Управление привлечением инвестиций на социально-экономическое развитие территории: Теоретико-методические аспекты
Процесс активизации инвестиционных отношений, построенный на основе принципа территориальности, является относительно новым элементом экономической системы нашей страны, что повышает значение исследований в данном направлении. Более того, сам процесс привлечения инвестиций является крайне актуальной проблемой современного управления. Инвестиции считаются основой экономического роста народного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретическая база управления привлечением инвестиций на 12 развитие территории
- 1. 1. Сущность и содержание понятия «Управление 12 привлечением инвестиций на развитие территории»
- 1. 2. Теоретические основы организации управления 25 привлечением инвестиций на развитие территории
- 1. 3. Целевые программы как метод управления привлечением 38 инвестиций на развитие территории
- ГЛАВА 2. Анализ процесса управления привлечением инвестиций на 52 развитие территории
- 2. 1. Методологические положения анализа процесса управления 52 привлечением инвестиций на развитие территории
- 2. 2. Анализ организации управления привлечением инвестиций 60 на развитие территории
- 2. 3. Анализ программ в управлении привлечением инвестиций 75 на развитие территории
- ГЛАВА 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию 92 управления привлечением инвестиций на развитие территории
- 3. 1. Методические положения по разработке программ 92 управления привлечением инвестиций на развитие территории
- 3. 2. Предложения по совершенствованию организации 111 управления привлечением инвестиций на развитие территории
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
Управление привлечением инвестиций на социально-экономическое развитие территории: Теоретико-методические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность диссертационного исследования. Преобразования в системе управления хозяйственными механизмами последних лет поставили перед отечественной теорией и практикой управления новые цели и задачи, связанные с изменениями не только характера управления (от прямого к косвенному), но и трансформацией объектов и субъектов управленческой деятельности.
Управление привлечением инвестиций нельзя назвать новым направлением в отечественной теории и практики управления. Тем не менее, в связи с переходом экономики России на рыночные отношения изменились цели, задачи, объекты, субъекты, методы, структуры, процессы управления привлечением инвестиций и др. В связи с этим, данное исследование представляется не только важным с точки зрения теории управления, но и крайне актуальным в силу практической значимости.
Необходимость исследования проблем управления привлечением инвестиций на развитие территории связана с постоянно возрастающей ролью факторов территориального развития в становлении и функционировании элементов рыночной экономики современной России.
Даже в условиях централизованного хозяйства административно-командной системы территориальные аспекты имели огромное значение для отечественной экономики. Не случайно в истории народного хозяйства нашей страны имел место период «преимущественно территориального управления», существовавший с 1957 по 1965 гг., когда были упразднены отраслевые министерства и ведомства, и управление экономикой велось, в основном, через территориальные Советы народного хозяйства.
На этапе становления и развития рыночных отношений территориальный фактор в управлении приобрел особое значение, что связано, в первую очередь, с процессами децентрализации и демократизации в управлении экономикой. Это касается и инвестиционных отношений, когда процесс привлечения инвестиционных ресурсов строится не на централизованной общехозяйственной основе, а через механизмы управления территориями.
Процесс активизации инвестиционных отношений, построенный на основе принципа территориальности, является относительно новым элементом экономической системы нашей страны, что повышает значение исследований в данном направлении. Более того, сам процесс привлечения инвестиций является крайне актуальной проблемой современного управления. Инвестиции считаются основой экономического роста народного хозяйства в целом, а также отдельных его отраслевых и территориальных систем. Инвестиционный спад, присутствующий в экономике нашей страны с начала рыночных реформ и достигший, в среднем, 75% по отношению к 1990 г., обуславливает необходимость проведения исследований совершенствования управленческой деятельности по привлечению инвестиционных ресурсов на развитие территорий.
Теоретические и методические основы управления экономическими механизмами на территории были заложены многими отечественными и зарубежными учеными, что обеспечило базу для изучения проблем управления инвестиционными ресурсами территории. Разработке этих проблем посвящены работы таких отечественных ученых, как: Бланк И. А., Васьков С. Т., Денисов Б. А., Зотов В. Б., Лексин В. Н., Мамутов В. К., Шнипер Р. И. и др.
Тем не менее, непосредственно проблемам управления привлечением инвестиций на развитие территории в современных условиях экономических реформ, на наш взгляд, уделялось и уделяется недостаточное внимание, что повышает значение разработок в данном направлении.
