип-Холдинг, 2003.
  34. Бжезинский 36. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидерство. М.: РГБ, 2007.
  35. К.Л., Арене У. Ф. Современная реклама. М., 2001.
  36. Ч.Л., Хилгартнер С. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000.
  37. И.И. Политическая активность и политическое воспитание молодежи // Россия на рубеже веков: политические партии и молодежь. М.: 2003. С.144−151.
  38. Е.В. Современная реклама и ее влияние на подростков и молодежь. URL: http://tsu.tmb.rU/m/cafed/bumerang/stat005.html (дата обращения: 05.10.2008).
  39. М. Современные молодежные субкультуры: скинхеды. URL: http://www.psyfactor.org/vershinin3.htm (дата обращения: 27.07.2009).
  40. И. Нонконформизм сегодня не в моде. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/1039.html7no cache=l& cHash= е8215IbalO. (Дата обращения: 15.04.2009).
  41. Ю.Р., Трынов Д. В., Шапко В. Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 108−117.
  42. Ю.Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шапко В. Т. Практикум по социологии молодежи. М., 2000.
  43. Ю.Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 26−36.
  44. Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. Ростов-на-Дону, 2002.
  45. Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2002.
  46. .Н. Феномен массовой культуры: этико-философский анализ. Учеб. пособие. Рыбинск: РГАТА, 2002.
  47. Г. В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995.
  48. Д.В. Теория политического участия. М., 1997.
  49. Д.В., Гоптарева И. Б. Введение в политическую науку. М.: Юрист, 1996.
  50. А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994.
  51. М.Н. Средства массовой информации в социально-политическом поле // Вестник Российского университета дружбы нардов. Серия: Политология. 2000. № 2. С.80−87.
  52. . Теория Даунса и перспективы развития политэкономии. // Политическая наука: новые направления. Под ред. Гудина Р., Клингемана X. М., 1999.
  53. Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры: Критический анализ. (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., 1980.
  54. И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. Учебное пособие. М.: Пульс, 2002.
  55. А.А. Основы политической теории. М., 1998.
  56. Г. Г. Социально-политическая психология. М., 2005.
  57. А.В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.
  58. .З. Отцы основатели: история изучения общественного мнения. М.: Центр социального прогнозирования, 2006.
  59. .З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2005.
  60. Е.Л. Психология манипулирования: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.
  61. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на западе: Антология. М.: Академия, 1990.
  62. В., Штрик А. Прогнозы развития информационного общества России до 2015 г. // Библиотека РАПН. URL: http://www.rapn.ru /partner/files/informatsionnoeobschestvorossiido2015 .docдата обращения: 12.07.2009).
  63. Е.Г. Рунет как пространство «семантической герильи» // Интернет и современное общество: Труды VTII Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 8−11 ноября 2005 г.). СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005.
  64. Э. Норма и патология // Рубеж, 1992. № 2. С. 82−89.
  65. Г. С., Щипанова Д. Г. Протестный потенциал российской молодежи. М., 1999.
  66. .С. Социальная культурология. М., 2000.73.3апесоцкий А. С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб: ИГУП, 1996.
  67. Р.А., Келасьев В. Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. СПб., 1995.
  68. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М.: Социум, 1998.
  69. Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.
  70. В.Н., Назаров М. М. Информационное потребление и политические ориентации // Социологические исследования. 2000. № 8. С. 83−90.
  71. Ивлиев посетил форум на Селигере // Актуальные комментарии от 06.07.2009. URL: http://actualcomment.ru/news/4286.html (дата обращения: 26.07.2009).
  72. И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия, история, теория. М.: «Голос», 2001.
  73. И. М. Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 5−17.
  74. И.М. и др. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции, перспективы. М., 1999.
  75. И. М. Разрыв поколений // Труд. 2005. № 118.
  76. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. / Сборник научных трудов. Под научн. ред. А. Д. Жаркова и В. Н. Чижикова. М.: МГУКИ, 2000.
  77. Информационное общество некоторые аспекты. / Сб. статей. СПб., 1999.
  78. Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1996.
  79. Т. Г. Молодежные субкультуры. Казань, 1997.
  80. История и развитие хип-хоп культуры / Сост. Возжаев С. Н., Максимов А. В., Ярушников Ю. К. М., 2004.
  81. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2006.
  82. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
  83. К. Влияние брендинга на становление личности подростка. URL: http://www.psycho.ru/library/635 (дата обращения: 27.07.2009).
