Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях становления рыночных отношений: На материалах Астраханской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Белов Е. А. Молодежь на рынке труда: государственная политика занятости (региональный аспект). Автореф. .канд. соц. наук. — Казань, 2000; Вишневский Ю. Р, Другова Ю. Л., Шапко В. Т., О проблемах молодежи Урала// Социологические исследования, 1997, № 10, с. 138−139- Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. — Оренбург.: Димур, 1999; Игнатов В. Г., Нифанов А. Н., Беспаленко П. К… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава II. ервая. Теоретико-методологические основы изучения социальной адаптации студенческой молодежи
    • 1. Социальные проблемы теории адаптации
    • 2. Изучение закономерностей процесса социальной адаптации в отечественной социологии
    • 3. Студенчество как социально-демографическая группа
  • Глава вторая. Особенности социальной адаптации студенчества в условиях формирования рыночных отношений
    • 1. Критерии и факторы адаптации студенческой молодежи (на материалах Астраханской области)
    • 2. Проблемы оптимизации процесса социальной адаптации студенческой молодежи региона

Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях становления рыночных отношений: На материалах Астраханской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее десятилетие коренные преобразования российского общества поставили страну перед лицом серьезных внутренних проблем и противоречий. В экономической сфере переход к рыночной экономике связан с кардинальными изменениями в системе экономических отношений, ломкой старых и рождением новых хозяйственных структур и связей. В социальной сфере произошел отказ от значительной части социальных гарантий для практически всех категорий населения, отказ от патерналистской роли государства по отношению к населению.

В этих условиях происходит формирование нового типа личности и новых форм взаимодействия людей. В экономическую жизнь включаются слои молодежи, несущие неизвестные ранее социальные ориентиры, ценностные установки и экономическое поведение.

Темп изменений и их продолжительность создают для населения постоянную адаптивную ситуацию. Политическая и экономическая нестабильность в стране, непоследовательность реформаторского курса правительства, слабость социальных гарантий создают препятствия адаптированию значительной части населения. В этих условиях социальная адаптация носит ситуативный, кратковременный характер приноравливания к сиюминутной, постоянно изменяющейся ситуации.

В начале реформ реакция населения рассматривалась с точки зрения субъективного желания принять перемены. Теперь постановка вопроса измениласьнасколько общество в состоянии воспринять не только вводимые инновации, но и их последствия?

Издержки происходящих процессов таковы, что можно говорить о начавшейся социальной деградации, вызванной в первую очередь сокращением промышленного и сельскохозяйственного производства, и как следствие — массовой безработицей. Нарушился нормальный процесс воспроизводства основных социальных групп, так как молодежь оказалась невостребована в общественном производстве. Тревожным симптомом является и растущая социальная поляризация. Процессы нравственной деградации проявляются в криминализации общества, массовом характере уголовной преступности. Работа государственного аппарата характеризуется низкой эффективностью, вызванной тем, что слом старого произошел без создания четкой, приспособленной к рыночным отношениям и обеспеченной законодательством новой системы.

Выход из кризиса не должен рассматриваться только как восстановление распавшихся связей, промышленного и сельскохозяйственного производства, и на этой основе — экономического потенциала страны.

В современных условиях социальный прогресс невозможен без развития высокотехнологического производства. А это в первую очередь связано с сохранением и развитием интеллектуального потенциала нации. Его ослабление, социально-профессиональная деградация квалифицированных специалистов, и в первую очередь с высшим образованием, неизбежно приведет страну на обочину цивилизационного процесса, в разряд стран «третьего мира».

Студенчество, в силу получаемого образования, уровня квалификации и общего культурного развития, должно рассматриваться как элита, то есть та социальная группа, которая призвана обеспечивать развитие российского общества. Судьба страны во многом зависит от того, насколько студенческая молодежь адаптирована к новым, постоянно изменяющимся условиям.

В силу возрастных особенностей молодежь, по сравнению с другими группами, входит в новые отношения более органично. В то же время общие макроэкономические и социальные процессы не могут не наложить свой отпечаток на социальный облик современной молодежи. В условиях массовой безработицы молодежь оказалась едва ли не самой незащищенной группой населения.

Молодежь сама не является однородной. Часть пассивно воспринимает возникающие жизненные трудности, уходит в различные формы асоциального поведения. Другие, восприняв принципы молодого, «дикого» капитализма, «делают деньги», что по существу не предполагает личностного, профессионального роста, и не способствует развитию производства в стране.

Одной из доминирующих тенденций становится качественная дифференциация молодежи. Возрастает ее расслоение по социально-экономическим характеристикам. Адаптированность и жизнеспособность молодежи различаются не только по категориям и социальным группам, но и по регионам России.

Анализ современной общественной ситуации показывает, что издержки преобразований возрастают в отношении высококвалифицированных работников, в первую очередь с высшим образованием. Субъекты управления не готовы оценивать проблемы, возникающие в ходе адаптационных процессов и интеграции молодого поколения в общественные отношения. Необходимость разрешения данных проблем, создания рекомендаций по оптимизации процесса социальной адаптации студенческой молодежи определили актуальность темы диссертационного исследования: во-первых, теоретическую — для определения методологии и подхода к анализу процесса социальной адаптацииразработки показателей социальной адаптации студенческой молодежи с учетом современных особенностей, во-вторых, практическую — при выработке рекомендаций по оптимизации социальной адаптации студенческой молодежи для сферы управления.

Системные общественные изменения требуют для своего осмысления соответствующую методологию, которая должна не только соответствовать современному уровню развития научного знания и существующим общественным реалиям, но и опираться на традиции изучения определенной социальной и общественной группы.

Состояние научной разработанности темы:

Заложить общие методологические принципы исследования данного феномена позволило изучение философских аспектов адаптации1 и разработка с позиций системного анализа концепции глобального моделирования и адаптивного.

1 Верещагин Ю. В. Философские проблемы теории адаптации человека.- Владивосток.: Дальневосточный ун-т, 1988; Георгиевский А. Г. Эволюция адаптации. — М.: Наука, 1987; Калайков И. Теория отражения и проблема приспособления. М.: Наука, 1986; Калайков И. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984; Философские проблемы теории адаптации. — М.: Наука, 1975 л взаимодействия общества и окружающей среды. Исследование физиологических и медицинских аспектов способствовали пониманию проблем биосоциальной природы человека и сопряженности физиологической и социальной адаптации3, а изучение процессов управления и регулирования в кибернетических системах определили понимание общих механизмов процесса адаптации4, что позволило констатировать необходимость и начало формирования общей теории адаптации.5.