Актуальность исследований в этом направлении подтверждают следующие проблемы современного управления:
— низкая инвестиционной привлекательности многих территорий в РФ;
— неопределенность с реализацией целенаправленной инвестиционной политики со стороны органов территориального управления;
— ограничение бюджетных средств на инвестиционные цели и необходимость привлечения капиталовложений из других источников;
— необходимость учета интересов различных участников региональных экономических процессов в управлении процессом инвестированиянедостаточно эффективное использование в современном территориальном управлении программно-целевого метода;
— интерпретация инвестиционной деятельности в теории и практике управления либо как развитие строительства, либо как операции на фондовом рынке;
— неопределенность функций, компетенции и полномочий органов территориального управления в инвестиционной сфере;
— непроработанность механизмов привлечения инвестиций на развитие территории;
— отсутствие полноценного инвестиционного законодательства во многих субъектах РФ, в том числе, в Москве.
Таким образом, актуальность проблемы расширения содержания понятия инвестирования, а также необходимость использования всего многообразия его форм в территориальном управлении, предопределила проведение теоретико-методических исследований. Это и явилось основанием для выбора темы диссертации.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методических положений и рекомендаций по совершенствованию организации управления привлечением инвестиций на социально-экономическое развитие территорий в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
— раскрыть сущность и содержание понятия «управление привлечением инвестиций на развитие территории» и смежных с ним понятий;
— раскрыть исторически сложившиеся тенденции в управлении привлечением инвестиций на развитие территории;
— выявить проблемы управления привлечением инвестиций на развитие территории в современных условиях экономических преобразований в России;
— разработать методологические положения анализа процесса управления привлечением инвестиций на развитие территории;
— раскрыть особенности структуры и функций субъектов управления привлечением инвестиций на развитие территориивыявить особенности целевых программ, используемых при формировании политики привлечения инвестиций на территориальном уровне и сформировать положения по их совершенствованию;
— разработать методические предложения по совершенствованию организации управления привлечения инвестиций на развитие территории.
Предмет исследования — организация и методы управления привлечением инвестиций на развитие территории в современных условиях экономических преобразований.
Объект исследования — административно-территориальные образования, в том числе Юго-Восточный административный округ г. Москвы.
Методологическую основу исследования составляют системный и комплексный подходы к изучению проблем управления применительно к территориальным аспектам инвестирования, логический анализ, моделирование, а также теоретические и методологические разработки в области территориальных аспектов инвестирования. Теоретической основой диссертационного исследования послужили также материалы и рекомендации научных конференций, симпозиумов и теоретических семинаров. Использованы законодательные акты, постановления и решения Правительств РФ и г. Москвы, распоряжения ведомств и др.
База аналитической работы представлена официальными документами, статистическими данными, публикациями в периодической печати, аналитическими и информационными сборниками и отчетами, личными наблюдениями и выводами автора, полученными в ходе научной работы.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании сущности и содержания управления привлечением инвестиций в современных условиях экономических преобразований, а также в разработке методических рекомендаций по совершенствованию инвестиционной деятельности в административно-территориальных образованиях на основе комплексного подхода в использовании инвестиционных ресурсов.
Основные научные результаты диссертационного исследования. принадлежащие лично автору: обосновано определение понятия «Управление привлечением инвестиций на развитие территории» как управленческой деятельности по стимулированию вложений денежных и иных средств в развитие территории, уточнены основные понятия, характеризующие территориальные аспекты инвестирования (территориальное управление, привлечение инвестиций, инвестиционная программа и др.);
— раскрыты исторически сложившиеся тенденции в управлении привлечением инвестиций, которые состоят в усилении территориального фактора и повышение роли органов территориального управления в развитии инвестиционных отношений;
— выявлены проблемы управления привлечением инвестиций в территориальных образованиях на современном этапе экономических преобразований, определяющие необходимость повышения инвестиционной привлекательности административных территорий. В числе проблем можно выделить следующие: снижение объемов централизованного финансирования инвестиционных проектов, неблагоприятный инвестиционный климат в административных территориях, недостаточное использование программно-целевых методов управления в привлечении инвестицийразработаны методологические положения анализа процесса управления привлечения инвестиций на развитие территории, включающие анализ целей, задач, субъектов, объектов, структур, методов, принципов, организационных форм, механизмов управления;
— разработана структура управления по обеспечению инвестиционной привлекательности административного округа, включающая органы территориального управления и организации, обеспечивающие повышение инвестиционного потенциала территории и снижающие инвестиционные риски на территориисформирован комплекс функций субъектов территориальных инвестиционных отношений, в том числе, выявлены функции органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
— выявлены противоречия в разработке и реализации территориальных инвестиционных программ, выражающиеся в несоответствии существующих программных документов решаемым инвестиционным задачам, недостаточном использовании принципов программно-целевого управления, отсутствии эффективного механизма реализации инвестиционных программ;
— обоснована и предложена Методика разработки Программы управления инвестированием в административном округе, представляющая собой нормативный документ, регламентирующий принципы, порядок и механизм составления и реализации инвестиционных программ, обеспечивающих эффективное развитие административной территории на основе комплексного использования инвестиционных ресурсов;
— разработаны рекомендации по совершенствованию организации управления привлечением инвестиций на развитие территории, которые содержат предложения по развитию структуры управления административного округа, созданию специализированного инвестиционного органа в округе, формированию механизма взаимодействия различных органов территориального управления по привлечению инвестиций.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования в административных территориях методических рекомендаций, позволяющих разрабатывать и реализовывать программы по привлечению инвестиций на развитие территории. Это — основа эффективного решения сложных управленческих проблем в области совершенствования инвестиционной политики.