  84. Г. Политический потенциал и политическая активность молодежи. URL: http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0522 /domt0522l (дата обращения: 23.01.2008).
  85. М. Откуда что берется // Хулиган. № 38. Стр. 38−41.
  86. П. И., Кудряшова Ю. А. Политические Интернет-форумы как форма альтернативной публичной сферы в современной России // Технологии информационного общества. Санкт-Петербург. СПб., 2005. С. 73−74.
  87. А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.
  88. Ю.В. Государственная молодежная политика: современное состояние и перспективы. URL: www.budgetrf.nsu.ru/Publications/Magazines/V estnikSF /2001 /vestniksf 141−10 020.htm (дата обращения: 23.04.2009).
  89. И. Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социологические исследования. 1999. № 1. С. 130−136.
  90. В.В. Механизмы воздействия телевидения на семейные ценности молодежи. URL: http://lib.socio.msu.ni/l/library (дата обращения: 06.06.2008).
  91. Кон И. С. Молодежь // Большая Советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16. 1990.
  92. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
  93. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  94. С.В. Власть, общество и печать в России. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, Изд-во «Книга», 2003.
  95. С.В., Киселев А. Г. Информационная политика в России. М.: РАГС, 2004.
  96. О. О взаимоотношениях органов государственной власти с молодежными общественно-политическими организациями // Власть, июнь 2009. С. 27−29.
  97. С.В., Синягина Н. Ю. О неформальных объединениях молодежи. М.: Владос, 2004.
  98. А. «Живой журнал» Интернета // Радио «Свобода». 2004. 17 мая. URL: http://archive.svoboda.org/programs/sc/2004/sc.51 704.asp (дата обращения: 13.07.2009).
  99. О.В. Современные концепции политической элиты и российская практика // Мир России. 2004. Т. XIII. № 4. С. 3−39.
  100. Крыштановская' О. В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 51−65.
  101. И. Роль государства в формировании информационного общества в России // Российский фонд фундаментальных исследований. Вестник РФФИ. 1999. № 3(17). URL: http://www.rfbr.ru /default.asp?docid=5213 (дата обращения: 28.05.2009).
  102. В.В. Слухи: социальные функции и условия появления // Социс. 1995. № 1. С.12−17.
  103. С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.
  104. Ф.Д. Неформальные самодеятельные объединения: Социологический очерк. М.: Знания, 1989.
  105. В. Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989.
  106. М. Очень средний класс // Московский комсомолец, 19 июля 2009 г.
  107. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП, 2000.
  108. В.Т. Отцы и дети за диалог в отношениях // Социс. 2002. № 7. С. 111−116.
  109. В.Т. Социология молодежи. Минск, 1998.
  110. В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», вып. 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 40−44.
  111. В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 79−88.
  112. В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 27−36.
  113. Г. А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003.
  114. Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005.
  115. Н. Общество общества // Часть I. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004.
  116. Н. Общество общества. Часть И. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005.
  117. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Канон-Пресс/Кучково поле, 2003.
  118. М. С появлением Спутника планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры. URL: http://pechali.narod.ru/masskomml.txt. (Дата обращения: 16.04.2009).
  119. К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  120. Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества // Сост. В. Ю. Кузнецова. М: ACT, 2002.
  121. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства (круглый стол) // Социологические исследования. 2000. № 8.
  122. И. Компьютоутопия // Философская и социологическая мысль, 1993, № 6. С.12−15.
  123. Е.Ю. Исследования электорального поведения: теоретические модели и проблемы их применения // Зарубежная политология в XX столетии: Сборник научных трудов. М.: ИНИОН, 2001. С. 190−215.
  124. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., 1988.
  125. И.А. Методы ведения информационной войны. / В сб. Информационное общество — некоторые аспекты. СПб., 1999. С. 23−46.
  126. Р.И. Психология рекламы. М.: ИНФРА-М, 2007.
  127. Молодежная культура и ценности будущего // Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб.- 2001.
  128. Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры. Л., 1990.
  129. Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен // Материалы научно-практической конференции «Воспитательный процесс как составная часть деятельности общественных молодежных организаций». М., 2005.
  130. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб., 1999.
  131. Молодежь в изменяющемся обществе: состояние, проблемы. М., 1992.
  132. Молодежь и будущая Россия // Материалы третьей всероссийской научно-практической конференции. М.: ИНИОН РАН, 2008.