Собственно социальная адаптация начинает изучаться в отечественной социологической науке с 60-х годов. 6 Методологическое значение для научной разработки проблем социальной адаптации имеют работы О. И. Зотовой, И. К. Кряжевой, И. А. Милославовой, В. Д. Ольшанского, А. В. Сахно, Н. А. Свиридова, М. А. Славиной.7 В 70−80 годы происходит становление понятия «социальная адаптация» как социологической категории.

До недавнего времени по преимуществу осуществлялось исследование адаптации различных профессиональных и социальных групп на производстве, к учебе, к поселенческой среде и т. д. Аналогично, адаптация студенческой молодежи, как правило, рассматривалась в аспекте приспособления к условиям.

2 Афанасьев В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем. // Системные исследования. Ежегодник — 1982. — М., 1982; Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. -М., 1972; Маркарян Э. С. Глобальное моделирование как особый адаптационный и оптимизационный механизм культуры // Марксистско-ленинская концепция глобальных проблем современности. — М., 1985, с 102−112.

3 Адаптация человека: сб. ст.- Л.: Наука, 1972; Китаев-Смык Л. Я. Психология стресса. -М.: Наука, 1983; Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика, — М., Наука, 1981; Селье Г. Стресс без дистресса, — М.: Прогресс, 1984;

4ЭшбиУ.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. — М., 1962; Эшби У. Р. Системы и информация // Вопросы философии, 1964, № 8- Винер Н. Кибернетика и общество. — М., 1958.

5 Шкорбатов Г. Л К построению общей теории адаптации // Журнал общей биологии, 1982, т. XIII, № 6.

6 Шубкин В. Н. Некоторые вопросы адаптации молодежи к труду // Социальные исследования. М.: Наука, Сиб.отд., 1967, с. 118−137.

7 Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения, — М.: Наука, 1979; Милославова И. А. Понятие и структура социальной адаптации. Автореф. дис. .канд.филос. наук , — Л., 1974; Ольшанский Д. В. Социальная адаптация личности: структура и механизмы // Личность и общество в условиях совершенствования социализма. Межвуз. сб. научн. тр. — Смоленск, СГПИ, 1985, с. 53−62- Сахно A.B. Социальная адаптация человека в условиях научно-технического прогресса // Актуальные вопросы теории прогресса — Куйбышев, 1974, вып. 2, с.57−63- Свиридов H.A. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Автореф. дис. .канд. филос. наук,-Л. 1974; СлавинаМ.А. О понятии «социальная адаптация» в марксистской социологии // Вопросы марксизма и идеологической борьбы. — Петрозаводск, 1973 о обучения в ВУЗе, либо вхождения в отношения на производстве выпускников Вуза. С течением времени представления исследователей о социальной адаптации выходят за рамки ее изучения как узко инструментального процесса приноровления человека к новым условиям, либо его вхождения в новые отношения. Рассматривается комплексная социальная адаптация, которая понимается уже не как реакция на изменение среды, а как фактор развития личности.9.

В последнее десятилетие, отражая происходящие в стране перемены, появляются работы по проблеме адаптации к рыночным отношениям. Исследуются экономические, социальные, социально-психологические последствия системных преобразований российского общества, а также теоретико-методологические и методические принципы их изучения.10 Внимание ученых обращается на специфику.

8 Агабеков А. Ш. Социологическое исследование профессиональной адаптации студенчества.: Автореф.канд.филос. наук.- М., 1990; Адаптация трудящихся и трудовой молодежи к трудовой и учебной деятельности. — Иркутск: ИГПИ, 1986; Бахурина JI.C. К проблеме адаптации к городской среде // Развитие городской культуры и пространственной среды. — М. 1976, с.30−35- Борискин А. И. Социальные аспекты адаптации молодых рабочих к промышленному производству и трудовому коллективу. Автореф. канд. филос. наук. — Ростов-на-Дону, 1978; Вершинина Т. И. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих, — Новосибирск.: Наука, Сиб. отд, 1986; Дмитренко С. Н. Производственная адаптация сельского мигранта: о судьбе новичка в городе. — Кишинев.: Штиинца, 1981; Ефимов Б. А. Образование как фактор социальной адаптации личности: Автореф. дис.канд.филос.наук, — Свердловск, 1980; Кончанин.

Т.Л. Структура процесса адаптации молодых специалистов// Актуальные проблемы науки (философия, социология).- Ростов-на-Дону., 1970; Лукашевич Н. П. Молодежь и труд: проблемы производственной адаптации.- Харьков.: Висща школа, 1987; Педаяс М.-И.Я. Роль факторов развития в профессиональной адаптации учителей. Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Тарту, 1973; Растова Л. М. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореф. дис.. канд.филос. наук.- Томск, 1973; Стрижевская Т. К. К вопросу исследования адаптации студентов // Методологические и мировоззренческие аспекты социологического познания.- Рига., 1987 с.80−91- Субочева А. Д. Методология и методика социологического исследования адаптации молодых рабочих в производственном коллективе промышленного предприятия. — М.: МГУ, 1984; Шпак Л. Л Становление рабочего: адаптация и воспитание рабочих кадров, — МЛ 987.

9 Кузнецов П. С. Адаптация как функция развития личности. — Саратов.: изд-во ун-та, 1991; Шустова Н. Е. Социальная адаптация личности. Автореф. канд. социол. наук. — Саратов, 1999.

