Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обеспечение стратегической устойчивости предприятий на основе формирования механизма потребительского поведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Восстановление экономического роста в условиях глобального экономического кризиса возможно только на основе эффективной трансформации и динамики потребительского спроса (долгосрочного потребительского поведения) в спрос инвестиционный через инновационные составляющие развития предприятия. Стратегия управления реализацией экономического развития будет означать, что конечные потребители будет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Факторы стратегической устойчивости предприятия: конкуренция и конкурентоспособность
    • 1. 1. Теоретические подходы к обеспечению стратегической устойчивости предприятия
    • 1. 2. Конкурентоспособность предприятия, ее взаимосвязь с стратегической устойчивостью
    • 1. 3. Конкурентоспособность продукции как важнейшее условие обеспечения стратегической устойчивости предприятия
    • 1. 4. Выводы по главе
  • Глава 2. Управление стратегической устойчивостью промышленного предприятия
    • 2. 1. Управление предприятием и его стратегическая устойчивость: понятия и основные закономерности
    • 2. 2. Задача стратегического планирования и задача тактического управления
    • 2. 3. Постановка стратегических целей предприятия
    • 2. 4. Стратегическая устойчивость предприятия
    • 2. 5. Утрата устойчивости предприятия: причины и методы противодействия
    • 2. 6. Временные соотношения процессов во внешней среде и реакции предприятия
    • 2. 7. Стратегическая устойчивость предприятия и вертикальная интеграция
    • 2. 8. Выводы по главе
  • Глава 3. Формирования механизма поведение потребителей и методологические основы его изучения
    • 3. 1. Потребительское поведение как элемент стратегии предприятия
    • 3. 2. Анализ проблем покупательского спроса
    • 3. 3. Проблемы динамики поведения потребителей и организация его исследования
    • 3. 4. Опыт применения и использования индекса потребительского настроения и доверия
    • 3. 5. Выводы по главе
  • Глава 4. Влияние организационной и управленческой структуры предприятия на его стратегическую устойчивость
    • 4. 1. Теория жизненных циклов и стратегическая устойчивость
    • 4. 2. Эволюция систем управления стратегической устойчивостью предприятий
    • 4. 3. Роль информационной подсистемы в обеспечении стратегической устойчивости организации
    • 4. 4. Коммуникативная подсистема предприятия и стратегическая устойчивость
    • 4. 5. Сложность организационной структуры предприятия и его стратегическая устойчивость
    • 4. 6. Выводы по главе
  • Глава 5. Формирование механизма потребительского поведения как фактора обеспечения конкурентной и стратегической устойчивости предприятия
    • 5. 1. Общие подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия
    • 5. 2. Управление инновационными процессами на предприятии как основа обеспечения конкурентоспособности и стратегической устойчивости
    • 5. 3. Управление стратегической устойчивостью предприятия на основе изучения качества удовлетворенности потребителей
    • 5. 4. Выводы по главе

Обеспечение стратегической устойчивости предприятий на основе формирования механизма потребительского поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационной работы. Рост динамичности и неопределенности внешней среды обусловливает необходимость системной разработки стратегической устойчивости предприятий. Стратегическая устойчивость и целостность организационной системы сохраняются в долгосрочной перспективе при достаточной гибкости субъекта управления и сбалансированности его стратегического развития. Стратегическая устойчивость промышленного предприятия обеспечивается реализацией комплекса управленческих решений, направленных на создание, развитие и долгосрочное сохранение конкурентного преимущества на динамичном рынке потребителей, за счет максимизации удовлетворения их запросов в условиях инновационного развития.

Между тем в настоящее время в современном менеджменте уделяется недостаточное внимание изучению особенностей управления потребительским поведением как на операционном, так и на стратегическом уровне планирования, что в значительной степени снижает эффективность и устойчивость функционирования предприятий.

Существует объективная необходимость обеспечения стратегической устойчивости предприятия на основе управления поведением потребителей. Если менеджменту предприятия удается сформировать внутреннюю и внешнюю систему управления потребительским поведением, реализующую экономическую и организационную стратегию, то возникают необходимые и достаточные предпосылки для реализации долгосрочного устойчивого развития предприятия.

В организационной и производственной деятельности каждого предприятия в процессе прохождения его жизненного цикла постоянно возникают критические противоречия между удовлетворенностью потребителей конечными результатами и текущей производственной деятельностью предприятия. А это в свою очередь, повышает неопределенность внешней среды производителя и ведет к рассогласованию его экономических интересов с интересами потребителя, вследствие чего предприятие переходит на уровень нестабильности, неустойчивости. Такие процессы могут носить как кратковременный, так и продолжительный характер.

Управление механизмом долгосрочного потребительского поведения, учет тенденций его изменения выступают важной составляющей частью внутренней и внешней среды предприятия, что необходимо учитывать при разработке системы управления и формировании стратегии его устойчивого развития. Под механизмом потребительского поведения понимается совокупность организационных структур, конкретных форм и методов управления, с помощью которых реализуется действующее в конкретных условиях целенаправленное поведение потребителей.

Разработка современной концепции стратегической устойчивости предприятия на основе формирования механизма потребительского поведения способна обеспечить динамичное развитие российских предприятий в условиях нестабильной внешней и внутренней среды. Объективная потребность в решении указанных сложных и разнообразных проблем обеспечения стратегической устойчивости промышленных предприятий определяет теоретическую актуальность и практическую значимость диссертационного исследования.

Таким образом, тема исследования обусловлена необходимостью разработки новых и совершенствования имеющихся методологических подходов и теоретических обоснований обеспечения устойчивого развития промышленных предприятий в условиях возникновения кризисных явлений на основе формирования механизма потребительского поведения.

Формулировка научной проблемы.

Предлагаемые традиционные методы обеспечения устойчивого развития предприятий не позволяют осуществить комплексное управление функционированием предприятия при возникновении кризисных явлений в экономике. Это обусловливает необходимость разработки целостного научно обоснованного подхода к обеспечению устойчивого развития промышленных предприятий при их взаимодействии с динамично изменяющейся потребительской средой в условиях нестабильной внешней и внутренней среды. Для решения такой проблемы необходимо совершенствование теоретического и практического экономико-управленческого инструментария методологии управления стратегической устойчивостью предприятия с учетом динамики потребительского поведения.

Недостаточная разработанность указанной проблемы определила выбор темы, цели, объекта, предмета и задач диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Исследование выбранной темы диссертации опиралось на значительное количество научных трудов отечественных и зарубежных специалистов, посвященных анализу стратегической устойчивости предприятий. Особенно существенный вклад в углубление теоретических представлений и осмысление практики использования стратегической устойчивости предприятий внесли научные труды таких ученых, как А. Н. Аверин, B.C. Балабанов, В. И. Бобков, С.П. Бара-ненко, JI.A. Булочникова, К. А. Багриновский, В. В. Бандурин, Ф.Ф. Безду-нов, М. А. Бедников, C.B. Валдайцев, H.A. Волгин, Л. П. Владимирова, Е. Ш. Гонтмахер, H.A. Горелов, Н. К. Кульбовская, Ю. Г. Одегов, A.A. По-роховский, Б. В. Рактиский, JI.C. Ржаницина, Н. М. Римашевская, В. Д. Роик, В. М. Рутгайзер, Г. Э. Слезингер, Н. П. Сорокина, К. А. Хубиева, Ф.И. Шам-халов, Ф. И. Шарков, В. В. Шеметов и другие. Значительный вклад в разработку современных подходов обеспечения стратегической устойчивости предприятий внесли также зарубежные ученые, такие как: И. Ансофф, Т. Бернс, С. Бир, П. Дойль, П. Друкер, Д. Клиланд, Ф. Котлер, Е. Лоулер, С. Майерс, М. Портер, М. Питере, М. Мексон, Д. Норд, А.Дж. Стрикленд, Дж.

Стиглиц, А. Томпсон, Ф. Хайек, Р. Хезрич, А. Хоскинг, Й. Шумпетер, Я. Эрхард и многие другие.

Их глубокие оценки, научные взгляды, идеи и подходы к изучению стратегической устойчивости предприятий представляют ценное научное наследие, которое служит теоретико-методологической основой изучения сложных процессов развития постиндустриального общества, разработки стратегии возрождения России как высокоразвитой мировой державы.

Однако большая часть работ по этой тематике посвящена разработке методологии обеспечения финансовой устойчивости или же маркетинговым аспектам деятельности предприятия и его сбытовой сферы.