  133. Молодежь и политика: Современные очертания и история проблемы, роль государства и гражданского общества, ожидания и прогнозы // Под ред. Ф. Бомсдорфа и Г. Бордюгова. Библиотека либерального чтения. Вып. 17. М.: Фонд Фридриха Наумана, АИРО XXI, 2006.
  134. Молодежь как целевая аудитория потребительской рекламы в молодежных журналах. URL: http://www.busexpert.ru/pub/young.shtml. (дата обращения: 23.04.2008).
  135. Молодежь Москвы-98: социальная защищенность, жизненные установки //Пульс. 1998. № 9 (184).
  136. Молодежь России: тенденции, перспективы. /Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М., 1993.
  137. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  138. Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели* технологии. М., 1999.
  139. Р.Т. Политология. М., 1998.
  140. А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. М.: Издательство «Гном и Д», 2000.
  141. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Едиториал УРСС, 2002.
  142. Н.В. Отношение к другому: иллюзорное и реальное // Веб-кафедра философской антропологии. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/naumenlco/ attitude. html (дата обращения: 27.07.2009).
  143. H.JT. Молодежь как субъект политического пространства // Интернет-портал интеллектуальной молодежи. URL: http://ipim.ru/discussion/313.html (дата обращения: 06.03.2009)
  144. В.Г., Петрова Т. Э., Фещенко В. В. Проблемы формирования молодежных общественных объединений в Российской Федерации. М.: Российский государственный аграрный заочный университет, 2001.
  145. Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики- Часть 2: Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты. аутентичные свидетельства за и против «нормализации» / Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск, 2005.
  146. Общественное телерадиовещание: документы, комментарии, рекомендации // Сост. Ю. И. Вдовин. СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2000.
  147. В.Ф. Молодежь и информационная революция (к парадигме исследований). URL: http://af2−2.mail.ru/cgi-bin/readmsg/oleshkoo molodezhi. rtf? id=12 474 764 320 000 000 000−0-l&mode=attachment&channel (дата обращения: 25.08.2009).
  148. М. Логика коллективного действия. М., 1995.
  149. Е.П. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН, 2000.
  150. Е.Л., Блюдина У. А. Российская провинция и новый мировой порядок: культурные горизонты // Социальное знание: формации и интерпретации. Часть 2. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1996.
  151. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3−4. С. 119−121.
  152. А. Социология и телевидение // Материалы семинара «Политическая сила телевидения: реальность мифа?» // Полис. 1994. № 6. С. 155−178.
  153. Основы политической социологии. Под ред. Ж. Т. Тощенко. М., 1998.
  154. Основы ювентологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования // Под ред. Е. Г. Слуцкого. СПб., 2001.
  155. Павловский В. В Ювенология: проект интегративной науки о молодежи. М. 2001.
  156. И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. М.: Горячая линия-Телеком, 2006.
  157. В. «Поколение Пи». СПб.: «Амфора», 2005.
  158. Д.Н. Интернет в российской политике: утопия или реальность // Полис. 2002. № 1. С.25−31.
  159. А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008, № 2. С. 13−16.
  160. В.В. Политические ценности и поведение среднего класса. М., 2000.
  161. В. Политическое участие россиян: характер, формы, основные ценности. Московский центр Карнеги. URL: http://www.carnegie.ru/rii/print/56 412-print.htm (дата обращения: 23.04.2009).
  162. С.Н. Пути оптимизации государственной молодежной политики в контексте «эффективной государственности». // Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и будущая Россия». М.: ИНИОН РАН, 2008.
  163. Н.П. Российская молодежь: ценности и предпочтения // Россия на рубеже веков: политические партии и молодежь. М.: 2003.
  164. С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988.
  165. Политическая социология. Под ред. Ж. Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2002.
  166. Послание Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры по случаю Международного дня молодежи. 12.08.2009. URL: http://typo38.unesco.org/fileadmin/UNESCO.ORG/PDF/YouthdayDGmessrus. pdf (дата обращения: 15.08.2009).
  167. Проблемы молодежи обсудили на ток-шоу. URL: http://allmedia.ru/headlineitem.asp?id=562 608 (дата обращения: 23.07.2009).
  168. Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений // Под ред.: Д. И. Фельдштейна, JI.A. Радзиховского. М.: Издательство АПН СССР, 1988.