10 Бороноев А. О. Социология труда и ее место в структуре подготовки социологов в вузе// Социальные проблемы труда в современном обществе и вопросы совершенствования преподавания социологии труда в вузах (Материалы семинара, проведенного 27−29 сентября 1997 года в Санкт-Петербургском университете). -Санкт-Петербург, 1999, с. 8−11- Волчкова Л. Т. Социология планирования // Социология экономики и управления. Сб. ст. — Санкт-Петербург, 1998, с. 143−159- Гордон Л. А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования, 1994, № 8−9- Ельмеев В. Я., Овсянников В. Г. Социальный анализ как метод прикладной социологии / Прикладная социология. Очерки методологии. — Санкт-Петербург, 1999; Ельмеев В. Я., Рященко Б. Р. Планирование социального развития: прошлое и будущее// Социология экономики и управления. Сб. ст. — Санкт-Петербург, 1998, с. 160−171- Минина В. Н. Смена парадигмы управления в контексте социальных изменений// Социология экономики и управления. Сб. ст. — Санкт-Петербург, 1998, с.91−106- Минина В. Н. Социальное программирование: теоретико-методологический аспект. — Санкт-Петербург, 1997; Пуляев В. Т. Истоки возрождения России: единство духовного и материального. К вопросу о новой парадигме развития общества. — Санкт-Петербург.: Петрополис, 1993; Рукавишников В. О. Социальная динамика и политический конфликт в России: весна 1993 — адаптация к кризису// Социологические исследования, 1993, № 9, с. 28−41- Сметанин E.H. Адаптация населения к современной экономической ситуации// Социологические исследования, 1995, № 4- Шабанова М. А. Социологическая адаптационных процессов различных социальных и социально-демографических групп, а также на региональные особенности социальной адаптации.11.

Исследования молодежных проблем опираются на общие теоретико-методологические принципы, заложенные в работах Б. И. Боряза, С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, О. И. Раковской, Е. Г. Слуцкого, И. В. Чупрова, Ф. Р. Филиппова. В соответствии с ними молодежь рассматривается как специфическая социально-демографическая группа, переходность положения которой определяется особенностями включения молодежи в производственные отношения современного общества. Специфика положения молодежи определяет и особенности адаптационного процесса.

Вхождение молодого поколения в новые общественные отношения изучается по ряду направлений. Исследуются изменения в ценностных ориентациях, специфика социального развития молодежи в новых условиях, проблемы молодежной безработицы и т. д.12 В последние несколько лет появилась серия работ, посвященных особенностям положения современного студенчества.13 теория трансформации свободы в меняющемся обществе. Автореф.. док. социол. наук. — Новосибирск, 2000; Шабанова М. А. Ценность и «цена» свободы выбора в процессе социальной адаптации к рынку // Социологические исследования, 1995, № 4, с. 81−88.

11 Власова O.A. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода. Автореф.канд. социол. наук. — М., 1994; Данилова З. А. Социальная адаптация населения в условиях кризиса (Региональный аспект). Автореф.. докт. социол. наук. — СПб, 1999; Качество жизни населения Санкт-Петербурга. — С-Пб., 1996; Кищенко И. Н. Социальная адаптация незанятого населения. Автореф. канд. социол. наук. — Белгород, 1999; Корель JI.B., Шабанова М. А., Шарнина О. В., Чистякова Ю. В. Социальная адаптация населения Сибири к рынку//Социологические исследования 1993, № 11, с 22−27- Магун B.C., Гимпельсон В. Е. Стратегия адаптации рабочих на рынке труда // Социологические исследования.- 1993, № 9- Титов М. К. Социальная адаптация ветерана войны в Афганистане. Автореф. канд. социол. наук. — М., 1993.

12 Белов Е. А. Молодежь на рынке труда: государственная политика занятости (региональный аспект). Автореф. .канд. соц. наук. — Казань, 2000; Вишневский Ю. Р, Другова Ю. Л., Шапко В. Т., О проблемах молодежи Урала// Социологические исследования, 1997, № 10, с. 138−139- Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. — Оренбург.: Димур, 1999; Игнатов В. Г., Нифанов А. Н., Беспаленко П. К., Региональная молодежная политика: проблемы и опыт становления, — Р-н-Д, СКАГС, 1999; Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999; Куприянова Ю. В. Социальные ожидания молодежи: структурный аспект. Автореф. канд. соц. наук. — Саратов, 1999; Лисовский B.T. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебное пособие. — Санкт-Петербург, 2000; Логуа P.A. Молодежь и рынок. Проблемы социализации. — М.: Луч, 1992; Методологические проблемы исследования молодежи (Материалы к дискуссии) — М.: Социум., 1998; Миронов A.A. Молодежь в условиях перехода к рыночным отношениям. // Социологические исследования, 1991, № 3, с.135−138- Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития. -Белгород, 1994; Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования, 1998 № 5, с.90−98- Ручкин Б. А., Гришина Е. А., Серикова H.A. Российская молодежь: десять главных проблем. — М., Социум, 1999; Салахутдинова Р. Х. Особенности социального развития молодежи в изменяющихся условиях. Автореф. канд. социол. наук. — С-Пб, 1993; Сибирев В. А., Головин H.A., Штрихи к портрету поколения 90.

В работах М. Б. Глотова, A.C. Запесоцкого, АЛ. Козлова, Л. В. Лосевой, Е. Э. Смирновой, Г. А Спицкой., Т. Э. Петровой анализируются проблемы российской образовательной системы, ее значение и функции в современных условиях.14.

При изучении молодежных проблем зачастую обращается внимание на адаптацию молодежи, в том числе студенческой, к рыночным условиям. В то же время оценка уровня адаптированности зачастую производится исследователями по косвенным признакам, без опоры на понятийный аппарат теории социальной адаптации и без применения научно обоснованных критериев оценки этого состояния.15 х годов // Социологические исследования, 1998, № 3, с. 106−116- Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве// Социологические исследования, 1998, № 3, с.93−105.