Различные теоретические и практические подходы к процессу формирования механизма потребительского поведения отражены в работах таких отечественных ученых, как И. В. Алешина, В. В. Бакаева, A.B. Боярши-нов, Е. П. Голубков, Д. Е. Горелик, М. А. Добровидова, Г. Т. Журавлева, Ю. И. Зефирова, А. И. Ковалев, С. А. Мамонтов, М. В. Могилевич, A.B. Наумова, В. Р. Патрусевич, В. В. Салий, И. П. Широченская, A.B. Цысарь и др.

В настоящее время все еще недостаточно раскрыты проблемы влияния уровня удовлетворенности потребителей и механизмов управления потребительским поведением на обеспечение стратегической устойчивости промышленных предприятий. Недостаточно освещены особенности современных управленческих решений по разработке и реализации стратегии предприятий, нет полного понимания необходимых условий и механизмов создания благоприятной потребительской среды для развития предприятий. Актуальность и острота проблем потребительского поведения, а также неполная ясность в макрои микроэкономических системах, влияющих на стратегическую устойчивость предприятий на современном этапе в условиях динамичной внешней среды, порождающих возникновение разного уровня кризисных явлений, предопределили тему диссертации.

Отмечая безусловную ценность научного вклада отечественных и зарубежных исследователей в изучение вопросов обеспечения стратегической устойчивости предприятий с учетом динамики потребительского поведения, следует отметить, что имеется целый комплекс неизученных проблем теоретического и методологического характера, связанных с определением основных положений и факторов, влияющих на обеспечение устойчивого развития предприятий, с отсутствием концептуальных положений, соединяющих различные методы, механизмы и инструменты обеспечения устойчивого развития предприятий в единую целостную систему.

В трудах отечественных ученых-экономистов отсутствует единство в подходах к обеспечению стратегического развития промышленных предприятий. Предлагаемые методы обеспечения устойчивого развития не позволяют осуществить комплексное управление состоянием предприятии при возникновении кризисных явлений в экономике. Необходимость формирования целостного научно обоснованного подхода к обеспечению устойчивого развития промышленных предприятий при их взаимодействии с динамично изменяющейся предпринимательской средой не нашла отражения в экономической литературе и практических исследованиях, что предопределило цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — обоснование концепции и развитие методологии формирования механизма управления потребительским поведением как фактора обеспечения стратегической устойчивости предприятия в условиях возрастания сложности, динамичности и неопределенности изменений внешней конкурентной среды.

Для достижения указанной цели исследования автором поставлены следующие задачи:

• выявить и раскрыть природу механизма потребительского поведения, влияющего на стратегическую устойчивость предприятия в условиях нестабильной экономической среды;

• определить специфику формирования механизма потребительского поведения в условиях кризисных явлений экономики;

• раскрыть принципы управления стратегической устойчивостью предприятия, а также уточнить процессы образования потребительских ценностей и получения экономического эффекта, лежащие в основе формирования механизма потребительского поведения;

• разработать концептуальные положения по обеспечению устойчивого развития предприятия в условиях нестабильной предпринимательской среды с учетом долгосрочного потребительского поведения;

• показать современные тенденции и направления формирования механизма потребительского поведения в современных российских условиях, на основе которых сформулировать методологический подход к управлению потребительским поведением с целью обеспечения стратегической устойчивости предприятия в условиях динамичной внешней и внутренней среды;

• разработать методику формирования стратегической устойчивости предприятия с учетом влияния на нее факторов потребительского поведения;

• разработать механизм планирования и прогнозирования влияния потребительского поведения на устойчивость предприятия и оценить практическую возможность его использования;

• выявить основные проблемы в формировании механизма потребительского поведения и его использования в разработке стратегии предприятия, а также обосновать приоритетные виды деятельности и перспективные направления для обеспечения стратегической устойчивости предприятия;

• разработать методы комплексного анализа основных показателей управления стратегической устойчивостью предприятия, позволяющих целенаправленно осуществлять выбор наиболее эффективных альтернативных решений по всем видам экономической деятельности предприятия с учетом долгосрочного потребительского поведения.

В качестве главной цели устойчивого развития предприятия выдвигается формирование механизма долгосрочного поведения потребителей. Это позволяет рассматривать стратегическую устойчивость предприятия с точки зрения уровня и качества удовлетворения потребностей внешней среды.

Восстановить экономический рост российской промышленности представляется возможным на основе целевого перехода потребительского спроса в инвестиционный. При реализации указанной цели только потребители будут определять направленность развития стратегии предприятия. Это предполагает возможность формирования на предприятиях необходимых организационно-экономических условий, позволяющих каждому предприятию оптимально действовать в динамичной внешней среде. Такие организационно-экономические условия должны предусматривать совокупность необходимых рыночных методов в управлении предприятием, которые должны реализовать главную цель — его устойчивое развитие. Достижение такой цели позволит удовлетворить не только оперативные потребности, но и сформировать будущие потребности с учетом изменчивости внешней среды.

При анализе предприятия с точки зрения обеспечения устойчивости его функционирования во внешней среде, выделяются три основные подсистемы, определяющие и формирующие уровень стратегической устойчивости предприятия на рынках производителей:

• производственно-маркетинговая подсистема;

• особенности функционирования предприятия в рыночной среде — рыночная подсистема;

• подсистема государственного регулирования.

Таким образом, в условиях динамичной внешней среды, обостряющейся конкуренции, менеджмент предприятия должен не только планировать и анализировать текущую производственно-хозяйственную деятельность, но и анализировать и прогнозировать положение предприятий на рынке потребителей, поставщиков и производителей.

Существует объективная необходимость обеспечения стратегической устойчивости предприятия на основе управления поведением потребителей. Если менеджменту предприятия удается сформировать внутреннюю и внешнюю систему управления потребительским поведением, реализующую экономическую и организационную стратегию, то возникают необходимые и достаточные предпосылки для реализации долгосрочного устойчивого развития предприятия.

Сложность современного управления предполагает необходимость планирования управляющих воздействий на большее число социально-экономических факторов. Для реализации данного положения необходимо создание информационной базы о динамике показателей, характеризующих состояние рынка. На основе полученной информации можно составить прогноз потребительского поведения, а значит, и разработать стратегию устойчивого развития промышленного предприятия.

Объектом исследования определена стратегическая устойчивость предприятия.

Предметом исследования являются экономические отношения, влияющие на процессы формирования механизма долгосрочного потребительского поведения, необходимого для обеспечения стратегической устойчивости предприятия в условиях изменения внешней среды.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретической базой исследования являются труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные проблеме стратегической устойчивости предприятий и исследованию потребительского поведения, данные исследовательских центровматериалы научных конференций в области стратегического планирования и стратегического маркетинга. Теоретическую основу диссертации составили положения экономической теории, стратегического менеджмента, стратегического планирования.

Методологической базой исследования послужили общенаучные принципы системного подхода методы ситуационного и сравнительного анализа, методы финансового, экономического, статистического анализа.

Эмпирической базой исследования являются репрезентативная информационная база, количественные методы исследования. Результаты исследования основываются на использовании статистических данных Федерального агентства государственной статистики, отраслевой статистики, информации периодических изданий, ресурсов глобальной информационной сети Интернет, материалов обследований независимых аналитических организаций и собственных прикладных исследований.

Научная новизна диссертации состоит в методологическом обосновании управления механизмом потребительского поведения как доминирующего фактора обеспечения эффективной деятельности предприятия, его стратегической устойчивости и разработке научно-практических рекомендаций.