  169. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: АСПЕКТ-Пресс, 2000.
  170. К.М. Проблема влияния рекламы на человека. URL: http://lib.socio.msu.ru/l/library (дата обращения: 25.10.2008).
  171. Развитие средств массовой коммуникации и проблемы культуры // Материалы II международной научной конференции. Под ред. О. В. Ткачука. М.: Новый гуманитарный университет Натальи Нестеровой, 2001.
  172. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.
  173. И., Билевская Э. Медведев создает свой электорат // Независимая газета, 20 июля 2009 г.
  174. О. Общественные объединения молодежи: особенности функционирования в официальной «зонтичной» структуре, на федеральном и региональном уровнях. /В сб. Молодежь и политика. М., 2006.
  175. Россия на рубеже веков: политические партии и молодежь. М.: 2000.
  176. А.В. Социальная информатика. М. 2008.
  177. .А. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества // Россия на рубеже веков: политические партии и молодежь. М.: 2003. С. 60−81.
  178. В. Горячая молодежь России: лидеры, организации, движения. Тактика уличных битв. Контакты. М.: «Кванта», 2006.
  179. В.К. Молодежная культура и СМИ. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.
  180. Сикевич 3. В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990.
  181. И. «Молодильные яблоки» для российской власти: Президент и молодежная политика // Интернет-сайт «Голос России». URL: http://www.ruvr.ru/main.php?&q=l 21 718&cid=l 9&-р=17.07.2009 (дата обращения: 23.07.2009).
  182. В.И. Молодежное движение в России: проблемы развития гражданского общества // Россия на рубеже веков: политические партии и молодежь. М.: 2003. С.36−44.
  183. Е.Г. Основы ювенологи и региональной политики: история становления, проблемы и перспективы. СПб., 2000.
  184. Н. Н. Субкультура как объект исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. 2002. № 3. С.117- 127.
  185. К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997. № 1. С. 134−143.
  186. М. Как писать этнографию молодежной субкультуры. URL: http://www.countries.ru/library/typology/sokolov.doc (дата обращения: 15.10.2008).
  187. Социология молодежи: Учебник // Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996.
  188. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: хрестоматия. // Пер. с англ., составитель Ясавеев И. Г. Казань: Издательство Казанского университета, 2000.
  189. И. Революция сейчас. СПб, «Амфора», 2002.
  190. Г. Наука и теория информации. М.: РОССПЭН. 1997.
  191. В. Я. Молодежная культура. СПб., 1999.
  192. Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы сетевого интеллекта. Киев: ITN Пресс, 1999.
  193. А. Молодежь как объект классового эксперимента. URL: http://www.scepsis.ru/library/?id=138. (дата обращения: 20.05.2009).
  194. К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек // Человек: образ и сущность. М.: ИНИОН РАН, 2000.
  195. С.В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства. М., 2003.
  196. С.К. Инновационная модель просветительской деятельности // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. М.: МГУКИ 2000. С.188−195.
  197. А.В. Влияние рекламы на поведение и ценностные ориентации подростков. URL: http://college.biyslc.secna. ru/kon?2003/tokmod.htm (дата обращения: 15.09.2008).
  198. Е., Николаев А. Молодежные объединения: от эры леваков и скинов до организаций при партиях и самостоятельных проектов // Молодежь и политика. М., 2006.
  199. Э. Третья волна. М.: ACT, 2004.
  200. А.Д. Рунет как «публичная сфера»: хабермасианский идеал и рельность. URL: http://www.espi.ru/Content/ Conferences/Papers2006/2006razd2 /Trakhtenberg.htm (дата обращения: 13.07.2009).
  201. Тридцать процентов молодежи желает включиться в добровольческую деятельность // Выступление Министра спорта, туризма и молодежнойполитики В. г Мутко от 7 июля 2009 г. URL: http://www.regnum.ru/news/1 183 244.html (дата обращения: 23.07.2009).
  202. М. Экстремистов посчитали // Российская газета, № 4736 от 26 августа 2008 г.
  203. А. Я. Массовая культура и её социальные функции // Общественные науки и современность. М., 1998. № 6. С. 138−146.
  204. Э. Человек для себя. М., ACT, 2006.
  205. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.
  206. Ю. Молодежь вне политики // РБК Daily, 07.07.2009. URL: http://www.rbcdaily.ru/2009/07/07/focus/421 877 (дата обращения: 26.07.2009).