13 Багдасарьян Н. Г., Кансузян Л. В., Немцев A.A. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социологические исследования, 1995, № 4, с. 125−131- Гричаникова И. А. Формирование нравственных понятий и убеждений студентов технического вуза. Автореф. канд. соц. наук. — Курск, 2000; Гончарова Н. В. О рынке труда выпускников вузов // Социологические исследования, 1997, № 3, с. 105−112- Григорьев С., Немировский В. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века. -БарнаулКрасноярск, 1995; Коган А. И. Отношение студентов к выработке общенациональной идеи (опыт изучения конкретной ситуации) // Социологические исследования, 1997, № 9, с.67−68- Колесников Ю. С. Становление рыночных стандартов поведения студентов // Молодежь — 97: надежды и разочарования. — М., 1997, с. 176−183- Мачурова H.H. Жизненные ценности в понимании студентов. Автореф. канд психол. наук. — СПб, 2000; Прокопенко C.B. Ориентация молодежи на высшее образование и особенности комплектования студенческого контингента в условиях отдаленного региона. Автореф.канд. соц.наук. -М. 1996; Юпитов A.B., Зотов A.A., Исследование ситуации самоопределения студентов// Социологические исследования, 1997, № 3, с.84−92;

14 Глотов М. Б. Художественный мир современного студенчества (Социологическое исследование). Автореф. доктора соц. наук. — Санкт-Петербург, 1999; Запесоцкий A.C. Модель гуманитарного университета и воспитание российского интеллигента. Доклад на совместном заседании бюро президиума РАО и Ученого Совета СПбГУП 9 февраля 2000 г. — Санкт-Петербург, 2000; Илюхина JI.B. Инновации в образовании: процесс организационных преобразований (социологический аспект). Автореф.. канд. соц. наук. — Новочеркасск, 1999; Лосева JI.В. Социально-педагогические инновации в развитии региональной образовательной системы. Автореф. .канд. пед. наук. — Москва. 2000; Петрова Т. Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. Автореф. доктора соц. наук. — Санкт-Петербург, 1997; Спицкая Г. А. Трансформация содержания и организации многоуровневого социального образования в современном российском регионе (на примере Алтайского края). Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени кандидата социологических наук. — Барнаул, 1999; Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х г. г. /под ред. Смирновой Е. Э. — Санкт-Петербург, изд. ГУМП, 1995.

15 Вишневский Ю. Р., Рубина Л .Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования, 1997, № 10, с. 56−68- Ковалева Т. В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования, 1995, № 1, с. 142−145- Эфендиев А. Г., Дудина О. М., Московское студенчество в период реформирования российского общества// Социологические исследования, 1997, № 9, с. 41−55.

В Астраханском регионе при достаточно широком интересе к молодежной проблематике обращение к вопросам адаптации молодежи носит эпизодический характер и представляет собой скорее постановку проблемы, чем ее изучение.16.

Отсутствие четко определенных критериев протекания процесса социальной адаптации молодежи в условиях формирования рыночных отношений препятствует разработке результативного механизма управления адаптационными процессами в молодежной среде. Это определило выбор цели, объекта и предмета диссертационного исследования.

Цель исследования — выявить особенности социальной адаптации студенческой молодежи к рыночным отношениям. Объектом исследования является студенческая молодежь государственных вузов Астраханской области. Предмет исследования — факторы, влияющие на процесс социальной адаптации студенческой молодежи в условиях формирования рыночных отношений.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

— на основе анализа зарубежного и отечественного научного наследия определить методологию подхода и методику анализа процесса социальной адаптации в современных условиях. на материалах КСИ раскрыть сущность, основные тенденции и особенности социальной адаптации студенческой молодежи в регионе.

— определить критерии оценки степени адаптированности студенческой молодежи;

— определить основные факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации студенческой молодежи в современных условиях,.

— выявить степень эффективности управления процессом социальной адаптации студенческой молодежи.

16 Акмаев Д. Ф. Влияние законодательства на адаптацию молодежи // ХЫ1 Научная конференция профессорскопреподавательского состава. ХЬУШ студенческая научная конференция. Тезисы докладов. -Астрахань, изд-во АГТУ, 1998, с. 476−477- Чумаков В. Д. Девиантное поведение молодежи как проявление дезаадаптации // ХЫ1 Научная конференция профессорскопреподавательского состава. ХЬУШ студенческая научная конференция. Тезисы докладов. — Астрахань, изд-во АГТУ, 1998, с.475−476;

— выработать рекомендации по совершенствованию системы управления адаптационными процессами студенческой молодежи.

В основу были положены следующие гипотезы исследования:

1. Обострение социально-экономического кризиса и нестабильность ситуации требуют от будущих специалистов формирования способностей, умений и навыков, способствующих преодолению возникающих трудностей.

2. Последствия кризиса оказываются особенно тяжелыми в отдаленных от столичных центров регионах, условия для адаптации молодого поколения ухудшились, однако в силу возрастных, социальных и интеллектуальных особенностей уровень адаптированности студенческой молодежи достаточно высокий.

3. Проблемы адаптации студенческой молодежи региона вызваны неэффективностью функционирования институтов, которые связывают региональную систему образования с общественными потребностями.

4. В связи с реформированием государственных структур и развитием институтов гражданского общества в решении проблем социальной адаптации молодежи значительно возрастает роль общественных организаций и самодеятельных объединений граждан.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили:

— фундаментальные исследования по социологии, философии, кибернетике, имеющие общеметодологический характер и раскрывающие подходы к анализу проблем социальной адаптации.

— труды отечественных и зарубежных социологов и социальных психологов, которые позволили сформулировать некоторые положения целостной теории социальной адаптации.

— теория социального управления и социология управления, теория социальных конфликтов.

Диссертационное исследование основано на следующей эмпирической базе:

— В феврале-марте 1998 года диссертантом был проведен анкетный опрос «Социальная адаптация студентов астраханских вузов». Опрошено 500 чел. в трех основных вузах региона — Астраханском государственном техническом университете (АГТУ), Астраханском государственном педагогическом университете (АГПУ) и Астраханской государственной медицинской академии (АГМА).

— Использовались материалы исследований, проведенных НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ.

— Произведен анализ законодательных и нормативно-правовых актов всех уровней власти, учредительных документов и отчетов органов власти и общественных организаций, принимающих участие в реализации молодежной политики.

— Использовались статистические материалы по исследуемой проблеме, публикации в федеральной, региональной и местной периодической печати.

Научная новизна:

1. Уточнены основные положения теории социальной адаптации применительно к условиям системных преобразований в обществе.

2. Выявлены приоритетные критерии, позволяющие оценить адаптированность студенческой молодежи в современных условиях.

3. Определена региональная специфика социальной адаптации студенческой молодежи.

4. Определена система факторов, воздействующих на процесс социальной адаптации студенческой молодежи.