Наиболее значимые положения научной новизны, принадлежащие автору и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1) обоснован авторский подход к определению сущности формирования механизма потребительского поведения, оказывающего непосредственное воздействие на стратегическую устойчивость предприятий в условиях динамики внешней и внутренней среды. Уточнено понятие «потребительское поведение» и выполнена классификация его видоввыявлены основные тенденции и проблемы потребительского поведения в Россиидано его авторское определение, показана его связь с развитием предприятия и обеспечением его стратегической устойчивости;

2) выполнена оценка существующих видов потребительского поведения в условиях кризисных явлений экономики, инструментария его исследования, что позволило выявить особенности современного этапа развития управления предприятиемразработана методика классификации потребительского поведения, базирующаяся на изучении существующих подходов к классификации поведения, выделению и описанию основных групп признаков классификации (детерминированные, логические, структурные, вероятностные), что позволило сформировать модель структурной матрицы классификации потребительского поведения в целях разработки стратегии устойчивости предприятия;

3) предложена система управления стратегической устойчивостью предприятия, отличительными признаками которой являются финансовая, инвестиционная и организационная стратегии, базирующиеся на диагностике, анализе и прогнозировании развития структуры предприятий с учетом образования потребительских ценностей;

4) разработана концепция обеспечения устойчивого развития предприятий в условиях нестабильной предпринимательской среды, обоснован подход к управлению промышленным предприятием, рассматривающий механизм потребительского поведения как важнейшее условие формирования стратегической устойчивости предприятия;

5) предложена методика исследования стратегической устойчивости промышленного предприятия с учетом долгосрочного потребительского поведения. Предложены и использованы в ходе анализа отечественных предприятий показатели, формирующие методическую основу потребительского поведения: источник потребительского поведения и коэффициент весомости бренда в капитализациипричины относительно низкой мотивации потребителей товаров и услуг отечественных предприятийна основе анализа существующих методов оценки нематериальных активов и методик оценки капитала бренда обоснована необходимость использования в обеспечении стратегической устойчивости предприятия;

6) проанализированы тенденции и направления развития потребительского поведения в современных российских условиях, на основе которых сформулирован методологический подход к управлению потребительским поведением с целью обеспечения стратегической устойчивости предприятий в условиях динамичной внешней среды. Показана особая роль нематериальных активов в оценке потребительского поведения и консервативный характер существующего подхода к учету нематериальных активовпредложено рассматривать в качестве нематериального актива поведенческую потребительскую стратегию, формирующую рыночные преимущества предприятийобоснована ключевая роль коммуникации с потребителем в процессе создания бренда, имиджа предприятий и товаров, интегрирующих мотивы потребителей и целенаправленное потребительское поведение различных уровней;

7) разработана методика формирования стратегии устойчивости предприятия на основе критериев оценки степени влияния на нее потребительского поведения. Проведена классификация потребительского поведения, отличающаяся от имеющейся широким набором признаков и большей детализацией, что обеспечивает лучшую дифференциацию и более высокую эффективность управления. В качестве одного из критериев классификации предложена структура потребностей, позволяющая унифицировать процедуры оценки и измерения устойчивости предприятия с использованием социально-психологических и экспертных методов;

8) разработан инструментарий стратегического планирования для прогнозирования степени влияния потребительского поведения на стратегическую устойчивость предприятия, в основе которого лежит алгоритм формирования и реализации концепции информационной системы изучения потребительского поведения, предложена методика выбора приоритетных направлений деятельности менеджмента предприятия;

9) выявлены основные проблемы, сдерживающие учет и анализ потребительского поведения при разработке стратегии предприятия, выделены приоритетные виды деятельности и предложены перспективные направления для повышения эффективности управления;

10) разработаны методы комплексного анализа основных показателей управления стратегической устойчивостью предприятия, позволяющие целенаправленно осуществлять выбор наиболее эффективных решений всех видов экономической деятельности предприятия с учетом долгосрочного потребительского поведения;

11) выявлены необходимые организационные условия обеспечения стратегической устойчивости промышленного предприятия, главные из которых: наличие и эффективное использование инновационного потенциаладиверсифицируемость товаров и услугучет и формирование целенаправленного потребительского поведения.

Научная гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении, что основой обеспечения устойчивого развития промышленного предприятия являются предупреждение и нейтрализация последствий кризисных явлений в его экономике. Однако кризисные явления возникают в деятельности предпринимательских структур под влиянием внешних и внутренних угроз, при этом их масштабы определяют степень развития кризиса.

Исходя из этого, объективной необходимостью обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур является управление процессом возникновения кризисных явлений в экономике промышленных предприятий с целью минимизации их негативного последствия, которое возможно на основе мониторинга потребительского поведения.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что в работе рассмотрен круг вопросов, недостаточно исследованных в отечественной науке и представляющих научно-практическую значимость. В диссертации решены проблемы, позволившие разработать теоретико-методологическую концепцию механизма потребительского поведения и реальной практической эффективности ее использования в стратегическом управлении предприятием и повышении эффективности управления его стратегической устойчивостью. Практическое использование рекомендаций диссертационного исследования позволит менеджменту предприятия использовать изучение потребительского поведения для целенаправленного повышения эффективности управления и роста конкурентоспособности, что особенно важно в современных условиях.

Предложенное теоретическое решение повышения стратегической устойчивости предприятий углубляет содержание методов обеспечения их устойчивого развития и моделирования рисковых событий в условиях изменений внешней среды.

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в возможности: осуществления систематизации информационного материалов по устойчивому развитию промышленных предприятийоптимизации распределения финансовых средствуправления изменениями внутри организаций, оперативного реагирования на постоянно изменяющиеся внешние условия с учетом потребительского поведениямоделирования предполагаемых рисков и оценки их влияния на устойчивость, выработки соответствующих механизмов их недопущения.

Применение разработанной методологии на практике может способствовать формированию объективной оценки стратегической устойчивости промышленных предприятий с учетом динамики потребительского поведения, моделированию возможных рисков, созданию эффективных управленческих структур, обладающих высокой устойчивостью и стабильностью, что является решением важной экономической проблемы.

В соответствии с Паспортом ВАК РФ и формулой специальности 08.00.05 «15 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — промышленность)», содержащим, в том числе, и научное обоснование основ устойчивости промышленных предприятий, в диссертационном исследовании:

— в соответствии с п. 15.1 — предложены методы по совершенствованию механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными предприятиями, по формированию долгосрочного потребительского поведения;

— в соответствии с п. 15.2 — выделены основные направления создания механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий на основе формирования потребительского поведения;

— согласно п. 15.13, определены научные основы, методы формирования стратегической устойчивости промышленных предприятий, предложены принципы реализации стратегий менеджмента предприятий, адаптированные к требованиям устойчивости организаций и нивелирования негативных последствий финансового и экономического кризиса на основе создания механизмов потребительского поведения;

— следуя п. 15.15, предложены стратегические ориентиры и тактические мероприятия по анализу и формированию механизмов потребительского поведения.

Апробация результатов исследования. Разработанные автором принципы и методы формирования механизма потребительского поведения и его учета в разработке и обеспечения стратегии устойчивости предприятия прошли практическую апробацию и были внедрены на ряде предпринимательских структур:

• в Научно-производственном предприятии «СПЕЦАВИА»;

• в ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес»;

• в ООО «Дмитровские электросети»;

• в учебном процессе Российской Академии предпринимательства при подготовке курса лекций «Антикризисное управление», «Финансовый менеджмент»;

• в учебном процессе Московского государственного университета путей сообщения при разработке курсов лекций «Теория организации», «Менеджмент финансово-промышленных групп».

Основные теоретические положения и результаты, выводы и рекомендации работы обсуждались на заседаниях кафедры «Менеджмент организации» Российской Академии предпринимательства (РАП), докладывались на: III Международном научно-практическом семинаре «Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления» в Московскиом государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) — на IX Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва), на III Международной межвузовской научно-практической конференции (Москва, Российская Академия предпринимательства), на IV Международной межвузовской научно-практической конференции (Москва, Российская Академия предпринимательства), на V Международной межвузовской научно-практической конференции (Москва, Российская Академия предпринимательства).

По теме диссертации автором опубликовано 43 научные работы объемом более 98,0 п.л., в том числе: 3 монографии, 6 учебных пособий, 34 научные статьи, из них 14 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и логика диссертационной работы определена исходя из предмета исследования и построена в соответствии с целью и содержанием исследовательских задач. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка литературы.

5.4. Выводы по главе.

Для эффективного достижения целей предприятия его необходимо сконструировать таким образом, чтобы во всем диапазоне воздействий внешней среды, характеризующихся скоростью развития и интенсивностью, все подсистемы предприятия выполняли свои функции регламентированным образом, а коллективно вносимые помехи минимально искажали реакцию системы по сравнению с оптимальным решением задачи управления. Для этого система управления должна соответствовать определенным требованиям:

1) наличие информационной обеспеченности процесса управления;

2) допустимая продолжительность цикла управления;

3) защищенность управленческих структур от негативного воздействия внешних и внутренних возмущений;

4) ограниченность допустимой величиной вероятности нарушения цикла управления во всем диапазоне условий функционирования системы;

5) способность системы к выполнению своих функций во всем диапазоне внешних условий, и более широко — общая живучесть системы;

6) структура системы управления должна обеспечивать потенциал стратегической устойчивости к различным помехам внешней и внутренней окружающей среды, минимизируя их негативное влияние в точках воздействия на систему и препятствуя развитию отрицательных синергетических эффектов при возможных распространениях на другие компоненты системы;

7) допустимая стоимость системы, включая расходы на создание и функционирование;

8) соблюдение специальных требований в зависимости от ее назначения.