  207. , Р. Определение социальных проблем средствами массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000.
  208. А. Политические манипуляции или покорение толпы. М., 1999.
  209. A.M. Большая манипулятивная игра. М., 2000.
  210. С., Щеглова С. Кто они, подростки 90-х? М.: Юнпресс, 1995.
  211. В.А. Проблемы и пути развития молодежного движения России -Молодежь и общество на рубеже веков // Под научн. ред. И. М. Ильинского. М., 1999.
  212. С. Аудитория Интернета в России: Измерения и реальность // Broadcasting. 2000. № 3. С. 90−93.
  213. А.В. Социология интернета. СПб., 2003.
  214. А.В. Перспективы развития в России «Информационного общества»: (Социальный портрет российской интернет-аудитории по данным социологических опросов) // Полис. 2002. № 5. С. 16−19.
  215. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.
  216. В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социологические исследования. 1994. № 6. С. 50−57.
  217. Е.Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций социализации личности. М., 1988.
  218. Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. М., 2000.
  219. А.И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития. М.: Молодая гвардия, 1990.
  220. И. Теория экономического развития. М.: Эксмо, 2007.
  221. А.А. Будущее молодежи будущее России. URL: www.budgetrf. ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1999/vestnik94−6/vestniksf94−6040.htm. (дата обращения: 23.04.2008).
  222. Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследовательской системы. СПб, 1993.
  223. Т. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004.
  224. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу. / Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 года. // Интернет. М., 1998. № 6−7. С. 91 92.
  225. Электронное правительство в России // Интернет-газета «Грани.Ру». URL: http://vvww.zeka.ru/e-gov/facts/erussia/ (дата обращения: 28.05.2009).
  226. Эпоха Ельцина: мнения россиян: социологические очерки // Авторский коллектив Б. З. Докторов, А. А, Ослон, Е. С, Петренко. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2002.
  227. В. Американцы не связывают свое будущее с Россией // Экспертный информационный портал Федералпресс. 13 июля 2009 г. URL: http://www.fedpress.ru/federal/press/expert/id146286.html (дата обращения: 24.07.2009).
  228. О.Н., Кузьмина А. А. Межличностные сети российских «зеленых». URL: http://www.nir.ru/sj7sj/34-kuzin.htm (дата обращения: 23.02.2009).
  229. О.Н., Кузьмина А. А. О структуре межличностных сетей российских экоактивистов. URL: http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik6/6kuzmin.htm (дата обращения: 23.02.2009).
  230. О.Н. Структура региональных политических сетей. URL: http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik6/6janits.htm (дата обращения: 23.02.2009)/1. Авторефераты диссертаций
  231. Д.А. Становление интернет-диалога как формы участия граждан в политической жизни России. Дис.. канд. полит, наук. М., 2007.
  232. Е.С. Молодежные коммуникации в информационном обществе (управленческий аспект). Дис.. канд. социол. наук. Новосибирск, 2006.
  233. С.Н. Политическое участие молодежи в условиях модернизации российского общества. Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2001.
  234. В.В. Политическое участие российской молодежи второй половины 80-х-нач.90-х годов: формы, тенденции, противоречия. Дис.. докт. ист. наук. Воронеж, 1999.
  235. Г. А. Студенческая молодежь в политическом процессе современной России: тенденции и приоритеты политического участия. Автореф. дис.. канд. полит, наук. Орел, 2004.
  236. А.А. Интернет: модель и практики политического участия. Дис.. канд. полит, наук. Краснодар, 2007.
  237. С.В. Влияние средств массовой информации на политическую социализацию учащейся молодежи. Дис.. канд. полит, наук. М., 2008.
  238. Г. В. Совершенствование управления государственной молодежной политикой в условиях модернизации российского общества. Дис.. социол. наук. М., 2003.
  239. Д.В. Проблема политического участия: историко-теоретический анализ. Дис.. канд. полит, наук. М., 1995.
  240. Е.Н. Влияние средств массовой информации на политическую активность молодежи в современной России (особенности, перспективы оптимизации). Дис.. канд. полит, наук. Орел, 2007.
  241. Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Дис.. канд. культурол. наук. М., 1996.
  242. А.В. Политическая социализация молодежи в современной России: состояние и перспективы: Автореф. дис.. канд. полит, наук. Орел, 2004.