5. На основе ранжирования факторов определены основные направления оптимизации процесса социальной адаптации студенческой молодежи в регионе.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современных условиях социальная адаптация рассматривается как процесс взаимодействия личности и социальной среды, который осуществляется путем включения в формы социального взаимодействия, соответствующие основным сферам жизни общества и принятия личностью системы социальных норм и ценностей. Основным содержанием этого процесса является установление соответствия между социальными качествами личности и требованиями социальной среды, что позволяет личности оптимально интегрироваться в систему общественных отношений.

2. Особенность социальной адаптации молодежи заключается в том, что она осуществляется одновременно и в связи с процессами социализации и социального развития. Социальная адаптация молодежи — условие, обеспечивающее эффективность системы общественного воспроизводства.

3. Значительная часть астраханских студентов готова к нестабильной ситуации, перманентно создающей адаптивную потребность и включена в виды деятельности, соответствующие основным сферам жизни общества. Региональная особенность процесса социальной адаптации студентов, в отличие от центра, заключается в выраженном отрицательном социальном самочувствии, что вызвано повышением социальной напряженности.

4. В регионе сохраняются диспропорции между предложением образовательных услуг и потребностями, формируемыми рынком труда и запросами общества, неразвитость эффективных институтов, связывающих систему образования с этими потребностями. Причина неэффективности региональной молодежной политики заключается в отсутствии реально работающей комплексной программы социального развития молодежи региона. Одним из основных ее направлений должны стать меры, способствующие социальному развитию студенчества.

5. В новой социальной ситуации функция системы высшего образования заключается в формировании духовного мира студентов, воспитании человека культуры, готового жить в условиях рыночного хозяйствования, диалога кулыур и народов, повышения роли частной жизни. Механизмом, обеспечивающим воспитание носителя разносторонней и передовой культуры, является гуманитаризация образования. Необходимо усиление универсальности системы.

13 образования, формирование единого, взаимоувязанного по целям и методам деятельности ее регионального комплекса.

Научная и практическая значимость исследования:

Выдвинутые теоретические положения, результаты исследования, выводы и практические рекомендации могут быть использованы: для дальнейшей теоретической разработки проблем социальной адаптации в условиях системных преобразованийпри чтении спецкурсов по проблемам социальной адаптацииа также в деятельности администраций высших учебных заведений, органов социального управления, общественных организаций, занимающихся вопросами молодежной политики.

Апробация работы:

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, были представлены на Второй научной сессии «Социальный механизм государственного управления» (май 1994 г., РАГС), на международной научно-практической конференции «Человек и общество: тенденции социальных изменений» (сентябрь 1997 г., Санкт-Петербург), а также на итоговых научно-практических конференциях АГПУ.

Отдельные положения диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В обстоятельствах лавинообразных общественных изменений проблема оптимизации адаптивных процессов приобретает огромное значение и для жизни отдельного человека, и для функционирования общественной системы в целом.

Успех экономических и социальных преобразований в значительной степени зависит от того, насколько органично вошли в новые отношения трудоактивные группы населения. Особое значение приобретает в связи с этим адаптация студенческой молодежи, поскольку именно эта группа обеспечивает воспроизводство и формирование высококвалифицированных специалистов в наукоемких отраслях, государственных и муниципальных служащих, менеджеров и т. п., то есть тех, в чьих руках находятся реальные рычаги управления и от кого в конечном итоге зависит успех преобразований.

Поскольку студенчество необходимо рассматривать как специфическую часть более широкой социально-демографической группы — молодежи, то общие особенности положения молодежи в целом опосредуют и условия развития студенчества.

Рыночные отношения требуют формирования нового социального типа человека, сознающего, что успех и благосостояние зависят от личной инициативы, профессионализма, настойчивости в достижении цели. Значительно изменяется социализирующая роль высшего образования.

В условиях системного общественного кризиса институт образования не выполняет в необходимом объеме функции основного канала включения молодежи в общественную жизнь. Молодежь и профессионально и социально закрепляется независимо от приобретаемого уровня и характера образования. Существует устойчивая тенденция к росту незанятой молодежи, причем значительная часть попадает в категорию безработных, еще не начав трудовой деятельности, сразу после окончания вуза. Поскольку молодежь находится на стадии формирования установок трудовой деятельности и социальных ориентиров, то безработица и отсутствие возможностей профессионального роста может привести к снижению качества трудовых ресурсов.

От степени адаптированности сегодняшних студентов зависит состояние интеллектуального потенциала страны в уже недалеком будущем.

Астраханская студенческая молодежь отличается достаточно высоким уровнем адаптивности. Астраханские студенты в большинстве своем готовы к включению в общественные условия, перманентно создающие адаптивную потребность, и включены в виды деятельности, соответствующие основным сферам жизни общества.

Получение высшего образования продолжает рассматриваться как способ повышения социального статуса молодого человека, поскольку высшее образование значительно расширяет возможности будущего трудоустройства. Для студентов оказывается важно стремление сделать карьеру и расти в профессиональном плане. В то же время зачастую молодежь социально и профессионально закрепляется независимо от уровня образования, а высокий уровень доходов обеспечивается не самым квалифицированным трудом.

Специфика региона заключается в выраженном отрицательном социальном самочувствии студенчества, что является выражением социальной напряженности, возникающей в результате происходящих общественных изменений и общей нестабильности. В данном случае социальная напряженность является мобилизующим фактором, стимулирующим молодых людей на преодоление возникающих трудностей, но превышение критического уровня социальной напряженности может привести к нарушению механизмов саморегуляции.

Уровень социальной напряженности определяется эффективностью управленческих, политических, экономических и др. структур. Отрицательное социальное самочувствие студенческой молодежи вызвано переходным состоянием общества, обусловившим повышение социальной напряженности. Само общество не прилагает достаточно усилий для интеграции молодежи.

Перед обществом стоит задача создания условий для включения молодого поколения в систему общественных отношений и восстановления его воспроизводственной функции, что делает актуальной проблему социального управления процессом адаптации студенческой молодежи.

Целью молодежной политики должно быть не просто создание благоприятных условий, способных улучшить качество жизни, а социальное развитие молодежи, осуществляемое путем реализации ее коренных интересов с учетом интересов всего общества.

Необходима комплексная программа социального развития молодежи региона, включающей ряд подсистем (направлений) — политику в области образования, занятости, здравоохранения и социальной защиты молодежи. Механизм реализации программы должен предусматривать основные блоки: нормативно-правовой, организационный, технологический и ресурсный.