Деятельность современных конкурентоспособных предприятий, обладающих значительным запасом стратегической устойчивости, строится на базе открытости и социальной ориентированности. Каждый субъект рыночных отношений самостоятельно решает вопросы не только своей внутренней организации (микроуровень деловой культуры), но и своих связей с внешней средой (макроуровень деловой культуры). От успеха их решения зависит эффективность бизнеса. Движение предприятия к здоровым правилам конкретного бизнеса определяют в значительной степени три характеристики: ориентация во времени (длинный или короткий горизонт бизнеса) — его ликвидность (насколько легко он может быть перемещен или свернут, а активы обращены в денежную форму) — представление о цене деловой репутации, сложившееся в бизнес-кругах на личностном и групповом уровне, а также в общественном сознании. Различное сочетание этих параметров может либо ориентировать на этический бизнес, либо провоцировать нарушение этических норм.

Важную роль в обеспечении инновационной устойчивости предприятия играет инновационная инфраструктура, которая определяется как комплекс предприятий, организаций и учреждений, разрабатывающих и производящих научную и научно-техническую продукцию, содействующих эффективному функционированию инновационного рынка, выполняющих работы и оказывающих услуги, связанные с планированием и реализацией инновационного процесса, производством и обменом инновационной продукцией.

Необходимость формирования структуры стабильных потребителей, а также создание эффективной системы управления предприятием, способной работать в состоянии нестабильной внешней среды, характерной для экономических кризисов, являются потенциальной основой для достижения предприятием устойчивого положения в конкурентной среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании рассматривается проблема стратегической устойчивости предприятия на долгосрочном интервале и определяются необходимые условия, которым должны отвечать предприятие и управление им, чтобы достичь состояния устойчивого развития. Эти условия затрагивают производственную и сбытовую деятельность предприятия, его финансовую и инновационную активность, совершенствование структуры организации и форм ее управления, направленных на удовлетворение потребностей внешней среды.

Стратегическая устойчивость промышленного предприятия определяется как результат его потенциалов формировать, совершенствовать и сохранять в длительный промежуток времени конкурентное преимущества на рынках потребителей в условиях ускорения научно-технического прогресса и нарастающих проблем с природными ресурсами, а также антропогенного воздействия на экологию. Предпосылкой к достижению стратегической устойчивости является конкурентоспособность предприятия, которая определяется как комплексный потенциал, который включает:

1) способность объективно оценивать ожидания целевой группы потребителей и анализировать тенденции ее поведения на достаточную глубину;

2) умение добиваться в производстве, результатов отвечающих ожиданиям потребителей в отношении цены и качества товара;

3) проведение эффективной текущей маркетинговой политики, включая позиционирование товара на рынке, оптимизирующей объем продаж и снижающую расходы по сбыту;

4) потенциал к понижению затрат по обеспечению основными факторами производственного процесса — (капитала, рабочей силы, сырья и ресурсов, материалов и т. п.) на единицу выпускаемой продукции;

5) потенциал к формированию и сохранению технологического превосходства над отраслевыми конкурентами, что вызывает необходимость совершенствования используемых технологийчто также может относится процессам производства, сбыта, управления и др.;

6) потенциал эффективного планирования, организации и внедрения эффективных стратегий во всех сферах управления предприятием (активами, производством и маркетингом) на основе использования инноваций;

7) формирование и совершенствования кадрового потенциала на исполнительском и управленческом уровнях.

Реализация потенциала на длительном временном периоде дает предприятию конкретные ключевые преимущества перед конкурентами на основе повышения его рыночной стоимости, увеличения стратегической устойчивости к различным угрозам внешней окружающей среды, в том числе и атаки конкурентов, укрепляет деловую репутацию. Все это увеличивает конкурентные преимущества предприятия и уменьшает расходы на финансовых, сырьевых и других рынках, что не может не отражается на снижении цены продукции и уровня полученной прибыли. В результате предприятие достигает и длительное время удерживает значения показателей эффективности выше среднеотраслевых, что создает кумулятивный эффект, еще более укрепляющий положение предприятия на рынке. Такой подход согласуется с концепцией управления предприятием, направленным на максимизацию его стоимости, когда любое управленческое решение принимается с учетом его последствий для рыночной стоимости предприятия на больших временных периодах.

Показана роль стратегического и тактического управления, а также ключевых ресурсов и ключевых компетенций в достижении долгосрочных целей предприятия. Дана методика выбора стратегических целей предприятия,.

Дана классификация стратегических ошибок, ведущих к утрате устойчивости предприятия.

Показана положительная роль системных отраслевых кризисов как обновляющей силы, расчищающей дорогу инновационным технологиям в производстве, маркетинге, управлении и вспомогательной деятельности, и выводящей наверх отраслевой иерархии новых хозяйственных субъектов.

Особое значение для управления стратегической устойчивостью имеет своевременность и точность обратных реакций менеджмента на динамику внешней среды. Для адекватного реагирования на динамику внешней среды менеджмент предприятия должен быстро собрать информацию, обработать ее, мобилизовать достаточные ресурсы и на их основе реализовать тактическое управление. При этом управленческие реакции предприятия на непрогнозируемые события должны «проявляться быстрее, чем будут нанесены ущербы оперативной деятельности или ресурсам предприятия. Проанализировано поведение предприятия во внешней среде с различными по частоте, интенсивности и скорости развития процессами, требующими реакции предприятия для сохранения стратегической устойчивости: от редких и плавных изменениях внешней среды, когда предприятие имеет возможность заметить и подготовиться к наступлению каждого процесса, до частых и быстрых изменений, когда предприятие не успевает ни полностью идентифицировать внешние процессы, ни адекватно среагировать на них (случай турбулентной внешней среды).

По мере повышения динамики внешней среды возрастает необходимость в точности и своевременности управленческих воздействий. Выживание предприятия в этих условиях зависит и от запаса стратегической устойчивости, заключающегося в комбинации ключевых компетенций предприятия, учета и активного формирования потребительского поведения, разработки эффективных инструментов и механизмов способных динамично реагировать на изменение внешних и внутренних факторов.

В диссертации разработан метод ранжирования внешних событий по актуальности и значимости их последствий для предприятия. Предложенный метод ранжирования возможностей и угроз рекомендуется применять при мониторинге внешней и внутренней среды, динамически распределяя ресурсы и усилия предприятия между целями в зависимости от их приоритетности. Его использование позволяет предприятию оптимизировать реакцию на внешние события, увеличивая запас устойчивости.

Для эффективного достижения целей предприятия его необходимо сконструировать таким образом, чтобы во всем диапазоне воздействий внешней среды, характеризующихся скоростью развития и интенсивностью, все подсистемы предприятия выполняли свои функции регламентированным образом, а коллективно вносимые помехи минимально искажали реакцию системы по сравнению с оптимальным решением задачи управления. Для этого система управления должна отвечать условиям:

1) информационной обеспеченности процесса управления;

2) допустимой продолжительности цикла управления и уровня помех;

3) уровня защиты структур управления от внешних воздействий и помех;

4) ограниченной допустимой величиной вероятности нарушения цикла управления во всем диапазоне условий функционирования системы;

5) способности системы к выполнению своих функций во всем диапазоне внешних условий, и более широко — общей живучести системы;

6) структура системы управления должна обеспечивать запас устойчивости к незначительным воздействиям внешней и внутренней среды, минимизируя их влияние на деятельность предприятия и устраняя отрицательный синергетический эффектов при трансформации на другие подсистемы;

7) оптимизация затрат стоимости системы, включая расходы на ее создание и функционирование;

8) специальных требований в зависимости от ее назначения.

Деятельность современных конкурентоспособных предприятий, обладающих значительным запасом стратегической устойчивости, строится на базе открытости и социальной ориентированности.

При рассмотрении устойчивости любой системы, в том числе и экономической, необходимо учитывать наличие механизмов саморегуляции в качестве которого выступает потребительское поведение. На основе этого формируются процессы адаптации, которые приводят к согласованию спроса и предложения, оптимизации расходов и доходов, в результате чего достигается долгосрочное устойчивое развитие предприятий. Особенно это характерно для российских предприятий в условиях экономического кризиса. Многие предприятия даже в условиях кризиса начинают изучать и формировать потребительское поведение для разработки стратегии развития. Кроме этого, в этих динамичных условиях внешней среды ускоряются объективные процессы диверсификации и реструктуризации производства, предприятия предпринимают попытки в формировании автономной окружающей среды, формируя разнообразные корпоративные структуры — финансово-промышленные группы, концерны, холдинги, соединяя их потенциалы в виде новых организационных форм (союзы, ассоциации и других объединений).