Теоретико-методические разработки могут быть использованы в процессе обучения специалистов по управлению в курсе «Муниципальный менеджмент» для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» .
Внедрение результатов исследования. Отдельные положения диссертации использованы при разработке темы № 2022;98 «Процессный подход к управлению инвестированием в регионе» Научно-исследовательского отдела Государственного университета управления. Результаты исследования нашли применение в работах по совершенствованию систем управления в префектуре Юго-Восточного административного округа г. Москвы.
Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на следующих научно-практических конференциях: «Реформы в России и проблемы управления — 98» (ГАУ им. Серго Орджоникидзе, г. Москва, 1998 г.), «Реформы в России и проблемы управления — 99» (ГУУ, г. Москва, 1999 г.), «Управление-98. (Управление реструктуризацией экономики)» (г. Москва, 1998 г.), «Проблемы социального управления: методология, теория, практика» (г. Нижний Новгород, 1998 г.), «I Международная Нижегородская ярмарка идей» (г. Нижний Новгород, 1998 г.), «Ресурсы региона: пути и методы их эффективного использования» (г. Нижний Новгород, 1999 г.), «350 лет жилищно-коммунальному хозяйству России» (г. Москва, 1999 г.).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ общим объемом 2.3 авторских печатных листа, отражающих основное содержание диссертации.
1. «Региональная инвестиционная программа как направление инвестиционной политики в регионах России». В сборнике «Труды Вольного экономического общества России: работы лауреатов Конкурсов молодых ученых, студентов и школьников «Россия на пороге XXI века» .- М., 1998, с. 121 -126.
2. «Муниципальное управление инвестированием». В сборнике «Реформы в России и проблемы управления — 98». — М., 1998, с.40−42.
3. «Государственное управление инвестиционным сектором российской экономики». В сборнике «Управление-98. (Управление реструктуризацией экономики)».- М., 1998, 0.24.
4. «Перспективы становления территориального управления в субъектах Российской Федерации». В сборнике «Государственное и муниципальное управление на рубеже веков».- М., 1998, с. 129−135.
5. «Теоретические принципы территориального управления». В сборнике «Проблемы управления»,-М., 1998, с.121−123.
6. «Перспективы привлечения инвестиционных ресурсов в Нижегородской области». В сборнике «Проблемы социального управления: методология, теория, практика».- М., 1998, с.78−80.
7. «Принципы анализа процесса территориального управления». В сборнике «Реформы в России и проблемы управления — 99», — М., 1999, с.144−146.
8. «Управление инвестированием в городском хозяйстве (на примере организаций, функционирующих в административном округе)». В сборнике «350 лет жилищно-коммунальному хозяйству России» .- М., 1999, с.151−153.
9. «К вопросу о территориальном управлении инвестированием». В сборнике «Пути решения проблем муниципального управления».- М., 1999, с.62−68.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В ней 136 страниц основного текста, 18 рисунков и 17 таблиц.
Список литературы
включает 118, а приложения 9 наименований.
Выводы по третьей главе.
1). Программа УПИРТ — это система мероприятий по управлению самоинвестированием и созданию условий для инвестирования с целью экономического развития территорий. Основной целью программы УПИРТ является стимулирование инвестиционной деятельности для экономического развития территории с целью максимального удовлетворения потребностей, проживающего на ней населения.