В связи с тем, что установка на выживаемость, реализуемая на основе жесткой экономии, выдвигается в качестве главнейшей, становятся очень важными личная инициатива, индивидуальная активность и предприимчивость. Те же принципы должны определять и политику в отношении молодого поколения. С одной стороны, молодежи можно и нужно предоставить полную самостоятельность в процессах адаптации к быстроменяющимся условиям вступления в жизнь.

С другой, предоставляя свободно развиваться адаптационным процессам, государство должно оказать поддержку в тех случаях, когда социальные последствия могут угрожать его стабильности. Необходимо распространение социальных видов пособий и других форм социальной помощи на некоторые группы молодежи. В частности, в этом нуждаются выпускники системы высшего образования, которые сталкиваются с трудностями при поисках первого места работы. Необходима организация программ профессиональной переподготовки и занятости молодежи и развитие гибких форм временной неполной занятости.

Разумеется, ни одна социальная группа не может существовать и развиваться изолированно, вне контекста общих социально-экономических условий. И молодежь тоже испытывает на себе влияние этих общих факторов. Тем не менее, социальное развитие молодежи возможно только при условии грамотной и обоснованной государственной молодежной политики. Оценка эффективности такой политики должна быть подкреплена экономическими, социологическими и системными исследованиями.

Государственная молодежная политика не может быть реализована в отрыве от других сфер общественной жизни и должна рассматриваться как органическая часть общей социальной политики государства, поэтому на всех уровнях (от федерального до местного) должна быть обеспечена структурная целостность государственной социальной политики.

Молодежные проблемы порождены системным кризисом, которое переживает все общество. Поэтому и решение их не может сводиться только к целевым программам, а должно заключаться в направленном преобразовании тех социальных институтов, которые отвечают за включение молодежи в систему общественных отношений.

В первую очередь это относится к институту образования. В значительной мере высокий уровень безработицы среди выпускников высших учебных заведений обусловлен структурным несоответствием профиля выпускников потребностям рынка труда. Увеличивая количество учебных мест, надо готовить не специалистов с образованием вообще, а тех профессий, которые в перспективе будут востребованы на рынке труда, для чего необходим реальный прогноз востребованности квалифицированных кадров на несколько лет.

Отмечается несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей — отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, необходимых для работы в рыночных условиях, отсутствие практических навыков по полученной профессии. Время требует соответствующего уровня квалификации, куда входят обязательными элементами компьютерная грамотность, знание иностранных языков, умение постоянно обновлять свои знания, стремление к совершенствованию своего профессионального уровня. Сама система обучения практически не способна это сформировать, что в первую очередь связано с катастрофически низким финансированием.

Полноценное использование потенциала региональной системы высшего профессионального образования тормозится не только недостаточностью финансового и кадрового обеспечения, но и отсутствием новой методологии воспитательной работы.

Необходимо четко определить современную государственную политику в отношении высшей школы и студенчества и сформировать новую общественно-государственную систему воспитания. В этой системе центрами образования и культуры в регионе должны стать крупнейшие государственные вузы — технический и педагогический университеты.

Требуется разработать единую концепцию гуманистического воспитания студентов в высшей школе, нацеленную на решение новых задач воспитания, с учетом тех трудностей, которые переживает страна и ее молодое поколение. Система гуманистического воспитания должна формировать будущих специалистов, которые независимо от профиля, смогут смотреть на свою деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции глобальных мировых социокультурных и технологических процессов, взаимодействия общества и природы.

Необходимость кардинального реформирования системы регионального образования назрела давно. В условиях постоянного сокращения расходов на бюджетную сферу сложно оценивать перспективы ее реализации. Тем не менее, необходимо понять, что сиюминутная экономия неизбежно приведет к прогрессирующим социальным потерям уже в недалеком будущем.