Восстановление экономического роста в условиях глобального экономического кризиса возможно только на основе эффективной трансформации и динамики потребительского спроса (долгосрочного потребительского поведения) в спрос инвестиционный через инновационные составляющие развития предприятия. Стратегия управления реализацией экономического развития будет означать, что конечные потребители будет определять основные направления развития производства товаров и услуг, а значит и стратегию любого предприятия. Эти положения обуславливают объективную необходимость в разработке на промышленных предприятиях эффективных организационно-экономических мероприятий, позволяющих предприятиям наиболее эффективно функционировать в условиях экономического кризиса. Данные организационно-экономические условия и мероприятия, включая целостную совокупность методов управления—предприятием в современных рыночных условиях, могут реализовать эффективное достижение стратегических целей функционирования промышленных предприятий особенно в условиях экономического кризиса. Возможности достижения стратегических целей в таком контексте связано с удовлетворением всего комплекса потребностей рынка по профилю выпускаемой продукции или видов услуг, формирования потребительского поведения с непременным учетом воздействия внешних факторов экономической среды. Необходимость формирования структуры стабильных потребителей, а также создание эффективной системы управления предприятием, способной работать в состоянии нестабильной внешней среды, характерной для экономических кризисов являются потенциальной основой для достижения предприятием устойчивого положения в конкурентной среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.93 г. / Российская газета. 25.12.93 г. № 237.
  2. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 26.11.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009) //Российская газета. 06.08.1998 г. № 148−149.
  3. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (в ред. от 15 апреля 2006 г.).
  4. И. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1. Ст. 1.
  5. Федеральный Закон от 21.07.1997 г. № 123-Ф3 (ред. От 05.08.2000 г.) «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3595.
  6. Федеральный Закон от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» // Собрание законодательства РФ. 04.12.1995 г. № 49. Ст. 4697.
  7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 2 февраля 2006).
  8. Федеральный Закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 08.08.2001 г.) «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ. 21.08.1995. № 34. Ст. 3426.
  9. Федеральный закон от 29 октября 1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. от 26 июля 2006 г.).
  10. Федеральный закон от 23 июня 1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (вред, от2 февраля2006 г.).
  11. Федеральный закон от 11 ноября 2003 № 138-Ф3 «О лотереях» (в ред. от 2 февраля 2006 г.).
  12. Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (в ред. от 22 марта 2005 г.).
  13. Указ Президента РФ от 22.07.98 № 863 «О государственной политике по вовлечению результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».
  14. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 27 марта 2006 .
  15. А.Н., Кулькин A.M. Научные и технологические парки. М.: ИНИОНРАН, 1992.
  16. Е.С., Воронцова О. Н., Гаврилко H.H. Мировая экономика и международные экономические отношения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  17. И.Л. Маркетинг: учеб. для студентов вузов. 3-е изд. -Минск: Высшая школа, 2004.
  18. В.А. Маркетинг: Краткий курс: учеб. пособие для студентов вузов. — 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
  19. М.М. Планирование деятельности фирмы: учебно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005.
  20. В.В. Корпоративный менеджмент в современных экономических отношениях / науч. ред. Балабанов В. С- Рос. акад. предпринимательства. -М.: Экономика, 2003.
  21. И. Стратегическое управление. -М.: Экономика, 1989.
  22. В.М., Дагаев A.A. Инновационный менеджмент: Концепции многоуровневых стратегий и механизмы инновационного развития: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Дело, 2006.
  23. О.В. Управление качеством. -М.: Инфра-М, 2007.
  24. В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  25. B.C., Лясников Н. В., Шеметов B.C. Исследование систем управления. -М.: РАП, 2003.
  26. A.B. Управление деятельностью корпораций в России: Дис.. докт. экон. наук. — М.: РАП, 2001.
  27. В.П. Управление знаниями в инновационной сфере. М.: Благовест-В, 2007.
  28. В.А. Бизнес-планирование. М., 2003.
  29. Барроу К, Барроу П., Браун Р. Бизнес-планирование: полное руководство. -М.: ФАИР-Пресс, 2003.
  30. НИ. Технология безопасности бизнеса: введение в конкурентную разведку: учебно-практическое пособие. М.: Юристъ, 2002.
  31. С.П., Шеметов В. В. Стратегическая устойчивость предприятия. М., 2004.
  32. В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: учеб. для студентов вузов. М.: КноРус, 2005.
  33. Т.Е., Березкина O.A. Основы маркетинга: практикум. М.: Высшая школа, 2006.
  34. И .Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М., 2001.
  35. A.A. Масштабы превыше всего, или Новая волна слияний в мировой экономике. М.: Международные отношения, 2001.
  36. И. В., Васильева Э. К. Стратегическое планирование и контроллинг. СПб.: Питер, 2006.
  37. В. П., Ломакин А. Л., Морошкин В. А. Бизнес-план фирмы. — М.: Инфра-М, 2007.
  38. М. Избранные произведения. — М., 1990.
  39. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: Справочник. — М.: Статистика, 1999
  40. В.Р. Основы менеджмента. М.: ГНОМ-Пресс, Элит-2000, 2001.
  41. О.С. Стратегическое управление. — М.: Экономисть, 2008.
  42. В.В., Огай O.A., Нефедов Ю. В. Операционный менеджмент. -М: Маркет ДС, 2007.
  43. Вяткш В. Н, Вяткш КВ., Гамза В. А., Екатеринославский Ю. Ю., Хэмптон Дж.Дж. Риск-менеджмент: учебник. М., 2003.
  44. В.А., Екатеринославский Ю. Ю. Рисковый спектр коммерческих организаций. -М.: Экономика, 2003.
  45. А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление. М.: Омега-Л, 2008.
  46. И. Н. Менеджмент: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2009.
  47. Генри Минцберг, Джеймс Брайан Куинн, Сумантра Гошал. Стратегический процесс. — М.: Издательский Дом «Равновесие», 2004.
  48. В.Н., Максимцов М. М., Малышев Н. И. Стратегический менеджмент. Практикум. -М.: Вузовский учебник, 2008.58. Гибсон Д. Л., Иванцевич Д., Донелли Д.Х.-мл. Организации. Поведение. Структура. Процессы. -М.: ИНФРА-М, 2000.
  49. А.М. Маркетинг: учеб. для студентов вузов. 3-е изд., 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
  50. Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций. -М.: КноРус, 2009.
  51. В.Я., Чернышев Б. Н. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. — 2-е изд., перераб., доп. М.: Изд. «Вузовский учебник», 2007.
  52. В.Я., Швандира В. А. Экономика предприятия: учебник для вузов. изд. 5-е, перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  53. А.Г. Антикризисный менеджмент. — М.: ЭКСМО, 1999.
  54. A.A. Система ценообразования и финансов, пути их совершенствования. -М.: НИИ по ценообразованию, 2004.
  55. В.Е. Организационная структура российских ФПГ: состояние и перспективы. Развитие корпоративных форм хозяйствования в России. — М.: МАЦ, 1997.
  56. A.A., ИвановА Н.И. Инновационная экономика. — М.: Наука, 2001.
  57. К. Отбор и найм персонала:технологии тестирования и оценки. -М.: Вершина, 2009.
  58. И.И., Маховикова Г. А. Стратегическое планирование. -М.: Вектор, 2006.
  59. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М.: Экономика, 2002.
  60. Дэвид Коллис, Синтия Монтгомери. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход. -М.: Олимп-Бизнес, 2007.
  61. Дэвид Кэмпбел, Джордж Стоунхаус, Билл Хьюстон. Стратегический менеджмент. Издательство: Проспект, 2003
  62. Р.Т. Деловая этика: В 2-х т. СПб.: Экономическая школа- М.: Прогресс, 2001.
  63. А.П. Основы менеджмента: учебник для вузов. — М.: Издательство «Нимб», 2008.
  64. Г. Г. Управление кадрами на предприятии. М., 2005.
  65. Ю.Ю. Основы создания конкурентной техники и выработки конкурентной стратегии. — М.: МЭИ, 2006.