2). Процесс разработки и реализации программы управления привлечением инвестиций на территорию подчиняется ряду принципов: научности, системности, комплексности, универсальности, практичности и др.
3). Структурой управления привлечением инвестиций на территорию является устойчивая и динамичная упорядоченная совокупность субъектов управления привлечением инвестиций на территорию, инвесторов и получателей инвестиции, находящихся между собой в отношениях директивного управления, координации, сотрудничества и обратного действия, и функционирующая как единое целое для экономического развития территории с целью максимального удовлетворения потребностей, проживающего на территории населения.
4). Структура управления привлечением инвестиций на территорию состоит из субъектов УПИТ, инвесторов, получателей инвестиций и отношений между ними по обеспечению инвестиционного процесса.
5). Составной частью структуры УПИТ административного округа является Инвестиционная комиссия, которая координирует и обеспечивает привлечение инвестиций на территорию.
6). Привлечение инвестиций на территорию округа осуществляется через реализацию соответствующего механизма, в котором участвуют префектура округа, Инвестиционная комиссия округа, а также инвесторы и реципиенты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. На современном этапе развития инвестиционных отношений большое значение имеет территориальный фактор, вообще, и роль органов территориального управления в частности. При этом, управление привлечением инвестиций на территорию — это управленческая деятельность по стимулированию вложений денежных и иных средств в развитие территории. Инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Территория — это часть государства, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, представляющая собой объект управления. Целевая программа представляет собой комплекс различных мероприятий для достижения поставленных целей и является одним из методов управления привлечением инвестиций на территорию.
2. Проблемы управления привлечением инвестиций на территорию (децентрализация управления, наличие инвестиционного спада, неблагоприятный инвестиционный климат) свидетельствуют о необходимости повышения инвестиционной привлекательности административных территорий, которая достигается через повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционных рисков в административной территории.
3. Методологические положения анализа процесса управления привлечения инвестиций на территорию раскрывают особенности организации управления и использования программно-целевого метода. Они включают в себя анализ целей, задач, субъектов, объектов, структур, методов, принципов, организационных форм, механизмов управления, правовой базы и форм практической адаптации, а также выявление существующих проблем и противоречий для совершенствования данного вида управленческой деятельности.
4. Важной составляющей структуры управления привлечением инвестиций на территорию является структура обеспечения инвестиционной привлекательности административного округа, которая включает совокупность органов территориального управления и организации, обеспечивающих снижение инвестиционных рисков и повышение инвестиционного потенциала территории.
5. В управлении привлечением инвестиций в различные административные территории используется программно-целевой метод. Программа в УПИТ — это система мероприятий по осуществлению самоинвестирования и создания условий для инвестирования с целью социального и экономического развития территории. Существующие территориальные инвестиционные программы имеют целый ряд противоречий, свидетельствующих о необходимости совершенствования программно-целевого управления инвестированием. В частности, инвестиционные программы включают в себя невзаимосвязанные и невзаимодополняющие мероприятиярешают задачи капитального строительства, реконструкции и ремонта, оставляя без внимания другие направления инвестиционной деятельностинедостаточно согласуются друг с другом. Кроме того, не полностью проработан механизм реализации территориальных инвестиционных программ.
6. Методика разработки Программы управления инвестированием в административном округе является документом, раскрывающим особенности применения программно-целевого метода в привлечении инвестиций в развитие административных территорий. Она раскрывает механизм разработки и реализации программных документов, призванных обеспечивать привлечение инвестиций в развитие территории через стимулирование бюджетного инвестирования и создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов.
7. Совершенствование организации управления привлечением инвестиций в развитие административно-территориальных образований может осуществляться по следующим направлениям:
— совершенствование структуры управления административной территории, связанное с оптимизацией отношений между органами территориального управления, инвесторами и реципиентами, направленными на повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционных рисков в административной территории;
— формирование инвестиционного сектора в административной территории, включающей специализированный инвестиционный орган (например, Инвестиционная комиссия административного округа) и организации, призванные создавать условия для инвестирования;
— создание механизма реализации инвестиционных процессов в административной территории, включающего систему взаимодействия различных участников инвестиционных отношений (орган управления — инвестор, орган управления — реципиент, инвестор — реципиент и др.).