Молодое поколение — это не только движущая сила инновационных изменений. В случае нарушения процесса общественного воспроизводства молодежь может стать возможным и весьма вероятным фактором социальной нестабильности и социальной дезинтеграции. Поэтому оптимизация процесса социальной адаптации студенческой молодежи должна рассматриваться как мера сохранения стабильности и жизнеспособности общественной системы в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ш. Социологическое исследование профессиональной адаптации студенчества. Автореф.канд. филос. наук.- М., 1990
  2. Адаптация трудящихся и трудовой молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск.: Изд-воИГПИ, 1986
  3. Адаптация человека: сб. ст. JL: Наука, 1972
  4. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в Вузе // Человек и общество. JL, 1973
  5. В.Г. Научное управление обществом. М., 1973
  6. Н.Г., Кансузян Л. В., Немцев A.A. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социологические исследования, 1995, № 4, с. 125−129
  7. П.Г., Емельянов E.H., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. -М.: Наука, 1987
  8. Е.А. Молодежь на рынке труда: государственная политика занятости (региональный аспект). Автореф. .канд. соц. наук. Казань, 2000
  9. Ю.Борискин А. И. Социальные аспекты адаптации молодых рабочих к промышленному производству и трудовому коллективу. Автореф. канд. филос.наук. Ростов-на-Дону, 1978
  10. В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л.: Наука, 1973
  11. О.Н., Нечаева H.A. Социокультурные аспекты адаптации населения к рыночной экономике. Санкт-Петербург., ИС РАН, 1998
  12. Н.Бурьков Е. М. Проблемы социальной адаптации личности на примере коренных народов Севера. Автореф. канд. филос. наук. -М. 1980
  13. Ю.В. Философские проблемы теории адаптации человека. -Владивосток.: Дальневосточный ун-т, 1988
  14. Т.И. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск.: Наука, Сиб. отд, 1986
  15. Вишневский Ю. Р, Другова Ю. Л., Шапко В. Т. О проблемах молодежи Урала //Социологические исследования, 1997, № 10, с. 138−139
  16. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования Д997, № 10, с. 56−68
  17. O.A. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода: Автореф.канд.соц.н.- М. 1994
  18. В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологических исследованиях // Философские науки, 1968, № 2
  19. Т.Д., Оконская Н. Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь, Изд-во Пермского ун-та, 1975
  20. Л.Т. Социология планирования // Социология экономики и управления. Сб. ст. Санкт-Петербург, 1998, с. 143−159
  21. З.Х. Маргиналы: понятие и эмпирическая реальность: Автореф.. канд. социол. наук. Казань, 1995
  22. Л.А. Значение социального времени для исследования молодежных проблем // Методологические проблемы исследования молодежи (Материалы к дискуссии) М., 1998
  23. А.Г. Эволюция адаптаций. Историко-методологическое исследование. М.: Наука, 1987
  24. А.Г. Дарвинизм. М.: Просвещение, 1985
  25. М.Б. Художественный мир современного студенчества (Социологическое исследование). Автореф. доктора соц. наук. Санкт-Петербург, 1999
  26. Н.В. О рынке труда выпускников вузов // Социологические исследования, 1997, № 3, с. 105−112
  27. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования, 1994, № 8−9
  28. С., Немировский В. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века. Барнаул -Красноярск, 1995
  29. И.А. Формирование нравственных понятий и убеждений студентов технического вуза. Автореф. канд. соц. наук. Курск, 2000
  30. A.A., Давыдова Е. В. Измерение социальной напряженности. М., ИС РАН, 1992
  31. Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи. М., ИС РАН, 1992
  32. З.А. Социальная адаптация населения в условиях кризиса (Региональный аспект). Автореф.. докт. социол. наук. СПб, 1999
  33. Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. СпБ., 1991
  34. С.Н. Производственная адаптация сельского мигранта: о судьбе новичка в городе. Кишинев.: Штиинца, 1981
  35. В.И., Кухтевич Т. Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. Спецкурс. М., 1996
  36. Э. Самоубийство. Социологический этюд. -М.: Мысль, 1994
  37. JI.C. Жизненные стратегии: тендерный аспект. Иваново, «Юнона», 1999
  38. В.Я., Овсянников В. Г. Социальный анализ как метод прикладной социологии / Прикладная социология. Очерки методологии. Санкт-Петербург, 1999
  39. В.Я., Рященко Б. Р. Планирование социального развития: прошлое и будущее// Социология экономики и управления. Сб. ст. Санкт-Петербург, 1998, с. 160−171
  40. .А. Образование как фактор социальной адаптации личности: Автореф.канд.филос.наук. Свердловск, 1980
  41. Л.Ф. Проблемы направленности в советской психологии. // Вопросы психологии, 1972, № 5
  42. P.A., Келасьев В. Н., Шаров А. Н. Характеристика переживаемого периода // Россия сегодня: новые горизонты сознания. Сб. ст. СПб, 1994, с.5−10
  43. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии. -М.: Наука, 1974
  44. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979, с. 219−232
  45. С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург.: Димур, 1999
  46. В.Г., Нифанов А. Н., Беспаленко П. К., Региональная молодежная политика: проблемы и опыт становления, Р-н-Д, СКАГС, 1999
  47. С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. JL: изд-во ЛГУ, 1974
  48. Л.В. Инновации в образовании: процесс организационных преобразований (социологический аспект). Автореф.. канд. соц. наук. -Новочеркасск, 1999
  49. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974
  50. И. Теория отражения и проблема приспособления М.:Наука, 1986
  51. И. Цивилизация и адаптация. М.: «Прогресс», 1984
  52. Качество жизни населения Санкт-Петербурга. С-Пб, 1996
  53. М.Г. Проблемы социальной адаптации личности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Ереван, 1982
  54. Китаев-Смык Л .Я. Психология стресса. М.: Наука, 1983
  55. В. Проблемы самоуправления в Республике Коми: социологический аспект // Местное самоуправление: теория и практика. Вып. 4. М., 1997
  56. А.И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999
  57. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования, 1995, № 1, с. 142−145
  58. А.И. Отношение студентов к выработке общенациональной идеи (опыт изучения конкретной ситуации) // Социологические исследования, 1997, № 9, с.67−68
  59. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984
  60. Ю.С. Становление рыночных стандартов поведения студентов // Молодежь 97: надежды и разочарования. — М., 1997, с. 176−183
  61. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988
  62. Кон И. С. Социология личности. М., 1967
  63. Концепция воспитания студентов вузов РФ (Методическое пособие)/ Науч ред. член-корр РАО, засл. деятель науки РФ В. Т. Лисовский. Санкт-Петербург, 1999
  64. Т.Л. Структура процесса адаптации молодых специалистов // Актуальные проблемы науки (философия, социология). Ростов-на-Дону, Изд-во ун-та, 1970
  65. Л.В., Шабанова М. А., Шарнина О. В., Чистякова Ю. В. Социальная адаптация населения Сибири к рынку // Социологические исследования, 1993, № 11, с 22−27
  66. Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М.: Эдиториал УРСС., 1998
  67. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов. :Изд-во Саратовского ун-та, 1991
  68. Ю.В. Социальные ожидания молодежи: структурный аспект. Автореф. канд. соц. наук. Саратов, 1999
  69. Д. Поколенческие изменения // Молодежь России на рубеже 90-х г. г., Кн. 2. -М.: ИС РАН, 1992
  70. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2000