  66. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: учебник. -.2-е. изд., перераб. и доп. -М.: Проспект- ТК Велби, 2007.
  67. А. Б., Картышев С. В., Постников A.B. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
  68. С.Д. Инновационный менеджмент. — М.: Банки и биржи, 2002.
  69. Г. Б., Чуев И. Н., Матросова О. В. Стратегический менеджмент. -М.: Феникс, 2007.
  70. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  71. М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. -М.: Высшая Школа Экономики, 2000.
  72. А.Я. Управление персоналом организации. — М.: ГАУ, 2006.
  73. У., Кипланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М., 1982.
  74. Клайв Ридинг. Стратегическое бизнес-планирование. М.: Баланс Бизнес Букс, 2005.
  75. A.A., Омельченко И. Н., Орлов А. И. Менеджмент высоких технологий. -М.: Экзамен, 2008.
  76. Т. Стратегия и структура японских предприятий. — М.: Прогресс, 1987.
  77. Е.В., Новиков Д. А. Модели и методы оперативного управления проектами. М.: ИПУ РАН, 2004.
  78. В.И. Теория управления. -М.: Юнити-Дана, 2009.
  79. Ф. Маркетинг. Менеджмент: Экспресс-куре: пер. с англ. -СПб.: Питер, 2001- 2003.
  80. Т., Коллер Т., Мурин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. -М.: Олимп-Бизнес, 1999.
  81. К. Корпоративная стратегия: управление пакетом видов бизнеса: Курс МВА по стратегическому менеджменту / ред. Фаэй Л., Рэнделл Р. М.: Альпина Паблишер, 2002.
  82. И. Бизнес в Интернет. М.: МикроАрт, 2002.
  83. Н.Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент. М.: Высшее образование, 2008.
  84. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций: учеб. пособия для студ. вузов. М.: ЮНИТИ-Дана, 2004.
  85. Р.В. Государственное регулирование национальной экономики. -М.: Приор-издат, 2007.
  86. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. — М.: Экономика, 2000.
  87. A.B. Конкурентоспособность и стратегическая устойчивость промышленного предприятия: Канд. дисс. — М., 2003.
  88. Ландау Л. Д, Лившиц ЕМ. Статистическая физика. -М., 1972.
  89. М. Маркетинг. XXI век: учеб. практ. пособие для вузов: пер. с англ. — М.: Проспект, 2006.
  90. Лисин Б. К Стратегический курс инноваций. М.: ИПЦ Глобус, 2000.
  91. Н.И., Макарова Т. Н. Поведение потребителей: учебник. -М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
  92. Н.В. Стратегическая устойчивость в корпоративном управлении. М.: АП «Наука и образование», 2002.
  93. В.Г. Культура предпринимательства. М.: ИНФРА-М, 2002.
  94. Т.Д. и др. Маркетинг: учеб. для студентов СПб. гос. инж.-экон. ун-т.-2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005.
  95. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге И. Г. Управление проектами (Учебное пособие) -4-е изд. М.: Омега, 2005.
  96. Д., Бансал В. Финансовая инженерия. М.: ИНФРА-М, 1998.
  97. Л.М. Инфоком-менеджмент. М.: Логос- Университетская лавка, 2007.
  98. .С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. М.: ACADEMIA, 2003.
  99. Н.В. Экономическая безопасность предприятия. -М., 1999.
  100. May В. Экономическая реформа: сквозь призму конституции и политики. М., 1999.
  101. О.М. Поведение потребителей: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
  102. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000.
  103. Л., Грегг Т. Генетика популяций и эволюция. М.: Мир, 1972.
  104. .З. Теория организации: учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.
  105. Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства. -М.: Новый век, 2001.
  106. Е.Н., Сероштан М.В Управление качеством. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009.
  107. А.Г. Транснационализация в мировой экономике: учебное пособие. -М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001.
  108. В.И. Исследование систем управления. М.: Экзамен, 2002.
  109. Невилл Лейк. Практикум по стратегическому планированию. М.: Поколение, 2006.
  110. Д.А., Иващеико A.A. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. М.: ЛЕНАНД, 2006.
  111. Д. Принятие инвестиционных решений. — М.: ЮНИТИ, 1997.
  112. Нортон Пейли. Успешный бизнес-план. От стратегических целей к плану действий на один год. М.: ЭКСМО, 2007.
  113. М.Н. Основы современного менеджмента. — М.: Компания спутник, 2008.
  114. A.B. Моделирование в исследовании систем управления. -М.: Юнити-Дана, 2003.
  115. Е.В. Производственное предпринимательство в России: Оценка эффективности. -М.: Экономика, 2002.
  116. С.А., Селезнев В. А., Тихомирова Н. В. Корпоративный менеджмент. -М.: Дашков и Ко, 2008.
  117. О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М.: Прогресс, 1986
  118. A.B. Разработка бизнес-плана. — М.: Альянс-Пресс, 2007.
  119. А.П. Маркетинг: учеб. / Гильдия маркетологов. 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2005.
  120. И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. -М., 2002.
  121. А.Н. Стратегический менеджмент. — М.: Питер, 2008.
  122. С.Э., Тарасевич Л. Г. Международный менеджмент. М.: Питер, 2008.
  123. H.H., Татарский Е. Л. Основы маркетинга: учеб.-метод. пособие / Моек, гос. соц. ун-т.-3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
  124. Пол Тиффани, Стивен Петерсон. Бизнес-планы для «чайников». М.: Юнити-Дана, 2006.
  125. В., Ляпунов С., Касаткин А. Бизнес-планирование: анализ ошибок и рисков. М., 2003.
  126. В.Н., Касьянов B.C., Савченко И. П. Системный анализ в менеджменте. -М.: КноРус, 2008.
  127. В. М., Ляпунов С. И., Млодик С. Г., Зверев А. А. Сборник бизнес-планов с рекомендациями и комментариями. -М.: КноРус, 2006.
  128. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993.
  129. М. Конкуренция. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2000.
  130. Н.Ю. Холдинговые отношения: теоретические и методические аспекты. -М.: Высшее образование и наука, 2003.
  131. A.C. Нечеткие модели и методы в менеджменте. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008
  132. Редхед К, Хъюз С. Управление финансовыми рисками. М.: ИНФРА-М, 1996.
  133. В.Б. Разработка управленческого решения: учеб. пособие. -М.: Юнити-Дана, 2000.
  134. А.И., Стрейко В. Т., Б.Г. Збышко. Экономика труда: учебник для вузов / под ред. проф. А. И. Рофе. — М.: Издательство «МИК», 2005.
  135. Р. Своя разведка: практическое пособие. — Мн.: Харвест, 1998.
  136. Роберт Каплан, Дейвид Нортон. Стратегическое единство. Создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей. М.: ИД «Вильяме», 2006.
  137. Ф.М. Менеджмент. М., 1998.
  138. Г. Менеджмент в организациях. М.: Экономика, 1995.
  139. Н. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М.: Вершина, 2008.
  140. Т.К., Шленов Ю. В. и др. О государственном регулировании инновационной деятельности в Российской Федерации. — М.: Интерконтакт Наука, 2002.
  141. В.Д. Маркетинг: учеб.-практ. пособие. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  142. А.И. Реструктуризация предприятий: от локальных решений к системному подходу // Проблемы прогнозирования. 2000. № 3.
  143. А. Желтые страницы Интернет в России. — СПб., 1999.
  144. Д. Шагни в будущее. Стратегия в эпоху электронного бизнеса. — М.: Олимп-Бизнес, 2001.
  145. Н.К. Управление малым бизнесом: Руководство для предпринимателей. — М.: Дело, 2006.
  146. Э.А. Разработка управленческих решений. — М.: ЮНИТИ, 2002.
  147. Э.А. Теория организации. -М.: ЮНИТИ, 2002.
  148. В.А. Организационное поведение. М.: Инфра-М, 2008.
  149. В. Современные технологии управления персоналом: учебник. -М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008.
  150. B.C., Токаренко Г. С. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2007.
  151. В.А. Корпоративная культура (теория и практика). СПб.: Питер, 2001.
  152. .В. Маркетинг: учеб. пособие для студентов. М.: Высшая школа, 2005.
  153. АЛ., Лекарев СВ. Безопасность предпринима-тельской деятельности. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  154. О.С. Стратегия эффективного развития фирмы. М.: Экзамен, 2008.
  155. Ф. Основы научного менеджмента. -М.: Прогресс, 1992.
  156. Теория и практика антикризисного управления: учебник для вузов / ред. Беляев С., Кошкин В. М., 1996.
  157. Н.Е., Кожаев Ю. П. Маркетинг: учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Владос, 2003- 2004.
  158. А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии. М., 1998.