  243. М. А. Прокоммунистические ориентации молодежи современной России: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 1999.
  244. А.А. Трансформация политических ценностей современной российской молодежи под влиянием СМИ. Автореф. дис.. канд. полит, наук. Владивосток, 2004.
  245. Э.В. Политическое участие молодежи (на материалах Саратовской области): Дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2003.
  246. О.Г. Формы участия молодежи в политическом процессе современной России. Дис.. канд. полит, наук. М., 2005.
  247. Данные опросов и социологических исследований
  248. Аудитория интернет-проектов // Ежегодные отчеты TNS Web Index Report. URL: www. tns-global.ru.
  249. Исследования аудитории: телевидение, радио, интернет // Материалы VI Международного конгресса HAT «Процесс технологий телерадиовещания». М., 2003.
  250. Контент-анализ освещения проблемы рискованного поведения молодежи в СМИ. // Аналитический отчет фонда «Здоровая Россия». М., 2005.
  251. Кумиры молодежи // Опрос Фонда общественное мнение. 28.08.2009. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/socium/socgr/molodezh/d083424 (дата обращения: 23.09.2009).
  252. Кумиры молодежи звезды шоу-бизнеса, телегерои и олигархи // Всероссийский центр изучения общественного мнения. Информационный портал. Пресс-выпуск № 102, 20.07.2004. URL: http://www.wciom.ru/?pt=51&article=854 (дата обращения: 27.07.2009).
  253. Молодежные политические организации // Опрос Фонда общественное мнение. 10.06.2009. URL: http:^d.fom.ru/report/cat/socium /socgr/molodezh/d092312 (дата обращения: 14.09.2009).
  254. О молодежной политике // Опрос Фонда общественное мнение. 06.08.2009. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/socium/socgr/molodezh/d093115 (дата обращения: 14.04.2009).
  255. Особенности создания и развития Интернет в России: социологические измерения. URL: http://www.history.ru/index.php?option=com ewriting&Itemid=117&func=chapterinfo&chapter=29 837&story=21 336 (дата обращения: 15.04.2009).
  256. Патриотизм и движение «Наши» // Аналитический центр Юрия Левады. Пресс выпуск от 21.01.2008 г. URL: http://www.levada.ru/press/2 008 012 101.html (дата обращения: 12.03.2009).
  257. Политические молодежные организации // Исследование ВЦИОМ, 2005. URL: http://www.levada.ru/press/2 005 090 502.html (дата обращения: 23.04.2008).
  258. Политический потенциал и политическая активность молодежи // Опрос Фонда Общественное мнение от 02.06.2005. URL: http://bd.fom.rU/report/map/dd052222#d052211 (Дата обращения: 15.04.2009).
  259. Предпринимательский потенциал российского общества // Проект GEM Russia Лаборатории социологических исследований ЦФИ ВШЭ, рук. А. Ю. Чепуренко. URL: http://www.hse.ru/data/743/280/1234/AnnotTZ-19.doc (дата обращения: 25.03.2009).
  260. Россия сетевая. Атлас Интернета // Фонд «Общественное мнение». М.: Издательство «Европа», 2006.
  261. Рунет сегодня. Статистика и динамика развития // РУНЕТУ 10 лет: Информационный портал первого юбилея российского интернета. URL: http://www.10ru.ru/history/statru/. (дата обращения: 29.05.2009).
  262. Социальная активность российской молодежи. Аналитический обзор результатов социологических исследований // АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН). М., 2008.1. Интернет-ресурсы
  263. Всероссийский банк данных информационно-аналитических материалов по основным направлениям государственной молодежной политики РФ. URL: http://dmp.mgopu.ru/.
  264. Год молодежи. Интернет-портал. URL: www.godmol.ru.
  265. Молодежные парламенты России. URL: www.mparlament.ru.
  266. Национальный Совет молодежных и детских объединений России. URL: www.youthrussia.ru.
  267. Общероссийская ассоциация общественных объединений «Союз молодежных организаций Российской Федерации». URL: www.rusmol.org.
  268. Общественная палата Российской Федерации. URL: www.oprf.ru.
  269. РОМИР Мониторинг. URL: www.rmh.ru.
  270. Российская сеть информационного общества. Информационно-аналитический портал. URL: http://www.isn.ru/indexl 12.shtml.
  271. Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru.