Сформулированные рекомендации по совершенствованию организации управления привлечением инвестиций на развитие территории и методика разработки Программы управления инвестированием административного округа являются практическим выходом данного исследования. Методические положения могут быть использованы в работе органами управления любых административных территорий для активизации инвестиционных процессов. Об этом, в частности, свидетельствует опыт внедрения методических положений в Юго-Восточном административном округе г. Москвы.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. М., 1996.
- Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ, 1991, № 29.
- Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Гражданское и предпринимательское право. Общая часть. Сборник документов.- М.: Манускрипт, 1996.- 879 с.
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета, № 41−42, 4 марта 1999 г.
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета, № 134, 14 июля 1999 г.
- Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1998 год».- М., 1998 г.
- Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, 30 сентября 1997 г., № 189.
- Указ Президента РФ «О создании государственной инвестиционной корпорации» // Российская газета, 1993, 10 февраля.
- Постановление Правительства РФ «Об одобрении и представлении на утверждение Президента РФ Основных положений региональной политики в РФ» // Российская газета, 1996, 9 апреля.
- Постановление Правительства РФ № 594 от 26 июня 1995 г. «О Порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».
- Устав города Москвы // Ясюнас В. А. Местное самоуправление. Комментарии. Разъяснения.- 2-е изд., доп.- М.: Издательство «Ось-89», 1997.-176с.
- Закон города Москвы «О мэре и вице-мэре Москвы» // Мэрия Москвы и другие органы исполнительной власти города Москвы (сборник нормативныхдокументов и справочно-информационных материалов), Выпуск 8.- М., Отдел информации УД Мэрии Москвы, 1997 г.- 199с.
- Закон города Москвы «О Правительстве Москвы» // Мэрия Москвы и другие органы исполнительной власти города Москвы (сборник нормативных документов и справочно-информационных материалов), Выпуск 8.- М., Отдел информации УД Мэрии Москвы, 1997 г.- 199с.
- Закон города Москвы «О районной Управе в городе Москве» // Ясюнас В. А. Местное самоуправление. Комментарии. Разъяснения.- 2-е изд., доп.- М.: Издательство «Ось-89», 1997.- 176с.
- Распоряжение Мэра Москвы «Об уточнении заданий Инвестиционной программы Правительства Москвы на 1998 год».- М., 1998 г.
- Регламент районной Управы «Марьино» Юго-Восточного Административного округа города Москвы. — М., 1998.
- Адамеску А. К совершенствованию территориально-административной структуры России // Российский экономический журнал, 1993, № 10.
- Артемова JI.B. и др. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник от, А до Я, — М.: Издательство «ДИС», 1998 г., — 208с.
- Архангельский В.Н. Территориальное управление развитием науки и техники.- М.: Экономика, 1985.- 144с.
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций.-М.: Юрид. лит., 1997, — 400с.
- Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом.-М., 1975.
- Биренберг Б.М. Организация управления народным хозяйством в регионе / Ан УССР. Ин-т экономики промышленности, — Киев: Наук, думка, 1989.-212с.
- Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев, МП «ИТЕМ» ЛТД, «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 1995, — 448с.
- Брюханов Ю.М., Голубов Е. П. Управление развитием региона.- М.: Знание, 1985, — 64с.
- Бугаев В.К. Территориальная структура экономического района. Теоретико-методологические аспекты.- Л., Изд-во «Наука», 1986, — 168с.
- Васьков С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях.- М.: Экономика, 1990.- 191с.
- Гарантировано государством // Эксперт, 1998 г., № 41,2 ноября.
- Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. Пер. с англ.- М.: Дело, 1997.- 108с.
- Государственное и муниципальное управление: Справочник.- М.: «Издательство Магистр», 1997, — 496с.
- Данилов Ю., Ситкин А., Шараева Л. Российские инвестиционные компании // Российский экономический журнал, 1992, № 9.
- Денисов Б.А. и др. Политическая экономия и история экономических учений. ЧН.: Учебное пособие / ГАУ, М., 1997.- 140с.
- Добрышина Л.И. Методологические основы программного управления региональными системами // Вестник ГУУ, 1999, № 1.
- Дорогов Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений (методологические аспекты управления) // Проблемы теории и практики уравления, 1997, № 4.
- Зотов В.Б., Козлов А. А. Управление землепользованием в крупномгороде (практика, проблемы): Монография М.: Издательство «Прима-Пресс», 1998.- 212с.