  159. A.A. Маркетинг в вопросах и ответах: учеб. пособие. -М.: Проспект, 2005.
  160. К. Ключевые показатели менеджмента: как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании. -М.: Дело, 2000.
  161. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. -М.: Прогресс, 1988
  162. Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). — М.: Экономика, 1996.
  163. М.Ю. Политические риски и их влияние на российскую экономику: Материалы Международной конференции «Риски в российской экономике: анализ, оценка, управление». — М., 14.10.2003 г.
  164. Э.А. Бизнес-план: организация и планирование предпринимательской деятельности. М., 1997.
  165. Э.А. Риск-менеджмент. М., 1998.
  166. Э.А. Этика бизнеса. М.: Зерцало, 1998.
  167. Э.А. и др. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки: по курсу «Маркетинг» / Уткин Э. А., Кочеткова А. И., Юликов Л. И. М.: Финансы и статистика, 1999- 2000- 2002.
  168. Э.А. Маркетинг: учеб. -М.: ЭКМОС, 2003.
  169. Э.А., Бутова Т. В. Маркетинг: Пособие для подгот. к экзамену. -М.: ЭКМОС, 2003.
  170. Н.Г., Федько В. П. Поведение потребителей: учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  171. В.П. и др. Основы маркетинга: учеб. пособие для студентов вузов / Федько В. П., Федько Н. Г., Шапор O.A.- под науч. ред. В. П. Федько. Ростов н/Д: Феникс, 2001- 2005.
  172. A.A., Коленский И.Л.- под. ред. Ю. В. Шленова. Управление инновациями: Основы организации инновационных процессов: учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 2003.
  173. ХейгМ. Основы электронного бизнеса. -М.: ФАИР-Пресс, 2002.
  174. X. Маркетинг: Основы профессионального успеха: учеб. для вузов: пер. с нем. — М.: Инфра-М, 2000.
  175. Дж., Ван. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1997.
  176. И.А. Корпоративное управление. Вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика. -М.: АЛЬПИНА, 2000.
  177. В.Е., КорнееваИ.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1999- 2003- 2005.
  178. Е.В. Исследование систем управления: учебное пособие. -М.: Издательство «Омега-JI», 2008.
  179. А.Г. Теоретико-игровые модели информационного управления. М.: ПМСОФТ, 2004.
  180. У.Ф., Александер ГДж., Бейли Дж. В. Инвестиции. М.: Инфра-М, 1998.
  181. Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. -СПб., 2001.
  182. Ю.Т., Дорофеев, В.Д., Шестопал Н. Ю., Андреева Э. А. Управление качеством. М.: Инфра-М, 2008.
  183. П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М.: Финансы и статистика, 1999.
  184. В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. Теория, методология, практика. М.: Дело, 2007.
  185. И.Г., Смирнов А. И. Экономический анализ работы органов снабжения промышленных предприятий. М., 1998. w
  186. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  187. В.А., Таран В. А. Маркетинг: учеб. для студентов вузов / под ред. В.А. Щегорцова- МГУ им. М. В. Ломоносова, Ин-т переподгот. и повышения квалификации преподавателей гуманит. и соц. наук. — М.: ЮНИТИ, 2005.
  188. Д.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. — СПб., 1999.
  189. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2004.
  190. М.М., Подколзина Е. А., Рябинина А. Ю. Основы теории контрактов: модели и задачи. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  191. Яно С. Японская экономика на пороге XXI века: пер. с японск. / под ред. Алексеева В. В. М.: Прогресс, 1972.
  192. Ackoff R., Vergara Е., Gharajedghi J. A Guide to Controlling Your Corporation’s Future. New York: Wiley, 1984.
  193. Adizes I. Corporate Lifecycles. New Jersey, Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1988.
  194. Aguilar F.J. Managing Corporate Ethics. Learning from American Ethical Companies. How to Supercharge Business Performance. Oxford University Press, New York, 1994.
  195. Ansoff I., Brandenburg R.G. A language for organization design. Pt. 1,2 // Management Science, 17/1971.
  196. Argiris C. Intervention Theory and Method, Reading. MA: Addison-Wesley, 1970.
  197. Argiris C. On Organizational Learning. Oxford: Blackwell, 1992
  198. Benson G.C.S. Business ethics in America. D. C. Heath and Company, New York, 1983.
  199. Bertalanffy L. General Systems Theory. New York, G. Braziller, 1968.
  200. Besis J. Management in banking. John Wiley & Sons. Chichester, England, 1998.
  201. Boulding K. General Systems Theory: The Skeleton of Science. In: Modern Systems Research for the Behavioral Scientist. Chicago. 1968.
  202. Burns T., Stalker G.M. The management of innovation. Oxford: Oxford University Press, 1994.
  203. Burwell H.P. On-line Competitive Intelligence: increase your profits using cyber-intelligence. Arizona, 1999.
  204. Bussler C. B2B Integration. Springer Verlag, 2003.
  205. Cahaner I. Competitive Intelligence. N.Y., 1996.
  206. Campbell A. Vision and Strategy Development. In: Handbook on Management, NY: Pitman, 1995.,
  207. G.R. (ed.) Ecological Models of Organizations. Cambridge (Mass.): Ballinger, 1988.
  208. Code of Federal Regulations. US Government print. Off, Washington, GPO 1996.
  209. Cyert R., March J. Behavioral Theory of the Firm. 2nd edn., New York: Prentice Hall, 1992.
  210. Davidow W., Malone M. The Virtual Corporation. New York, Harper Business, 1993.
  211. Deal T.E., Kennedy A.A. Corporate Cultures. The Rites and Rituals of Corporate Life. Scientific Press, New York, 1982.
  212. Fayol H. General and Administrative Management. London, Pitman. 1916/1947.
  213. Flood R., Komm N. Diversity management: triple-loop learning. Chichester: Wiley, 1996
  214. Fidler F.E. Research on leadership selection and training: one way to the future //Administrative Science Quaterly, 41/1996.
  215. Generally Accepted Risk Principles (GARP), 1996.
  216. Grove A.S. Intel Corporation. Warns European Leaders Of Potential.
  217. Grove A. Davos Keynote, http://www.intel.com/intel/people/ASG/ asgdavos.htm.
  218. Hofstede G. Cultures and Organizations: Software of Mind. London: McGraw Hill, 1991.
  219. Holbrook M.B. What is Consumer Research? // Journal of Consumer Research 14 (June 1987).
  220. Jaffee D. Organization theory: tension and change, McGraw-Hill International Editions, New York, 2001.
  221. Kanter R.M. When Giants Learn to Dance: Mastering the Challenge of Strategy. Management in Carriers in the 1990s. N.Y.: Simon and Schuster, 1989.
  222. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard Translating Strategy Action. Cambridge Mass, 1996.
  223. Katona G. Psychological Analysis of Economic Behaviour. N.Y.: McGrow-Hill, 1951.
  224. Lawler E. High Involvement Management. Sun Francisco: Jossey-Bass, 1986.
  225. Lievengoed B. Managing the Developing Organization. Basil Blackwell, 1991.
  226. Mintzberg H. Structure in Fives: Designing effective organizations, Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1983.
  227. Maslow A. Theory of human motivation // Psychology Review. July, 1934. P. 370−396. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1970.
  228. Nonaka I. Creating organizational order out of chaos: self-renewal of Japanese firms. California Management Review. 30/1988,
  229. Peppers D., Rogers M. One to One: B2B. John Wiley and Sons, 2001.
  230. Pinches G. Essentials of Financial Management. Harper Collins Publishers, 1990.
  231. Puschaver L., Eccles R.G. In pursuit of the upside: Opportunity in risk management // PW Review, Dec. 1996.
  232. Robbins S.P. Essentials of organization behavior. New Jersey, Prentice-Hall Inc., 1994.
  233. Schein E.H. Organizational culture and leadership. San Francisco, Jossey-Bass, 1995.
  234. Senge P.M. The Fifth Discipline: The Art and Practice of Learning Organization. New York: Doubleday, 1990.
  235. Shemetov V. On control problem for ion carburizing. Proceedings of the International Congress on computer systems and applied mathematics, St. Petersburg, 1993.
  236. Simon H.A. The Architecture of Complexity. In: Yearbook of the Society for General Systems Research. Eds. L. Bertalanffy and A. Rappo-port, 1965.
  237. Studivant F.D., Vernon-Wortzel H. Business and Society. A Managerial Approach. Irwin, Boston, 1990.
  238. Taylor F.W. Scientific Management. Greenwood Press, Westport, Connect. 1972 edition.
  239. Technology Deficit, http://www.intel.com/pressroom/archive/re-leases/cn020397.htm/.