  272. Alvarez М., Nagler J. The likely consequences of internet voting for political representation. Los Angeles. 2000.
  273. Barnes S., Kaase M. et al. Political Action: Mass Participation in Five Western Democracies. London: Sage, 1979.
  274. Cammaerts В., Carpentier N. The Unbearable Lightness of Full Participation in the Global Context: WSIS ans Civil Cociety Participation. // Servaes J., Carpentier N., eds. Towards a Sustainable Information Society. Bristol, 2006.
  275. Dalton R. J. Responsiveness of Parties and Party Systems for the New Politics. // Politische Klasse und Politische Institutionen. Opladen, 1991.
  276. Europe and the Global Information Society. Recommendations to the European Council. May, 1994. URL: http://ec.europa.eu/idabc/servlets/ Doc? id=18l74. (Дата обращения: 14.04.2009).
  277. Ferejohn J. A, Fiorina M.P. The Paradox of Non-Voting. A Decision-Theoretic Analysis // American Political Science Review. 1974. № 68. P. 25−36.
  278. Green Paper. Living and Working in the Information Society: People First. -European Commission. Belgium, 1996. URL: http://ec.europa.eu/employmentsocial/soc-dial/infosoc/green/greenen.pdf. (Дата обращения: 13.04.2009).
  279. Kanner A. Globalization and the Commercialization of Childhood. Tikknn September/October 2005. URL: http://www.commercialexploitation.org/ articles/home.htm (дата обращения: 13.08.2008).
  280. Kanner A. The Corporatized Child. Psychology-Ecology-Sustainability Conference, June 2007. // Campaign for a Commercial-Free Childhood. URL: http://www.commercialexploitation.org/articles/featured/corporatizedchild.htm (дата обращения: 25.08.2009).
  281. Katz R., Mair P. Changing Models of Party Organization and Party Democracy -The Emergence of the Cartel Party. //Party Politics. 1995. Vol. 1. № 1.
  282. Kersting K. Driving Teen Egos and Buying through Branding/ In: Consumerism. Monitor on Psychology. Vol. 35, #6 June 2004.
  283. Krueger B.S. Assessing the potential of Internet political participation in the United States: A resource approach // American Politics Research. 2002. #30 (5)-P. 476−498.
  284. Lange N. Click’n Vote Erste Erfahrungen mit Online-Wahlen. Opladen. 2002.
  285. Learning in the Informational Society: Action Plan for the European Education Initiative, 1996−1998. URL: http://aei.pitt.edu/1200/. (Дата обращений: 15.04.2009).
  286. Linn S. Consuming Kids. The New Press, 2004.
  287. Mau J. Elektronisher Protest am Schreibtisch. Berlin. 2003.
  288. Oewn D. The Internet and youth civic engagement in the United States. Paper presented at the Joint Sessions of the European Consortium for Political Researola (ECPR). Workshop 20: 'Changing Media and Civil Society'. Edinburgh. 2003.
  289. Pattie C., Seyd P., Whiteley P. Citizenship in Britain: values, participation and democracy. Cambridge. 2004.
  290. Pew Research Center for the People and the Press. One in Ten Voters Online for Campaign '96. URL: http://peoplepress.org/reports/display.php3? ReportID=l 17 (дата обращения: 20.05.2006).
  291. Putnam R.D. Bowling alone: The Collapse and the Revival of American Community. NY.2000.
  292. Rachel K. Gibson, Lusoli W. and Ward S. Online Participation in the UK: Testing a 'Contextualised' Model of Internet Effects. //The British Journal of Politics and International Relations. 2005. № 7. C. 561−583.
  293. Rheingold H. Smart Mobs. The Next Social Revolution. Perseus books, 2002. URL: http://www.smartmobs.com/book/booktoc.html (дата обращения:2304.2008).
  294. , S. «Parties and the expansion of direct democracy. Who benefits ?» in: Party Politics, vol. 5, № 3, 1999, pp. 341−362.
  295. Solop F.I. Digital Democracy comes of Age in Arizona: Participation and Politics in the First Binding Internet Election. 2000. // URL: http://pro.harvard.edu/papers/036−3-l SolopFrede.pdf. (дата обращения:2304.2009).
  296. Webster, F. Theories of the Information Society. Second edition. London, 2002.
  297. White D.M. The «Gatekeepers»: a case study in the selection of news. // Journalism Quarterly. Vol.27 — 1950. — P. 383−390.
Заполнить форму текущей работой