- Зотов В.Б. Совершенствование территориального управления жилищно-коммунальным комплексом (ЖКХ) в крупном городе. М., Издательство ТПО «Интерфейс», 1995., — 384с.
- Зотов В.Б. Территориальное управление: (методология, теория, практика). Монография. М.: «ИМ-Информ», 1998. 320с.
- Зотов В.Б. Управление территорией района в городе (проблемы и перспективы).- М.: «Луч», 1995.- 303с.
- Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.- 413с.
- Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996−1997 годы // Эксперт, 1997, № 47.
- Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1997−1998 годы // Эксперт, 1998, № 39.
- Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1998−1999 годы // Эксперт, 1999, № 39.
- История менеджмента: Учеб. пособие / Под. ред. Д. В. Валового.- М.: ИНФРА-М, 1997, — 256с.
- Карпов Б.С. Технология инвестирования в Московской области. Методическое пособие.- М., 1996.- 69с.
- Кистанов В.В. Территориальная организация производства (отраслевой, районный и народнохозяйственный аспекты).- М.: экономика, 1981.- 232с.
- Кожурин Ф.Д. Процесс уравления: (Системное исследование и разработка на примере региона).- М.: Мысль, 1988.- 239с.
- Козлова О.В., Кузнецов И. Н. Научные основы управления производством,-М.: «Экономика», 1970.
- Кораблин Ю. Системное моделирование организации управления регионом: методологический аспект // Проблемы теории и практики управления, 1996, № 3.
- Коротков Э.М. Концепция менеджмента.- М., Дека, 1996.
- Лексин В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья первая // Российский экономический журнал, 1993, № 9.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития.- М.: УРСС, 1997.-372с.
- Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья четвертая // Российский экономический журнал, 1994, № 5−6.
- Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья седьмая. Окончание // Российский экономический журнал, 1995, № 3.
- Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья четвертая (окончание) // Российский экономический журнал, 1994, № 7.
- Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья десятая // Российский экономический журнал, 1997, № 3.
- Липко А.Г., Миско К. М. Региональное управление: проблемы и перспективы.- М.: Знание, 1987, — 64с.
- Литвак Б.Г. Управленческие решения.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство ЭКМОС, 1998 г.- 248с.
- Мамутов В.К., Финагин В. В., Серебряков A.M. и др. Управление развитием города (экономико-правовые аспекты).- Киев: Наукова Думка, 1986.-208с.
- Мамутов В.К. Сочетание отраслевого и территориального уравления развитием регионов // Территориальное и отраслевое управление экономикой региона.- Донецк.: ИЭП АН УССР, 1984.- 138с.
- Матвеева А. Рыба растет с головы // Эксперт, 1999, № 8.
- Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З. П. и др.- М.: ИНФРА-М, 1995, — 432с.
- Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу, — М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.-504с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: «Дело», 1992.- 702с.
- Методология и организация управления производством, 1973.- 120с.
- Мильнер Б.З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления.- М.: Экономика, 1983.- 234с.
- Минакир П.А. Экономическое развитие региона: программный подход.- М.: Наука, 1983, — 224с.
- Муниципальный менеджмент: Учеб. Пособие для ВУЗов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.- Под ред. проф. Т. Г. Морозовой.-М.: Банкт и биржи, ЮНИТИ, 1997, — 263с.
- Мухетдинова Н. К оценке новой правительственной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций // Российский экономический журнал, 1995, № 10.
- Новиков В.Ф., Манюшис А. Ю. Территориальное управление: проблемы и пути перестройки.- М.: Экономика, 1989.- 287с.
- ОАО «Издательство «Экономика», 1998, — 221с.
- Обозов С.А. Инвестиции в промышленности: нижегородский вариант сотрудничества администрации города и предприятий. Сер. «Инвестиции», 1998.- 68с.
- Организация процессов управления.- М., «Экономика», 1975.- 280с.
- Основы инвестирования.- М., Изд-во «Церих», 1992.- 89с.
- Отчет префекта Юго-Восточного административного округа г. Москвы о деятельности окружной администрации за 1998 год.- М., 1999.- 218с.
- Павленко В.Ф. Планирование территориального развития:территориальный аспект планирования).- М.: Экономика, 1984.- 267с.
- Панченко Е.Г. Территориальное управление социально-экономическими процессами.- Киев.: Наукова Думка, 1984.- 154с.
- Перечень программ развития городского хозяйства г. Москвы, принятых в 1994—1998 гг.- М., 1998 г.