  71. В.Т. Социальные проблемы современного образования // Человек и образование в современной России: (Социологические очерки). СПБ, 1998
  72. В.Т. В каждом ли споре рождается истина: социологические очерки. -М.: Советская Россия, 1989
  73. В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М., 1990
  74. P.A. Молодежь и рынок. Проблемы социализации.- М.: Луч, 1992
  75. Л.В. Социально-педагогические инновации в развитии региональной образовательной системы. Автореф. .канд. пед. наук. Москва. 2000.
  76. Н.П. Молодежь и труд: проблемы производственной адаптации,-Харьков.: Висща школа, 1987
  77. B.C., Гимпельсон В. Е. Стратегия адаптации рабочих на рынке труда // Социологические исследования, 1993, № 9
  78. Э.С. Вопросы системного исследования общества. М., 1972
  79. Э.С. Глобальное моделирование как особый адаптационный и оптимизационный механизм культуры // Марксистско-ленинская концепция глобальных проблем современности. М., 1985, с 102−112
  80. Э.С. Человеческое общество как особый тип организации // Вопросы философии, 1971, № 10
  81. Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1994
  82. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика.- М.: Наука, 1981
  83. Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования, 1992, № 3, с. 104−114
  84. Методологические проблемы социологического исследования. М., 1979
  85. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф.. канд.филос. наук. Л., 1974
  86. В.Н. Смена парадигмы управления в контексте социальных изменений// Социология экономики и управления. Сб. ст. Санкт-Петербург, 1998, с.91−106
  87. В.Н. Социальное программирование: теоретико-методологический аспект. Санкт-Петербург, 1997
  88. A.A. Молодежь в условиях перехода к рыночным отношениям. -Социологические исследования, 1991,№ 3,с.135−138
  89. Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития. Белгород, 1994
  90. Молодежь России: социальное развитие / под ред. В. И. Чупрова. М., 1992
  91. М.П. О религиозности российской молодежи. // Социологические исследования, 1998, № 6, с. 107−111
  92. НемировскийВ.Г. Социология личности. Красноярск, 1989
  93. Д.В. Социальная адаптация личности: структура и механизмы // Личность и общество в условиях совершенствования социализма. Межвуз. сб. научн. тр. Смоленск.: Изд-во СГПИ, 1985, с. 53−61
  94. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов (Методическое пособие). Санкт-Петербург, 1999
  95. Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. Автореф. доктора соц. наук. Санкт-Петербург, 1997
  96. C.B. Ориентация молодежи на высшее образование и особенности комплектования студенческого контингента в условиях отдаленного региона. Автореф.канд. соц.наук.- М., 1996
  97. В.Т. Истоки возрождения России: единство духовного и материального. К вопросу о новой парадигме развития общества. Санкт-Петербург.: Петрополис, 1993
  98. O.A. Переход к рынку и молодежь // Молодежь России на рубеже 90-х г. г. Кн. 1. -М.: ИС РАН, 1993
  99. А.П. Социальная адаптация и ответственность личности. Томск, 1985
  100. Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореф.. канд. фил ос. наук. -Томск, 1973
  101. В.О. Социальная динамика и политический конфликт в России: весна 1993 адаптация к кризису // Социологические исследования, 1993, № 9, с. 28−41
  102. М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социологические исследования, 1998, № 6, с. 3−12
  103. .А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования, 1998, № 5, с.90−98
  104. .А. Что такое российская молодежь? // Методологические проблемы исследования молодежи (Материалы к дискуссии) М.: Социум., 1998, с. 17−22
  105. .А., Гришина Е. А., Серикова H.A. Российская молодежь: десять главных проблем. М., Социум, 1999
  106. P.X. Особенности социального развития молодежи в изменяющихся условиях. Автореф. канд. социол. наук. С-Пб, 1993
  107. A.B. Социальная адаптация человека в условиях научно-технического прогресса // Актуальные вопросы теории прогресса. Куйбышев, 1974, вып.2
  108. H.A. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Автореф.канд. филос. наук. Л., 1974
  109. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1984
  110. В.А., Головин H.A., Штрихи к портрету поколения 90-х годов. -Социологические исследования, 1998, № 3, с. 106−116
  111. Л.К. Социализация и адаптация (социально-философский анализ) // Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. -Барнаул, 1984
  112. М.А. О понятии «социальная адаптация» в марксистской социологии //Вопросы марксизма и идеологической борьбы. Петрозаводск, 1973, с. 132
  113. Е.Г. О науке ювенологии и ее академии //Молодежь: Цифры. Факты. Мнения. 1998, № 1, С. 49−57.
  114. Сметанин E.H. Адаптация населения к современной экономической ситуации, Социологические исследования, 1995, № 4,
  115. Г. Л. Советский человек. М., 1981
  116. П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992
  117. Г. Основания социологии // Сочинения Г. Спенсера. Т. 2. С-п-Б, 1898
  118. Г. Социальная статика. Изложение социальных законов, обусловливающих счастье человечества. СпБ, изд-во В. Врублевского, 1906
  119. Т.К. К вопросу исследования адаптации студентов // Методологические и мировоззренческие аспекты социологического познания.1. Рига, 1987, с.80−91
  120. А.Д. Методология и методика социологического исследования адаптации молодых рабочих в производственном коллективе промышленного предприятия. М.: МГУ, 1984
  121. Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социологические аспекты. -М.: Мысль, 1974
  122. М.К. Социальная адаптация ветерана войны в Афганистане: Автореф. канд. социол .наук. М., 1993
  123. Д.Н. Психологические исследования. М.: Мысль, 1966
  124. Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х г. г. /под ред. Смирновой Е. Э. Санкт-Петербург, изд. ГУМП, 1995
  125. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990
  126. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. -М.: Наука, 1975
  127. С.С. Социология. -М.: Наука, 1994
  128. Н.И. Социальная адаптация детей-инвалидов: аспекты управления. Автореф. канд. социол. наук. Орел, 1999
  129. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования, 1998, № 3, с.93−105
  130. М.А. Социологическая теория трансформации свободы в меняющемся обществе. Автореф.. док. социол. наук. Новосибирск, 2000
  131. М.А. Ценность и «цена» свободы выбора в процессе социальной адаптации к рынку. Социологические исследования, 1995, № 4
  132. Шкорбатов Г. Л К построению общей теории адаптации //Журнал общей биологии, 1982, т. XIII, N 6)
  133. Шпак JI. JI Становление рабочего: адаптация и воспитание рабочих кадров. -М.:1987
  134. JI.JI. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философско152социологические проблемы. Красноярск.: Изд-во КГУ, 1991
  135. П. Роберт Мертон: динамический функционализм. // Современная западная социология. М., Изд-во МГУ, 1994
  136. В.Н. Некоторые вопросы адаптации молодежи к труду // Социальные исследования.- М.: Наука., Сиб.отд., 1967, с. 118−137
  137. Н.Е. Социальная адаптация личности. Автореф.. канд. социол. наук.-Саратов, 1999
  138. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969
  139. А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования, 1997, № 9, с. 41−55,
  140. У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. -М., 1962
  141. У.Р. Системы и информация // Вопросы философии, 1964, № 8
  142. A.B., Зотов A.A., Исследование ситуации самоопределения студентов// Социологические исследования, 1997, № 3, с. 84−92
  143. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. -Самара, 1995
Заполнить форму текущей работой