  240. The Future of Business Computing, http://www.intel.com/intel/ people/ASG/ASG COMP .HTM.
  241. Uttal B. The Corporate culture vultures //Fortune, 17.10.1983.
  242. Utton M. Diversification and Competition. Cambridge, Cambridge University Press, 1979.
  243. Value at Risk. Harvard Business School, Boston, Class Case 9−297−069, 1997.
  244. Weber M. Theory of Social and Economic Organization. Glencoe 111. The Free Press, 1947.
  245. Wiener H. The lost generation // Datamation, 3/1981.
  246. Williamson O. The Economic Institutions of Capitalism. New York: The Free Press, 1985.
  247. Woodward J. Industrial Organization: Theory and Practice. Oxford: Oxford University Press, 3 edn. 1994.
  248. Zrazhevskaya T Another book for Advanced Students. M.: Международные отношения, 1976.
  249. I. Статьи, тезисы докладов
  250. И.М. Тень и краски российской экономики. // ЭКО. 2004. № 8.
  251. ., Риттерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода//Вопросы экономики. 1994. № 8.
  252. . У каждой компании есть свои конкурентные преимущества. Нужно научиться ими пользоваться // Рынок ценных бумаг. 1999. № 6.
  253. Г., Капитонов В. // Аэрокосмический курьер. 2003. № 5.
  254. С.А. Дискуссионные проблемы концепции национальной безопасности // Россия XXI. 2001. № 2.
  255. Ю.К. Кадровое обеспечение малого инновационного бизнеса в системе корпоративных экономических связей. // «Кадры предприятия». 2002. № 2. С. 34−39
  256. В., Матросова Е. Структурные преобразования промышленности // Экономист. 1997. № 2.
  257. B.JI. Анализ конкурентоспособности фирмы. // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5. С. 25−29
  258. М. А. Оценка реализуемости инновационного проекта. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2. С. 27—43.
  259. О. Малому бизнесу помогут, но мало // Российская Федерация сегодня. 2004. № 7.
  260. E.H., Ковалев Д. А. Экономическая безопасность финансово-хозяйственной деятельности в России в условиях рынка // В кн.: Предпринимательство в России: проблемы и перспективы. Вып. 4.-М., 2003.
  261. В. Некоторые аспекты поддержки малого предпринимательства в Москве //Предпринимательство в России. -М.: ИСАП, 2007. С. 36.
  262. А., Виленский М. Кредитная политика и программы интеграции малого бизнеса в производственные кластеры // Вопросы экономики. 2002. № 7.
  263. Бухвалъд Е, Толовацкая Н, Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии, показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  264. Ван дер Линден М. Мотивация труда в российской промышленности: некоторые предварительные суждения. Социальная история. // Ежегодник. М.: РОССПЕН, 2005. — С. 212.
  265. И.Г. Исследования уровня транснационализации //Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6.
  266. Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 1. С. 23−32.
  267. Ю.В. Искушение инновациями.// Статья опубликована на сайте «Миссия России», от 18.09.2006 г.
  268. A.B. О некоторых социально-политических последствиях становления сетевой структуры общества. // Юбилейный Аналитический вестник Совета Федераций Федерального Собрания РФ, апрель 2004 г., № 1.
  269. В. Интеграция России в мировое научно-техническое пространство в условиях глобализации экономики // Человек и труд. 2000. № 4.
  270. А. Исследование системных свойств в экономике как предпосылка преодоления кризиса // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1.
  271. П.Н. Инновационный менеджмент. Справочное пособие — М.: Центр исследований и статистики науки, 2003.
  272. Л.И. Эволюция концепции управления человеческими ресурсами //стратегия развития персонала: Материалы конференции. Нижний Новгород, 2005. С. 92.
  273. В. Корпоративное управление: особенности и тенденции развития //Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.
  274. М.А., Солдаткин Е. И. Государственная инновационная политика и проблемы устойчивого развития природохозяйственных систем // В кн.: Предпринимательство в России: Материалы Международной научно-практической конференции. — М.: РАП, 2003.
  275. А., Лясников Н., Шеметов В. Конкурентоспособность предпринимательской структуры и ее стратегическая устойчивость // В кн.: Предпринимательство в России: проблемы и перспективы. Вып. 4. — М.: РАП, 2003.
  276. А., Шеметов В. Вероятностный подход к определению стратегической устойчивости промышленного предприятия: Материалы научной конференции. -М.: МГИМО, 2003.
  277. A.B., Шеметов В. В. Инновационная политика промышленного предприятия: Материалы научной конференции. — М.: МГИМО, окт. 2003.
  278. Н.В. Управление стратегической устойчивостью предприятия // Человек и труд 2008. № 2.
  279. М. И. Курбатова М.Б. Обучение персонала, как конкурентное преимущество // Управление персоналом. 2004. — С. 32
  280. А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 6.
  281. .З. Организационное развитие американских корпораций // США: экономика, политика, идеология. 1974. № 9.
  282. .З. Крупные корпорации — основа подъема и ускоренного развития экономики // Вопросы экономики. 1998. № 9.
  283. Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур // Риск. 1998. № 5.
  284. , Б.А., Иванов Н. В., Кулешов Т. Е. Оптимизация стоимости страхования ракет-носителей на начальных этапах эксплуатации // Страховое дело. 2002. № 7.
  285. Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 2.
  286. .Н. Концепция риска, который никогда не равен нулю // Энергия. 1989. № 8.
  287. М. Граница «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1.
  288. И. К классификации форм господдержки малого и среднего предпринимательства. // Российский экономический журнал, 2003. № И.-С. 12.
  289. Дж., Эллерман Д. Мосты через пропасть: макро- и микростратегии для России // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4.
  290. A.A. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 176.
  291. П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4.
  292. В.Р. Реф. ст. Друкера П. «Труд и управление в современном мире» // Российский экономический журнал. 1993. № 5.
  293. В.В., Омелъченко Е. Эффективность управленческого персонала промышленной компании // Кадровик. 2002. № 6.
  294. . Деловая этика и менеджмент: современные подходы // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.1. Информационные ресурсы сети Интернет
  295. Веб-сайт Росфинмониторинга: www.fedfsm.ru.
  296. Бизнес-инкубаторы: льготная аренда для молодых мозгов. www.metrinfo.ru.
  297. Бизнес-инкубаторы для молодых предпринимателей. http://www.ubo. ги/аг^с1е8/?са136&риЬ=1252.
  298. Бизнес в инкубаторе, материалы сайта http://www.rg.rn/2007/07/31/biznes.html.
  299. Инновационная экономика и малый бизнес. www.wciom.com/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/ehkonomika/srednii-i-malyi-Ыгпез.
  300. Интернет-сайт www.OXPAHA.ru / Газета / Публикации / Корпоративная культура как дополнительный ресурс безопасности и перспективы бизнеса.
  301. Интернет-сайт www.lukoil.ru.
  302. Интернет-сайт www.rusal.ru.
  303. Интернет-сайт www.yukos.ru.314. Интернет-сайт www.cbr.ru.315. Интернет-сайт www.rbc.ru.
  304. Интернет-сайт www.wikipedia.ru.
  305. Интернет-сайт www.economizdat.ru.
  306. Интернет-сайт www.finansy.ru.319. Интернет-сайт www.cbr.ru.
  307. Интернет-сайт www.cfin.ru.321. Интернет-сайт www.edu.ru.0>1п
  308. Комитет по информационному предпринимательству. http://cci.ru/newsitem.asp7icH11367.
  309. Москва: количество малых предприятий растет год от года. 03.09.2007. Московская ассоциация профсоюзов МП. www.tradeunion.ru/NewsAM.
  310. Опора России на Северо-Западе материалы сайта http://www.oporanw.m/readarticle.php?articleid=l 5.
  311. Рекомендации участников Международной конференции «Финансово кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства» http://www.smb-support.org/news/recom.htm.
  312. Создание и функционирование бизнес-инкубатора осуществляется за счет средств материалы сайтаwww.ksp.assembly.spb.ru/printdoc?nd=80 482 240&-nh=0&-ssect=^
  313. Текущий архив Росстата РФ по статистике //у^т/гЬс.гиу^кв, www.gks.ru/.
  314. Функционирование малого бизнеса материалы сайта http://www.rcsme¦ru/libArt.asp?id=z4320¦329. 2-ая конференция по бизнес-инкубированию: Материалы конференции www. conf-2.mbm.ru/default.aspx?s=0&p=6.
Заполнить форму текущей работой