- Повышение эффективности территориального управления экономикой: Вопросы теории и практики.- Красноярск: Изд-во Красноярского• университета, 1986.- 240с.
- Попов Г. Х., Косов Н. С. Программно-целевой метод в уравлении и планировании.- М.: Экономика, 1980.- 40с.
- Попов Г. Х. Проблемы теории управления.- М., «Экономика», 1974.320с.
- Попов Г. Х. Эффективное управление.- М.: Экономика, 1985.- 336с.
- Программа социально-экономического развития района «Марьино"т
- Юго-Восточного Административного округа г. Москвы на 1998 год.- М., 1998 г.
- Программа социально-экономического развития Юго-Восточного Административного округа г. Москвы на 1998 год, — М., 1998 г.
- Программа социально-экономического развития Юго-Восточного административного округа Москвы.- М., Издательство Прима-Пресс, 1999.-130с.
- Программно-целевое планирование развития городов и регионов.- JL, Издательство «Наука», 1987.- 200с.
- Региональная экономика: планирование, прогнозирование, управление.- Киев: Наука, думка, 1989.- 272с.
- Региональное программное планирование. Вопросы теории и практики.- Новосибирск: Наука, 1981, — 286с.
- Рейтинги инвестиционной привлекательности регионов России // Эксперт, 1996, № 7.
- Селиванов А.А. Государственное управление экономикой союзной республики: организационно-правовые аспекты.- Киев: Выща школа, 1988.-168с.
- Семенов Г. Рационализация взаимоотношений между федеральным и региональным бюджетами: пути обновления налогово-бюджетного механизма // Вопросы экономики, 1994, № 9.
- Сигов В.И. Теоретические основы регионально-отраслевого управления социалистической экономикой.- JL: Издательство Ленинградского университета, 1989.- 144с.
- Система органов городского управления. Опыт социологического исследования, — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1980.- 216с.
- Совершенствование управления экономикой региона.- Киев, «Наукова Думка», 1981, — 300с.
- Современное управление. Энциклопедический справочник. Том первый.- М.: «Издатцентр», 1997.- 584с.
- Современный менеджмент. Лекция 5, 6, 7, 10 // Российский экономический журнал, 1996, №№ 4, 7, 8- 1997, №№ 2, 4.
- Социальные технологии государственного управления. Учебное пособие.- М- Н. Новгород, 1995.- 204с.
- Структура и деятельность органов управления Административным округом Москвы // СИМПТОМ, 1998, № 3.
- Теория управления социалистическим производством / Под. ред. О. В. Козловой.- М.: Экономика, 1983.- 432с.
- Территориальное планирование и управление: пути совершенствования / Б. М. Штульберг и др.- М.: Наука, 1989.- 216с.
- Территориальное управление общественным производством. Словарь-справочник.- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1993.- 176с.
- Тосунян Г. А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие.- М.: Дело, 1997, — 304с.
- Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика.- М., «Экономика», 1999.- 272с.
- Управление организацией: Учебник / Под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина.- М., ИНФРА-М, 1998.- 669с.
- Функции и структура органов управления, их совершенствование. Под. ред. Г. Х. Попова.- М., «Экономика», 1973.- 256с.
- Чепурных Н.В., Новоселов А. Л. Инвестиционное проектирование в региональном природопользовании. М.: Наука, 1997.- 253с.
- Шнипер Р.И., Воевода И. Н., Гузнер С. С. Региональная программа и принципы ее разработки: Вопросы межотраслевого взаимодействия.-Новосибирск: Наука, 1986.- 296с.
- Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. -Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991.- 320с.
- Экономические методы регулирования развития крупных городов.-Л., Изд-во «Наука», 1990.- 184с.
- Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева, — М.: Фонд «За экономическую грамотность», Российский экономический журнал, Издательство АО «Консалтбанкир», 1998.- 848с.
- Draker Peter D., «A New Discipline», Success! January-Febuary 1987/
- Finch F. The Facts on file. Encyclopedia of Manadement Techniques.- N.-Y.: Facts on File Publications, 1985.
- Hatry H., Fisk D. Improving Productivity and Productivity Measurement in Local Government.- The Urban Institute: Washington, 1971.
- H. Igor Ansoff. Strategic Management.- New York: Wiley, 1979.
- Ridley C., Simon H. Measuring Municipal Activities.- ISMA: Chicago, 1938.